Расскажи мне все падежи. Цымбалюк Романовская о Джигарханяне: «Он мне всё равно позвонит и скажет: «Ты мне нужна

Краткое содержание

Средства стимулирования обучения и воспитания детей. Необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Причины недостаточной мотивированности учения и личностного развития ребенка. Стимулирующая роль поощрений и наказаний. Отметка как стимул, сочетающий в себе поощрение и наказание. Явление угасания в системе оценочного стимулирования. Необходимость систематической смены мотивов учения и общения. Комплексный характер стимулирования учебной и воспитательной деятельности детей. Личностная и ситуативная обусловленность действий различных стимулов. Понятия валентности (ценности) и вероятности успеха или неудачи. Педагогическая оценка как стимул. Место педагогической оценки в системе мотивирования учения детей и стимулирования их личностного развития.

Педагогическая оценка как средство стимулирования. Виды педагогической оценки. Способы стимулирования учебной деятельности и воспитывающего общения детей. Внимание к ребенку как его педагогическая оценка. Одобрениекакпедагогическая опенка. Оценочная функция отметки. Награда как педагогическое поощрение. Социально-психологические формы педагогического оценивания. Признание как оценка. Изменение социального статуса ребенка как его оценка. Повышение личного престижа через значимые социальные роли как оценка.

Условия эффективности педагогической оценки. Понятие об эффективности педагогической оценки. Индивидуальный и социально-специфический характер представлений об эффективности педагогической оценки. Персональная значимость оценки. Постоянство и изменчивость педагогического значения индивидуальной оценки. Способы повышения эффективности педагогической оценки через усиление ее персональной значимости. Изменение индивидуальной ценности стимулов. Переход от внешних стимулов к внутренним, от оценки педагога к самооценке. Повышение мотивирующей роли социально-психологических стимулов. Мотивирование в индифферентной и референтной группах. Включение дополнительных социально-психологических стимулов в действие и повышение их индивидуальной значимости.



Возрастные особенности педагогической оценки. Зависимость педагогический оценки от возраста ребенка. Связь педагогической оценки с психологическим возрастом ребенка, с уже достигнутым им уровнем интеллектуального и личностного развития. Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки, Способы оценивания детей в младенческом и раннем возрасте. Стимулирование деятельности и поступков детей в младшем и среднем дошкольном возрасте. Педагогическая оценка в старшем дошкольном возрасте. Оценивание младших школьников. Оценка деятельности и поведения подростков. Педагогическое оценивание учения и общения старшеклассников.

СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, т. е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств. Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, так как при отсутствии должной мотивации он по собственной инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в общение и, следовательно, будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой его психологическое развитие. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способности, а интеллектуальное и личностное развитие идет гораздо медленнее, чем могло бы при более благоприятных условиях. Такие условия должны обеспечивать максимальное по силе самостоятельное стремление ребенка к развитию, которое в конечном счете становится личной потребностью в новых знаниях, умениях и навыках, в постоянном персональном росте и самосовершенствовании. В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации.

Причин такого состояния дел несколько. Во-первых, до конца не известны все мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в учение, общение и оказываются заинтересованными в приобретении новых личностных качеств, знаний, умений и навыков. Во-вторых, став взрослыми и занявшись педагогической деятельностью, мы впервые начинаем задумываться над мотивами учения детей, и это происходит уже тогда, когда мы давно вышли из детского возраста и можем только гадать о подлинных мотивах поведения детей. Нет никакой гарантии того, что наши догадки верны и соответствуют действительности. Вполне может быть, что мы приписываем детям то, чего у них на самом деле нет, и не догадываемся о том, что для них действительно значимо, может по-настоящему мотивировать их в учении и воспитании. В-третьих, среди самих детей существуют большие индивидуальные различия, в силу которых то, что значимо для одного ребенка, может не представлять интереса для другого. Наконец, в-четвертых, сама мотивация, понимаемая как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой. По этой причине то, что вполне подходит для стимулирования учебных и воспитательных интересов в одних ситуациях, может быть неадекватным для других. Одна из главных задач в обучении и воспитании детей сводится к тому, чтобы, имея в виду все четыре названные возможные причины изменения мотивации, научиться практически воздействовать на нее и постараться свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.

Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных. Если на практике применяются только поощрения, но игнорируются наказания, то у ребенка наряду с положительными качествами личности могут возникнуть и развиться отрицательные. Если, напротив, учебно-воспитательный процесс строится в основном на базе наказаний, то это может привести к предотвращению появления у ребенка некоторых отрицательных свойств, но вместе с тем - и к недостаточному развитию важных положительных качеств. Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных.

Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания - исправлению, или коррекции, отрицательных. Соотношение между теми и другими на практике должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания. Если в ходе учебно-воспитательной работы возникает необходимость приложения усилий, направленных на формирование положительных качеств личности, на приобретение новых знаний, умений и навыков, то предпочтение следует отдавать поощрениям, а наказания сводить к минимуму. Если, напротив, задача связана с исправлением имеющихся недостатков, в особенности таких, которые ребенок не осознает или не желает исправлять, более того -сопротивляется этому, то вполне допустимо и разумно применение наказаний. Однако при низкой самооценке, при неуверенности ребенка в себе и неверии в успех в системе стимулов должны доминировать поощрения. При завышенной самооценке, чрезмерной самоуверенности, напротив, следует пользоваться наказаниями.

Соотношение между ними может меняться с возрастом в зависимости от претензий ребенка на самостоятельность. Чем больше таких претензий, тем строже должны быть наказания за недостатки, допущенные ребенком по своей воле и сознательно контролируемые им. Поскольку в действительности наибольшие претензии на самостоятельность проявляются у детей в подростковом возрасте, постольку обращение с ними в эти годы может быть наиболее строгим.

Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая-наказанием. Надо иметь в виду, что крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, которую имеют средние по величине оценки. Например, лучшим стимулом к достижению успехов часто становится оценка 4, а не 5, 3, а не 2 или 1. Поэтому, получив пятерку, ребенок частично может утратить смысл дальнейшего совершенствования своей учебы, так как выше пятерки в наших условиях, при пятибалльной оценочной системе, все равно не получишь. Если же ученик получил оценку 4, то у него еще есть шанс и возможность добиться большего, в данном случае отличной оценки. Слишком низкая оценка, например единица, уничтожает стремление ребенка к улучшению своих результатов, так как такую оценку трудно исправить и получить, скажем, 5. Обычно учителя не ставят высших оценок тем, кто совсем недавно учился на «неудовлетворительно». Тройка же субъективно воспринимается как такая оценка, после которой вполне можно добиться отличной успеваемости, если постараться.

Оптимальным является тот случай, когда оценка, полученная по пятибалльной системе, на один балл выше или ниже той, которую обычно по данному предмету имеет ребенок. Если раньше он в основном получал тройки или четверки, то наибольшей стимулирующей силой для него, соответственно, станут обладать отметки 4 и 5, а наибольшей негативной силой, вызывающей неприятные переживания и стремление исправить сложившееся положение дел,- оценки 2 и 3.

В системе стимулирования детей наблюдается явление угасания реакции, суть которого состоит в том, что слишком частое использование одних и тех же положительных или отрицательных стимулов ведет к постепенной утрате их мотивирующей роли. Например, чрезмерно частые поощрения детей в форме высоких оценок со временем перестают действовать на них столь же сильно, как они действовали вначале. С другой стороны, постоянное получение низких оценок в конечном счете начинает восприниматься человеком с гораздо меньшими эмоциональными переживаниями, чем это было вначале, и утрачивает свое мотивирующее воздействие. Возникает необходимость время от времени менять характер положительных и отрицательных стимулов, варьировать их для сохранения и поддержания правильной реакции на них.

Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разнообразных побудителей, каждый из которых применяется не часто и в зависимости от того, какие другие интересы и потребности ребенка в данный момент времени являются актуальными. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов: органических, материальных и моральных, индивидуальных и социально-психологических. Органические - это стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (что-либо приятное физически, сладкое, "вкусное и т. п.). Материальные стимулы связаны с приобретением в собственное пользование каких-либо привлекательных, интересных и желательных для ребенка вещей. Моральные стимулы обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей. К их числу можно отнести удовольствие, получаемое от сознания выполненного долга, от оказания помощи другим людям, от соответствия совершенных поступков высоким нравственным целям и ценностям. Социально-психологические стимулы содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений. В их число включены те, которые ориентированы на повышение внимания к человеку, уважение к нему, отведение ему престижной и значимой роли и т. п. Индивидуальные стимулы, содержат в себе нечто весьма личное, существенное для данного человека, имеющее для него особенное значение.

Комплексность мотивации учебно-воспитательного процесса предполагает поиск и варьирование стимулов деятельности каждого ребенка, включение в их число органических, материальных, моральных, индивидуальных, социально-психологических и других возможных стимулов, положительно влияющих на усвоение знаний, на формирование умений и навыков, на приобретение определенных личностных свойств.

Действие различных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредствовано. Говоря о ситуационной опосредствованности, мы имеем в виду то, что восприятие и оценка человеком тех или иных стимулов как значимых обусловлены тем, в какой ситуации это происходит. Один и тот же стимул, например высокая или низкая оценка, может по-разному влиять на стремление к успехам тогда, когда он значим для человека или не значим. Если от получения высокой оценки зависят какие-либо другие важные события в жизни человека, то такая оценка может стать сильным стимулом к достижению успеха. Если от нее мало что зависит в жизни и деятельности ребенка, то вряд ли оценка явится существенным стимулом к деятельности.

Одна и та же оценка может восприниматься по-разному в условиях, когда ей предшествовали неудача или успех или когда она повторяет ранее уже много раз полученную оценку. Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в» себе слабые побуждения к деятельности. Успех, следующий после неудачи, а также неудача, наступающая вслед за успехом, заставляют индивида что-то менять в своем поведении.

Под личностной опосредствованностью воздействия стимулов понимают зависимость этого воздействия от индивидуальных особенностей людей, от их состояния в данный момент времени. Стимулы, касающиеся удовлетворения наиболее важных для человека актуальных потребностей, будут, естественно, сильнее воздействовать на него, чем те, которые относительно индифферентны. В эмоционально-возбужденном состоянии значимость стимулов может восприниматься человеком иначе, чем в спокойном.

В связи с необходимостью более глубокого понимания ситуационной и личностной опосредствованности влияния стимулов вводятся понятия валентности (ценности) и вероятности успеха или неудачи. От них зависит воздействие стимула на поведение человека. Валентность, или ценность, относится к тому значению, которое стимул приобретает в связи с удовлетворением потребностей человека. Чем больше это значение, тем большую валентность имеет соответствующий стимул. Каждая, потребность может быть удовлетворена разными способами, и тот из них, который ей лучше всего соответствует, будет обладать наивысшей валентностью для данной потребности. Понятие «вероятность успеха или неудачи» означает то, в какой степени сложившаяся ситуация, обстановка могут привести к удовлетворению потребности. Чем выше эта степень, тем больше вероятность успеха или, соответственно, неудачи в противоположном случае. Валентность и вероятность успеха касаются области восприятия человеком действующих на него стимулов в той ситуации, в которой они реально возникают.

Рассмотренные понятия имеют прямое отношение к педагогической оценке как к особого рода стимулу. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности- обучении и воспитании - педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализации иных потребностей в различных видах деятельности. Следовательно, к педагогической оценке относятся все приведенные выше понятия и рассуждения. Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Такая оценка должна обеспечивать максимум мотивированности ребенка именно в данных видах деятельности с учетом следующих четырех обстоятельств: знания необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам в учении и воспитании; знания подлинных мотивов участия детей разного возраста в данных видах деятельности; знания индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания; знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств личности у детей.

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ситуации и ряда других факторов соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрений и наказаний, должны меняться.

Типы и способы оценивания успехов и неудач ребенка в учении и воспитании следует систематически варьировать для того, чтобы не возникало явление привыкания и угасания реакции на действие данных стимулов. Таким стимулам желательно придавать дополнительную валентность, а в тех ситуациях, в которых они действуют, обеспечивать достаточно высокую вероятность успеха.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных - через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей. Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали. Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто. Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы, например с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п. Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека. Рассмотрим каждый из перечисленных способов стимулирования в отдельности.

Доброжелательное внимание к человеку всегда считалось одной из действенных форм его поощрения. Человеку приятно, когда он вызывает к себе повышенный интерес со стороны окружающих людей, особенно значимых для него, когда он пользуется вниманием. Такое внимание означает, что его ценят, выделяют среди окружающих людей. И, напротив, когда на человека не обращают внимание, когда его как бы не замечают, то это вызывает у него неприятное чувство. Педагог, обращающий особое, доброжелательное внимание на ученика, проявляющий к нему искренний, неподдельный интерес, тем самым как бы поощряет его, привлекая к нему внимание и окружающих людей. Дети в свою очередь ценят внимание к себе со стороны взрослых, особенно учителей или воспитателей, стараются добиться его, прибегая к разного рода приемам, чтобы во что бы то ни стало стать объектом повышенного внимания. Иногда г этой целью дети преднамеренно делают что-то необычное, совершают определенные поступки и даже проступки исключительно ради того, чтобы привлечь к себе внимание. Оно представляет собой простейший и доступный способ педагогического стимулирования, который часто сочетается с другими, рассматриваемыми ниже. Нередко внимание сопровождается одобрением, что в свою очередь усиливает его стимулирующую роль.

Одобрение выступает как позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок. Когда говорят об одобрении, то имеют в виду вербальную или же невербальную позитивную оценку действий и поступков человека. Вербальная оценка включает словесные высказывания, содержащие соответствующие оценочные суждения, а невербальная-жесты, мимику и пантомимику, выполняющие аналогичную оценочную роль. Часто вербальные и невербальные способы выражения одобрения сочетаются друг с другом.

Признание представляет собой выделение тех или иных достоинств у оцениваемого лица и их высокую оценку. В отличие от внимания, которое не связано с осознанием того, чем конкретно оно вызвано, или одобрения, в котором также особо не подчеркивается предмет оценки, признание определяет его и дает понять оцениваемому лицу, за что конкретно его ценят. Признание вместе с тем выступает как выделение и оценка тех достоинств, по которым оцениваемое лицо отличается от других, в том числе и того, кто его характеризует.

Оценка включает квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знания или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.

Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или успешное завершение этих действий. Поддержка может быть предложена в форме сочувствия, морально подкрепляющего ребенка, или содействия, т.е. выполнения взрослым таких практических действий, которые способствуют активизации деятельности ребенка. Чаще всего поддержка как средство стимулирование проявляется тогда, когда ребенок нуждается в помощи со стороны.

Награда понимается и воспринимается как способ материальной поддержки или оценки действий ребенка. Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату. Если в характере награды не учитывается то или другое, то ее стимулирующая роль снижается.

Следующие способы поощрения – усиление социальной роли, престижа и статуса- являются социально-психологическимисредствами стимулирования действий учащихся и воспитанников. Они связаны с повышением авторитета ребенка в глазах окружающих его значимых людей. Роли, которые в жизни исполняют дети, обладают различной ценностью и привлекательностью для них. Например, роль лидера обычно высоко ценится среди детей, а роль изгоя, которого никто не любит, не уважает и над которым все смеются, является одной из наименее привлекательных. Отведение ребенку более значимой роли среди сверстников и взрослых является действенным средством стимулирования, особенно в том возрасте, когда дети претендуют на взрослость, независимость и самостоятельность (например в подростковом возрасте).

Под престижем понимается степень уважения, признания, которым пользуется ребенок среди значимых для него людей. С помощью ряда психолого-педагогических приемов (некоторые из них будут обсуждаться в заключительном разделе учебника) можно искусственно повышать или понижать престиж ребенка и тем самым поощрять или наказывать его. Статусом называется действительное положение ребенка в системе межличностных отношений (социометрический статус, например). Он может быть изменен с помощью описанных выше приемов.

Все остальные способы стимулирования представляют собой оценки, даваемые поведению, поступкам, намерениям, действиям манере поведения, результатам деятельности детей. Традиционные школьные отметки выступают как один из этих способов, причем далеко не достаточный для того, чтобы обеспечить разностороннюю и полноценную мотивацию учения и воспитания детей. Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзя ограничиваться только двумя последними способами стимулирования.

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Именительный

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? чего?

Творительный

Предложный

говорить

о ком? о чём?


Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5. Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .

6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

Падеж

Предлоги

Именительный

Родительный

без, у, от, до, с, из, возле

Дательный

Винительный

на, за, под, через, в, про,

Творительный

над, за, под, с, перед, между

Предложный

в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без для родительного падежа (без задоринки) ; по, к для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

Для связной речи в русском языке одни и те же слова могут употребляться в разных формах, это может быть единственное или женский, мужской или средний род, а также склонения с изменением окончаний. И особо важную роль в построении верных высказываний играют именно падежи, которые показывают синтаксическую роль и связь слов в предложении. Склонению подвергаются местоимения и числительные. И в изучении русского языка очень важно научиться определять падежную форму этих частей речи и знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Основные падежи русского языка

Падежная система русского языка достаточно проста для изучения, однако несколько особенностей в ней имеется. Поэтому в школьной программе этой теме уделяется огромное количество времени. Первым делом детей знакомят с тем, на какие вопросы отвечают падежи и как они называются. Вниманию школьников, как правило, представляют лишь шесть основных падежей, хотя на самом деле их намного больше, однако из-за близкой схожести разновидности устаревших падежных форм объединили с основными. Хотя по этому поводу среди лингвистов до сих пор ведутся споры.

Именительный падеж

Именительный падеж в сокращенном виде записывается Им. п. Вопросы именительного падежа - кто? и что? Для всех частей речи такая является начальной и может выступать наименованием предмета, лица или природного явления, а в предложении всегда выступает в роли подлежащего. Например:

Девушка вышла из комнаты; Солнце садилось за горизонт.

Также в именительном падеже может стоять именная часть составного сказуемого. Например:

Никита - мой сын; Александр Васильевич - директор.

Также всегда в именительном падеже стоит главный член и обращение. Например:

Шуми, шуми, камыш; Вот старый домик.

Родительный падеж

Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имен. Слова при таком склонении отвечают на вопросы кого? чего? В сокращенном виде его записывают Р.п.

Эта форма слов имеет разнообразное значение и синтаксическое применение. Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:

  • в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды;
  • если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, съесть супа, нарубить дров.

Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:

  • принадлежность кому или чему либо: дом матери, платье куклы;
  • отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева;
  • оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.

Именно поэтому для правильного определения падежной формы очень важно знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают. Например:

Красивее Наташки, белее снега, быстрее молнии.

Дательный падеж

Чтобы понять, как употребить слово в том или ином случае, нужно четко знать, на какие вопросы отвечают падежи, в каком случае используется определенная форма склонения. Так, например, дательный падеж (кому? чему?) слов чаще всего ставится после глаголов и лишь в немногочисленных случаях после слов, обозначающих предметы.

Главным образом слова в этом падеже употребляются для обозначения главного предмета, к которому направлено действие.

Например:

Передать привет подруге, угрожать врагу, приказ подчиненным.

В безличных предложениях слова в дательном падеже могут употребляться в качестве сказуемого. Например:

Саше стало страшно. Мальчику было холодно. Больной становится все хуже.

Винительный падеж

Вопросы винительного падежа похожи на вопросы других падежей, а именно - на родительный и именительный. Так, к одушевленному предмету это вопрос кого? а к неодушевленному - что? И достаточно часто школьники путают этот падеж с именительным, поэтому для правильного определения в первую очередь в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Слова в этой падежной форме чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие.

Например:

Ловить рыбу, чистить туфли, сшить юбку, выпекать пирог.

Также слова, стоящие в могут выражать количество, время, пространство и расстояние. Например:

Целое лето, каждая минута, каждый год.

Творительный падеж

Так же, как и другие падежные формы, вопросы творительного падежа имеют две формы для живых и неживых предметов. Это особые вопросы, которые не спутаешь с другими формами. Так, для одушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос кем? Например:

Он был знаком (с кем?) с Оксаной и (с кем?) ее матерью .

Для неодушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос чем? Например:

Накормил (чем?) хлебом, напоил (чем?) водой.

Как правило, эта форма слов употребляется в сочетании с глаголами, тесно связанными с именами.

Такая падежная форма слов при глаголах всегда выступает в качестве средства и орудия действия, может быть образом или способом действия, а также иметь значения времени, места, пространства и того, кем производится действие. Например:

(чем?) палкой.

Старик подперся (чем?) ладонью.

Дорога вела (чем?) лесом.

Сказки «Айболит», «Путаница» и «Тараканище» написаны (кем?) Корнеем Чуковским.

Также данная падежная форма слов может встречаться и при именах и иметь следующие значения. При существительных:

  • орудие действия: бить рукой, чистить щеткой;
  • действующее лицо: охрана дома сторожами, отпуск товара продавцом;
  • содержание самого действия: заниматься немецким языком;
  • определительное значение: колбаса колечком, пение басом.

При прилагательных слова в творительном падеже употребляются со значением ограничения указанного признака. Например:

Он был сильный умом и известен своими открытиями.

Предложный падеж

Шестой и последний падеж, который изучают в школьной программе - предложный.

Вопросы предложного падежа, как и других падежных форм, разделяются по направлению к живым предметам (на ком? о ком?) и неживым (на чем? о чем?) . Слова в этом падеже всегда используются с предлогами, именно отсюда и название самого падежа. В зависимости от употребляемого предлога меняется и значение, вопросы предложного падежа всегда строятся при помощи тех же предлогов, которые употребляются в конкретных случаях в контексте.

Употребление предлогов со словами в предложном падеже

Для правильного определения падежной формы слов и правильного употребления их в речи очень важно знать, как связываются падежи с вопросами и предлогами при употреблении различных форм слов в предложениях.

Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:


Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги

Таблица предлогов, которые употребляются в сочетании с различными падежными формами слов, играет огромную роль в изучении падежной системы русского языка.

Ведь именно они, присоединяясь к существительным, могут раскрыть различные значения одного и того же слова.

Падеж Предлог Значение Пример
Родительный вокруг, из-за, до, у

определяют пространство, в котором находится предмет или в котором происходит действие

ходить вокруг парка,

вышел из-за дома,

стоять у дерева

Дательный к, по

употребляются для указания на приближение к объекту, предмету или на место события

подойти к подруге,

ехать по бездорожью

Винительный в, за, на указывают, на какой объект направлено действие

обнять за талию,

смотреть в окно,

поставить на стол

Творительный под, за, над, с

может иметь много значений, в том числе указывать на направленность определенного действия и обозначать пространство

летать над землей,

ходить под мостом,

дружить с бабушкой

Склонение существительны, прилагательных и числительных по падежам

Одной из основных тем данного раздела русского языка является тема: "Склонение по падежам". В результате такого изменения слово преобразуется, приобретая новое окончание, что достаточно важно для правильности построения речи. Склонение происходит путем изменения слова так, чтобы оно отвечало на вопросы каждого падежа. Склонение существительных имеет самостоятельный характер, в то время как прилагательные и числительные в контексте всегда зависят от падежа, в котором стоит связанное с ними слово.

В случае со склонением числительных вопрос также можно видоизменить, как для прилагательного, благодаря чему будет легче просклонять слово.

Склонение числительных по падежам
Падеж Падежный вопрос Вопрос для числительного Числительное
Именительный кто? что? сколько? какой?
Родительный кого? чего? скольких? какого?

восьмого

восьмого

Дательный кому? чему? скольким? какому?

восьмому
восьмой
восьмому

Винительный кого? что? сколько? какого?

восьмого

восьмого

Творительный кем? чем? сколькими? каким?
Предложныйй о ком? о чем? о скольких? о каком?

о восьмом

о восьмой

о восьмом

Цель школьной программы - научить детей не только правильно определять падежную форму слов в том или ином предложении, но и уметь правильно употребить предлог, который полностью раскроет значение высказывания. Такие умения очень важны для построения грамотной речи. Именно поэтому данной теме уделяется особое внимение и достаточное количество уроков русского языка, чтобы дети могли не только изучить, но хорошо закрепить данный материал.

Среди профессиональных психологов сложилось мнение касательно развода, который не так давно дала пианистка Цымбалюк Романовская своему супругу, народному артисту Армену Джигарханяну. И говорит оно о том, что развода, как такового, на самом деле и не было, поскольку даже сами главные действующие лица этой опереточной истории до конца не понимают, что здесь правда, а что нет. Если же принять во внимание то обстоятельство, что у Виталины Цымбалюк Романовской квартира располагается в том же доме, и даже в том же подъезде, что и у Армена Борисовича, то это однозначно выступает в качестве доказательного факта умозаключений специалистов в области психологии и психиатрии.

Как писали несколько раньше корреспонденты нашего новостного агентства, Виталина Цымбалюк Романовская со своим бывшим супругом проживают на улице Молодогвардейской, в одном подъезде, только на разных этажах. Обусловлено же это тем фактором, что ещё на заре своей семейной жизни Армен Борисович избрал этот дом для жительства только потому, что он ему очень приглянулся с эстетической точки зрения и с позиции его географического расположения. А поскольку здесь народный артист провёл самые счастливые свои годы, то даже громкий скандал с разводом не заставил его поменять свои взгляды на жизнь. Если же почитать о Цымбалюк Романовской новости , то становится понятным и тот факт, что женщина также не намеревается съезжать с насиженного места, вынашивая надежду, что всё ещё в их семейной жизни наладится.

Виталина Цымбалюк Романовская последние новости

С целью выяснить все события, которые имели место быть в последнее время вокруг семейной пары народного артиста и пианистки, наши корреспонденты помониторили о Цымбалюк Романовской последние новости и выяснили, что женщина также до сего дня пребывает в некоторой прострации. В частности, она заявила в беседе, что ещё не совсем понятно, насколько реален их с Арменом Борисовичем развод, в том числе и с юридической точки зрения. И дело здесь в том, что Виталина Цымбалюк Романовская последние дни всё чаще сталкивается с информацией того порядка, что ещё остались по этой теме определённые юридические нюансы. При этом женщина отметила, что если вдруг так случится, что с Джигарханяном они ещё состоят в браке, то это, как минимум, будет забавно.

Также о Виталине Цымбалюк Романовской новости говорят в том ключе, и женщина это подтверждает, что она не просто прожила с Арменом Джигарханяном долгих 20 лет, а на протяжении всего этого времени буквально благотворила его. Между тем, как только экс-супруг начал наносить оскорбления в адрес своей экс-супруги, да ещё на всю страну, у Виталины сразу же пропали к нему все чувства. При этом женщина отмечает, что даже кровная обида на этого мужчину не позволяет забывать и переживать о том, как он проводит своё время, и кто за ним ухаживает. Также Виталина Цымбалюк Романовская, последние новости о которой пока умалчивают о судебной стороне дела с разводом, истинно верит, что после всего того, что было после развода, жить с Арменом Борисовичем под одной крышей она не сможет.

Во что верит Цымбалюк Романовская

Есть мнение, что семейные дрязги между влюблёнными людьми, которые уже точно знают, чего хотят от этой жизни, могли бы так и снизойти на нет, оставив семейный союз в неприкосновенности. Однако вмешательство посторонних людей привело к тому, что мы имеем на сегодня - громкий скандал с не менее громкими разоблачениями. Между тем, если бы удалось встретиться с Арменом Джигарханяном тет-а-тет и спокойно обсудить все вопросы без лишних глаз и ушей, то наверняка оказалось бы, что проблема не стоит и выеденного яйца - уверяет Виталина. Также Цымбалюк Романовская последние свои слова в беседе с нашим корреспондентом высказала в том смысле, что она всегда сумеет найти возможности, чтобы позаботиться о своём возлюбленном. И это случится даже в том случае, если Виталина уже будет связана узами брака с другим мужчиной.

В данном контексте стоит напомнить, что о Цымбалюк Романовской Википедия говорит как о женщине, которая ещё не преодолела свой 40-летний рубеж. Сама же экс-супруга Джигарханяна утверждает, что у неё после развода жизнь только начинается, поскольку её поезд отправляется в новую жизнь, полную событий и приключений. Но что страшно, так это тот факт, что отправляется в это путешествие женщина в гордом одиночестве, в то время как он (Армен Борисович) опять остаётся на перроне. Тоже один. Только желания спрыгнуть со ступеньки поезда, побежать вслед за ним, чтобы обнять и поцеловать, у Виталины больше нет. А когда экс-супруга будет уже далеко, Армен Борисович всё равно позвонит и скажет: «Ты мне нужна». Так будет, я уверена... - в завершение сказала Цымбалюк Романовская. Правда, нам видится всё по-другому, поскольку Армена Джигарханяна окружают алчные и завистливые люди, которые никогда не позволят семейной паре воссоединиться. И тот факт, что Цымбалюк Романовская опять потерпела фиаско в суде, может служить косвенным тому доказательством.

Подпишитесь на наши аккаунты в , ВКонтакте , Facebook , Одноклассники , Youtube , Instagram , Twitter . Будьте в курсе последних новостей!

Смотрите также:

  • Цымбалюк-Романовская и Шаляпин заговорили об общих детях

Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...