Стихи тютчева короткие. Жизнь за границей

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Короткие стихи Тютчева – это маленькие поэтические рассказы. Тютчев всюду выдвигает определенную, ясную мысль, поясняет её, используя художественные приемы. В этой мысли нет ничего случайного. Первым оценил талант Ф.И.Тютчева классик А.С.Пушкин. Он сразу заметил поэтическую силу, зоркость поэта, почувствовал его неподдельное вдохновение.

«Утро в горах»
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.

Искусством изображать природу Тютчев владел в совершенстве. Тютчева нельзя упрекнуть в рутинности. Любой стих поэта повествует о какой-нибудь тайне природы. Поражают интересные, любопытные эпитеты поэта, смелые метафоры.

«Полдень»
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
В лазури пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

Двадцать два года Тютчев жил вне родины. Можно было ожидать, что под влиянием западных настроений он изменится, станет другим. Ничуть не бывало. Он навсегда остался русским. В нем не угасло русское чувство. Он стал «одним из украшений русской словесности».

«Тихо в озере струится…»
Тихо в озере струится
Отблеск кровель золотых,
Много в озеро глядится
Достославностей былых.
Жизнь играет, солнце греет,
Но под нею и под ним
Здесь былое чудно веет
Обаянием своим.
Солнце светит золотое,
Блещут озера струи…
Здесь великое былое
Словно дышит в забытьи;
Дремлет сладко-беззаботно,
Не смущая дивных снов
И тревогой мимолетной
Лебединых голосов…
Июль 1866

Стихи Тютчева в чём-то даже обескураживают – первым делом по части гармоничности и красоты. Они исполнены мысли и неподдельного чувства.

«Смотри, как запад разгорелся…»
Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?

Тютчев чувствовал природу как никто другой – тонко, живо и верно. Стихи лирика Тютчева всегда отличались грациозностью, поэтической смелостью.

«Сияет солнце, воды блещут…»
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…
28 июля 1852

«Песок сыпучий по колени…»
Песок сыпучий по колени…
Мы едем – поздно – меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий –
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
Октябрь 1830

«Лебедь»
Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнца свет.
Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего –
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон –
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
Между 1838 и серединой 1839

Недаром говорят, что краткость сестра таланта. Иногда несколько строк несут такую смысловую нагрузки, что можно разложить их на целый доклад. В нескольких строках может быть заключена целая философия, наталкивающая на глубокие размышления.

Таким даром обладал и замечательный поэт Фёдор Иванович Тютчев, писавший стихотворения на разную тему:

Природа.

Философия.

Любовь.

Патриотизм.

Нужно сказать, что к своему природному дару автор относился довольно скептически. Он мог записать только родившееся стихотворение на клочке бумаги и тут же забыть о нём, оставив на столе. За ним буквально подбирали его философские мысли, некоторые из которых стали знамениты на весь мир. Например, «Умом Россию не понять». Известно, что после его смерти родные находили некоторые произведения совершенно случайно.


Небольшие стихотворения, в четыре-восемь строк - это настоящая изюминка в творчестве поэта.

Ранний период творчества

Свои первые несколько стихотворений маленький мальчик написал довольно рано, примерно в 7-8 лет. И если одно из них «Любезному папеньке!», достаточно понятно по своему происхождению, то второе поражает недетской зрелостью.

Всесилен я и вместе слаб,
Властитель я и вместе раб,
Добро иль зло творю - о том не рассуждаю,
Я много отдаю, но мало получаю,
И в имя же свое собой повелеваю,
И если бить хочу кого,
То бью себя я самого.

На, без сомнений, одарённого ребёнка большое влияние оказал его учитель Семён Егорович Раич. Педагог сразу распознал у мальчика талант к словесности и сумел развить художественную выразительность. Это он познакомил ребёнка с теорией литературы, с поэзией античных времён. Очень похоже, что «Всесилен я и вместе слаб» - это обработка сочинений немецкого мистика и философа, с образованием сапожника Якоба Беме.

Философия, вложенная в это небольшое произведение, говорит о том, что с юных лет гениальный ребёнок задавался вопросами: что такое человек, зачем он живёт, куда идёт, чего хочет?

Вот несколько небольших стихотворений, написанных юным Тютчевым в 20-е годы. Их биографы аккуратно собрали буквально по крупицам.

Это из альбома, поначалу вызывало сомнения, потому что было подписано инициалами «Ф.Т.»


«Не дай нам духу празднословья»!
Итак, от нынешнего дня
Ты в силу нашего условья
Молитв не требуй от меня.

А это написано на первом листе книги Вольтера.

Пускай от зависти сердца зоилов ноют.
Вольтер! Они тебе вреда не нанесут...
Питомца своего Пиериды покроют
И Дивного во храм бессмертья проведут!

Жизнь за границей

Известно, что Фёдор Иванович с самой юности до зрелых лет жил и работал за границей. Он был дипломатом. В общей сложности он провёл вдали от Родины 22 года.

Там, за границей, в Мюнхене молодой образованный мужчина, выполняя дипломатическую миссию, заводит знакомства с немецким философом Фридрихом Вильгельмом Йозеф фон Шеллингом, с поэтом и публицистом Христианом Иоганном Генрихом Гейне. Несомненно, эти просвещённые деятели повлияли на мировоззрение молодого дипломата.

Здесь же за границей складывается личная жизнь политика. Он женится на любимой женщине - графине Элеоноре Ботмер. Брак длился двенадцать лет, до смерти женщины. Через год молодой вдовец женится повторно на красавице баронессе Эрнестине фон Пфеффель. Несмотря на внебрачные отношения и рождения внебрачных детей, брак с Эрнестиной был длительным, до самой смерти поэта.

В этот период жизни Тютчев писал стихи от случая к случаю. Это было и воспевание природы, и любовная лирика, и философские размышления.

Например, философская миниатюра, написанная в 1829 году, в которой говорится о возможном повторном потопе «Последний катаклизм». У автора нет цели напугать читателя. Наоборот, литератор пытается донести мысль о том, что даже полное разрушение может быть началом созидания.


Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Философские мотивы неслучайно отражены в творчестве поэта. Тютчев постоянно пытался разобраться в этом мире и в себе самом. Желание внутренней свободы, стеснённой внешними обстоятельствами, рождают вот такие строки:

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он -
И вот ушел за небосклон!
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла -
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

Автор искренне восхищается полётом свободолюбивой птицы. Ему тоскливо оттого, что человеческое общество накладывает определённые ограничения. И люди, считающие себя царями земли, больше суетятся и беспокоятся по пустякам, вместо того чтобы использовать свой потенциал в полной мере.

Есть место и любовной лирике. Тютчев был мужчиной очень влюбчивым. Кроме двух законных браков, и длительного романа с Еленой Денисьевой, который, по сути, являлся его третьим браком, у поэта случались многочисленные интрижки и романы. Точно известно что у него было двое незаконнорождённых детей, не считая троих от Елены Денисьевой.

Лирик отдавался своим чувствам без остатка, он не притворялся и не играл в любовь. Каждый его роман был настоящим. Не стоит его ругать и копаться в душевных переживаниях. Тютчев всё делал по-настоящему. По-настоящему любил Родину, по-настоящему любил женщин, искренно возмущался в случае любовной драмы. Этот стих о лживых отношениях, притворных обещаниях, об обманной любви был написан в 1836 году.


И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении творца!
И смысла нет в мольбе!

Дипломатический ум Тютчева помноженный на уникальность его стихотворного умения, во многих произведениях раскрывает глубокий смысл.

Смысл намного глубже, чем может показаться сразу. Дочитав стихотворение до конца, вдруг становится понятно, что оно не о звезде, не о ветре - в нём заложен смысл глубинный. Для примера можно привести вот это стихотворение, написанное в 1838 году.

Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?

Нужно сказать, что дипломат никогда не был сторонником каких бы то ни было революций. Как политик он всегда имел своё мнение, его волновала судьба Европы. Но всей душою, оставаясь русским до конца, он служил России и думал о России. Как большинство его четверостиший, это было написано на маленьком клочке бумаги. Эпиграмма имеет будто незаконченный смысл и ищет ответ на поставленный, в первой строке вопрос.

Не знаешь, что лестней для мудрости людской:
Иль вавилонский столп немецкого единства -
Или французского бесчинства
Республиканский хитрый строй?...

Фёдор Иванович не был слишком религиозным - сказалось влияние западной культуры. Но в своей философской лирике он часто использует библейскую тематику, рассуждая о круговороте повторяющихся и чередующихся событий, порой не зависящих от людей. Фаталистические настроения, призывающие к смирению, дают мудрый совет, проверенный столетиями - проявить кротость к событиям, на которые невозможно повлиять. Их нужно просто пережить.

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит - и слава богу!

Расцвет творчества

Биографы и литераторы в отдельный цикл относят творчество Тютчева в зрелые годы. Пришло время таланту раскрыться в новом проявлении, опираясь на жизненный опыт, по-новому раскрыть тему любви, где многие произведения носят драматический характер. Безграничный талант лирика способен окрасить грустные любовные моменты в приятные цвета, без фальши и лицемерия. Так появляется стихотворение в 1851 году «В разлуке есть высокое значение».

В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек...

Конечно, полный расцвет любовной лирики Фёдора Ивановича пришёлся на его зрелые годы. Большинству трогательных, с хорошей смысловой нагрузкой стихотворений о любви, написаны поэтом в зрелом и преклонном возрасте.

Большое влияние на такой всплеск эмоций и чувств произвела последняя любовь Тютчева - Елена Александровна Денисьева. Эта чудная красавица обучалась вместе со старшими дочерьми поэта в институте благородных девиц. Знакомство с дипломатом изменило её жизнь безвозвратно. На алтарь своей любви девушка положила всё: общественное мнение, свою карьеру (она должна была стать фрейлиной), отношение с родственниками.

Пара влюблённых около года скрывала свою связь, пока беременность Елены сделала это невозможным. Именно в этот период написано небольшое четверостишие, где автор в большом смятении рассуждает о невозможности строить планы и предпринимать какие-то решения.

Увы, что нашего незнанья
И беспомощней и грустней?
Кто смеет молвить: до свиданья,
Чрез бездну двух или трех дней?


Этой женщине посвящено большое количество стихов. Литераторы объединили эти произведения в общую группу, так и назвав «Денисьевский цикл».

Но как известно самая большая любовь поэта - любовь к России.

Фёдор Иванович не побоялся написать на смерть Николая I эпиграмму-эпитафию с резкой оценкой его деятельности. Жена поэта, Эрнестина очень смущалась по поводу существования этого стихотворения, считая его документальным подтверждением жёсткого приговора императору. Вероятно поэтому произведение было утеряно, пока внуки автора не нашли его в альбоме своей тётки. Вот сам стих.

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, -
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

В произведениях нередко встречаются рассуждения, вот как в этом четверостишие.

Себя, друзья, морочите вы грубо -
Велик с Россией ваш разлад.
Куда вам в члены Английских палат?
Вы просто члены Английского клуба.

И, конечно, нельзя обойти стороной знаменитое «Умом Россию не понять». Это самое цитируемое произведение Тютчева. Оно бессмертно! Каждое новое поколение читает его по-своему и вкладывает в эти строки свой смысл.

Будто погрузившись в глубокие раздумья, автор подбирает возможные варианты: что сделать, что изучить, как понять русскую душу? Но феномен русского человека невозможно объяснить. Никто не сможет дать ответа, ни иностранцы, ни сами русские. И будто после длительных раздумий поэт философски подытоживает «В Россию можно только верить».

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....