Ред л с волковой. Логопедия

Год выпуска: 1997

Жанр: Логопедия

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Попытка создания «Хрестоматии по логопедии» предпринимается впервые в истории развития логопедии как науки. Потребность в таком пособии назрела давно. И уже изначально перед его научными руководителями остро встали две проблемы: в каком ключе должно быть построено такое пособие и какой коллектив мог бы справиться с такой задачей?
Естественно, что даже в самом объемном пособии трудно представить все авторские работы, которые бы отражали сведения о той или иной научной проблеме или дисциплине от ее истоков до состояния ее развития в настоящее время. Особенно это относится к логопедии, в которой чрезвычайно велик объем накопленных знаний по разным видам речевой патологии. Накоплен многочисленный авторский опыт по изучению, предупреждению, лечению речевых нарушений и по коррекционному воспитанию и обучению детей, подростков и взрослых с различными расстройствами речи. По этим вопросам проведено множество исследований и создано такое же множество авторских работ.
Возможно в дальнейшем возникнет необходимость создания «Хрестоматии по логопедии» в виде отдельных персоналий, связанных с обобщением опыта и роли отдельных личностей в истории логопедии, или в виде развития отдельных проблем логопедии или отдельно взятых видов речевой патологии. И некоторые такие попытки уже делаются. Тем более, что любое научное исследование не обходится без анализа литературных источников по теме исследования, без описания истории развития той или иной частной научной проблемы.

Главной задачей составителей предлагаемой «Хрестоматии» было - дать суммарные представления о разных видах речевой патологии, входящих в современное понятие логопедии как науки о разных нарушениях речи и методах их предупреждения, выявления и преодоления преимущественно средствами коррекционного воспитания и обучения. Поэтому в разделах данной «Хрестоматии» использовался принцип тематического распределения материала по традиционно принятым видам речевой патологии в полном соответствии с учебной программой и учебником по логопедии для студентов педагогических вузов.
«Хрестоматия по логопедии» (извлечения и тексты) издается в 2-х томах и содержит следующие тематические разделы:

I том: 1. Дислалии. 2. Ринолалии. 3. Дизартрии. 4. Нарушения голоса. 5. Заикание.
II том: 6. Алалии. 7 Афазии. 8. Нарушения письменной речи. 9. Предпосылки и истоки развития логопедии.

Составители тематических разделов «Хрестоматии» в подборке материала по каждому виду речевой патологии старались придерживаться объективного хронологического расположения авторских извлечений и текстов, позволяющего в определенной мере увидеть состояние проблемы на разных исторических этапах ее развития.
Таким образом, совокупность программы, учебника, практикума и хрестоматии по логопедии по сути составляет концептуально единый и систематизированный блок-сплав необходимых учебно-методических пособий, оптимально обеспечивающих учебный процесс в вузе по данной дисциплине.
Логичным и потому правомерным оказалось то, что блок названных учебных пособий по логопедии был подготовлен по инициативе и на базе двух старейших и ведущих в нашей стране педагогических вузов: Российского (Санкт-Петербургского) государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина; при участии сотрудников Института коррекционной педагогики РАО и Московского государственного открытого педагогического университета.

«Хрестоматия по логопедии»


ДИСЛАЛИИ
Куссмауль А. Косноязычие и лепетание (1879)
Хватцев Д.Е. Общее учение о косноязычии (1959)

Зееман. Косноязычные дети (1962)
Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии (1963)
Дифференциация дислалии (1967)
Приемы исправления недостатков произношения фонем (1968)
Чиркина Г. В. Основы коррекционного обучения (1969)
Токарева О. А. Функциональные дислалии (1969)
Волкова Л. С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе (1969)
Правдина О. В. Дислалия (1973)
Ястребова А. В. Особенности устной речи учащихся I класса (1984)
Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей (1985)
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Дислалия у детей (1987)
Гриншпун Б. М. Дислалия (1989)
РИНОЛАЛИИ
Дубов М. Д. Клиническая картина при расщелинах нёба
Организация лечебной и профилактической помощи при расщелинах нёба (1960)
Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в до-речевом периоде (1963)
Ипполитова А. Г. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии (1983)
Ермакова И. И. Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция
Ермакова И. И. Особенности постановки звуков при ринолалии (1984)
ДИЗАРТРИИ
Куссмауль А. О дизартрии (1879)
Хватцев М. Е. Классификация косноязычия (1959)
Семенова К. А. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами (1968)
Семенова К. А., Мастюкова Е. М. Смуглин М. Я. Дизартрии (1972)
Правдина О. В. Дизартрия (1973)
Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики (1974)
Мартынова Р И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией (1975)
Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом (1977)
Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Дизартрия (1977)
Ипполитова М. В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом (1989)
Архипова Е. Ф. Четыре уровня доречевого развития детей с детским церебральным параличом. (1989)
Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии (1989)
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии (1994)
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА
Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса (1955)
Хватцев М. Е. Недостатки голоса (1958)
Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств (1960)
Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса (1960)
Таптапова С. Л. Образование звучной речи у лиц с экстирпи-рованной гортанью (1960)
Правдина О. В. Патология голоса (1963)
Рябченко А. Т. Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса (1967)
Алмазова Е. С. Методика восстановления и развития голоса у детей (1973)
ЗАИКАНИЕ
Лагузен Хр. Способ излечения заикания (1838)

Кён Р. Заикание (1878)

Сикорский И. А. О заикании (1889)
Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия (1901)
Неткачев Г. Д Заикание (1909)
Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания (1913)
Шуберт М. Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания (1928)
Фрешелъс Э. Заикание. Ассоциативная афазия (1931)
Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечения (1932)
Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия (1934)
Флоренская Ю. А., АвербухИ. С, Архипова О. Г. Повторные больные и трудные случаи заикания (1936)
Власова Н. А., Герценштейн Э. Н. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста (1939)
Самойленко Н. С, Гринер В. А. Логопедическая ритмика (1941)
Жинкин Н. И. Заикание (1958)
Кочергина В. С. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста (1958)
Хватцев М. Е. Заикание (1959) Зееман М. Заикающиеся дети (1962)
Досужков Ф. Н. Невроз болезненной застенчивости (скоптофобия) (1963)
Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей (1969)
Селиверстов В. И. Логопедические занятия и игры с заикающимися детьми (1972)
Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (1974)
Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах (1976)
Асатиани Н. М. Заикание у взрослых (1983)
Власова Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов (1983)
Волкова Г Л. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников (1983)
Кузьмин Ю. И. Темп речи и заикание (1983)
Селиверстов В. И. О психологической модели феномена фикси-рованности заикающихся на своем дефекте (1989)
Волкова Г. Л. Заикание и дизонтогенез (1994)

АЛАЛИИ
Трауготт Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами (1940)
Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей (алаликов) (1951)
Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей (1951)
Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией (1961)
Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (1961)
Чудинова Л. М. Приемы активизации речи у алаликов (1961)
Орфинская В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии (1963)
Горюнова Т. П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи (1969)
Жинкин Н. И. Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями (1969)
ГриншпунБ. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов (1975)
Бадаева В. И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи (1975)
Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей-алаликов (1977)
АФАЗИИ
Кожевников А. Афазия и центральный орган речи (1874)
Куссмауль А. [Об афазии] (1879)
Идельсон Г. В. Современное состояние учения об афазии (1896, 1897)
Ларионов В. Е. Обзор работ по афазии (1898) Аствацатуров М. И. Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции (1908)
Кроль М. Б. К клинике и топической диагностике афазических и апраксических расстройств (1911)
Давиденков С. Н. Симптоматология расстройств экспрессивной речи (1915)
Хэд Г. Афазия и сходные расстройства речи (1926)
Лурия Л. Р. Травматическая афазия (1947)
Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии (1960)
Лурия А. Р. Проблема локализации функций в коре головного мозга (1962)
Лурия А. Р. Нарушение высших корковых функций при поражении лобных отделов мозга (1962)
Пенфильд В., Роберте Л. Афазии. Типы афазии (1964)
Якобсон Р. Лингвистические типы афазии (1966)
Бейн Э. С, Овчарова П. А. Методические основы восстановительной терапии речи при афазии (1970)
Якобсон Р. Афазия как лингвистическая проблема (1971)
Винарская Е. Н. Значение нейролингвистического исследования актов речевого общения (1971)
Оппелъ В. В. Первоначальное расстормаживание речи в свежих случаях афазии (1972)
Шохор-Троцкая М. К. Методики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией (1972)
Трауготт Н. Н., Кайданова С. И. Нарушение слуха при сензорной алалии и афазии (1975)
Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии (1975)
Глозман Ж. М. К вопросу о структуре экспрессивного аграмматизма при разных формах афазии (1975)
Критчли М. Афазиология (1974)
Глезерман Т. Б., Визель Т Г. Нейролингвистическая классификация афазий (1986)
Цветкова Л. С. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии (1988)
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Мнухин С. С. О врожденной алексии и аграфии (1934)

Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей (1941)

Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма (1950)
Егоров Т. Г. Психологическая классификация ошибок чтения (1953)
Хватцев М. Е. Алексия и дислексия Аграфия и дисграфия Аграмматизм (1959)
Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом (1961)
Орфинская В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов (1963)
Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма (1965)
Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения (1965)
Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения (1968)
Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дис-графий) (1969)
Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов (1979)
Лалаева Р. И. Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей (1983)
Лалаева Р. И. Дисграфия (1989)
ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОКИ РАЗВИТИЯ ЛОГОПЕДИИ
Сикорский И. А. Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи (1889)
Селиверстов В. И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. (1983)
Селиверстов В. Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. (1984)
Хватцев М. Е. Организация массовой логопедической помощи населению в СССР (1959)
АзбукинД. И. Исторический очерк подготовки педагогов-дефек-тологов (1950)
Азбукин Д. И. Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов-дефектологов (19.50)
Pay Ф. А. Профиль подготовки специалиста-логопеда (1950)

Селиверстов В. И., Гриншпун Б. М, Шаховская С Н. Формирование научной школы кафедры логопедии (к 35-летию вузовского отделения логопедии) (1981)
Лапшин В. А. 70 лет высшего дефектологического образования в СССР и современные проблемы подготовки специалистов (1990)
Феоктистова В. А. История и перспективы развития дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена (1990)
Волкова Л. С. Кафедра логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего (1990)
Селиверстов В. И. Кафедра дошкольной дефектологии (специальной педагогики и психологии) МПГУ им. В. И. Ленина (1994)
Ковшиков В.А., Никитина М.И., Волкова Л.С. и др. Факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (1994)

ЛИТЕРАТУРА

3-е изд. — М.: Владос, 2012. — 364 c.Настоящий учебник по логопедии (3 издание) предназначается для студентов дефектологических факультетов (Факультетов коррекционной педагогики) педагогических университетов и институтов. Учебник направлен на повышение качества подготовки учите-лей-дефектологов, на повышение эффективности логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми. В нем проводится мысль о том, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют собой единый организованный, целенаправленный воспитательный и учебный процесс. Учебник отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия.
Материал учебника представлен в соответствии с учебным планом отделений логопедии дефектологических факультетов, с программой курса логопедии, с государственным стандартом подготовки кадров по данной специальности. За последние годы углубились методолого-методические принципы логопедии, создано ее программно-методическое обеспечение, выполнен ряд фундаментальных и практикоориентированных исследований, направленных на изучение, преодоление и предупреждение нарушений развития речи. Основные из этих материалов нашли отражение в учебнике. При подготовке учебника авторы учитывали, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов, полученными при изучении смежных дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, медицины.
В учебнике использованы и объединены достижения ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, — от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики. Авторы стремились к тому, чтобы преобладающими при оценке дефектов речи и их преодолений были бы интегрированные психолого-педагогический и психолингвистические подходы.
Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих глав. В первом разделе учебника рассматриваются теоретические и методологические основы логопедии. В последующих излагаются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой. В конце учебника дан терминологический словарь.
В каждой главе, где раскрываются нарушения речи и пути их преодоления, предусматривается: характеристика речевого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, динамика, методы и приемы логопедического обследования и воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевого нарушения. Все главы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы.
В учебнике даются наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским коллективом.
Содержание учебника, его структура, вычленение актуальных проблем, контрольные вопросы и задания, литература к каждой главе предусматривают создание максимальных возможностей для активизации самостоятельной и исследовательской работы студентов по логопедии.Предмет, цель и задачи логопедии.
Этиология нарушений речи.
Классификация нарушений речи.
Принципы и методы логопедического воздействия.
Дислалия.
Ринолалия.
Дизартрия.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

1. «Звукорежиссёр».

3. «Искусство кино».

4. «Cahiers du cinema».

6. «Electronic Musician».

7. «Journal of the Audio Engineering Society».

8. «SightandSound».

Настоящий учебник по логопедии (3 издание) предназначается для студентов дефектологических факультетов (Факультетов коррекционной педагогики) педагогических университетов и институтов. Учебник направлен на повышение качества подготовки учителей-дефектологов, на повышение эффективности логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми. В нем проводится мысль о том, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют собой единый организованный, целенаправленный воспитательный и учебный процесс. Учебник отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия.

Материал учебника представлен в соответствии с учебным планом отделений логопедии дефектологических факультетов, с программой курса логопедии, с государственным стандартом подготовки кадров по данной специальности. За последние годы углубились методолого-методические принципы логопедии, создано ее программно-методическое обеспечение, выполнен ряд фундаментальных и практикоориентированных исследований, направленных на изучение, преодоление и предупреждение нарушений развития речи. Основные из этих материалов нашли отражение в учебнике. При подготовке учебника авторы учитывали, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов, полученными при изучении смежных дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, медицины.

В учебнике использованы и объединены достижения ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, - от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики. Авторы стремились к тому, чтобы преобладающими при оценке дефектов речи и их преодолении были бы интегрированные психолого-педагогический и психолингвистические подходы.

Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих глав. В первом разделе учебника рассматриваются теоретические и методологические основы логопедии. В последующих излагаются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой. В конце учебника дан терминологический словарь.

В каждой главе, где раскрываются нарушения речи и пути их преодоления, предусматривается: характеристика речевого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, динамика, методы и приемы логопедического обследования и воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевого нарушения. Все главы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы.



В учебнике даются наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским коллективом.

При подготовке учебника учитываются традиционный подход в решении вопросов о речевых нарушениях, заложенный основоположниками отечественной логопедии и представленный в учебниках и пособиях (Н. А. Власовой, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, О. В. Правдиной, Е. Ф. Pay и Ф. A. Pay, М. Е. Хватцева и др.), а также новые научные данные. Учитывались данные логопедической науки и практики, отражающие современное состояние и тенденции дальнейшего развития отечественной и зарубежной теории и практики логопедии.

Основное внимание уделяется подготовке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Этим подчеркивается направленность логопедии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния на формирование личности ребенка. В связи с этим только в отдельных разделах учебника рассматриваются вопросы коррекции нарушений речи у взрослых.

Настоящий учебник подготовлен коллективом авторов, в состав которого входили логопеды и врачи дефектологических факультетов МПГУ, РГПУ, МГОПИ и Института коррекционной педагогики РАО.

Авторами глав являются: глава 1 - Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; главы 2, 3, 8, 18 - Е. М. Мастюкова; главы 4,6 - Б. М. Гриншпун, глава 5 - Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева; глава 7 - Г. В. Чиркина, глава 9 - Е. В. Лаврова; главы 10, 11 - Г. А. Волкова, В. И. Селиверстов; глава 12 - Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская; глава 13 - М. К. Бурлакова; главы 14, 17, 19 - Р. И. Лалаева; глава 15 - Л. Г. Парамонова; глава 16 - Л. С. Волкова; главы 20, 21, 22, 23 - Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; глава 24 -- Л. И. Белякова

Раздел I Теоретические основы логопедии

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИИ. ЛИЧНОСТЬ ЛОГОПЕДА, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

Настоящий учебник по логопедии (3 издание) предназначается для студентов дефектологических факультетов (Факультетов коррекционной педагогики) педагогических университетов и институтов. Учебник направлен на повышение качества подготовки учителей-дефектологов, на повышение эффективности логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми. В нем проводится мысль о том, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют собой единый организованный, целенаправленный воспитательный и учебный процесс. Учебник отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия.

Материал учебника представлен в соответствии с учебным планом отделений логопедии дефектологических факультетов, с программой курса логопедии, с государственным стандартом подготовки кадров по данной специальности. За последние годы углубились методолого-методические принципы логопедии, создано ее программно-методическое обеспечение, выполнен ряд фундаментальных и практикоориентированных исследований, направленных на изучение, преодоление и предупреждение нарушений развития речи. Основные из этих материалов нашли отражение в учебнике. При подготовке учебника авторы учитывали, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов, полученными при изучении смежных дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, медицины.

В учебнике использованы и объединены достижения ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, - от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики. Авторы стремились к тому, чтобы преобладающими при оценке дефектов речи и их преодолении были бы интегрированные психолого-педагогический и психолингвистические подходы.

Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих глав. В первом разделе учебника рассматриваются теоретические и методологические основы логопедии. В последующих излагаются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой. В конце учебника дан терминологический словарь.

В каждой главе, где раскрываются нарушения речи и пути их преодоления, предусматривается: характеристика речевого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, динамика, методы и приемы логопедического обследования и воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевого нарушения. Все главы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы.

В учебнике даются наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским коллективом.

При подготовке учебника учитываются традиционный подход в решении вопросов о речевых нарушениях, заложенный основоположниками отечественной логопедии и представленный в учебниках и пособиях (Н. А. Власовой, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, О. В. Правдиной, Е. Ф. Pay и Ф. A. Pay, М. Е. Хватцева и др.), а также новые научные данные. Учитывались данные логопедической науки и практики, отражающие современное состояние и тенденции дальнейшего развития отечественной и зарубежной теории и практики логопедии.

Основное внимание уделяется подготовке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Этим подчеркивается направленность логопедии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния на формирование личности ребенка. В связи с этим только в отдельных разделах учебника рассматриваются вопросы коррекции нарушений речи у взрослых.

Настоящий учебник подготовлен коллективом авторов, в состав которого входили логопеды и врачи дефектологических факультетов МПГУ, РГПУ, МГОПИ и Института коррекционной педагогики РАО.

Авторами глав являются: глава 1 - Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; главы 2, 3, 8, 18 - Е. М. Мастюкова; главы 4,6 - Б. М. Гриншпун, глава 5 - Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева; глава 7 - Г. В. Чиркина, глава 9 - Е. В. Лаврова; главы 10, 11 - Г. А. Волкова, В. И. Селиверстов; глава 12 - Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская; глава 13 - М. К. Бурлакова; главы 14, 17, 19 - Р. И. Лалаева; глава 15 - Л. Г. Парамонова; глава 16 - Л. С. Волкова; главы 20, 21, 22, 23 - Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; глава 24 -- Л. И. Белякова

Раздел I Теоретические основы логопедии

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИИ. ЛИЧНОСТЬ ЛОГОПЕДА, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - ив переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект - изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект - профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:

Использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

Обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

Осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

Распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Настоящий учебник по логопедии (3 издание) предназначается для студентов дефектологических факультетов (Факультетов коррекционной педагогики) педагогических университетов и институтов. Учебник направлен на повышение качества подготовки учителей-дефектологов , на повышение эффективности логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми. В нем проводится мысль о том, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют собой единый организованный, целенаправленный воспитательный и учебный процесс. Учебник отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия.

Материал учебника представлен в соответствии с учебным планом отделений логопедии дефектологических факультетов, с программой курса логопедии , с государственным стандартом подготовки кадров по данной специальности. За последние годы углубились методолого-методические принципы логопедии, создано ее программно-методическое обеспечение, выполнен ряд фундаментальных и практикоориентированных исследований, направленных на изучение, преодоление и предупреждение нарушений развития речи. Основные из этих материалов нашли отражение в учебнике. При подготовке учебника авторы учитывали, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов , полученными при изучении смежных дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, медицины.

В учебнике использованы и объединены достижения ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, - от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики. Авторы стремились к тому, чтобы преобладающими при оценке дефектов речи и их преодолении были бы интегрированные психолого-педагогический и психолингвистические подходы.

Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих глав. В первом разделе учебника рассматриваются теоретические и методологические основы логопедии. В последующих излагаются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой. В конце учебника дан терминологический словарь.

В каждой главе, где раскрываются нарушения речи и пути их преодоления , предусматривается: характеристика речевого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, динамика, методы и приемы логопедического обследования и воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевого нарушения. Все главы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы.

В учебнике даются наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским коллективом.

При подготовке учебника учитываются традиционный подход в решении вопросов о речевых нарушениях, заложенный основоположниками отечественной логопедии и представленный в учебниках и пособиях (Н. А. Власовой, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, О. В. Правдиной, Е. Ф. Pay и Ф. A. Pay, М. Е. Хватцева и др.), а также новые научные данные. Учитывались данные логопедической науки и практики, отражающие современное состояние и тенденции дальнейшего развития отечественной и зарубежной теории и практики логопедии.

Основное внимание уделяется подготовке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Этим подчеркивается направленность логопедии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния на формирование личности ребенка. В связи с этим только в отдельных разделах учебника рассматриваются вопросы коррекции нарушений речи у взрослых.

Настоящий учебник подготовлен коллективом авторов, в состав которого входили логопеды и врачи дефектологических факультетов МПГУ, РГПУ, МГОПИ и Института коррекционной педагогики РАО.

Авторами глав являются: глава 1 - Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; главы 2, 3, 8, 18 - Е. М. Мастюкова; главы 4,6 - Б. М. Гриншпун, глава 5 - Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева; глава 7 - Г. В. Чиркина, глава 9 - Е. В. Лаврова; главы 10, 11 - Г. А. Волкова, В. И. Селиверстов; глава 12 - Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская; глава 13 - М. К. Бурлакова; главы 14, 17, 19 - Р. И. Лалаева; глава 15 - Л. Г. Парамонова; глава 16 - Л. С. Волкова; главы 20, 21, 22, 23 - Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; глава 24 -- Л. И. Белякова

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...