Школьная энциклопедия. Новгородское княжество: форма правления, религия, культура Культурные достижения новгородского княжества

Великий Новгород. Или Господин Великий Новгород, как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств . Как центр славянских земель в северо-западном углу Руси, Новгород к концу IX в. становится соперником Киева. Он победил Киев, но после перенесения столицы единой Руси на юг киевские князья стали посылать в своих наместников, как правило, старших сыновей.

И все-таки Новгород сохранил свое особое положение, княжеская власть не укоренилась здесь, как в других городах Руси. Причиной тому был весь строй жизни древнего Новгорода. Город с самого начала вырос в первую очередь как торговый и ремесленный центр. Он располагался на знаменитом пути «из варяг в греки» .

Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Скандинавию. Через озеро Ильмень и реку Мету пролегал путь на Волгу, а оттуда — в страны Востока.

Новгородцам было чем торговать. Они вывозили прежде всего пушнину, которую добывали в северных лесах. Ремесленники Новгорода поставляли на внутренний и зарубежный рынок свои изделия. Славился Новгород мастерами кузнечного и гончарного дела, золотых и серебряных дел, оружейниками, плотниками, кожевенниками. Улицы и «концы» (районы) города зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улицы Кузнецкая, Гончарная, Щитная. В Новгороде ранее, чем в других городах Руси, появились объединения крупных купцов. Богатые торговцы имели не только речные и морские суда, но и склады, амбары. Они строили богатые каменные дома, церкви. В Новгород приходило немало иноземных купцов. Здесь располагались «Немецкий» и «Готский» дворы, что указывало на тесные торговые связи города с немецкими землями. В торговлю включались в Новгороде не только купцы, ремесленники, но и бояре, представители церкви.

Уверенное хозяйственное развитие Новгорода во многом объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он долгое время не знал серьезной внешней опасности. Ни печенеги, ни половцы не доходили до здешних мест. Немецкие рыцари появились здесь позднее. Это создавало благоприятные условия для развития края.

Большую силу в Новгородском княжестве со временем получили крупные бояре-землевладельцы. Именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию — пушнину, мед, воск, рыбу, другие продукты земли, леса, воды. Именно бояре и крупные купцы нередко организовывали дальние экспедиции ушкуйников, речных и морских, в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои несметные богатства, играла такую большую роль в политической жизни Новгорода.

Аристократия в политической жизни вела за собой ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества. Здесь все новгородцы были заодно, защищая свое особое положение в русских землях, свой суверенитет. Но во внутренней жизни города такого единства не было: нередки были ожесточенные столкновения интересов простых горожан и городской верхушки, что выливалось в открытые выступления, восстания против боярства, богатого купечества, ростовщиков. Не раз врывались восставшие горожане и на архиепископский двор. Городская аристократия также не представляла собой единого целого. Соперничали между собой отдельные боярские и купеческие группировки. Они боролись за земли, доходы, привилегии, за то, чтобы поставить во главе города своего ставленника — князя, посадника или тысяцкого.

Подобные же порядки складывались и в других крупных городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге, Изборске, где были свои сильные боярско-купеческие кланы, своя ремесленная и работная масса населения. Каждый из этих городов, являясь частью Новгородского княжества, в то же время претендовал на относительную самостоятельность.

Новгород соперничал с Киевом не только в смысле хозяйственном, торговом, но и по части внешнего облика города. Здесь рано на левом берегу Волхова, на взгорье, появился свой кремль, обнесенный каменной стеной, в отличие от многих других русских детинцев, огороженных деревянно-земляными укреплениями. Сын Ярослава Мудрого Владимир выстроил здесь Софийский собор, который соперничал по красоте и величественности с киевской Софией. Напротив кремля располагался торг, где обычно проходило городское вече — сход всех политически активных новгородцев. На вече решались многие важные вопросы жизни города: выбирались городские власти, обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика Новгорода.



Иллюстрация. Новгородское княжество

Между левобережным и правобережным Новгородом был выстроен мост через Волхов, который играл важную роль в жизни города. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными враждующими группировками. Отсюда по приговору городских властей сбрасывали в глубины Волхова осужденных на смерть преступников.

Новгород был для своего времени городом высокой культуры быта. Он был вымощен деревянными мостовыми, власти внимательно следили за порядком и чистотой городских улиц. Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, проявлявшаяся в том, что многие новгородцы владели искусством письма на берестяных грамотах, которые в изобилии археологи находят при раскопке древних новгородских жилищ. Берестяными грамотами обменивались не только бояре, купцы, но и простые горожане. Это были долговые расписки и просьбы о займах, записки к женам, челобитные грамоты, завещания, любовные письма и даже стихи.

По мере ослабления власти киевских князей, развития политического сепаратизма становится все более независимым от Киева. Особенно ярко это проявилось после смерти Мстислава Великого. В Новгороде тогда «сидел» его сын Всеволод. Когда он выехал из Новгорода и попытался неудачно добыть себе более почетный в княжеской семье престол Переяславля, новгородцы не пустили его обратно. Но город нуждался в князе — для командования войском, для обороны владений. Считая, видимо, что Всеволод Мстиславич получил хороший урок, бояре вернули его назад, но Всеволод вновь попытался, опираясь на Новгород, ввязаться в междукняжескую борьбу за власть. Он втянул Новгород в противоборство с Суздалем, которое закончилось поражением новгородской рати. Это переполнило чашу терпения новгородцев. Против князя выступили бояре и «черные люди» ; не поддержали его ни церковь, ни купечество, которое он ущемлял в правах. В 1136 г. Всеволод с семьей по приговору веча, в котором приняли участие представители от Пскова и Ладоги, был заключен под стражу.

Затем его выслали из города, обвинив в том, что он «не блюдет смерд» , т. е. не выражает интересов простых людей, плохо руководил войском во время войны с суздальцами и первым бежал с поля боя, втянул Новгород в борьбу на юге.

После событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия — крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. Город стал своеобразной аристократической республикой, где несколько крупных боярских и купеческих семей, посадник, тысяцкий, архиепископ определяли всю политику. Вече приглашало князей в качестве военных руководителей и верховных судей. Неугодные князья изгонялись. Иногда в течение года сменялось несколько князей.

Со временем Новгород в своих хозяйственных связях все менее ориентировался на юг, теснее становились его связи с южнобалтийским миром, скандинавскими и немецкими землями. Среди русских земель наиболее прочные связи Новгород сохранял со своими соседями: Полоцким, Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами.

О том, сколько лет Новгороду, точных сведений нет. Как и о Москве, об этом городе есть упоминания в летописях, как уже существующем. Новгород стоял во времена княжения Рюрика и не просто стоял, а представлял собой солидное княжество. Новгородский кремль -детинец – старейший на русской земле.

Предположительно город начал строиться в 9-м веке с деревянного кремля. Но уже в 11 веке деревянные строения начали менять на каменные. Земля Новгородская заключала в себе земли славян и кривичей. После его принял князь Олег, тот самый, чей «щит на вратах Цареграда» увековечил в Византии храбрость и боевую готовность славян. Князь Олег объединил восточных славян в единое государство, обложил данью новгородцев, и отправился воевать на юг.

Новгород был городом с довольно высоким для своего времени уровнем культуры. Ее развитию способствовали торговые отношения с голландцами и немцами, торговые пути, проходившие через Новгородскую землю.

Архитектура

Издавна Новгородское княжество славилось своими плотниками. Умели они строить и быстро, прочно и красиво. Одними из первых в Новгороде стали строить новгородцы здания из камня. За период с 1054 года по 1229 было возведено (или срублено) 69 церквей.

Уже в те годы верхушки церквей (главы) золотились. Наружные стены покрывались оловом. Внутри стены украшались иконами, настенной живописью, серебряными паникадилами, иконы отделывались золотом, дорогими камнями, жемчужинами, финифтью.

Из русских иконописцев того времени упоминается св. Алимпий Печерский. Он выучился иконописи, а также мастерству мозаики у греческих мастеров, которые расписывали Печерский монастырь.

Жилые строения были исключительно деревянные. В летописях упоминается и о строительстве мостов через Волхов.

Литература

В книге Соловьева «История России с древнейших времен» упоминаются древнерусские стихотворения, главным героем которых является Василий Буслаевич. Этот герой предводительствовал над местной молодежью, вел разгульную жизнь. От его вольностей страдали горожане. В одной из песен рассказывается, как Василий Буслаевич со своими молодцами- удальцами новгородцев побил. В другой песне – о том, как он ездил в Иерусалим молиться.

Василий Буслаевич отслужил обедню во здравие матушки и себя, Отслужил панихиду на отца который прожил до 90 лет, и своих близких. Но вот домой вернуть не довелось ему. Пренебрег советом не скакать мимо магического камня, и нашел под ним свою погибель.

Еще один герой отмечается в новгородских песнях и сказаниях – Ставр, новгородский сотский, живший с женой. Из летописи, датированной 1118 годом, становится известно, что вызвал Ставра в Киев наряду с несколькими другими новгородскими боярами, обвинявшимися в ограблении двух граждан. В песне Ставр обвинялся в хвастовстве своим достатком. Князю Владимиру показалось оскорбительным, что какой-то сотник может быть богаче его, Великого Князя Киевского.

«Что это за крепость в Киеве, у великого князя Владимира? у меня де, Ставра боярина, широкий двор не хуже города Киева: – а двор у меня на семи верстах, а гридни, светлицы белодубовы, покрыты гридни седым бобром, потолок в гриднях черных соболей, пол, середа одного серебра, крюки да пробои по булату злачены».

В другой новгородской летописной хронике за 1167 год упоминается о Садке Сытиниче, построившем церковь св. Бориса и Глеба из камня. О Садке поется и песня. В ней повествуется о том, что Садко принес от Волги поклон брату Ильменю, и тот наградил Садка несметными богатствами. Страсть Садка возводить храмы божьи, не осталась без вознаграждения. Из другой песни мы узнаем, что когда Садко оказался во власти морского царя, ему помог св. Николай.

Почти все значимые свидетельства русской письменной культуры имеют отношение к Великому Новгороду. Кроме хронологических летописей и стихотворений, которые пелись, в Новгороде были созданы:

  • Остромирово Евангелие – по приказу посадника Остромира в 1057 году;
  • Грамота князя Мстислава Владимировича. Она была выдана в 1130 году Юрьеву монастырю;
  • Духовная Климента ХIII, и много других.

«Книжность Новгорода, - подчеркивал Д. С. Лихачев, - отличает единая, общая ей черта: близость письменного языка к разговорному. Это свидетельствует о большом пути культурного развития, пройденном русским языком в Новгороде в предшествующие эпохи. Благодаря этому, несмотря на обилие нахлынувших в Новгород после его крещения произведений церковно-славянской письменности, русский литературный язык Новгорода остался чист от церковно-славянизмов и сохранил все свои русские особенности».

Новгород своим могуществом выделялся из городов северо- запада. «Господин великий Новгород» - называли его. Благодаря своему географическому положению, Новгород стал торговым посредником между Западом н Востоком.

Власть князя в Новгороде была ограничена вече, почитавшимся верховным государственным органом. Это была боярская республика, но и голос народа на вече был слышен.

С древности новгородцы славились как строители деревянных храмов, крепостей, дворцов.

В 1045-1050 годах они воздвигли первый каменный собор - Софийский в центре Детинца (новгородского кремля), на берегу Волхова. Его основатель - князь Владимир, сын Ярослава Мудрого. Это пятинефный храм с пятью апсидами на востоке. Он проще и суровее киевской Софии, имеет пять глав (вместо тринадцати). От росписей в храме сохранилась композиция с изображением первого христианского императора Константина и его матери Елены. Рядом с ее головой - надпись «Олепа», что говорит о новгородском происхождении автора фрески.

В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику, князей изгоняют из Детинца. Они обосновываются на Городище, где строят монастыри-крепости с храмами, утверждая свой авторитет.

Самый крупный памятник этого времени - Георгиевский собор Юрьева монастыря. В нем сочетались монументальность, эпическая мощь и простота. Непроницаемые степы расчленены мощными лопатками. Собор имеет три асимметрично расположенных купола, к которым как бы устремлено все внутреннее пространство храма.

В живописи начала XII иска существовали два направления: грекофнльское, находящееся иод влиянием Византии (роспись Николо-Дворищенского собора и другие), и направление, испытавшее влияние Западной Европы (фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря).

Особое значение имели фрески церкви Спа- “ са па Нередице, когда-то единым ковром покрывавшие стены, своды, купол храма. Опп свидетельствуют о том, что в Новгороде сложилась своя школа фрескистов. В куполе - сцепа Вознесения Христа, в апсиде - Богоматерь О ранга с изображенном па груди Христа в круге, а под нею - два ряда святителей. На западной стене изображен Страшный суд, па степах - евангельский рассказ о страстях Христа. Искусство:ло суровое и даже грозное. В образах святых дышит подлинно народная, волевая п мужественная сила.

Высокого уровня достигла иконопись. В иконе «Ангел Златые »ласы» (конец XII в.) еще чувствуется влияние Византин, но «печаль в глазах, такая лучистая и глубокая» (Л. Любимов), отражает уже состояние русской души. Выразительно лпцо Христа в иконе «Спас нерукотворный». Икона «Успение» (первая половина XIII в.) поражает жизненной правдой в изображении горя святых, оплакивающих Марию.

К новгородской школе относится икона «Христос па тропе» (XIII в.), отличающаяся ярким, народным характером живописи, орнаменталыюстыо. В местной, новгородской манере написана п икона «Николай Чудотворец» (\29/\ г.), первое произведение станковой живописи, имеющее подпись художника - Алексей Петров. Лицо у святого округлое, русское, вид добродушный, ласковый.

Свидетельством высокого уровня культуры Новгорода являются берестяные грамоты, сохранившие черты разговорной речи новгородцев, их быта, образа жизни.

Подобным Новгороду торговым п ремесленным центром был Псков, где тоже управляло вече и жизнь отличалась большим демократизмом.

Псков - передний край обороны от ливонских рыцарей, от Литвы. Здесь воздвигаются мощные укрепления. Соборы напоминают крепости. Архитектурные сооружения этого периода: Псковско-Печерский монастырь, Спасо-Преображеискпй собор Мирожского монастыря. В искусстве Пскова сказалось народное начало. В иконописи преобладает не киноварь, как в

новгородских иконах, а зеленый цвет: «Собор Богоматери», «Сошествие во ад» и другие.

Монголо-татарское иго привело к разрушению многих памятников искусства Северо-Восточной Руси, погибли или были увезены в плен мастера. В первой половине XIV века начинается возрождение Руси, объединяются северо-восточные княжества. Центры культуры - Новгород, Псков, в конце XIV века - Москва.

В XIV веке Новгород испытывает подъем культуры. О напряженной философской мысли свидетельствуют еретические учения, явившиеся своеобразным протестом против официальной церкви. Новгородцы совершают путешествия, происходит сближение с южными славянами.

Новые черты появляются в зодчестве. Воздвигаются церкви Федора Стратнлата (1360-е годы) и Спаса Преображения на Ильине (1374 год), для них характерно восьмнскатпое покрытие и одна апсида на востоке. Это одноглавые высокие храмы с нарядным декором. В XV веке особенно выдающиеся сооружения - каменные стены и башни новгородского кремля, епископский дворец, а также здание, получившее затем название Грановитой палаты.

Расцвет монументальной живописи XIV века связан с деятельностью Феофана Грека - художника, пришедшего иа Русь из Византии. В 1378 году он расписал новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине. Сюжеты фресок - традиционные: грозный Христос Пантократор, пророки и праотцы. Феофан был мастером острых индивидуальных характеристик святых, которые наделены суровыми и сильными характерами. Один из самых ярких сюжетов - Троица, рядом с ней - фигуры святых. Здесь н столпники - первые святые отшельники, истязавшие плоть п жившие па столпах; и аскеты, удалившиеся в пустыню. Святые Феофапа - мудрые философы, каким был и сам художник.

Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежд, подчас образующие молниеподобные зигзаги, виртуозно брошенные белильные «движки» - «нервная, предельно динамичная живопись, передающая (...) людские страсти, сомнения, раздумья, порывы» (Л. Любимов).

Новгородские иконы XV века - это блестящая страница в истории мировой живописи. Они отмечены яркой самобытностью. Эго, в оспов- ном, изображение популярных в Новгороде святых - пророка Ильи, Параскевы с Анастасией, покровительниц торговли, святого Георгия, поражающего дракона. Св. Георгин раскрывается как борец за победу света над мраком.

Интересна икона «Битва суздальцев с новгородцами», самое раннее в русском искусстве живописное произведение па историческую тему. Композиция трехъярусная, где последовательно разворачивается рассказ о перенесении нкопы из церкви Спаса на Ильине в Детинец, о коварстве суздальцев и победе новгородцев. Красота иконы - в графической четкости, в ритме изображенного, в предельной выразительности ее колорита.

Одна из знаменитых новгородских нкои XV века - «Депсус и молящиеся новгородцы», выполненная по заказу бояр Кузьминых, они и представлены н нижнем ярусе иконы. Эпизоды евангельского сказания изображены в иконе «Рождество Христово» (в центре яркой киноварью написаны Богоматерь с младенцем). Необычна икона «Флор и Лавр», восходящая к славянскому языческому искусству. Драматичен сюжет иконы «Положение во гроб», отличающейся эмоциональным, экспрессивным характером. Припавшая к телу Христа Богоматерь являет образ безутешного страдания. Это традиционный русский плач над усопшим, это материнское горе, так знакомое русским женщинам.

В период Средневековья на территории Руси находилось 15 княжеств, но их число в результате феодальной раздробленности увеличилось до 50. Однако особую роль играли 3 из них, самых крупных. Это были Галицко-Волынское, Владимирско-Суздальское и Новгородское. О последнем можно что-то более-менее достоверно узнать только с IХ века. Датой официального основания Новгорода считается 859 год, но историки отмечают, что сам город появился значительно раньше, просто установить точное время не представляется возможным.

Дело в том, что все здания в то время были полностью деревянными. Следовательно, они легко сгорали и сгнивали, от них мало что оставалось. А деятельность людей, живших на этой же земле в более поздние века, практически окончательно похоронила надежды археологов что-то достоверно установить о тех временах. Кроме того, многие письменные упоминания о княжестве Новгородском пропали в связи с татаро-монгольским нашествием. Огромное количество документов просто-напросто погибло в огне.

Однако из того, что удалось установить, становится понятно, что Новгородское княжество познакомилось с государственностью довольно рано. А местные краеведы и вовсе предполагают, что здесь был Рюрик. Но подтверждений пока не найдено, одни только предположения.

Самые ранние записи касаются сыновей Святослава, Олега и Ярополка. Между ними разгорелась борьба за власть. В результате ожесточённых битв Ярополк победил своего брата, стал Великим князем, захватив Киев. Для управления Новгородом он выбрал посадников. Которых убил младший брат, Владимир, бежавший к варягам, откуда вернулся с наёмным войском, получил власть сначала в Новгороде, а потом и в Киеве. И именно его сын, Ярослав Мудрый, отказался платить дань Киеву. Владимир, собиравший дружину, чтобы разобраться с этой проблемой, внезапно умер. Власть захватил Святополк Окаянный, который довольно жестоко сражался за власть, не выбирая методы. Но в итоге Ярослав победил, во многом при помощи поддержки народа, боявшегося более жестокого князя. Теперь уже Ярослав стал Великим Князем, а в Новгород он стал отправлять своих сыновей.

Даже краткий пересказ относительно небольшого временного отрезка, касающегося событий с IX по XI века, наглядно показывает, что Новгородское княжество успело привыкнуть и к частой смене князей, и к постоянной борьбе за власть между ними. Заметно, что большинство стремились захватить престол, в конечном счёте, в Киеве. Пребывание же в Новгороде рассматривался часто как промежуточный вариант. Что сказалось на определённом восприятии княжеской власти народом: во-первых, как временной, во-вторых, неразрывно связанной с войной, дружиной и походами.

В то же время Новгород был довольно крупным городом, где постепенно начала формироваться своеобразная демократия с элементами олигархии. Особенно сильно это стало заметно в период феодальной раздробленности, когда князь был вынужден подписывать грамоту (договор), на основании которого он мог законно находиться в городе. При этом его полномочия сильно ограничивались. В частности, князь не мог объявлять войну или заключать мир, самостоятельно торговать, раздавать земли, предоставлять кому-то привилегии. Он не имел права даже охотиться в неположенном месте или же держать дружину в самом городе: последнее было связано с опасением, что власть захватят силой.

Фактически, фигура князя сводилась к роли военачальника, полководца, который обязан был защищать город и получал в связи с этим определённые привилегии. Но его положение оставалось часто шатким. Чтобы собрать людей, кроме собственной дружины, например, для военного похода, князь мог обратиться к жителям на народном вече, оставшемся высшим органом власти. Но он не имел права приказывать.

В вече мог принимать участие любой свободный мужчина. Созывали собрание посадник или тысяцкий, которых вече и назначало, отобрав это право со временем у князя. Высшим судебным органом тоже считалось собрание. Посадник был высшим должностным лицом, принимавшим в отсутствие князя послов, возглавлявшим в таких же условиях вооруженные силы. Тысяцкий являлся его правой рукой и помощником. Точного срока действия их полномочий не оговаривалось, но каждый мог потерять своё положение, утратив доверие народа. Вече имело право снять любого, кого назначило, с соответствующей должности. Вообще широта полномочий ярко демонстрируется тем, что в Новгороде на народном собрании выбирали даже епископа.

Что же касается Боярского совета, то он, по факту, занимался торговыми вопросами. Ещё носил функцию совещательного органа. Объединял всех влиятельных людей, возглавлялся князем. Занимался подготовкой вопросов, которые стоило вынести на вече.

Времена феодальной раздробленности

Уникальность Новгородского княжества в полную меру проявилась и в период феодальной раздробленности. Исторически такое разделение принято оценивать негативно, и оно действительно крайне отрицательно сказалось на славянах, сделав их уязвимыми перед лицом татаро-монгольского ига. Но для отдельных земель в этом были свои преимущества. В частности, географическое расположение Новгородского княжества подарило ему определённую защиту: оно оказалось довольно далеко даже для кочевников, в итоге меньше всех остальных земель пострадало от действий монголов. Защищать западные границы у русских князей же получалось намного лучше. А благодаря раздробленности новгородцы не ввязывались в проблемы своих соседей.

Также не стоит забывать, что Новгородская земля сама по себе была довольно большой. Размерами она была сопоставима с европейскими государствами того же периода. А выгодное географическое положение позволило ей наладить торговлю с Ганзой и с некоторыми другими соседями. Кроме самого Новгорода, в княжество входил Псков, Юрьев, Ладога, Торжок и прочие территории, включая даже часть Урала. Через Новгород можно было получить доступ к Неве и Балтийскому морю. Но не только географическое положение сделало княжество таким уникальным, а сочетание различных факторов, политических, экономических и культурных. И религиозных, в том числе.

Быт, религия и культура

В отношении такого государственного явления как Новгородское княжество характеристика не будет полной, если не уделить внимание вопросам религии, культуры и быта. Крещение Новгорода произошло вскоре после Киева, откуда прислали для этих целей византийского священника Иоакима Корсунянина. Но, как и многие славяне, новгородцы далеко не сразу отказались от языческих верований. Дошло до того, что христианская религия, не желая постоянно сталкиваться с сопротивлением паствы, впитала в себя некоторые традиции, объединив их с Рождеством (гадания и прочие обряды).

Что же касается культуры, то внимательное изучение летописей показывает, что здесь вплоть до захвата Новгородского княжества в XV веке Иваном III сохранялся довольно неплохой уровень письменности и образованности. Сказалось и то, что эти земли меньше остальных пострадали от нашествия татаро-монгольского ига. Многие знания передавались от родителей к детям и сохранились. Что, в свою очередь, повлияло на быт. Так, новгородцы были ярыми приверженцами деревянного домостроения, чистоты, определённых обрядов, связанных с природой. Выявленный культурный пласт настолько мощный, что его до сих пор изучают.



Новгород был крупнейшим культурным центром Древней Руси.
В XI-XII веках на Руси,и особенно в Новгороде, широко распространялись рукописные книги. В 1056-1057 годах дьякон Григорий переписал для посадника Остромира Евангелие. «Остромирово евангелие» - самая древняя из сохранившихся рукописных книг Древней Руси.

С древнейших времен в Софийском соборе создавалась библиотека, известная далеко за пределами Новгорода. Из всех дошедших до нас древнерусских книг (с XI века) более половины принадлежало Новгороду. Это свидетельствует об огромной роли города в развитии русской письменности.

В летописи 1030 года говорится, что князь Ярослав Мудрый собрал в Новгороде «от старост и поповых детей 300 учити книгам» и повелел открыть для них школу.
Ярослав обязал священников в своих приходах учить людей грамоте.
Грамотность в древнем Новгороде по сравнению с другими городами была значительно распространена. Это доказывают не только берестяные грамоты (в Новгороде их найдено около 600), но и граффити (процарапанные на стенах зданий надписи и рисунки), надписи имен владельцев на многочисленных предметах.

Древнейшие летописные записи в Новгороде известны с XI века. Летописание велось не только в Софийском соборе, но и в некоторых пригородных монастырях.
В середине XII века в Новгороде жил ученый монах Кирик. Его по праву называют первым русским математиком. Кирик был руководителем хора церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря. Ему было 26 лет, когда он в 1136 году написал сочинение «Учение им же ведати человеку числа всех лет». В «Учении» Кирика, посвященном счету времени, отражены данные древнерусского календаря, с помощью которого можно было делать сложные математические расчеты с большими числами. И трактате Кирика содержатся сведения о единицах измерения времени: год, месяц, неделя, день, час.
Кирику принадлежит еще одно сочинение - «Вопрошание», в котором он выступил как летописец, записывавший в виде дневника беседы с новгородским архиепископом Нифонтом и другими духовными лицами.
«Учение» и «Вопрошание» свидетельствовали о высокой образованности Кирика, знакомого с сочинениями византийских, греческих и латинских авторов.

О развитии плотницкого мастерства у славян Приильменья IX-XII веков можно судить по образцам деревянных сооружений, известных из летописей, выводам ученых после археологических раскопок,предметам быта и украшениям, найденным археологами. Летописец писал, что в 989 году новгородцы срубили первую деревянную церковь святой Софии «о тринадцати верхах», которая поражала современников своим «благолепием».
Площадь застройки города с усадьбами к концу XII века составляла не менее 100 гектаров (из них 12,5 гектара - площадь детинца). В конце XII века в Новгороде было не менее 50 улиц.
Археологи открыли и изучили сотни оснований деревянных жилых и хозяйственных построек, оборонительных сооружений, мощенных деревом улиц. Уже с X века улицы города покрывали деревянными мостовыми из толстых сосновых плах. Новгород стоит на отложениях плотной глины, и для отвода грунтовых вод древние новгородцы применяли сложную систему желобов и деревянных труб. Остатки такой системы можно увидеть в Новгородском музее.

Первые каменные здания появились в Новгороде в середине XI века.Яркий образец мастерства древних новгородских зодчих - Софийский собор, построенный в 1045-1050 годах при князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого.
Каменная архитектура Новгорода развивалась в течение двух периодов - княжеского (до 1136 г.) и республиканского (до 1478 г.) Из известных новгородских храмов княжеского периода сохранилось несколько - Софийский собор; Никольский собор на Ярославовом дворище (1113-1136 гг.), который, как установили археологи и реставраторы, с запада был соединен галереей с деревянным дворцом князя; в Юрьевом и Антониевом монастырях уцелели здания соборов Георгия (1119 г.) и Рождества Богородицы (1117-1119 гг.) и др.
Все каменные постройки периода правления князей принадлежат к храмовой архитектуре киевско-византийского стиля. Они построены из известняковой плиты и валунов с византийской плинфой (кирпичом). При строительстве применяли византийскую цемянку - смесь извести с толченым кирпичом, которая по связующим качествам не уступала цементу.

С середины XII века в Новгороде установилась феодальная республика. Каменные храмовые здания в Приильменъе того периода отличали незначительные размеры. Некоторые ученые объясняют это тем, что заказчиками строений были уже не князья или богатые бояре, а жители улиц, мелких монастырей, даже отдельные семьи. По традиции внутреннее пространство храмов украшали настенной росписью.
В постройках княжеского периода фресковая роспись и мозаика частично сохранились в Софийском соборе, в церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря, в Никольском соборе на Ярославовом дворище и в лестничной башне Георгиевского собора Юрьева монастыря.

В малых храмах живопись второй половины XII века можно увидеть в церквах Благовещения в Аркажах, Георгия и Успения в Старой Ладоге. На весь мир славилась фресковая роспись в церкви Спаса на Нередицком холме около Рюрикова городища, построенная князем Ярославом Владимировичем для - княжеской семьи в 1198 году и расписанная фресками в 1199 году. В прекрасном состоянии фрески были до Великой Отечественной войны. Фашисты до основания разрушили здание.
После войны оно реставрировано, но фрески погибли безвозвратно, сохранились лишь их незначительные фрагменты.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...