Сборник упражнений по русскому языку 2. Диктанты и упражнения по русскому языку (2 класс)

1. Раздели слова на слоги:

Ресторан_______________________________

Цветочница____________________________

2. Раздели слова для переноса:

Мотылёк______________________________

Книга_________________________________

Майка_________________________________

Телефон_______________________________

3. Подчеркните в предложении все гласные буквы:

4. Подчеркни в предложении все согласные буквы:

Марина села на скорый поезд до Москвы.

5. Подчеркни слова в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука:

Мел, клён, балуется, ёлка, добряк, льёт, каюта, пряник.

6. Поставь ударение в словах:

Магазин, портфель, краны, тёрка, свёкла, стол, книга, белка, мел.

7. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков:

8 . Подчеркни в словах буквы твёрдых согласных звуков:

Ксюша, маленький, котёнок, капуста.

9. Подчеркни слова, которые правильно разделены на слоги:

Лей-ка, по-ду-май, стро-й-ка, сто-йте, я-сли, чай-ник.

10. Выпишите те слова, в которых букв больше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.

Коньки, машина, мальчик, топор, ягуар.

11. Выпиши те слова, в которых букв меньше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.

Яблоко, лось, Ксения, машина, орешки.

___________________________________

___________________________________

12. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова:

Н…га - ___________________, стр…ла -_____________________,

В…да - ___________________, гр…бы - ______________________,

Арбу… -__________________, моро… - ______________________,

Гр…чи - __________________, сугро… - ______________________.

13. Вставь пропущенные буквы:

Коло…, арбу…, расска…, ланды…, чи…, эта…, тетра…ь, творо…, фарту…, сапо… .

14. Вставь пропущенные буквы:

Н…га, стр…ла, в…да, к…за, с…ды, сл…ды, тр…ва, гр…бы, хл…ба, з…рно, з…ма, г…ра, м…ря, д…ревья, с…ва, з…мля.

16. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком:

Осенью, беличья, десять, мальчик, просыпалась, деревья, листья.

15. Вставь пропущенные буквы:

Ж…знь, ш…шка, ч…стица, ч…довище, ноч…ка, доч…ка, щ…вель, ч…сто, ч…десный, душ…стый, ч…дный, ш…повник, ч…совщик.

17. Определи, что содержит предложения, правильный ответ подчеркни:

1. Сегодня утром мы с родителями отправились в поход.

(сообщение, приказ, просьба, вопрос)

2. Что ты сегодня будешь делать? (сообщение, приветствие, вопрос, совет)

3. Доброе утро, мой малыш! (сообщение, приветствие, вопрос, совет)

18. Раздели текст на предложения, соблюдая правила оформления предложений:

С деревьев облетели последние листья ветер гнал по небу серые облака однажды гадкий утёнок оказался в маленькой избушке старый пёс дремал в углу по полу разгуливала белая курица.

19. Посчитай в словах количество звуков и букв:

Балет: ____б., _____зв.

Медальон: _____б., _____зв.

Бельчонок: _____б., ______зв.

Ябеда: _______б., ______зв.

20. Измени число слова:

Мандарин________________________

Апельсины_______________________

Цветы___________________________

Машина_________________________

Йогурт___________________________

21. Определи число имен существительных:

Тополя, львы, жираф, подушка, палас, этажи, этажерка, кактус, дневник,

диски, черепаха, рыбки, перья, открытка, коровы, телефон, тополя.

22. Запиши по 4 слова имен существительных, отвечающих на вопрос:

Что? _____________________________________________________________

Кто? _____________________________________________________________

23. Найди в словах ошибки и исправь их:

Шырина, чюдо, чящя, циган, птици, кочька, анна, таполя, дуп, михаил, Росия,

клас, сорока, варона, машына, Ирина александровна, рика волга, деревя.

25. Найди в каждой группе слов лишнее и подчеркни его:

Корова, баран, тигр, гитара, ворона.

Ромашка, роза, сирень, ласточка, трава.

Пальто, свитер, колготки, мальчик, бант.

26. Найди в предложениях имена существительные и подчеркни их:

Машина тихо ехала по дороге. Сорока сидела на дереве. На небе ярко светит луна. Лев, тигр и ягуар - дикие животные.

27. Подчеркни имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? - одной чертой , а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? - двумя чертами.

Сирень, сорока, гладить, бегать, желтый, пальто, воробей, стол, белый,

тетрадь, мальчик, мама, спит, зеленеет.

28. Подчеркни только те слова, в которых все согласные мягкие:

Карина, Юля, хижина, ель, сирень, чаща, чайник, Митя, мель, Марина.

29. Подчеркни только те слова, в которых все согласные твердые:

Снежинка, машина, жизнь, телега, жук, шмель, цирюльник, Москва, мороз.

30. Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.

Дядя коля жил в городе кореновск на улице красная. Утром он встретил своего друга игоря. Они отправились на прогулку на катере по реке волга.

31. Запиши по 2 слова - имени собственного:

Улица: ___________________________________________________

Город: ____________________________________________________

Река:______________________________________________________

Море:_____________________________________________________

32.Запиши по 2 слова - имени собственного:

Имя:______________________________________________________________

Фамилия:__________________________________________________________

Отчество:__________________________________________________________

Клички животных:__________________________________________________

33. Вставь пропущенные буквы:

рбуз, в…р…бей, р…бота, р…бята, пл…ток, п…тух, с…п…ги, сах…р, дев…чка, т…релка, т…традь, х…р…шо, яг…да, …зык.

34. Вставь где надо мягкий знак:

Мал…чик, колокол…чик, лос…, Ол…га, медвед…, руч…и, ноч…ка, туч…ка, мощ…ност…, конеч…но.

35. Найди и подчеркни слова, которые обозначают действия предметов.

Морж, кричать, лежит, мороз, станок, гудит, спит, диван, кровать,

красивая, могучая, чинить, свистеть, компьютер.

36. Подбери к именам существительным глаголы.

Машина____________________________________

Трактор____________________________________

Девочка____________________________________

Книга______________________________________

Учитель____________________________________

Дождь_____________________________________

37. Запиши глаголы, которые отвечают на вопросы (по 2 слова к каждому вопросу):

Что сделал?__________________________________________________

Что сделала?_________________________________________________

Что сделали?_________________________________________________

Что делал?___________________________________________________

Что делать?__________________________________________________

38. Соедини стрелками:

Белка поёт

Трактор лает

Машина растёт

Ягода прыгает

Гром пашет

Певец едет

Дерево краснеет

Собака гремит

39. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Бегает, спит, мама, Елена, машина, красная, большой, смешной, роза, валенки,

пышные, морозный, длинная.

40. Соедини стрелками.

41. Придумай и запиши к именам существительным имена прилагательные.

Цветок _________________________________.

Линейка ________________________________.

Лёд ____________________________________.

Снег ___________________________________.

Мальчик ________________________________.

Девочка _________________________________.

Морковь ________________________________.

Картофель _______________________________.

42. Придумай и запиши к вопросам по 3 имени прилагательных.

Солнце какое?__________________________________________________________.

Трава какая?____________________________________________________________.

Кот какой?_____________________________________________________________.

43. Найди и подчеркни неправильно составленные словосочетания.

Вкусный малина, яркая одежда, яркая солнце, красивое цветок, быстрый ягуар, белый карандаш, веселая ребята, голубое небо, бурая медведь, высокое дерево, сильный взрыв, рыхлый земля, красная ягода, черная ручка, белая петух.

ГУ «Береговая средняя общеобразовательная школа»

Сборник

разноуровневых упражнений

по русскому языку

по теме:

"Правописание безударных

гласных в корне слова»

2-4 классы

Составитель: Ирза Светлана Михайловна
учитель начальных классов

Береговой СОШ

Качирского района

2014г.

Пояснительная записка.

Правописание безударных гласных букв в корне слова является слабым местом в работах большинства учащихся. Данный вид заданий предназначен для отработки данного правила. В упражнениях повторяется алгоритм безошибочного написания слов: обнаружение безударного гласного, определение части слова, в которой он стоит. Эти задания нацелены на формирование у детей орфографической зоркости.
Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
Уровни сформированности системы качеств знаний:
Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.
Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Могут быть использованы в самостоятельной работе, работе в парах.

Этот сборник можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка.

Выбор приемлемого для ребенка варианта осуществляется им по желанию или по рекомендации учителя.

2 класс

1 уровень

    Спишите слова с безударными гласными, рядом напишите проверочные слова

С.ды - …, п.ля - …, гр.бы - …, сл.ды - …, гр.чи - …

2. Подбери слова, которые помогут проверить безударные гласные

Коса, ведро, трава, коза, земля.

3. Назови в словах безударную гласную и проверочное слово

А) кора, нора, сосна, река, доска, мосты

Б) ловил, варил, хвалил, стрелял, свистел

4.Измените, слова так, чтобы подчеркнутые гласные стали безударными

Звёзды, гнёзда, зёрна, стёкла, сёстры

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Припишите из скобок нужное проверочное слово

Зв.зда (Звёздный, звёзды)

П.тёрка (пятёрочка, пять, пятый)

д…ждливый (дождик, дожди)
в.да (водичка, водный, водица)

6. Спишите слова. Подчеркните проверочные слова. Под безударной гласной поставьте точку.

Тропа, тропка, тропинка;

Кормушка, кормить, корм;

Река, речной, реки;

Жалеть, жалко, жалость

7. Спишите слова, подчеркните те, которые могут служить проверочными.

Варить, сварит, повар, варка

Заскрипел, скрипучий, скрип

8.Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.

На л.сных п.лянах в.днеются сл.ды зв.рей.

9.Спишите предложение, вставьте пропущенные безударные гласные.

Под.кном в с.ду по.вилась в.сенняя лужа.

10. Спишите предложения, вставьте пропущенные безударные гласные.

Р.дной сой край д.лами просл.вляй. Утренняя р.са – добрая сл.за: ею лес умывается, с ночкой прощ.ется. На тр.ве ещё бл.стит р.са..

11.Расставьте знаки ударения. Сравни пары слов. В каком слове безударный гласный нужно проверить? Подчеркни его.

Село – сёла, глаза – глаз, земля – земли, тропинка – тропка, река – реки, леса –лес, лиса – лис, ряды –ряд.

12. Спишите предложения. Поставьте точку под безударной гласной, которая произносится не так, как пишется.

Скрипит под ногами снежок. Притихло лесное озеро.

13. Спишите предложение, вставьте пропущенные безударные гласные, в скобках напишите проверочные слова.

Зап.х (…) цв.тущих (…) ландышей круж.т гол.ву (…).

14. В проверочном слове вставьте пропущенную букву, поставьте ударение.

море – м…ряк

мостик – м….стовая

стрелка – стр….лок

бедность – б….дняк

часики – ч….совой

бросил – бр…сать

лёжа – пол…жать

указка – ук…зать

15. Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв.

На (лес) л.сной (поле) п.лянке под б.рёзкой (явка) по. Вились (вёсны) в.сенние (цвет) цв.ты.

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.


2 уровень

    К данным словам подберите родственные слова с безударными гласными.

Лисонька –

Стенка –

Травинка –

    Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

совиный, совушка – с…вёнок


овечий, овцы - …вечки

подводник, водяной – в…дица

каток, катит – пок…тать

откачка, качать – раск…чали

    К данным словам припишите родственные слова, в которых ударная гласная станет безударной.

Лес –

Корм –

Жаль –

Смех –

Мост –

    Выпишите слова с безударными гласными, которые нужно проверять при письме. Подчеркните безударные гласные.

От грозы, море, звёзды, к норе, у ствола, стенка, в ряду, в гору, с горы.

5.Выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, подберите к ним проверочные слова.

А) болезнь, птенец, мороз, тропинка

Б) поляна, смелый, больница, молоко посади, моряк, гористый.

    К словам первого столбика подбери проверочные слова из второго столбика.

Снежок верх

Верхушка поле

Поляна снег

Линейка час

Скворец лес

Лесник скворушка

Часовщик линия

7.Из данных слов выпишите слова с безударными гласными, которые надо проверить. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Хв.сты, д.жди, л.с, ст.лбы, гр.чи, гл.за, п.ле, ш.ги, кн.га, ст.лы, п.ля.

8.Запишите слова, припишите к ним ещё 2-3 слова, в которых первый слог был бы безударным и требовал проверки при письме.

Сосна, стволы, кора…

9. Спишите, рядом приписывая словосочетания по образцу, в каждой паре однокоренных слов подчеркните то, которое является проверочным.

Образец: волчья стая – стая волков.

Лисья нора - …, звериные следы - …, городские улицы - …, детские лица - …, лесной житель - …, морской

10.Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

стёклышко, застеклили – ст…кло

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать
заварка, заварить – св…рить

следом, следы – насл…дил

11.Объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл.

В нашем краю растут Густые л. са(е,и)

Под елью с. дела (и, е) л. са (и, е)

Бабушка пос. дела (и, е)

12. Из данного предложения выпишите слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением.

На ветру дрожат осины от холода.

13. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к...рмушка - (о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................

уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - (а,о) - ..............................

ш...лестеть - (е,и) - ............................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) - ................................. м...рской - (о,а) - ...............................

т...пло - (е,и) - ........................................ ж...мчужина - (и,е) - .............................

14.Спишите предложения, изменяя слова с пропущенной безударной гласной. Подберите к ним проверочные слова.

Завод дает (стр.на) машины.

Мальчик сидел у (р.ка).

15. Объясните обозначение па письме пропущенных в словах букв.

На (…) л.сной (…) п.лянке под б.рёзкой (…) по.вились (…) в.сенние (…) цв.ты.

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли.

3 уровень

    Прочитайте.

Кот поёт глаза прищуря;

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

(А.Фет)

Выпишите двусложные слова, обозначающие названия предметов. Подчеркните те, в которых безударную гласную можно проверить, изменив слово.

    Напишите по одному слову с безударными гласными е, а, я. Напишите проверочные слова.

    Допишите предложения словами с безударной гласной, проверяемыми по принципу «один – много».

По утрам я завожу …

У оленя красивые …

Непроходимые …

Снег лежит на вершине …

    Допишите предложения. Укажите корень. Какой является в корне гласная?

Лес охраняет …

За садом ухаживает…

Часы чинит …

За партой сидит

5.Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав - ..................................................

раскаты грома - ..................................................

опушка леса - ...................................................

лес из сосен - ..................................................

варенье из вишни - .................................................

6.Замените словосочетания, одним словом. Подчеркните безударную гласную в словах.

А) рельсы из стали (какие?) - …

платок из шерсти (какой? - …

кольцо из золота (какое?) - …

б) след зверя (какой?) - …

житель леса (какой?) - …

растения сада (какие?) - …

берег моря (какой?) - …

7.Измените словосочетания, чтобы получить слово, отвечающее на вопрос что делать? Подчеркните безударную гласную в словах.

Заниматься чтением - …

Заниматься письмом - …

Делать примерку - …

8. Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

Поле, полевой, полочка, полянка .

9. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый

10. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник, ужин, солома .

Подчеркни лишнее слово.

11. Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв.

П…лянке, в…сенние, б…рёзкой, л…сной, по…вились, цв…ты.

Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли.

12. Подбери по два проверочных слова, поставь ударение, вставь пропущенные буквы.

Образец: зелень, зелёный – з…л…неть

    П…л…сатый, к…л…сок, х…л…дало, г…л…са, м…л…дой

    Г…в…рливый, ст…р…на, б…р…га, д…р..гой, в…с…лятся.

    Ст…р…ниться, г…л…вастик, в…л…сок, ст…б…лёк, в…ч…рок

    Б…р…да, д…р…жить, г…л…вёшка, м…л…тилка, з…л…чёный.

    Ст…р..жить, л…п…тали, в…т…рок, к…л…сится, тр…п…тали

13. Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

    - н…винка …- н…зина

- пл…ды … - тр…стник

- зерк…ло … - п…чтальон

- фабр…ка … - м…рской

- м…стечко … - кл…новый

- гр…зовая … - ж…ра

- пл…тить … - пот…мнело

    - фл…жок … - посм…трел

- т…рмозить … - м…стовая

- л…дник … - к…лючий

- в…дить … - осл…бел

-ск…льзить … - т…пло

-сл…дил … - г…лодный

- пост…ять … - т…шина

14. Запишите из слов каждой строчки сначала проверочные слова, а потом проверяемые.

Красный, краснеть, краснота, красненький.

Редкий, поредел, проредить, реденький.

Выглядел, глядеть, загляденье, глядя.

    Назовите слова с безударной гласной в корне.

Я над речкой лежу,

Оба берега держу. (Мост)

3 класс

1 уровень

    Вспомните правило о безударных гласных. Подберите и запишите примеры на это правило:

    Когда надо изменить слово;

    Когда надо подобрать родственное, однокоренное .

    Найдите и подчеркните безударные гласные в корне этих слов. Подберите проверочное.

Сирота, сиротливый, сиротка, сиротинушка.

    Измените, слова или подберите однокоренные с безударными гласными в корне.

Дождь - …

Тёплый - …

    Проверьте правописание безударных гласных корня словами, состоящими из одного корня.

Далёкий - …

Кормил, кормушка - …

    Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, точкой выделите безударные гласные в корне, припишите проверочные слова.

А) с…рняк - … в) гл…деть - …

т…нистый - … б…жать - …

пл…ксивый - … лош…дь - …

гр…бной - … п…сьмо - …

м…сной - … в…лна - …

л…нивый - … з…мляной - …

в…дяной - … т...жёлый - …

    Прочитайте, вставьте пропущенные буквы.

В…кзал, д…лёкий, л…скал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, н…чной, тр…пинка.

    Из данных слов назовите сначала проверяемое слово, затем проверочное слово.

Холодный – холод, пишет –запиши, поласкать – ласка, зелень – зелёный, молодость – молоденький –молодой.

    Из двух слов выберите проверочное. Спишите, записывая проверочное и проверяемое слова вместе.

Скрипучий, скрип – заскрипели.

Сторож, сторожить – сторожа.

Запестрела, пёстрый – запестрели.

Взгляд, поглядел – выглянула.

Больно, болеет –больница.

Крикнул, кричит – закричали.

    Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные, приписывайте из скобок проверочные слова, выполняйте по образцу:

Слово Проверочное Однокоренное

соринка сор сорить

шаги шаг шагать

с…ринка (сор, сорить)

ш…ги (шаг, шагать)

зв..зда (звёздный, звёзды)

п…скливый (писк, пищит)

сл..ды (слежка, след, следить)

г…ра (горы, гористый)

др…жит (дрожь, дрожат)

т…нистый (тенистые, тень)

р…са (росы, росистый)

п…строта (пёстрый, пестреет)

см…трел (смотр, рассмотрел, смотрят)

х…дили (поход, походный, ходят)

    Из двух слов подберите проверочное слово, запишите его, вставьте пропущенную гласную в корнях однокоренных слов.

посоли, соль – с…ленный;

подарок, подарили – д…рить;

посадка, садовник – зас…дить;

пасти, пастбище – п…стух;

скрип, скрипучий – заскр…пел;

просьба, проситель – пр…сить;

стёклышко, застеклили – ст…кло;

следом, следы – насл…дил;

топить, растопка – раст…пил.

    Спишите слова, подчеркните те из них, которые являются проверочными.

а) Старик, старый, постарел, старенький.

б) Белила, белит, побелить, белая.

    Из ряда слов выпишите слова с безударной гласной в корне.

Зарядка, зарядил, конец, суббота, площадка, вьет, ночь, зацепил.

    Прочитайте словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

В скобках напишите проверочные слова.

С…сновые д…ревья (),

М…рская в…лна (),

Ст…льная л…нейка (),

В…здушные ш…ры ().

    Спишите предложения, вставьте проверочные слова к словам, где пропущены безударные гласные.

За …кном (…) уже п…тух (…) прокр…чал (…).

    Спишите. Подчеркните безударную гласную в корне и проверочное однокоренное слово.

Дорога шла в гору. Гористая местность была мне хорошо знакома. И горный воздух был особенно чистым и приятным.

2 уровень

    На какое правило записаны эти слова?

Холода, зеленеет, молодой .

    Из данного предложения выпишите слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить ударением.

Вечером все лесные жители подают свои голоса.

    Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

Хор…шо в л…су в полдень. З…ленные ёлочки выг…бают к…лючие ветки. Кр…суется белая б…рё…ка с душ…стыми л…сточками. Др…ж..т серая осина.

    Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго столбика?

нагляделся - глядя

травить - трава

волна - вол

    Подберите однокоренные слова с безударными гласными к словам.

диво - волны –

тёмный - крик –

весть - белый –

скрип - стрелы

звон - цепь –

    Выпишите однокоренные слова парами, подчеркните те, в которых правописание гласных проверяется изученным правилом:

Прикрепить, дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, выглянуть, погостить, ласка, защита, удивление, список, тяжесть .

    Из ряда слов выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Побег, роса, на лужайке, беленький, глядеть, хлопушка, сосны.

    Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, которую при письме необходимо проверять. Подчеркните безударные гласные.

Урожай, гореть, готовить, осветить, сверкать, затемнение, обедать, заливает.

    Из слов которые диктует учитель, надо выбрать только слова с безударными в корне. Их записать, выделить корень.

Посмотрел, известный, загадка, задрожал, указка, честный. ядовитый, гриб, нагоняет, грустный.

    Выпиши в первый столбик слова с проверяемой безударной гласной в корне, во второй – слова с непроверяемой гласной в корне. Вставь пропущенные буквы.

Л…пата, п…нал, в…левой, б…лить, гр…бник, уч…тель, х…р…шо, в…дёрко, ж…ра, к…рандаш, б…льной, ч…тверг, п…том, л…жат, ст…лица.

    Подберите и запишите по одному слову с ударением на первом слоге, втором, третьем; подчеркните безударную гласную, которую нужно проверить при письме.

    Спишите, в однокоренных словах поставь ударение, среди однокоренных слов подчеркните те, в которых произношение гласной вкорне не совпадает с её написанием.

Гость гостил,

Мост мостил.

Без топора,

Без клиньев. (Мороз)

Мороз морозит,

Лёд леденит,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

    Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, выделите корень.

В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.

    Выпишите из текста однокоренные слова. Среди однокоренных сло, подчеркните проверочные.

Без моря не могут жить моряки. Трудна и почётна эта служба. Мечтают о заморских плаваньях и ребята. Они видят парусные корабли. Фрегаты тихо плывут по взморью.

    Учитель читает предложение, учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной.

Зимой в поле лежал, весной в реку побежал. (4)

3 уровень

    Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы.

    В л...су (.............) живёт рыжая л...са (...............). Лисий дом - н...ра (....................). У н....ры (.............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам .

    Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -о, во второй столбик слова с безударной гласной - а.

    С...сна, тр...ва, ст...лы, г...лодный, м...стерская, ст...ловая, к...чает, н....чной, в....лчонок, к....злёнок, хр...брец, х...дить, тр...винка,кр...снеет, с...лонка,

    Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -е, во второй столбик слова с безударной гласной - и.

    С...дой, скр...пит, кр....чать, сн...жинка, в...сеть, в...селье, п...сьмо, д....ревянный, сл....вовое, з...лёный.

    К словам,обозначающим предметы, подберите слова, обозначающие признак предмета, в которых была бы безударная гласная в корне. Выделите в этих словах корень слова.

дни

тропинка

вершина

    Спишите, исправив ошибки.

По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону.

От крылись яркие сияющие горы.

    Замените словосочетания одним слово. Подчеркните безударную гласную в корне.

Храбрый человек - …

Сильный человек - …

Смелый человек - …

Весёлый человек - …

    Образуйте от данных слов однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Напишите. Поставьте знак ударения, выделите корень.

Корм - …

Соль -…

Боль - …

Сор -…

Крик - …

Встреча - …

    Напишите слова, изменяя их по вопросам. Поставьте над словами знак ударения, выдели корень. Проверочные слова подчеркните.

Что делает? Что делать? Что делал?

Хвалит … …

Тащит … …

Точит … …

Ценит … …

Тянет … …

Дарит … …

    Составьте из данных слов предложения и запишите их. Подчеркните проверяемые безударные гласные в корне.

Сойка. От, далеко, дуба, уносит, жёлуди.

Она,прячет, под, плоды, мох.

Птица, снег, и, зимой, копает, жёлуди, ищет.

Из, вырастут, них, молодые, дубки.

    Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне слова. Рядом напишите проверочные слова.

Пенал, корабль, молоток, дерево, воробей, молодой, малина, дорогой, зеленеет, снегирь.

    Прочитайте текст, выпишите слова с безударными гласными, которые нужно проверить. Рядом напишите проверочные слова.

Шёл я однажды зимой по лесу. Вдруг вижу на снегу целую кучу сосновых шишек. Посм…трел на дер…во. Это была не с…сна, а осина. Значит шишки кто-то на т…ска сюда. Огл…дел я со всех ст…рон дер…во и зам…тил в ств…ле щель. Из неё торчала шишка.

    Прочитайте предложение. Запишите его по памяти. Подчеркните безударные гласные в корне.

На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём.

    Запишите ответы на вопросы, используя слова в скобках, вставляя пропущенные буквы.

- Что нашёл охотник в горах? (орлиное гн…здо)

- Кто сидел в гнезде? (г…лодный орлёнок0

- Куда понёс его охотник? (д…мой)

- Что сделала орлица? (д.гнала охотника и закружилась над ним)

- Как вёл себя орлёнок? (бился и кр…чал)

- Как поступил охотник? (пож…лел пт…нца и отпустил его на волю)

    От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне.

- низ- (низинка, низовье)

- нов- (новинка, новичок, обновление)

    Составьте предложения из слов, записанных в скобках, отвечая на вопросы. Выделите в составленных предложениях слова с безударной гласной в корне.

- Где жужжат т…жёлые мохнатые шм…ли?

(т…жёлые мохнатые шм…ли, в с…дах, жужжат, цв…тущих)

- Кто д…ловито перел…тает с цв.тка на цв…ток?

(с цв…тка на цв…ток, д…ловито, шм…ли, переел…тают)

4 классс

1 уровень

    Спиши, вставляя пропущенную букву:

В…ршина, сн…говик, ч…рника, ш…рстяной, щ…бетать, в…селье, пл…сал, см…трел, повт…рять, пр…вдивый, м…довый.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Дневная жара см…нилась н…чной прохладой. В окнах д…мов зас…тились огни. Длинные тени д…ревьев ложились по пыльной д…роге.

    Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, точкой выделите безударные гласные в корне, припишите поверочные слова.

Зв…риный - …

С…сновый - …

З…лёный - …

Прол…вной - …

Отпр…влять

По…вился - …

    Подберите к словам по два проверочных слова.

Ст…р…на - …, …,

М…л…дой - …, …

Б…р…да - …, …

П…л…са - …, …

    К словам с безударной гласной в корне подберите по два проверочных.

Стр…ла …, …

Н…чевать - …, …

Св…тить - …, …

Зав…зать - …, …

    Подберите несколько проверочных слов к словаи.

- п…тёрка, … - вр…дить, … - подм…тал, … - м…нять,

- сн…гурочка, … - поч…нить, … - обв…зал, … - нар…дить,

-отк…рмить.

    Спишите, всавляя пропущенные буквы, допишите ещё 2 – 3 слова на это правило.

Зам…р…зки, зат…нулись, ск…вал.

    Прочитайте, какие слова не являются проверочными, замените их при списывании.

Покатились – катались, ледяной – ледяная, осмотрел – смотрит, затрещал – треск, теплица – тепло.

    Допишите ряды родственных слов, подчеркните безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением.

Повозка, …, …,

Ночевал, …, …,

Осмотрел, …, …,

Кричал, …, …,

    Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные в корне.

Из л…синой чащи вышла л…са. Пост…яла, прислушалась, осм…трелась. Разб…жалась и на л…ту прыг! Проехалась и д…вай перед ними лапами барабанить! Ткнулась мордочкой в л…дяное зеркало и то присядет. То подскочит.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывайте проверочное слово перед словом с безударной гласной в корне.

На родине космонавта Германа Титова. С…ло Полковниково. Б..рёзы по колено в цв…тах. Высокие облака, высокое синее небо, запах мёда. Сотня бр…венчатых домиков гл…дится в чистое оз…ро. Дом Титовых в пл…ну т..полей.

    Выпишите слова с безударной гласной в корне, припишите к ним однокоренные, расставьте ударения, подчеркните безударную гласную в корне.

В новой стене, в круглом окне днем стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

    Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

    Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка.

    Образуйте от данных слов существительные, прилагательные, глаголы с безударной гласной в корне слова.

Бег - …, …, … .

Крик - …,…, … .

Смотр - …, …, … .

Лёд - …, …, … .

2 уровень

1.Спишите, вставляя безударные гласные, в скобках напишите проверочные слова:

Отв…чает, погл…дел, прн…сёт, прол…тает, посм…трел, выб…жит, прох…дил, выд…ржит, отцв…тёт, пож..лтел, оп…здал, зам…чает.

    Спишите стихотворение А.С.Пушкина, вставьте пропущенные буквы:

В песчаных ст…пях аравийской з…мли

Три гордые пальмы высоко росли.

Р…дник между ними из почвы бесплодной,

Журча, про…вался в…лною х…лодной,

Хранимый, по сенью з…лёных л…стов,

От знойных лучей и л…тучих песков .

    В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне? Запишите эту группу слов. Подчеркните безударные гласные, подберите проверочные.

А) Слезать, слежка, лежит.

Б) Слезать, следить, слетать,

В) Перелезет, наследил, долететь .

    Выберите и запишите в левый столбик все те слова, которые будут являться проверочными, в проверяемом слове вставьте пропущенные буквы.

Подвязка, вязать, связка – подв…зать;

Наливное (яблоко), подливка, ливень, залив – подл..вать;

Светлячок, светлый, свет, светает – св…тильник;

Дальний, далёкий, даль, удаление – д…леко;

Знать, признание, сознаваться, сознание – узн…вать.

    Запишите слова в два столбика:

В первый – слова, в которых безударную гласную в корне надо проверить, во второй – те, с помощью которых эту гласную можно проверить.

Коса, косилка, косить, косы, косьба;

Повар, варка, варенье, заварка, варил, навар;

Корм, кормушка, кормил, кормовая (свекла), кормит, накормил;

Звери, зверинец, звериный, зверский, зверь;

Пишет, письмо, переписка, записал, записная (книжка).

    Подберите, запишите по одному слову с ударением на первом слоге, втором и третьем. Подберите безударную гласную, которую нужно поверить при письме.

Запах, …, …

Водичка, …, …

Прилетел, …, …

    Подберите однокоренные слова, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета, подчеркните среди них проверочные. Вставьте пропущенные буквы.

С…лонка - …, х…л…дильник - …, зв…нок - …, л…нтяй - …, пос…дка - …, з…мовка - …, н…чёвка - ….

    Прочитайте.

Вымокла рябина под окном,

Ягоды блестят в листве, как бусы.

По колоде, спящей кверху дном,

Прыгает в кошовке мальчик русый.

Выпишите подчеркнутые слова, допишите 2 -3 родственных слова. Есть ли среди них поверочные для безударных гласных в корне? Если есть, подчеркните.

    Спишите, вставляя слова, дописывая предложения, вставьте пропущенную безударную гласную.

Осенью д…ревья д…рят з…леной ёлочке подарки. Осина под…рила … . Клён р…пяет … . Ива засыпает ёлочку … .

Слова для справок: оранжевые звёздочки, красные фонарики, тонкими золотыми рыбками .

    Выпишите парами однокоренные слова: сначала с ударной гласной вкорне, потом с безударной гласной в корне, сравни написание гласной в корнях этих слов.

Кончил дело – гуляй смело.

Конец – всему делу венец.

Добрая слава дороже богатства.

Лень добра не делает.

Труд человека кормит, а лень портит.

У ленивой портнихи и для себя нет рубахи.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха .

    Выпишите слова с безударными гласными. Допишите к ним по 2 -3 родственных слова, подчеркните среди них проверочные.

Меж редеющих верхушек показалась синева. Зашумела у опушек ярко-жёлтая луна.

    Прочитайте, найдите слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные. Приготовьтесь писать текст по памяти.

Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

    Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово.

    Скв....рцы (......................) прил....тают (...................) ранней в....сной (........................) в к....нце (.....................) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (......................), осматривая знакомые м...ста (....................). Потом ут....хают (......................) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (....................).

    Подберите и запишите 3 -4 слова с безударными гласными.

Колкий - …, …, … .

Полз - …, …, … .

Вред - …, …, … .
Печь - …, …,… .

3 уровень

    Подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне. Составьте предложения со словами.

- земл-, - лет-, -кат-, -кот-, -кос-. –вар-, -вал-, -лип-, -лис-, -ласк-, -зим-, -голова--.

    Подберите к данным словам антонимы с безударной гласной в корне.

Юноша - … маленький - … близкий - …

Осень - … длинный - … здоровый - …

Лето - … дешевый - … зрячий - …

Свет - … сытый - … трудолюбивый - …

Утро - … старый - … лживый - …

Трус -… горячий - … пресный - …

Молчать - … тепло - …

Болеть - … плохо - …

Зажигать - … светло - …

Ругать - … близко - …

Идти - … грустно -…

    Спишите слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные гласные:

Ур…жай, ябл…ки, пш…ница, г…род, …рехи, п…мидор, р…стение, к…ртофель, т…перь, к…пуста, тракт…рист, лаг…рь, г…рох, м…рковь, везде, б…блиотека, д…рога, г…ризонт.

    Спишите стихотворение А.С Пушкина, вставьте пропущенные буквы, рядом напишите проверочные слова.

Октябрь уж наступил – уж роща отр…хает

Последние л…сты с нагих св…их в…твей,

Д…хнул …сенний хлад, дорога пром…рзает,

Журча ещё б…жит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл, сосед мой посп…шает

В отъезжие п…ля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

    Подберите к данным словам синонимы с безударной гласной в корне.

Идти - … (х о дить) проказник - … (ш а лун)

Шуметь -… (кр и чать) жёлтый - … (з о лотой)

Вечереть - … (т е мнеть) гигантский - … (б о льшой)

Трястись - … (др о жать) нерадивый - … (л е нивый)

Злиться - … (с е рдиться) красть - … (в о ровать)

    Замените фразеологизмы, одним словом. Подчеркните безударные гласные.

На краю земли - … (д а леко)

Не зги не видно - … (т е мно)

Держать язык за зубами - … (молчать)

Разинуть рот - … (уд и виться)

Клевать носом - … (др е мать)

    Распространите предложения, используя вопросы.

Первый снег.

(когда?) пошёл (какой?) снег.

(какие?) снежинки закружились (где?).

Снег повалил (как?). деревья и кусты покрылись (чем?).

Подчеркните в составленных предложениях слова с безударной гласной в корне.

    Спишите текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно.

    Х...рошо у нас в...сной! (.....................). Зацв...тут (.................) с...ды (.........)- б...лым- б...ло (.................). Утонут д...ма (.................) в белых с...дах (............), будто и нет их.

    Одни ласточки над с...дами (.............) шныряют. Песни щ...бучут. (........................).

    Приведи примеры своих слов с орфограммой: "Безударная гласная в корне слова". Напиши эти слова по столбикам:1 столбик - с безударной гласной - о, 2 столбик - с безударной гласной - е, 3 столбик - с безударной гласной -и.

10. Спиши пoслoвицы и пoгoвopки.

Вставьте пpoпyщeнныe бyквы. Pядoм в скoбкax напишите проверочные слова. Обозначьте орфограммы.

1 Ук...тaли cивку кpyrыe гopки.

2. Стapый кoнь б...p...зды нe иcпopтит.

3. Пoд л,..жaчий камень в...дa нe т...чёт.

4. П...шком х...дить - долго ж...ть.

5. Б...да на с...ле - коль лебеда на ст....ле.

11. Прочитайте отдельные части текста, расположите их в нужной последовательности и запишите рассказ «Пчелка на разведке», вставляя пропущенные буквы.

Выл…тела из улья и пол…тела к яблоньке. Цв…ты яблони были ещё спрятаны в почки.

Пригрело раннее в…сеннее солнце. Проснулась пчёлка.

Прочистила она св…и глазки м…хнатыми лапками. Наелась, нап…лась пчёлка и пол…тела д…мой. Увидела пчёлка под кустом фиалку. Её чашечка была п…лна сладкого сока.

(По К.Д. Ушинскому)

    Прочитайте, озаглавьте рассказ и припишите к нему начало. Спишите остальную часть текста, вставляя пропущенные буквы.

На р…бят с лаем кинулась с…бака. Дети закр…чали и поб…жали к парку. Один Боря остался ст…ять на месте. С…бака ост…новилась и опустила хвост. Боря бросил ей кусок хлеба и сп…койно пошел в школу. С…бака тихо побр…ла за ним.

    Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные в корне слова.

Митя нак…тался на саночках с л…дяной г…ры и на к…ньках по замершей р…ке, приб…жал д…мой и гов…рит отцу: «Уж как в…село зимой! Я бы х…тел, чтобы всё з…мА была».

(К.Д Ушинский)

Вспомните, из какого рассказа взят отрывок?.

    Спишите. Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Запишите проверочные слова.

Как х…р…ш лес поз…ней ос…н…ю! В мя…ком воздух… разлит осе…ий зап…х, подобный зап…ху в…на. Тонкий туман ст…ит вд…ли над ж…лтыми п…лями. Скво…ь обнажённые бурые суч…я д…рев…ев мирно б…леет неподвижное неб… . Кое-где на липах в…сят последн… з…л…тые лист…я.

Использованые источники :

1.В,К, Павленко., Г.В.Клыпа. Русский язык: Учебник для 2 класса 11 – летней общеобразовательной школы. –ТОО « Алматыкітап баспасы», 2009.

2.С.А.Никитина, Л.П.Якунина, Р.Т.. Мендекинова. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательной школы. –«Атамүра», 2013.

3.Т.Г. Рамзаева. Русский язык: учебник для 3 кл. четырёхлет. нач.шк. – М.: Дрова, 1997.

4. О.Д. Ушакова «Объясняем трудную тему по русскому языку, выделяем орфограммы», 3-4 класс, издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2011 г.

5. А.М. Александров « Дидактический материал» 3 класс, «Просвещение», Москва, 1999

6. Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку. 3 класс», «Просвещение», Москва, 1998 г.

7. В. Волина «Русский язык, учимся играя»ТОО «Издательство АРГО», 1996

    О.В Узорова, Е.А.Нефёдова «Справочное пособие по русскому языку» М.; АСТ; Астрель, 2009

9. О,Д. Ушакова., «Проверялочка.Русский язык» 2 -4 классы, издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2009 .

10. Т.Г. Рамзаева. Русский язык: Учеб. Для 4 кл. четырёхлет. нач.шк. – М.: Дрофа, 1997

Задания по русскому языку на лето 2015 г.

Упр. № 1

А). Записать первую букву, с которой начинается слово: утка, осы, аисты, кукла, шары, голуби, чашка, кот, жук, лиса, птицы, иголка.

Б). Записать букву, на которую оканчивается слово: утка, осы, ковш, кукла, шарф, голуби, скрипач, крот, жук, лис, птицы, ранец.

В). Записать под диктовку слоги: на, су, ло, ки, та, лу, кА, ни, сы, ту, ко, лы, си, ку, ти, ты, ла, со, ку, ны.

Г). Записать только первый слог слов: осы, утки, ноты, сосна, кусты, лось, санки, рыба.

Упр. № 2

А). Составь и запиши слова из рассыпанных слогов и букв: ки, с, ти, к, ра, с, ки, ру, ки.

Б). Списать текст, разобрать предложения по членам.

Муравей спустился к ручью. Он хотел напиться. Волна захлестнула его. Голубка несла ветку. Она увидела муравья и бросила ветку. Муравей сел на ветку и спасся.

В). Спиши утверждение. Заполни пропуски.

Глагол – это _________________ , которая обозначает___________________________ ____и отвечает на вопросы___________________________________________ .

Упр. № 3

А). Прочитай текст. Определи сколько в нём предложений и запиши. Спиши текст. В четвёртом предложении подчеркни слова с мягким знаком. Придумай сам и запиши 5 слов с мягким знаком.

Один человек крепко уснул. Во сне он увидел вкусный кисель. Но ему нечем было его есть. На другую ночь он лёг спать и положил рядом с собой ложку. Но кисель ему уже не приснился.

Б). Сделай звуко-буквенный разбор слова: кисель.

Упр. № 4

А). Составь предложения по данным схемам и запиши.

Б). Записать слова под диктовку: Буратино, Евгений, Лена, Волга, Чёрное море, Тихий океан, Максим, Иванов, Белоснежка, Астрахань, Матвей.

Подчеркни орфограмму, которая объединяет все данные слова.

В). Вспомните правило: частица Не с глаголами пишется __________________________ . Спиши предложения, вставь частицу НЕ. Подчеркни частицу НЕ с глаголами.

Шила в мешке …. утаишь. Лежа хлеба … добудешь. Одна ласточка весны … делает. После драки кулаками … машут.

Упр. № 5

А). Спиши текст. Поставь над словами ударение. Выпиши из текста слова с парным по глухости-звонкости звуком на конце или в середине слова. Орфограмму в слове подчеркнуть.

Лес

Хорош наш лес. Там много сочных трав. Вот дуб. Под дубом рос белый гриб. Рядом частый ельник. Там Глеб сорвал груздь. В кустах пел дрозд.

Б). Придумай и запиши 10 слов с сочетаниями жи-ши.

Упр. № 6

А). Прочитай предложения. Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Запиши составленный текст.

Там есть сказки. Мама купила Коле книгу. Он умеет читать. Коле шесть лет.

Б). Записать под диктовку: груши, ежи, лужи, чижи, ерши, ужи, жить, дружить, служить, кружить, малыши, ландыши, камыши, шишки, шалаши, пружина.

Упр. № 7

А). Выборочный диктант. Выбери и запиши слова с буквой «Й».

- Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят.

- Лист качается узорный в синей луже на воде.

- Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит.

- Вот он, хлебушко душистый, вот он – тёплый, золотистый.

- В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. Я поведу тебя в музей! – Сказала мне сестра.

- Я сегодня поймал было рыбку, домой в синее море просилась.

Б). Все выписанные слова раздели чёрточками для переноса.

В). Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Над каждым существительным напиши одушевлённое или неодушевлённое.

Т…релка, р…бята, к…ртина, меб…ль, п…нал,

м..л…ток, …б…зьяна, р…сун…к, к…р…ндаш, л…гушка.

Упр. № 8

А). Списывание. Спиши текст.

Списывание

Гроза

Коля и Федя были на лугу. Тёмная туча закрыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой.

Б). Выпиши из текста слова с безударными гласными звуками, подбери к ним и запиши проверочные слова. В проверочных и проверяемых словах ставь ударение.

Упр. № 9

А). Прочитай текст. Спиши его и после каждого предложения считай и записывай, сколько в нём согласных букв.

Настал вечер. Мама пришла с работы. Мы стали пить чай.

Б). Прочитай текст. Спиши его и после каждого предложения считай и записывай, сколько в нём гласных букв.

Был тёплый день. Дети едут на дачу. Хорошо летом на даче.

В). мягкость согласного звука.

Папа и Серёжа работают. Они делают кормушки для птиц. Пернатые будут рады удобному жилищу.

Г). Прочитай текст. Спиши его. Подчеркни все буквы, указывающие на твёрдость согласного звука.

У Коли собака Жучка. Мальчик любит играть с ней. Собака – верный друг человека.

Упр. № 10

А). Запиши предложения. Вместо точек впиши имена собственные.

В хозяйстве был конь…. Дядя ….. водит его на речку ….. На лугу пасётся коза….. У неё маленький козлик….. Тётя…. подарила мне лейку. Я и мой брат …. поливаем грядки.

Б). Составь предложения со словосочетаниями и запиши их: слабый мороз, плохой товарищ, низкий урожай, культурный человек, смелый боец.

Упр. № 11

А). Найди в тексте 5 орфографических ошибок. Спиши текст правильно.

В зоопарке.

Ученики нашего класа ходили в зоопарк. Они видели много звирей. На солнце грелись лвица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчятами спали. Медленно ползала черепаха с большым панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.

Б). Прочитай текст. Спиши 8 предложение и подчеркни подлежащее и сказуемое.

В лесу.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Упр. № 12

А). Записать слова, вставляя там, где нужно мягкий знак: руч(?)ной, печ(?)ка, девоч(?)ка, мален(?)кий, птич(?)ки, скуч(?)ный, бол(?)шой, жуч(?)ки, сил(?)ный, проч(?)ный, крюч(?)ки.

Б). Прочитай. Определи, сколько предложений в тексте. Напиши, правильно обозначая начало и конец предложений. Озаглавь текст.

Ребята шли в школу светлое поле лежало по сторонам дороги в поле было уже пусто колхозники убрали хлеб за полем стоял нарядный лес.

Упр. № 13

А). Из слов каждой строчки составь предложение и запиши его. Подчеркни все знакомые тебе орфограммы.

- шли, девочки, лес, через

- лесу, и, было, тихо, нарядно, в

- густо, ёлочки, зеленели

- золотые, светились, берёзках, искорки, в

Б). Придумай 10 слов с буквой «Й» и запиши их, деля для переноса.

В). Прочитай. Спиши утверждение, вписывая пропущенные слова.

Имя существительное – это часть _____________, которая обозначает ____________________ и отвечает на вопросы__________________________.

Упр. № 14

А). Напиши диктант.

Диктант

Игра

Ребята играли в школу. Таня была учительница. Петя принёс ручку и тетрадь. Он стал писать буквы. Лёня открыл букварь. Ин читал стихи. Люба пела песню.

Б). Выполни задания к тексту. В первом предложении подчеркни грамматическую основу. В третьем и четвёртом предложениях надпиши части речи.

В). Прочитай имена существительные. Измени их так, чтобы они обозначали предметы во множественном числе. Запиши пары слов.

Игра - …, день - …, кукла - …, портфель - …, ребёнок - …, цветок - …, картина - …, гриб - …, лисичка - …, ручей - …, соловей - …, корабль - …, зима - …

Упр. № 15

А). Придумай 10 имён прилагательных в единственном числе. Измени их так, чтобы каждое обозначало множественное число. Запиши пары слов.

Б). Прочитай слова. Запиши их и подчеркни гласную букву в безударных слогах.

Бревно, глаза, дворы, зерно, кроты, мосты, ряды, ведро, гнездо, дожди, зима, леса, ножи, село, гора, дома, вода, змея, лиса, враги, гроза, лицо, перо, сова.

В). Вспомни словарные слова. Запиши 10 словарных слов и подчеркни букву, которую. Надо запомнить.

Упр. № 16

А). Прочитай текст. Выпиши только глаголы. Придумай и допиши ещё 5 глаголов.

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат быстрые чайки. Проснулся медведь. К реке вышли лось и лосёнок. Звонко стучит дятел. Присел на пенёк дятел. Звери и птицы радуются весне.

Б). Выпиши из текста 2 слова, в которых букв больше, чем звуков.

В). Выпиши из текста 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.

Упр. № 17

А). Запиши текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Подчеркни их волнистой линией.

Был _________ день. Смотрю на _________ небо. По небу плывут _________ облака. Высоко под облаками кружат _________ ласточки. Со звонким свистом проносятся _________ стрижи.

Б). Надпиши над словами части речи.

В). В третьем и пятом предложениях подчеркни грамматическую основу.

Упр. № 18

А). Напиши диктант.

Диктант

Дружная весна

Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Рыхлый снег остался только в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд.

Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут смолой. Кричат весёлые воробьи.

Б). Выпиши из текста местоимение, придумай ещё 3 местоимения и запиши.

В). Выпиши из текста 5 слов с безударным гласным звуком, подбери к ним проверочные слова.

Упр. № 19

А). Спиши текст, вписывая подходящие по смыслу предлоги. Подчеркни все предлоги, которые ты вставил.

Лесные малыши

Лето – время лесных малышей. _______ гнёзд вылетают птицы. ________ зверей растёт смена. Медвежата послушно следуют _______ матерью. Лисята играют ________ норы. Бельчонок совершает _______ сосны первый прыжок. ________ сумерках выходят _______ охоту ежата.

Б). Спиши слова. Выдели корень в однокоренных словах.

Гриб, грибной, грибник;

дождь, дождик, дождливый;

пень, пенёк;

зверь, зверёк, звериный;

зима, зимний, зимовье;

ряд, рядок, рядами;

зуб, зубной, зубик;

корм, кормить, кормушка;

лиса, лисица, лисий;

лень, ленивый, лентяй.

Упр. № 20

А). Составь рассказ из 5-7 предложений, используя данные слова: за грибами, ребята, грибы, подберёзовик, подосиновик, маслята, росли, грибной суп.

Б). Запиши словосочетания под диктовку. Подчеркни в словах все изученные орфограммы и словарные слова.

Верный товарищ, лесная чаща, весёлый воробей, урожайный год, бегу к ручью, еду в деревню, лечу над степью, копаю лопатой, пью молоко, русский народ, снежный сугроб, больной зуб, моя фамилия, чайная посуда, жить в Москве, собака Стрелка, дежурю в классе, работаю на заводе, душистые ягоды.

Упр. № 21

А). Спиши текст. Впиши в предложения подходящие по смыслу глаголы.

________ лето. Митя с отцом ________ на сенокос. Весь день ________ мальчик. Он ________ рыбу, ________ ягод, ________ в душистом сене.

Б). Выбери и запиши верное утверждение

Имя прилагательное - это часть речи

Имя прилагательное - это член предложения

Имя прилагательное - это часть слова

В). Выбери и запиши верное утверждение

Имя прилагательное отвечает на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?

Имя прилагательное отвечает на вопросы что делает?

что сделает?

Г). Измени и напиши имена прилагательные во множественном числе

Солнечный - …., кудрявая - …., высокое - …., чудесная - …., радостный - ….

Упр. № 22

А). Подбери и запиши по 3 имени прилагательных к именам существительным, (в скобках ставь вопрос):

Например:

Огурец (какой?) – соленый, зеленый, вкусный.

Листья () - _______, лимон () - ________, мама () - _______.

Б). Спиши предложение. Найди и подчеркни грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) в предложении

Учитель читает ученикам интересную сказку о животных.

В). Запиши предложения. Подчеркни предложение, в котором нет имени прилагательного.

- Над полями стелется молочный туман.

- Ребята громко поют песни.

- Бледная луна освещает дорогу.

- Я иду по лесной полянке.

Упр. № 23

А). Найди слова, в которых только глухие согласные звуки. Запиши эти слова, подчеркни только глухие согласные звуки

Хохот, топот, кошка, рябина, печаль, двор.

Б). Найди слова из трёх слогов, где ударение падает на второй слог.

Магазин, листопад, небеса, алфавит, дорожка.

В). Спиши и подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

Мальчик, лебедь, весёлый.

Г). Спиши звуки. Найди и подчеркни «лишний» звук: [ а ], [ б ], [ ы ], [ э ], [ у ].

Д). Запиши нужное слово. Мы слышим и произносим:

Буквы

Звуки

Е). Запиши нужное слово. Звуки [ а ], [ о ], [ и ], [ э ], [ у ], [ ы ] – это…

Согласные звуки

Гласные звуки

Упр. № 24

А). Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркните их.

Списывание

Оляпка

Ноч…ю был м…ро…. На л…ду р…ки вес…ло пела птич…ка. Вот она прыгнула в прору…ь и там стала искать пищ… . Это оляпка. Пер…я её покрыты ж…ром. Вскоре птич…ка выскочила на лё… и запела.

Б). Подчеркните во втором предложение главные члены.

В). Выпишите из текста три слова с парной согласной.

Данный материал содержит задания по русскому языку для проведения (подготовки) олимпиады среди обучающихся 2-х классов.

Олимпиада по русскому языку для 2 класса

1. Поставь ударение.
Статуя, километр, щавель, столяр, доска, арбуз.

2. В каких словах число букв и звуков совпадает?
Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа.

Чтобы контрольные и олимпиады давались Вашему ребёнку без проблем нужно хорошо выполнять домашнее задание. В этом может помочь книга ГДЗ , её можно использовать не только как готовые решения, но и как помощник в усвоении пропущенного материала.

3. Какие безударные гласные пропущены?
На п..лянке л..сной
З..мляника под с..сной.
Накл..няйся, не л..нись,
З..мляничкой уг..стись.

4. Какие парные согласные пропущены?
Бабу..ка теплые варе..ки вяжет.
Бабу..ка вечером ска..ку расскажет.
О ры..ке золотой и о домике с трубой.
О волшебном клу..ке и горячем пиро..ке.

5. Найди правильно вариант записи слова.
Аннтена, анттена, аннтенна, антенна, анттенна, аннтенна.

6. Какое из данных слов проверочное.
Тяжелый, тяжело, потяжелеть, тяжеловесный, тяжесть, тяжеленный.

7. Где приставка, а где предлог?
(Вы) шел козленок (на) луг (по) гулять.
(По) травке зеленой решил (по) скакать.

8. Какие слова следует писать с большой буквы?
(м)арина огурцы (м)ариновала,
(м)ила (м)алину перебирала,
(м)алина (м)анила (м)арину и (м)илу,
(М)арине и (м)иле (м)алина (м)ила.

9. Как будет во множественном числе?
Стул –
Чудо –
Человек –
Ухо –
Ребенок –

10. В выделенных словах указать части речи.
Овес РОС медленно из-за прохладных утренних РОС.

11. Сколько в словах слогов?
Ягоды, читаю, осень, дождь, трамвай, герои.

Ответы:
1. Ста´туя, киломе´тр, щаве´ль, столя´р, доска´, арбу´з.
2. Июнь, подъезд.
3. На пОлянке, лЕсной, зЕмляника, сОсной, наклОняйся, не лЕнись, зЕмляничкой, угОстись.
4. БабуШка, вареЖки, скаЗку, о рыБке, клуБке, пироЖке.
5. Антенна.
6. Тяжесть.
7. Вышел, на луг, погулять, по травке, поскакать.
8. Марина, мариновала, Мила, малину, малина, манила, Марину, Милу, Марине, Миле, малина, мила.
9. Стулья, чудеса, люди, уши, дети.
10. Овес рос – глагол, утренних рос – имя существительное.
11. Ягоды - 3, читаю - 3, осень - 2, дождь - 1, трамвай - 2, герои - 3.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....