Синий цвет в жизни человека. Психология цвета: что даёт цвет в жизни человеку

О значении цвета в жизни человека многие знают с детства, пусть и не всегда это осознают (с самого рождения кого-то окружают розовым, а кого-то голубым ). Цвета являются символами тех или иных событий, радуют или раздражают, в связи с чем делятся на "любимые" и "нелюбимые", в общем, наделяются особым смыслом. Существует целый раздел в психологической науке, изучающий способность человека воспринимать и обозначать цвета, который так и называется - психология восприятия цвета. Несмотря на то, что существующая цветовая гамма может казаться нам одинаковой для всех, и мы думаем, что другой человек видит цвет таким же, как его видим мы, на самом деле ощущение цвета в значительной мере зависит от многих факторов: культурных, социальных, физиологических, психологических и т.п. Так, например, если человек плохо себя чувствует, то его могут раздражать оттенки, которые нравятся окружающим, да и ему самому в другое время казались приятными. Ещё пример - с самого детства, видя женщину в белом нарядном платье, дети догадываются, что эта тётя - невеста, а вот женщина в абсолютно чёрном наряде навевает грустные мысли о трауре и похоронах. Но эти дети, скорее всего живут, в Западной культуре, так как в некоторых странах Востока, напротив, траурным общепринято считается белый цвет.
Цвет улучшает самочувствие, поднимает настроение, помогает настроиться на рабочий лад и т.п. Выбор цветовой гаммы часто бывает бессознательным и по предпочтению того или иного цвета можно многое узнать о другом человеке. На этой основе даже созданы очень эффективные цветовые личностные тесты, самым известным из которых является тест Люшера. Именно поэтому полезно знать основные характеристики цветов, чтобы иметь возможность использовать их вполне сознательно - для коррекции собственного поведения, а также для создания в глазах других нужного впечатления о себе. Например, человек, пришедший в нарядном ярко-красном костюме устраиваться на работу в серьёзное учреждение, где все одеваются скромно, может проиграть соискателю, явившемуся в строгом тёмно-фиолетовом или классическом чёрном костюме. А вот на праздничной вечеринке девушка в ярко-красном привлечёт куда больше внимания, чем девушка в одежде более спокойного цвета. Умело подбирая цвета, окружающие Вас в жизни - одежды, обоев, мебели и т.п. - Вы не только сможете стать более эффективным в общении с другими, но также и повлиять на себя самого. Так, если Вам грустно, то окружайте себя оранжевым и жёлтым, хотя бы выпейте стакан свежевыжатого апельсинового сока, внимательно рассматривая его перед каждым глоточком - вкупе с цитрусовым ароматом цвет ещё быстрее добавит Вам оптимизма.

Значение красного цвета

Красный цвет символизирует жизненную энергию, стимулирует и возбуждает. Является цветом смелых и решительных, но, с другой стороны, может быть симпатичен агрессивным, жестоким и мстительным людям. Если хотите выглядеть сексуально, смело и выразительно, выбирайте красный.

Значение оранжевого цвета

Оранжевый - символ оптимизма, созидания, свободы, любви к жизни, доброжелательности и общительности. Человек в оранжевых одеждах выглядит молодо и весело. Используйте этот цвет в помещениях, предназначенных для общения. Также считает, что оранжевые обои на кухне стимулируют аппетит, что хорошо для одних (плохо кушающих) и не очень для других (сидящих на специальных диетах).

Значение жёлтого цвета

Жёлтый цвет стимулирует энергию, оптимизм, умственную активность и возвращает любовь к жизни. Его полезно использовать в кабинетах, где занимаются умственным трудом и необходима высокая сосредоточенность. В одежде, как и оранжевый, помогает выглядеть молодо, задорно и активно.

Значение зелёного цвета

Зелёный - спокойный и уравновешенный цвет. Помогает расслабиться и успокаивает нервную систему. Одеваясь в зелёное, вы сигнализируете о своей дружелюбности и уравновешенности. Зелёный интерьер способен помочь при бессоннице, подходит эмоционально-неуравновешенным людям, а также снижает аппетит - используйте светлые оттенки зелёного в спальне или на кухне. Тёмно-зелёный и изумрудный помогают сконцентрировать внимание (используйте для оформления рабочего кабинета).

Значение голубого цвета

Голубой символизирует мудрость и спокойствие. Подходит для комнат отдыха, охлаждает и успокаивает. Одежда голубых тонов говорит о том, что вы чувствительны, имеете хорошее воображение и, может быть, наивны.

Значение синего цвета

Синий - символ преданности и справедливости. Вызывает уважение. В интерьере подходит для отделки ванной (в сочетании с предметами тёплой цветовой гаммы) и спальни. В одежде синий цвет выбирают серьёзные, ответственные и независимые люди.

Значение фиолетового цвета

Фиолетовый - цвет доброты и мудрости, обостряющий чувства, сбалансирующий энергию и обостряющий интуицию. Ещё его называют цветом королей. Подходит для оформления помещений для релаксации и медитации. В одежде создаёт впечатление мудрого, загадочного человека.

Значение белого цвета

Белый - это цвет чистоты и совершенства. Одевайтесь в белый, если хотите подчеркнуть свою аккуратность, порядочность, честность и чистоту. Используйте его в интерьере для освежения тёмных помещений.

Значение чёрного цвета

Чёрный является символом непознанного и таинственного, но также и мрачного восприятия жизни. Надевайте чёрное, если хотите подчеркнуть свою изысканность и авторитетность. Не злоупотребляйте этим цветом, так как человек, постоянно носящий чёрные одежды может показаться окружающим закрытым, нежелающим общаться.
В одежде и в интерьере цвета чаще всего комбинируются или дополняются небольшими атрибутами оттенка, отличного от базового тона, а также сочетаются разные оттенки одного цвета. Помните о том, что выбирая тот или иной цвет, Вы не только создаёте определённое впечатление о себе в глазах других, но влияете и на своё самочувствие.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова

Трищенко Елена Александровна

Учитель, методист

г. Щекино, Тульская обл.

2018г.

ВВЕДЕНИЕ

"Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны"

(И. Иттен)

Цвет играет немаловажную роль в жизни человека. Большое счастье, что мы видим мир в цвете. Без этого жизнь была бы скучной и унылой. Тем не менее, человек приобретает цветное зрение не сразу.

С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение. Краски, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное значение: они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье.

Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности человека и его характера. Великий Гете в зависимости от типа создаваемых им произведений пользовался очками из различно окрашенных стекол. Он отмечал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет у человека настроение и самообладание. Кстати, установлено, что большая часть птиц и насекомых боится голубого и синего цветов.

Сейчас уже доказано, что цвет воздействует на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс является нормальным, в голубой - замедленным, а в красной - заметно учащенным. Если облучать руку человека перед измерением силы сжатия кисти красным или оранжевым светом, то показания силы значительно возрастают. У лиц, адаптированных к красному цвету, явление укачивания развивается значительно позже, нежели у лиц, адаптированных к синему цвету.

При выборе интерьеров комнат вашей квартиры лучше ориентироваться на те цвета, которые гармонируют с биологическими потребностями человека. Это, прежде всего, касается обоев и штор. Для той комнаты или уголка комнаты, где кому-то из членов семьи приходится часто и подолгу работать - писать, читать, считать, умственно сосредоточиваться, - лучше всего остановиться на зеленых тонах, избегая синего и голубого. Иначе того, кто работает за столом, будет постоянно клонить ко сну.

В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, голубое небо, а не просто отдельные цвета.

Нам практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, чувствуем – все это синтезирует единую и неразрывную картину мира.

В связи с этим, мне стало интересно: как воспринимают цвет мои сверстники, учащиеся гимназии.

Я предположила (гипотеза ), что человек воспринимает цвет не как самостоятельное явление, а как характеристику чего-либо.

Цель – изучить цветовые предпочтения школьников.

Задачи:

    Изучить имеющуюся по теме литературу.

    Составить и провести опрос.

    Проанализировать результаты опроса, сделать выводы.

I . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Цвет в нашей жизни

В жизни человека цвет выполняет не только различительную функцию. Давно подмечено его влияние на психику. Цвет стал одним из наиболее часто используемых символов. Именно поэтому он никогда не бывает, случаен в геральдике, национальной одежде, украшениях, архитектуре.

Художникам хорошо известно значение цвета для создания образов, и поэтому они внимательно относятся к его выбору. Ван Гог в 1885 году с восхищением сказал: «Цвет сам по себе что-то выражает».

В разных языках насчитывается от ста до ста пятидесяти названий цветов. Хотя наш глаз способен различать гораздо больше. Представители разных культур относятся к цветовым нюансам по-своему. Например, русские различают синий и голубой, а англичане – нет. Некоторые африканские и австралийские племена знают только три или четыре слова для названий цветов. В Новой Гвинее есть племена, у которого лишь два обозначения цвета.

Некоторые специалисты на вопрос, что такое цвет, отвечают, что это – ощущение. Если иметь в виду физическую природу света, то можно сказать, что его лучи цветными не являются. Поток света – это сложение волн разной длины и частоты, раздражающих рецепторы, возбуждение которых вызывает у нас ощущение цвета. Таким образом, цвет зависит от природы света, и от строения и функционирования зрительной системы. Значит, он действительно наше ощущение.

Между тем психологи обратили внимание на субъективность цветовосприятия. Так, всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься различно, в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры поверхности, настроения и культурного уровня человека. При этом и цвет может влиять на наше настроение и состояние. Поэтому такое огромное значение ему придают дизайнеры и модельеры.

Ученые обнаружили, что цвета воздействуют на человека по-разному, в зависимости от возраста, этнической среды и климата. Определенный цвет или группа цветов могут вызвать неодинаковую реакцию, разница заключается лишь в тонах и оттенках. Эксперименты показали: цвета влияют не только на психику человека и его эмоции, но и на его физиологические параметры. Канадские ученые провели эксперимент в воздействии цвета на пульс, артериальное давление и частоту дыхания. После того как испытуемые рассматривали оранжево-красный цвет, у них участились сердцебиение и дыхание, повысилось артериальное давление. На темно-синий их нервная система реагировала по-другому: пульс и дыхание замедлялись, снижалось артериальное давление.

Ученые разработали методы исследования человеческой психики, основанные на предпочтении цветов. Первым создателем цветодиагностики стал швейцарский психотерапевт XX века Макс Люшер.

Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле. В основе таких тестов лежит представление, что цветовое предпочтение характеризует разные эмоциональные состояния. Так, синий символизирует преданность, зеленый – утверждение себя, красный – возбуждение, экспансию, желтый – стремление к переживаниям… Если в одной из жизненных составляющих наступает разлад, то соответствующий ей цвет начинает подспудно раздражать, а испытуемый интуитивно ставит его в самый конец своих предпочтений и как бы пытается вытеснить неприятный ему цвет, в то же время заменив его другим – как правило, ахроматическим (серым, черным, коричневым, фиолетовым). Цветокомпенсация указывает, чем человек компенсирует сбой в своем состоянии пассивностью, переключением на проблемы здоровья, уходом в мир фантазий или просто агрессивностью.

Но цвет может не только отражать эмоциональное состояние, но и модулировать его. Именно на этом основаны психотерапевтические методики, использующие цвет.

Как прекрасен и разнообразен наш мир благодаря обилию цветов!

2. Происхождение и названия цветов

Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения.

К. Петров-Водкин

Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели. Даже воздух, по-разному окрашивая, дали лесов или гор, помогает нам ориентироваться в пространстве. В разное время дня в зависимости от освещения изменяются оттенки неба, воды и земли.

Весь мир во всей его красоте, форму предметов и материал, из которого они сделаны, пространство, и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.

Важно помнить, что цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти – иными словами, цвет оказывает на человека эмоциональное воздействие.

Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Известно, что человек, нуждающийся в физическом отдыхе, эмоциональном покое, инстинктивно выбирает темные тона. Если же организм нуждается в отдаче энергии путем направленной вовне активности или интеллектуального творчества, тогда естественной реакцией будет выбор светлых ярких тонов.

Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета на основе всей предшествующей практики человека.

Одним из первых начал исследовать воздействие цвета И. Гете, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действовал на него устрашающе.

И. Гете любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.

Принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет - веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение. А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов - он является одновременно и притягивающим, и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.

Обозначение цвета, краски делят на две группы – древние (такие, как "белые" и "черные") и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, - они пришли из чужих языков, причем большинство произведено от названий предметов, обладающих характерной окраской.

Алый .

В тюркских языках алый значит "розовый", "светло – красный", "красный". Наше слово пришло оттуда (кстати сказать, почти все слова с буквы "А"). А то, что у нас оно стало значить "ярко – красный", вполне естественно: при переходе из языка в язык смысл слов меняется зачастую еще сильней, чем их звуковая форма.

Багровый и багряный .

Красную краску иногда оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево – багряный закат.

Белый.

Когда – то очень давно (в общеиндоевропейском языке) существовал корень bhe; он имел значение "сиять", "блистать". Помните, слово береза тоже восходит к этому корню, наверное, благодаря сверкающему, не похожему на другие, серебристому стволу этого чудесного дерева. Вот от того корня и появилось "белый", а от него и белье, и белка, о которых мы говорили, и многие другие слова.

Белый цвет означает чистоту, невинность, свежесть и прохладу, правдивость и ясность. Белый цвет - это «бездонное отверстие», пустота, он заставляет зрачки глаз быстро сужаться и поэтому быстро утомляет. Слишком страстным людям надо чаще концентрироваться на чисто-белом цвете.

Бордовый.

Произносится от бордо в значении "темно – красный". Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, где boraeaux, "темно – красный", "цвет вина бордо" (изготавливаемого в Бордо). Зачем говорить так длинно: темно – красный, когда можно коротко и звучно сказать "бордо".

Голубой .

Этиология здесь предельно кратка, цвет назван по цвету шейки голубя.

Голубой цвет символизирует космический дух, истину, одухотворенность. Это - невинность, миролюбие, уступающее спокойствие, благополучие. Голубой считается цветом мальчиков. В этом цвете проявляются такие черты характера, как свобода, беззаботность, беспечность, необязательность, дружественность, склонность к перемене обстановки.

Экспериментально установлено, что голубизна не только усыпляет, но и создает ощущение свежести, что тоже немаловажно для быстрого засыпания. Спальные комнаты целесообразно окрашивать в голубой и синий тона.

Желтый.

Интересно, что слово это имеет тот же самый корень, что слова золотой, зеленый. В литовском языке, например, "золотой" будет желтас, первичным значением тут было, видимо, "желто – блестящий".

Желтый цвет связан с наукой, наблюдениями и анализом. По своим качествам желтый цвет означает богатство, мечту, фантазии, смелость, радость, близость, юность, а также зависть и ревность. При длительном нахождении в помещении, окрашенном в ярко-желтый цвет, может начаться сильная головная боль.

Зеленый.

Того же древнего корня, что и желтый. В древнерусском языке было слово зель – "побеги озими". Ему же близки слова злак, зелень.

Зеленый цвет означает состояние здоровья и «эластичной напряженности». Психологически это выражается в деятельной воле, упорстве и постоянстве. Зеленый цвет используют для лечения некоторых душевных расстройств, истерий, нервного переутомления. Недаром, между прочим, столы для карточных игр или для игры в бильярд и настольный теннис в большинстве случаев имеют зеленый цвет - цвет владения собой, психического равновесия.

Коричневый.

Коричневый значит цвета корицы – красновато – бурой пряности – порошка из коры или даже кусочков коры тропического дерева cinnamomum. Пряность заморская, а вот название корица – чисто русское "Маленькая корочка" (от кора).

В коричневом цвете оранжевый глушится черным. Дискомфорт оранжевого цвета уходит вовнутрь, не осознается. Коричневый цвет обычно воспринимается как тяжелый, грубый, вызывающий отвращение. Это знак разложения, распада, гибели, символ животных чувств, страстей и низменных желаний.

Существует много причин коричневого дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, принадлежность к асоциальной среде, участие вместе со взрослыми в драматических социальных событиях - эвакуация, бегство, эмиграция, наконец, умственная неполноценность.

Красный.

Алый цвет, по – видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое – красный, то есть "самый хороший", "прелестный", "красивый". Корень «крас» – входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.

Следует еще сказать и о том, что красный цвет в Древней Руси назвали и червленый, и червонный, очень созвучно, но несколько по разному в говорах. Красную краску делали из особого вида червей (червецов), отсюда и название.

Розовый цвет - цвет оптимизма. Розовый - это красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета. «Розовый» человек не доводит до конца и часто даже не начинает того, что предпримет «красный». Розовый считается цветом девочек. Он олицетворяет утонченную любовь, нежность, незрелость, слабость, робость, сентиментальность, привлекательность. Розовый цвет расслабляет, как никакой другой.

Оранжевый цвет означает святость и здоровье. Обычно его связывают с медициной. По своим качествам оранжевый цвет символизирует зной, энергию, спелость, а также радость, теплоту. Сочетание оранжевого и черного цветов - героизм и отвага. Если в помещении оранжевого цвета находиться после сытного обеда, то этим облегчается работа желудка. Но тот же оранжевый цвет способен вызвать у человека желудочные боли, если в его окружении протекает сам процесс принятия пищи.

Черный цвет символизирует тьму, мрак, траур, смерть, поглощение, а также тяжесть, беспросветность. Он отягощает, усиливает влияние рядом стоящего цвета.

Серый цвет - это символ злости, подлости, отгороженности и рутины. Одновременно - это цвет скрытности, важничания, усталости. Непонимание того, нравится тебе серый цвет или нет, - первый признак усталости.

Синий цвет означает мудрость, верность, холодность, бесстрастность, спокойствие. Фиолетовый цвет является очень сильнодействующим. Он означает ночь, тайну, мистику, внушаемость, скромность, воздержанность, а также печаль, бедствие, старость, затмение.

3. Цвет и человек

Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека, его настроение. Когда человека просят выбрать цвет, то он подсознательно выбирает тот, который соответствует его собственным цветовым вибрациям. То, какие именно, и в какой последовательности цвета выбирает, дает информацию о физическом, эмоциональном и психическом состоянии человека. Эти сведения касаются нового периода нашей жизни. Для того, чтобы осознать этот выбор, нужно знать язык цвета. Каждый цвет имеет свое значение. Рассмотрим, на примере синего цвета.

Синий – означает полное спокойствие, довольства, умиротворенность. Олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающим миром, объединение, чувство общности. Как говорят, это свет верности, он также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умению сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Этот цвет больше всего подходит для медитации. Он символизирует удовлетворенность и свершение. Синий – вне времени и поэтому является символом традиций непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого.

Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства, потрясений и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверия к другим людям, и другие могут доверять ему.

Если человек отвергает синий цвет, то он отвергает существующие дружеские, семейные, и профессиональные связи. Так как они не отвечают его высоким требованиям. Он находит их либо скучными, либо обременительными.

Наши цветовые пристрастия зависят от многого – от возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, от изменений в нашем характере, от моды.

Исследования физиологов показали, например, что синий цвет уменьшает кровяное давление, затормаживает эмоциональное проявление. Но очень не многие представляют себе, на сколько цвет влияет на наше самочувствие, настроение и даже на эффективность работы.

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде.

Румынский врач Стефанеску – Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться, прежде всего, к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции. Стальные опоры должны быть окрашены в светлые цвета, низкие помещения могут стать "выше", если окрасить потолки в светло – зеленый или светло – голубой цвет. Контрастные цвета (желтый, – черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. В целях информации следует отметить, что различается множество оттенков цветов, например, темные холодные цвета (темно – синий, темно – зеленый) и светлые теплые цвета (ярко – розовый, солнечно – желтый).

Люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем воображении. Процесс репродуцирования принятой информации всегда сопровождается переживаниями. Впечатление о красоте человека, рабочего места, ландшафта, непосредственно после того, как они были восприняты, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно.

II . ИССЛЕДОВАНИЕ

    Организация и проведение исследования

Администрация нашей школы уделяет большое внимание цветовому оформлению учебных кабинетов, коридоров и столовой. Например, у нас стены окрашены в голубой цвет, что символизирует чистоту, покой и действует на детей умиротворенно, а также на стенах висят картины природы и цветы.

В учебных кабинетах нашей школы преобладает желтый цвет, что производит впечатление легкости, радости, снижает утомление учащихся на уроке.

Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. Установлено, например, что люди отдают предпочтение какому-то одному цвету (в основном не более чем 2-3). Так называемые холодные цвета (синий, зеленый) говорят о спокойствии, нежности, грусти, и теплые цвета желтый, оранжевый свидетельствуют о силе, властности, активности и радостном настроении.

Для определения цветовых предпочтений учашихся я провела социологический опрос. Всего был опрошен 75 человек.

Респондентам были предложены следующие вопросы:

    Какому цвету Вы отдаёте предпочтение в одежде?

    Назовите самое удачное, на Ваш взгляд, цветовое решение в оформлении учебных кабинетов школы (назовите № и название кабинета)?

    Назовите цвет, который у Вас ассоциируется с успехом, удачей?

При обработке результатов опроса я использовала математический метод подсчета данных. В итоге я составила сводную таблицу по классам по каждому вопросу.

    Обработка полученных данных

Вопрос 1 : Какому цвету Вы отдаёте предпочтение в одежде?

Всего было даны ответы: это 19 вариантов цветовых предпочтений.

Самыми популярными являются черный, белый. Их выбрали каждый четвертый и пятый соответственно. Несколько «отстают» синий, серый, красный и зеленый.

Вопрос 2 : Назовите самое удачное, на Ваш взгляд, цветовое решение в оформлении учебных кабинетов гимназии (назовите № и название кабинета)?

Всего было дано 85 ответов: 11 вариантов.

Самыми популярными кабинетами в гимназии (по цветовому оформлению) стал кабинет физики В этих кабинетах преобладают цвета: фисташковый, сиреневый, древесный.

Вопрос 3 : Назовите цвет, который у Вас ассоциируется с успехом, удачей?

Всего было дано 119 ответов: 12 вариантов.

С удачей и успехом у школьников ассоциируются такие цвета как желтый, белый, зеленый, красный.

    Вывод

Таким образом, проведенное исследование показало, что действительно цвет воспринимается человеком как сопровождающая информация какого-либо объекта. Доказательством этому служат результаты опроса.

«Цветовой портрет» школьника.

    предпочитают в одежде в основном черный (неуверенность) и белый (чистота, добродетельность) цвета, реже – синий (мудрость, спокойствие), серый (зрелость, мудрость), красный (страсть, сила) и зеленый (жизнь, рост);

    любят находится в помещении, оформленным фисташковым, сиреневым, древесным цветами, которые символизируют упорство, усердие, постоянство, непоколебимую веру в успех;

    и с удачей, успехом связывают желтый, белый, зеленый и красный (внушают оптимизм и радость, ассоциируется с чистотой и верностью, жизнью и дальнейшим ростом, возбуждением, страстью, силой).

    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Наша эмоциональная реакция на цвет невероятно сильна. Восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки.

Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле.

Так, синий символизирует преданность, зеленый – утверждение себя, красный – возбуждение, экспансию, желтый – стремление к переживания. Если в одной из жизненных составляющих наступает разлад, то соответствующий ей цвет начинает подспудно раздражать, а человек интуитивно ставит его в самый конец своих предпочтений и как бы пытается вытеснить неприятный ему цвет, в то же время заменив его другим – как правило, ахроматическим (серым, черным, коричневым, фиолетовым). Цветокомпенсация указывает, чем человек компенсирует сбой в своем состоянии пассивностью, переключением на проблемы здоровья, уходом в мир фантазий или просто агрессивностью.

Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Изучив теоретический материал, я пришла к выводу, что цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Для того, чтобы создать «цветовой портрет» учащихся гимназии, я провела социологический опрос, который позволил мне сделать определенные выводы. С уверенностью могу сказать, что с поставленной целью и задачами я справилась, а гипотеза о восприятии цвета человеком не как самостоятельного явления, а характеристики чего-либо получила свое экспериментальное подтверждение.

Данная работа может быть использована в качестве методического материала психологом, как дополнительный материал для классных часов, может помочь дизайнеру в оформлении школьного помещения, а также может быть использована как практическое руководство по выбору цветового оформления костюма в зависимости от ситуации, желаемого эффекта.

У каждого цвета есть своё значение, свой характер, который влияет на нашу жизнь и поведение гораздо больше, чем кажется. Что такое психология цвета? Как цвета влияют на наши эмоции? Что означает каждый цвет? Какова символика цветов в разных культурах? Каково значение цветов в психологии? Каждый тон и оттенок ассоциируется у нас с определёнными чувствами, мыслями… В этой статье мы с вами ознакомимся с основными понятиями психологии цвета и дадим несколько советов о том, как можно использовать влияние цвета в повседневной жизни. Вы узнаете, как применять знания этой науки на практике.

Психология цвета

Психология цвета: что это такое и для чего служит

Каково значение цветов в психологии? Что означает каждый цвет? Существует целая наука о цвете, которая включает знания о природе, составляющих, характеристиках цвета, цветовых контрастах, гармонии и т.д., называемая колористика . Психология цвета , в свою очередь, исследует то, как на нас влияет тот или иной цвет . Цвета могут изменить наше восприятие, чувства и даже заставить нас волноваться. С помощью цвета можно улучшить память и внимание , и даже убедить человека принять то или иное решение. Знания о значениях цветов — ключ к пониманию поведения людей.

Цвет может полностью изменить наше представление о каком-то определённом объекте, предмете или элементе. Представьте на минуту игрушку для малышей. Скорее всего, вы представили яркую весёлую погремушку или блестящую контрастную забавную игрушку. А теперь представьте эту же игрушку, только … абсолютно чёрного цвета с серебристыми деталями… шокирует, правда?

Проверьте память, внимание и другие способности с помощью

Очень вероятно. Несмотря на то, что как такового кодекса цветов для определённых вещей нет, на протяжении всей нашей жизни мы ассоциируем всё, что мы видим, с теми или иными цветами . Мы делаем это ежедневно и даже не задумываемся. Однако когда внезапно мы замечаем, например, голубой банан, оранжевые линзы для глаз или сверкающее жёлтое дерево, это удивляет нас.

Исследования в области психологии цвета не прекращаются. Владение этими знаниями имеет ключевое значение для творческих людей, бизнеса и компаний, которые планируют вывести на рынок новую продукцию. Однако эта наука полезна и в повседневной жизни: как не ошибиться с выбором подарка к особому случаю, как порадовать лучшего друга правильным презентом, как создать уют в доме — во всём это нам может помочь понимание психологии цвета.

Цвет влияет на эмоции и психическое состояние. Психология цвета: мозг и эмоции

Каждый день мы выполняем огромное количество дел и подвержены влиянию многочисленных стимулов. Нашему мозгу постоянно бросают вызов. Нам даже не всегда хватает времени обработать всю полученную через органы чувств в течение дня информацию.

Поэтому, принятые нами ассоциации о форме и цвете значительно экономят наше время , поскольку обрабатываются автоматически.

Психология цвета: символика синего цвета

Значение зелёного цвета

Зелёный — это самый естественный цвет, цвет природы, травы, молодости и надежды, здоровья, плодородия, денег. Согласно психологии цвета это также цвет свежести и гармонии, мира, спокойствия. Людей, оберегающих природу, также называют «зелёными».

Однако и у этого цвета есть своя «тёмная» сторона. Он также ассоциируется с ядом, с тем, что отравляет нас, как в выше приведённом примере — «позеленел от зависти или от злости». Тем не менее всё же большинство значений этого цвета позитивные.

Нейропсихологический

Значение коричневого цвета

Коричневый цвет ассоциируется с ленью, грязью, вульгарностью, бродяжничеством и уродством. Он может казаться устаревшим, скучным. Это один из самых недооценённых цветов.

Однако, коричневый цвет — это также цвет дерева и осени, тепла и уюта. Это цвет шоколада и загара. Этот цвет окружает нас повсюду и вызывает огромное количество самых разнообразных ассоциаций.

Психология цвета: о чём говорит коричневый цвет

Значение серого цвета

В психологии цвета серый символизирует, главным образом, старость, скромность и простоту. Он может быть тёмным, скучным или мягким, и даже таить секреты и тайны. Отсюда выражения — «серая схема» или «серая зарплата». С другой стороны, этот цвет напоминает нам об элегантности в моде или «сером веществе» головного мозга .

Что означает чёрный цвет

Как и в случае с белым, до сих пор продолжаются споры о том, является ли чёрный на самом деле цветом. Согласно психологии цвета чёрный ассоциируется с ночью, властью и смертью. Он представляет тайну, траур, отрицание, ненависть, жестокость и т.п. Чёрных кошек связывают с неудачей и никому не хочется пережить «чёрный день».

Однако… у кого в гардеробе нет чёрных вещей? Этот цвет окружает нас повсюду, он полезный и функциональный. Красивое чёрное платье или костюм — всегда элегантный вариант вечерней одежды.

Психология цвета: что означает чёрный цвет

В книге Евы Геллер «Психология цвета» подробно рассказывается о значении цветов. Эта книга является одним из основных источников для данной статьи.

Символика цвета в различных культурах

Было проведено исследование, является ли классификация цветов естественной или определяется обществом. Б.Берлин и П.Кей, изучив различные культуры, пришли к выводу, что среди большинства культур существуют общие тенденции при категоризации цветов. Принято считать, что существует шесть основных цветов , а все остальные так или иначе группируются вокруг них. Понятия об основных цветах совпадают, а далее уже возможны вариации.

Что касается значений: в Европе не принято ярко одеваться на похороны, предпочтительнее чёрный или тёмные цвета. В Азии же траур символизирует белый цвет, поскольку этот цвет связан с идеями о реинкарнации. Однако ранее и в Европе этот цвет широко использовался женщинами в траур, они покрывали большими белыми платками головы.

Впрочем, и в рамках нашей культуры символика цвета не является неизменной . Известно ли вам, что в Европе девочек начали одевать в розовое, а мальчиков — в голубое, примерно с 1920 г.? Последние годы эта традиция подвергается всё большей критике. Со временем мы изменяем значения цветов и создаём новые традиции, которые когда-нибудь также будут забыты или мода будет диктовать свои, новые правила.

Бренд компании очень важен. Если нам говорят про красный цвет и напиток… больше подсказок не нужно, мы понимаем, о какой компании идёт речь. Различные компании используют определённые цвета и другие визуальные элементы в своём логотипе таким образом, чтобы передать свою индивидуальность. Роль цвета является ключевой в маркетинговых стратегиях, а такие науки, как нейромаркетинг, исследуют воздействие цветов на мозг и потребительское поведение человека.

Представьте, что одна и та же ресторанная сеть каждый свой ресторан будет оформлять в совершенно противоположных тонах, не соблюдая корпоративный стиль. В данном случае наше представление об этом бренде будет размыто, мы можем даже не запомнить, что это одна и та же сеть. Как следствие, такой ресторан потеряет много возможностей для удержания и расширения клиентской базы . Конечно, образ, логотип и корпоративный стиль — это ещё не всё, однако это важно. Особенно сейчас, при высоком уровне развития конкуренции на рынке.

Мы даже можем увидеть как компании используют цвета в зависимости от целевой аудитории или текущих тенденций на рынке. Например, многие добавляют в свой логотип зелёный свет, который символизирует экологию и защиту окружающей среды.

Цвет важен не только для клиентов и потребителей. Сотрудники также будут лучше себя чувствовать и повысят свою производительность, если они работают в удобном офисе или помещении. Тёмное, плохо освещённое пространство плохо отразится на работоспособности и вынудит работников как можно меньше времени проводить на рабочем месте.

И наоборот, если мы покрасим стены в белый цвет, добавим в интерьер что-то зелёное, голубое и другие тёплые тона (с учётом корпоративного стиля), рабочее место станет уютным.

Как цвета влияют на нашу повседневную жизнь

Цвета играют большую роль в нашей жизни изо дня в день. С рождения нас спрашивают, какой цвет мы любим, и тут у каждого свои предпочтения. Почти все предметы, которые продаются, доступны в разных цветовых вариантах. Поэтому наверняка при покупке чашки мы выберем свой любимый цвет.

При более серьёзных покупках возможны варианты. Тут главное не ошибиться. Может быть, вы обожаете оранжевый цвет, однако при покупке машины понимаете, что не хотите привлекать чрезмерное внимание на дороге. Поэтому, вероятно, выбор падёт на автомобиль другого цвета.

С другой стороны, машины чёрного или синего цвета плохо видны на дороге ночью. Белый цвет очень требователен к чистоте, и, возможно, вам захочется что-то «повеселее». Такие сомнения решаются путём долгих размышлений и советов с семьёй и друзьями.

Нейропсихологический

1 Ваш любимый цвет подходит не для всех случаев

Может быть, вы обожаете фиолетовый, однако этот цвет может вызвать тоску, если вы чрезмерно оформите с его помощью вашу комнату. Однако это замечательный цвет в одежде. Можно создавать необычные, непривычные комбинации, например, сочетая его с оранжевым. Но прежде, чем одеться, всегда задумайтесь, подходит ли такой наряд к данному конкретному случаю.

2 Контекст играет ключевую роль в выборе цвета

Мы знаем о значении цвета в разных культурах и обстоятельствах. Прийти на собеседование на должность юриста в ярко-зелёном костюме с блёстками не совсем логично. В других ситуациях не бойтесь экспериментировать.

3 Главное — уметь сочетать цвета

Представим, что нам нужно отправить важное письмо или разработать дизайн плаката, и мы учли все элементы психологии цвета. Однако есть ещё один аспект — как будут сочетаться друг с другом два цвета вместе? Например, коричневый в сочетании с золотистым, жёлтым или оранжевым ассоциируется с осенью. Однако в сочетании с чёрным или серым он становится слишком консервативным и маловыразительным.

4 Цвета также должны быть функциональными

Одевая белую рубашку, кто не думал о том, как легко можно её испачкать чем угодно в течение дня? Есть цвета, более устойчивые к загрязнению, или те, что уместнее носить в жару, или такие, которые помогут нам остаться незамеченными если у нас нет настроения…

При написании письма или создании плаката важно, чтобы цвет шрифта выделялся на фоновом цвете. Как бы нам ни хотелось написать светло-розовым шрифтом на белом, чёрный на оранжевом видно гораздо лучше. Более того, это одна из самых контрастных комбинаций.

5 Используйте цвета, чтобы

Если вы готовитесь к экзамену и не можете запомнить, скажем, какой-то список или перечень, попробуйте связать каждый пункт с определённым цветом. Мнемотехнические приёмы повышают нашу обучаемость . Этот же способ работает, если вам нужно выступить с презентацией. Используйте цвет, чтобы выделить самое важное и свяжите каждый цвет с определённым значением.

6 Будьте последовательны

Если у вас есть свой бизнес или вы только об этом задумываетесь, детально продумайте, какую мысль вы хотите донести до ваших клиентов. Закончив анализ, определите, что должен сделать ваш бренд, чтобы достичь этих целей. Важно, чтобы все подразделения компании действовали в едином корпоративном стиле. Правильный подбор дизайнера для разработки бренда, способного учесть все эти аспекты, может являться ключевым условием для успешного запуска или развития бизнеса.

Спасибо, что прочитали эту статью. Вы теперь задумаетесь о том, какие цвета больше всего вас окружают в повседневной жизни и почему? Воспользуетесь советами? Как всегда, будем признательные за вопросы и комментарии к статье.

Перевод Анны Иноземцевой

Зравствуйте, уважаемые читатели моего блога!

Сегодня, я расскажу Вам о значении цветов в жизни человека. . Это очень интересная тема для размышления.

О значении цвета в жизни человека многие знают с детства, пусть и не всегда это осознают(с самого рождения кого - то окружают розовым, а кого - то голубым). Цвета являются символом тех или иных событий, радуют или раздражают, в связи с чем делятся на "любимые" и "нелюбимые", в общем наделяются особым смыслом.Вот именно поэтому цвет свечи можно сравнить с ключиком, который отпирает определенную область подсознания и у каждого цвета есть свое собственное значение.Цвет может направлять силу в нужных пределах. Вы можете использовать цветные свечи для создания желаемой атмосферы и настроения.

Восприятие человеком цвета зависит не только от чистоты оттенка, насыщенности, яркости цвета, но и от индивидуальных особенностей восприятия, обусловленных физиологическим и психологическим состоянием человека, как в настоящий момент, так и в целом. В следствии различия темперамента, самочувствия, состояния здоровья, возраста,национальных традиций, а так же половых различий, разные люди дают одному и тому же цвету различные оттенки. Цветовые предпочтения могут рассказать о психологическом состоянии человека, о его здоровье, характере, привычках. Цветовое восприятие каждого человека индивидуально, но можно выделить общие ассоциации, возникающие у большинства людей при виде того или иного цвета. Основываясь на этом можно определить, какое значение имеет тот или иной цвет.

Белый: символизирует чистоту, истину, искренность, мудрость, непорочность, божественность,защиту, правду Уравновешивает все другие цвета.

Черный; Черная свеча заряжается практически на любые действия. так как черный цвет прекрасно поглащает любой вид энергии.

Серебрянный: Связан с женским началом и деторождением.

Фиолетовый; Символ торжества, знак дружбы, величия, достоинства и роскоши.

Синий:Символ исцеления, спокойствия, прощения, Мудрость, внутренний свет, истина, удача, защита. Духовное вдохновение.

Зеленый;Сммволизирует природу и материальную выгоду.Молодость, красота, решительность, воля. Способствует благосостоянию, плодородию и успеху.

Желтый: Дает заряд жизнерадостности. Придает уверенности с своих силах. Активность и бодрость духа.

Золотистый:Притягивает победу, силу, мужественность,счастье.Приносит удачу и перемены в жизни. Золотистые свечи лучше зажигать в воскресенье.

Оранжевый: Символ солнца, лета, тепла. Цвет силы и власти.Спокойствие. Исполнение желаний.

Розовый: Честь, слава, почет, дружба.Женственность, мягкость, привлекательность,привязанность, гармония.Понимание, воспитание, премирение.

Красный: Символ любви, страсти, энергии, храбрости,здоровья, физической и духовной силы.

Значение цветов - отдельная отрасль в психологии, которая оказывает особое влияние на сознание человека. Некоторые цвета могут вызвать апатию или душевный подъем, помочь сделать выбор или продемонстрировать собственный статус. Вы задумывались когда-нибудь о том, почему так много рекламных роликов демонстрируют красные оттенки? Или почему автомобили депутатов и бизнесменов сплошь черные? Давайте разберемся, что означает тот или иной цвет в психологии.

Красный цвет: значение

Этот цвет привлекает к себе внимание как никакой другой. Его часто применяют в рекламе. И неважно, что у большинства людей он ассоциируется с опасностью и агрессией. Говорят даже, что если долго смотреть на красный цвет, у человека может участиться пульс и подскочить давление. Психологи, трактуя значение цветов, говорят, что красный предпочитают типичные лидеры, настойчивые, упрямые в своих стремлениях и зачастую жестокие. А еще именно красное платье чаще всего наденет женщина, которой хочется оказаться в центре внимания и пофлиртовать с мужчинами.

Зеленый цвет: значение

Зеленый - оттенок природы. Он успокаивает и расслабляет, настраивает на умиротворенный лад. В противоположность красному, он нормализует давление и даже способен исцелять недуги. Любители зеленого - уверенные в себе и в своей жизненной позиции люди. Они серьезно подходят к делу и всегда готовы помочь другим. Внутренний мир таких людей очень богат, но делиться им с первым встречным они не спешат.

Желтый цвет: значение

Желтый цвет символизирует тепло, оптимизм и веру в то, что все будет хорошо. Текст, написанный на желтом фоне, запоминается лучше всего, и этим очень часто пользуются рекламщики. Но все хорошо в меру, так и с желтым: в больших количествах он может вызвать беспокойство и перевозбуждение мозга. Те, кто любит желтый цвет, почти всегда находятся в хорошем настроении. Это креативные и артистичные натуры. Они обладают высокой самооценкой, критичны к себе, но и от окружающих тоже требуют многого.

Голубой цвет: значение

Психологи уверяют: если хотите вызвать уважение и доверие собеседника, расположить его к себе - наденьте одежду именно этого цвета (например, на собеседование или важную встречу). Значение цветов и оттенков небесно-голубого - показать вашу стабильность и подчеркнуть высокий социальный статус. Голубой успокаивает, мотивирует на продуктивную деятельность. Если приглядеться, то вы обратите внимание, что в этот цвет часто окрашивают стены офисов и спортзалов.

Белый и черный цвета: значение

Эти цвета, противоположные в спектре, имеют различные значения и в психологии. Если белый символизирует чистоту, верность, свободу, то черный заявляет об авторитарности, загадочности, весомом социальном статусе. Белый цвет часто применяется в медицине и религии. Черный автомобиль, мужчина или женщина в черном костюме - автоматически выглядят в наших глазах успешными и значимыми для общества. Люди, одевающиеся в белое, открыты всему миру и преданы своему занятию. Любители черного - неосознанно отгораживают себя от действительности и хотят привлечь внимание. Кстати, те, кто изучает значение цветов, подметили интересный нюанс: во время футбольных матчей именно команды в черной форме получают больше всего предупреждений от судей, желтых и даже красных карточек. Как вы думаете, почему?

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...