Психологические основы формирования умений и навыков.

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.


Знания, умения и навыки - взаимосвязь

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.


Усвоение знаний - результат

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.

Первые знания ребенок получает в младенчестве

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.

Формирование знаний продолжается практически всю жизнь

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.


Как формируются навыки - схема

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.


Формирование навыков работы с ножницами

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.


Теория развития умений

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  • Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  • Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  • Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  • Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  • Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.


Развитие умений на уроках труда

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

  • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
  • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
  • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
  • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет).


Обучение и воспитание- разницы

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.


Что такое мотивация - определение

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.


Школьное обучение - начало комплексного формирования знаний, умений и навыков

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Похожие материалы

Результатом обучения, прежде всего, является формирование различных видов познавательной деятельности или отдельных ее элементов: понятий, представлений, различных умственных действий.

В учении большую роль играет наличие или отсутствие внимания. «Внимание есть та единственная дверь нашей души, через которую непременно проходит все, что есть в сознании; следовательно, этой двери не может миновать ни одно слово учителя, иначе оно не войдет в душу ребенка. Приучить его держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего ученья», - писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. (9) Ученик может успешно учиться только при наличии внимания. Внимательно слушая объяснения учителя на уроке, он лучше воспринимает, понимает и запоминает его содержание; аккуратность, точность, безошибочность выполнения письменных работ возможны только при сосредоточенном внимании. Усвоение учащимися ныне действующих программ возможно только при высоком уровне развития их внимания.

Главная задача - постоянно поддерживать умственную активность детей, требующую напряжения внимания. В усвоении учебного материала велика роль чувственного, наглядного отражения. Важно развивать целенаправленное восприятие, превращать восприятие в процесс наблюдения. Успешность восприятия зависит от активной работы нескольких анализаторов: слухового, зрительного, двигательного и т.п. А это, в свою очередь, достигается, особенно в младших классах, соблюдением дидактического принципа наглядности. Психологически же очень важно правильно организовать процесс восприятия наглядности: предметной, изобразительной, словесной и знаково-символической.

Правильная организация восприятия материала во многом обеспечивает его понимание, осмысление, предупреждает возможное последующее зазубривание. Нужно научить школьников умению выделять основные, существенные положения учебного материала. Учителю самому требуется продумать, как обеспечить процесс понимания материала. Пониманию во многих случаях способствует создание правильных ярких образов. Не случайно в целях лучшего понимания мы мысленно создаем образ, а иногда выражаем его в схеме, чертеже или рисунке. Отсутствие образов или неверный образ может мешать пониманию. Например, ученику трудно понять историческую обстановку, эпоху, если у него нет воображаемых образов или они неправильны.

Запоминание зависит от характера деятельности. Опыты П.И. Зинченко, А.А. Смирнова показывают, что наибольшая эффективность запоминания будет в том случае, когда оно происходит в активной деятельности. Если ученик сам придумывает задачи, проводит работу с текстом, то запоминание будет более эффективным. При этом надо иметь в виду, что сами учащиеся затрудняются самостоятельно открывать эти приемы. Задача учителя заключается в том, чтобы вооружить их приемами рационального запоминания.

Умения - это сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Круг умений, которыми должен овладеть ученик, очень велик. Одна из важнейших задач школьного обучения - научить учащихся приемам мыслительной деятельности и самостоятельно производить мыслительные операции, такие как: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификацию и систематизацию. С их помощью получать продукты мыслительной деятельности - понятия, суждения, умозаключения. Овладение приемами мыслительной деятельности обеспечивает частичный автоматизм выполнения конкретных действий в учебной деятельности.

Усвоение, как указывает И.А. Зимняя (2007), это сложное понятие и трактуется с разных позиций:

1. Усвоение – это механизм, путь формирования человеческого индивидуального опыта через присвоение социокультурного опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий (умений, навыков), нравственных норм, этических правил поведения. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни в процессе социализации, как стихийно, так и в специально организованных условиях – в обучении и воспитании.

2. Усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение материала.

3. Усвоение – это результат учебной деятельности. В.В. Давыдов писал, что усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает основной целью и главным результатом учебной деятельности.

С.Л. Рубинштейн как условия усвоения знаний выделял следующие взаимосвязанные «стороны» двустороннего (деятельности педагога и учащегося) процесса обучения, которые выступают и стадиями процесса учения:

1. Восприятие учебного материала – ознакомление с учебным материалом включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, т. е., не только восприятие – перцепцию, но и апперцепцию показателем восприятия материала является его понимание (осмысление);

2. Осмысление – входя в первый этап, осмысление определяет закрепление (третий этап). Осмысление направлено на более глубокое раскрытие смыслового содержания знаний; включает в себя все мыслительные процессы: сравнение – сопоставление и различение, анализ и синтез, абстракцию, обобщение и конкретизацию, переход от конкретного, единичного к отвлеченному, общему и от абстрактного, общего к наглядному, единичному;

3. Закрепление – прочность усвоения материала зависит и от этапа первичного с ним ознакомления, и от дальнейшей работы по запоминанию, существенная роль в котором отводится не только повторительному, но и свободному воспроизведению материала. Необходимость самостоятельного воспроизведения активизирует осмысление материала, так как в процессе его изложения совершается проверка, самоконтроль, выявляются места, требующие дополнительного уяснения: «Уточняя, формулируя мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочнее ее запечатлевает» (С.Л. Рубинштейн, 1940);



4. Овладение – возможность оперировать знаниями в различных условиях, применяя их на практике в процессе формирования навыков.

Н. В. Бордовская и А. А. Реан рассматривают обучение как способ организации образовательного процесса, в основе которого заложена система – преподавание и учение. Преподавание – это деятельность педагога, охватывающая:

§ Передачу информации;

§ Организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;

§ Оказание помощи при затруднении в процессе учения;

§ Стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся;

§ Оценку учебных достижений обучающихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого обучающегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Действенность учения предполагает также взаимодействие педагога с обучающимися и организацию как совместной, так и самостоятельной работы.

Второй составляющей процесса обучения является учение – деятельность обучаемого, которая предполагает:

§ Освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;

§ Самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценку учебных достижений;

§ Осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии обучающегося.

§ Овладение системами знаний и оперирование ими;

§ Овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения – умениями и навыками;

§ Развитие мотивов учения, становление мотивации и уяснение смыслов;

§ Овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами.

В структуре учебного процесса Н.В. Басова (2000) выделяет следующие звенья:

1. Получение информации – 40 % учебного времени. При этом выделяется постановка учебной задачи перед учащимися и изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению;

2. Освоение информации – 40 % учебного времени, что прпедполагает закрепление и применение знаний, умений, навыков на практике;

3. Контроль информации – 5-10 % учебного времени;

4. Коррекция процесса рассогласования с информацией – 10-15 % учебного времени.

Реализация содержания обучения осуществляется в различных организационных формах.

Организационные формы обучения – это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом студентов, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и обучающихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму.

В структуре процесса обучения выделяют три группы организационных форм:

§ направленные преимущественно на теоретическую подготовку обучающихся;

§ направленные преимущественно на практическую подготовку обучающихся;

§ формы контроля знаний и умений обучающихся.

Организационными формами обучения в профессиональном обучении являются: лекция, семинар, лабораторное занятие, практическое занятие, курсовая работа, производственная практика, выпускная квалификационная работа.

В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность обучаемых, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель излагает учебный материал для всей группы, ставит одинаковые задачи – студенты решают одну проблему, овладевают общей темой. Фронтальная форма организации учебной деятельности обеспечивает общее продвижение обучающихся к определенному уровню профессионального образования при недостаточном учете индивидуальных способностей и уровне подготовленности и развития каждого студента.

При групповой работе учебная группа разбивается на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 10 человек, но чаще численность группы составляет 3-5 студентов). Групповая работа может применяться для различных целей: решения задач и упражнений, выполнения практических и лабораторных работ, изучение нового материала.

При индивидуальной работе каждый студент получает задание, которое он выполняет независимо от других. Поэтому индивидуальная форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятельности обучающихся. Индивидуальная форма организации учебной деятельности целесообразна для таких видов работ, в которых могут более ярко проявиться индивидуальные особенности и возможности обучающихся. Также она применяется при программированном обучении, а также для углубления знаний и ликвидации пробелов в изучении материала у студентов. Индивидуальная работа имеет значение для формирования у студентов потребности в самообразовании и выработке соответствующих навыков самостоятельной работы.

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Ступени образования и особенности учащихся, в процессе обучения………5

2. Психологические закономерности формирования умений и навыков……….9

2.1. Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков…………………………………………………………………….10

3. Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения……………………………………………………………...16

Заключение………………………………………………………………………...20

Список использованных источников………………………………………….....22

Введение

Успех определенной деятельности зависит от умения. Как системное образование умение содержит знания, приемы, навыки, другие компоненты индивидуального опыта (чувственного, практического, интеллектуального, эмоционального, рефлексивного) субъекта. Оно основывается на знаниях и навыках человека, а также на ее готовности успешно выполнять определенную деятельность.

Умение - способность использовать имеющиеся знания, понятия, оперировать ими для выявления существенных свойств объектов и явлений, успешного решения теоретических и практических задач

Ученик должен обладать разнообразными специфическими и обобщенными умениями.

Знание становится основой умения, если оно адекватное реальности (соответствует объективным свойствам предметов и явлений), свойства предметов и явлений существенные для целей, переходящие в действие, а действия обеспечивают использование этих свойств для достижения цели.

Умение формируется легко при глубокого понимания детьми сути понятий, свойств, закономерностей связей. Решение может затруднять маскировки существенных связей многими второстепенными данными или сведениями, установка школьника на использование определенного способа решения задачи. Выделение существенных для задач характеристик зависит от умения ученика понять ситуацию целостно, а не отдельные ее элементы. Большую роль играет здесь предыдущий опыт ученика.

Научение умением происходит благодаря постановке перед учащимися задач, требующих использования усвоенных ими знаний. Дети занимаются поисковой деятельностью разными способами: например, путем проб и ошибок, целенаправленно, творчески используя эвристические методы. Иначе подходом ученики изучают признаки, которые отличают один тип задач от других. В процессе решения они определяют тип задачи и усваивают соответствующие операции, предназначенные для их решения. Нередко учащихся специально обучают умственной деятельности, необходимой для использования знаний. На практике педагоги используют различные пути формирования умений, часто это происходит стихийно.

1. Ступени образования и особенности учащихся в процессе обучения

Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями. В то же время все обучающиеся на определенной образовательной ступени характеризуются исходными общими и типическими для них особенностями.

1. Ступень младшей школы – это начало общественного бытия человека как субъекта учебной деятельности. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию. Ожидание нового, интерес к нему лежат в основе учебной мотивации младшего школьника.

В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период деятельности, необходимые учебные

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...