События советского германский флот 1941 г. Флот накануне и в период Великой Отечественной войны: Введение

Это будет сегодня последняя история,о том как помогали одни из самых важных войск,войска тыла,а в особенности как женщин,которые считай не спали и выполняли тяжелую мужскую работу! Вспомним настоящих героев трудового фронта!

Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Из-за потери густонаселенных западных районов и мобилизации в Красную армию значительно сократилась численность работников. Если в первом полугодии 1941 года в хозяйстве было занято 31,8 млн. рабочих и служащих, то во втором полугодии — 22,8 млн., а в 1942 году — 18,4 млн. человек.

Война и тяжелая индустрия
Ушедших в армию мужчин призывного возраста заменили подростки, старики, женщины. Только во второй половине 1941 года на заводы пришли почти 2 миллиона домохозяек, школьников и пенсионеров. Академик-металлург Евгений Оскарович Патон вспоминал:

«Никогда не забыть мне женщин тех лет. Сотнями приходили они на завод, выполняли самую тяжелую мужскую работу, стояли часами в очередях и воспитывали детей, не сгибались под тяжестью горя, когда прибывала похоронная на мужа, сына или брата. Это были настоящие героини трудового фронта, достойные восхищения»

Стараясь максимально обеспечить рабочей силой оборонные отрасли, государство прибегло к массовой мобилизации работников легкой промышленности, сельского хозяйства, ряда других отраслей, а также учащихся на предприятия тяжелой промышленности. Рабочие военных заводов и транспорта считались мобилизованными. Самовольный уход с предприятий запрещался.

Массовый характер приобрело движение «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». Появились двухсотники, выполнявшие за смену по две нормы. Фрезеровщик Уралвагонзавода Дмитрий Филиппович Босый стал основателем движения тысячников. С помощью изобретенного им приспособления, позволявшего одновременно обрабатывать на одном станке нескольких деталей, он в феврале 1942 года выполнил норму на 1480%.

Война и деревня
Война нанесла огромный урон сельскому хозяйству. В 1941-1942 годах около половины посевных площадей и поголовья скота, почти треть энергетических мощностей оказались в руках оккупантов. Тракторы, автомобили, лошади изымались для нужд фронта.

В армию ушли практически все мужчины призывных возрастов. Во многих селах и деревнях вообще не осталось мужчин моложе 50-55 лет. В 1943 году 71% работников сельского хозяйства составляли женщины. Рядом с ними трудились старики и подростки. В армию было призвано большинство механизаторов (ведь тракторист — практически готовый водитель танка). Женщины освоили трактор. Уже в 1942 году в соревновании женских тракторных бригад принимали участие 150 тысяч человек.

Война потребовала от деревенских тружеников величайшего самопожертвования. Обязательный минимум трудодней был увеличен до трехсот в год. Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству. Выживали колхозники за счет приусадебных участков, хотя те и были обременены налогами и различными обязательными сборами. Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность — сырьем.

Война и наука
Огромную роль в укреплении оборонной мощи страны сыграли достижения науки. На основе рекомендаций ученых было значительно увеличено производство на многих металлургических комбинатах Урала, а также Сибири. Были открыты месторождения марганцевых руд в Казахстане, бокситов — на Южном Урале, меди и вольфрама — в Средней Азии. Это помогло компенсировать потери месторождений в западной части страны и обеспечить бесперебойную работу предприятий черной и цветной металлургии. Обширные изыскательские работы позволили открыть новые залежи нефти в Башкирии и Татарии.

Большое внимание ученые и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, внедрению технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда, сократить брак.

Огромны заслуги военной медицины. Разработанные Александром Васильевичем Вишневским методы обезболивания и повязки с мазями широко применялись при лечении ран и ожогов. Благодаря новым методам переливания крови значительно снизилась смертность от потери крови. Неоценимую роль сыграла разработка Зинаиды Виссарионовны Ермольевой препарата на основе пенициллина. По свидетельству очевидцев, «волшебное лекарство на глазах изумленных свидетелей отменяло смертные приговоры, возвращало к жизни безнадежных раненых и больных».

Быт тыла
Война сильно ухудшила условия жизни советских людей. Даже по официальным (вероятно, сильно приукрашенным) данным потребление мяса в рабочих семьях в 1942 году снизилось в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем, молочных продуктов — на 40%. В деревне потребление мяса сократилось втрое, хлеба — на треть. В пище стало намного меньше жиров, сахара, овощей. Не хватало круп. Зато стали есть вдвое больше картофеля.

Нехватка продовольствия вызвала его жесткое нормирование. Повсеместно были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия; более чем в ста крупных городах — также на мясо, рыбу, жиры, макаронные изделия и крупы.

Колхозники карточек вообще не получили и остались вне системы нормированного обеспечения — без соли, без сахара, без хлеба — фактически на одной картошке с собственного огорода.

Как и в первой половине 1930-х годов, было установлено несколько категорий нормированного снабжения. К первой категории относились рабочие оборонной промышленности, ко второй — рабочие других отраслей, к третьей — служащие, к четвертой — иждивенцы и дети. Инженерно-технические работники приравнивались к рабочим соответствующих предприятий. К рабочим были приравнены также врачи, учителя, литераторы, работники культуры и искусства.

С осени 1943 года по первой категории выдавалось 700 грамм хлеба в день, по второй — 500 грамм Служащие получали 400 грамм, дети и иждивенцы — 300.

Чтобы отоварить карточки, очередь к дверям магазина приходилось занимать с ночи. Утром, отстояв несколько часов, можно было получить заветную буханку и если повезет — кусочек масла, маргарина или комбижира. Впрочем, нередко оказывалось, что продуктов нет совсем; даже хлеба порой хватало не на всех. Карточки выдавались на месяц и при утрате не восстанавливались. Потеря карточек, особенно в начале месяца, означала голодную смерть.

Цены на продукты, выдававшиеся по карточкам, на протяжении всей войны не изменялись. Однако вне системы нормированного снабжения происходила быстрая инфляция — тем более, что государство для покрытия военных расходов увеличило выпуск бумажных денег.

Все воюющие страны, даже США, прибегали в 1941-1945 годах к нормированному снабжению населения продовольствием и многими предметами первой необходимости. Но только в СССР, формально провозглашавшем равенство трудящихся, не запрещалась свободная продажа нормируемых продуктов. Это позволяло людям, имевшим деньги или ценные вещи, приобретать продукты на рынке, где цены превышали довоенные в среднем в 13 раз.

В 1944 году были открыты государственные коммерческие магазины, в которых товары продавались в неограниченных количествах, но стоили в 10-30 больше, чем в системе нормированного снабжения. Подобного цинизма не допускала ни одна западная страна.

Война лишила миллионы людей крова. Беженцы, эвакуированные нередко вынуждены были ютиться в переоборудованных общественных зданиях или занимать углы в домах и квартирах местных жителей. Большинство переживших эвакуацию с теплотой вспоминают об обитателях Урала и Сибири, Казахстана и Средней Азии — людях разных национальностей, потеснившихся ради того, чтобы дать приют незнакомым семьям.

Особенно тяжелая доля выпала тем, чьи дома оказались в прифронтовой полосе. Там, где надолго останавливался фронт, от изб чаще всего оставались только печи, торчащие среди развалин, а людям приходилось ютиться в погребах и землянках. Деревни, оставшиеся без мужчин, даже после войны далеко не сразу смогли отстроиться и залечить раны.

Война стала жестоким испытанием для всего нашего народа. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Поразительная стойкость, проявленная народом в те тяжелые годы, позволила стране выстоять войне и победить — несмотря на чудовищные просчеты, допущенные правящим режимом.

Секреты Российского флота. Из архивов ФСБ Христофоров Василий Степанович

НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И БАЗЫ КРИГСМАРИНЕ В АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ СССР (1941–1945 гг.). ПО ДОКУМЕНТАМ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ.

НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И БАЗЫ КРИГСМАРИНЕ В АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ СССР (1941–1945 гг.).

ПО ДОКУМЕНТАМ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ.

Действия немецкого подводного флота в годы Второй мировой войны на просторах Мирового океана вызывают постоянный интерес отечественных и зарубежных историков. За последнее время появилось значительное число публикаций, связанных с боевой деятельностью германских подводников на севере СССР, а также наличием тайных баз подводных лодок противника в Арктическом бассейне (1941–1944 гг.). В своих публикациях авторы напрямую связывают активность немецких субмарин в акватории Северного Ледовитого океана в 1942–1944 гг. с наличием на Новой Земле и других островах, а также в устье Енисея оборудованных для длительной эксплуатации баз кригсмарине. В частности, в этих источниках, наряду с Новой Землей, упоминаются острова Мона и Междушарский.

Следует отметить, что действия подводных сил Германии в этом регионе, особенно в Карском море, отслеживались советскими органами госбезопасности и тщательно документировались.

В этих документах сосредоточена информация в виде докладных записок, сообщений, телеграмм, агентурных сообщений о расследовании обстоятельств гибели ряда советских конвоев, в частности, ВА-18 и БД-5, а также отдельных боевых кораблей и торговых судов, десантах немецких подводников на северные острова, борьбе с минными постановками, предпринимавшихся мерах противодействия деятельности морских сил противника.

Как видно из материалов, первое обнаружение немецких подводных лодок зафиксировано в районе Мурманска и в акватории Белого моря уже в июле 1941 г. Статистика обнаружения вражеских субмарин в этом году выглядит следующим образом: июль - 11, август - 12, сентябрь - 36, октябрь - 42, ноябрь - 10. {214} Особенно успешным для немецких подводников был август (пик летней навигации на Севере) и октябрь - ноябрь (при завершении проводки судов в Арктическом бассейне). В эти месяцы были потоплены в результате торпедных атак 6 единиц: 17 августа СКР «Жемчуг», 22 августа транспорт «Поморье», 26 августа тральщик «ТЩ-44», 18 октября транспорт «Аргунь», 6 ноября СКР-70, 15 ноября тральщик ТЩ-34. {215}

Уже с весны 1942 г. подводные лодки противника начали появляться в юго-восточной части Баренцева моря и вдоль западного побережья Новой Земли. К концу лета этого года противник обнаружил себя и на арктических коммуникациях в Карском море. Немецкими подлодками ставились мины на подходах к Югорскому и Маточкину шару, острову Диксон. Статистика обнаружения вражеских субмарин в 1942 г. выглядит следующим образом: январь - 1, февраль - 1, март - 2, апрель - 1, июль - 12, август - 8, сентябрь - 13, октябрь - 3, декабрь - I. {216}

О сложной обстановке можно судить по письму Транспортного управления НКВД СССР 21 августа 1942 г. в Управление ОО НКВД СССР: «[…] Имевшиеся, начиная с июня месяца с.г., сигналы достаточно определенно указывали на то, что немцы готовят значительные операции в районе Новой Земли, Баренцева и Карского морей. […] Однако достаточных мероприятий не последовало и активность противника, продолжая нарастать, превратилась в реальную угрозу для наших коммуникаций в районе этих морей и непосредственно для побережья.

27 июля подводная лодка противника посетила бухту Кармакуля и артиллерийским огнем уничтожила 2 самолета. […] В районе обстрела уничтожены также 3 дома и 2 склада.

17 августа с.г. в районе Матвеева острова подводная лодка противника подвергла артиллерийскому обстрелу караван судов, направлявшихся из Хабарово в Нарьян-Мар. Потоплены пароход “Комсомолец”, баржи, мотоботы и погибло 305 человек.

19 августа с.г. подводная лодка противника обстреляла рыбаков в районе Черной Губы на острове Новая Земля {217} .

1943 г. отмечается расширением зоны действия немецких подводных лодок. Начиная с июля, субмарины противника действовали не только в районе Новой Земли, их появление неоднократно зафиксировано в Енисейском заливе. К несомненному успеху немцев следует отнести разгром в сентябре 1943 г. конвоя ВА-18, когда за один день были потоплены два транспорта и боевой корабль.

12 августа 1944 г. был уничтожен конвой БД-5, в результате чего погибли транспорт и два тральщика. Вследствие торпедной атаки немцев 16 января 1945 г. погиб эсминец Северного флота «Деятельный», 20 января был торпедирован эсминец «Разъяренный», который остался на плаву и был отбуксирован в базу.

Уничтожение подводных лодок противника входило в сферу деятельности кораблей Северного флота и Беломорской военной флотилии. Контрразведчиков же волновали другие проблемы.

Во-первых, наличие у противника информации о движении наших судов, слишком уверенные действия немецких подлодок и рейдеров, хорошие знания ими трассы Севморпути, гидрологической и гидрографической обстановки в Карском море.

Во-вторых, возможное наличие у немцев в Арктике пунктов дозаправки, а также гидрометеопостов.

Истоки этих проблем уходят к летней навигации 1940 г. Тогда в результате переговоров между Германией и СССР руководство нашей страны дало согласие на проводку Севморпутем немецкого торгового судна «Комета». Как выяснилось позже, «Комета» была замаскированным немецким рейдером, который после проводки натворил много бед в Индийском океане, потопив около десяти торговых судов союзников. Следуя по трассе Севморпути, немцы проводили тщательную фотосъемку. В одном из докладов наших моряков и лоцманов, например, указывалось, что немцы «фотографировали непрерывно берега, фотографировали все объекты, которые только встречали на своем пути. Фотографировали острова, мимо которых проходили, около которых стояли, фотографировали мыс Челюскина». При малейшей возможности делали промеры глубин; высаживались на берег и фотографировали, фотографировали, фотографировали…

Нашей традиционной беспечностью веет от текста радиограммы начальника Главсевморпути И.Д. Папанина, направленной одному из лоцманов, проводивших «Комету»: «[…] Нет сомнений, что немцы посылали одно суденышко только с целью изучить трассу, покажи, так сказать, им трассу […] пусть ледокол проведет через лед» {218} .

Сведения о навигационном оборудовании Северного морского пути, полученные во время перехода «Кометы», позволили германскому морскому штабу заблаговременно развернуть систему радиометеостанций на арктических островах Северного Ледовитого океана (в том числе и на архипелаге Шпицберген в нарушение Парижского договора 1920 г.). Данные о советских полярных станциях в Арктике, организации их радиосвязи, результаты промеров глубин в проливах были обобщены немецкими специалистами и в июне 1941 г. изданы секретным приложением к «Наставлению о плавании в арктических морях».

Опыт ледового плавания «Кометы», доскональное изучение навигационных условий Севморпути помогли немецким подводным лодкам в 1941–1945 гг. пиратствовать в наших северных водах.

Из справки ОКР «Смерш» СФ от 15 октября 1943 г.: «Есть основания предполагать, что противник имеет достаточно разведывательных данных (как ледовых, так и войсковых) по западному сектору Арктики. В частности, противнику в этом также помогло появление в открытой печати (газета “Известия” № 129/7815 от 04.06.42 г.) данных о подготовке наших действий в Арктике и ряд корреспонденции в одной из радиопередач из г. Архангельска, а также открытые переговоры судов ГУСМП как между собой, так и полярными станциями» {219} . Кроме того, в ходе расследований обстоятельств гибели наших конвоев контрразведчики установили, что «немцы точно знали, по какому фарватеру пойдут корабли, несмотря на то что шли по этому фарватеру впервые» {220} .

Наличие баз подтверждается множеством данных, обобщенных в документах ОКР «Смерш» СФ справкой о деятельности немецких подводных лодок, подготовленной в октябре 1943 г.:«[…] Дает возможность предположить об использовании противником о. Междушарского как пункта наблюдения и связи для действующих в районах Новой Земли подлодок и самолетов противника. 13–14 октября 1942 г. на о. Междушарском пролетавшим самолетом БВФ был обнаружен самолет противника, который при снижении нашего самолета обстрелял его. Организованным десантом для захвата самолета противника на место его приземления были обнаружены следы бывшей здесь радиостанции противника. Самолета не оказалось» {221} .

10 августа 1944 г. в бухте Полынья Енисейского залива была отмечена высадка десанта. Из докладной записки ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии: «10.08.44 г., около 10 часов утра, в непосредственной близости от берега в бухте Полынья Енисейского залива Красноярского края в надводном положении была обнаружена вражеская подводная лодка. […] Подойдя к берегу на расстояние четверть километра, подлодка по направлению мыса Полынья стала давать флажками сигналы. Одновременно к берегу от подлодки направлялась резиновая шлюпка, которая в скором времени возвратилась обратно и была поднята на борт. Пробыв в бухте около часа, подлодка ушла курсом на восток. […] Таким образом, факт обнаружения подлодки противника в бухте Полынья 10.08.44 г. в надводном положении под военно-морским флагом Германии и попытки команды указанной лодки быть на берегу дает все основания предполагать о том, что данная подлодка могла идти с целью высадки или приемки разведывательно-диверсионной группы, созданной из числа выселенных в Енисейский залив немцев, но ошиблась районом» {222} . Проанализировав действия противника против наших судов за 1944 г., контрразведчики сделали вывод, что, «как правило, немецкие подводные лодки, находящиеся в данное время на Севере, действуют на фарватерах, указанных в нашей лоции военного времени. Это обстоятельство дает полное основание считать, что противник об этом хорошо осведомлен» {223} .

25 сентября 1944 г. высаженный с двух подводных лодок десант разгромил станцию Главсевморпути на мысе Стерлегова (Карское море), уничтожив три жилых дома, радиостанцию, метеопост, машинное отделение и три склада с продовольствием. Но главной удачей немцев стали захваченные ими секретные документы, в том числе переговорные коды и таблицы с ключами, сигнальные книги. Из семи человек, находившихся на станции, немцами были захвачены и перевезены на лодках пять человек.

В спецсообщении ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии о захвате метеопоста на мысе Стерлегова приводятся показания бежавшего от немцев сотрудника поста Г.В. Бухтиярова, который допрашивался немецкими подводниками: «В процессе этого разговора Бухтияров в окно заметил, что подлодка снялась с якоря и ушла в море, якобы спросил переводчика, куда ушла лодка, на что последний ответил: “На заправку к нашей базе”. Где находится эта база, переводчик не сказал. Предположительно можно считать возможность создания немцами таких баз на островах Мона» {224} .

В докладной записке от 18 января 1945 г., направленной на имя начальника УКР «Смерш» НКВМФ П.А. Гладкова, начальник ОКР «Смерш» СФ И.И. Гончаров отмечал: «Оперирование подлодок противника малого водоизмещения в Карском море, вдали от своих баз в Норвегии (Нарвик, Тромсе, Тронхейм), дает основание предполагать, что подводный флот противника имеет свои базы в Карском море. В 1944 г. […] на о. Подкова были обнаружены неизвестно кому принадлежащие запасы горючего, масел и продовольствия. [….] Нам известно, что в том же 1944 г. немецкие подлодки всплывали в различных бухтах северо-восточного побережья Карского моря и брали на борт людей из становищ. В поселке Ошмарино (устье р. Енисей) ОКР “Смерш” Карской военно-морской базы была обнаружена подпольная радиостанция. В районе о. Диксон весной 1944 г. имел место случай, когда всплывшая немецкая подводная лодка высадила на кромку льда неизвестного человека, след которого вел по направлению к о. Диксон. Высадку обнаружили местные жители, организовавшие поиск, который, однако, положительных результатов не дал. Не исключена также возможность насаждения противником своей агентуры на островах Карского моря, где для этого имеется достаточная почва. […] Оперативное обслуживание населения побережья и островов Карского моря возложено на органы НКВД и НКГБ, однако, как видно из приведенных фактов, это обслуживание фактически отсутствует, что, в свою очередь, облегчает разведке противника проводить свою деятельность на наших северных морских коммуникациях» {225} .

Вместе с тем 7 октября 1943 г. ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии докладывал в Москву: «[…] за последнее время работа радиостанции острова Диксон перебивается другой неизвестной радиостанцией, работающей на той же волне. По данным берегового радиопоста острова Диксон, указанная радиостанция работает якобы с подлодки противника, однако не исключено, что эта радиостанция может быть установлена в одном из пунктов побережья Карского моря по заданию германской разведки» {226} .

Следует отметить и тот факт, что подозрительные действия подводных лодок противника у нашего побережья отмечены и в начале 1945 г. Из справки 2-го отдела УКР «Смерш» НКВМФ от 20 февраля 1945 г.: «18 января 1945 г. 19 сигнально-наблюдательных постов СНИС Териберкского участка отметили подозрительные действия подлодки противника вблизи берега в районе восточнее Териберки.

В первом случае лодка выходила из Уединенной губы побережья, во втором случае лодка маневрировала в районе поста в надводном положении и передавала в сторону берега 5–6 бело-зеленых световых сигналов. Предполагается возможность высадки агентурных групп противника на нашем побережье. […] ОКР “Смерш” СФ направляет свою оперативную] группу для организации розыска и поимки разведывательно-диверсионных групп противника» {227} .

Не исключено, что немецкие подводники для пополнения запасов продовольствия и горючего использовали подготовленные еще до войны Главсевморпутем зимовки. Из справки ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии от 13 октября 1943 г.: «[…] Установлено: на восточном побережье о. Новой Земли в течение ряда лет ГУСМП организовывались зимовки: завозились продукты, строились дома и т.д.

Например, в заливе Благополучия обнаружена зимовка без людей, поставлен домик, оставлены большие запасы продуктов и много горючего.

Такие же освоенные места имеются севернее залива Благополучия и на южной стороне о. Новая Земля.

Есть также склады с горючим, но месторасположение их до сих пор неизвестно. […]

Высказывается предположение, что противник пользуется этими базами. Особенно это предположение подтверждается тем, что в навигацию 1943 г. немецкие подлодки несколько раз были отмечены в заливе Благополучия, избрав его для стоянки, а может быть, и пополнения из запасов продуктов и горючего» {228} .

Таким образом, имеющиеся документы подтверждают возможность наличия если не баз немецких подводных лодок, то временных гидрометеорологических постов и пунктов наблюдения и связи на островах Карского моря.

Из книги 1941. Победный парад Гитлера [Правда об Уманском побоище] автора Рунов Валентин Александрович

Приложение 18 Материалы из следственного дела Военной коллегии Верховного суда СССР от февраля 1956 года о пересмотре обвинительного заключения на Кириллова Николая Кузьмича, вынесенного Военной коллегией Верховного суда СССР 25 августа 1950 года По приговору суда, Кириллов

Из книги Техника и вооружение 2000 05-06 автора

ОПЫТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Проект 664В 50-х годах в СССР велись работы по созданию подводных минных заградителей с дизель-электрической силовой установкой (проекты 632 и 648). Кроме постановки минных заграждений эти лодки предполагалось

Из книги Техника и вооружение 2000 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Подводные миноносцы: боевой дебют (Русские подводные лодки в войне 1904 – 1905 гг.) Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки – новый тип корабля. Отдельные попытки использовать подводные аппараты в военных целях

Из книги «Смерть шпионам!» [Военная контрразведка СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны] автора Север Александр

Глава 2 Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР и НКВМФ СССР Военная контрразведка секретным постановлением Совнаркома от 19 апреля 1943 года была передана в наркоматы обороны и военно-морского флота, при которых учреждались управления контрразведки «Смерш»

Из книги Тайны подводной войны, 1914–1945 автора Махов Сергей Петрович

Кадры для военной контрразведки Уже в первые месяцы войны резко возросла потребность в военных контрразведчиках. Для решения этой задачи при Высшей школе НКВД СССР 26 июля 1941 года были организованы Курсы подготовки оперативных работников для Особых отделов (приказ НКВД

Из книги Японские тяжелые крейсера типа «Миоко» автора Иванов С. В.

Недостроенные немецкие подводные лодки, захваченные в конце войны на верфях Советской армией на Балтике были захвачены два судостроительных завода, занимавшихся к концу войны постройкой подводных лодок.1. Завод «Шихау» в Данциге: с ноября 1943 по сентябрь 1944 года здесь

Из книги Война в Арктике. 1941-1945 автора Корякин Владислав Сергеевич

Дальнейшие действия «Начи» в арктических водах 11 мая американские войска начали высадку на Атту. В тот же день из Йокосуки вышел «Начи» и взял курс на север. Через четыре дня крейсер прибыл на Парамушир, где оставался в готовности до 10 июля. В этот день тяжелые крейсера

Из книги Сверхмалые субмарины и человеко-торпеды. Часть 3 автора Иванов С. В.

Из книги «Умылись кровью»? Ложь и правда о потерях в Великой Отечественной войне автора Земсков Виктор Николаевич

Немецкие сверхмалые подводные лодки и человеко-ториеды Германия, одна из главных стран-участниц Второй Мировой войны, сравнительно поздно заинтересовалась миниатюрными подводными лодками и проведением подводных спецопераций. В первый период войны, несмотря на ряд

Из книги Великая Отечественная: Правда против мифов автора Ильинский Игорь Михайлович

5.2 Немецкие сверхмалые подводные лодки Уже в 1918 г. в Германии начались проектно-исследовательские работы над малыми подводными лодками с экипажем в 3–5 человек. Например, экспериментальная подводная лодка VB-80 имела турбину Вальтера мощностью 2000 л.с., позволявшей лодке

Из книги СМЕРШ [Битвы под грифом секретно] автора Север Александр

15. Определение общей убыли ВС СССР за 1941–1945 гг Приступим к определению утрат военнослужащих ВС СССР в целом за весь период войны. Предварительно необходимо сказать о том, что состав ВС СССР определялся по общей численности личного состава, входившего в РККА, РКВМФ, НКВД

Из книги Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР автора Бойко Владимир Николаевич

Приложение 5. ПЕРЕЧЕНЬ ДОНЕСЕНИЙ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ О ПОДГОТОВКЕ ГЕРМАНИИ К ВОЙНЕ ПРОТИВ СССР (ЯНВАРЬ - ИЮНЬ 1941 г.), Конец июня 1941 г. № п/ п Кто источник Когда поступило сообщение Начало нападения Содержание донесения 1 Макс 2.11.40 г. После победы над Англией Удар

Из книги автора

Глава 2 Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР и НКВМФ СССР Военная контрразведка секретным постановлением Совнаркома от 19 апреля 1943 года была передана в наркоматы обороны и военно?морского флота, при которых учреждались управления контрразведки

Из книги автора

Иностранные подводные лодки предвоенного периода в РККФ СССР К началу Великой Отечественной войны в состав РККФ входили пять подводных лодок, ранее служивших на флотах других государств. Первым трофеем советского флота стала английская подводная лодка L55, которая

Из книги автора

Иностранные подводные лодки периода второй мировой войны в ВМФ СССР 26 июля 1944 года со стоянки под кодовым названием «Гранд-Отель» с острова Нуокко в финских шхерах вышла в свой первый Боевой поход германская подводная лодка U250. Подводной лодке предстояло действовать в

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....