Тайм менеджмент для подростков тренинг упражнения. Тайм-менеджмент для школьников: как найти время для экзаменов

Время чтения 8 минут

В этой статье мы поговорим о тайм – менеджменте для школьников. Как организовать распорядок дня школьника так, чтобы он успевал делать уроки, гулять на свежем воздухе и чувствовал себя не перегруженным.

Время – это народное богатство, такое же, как недра, лес, озера. Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «время пользованию. © Даниил Гранин

Школьная пора

Школьная пора – не простое время, так как в этот период жизни так хочется погулять, больше проводить времени с друзьями, а тут эти уроки. Эта статья для ответственных родителей, которые понимают всю важность планирования дня своего ребенка. Правильно составленный распорядок дня школьника обеспечит ему хорошую успеваемость, здоровый сон и чудесное самочувствие.

Среди школьников провели социальный опрос, как они думают, почему им не хватает времени:

Вот главные причины нехватки времени

  1. Я слишком долго делаю домашние задания.
  2. Много времени отнимает интернет и телевизор.
  3. Не планирую предварительно свой день. Отсюда перекладываю дела на потом, и нет четкой картины, чем нужно заниматься.
  4. Легко отвлекаюсь от важных дел на посторонние.
  5. Не довожу начатое дело до конца.
  6. Делаю всё очень медленно и вообще долго раскачиваюсь в начале дня.

Думайте на бумаге. Письменно формулируя задачу, вы оттачиваете её и придаете ей материальную осязаемость; создаете то, что можно пощупать и увидеть. Пока цель не записана, она остается всего лишь пожеланием или фантазией. В ней нет никакой энергии. Незафиксированные цели ведут к путанице, неопределенности, неверному выбору направления и множеству ошибок. Зафиксированная на бумаге цель и упорядоченный план действий сделают ваш труд намного продуктивнее. Ваши достижения будут выгодно отличаться от результатов тех, кто держит свои намерения в памяти. © Брайан Трейси

Заключается не в том, чтобы загрузить себя кучей дел, а чтобы разгрузить от ненужных. Необходимо выполнять самые важные и ответственные задачи со своего списка дел. Список лучше составлять за час до сна. Посмотрите, какие уроки заданы на завтра, какие можно сделать с утра и какие и них наиболее важные и требует большего количества времени на выполнение. Утром приступайте к самому сложному заданию. В тайм – менеджменте это правило называется «съесть лягушку на завтрак». Сделайте самое сложное в начале дня, это принесет вам моральное удовольствие, а также освободит вас на весь день от навязчивой мысли об этом задании.

1. Чтобы при выполнении домашнего задания, не отвлекаться, нужно соблюдать такие правила

  • Закрыться в комнате или пойти в библиотеку в школе. Найти такое место, где вас бы никто не трогал.
  • Отключить звук на телефоне, выключить телевизор и компьютер.
  • Произведения Моцарта можно включить фоном. Учеными доказано, что музыка Моцарта помогает концентрироваться, и повышает внимание.
  • Если вам нужно много прочесть, тогда выберите самые продуктивные для этого часы. Если вам мешают посторонние мысли, записывайте их.
  • Самый действенный метод не отвлекаться – ставить таймер на 25 минут. В эти 25 минут вы должны заниматься только одним делом и полностью на нем сконцентрироваться. Потом сделать передышку в 5 минут и снова завести таймер на 25 минут. В тайм – менеджменте этот способ концентрации называется методом «помидора».
  • Очень часто причиной отвлечения от дел являются просьбы о помощи других людей. Нужно научиться говорить «нет».

2. Проблема не доведения дел до конца вытекает из предыдущей

Мы откладываем дела на потом, потому что часто отвлекаемся. Еще одна причина – страх не справиться со сложной задачей. Чтобы побороть страх, нужно просто взяться за решение этой проблемы маленькими шажками.

Также, прежде чем приступить к делу, вы должны понимать, какова ваша цель. Действительно ли это важно для вас и какой результат вы хотите получить?

Например, я хочу хорошо сдать экзамены – это мечта, но не цель. Цель должна быть четкой и конкретной, например, я хочу получить 80 баллов по сумме трех экзаменов. Записывайте на бумаге конкретные цели и сроки их достижения.

3. Последняя распространенная проблема школьников – медлительность и длительное раскачивание в начале дня

Встать с утра – это самое сложное для любого школьника. Естественно, чтобы было легче проснуться с утра, нужно пораньше ложиться спать. Рассчитайте время, во сколько нужно лечь, чтобы поспать 9 часов, и при этом встать в 7 утра. Учитывайте время, которое уходит, прежде чем вы засыпаете.

Мозг школьника активно работает, перерабатывает много новой информации, поэтому, конечно же, устает. Часто у детей начинает побаливать голова. В этом случае очень полезен кратковременный дневной сон, хотя бы 15-20 минут. Это поможет восстановить силы и отдохнуть мозгу.

Упражнения по тайм – менеджменту для школьников

1. Упражнение «Чувство времени»

Нужно научиться контролировать время, которое отводится на работу или отдых. Мысленно научиться давать себе «звонок» (ведущий упражнения звонит в колокольчик и включает секундомер). Школьник должен в это время выполнять любое задание. К примеру в течении 15 минут и дать знать ведущему, когда это время истекло, по его ощущениям.

2. Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра

Это упражнение учит расставлять дела по приоритетности. Ведущий рассказывает о 4 типах приоритетов. Школьник должен составить список дел на день, соответственно по приоритетности. То есть разложить карточки с заданиями в 4 разные кучки. Также это упражнение дает школьнику представление о жестких и гибких делах. Жесткие – это те, у которых четко определено время начала (например, урок, секции, кружки, сеанс в кинотеатре). Гибкие дела – это те, которые просто нужно успеть сделать, не важно в какое время.

3. Упражнение «Запланируй субботу»

Школьникам дается текст с планами на субботу старшеклассника. Нужно подчеркнуть гибкие и жесткие дела. Определить приоритетность дел в данном плане, расставить их в правильном порядке.

Распорядок дня школьника

Как правило, первая половина дня школьника расписана. Он находится в школе на уроках. Вторая половина частично занята посещением секций и кружков. Как нужно распланировать вторую половину дня школьника?

1. Если вы пришли со школы, и чувствуете себя уставшим, нужно прилечь отдохнуть и если удастся, поспать хоть полчаса . Это восстановит силы. После пробуждения ни в коем случае не включать телевизор или компьютер. Лучше сразу взяться за выполнение самого сложного задания или урока.

2. Необходимо каждый час делать смену деятельности. Чередуйте занятия менее приятные с более приятными.

«Сначала мы откладываем и оттягиваем начало какого-то дела, а потом, все же приступив к нему, откладываем его прекращение. Неумение прерваться на половине отчасти объясняется стремление получать удовольствие и желанием избежать неприятных переживаний. Смена вида деятельности часто сопровождается некоторым дискомфортом. …Причем прерваться бывает особенно трудно, если вы оттягивали начало. Например, вы прибираетесь в комнате или читаете книгу и чувствуете себя вполне хорошо – до тех пор, пока не приходит время прекратить это занятие. Но после того как укрепите силу воли, вы сумеете не только начинать дела вовремя. Но и прекращать их в нужный момент».

Диана Де Лонзор из книги «Лёгкий способ перестать опаздывать»

3. Прикидывайте, сколько времени займет то или иное задание . Постарайтесь приучить себя укладываться в эти временные рамки.

4. Готовьтесь к следующему дню с вечера . Соберите рюкзак, приготовьте одежду. Если вы делаете уроки с утра, то положите на столе необходимые тетради и учебники.

О пользе наличия режима говорят все психологи. Правильно составленный распорядок дня школьника делает его более собранным, дисциплинированным. Предотвращает неврозы и переутомления.

Что необходимо учесть при составлении распорядка дня школьника?

  • 7:00 – 7:30 – подъём, утренняя зарядка.
  • 7:45 – 8:00 – завтрак.
  • 8:30 – 13:00 – пребывание в школе.
  • 13:00 – 13:30 – обед.
  • 14:00 – 15:30 – обеденный сон.
  • 15:30 – 16:30 – прогулка на свежем воздухе.
  • 16:30 – 17:00 – полдник.
  • 17:00 – 19:30 – посещение кружков и секций.
  • 19:30 – 20:30 – ужин и выполнение домашнего задания, уборка в комнате.
  • 20:30 – 21:00 – прогулка на свежем воздухе перед сном.
  • 21:00 – ночной сон.

Идеальный режим дня подростка

У старших школьников есть масса своих увлечений и хобби. Им не нужно спать днем. Очень важно выполнить уроки до 20:00, так как после 8 часов работоспособность очень снижается. Обязательно после школы прогуляться на свежем воздухе или посетить спортивную секцию.

У подростков очень многое времени уходит на учебу, это связано с поступлением в ВУЗы. Поэтому нужно обеспечить постоянную смену деятельности. Физические упражнения просто необходимы, иначе здоровье подростка сильно ухудшается от умственного перенапряжения.

Распорядок дня школьников, которые учатся во вторую смену

Ложиться спать нужно не позже 9 часов вечера и вставать не позже 7:30 утра. Уроки лучше всего делать с утра.

Примерный распорядок дня:

  • Подъем в 7:00 – 7:30.
  • Завтрак 7:30-7:45.
  • Прогулка 8:00-8:30.
  • Подготовка к урокам 8:30 – 10:30.
  • Второй завтрак - 10:45.
  • Свободное время и прогулка – 11:20 – 13:00.
  • Обед 13:00 – 13:30.
  • Уроки в школе 14:00-18:20.
  • Уличная прогулка с 18:30-19:10.
  • Ужин – 19:30.
  • Свободное время до 20:15.
  • Подготовка ко сну и сон -20:00-21:00.

Распорядок дня школьника должен обеспечивать ему полноценный отдых, правильный режим питания, частую смену деятельности. Самое главное – это здоровье ребенка, в каком бы возрасте он ни был. Родители должны ответственно относиться к распорядку дня ребенка, корректировать и контролировать, чем ребенок занимается. Он не только должен все успевать, но и понимать, как определять приоритеты и планировать время так, чтобы его хватало и на отдых и на занятия спортом. Представление о тайм – менеджменте должен иметь каждый школьник. Эти знания ему пригодятся и во взрослой жизни.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Ягринская гимназия»

Занятие для учащихся 10-11 классов

«Тайм-менеджмент или умение управлять своим временем»

Петрушенко Ирина Викторовна

педагог-психолог

МАОУ «Ягринская гимназия»

г. Северодвинска

Содержание

    Пояснительная записка 3

    Основная часть 5

Литература 9

Приложения 10

Пояснительная записка.

На сегодняшний день учащиеся старших классов ведут активную учебную и творческую жизнь: уроки, элективные курсы, подготовки к итоговым экзаменам, посещение различных секций во внеурочное время. Многие старшеклассники утверждают, что зачастую не успевают выполнить поставленные на день задачи. Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, являются одними из наиболее распространённых. Успех во взрослой жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента – управлению временем, чтобы всё успевать и на работе, и дома. Некоторые считают, что подростка поздновато учить планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, отдых, так как он привык к тому образу жизни, который ведёт, но человек способен работать над собой и меняться к лучшему в любом возрасте. Тема рационального использования времени актуальна и пользуется популярностью как среди взрослых, так и среди студентов и школьников.

В цикле занятий для старшеклассников по психологической подготовке к экзаменам, проводимой педагогом-психологом в МАОУ «Ягринская гимназия», было разработано занятие по обучению способам успешной организации своей работы и отдыха « Тайм-менеджмент или умение управлять своим временем».

Цель занятия:

Занятие построено в виде беседы, с элементами социально-психологического тренинга, самодиагностики и самоанализа.

На занятии используются такие формы работы , как психологические игры, беседа с учащимися, интерактивные упражнения и самодиагностика.

В качестве диагностических материалов используются разработанная нами анкета «Как я использую свое время» (см. Приложение 1) и методика «Хронометраж» (см. Приложение 2).

Так же для учащихся предлагается Памятка «Способы успешного использования времени» (см. Приложение 3).

Продолжительность занятия 45 минут.

Ожидаемые результаты:

    развитие навыков самоанализа и самоорганизации;

    приобретение учащимися навыков успешного управления своим учебным и свободным временем;

    снижение у учащихся уровня личностной тревожности, возникающей в период подготовки к экзаменам;

Необходимое оборудование:

помещение со свободно перемещающейся мебелью, техника для демонстрации презентации, доска для записей, бланки анкеты и «хронометраж», раздаточный материал Памятка «Способы успешного использования времени».

Основная часть.

Содержание занятия.

«Тайм – менеджмент или умение управлять своим временем»

Цель: проанализировать эффективность использования времени и познакомить учащихся со способами успешной организации своей работы.

    Разминка «Ассоциации».

Учащимся предлагается по цепочке назвать свои ассоциации на слово «Время». Ответы фиксируются ведущим на доске.

Затем ведущий знакомит старшеклассников с темой и целью данного занятия.

    Беседа «Искусство успевать».

«Время это жизнь. Растратить свое время – значит растратить свою жизнь. Взять свое время под контроль – значит овладеть своей жизнью и использовать ее наилучшим образом» Алан Лакейн.

Последний год в школе, год перед институтом посвященный зубрежке, подготовительным курсам и репетиторам, часто оказывается самым трудным в жизни школьников, даже труднее, чем само поступление в институт.

Если проанализировать все то, чем вы занимаетесь, можно выписать целый список. Кроме уроков и выполнения дом.задания что вы можете назвать? (домашние обязанности, тренировки, общение с друзьями и подругами)

На каждое из этих дел уходит определенное количество времени. Кто может сказать, что успевает сделать все, что нужно за день? Очень мало людей могут похвалиться этим.

Есть специальные техники, которые помогают людям в этом – «Тайм-менеджмент».

Эффективность означает выбор наилучшего варианта из имеющихся возможностей и выполнение его наилучшим образом.

Пожалуйста, запомните: дефицита времени нет! У нас много времени, чтобы сделать все, что мы по-настоящему хотим. Если вы, как многие люди, "слишком заняты", чтобы успешно работать, то имейте в виду, что есть множество людей, которые гораздо более заняты, чем вы, но успевают сделать больше, чем вы. У них не больше времени, чем у вас. Они просто гораздо лучше используют время!

    Самодиагностика: «Хронометраж» и анкетирование.

Учащимся предлагается зафиксировать на специальных бланках (см. Приложение 2) все события от подъема до отбоя в течение одного рабочего и одного выходного дня.

После этого, проанализировав самостоятельно результаты, ученикам предлагается заполнить анкету «Как я использую свое время»(см. Приложение 1) .

А затем, поделившись на группы по 4-5 человек, проанализировать и обобщить результаты, и представить другим, на каком временном этапе происходит потеря времени и определить, на что конкретно было оно потрачено у членов каждой группы.

Ведущий обобщает данные всех групп, фиксируя основные тезисы на доске.

    Беседа «Возможные причины неэффективного использования времени »

Причины неэффективного использования времени можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Помехи извне - это плоды нашего рабочего окружения; события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем. Эти убийцы времени бывают следующими:

    задержки при выходе из дому (Ключи забывали дома?);

    задержки в дороге (Очередь на маршрутку);

    • болтовня с друзьями (типа коммуникации, Однокласники.ру и Вконтакте.ру (и др. социальные сети));

    неполадки с компьютером и доступом в Интернет;

    электронная почта (спам);

    поиск папок, ручек и т. д.;

    телефонные звонки;

Кроме существуют и внутренние, которые съедают ваше время изнутри: ваши черты характера и личные качества, вызывающие простои в работе, а в результате стресс и осознание того, что ничего не успеваете. Избавляться от них нужно, но это будет более проблематично, чем избавление от внешних убийц. Внутренние помехи являются частью нашей жизни и от привычек очень тяжело избавляться.

Среди внутренних помех можно отметить:

    неумение отказывать и говорить НЕТ;

    привычка хвататься за все и сразу;

    неверная оценка сроков и объемов работ;

    желание всегда быть полезным и помогать всем;

    природная медлительность;

    www.improvement.ru

    Приложение 1.

    Анкета «Как я использую свое время».

    Планируете ли Вы свой день (дела, которые нужно выполнить в течение дня)?

    Успеваете ли Вы сделать необходимые (или запланированные) дела в течение дня?

    Считаете ли Вы, что ваше время часто тратится впустую?

    На что у Вас уходит время зря? За какими занятиями у Вас теряется время?

    Сколько времени (примерно) у Вас уходит на выполнение домашних заданий?

    Сколько времени (примерно) тратится на просмотр телевизора, за компьютером (игры, общение в чате)?

    Хотелось бы Вам научиться более рационально использовать свое время?

Приложение 2.

Хронометраж «Учет потерянного времени»

Дни

Приложение 3.

Памятка «Способы успешного использования времени».

Существует множество способов успешного использования времени. Их можно представить в виде принципов конструктивных действий по организации своей работы:

    точное определение целей. Начиная что-либо делать, необходимо как можно точнее определить, что вы конкретно хотите сделать;

    сосредоточенность на главном. Весьма полезно составить список всех дел, в соответствии с их приоритетом и срочностью;

    создание стимулов. Человек лучше всего делает то, что ему нравится. «Любимые» дела всегда делаются быстрее, чем «нужные». Если можно превратить «нужно» в «хочу», эффективность работы значительно повысится;

    установка сроков. Лучший способ взять на себя обязательство - установить срок выполнения того или иного задания;

    решительность. Постарайтесь приступить к работе как можно быстрее: обдумывайте, решайте, действуйте. Начав что-то делать, не нужно все время сомневаться - двигайтесь дальше;

    умение говорить «нет». Это позволит не отвлекаться на ненужные дела и разговоры;

    контроль времени, затраченного на разговоры по телефону и «посещение» Интернета ;

    умение слушать. Внимательно относитесь к информации, чтобы точно знать, что, где, когда и почему происходит;

    отказ от шаблонов и повторов. Если вы успешно справлялись с работой, используя всегда один и тот же метод, это не значит, что он самый лучший. Поинтересуйтесь, как эту работу делают другие. Может быть, ее можно сделать быстрее и эффективнее;

    внимание к мелочам. Ничто так не выбивает из колеи, как досадные мелочи. Будьте внимательны к, казалось бы, несущественным вещам и предметам в быту и на работе. Это позволит сэкономить вам массу времени и сил;

    полное использование времени. Время, которое вы тратите на поездки и ожидание, можно использовать на обдумывание дел и планирование дня.

Время – это народное богатство, такое же, как недра, лес, озера. Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». Автор убежден, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко времени. И учить, как беречь время, как его находить, как его добывать. Самое же главное – научить отчитываться за время.

Даниил Гранин

Русский писатель и общественный деятель

Введение

Именно эта цитата и натолкнула меня на идею – написать материал по тайм-менеджменту, отразить в нем такие основы и правила, которым будет, во-первых, удобно и приятно пользоваться, а во-вторых, они принесут значительную пользу, если их начать применять в жизни. В данном материале мы поговорим не только о такой науке, как тайм-менеджмент, но и в целом постараемся построить такое видение жизни, которое должно будет помочь максимальному количеству людей, а в первую очередь подрастающему поколению. Перед тем, как мы приступим к делу, задам вам вопрос: «Как вы относитесь к краже ваших денег?» Полагаю, ничего хорошего вы в этом не видите. Но время – это еще большая ценность, чем деньги, нужно как можно быстрее это понять. Данная ценность невосполнима. Научившись беречь своё время, вы научитесь беречь и чужое. Да, нужно начинать с себя. Нужно воспитывать в себе это качество.

Глава 1. Причины нехватки времени

В данной главе необходимо перечислить все основные причины, по которым у вас не получается делать большее и найти для них решение

Сон

Сборы в школу

Учёба

На выполнение домашних заданий, на свои увлечения, общение с друзьями, все дела и обязанности вам остаётся 9 часов! Это, поистине, целое богатство, о котором мечтают многие взрослые, которые проводят значительное время на работе.

Андрей Белоусов, учащийся 9 «А» класса в 2009 году написал исследовательскую работу на тему: «Время старшеклассника. Как им управлять». В своей работе, проведя опрос, он выделил следующие причины нехватки времени у таких же, как он ребят. Результаты получились следующие (некоторые объединил, потому что были схожи): 1. Я слишком долго делаю домашние задания. 2. Много времени отнимает интернет и телевизор. 3. Не планирую предварительно свой день. Отсюда перекладываю дела на потом, и нет четкой картины, чем нужно заниматься. 4. Легко отвлекаюсь от важных дел на посторонние. 5. Не довожу начатое дело до конца. 6. Делаю всё очень медленно и вообще долго раскачиваюсь в начале дня. Полагаю, каждый из вас нашёл себя в этих проблемах, которые мешают вам полноценно жить и учиться. Если я заблуждаюсь и у вас всё хорошо, то можете закрывать работу. А те, кто хочет решить для себя эти проблемы, советую продолжить читать. Далее я постараюсь обстоятельно пройтись по этим проблемам, «пожирателям времени».

Причина №1 слишком долго делаю домашнее задание. Как эффективно делать домашние задания?

Информация, которая выделена ниже, поистине не для слабонервных, если вы относитесь к типу излишне впечатлительных людей, то настоятельно рекомендую её пропустить:

Важно

Выполняйте домашнее задание с утра. Для этого необходимо вставать на 2 часа раньше, ложиться спать, разумеется, тоже. У большинства производительность с утра ровно в 2 раза выше, чем вечером. Например, если вы выполняете уроки вечером в течение 4 часов, то утром эта же работа займет у вас всего 2 часа. Плюс вы значительно лучше будете усваивать информацию. Вы не только сократите время работы, но и качество занятий с утра будет выше. Кроме того, к первому уроку в школе ваш мозг в отличие от одноклассников, будет в полной боеготовности, он быстрее будет соображать, тогда как ваши одноклассники, как правило, еще весь первый урок зевают и не понимают, что к чему.

Сейчас достаточно сильно укоренилась тенденция проводить в социальных сетях почти всё своё свободное время, общаясь и просматривая картинки из известных пабликов. Однако утром вас практически никто не сможет отвлечь от работы, потому что попросту будет некому. Ваши одноклассники будут спать. А вечером в отличие от них, вы сможете заняться любимым делом. Как вы потратите выигранные два часа от выполнения уроков утром – решать вам.

Причина №2 много времени отнимает интернет и телевизор

Данная технология, задача которой была дать человеку возможность делать большее за меньшее время, для многих наоборот стала настоящим котлом, в котором сжигаются тысячи часов. Одно время этот «котёл» также поедал и значительную часть моего времени. Я решил, что эту проблему можно решить только радикальным путём.

1. Дать возможность писать личные сообщения «ВКонтакте» только нескольким человекам. Например, у меня получилось всего 3, это те люди, с которыми нет возможности общаться вживую. Они находятся далеко от меня.

2. Убрать из новостной ленты паблики, которые никак не развивают меня и не дают ничего полезного. Сейчас я получаю новости только от своей учебной группы. Отфильтруйте всё ненужное.

3. Удалил аккаунты в Twitter, Instagram. Первое время на меня обижались и спрашивали – «Почему я не могу написать тебе "ВКонтакте"»? Со временем до большинства, наконец, дошло, что по очень важным делам мне можно позвонить. И что вы думаете, поток бессмысленного общения «ради общения» прекратился.

Телевизор

Подумайте, что с вами случится, если не будете смотреть телевизор? Да, с вами НИЧЕГО не случится! 99,9% информации, которую вы получаете из газет, телевизора или интернета - не связаны с вами вообще никаким образом. Зачем бесполезно волноваться по поводу того, «куда катится мир»?

Еще один способ избавить себя от ненужного общения в социальных сетях, не закрывая доступ от всех, заключается в том, чтобы подключить себе уведомления из «ВКонтакте» о новых личных сообщениях по почте. То есть вам будут приходить тексты сообщений прямо в ящик. Сразу понятно – есть смысл туда заходить и отвечать, или нет, требует чье-то сообщение мгновенной реакции, или подождёт. Очень часто случается, что человек, который вам написал по «очень срочному и важному делу», с которым кроме вас никто не справится, решает вопрос спустя небольшое количество времени самостоятельно. Статистика показывает, что эта цифра близится в некоторых случаях к 100%.

Зайдите в Настройки – Оповещения – Оповещения по электронной почте, поставьте галочку напротив личных сообщений.

Причина №3 я не планирую свой день

…Даже самый простой план, если он правильно составлен, даст вам намного больше свободы и значительно больше времени на те занятия, которые вам действительно нравятся и доставляют удовольствие.

Диана Дэ Лонзор

«Лёгкий способ перестать опаздывать»

Брайан Трейси, известный американский автор большого числа бестселлеров на тему саморазвития, мотивации, продаж, достаточно часто советует следующее: «Думайте на бумаге». «Письменно формулируя задачу, вы оттачиваете её и придаете ей материальную осязаемость; создаете то, что можно пощупать и увидеть. Пока цель не записана, она остается всего лишь пожеланием или фантазией. В ней нет никакой энергии. Незафиксированные цели ведут к путанице, неопределенности, неверному выбору направления и множеству ошибок». «Зафиксированная на бумаге цель и упорядоченный план действий сделают ваш труд намного продуктивнее. Ваши достижения будут выгодно отличаться от результатов тех, кто держит свои намерения в памяти».

Маленькими порциями

Не пытайтесь охватить большой фронт работ сразу. Чтоб работа шла, и у вас было желание к ней возвращаться, а не откладывать, необходимо разбить ее на большое количество маленьких пунктов. У вас не будет прежнего страха перед одной большой задачей, которой вы раньше боялись потому, что не знали, с какой стороны подступиться. Допустим, вам необходимо изучить творчество А.П. Чехова. Прочитать его ключевые произведения, которые присутствуют в школьном курсе литературы. Для начала мы найдем биографические сведения. Увидим, что в творчестве писателя исследователи выделяют 3 периода . Сразу разобьем нашу работу на подпункты.

I. Первый, связанный с короткими юмористическими рассказами.
1. Прочитать критику по рассказам.
2. Прочитать рассказ «Хамелеон».
3. Прочитать рассказ «Человек в футляре».
4. Прочитать рассказ «Смерть чиновника».

II. Второй – большие по объёму рассказы и повести с «романным» началом.
1. Обзорно изучить «Остров Сахалин».

2. Обзорно изучить пьесы «Чайка», «Три сестры»

Как мы видим, наша работа по изучению творчества уже стала более конкретной. Прочитав рассказы первого периода, мы обратимся к критике и изучим мнения исследователей. В чем, собственно, новизна, сила этих рассказов. Затем постепенно приступим к следующему этапу и, наконец, завершим работу.

НО! Составить список дел – это одно, а выполнить их – другое. Против каждого пункта ставьте сроки исполнения. Работа по изучению творчества Чехова может быть разбита по времени на неделю, может, и меньше. В любом случае, тут зависит от постановки ваших целей: насколько полно необходимо подойти к данному вопросу, чтобы нас в конечном итоге смог удовлетворить результат.

Важно

Задача тайм-менеджмента заключается не в том, чтобы максимально загрузить свой день делами, а в том, чтобы разгрузить его от ненужных. Более качественно выполнять самые важные из них и наиболее ответственные

Когда составлять список предстоящих дел?

Выделяйте время на это занятие примерно за час перед сном. Уточните, по каким предметам у вас домашнее задание на утро, выделите по степени значимости самый важный, затем тот, что менее значим и т.д. Приступайте сначала к выполнению самого сложного задания, потому что, выполнив его, вы получите эмоциональный импульс, удовлетворение от того, что справились и с еще большим желанием приступите к выполнению оставшейся работы. Расставляйте перечень дел по степени значимости. Наиболее важные выполняйте в первую очередь, потому что даже самые трудные задачи выполнить не станет легче, сколько их ни откладывай.

Сетка дня

Первая половина дня, как правило, у большинства школьников вполне четко расписана. Урок сменяется переменой, потом снова урок и т.д. А вторая половина, примерно с 14:00 – это ваше личное время. Кто-то посещает факультативные занятия, ходит на кружки, секции, таким образом, время высвобождается еще позднее. Но давайте постараемся подумать, каким образом наше бесконтрольное время, вторую половину дня, можно обуздать.

1. Не пора ли вернуть тихий час? Если вы чувствуете, что, вернувшись из школы, с кружка или секции усталость, – отдохните. И делать это нужно не сидя перед компьютером или телевизором, а отключившись от всех средств коммуникации, немного поспать. Чтобы не уйти в глубокий сон, в фазу медленного сна, вам достаточно будет короткого 30-минутного сна. Ваши силы восстановятся на раз-два. Мозг будет готов к поглощению новой информации. После пробуждения не поддавайтесь соблазну взять в руки телефон или включить компьютер. Возьмись за то важное дело, которое предстоит выполнить. Сделай его немедленно!

2. Каждый час производите смену деятельности . В знаменитой фразе В.В. Маяковского «Товарищ, запомни правило простое: работаешь сидя – отдыхай стоя!» есть много истины. Прочитайте её ещё раз. А ещё чередуйте занятия менее приятные, с более приятными. Диана Де Лонзор в своей книге «Лёгкий способ перестать опаздывать подтверждает эту мысль: Сначала мы откладываем и оттягиваем начало какого-то дела, а потом, все же приступив к нему, откладываем его прекращение. Неумение прерваться на половине отчасти объясняется стремление получать удовольствие и желанием избежать неприятных переживаний. Смена вида деятельности часто сопровождается некоторым дискомфортом. …Причем прерваться бывает особенно трудно, если вы оттягивали начало. Например, вы прибираетесь в комнате или читаете книгу и чувствуете себя вполне хорошо – до тех пор, пока не приходит время прекратить это занятие. Но после того как укрепите силу воли, вы сумеете не только начинать дела вовремя. Но и прекращать их в нужный момент.

3. Записывайте время . Я разделил каждую страницу блокнота на 2 колонки. В одной записываю на что оно у меня уходит. Время до 5 минут можно не записывать. Особенно ведите учет второй половины дня, когда нет уроков. Когда мы ведет такой учёт, то на подсознательном уровне начинаем корить себя за то, что очередной час прошёл, и ты ничего не сделал. Блокнот вам в этом будет сильно помогать.

4. Прикидывайте , сколько времени займет выполнение той или иной задачи, чтобы в первую очередь успеть выполнить ключевые. Если не хватит времени, то второстепенные дела перенесите на завтра. Сначала вы будете слишком переоценивать свои способности, выставляя недостаточно времени на исполнение, поэтому рекомендую сразу закладывать дополнительные 20-30% времени на выполнение задачи.

5. Готовьтесь с вечера . Определитесь вечером с тем, что наденете утром, особенно это касается девушек, потому что по этой причине многие опаздывают, подолгу копаются в белье и не знают, что выбрать. Если вы последуете совету – выполнять уроки утром, а я вам это настоятельно рекомендую, то поэтому приготовьте все необходимые учебники, тетради на столе с вечера. Да, приберитесь на нём, чтобы ничего не отвлекало.

Не переутомляйтесь!

Подведём некоторый итог: не переутомляйтесь. Если чувствуете, что ваш мозг подустал – дайте ему отдохнуть. Расставляйте в блокноте задачи по степени важности и приступайте к их выполнению немедленно. Ведите учет времени и отслеживайте – сколько вам требуется на те или иные дела.

Отбросы времени

Достаточно много времени уходит на дорогу, на ожидание, когда дойдет очередь, когда придет нужный человек. Поэтому сейчас перечислю некоторые советы, как с пользой провести время. Время ожиданий.

1. Читайте в дороге . А.А. Любищев примерно в 30-х годах XX века заметил следующее: «Какие преимущества дает чтение в дороге? Во- первых, не чувствуешь неудобств в дороге, легко с ними миришься; во- вторых, нервная система находится в лучшем состоянии, чем в других условиях». Например, у меня всегда во внутреннем кармане находится электронный ридер Nook Simple Touch. Во-первых, он небольших размеров, лёгкий. Во-вторых, одна только дорога туда-обратно даёт мне целый час чтения. Да, возможно, не совсем те условия, но вы, таким образом, можете выработать умение концентрироваться, несмотря на шум и посторонние разговоры.

2. Аудиокниги, аудиокурсы . Если вы добираетесь до школы пешком, или дороги совершенно не позволяют хоть немного сконцентрироваться на тексте и удержать книгу в руках, то закачайте себе нужные аудиокниги или аудиокурсы. Например, в дороге можно учить стихотворения, которые читает диктор. Хорошие дикторы делают правильные паузы, заодно поучитесь, как с чувством их читают профессионалы.

3. Незначимые дела . Если у вас в списке дел на день есть задачи, которые не являются приоритетными, то почему бы не потратить время ожидания в очередях на их выполнение? Например, проверить почту, подумать о том, как провести предстоящие выходные, с кем встретиться, куда сходить, что почитать.

Причина №4 легко отвлекаюсь от важных дел на посторонние

Когда вы взялись выполнять какое-то важное дело, работаете над домашним заданием, решаете тест или пишете сочинение – важно не отвлекаться, иначе вы будете сбиваться с мысли, терять концентрацию и времени на работу будет уходить значительно больше.

Создаём благоприятные условия для работы и чтения

1. Найдите укромное место . В школе вы можете пойти в библиотеку или в пустой класс, чтобы почитать или позаниматься полезным делом.

2. Позвольте технологиям работать на вас . Отключите на телефоне звук и все уведомления, которые приходят на телефон, можно даже ставить режим «В самолёте» и до вас никто не сможет дозвониться в это время. И заведите себе привычку проверять почту или сообщения из социальных сетей по расписанию. Если вы часто отвлекаетесь, то поставьте для начала задачу проверять их не более 5 раз в день. Потом можно уменьшить этот показатель.

3. Пусть другие работают на вас . Всё успеть немудрено. Да и этого не надо. Когда вы находитесь дома, просто попросите отвечать на звонки своих родителей и чтобы просто не отвлекали вас.

4. Слушайте Моцарта . Есть предположение, что произведения Моцарта, как и любая другая классическая музыка, способствуют улучшению концентрации и запоминанию во время чтения и заучиванию текста. Когда вы работаете, пусть она звучит фоном, чтобы помочь вам сосредоточиться на вашем занятии. Если вы не любите Моцарта, послушайте просто музыку без слов или любую успокаивающую мелодию. Отлично подходит что-то в стиле нью-эйдж, где звучат фортепиано и гитара. Убедитесь, что выбранные мелодии вам не мешают.

5. Сядьте в правильном месте . Если вы хотите повысить свои шансы научиться концентрироваться и лучше понимать и запоминать текст, сядьте за письменный стол или за парту, поскольку именно эти места ваш мозг привык связывать с работой.

6. Выключите телевизор . Если вы собираетесь заняться серьезным чтением и ставите перед собой определенные цели и задачи, аккомпанемент в исполнении включенного телевизора будет только мешать.

7. Читайте в наиболее продуктивные для себя часы дня . Если вы знаете, что вам лучше работается утром, найдите возможность почитать в это время. Составьте расписание своего чтения в соответствии с естественным ритмом вашего организма.

8. Если вы собираетесь много прочесть (или много работать) и у вас в голове куча самых разных дел, запишите, о чем вы думаете. Если вас беспокоит, что вы можете забыть кому-то позвонить, напишите себе памятку (блокнот всегда должен быть с вами).

9. Ставьте себе временные рамки . Отведите то время на чтение, которое реально можете на него потратить. Когда я пишу этот материал, передо мной стоит секундомер, который позволяет мне быстрее работать. Ты начинаешь чувствовать время, которое неумолимо бежит.

10. Делайте перерывы . Каждый школьник или студент должен много читать. Но чтение часами без отдыха не только может довести до изнеможения и усталости, но и в дальнейшем будет вызывать у вас неприятные воспоминания, которые могут привести к тому, что потеряете интерес к чтению. 45 минут – это не с потолка придуманная цифра. Позволяйте себе отрываться от чтения каждые 45 минут. Чем дольше вы работаете, тем длиннее должны быть ваши остановки. Если вы поставили себе задачу отвести на чтение 3 часа, то на первый перерыв можно отвести 5 минут, после второй сорока пятиминутки 10, после третьей – 15. Затем, конечно, будет полезно позаниматься физическим трудом.

Учим себя говорить «Нет»

Одна из причин, почему мы так часто отвлекаемся с важных дел на посторонние, заключается в том, что мы просто не умеем отказывать людям. Они нас просят, порой, совершенно элементарные вещи, с которыми бы точно справились, но у нас включается в голове механизм, который едко подсказывает нам – «помоги, если не хочешь, чтоб испортились отношения». Как однажды заметила Яна Франк в своей книге «Муза и чудовище», «99 процентов поводов, по которым к вам обращаются, на самом деле срочными не являются вообще». Так стоит ли мгновенно реагировать на чью-либо просьбу в ущерб своему делу? Только представьте, сколько бы вы успели сделать, если бы не отвлекались каждый раз!

К тому же, если отреагировать на просьбу не сразу, а через 15 минут, то вы удивитесь, что якобы «нерешаемая без вас проблема» уже решена! Учитесь говорить «нет». «Нет» – это решение, «может быть» – самый плохой ответ, который только можно себе представить. Когда мы говорим человеку «нет», то мы заставляем его задуматься. Задуматься в первую очередь над тем, как всё же попытаться самостоятельно справиться с решением вопроса. А так как мы со временем приучаем своё окружение перекладывать даже самые мелкие вопросы и обязанности на свои плечи, то немудрено, что человек попросту перестаёт думать над проблемой. Его задача отныне как можно скорее найти вас и всучить свою проблему.

Будьте хладнокровны. Говорите своё стойкое «нет» или «да». Но всё же «нет» лучше, чем «да». Не бойтесь просить людей подождать, отстать, перезвонить через 15 минут или полчаса. Поверьте, в их жизни за это время ничего невероятного не случится. Потому что люди обращаются к вам тогда, когда в первую очередь это удобно им. А так как они нуждаются в вас, то подождать пока будет удобно вам – их дело.

Если кто-то просит вас, чтобы вы за него что-то сделали, спросите: «Постойте, а что вам, собственно, нужно, и где это можно найти?» Таким образом, вы предоставите ему самому решение проблемы. Поэтому всегда задавайте вопросы, прежде чем по привычке сказать: «Хорошо, я сам займусь этим». И возьмите себе на вооружение фразы:

 Извините, но у меня уже и так слишком много дел и обязанностей.
 Благодарю за предложение, но я вынужден отказаться.
 Спасибо, что вы обо мне вспомнили, но у меня другие планы.

Ведь в большинстве случаев достаточно просто сказать «нет», чтобы человек перестал вас что-либо просить сделать

Причина №5 не довожу начатое дело до конца

Эта причина достаточно часто вытекает из предыдущей. Мы отвлекаемся, всячески откладываем работу, отводим слишком мало времени, ставим ее после выполнения малозначимых и т.д., и в итоге отдаляемся от достижения приоритетных целей.

«Цель – это постоянное преследование достойного объекта вплоть до его достижения ». Давайте подробнее разберем каждое слово в этом предложении. «Постоянное» – это совершение какого-то определенного действия, требующего времени. Слово «преследование», полагаю, в данном случае означает то, что придется преодолеть определенные трудности и барьеры. «Достойного объекта», то есть наше затраченное время и потраченное количество сил нужно для того, чтобы получить действительно что-то хорошее и нужное, полезное. А последнее словосочетание «вплоть до достижения» в первую очередь предполагает то, что вы ни за что не остановитесь, пока не достигнете её – цели.

Цель должна быть исключительно вашей, вам решать – к чему вы хотите прийти, чего хотите добиться и какой жизни получить. Не позволяйте другим ставить за вас ваши цели.

Прежде чем приступить к тому, чтобы записать свои цели, задайте себе 3 простых вопроса:
1. Что для меня действительно важно?
2. От чего я готов отказаться ради этого?
3. Что я выиграю? Будьте точнее при постановке целей.

Цель «хорошо сдать экзамены» – это не цель, а всего лишь мечта. Цель должна быть конкретной и мотивировать к действию, например: «Я хочу по сумме трёх экзаменов набрать *** баллов. Для этого буду готовиться минимум по часу в день, кроме воскресенья». Ваша цель должна быть чёткой и понятной. А теперь запишите прямо сейчас на листке 12 целей, которые бы вы хотели достичь в течение года. Затем выберите одну, самую важную, и запишите её на отдельном листке. Составьте график, план ваших действий. Пусть работа над достижением цели поддавалась изменениям, не следует загонять себя в рамки и заниматься всё время рутиной. В рамках достижения этой цели можно найти разные виды деятельности, которые будут приближать к её исполнению.

Перед тем, как вы начнете испытывать проблемы с мотивацией, избирательно поделитесь ею со своим ближайшим окружением, пусть они поддерживают вас в трудную минуту.

И последнее, запишите одну или несколько ключевых причин, по которым вам необходимо достигнуть поставленной цели в нужные сроки, потому что причины – это та движущая сила, которая будет держать вас в тонусе даже в самые сложные времена

Причина №6 делаю всё медленно и вообще долго раскачиваюсь в начале дня

После того, как мы научились составлять списки дел. Формировать видение того, что нам предстоит делать сегодня, завтра и всю следующую неделю, то останется лишь побороть свою лень и приступить к делу.

1. Кроме того, вы вполне четко должны уяснить, что начинать день, выполнять обязанности необходимо с самой трудной и самой важной задачи, которая приблизит вас к достижению намеченной цели. Если цель не написана, не зафиксирована на бумаге, то это всего лишь мечта, которая никак не стимулирует вас к нормальной работе.

2. Ставьте искусственные временные рамки. Заводите таймер, пусть он будет у вас перед глазами, тогда вы будете работать значительно быстрее.

3. Поощряйте себя за успехи, причем за самые маленькие. Не столь важно, как вы себя будете стимулировать, важно ощущать результат своих изменений, своего труда.

4. Прекратите ругать себя по поводу и без. Хвалите себя. Пусть ругают другие, а себя вы всегда успеете. Подбадривать себя добрым словом всё же лучше, чем всячески давать своему внутреннему голосу едко смеяться над собой.

5. Не берите на себя слишком много дел и обязанностей. В вашей сетке дня должно быть достаточно свободных зон для отдыха, времени подумать, отвлечься от всего. Тогда вы будете более сконцентрировано работать, быстрее переходить к выполнению новой задачи. Помните, наши физические и умственные возможности не безграничны.

Глава 2

Ещё немного действий

Как мне проснуться?

«Самое сложное – это встать с утра!» – воскликнут многие. Сложно, не спорю. На самом деле, теория о том, что человеку необходимо спать 8 часов в сутки – это некоторое заблуждение. Во время сна у человека чередуются фазы медленного и быстрого сна. В среднем одна фаза быстрого сна длится около 20-ти минут, а медленного – около 2-х часов.

Сон начинается с фазы быстрого сна, далее идет фаза медленного сна, потом опять быстрого и так далее. То есть, если мы хотим хорошо себя чувствовать после пробуждения, нужно встать до того, как начнется фаза медленного сна, иначе вы будете проклинать всё на свете и ни за что не захотите встать, только если кто-нибудь не окатит холодной водой. Вы будете бодрее себя чувствовать, если поспите: 2:20 минут, 4:40 минут, 7 часов, 9:20 минут, 11:40. Разумеется, для нас будут приемлемы в данном случае 2 варианта – это 7 часов или 9:20 минут. Как видите, 8 часов тут нет.

Если вы достаточно быстро засыпаете, то давайте себе всё равно небольшую фору, чтоб ваш сон был примерно 7 часов. Я, к примеру, засыпаю не сразу, в среднем требует от 20 до 30 минут. Поэтому к 7 часам плюсую эти дополнительные минуты. Отслеживайте свои фазы, у кого-то будут несколько другие показатели.

Релаксируйте. Польза короткого сна.

Достаточно часто после долгой работы или чтения начинает немного побаливать голова. Мозг говорит, что устал, ему срочно требуется передышка. Полагаю, практически в любой школьной библиотеке есть дальние углы, где можно «словить» тишину. Удобно расположитесь на стуле, а лучше кресле, оденьте наушники и негромко включите расслабляющую музыку. У меня, например, еще есть специальная маска для сна, которая очень помогает устранить такой раздражитель, как яркий свет. Так, устроившись поудобнее, дайте себе возможность забыть обо всём на 15 минут, и даже постарайтесь уснуть. Будильник, конечно, не помешает включить.

После такого отдыха ваш мозг скажет вам спасибо и вознаградит возможностью вновь плодотворно работать.

Ведите учёт

Как вам такая мысль: при приёме на работу у вас посмотрят не только диплом, если таковой нужен, но и попросят список прочитанных книг по требуемой специальности?

Признаюсь, написание этого пособия было бы невозможным, если бы я не начал ранее конспектировать книги, выписывать из них самое интересное, что встречалось в процессе чтения. Все данные я заношу в программу OneNote. Там же полный список произведений, которые прочитаны за последний год, и перечень книг, которые ожидают прочтения.

Обязательно ставьте перед собой задачу прочитывать каждый месяц определенное количество. Неизвестно, какая из них окажет на вас самое сильное впечатление, но поиск должен идти непрерывно, потому что чем больше вы успели прочитать, тем больше вероятность того, что вы наткнетесь на ту самую книгу, которая позволит пересмотреть вашу жизнь…

Допустим, если еще год назад мне хватало совсем небольшого блокнота 10х15, то сейчас пользуюсь достаточно большим – пружинный формата А5. Постановка задач и их контроль тоже немного трансформировались. Где-нибудь в субботу вечером сажусь и подвожу итоги недели, смотрю, какие задачи были выполнены, какие нет. Если осталось что-то небольшое, то у меня есть воскресенье, чтобы их добить, если нет, то приступаю ко второму шагу.

Второй шаг заключается в том, что составляю на одном листе список всех задач, которые необходимо выполнить за неделю, туда включаю те, что не успел сделать. Если это действительно важные дела, то их ставлю на выполнение не позднее среды. Иначе такие задачи имеют свойство перекладываться всё дальше и дальше. Когда полный список составлен, начинаю раскидывать их по дням. Субботу и воскресенье, как правило, не трогаю вообще.

На каждый день есть «лягушка», задача, которая требует своего скорейшего выполнения. И самое трудное, к чему я так долго шёл, что начинал и затем спустя какое-то время бросал – это дневник. Это сложно назвать дневником, потому что я просто записываю перед сном свои мысли и чувства, воспоминания, которые постигали в течение дня. Для этого использую тот же самый блокнот. Переворачиваю его (не перелистываю в конец, а просто переворачиваю, так как блокнот пружинный, страницы исписываются со всех сторон). Простые, на первый взгляд, записи очень помогают освободиться от многих грустных дум, привести в порядок свой мозг, дать ему отдохнуть ночью.

1. Сформулированные задачи.
2. Задачи в процессе выполнения.
3. Завершенные задачи.

Мне нравится механика, которая там реализована. Карточки с задачами вы просто перемещаете по колонкам. Своеобразный игровой процесс, когда работаешь над задачей с мыслями «наконец-то доделаю эту задачу и перетащу ее в "завершенные"!»

К задачам (можно давать описание и комментировать) прописываете ссылки на материалы, которыми пользовались, чтобы потом, спустя время, когда надо будет что-то повторить, всё было под рукой.

Со временем, когда этих карточек накопится много, их можно будет рассортировать по другим колонкам, например, по времени, или по авторам. Как вам удобнее.

Еще очень активно пользуюсь приложением wunderlist.com. Всё аналогично - кросплатформенность, возможность работать совместно, с любого устройства и т.д. Только она в большей степени заточена под небольшие задачи, какие-то идеи, которые возникли внезапно. А так как телефон всегда с тобой, то можно быстро их зафиксировать.

На этом, пожалуй, всё. Больше вроде бы ничего кардинально не изменилось. Не забывайте делиться своими лайфхаками, юные лайфхакеры!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотелось бы надеяться, что в процессе чтения вы смогли задать себе вопросы, которые помогли справиться с некоторыми жизненными трудностями. Понимаю, что данный материал для кого-то покажется слишком далёким от истины и от возможности практического применения, потому что не снабжен необходимым количеством примеров, иллюстрирующих те или иные тезисы и советы.

Всё же надеюсь, что применив хотя бы некоторые из советов, изложенных выше, вы поймете, что ваша работа была не напрасна. Как говорил великий промышленник Г. Форд, «всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор». Стремление менять свои привычки, делать их полезными не только для себя, но и для окружающих – великое дело.

Это пока лишь первая попытка соединить небольшой накопленный опыт управления временем, поэтому сейчас моя цель была еще и понять, насколько полезен будет данный труд. Очень нуждаюсь в вашей обратной связи. Любой критике и отзывам, вашим историям.

Надеюсь, что работа будет продолжена, и в дальнейшем она пополнится идеями о том, как улучшить свою жизнь, изменить привычки и начать управлять временем. Ваши истории будут хорошим вдохновляющим стимулом для таких же сверстников, как вы.

Правильное отношение к важным вещам нужно закладывать с детства. Если ребенок понимает, как распределять время на задачи, когда отдыхать, как доводить начатое до конца, то во взрослой жизни ему будет проще реализовать свой потенциал и добиться желаемого. Ниже - советы, которые помогут подростку постичь азы тайм-менеджмента.

Планировать заранее

Один из главных навыков в учебе -планирование. Если ребенок не владеет им, то будет плохо справляться с заданиями, не сможет укладываться в сроки и утратит уверенность в себе. Ученик, который понимает, когда нужно приступить к работе, более ответственен и быстрее добьется успеха.

Приучите ребенка вести списки в блокноте или приложении. Это процесс можно организовать, например, так: в один файл записываете все задачи и планы, в том числе «домашку», поездки, семейные походы и так далее. Затем в блокноте эти задачи разбиваются по дням. Такой метод позволяет не держать важное в голове и при этом иметь представление, к какому сроку и что нужно сделать.

Буферные зоны



Заряжен на 100%

При ежедневном планировании обязательно оставляйте значительный запас между задачами, никогда не планируйте их впритык, даже если кажется, что ребенок успеет прийти со школы, пообедать и приступить к урокам в течение часа. Жизнь всегда вносит коррективы, время уходит на различные бытовые мелочи, дорогу, сборы и так далее. Мы всегда чрезмерно оптимистичны, когда рассчитываем время, а любая задержка приводит к смещению всего расписания.

Если расписание постоянно придется корректировать по ходу дня, то ребенок быстро разочаруется. Зачем оно нужно, если метод не работает? Оставляйте время про запас, чтобы не сбиваться с графика.

Порядок



Просто космос

Сколько времени можно потратить зря, перебирая кипы бумаг в поисках нужной! Чтобы этого избежать, необходимо привести всё в систему и постепенно ее совершенствовать. Помогите подростку организовать пространство на столе, в учебниках и в ноутбуке. Складывайте конспекты и заметки в папки (используя разделители для выделения конкретных тем). Маркируйте темы цветом, используя, например, разноцветные разделители или наклейки. А также держите рабочий стол в порядке, чтобы хаос не отвлекал от учебы.

Начинать с самой сложной задачи

Психология человека такова, что он лучше возьмется за легкую задачу, а тяжелую оставит на потом. Кажется, что такой подход помогает «раскачаться», но получается, что к самой важной задаче (как правило, это и есть самая сложная) ребенок приступает уставшим. Неразумно тратить силы на ерунду, а к важному относиться по остаточному принципу. Как приступить к делу с энтузиазмом, читайте ниже.

Разбивать большие задачи на маленькие

Можно не просто на маленькие, а на крошечные. Вот как мог бы выглядеть список задач для подготовки к экзамену: открыть учебник → прочитать главу → ответить на вопросы → решить примеры из тетради.


Разбивка задания на более мелкие части упрощает соблюдение сроков. Из книги «Как научить ребенка учиться»

Если ребенок прочитает строчку «подготовиться к экзамену», то перед его глазами пронесется , конспектов, примеров. Конечно, энтузиазма у него поубавится. А вот «открыть учебник» - это простое действие, к которому легко приступить.

Напоминалки

Школьникам следует установить в телефоне или на компьютере напоминания о ключевых датах и сроках. Выбирайте вариант, который удобен не вам, а подростку. Одному подойдет распечатка расписания для планирования занятий, а другому - мобильник с напоминанием о важных датах и времени.

Обратный отсчет

Школьникам нужно научиться планировать работу с конца, от срока сдачи. Основываясь на опыте выполнения предыдущих заданий, они в состоянии прикинуть время, необходимое для каждого этапа. Понятно, что эти расчеты приблизительны, но всё же это лучше, чем полагаться на авось. Нужно записать все этапы работы в обратном порядке и для каждого указать примерные сроки выполнения.


Обратный отсчет в планировании

Нужно предусмотреть запас времени между завершением задания и сроком сдачи на случай непредвиденных обстоятельств, например болезни (буферные зоны нужны не только в ежедневном планировании).

Повторение

Полезная привычка - каждую неделю и каждый месяц повторять пройденный материал. Ученики, которые не жалеют на это времени в течение года, оказываются в выигрыше. Им требуется меньше времени на подготовку к экзаменам.

Выделить время на повторение сложно. Всегда есть более срочные задачи, поэтому нужно заранее планировать время для этого. Например, в субботу выделить часа два на повторение пройденного материала. Бывает, что достаточно пробежаться глазами по темам. Иногда приходит понимание, что какая-то тема буквально вылетела из головы, и ее нужно просмотреть более подробно.

Нет отвлекающим факторам

Приучите ребенка следовать правилу: во время работы он не должен отвлекаться. Ученику необходимо сосредоточиться на предмете. Помехи мешают мозгу обрабатывать информацию - в результате ее сложнее усвоить и труднее потом вспомнить. Чтобы не отвлекаться во время занятий, нужно как минимум отключить электронные устройства и сосредоточиться на поставленной цели.

Сохранять внимание на протяжении нескольких часов очень сложно, поэтому необходимы перерывы, во время которых подросток сможет ответить на сообщение или позвонить.

Вечерний обзор

Учите детей анализировать прошедший день. Каждый вечер можно посвятить 5–7 минут тому, чтобы оценить прошедший день, посмотреть календарь на следующий, актуализировать его, сделать то же самое со списком задач и настроиться на завтрашние дела. В конце выходных можно посвятить этому 10–15 минут.

Это очень простая практика, которая делает человека намного продуктивнее и снижает долю хаоса в жизни. А чем меньше хаоса, тем меньше энергии тратится вхолостую.

Настает горячая пора выпускных и вступительных экзаменов и, бьюсь об заклад, желания готовиться к ним у тебя нет никакого. Да и выглянувшее наконец-то солнце не располагает к зубрежке. Как можно устоять перед соблазном насладиться первыми весенними лучами? Но деваться-то некуда. Слишком многое поставлено на карту, чтобы впустую тратить драгоценное время. Как раз о том, как грамотно использовать свое время и успеть все - и поучить, и отдохнуть, и с друзьями встретиться - мы и поговорим в этой статье.


Тайм-менеджмент

Для чего нужно учиться управлять временем?

Совсем скоро из упорядоченной жизни, подчиненной школьному расписанию, графику кружков, секций и родительского контроля ты перейдешь в самостоятельную жизнь, где ответственность за то, как распоряжаться своим временем, ляжет полностью на твои плечи . И, поверь, не так-то просто уместить в 24 часа все необходимые дела таким образом, чтобы хотя бы 8 из них можно было потратить на сон. Тем более, что в университете график не такой структурированный и четкий, как в школе. Пары могут начинаться и заканчиваться в разное время, а учебные нагрузки очень высоки.

Чем старше мы становимся, тем больше дел в нашем ежедневнике, тем быстрее бежит время и его, как правило, постоянно не хватает. Именно поэтому взрослыми была придумана такая техника управления временем, как тайм-менеджмент . Важно осознать, что это не просто набор обязательных для выполнения правил и техник, это стиль жизни.

Если ты задаешься вопросом, чего хочешь достичь в жизни, кем хочешь стать через 10 лет и осознаешь, что твоя цель - успех, без грамотного управления временем тебе не обойтись . Уже сейчас. На том этапе, когда вся жизнь впереди и ты можешь научиться грамотно ее проживать.

Основные правила тайм-менеджмента

Прежде, чем перейти к рассмотрению отдельных техник, применяемых в тайм-менеджменте, рассмотрим определенные правила, без которых невозможно грамотное планирование времени.

1. Анализируй в течение дня, на что расходуется твое время. Это, с одной стороны, позволит тебе научиться его «ощущать», с другой - поможет понять, сколько времени и на что тратится.

2. Планируй на бумаге! Все дела, которые не записаны в блокнот, ежедневник, с большой долей вероятности будут забыты и никогда не реализуются просто потому, что ты о них забудешь. Это же относится и к ведению школьного дневника. Он учит тебя систематизировать дела, наглядно демонстрирует планы на неделю и список дел на день. Его минус лишь в том, что относится он только к школьному времени, поэтому для более полной картины дня нужен дополнительный ежедневник.

3. Список дел на завтра не должен содержать более 10-12 пунктов . И один из них обязательно должен быть посвящен составлению списка дел на следующий день.

4. Ставь перед собой цели на день, неделю, месяц, год, 10 лет и достигай их!

5. Для того, чтобы наглядно визуализировать дела, используй разноцветные стикеры . Присвоив каждому виду дел свой цвет, ты сможешь легче ориентироваться в приоритетах и анализировать временные затраты.

6. До того, как приступить к выполнению домашнего задания, составь себе подробный список дел. Если это большая, сложная задача, разбей ее на подзадачи . Добейся того, чтобы страшное на вид задание стало разделено по пунктам, каждый из которых - маленький, несложный, выполнимый этап на пути к реализации запланированного.

7. Зачеркивай выполненные задания. Это принесет тебе не только чувство морального удовлетворения, но и наглядно покажет, насколько близок финал.

8. Контролируй достижение своей цели. Постоянно анализируй, насколько ты приблизился (-лась) к своей мечте, что ты для этого сделал (-а), а что еще предстоит выполнить.

9. Расставляй приоритеты. Для того, чтобы понять, с чего начать, нужно выделить самые важные и срочные дела и приступить к реализации задуманного с них.

10. Установи на смартфон приложения , с помощью которых можно не только составлять список дел, но и устанавливать напоминание о них. Они не позволят тебе забыть о важных вещах.

11. Отдыхать - тоже важно! И желательно на свежем воздухе. Смена физической и умственной деятельности поможет тебе переключиться, настроиться на позитив и набраться сил.

12. Не откладывай дела на потом! В какой-то момент ты поймешь, что этот снежный ком уже не остановить. А чтобы он тебя не придавил, выполняй дела вовремя. Это именно тот случай, когда ситуацию легче предотвратить.

Более конкретно о техниках тайм-менеджмента мы поговорим в следующей статье.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...