Смысл фрагмента андрей болконский прощается с отцом. Анализ сцены эпизода отъезд князя андрея на войну, прощание с отцом

Князь Андрей - один из главных героев романа «Война и мир», на примере которого автор показывает нам жизнь и искания передовой части дворянства первой половины XIX века. Отношение Толстого к своему герою очень сложное: наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это.

Во-первых, князь Андрей идет воевать не потому, что считает Наполеона «антихристом», как отзываются о нем в салоне Анны Павловны Шерер, а из-за того, что ему надоело светское общество, надоела жена, он ищет новых ощущений, он мечтает о славе, то есть он идет воевать не по своим убеждениям. Во-вторых, все его поведение в Лысых Горах, имении его отца, куда он привез жену, ожидающую появления на свет ребенка, свидетельствует о его сложном и во многом противоречивом характере.

Несмотря на то, что ему тоже нелегко проститься с близкими, он тщательно скрывает свои чувства: «Лицо князя Андрея было задумчиво и нежно...Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, - может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее спокойное и непроницаемое выражение». Быть может, если бы князь Андрей смог быть более открытым человеком, не таким сдержанным, если бы он проявил немного нежности к жене, он бы не мучился бы впоследствии угрызениями совести. Но даже с сестрой, княжной Марьей, он не делится своими сокровенными переживаниями. Княжна Марья при прощании просит брата обратиться к христианским заветам: призывает быть более снисходительным к жене: «Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело». Но князь Андрей не хочет даже представить себе положение своей жены, при том, что очень хорошо знает тяжелый характер отца, у которого в имении оставляет жену: «Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах». Но он ошибается, очень скоро он упрекнет себя, что был недостаточно внимателен к маленькой княгине, что он смеялся над ее страхом умереть родами, что, в конце концов, он практически бросил ее, потому что ему надоела семейная жизнь.

Глубоко уважая свою сестру, князь Андрей тем не менее слегка подтрунивает над ней, особенно когда речь заходит об отце: «...Тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? ... Он и всегда был крут, а теперь тяжел становится, я думаю». И, отвечая на его вопрос, княжна Марья, замечательно умная и добрая девушка, дает ключ к пониманию образа князя Андрея: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех». Княжна Марья понимает брата, может быть, лучше, чем он сам, и видит в нем гордыню, неумение прощать ни себе, ни другим, высокомерие и прямолинейность. Сама же княжна Марья живит по христианским заповедям и пытается приобщить к этому и своих близких. Ей действительно бывает тяжело от самодурства отца, но она не может позволить себе обсуждать и осуждать его, ее тяготит присутствие компаньонки, но она находит в себе силы жалеть ее. В отличие от брата, она умеет прощать. Она просит князя Андрея надеть на шею образок, который надевали на себя все предки Болконских, несмотря на то, что князь Андрей не верит в Бога. В этот момент «из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным». Внутренняя красота души княжны Марьи выражается в ее глазах. Сам князь Андрей одновременно и тронут ее просьбой, и насмешлив, но подчиняется ей. Разговор с сестрой благотворно воздействует на князя: «Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском».

Как подтверждение слов и мыслей князя Андрея, идет описание маленькой княгини: она так вжилась в светское общество, что и в Лысых Горах, перед отъездом мужа на войну, она ведет те же беседы, что и в Петербурге: «Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время... Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены». Княжна Марья все прощает маленькой княгине, а старый князь Болконский прекрасно понимает все мысли и чувства сына по поводу жены, понимает без слов.

В сцене прощания князя Андрея с отцом поражает их взаимопонимание, единство мнений, их глубокая интеллектуальная жизнь. Даже ничего не спрашивая о семейной жизни князя Андрея, старый князь все понимает: «Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью; потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его». Андрей просит отца, чтобы, если он погибнет на войне, а у него родится сын, не отдавать его на воспитание жене, а оставить жить у Болконских. Старый князь понимает, что его сын не хочет, чтобы ребенок воспитывался в лицемерной, лживой и пустой атмосфере светского общества. Он обещает все выполнить. В свою очередь, он считает долгом дать свои наставления сыну, как вести себя на войне, хотя прекрасно знает, что князь Андрей всегда будет достойным фамильной чести: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» Старик переживает отъезд сына очень тяжело, но в силу своего характера не показывает этого и сердится: «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

Простились...ступай! - вдруг сказал он, - Ступай! - закричал он сердитым и громким голосом».

Прощание с женой прошло быстрее: «Ну, - сказал он, обратившись к жене, и это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «Теперь проделывайте вы ваши штуки». Маленькая княгиня падает в обморок, Андрей, поцеловав сестру и оставив на ее попечение жену, уезжает, а из Кабинета старого князя «слышны были... часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания».

Эпизод отъезда князя Андрея на войну очень многое раскрывает нам в его характере, дает пищу для размышлений над его дальнейшей судьбой, вызывает у читателя восхищение его силой воли, умом, благородством, достоинством, и в то же время показывает причины дальнейших страданий и неудач Андрея, которые кроются в его непомерной гордыне.

В романе «Война и мир» Толстой исследует современное ему общество, основой которого является семья, поэтому “мысль семейная” занимает одно из важнейших мест в произведении. В романе подробно описаны три семьи (Болконских, Ростовых и Курагиных), которые очень различаются по своему внутреннему укладу.

В данной главе изображается семья Болконских. Люди в этой семье связаны искренне родственными отношениями, основанными на уважении друг к другу, любви и взаимопонимании, способны почувствовать, что происходит в сердце другого: “Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок”, “...он взглянул в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека... Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его”. Такое взаимопонимание показывает настоящую духовную близость между отцом и сыном. Кроме того, они действительно любили друг друга, что хорошо видно в сцене прощания: “Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя”. Это всё подтверждает его сердитый и несколько смешной вид (“устрашал он сердитым голосом”, “фигуру кричавшего сердитым голосом старика..”, “сказал он, сердито посмотрев”) и часто срывающийся, переходящий в крик голос (“он... вдруг крикливым голосом продолжил”, “взвизгнул он”).

Семья Болконских принадлежит к древнему дворянскому роду, поэтому аристократизм и гордость являются основополагающими качествами, принципами и Николая Андреевича, и Андрея Болконского. “Николая Андреевича Болконского сын из милости ни у кого служить не будет”, - говорит отец, провожая сына в армию и отдавая ему письмо к Кутузову. Вообще то, что старый князь пишет лично главнокомандующему и просит передать, что “помнит и любит” его, а также “два турецких пистолета и шашка - подарок отца, привезённый из Очакова”, который мы видим среди вещей князя Андрея, - всё это свидетельствует о военном прошлом Николая Андреевича. Поэтому неудивительно, что он хвалит и благодарит сына, когда тот отправляется в армию: “Служба прежде всего. Спасибо, спасибо!”

Здесь же мы слышим мнение старого князя по поводу должности адъютанта, которое разделяет и Толстой: “...пишу, чтобы он [Кутузов] тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!” Такая отрицательная оценка важна для понимания отношения Толстого к героям, занимающим эту должность, а также для раскрытия идеи, которая будет сформулирована в дальнейших главах, когда Толстой, размышляя об исторических судьбах народов, войнах и сражениях, придет к мысли, что всё в бою решается не сверху и что главную роль играют не полководцы с их огромным штабом, а простые солдаты, которые честно выполняют свой долг и делают дело. Андрей Болконский, как один из любимых героев Толстого, тоже придёт к этой мысли и станет полковым командиром.

Один из ключевых моментов этой главы - наставление, которое даёт сыну старый князь: “Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!” Мотив отцовского завета повторяется в русской литературе неоднократно, начиная ещё с «Капитанской дочки» Пушкина, и везде он очень важен для раскрытия образа героя, потому что становится как бы стержнем его характера. Отсюда мы видим, что в основе характера князя Андрея лежит честь, которая в системе ценностей Болконских стоит выше жизни, и что именно честь и гордость являются важнейшими чертами не только Андрея, но и всех членов семьи Болконских.

Такой мотив рода, “породы” возникает в романе в связи со всеми тремя семьями (Денисов говорит Ростову “дуг’ацкая ваша пог’ода Р’остовская”, а Пьер Безухов говорит про “подлую породу” Курагиных)

В этой же главе Толстой описывает отношения князя Андрея с сестрой. Он относится к княжне Марье с любовью и нежностью, но несколько снисходительно: “насмешливо, но ласково сказал князь Андрей”, “князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим”, “лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо”.

Насмешку вызывают у князя Андрея религиозные чувства княжны, которые понять он сможет только в конце жизни. Вообще княжна Марья показывает удивительный пример смирения и христианской любви к ближнему. Она ко всем относится с добротой и снисходительностью: “Она совершенный ребёнок, такой малый, весёлый ребёнок. Я так её полюбила” (о Лизе Болконской). “Она очень милая и добрая, а главное - жалкая девушка” (о француженке Bourienne). Князь Андрей, наоборот, резок в суждениях и строг к людям: “На лице князя вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на её лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела”. При этом часто князь Андрей оказывается более прав и понимает людей лучше (случай с m-lle Bourienne), но в нём, как говорит княжна, “есть какая-то гордость мысли”. Она же, наоборот, всю свою жизнь посвящает отцу и проводит в деревне: “Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни...”

Для психологического портрета Толстого характерны устойчивые, часто повторяющиеся в изображении героя детали. В портрете княжны Марьи это глаза: “Из больших глаз её светились лучи доброго и ровного света. Глаза эти освещали всё безжизненное и худое лицо и делали его прекрасным...”, “...княжна Марья с заплаканными прекрасными глазами...” Глаза являются отражением внутреннего мира человека, поэтому мы сразу можем сказать, что внутренний мир княжны Марьи прекрасен. Внешняя же красота, по Толстому, как правило, наоборот, скрывает за собой пустоту и ничтожность (Элен, Вера, Анатоль), поэтому то, что княжна Марья некрасива, только подчёркивает её внутренние достоинства.

Свою жену, в отличие от сестры, князь Андрей не любит, он с ней несчастлив и сам признаётся в этом отцу и сестре: “...счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...” Он презирает в ней светские привычки, болтливость, одни и те же петербургские рассказы и сплетни: “Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей”.

Толстой, однако, относится к Лизе Болконской с сочувствием и симпатией, потому что она беременна, а значит, собирается стать матерью и дать новую жизнь.

Андрей просит отца оставить у себя сына, если его (Андрея) убьют. Он не хочет, чтобы его сын стал дорожить светским обществом, которое так презирает сам князь Андрей. Но несмотря на то, что Андрей Болконский не любит свою жену, он ведёт себя достойно и благородно: “Я ни в чём не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену и сам ни в чём себя не могу упрекнуть в отношении к ней, и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах”.

Можно сделать вывод, что семья Болконских - настоящая семья, в которой люди связаны не только узами крови, но и духовным родством, общими нравственными ценностями.

В романе «Война и мир» Толстой занимается исследованием проблемы истинного и ложного и приходит к мысли, что идеал - в отречении от всего индивидуального и обретении роевого начала. Семья для Толстого является символом роевого начала, поэтому так важна ему “мысль семейная”. Семья Болконских, конечно, не идеальная, но когда в конце произведения семьи Ростовых и Болконских соединяются, то, может, не в полной мере, но в какой-то степени идеал всё-таки обретается, и поэтому достигается покой и счастье.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Отъезд князя Андрея на войну уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Жизненные искания князя Андрея Болконского состоит из многочисленных переломов и потрясений. С первых страниц романа встречаем мы князя Андрея уверенным в себе человеком. В это время он находится под влиянием образа Наполеона. Болконский уверен, что рожден для славы и где-то его ждет свой «Тулон». Он мечтает спасти всю армию императора и, совершив этот подвиг, пройти всю иерархическую лестницу до звания фельдмаршала вместо Кутузова. Андрей Николаевич живет только для карьеры, для «других».
    Семья… Значение этого слова знакомо каждому из нас. Каждый стремится к своему определенному идеалу. Многие писатели не раз обращались к этой теме, стремясь показать в ней свое отношение к близким людям, любовь к ним. Несомненно, каждый из них воплощает в произведениях свой идеал семьи. Я очень люблю роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир" и считаю, что именно в нем показан наиболее близкий мне идеал семьи. В романе "Война и мир"
    В данном отрывке из романа Льва Николаевича Толстого "Война и мир" князь Андрей Болконский предстает перед нами накануне Бородинского сражения. Андрей Болконский - один из самых любимых героев Толстого. Высокое понятие о чести, независимость, острота ума, благородство - отличительные качества князя Андрея. На протяжении своей короткой, но интенсивной жизни Андрей Болконский - человек чести - ищет смысл жизни и свое предназначение в ней. Это человек умный, гордый, страдающий, не раз разочаровывающийся
    Л. Н. Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, человеку умному, ищущему. Но читатели, думаю, относятся к нему по-разному: для одних он очень рассудочен, категоричен, для других - человек тонкой души, но воспитанный в строгих правилах. Большое влияние на формирование его характера оказала семья. Л. Н. Толстой рассказывает о семье Болконских начиная с 1805 года. Это была семья, где в отношениях между отцом, сыном и дочерью были строго очерченные границы. В
    Одна из центральных идей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» – это “мысль семейная”. Судьба героев романа во многом определяется их средой, воспитанием, семейным окружением. Особое место на страницах «Войны и мира» отдано семейству Болконских. Три поколения Болконских проходят перед нами и вместе с тем - три исторические эпохи. Образ старого князя воскрешает перед читателем екатерининские времена. Старый князь - человек XVIII века. Именно в обычаях и порядках
    Величайшее произведение русского писателя - роман Л. Н. Толстого "Война и мир" - освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное пора и в тяжкие дни войны. Автор клеймит высший свет и с теплом и гордостью относится к русскому народу на протяжении всего повествования. Но и высший свет, который объединяет все дворянство, имеет своих героев. Тем, кто сильно равнодушен к судьбе родины, Толстой
    Анализ главы из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (гл. XXV, часть 1, том 1) Сочинение написано во время переводного экзамена (за 4 часа) по теме, взятой из Перечня тем для 11-го класса В романе «Война и мир» Толстой исследует современное ему общество, основой которого является семья, поэтому “мысль семейная” занимает одно из важнейших мест в произведении. В романе подробно описаны три семьи (Болконских, Ростовых и Курагиных), которые очень различаются по

Отношение Толстого к Андрею очень сложное наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя напрячься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это.

Во-первых, князь Андрей идет сражаться не потому, что считает Наполеона “антихристом”, как отзываются о нем в салоне Анны Павловны Шерер. а из-за того, что ему надоело светское общество, надоела супруга, он ищет новых ощущений, он мечтает о славе, то есть он идет сражаться не по своим убеждениям. Во-вторых, все его поведение в Лысых Горах, имении его отца, куда он привез жену, ожидающую появления на свет ребенка, свидетельствует о его сложном и во многом противоречивом характере. Несмотря на то, что ему тоже нелегко проститься с близкими, он тщательно скрывает свои чувства, быть может, если бы князь Андрей смог быть более открытым человеком, не таким сдержанным, если бы он проявил немного нежности к жене, он бы не мучался бы потом угрызениями совести. Но более того с сестрой, княжной Марьей, он не делится своими сокровенными переживаниями. Княжна Марья при прощании просит брата обратиться к христианским заветам: призывает быть более снисходительным к жене. Но князь Андрей не хочет более того представить себе положение своей жены, притом, что очень хорошо знает тяжелый характер отца, у которого в имении оставляет жену. Но он ошибается, очень скоро он упрекнет себя, что был недостаточно внимателен к маленькой княгине, что он смеялся над ее страхом умереть родами, что, в конце концов, он практически бросил ее, потому что ему надоела семейная жизнь.

Глубоко уважая свою сестру, князь Андрей, тем не менее, слегка подтрунивает над ней, особенно когда речь заходит об отце. И тут княжна Марья, замечательно умная и добрая барышня, дает ключ к пониманию образа князя Андрея: “Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордыня мысли, и это большой грех”. Княжна Марья понимает брата, может быть, лучше, чем он сам, и видит в нем гордыню, неумение прощать ни себе, ни другим, высокомерие и прямолинейность. Сама же княжна Марья живет по христианским заповедям и пытается приобщить к атому и своих близких. Ей реально бывает тяжело от самодурства отца, но она не может позволить себе обсуждать и осуждать его. ее тяготит присутствие компаньонки, но она находит в себе силы сочувствовать ее. В отличие от брата, она умеет прощать. Она просит князя Андрея надеть на шею образок, который надевали на себя все предки Болконских, несмотря на то, что князь Андрей не верит в Бога. Внутренняя красота души княжны Марьи выражается в ее глазах. Сам князь Андрей одновременно и тронут ее просьбой, и насмешлив, но подчиняется ей. Разговор с сестрой благотворно воздействует на князя.

Как подтверждение слов и мыслей князя Андрея, идет описание маленькой княгини: она так вжилась в светское общество, что и а Лысых Горах, перед отъездом мужа на войну, она ведет те же беседы, что и в Петербурге. Княжна Марья все прощает маленькой княгине, а старый князь Болконский прекрасно понимает все мысли и чувства сына по поводу жены, понимает без слое.

В сцене прощания князя Андрея с отцом поражает их взаимопонимание, единство мнений, их глубокая интеллектуальная жизнь. Даже ничего не спрашивая о семейной жизни князя Андрея, старый князь все понимает. Андрей просит отца, чтобы, если он погибнет на войне, а у него родится сын, не отдавать его на воспитание жене, а оставить существовать у Болконских. Старый князь понимает, что его сын не хочет, чтобы ребенок воспитывался в лицемерной, лживой и пустой атмосфере светского общества. Он обещает все осуществить. В свою очередь, он считает долгом вручить свои наставления сыну, как вести себя на войне, хотя прекрасно знает, что князь Андрей постоянно будет достойным фамильной чести. Старик переживает отъезд сына очень тяжело, но в силу своего характера не показывает этого и сердится.

Прощание с женой прошло быстрее: “Ну. - сказал он, обратившись к жене, и это “ну” звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: “Теперь проделывайте вы ваши штуки”. Маленькая княгиня падает в обморок, Андрей, Поцеловав сестру и оставив на ев попечение жену, уезжает, а из кабинета старого князя “слышны были…. часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания”.

Эпизод отъезда князя Андрея на войну очень многое раскрывает нам в его характере, дает пищу для размышлений над его дальнейшей судьбой, вызывает у читателя упоение его силой, воли, умом, благородством достои

Стихи к Дню пожилого человека Стихи к Дню пожилого человека - 1 октября 2018 В волосах - серебряные нити, Ясный взгляд из-под прикрытых век. «Пожилой»? Ну что вы, посмотрите: Умудр...

Поделки из каштанов на тему Осень своими руками: Мастер-классы с фото для детского сада (для детей... Поделки из каштанов на тему Осень для детского сада и школы ― Делаем своими руками с детьми (пошаговые фото) Каштаны – готовый строительный материал. ...

На фоне грандиозного эпического повествования «Войны и мира» Толстой проникает в глубины человеческой души. Мы видим развитие внутреннего мира его героев. Говоря словами Н.Г. Чернышевского, именно «диалектика души» более всего занимала Толстого. Действительно, писатель показал себя мастером психологического анализа. Главные герои Толстого проходят нелегкий путь в поисках высшей правды. Автор наделяет их богатым и противоречивым внутренним миром, который открывается нам постепенно, на протяжении всего произведения. В связи с этим в отношении каждого толстовского героя мы можем выделить ряд наиболее важных эпизодов, которые показывают нам его духовное становление. Причем важно отметить, что реализм Толстого не любит схем, исключает малейшую идеализацию героя.
Так, чтобы понять характер Андрея Болконского, мы не можем не обратиться к сцене его отъезда на войну 1805 года. Читая главу, мы имеем возможность увидеть героя как бы с разных сторон. Он предстает перед нами и один на один с самим собой, и в отношениях с сестрой, отцом и женой; понятно нам и отношение к нему со стороны дворовых людей, толпящихся в передней, чтобы проститься с молодым князем. К этому моменту мы уже успели проникнуться симпатией к князю Андрею, увидев в нем умного, благородного, не терпящего фальши человека. После прочтения главы мы сможем еще немало добавить к этому. Во-первых, молодой князь отличается исключительной аккуратностью, а поэтому все дорожные принадлежности были у него «в большом порядке». Во-вторых, герой не любит показывать свои чувства при ком бы то ни было: не случайно его «всегдашнее» выражение автор называет «спокойным» и «непроницаемым».
Далее нам раскрывается трогательные отношения брата и сестры. И хотя князь Андрей в разговоре порой не скрывает своего насмешливого тона, то в выражениях, при этом он, как отвечает автор, обязательно ласков и нежен. А заметив после своей очередной шутки «огорченное выражение», которое приняло лицо его сестры, он раскаивается и торопится исправить свою оплошность. Князь Андрей достаточно откровенен с Марией и, несмотря на то, что не любит говорить о своих чувствах, пусть без лишних слов, но все же признается: «… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю …». При этом мы видим, что значит для героя чувство долга, о каком бы долге ни шла речь. Это тем более удивительно от того, что в отношении князя Андрея к жене нет не только любви, но и уважения; напротив, лицо героя часто принимает «презрительное выражение», вызываемое мыслями о маленькой княгине. Не случайно мы, в общем-то, даже и не видим прощания мужа с женой: им нечего сказать друг другу. Это объясняется тем, что княгиня едва ли когда-нибудь бывает естественной, искренней; она всегда и со всеми говорит одинаковыми фразами и смеется одинаковым смехом. А именно это в первую очередь не приемлет князь Андрей.
И наконец мы становимся свидетелями сцены прощания отца и сына и погружаемся в совершенно особую атмосферу сдержанных и даже строгих отношений. Но вместе с тем нельзя не заметить редкого понимания отцом своего давно уже взрослого сына. Не случайно автор отметит, что глаза старого князя как будто «насквозь видели человека». «Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь», – говорит отец сыну, имея в виду отношение того к жене.
Однако, пожалуй, самыми главными в этой сцене становятся слова старого князя по поводу предстоящей службы князя Андрея: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет … А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!» Примечательно то, что поначалу отцу, обращаясь к сыну, говорит ему «батюшка», «дружок», а тут – «князь Андрей», и даже голос старика, набирая высоту, становится визгливым. Понятия долга и чести и старый и молодой князья ставят превыше всего. А потому мы не видим ничего страшного в том, что князь Андрей просит отца в случае своей гибели воспитать его еще не родившегося сына. И затем оба Болконские молча стоят друг против друга. Это молчание оказывается красноречивее всяких слов. Первым не выдерживает старый князь и поэтому гонит сына прочь от себя. Остается только удивляться тому, насколько достойно он держался во время разговора.
А ведь старый князь с самого начала, едва сын вошел в его кабинет, находится в крайне возбужденном состоянии. Однако об этом можно лишь догадываться, если внимательно присмотреться к нему. Мы видим, как он пишет: «так что брызги летели с трещавшего пера». А всякое его движение внезапно, порывисто. Хотя автор замечает, что старик все делал «своею привычною быстротой», однако на этот раз он как то особенно тороплив, будто пытается за внешним спрятать свое внутреннее напряжение. Не случайно последним звуком в этой сцене становится звук захлопнувшейся двери, за который остается этот странный, но на редкость стойкий и гордый старик отец.
В этой сцене мы не только увидели удивительное сходство характеров отца и сына Болконских, но и поняли, чем эти герои особенно дороги автору. «Служба, прежде всего», – скажет старый князь, одобряя решение сына. Вот эта способность ставить интересы отечества выше личных интересов отличает мужчин из рода Болконских. Можно не сомневаться, что эта же черта характера присуща и самому писателю, сумевшему вызвать у нас симпатию к таким противоречивым и вместе с тем таким притягательным натурам. И то, каким мы увидели в этой главе князя Андрея и мысль о том, что он сын Николая Болконского, несомненно, поможет нам постичь внутренний мир одного из главных героев романа-эпопеи Л. Толстого.

Толстой в целом относится к князю Андрею положительно, однако некоторые качества героя позволяют нам задуматься о том, как сложится его судьба в дальнейшем. Это подтверждает и сцена отъезда Болконского на войну 1805 года.

С одной стороны, князь Андрей отправляется на войну совсем не по той причине, что видит в Наполеоне «антихриста», как его называют в салоне Анны Павловны Шерер. Истинной причиной является то, что ему нужны новые ощущения. Ему наскучило светское общество, опостылела нелюбимая жена, он полон мечтаний о славе. А это значит, что его политические убеждения здесь ни при чем.

С другой стороны, его сдержанное поведение в родовом имении Лысых Горах, куда он привез свою жену Лизу, ожидающую ребенка, говорит о довольно сложном и достаточно противоречивом характере. Князю Андрею тяжело расставаться с близкими, однако он сдерживает свои чувства, не показывает их.

Слова и мысли князя Андрея подтверждает характеристика маленькой княгини. Она настолько привыкла к светскому обществу, что даже в Лысых Горах, провожая мужа на войну, Лиза ведет себя так же, как и в Петербурге. Старый князь Болконский хорошо понимает сына, его чувства по отношению к жене, а княжна Марья жалеет ее и все прощает.

Прощание князя Андрея с отцом демонстрирует их полное взаимопонимание, они одинаково мыслят, они оба живут глубокой интеллектуальной жизнью. У Андрея к отцу одна просьба: если ему суждено погибнуть на войне, когда на свет появится сын, оставить его жить у Болконских, а не отдавать на воспитание супруге. Старый князь Болконский понимает мысли Андрея, с Лизой мальчик будет воспитываться в лицемерной атмосфере светского общества, полной лжи. Поэтому старый князь дает обещание сыну выполнить его просьбу. При этом он дает наставления Андрею о том, как следует вести себя на войне, о том, что главное – не собственная жизнь, а честь, хотя он был уверен в том, что его сын не опорочит фамильную честь. Отец тяжело переживает отъезд сына на войну, но его характер не позволяет ему показать свои чувства. Однако мы хорошо их понимаем, как понимает их и Андрей.

С женой Болконский попрощался быстрее. Он сказал всего лишь: «Ну…», прозвучавшее как холодная насмешка. Лиза падает в обморок, князь Андрей целует сестру, попросив заботиться о жене и уезжает. Лишь из кабинета старого князя доносятся сердитые звуки сморкания.

Сцена отъезда Андрея Болконского на войну позволяет нам глубже понять его характер, задуматься о его последующей судьбе. Мы восхищаемся его умом, силой воли, достоинством и благородством. Но в то же время нам становятся понятны причины будущих неудач и страданий Андрея, скрывающихся в его излишней гордыне.

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...