Ракетные катера вмф. Малые боевые корабли и катера

Серия морских бронекатеров типа «МБК» (проект 161) состояла из 20 единиц («БК-501» – «БК-520»), построенных на заводе №194 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 3 катера погибло, остальные были списаны в 1953-1958 гг. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 151 т. полное – 158 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,5 м.; осадка – 1,3 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 13 узл.; дальность плавания – 450 миль; запас топлива – 9 т. бензина; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт – 25-50-мм; палуба – 15-30-мм; рубка – 8-мм; башни – 45-мм. Вооружение: 2х1 – 76-мм орудия; 2х1 – 45-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х1 – 12,7-мм пулемета.

Бронекатера «Копье» и «Пика» были построены на Путиловском заводе в 1908-1910 гг. Катера списаны в 1954 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 23,5 т., полное – 25 т.; длина – 22,5 м.: ширина –3,1 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 200 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 12 человек. Бронирование: рубка, борт и палуба – 8-мм. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Из серии катеров типа «Д», построенных в США в 1916-1917 гг. к началу войны в строю оставалось 4 единицы. Катера погибли в 1941 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 6,5 т.; длина – 9,2 м.: ширина –2,4 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 100 л.с.; максимальная скорость – 11 узл.; дальность плавания – 500 миль; запас топлива – 700 кг; экипаж – 7 человек. Бронирование: борт – 5-мм, рубка – 6-мм. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Катера «Тревога» и «Партизан» были построены на Коломенском заводе и приняты в строй в 1932 г. В 1941 г. катера прошли модернизацию. Списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 45 т., полное – 55,6 т.; длина – 32 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 22 узл.; запас топлива – 3,3 т. бензина; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт и рубка — 5 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х1- 7,62-мм пулемета.

Серия больших бронекатеров типа «Проект 1124» состояла из 97 единиц и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводах №264, №340 и №363. В годы войны погибло 12 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс.л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудие; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Серия малых бронекатеров типа «проект 1125» состояла из 151 единицы и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводе №340. В годы войны погибло 39 катеров, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30 т.; длина – 22,7 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 750 – 1 200л.с.; максимальная скорость – 20 узл.; запас топлива – 1,3 т. бензина; дальность плавания – 250 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х2 — 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулемет; 4 мины.

Серия малых бронекатеров проекта «С-40» состояла из 7 единиц («БКА-21», «БКА-23», «БКА-26», «БКА-31», «БКА-33», «БКА-34», «БКА-81») и была построена на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького №340. Катера предназначались войскам НКВД для охраны государственной границы на Амударье. Они вошли в строй в 1942 г. Катер разработан на основе катера проекта «1125У». В период войны погибло 3 катера, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 36,5 т.; длина – 24,7 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – 2 дизельных танковых двигателя, мощность – 800 л.с.; максимальная скорость – 19 узл.; запас топлива – 2,3 т. соляра; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 3х1- 7,62-мм пулемета.

Серия морских бронекатеров типа «МКЛ» (проект №186), построенных до окончания войны составляла 8 единиц. Катера были построены на Ленинградском заводе №194 и приняты в строй в 1945 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 156 т., полное – 165,5 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,2 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1 тыс. л.с.; максимальная скорость – 14 узл.; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 42 человека. Бронирование: борт – 30 мм, палуба – 8 — 20 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 2х1 — 85-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х2 — 12,7-мм пулемета; 2х1 – 82-мм миномета.

Из серии катеров типа «Ш-4», построенных на заводе №194 в 1929-1932 гг. к началу войны в строю оставалось 26 единиц. В период войны погибло 7 катеров, остальные были списаны в 1946 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 10 т.; длина – 16,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,2 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; запас топлива – 1 т. бензина; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 5 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 2х1 – 450-мм торпедных аппарата; 2 мины.

Серия катеров типа «Г-5» (проекта 213) состояла из 329 единиц и являлась модернизированной версией типа «Ш-4». Катера строились на заводах № 194, №532 и №639 в 1934 — 1944 гг. девятью сериями и различались толщиной обшивки, двигателями, скоростью и вооружением. В период войны 84 катера погибло, а 10 было списано. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 15 т., полное – 18 т.; длина – 9 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,7 – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 50 — 55 узл.; дальность плавания – 200 миль; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х2 – 7,62-мм или 1-2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 1×4 – 82-мм реактивная установка; 2-8 мин.

Серия катеров проекта «123-бис» (Комсомолец) была построена на базе катера проекта «123», разработанного и построенного Ленинградским заводом №194 и принятого в строй в 1940 г. под обозначением «ТК-351». От серийных катер отличался бугельными торпедными аппаратами, отсутствием бронирования, меньшим весом и большей скоростью. Серия состояла из 30 катеров, построенных в 1944-1945 гг («ТК-7», «ТК-100», «ТК-110» — «ТК-112», «ТК-120», «ТК-122», «ТК-123», «ТК-130», «ТК-131» — «ТК-134», «ТК-140», «ТК-142», «ТК-143», «ТК-146», «ТК-148», «ТК-472» - «ТК-481», «ТК-607», «ТК-608»). Все они были построены на Тюменском заводе №639. Катера имели дюралевые корпуса с 5-ю водонепроницаемыми отсеками, трубные торпедные аппараты и 7-мм бронирование рубки и пулеметных установок. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 19,5 т. полное – 20,5 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 48 узл.; дальность плавания – 240 миль; экипаж – 7 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 457-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 6 глубинных бомб.

Большие торпедные катера типа «Д-3» (проекта 19) выпускались двумя сериями. Первая строилась на Ленинградском заводе №5 в 1940-1942 гг. (построено 26 единиц). Вторая — строилась на заводе №640 в 1943-1945 гг. (47 единиц). В годы войны 25 катеров погибло, а 2 — было списано. Катера имели деревянный двухслойный корпус и бугельные торпедные аппараты. Серии отличались друг от друга весом, двигателями и вооружением. ТТХ катера 1 серии: водоизмещение стандартное – 30,8 т., полное – 32,1 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 32 узл.; дальность плавания – 320 миль; экипаж – 9 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб. ТТХ катера 2 серии: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 37 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; дальность плавания – 500 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 2×4 – 82-мм реактивная установка; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб.

Катер был построен на Ленинградском заводе №194 и принят в строй в 1941 г. Он являлся вариантом катера типа «Д-3» со стальным корпусом. Катер списан в 1950 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 21 т., полное – 34 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 30 узл.; дальность плавания – 380 миль; экипаж – 8 человек. Вооружение: 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Серия катеров типа «Юнга» была разработана на базе охотника типа «ОД-200», состояла из 5 единиц («ТК-450» – «ТК-454») и была построена на заводе №341 в 1944-1945 гг. Катера были списаны в конце 50-х годов. ТТХ катера: водоизмещение полное – 47 т.; длина – 23,4 м.: ширина – 4,4 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 31 узл.; дальность плавания – 490 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 3х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Серия катеров типа «ЗК» состояла из 15 единиц («К-193» – «К-196», «К-206» — «К-208», «К-220», «К-325» — «К-331»), построена в Ленинградской мастерской Морпогранохраны ОГПУ (завод №5) и принята в строй в 1941 г. В период войны 5 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 19 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 600 л.с.; максимальная скорость – 16 узл.; дальность плавания – 350 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1х1- 45-мм орудие или 1х1 – 12,7-мм пулемет; 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров с деревянным корпусом типа «КМ-2» строилась как пограничные, разъездные и служебные катера. В 1935-1942 гг. на «Судостроительной верфи Морпогранохраны» было построено 91 катер. В период войны 67 единиц было переоборудовано в сторожевые катера, а 24 – в катерные тральщики. Во время войны погибло 27 катера. ТТХ катера: водоизмещение полное – 7 т.; длина – 13,8 м.: ширина – 3,1 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 9 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров типа «КМ-4» являлась модернизированной версией «КМ-2» и оснащалась двумя двигателями. В 1938-1944 гг. для ВМФ было построено 222 катеров. В период войны 45 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 165 в катерные тральщики. Во время войны 13 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 12 т.; длина – 19,3 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 126 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 220 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров со стальным корпусом типа «А» была построена на заводе №341 в 1940-1943 гг. в двух вариантах — минометные катера и тральщики. Серия состояла из 22 катеров. ТТХ катера: водоизмещение полное – 8 т.; длина – 15,6 м.: ширина – 3 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 8 узл.; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Катера со стальным корпусом типа «Рыбинец» были построены на заводе №341 в 1930-1932 гг. как рабочие и разъездные катера. В годы войны 37 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 44 – в катерне тральщики. В период войны погибло 27 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30,1 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 136 л.с.; максимальная скорость – 9,3 узл.; дальность плавания – 800 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1-2х1 – 7,62-мм пулемета.

Серия катеров типа «МКМ» состояла из 6 единиц («К-192», «К-210», «К-234», «К-273», «К-274», «К-335») построенных в 1939-1940 гг. Катер «К-234» погиб в 1943 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 18,3 т.; длина – 16,2 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 850 л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; дальность плавания – 370 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Катера со стальным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (35 единиц) и тральщики (33 единицы). ТТХ катера: водоизмещение полное – 23,4 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 65 — 93 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Катера с деревянным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (8 единиц) и тральщики (8 единиц). ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 19т., полное – 22,6 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 93 – 100 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

19 разъездных и служебных катеров, построенных на заводе №5 в конце 30-х годов в 1942-1944 гг. было перестроено в тральщики под обозначением типа «Д-2» и «Д-4». ТТХ катера: водоизмещение полное – 20,3 т.; длина – 16,9 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 75 л.с.; максимальная скорость – 7,5 узл.; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Серия катеров типа «БКМ-2» состояла из 5 единиц и была построена на базе буксирных катеров в 1943-1944 г. на заводе №341. ТТХ катера: водоизмещение полное – 58 т.; длина – 23 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 500 л.с.; максимальная скорость – 12 узл.; экипаж – 16 человек. Вооружение: 1х16 – 132-мм реактивная установка или 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 1х2 – 12,7-мм пулемет.

Серия сторожевых катеров типа «ПК» состояла из 7 единиц («К-105», «К-108», «К-164», «К-165», «К-197», «К-239», «К-240») построенных в 1927-1928 гг. ТТХ катера: водоизмещение полное – 16 — 29 т.; длина – 17 — 22,6 м.: ширина –3,4 — 3,8 м.; осадка – 0,8 — 1,5 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 300 – 720 л.с.; максимальная скорость – 12 – 13 узл.; дальность плавания –200 — 470 миль; экипаж – 7 — 13 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1 — 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Вне сомнения, наша Страна является первооткрывателем в области постройки ракетного катера, как "революционного класса". Малые размеры корпуса, высокая скорость, маневренность и наличие ударного ракетного оружия, внесли заметные коррективы в тактику военно-морских флотов Мира.


Официально, первый ракетный катер был принят на вооружение в 1960 году. Это были маневренные, скоростные катера 183Р «Комар». Он был вооружён 2 ракетами.


Следующим стал проект 205 («Osa» по классификации НАТО), оснащённый уже 4 ракетами П-15.

21 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 1710 тонн был потоплен тремя ракетами П-15, выпущенными с египетских ракетных катеров типа «Комар» по личному приказу президента Насера в ответ на уничтожение двух торпедных катеров израильским эсминцем и двумя торпедными катерами тремя месяцами ранее. Это был первый случай боевого применения противокорабельных ракет, выпущенных с ракетного катера. Он показал, что ракетные катера являются действенным оружием современной войны, и подстегнул другие страны к созданию собственных ракетных катеров и противокорабельных ракет.


Эсминец "Эйлат". Первая жертва противокорабельных ракет.

Первое же боевое применение показало, что новое оружие радикально изменило тактику и взгляды на его использование на море. Было положено начало новому направлению тактической мысли, перенесенному затем и в другие рода сил: понятие морского боя потеряло традиционный смысл, присущий ему с зарождения войны на море.

Поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой - воздействие по противнику и оборона от его воздействия - стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар - использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Современные ракетные катера сохраняют небольшое водоизмещение (100-500 т) и высокую скорость (30-50 уз). Типичное вооружение - 4 контейнера противокорабельных ракет и малокалиберная артиллерия (20-40 мм). Как правило, реализован динамический принцип поддержания - катера строятся глиссирующие, или на подводных крыльях, реже на воздушной подушке или экранном эффекте.

Однако есть и тенденция к росту водоизмещения, усилению вооружения и средств защиты.


Встречаются образцы, пограничные с корветами, или малыми ракетными кораблями, например, израильский тип «Саар 5».

Другая тенденция идет от стремления сэкономить на содержании и эксплуатации - ракетное оружие частично или полностью снимается для хранения на берегу, катера переоборудуются для патрульной/охранной службы.

По этим причинам в западной классификации катера и корветы часто объединяют в общий класс: легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, FAC ).

На сегодняшний день, ракетный катер, как класс, в чистом виде, в нашей стране представлен одним проектом.


Большой ракетный катер проекта 1241 «Молния».

Была построена серия больших ракетных катеров, строившихся на судостроительных заводах СССР в 1979-1996 годах и поставлявшихся как ВМФ СССР, так и на экспорт, во флота дружественных СССР государств.

В составе ВМФ СССР корабли активно эксплуатировались на всех флотах (Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском) кроме Северного на протяжении 1980-х годов и несли службу в прибрежных водах Советского Союза. На 2011 год ракетные катера проекта 1241 и их модификации состоят на вооружении Военно-Морского Флота России и в ВМС других государств. Серия состоит из нескольких подтипов, отличающихся между собой составом вооружения и типом энергетической установки.

Более подробно, этот проект описан в статье "ВМФ России. Ближайшие перспективы развития. Москитный флот".

Сегодня, в составе ВМФ России находится около трех десятков ракетных катеров. Большинству из них свыше 20 лет. В принципе, можно смело утверждать, что наш "москитный флот" морально и физически устарел. Крылатые ракеты "Термит" и "Москит" наша промышленность уже не выпускает. А строительство новых ракетных катеров не ведется.

В последние десятилетия военно-морскими экспертами не раз высказывались мнения, что эра ракетных катеров, строившихся массово в 1960-1980-х гг. и составлявших основу ударных надводных сил флотов стран «третьего мира», закончилась. Основания для таких скоропалительных заключений, в частности, якобы давал опыт боевых действий американских ВМС против иракских катеров в 1991 г.

Основные выводы:

"Ракетный катер беззащитен против авиации, которая потопит его до момента применения оружия по надводной цели. Поэтому продолжение строительства малых ракетных катеров (водоизмещением до 350 т) бессмысленно, а если строить – то большие (более 500 т) катера, вооруженные эффективными комплексами ПВО и развитыми средствами РЭБ".

Однако при ближайшем рассмотрении очевидность таких выводов оказывается под сомнением.

Во-первых , ставить крест на эффективности ракетных катеров вообще, рассматривая ситуацию спланированных наступательных боевых действий Вооруженных Сил США, в том числе авианосного соединения, против одиночных и действовавших спорадически (если это вообще имело место) иракских катеров, мягко говоря, не корректно. Тезис о доминировании авиации на море со времен Второй мировой войны никем не ставился под сомнение. Действия ракетных катеров против крупных надводных боевых кораблей могут быть эффективными только при гарантированном целеуказании, поддержке со стороны авиации берегового базирования и средств РЭБ, то есть при обеспечении им «режима благоприятствования» своими вооруженными силами, и наконец, с использованием фактора внезапности.

Во-вторых , катера, спроектированные в 1960-е гг. и построенные в последующие десятилетия, явно не соответствовали требованиям времени ни по своему основному – ракетному – вооружению, ни по возможностям средств обнаружения и целеуказания, ни по оборонительным возможностям, ни, наконец, по своему техническому состоянию.

На самом деле, преждевременные «похороны» ракетного катера как класса были обусловлены двумя основными факторами. Первый – это огромные геополитические изменения в мире, связанные с исчезновением СССР и распадом Варшавского договора. Это, с одной стороны, заставило почти весь мир поменять приоритеты в военном строительстве и поставило под сомнение возможность дальнейшего приобретения и поддержания технического состояния военной техники советского производства, а с другой – наводнило мир ставшим «лишним» оружием, которое можно было купить сравнительно дешево. Второй фактор – объективное отсутствие необходимости восполнения естественной убыли корабельного состава флотов «третьих стран» в условиях военно-политической неопределенности.

Какие же проекты ракетных катеров уже разработаны в нашей стране и существуют "на бумаге"?


1. Проект 20970 "КАТРАН" - ракетно-артиллерийский катер

Катер предназначен для борьбы с надводными кораблями и боевыми катерами противника, несения патрульной службы по охране морского района в открытых прибрежных акваториях морей, океанов и во внутренних морях.

Корпус катера выполнен достаточно прочным для плавания в разреженном льду толщиной до 0,4 м. Мореходные качества корабля достаточны для безопасного плавания при состоянии моря до 7 баллов и эффективного использования оружия на волнении до 5 баллов включительно без ограничений по курсу и скорости. Непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков.


Состав вооружения сбалансирован и наряду с высоким ударным потенциалом гарантирует эффективную самооборону корабля от надводного и воздушного противника.


Существует несколько компоновок вооружения данного проекта. Ниже указан один из вариантов.



2. Проекта 12300 «Скорпион» - ракетно-артиллерийский катер

Ракетно-артиллерийский катер предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортов противника самостоятельно и во взаимодействии с ударными силами флота.

Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности.

Что касается корпуса, то он у "Скорпиона", очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения "Молния", имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то "Скорпион" с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.

ТТХ: Водоизмещение 465 т (полное), Длина 56,7 м, Ширина 10,3 м,Осадка 2,7 м, Скорость хода 38 узла (наибольшая),12 узлов (экономическая), Дальность плавания 2500 миль на 12 узлах, Автономность плавания - 10 суток, Экипаж 37 человек.

Вооружение: Артиллерия 1х1 100 мм А-190Э (80 снарядов) – 5П-10А («Пума»), Гранатомет ДП-64, Зенитная артиллерия 1 ЗРАК «Каштан-1» (2х6 30 мм, 2000 снарядов),Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР «Яхонт»,1 ЗРАК «Каштан-1» (8 ПУ ЗУР 9М311-1М).


На сегодняшний день "Скорпион" - вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой "Яхонт" вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. "Яхонт" имеет дальность стрельбы 300 км.

Головной катер был заложен 5 июня 2001 года. Планировалось завершить его постройку 2005 году. Затем планировалась постройка серии, для ВМФ РФ - 10, для ФПС РФ - 10. 30 катеров планировалось построить на экспорт, в том числе для страны Азиатско-тихоокеанского региона. Однако, к настоящему времени (декабрь 2013 года) не достроили даже головной катер данного проекта. Однако сообщений о прекращении строительства в прессе также не появлялось.


3. Проект 12418 "Молния" - большой ракетный катер

Ракетный катер предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортов противника самостоятельно и во взаимодействии с ударными силами флота.

Как видно по фотографии, данный проект является продолжением развития проекта 1241. С той лишь разницей, что в качестве ударного ракетного оружия на нем стоят крылатые ракеты "Уран".

Данные катера мы строим для ВМС Вьетнама.

16 противокорабельных ракет - это серьезное оружие. Напомню, что на существующих в составе ВМФ России катерах этого проекта размещено всего 4 крылатых ракеты "Москит", или "Термит".

ТТХ: Водоизмещение 538 т (полное), Длина 56,1 м, Ширина 10,2 м,Осадка 3,65 м, Скорость хода 35 узлов (наибольшая),12 узлов (экономическая), Дальность плавания 2400 миль на 12 узлах, Автономность плавания - 10 суток, Экипаж 42 человека.

Вооружение: Артиллерия 1х76 мм АК-176М (314 снарядов), 6х30 АК-630М - 2 комплекта (6000 патронов), ПЗРК «Игла» - 12 комплектов, Ракетное вооружение 4х4 ПУ ПКР «Уран-Э», 120-мм комплекс постановки пассивных помех ПК-10 - 1 комплект (4 ПУ КТ-216-Э).

Подведем итоги....

На сегодняшний день “Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» имеет ряд разработок, позволяющих нам строить ракетные и ракетно-артиллерийские катера для нашего ВМФ. А учитывая опыт постройки катеров для ВМС Вьетнама, можно утверждать, что мы способны развернуть строительство серийно.

Меня очень удивляют заявления наших "стратегов" о необходимости срочной постройки кораблей "океанской зоны". Да, они нужны. Но сейчас ли? Может, вначале, есть смысл прикрыть свои прибрежные моря, прежде чем выходить в Океан? Ракетный катер - это не так затратно. С дальностью плавания до 2500 миль он легко прикроет наши прибрежные воды. А с размещением на борту новейших противокорабельных крылатых ракет, катер гарантированно создаст головную боль кораблям противника.

Будем ждать прояснения в "светлых" головах наших адмиралов....

Ракетные катера проекта 12411 предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик - объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).

В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. (С 2008 года ливийская сторона заказала на судостроительном заводе «Вымпел» 3 РК проекта 12411. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов).

разработки РК проекта 12411
Боевые дествия с участием ракетных кораблей вооруженых противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит». Первоначально были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.

Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость.

Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.

Проектрирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.

Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.

Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года. Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации. Для быстрого ввода в стой новых РК ракетные корабли собирались на Хабаровском и Средне-Невском ССЗ. Оба завода строили и сдавали в среднем два-три РК в год, основную часть ракетных катеров построили и ввели в строй с 1985 по 1992 года. Ракетных катеров проекта 1241-1 было построено до 1985 года еще три единицы.

Устройство и конструкция
Водоизмещение РК - около полутысячи тонн, архитектура новых кораблей гладкопалубная с круглоскулыми (передняя часть) и остроскулыми (корма) обводами. Стальной корпус для обеспечения живучести поделен на десять отсеков. Надстройку и внутренние корабельные переборки исполнены из сплавов аллюминия. РК проекта 12411 оснастили новой ДГТУ комбинированного типа. Она состояла из двух газотурбинных двигателей и 2 дизельный двигателей, передающих вырабатываемую мощность на два винта с фиксированным шагом, которые обеспечивали максимальную скорость 40 и более узлов.

Вооружение
Кроме основного противокорабельного комплекса с ПКР 3М-80 «Москит», ракетный катер оснащался одной артустановкой АК-176 калибра 76мм и двумя шестиствольными артустановками АК-630 калибра 30мм. Имелась возможность установки двух блоков ПЗРК Стрела-3.

Ракетные корабли проекта 12411
Всего было заложено 34 корабля, их строили на мощностях Ленинградского «Алмаза», Средне-Невского и Хабаровского заводов:
Р-46 – заводской №402, головной корабль серии, заложен в марте 1976 года на мощностях объединения «Алмаз», спущен со стапелей в марте 1980 года, принят в строй в декабре 1981 года. Списан в 1994 году;
Р47 – заводской №206, первый корабль заложенный на мощностях Средне-Невского завода в июне 1983 года, спущен со стапелей в августе 1986 года, принят в строй в феврале 1987 года. Бортовой №819. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-60 – заводской №207, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №955. Модернизирован – установка ЗАК Палаш. ЧФ;

Р-160 (МАК-160) – заводской №208, заложен в феврале 1986 года, спущен со стапелей в сентябре 1987 года, принят в строй в августе 1988 года. Модернизирован до пр. 12411Т. Бортовой №054. Каспийская флотилия;
Р-187 (Заречный) – заводской №209, заложен в июле 1986 года, спущен со стапелей в апреле 1988 года, принят в строй в марте 1989 года. Бортовой № 855. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-239 - заводской №210, заложен в октябре 1987 года, спущен со стапелей в декабре 1988 года, принят в строй в сентябре 1989 года. Бортовой №953. ЧФ;
Р-334 (Ивановец) – заводской №211, заложен в январе 1988 года, спущен со стапелей в июле 1989 года, принят в строй в декабре 1989 года. Бортовой №954. ЧФ;
Р-109 – заводской №212, заложен в июле 1989 года, спущен со стапелей в апреле 1990 года, принят в строй в октябре 1990 года. Бортовой №952. ЧФ;
Р-291 (Димитровград) – заводской №213, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №825. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-293 (Моршанск) – заводской №214, заложен в апреле 1991 года, спущен со стапелей в августе 1991 года, принят в строй в марте 1992 года. Бортовой №874. ДКБФ;
Р-2 – заводской №215, заложен в 1991 года, спущен со стапелей в 1994 года, принят в строй в феврале 2000 года. Бортовой №870. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-5 – заводской №216, последний заложенный РК на мощностях Средне-Невского завода в 1991 году;
Р-66 – заводской №905, первый заложенный РК на мощностях Хабаровского завода, принят в строй в апреле 1985 года. Списан в 1999 году;
Р-85 – заводской №906, принят в строй в сентябре 1985 года;
Р-103 – заводской №907, принят в строй в ноябре 1985 года;
Р-113 – заводской №908, принят в строй в декабре 1985 года. Списан в 1997 году;
Р-158 – заводской №909, принят в строй в октябре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-76 – заводской №910, принят в строй в декабре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-83 – заводской №911, принят в строй в декабре 1986 года;
Р-229 – заводской №912, принят в строй в сентябре 1987 года;
Р-230 – заводской №913, принят в строй в декабре 1987 года. Списан в 1997 году;
Р-240 – заводской №914, принят в строй в октябре 1988 года;
Р-261 – заводской №915, принят в строй в декабре 1988 года. Бортовой №991. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-271 – заводской №916, принят в строй в сентябре 1989 года;
Р-442 – заводской №917, принят в строй в декабре 1989 года;
Р-297 – заводской №918, принят в строй в сентябре 1990 года. Бортовой №951. ТОФ;
Р-298 – заводской №919, принят в строй в декабре 1990 года. Бортовой №940. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-11 – заводской №920, принят в строй в сентябре 1991 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-14 – заводской №921, заложен в 1988 году, принят в строй в декабре 1991 года. Бортовой №924. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-18 – заводской №922, принят в строй в августе 1992 года. Бортовой №937. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-19 – заводской №923, принят в строй в декабре 1992 года. Бортовой №978. ТОФ;

Р-20 – заводской №924, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в октябре 1991 года, принят в строй в ноябре 1993 года. Бортовой №921. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-24 – заводской №925, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в декабре 1991 года, принят в строй в декабре 1994 года. Бортовой №946. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-29 – заводской №924, последний РК, заложенный на мощностях Средне-Невского завода в 1992 году, принят в строй в сентябре 2003 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК).

Основные характеристики:
- длина – 56.1 метра;
- ширина – 10.2 метра;
- осадка – 4.3 (2.5) метра;
- водоизмещение норма/макс – 436/493 тонны;
- скорость – 38-39 до 41 узлов;
- дальность хода 1600 миль (скорость 20 узлов) или 400 миль (скорость 36 узлов);
- Силовая – ДГТУ, комбинированная, два дизеля (8000 л.с) и две турбины (24000 л.с);
- Вооружение – 4 ПУ с 3М-80 (ПКР Москит); одна АК-176 калибра 76.2мм; два АК-630 калибра 30мм; возможность установки двух ПЗРК Стрела-3 или Игла;
- Оборудование – усиленный радиолокационный комплекс;
-- Команда катера – 40/41 или 44 человека.

Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/049056050057124054057052055.html
http://www.militaryparitet.com/nomen/russia/navy/bokat/data/ic_nomenrussianavybokat/8/
http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/12411.html
http://forums.airbase.ru/2007/01/p2118204.html

Ленинградский судостроительный завод «Пелла», расположенный в городе Отрадном Ленинградской области, начал испытания двух патрульных катеров проекта 03160 «Раптор», построенных для ВМФ России.

Начиная с 2013 года, завод «Пелла» построил уже 11 данных катеров. 2 из них числятся в составе Балтийского флота, 5 - Черноморского, решая разведывательные задачи в составе морских пунктов специального назначения. Два черноморских «Раптора» в 2016 году были переброшены в сирийский Тартус. Еще один катер был построен в варианте связного, но используется для перевозки ВИП- флотоводцев. Как сообщает блог bmpd, он постоянно находится ошвартованным у причального комплекса Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Строительство катеров различных проектов и назначений для ВМФ России, пожалуй, самый динамичный сегмент отечественного кораблестроения. Все они образуют так называемый «москитный флот», который с высокой эффективностью работает в прибрежной зоне, решая полный комплекс задач обороны и ведения боевых действий на расстоянии от 100 до 700 миль от базы.

Быстроходный катер «Раптор»

«Раптор» , разработанный в КБ завода «Пелла», пожалуй, самый миниатюрный катер. Его водоизмещение равно 23 тоннам, а длина - 17 метрам. Предназначен для патрулирования зоны своей ответственности. Но может и отправляться в «командировки» на борту или в док-камере больших десантных кораблей. Что, как было сказано выше, и проделали «Рапторы», приписанные к Черноморскому флоту.

Это на сегодняшний день самые скоростные катера российского ВМФ, их скорость равна 48 узлам. (Правда, к Каспийской флотилии приписаны два более скоростных, но их ресурс уже практически выработан). То есть «Раптор» способен доставить 20 спецназовцев на расстояние в 100 миль практически за 2 часа. На экономической скорости катер способен продвинуться на 300 миль. Громадную скорость обеспечивают два двигателя суммарной мощностью в 2300 л.с., работающие на водометный движитель.

Экипаж - 2 человека. Корпус бронированный. Катер вооружен тремя пулеметами. По бортам расположены «обычные» пулеметы калибра 7,62 мм. Более серьезное оружие -крупнокалиберный пулемет Владимирова. Он оснащен оптико-электронным модулем, способным обнаруживать цели на фоне помех на расстоянии 3 км. Система управления огнем просчитывает траекторию движения цели и вносит поправки на возмущающие факторы. Дальность прицельной стрельбы - 2 км.

По контракту с Минобороны завод «Пелла» построит еще 6 «Рапторов». Таким образом, их количество достигнет 17-и.

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» был разработан в 2008 году нижегородским КБ «Вымпел». В связи с большой потребностью флота в катерах этого проекта, они строятся сразу на трех заводах - на Зеленодольском судостроительном заводе, на владивостокском «Восточная верфь» и на рыбинском «Вымпел». Предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Спуск на воду катера «Грачонок» — первого в серии четырех противодиверсионных катеров, заказанных министерством обороны РФ, на судостроительном заводе «Вымпел»

Это более солидный корабль, чем «Раптор», имеющий водоизмещение в 139 тонн и длину в 31 метр. Максимальная скорость - 23 узла, дальность плавания - 200 миль. Экипаж - 8 человек.

Катер оснащен развитыми средствами контроля надводной и подводной обстановки, а также оборудованием, позволяющим проводить работы на глубине до 300 метров. К ним относятся: РЛС, гидроакустическая станция, оптико-электронный комплекс, телеуправляемый подводный аппарат, судовой водолазный комплекс с барокамерой.

К вооружению относятся крупнокалиберный пулемет калибра 14,5 мм и ручной гранатомет. Для защиты от подводного нападения диверсантов используется автоматический 10-ствольный гранатомет калибра 55 мм. Он способен поражать диверсантов на глубине до 40 метров и на расстоянии до 16 метров. При надводной стрельбе дальность достигает 500 метров. Защиту от нападения с воздуха обеспечивают 4 ПЗРК «Игла».

В строю находятся 12 катеров. Строятся еще 4.

Главную ударную мощь «москитного флота» обеспечивают ракетные катера нескольких проектов, которые отличаются друг от друга используемыми противокорабельными ракетными комплексами. Это большие ракетные катера проектов 12411, 12411 Т, 12417 . Всё это модификации базового проекта 1241 «Молния», разработанного в 1979 году в ЦМКБ «Алмаз» в качестве ответа на аналогичные западные разработки.

Всего было построено 50 катеров для ВМФ и еще 30 на экспорт. В настоящий момент в строю находятся 26 катеров, последние из которых пришли на флот уже в нулевые годы в изрядно осовремененном виде. Более того, командование ВМФ заказало еще 2 катера, которые должны быть построены в следующем году на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел».

Главное оружие последних модификаций катера - четыре сверхзвуковые крылатые ракеты П-270 «Москит», принятые на вооружение в 1984 году. Несмотря на то, что катер имеет небольшое водоизмещение (порядка 500 тонн), одна ракета способна уничтожить корабль водоизмещением в 20 тыс. тонн. Она вполне современная, о чем свидетельствуют, например, полет ракеты на высоте 7 метров, средства радиоэлектронной борьбы, дальность, равная в зависимости от траектории полета от 120 км до 250 км. И очень солидная максимальная скорость в 2,8 М. Ракета обладает способностью маневрировать.

К артиллерийскому вооружению относятся установка АК-176 калибра 76 мм, допускающая автоматическую стрельбу с использованием корабельной РЛС, и 6-ствольная автоматическая артиллерийская установка АК-630 калибра 30 мм. Защиту от нападения с воздуха обеспечивает стационарный ЗРК «Стрела-3».

Что же касается радиотехнического вооружения катера, то по возможностям оно не уступает аналогичному вооружению малых ракетных кораблей.

Как уже было сказано, полное водоизмещение в зависимости от модификации лежит в пределах от 460 тонн до 550 тонн. Длина - 56 метров. Ширина - 10 метров. Экипаж - 40 человек, включая пять офицеров. При основательном весе и габаритах катер имеет максимальную скорость в 42 узла, на которой преодолевает расстояние в 400 миль. Экономический ход в 12 узлов обеспечивает дальность в 2400 миль.

Класс десантных катеров, которых в ВМФ России 35 единиц, представлен пятью проектами. Самый «древний» из них - проект 1176 «Акула» был запущен в производство в начале 70-х годов. Остальные относятся уже к российскому периоду нашей истории.

Абсолютным рекордсменом мира является проект 11770 «Серна» . Эти катера на воздушной подушке при водоизмещении в 99 тонн и длине в 26 метров способны перевозить 92 десантников с полной выкладкой либо технику весом в 45 тонн. При этом имеет скорость в 30 узлов и дальность в 600 миль. С 1993 года были построены 16 катеров.

Совсем новые десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» были разработаны в 2005 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева. Скорость у этого катера на воздушной подушке существенно выше - 35 узлов. При полном водоизмещении в 280 тонн он способен перевозить до 140 тонн груза. Это могут быть 2 основных боевых танка, 4 БТР, сотня десантников в различных сочетаниях. Катер может высаживать десант на неподготовленный берег, условно говоря, на «дикий». Предполагается, что каждый флот должен иметь 4−5 таких катеров. Пока построено 5. Каждому из них были присвоены имена офицеров, отличившихся в годы Отечественной войны 1812 года, - «Атаман Платов», «Денис Давыдов», «Иван Карцов», «Лейтенант Римский-Корсаков», «Мичман Лермонтов». В настоящий момент строятся еще 9 катеров.

Десантный катер «Мичман Лермонтов» проекта 21820 «Дюгонь»

Десантные катера проекта 02250 , разработанные компанией «Еврояхтинг», принадлежащей рыбинскому судостроительному заводу, начали строиться в 2014 году. Готовы две единицы. Это небольшой, водоизмещением в 20 тонн, но скоростной катер, развивающий скорость в 40 узлов. Перевозит 19 десантников на расстояние в 400 миль. Катер имеет пулеметное вооружение, а также беспилотный летательный аппарат, используемый в разведывательных целях. Также предусмотрено выставление катером четырех мин. Конструкторы предусмотрели еще четыре модификации катера: командный катер, медицинский с реанимационным отделением, пожарный, водолазный.

Очень интересную в боевом отношении линию представляет «старый-новый» десантный катер на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена-М» , разработанный в ЦМКБ «Алмаз». Его строительство должно начаться совсем скоро. Это модификация «Мурены», которая, начиная с 80-х годов, была построена в 11 экземплярах. «Мурена» стала развитием катера 70-х годов проекта 1206 «Кальмар», развивающего скорость в 55 узлов. Два таких катера до сих пор служат в Каспийской флотилии.

«Мурена» также имеет рекордную скорость в 55 узлов. Однако у нее существенно повышена огневая мощь. На «Кальмаре» установлены лишь два пулемета калибра 12,7 мм. «Мурена» способна производить эффективную огневую поддержку высаживающемуся десанту. Она вооружена двумя 30-мм автоматическими артиллерийскими установками и двумя гранатометами того же калибра. Также на борту имеются 8 ПЗРК «Игла».

Десантные корабли на воздушной подушке «Джейран» и «Кальмар»

Катер «Мурена-М» имеет полное водоизмещение в 150 тонн. Длина - 31 метр, ширина - 14,6 метра. Дальность хода - 200 миль. Экипаж - 12 человек. Способен перевозить один танк, или 2 БТР, или 140 морских пехотинцев. Может преодолевать препятствия высотой 0,8 метра.

Запланирована постройка пяти катеров «Мурена-М».

Продолжают находиться в строю и еще 4 катера, которые принадлежат к исчезающему виду вооружения. Это артиллерийские катера проектов 1204 «Шмель» . На нем установлена башня от плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм пушкой. В 60-е - 79-е годы было построено 118 таких катеров. У нас их остались 4 штуки. Поскольку катера строились в Николаеве, сейчас они в большом количестве эксплуатируются на Украине.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...