Тест вильямса описание. Показатели творческого мышления

1. Тест дивергентного (творческого) мышления (Вильямса).

Инструкция. Порядок проведения.

Тестирование проводится в групповой форме. желательно, чтобы во время тестирования дети седели за столом или партой по одному.

Для детей детского сада тестирование следует проводить в малых группах по 5 – 10 человек.

Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А – 4, на каждом листе бумаги изображено по 4 квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

Проводится ограниченно по времени:

20 минут для старших классов (4 – 11 классы), 25 минут для младших классов (1 – 3 и детей детского сада). В младших классах дети могут называть подписи к рисункам. А учителя или ассистенты могут записывать их.

Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Предлагается 12 рисунков. Работает быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работая в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадратика на другой. Создавая картинку используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите его в строчке под картинкой (или скажите мне). Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл.»

Обработка данных

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

Беглость (Б)

Гибкость (Г)

Оригинальность (О)

Разработанность (Р)

Название (Н)

1. Беглость – продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.

Основание: творческие личности работаю продуктивно, с этим связанна более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2. Гибкость – число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Живое (Ж) – человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животные, насекомое, рыба, птица и т. д.

Механическое, предметное (М) – лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

Символическое (С) – буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

Видовое, жанровое (В) – город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность – местоположение (внутри – снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи дано стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру – стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл – рисунок только снаружи.

2 балла – рисунок только внутри.

3 балла – рисунок как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность – симметрия – ассиметрия, где расположены детали, делающие рисунок ассиметричным.

0 баллов – симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл – ассиметрично вне замкнутого контура.

2 балла – ассиметрично внутри замкнутого контура.

3 балла – ассиметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и ассиметрично изображение внутри контура.

Общий сырой бал по разработанности (Р) – сумма баллов по фактору разработанности по всем рисункам.

5. Название – богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов – название не дано

1 балл – название, состоящее из одного слова без определения

2 балла – словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла – образное название, выражающее большее, чем показано на рисунке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.

2. Изучение творческого мышления по методике Туник Е. Е.

Елена Туник, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г. Санкт-Петербург

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальных различий. Вместе с тем до сих пор не существует методик для комплексной диагностики общей и специфической одаренности. Недостаточно изученным остается и дивергентное (творческое) мышление. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе интерес исследователей вызывает не столько личность ученого (осмотрительного, точного и критически мыслящего человека), сколько личность изобретателя (нестандартного, оригинального и остроумного человека).

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью).

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, по дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А.В. Брушлинский).

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.

Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление. Некоторые люди, по мнению Брунера, имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации. Гэллах и Коган установили, что креативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем когнитивной гибкости. При работе с применением теста Баррона-Уэлша было установлено, что творческие личности при выполнении теста выбирают более сложные комплексные и асимметричные фигуры. Джексон и Мессик выделили критерии для оценки продуктов творческой деятельности. Одним из рассматриваемых ими критериев является «конденсация»: творческие продукты проявляют устойчивость во времени, раскрывая все новые и новые свои стороны, а также сочетают в себе простоту и сложность. Считается, что личность, создающая подобные продукты, должна обладать разнообразным и даже противоречивым сочетанием когнитивных и эмоциональных качеств. Гилфорд предложил рассматривать три основные характеристики творческой личности - оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Последняя интерпретируется как способность одновременно учитывать и/или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов. По данным Мак-Коннена, с оригинальностью связаны еще три характеристики личности - доминантность, отзывчивость к эмоциям, проявление фемининности у мужчин. Раскин обнаружил связь между творческими способностями и такой чертой личности, как нарциссизм. Делла считает, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли. Торренс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.

Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряют свое спонтанное бесстрашие, если они становятся «окультуренными». Как писал Водсворт: «Обычаи (правила) давят на детей - крепкие, как мороз, и почти такие же глубокие, как жизнь».

В первых трех классах школы учителя более спонтанны, детоцентричны. В старших классах учителя становятся более критичными по отношению к детям. Гетзелс и Джексон разработали батарею тестов, с помощью которой можно дифференцировать высококреативных (творчески мыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы взрослых. Высококреативные предпочитали особые достижения, отличающиеся от общепринятых - это дети нонконформные, мятежные, бунтующие. Гетзелс и Джексон установили, что учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью. Креативные дети - фантазеры, любят юмор, проявляют его в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях. Учителя и одноклассники часто так характеризуют креативных детей: «Они выдвигают дикие и глупые идеи и агрессивно ведут себя». Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческого потенциала личности, и связаны в основном с именем Дж. Гилфорда. Гилфорд различает дивергентное и конвергентное мышление:

Дивергентная продукция - поиск и генерирование новых информационных объектов;

Конвергентная продукция - поиск вполне определенных ответов на вполне определенные вопросы.

Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления. По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является IQ. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались в основном Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торренсом.

Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса. В нашем исследовании мы опираемся на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда.

1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8-0,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм, равен 0,7-0,9 (8), то с факторным анализом дело обстоит сложнее. Факторный анализ выполнения тестов Торренса не подтверждает интерпретацию этих показателей на основе единичных конструктов. Взаимокорреляции разных показателей единичного теста были выше взаимокорреляции аналогичного показателя (например, беглости) по разным тестам. Два показателя оригинальности, полученные в батарее образного творческого мышления, дают корреляцию на уровне 0,30 и 0,40 друг с другом и еще ниже с показателями оригинальности тестов вербальной и образной батарей. Отсюда, по мнению А. Анастази, нецелесообразно рассматривать один и тот же показатель из различных тестов как меру одного и того же свойства личности. По нашему мнению, этот вопрос однозначно не решен и требует дальнейшего изучения. Отметим несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как индивидуально, так и в группе. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Данная батарея тестов была предложена автором этой работы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения процедуры - около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления) Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Инструкция для испытуемого

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста - 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б - беглость, n - число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, - очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке). За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком. За одну категорию начисляется 3 балла.


Г - показатель гибкости, m - число использованных категорий.

3) Оригинальность - число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ - 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

Т 1 - суммарный показатель первого субтеста,

Б 1 - беглость по 1 субтесту,

Г 1 - гибкость по 1 субтесту,

Ор 1 - оригинальность по 1 субтесту,

n - общее число уместных ответов,

k - число оригинальных ответов.

Субтест 2. Последствия ситуации Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Инструкция для испытуемого

Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах. Имеются два показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - общее число приведенных последствий. 1 ответ (1 следствие) - 1 балл.

2) Оригинальность - число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30-40 человек). 1 оригинальный ответ - 5 баллов.

0р - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов.

Т 2 - суммарный показатель второго субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3. Слова

Модификация для детей 5-8 лет. Субтест проводится индивидуально.

Задача: придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция для испытуемого

1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты. Время выполнения всего субтеста - 4 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Имеются два показателя.

1) Беглость - общее число приведенных слов. 1 слово - 1 балл.

Б - показатель беглости, n - общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

2) Оригинальность - число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30-40 человек. 1 оригинальное слово - 5 баллов.

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных слов.

Т 3 - суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5-8 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

1) Беглость - суммарное число приведенных определений (n). Одно определение - 1 балл.

Б - показатель беглости.

Г - показатель гибкости, m - число категорий ответов.

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл - 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г - показатель гибкости, m - число категорий.

3) Оригинальность - число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное определение - 5 баллов.

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных определений.


Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 - суммарный показатель четвертого субтеста.


Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса)

Назначение. Шкала Вильямса – опросник для родителей и учителей об оценке креативности (творческого начала) ребенка – проводится индивидуально, время не ограничено.

Раздается учителями в школе или на дом для родителей учащихся. Родители обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения более объективной оценки целесообразно, чтобы шкалу заполняли 2–3 педагога (если это возможно). В этом случае берется средняя оценка нескольких педагогов.

Эта шкала состоит из восьми подразделов – показателей, характеризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его. Выбирая между ответами «часто», «иногда» и «редко», следует пометить знаком «х» ответ, наиболее верно характеризующий тип поведения, которое наиболее часто демонстрирует ребенок. В конце шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить для получения дополнительной информации о ребенке. После заполнения шкалы ее необходимо вернуть тому, кто запрашивал эту информацию, для дальнейшего подсчета результатов.

Инструкция. Обведите одну из букв, указанных на листе ответов в соответствующем разделе справа от номера соответствующего утверждения, значение которой лучше всего описывает поведение ребенка. При этом буквы на листе ответов имеют следующие значения: Ч – часто; И – иногда; Р – редко.

Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте свои ответы только на выданном листе ответов.

Лист ответов

Возраст ____________

Ф. И. О. ребенка _____

Дата опроса __________

Класс _______ Школа ______

Ф. И. О. заполняющего опросник ________________________

Кем является заполняющий по отношению к ребенку ____________

Как давно заполняющий знает ребенка ___________________

Опросник

Раздел 1. Беглость

1. Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.

2. Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.

3. У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.

4. Ребенок задает много вопросов.

5. Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли.

6. Ребенок работает быстро и продуктивно.

Раздел 2. Гибкость

1. Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного.

2. Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме или проблеме.

3. Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.

4. Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.

5. Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.

6. Ребенок думает о различных путях решения проблемы.

Раздел 3. Оригинальность

1. Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и изображения.

2. Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.

3. Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).

4. Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.

5. После того как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.

6. Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

Раздел 4. Разработанность

1. Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.

2. Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов и решения, и предлагает наиболее глубокое значение.

3. Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом.

4. Ребенок хочет приукрасить и дополнить работу или идею других людей.

5. Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.

6. Ребенок изменяет правила игры.

Раздел 5. Любознательность

1. Ребенок спрашивает всех и обо всем.

2. Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.

3. Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.

4. Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.

5. Ребенок ищет разные способы решения задач.

6. Ребенок изучает книги, карты, картины и т. д., чтобы узнать как можно больше.

Раздел 6. Воображение

1. Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел.

2. Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он будет решать сам.

3. Ребенок мечтает о различных событиях и вещах.

4. Ребенок любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался.

5. Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как

6. Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Раздел 7. Сложность

1. Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.

2. Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.

3. Ребенок любит изучать что-то без посторонней помощи.

4. Ребенку нравятся сложные задания.

5. Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.

6. Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

Раздел 8. Склонность к риску

1. Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.

2. Ребенок ставит перед собой очень высокие цели и пытается их осуществить.

3. Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.

4. Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.

5. Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему неодобрение.

6. Ребенок предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Следующие четыре вопроса дадут вам возможность выразить свое мнение о ребенке и о программе в школе для творческих детей. Отвечайте кратко, но четко.

1. Вы считаете, что ребенок одаренный или может им стать?

Объсните, почему:___________________________________________

2. Вам кажется, что ребенок творческий или он может стать творческим?

Если «Да» – сообщите кратко, в чем проявляется его творчество, если «Нет» -

почему?_________________________________________________________

3. Что вы ожидаете от школьной программы для творческих детей?_______________

4. Какие изменения вы хотели бы увидеть у ребенка в результате участия в программе для

творческих детей?_____________________________

Обработка данных

Подсчет оценки состоит из следующих процедур:

1. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «часто», и умножьте это число на два. Это ответы с двойным весом, которые получают по два балла каждый.

2. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «иногда». Эти ответы получат по одному баллу каждый.

3. Подсчитайте количество ответов в колонке «редко». Эти ответы получат ноль баллов каждый.

4. Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному баллу каждый, если ответ «да» сопровождается аргументами или комментариями.

Это количественный подсчет имеющихся данных. Оценка примечаний и комментариев может помочь тем, кто составляет программы для творчески одаренных учащихся, с помощью ранжирования частоты встречаемости одинаковых или похожих комментариев. Например, если наибольшее количество экспертов дают такой комментарий: «Ребенок творчески одарен потому, что он артистичен», то эта черта (артистический талант) будет иметь высший ранг для данной группы детей.

Подобные ранги по ряду творческих проявлений личности будут характеризовать наличие и качественную особенность творческих черт различных детей.

Число ответов в колонке «часто» х 2 =

Число ответов в колонке «иногда» х 1 =

Число ответов в колонке «редко» х 0 =

Число ответов в «открытых» вопросах, с ответом «да» и комментариями х 1 = Число ответов в «открытых» вопросах, с ответом «нет» х 0 = Суммарный балл равен сумме баллов в вышестоящих строках.

Суммарные баллы учеников можно проранжировать от большего к меньшему, начиная с наивысшего балла 100, так как 100 баллов – это максимально возможный суммарный балл.

Нормативные данные Из книги Кокология 2 автора Сайто Исаму

По десятибалльной шкале Внешний вид: 10 баллов Интеллект: 10 баллов Характер: 10 балловМало кому удается встретить человека, который бы отвечал всем этим требованиям. И все же так при-ятйЪ верить, что где-то ходит по земле этот идеальный образчик. Тот, кого по утрам

Из книги Из жизни детской души (Два случая детской лжи) автора Фрейд Зигмунд

ИЗ ЖИЗНИ ДЕТСКОЙ ДУШИ (Два случая детской лжи) I Семилетняя девочка (во втором классе) просила у отца денег на покупку красок, чтоб окрасить к пасхе писанки, Отец отказал ей в этом, сославшись на отсутствие денег. Вскоре после этого девочка снова просит у отца денег, чтобы

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Уровни креативности Классическая теория Фрейда не подходит для наших целей, к тому же имеющиеся у нас данные частично с ней не согласуются. В значительной мере эта теория представляет собой психологию Ид, занимавшуюся исследованием инстинктивных влечений и

Из книги Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы автора Некрасов Анатолий Александрович

88. Почему любовь к родителям находится лишь на четвёртом месте по шкале ценностей? На четвёртом месте находится любовь к родителям, к своим корням. Без корней, без этой любви человек существует как перекати-поле. Поэтому для реализации, для гармоничного развития человека

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

97. Какое место в шкале жизненных ценностей отводится работе? На пятом месте в иерархии любви находится творческая реализация человека в социуме, проще говоря – его деятельность, работа. Опять же уточняю – именно здесь, на пятом месте! Не по времени, отдаваемому работе, а

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник) Назначение и краткая характеристика. Большинство текстов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения батареи тестов – 40 минут. Тесты

Из книги НЛП: управление креативностью автора Дилтс Роберт

Психогенетика креативности Напомним, что психогенетика решает проблему соотношения детерминант фенотипической изменчивости признака, то есть причин индивидуальных различий между людьми, в том числе – различий в способностях.Как мы уже отметили выше, в психологии

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса){А. Н. Воронин} Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая –

Из книги Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы автора Келли Том

Диагностика вербальной креативности Адаптация теста С. Медника – подростковый и взрослый варианты{А. Н. Воронин, Т. В. Галкина} Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций). Методика

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Раздел 1.1. Основы креативности Проблемная область креативности(По: Tools For Dreamers, pp. XIII–XV) Воображение важнее знания. Альберт Эйнштейн Следы любого животного говорят о том, чем оно было; только следы человека говорят о том, что он создал. J. Bronowski, The Ascent of Man Оглядитесь по

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

ТЕХНИКА 2. «Оценка по шкале» Вычерчивается 10-балльная шкала, где 10 баллов соответствуют идеалу, а 1 - наихудшее положение дел. Клиента просят отметить на шкале его сегодняшнюю ситуацию, а затем описать, что изменится в жизни, если произойдет сдвиг на один балл вправо.

Из книги автора

Подключение к креативности В мире, полном творческого потенциала, опасно предполагать, что все хорошие идеи лежат на поверхности. Однако мы наблюдали, как это мнение высказывается во многих международных корпорациях: руководители 5?го уровня составляют план своих

Из книги автора

Формула креативности: c = me2 Формула творческого потенциала будет работать на вас, когда вы поймете, что она собой представляет, и буквально прочувствуете ее слагаемые. А они не сложны.Формула креативности: c = me2; гдеc – творчество (creativity);m – масса того, что вы знаете (mass);e –

Из книги автора

Что мешает креативности Барьеры к креативности могут препятствовать раскрытию творческого потенциала, которым мы все наделены и к которому мы все способны. Знание о таких барьерах должно подготовить вас к тому, чтобы вы могли заметить их, когда они встретятся у вас на

Из книги автора

Мифы о креативности Мифы о креативности, как я не раз уже говорил, могут действовать как барьеры к творческому потенциалу из-за их власти формировать каждодневное поведение.? Творческий потенциал – явление мистическое, волшебное и непостижимое.? Только истинные

Из книги автора

Оценка исследователем результатов тестирования пациента по шкале CAPS-1 (18) Влияние на социальную деятельностьВлияли ли каким-либо образом симптомы, которые Вы подтверждаете, на Вашу социальную жизнь? (Оцените общее влияние, которое имеют симптомы ПТСР на социальную жизнь

Методика 5. «Набор креативных тестов САР

(модифицированные креативные тесты Вильямса)»

САР – это набор тестов, состоящих из двух методик для детей: Теста (дивергентного) творческого мышления и Теста творческих личностных характеристик.

Тест дивергентного мышления может быть использован для детей от 5 до 17 лет. Тест личностных творческих характеристик (самооценка) – для детей с 5-ого по 11 классы.

ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ

Порядок проведения.

Тестирование проводится в групповой или индивидуальной форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за партой по одному.

Ученик выполняет задание в тестовой тетради (Приложение 1). Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по 4 квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

Время выполнения задания: для 4-11 классов – 20 минут; для 1-3 кл. и детей дошкольников–25 мин.

Инструкция:

«Это задание поможет узнать насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. Поле завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и напишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».



Примечание : дети младших классов могут устно называть подписи к рисункам, а экспериментатор их записывать

ТЕСТОВАЯ ТЕТРАДЬ

Тест творческого мышления

ФИО______________________________________________________

Дата_________________ Возраст ______________________________

Класс________________ Школа__________ Город_____________


__________________________
1. ___________________________ 2. _____________________________

3. ____________________________ 4._____________________________


__________________________
5. ___________________________ 6. _____________________________

7. ____________________________ 8._____________________________


__________________________
9. __________________________ 10. _____________________________

11. __________________________ 12._____________________________

Обработка данных.

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять факторов, выраженных в сырых баллах:

· Беглость (Б)

· Гибкость (Г)

· Оригинальность (О)

· Разработанность (Р)

· Название (Н)

1. Беглость – продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, это связано с более развитой беглостью мышления.

Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2. Гибкость – число изменений категорий рисунка, считая от первого рисунка.

Живое (Ж) – человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т.д.

Механическое, предметное (М) – лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т.д.

Символическое (С) – буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.

Видовое, жанровое (В) – город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т.д.

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того, чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно.

Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность – местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные люди, обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т.е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т.е. рисунок будет как снаружи так и внутри стимульной фигуры.

1 балл – рисуют только снаружи,

2 балла – рисуют только внутри,

3 балла – рисуют как снаружи так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам. Максимальное количество – 36 баллов.

4. Разработанность – симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным. Творческие люди добавляют детали к замкнутому контуру, предпочитают асимметрию и сложность при изображении.

0 баллов – симметрично внутреннее и внешнее пространство (повсюду),

1 балл – асимметрично вне стимульной фигуры,

2 балла – асимметрично внутри стимульной фигуры,

3 балла – ассиметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон стимульной фигуры как внутри так и снаружи,

Общий сырой балл по разработанности (Р) – сумма баллов по фактору «разработанность» по всем рисункам. Максимальное количество – 36 баллов.

5. Название – богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов – название не дано

1 балл – название, состоящее из одного слова без определения

2 балла – словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла – образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т.е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок. Максимальное количество – 36 баллов.

НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ

Средние значения (М) по тесту «Творческое мышление» (САР)

ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ВИЛЬЯМСА

Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики. Тест состоит из трех частей:

· тест дивергентного (творческого) мышления;
· тест личных творческих характеристик (опросник для детей)
· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).

Батарея креативных тестов Вильямса - один из лучших психодиагностических инструментов для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подпи­сать рисунки. При этом необходимо в точности следовать за­мыслу ребенка.

ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ

Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты рабо­ты. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возни­кает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: уп­ражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стре­миться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теп­лоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознатель­ности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми задани­ями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, об­разец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в боль­ших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.

Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок дол­жен сидеть за столом один или с ассистентом эксперимента­тора.

Время выполнения теста 25 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий раз­личные модификации в зависимости от конкретных условий:

«На этих страницах нарисованы незаконченные фи­гуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку под­робной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу. На выполнение задания отводится 25 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появи­лись вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками».

ТЕСТОВАЯ ТЕТРАДЬ

ФИО________________________________

Дата ________________________________

Возраст______________________________

Класс________________________________

Школа_______________________________

Город________________________________

Обработка теста

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергент­ного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, харак­теризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

Беглость (Б)

Гибкость (Г)

Оригинальность (О)

Разработанность {Р)

Название (Н)

1. Беглость - продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их со­держания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рису­нок).

2. Гибкость - число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

-живое (Ж) - человек, лицо, цветок, дерево, любое расте­ние, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

-механическое, предметное (М) - лодка, космический ко­рабль, велосипед , машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

-символическое (С) - буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

-видовое, жанровое (В) - город, шоссе, дом, двор, парк, ко­смос, горы и т. д. (см. иллюстрации на следующей странице).

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность - местоположение (внутри - снаружи от­носительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих лю­дей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи дан­ной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать вну­три закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1балл - рисуют только снаружи.

2балла - рисуют только внутри.

3балла - рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме бал­лов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность - симметрия-асимметрия, где располо­жены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов - симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл - асимметрично вне замкнутого контура.

2 балла - асимметрично внутри замкнутого контура.

3 балла - асимметрично полностью: различны внешние дета­ли с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.

Общий сырой балл по разработанности (Р) - сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название - богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0баллов - название не дано

1балл - название, состоящее из одного слова без опреде­ления.

2балла - словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла - образное название, выражающее больше, чем пока­зано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.

ИТОГОВЫЙ ПОДСЧЕТ ПО ТЕСТУ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ

БЕГЛОСТЬ Общее количество выполненных рисунков. Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

ГИБКОСТЬ Количество изменений категорий, счи­тая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ Где выполняется рисунок:

Вне стимульной фигуры - 1 балл

Внутри стимульной фигуры - 2 балла

Внутри и снаружи стимульной фигу­ры - 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору по всем нарисованным картин­кам). Возможно max 36 баллов.

РАЗРАБОТАННОСТЬ Где дополняющие детали создают асим­метрию изображения:

Симметрично повсюду - 0 баллов

Асимметрично вне стимульной фигу­ры - 1 балл

Асимметрично внутри стимульной фигуры - 2 балла

Асимметрично внутри и снаружи - 3 балла

max 36 баллов.

НАЗВАНИЕ

Словарный запас и образное, творчес­кое использование языка:

Название не дано - 0 баллов

Название из одного слова - 1 балл

Название из нескольких слов - 2 балла

Образное название, выражающее больше, чем показано на картинке - 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов. Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления

Беглость - учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание - по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл - 12.

Гибкость - учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возмож­ный суммарный сырой балл - 11.

Оригинальность - учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каж­дую оригинальную картинку. Максимально возможный суммар­ный сырой балл - 36.

Разработанность - учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл - 36.

Название - учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл под­пись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл - 36.

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сы­ рых баллах) за весь тест - 131.

ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ВИЛЬЯМСА

Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики. Тест состоит из трех частей:

· тест дивергентного (творческого) мышления;
· тест личных творческих характеристик (опросник для детей)
· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).

Батарея креативных тестов Вильямса - один из лучших психодиагностических инструментов для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подпи­сать рисунки. При этом необходимо в точности следовать за­мыслу ребенка.

ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ

Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты рабо­ты. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возни­кает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: уп­ражнения, рисунки, картинки и т.д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стре­миться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теп­лоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознатель­ности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми задани­ями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, об­разец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в боль­ших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.

Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок дол­жен сидеть за столом одинили с ассистентом эксперимента­тора.

Время выполнения теста 25 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий раз­личные модификации в зависимости от конкретных условий:

«На этих страницах нарисованы незаконченные фи­гуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории. Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку под­робной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу. На выполнение задания отводится 25 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появи­лись вопросы, задай их сейчас. Начинай работать над рисунками».

ТЕСТОВАЯ ТЕТРАДЬ

ФИО________________________________

Дата ________________________________

Возраст______________________________

Класс________________________________

Школа_______________________________

Город________________________________

Обработка теста

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергент­ного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, харак­теризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

Беглость (Б)

Гибкость (Г)

Оригинальность (О)

Разработанность {Р)

Название (Н)

1. Беглость - продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их со­держания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рису­нок).

2. Гибкость - число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

-живое (Ж) - человек, лицо, цветок, дерево, любое расте­ние, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

-механическое, предметное (М) - лодка, космический ко­рабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

-символическое (С) - буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение ит. д.

-видовое, жанровое (В) - город, шоссе, дом, двор, парк, ко­смос, горы и т. д. (см. иллюстрации на следующей странице).

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность - местоположение (внутри - снаружи от­носительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих лю­дей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи дан­ной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать вну­три закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1балл - рисуют только снаружи.

2балла - рисуют только внутри.

3балла - рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме бал­лов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность - симметрия-асимметрия, где располо­жены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов - симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл - асимметрично вне замкнутого контура.

2 балла - асимметрично внутри замкнутого контура.

3 балла - асимметрично полностью: различны внешние дета­ли с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.

Общий сырой балл по разработанности (Р) - сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название - богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0баллов - название не дано

1балл- название, состоящее из одного слова без опреде­ления.

2балла - словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла- образное название, выражающее больше, чем пока­зано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.

ИТОГОВЫЙ ПОДСЧЕТ ПО ТЕСТУ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ

БЕГЛОСТЬ Общее количество выполненных рисунков. Возможно max 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

ГИБКОСТЬ Количество изменений категорий, счи­тая от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ Где выполняется рисунок:

Вне стимульной фигуры - 1 балл

Внутри стимульной фигуры - 2 балла

Внутри и снаружи стимульной фигу­ры - 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору по всем нарисованным картин­кам). Возможно max 36 баллов.

РАЗРАБОТАННОСТЬ Где дополняющие детали создают асим­метрию изображения:

Симметрично повсюду - 0 баллов

Асимметрично вне стимульной фигу­ры - 1 балл

Асимметрично внутри стимульной фигуры - 2 балла

Асимметрично внутри и снаружи - 3 балла

max 36 баллов.

НАЗВАНИЕ

Словарный запас и образное, творчес­кое использование языка:

Название не дано - 0 баллов

Название из одного слова - 1 балл

Название из нескольких слов - 2 балла

Образное название, выражающее больше, чем показано на картинке - 3 балла

(суммируются баллы по данному фак­тору для всех нарисованных картинок). Возможно max 36 баллов.Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления

Беглость - учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание - по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл - 12.

Гибкость - учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возмож­ный суммарный сырой балл - 11.

Оригинальность - учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каж­дую оригинальную картинку. Максимально возможный суммар­ный сырой балл - 36.

Разработанность - учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл - 36.

Название - учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл под­пись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл - 36.


Похожая информация.


Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...