Разновидность барщины. Что такое барщина? Отличие от оброка

Современное общество избаловано благами цивилизации. Молодые люди, просыпаясь утром, выпивают чашечку кофе, включают ноутбук, чтобы ознакомиться с последними новостями, ответить на письма друзей, затем неспеша собираются на учебу или работу. А задумывался ли кто-нибудь, как начиналось утро 100, 200, 300 лет тому назад у таких же девушек и юношей? Сегодня далеко не каждый сможет правильно ответить на вопрос о том, что такое оброк и барщина, а ведь еще каких-нибудь два века назад люди отрабатывали повинность, не принадлежали сами себе, гробили свое здоровье на чужих полях.

Что такое оброк?

На протяжении веков появлялось несколько определений этого понятия. Оброк впервые возник в начале становления Древней Руси, когда только вводились налоги. Тогда князья с подчиненных собирали дань в виде продуктов, денег, товаров. Позже этот вид повинности предстал как обязанность крестьян отдавать феодалам часть денег или продуктов. Реформа 1861 года отменила продуктовый оброк, а денежный сохранялся еще два года.

Во времена феодализма крестьяне считались чьей-то собственностью, поэтому феодалы могли отдавать в пользование не только конкретных людей, но и целые деревни. Оброк можно сравнить с арендой, то есть дворянин предоставлял другому дворянину свои владения в пользование. В XVI веке появилась государственная подать, повинности уплачивали землевладельцы в казну. В то же время оброк распространялся и на крестьян, только они платили его не государству, а владельцу угодий, на которых они жили и использовали для выращивания продуктов. Люди могли расплатиться с барином деньгами, товаром или собственным трудом.

Что такое барщина?

На протяжении трех столетий (XVI-XIX вв.) просуществовала барщина. Определение этого понятия весьма простое - крестьянин оплачивал аренду земельного участка, принадлежавшего феодалу, собственным трудом. Это не что иное, как одна из форм отработной системы. Барщина и оброк, по сути, очень похожи. Поскольку бедняки не всегда могли отдать феодалу дань в виде денег или продуктов, потому что сами оставались ни с чем, то богачи позволяли им отдавать долг трудом.

Что такое оброк и барщина по своей сути? Это своеобразные формы выплаты ренты за землю. Барщина взымалась только физическим трудом, но он мог быть разнообразным: земледелие, охота, рыболовство, садоводство, скотоводство и т. д. От этой дани никто не освобождался, работа была абсолютно бесплатной, барин за нее ничего не платил.

Размеры повинностей

Во времена феодализма действовали местные «Положения», которые детально расшифровывали, что такое оброк и барщина, а также в каких размерах они взымаются. Сумма, уплачиваемая за землю, варьировалась в зависимости от ее расположения. Например, крестьяне, жившие под Петербургом, платили 12 рублей, а вот московские и ярославские отдавали всего 10 рублей. Наименьшую сумму — 9 рублей — уплачивали бедняки Курской и Воронежской губерний. Отдав дань, крестьянин не только мог пользоваться землей помещика, но и свободно распоряжаться своей рабочей силой.

Барщина - это физическая работа, которую выполняли временнообязанные и крепостные крестьяне для барина. Размер повинности высчитывался исходя из душевого надела человека. За один земельный участок женщины отрабатывали месяц, а мужчины 40 дней. При этом феодал не предоставлял инструментов, бедняки должны были приходить со своими тяпками, плугами, лопатами, удочками и т. д. Женщины попадали под барщину в возрасте с 17 до 50 лет, а мужчины - с 18 до 55 лет.

Что такое оброк и барщина? В чем разница?

Барщина :

  • Крестьяне с личными инструментами бесплатно батрачили на угодьях помещиков.
  • Бедняки могли работать не только на барина, но и на монастырь, церковь, учебное учреждение.
  • Повинность основывалась на работе с сельским хозяйством.
  • Барщина выгодна для помещиков, живших в деревнях, поскольку они сами могли устанавливать размер отработок.
  • Повинность закабаляла крестьян, обрела широкое распространение на Руси.

Оброк :


Отмена повинностей

На Руси как-то очень хорошо прижились оброк и барщина. Отличия между этими двумя повинностями хоть и существовали, но все же они обе делали крестьян рабами, душили их, не позволяли развиваться. С феодализмом пыталась бороться интеллигенция, но все было безрезультатно, помещики, словно пиявки, высасывали силы из бедняков, эксплуатируя их в своих целях. Крепостное право было отменено в 1861 году, в 1863 году отменили и оброк. Тем не менее, понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы полностью изменить сознание людей, перестроить экономику на новый лад и разрушить феодализм.

Оброк

У этого понятия существует несколько определений. Впервые этот термин упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период Древней Руси. Под оброком тогда понималась практически любая дань, взимаемая князьями с подчиненных им людей в виде денег, продуктов или товаров. Позднее под оброком стали понимать вид повинности крестьян перед феодалами, заключающийся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. Денежный оброк сохранялся на Руси до 1863 г., а продуктовый был отменен реформой 1861 г.

Понятие «оброк» древние понимали так же, как сегодня мы воспринимаем слово «аренда», то есть срочное или бессрочное право пользования имуществом, которое вытекает из договора найма. Поскольку крестьяне во времена рассвета феодализма считались фактически вещью, собственностью феодала, было нормальным отдать кому-нибудь «в аренду», то есть в оброк, целые деревни вместе с живущими там людьми.

Начиная с 16-го в. «оброк» употребляется в значении государственной подати, которую уплачивали в государственную казну владельцы земель. Оброк также выплачивали крестьяне своему землевладельцу за то, что он давал им право жить и работать на его земле, а также выращивать овощи и кормиться. Уплачивался оброк деньгами или товаром, можно было также отрабатывать оброк трудом. Позднее из этой традиции начала формироваться барщина.

Барщина

Барщина — это труд крепостного крестьянина в пользу феодала на его земле в счет уплаты аренды участка, на котором крестьянин работает, чтобы прокормить свою семью.

Широкое распространение барщина получила в 16-м в. и просуществовала вплоть до 19-го в., а на некоторых территориях и до 20-го в. — как одна из форм отработанной системы после отмены крепостного права.

Барщина пришла на смену оброку. Крестьяне, которые получали определенные наделы от феодала и могли там жить и выращивать себе овощи для пропитания, не всегда были способны отдать феодалу оброк товаром или деньгами, иначе им самим было бы нечем прокормиться. В связи с этим все чаще феодалы разрешали своим крепостным отрабатывать оброк трудом.

У барщины было несколько основных принципов. Во-первых, барщина взималась исключительно физическим трудом, а не товаром. Труд этот мог быть самым разнообразным: работа на земле, рыболовство, охота и многое другое. Во-вторых, барщина была обязательной, от нее не освобождался никто, и она служила своеобразной формой выплаты ренты за землю. В-третьих, это был абсолютно бесплатный труд в пользу феодала: крестьянин мог работать на земле своего хозяина несколько недель, но не получить за это ничего.

Барщина, в отличие от оброка, оказалась более живучей системой и просуществовала достаточно долго. Зачастую эти два вида повинности совмещались.

Конец барщины и оброка

Барщина и оброк на Руси, хотя с ними пытались активно бороться и считали их пережитком феодализма, просуществовали достаточно долго, вплоть до 19-го в. Этому способствовало экономическое состояние страны: феодализм не позволял экономике регионов развиваться нужным образом, у крестьян не было денег, поэтому они вынуждены были находиться в зависимости от более богатых людей, выплачивая тем ренту либо товаром, либо работой. Несмотря на отмену крепостного права, понадобилось несколько десятков лет, чтобы окончательно разрушить феодальную систему и перестроить экономику.

БА́РЩИНА, отработочная рента, одна из форм феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Принуждение крестьянина к барщине требовало наибольшего (по сравнению с другими формами феодальной ренты) ограничения его личной свободы. Производительность барщинного труда была невелика, производительные силы при господстве барщины развивались медленно. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса. Размеры и экономическая роль барщины на разных стадиях феодализма и в разных странах были неодинаковыми.
В странах Востока, где помещики обычно не вели своего хозяйства, барщина не получила широкого распространения, но крестьян активно привлекали к государственным работам по строительству ирригационных сооружений, дорог, мостов, дворцов. Различные формы принудительного труда, приближающиеся к барщине, сохранялись и в Новое время и Новейшее время, что связано с пережитками феодальных отношений, безземельем и малоземельем крестьянства, распространенностью кабальных форм крестьянской аренды.
В Западной Европе барщина распространилась с 8-9 веков; в ряде крупных вотчин она была господствующей формой ренты и ее продолжительность у крестьян некоторых категорий составляла 2-4 дня в неделю. С 12-13 веков в связи с сокращением господского хозяйства и раздачей домена в держания началось вытеснение барщины оброками. Хотя в некоторых районах в разное время наблюдалось временное возвращение к барщине, она к 14-15 веку сходит на нет, сохраняясь до 17-18 века лишь в виде небольших отработок (несколько дней в году) в страдную пору.
В большинстве стран Центральной и особенно Восточной Европы барщина в Средневековье не играла значительной роли, но в 16-17 веках с развитием предпринимательского помещичьего хозяйства, барщина становится господствующим типом сельскохозяйственного производства и создает основу для «второго издания крепостничества». Барщина возрастает для большинства крестьян до 4-5 и даже 6 дней в неделю. Постепенное сокращение барщины начинается лишь со второй половины 18 века, но отдельные ее пережитки (главным образом в виде отработок при крестьянской аренде земли) сохранялись вплоть до конца Второй мировой войны.
Возникновение барщины в России относят к временам Киевской Руси. Вначале использовался преимущественно труд холопов, а в 13-15 веках, наряду с использованием холопов в крупных светских вотчинах, на монастырских землях стал применяться труд крестьян. Помимо барщины, на Руси в 13-15 веках значительное распространение получил натуральный оброк. В конце 15-16 веке с ростом товарно-денежных отношений барщина получает более широкое распространение, охватывая почти все типы хозяйства и категории зависимого крестьянства (особенно в связи с хозяйственным кризисом 1560-1580-х гг.). Крестьяне на барщине выполняли несколько видов работ: возделывали господскую пашню, несли подводную повинность, убирали сено, строили дома, хозяйственные постройки. Барщина способствовала созданию в России общегосударственной системы крепостного права.
Решающее значение в распространении барщины принадлежало товарно-денежным отношениям. В условиях развивающегося товарного производства, когда спрос на рынке и цены на сельскохозяйственные продукты непрерывно росли, увеличилась заинтересованность помещиков в расширении своего хозяйства, и они стали усиленно переводить крестьян на барщину. Таким образом, барщина обслуживала уже не натуральное замкнутое хозяйство, а товарно-денежное хозяйство, приобретая тем самым новое экономическое содержание.
В 17 - первой половине 18 века барщина и натуральный оброк были основными формами эксплуатации помещичьих, церковных, дворцовых крестьян. Одновременно происходила географическая дифференциация различных форм ренты. Барщина начинала преобладать в центрально-черноземных районах страны, а также в уездах, примыкавших к Москве. На севере и востоке страны наблюдался переход к денежному оброку. Барщина составляла 2-4 дня в неделю. В 17 веке появился новый вид барщины - работа на помещичьих предприятиях (поташных, суконных, полотняных). Во второй половине 18 века четко определились районы распространения барщины. В семи губерниях Черноземья (Орловская, Тульская, Рязанская, Пензенская, Тамбовская, Курская, Воронежская) на барщине находилось 74% помещичьих крестьян. В тринадцати губерниях Нечерноземья (Олонецкая, Петербургская, Московская, Новгородская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Костромская, Вологодская, Владимирская, Псковская, Калужская, Нижегородская) барщина охватывала 45% крепостных крестьян. Барщина преобладала в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. В виде десятинной пашни барщина сохранилась среди государственных крестьян Сибири. Дворцовые (впоследствии удельные) и большая часть государственных крестьян России находились на денежном оброке.
Размеры барщины не регулировались законом. В 1797 году был издан указ о трехдневной барщине, но он носил рекомендательный характер и игнорировался помещиками. На практике барщина в отдельных районах России достигла 3-4 и даже 6 дней в неделю. Новый момент в развитии барщины состоял в переводе крестьян на месячину, при которой они, получая ежемесячно от помещика продовольствие, должны были ходить на барщину ежедневно. Усиление барщины вело к разорению крестьянского хозяйства, обезземеливанию крестьян.
После отмены крепостного права в России (1861) барщина не была ликвидирована и под названием «издольной повинности» сохранялась для временнообязанных крестьян. В 1882 году с введением обязательного выкупа барщина юридически была отменена, но по существу продолжала существовать в виде отработочной системы. В конце 19 века она преобладала над капиталистическими методами ведения хозяйства в 12 черноземных и в 5 нечерноземных губерниях. В семи губерниях обе системы занимали приблизительно одинаковое положение.

Барщина и оброк - это политическая и экономическая зависимость крестьян от феодалов. Эти понятия характерны как для феодального периода развития Руси, так и для времен становления государственности.

Рента во времена феодалов и князей

Оброк имеет несколько определений. Во время развития феодализма в границах Киевской Руси наблюдается существование достаточно тесных взаимоотношений между феодалами (людьми, в чьей власти находилась земля) и крестьянами, живущими на этой территории. Тот, кто не имел возможности приобрести собственный участок земли, был вынужден работать на чужой. Это право нужно было оплачивать.

В подобной ситуации находились племена и общины древней Руми, чьи земли были захвачены князьями. Они также должны были регулярно совершать платежи в казну государства для того, чтобы жить на своих землях. Люди, которые находились в подобной ситуации (независимо от времени своего существования), были вынуждены регулярно давать установленный откуп. В это время в качестве налога использовались товары и продукты, предоставляемые к барскому столу или продаваемые на рынке. Позже появился денежный оброк.

Современная интерпретация оброка

Если называть события древности современными терминами, то оброк - это своего рода арендная плата. Ее платили за срочное или бессрочное использование недвижимого имущества, исходя из условий договора найма. Оброк характеризируется частноправовым характером, ярко выраженным в оплате «оброка из наддачи». Им облагались люди, имеющие во владении торговые места, лавки, харчевни, кузницы, мельницы, совершающие публичные торги и перевозы. Среди плательщиков были и те, кто совершал бобровые гоны, рыбную ловлю и другие промышленные работы.

В XVI веке крестьяне приравнивались к вещам, находящимся в феодальной собственности. Поэтому очень часто в аренду отдавались целые деревни с проживающим в них населением. К тому же арендатор платил не только оброк (это была сравнительно небольшая сумма), но и все государственные подати и повинности. Крестьяне тоже были обязаны уплачивать своему владельцу арендную плату за пользование этими землями, дававшими им пропитание и средства к существованию.

Если крестьянин не имел денег или товара, он должен был отработать. Это было началом формирования барщины.

Барщина

Если человек использовал землю и по каким-то причинам не мог оплатить оброк деньгами или продуктами, он должен был отработать определенное время в пользу феодала на его участке. И вот именно чем отличаются барщина и оброк - это формой арендной платы.

Очень распространенной барщина была в XVI веке. В то время она заменила оброк, определение которого нами уже дано, но просуществовала значительно меньше времени. Это связано с тем, что не всегда можно было вырастить на арендуемой земле достаточно продуктов питания для того, чтобы прокормить семью и отдать феодалу. Во времена неурожая крестьянин, отдавший оброк своему хозяину, вынужден был голодать. Поэтому феодалы ввели возможность отдачи оброка путем совершения бесплатных работ на их землях.

К основным характеристикам барщины относятся:

  • взимание исключительно в виде разнообразного физического труда, а не товара;
  • обязательность этой формы выплаты ренты за землю для всех без исключения;
  • бесплатность.

Общие отличия барщины и оброка

Барщину, даровую работу крепостных на земле помещика, заимствовали из западной части Европы. Это совершилось еще во время существования Киевской Руси. Сначала ее распространение охватило части страны, находящиеся под оккупацией Польши и Литвы. Эти обязательные работы крестьянин выполнял абсолютно бесплатно, с использованием своих орудий труда.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина являлась временной повинностью. Она имела вид добровольного соглашения между крестьянином и хозяином земель. Более распространенным стал денежный налог.

Существование оброка характеризируется примерно тем же временем, что и распространение барщины. Оброк - это денежные средства и продукты питания, отдаваемые крестьянином помещику. Натуральная форма этой повинности отличается от барщины тем, что помещик взимал прибавочный продукт, производимый должником. Финансовая форма была не так распространена в связи с тем, что простому человеку очень сложно было добыть деньги.

Исходя из этого можно сделать вывод, что барщина и оброк - это повинности, которые очень часто совмещались.

Главные отличия трудовой и денежной форм повинности

  1. Барщина являлась неоплачиваемым трудом крепостного, совершаемым с применением своих личных орудий, оброк - определение денежного или продуктового платежа.
  2. Барщина отбывалась не только для помещика, а и для церкви, монастыря или учебного заведения.
  3. Отработка была более распространена, чем денежные обязанности.
  4. В основании барщины лежал физический труд на земле, а оброк можно было оплатить с доходов от других промыслов, не связанных с сельским хозяйством.
  5. Денежная форма ренты могла быть затребована вперед.
  6. Трудовая обязанность была более распространена в сельской местности, тогда как оброк - в городах.
  7. Крестьянин на оброке теоретически имел больше свободы, чем на барщине.

Окончание денежной и трудовой ренты

Несмотря на активную борьбу с этими пережитками феодализма, барщина и оброк существовали достаточно длительное время. Та или иная форма ренты имела место до начала XIX века. Главной причиной этого было экономическое состояние в стране. Распространение власти феодалов не давало нужным образом развиваться экономике.

Оброк, определение которого здесь дано достаточно подробно, был связан с неимением денег, вынуждал крестьян быть в зависимости от более зажиточных людей. После отмены крепостного права разрушение феодальной системы и перестройка экономики государства заняли несколько десятилетий.

Ушлые помещики постоянно пытались максимально распространить барщину, что вызывало недовольство населения. В этом противостоянии оброк и барщина, тесно связанные друг с другом, просуществовали длительное время.

Ба́рщина, отработочная рента, одна из форм феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Принуждение крестьянина к барщине требовало наибольшего (по сравнению с другими формами феодальной ренты) ограничения его личной свободы. Производительность барщинного труда была невелика, производительные силы при господстве барщины развивались медленно. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса. Размеры и экономическая роль барщины на разных стадиях феодализма и в разных странах были неодинаковыми.

В странах Востока, где помещики обычно не вели своего хозяйства, барщина не получила широкого распространения, но крестьян активно привлекали к государственным работам по строительству ирригационных сооружений, дорог, мостов, дворцов. Различные формы принудительного труда, приближающиеся к барщине, сохранялись и в Новое время и Новейшее время, что связано с пережитками феодальных отношений, безземельем и малоземельем крестьянства, распространенностью кабальных форм крестьянской аренды.

В Западной Европе барщина распространилась с 8-9 веков; в ряде крупных вотчин она была господствующей формой ренты и ее продолжительность у крестьян некоторых категорий составляла 2-4 дня в неделю. С 12-13 веков в связи с сокращением господского хозяйства и раздачей домена в держания началось вытеснение барщины оброками. Хотя в некоторых районах в разное время наблюдалось временное возвращение к барщине, она к 14-15 веку сходит на нет, сохраняясь до 17-18 века лишь в виде небольших отработок (несколько дней в году) в страдную пору.

В большинстве стран Центральной и особенно Восточной Европы барщина в Средневековье не играла значительной роли, но в 16-17 веках с развитием предпринимательского помещичьего хозяйства, барщина становится господствующим типом сельскохозяйственного производства и создает основу для «второго издания крепостничества». Барщина возрастает для большинства крестьян до 4-5 и даже 6 дней в неделю. Постепенное сокращение барщины начинается лишь со второй половины 18 века, но отдельные ее пережитки (главным образом в виде отработок при крестьянской аренде земли) сохранялись вплоть до конца Второй мировой войны.

Возникновение барщины в России относят к временам Киевской Руси. Вначале использовался преимущественно труд холопов, а в 13-15 веках, наряду с использованием холопов в крупных светских вотчинах, на монастырских землях стал применяться труд крестьян. Помимо барщины, на Руси в 13-15 веках значительное распространение получил натуральный оброк. В конце 15-16 веке с ростом товарно-денежных отношений барщина получает более широкое распространение, охватывая почти все типы хозяйства и категории зависимого крестьянства (особенно в связи с хозяйственным кризисом 1560-1580-х гг.). Крестьяне на барщине выполняли несколько видов работ: возделывали господскую пашню, несли подводную повинность, убирали сено, строили дома, хозяйственные постройки. Барщина способствовала созданию в России общегосударственной системы крепостного права.

Решающее значение в распространении барщины принадлежало товарно-денежным отношениям. В условиях развивающегося товарного производства, когда спрос на рынке и цены на сельскохозяйственные продукты непрерывно росли, увеличилась заинтересованность помещиков в расширении своего хозяйства, и они стали усиленно переводить крестьян на барщину. Таким образом, барщина обслуживала уже не натуральное замкнутое хозяйство, а товарно-денежное хозяйство, приобретая тем самым новое экономическое содержание.

В 17 - первой половине 18 века барщина и натуральный оброк были основными формами эксплуатации помещичьих, церковных, дворцовых крестьян. Одновременно происходила географическая дифференциация различных форм ренты. Барщина начинала преобладать в центрально-черноземных районах страны, а также в уездах, примыкавших к Москве. На севере и востоке страны наблюдался переход к денежному оброку. Барщина составляла 2-4 дня в неделю. В 17 веке появился новый вид барщины - работа на помещичьих предприятиях (поташных, суконных, полотняных). Во второй половине 18 века четко определились районы распространения барщины. В семи губерниях Черноземья (Орловская, Тульская, Рязанская, Пензенская, Тамбовская, Курская, Воронежская) на барщине находилось 74% помещичьих крестьян. В тринадцати губерниях Нечерноземья (Олонецкая, Петербургская, Московская, Новгородская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Костромская, Вологодская, Владимирская, Псковская, Калужская, Нижегородская) барщина охватывала 45% крепостных крестьян. Барщина преобладала в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. В виде десятинной пашни барщина сохранилась среди государственных крестьян Сибири. Дворцовые (впоследствии удельные) и большая часть государственных крестьян России находились на денежном оброке.

Размеры барщины не регулировались законом. В 1797 году был издан указ о трехдневной барщине, но он носил рекомендательный характер и игнорировался помещиками. На практике барщина в отдельных районах России достигла 3-4 и даже 6 дней в неделю. Новый момент в развитии барщины состоял в переводе крестьян на месячину, при которой они, получая ежемесячно от помещика продовольствие, должны были ходить на барщину ежедневно. Усиление барщины вело к разорению крестьянского хозяйства, обезземеливанию крестьян.

После отмены крепостного права в России (1861) барщина не была ликвидирована и под названием «издольной повинности» сохранялась для временнообязанных крестьян. В 1882 году с введением обязательного выкупа барщина юридически была отменена, но по существу продолжала существовать в виде отработочной системы. В конце 19 века она преобладала над капиталистическими методами ведения хозяйства в 12 черноземных и в 5 нечерноземных губерниях. В семи губерниях обе системы занимали приблизительно одинаковое положение.

Современная молодежь до конца не понимает ценность свободы и личного времени. Девушки и парни, просыпаясь утром, думают, как выпить чашечку кофе и просмотреть на страницах интернет-порталов последние новости.

А несколько сотен лет тому назад молодые люди не принадлежали себе, увядая и тратя свою жизнь на работу на чужих полях. Уже давно позабылось, что такое оброк и барщина. А это всегда нужно помнить, чтобы ценить свое настоящее.

Вконтакте

Что называлось оброком

Какие повинности крестьян назывались оброком? В средние века крепостные обязаны были отдать определенную дань барину . Оброчная система предполагала выплаты как продуктами (натуральный оброк), так и денежными средствами (денежный оброк). Его изъятие происходило после выполнения работы, как говорилось «из излишков производства».

Этим термином также могли называть аренду земельных участков, полей, лугов и лесов . Это понятие имело название «отдачей в оброк». В лесах можно было охотиться, в реках — рыбачить, а на свободных землях — высаживать культурные растения. На участки на определенное время предполагались государственные льготы. А крестьян освобождали от повинностей, требуя только уплату договорной ренты .

Какие еще повинности крестьян входили в это понятие? Для городов было характерно отдавать в денежную повинность торговые лавки. При этом люди добровольно выплачивали определенную сумму денег за пользование местом. Следовательно, оброк в средние века был иногда добровольным , а не только принудительным. Сами бедняки были относительно свободными. Им требовалось платить за аренду земли, на которой они проживали и занимались сельскохозяйственными или ремесленными делами.

Натуральный оброк предполагал дань не только продуктами, но и изделиями ремесленников. Это была самая удобная форма эксплуатации крепостных, когда они отдавали плоды своего труда.

В период расцвета феодализма такой вид повинности на местах совмещался с барщиной . Во время его распада снова вернулись к оброку, но преимущественно денежному.

С начала 16 века оброк несколько изменил структуру : крестьяне платили феодалу, а он пополнял царскую казну. Исключение было только для помещиков, которые выкупили земли у государства.

Со временем это стало причиной появления сложных экономических проблем , и поэтому оброк решили заменить другим видом повинности. Рассмотрим подробнее, что такое представляет собой барщина.

Что собой представляет барщина

Барщина — это труд крестьян во благо феодала в счет уплаты денежных средств за использование земли.

Такая форма политической и экономической зависимости крестьян пришла в 16 веке на смену оброку , что не оправдал надежд феодалов. Бедные крестьяне и их семьи еле сводили концы с концами, и денег выплачивать дань у них совершенно не было. Они могли и сами голодать, не имея излишков, чтобы продавать продукты сельскохозяйственной деятельности. Этот аспект касался тех земель, которые не отличались плодородием и высокими урожаями.

Барщинное хозяйство характеризуется отдачей земли крестьянам в пользование без платы за нее. Но долги надо было отдавать. И каждый это делал, как мог. Одни люди трудились на полях феодалов, другие — рыбачили и охотились на их землях, а некоторые ухаживали за их поместьями и прислуживали. Каждый делал свой вклад и приносил пользу помещику , на чьей земле проживал.

Барщина предполагала следующие принципы:

  1. Только физическая деятельность . Феодалы даже не взирали на возраст крестьян, заставляя трудиться как стариков, так и детей. Им было главное, получить выгоду от своих крепостных.
  2. Трудовая деятельность на землях феодала была полностью бесплатной . Целый день люди трудились, а домой возвращались ни с чем.
  3. От барщины никто не имел освобождения. По факту — это особая форма трудовой повинности с самого рождения, выполнение которой было беспрекословным .

Важно! Иногда барщина и оброк накладывались одновременно. И выполнение обеих повинностей приводило людей в отчаяние.

Отличия

Чтобы разобраться, чем отличается оброк от второй рассматриваемой обязанности крепостных, приведем сравнительную характеристику понятий.

  • Крепостные крестьяне отрабатывали барщину совершенно бесплатно , используя личные инструменты и приспособления.
  • Беднякам приходилось трудиться не только во благо феодала, но и церковных учреждений, монастырей, школ.
  • В основном повинность основывалась на сельскохозяйственной деятельности крестьян. Хотя они могли работать в доме феодала, прислуживая ему за столом, делая уборку, готовя пищу.
  • Барщина считалась более выгодной для феодалов , проживающих в селах. Поскольку у них была возможность самостоятельно устанавливать размер отработок.
  • Повинность делала крепостных крестьян полностью зависимыми от феодала . Они практические не имели прав, и хоть считались в теории свободными, на самом деле люди не могли изменить ситуацию, зачастую погибая под тяжким ярмом феодализма.
  • Крестьянам приходилось возвращать феодалу часть собранного урожая или вырученных денежных средств от его реализации.
  • Дань распространялась не на всех . Очень бедные крестьяне не имели возможности платить денежный оброк.
  • Предоставлялась возможность заниматься не только сельскохозяйственной деятельностью, но и другого рода промыслами.
  • Феодал имел право потребовать уплату дани наперед .
  • Повинность была более характерна для дворян, проживавших в городах.
  • В теории крестьяне считались свободными , тогда как на практике «ярмо феодализма» крепко их удерживало.

Отмена повинностей

Несмотря на то, что они являлись кошмаром для множества крестьян, эти повинности действовали вплоть до 19 века.

Люди пытались бороться с системой, местами поднимая восстания. Но результата действия не давали и для бедняков все чаще всего заканчивалось бедой.

Первым шагом на пути к полному освобождению крестьян от повинностей стал указ о трехдневной барщине . Он на законодательном уровне ограничивал использование труда крестьян в пользу феодалов и царского двора.

Барщина и оброк – формы политической и экономической зависимости крестьян от феодалов, существовавшие в Древней Руси во времена расцвета феодализма и формирования крепостнической зависимости.

Основное отличие оброка от барщины состоит в том, что оброк – это денежная или товарная уплата налога, или ренты, а барщина – это выполнение работы, физический труд, который идет в счет суммы долго за аренду земли.

С развитием на Руси феодально-крепостнической системы установились весьма своеобразные отношения между владельцами земель (феодалами) и подчиненными им людьми, которые проживали на землях феодала (крестьянами). Те крестьяне, которые не могли позволить себе выкупить землю (а затем это и вовсе было запрещено законом) вынуждены были арендовать землю у феодала, а за нее необходимо было платить. Для выплаты налога использовали либо деньги, полученные с продажи продуктов, выращенных на земле, либо сами продукты. Попавшие в зависимость от своего хозяина люди (феодала или князя) постоянно должны были платить откуп, чтобы иметь право и дальше жить на земле.

С развитием государственности и налоговой системы оброк преобразовался в барщину – теперь долг можно было не только отдать, но и отработать.

Оброк

У этого понятия существует несколько основных определений. Впервые термин «оброк» упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период развития Киевской Руси, когда князья ездили по вверенной им территории и взимали с граждан оброк в виде товара, а затем продавали его на рынке и деньги клали в казну. Под оброков тогда понималась практически любая дань – деньгами, продуктами или даже людьми. Позднее понятие оброк приняло более определенный смысл, знакомый нам сегодня. Оброком стали называть дань, которую выплачивал зависимый крестьянин своему феодалу за то, что феодал позволял ему жить на его земле. Оброк просуществовал в денежной форме до 1863 года, а в товарной форме до 1861 года, когда было отменено крепостное право.

Понятие оброк древние славяне понимали практически также, как мы сейчас понимает слово «аренда», поэтому оброк можно отнести не только к отношениям крестьянин-феодал. Любой человек или даже община, которая брала в аренду у феодала или государства участок земли в пользование вынуждена была платить регулярный оброк в счет земли. Кроме того, среди самих феодалов было нормально отдавать «оброк» не только товары и деньги, но даже целые деревни вместе с людьми, так как крестьяне тогда считались собственностью феодала.

Начиная с 16 века оброк – это форма государственной подати, уплачиваемая гражданами в государственную казну. Крестьяне платили оброк своему феодалу, феодал платил оброк тому, чьи земли он арендовал (если они не были куплены) и таким образом казна регулярно пополнялось. Со временем это создало серьезные экономические трудности, поэтому оброк было решено заменить барщиной.

Барщина

Барщина – это труд крепостного крестьянина в пользу феодала в счет уплаты денег за пользование землей.

Широкое распространение барщина получила в 16 веке, когда оброк показал себя не самой лучшей системой сбора денег, так как зачастую у бедных крестьян, которые итак жили впроголодь, просто не было денег, чтобы заплатить феодалу. Если же крестьянин отдавал оброк товаром, то семья крестьянина потом голодала, некоторые даже умирали. В связи с этим было принято решение разрешить крестьянам работать на земле феодала бесплатно, чтобы отработать свой долг. Причем отрабатывать можно было не только непосредственно трудясь на полях феодала, можно было заниматься рыбалкой, охотой, услуживать в доме – все, что могло приносить пользу шло в счет барщины.

У барщины было несколько основных принципов, на которых она строилась. Во-первых, барщина взималась исключительно физическим трудом, зачастую феодалы не смотрели даже на возраст крестьянина или его физическое состояние. Во-вторых, труд на земле феодала был абсолютно бесплатным, крестьянин мог целый день работать в поле или охотиться, а в итоге не получить ничего и прийти домой с пустыми руками. В-третьих, от барщины не освобождался никто, это была фактически трудовая повинность, которая существовала параллельно оброку в некоторых случаях.

В отличие от оброка, барщина оказалась более живучей и просуществовала долгое время, на некоторых территориях даже после отмены крепостного права . Однако прежде, чем быть отмененной был издан указ о трехдневной барщине в 1797 году, когда барщина ограничивалась тремя днями и не позволяла феодалу взять крестьянина в трудовую зависимость и использовать, как дешевую рабочую силу.

Конец барщины и оброка

Барщина и оброк на Руси, несмотря на весь ужас подобной системы, несмотря на постоянные попытки борьбы, просуществовали достаточно долго и сохранялись в том или ином виде вплоть до конца 19 века. Причина этого лежала в экономическом состоянии страны, которое за столько веков феодализма просто не могло подстроиться под новую систему, феодализм привел к тому, что люди находились в глубокой зависимости друг от друга и даже тогда, когда крестьяне могли уйти, у них не было средств, чтобы сделать это. Барщина и оброк, как и весь феодализм, сильно ослабили экономику Руси и стали одной из причин отставания государства от продвинутых европейских стран.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....