Серединный перпендикуляр в прямоугольном треугольнике. Окружность, описанная около треугольника.Треугольник, вписанный в окружность

Доказательства теорем о свойствах описанной около треугольника окружности

Серединный перпендикуляр к отрезку

Определение 1 . Серединным перпендикуляром к отрезку называют, прямую, перпендикулярную к этому отрезку и проходящую через его середину (рис. 1).

Теорема 1 . Каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку находится на одном и том же расстоянии от концов этого отрезка.

Доказательство . Рассмотрим произвольную точку D , лежащую на серединном перпендикуляре к отрезку AB (рис.2), и докажем, что треугольники ADC и BDC равны .

Действительно, эти треугольники являются прямоугольными треугольниками, у которых катеты AC и BC равны, а катет DC является общим. Из равенства треугольников ADC и BDC вытекает равенство отрезков AD и DB . Теорема 1 доказана.

Теорема 2 (Обратная к теореме 1) . Если точка находится на одном и том же расстоянии от концов отрезка, то она лежит на серединном перпендикуляре к этому отрезку.

Доказательство . Докажем теорему 2 методом «от противного». С этой целью предположим, что некоторая точка E находится на одном и том же расстоянии от концов отрезка, но не лежит на серединном перпендикуляре к этому отрезку. Приведём это предположение к противоречию. Рассмотрим сначала случай, когда точки E и A лежат по разные стороны от серединного перпендикуляра (рис.3). В этом случае отрезок EA пересекает серединный перпендикуляр в некоторой точке, которую мы обозначим буквой D .

Докажем, что отрезок AE длиннее отрезка EB . Действительно,

Таким образом, в случае, когда точки E и A лежат по разные стороны от серединного перпендикуляра, мы получили противоречие.

Теперь рассмотрим случай, когда точки E и A лежат по одну сторону от серединного перпендикуляра (рис.4). Докажем, что отрезок EB длиннее отрезка AE . Действительно,

Полученное противоречие и завершает доказательство теоремы 2

Окружность, описанная около треугольника

Определение 2 . Окружностью, описанной около треугольника , называют окружность, проходящую через все три вершины треугольника (рис.5). В этом случае треугольник называют треугольником, вписанным в окружность, или вписанным треугольником .

Свойства описанной около треугольника окружности. Теорема синусов

Фигура Рисунок Свойство
Серединные перпендикуляры
к сторонам треугольника
пересекаются в одной точке .

Центр описанной около остроугольного треугольника окружности Центр описанной около остроугольного внутри треугольника.
Центр описанной около прямоугольного треугольника окружности Центром описанной около прямоугольного середина гипотенузы .
Центр описанной около тупоугольного треугольника окружности Центр описанной около тупоугольного треугольника окружности лежит вне треугольника.

,

Площадь треугольника

S = 2R 2 sin A sin B sin C ,

Радиус описанной окружности

Для любого треугольника справедливо равенство:

Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника

Все серединные перпендикуляры , проведённые к сторонам произвольного треугольника, пересекаются в одной точке .

Окружность, описанная около треугольника

Около любого треугольника можно описать окружность . Центром описанной около треугольника окружности является точка, в которой пересекаются все серединные перпендикуляры, проведённые к сторонам треугольника.

Центр описанной около остроугольного треугольника окружности

Центр описанной около остроугольного треугольника окружности лежит внутри треугольника.

Центр описанной около прямоугольного треугольника окружности

Центром описанной около прямоугольного треугольника окружности является середина гипотенузы .

Центр описанной около тупоугольного треугольника окружности

Центр описанной около тупоугольного треугольника окружности лежит вне треугольника.

Для любого треугольника справедливы равенства (теорема синусов):

,

где a , b , c – стороны треугольника, A , B , С – углы треугольника, R – радиус описанной окружности.

Площадь треугольника

Для любого треугольника справедливо равенство:

S = 2R 2 sin A sin B sin C ,

где A , B , С – углы треугольника, S – площадь треугольника, R – радиус описанной окружности.

Радиус описанной окружности

Для любого треугольника справедливо равенство:

где a , b , c – стороны треугольника, S – площадь треугольника, R – радиус описанной окружности.

Доказательства теорем о свойствах описанной около треугольника окружности

Теорема 3 . Все серединные перпендикуляры, проведённые к сторонам произвольного треугольника, пересекаются в одной точке.

Доказательство . Рассмотрим два серединных перпендикуляра, проведённых к сторонам AC и AB треугольника ABC , и обозначим точку их пересечения буквой O (рис. 6).

Поскольку точка O лежит на серединном перпендикуляре к отрезку AC , то в силу теоремы 1 справедливо равенство.

Серединный перпендикуляр (срединный перпендикуляр или медиатриса ) - прямая , перпендикулярная к данному отрезку и проходящая через его середину .

Свойства

p_a=\tfrac{2aS}{a^2+b^2-c^2}, p_b=\tfrac{2bS}{a^2+b^2-c^2}, p_c=\tfrac{2cS}{a^2-b^2+c^2}, где нижний индекс обозначает сторону, к которой проведён перпендикуляр, S - площадь треугольника, а также предполагается, что стороны связаны неравенствами a \geqslant b \geqslant c. p_a \geq p_b и p_c \geq p_b. Иными словами у треугольника наименьший серединный перпендикуляр относится к среднему отрезку.

Напишите отзыв о статье "Серединный перпендикуляр"

Примечания

Отрывок, характеризующий Серединный перпендикуляр

Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал:
– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве…
– Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.
Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его.
– Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ]
– Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал:
– Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]
  • Дать представление о новом классе задач - построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки без масштабных делений.
  • Ввести понятие ГМТ.
  • Дать определение серединного перпендикуляра научить строить его и доказать терему о серединном перпендикуляре, а так же обратную ей.
  • С помощью системы компьютерного черчения “Компас-3D” выполнить геометрические построения, которые рекомендуется проводить в курсе геометрии с помощью циркуля и линейки.
  • Раздаточный материал (Приложение №1)

    Задачи на построение циркулем и линейкой без делений решаются чаще всего по определённой схеме:

    I. Анализ : Чертят искомую фигуру схематично и устанавливают связи между данными задачи и искомыми элементами.

    II. Построение : По намеченному плану выполняют построение циркулем и линейкой.

    III. Доказательство : Доказывают, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи.

    IV. Исследование : Проводят исследование, при любых ли данных задача имеет решение и если имеет, сколько решений (выполняют не во всех задачах).

    Вот несколько примеров элементарных задач на построение, которые мы с вами будем рассматривать:

    1. Отложить отрезок, равный данному (изучено ранее).

    2. Построение серединного перпендикуляра к отрезку:

    • построить середину данного отрезка;
    • построить прямую, проходящую через заданную точку и перпендикулярно заданной прямой (точка может лежать или не лежать на заданной прямой).

    3. Построение биссектрисы угла.

    4. Построение угла равного данному.

    Серединный перпендикуляр к отрезку.

    Определение: Серединным перпендикуляром к отрезку называется прямая проходящая через середину отрезка и перпендикулярная к нему.

    Задача: “Построить серединный перпендикуляр к отрезку”. Презентация

    О – середина АВ

    Описание построения (слайд №4 ):

    Луч а; А – начало луча

    Окружность (А; r =m)

    Окружность а = В; АВ = m

    Окружность 1 (А; r 1 > m/2)

    Окружность 2 (В; r 1)

    Окружность 1 Окружность 2 =

    MN ; MN AB =0, (МN = L)

    где MN AB, O – середина AB

    III. Доказательство (слайд №5, 6)

    1. Рассмотрим AMN и BNM:

    AM = MB=BN=AN=r 2 , следовательно AM = BN , AN = BM MN – общая сторона

    (Рисунок 3)

    Следовательно, AMN = BNM (по 3-м сторонам),

    Следовательно

    1= 2 (по определению равных )

    3= 4 (по определению равных )

    2. MAN и NBM – равнобедренные (по определению) ->

    1 = 4 и 3 = 2 (по свойству равнобедренных )

    3. Из пунктов 1 и 2 -> 1 = 3 следовательно MO – биссектриса равнобедренного AMB

    4. Таким образом мы доказали, что MN – серединный перпендикуляр к отрезку AB

    IV. Исследование

    Данная задача имеет единственное решение, т.к. любой отрезок имеет только одну середину, и через заданную точку можно провести единственную прямую перпендикулярную данной.

    Определение: Геометрическое множество точек (ГМТ) - это множество точек, обладающих некоторым свойством. (Приложение №2)

    Известные вам ГМТ:

    1. Серединный перпендикуляр к отрезку – это множество точек, равноудаленных от концов отрезка.
    2. Биссектриса угла – множество точек, равноудаленных от сторон угла

    Итак, докажем теорему:

    Теорема: “Каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку равноудалена от концов этого отрезка”.

    (Рисунок 4)

    Дано: АВ; МО – серединный перпендикуляр

    Доказать: АМ = ВМ

    Доказательство:

    1. МО – серединный перпендикуляр (по условию) -> O – середина отрезка АВ, MOАВ

    2. Рассмотрим АМО и ВМО - прямоугольные

    МО – общий катет

    АО = ВО (О – середина АВ) -> АМО = ВМО (по 2-м катетам) ->АМ=ВМ (по определению равных треугольников, как соответствующие стороны)

    Что и требовалось доказать

    Домашнее задание: “Доказать теорему, обратную данной”

    Теорема: “Каждая точка, равноудаленная от концов отрезка, лежит на серединном перпендикуляре к этому отрезку”.

    (Рисунок 5)

    Дано: АВ; МА=МВ

    Доказать : Точка М лежит на серединном перпендикуляре

    Доказательство:

    Т.о. МО – серединный перпендикуляр, содержащий все точки, равноудаленные от концов отрезка.

    Свойство серединных перпендикуляров к сторонам треугольника

    Они пересекаются в одной точке и эта точка является центром описанной окружности около треугольника, мы изучим в восьмом классе.

    Практикум

    Материально техническое оснащение:

    Дистрибутив: 29 574 Кбайт

    ОС: Windows 9x/2000/XP

    Сайт: http://www.ascon.ru

    Теперь перенесем построение в графическую среду компьютера (слайд №7)

    Полученные ранее знания и умения необходимо применить на конкретной задаче. Вы увидите, что построение займет у вас времени не больше, чем построение в тетради. Кроме всего прочего интересно посмотреть, как компьютерная среда выполняет команды человека по построению плоскостных фигур. Перед вами приложение №3, в котором подробным образом расписаны ваши шаги построения. Загрузить программу и открыть новый чертеж (слайд №8 , 9).

    Начертить геометрические объекты, заданные в условии задачи: луч а с началом в точке А и отрезок равный m – произвольной длины (слайд №10 ).

    Ввести обозначение луча, отрезка, начала луча на чертеже с помощью вкладки "Инструменты " текст.

    Построить окружность радиусом равным отрезку m с центром в вершине заданной точкой А (слайд №11 ).

    m с центром в вершине заданной точкой А (слайд №12, 13 ).

    Построить окружность радиусом равным отрезку больше 1/2 m для этого выбрать в контекстном меню ПКМ пункт “Между 2 точками” (слайд №14, 15, 16 ).

    Через точки пересечения окружностей M и N провести прямую (слайд №17,18 ).

    Используемая литература:

    1. Угринович Н.Д “Информатика. Базовый курс” 7 класс. - М.: БИНОМ – 2008 – 175 с.
    2. Угринович Н.Д “Практикум по информатике и информационным технологиям”. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2004-2006. -
    3. Угринович Н.Д “Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе 8-11 классы М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008. - 180 с.
    4. Угринович Н.Д Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004-2006.
    5. Богуславский А.А., Третьяк Т.М. Фарафонов А.А. “Компас – 3D v 5.11-8.0 Практикум для начинающих” – М.: СОЛОН – ПРЕСС, 2006 – 272 с.
    6. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., и др “Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных школ” – М: Просвещение 2006 – 384 с.
    7. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., и др “Изучение геометрии 7-9 класс. Методические рекомендации к учебнику” – М: Просвещение 1997 г. – 255 с.
    8. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. “Поурочные планы по учебнику 8 класса Атанасяна Л.С.” - Волгоград “Учитель” 2010 г., 166 с.

    Приложение № 1

    План решения задач на построение циркулем и линейкой.

    1. Анализ.
    2. Построение.
    3. Доказательство.
    4. Исследование.

    Пояснение

    1. При выполнении анализа схематично чертят искомую фигуру и устанавливают связь между данными задачи и искомыми элементами.
    2. По намеченному плану выполняют построение циркулем и линейкой.
    3. Доказывают, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи.
    4. Проводят исследование: при любых ли данных задача имеет решение и если имеет, то сколько решений?

    Примеры элементарных задач на построение

    1. Отложить отрезок, равный данному.
    2. Построить серединный перпендикуляр к отрезку.
    3. Построить середину отрезка.
    4. Построить прямую, проходящую через данную точку, перпендикулярно заданной прямой (Точка может лежать или не лежать на заданной прямой).
    5. Построить биссектрису угла.
    6. Построить угол равный данному.

    Приложение №2

    Геометрическое место точек (ГМТ) - это множество точек, обладающих некоторым свойством.

    Примеры ГМТ:

    1. Серединный перпендикуляр к отрезку – это множество точек, равноудалённых от концов отрезка.
    2. Окружность – это множество точек, равноудаленных от заданной точки – центра окружности.
    3. Биссектриса угла – это множество точек, равноудалённых от сторон угла.

    Каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку равноудалена от концов этого отрезка.

    На предыдущем уроке мы рассмотрели свойства биссектрисы угла как заключенного в треугольник, так и свободного. Треугольник включает в себя три угла и для каждого из них рассмотренные свойства биссектрисы сохраняются.

    Теорема:

    Биссектрисы АА 1 , ВВ 1 , СС 1 треугольника пересекаются в одной точке О (рис. 1).

    Рис. 1. Иллюстрация к теореме

    Доказательство:

    Рассмотрим сначала две биссектрисы ВВ 1 и СС 1 . Они пересекаются, точка пересечения О существует. Чтобы доказать это, предположим противное: пусть данные биссектрисы не пересекаются, в таком случае они параллельны. Тогда прямая ВС является секущей и сумма углов , это противоречит тому, что во всем треугольнике сумма углов .

    Итак, точка О пересечения двух биссектрис существует. Рассмотрим ее свойства:

    Точка О лежит на биссектрисе угла , значит, она равноудалена от его сторон ВА и ВС. Если ОК - перпендикуляр к ВС, OL - перпендикуляр к ВА, то длины этих перпендикуляров равны - . Также точка О лежит на биссектрисе угла и равноудалена от его сторон CВ и СА, перпендикуляры ОМ и ОК равны.

    Получили следующие равенства:

    , то есть все три перпендикуляра, опущенные из точки О на стороны треугольника, равны между собой.

    Нас интересует равенство перпендикуляров OL и ОМ. Это равенство говорит о том, что точка О равноудалена от сторон угла , отсюда следует, что она лежит на его биссектрисе АА 1 .

    Таким образом, мы доказали, что все три биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.

    Кроме того, треугольник состоит из трех отрезков, значит, нам следует рассмотреть свойства отдельного отрезка.

    Задан отрезок АВ. У любого отрезка есть середина, и через нее можно провести перпендикуляр - обозначим его за р. Таким образом, р - серединный перпендикуляр.

    Рис. 2. Иллюстрация к теореме

    Любая точка, лежащая на серединном перпендикуляре, равноудалена от концов отрезка.

    Доказать, что (рис. 2).

    Доказательство:

    Рассмотрим треугольники и . Они прямоугольные и равные, т. к. имеют общий катет ОМ, а катеты АО и ОВ равны по условию, таким образом, имеем два прямоугольных треугольника, равных по двум катетам. Отсюда следует, что гипотенузы треугольников тоже равны, то есть, , что и требовалось доказать.

    Справедлива обратная теорема.

    Каждая точка, равноудаленная от концов отрезка, лежит на серединном перпендикуляре к этому отрезку.

    Задан отрезок АВ, серединный перпендикуляр к нему р, точка М, равноудаленная от концов отрезка. Доказать, что точка М лежит на серединном перпендикуляре к отрезку (рис. 3).

    Рис. 3. Иллюстрация к теореме

    Доказательство:

    Рассмотрим треугольник . Он равнобедренный, так как по условию. Рассмотрим медиану треугольника: точка О - середина основания АВ, ОМ - медиана. Согласно свойству равнобедренного треугольника, медиана, проведенная к его основанию, является одновременно высотой и биссектрисой. Отсюда следует, что . Но прямая р также перпендикулярна АВ. Мы знаем, что в точку О можно провести единственный перпендикуляр к отрезку АВ, значит прямые ОМ и р совпадают, отсюда следует, что точка М принадлежит прямой р, что и требовалось доказать.

    Прямую и обратную теоремы можно обобщить.

    Точка лежит на серединном перпендикуляре к отрезку тогда и только тогда, когда она равноудалена от концов этого отрезка.

    Итак, повторим, что в треугольнике три отрезка и к каждому из них применимо свойство серединного перпендикуляра.

    Теорема:

    Серединные перпендикуляры треугольника пересекаются в одной точке.

    Задан треугольник . Перпендикуляры к его сторонам: Р 1 к стороне ВС, Р 2 к стороне АС, Р 3 к стороне АВ.

    Доказать, что перпендикуляры Р 1 , Р 2 и Р 3 пересекаются в точке О (рис. 4).

    Рис. 4. Иллюстрация к теореме

    Доказательство:

    Рассмотрим два серединных перпендикуляра Р 2 и Р 3 , они пересекаются, точка пересечения О существует. Докажем этот факт от противного - пусть перпендикуляры Р 2 и Р 3 параллельны. Тогда угол развернутый, что противоречит тому факту, что сумма трех углов треугольника составляет . Итак, существует точка О пересечения двух из трех серединных перпендикуляров. Свойства точки О: она лежит на серединном перпендикуляре к стороне АВ, значит, она равноудалена от концов отрезка АВ: . Также она лежит на серединном перпендикуляре к стороне АС, значит, . Получили следующие равенства.

    Последние материалы раздела:

    Элективные питательные среды
    Элективные питательные среды

    Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

    Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
    Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

    Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

    Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
    Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

    Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...