Самое интересное место за городом три толстяка. Олеша Юрий Карлович - (Школьная библиотека)

Чингиз Айтматов

«Ранние журавли»

Школа в небольшом киргизском аиле. Холодный, нетопленый класс. Учительница рассказывает замёрзшим и простуженным детям о тёплом острове Цейлоне, где растут невиданные фрукты, водятся удивительные животные и круглый год лето. Но мысли Султанмурата далеко. Многие жители аила уже погибли, его отец сейчас тоже на фронте и писем от него давно нет. Мальчик вспоминает, как они счастливо проводили время. Отец брал его с собой в город, водил в зоопарк и в цирк, учил ухаживать за домашними животными.

Теперь Султанмурат остался за старшего в семье, где четверо детей. У всех его друзей отцы тоже воевали. Мысли мальчика занимают не только воспоминания, но и мечты об однокласснице Мырзагуль.

Председатель колхоза обращается к школьникам за помощью. Теперь вместо учёбы им придётся работать наравне со взрослыми. Султанмурату поручают подготовить лошадей к пашне. Два коня ему знакомы — это лошади его отца.

Султанмурат становится командиром рабочего отряда, отправленного распахивать поля у далёкого и безлюдного урочища Аксакай. Теперь мальчик отвечает за людей, лошадей и оборудование.

Наконец лошади готовы: откормлены и вылечены. Атынай, соперничающий с Султанмуратом за внимание прекрасной Мырзагуль, красуется перед девочкой, гарцуя на коне. Конь падает на крутом склоне, у него распухает сустав, и животное начинает хромать. Увидев это, бригадир избивает Султанмурата плёткой.

Мать Султанмурата болеет, поэтому ему и дома приходится быть за старшего. К счастью вскоре приезжает брат матери и мальчику становится легче. Вокруг он видит женские слёзы, но сам плакать не может.

Уйдя из школы, Султанмурат не видится с Мырзагуль и просит младшего брата передать девочке письмо. Он с нетерпением ждёт ответа, но Мырзагуль молчит и не реагирует даже на то, что скоро Султанмурат должен уехать. Однажды, пригнав лошадей на водопой, Султанмурат видит Мырзагуль, которая с подружками возвращается из школы. Как же он раньше не сообразил пригонять лошадей чуть позже и видеть её каждый день? Наконец, Султанмурату удаётся остаться с ней наедине. Мырзагуль отдаёт ему платок, на котором вышиты их имена. Султанмурат понимает, что его чувство взаимно. Узнав об этом, Атынай кидается на Султанмурата с кулаками.

Тем временем председатель колхоза очень строго спрашивает с Султанмурата, как тот ухаживает за лошадьми.

Приходит трагическое известие о гибели отца Атыная. Весь аил приходит поддержать несчастную семью. Султанмурат хочет отдать ему платок, который вышила Мырзагуль, но Атынай отказывается.

На Аксакае пашня оказывается тяжёлой. Зима ещё не добрала своё, погода стоит не весенняя, главное, чтоб кони выдержали. И вдруг над Аксакаем пролетает клин ранних журавлей. Это примета к хорошему урожаю. Тоскуя по Мырзагуль, Султанмурат мечтает найти журавлиное перо и подарить ей.

Наконец первое поле вспахано. Ночью в юрту, где спят ребята, заходят какие-то люди и связывают их. Это конокрады, которые уводят четырёх коней. Ребятам удаётся освободиться, и Султанмурат, сев на отцовского коня, скачет вслед за ними. Но воры убивают лошадь мальчика, и он падает на землю. Мечты и надежды Султанмурата о том, как он встретит отца верхом на его коне, и как Мырзагуль восхитится им, когда он, закончив успешно пашню, вернётся домой, теперь не сбудутся, и мальчик горько плачет.

На запах свежей крови прибегает волк, который всю зиму не видел мяса, а теперь перед ним целая лошадь. Волк подходит близко к мальчику и замирает перед прыжком. Султанмурат стоит наготове, пригнувшись, с уздечкой наотмашь…

В небольшом киргизском аиле находится бедная школа, классы в ней не отапливаются, но деваться некуда. Преподавательница у доски рассказывает детям, которые простыли и замерзли, о далеком острове Цейлон, где всегда тепло, растут различных раскрасок фрукты, водятся невиданные животные, а люди придерживаются удивительных обычаев. Но не все дети так внимательно слушают, ученик Султанмурат где-то далеко в своих мыслях. Его отец на фронте, от него нет писем уже давно. Мальчик думает о раннем детстве, когда они вместе с папой гуляли, ходили в цирк и зоопарк, занимались домашними делами. В его семье четверо детей, потому Султанмурат теперь за старшего. Но не только о войне и отце думает мальчик, также он мечтает об Мырзагуль, своей однокласснице.

Из-за трудностей во время войны, председатель колхоза просит школьников помочь на пашне. Теперь дети вместо школы будут работать в поле. Также как и взрослые. Султанмурату достается обязанность готовить лошадей и ухаживать за ними, он узнает животных, поскольку те принадлежали его отцу. Спустя некоторое время мальчику доверяют руководство рабочим отрядом. Их отправляют обрабатывать поля у урочища Аксакай. Султанмурат должен отвечать уже не только за лошадей, он также контролирует всю работу, людей и следит за оборудованием.

Однажды, когда одноклассник парня Атынай, решив соперничать за внимание Мырзагуль, красуется перед ней верхом на коне, он допускается ошибки и падает вместе с животным. Жеребец повреждает сустав, который распухает, от чего животное мучается и начинает хромать. Поскольку Султанмурат ответственный за животных, бригадир избивает его плеткой за недосмотр.

Все вокруг мальчика пронизано страданиями и мучением. Его мать болеет, потому становится еще тяжелее быть старшим в семье. Но вскоре приезжает брат матери, который помогает во всем и Султанмурату становится проще.

Поскольку парню пришлось уйти из школы, он скучает за Мырзагуль, а потому дает поручение своему младшему брату, чтобы тот передал послание девочке. Но никакого ответа нет, несмотря на то, что Султанмурат вскоре уезжает. Но, однажды, когда парень пригоняет лошадей на водопой, он встречает возлюбленную в сопровождении подружек. Они идут из школы, а Султанмурат корит себя за то, что раньше не додумался приводить лошадей чуть раньше, чем обычно. Он узнает, что их чувства взаимны, но ревность Атынай не дает ему покоя и тот набрасывается на Султанмурата, чтобы проучить его.

Спустя время приходит известие о том, что на войне погиб отец того самого задиры Атыная. Весь аил поддерживает парня в трудную минуту, также как и Султанмурат, он приносит платок, подаренный Мырзагуль, и хочет подарить его Атынаю, но тот отказывается, понимая насколько дорог такой предмет.

Пашня дается тяжело, кони еле выдерживают такую нагрузку, потому вся ответственность перепадает на Султанмурата. Но он видит, как небо пересекает ключ журавлей, что является знаком к хорошему урожаю. Парень скучает по своей возлюбленной и думает о том, как бы было хорошо найти перо журавля и подарить его Мырзагуль.

Работы над первым полем завершились успешно. Но грядет беда. В юрту, где спали ученики, зашли посторонние люди и связали ребят. Конокрады увели две пары коней. Но пленникам удается выпутаться и Султанмурат решает отправиться в погоню, оседлав отцовского коня. Но преступники скрываются, убив коня парня. Он падает на землю и горько плачет. Мальчик замечает, что ему на встречу бежит волк. Хищник почти всю зиму ничего не ел, а теперь ему досталась туша огромного животного, потому волк подходит как можно ближе и намеревается прыгнуть.

Чингиз Айтматов

Ранние журавли

Аксай, Коксай,

Сарысай - земли обошел,

Но нигде такую, как ты, не нашел…

Сыну Аскару

И приходит к Иову вестник и говорит:

«А отроков сразили острием меча…»

Киргизская народная песня

Вновь и вновь пахари пашут поле,

Вновь и вновь бросают зерно в землю,

Вновь и вновь дожди посылает небо…

С надеждой люди пашут поле,

С надеждой люди семена сеют,

С надеждой люди уходят в море…

Книга «Иова» «Тхерагатха» 527536. Из памятников древнеиндийской литературы

Озябшая, закутанная в грубовязаную шерстяную шаль, учительница Инкамал-апай рассказывала на уроке географии о Цейлоне, о том сказочном острове, что находится в океане близ берегов Индии. На школьной карте этот Цейлон выглядел каплей под выменем большой земли. А послушаешь - чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы (фрукты какие-то), и чай самый лучший в мире, и всякие другие диковинные плоды и невиданные растения. Но самое завидное - жара там такая, что живи себе и круглый год в ус не дуй: ни тебе сапог, ни шапки, ни портянок, ни шубы не нужно совсем. А дрова и вовсе ни к чему. А раз так, не надо ходить в поле за кураем, не надо таскать на себе, согнувшись в три погибели, тяжеленные вязанки хвороста домой. Вот где жизнь! Ходи себе как ходится, грейся на солнце, а нет - прохлаждайся в тени. Днем и ночью на Цейлоне теплынь, благодать, лето за летом идет. Купайся себе сколько влезет, хоть с утра и до вечера. Надоест - ну тогда птицеверблюдов гоняй, птицеверблюды-то там водятся, непременно должны водиться, где же им еще быть, этим огромным и глупым птицам. Умные птицы на Цейлоне - пожалуйста, тоже есть: попугай. Захочешь - поймаешь попугая, научишь его петь и смеяться, а заодно и танцевать. А что - попугай такая птица, все может. Говорят, есть попугаи, которые читать умеют. Кто-то из аильных сам видел на джамбулском базаре читающего попугая. Газету поднесешь попугаю, он и шпарит без запинки…

Да, чего только нет на Цейлоне, каких только чудес. Живи себе и ни о чем не думай. Главное, не попадаться при этом на глаза баю-плантатору. Тот с кнутом ходит. Цейлонцев по спине стегает, как рабов. Угнетатель! Ха, да ему врезать в ухо так, чтобы в глазах засветилось. Кнут отобрать, а самого заставить работать. И никаких поблажек эксплуататорам и разным другим капиталистам, никаких разговоров: работай сам за себя, и все! Известно, от них ведь и фашисты происходят… Вот и война оттого. Сколько уже людей в аиле погибло на фронте. Мать каждый день плачет, не говорит ничего, а плачет, боится, что отца убьют. А соседке сказала: куда я, говорит, тогда с четырьмя…

Поеживаясь в стылом классе, терпеливо пережидая приступы кашля у ребят, Инкамал-апай продолжала рассказывать про Цейлон, про моря, про жаркие страны. Веря и не веря услышанному (уж очень распрекрасно получалось в тех краях), Султанмурат искренне жалел в тот час, что живет не на Цейлоне. «Вот где жизнь!» - думал он, поглядывая краем глаза в окно. Это он умел. Вроде смотрит на учителя, а сам любуется в окно. Но за окном ничего особенного не происходило. За окном непогодило. Снег сыпал жесткой, секущей крупою. Снежинки тупо шуршали, скреблись, ударяясь в стекла. На стеклах наросла наледь. Помутнели окна. Замазка по краям оконных переплетов взбухла от холода, местами обвалилась на подоконник, залитый чернилами. «На Цейлоне, наверное, и замазка не нужна, - думал он. - А зачем она? Да и окна к чему, да и домов самих не нужно. Соорудил себе шалашик, накрыл листьями - и живи…»

От окна все время поддувало, слышно было даже, как ветер посвистывает украдкой в щелях рамы, уж очень холодило правый бок от окна. Придется терпеть. Инкамал-апай сама пересадила его сюда, к окну. «Ты, - говорит, - Султанмурат, самый сильный в классе. Ты выдюжишь». А раньше, до холодов, здесь сидела Мырзагуль, ее перевели на место Султанмурата. Там не так дует. Но лучше было бы, если б ее оставили тут же, на этой парте. Все равно холод он на себя принимает. Сидели бы рядышком. А то подойдешь на перемене, а она краснеет. Со всеми, как со всеми, а подойдет он, она краснеет и убегает. Не гоняться же за ней. Совсем засмеют. Эти девчонки всегда горазды придумывать что-нибудь. Сразу пойдут записочки: «Султанмурат + Мырзагуль = эки ашык». А так сидели бы рядышком - и ничего не скажешь…

Школа в небольшом киргизском аиле. Холодный, нетопленый класс. Учительница рассказывает замерзшим и простуженным детям о теплом острове Цейлоне, где растут невиданные фрукты, водятся удивительные животные и круглый год лето. Но мысли Султанмурата далеко. Многие жители аила уже погибли, его отец сейчас тоже на фронте и писем от него давно нет. Мальчик вспоминает, как они счастливо проводили время. Отец брал его с собой в город, водил в зоопарк и в цирк, учил ухаживать за домашними животными.

Теперь Султанмурат остался за старшего в семье, где четверо детей. У всех его друзей отцы тоже воевали. Мысли мальчика занимают не только воспоминания, но и мечты об однокласснице Мырзагуль.

Председатель колхоза обращается к школьникам за помощью. Теперь вместо учебы им придется работать наравне со взрослыми. Султанмурату поручают подготовить лошадей к пашне. Два коня ему знакомы – это лошади его отца.

Султанмурат становится командиром рабочего отряда, отправленного распахивать поля у далекого и безлюдного урочища Аксакай. Теперь мальчик отвечает за людей, лошадей и оборудование.

Наконец лошади готовы: откормлены и вылечены. Атынай, соперничающий с Султанмуратом за внимание прекрасной Мырзагуль, красуется перед девочкой, гарцуя на коне. Конь падает на крутом склоне, у него распухает сустав, и животное начинает хромать. Увидев это, бригадир избивает Султанмурата плеткой.

Мать Султанмурата болеет, поэтому ему и дома приходится быть за старшего. К счастью вскоре приезжает брат матери и мальчику становится легче. Вокруг он видит женские слезы, но сам плакать не может.

Уйдя из школы, Султанмурат не видится с Мырзагуль и просит младшего брата передать девочке письмо. Он с нетерпением ждет ответа, но Мырзагуль молчит и не реагирует даже на то, что скоро Султанмурат должен уехать. Однажды, пригнав лошадей на водопой, Султанмурат видит Мырзагуль, которая с подружками возвращается из школы. Как же он раньше не сообразил пригонять лошадей чуть позже и видеть ее каждый день? Наконец, Султанмурату удается остаться с ней наедине. Мырзагуль отдает ему платок, на котором вышиты их имена. Султанмурат понимает, что его чувство взаимно. Узнав об этом, Атынай кидается на Султанмурата с кулаками.

Тем временем председатель колхоза очень строго спрашивает с Султанмурата, как тот ухаживает за лошадьми.

Приходит трагическое известие о гибели отца Атыная. Весь аил приходит поддержать несчастную семью. Султанмурат хочет отдать ему платок, который вышила Мырзагуль, но Атынай отказывается.

На Аксакае пашня оказывается тяжелой. Зима еще не добрала свое, погода стоит не весенняя, главное, чтоб кони выдержали. И вдруг над Аксакаем пролетает клин ранних журавлей. Это примета к хорошему урожаю. Тоскуя по Мырзагуль, Султанмурат мечтает найти журавлиное перо и подарить ей.

Наконец первое поле вспахано. Ночью в юрту, где спят ребята, заходят какие-то люди и связывают их. Это конокрады, которые уводят четырех коней. Ребятам удается освободиться, и Султанмурат, сев на отцовского коня, скачет вслед за ними. Но воры убивают лошадь мальчика, и он падает на землю. Мечты и надежды Султанмурата о том, как он встретит отца верхом на его коне, и как Мырзагуль восхитится им, когда он, закончив успешно пашню, вернется домой, теперь не сбудутся, и мальчик горько плачет.

На запах свежей крови прибегает волк, который всю зиму не видел мяса, а теперь перед ним целая лошадь. Волк подходит близко к мальчику и замирает перед прыжком. Султанмурат стоит наготове, пригнувшись, с уздечкой наотмашь…

Вариант 2

В небольшом киргизском аиле находится бедная школа, классы в ней не отапливаются, но деваться некуда. Преподавательница у доски рассказывает детям, которые простыли и замерзли, о далеком острове Цейлон, где всегда тепло, растут различных раскрасок фрукты, водятся невиданные животные, а люди придерживаются удивительных обычаев. Но не все дети так внимательно слушают, ученик Султанмурат где-то далеко в своих мыслях. Его отец на фронте, от него нет писем уже давно. Мальчик думает о раннем детстве, когда они вместе с папой гуляли, ходили в цирк и зоопарк, занимались домашними делами. В его семье четверо детей, потому Султанмурат теперь за старшего. Но не только о войне и отце думает мальчик, также он мечтает об Мырзагуль, своей однокласснице.

Из-за трудностей во время войны, председатель колхоза просит школьников помочь на пашне. Теперь дети вместо школы будут работать в поле. Также как и взрослые. Султанмурату достается обязанность готовить лошадей и ухаживать за ними, он узнает животных, поскольку те принадлежали его отцу. Спустя некоторое время мальчику доверяют руководство рабочим отрядом. Их отправляют обрабатывать поля у урочища Аксакай. Султанмурат должен отвечать уже не только за лошадей, он также контролирует всю работу, людей и следит за оборудованием.

Однажды, когда одноклассник парня Атынай, решив соперничать за внимание Мырзагуль, красуется перед ней верхом на коне, он допускается ошибки и падает вместе с животным. Жеребец повреждает сустав, который распухает, от чего животное мучается и начинает хромать. Поскольку Султанмурат ответственный за животных, бригадир избивает его плеткой за недосмотр.

Все вокруг мальчика пронизано страданиями и мучением. Его мать болеет, потому становится еще тяжелее быть старшим в семье. Но вскоре приезжает брат матери, который помогает во всем и Султанмурату становится проще.

Поскольку парню пришлось уйти из школы, он скучает за Мырзагуль, а потому дает поручение своему младшему брату, чтобы тот передал послание девочке. Но никакого ответа нет, несмотря на то, что Султанмурат вскоре уезжает. Но, однажды, когда парень пригоняет лошадей на водопой, он встречает возлюбленную в сопровождении подружек. Они идут из школы, а Султанмурат корит себя за то, что раньше не додумался приводить лошадей чуть раньше, чем обычно. Он узнает, что их чувства взаимны, но ревность Атынай не дает ему покоя и тот набрасывается на Султанмурата, чтобы проучить его.

Спустя время приходит известие о том, что на войне погиб отец того самого задиры Атыная. Весь аил поддерживает парня в трудную минуту, также как и Султанмурат, он приносит платок, подаренный Мырзагуль, и хочет подарить его Атынаю, но тот отказывается, понимая насколько дорог такой предмет.

Пашня дается тяжело, кони еле выдерживают такую нагрузку, потому вся ответственность перепадает на Султанмурата. Но он видит, как небо пересекает ключ журавлей, что является знаком к хорошему урожаю. Парень скучает по своей возлюбленной и думает о том, как бы было хорошо найти перо журавля и подарить его Мырзагуль.

Работы над первым полем завершились успешно. Но грядет беда. В юрту, где спали ученики, зашли посторонние люди и связали ребят. Конокрады увели две пары коней. Но пленникам удается выпутаться и Султанмурат решает отправиться в погоню, оседлав отцовского коня. Но преступники скрываются, убив коня парня. Он падает на землю и горько плачет. Мальчик замечает, что ему на встречу бежит волк. Хищник почти всю зиму ничего не ел, а теперь ему досталась туша огромного животного, потому волк подходит как можно ближе и намеревается прыгнуть.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Ивиковы журавли На Истмийские игры, которые проводились в честь Посейдона, шел Ивик, известный своей дружбой с богами. Он хотел увидеть забег лошадей и поучаствовать в соревновании среди певцом. Песенным талантом Ивика наградил бог Аполлон, поэтому юноша вооружился лирой и легким Read More ......
  2. После сказки Главным персонажем в повести “После сказки”, является маленький мальчик. Большую часть своей жизни, ребенок проводит в одиночестве. Недостаточное общение с ровесниками, пробуждает у мальчика видение его внутреннего мира. Он развивает его при помощи общения с природой. Мальчик говорит Read More ......
  3. Белый пароход Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тетка Бекей – дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а еще жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей – самая несчастная на Read More ......
  4. Пегий пес, бегущий краем моря Действие повести происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода. Мифологические мотивы органично вплетены в общую канву сюжета, таким образом, простой рассказ о судьбах человеческих превращается в притчу. В истории описана Read More ......
  5. Плаха Часть первая В то лето в Моюнкумском заповеднике у волчицы Акбары и волка Ташчайнара впервые родились волчата. С первым снегом наступила пора охоты, но откуда было знать волкам, что их исконная добыча – сайгаки – будет нужна для пополнения Read More ......
  6. Прощай, Гульсары! Минувшей осенью приехал Танабай в колхозную контору, а бригадир ему и говорит: “Подобрали мы вам, аксакал, коня. Староват, правда, но для вашей работы сойдет”. Увидел Танабай иноходца, а сердце у него больно сжалось. “Вот и свиделись, выходит, снова”, Read More ......
  7. Белое облако Чингисхана Февраль 1953 года. На полустанке Боранлы-Буранный живет семья Абуталипа Куттыбаева – жена с двумя сыновьями. Уже месяц как Абуталип находится в алма-атинском следственном изоляторе, в котором круглые сутки светит многосильная электрическая лампа, и от нее Абуталип не Read More ......
  8. Джамиля Шел третий год войны. Взрослых здоровых мужчин в аиле не было, и потому жену моего старшего брата Садыка (он также был на фронте), Джамилю, бригадир послал на чисто мужскую работу – возить зерно на станцию. А чтоб старшие не Read More ......
Краткое содержание Ранние журавли Айтматов

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...