Поучение профессора мономаха читать короткие. Поучение

Интересные факты о Владимире Мономаха, одном из правителей земель Киевской Руси, изложенные в этой статье.

Владимир Мономах интересные факты

Владимир из самых юных лет активно участвовал в походах и сражениях со степняками. Когда ему исполнилось 15 лет, княжич в составе русского войска сражался на Альте в составе с половцами в 1068 году. Уже через 10 лет он от отца получает Смоленскую землю и Черниговское княжество, став мудрым правителем.

При крещении он получил имя Василий.

Его произведение — наставление «Поучение детям», которое было написано в 1118 году является настоящим историческим источником. Произведение содержит в себе культурные, содержит историко-бытовые сюжеты и моральные установки. «Поучение детям» базируется на учениях о справедливости, добре, достоинстве.

В 1821 году под Черниговом в лесах был найден княжеский тяжелый змеевик, который, очевидно, был утерян Мономахом во время безумной скачки в города или во время охоты.

Князь учился в Оксфордском университете . И в Англии он входил к королевскому двору. Где и познакомился с Ґитою Торкельздоттир, дочерью короля Гарольда ІІ Ґодвинсона. Она считалась самой красивой женщиной в Европе. Ему удалось завоевать сердце красавицы, которая в итоге стала женой принца.

Некоторое время Мономах с женой жил в Чехии и Польше.

Дети Владимира Мономаха положили начало двум новым генеалогическим ветвям. Известно, что он был дважды женат — первой его женой была англо-саксонской принцесса, а второй — дочь печенежского хана.

Мономаха называют открывателем европейской культуры для Киевской Руси. Впервые о государстве заговорили на международной арене. Сын Мономаха и Гиты — Мстислав, был женат на дочери шведского короля, его дочь стала женой датского короля и родила Вольдемара, будущего короля монарха Дании. А вот свою сестру он выдал замуж за императора Германской империи.

Надеемся, что с этой статьи Вы узнали интересные факты из жизни Владимира Мономаха.

«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.

Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

Послушайте меня, дети мои, – продолжает Мономах. – Если не все поучение мое примете, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.

Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.

Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.

Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.

Владимир Мономах княжил в Смоленске в 1073—1078 годах, будучи еще молодым человеком (он родился в 1053 году). Затем он последовательно был князем Черниговским и Переяславским, пока в 1113 году киевляне не позвали его на великокняжеский стол. .



Годы правления князя Владимира Мономаха

  • князь ростовский (1066—1073)
  • князь смоленский (1073—1078)
  • черниговский (1078—1094)
  • переяславский (1094—1113)
  • великий князь киевский (1113—1125)

Правление Владимира Мономаха, миролюбивый князь

Возможность занять киевский престол была у Мономаха еще раньше, в 1093 году, когда умер его отец, великий князь Всеволод Ярославич. Но, не желая междоусобной брани, он не предпринял к тому никаких попыток. Едва получив известие о смерти отца, он приехал в Киев (благо дорога была езженая, сам он в «Поучении» говорил, что еще при жизни Всеволода «из Чернигова в Киев около ста раз... ездил, за один день проезжая, до вечерни»). Непосредственным, по старшинству, претендентом на киевский престол был двоюродный брат Владимира Святополк Изяславич. Он ехал в Киев из Турова и, конечно, «до вечерни» успеть не мог. То есть случай благоприятствовал Владимиру остаться в Киеве, но он им не воспользовался, опасаясь нестроений, и вернулся в Чернигов.

Более того, в следующем году, когда к стенам Чернигова подступил другой его «кузен», Олег Святославич, приведший с собой половецкое войско, Владимир, княживший к тому времени в Чернигове уже шестнадцать лет, отдал город брату и ушел в Переяславль, «сжалившись над христианскими душами и селами горящими и монастырями».

Владимир Мономах становится Великим князем киевским

В 1113 году в Киеве умер великий князь Святополк. По нем великокняжеский престол должен был занять по старшинству Давид, средний сын великого князя Святослава Ярославича. Но киевляне не мыслили над собой другого князя, кроме Мономаха, о чем и сообщили ему.

Владимир медлил, не желая, по своему обычаю, нарушать установленный порядок наследования. А в Киеве тем временем поднялся бунт против княжеской администрации и евреев-ростовщиков. В Ипатьевской летописи говорится:

«Кияниже разграбиша двор Путятин тысяцкого, идоша на жиды и разграбиша я».

Недовольство порядками, заведенными при Святополке, назревало давно. Князь, как о нем сообщает летописец, был скуп и сребролюбив и не упускал возможности поприжать подданных. Ростовщики чувствовали себя при нем вполне вольготно и безбожно разоряли народ. А так как отдачей денег в рост занимались преимущественно евреи, которым их закон не возбранял делать этого «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост», то естественно, что народный гнев обрушился прежде всего на них.

И киевляне вторично послали в Переяславль за Мономахом.

«Приходи, княже, в Киев, — просили они, — если не придешь, то знай, что много бед произойдет, не только Путятин двор, не только сотских и евреев пограбят, но нападут и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, княже, если разграбят и монастыри».

Владимир поспешил в Киев, где по усмирении бунта существенно ограничил возможности ростовщиков, зафиксировав эти ограничения законодательно.



Княжение Владимира Мономаха - последний период цельности Древней Руси

Эпоха Мономахова великого княжения — последний период относительного спокойствия и цельности в Древней Руси. Владимиру подчинялись почти все князья, а он не злоупотреблял своей властью.

В Киеве Мономах продолжил свою храмоздательную деятельность. «Не щадяше именья своего... церкви зижа и украшая», — говорит о нем летописец. До того, кроме , он успел построить храмы в Ростове, Владимире, Чернигове. В Киеве же он поставил церкви Спаса на Берестове и Иоанна Предтечи, а в 1117 году на реке Альте, где был убит , возвел Борисоглебский храм. Здесь он и скончался в 1125 году. Тело его перевезли в Киев и похоронили рядом с прахом отца в .

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах (1053-1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли - плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта - возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорченный междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самостоятельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями - и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь - страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрет, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещен его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мертвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Владимир Всеволодович Мономах (1053- 1125)- внук Ярослава Мудрого, князь черниговский, переяславский, а с 1113 г. - великий киевский князь; автор и герой «Поучения».

В. М. начал «Поучение» с обращения к своим детям: если кому-то из них не понравится то, что он написал, то пусть скажут, что перед смертью «безлепицу молвил». В. М. рассказывает, как однажды к нему приходили послы от братьев и предлагали вступить с ними в союз против другого князя. В. М. отказался, а затем взял Псалтырь и начал читать в том месте, где она открылась. Вот и сейчас, приведя много цитат из Псалтыри, В. М. комментирует это, обращаясь к детям. Он призывает их не лениться, верить в Господа Иисуса Христа, говорит, что и малым делом можно получить милость Божию. В числе поучений князя - не забывать об убогих и нищих, не давать сильным погубить человека, не убивать ни правого, ни виноватого, чтить епископов и игуменов, уважать старых и заботиться о молодых. В. М. советует детям не надеяться на воевод, не злоупотреблять в питье и еде, любить жену, но не давать ей волю над собой, постоянно учиться. Превыше всего, по мнению В. М., страх Божий, и о нем надо всегда помнить.

Рассказ В. М. о своей жизни начинается с того, что он вспоминает: в разъездах и на охотах был с тринадцати лет. В. М. подробно рассказывает о военных походах, в которых участвовал, об отношениях с другими князьями: «А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших». Уделяет В. М. место в своем рассказе и охоте. Он ловил своими руками диких коней, его бодал олень, топтал лось, вепрь оторвал меч с бедра, а медведь однажды укусил потник его лошади. В. М. заключает свой рассказ тем, что Бог сохранил его невредимым. Опять возвращаясь к советам, В. М. приводит собственный опыт: он никогда не полагался на посадников, делал все вместе со своими дружинниками, сам устанавливал распорядок для слуг. В этом он видит залог счастливого и разумного правления.

Основой третьей части - письма к Олегу Святославичу - является мысль о любви к ближнему, к «брату» своему. Укоряя Олега за то, что он убил его сына, но не на войне, а предательски, В. М. замечает, что все можно было бы решить миром. В конце «Поучения» В. М. говорит о Страшном суде: «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю». Таким образом, можно и рассматривать этот памятник как собственно поучение и видеть в нем «отчет» князя о своей земной жизни перед Высшей Властью. Но, несмотря на совмещение покаянной темы с поучением, В. М. - автор создает образ В. М. - главного героя как воплощение идеального князя - идеального христианского правителя.

В поучении обращается князь Владимир к потомкам, призывая их если и не все взять в пример для себя, то, хотя бы, некоторое. На мысль написать это обращение натолкнула его встреча с послами от братьев по пути на Волгу. Встречу он эту тоже описывает.

Они призывали его вместе с ними пойти против Ростиславичей и завладеть их землями. Владимир отсылает послов, сказав, что не может идти с ними.

А после открывает он Псалтырь. Читает то, что попадается ему. Мысли его на тот момент и фразы из священного писания и приводят его к решению оставить поучение для будущих поколений.

Первое, о чем просит он – не лениться. Призывает к труду и добру. Начало всего лучшего – это милосердие и помощь нуждающимся. Подавая милостыню, нужно не скупиться.

Призывает к вере во Всевышнего и упованию на него. Ибо истреблен будет грешник, а сердцем смиренные унаследуют землю и укрепится дух их.

Господь не оставит праведника. Ведь сам князь ни разу за свою жизнь не видел такого человека покинутым. Уклоняться нужно от зла и творить добро. И, можно заслужить прощение не только монашеством и затворничеством, но и малыми добрыми делами.

Заступничество за слабых и убогих – еще одно богоугодное дело. Призывает Владимир к усмирению гнева, гордыни и жажды мести. Душа человека должна быть чиста и непорочна. А с близкими нужно жить в любви, прощая им прегрешения их, как делает это Господь.

Не нужно ценить почет. Суета земной жизни ничтожна. Гордость в характере и дерзость в речах своих – усмирять. Учит он терпению во всем и почитанию заповедей божьих. А греховность свою можно победить раскаяньем и покаянием.

Рассуждает Владимир в своем поучении о благоустройстве мира. Все создал Господь в нем на благо человечества.

Рассказывает он кратко о своей жизни. О походах военных и сражениях. Начались они для него еще с тринадцатилетнего возраста. Он был отправлен отцом в свой первый поход – к Ростову. Правил Владимир там некоторое время. Позже ездил он заключать мир с Польшей.

Далее идет повествование и о других походах и битвах. О княжении своем в Переяславле рассказывает Владимир. И о любви своей к охоте. Под Черниговым ловил он диких коней. И на всякого другого зверя ходил. Но, всегда делал сам то, что мог, не полагаясь во всем на челядь. Сам князь беспокоился о устройстве дома своего и во всем наводил порядок. Дает он совет учится тому, что не умеешь – все может пригодиться.

В заключении, говорит о том, что не хвалит он себя, свою смелость и способности. Но, призывает, уже умудренный опытом жизни, прислушаться к его словам.

Обращается он и к Олегу, говоря о том, что любить нужно братьев своих. Только мира он хочет для земли Русской.

Пронизанное призванием к вере в Господа и покаянию, учит послание князя Владимира всему лучшему, что может быть в человеке: милосердию, состраданию, добру, почитанию старших. Учит трудиться на благо и себе, и близких своих и жить в мире.

Картинка или рисунок Поучение Владимира Мономаха

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Притча о блудном сыне

    Один из двух сыновей попросил у отца отдать ему половину имущества. Отец выполнил просьбу, разделив между сыновьями то, что имел.

  • Краткое содержание Паломничество Чайльд-Гарольда Байрон

    Когда под нажимом руки знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича появлялась очередная крылатая строчка, которая могла полностью определить весь облик и характер его любимых героев

  • Саша Черный Кавказский пленник краткое содержание

    В саду было весело. Весна была в разгаре: цвели черемуха и пионы, воробьи прыгали по деревьям, скворцы грелись на солнце, по усадьбам бегали черная такса и дворняга Тузик. У берегов Елагина тянулась обсаженная черёмухой коса, посередине которой

  • Краткое содержание Островский Последняя жертва

    Эта не самая популярная пьеса Островского весьма оригинальна. Персонажи меняются местами. Богатый старик, мечтающий о девушке, оказывается честней, чем её молодой и красивый жених. В центре пьесы практически любовный треугольник.

  • Краткое содержание Чехов Белолобый

    В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...