Результат проведения крестьянской реформы 1861. Противоречия и проделанная работа

В российской истории одной из наиболее печальных страниц является раздел о «крепостном праве», который приравнивал большую часть населения империи к низшему сорту. Крестьянская реформа 1861 года освободила зависимых людей от кабалы, что стало толчком к переустройств у всего государства в демократическую свободную державу.

Вконтакте

Основные понятия

Прежде чем говорить о процессе отмены, следует кратко разобраться в определении этого термина и понять, какую роль он сыграл в истории российского государства. В данной статье вы получите ответы на вопросы: кто отменил крепостное право и когда отменили крепостное право.

Крепостное право – это юридические нормы, запрещающие зависимому населению, то есть крестьянам, покидать определенные земельные наделы, за которыми они были закреплены.

Поговорить о данной теме кратко не выйдет, ведь многие историки приравнивают такую форму зависимости к рабству, хотя между ними существует множество отличий.

Ни один крестьянин со своей семьей не мог покинуть определенный земельный участок без разрешения аристократа, который владел землей . Если раб прикреплялся непосредственно к своему хозяину, то крепостной – к земле, а поскольку владелец имел право управлять наделом, то и крестьянами, соответственно, тоже.

Люди, которые бежали, объявлялись в розыск, и соответствующие органы должны были вернуть их обратно. В большинстве случаев часть беглецов демонстративно убивали в качестве примера для других.

Важно! Подобные формы зависимости были также распространены в период Нового времени в Англии, Речи Посполитой, Испании, Венгрии и других государствах.

Причины отмены крепостного права

Преимущественная часть мужского и трудоспособного населения сосредоточилась в селах, где работала на помещиков. Весь урожай, собранный крепостными, шел на продажу за границу и приносил огромные доходы помещикам. Экономика в стране не развивалась, из-за чего Российская империя была на гораздо отставшем этапе развития, чем страны Западной Европы.

Историки сходятся во мнении, что именно следующие причины и предпосылки были главенствующими, так как наиболее остро демонстрировали проблемы Российской империи:

  1. Подобная форма зависимости затрудняла развитие капиталистического устройства – из-за этого уровень экономики в империи находился на очень низком уровне.
  2. Промышленность переживала далеко не наилучшие свои времена – из-за нехватки рабочих рук в городах было невозможно полноценное функционирование фабрик, шахт и заводов.
  3. Когда сельское хозяйство в странах Западной Европы развивалось по принципу введения новых видов техники, удобрений, способов обработки земли, то в Российской империи оно развивалось по экстенсивному принципу – за счет увеличения площади посевов .
  4. Крестьяне не участвовали в экономической и политической жизни империи, а ведь они составляли преимущественную часть всего населения страны.
  5. Поскольку в Западной Европе данный вид зависимости считался своеобразным рабством, авторитет империи очень сильно страдал среди монархов западного мира.
  6. Крестьянство было недовольно подобным положением вещей, а потому в стране постоянно происходили восстания и бунты. Зависимость от помещика также побуждала народ уходить в казаки.
  7. Прогрессивный слой интеллигенции постоянно давил на царя и настаивал на глубоких переменах в .

Подготовка отмены крепостного права

Так называемая крестьянская реформа подготавливалась задолго до ее осуществления. Еще в начале XIX века были заложены первые предпосылки отмены крепостного права.

Подготовка отмены крепостного права началась во время царствования , однако дальше проектов она никуда не зашла. При императоре Александре II в 1857 были созданы Редакционные комиссии, которые разрабатывали проект освобождения от зависимости.

Перед органом стояла сложная задача: должна быть проведена крестьянская реформа по такому принципу, чтобы изменения не вызвали волну недовольства у помещиков.

Комиссия создала несколько проектов реформы, пересматривая различные варианты. Многочисленные крестьянские бунты подталкивали ее членов к более радикальным изменениям.

Реформа 1861 года и ее содержание

Манифест об отмене крепостного права был подписан царем Александром II 3 марта 1861 года. В этом документе содержалось 17 пунктов, которые рассматривали основные моменты перехода крестьян из зависимого к относительно свободному классу общества.

Важно выделить основные положения манифеста об освобождении людей от крепостной зависимости:

  • крестьяне больше не были зависимым классом общества;
  • теперь люди могли владеть недвижимостью и другими видами имущества;
  • чтобы стать свободными, крестьяне должны были изначально выкупить землю у помещиков, взяв большой кредит;
  • за пользование земельным наделом должны были также платить оброк;
  • было разрешено создание сельских общин с выборным главой;
  • размер наделов, которые можно выкупить, четко регламентировались государством.

Реформа 1861 года по отмене крепостного права следовала за отменой крепостной зависимости на землях, подвластных Австрийской империи. Территория Западной Украины была во владении австрийского монарха. Ликвидация крепостной зависимости на западе произошла в 1849 году. Данный процесс только ускорил этот процесс на Востоке. У них были пратически те же причины отмены крепостного права, как и в Российской Империи.

Отмена крепостного права в России в 1861 г.: кратко


Манифест был обнародован
по всей стране с 7 марта по средину апреля того же года. Из-за того, что крестьян не просто освобождали, а заставляли выкупать свою свободу, они выступили с протестами.

Правительство в свою очередь предприняло все меры безопасности, передислоцировав войска в наиболее горячие точки.

Информация о подобном пути освобождения только возмутила крестьянство. Отмена крепостного права в России в 1861 года привела к увеличению количества восстаний, по сравнению с предыдущим годом.

Выступления и бунты выросли по своему размаху и численности чуть ли не в три раза. Правительство было вынуждено усмирять их силой, из-за чего тысячи погибли.

В течении двух лет с момента обнародования манифеста под советующими грамотами «об освобождении» подписались 6/10 всех крестьян в стране. Выкуп земли для большинства людей растянулся более, чем на десятилетие. Приблизительно треть из них в конце 1880-х годов еще не выплатила долги.

Отмена крепостного права в России в 1861 году считалась многим представителями сословия помещиков концом российской государственности . Они предполагали, что теперь крестьяне станут править страной и говорили, что нужно выбрать нового царя среди черни, критикуя тем самым действия Александра II.

Итоги проведения реформы

Крестьянская реформа 1861 года привела к следующим трансформациям в Российской империи:

  • крестьяне теперь стали свободной ячейкой общества, однако должны были выкупать надел за очень большую сумму;
  • помещики должны были гарантировано дать крестьянину небольшой надел, или же продать землю, одновременно с этим они лишались рабочей силы и дохода;
  • были созданы «сельские общины», которые дальше контролировали жизнь крестьянина, все вопросы о получении паспорта или переезде на другое место опять-таки решалось на совете общины;
  • условия получения свободы вызвало недовольство, из-за чего выросло количество и размах восстаний.

И хотя освобождение крестьян от крепостной зависимости было более выгодным помещикам, чем зависимому классу – это был прогрессивный шаг в развитии Российской империи. Именно с момента, когда отменили крепостное право начался переход от аграрного к индустриальному обществу.

Внимание! Переход к свободе в России прошел достаточно мирно, тогда как в из-за отмены рабства в стране началась Гражданская война, которая стала самым кровопролитным конфликтом в истории страны.

Реформа 1861 года до конца не решила актуальные проблемы общества. Бедняки по-прежнему оставались далеки от управления государством и были лишь инструментом царизма.

Именно нерешенные проблемы крестьянской реформы бурно выплыли в начале следующего века.

В 1905 году в стране началась очередная революция, которая была жестоко подавлена. Спустя через двенадцать лет она взорвалась с новой силой, что привело к и кардинальным переменам в обществе.

Крепостное право долгие годы держало Российскую империю на аграрном уровне развития общества, тогда как на Западе оно уже давно стало индустриальным. Экономическое отставание и крестьянские волнения привели к отмене крепостничества и освобождению зависимого слоя населения. Это и были причины отмены крепостного права.

1861 год стал переломным моментом в развитии Российской империи, так как именно тогда был сделан огромный шаг, который в дальнейшем позволил стране избавиться от пережитков, тормозившим ее развитие.

Предпосылки для крестьянской реформы 1861 года

Отмена крепостного права, исторический обзор

Вывод

Весной 1861 года великий Вседержавец Александр II подписывает манифест об освобождении крестьян. Условия получения свободы были приняты низшим сословием очень негативно. И все же, спустя двадцать лет большая часть некогда зависимого населения стала свободной и имела собственный земельный надел, дом и другое имущество.

Картина, которую на основании всех состоявшихся преобразований представляло собой землевладение в России в 70-х годах XIX столетия, по данным Центрального статистического комитета, представляется в следующем виде.

Данные Центрального статистического комитета, изданные в 1878 г., относятся к 49 губерниям Европейской России, без Финляндии, Царства Польского и Кавказа. Всей земли в этих 49 губерниях исчислено было 391 млн. дес. – в круглых цифрах. Затем, в составе этих 391 млн. дес. земель казенных, т. е. не наделенных крестьянам, а оставшихся непосредственно в распоряжении казны, в этот момент было 150 млн. дес., что составляло 38,5% общего пространства этих губерний. Затем, земель, которые оставались непосредственном владении уделов, опять-таки после наделения удельных крестьян, было 7,4 млн. дес., т. е. 2,2% общего количества; в частной собственности помещиков и других землевладельцев было 93 млн. дес., т. е. 23,78%, если же различать состав дворянского и недворянского землевладения, го собственно дворянских земель к концу 70-х годов оставалось только 73 млн. дес., а земель, принадлежавших владельцам недворянских сословий, разночинцам, в числе которых были и богатые крестьяне, покупавшие земли отдельно от своих обществ, – было 20 млн. дес. Размеры землевладения церквей, городов, монастырей и других учреждений достигали 8,5 млн. дес. Наконец, надельных земель крестьян – помещичьих, государственных и удельных вместе – было 130 млн. дес., так что, собственно, земли крестьян, не считая купчих их земель, хотя бы купленных обществами, каковых было тогда всего около 762 тыс. дес., – составляли 33,4% всего земельного пространства этих 49 губерний и таким образом значительно превышали частное землевладение.

Профессор Ходский в 80-х годах издал книгу, посвященную выяснению положения крестьян на основании произведенной реформы, где старался выяснить приблизительную материальную обеспеченность каждого разряда крестьян. Раньше, в 1876 г., эту задачу брал на себя профессор Янсон, который на основании весьма недостаточных цифр пытался исчислить наделы и повинности крестьян. Впоследствии нам придется еще остановиться на его исчислениях и выводах, но теперь для выяснения общей картины землевладения в России я приведу вам цифры профессора Ходского, так как они основаны на данных Центрального статистического комитета, опубликованных в 1878 г. Л. В. Ходский высчитал, что из 10 670 тыс. крестьян мужского пола, бывших государственных и удельных, 5400 тыс. душ, или 50%, были наделены щедро; затем 3800 тыс. душ, или 35%, были наделены достаточно и 1455 тыс. душ, или 13,7%, были наделены недостаточно. Но что такое «щедро», «достаточно» и «недостаточно» по терминологии профессора Ходского? Эти термины имеют у него следующий условный смысл: ввиду того что правительство не располагало никакими кадастровыми данными, которые давали бы возможность точно исчислить, достаточно или недостаточно землевладение крестьян по потребительной норме, т. е. по тому, насколько достаточно получающихся от обработки надела средств для пропитания крестьянской семьи, или по рабочей норме, т. е. по тому, насколько данное землевладение поглощает рабочие силы крестьянской семьи, профессор Ходский предложил довольно грубый прием оценки крестьянского обеспечения землей; он предложил исходить из бытовых условий, которые исторически сложились в дореформенное еще время, когда сама жизнь определяла достаточность или недостаточность земельных норм, с точки зрения наличных экономических условий. Он справедливо указывал, что у помещичьих крестьян в дореформенное время (в сущности, впрочем, лишь у тех, которые работали на барщине) нормы наделов определялись возможностью обработать эти наделы в течение тех трех дней в неделю, которые крестьяне употребляли на себя. Таким образом, это, в сущности говоря, составляло при максимальном наделе половину того количества земли, которое бы крестьяне могли обработать, работая целую неделю для себя и не отправляя барщины. В то же время этот надел давал возможность крестьянам удовлетворять, конечно, более или менее в обрез, свои элементарные продовольственные нужды. Именно эта норма и соответствовала максимальному наделу помещичьих крестьян. Что касается крестьян государственных, то там, благодаря довольно достоверным расчетам, сделанным кадастровыми комиссиями, и благодаря отсутствию барщины, можно было принять, что крестьяне все свое время употребляли на свою запашку, вследствие чего Ходский считал, что средние нормы землевладения казенных крестьян выражают тот размер надела, который, с одной стороны, вполне достаточен для безнуждного существования, т. е. для удовлетворения всех, а не одних только продовольственных, нужд, а с другой стороны, поглощает все рабочие силы семьи, поэтому г. Ходский думал, что там, где крестьяне получили выше этих норм, – там наделение можно считать щедрым .Исходя из этих соображений, он и признавал, что среди крестьян государственных и удельных 50% было наделено щедро, а 35% считал наделенными достаточно. Достаточными наделами Ходский не совсем последовательно признавал те, которые приходились между максимальным наделом помещичьих крестьян и этой средней нормой наделения государственных крестьян. Надо сказать, что этот второй разряд получился у него, таким образом, довольно неоднородным, потому что те крестьяне, которых наделение приближалось к максимальной норме надела помещичьих крестьян, получили, как мы видели, только половину того количества земли, которое они могли бы обработать, а те, владения которых приближались к средней норме владения государственных крестьян, получили действительно более или менее достаточный надел. И поэтому мы видим, что, например, в Самарской губернии Ходский, считал наделенными щедро тех, которые получили больше 10 дес., а в разряд наделенных достаточно он зачислял получивших от 3 до 10 дес., и это одно уже указывает на большую разнородность всей этой категории. Как бы то ни было, те, которые получили меньше этого, получили наделы, уже явно недостаточные, а лиц такого разряда из числа казенных и удельных крестьян Ходский насчитал все-таки 13%.

Что касается до крестьян бывших помещичьих, число которых приблизительно равнялось числу крестьян государственных вместе с удельными (государственных было около 10 млн. душ, а удельных– около 850 тыс. душ, так что вместе их было около 10 600 тыс. душ, а крестьян помещичьих было также около 10 600 тыс. душ), то из них Л.В. Ходский считал щедро наделенными, т. е. по норме, превышавшей среднюю норму владения крестьян государственных, только 13%. Затем, 4625 тыс. душ, или 43,5%, было наделено, по его терминологии, достаточно и, наконец, 42% – 4460 тыс. душ – получили явно недостаточные наделы. Если же объединить все категории крестьян вместе и вычислить процентное отношение каждого из трех разрядов ко всей массе крестьян, то получаются такие цифры: всего было душ мужского пола во всех этих категориях 21 278 тыс. Из них 6900 тыс., главным образом казенные и удельные крестьяне, были, по расчетам Ходского, наделены щедро – они составляли 32%, т. е. менее одной трети всей массы. Затем, 8430 тыс., или около 40%, были наделены достаточно – с теми оговорками, которые я уже сделал относительно понимания этого термина, – и, наконец, 5900 тыс., или около 28%, т. е. несколько более одной четверти, были наделены недостаточно.

Наделение крестьян в общем было все же довольно широко, если сопоставить общие размеры крестьянского землевладения лишь с теми размерами частного землевладения, которые в то время существовали, и не брать в расчет огромной доли казенного землевладения, которое по большей части состояло из земель весьма удаленных и неудобных для обработки, так что только 4 млн. дес. из этих земель утилизировалось в качестве оброчных статей, а остальные 146 млн. дес. были расположены главным образом в северных губерниях и представляли собою леса, воды и болота, которые очень увеличивали общую цифру казенного землевладения, но в состав действительно годного к немедленной утилизации земельного фонда по своим климатическим и почвенным условиям войти не могли.

Вот, следовательно, в самых общих чертах, та картина землевладения крестьянства и обеспеченности его землею, которая представлялась вскоре по выполнении на практике крестьянской реформы во всем ее объеме. Как эта обеспеченность впоследствии изменилась и какие сказались недочеты в проведенном устройстве крестьян, мне придется рассмотреть в одной из следующих лекций.


В сущности говоря, в отдельных местностях, например в Полтавской губ., и государственные крестьяне владели далеко не щедрым и даже не вполне достаточным наделом. Срав. книгу проф. В. А. Косинского «К аграрному вопросу». Одесса, 1906, стр. 220 и след.

19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была затем претворена в жизнь.

Крестьянский вопрос. Причины реформы.

Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесён в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года:

  • Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на прогнившую систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
  • Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
  • Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
  • Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
  • Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.

Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.

Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
  • В августе 1859 года. правительство стало поочерёдно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
  • Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известнейший консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
  • Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Рис. 3. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение

Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:

Положительные последствия реформы 1861 года Отрицательные последствия реформы 1861 года
  • Крестьяне становились свободным сословием.
  • Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли.
  • Упразднение крепостного права привело к росту производства.
  • Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков.
  • Активизировалось предпринимательство.
  • В селе по-прежнему сохранялась община.
  • Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат.
  • Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя.
  • Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.
  • Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
  • У крестьян впервые появилось право на землю.
  • С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны.
  • Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.
  • Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.

Что мы узнали?

Реформа 1861 года, изучаемая в 8 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 176.

Предпосылки проведения крестьянской реформы:

1) развитие в России капиталистических отношений во второй половине XIX в.;

2) задержка крепостным правом дальнейшего развития экономики и промышленности;

3) усиление социальными противоречиями крестьянского движения;

4) поражение России в Крымской войне, которое показало неспособность России при феодально‑крепостническом строе.

В 1857 г. началась подготовка проведения крестьянской реформы. Для проведения реформы император Александр II образовал Секретный комитет по крестьянскому делу, который был в 1858 г. преобразован в Главный комитет по крестьянским делам.

Проведение крестьянской реформы началось 19 февраля 1861 г., когда Александр II издал Манифест «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости».

В этом манифесте были утверждены:

1) общее положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости;

2) положения об устройстве дворовых людей;

3) положения о выкупе земли;

4) положения о местных учреждениях, в ведении которых находились решения по крестьянским делам;

5) поземельное устройство крестьян в губерниях России;

6) различные правила для некоторых местностей и категорий крестьян.

Главными идеями в крестьянской реформе, по этому Манифесту были получение крестьянами личной свободы и переход до заключения выкупной сделки с помещиком земли в их пользование.

В результате проведения крестьянской реформы 1861 г. крестьяне получили личную свободу и были наделены землей в личное пользование. Размер земельного надела мог устанавливаться как по соглашению между крестьянином и землевладельцем, так и без него. В случае определения размера земельного надела без добровольного соглашения наделение землей осуществлялось на основе местных положений, учитывавших тип земли (черноземная, нечерноземная, степная), и составляло от 0,9 до 12 десятин. Землевладельцы могли безвозмездно предоставить крестьянам земельный надел меньшего размера. В случае пользования крестьянами помещичьей землей на условиях постоянного владения они платили помещику оброк и несли барщину. По желанию крестьяне могли выкупить свою землю. Порядок выкупа земельного надела крестьянами:

1) крестьяне должны были сами внести выкупную сумму в размере 20–25 %;

2) остальные денежные средства (75–80 %) поступали собственнику земли от государства из царской казны. Эта сумма становилась казенным долгом крестьян, который они должны были погашать вместе с процентами (6 %) в течение 49 лет. Выкупив землю, крестьяне переставали быть временнообязанными. После выкупа земли крестьяне создавали сельские общества, которые располагались по соседству и объединялись в волости. В волости образовывалось своего рода самоуправление крестьян, во главе которого стояли волостной староста и волостной сход.

В ходе проведения крестьянской реформы 1861 г. крестьяне получили права на:

1) личную свободу;

2) выступление в суде;

3) подачу жалобы;

4) участие в выборах органов самоуправления;

5) приобретение недвижимого и движимого имущества на праве собственности и заключения договоров;

6) занятие торговлей;

7) ограниченную свободу передвижения;

8) общее образование;

9) вступлении в гильдии.

Недостатками крестьянской реформы 1861 г. были:

1) сохранение крупного помещичьего землевладения;

2) маленький размер крестьянских наделов;

3) учреждение общин, в пределах которых устанавливалась круговая порука;

4) продолжение несения ряда государственных натуральных повинностей;

5) плата подушной подати;

6) назначение телесных наказаний.

46. Реформа 1860–1870 гг. Изменения в государственной системе Российской империи

В 1860–1870 гг. были проведены реформы местного управления (земская и городская).

Земская реформа была проведена в 1864 г. на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г. Земская реформа заключалась в привлечение общественных масс к участию в хозяйственно‑административном управлении в уездах и городах, в регулировании имущества и денег земства, в содержании земских зданий, путей сообщения, учреждений здравоохранения, образования и т. д.

В ходе проведения земской реформы 1864 г. были созданы губернские и уездные органы местного самоуправления , получившие название земских собраний и управ.

В их функции входили:

1) ведение местных хозяйственных дел;

3) строительство и содержание школ и больниц;

4) мероприятия по благотворительности;

5) развитие местной торговли и промышленности;

6) санитарные меры и др.

Среди местных органов самоуправления выделялись исполнительные и распорядительные органы. Распорядительным органом было уездное земское собрание, во главе которого стоял местный предводитель дворянства. Исполнительным органом были земские и губернские управы, которые состояли из председателя и двух членов. Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами и избирались сроком на 3 года.

Выборы в органы местного самоуправления проходили по таким 3 избирательным куриям, как:

1) курия уездных землевладельцев, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз (100 минимальных крестьянских наделов);

2) городская курия, в которой участвовали лица, отвечающие достаточно высокому имущественному цензу (15 тыс. руб. в год);

3) сельская курия (представители сельской общины), для участия в которой имущественный ценз не был установлен, а на выборы посылались представители, выбранные крестьянами на волостном сходе. Городская реформа была проведена в 1870 г. на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г. В ходе проведения городской реформы 1870 г. было введено городское управление, необходимое для хозяйственно‑административного управления в городе.

Сущность городской реформы 1870 г. заключалась в образовании системы органов городского общественного управления, состоящей из городского избирательного собрания, городской думы и городской управы. Главой городской думы был городской голова, кандидатура которого утверждалась министром внутренних дел, а в Москве и Петербурге – императором из лиц, предложенных думой или губернатором.

Городская дума и управа избирались на срок 4 года. При этом половина состава городской управы должна была обновляться через каждые 2 года. Возникаемые между думой и управой споры разрешал губернатор. Выборы в городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости, в соответствии с которыми все городские избиратели делились на 3 группы. Каждая из 3 групп избирала треть состава городской думы. Голосование в городскую думу было тайным.

Избирательным правом обладали лица, которые на момент проведения выборов достигли 25‑летнего возраста, владели недвижимостью или торгово‑промышленными предприятиями и мелкой собственностью, занимались промыслами и торговлей. Не допускались к выборам рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана, осужденные лица и многие другие. Функции городских учреждений:

1) назначение выборных должностных лиц;

2) установление городских сборов;

3) управление городским имуществом;

4) приобретение городской недвижимости;

5) ведение хозяйственно‑административных дел города и др.

47. «Учреждение судебных установлений» 1864 г

«Учреждение судебных установлений» было принято в ноябре 1864 г. и говорило о переходе России к новой судебной системе.

По «Учреждениям судебных установлений» 1864 г. в состав судебной системы входили:

1) мировые судья;

2) съезды мировых судей;

3) окружные суды;

4) судебные палаты;

5) верховный кассационный суд (Сенат).

Судебная власть распространялась на лица всех сословий и на все дела независимо от того, гражданские они или уголовные.

Мировой судья обладал единоличной властью, а съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат были коллегиальными судебными органами. Мировые судьи, съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривали дела по существу. Сенат не решал дела по существу в общем порядке судопроизводства, а наблюдал за охраной закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.

Для осуществления производства следствий по делам о преступлениях и проступках назначались судебные следователи. Присяжные следователи совместно с судебными следователями в предусмотренных уставом уголовного судопроизводства определяли в уголовных делах вину или невинность подсудимых.

Мировые судьи избирались всеми сословиями и утверждались правительством. Присяжные заседатели назначались в особом порядке. Все остальные должностные лица судебного ведомства назначались правительством.

Мировые судьи осуществляли свою деятельность по уездам и по городам. Уезд с находящимися в нем городами составлял мировой округ, который разделялся на мировые участки. В каждом мировом участке находился участковый мировой судья и почетные мировые судьи, которые в совокупности составляли съезд мировых судей. Съезды мировых судей собирались в назначенные сроки либо для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, либо для рассмотрения в кассационном порядке просьб и протестов об отмене этих решений.

Мировые судьи избирались на 3 года на уездных земских собраниях.

В качестве мировых судей могли быть избраны лица:

1) достигшие 25‑летнего возраста;

2) получившие образование в высших или средних учебных заведениях, либо выдержавшие соответствующее испытание, либо прослужившие не менее 3 лет в должностях, при которых могли быть приобретены практические сведения о производстве судебных дел;

3) владеющие в установленных размерах недвижимым имуществом.

Окружной суд учреждался на несколько уездов и состоял из председателя и членов. Присяжные заседателя избирались из населения местных сословий по общим и очередным спискам. Присяжный заседатель не мог призываться более одного раза в год. Судебная палата учреждалась по особому расписанию в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей.

В Сенате для заведывания судебной частью в качестве верховного кассационного суда образовывались кассационные департаменты (один для уголовных и один для гражданских дел).

При этих департаментах, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства, состояли судебные приставы.

При каждом окружном суде и при каждой судебной палате был особый прокурор и определеннее число товарищей прокурора.

При судебных местах состояли присяжные поверенные, которые назначались для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и иных участвующих в деле лиц, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест. Присяжными поверенными могли быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук.

48. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г

«Устав уголовного судопроизводства» был принят в ходе проведения судебной реформы 1864 г.

Стадии уголовного процесса по «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 г.:

1) дознание;

2) судебное предварительное следствие, которое не могло быть возбуждено:

а) в случае смерти обвиняемого;

б) за истечением срока давности;

в) в указанных законом случаях примирения обвиняемого с обиженным;

г) при издании высочайшего указа или общего милостивого манифеста, которыми даровалось прощение;

д) в случае совершения преступного деяния, за которое назначалось более строгое наказание, чем было, несовершеннолетним от 10 до 17 лет, помещенным в воспитательно‑исправительное заведение по определению или приговору суда, до помещения в это заведение, а также в самом заведении или во время побега или отпуска из него.

3) подготовительные действия к суду, которые заключались в сборе следователями материалов уголовного дела, последующем предъявлении обвиняемому и передаче прокурору. Прокурор составлял обвинительный акт и направлял его в судебную палату, которая потом выносила определение о предании дела суду;

4) судебное следствие, которое проводилось в момент рассмотрения судом дела и исследования доказательств в судебном заседании. В процесс осуществления судебного следствия входили:

а) оглашение обвинительного заключения;

б) допрос обвиняемого и свидетелей;

в) проверка иных доказательств;

г) заключительные прения (речи прокурора или частного обвинителя и защитника либо объяснения подсудимого);

5) вынесение приговора, которое основывалось на предварительно вынесенном большинством голосов присяжных вердикта о виновности или невиновности подсудимого;

6) исполнение приговора;

7) пересмотр приговора, осуществляемый только Сенатом.

Поводами для возбуждения уголовного дела были:

1) объявление и жалобы частных лиц, которые потерпели убытки или вред;

2) сообщения должностных лиц полицейских или других административных органов об обнаруженных и преследуемых без жалоб частных лиц проступках полицейских и других административных властей;

3) усмотрение мировым судьей преступных действий, подлежащих преследованию независимо от жалоб частных лиц;

4) сообщения судебных мест, лиц прокурорского надзора и судебных следователей;

5) явка с повинной.

Дополнительными поводами к начатию следствия являлись:

1) усмотрение начальства в отношении подчиненных в связи с должностными преступлениями;

2) усмотрение присутственных мест и должностных лиц казенных управлений в связи с нарушениями частных лиц устава казенного управления;

3) протоколы, составленные чинами таможенных ведомств в случае нарушения Устава таможенного;

4) протоколы лесничего при нарушениях Устава лесного и др.

Согласно «Уставу уголовного судопроизводства» 1864 г. «безыменные пасквили и подметные письма» (анонимки) не были законным поводом к начатию следствия. Но в уставе говорилось и том, что если анонимки содержали в себе сообщение о важном злоумышлении или угрожающем обществу преступном деянии, то они могли служить поводом к полицейскому розыску или дознанию, которые впоследствии могли привести и к следствию.

Также следствие не начнется, если обвинителем, который не был очевидцем преступного деяния, не будут представлены доказательства о достоверности обвинения. При этом исключение составляют случаи, когда обвинение было основано на собственном, внесудебном признании обвиняемого.

49. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905–1907 гг

В результате революции 1905–1907 гг. произошли изменения в государственном системе самодержавной России. В результате первой русской революции 1905–1907 гг. был сделан первый шаг превращения Российской империи по форме правления в конституционную монархию. Эти изменения в форме правления были закреплены в «Основных законах Российской империи» от 23 апреля 1906 г.

После революции 1905–1907 гг. исполнительная власть принадлежала императору, который был вправе издавать указы, необходимые для исполнения законов, повелений, назначать все высшие должностные лица, утверждать законопроекты, осуществлять судебную власть. Император осуществлял свою власть через Совет министров, который был реорганизован в исполнительно‑распорядительный орган, министерства, главные управления и губернаторов на местах.

Законодательную власть император делил с преобразованным в законодательный орган Государственным Советом и новым государственным органом – Государственной Думой, которые были палатами парламента. Эти органы созывались и распускались императором.

В компетенцию парламента входили:

1) издание, изменение и отмена законов;

2) государственная роспись доходов и расходов;

3) утверждение отчетов об исполнении государственного бюджета;

4) разрешение государственных займов и др. Государственный Совет отличался от Государственной Думы порядком комплектования, составом и сроками полномочий. Половина Государственного Совета назначалась императором, а вторая избиралась. В Государственный Совет могли быть избраны лица, достигшие возраста 40 лет, несудимые, со средним образованием. Члены Государственного Совета, назначенные императором, утверждались на 1 год, а избранные члены выбирались на 9 лет с перевыборами каждые 3 года на треть членов.

В отличие от Государственного Совета Государственная Дума была общероссийским представительным органом и формировалась исключительно на основе выборов, которые были неравными, непрямыми и невсеобщими. Для выборов в Государственную Думу устанавливались губернские и городские избирательные округа, на которых губернские и городские избирательные собрания выбирали членов Государственной Думы. Губернские и городские избирательные собрания состояли из выборщиков.

Выборщики губернских избирательных собраний избирались по таким куриям, как:

1) курия уездных землевладельцев – лица, обладающие определенным имущественным цензом (от 125 до 800 десятин земли);

2) курия городских избирателей – лица, которые владели недвижимостью в городах, владели торгово‑промышленными предприятиями;

3) курия волостных представителей – крестьяне, которые принадлежали к сельским общинам;

Избрание выборщиков городских избирательных собраний проходило по куриям рабочих и куриям городских обывателей.

При этом не обладали избирательными правами женщины, мужчины, не достигшие возраста 25 лет, учащиеся и студенты, военнослужащие действительной службы.

В период с 1905–1907 гг. было созвано 3 Государственные Думы, различные по своему составу. Первая Государственная Дума (27 апреля – 8 июля 1906 г.) просуществовала 72 дня и была распущена 9 июля 1906 г. в связи с предложением фракцией трудовиков радикального решения аграрного вопроса. Вторая Государственная Дума (20 февраля – 3 июня 1907 г.) была распущена в результате обвинения их в подготовке государственного переворота. Третья Государственная Дума, деятельность которой связана с именем П.А. Столыпина, была созвана в результате изменения императором избирательного закона.

50. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. «Основные государственные законы» 1906 г

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. провозглашал демократизацию политического режима Российской империи и дарование населению России демократических прав и свобод, подтверждение созыва Государственной Думы, обещание расширения избирательных прав, провозглашение Государственной Думы законодательным органом.

Манифест от 17 октября 1905 г. не только провозгласил неприкосновенность личности, свободу слова, совести, собраний и союзов, но и стал официальным основанием для возникновения следующих политических партий:

1) партии правительственного лагеря, выступавшей за сохранение абсолютизма в государстве;

2) либеральной оппозиции, выступающей за конституционную форму правления и проведение демократических реформ;

3) Союза русского народа, считавшего самодержавную монархию наиболее приемлемой формой правления и использовавшей в качестве методов борьбы террор;

4) Конституционно‑демократической партии (кадетов), стремившейся к установлению конституционной монархии мирным путем, принудительному выкупу части помещичьих земель, введению 8‑часового рабочего дня;

5) «Союза 17 октября», поддерживавшего положения Манифеста 17 октября 1905 г. и выступавшего за конституционную монархию с народным представительством на основе всеобщего избирательного права;

6) Российской социал‑демократической рабочей партии (РСДР), выступавшей за свержение самодержавия, отделение церкви от государства, отмену выкупных платежей для крестьян, введение 8‑часового рабочего дня;

7) Партии социалистов‑революционеров (эсеров), выступающей за свержение самодержавия и созыв Учредительного Собрания, а также выступающей за переход к социализму через крестьянские общины путем проведения социализации земли. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. выполнил свое назначение в качестве политического документа, активизировав буржуазные силы и создав основу для возникновения множества политических организаций. «Основные государственные законы» 1906 г. явились результатом изменений государственного строя вследствие революции и свидетельствовали о первом шаге превращения Российской империи в конституционную монархию. Содержание «Основных государственных законов» 1906 г. было разработано Государственной канцелярией и Советом министров, а 23 апреля 1906 г. утверждено императором Николаем II. «Основные государственные законы» от 23 апреля 1906 г. считают первой русской Конституцией.

С принятием «Основных государственных законов» 1906 г. были связаны создание Государственной Думы, реорганизация Государственного Совета и образование специального правительственного органа – Совета министров.

Согласно «Основным государственным законам» 1906 г. власть императора была уже ограничена. Он мог осуществлять законодательную власть совместно с Государственной Думой и Государственным Советом. При этом ему полностью принадлежала исполнительная власть (он осуществлял назначение и увольнение министров, верховного главнокомандующего, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял государство во внешних сношениях).

По «Основным государственным законам» 1906 г. законодательная власть и законодательная инициатива принадлежали Государственной Думе и Государственному Совету. При возникновении чрезвычайных обстоятельств во время перерыва в работе Государственной Думы Правительство с одобрения императора могло издавать чрезвычайные указы, которые приравнивались к законам.

1861 год считается знаковым в истории России - именно тогда императором Александром II было упразднено крепостное право. Произошло это не внезапно - предпосылки к ликвидации крепостничества появились уже давно. На протяжении девятнадцатого века росли волнения в среде самих крестьян, и предшественники императора пытались хоть как-то решить вопрос, постепенно улучшая и облегчая положение класса. Таким образом, Александру II выпало завершить начатый уже давно процесс.

Как подготавливалась реформа?

Законопроект о решении наболевшего вопроса создавался не лично императором. По его указанию был учрежден особый комитет, в состав которого вошли видные дворяне той эпохи - Муравьев, Панин, Орлов, Милютин и другие. Некоторые из членов комитета были настроены по отношению к собственной работе скептически, другие искренне верили в необходимость облегчить крестьянскую долю.

Так или иначе, с 1857 по 1861 год были разработаны основные положения для грядущей реформы, ее суть.

  • Крестьянам планировалось даровать личную свободу, при этом не вынуждая оплачивать ее получение деньгами.
  • Крестьян планировали обеспечить собственной землей, пусть и небольшой - чтобы обретенная воля не лишила их средств к существованию.
  • Также фактическое «раскрепощение» должно было состояться постепенно, в течение нескольких лет - чтобы не пострадала экономика страны, в одночасье лишившаяся массы основных работников.

Ход реформы и ее последствия

В 1861 году императором был оглашен соответствующий Манифест, а также выпущен законодательный акт, содержавший разъяснения к этому манифесту. Начиная с 19 февраля, все крестьяне считались лично-свободными гражданами империи и получали полные права. Их дома и прочие постройки переходили в разряд их личного имущества, помещики были обязаны предоставить небольшой земельный надел освободившимся крестьянам. Вместе с тем в течение нескольких лет бывшие крепостные по-прежнему были обязаны трудиться на благо помещика и только потом получали право оставить надел и покинуть привычное место.

Реформа имела немало плюсов и минусов. К последним можно отнести тот факт, что на практике при сохранении барщины и оброка жизнь крестьян еще долго оставалась почти неизменной. Однако теперь никто не мог посягнуть на их личную свободу - и это несомненно стало важным и долгожданным достижением для Российской империи.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...