Тютчев предопределение. «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение « Предопределение ».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Предопределение» предположительно напи­сано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый «де­нисьевский цикл», в который вошли такие стихотворения, как «Не раз ты слышала признанье…», «Я очи знал…», «О, не тре­вожь меня укорой справедливой…», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…». Все они посвяще­ны Елене Александровне Денисьевой, возлюбленной поэта. Эта история любви была очень драматична: она осуждалась обще­ством, у Тютчева и Денисьевой родилось трое незаконнорожден­ных детей. Елена Александровна была больна чахоткой, рано умерла, а затем умерли и двое их общих детей.

Стихотворение мы можем отнести к любовной и философс­кой лирике. Здесь поэт размышляет о сущности любви. Что же такое любовь, по мысли Тютчева? Это «союз души с душой род­ной», который предопределен человеку его судьбой:

Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И…поединок роковой…

Однако любовь не заключает в себе вечной гармонии: «по­единок роковой» часто заканчивается гибелью одного из воз­любленных. И погибает нежное, любящее сердце.

Стихотворение построено в форме постепенного развертыва­ния темы: роковая встреча — отношения — кульминация этих отношений («поединок роковой») — печальная развязка (гибель одного из любящих). Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и клаузулами. Поэт использует различные средства художественной выразительности — метафору, анафо­ру, ряд однородных членов, лексический повтор (в первой стро­фе). Во второй строфе присутствует метафора, инверсия и ряд однородных членов:

И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

На фонетическом уровне находим аллитерацию («В борьбе неравной двух сердец») и ассонанс («Союз души с душой род­ной»).

Таким образом, в этом произведении поэт выразил свои взгляды на любовь, судьбу, жизнь человека в целом. «Денисьев­ский цикл» оказал большое влияние на развитие всей русской поэзии.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Стихотворение Тютчева «Предопределение» входит в «денисьевский цикл». Произведение было написано в 1851 году и посвящено возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой. Тютчев состоял в браке, когда познакомился с ней, поэтому их чувства вызывали недоумение и непонимание в обществе. Эта беззаветная любовь, которая, несомненно, принесла много ярких и хороших моментов, тем не менее, остается одним из самых драматических периодов в жизни поэта. Данное произведение относится к любовной и философской лирике.

Предопределение - предначертание судьбы, любви человека, мысль автора состоит в том, что люди изначально предопределены на страдания, переживания и муки, вызванные любовью. Название стихотворения передает суть произведения, наталкивает нас на мысль, что финал будет несчастным. В понимании поэта любовь – «поединок роковой», «борьба неравных сердец», «страдание». Это прекрасное чувство у Тютчева лишено гармонии, просветленной пушкинской чистоты. Автор раскрывает трагическую природу любви, показывает «темную» сторону, для него любовь – это противостояние и в итоге «изноет» сердце того, кто сильнее любит.

Стихотворение представляет собой некую цепочку, которая поэтапно описывает каждый этап: первая встреча, отношения, кульминация («поединок роковой») и трагическая развязка. Произведение написано четырехстопным ямбом, автор использует различные средства выразительности: метафору, анафору, эпитеты, инверсию, лексический повтор, для лучшего изображения и передачи темы.

Данное стихотворение отображает отношение Тютчева к любви, его собственные переживания и муки, так как события, описанные в произведении, являются автобиографичными. Это чувство, которое многие поэты «превозносили» и называли истинным счастьем, Тютчев открыл с иной стороны, более глубокой. Человек не волен противостоять року, а значит, неизбежен трагичный финал.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Предопределение

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Любовь

    Анна Ахматова в своей любовной лирике смогла отобразить множество женских судеб. Можно отметить, что для своих читателей писательница предоставила на обозрение целую книгу женских душ. Описываемая любовь в стихах довольно часто

  • Анализ стихотворения Есенина Край ты мой заброшенный

    В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал

  • Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню

    Литературное наследие великого русского поэта Сергея Александровича Есенина содержит в себе немало лирических строк о любви, о счастье встреч и о грусти расставаний. Чуть более чем за год до своей смерти, он написал стихотворение

  • Анализ стихотворения Тургенева Близнецы 7класс

    Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался

  • Анализ стихотворения Жуковского Лесной царь

    Василий Андреевич Жуковский - один из самых талантливых поэтов 19 века, он является основателем такого направления в русской литературе как романтизм. Также за свое творчество Жуковский написал большое количество баллад, посланий,

/ / / Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Будучи уже в солидном возрасте, Ф.И. Тютчев встретил Елену Денисьеву. Поэт был поражен красотой и умом этой женщины. Он понимал, что не устоит перед ее чарами, хоть и жил тогда в браке со второй женой Эрнестиной. Предчувствуя развитие отношений с Денисьевой, в 1850 г. поэт написал стихотворение «Предопределение», которое, подобно зеркалу, отобразило его смешанные чувства.

Тема анализируемого произведения – любовь. Автор утверждает, что любовь может связывать только родные души. Он считает, что их союз – не только соединение, но и борьба.

Система образов «Предопределения» оригинальная. В центре произведения лирический герой, а во втором катрене появляются образы сердец. Учитывая биографию Ф.И. Тютчева, можно утверждать, что лирическое «я» произведения – отражение внутреннего состояния автора. Лирический герой размышляет над вечным вопросом любви. К раздумьям его подтолкнуло предание, согласно которому любовь – союз родных душ. Герой соглашается, что любовь – соединение душ, но в конце первой строфы добавляет, что это роковой поединок. Последний тезис развивается во втором катрене.

Лирический герой уверен, что любовь – борьба двух сердец. То, которое нежнее, неизбежно страдает и млеет от грусти. Вскоре оно вовсе изнывается, любя. О сердце менее нежном автор не говорит ничего, не открывая тайну, триумфирует оно или сокрушается. Заканчивается произведение оборванной синтаксической конструкцией, которая подталкивает читателя обдумать все, что было сказано в «Предопределении».

Стихотворение Ф.И. Тютчева состоит из двух смысловых частей: рассказ о любви, основанный на предании и рассказ о борьбе двух сердец, ее последствий. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение поделено на два катрена с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Чтобы передать чувства и эмоции лирического героя и показать свой взгляд на любовь, Ф.И. Тютчев использует художественные средства. Главную роль играет метафора: «союз души с душой», «роковое их слиянье» (о душах), «борьба двух сердец». Метафора – основа создания образов любви и двух сердец. Монолог-рассуждение лирического героя дополняется эпитетами: «поединок роковой», «борьба неравная», страдает «неизбежней».

В анализируемом стихотворении заметную роль играет интонация. Ф.И. Тютчев в обоих катренах использует оборванные предложения. При помощи них передается задумчивое состояние лирического героя и автора. Кроме того, этот прием помогает поэту расставить смысловые и эмоциональные акценты.

Мысли, выраженные в «Предопределении» Ф.И. Тютчева подчеркиваются при помощи аллитерации. Например, в описании поединка сердец преобладает согласный «р»: «в борьбе неравной двух сердец». В рассказе о страдании побежденного сердца используются слова с согласными «с», «з».

Проанализированное произведение Ф.И. Тютчева выражает восприятие проблемы любви зрелым мужчиной, который не раз испытывал это чувство.

Оборудование: Занавес или ширма, 4 кресла; портреты Ф.И. Тютчева, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой; диск с классической музыкой.

Заранее необходимо освободить в классе место, где будет развиваться действие.

Действующие лица

Двое ведущих (юноша и девушка)
Ф.И.Тютчев
Амалия Лерхенфельд
Элеонора Петерсон
Эрнестина Дернберг
Елена Денисьева

Ведущий. Лет через 20 после кончины Ф.И. Тютчева (напомню, что умер он в 1873г.) критик Скабичевский утверждал, что у поэта нет будущего. Однако уже 21 век, а мы, посмеиваясь над “пророчеством”, говорим о гениальном поэте.

Ведущая. Тютчев любил повторять фразу Декарта “Я мыслю, следовательно, существую” в самые трудные минуты своей жизни. И, думается, чтобы понять поэта, нам нужно воспользоваться силой мысли и перенестись в 19 век.

Выходит Ф.И.Тютчев, произносит задумчиво:

Всесилен я и вместе слаб,
Властитель я и вместе раб,
Добро иль зло творю - о том не рассуждаю;
Я много отдаю, но мало получаю,
И в имя же свое собой повелеваю,
И если бить хочу кого,
То бью себя я самого.

Останавливается, смотрит на зрителей.

Да, жизнь меня хорошо потрепала. Родился я 23 ноября в дворянской семье, знал Жуковского, смутно помню Отечественную войну 1812г. Учился не так уж плохо и в 18 лет стал кандидатом Московского университета.

В 1822г. я уехал в Мюнхен, стал дипломатом, а через год познакомился с Амалией Лерхенфельд – прелестной девушкой. Ей было 14. Удивительно милая и непосредственная, она покорила меня, вызвала бурю чувств, я стал ухаживать, а потом попросил ее руки.

Смотрит на занавес, из-за которого появляется Амалия Лерхенфельд.

Федор - чудесный юноша, не менее пылкий мой поклонник, чем Пушкин, Вяземский и Гейне. Ах, как мы развлекались: гуляли в окрестностях Мюнхена, любовались дворцами и парками. Он был мил, а потом сделал мне предложение.

Тютчев, подает девушке руку и ведет ее к креслам:

Да, и нашу дань любви сердечной
Ты отвергнула шутя,
Да еще и поклонниками отгородилась, я чуть не дуэли не подрался.

А что мне было делать? Вы настаивали, родители были против, называя Вас бедняком. Я была вынуждена им подчиниться и выйти замуж за барона Крюденера.

А позже мы встретились в Карлебаде и, глядя на Вас,

Я вспомнил время золотое,
Я вспомнил сердцу милый край
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в дол глядит;
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень

А потом Вы навестили меня за 3 месяца до моей смерти, словно знали и хотели попрощаться.

А Вы чуть раньше подарили мне чудесные стихи

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,
Так, весь овеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Тютчев, глядя на нее.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та же в душе моей любовь!..

Задумчиво проходит вперед, назад

Да, какое светлое было чувство.

Вообще, любовь - удивительное состояние. Оно всегда дарило мне крылья. Что может быть прекраснее момента, когда любимая

Стояла молча предо мною,
Вздымалась грудь ее волною,
Алели щеки как заря,
Все жарче рдея и горя!
И вдруг как солнце молодое,
Любви признанье золотое
Исторглось из груди ее...

Появляется Элеонора Петерсон

В 1926 г. вы женились на мне.

Тютчев, целуя ей руку, включается в диалог.
- Я был счастлив, а Вы? Мои отлучки, разлука. Я был поражен, узнав о вашем мужестве во время пожара на пароходе “Николай”. Можно сказать, дети дважды обязаны вам жизнью.
- Бросьте, какое мужество. Я так испугалась, что здоровье мое не выдержало.
- А я так любил вас, что, проведя ночь подле вашего гроба, поседел.
И долго потом еще томился я тоской желаний,

Стремился я к тебе душой
И в сумраке воспоминаний
Еще ловил я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда

А в 1839 я допустил непозволительную вольность: перечеркнул свою карьеру ради свидания с любимой.

Появляется Эрнестина Дернберг.

А ведь когда мы первый раз встретились, я была замужем.

И ваш муж поручил мне вас, а потом умер.

В итоге заботилась я о вас, а не вы обо мне.

И я благодарен Вам за все, а особенно за понимание, когда появилась Елена.

Тютчев отступает к занавесу, из-за которого выходит Денисьева.

Елена. И кто бы мог сказать, что я влюблюсь в отца моих подруг, влюблюсь настолько, что не испугаюсь скандала, осуждения друзей и света, отречения семьи.

Тютчев. Я лишился карьеры, многих друзей.

Денисьева. Не раз я слышала признанье:

“Не стою я любви твоей”.
Пускай мое она сознанье –
Но как я беден перед ней…

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Тоска вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!

Денисьева. Мы были счастливы 14 лет.

(Уходит )

Тютчев. А потом я снова учился жить.

Эрнестина Дернберг поднимается из кресла и подходит к Ф.И.Тютчеву. Я была рядом

Все отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон.
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.

Все участники собираются вместе

Ведущий . Поэт любил жизнь, движение, свет, звук.

Ведущая. И до самой смерти он остался верен единственной возлюбленной, с которой не могла соперничать ни одна из его женщин.

Ведущий. Имя ее - Россия.

Ведущая. Любой вспомнит знаменитые четыре строки, ставшие вершиной признания в любви своей стране, написанные Ф.И. Тютчевым 28 ноября 1866 года.

Участники читают по одной строке.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Последние материалы раздела:

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...