Протяженность железных дорог в мире на. Железнодорожный транспорт в россии

II . Деревообрабатывающая промышленность - отрасль лесной промышленности. Используя как сырье различные лесоматериалы, деревообрабатывающая промышленность осуществляет механическую и химико-механическую обработку и переработку древесины.

Деревообрабатывающая промышленность производит такие материалы, как шпалы, фанера, древесные плиты, брусья, а также готовые детали для вагоностроения, автостроения, авиастроения, судостроения, спички, мебель, деревянную тару и др.

Деревообработка является одной из главных и перспективных отраслей лесопромышленного комплекса. Основное направление развития деревообработки - повышение уровня качества продукции за счет использования новых технологий и современного оборудования.

Основная задача деревообрабатывающего производства - глубокая переработка древесины, включая максимальное использование отходов от лесозаготовок и деревообработки, изыскание дополнительных резервов древесины и ее экономии во всех отраслях народного хозяйства.

В структуре лесопотребления наблюдаются следующие тенденции: сокращается общее потребление древесины (пиловочника, пиломатериалов, фанеры), повышается доля использования древесных плит (ДСП, ДВП), возрастают объемы переработки и использования низкосортной древесины и ее отходов.

Наблюдается общая тенденция снижения отходов древесины в процессе ее переработки и роста использования их в качестве вторичного сырья. Использование древесных отходов на технологические цели ныне - одно из ведущих направлений комплексного использования древесного сырья на деревообрабатывающих предприятиях.

В лесной и деревообрабатывающей промышленности осуществляются эффективные мероприятия по концентрации и специализации производства, ускорению его технического перевооружения, совершенствованию новых технологических процессов, повышению качества выпускаемой продукции. Основной задачей отрасли на ближайшую перспективу остается дальнейшее улучшение структуры производства и комплексного использования древесины, особенно малоценной и мягколиственных пород, наращивание темпов технологического использования древесных отходов, внедрение более совершенных технологий, машин и оборудования, прогрессивных высокоэффективных материалов - заменителей древесины.

На данный момент под влиянием прогресса деревообрабатывающая отрасль развивается в направлении разработки и использования более безотходных и производительных технологий обработки материалов. Не будет возможности повысить уровень эффективности лесопиления без внедрения таких факторов: механизация выгрузки материалов и его сортировки по габаритам и качеству перед обработкой; развитие пакетных способов перевозки материалов; внедрение агрегатной переработки бревен больших размеров; замена устаревших станков и пилорам на новые; использование камер для сушки, линий сортировки и браковки материала высокой производительности; переработка отходов на биотопливо и технологическое сырье.

Осуществление вышеописанных мероприятий даст возможность достигнуть высокого уровня технологии лесопильного производства посредством создания нового оборудования, которое обеспечит оптимальные способы раскроя пиломатериалов и высокую производительность труда.

Расширение использования лесной продукции может способствовать более интенсивной эксплуатации лесов. Лесозаготовки могут оказаться невыгодными в массивах, которые, хотя и не отличаются особым разнообразием пород, однако расположены в отдаленных районах либо характеризуются низкой плотностью насаждения. Если бы в результате усовершенствования технологических процессов или создания новых рынков сбыта удалось наладить изготовление новых видов продукции из других древесных пород и использовать деревья в более широком интервале классов толщины, можно было бы найти практическое применение для гораздо большей доли прироста насаждений. При этом открылись бы не только обширные перспективы освоения новых видов лесной продукции, но и возможности экономии существующих запасов древесного сырья (например, создание новых вафельных и древесно-стружечных плит с улучшенными эксплуатационными параметрами, утилизация порубочных отходов, повторное использование производственных отходов на деревообрабатывающих предприятиях); это помогло бы сбалансировать предложение и спрос, а также отчасти снять антропогенную нагрузку с естественных лесов.

Преимущества подобного подхода очевидны, однако столь же очевидны и недостатки. Более интенсивное использование расширенного ассортимента древесных пород может привести к более интенсивной эксплуатации лесов, и в том случае, если сперва не будут разработаны системы ведения лесного хозяйства, позволяющие обеспечить неистощительное и непрерывное лесопользование, возникнет угроза крупномасштабной вырубки лесов и "подрыва" базы лесных ресурсов.

Альтернативы использованию первичных (и вторичных) лесов с целью получения древесины, побочных продуктов леса, развития экстенсивного земледелия и животноводства на лесных землях могут быть следующими:

Сокращение потребления древесины путем ее экономии, усовершенствования дровяных печей, использования других видов топлива;

Изготовление шпонов, вафельных плит и древесностружечных плит с улучшенными эксплуатационными параметрами, использование древесных отходов;

Более интенсивное использование древесных пород путем усовершенствования технологии деревообработки, создания новых видов продукции, расширения рынков;

Закладка плантации для увеличения объема производства лесоматериалов;

Разработка программ лесоводства и посадка деревьев отдельными землевладельцами с целью увеличения объема производства лесоматериалов;

Содействие развитию отечественной деревообрабатывающей промышленности с целью получения прибыли от добавленной стоимости, отказ от политики, предусматривающей максимизацию объема лесозаготовок в расчете лишь на краткосрочную перспективу;

Полное использование деревьев, уничтоженных в процессе сведения лесов, для целей, не имеющих отношения к лесному хозяйству (например, для сооружения плотин и водохранилищ, строительства дорог, промышленных предприятий, жилых домов);

Интенсификация сельскохозяйственного производства и повышение продуктивности лесных плантаций на плодородных почвах или на участках, которые уже были расчищены от лесной растительности.

Борьба с загрязнением воздушного бассейна

В зависимости от технологии производства и местонахождения предприятия могут потребоваться (по отдельности или в сочетании) следующие методы уменьшения выбросов загрязнителей в атмосферу до приемлемых уровней:

    использование электрофильтров;

    использование скрубберов;

    использование циклонов;

    использование каплеотбойников из проволочной сетки;

    использование фильтров;

    сжигание газообразных загрязнителей;

    чистка воздушной струей или десорбция паром;

    жадкофазное окисление;

    абсорбция

Борьба с загрязнением водных объектов

Могут применяться следующие варианты обезвреживания и очистки сточных вод:

    очистка и повторное использование воды;

    обезвоживание ила и шлама;

    выпаривание сточных вод;

    осаждение, флокуляция, фильтрование твердых частиц;

    нейтрализация кислых или щелочных сточных вод;

    использование очищенных сточных вод в сельском хозяйстве;

    денитрификация сточных вод.

III . В СЗФО сосредоточено около 40% лесных ресурсов европейской части России, общие запасы составляют 6,3 млрд куб.м, причем хвойные породы занимают 81% лесопокрытой площади, запасы спелой древесины - 77,8%. Более 80% лесопокрытых площадей сосредоточено в Архангельской области и Республике Коми.

На долю лесной промышленности приходится более 20% выпуска промышленной продукции района. Она отличается высоким уровнем специализации и завершенностью лесопромышленных циклов. Наибольшее развитие лесная промышленность получила в Архангельской области, Республике Карелия, где она дает более 1/2 промышленной продукции этих территорий, и Республике Коми.

Отличительной особенностью отрасли в районе является глубокая переработка древесины, которая осуществляется на крупных целлюлозно-бумажных комбинатах Кондопоги, Сегежи, Котласа, Архангельска, Новодвинска.

Архангельская область

В Архангельской обл. сформировался крупнейший в России лесопромышленный комплекс. Доля Архангельской обл. в лесопромышленном производстве России составляет 8% деловой древесины, 7% пиломатериалов, 33% товарной целлюлозы, 30% картона. На предприятиях химико-лесного комплекса области работает 75 тыс. человек, или 45% от числа занятых в промышленности. Заготовкой и переработкой древесины в области занимаются более 150 предприятий. Большинство лесозаготовительных предприятий осваивают отведенный лесфонд на 40-50%. Производственные мощности целлюлозно-бумажных комбинатов области используются на 50-60%. Лесопильно-деревообрабатывающие предприятия, которых в области более двадцати, используют производственные мощности на 30-40%. Почти все они ориентированы на выпуск экспортных пиломатериалов. Производственная мощность по выпуску пиломатериалов составляет 4 млн. куб. м в год, в т.ч. экспортных - до 1,7 млн. куб. м. Самые крупные лесопильные заводы расположены в Архангельске, Онеге, Котласе и в Мезенском районе.

Республика Карелия

Лесной комплекс и связанные с ним отрасли (лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная) являются определяющими в экономике Карелии. Лесом (главным образом сосной и елью) покрыто 49% площади республики. Наиболее крупными предприятиями лесопромышленного комплекса республики являются: ОАО "Суоярвский КЛПХ", ОАО "Кемский лесозавод", ОАО "Кондопога", ОАО "Сегежабумпром", ОАО "Суоярвская картонтара", ОАО "ЦЗ Питкяранта". В производстве основных конечных продуктов лесопромышленного комплекса Карелии за последнее время наметилась тенденция к оздоровлению.

Республика Коми

Лесопромышленный комплекс является вторым по значению в экономике Республики Коми и представлен предприятиями лесного хозяйства, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности. Заготовка древесины сосредоточена в бассейнах рек Вычегды, Печоры и Мезени. На территории республики заготовку леса производят около 110 предприятий. Ведущим предприятием по заготовке древесины в республике является АО "Комилеспром". Из деревообрабатывающих производств наибольшее развитие в республике получило лесопиление, представленное 149 лесопильными производствами. Одним из крупнейших в России предприятий целлюлозно-бумажной промышленности является Сыктывкарский ЛПК. Основная задача лесопромышленного комплекса республики - увеличение объемов не только заготовки, но и глубокой переработки древесины. Крупной отраслью деревообработки становится мебельное производство, выпуском мебели в республике занято 14 предприятий.

Вологодская область

Лес - главное природное богатство Вологодской обл. Лесопромышленный комплекс области производит свыше 6% продукции всей промышленности и представлен более чем 200 предприятиями с общей численностью работающих около 50 тыс. человек. Лесозаготовительные предприятия имеют лесовозные дороги круглогодичного и сезонного действия, зимние склады, примыкающие к Северной и Октябрьской железным дорогам, Волго-Балтийскому каналу, транзитным рекам с судовыми перевозками. Лесопромышленный комплекс области имеет все предпосылки для того, чтобы стать динамично развивающейся отраслью экономики области, базирующуюся на принципах формирования социально-ориентированной экономики.

В Сибири и на Дальнем Востоке, т.е. в наиболее многолесных районах, значительная часть лесов труднодоступна и около 20% лесопокрытой площади занято низкопродуктивными лесами, име­ющими большое защитное значение (это в первую очередь притундровые и горные леса).

Средний ежегодный прирост запаса древесины на 1 га в европей­ской части России колеблется от 1 м 3 на севере до 4 м 3 в средней полосе. В азиатской части он составляет от 2 м 3 на юге до 0,5 м 3 на севере, что объясняется суровыми климатическими условиями, высоким возрастом насаждений и последствиями лесных пожаров.

По качеству леса выделяются респуб­лики Коми и Карелия, Архангельская и Вологодская области, в которых преобладают ель и сосна.

Леса - одно из главных богатств России. По площади лесов Россия занимает первое место в мире. Запасы древесины составляют одну четвертую часть всех мировых запасов леса, их общее количество, пригодное для рубки, составляет 1,4 млрд. м³, а ежегодный прирост - 830 млн. м³.

Древесина широко применяется в народном хозяйстве, а также поставляется на мировой рынок. Среди перерабатывающих предприятий лидирует целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность по объему выпускаемой продукции, а деревообработка занимает первое место по числу действующих предприятий.

Российские леса представлены следующими видами:

  • Хвойные леса, в которых растут сосны, ели, лиственницы, пихты, кедры.
  • Лиственные, характерны наличием березы, бука, клена, дуба, липы, осины.

По хозяйственному использованию леса делятся на:

  • Природоохранные.
  • Защитные. Вырубка возможна только в объеме годичного прироста леса.
  • Эксплуатационные, с разрешенной сплошной рубкой деревьев.

В природоохранных лесах вырубка строго запрещена. В этих лесах первостепенной является не древесина, а другие ценности, такие как:

  • сохранение редких видов животных, птиц, кормовых баз для них, реликтовых деревьев, растущих в особых климатических зонах;
  • сохраняются леса, поддерживающие водный режим, защищающие от эрозии;
  • крупные лесные ландшафты с естественными экологическими процессами;
  • леса, необходимые местному населению для обеспечения существования и сохранения культурных традиций тоже находятся под охраной.

География лесных ресурсов России

По территории РСФСР леса распределены неравномерно. Основные массивы находятся на востоке и севере страны. Юг страны и Крайний Север являются лесодефицитными зонами.

Лесопромышленные производства

Отрасли лесной промышленности составляют 4 большие группы:




Она включает в себя непосредственно работы по заготовке древесины и ее транспортировке (вывозу или сплаву), утилизацию отходов своего производства.

Добыча леса является базовой отраслью лесопромышленного комплекса. Размещение лесозаготовительных предприятий определяется наличием сырьевой базы и перерабатывающих производств.

Ведущее место в заготовке древесины принадлежит Европейскому Северу, который обеспечивает одну треть всей промышленной древесины.

Второе место принадлежит Восточной Сибири (Иркутская область и Красноярский край), третье - Уралу (Пермская и Свердловская области). Заготовки леса производятся также на Дальнем Востоке, в Западной Сибири и на Северо-Западе.

В Центральном и Волго-Вятском районе объемы заготовок сократились.

Продукция ее многообразна:

  • доски;
  • шпалы;
  • элементы из дерева;
  • плиты;
  • фанера;
  • готовые элементы для машиностроительных предприятий (судо- и вагоностроения, самолетов, автомобилей и т. д.);
  • мебельные запчасти;
  • деревянная тара;
  • спички.

Фанеру изготавливают из березы, предприятия размещены в Северном регионе, на Урале и в Северо-Западном регионе. Лесопильные предприятия базируются преимущественно в европейской части России. Вблизи них располагаются предприятия по выпуску ДСП (листов и плит из древесно-стружечной массы).

Мебельная промышленность занимается выпуском мебели и сопутствующих товаров. Она требует высококвалифицированных кадров инженеров и рабочих и хорошо развита в крупных городах.

Спички выпускают из осины в местах наличия сырьевой базы. сократилось на 65% за последние 16 лет, но осталось востребованным.

Используя методы химической и механической переработки, выпускает целлюлозу, бумагу и картон из древесного сырья. Это сложное производство, требующее значительных затрат древесины, воды и электроэнергии. Поэтому такие предприятия располагаются в зонах леса и водных источников.

Основное их размещение - в европейской части России. В Северном экономическом районе, лидирующем по выпуску бумаги, выделяются Кондопожский и Сегежский ЦБК в Карелии, Соломбальский ЦБК в Архангельской области, целлюлозно-бумажные комбинаты в Котласе и Сыктывкаре.

Вторым по выпуску бумаги является Урал, Пермская и Свердловская области. Среди них крупные центры в Соликамске, Краснокамске, Перми.

В Сибири созданы лесопромышленные комплексы (ЛПК), такие как:

  • Братский;
  • Усть-Илимский;
  • Енисейский;
  • на Дальнем Востоке - Амурский ЛПК;
  • в Северном экономическом районе - Архангельский и Сыктывкарский ЛПК.

Лесопромышленные комплексы сочетают лесозаготовки и различные производства лесной промышленности.

Эта отрасль лесного хозяйства дает более 100 различных видов продукции, необходимых для целого ряда других отраслей промышленности:

  • лакокрасочной;
  • металлургической;
  • медицинской;
  • резиновой и других.

Представлена двумя группами предприятий:

  • гидролизная промышленность, производящая канифоль, скипидар, глицерин, спирт;
  • предприятия, выпускающие пластмассы, лаки, эфиры, искусственное волокно, линолеум и прочее.

Основные проблемы

Переход на рыночные отношения негативно отразился на экономике лесной промышленности, произошел кризис, спад производства, сократились инвестиции. Это привело к переходу предприятий лесопереработки в частные руки.

В настоящее время лесная промышленность имеет много проблем. Основной из них является низкая рентабельность: на переработку идет не более 25% сырья. Много отходов в виде коры, сучьев, хвои.

Огромные лесные массивы в Сибири, составляющие 78% всей лесной территории России, не обеспечены предприятиями по химической переработке древесины, плохо используются отходы лесозаготовок. В этих районах наблюдаются незаконные вырубки леса, нарушения предпринимательской деятельности.

Создание новых предприятий в Сибири требует значительных финансовых вложений и пока не планируется. Не способствует этому суровый климат и нехватка трудовых ресурсов.

В то же время европейская часть России стала испытывать трудности из-за нехватки сырья. Леса здесь сильно вырублены, а восстановление является длительным процессом. Сырьё приходится завозить из дальних регионов. Из-за этого сокращаются объемы производства. Сдерживающими факторами роста производства являются также:

  • постоянный рост цен на топливо;
  • переход транспорта на коммерческую основу;
  • отсутствие законодательной базы для регулирования экономических отношений с зарубежными предприятиями;
  • отсутствие контроля за инвестированием.

Сейчас огромное количество древесины вывозится на экспорт. Для создания конечного продукта не хватает мощностей.

Трудностей много, но в России ведутся активные работы по оснащению предприятий современным оборудованием и внедрению новых технологий.

Это позволит увеличить экспорт бумажной продукции, на которую в Европе имеется повышенный спрос.

Видео: Лесная промышленность России

Тип предприятия материального производства определяется предметом труда, спецификой технологических процессов и применяемых орудий труда, квалификационным составом, производственными навыками работников, составом выпускаемой продукции и организационной структурой управления.

Типы предприятий, так же как и организационные структуры управления, динамичны, постоянно совершенствуются в целях более полного использования преимуществ и возможностей экономики развитого социализма.

В комплекс лесных отраслей входят: лесное хозяйство, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая и гидролизная промышленность. В соответствии с существующей в нашей стране классификацией отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности в лесное хозяйство входят лесохозяйственные предприятия, осуществляющие отпуск леса и учет лесного фонда (лесосырьевых ресурсов), лесовосстановление и лесоразведение, уход за лесом, мелиорацию лесных площадей, охрану лесов, защиту лесов от вредных насекомых и болезней, производят заготовку и вывозку древесины и используют все полезности леса.

В системе лесного хозяйства существуют лесхозы, лесхоззаги, леспромхозы и лесокомбинаты с входящими в их состав лесничествами; лесные питомники, загородные лесопарки, лесомелиоративные станции.

В лесозаготовительную промышленность входят: лесозаготовительные предприятия, предприятия по добыче осмола, живицы и барраса.

Деревообрабатывающая промышленность включает: лесопильно-деревообрабатывающее производство; производство деревянных конструкций, фанеры, деревянной тары; мебельную промышленность; производство спичек и прочие производства деревообрабатывающей промышленности.

В лесопильно-деревообрабатывающие производства соответственно входят предприятия по производству пиломатериалов, шпал, деревянных стандартных домов, деревянных заготовок и деталей, древесностружечных и древесноволокнистых плит и прочих изделий из дерева производственного назначения.

Целлюлозно-бумажная промышленность охватывает предприятия по производству целлюлозы, полуцеллюлозы, древесной массы, бумаги, картона, кальки, пергамента, фибры, а также по производству бумажной и картонной тары, предприятия по производству тетрадей, бумажно-беловых товаров (альбомов, блокнотов и т. п.) и других изделий из бумаги и картона.

В лесохимическую промышленность включаются предприятия по сухой перегонке древесины, канифольные заводы и предприятия по переработке сопутствующих и побочных продуктов лесохимических производств. Гидролизная промышленность объединяет предприятия по производству кормовых дрожжей, этилового спирта, фурфурола и его производных и другой продукции, получаемой методом гидролиза древесины.

В состав основных производственных процессов комплекса лесных отраслей входят: лесовосстановление, лесовыращивание, защита и охрана леса, лесозаготовки, первичная переработка низкосортной древесины и древесных отходов лесозаготовок, лесопиление, механическая обработка древесины, химико-механическая и глубокая химическая переработка древесины. Каждый из указанных производственных процессов разделяется на более мелкие специализированные процессы. Производственные процессы в каждом предприятии могут осуществляться раздельно (изолированно) от других или в комбинации с другими. Каждый из указанных процессов имеет различные предметы труда, специфическую технологию и орудия производства, квалификационный состав работников и структуру выпускаемой продукции.

Тип лесного предприятия помимо основных признаков (предмет труда, технология, орудия труда, кадры, продукция, структура) определяется уровнем концентрации, комбинированием, специализацией и кооперированием производств. Наиболее характерными и оказывающими большое влияние на тип предприятия являются комбинирование и специализация. Масштабы предприятия определяются уровнем концентрации, на который оказывает влияние и комбинирование.

Начальные стадии производств лесного комплекса - лесовосстановление, лесовыращивание, лесозаготовки и первичная обработка древесины с использованием всей низкокачественной древесины и древесных отходов. В зависимости от того, в какой степени комбинируются эти производственные процессы в предприятии, предприятие может выполнять только лесохозяйственные функции, лесозаготовительные, лесохозяйственные и лесозаготовительные, лесохозяйственные, лесозаготовительные в сочетании с первичной обработкой древесины, направленной на использование всей низкокачественной древесины и древесных отходов.

На степень комбинирования этих производств и уровень концентрации производства в предприятии существенно влияет состояние лесного фонда - лесоэкономический район. В малолесной зоне функционируют в основном лесохозяйственные предприятия с различной степенью комбинирования производственных процессов, в многолесной зоне - лесозаготовительные предприятия с различной степенью комбинирования производственных процессов, а также лесохозяйственные предприятия, выполняющие функции лесовосстановления, лесовыращивания, защиты и охраны леса. В этих условиях на одних и тех же лесных площадях функционируют два типа предприятий: лесозаготовительные и лесохозяйственные. В зависимости от удельного веса лесохозяйственных, лесозаготовительных работ и работ по первичной обработке древесины в общем объеме работ предприятия лесные предприятия малолесных районов называются лесхозами, леспромхозами, лесхоззагами, лесокомбинатами и др.

Несмотря на значительное количество и часто твердо не установившиеся наименования лесохозяйственных предприятий, выделяют четыре типа действующих предприятий:

лесхоз - выполняет только лесохозяйственные работы (лесозаготовки передаются специализированному лесозаготовителю) или преимущественно лесохозяйственные работы при малом удельном весе лесозаготовительных работ и работ по первичной обработке древесины;

леспромхоз - наибольший удельный вес в составе работ занимают лесозаготовительные работы и частично работы по обработке древесины; при этом весь объем лесохозяйственных работ выполняется силами и средствами самого предприятия;

лесхоззаг - в общем составе работ удельный вес лесохозяйственных работ примерно равен удельному весу работ лесозаготовительных;

лесокомбинат - комплексное предприятие, выполняющее лесохозяйственные, лесозаготовительные работы и работы по первичной обработке древесины (в ряде случаев в значительных объемах).

В предприятиях всех типов в той или иной мере развито побочное пользование.

Лес, как живой организм, непрерывно растет и дает ежегодный прирост древесины, формируются лесонасаждения различной возрастной структуры, а это создает лесобиологические и экономические условия для ведения непрерывного (неистощительного) комплексного хозяйства.

В многолесной зоне функционируют в основном леспромхозы трех типов:

1. Леспромхозы, входящие в состав крупной лесосырьевой базы лесопромышленного комплекса или комбината и не имеющие в своем составе лесопильно-деревообрабатывающих производств. Доставка круглого леса на площадку ЛПК производится в зависимости от особенностей района в деревьях, хлыстах или сортиментах. В таких леспромхозах, как правило, отсутствуют нижние склады. При наличии нижнего склада на нем организуется лишь переработка лесосечных отходов на технологическую щепу. При отсутствии нижнего склада технологическая щепа может производиться на мощных мобильных установках непосредственно на лесосеках и на специальном транспорте доставляться на ЛПК.

2. Наиболее распространенный тип леспромхоза - самостоятельное предприятие, организуемое вне лесосырьевой базы лесопромышленного комплекса с развитым нижним складом. В таком предприятии имеются развитые лесопильно-деревообрабатывающие производства и производства по использованию древесных отходов, а также подсочке леса. Такое предприятие по поставкам продукции кооперировано: по круглому лесу и технологической щепе - с целлюлозно-бумажными, фанерными и лесопильно-деревообрабатывающими комбинатами, с угольными шахтами и др.; по пиломатериалам и заготовкам - с деревообрабатывающими, мебельными, тарными и др.; по прочим продуктам лесоэксплуатации - с лесохимическими и другими промышленными предприятиями.

3. Леспромхозы, находящиеся в зонах молевого сплава и отправляющие лес в круглом необработанном виде водным путем на лесопильно-деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные комбинаты и другие предприятия. По мере сокращения объемов молевого сплава количество предприятий третьего типа будет интенсивно сокращаться, а первого и особенно второго типа - возрастать.

В некоторых лесоэкономических районах превалируют леспромхозы второго типа. Так, в Свердловской области удельный вес таких предприятий составляет 80%. В районах, где большинство лесовозных дорог леспромхозов примыкает к сплавным рекам или непосредственно к ЛПК, преобладают предприятия первого и третьего типов. Предприятия такого типа, например, в Вологодской области составляют 85%.

Не выделены предприятия, где лесозаготовки комбинированы только с подсочкой леса, поскольку удельный вес таких предприятий невелик. Такие предприятия при значительном удельном весе подсочки принято называть химлесхозами.

В основу укрупненной типизации лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятий положена зональная специализация предприятий (малолесная, многолесная зоны). Затем хозяйственная и внутрихозяйственная специализация (структуры производства и уровни комбинирования производств). Существенным признаком является уровень концентрации - размер предприятия. Наиболее важным показателем является показатель интенсификации хозяйственной деятельности (руб/га).

При организации леспромхозов и лесопромышленных предприятий в пашей стране учитывают: особенности размещения лесосырьевых ресурсов; экономику и степень освоенности (особенно транспортной) районов; районы потребления; дальность перевозки древесного сырья и другие особенности. При определении размеров лесозаготовительных предприятий (или комплексных лесных предприятий) соблюдают принципы непрерывного (неистощительного) и расширенного лесопользования, основанного на расширенном воспроизводстве лесных ресурсов, и получения наибольших конечных результатов производства при наименьших затратах. Годовые объемы производства предприятия (степень концентрации) определяются рядом технологических, организационных, экономических и региональных особенностей. В малолесной и многолесной зонах создаются и функционируют комплексные лесные предприятия, в которых оптимально сочетаются производственные процессы по лесовосстановлению, лесовыращиванию, охране и защите леса, лесозаготовкам, лесопилению, деревообработке и использованию древесных отходов. В многолесной зоне примером такого предприятия является Бисертский леспромхоз Свердловской области. В зоне со средней лесистостью наиболее прогрессивными комплексными лесными предприятиями являются Крестецкий леспромхоз Новгородской области и Мостовской леспромхоз Калининской области. В малолесных районах функционирует ряд комплексных лесных предприятий, показывающих высокую эффективность производства.

Для всех комплексных лесных хозяйств характерно, во-первых, органическое лесоводственно-биологическое, техническое, технологическое, организационное и экономическое соединение лесохозяйственных и лесозаготовительных производственных процессов в единый комплексный производственный процесс, во-вторых, комбинация этого единого комплексного производственного процесса с обработкой древесины и производствами по наиболее полному и рациональному использованию низкокачественной, дровяной, лиственной древесины, древесных отходов и других полезностей леса. При этом уровень комбинирования лесохозяйственных и лесозаготовительных работ с производствами по обработке древесины и использованию других полезностей леса в различных комплексных предприятиях различен.

Лесокомбинаты от концентрированных рубок перешли к постепенным и выборочным рубкам, широкому применению рубок промежуточного пользования, ликвидировали разрыв между рубкой и лесовосстановлением. Ассортимент продуктов обработки древесины в лесокомбинатах разнообразен, по удельному весу в общем объеме производства превалируют объемы деревообработки. Выпускаются пиломатериалы, фанера, технологическая щепа, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, гнутоклееные и прессованные элементы для мебели, фриза, дверные и оконные блоки, древесная стружка, сувениры, хвойновитаминная мука. Такой широкий ассортимент продуктов деревообработки и большой удельный вес их в общем объеме производства, очевидно, может быть характерным лишь для комплексных лесных предприятий малолесных и густонаселенных районов. Для комплексных же предприятий среднелесных и многолесных малонаселенных районов удельный вес лесопильно-деревообрабатывающих производств будет значительно ниже, поскольку значительные объемы древесины и древесных отходов поставляются на специализированные лесоперерабатывающие предприятия.

Технико-экономические показатели комплексных лесных предприятий различных зон значительно выше показателей обычных предприятий. Комплексные лесные предприятия, работающие на больших покрытых лесом площадях, обеспечивают высокие среднегодовые объемы производства по вывозке древесины (Крестецкий ЛПХ). На покрытых лесом площадях, ограниченных по размеру, эти объемы меньше (Яунельгавский ЛПХ и лесокомбинат «Осмолода»).

Комплексное лесное предприятие, как показывает передовой опыт, является прогрессивной и наивысшей формой первичной организации лесного производства. Эта форма, обеспечивающая наивысший экономический эффект, лучше других отвечает требованиям как экологическим (лесоводственным), так организационным и технологическим. Наука и передовая практика работы комплексных лесных предприятий подтвердили правильность взглядов на лесное хозяйство как на взаимоувязанную и взаимообусловленную систему лесоводственных, технических, технологических и организационных операций и приемов, направленных на неистощительное пользование лесом при повышении его продуктивности и увеличение экономического эффекта, получаемого с каждого гектара покрытой лесом площади.

Все больший удельный вес в лесовосстановлении занимает искусственное лесовосстановление с использованием механизированных и автоматизированных средств и последних достижений лесобиологической науки. Такая организация позволяет сразу же вслед за рубкой леса обеспечить механизированную посадку леса с применением крупномерного, высококачественного, быстрорастущего и отвечающего данным почвенно-грунтовым условиям посадочного материала.

Основной принцип организации комплексного лесного предприятия - принцип постоянного (неистощительного) и расширенного лесопользования, основанного на расширенном лесовосстановлении и лесовыращивании. Основными показателями комплексного лесного предприятия являются: размер закрепленной за ним лесной и покрытой лесом площади; возраст (оборот) рубки; годовой объем пользования лесом (по площади и по запасу) и другими его полезностями; объем продукции и других полезностей леса (водоохранно-защитных, санитарно-гигиенических и прочих социальных функций), ежегодно снимаемых с каждого гектара площади. Продукция комплексного лесного предприятия - лесоматериалы, продукция первичной обработки лесоматериалов, товары широкого потребления, продукция побочного пользования, прочая продукция, саженцы, семена древесных пород, услуги в виде выполнения лесом водоохраннозащитных, санитарно-гигиенических и других социальных функций.

Хозяйственная деятельность комплексного лесного предприятия организуется на принципах хозяйственного расчета. В составе основных технико-экономических показателей комплексного лесного предприятия планируется показатель производства древесной и недревесной продукции и услуг (прочих полезностей леса) с единицы лесной (или покрытой лесом) площади, т. е. готовых продуктов и прочих полезностей, которые могут производиться и добываться не периодически, а непрерывно и неистощительно в размерах, научно обоснованных нормами постоянного (неистощительного) и расширенного лесопользования, опирающегося на расширенное воспроизводство. Определение производства древесной и недревесной продукции с единицы площади особых затруднений не вызывает. Оценка же водоохранных и социальных полезностей требует углубленных научных исследований и обоснований.

Уровень технико-экономических показателей комплексного лесного предприятия зависит от многих факторов и прежде всего от географической (климатической) зоны, природных лесорастительных условий и др. Поэтому комплексные лесные предприятия классифицируются в зависимости от климатических зон и природных лесорастительных условий. В зависимости от классификационной группы определяются профилирующие составы производственных операций, процессов и работ и преобладающие составы продукции и полезностей леса. В зависимости от географической (климатической) зоны, природных лесорастительных условий и основного назначения лесной территории цели комплексного лесного предприятия могут быть направлены преимущественно на получение лесных материалов и продуктов побочного пользования или преимущественно на выполнение водоохранно-защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и других социальных целей с получением лесоматериалов и продуктов побочного пользования как второстепенных продуктов.

В зоне малолесных районов целесообразно выделять подзону степных и подзону лесостепных районов, в которых развитие лесных предприятий направлено прежде всего на выполнение лесами поле — и почвозащитных функций, а лесопромышленная деятельность является сопутствующей, вспомогательной. В степной подзоне леса могут выступать в качестве основных фондов сельскохозяйственных предприятий.

Выполнение мероприятий по интенсификации хозяйства в предприятии должно разумно сочетаться в пространстве и во времени с выполнением мероприятий по комплексному использованию всего древесного сырья и недревесной продукции, производимой комплексным лесным предприятием. Бережное и рациональное использование земель, занятых лесами, требует осуществления комплексной системы мероприятий, включающей решение экономических, технических, технологических, экологических (лесобиологических) и других проблем. Важнейший элемент этой системы - экономический показатель, базирующийся на хозрасчетном принципе социалистического хозяйствования. Социалистическое общество не может пойти на сокращение или хотя бы на стабилизацию объемов добычи древесины, поскольку это не соответствует общему направлению роста темпов благосостояния народа и наличию лесных ресурсов. Невозможно также идти по пути снижения экономической эффективности лесопромышленного производства в целом, нельзя при этом истощать и ухудшать лесные ресурсы и их водоохраннозащитную и санитарно-гигиеническию роль.

Следовательно, остается один путь - путь совместной активизации экономической и экологической подсистем, а точнее, обеспечение роста общественного производства и повышение его эффективности при воспроизводстве и приумножении лесных богатств. Комплексность ведения хозяйства обеспечивает наилучшее использование средств труда. Тяговые машины (трактора), оборудованные сменными навесными и прицепными орудиями, наиболее эффективно используются в том случае, если они применяются на лесовосстановлении, лесовыращивании и лесозаготовительных работах.

Наибольший объем лесозаготовительных работ выполняется зимой, т. е. в период, когда работы по подготовке почвы, посадке, посеву, уходу за молодняками почти не производятся. Это обеспечивает наиболее полную загрузку и высокопроизводительное использование тракторного парка предприятия в течение года.

Совмещенное и комплексное строительство дорог круглогодового действия на территории предприятия для лесохозяйственных целей и лесоэксплуатации позволяет сократить общие объемы строительства дорог и наиболее производительно использовать дорожно-строительную технику, а там, где это возможно, совместить строительство дорожной сети с лесомелиоративной и этим сократить общие затраты средств и труда.

Автомобильный парк комплексного лесного предприятия используется круглый год для вывозки древесины и перевозки грузов для лесокультурных и лесохозяйственных работ. Это обеспечивает наиболее полное использование и загрузку автомобильного парка. Возникла необходимость разработки и внедрения систем машин для выполнения всего комплекса лесохозяйственных и лесозаготовительных работ.

При комплексном ведении хозяйства создаются единый укрупненный гараж, единая ремонтно-механическая мастерская и другие объединенные объекты вспомогательно-обслуживающих производств. Это позволяет сократить капитальные вложения и улучшить ремонтно-профилактическое обслуживание машин, механизмов и оборудования, занятых на лесохозяйственных и лесоэксплуатационных работах.

В комплексном лесном предприятии создаются условия для наиболее полного и высокопроизводительного использования не только техники, но и рабочей силы. Основной объем лесозаготовительных работ выполняется зимой, поэтому в этот период основная часть рабочих переключается на лесозаготовительные работы. В летний же период, когда выполняются лесокультурные и лесохозяйственные работы, включая уход за молодняками, значительная часть рабочих переключается на эти работы. Такое сочетание работ позволяет наиболее равномерно и полно использовать рабочую силу по периодам и закреплять на длительные сроки работы постоянные кадры рабочих.

В комплексном лесном предприятии создаются наилучшие условия для наиболее полного использования всей массы древесины, а также для первичной обработки древесины, включая изготовление технологической щепы из отходов древесины.

Оптимальный годовой объем производства комплексного лесного предприятия устанавливается в зависимости от района, транспортного фактора, от породного, качественного и возрастного состава лесонасаждений, экономически обоснованных размеров закрепляемой за предприятием лесной площади, лесистости и оптимального возраста (обороты) рубки. При определении оптимальных параметров предприятия формула минимальных приведенных затрат должна включать весь комплекс эксплуатационных и приведенных капитальных затрат, связанных с лесовосстановлением, лесовыращиванием, охраной и защитой леса, лесозаготовками, лесопилением, комплексным использованием всех отходов древесного сырья, а также транспортом древесного сырья от места заготовки до места использования и готовой продукции от производителя до потребителя.

Степень комбинирования производств в комплексном лесном предприятии зависит от района, лесоводственных, экономических, транспортных и других условий. Наиболее элементарный тип комплексного лесного предприятия - комплексное предприятие, комбинирующее лесовосстановление, лесовыращиванпе и лесохозяйственные работы с лесозаготовками и побочным пользованием лесом. Второй тип комплексного лесного предприятия может иметь различную степень комбинирования лесохозяйственных и лесоэксплуатационных операций с операциями по лесопилению, деревообработке и лесохимии. В одном случае в комплексном лесном предприятии могут быть развернуты лесопиление, мелкая деревообработка и производства по использованию дровяной древесины и древесных отходов (технологическая щепа). При более глубоком комбинировании в комплексном лесном предприятии помимо указанного может быть развито производство древесных плит, мебели и других изделии деревообработки и лесохимии.

Исследования, проведенные институтами Миндеафома СССР и Гослесхоза СССР, на примерах Вологодской и Свердловской областей показывают, что развитие лесопиления и деревообработки в комплексных леспромхозах улучшает технико-экономические показатели. Так, при увеличении удельного веса продукции лесопиления и деревообработки в общем объеме продукции предприятия с 10% до 60% выпуск товарной продукции на 1 м 3 вывезенной древесины возрастает на 38%, при этом затраты на 1 руб. товарной продукции снижаются на 6%, на 42% возрастает рентабельность и себестоимость, почти вдвое увеличивается фондоотдача. Оптимальная структура комплексного предприятия по видам производства при этом будет по удельному весу продукции и работ следующей (%): лесохозяйственные работы - II, лесозаготовки 40, лесопиление - 20, деревообработка - 27 и прочие производства - 2.

Реорганизация обычных леспромхозов многолесной зоны в комплексные лесные предприятия постоянного действия не должна приводить к снижению достигнутых объемов производства, выбытию лесозаготовительных мощностей и потере основных промышленно-производственных фондов. Даже при фактической обеспеченности действующего лесозаготовительного предприятия спелым лесом на срок до 10 лет можно сохранить и даже несколько увеличить (на 10-11%) объемы производства товарной продукции в стоимостном выражении при некотором снижении годового объема вывозки древесины (на 35-36%) в постоянно действующем комплексном лесном предприятии. При реорганизации действующего леспромхоза, обеспеченного спелым лесом на срок более 20 лет, в постоянно действующее комплексное предприятие можно не только не снизить, а и увеличить производство товарной продукции в 2,5-3 раза и годовой объем вывозки примерно на 40%. Уровень этих показателей будет зависеть от осуществляемых мер по комбинированию производства и степени интенсификации лесохозяйственного и лесопромышленного производств.

В многолесной и малолесной зонах страны проводятся мероприятия по внедрению опыта комплексных лесных предприятий и реорганизации леспромхозов и лесхозов кратковременного срока действия в постоянно действующие комплексные.

Типы деревообрабатывающих предприятий также во многом определяются комбинацией производственных процессов при специализации отдельных предприятий на выпуске более или менее ограниченного количества видов и типов продукции. Наиболее простой тип предприятия деревообрабатывающей промышленности - лесопильный завод. В настоящее время функционируют лесопильные заводы с 2, 4, 6, 8 и даже 16 лесопильными рамами типа РД. Оптимальная годовая мощность лесопильного предприятия 100-250 тыс. м 3 пиломатериалов в год. Однако действуют еще и мелкие лесопильные предприятия и цехи. Такие предприятия неэффективны.

Значительный эффект обеспечивает комбинирование лесопиления с деревообработкой. Поэтому наиболее типичными предприятиями являются лесопильно-деревообрабатывающие предприятия (комбинаты), в которых от 15 до 30% и более пиломатериалов перерабатывается на продукцию деревообработки внутри предприятия.

Наиболее высокую экономическую эффективность дает комбинирование по комплексному использованию древесного сырья. Эффект такого комбинирования обеспечивается благодаря значительному сокращению потерь древесного сырья, резкому сокращению расходов по его перевозкам. При таком комбинировании происходит совмещение производств, связанных по технологическому признаку. Значительный выигрыш обеспечивается в результате оптимального кооперирования различных производств по строительству инженерных сетей, теплоэлектроцентралей и подсобно-вспомогательных объектов и служб.

Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат при максимальном использовании древесины и максимальной степени обработки полуфабриката поставляет продукцию обычно в виде товарных пиломатериалов целевого назначения (включая экспортные), обработанных деталей для строительства, мебели, черновых комплектных заготовок. Ведущий технологический процесс лесопильно-деревообрабатывающего комбината - лесопиление. Этим процессом в зависимости от объема распиливаемой древесины определяются тип и структура производства.

При любом комбинировании и специализации лесопильно-деревообрабатывающих производств средние и мелкие предприятия имеют более низкие показатели по использованию материальных, трудовых и денежных ресурсов по сравнению с крупными. Проводятся реконструкция, техническое перевооружение и укрепление лесопильных предприятий и лесопильно-деревообрабатывающих комбинатов. Годовые производственные мощности их доводятся до оптимальных, они оснащаются рамами прогрессивных конструкций, фрезерно-пильными и ленточно-пильными станками, все процессы комплексно механизируются и автоматизируются. Одновременно с комбинированием и концентрацией производства осуществляется широкая специализация каждого предприятия на выпуске возможно меньшего количества видов и типов продукции.

Примером простого типа фанерного предприятия является фанерный завод. Большинство фанерных предприятий в настоящее время превратились в фанерные комбинаты, на которых помимо клеевой фанеры выпускаются гнутоклееные детали, шпон, древесностружечные плиты и другие продукты деревообработки. Повышение уровня концентрации и специализации фанерного производства до оптимальных размеров - важнейшее мероприятие по подъему эффективности этого производства.

Большинство предприятий древесноплитной промышленности входит в качестве цехов в состав лесопильно-деревообрабатывающих, фанерных, мебельных или целлюлозно-бумажных комбинатов. Имеется и ряд самостоятельных предприятий.

Мощности предприятий древесностружечных плит в результате реконструкции, технического перевооружения и расширения постоянно возрастают, и цехов мощностью до 50 тыс. м 3 в год становится все меньше и меньше. Средняя мощность одного завода и цеха (их в стране насчитывается 74) древесноволокнистых плит с 1971 по 1975 г. увеличилась с 4,92 млн. м 2 до 7,2 млн. м 2 в год.

Мебельные фабрики и мебельные комбинаты наиболее многочисленные после лесопильно-деревообрабатывающих предприятий. Помимо концентрации производства на технико-экономические показатели мебельных предприятий значительное влияние оказывает специализация. Реконструкция, техническое перевооружение, укрупнение и специализация мебельных предприятий позволяют значительно поднять технический уровень и экономическую эффективность мебельных предприятии.

Структура управления лесной и деревообрабатывающей промышленности двухзвенная (министерство СССР - производственное объединение, предприятие) и трехзвенная (министерство СССР - всесоюзное промышленное объединение - производственное объединение, предприятие или министерство СССР - министерство (управление) союзной республики - производственное объединение, предприятие).

Всесоюзному лесопромышленному объединению обычно подчиняются леспромхозы, сплавконторы, лесопильно-деревообрабатывающие комбинаты, ремонтно-механические заводы и конторы материально-технического снабжения.

В некоторые всесоюзные лесопромышленные объединения кроме леспромхозов входят сплавные конторы, лесопильно-деревообрабатывающие, деревообрабатывающие, домостроительные комбинаты, лесозаводы, лесоперевалочные базы, ремонтно-механические предприятия и др.

Существуют всесоюзные промышленные мебельные объединения, в которые входят производственные мебельные объединения, мебельные комбинаты, отдельные мебельные фабрики, а также отдельные деревообрабатывающие предприятия.

Лесопильно-деревообрабатывающие предприятия входят в состав всесоюзных лесопильно-деревообрабатывающих промышленных объединений или непосредственно или через производственные объединения. Внутри всесоюзных промышленных объединений организуются производственные лесопильно-деревообрабатывающие объединения, в состав которых входят лесопильно-деревообрабатывающие комбинаты, деревообрабатывающие комбинаты, лесокомбинаты, лесопильные заводы, частично - мебельные фабрики и фанерные заводы. Основные фанерные и спичечные предприятия объединяются во Всесоюзном промышленном объединении по производству фанеры и спичек.

Предприятия фанерной промышленности называются или фанерными заводами (узкоспециализированные предприятия), или фанерными комбинатами (фанерное производство, являясь основным, комбинировано с другими деревообрабатывающими производствами).

Функционирует Всесоюзное промышленное объединение по производству древесных плит.

Организационная структура управления лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленностью и лесным хозяйством постоянно совершенствуется. В соответствии с генеральными схемами управления создаются объединения, продолжается работа по концентрации и специализации производства, улучшению структуры и звеньев управления. В связи с созданием промышленных и производственных объединений осуществляются меры по дальнейшему совершенствованию структуры и функций аппарата министерств, межотраслевых, функциональных органов.

Целлюлозно-бумажная промышленность выпускает более 250 видов бумаги и 90 видов картона. Основные массовые виды продукции (бумага газетная, писчая, типографская, мешочная, оберточно-упаковочная, картон тарный, коробочный и кровельный, целлюлоза товарная небеленая и беленая и товарная растворимая для химической переработки) занимают около 80-85% выпуска целлюлозы, бумаги и картона. Остальные (более 330 видов бумаги и картона) пемассовые виды продукции занимают 15-20% общего объема целлюлозно-бумажной продукции.

Массовые виды бумаги и картона производятся на крупных целлюлозно-бумажных и целлюлозно-картонных комбинатах, их производство обычно сочетается с производством полуфабрикатов на этих комбинатах. Производство массовых видов бумаги и картона сосредоточено в районах с достаточными запасами древесного сырья. Производство немассовых видов бумаги и картона основывается преимущественно на использовании привозной целлюлозы, поэтому располагается в районах без достаточного наличия древесного сырья, в районах потребления готовой продукции.

В целлюлозно-бумажной промышленности основной тип предприятия - целлюлозно-бумажный и целлюлозно-картонный комбинаты, а также целлюлозный завод. Эти предприятия, вырабатывающие полуфабрикаты (целлюлозу или полуцеллюлозу, бумагу и картон), входят в состав лесопромышленного комплекса и являются его основой или существуют самостоятельно в промышленном районе или узле, получая сырье со стороны по кооперации от других отраслей.

Второй, наиболее распространенный, тип предприятия - бумажная или картонная фабрика, работающая на привозном полуфабрикате или макулатуре. Предприятия первого тина, выпускающие основные массовые ассортименты бумаги и картона, производят также и широкий ассортимент пемассовых видов бумаг и картона.

Третий тип предприятий бумаго — и картоноперерабатывающие предприятия. Эти предприятия вырабатывают картонные ящики, бумажные мешки, кульки, санитарно-гигиенические изделия, обои, тетради, беловые товары, изделия для оргтехники и т. д.

Технический и экономический уровень целлюлозно-бумажной промышленности определяют предприятия первого основного типа.

В целлюлозно-бумажном производстве уровень концентрации определяется прежде всего единичной мощностью агрегатов и соответственно мощностью технологических потоков (линий). При этом укомплектование технологических потоков агрегатами крупной мощности, преимущественно по одному на каждую стадию (операцию) процесса, позволяет, осуществляя концентрацию производства, содержать минимальную численность обслуживающего персонала при высокой степени автоматизации производства. В качестве оптимального в производстве сульфатной небеленой и беленой целлюлозы принимается технологический поток мощностью 250 тыс. т. в год (280-290 тыс. т по варке) и реже технологический поток 140 тыс. т в год по варке.

Целлюлозно-бумажные, целлюлозно-картонные и целлюлозные предприятия с учетом годового производства целлюлозы условно разделяются на особо крупные, производящие 500 тыс. т и более целлюлозы в год; крупные, от 220 до 300 тыс. т, средние, от 130 до 220 тыс. т, и небольшие, ниже 100 тыс. т целлюлозы в год. Технико-экономические показатели предприятий различной мощности показывают наибольшую эффективность крупных предприятий.

Оптимальными считаются предприятия, вырабатывающие в год 250 - 300 тыс. т целлюлозы, в определенных условиях 500 тыс. т целлюлозы в год, В последнем случае приходится транспортировать в один пункт (на площадку ЦБК) без учета потребности в древесине соответствующих (комбинируемых) производств и перерабатывать в одном пункте около 3 млн. м 3 древесины.

Наиболее перспективными целлюлозно-бумажными предприятиями для массовой продукции являются:

завод товарной беленой целлюлозы мощностью 250 тыс. т/год. состоящий из оборудования в двух вариантах: одна технологическая линия производительностью 280 - 290 тыс. т/год сульфатной целлюлозы по варке + одна сушильная машина рабочей шириной 6400 мм; две технологические линии производительностью по 140-145 тыс. т/год сульфатной целлюлозы по варке + две сушильные машины рабочей шириной 4200 мм;

завод, мощность которого может быть удвоена и составлять 500 тыс. т сульфатной целлюлозы (две линии по 280 - 290 тыс. т/год);

в определенных условиях - завод товарной беленой сульфат ной целлюлозы мощностью 140-145 тыс. т по варке в год: целлюлозно-бумажные и целлюлозно-картонные комбинаты на базе названных технологических линий по варке сульфатной беленой или небеленой целлюлозы, линий по производству белой древесной массы и бумагоделательных и картоноделательиых машин различной ширины (6300, 8400, 10080 мм).

Годовые объемы производства бумажных фабрик, работающих на привозных полуфабрикатах, в среднем около 15 тыс. т каждая с числом работающих около 500-600 человек.

Реконструкция, техническое перевооружение, увеличение средних годовых мощностей и специализация этих предприятий положительно влияют на повышение их эффективности. Это же касается и бумаго- и картоноперерабатывающпх предприятий.

В зависимости от состава и качества лесосырьевой базы, питающей целлюлозно-бумажные производства сырьем, экономически эффективно комбинирование целлюлозно-бумажного производства с лесопильным. С одной стороны, это позволяет использовать сырье на выработку пиломатериалов, а все отходы лесопиления (включая не только кусковые отходы, но и опилки) по кратчайшему пути направлять в целлюлозно-бумажное производство. Отходы, которые не используются на технологические цели, можно использовать в качестве топлива. С другой стороны, такое комбинирование, особенно в районах Сибири и Дальнего Востока, способствует сокращению расходов на транспортно-переместительные операции внутри лесопромышленных предприятий и сокращению расходов по транспортировке круглого леса и готовой продукции. Это обеспечивает рост экономической эффективности лесопромышленного производства.

Для повышения экономической эффективности капитальных вложений в целлюлозно-бумажное производство важное значение, особенно в некоторых лесоизбыточных районах, имеет строительство предприятий в составе промышленных узлов вместе с предприятиями других отраслей промышленности. Такое комбинирование в создании мощностей направляется прежде всего на совместную постройку железных и автомобильных дорог общего пользования, мощностей строительной индустрии, строительных баз, на создание жилищно-коммунального хозяйства и др. Объединение различных отраслей промышленности, развивающихся в том или ином районе, важно также при сооружении объектов энергетики, водоснабжения, канализации, ремонтного и складского хозяйства, транспорта и связи, объектов городского строительства и других видов обслуживания населения. Перечисленные объекты вспомогательного хозяйства составляют не менее 50% всех капитальных затрат на строительство целлюлозно-бумажного комбината.

Значение промышленных узлов в составе предприятии различных отраслей, формирующихся на основе перспективных планов размещения производительных сил, огромно в деле повышения экономической эффективности производства. В таких промышленных узлах достигаются наиболее тесные производственно-технологические связи, оптимальное кооперирование предприятий по комплексной переработке сырья и использованию отходов. Создание лесопромышленных комплексов - одно из главных направлений в разрешении проблемы рационального и наиболее полного использования древесного сырья, включая низкокачественную дровяную, лиственную древесину и древесные отходы.

Лесопромышленный узел обычно определяется как ряд предприятий по механической, химико-механической и химической переработке древесины, расположенных на различных промышленных площадках вблизи друг от друга и объединенных различными производственными, кооперированными и другими связями.

Лесопромышленный район - это определенное количество предприятий, удаленных друг от друга на значительные расстояния, но взаимосвязанных между собой кооперированными связями, направленными на рациональное использование лесных ресурсов одного (данного) или нескольких районов.

Лесопромышленный комплекс - это комбинированное лесное предприятие, соединяющее производства различных отраслей но последовательным ступеням механической и глубокой химической обработки и переработки древесного сырья, расположенные на одной промышленной площадке, обеспечивающее комплексное использование всего поступающего древесного сырья, включая отходы, и выпускающее готовую продукцию основного производства, а также продукцию от переработки отходов основного производства и побочных продуктов. Лесопромышленный комплекс имеет определенную потребительскую лесосырьевую базу, на площади которой может работать несколько комплексных лесных предприятий с соблюдением принципа непрерывного (неистощительного) и расширенного лесопользования, опирающегося на расширенное воспроизводство леса. Итак, лесопромышленный комплекс - это форма межотраслевого комбинирования, направленная на полное использование древесного сырья, включая отходы.

Комбинат - форма внутриотраслевого комбинирования производства, основанная на последовательных ступенях обработки сырья, по имеющая более выраженную специализацию (целлюлозно-бумажным, целлюлозно-картонный, лесопильно-деревообрабатывающий и другие комбинаты).

Комплексное использование древесины - одно нз основных принципов перспективного и прогрессивного развития отраслей и производств лесопромышленного дела. Рациональное, наиболее полное и комплексное использование древесного сырья может быть обеспечено при большой концентрации вторичного сырья, т. е. так называемых древесных отходов.

Близким к оптимальному является вариант лесопромышленного комплекса, рассчитанного на переработку 2-4 млн. м 3 древесины в год. Это относится и к лесопромышленным комплексам, расположенным в лесоизбыточных районах. Лесопромышленные комплексы формируются различного состава. Наиболее характерным является наличие в составе комплекса предприятий лесопильно-деревообрабатывающих, фанерных, древесноплитных, целлюлозно-бумажных и гидролизных. Наиболее эффективны комплексы, включающие целлюлозно-бумажное производство.

Подбор оптимальных по мощности предприятий различных производств, включаемых в комплекс, позволяет с высокой экономической эффективностью использовать всю древесину, включая отходы. При этом оптимальная концентрация и рациональное межотраслевое и внутриотраслевое комбинирование позволяют значительно сократить капитальные затраты на строительство, расход сырья и энергии, поднять производительность труда и снизить себестоимость продукции.

При формировании лесопромышленных комплексов важно всесторонне учитывать вопросы водо — и энергоснабжения, очистки и сброса сточных вод, гидротехнического и транспортного строительства, вопросы снабжения и сбыта продукции. Деятельность лесозаготовительных предприятий должна быть согласована с деятельностью перерабатывающих предприятий комплекса, и лучше если она будет в соподчинении с последними. В целях обеспечения принципа непрерывного (неистощительного) пользования лесом лесозаготовительные предприятия должны быть комплексными, т. е. объединять лесозаготовительное производство, лесовосстановление, лесовыращивание и все другие лесохозяйственные функции.

Строительство крупных постоянно действующих леспромхозов, рассчитанных на круглогодовую работу, переход от условно-сплошных рубок к полному использованию всей древесины на лесосеках и своевременное лесовосстановление - обеспечат бесперебойное и неистощительное обеспечение лесопромышленного комплекса древесным сырьем.

Проблема создания лесопромышленных комплексов и на этой основе рационального использования лесных ресурсов в ряде лесоизбыточных районов может быть успешно решена кооперированием лесной, деревообрабатывающей, лесохимической, нефтяной, газовой и других отраслей промышленности.

124. Мировой железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт, зародившийся в эпоху промышленной революции, оставался основным видом транспорта на протяжении всего XIX и первой половины XX в.

Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль – Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. – в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург – Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г. Так было положено начало периоду бурного железнодорожного строительства: с 1850 по 1900 г. в мире было введено в эксплуатацию более 800 тыс. км путей (в среднем по 16 тыс. км в год). Рекордсменом в этой области стали США, а на второе место вышла Россия. К 1920 г. протяженность железных дорог мира достигла уже почти 1,2 млн км. Они сыграли исключительную роль в формировании международного географического разделения труда в пределах отдельных стран и континентов, а соответственно и в становлении мирового хозяйства.

Однако начиная с 20-х г. ХХ в. развитие железнодорожного транспорта замедлилось. До 50-70-х гг. XX в. протяженность железных дорог мира еще продолжала возрастать, но затем началось ее уменьшение (табл. 140). Некоторый регресс этого вида транспорта был вызван прежде всего конкуренцией со стороны других, более новых его видов – автомобильного, воздушного, трубопроводного. В результате доля железнодорожного транспорта в мировом грузо– и пассажирообороте заметно уменьшилась (рис. 104).

Несмотря на такой регресс, при оценке современного этапа развития железнодорожного транспорта мира нельзя не видеть тех радикальных преобразований, которые происходят в этой отрасли начиная с 1970-х гг. Они направлены не столько на дальнейшее расширение сети, сколько на освоение и внедрение новых технологий, электрификацию железных дорог, переход к системам механизации и автоматизации, использованию вычислительной техники, на создание сверхскоростных магистралей, на новую организацию пассажирского и грузового движения. В результате во второй половине 1990-х гг. положение на железнодорожном транспорте начало стабилизироваться. Специалисты считают, что железнодорожный транспорт нашел определенную нишу, в рамках которой он может получить новые стимулы развития. Но и перспективы нового крупного железнодорожного строительства, особенно в Евразии, ныне также оцениваются более высоко.

За этими общемировыми тенденциями скрываются существенные географические различия, которые отражают различия между региональными транспортными системами и выражаются и в показателях железнодорожной сети, и в показателях работы транспорта.

При относительной стабильности протяженности железнодорожной сети мира в целом в одних странах и регионах она сокращается, а в других, напротив, растет. Наиболее яркий пример страны, где происходит сокращение этой сети, являют собой США. Длина железных дорог в 1950–2005 гг. уменьшилась там с 360 тыс. км до 231 тыс., т. е. почти в 1,6 раза. Другой пример– страны Западной Европы: в Великобритании за тот же отрезок времени сеть уменьшилась с 34 тыс. км до 16 тыс., во

Франции – с 45 тыс. км до 29 тыс. Но, с другой стороны, во многих странах мира и во второй половине XX в. продолжали наращивать железнодорожную сеть. В качестве примеров такого рода можно назвать бывший СССР, Китай, Канаду, Индию, некоторые другие страны Азии, Африки и Латинской Америки. Достаточно сказать, что только в Китае в годы девятой пятилетки намечали построить 20 тыс. км новых железных дорог. А всего железные дороги продолжают строить в трех десятках стран.

Теперь обратимся к таблице 141, в которой приведены сведения об общей длине железных дорог и густоте железнодорожной сети в странах, где эта длина превышает 10 тыс. км. Анализ таблицы показывает, что всего таких стран 22, причем большинство из них относится к экономически развитым, а остальные – к наиболее «продвинутым» развивающимся.

Таблица 141

ДЛИНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И ГУСТОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ПО СТРАНАМ МИРА В 2005 г.

Большой интерес для анализа представляет также графа таблицы, относящаяся к густоте (плотности) железнодорожной сети, для показателей которой характерен очень сильный разброс.

Еще сравнительно недавно максимальной считалась пустота более 100 км на 1000 км 2 территории, которую имели несколько европейских стран. Но вследствие сокращения железнодорожной сети в этой группе осталась только одна, не вошедшая в таблицу Чехия (120 км). Довольно высокие показатели густоты сети, находящиеся в пределах 50– 100 км на 1000 км 2 , также характерны прежде всего для стран зарубежной Европы и Японии. Очень крупные по территории страны – Канада, Россия, Китай, Индия, Австралия и даже США, – несмотря на большую общую длину железных дорог, имеют значительно более низкие показатели густоты железнодорожной сети. Еще ниже они, как правило, в большинстве развивающихся стран (в Азии и Латинской Америке обычно до 10 км, а в Африке – до 5 км на 1000 км 2 территории). И это не говоря уже о том, что во многих странах Тропической Африки вообще нет железных дорог.

Таблица 142

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ГРУЗООБОРОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В 2005 г.

Такие же большие региональные и страновые различия скрываются и за общемировыми показателями работы транспорта. Мировой грузооборот железных дорог в 2005 г. составил 8000 млрд т/км. Основную роль в его обеспечении играют страны, входящие в первую десятку по этому показателю. На них приходится более 9/10 этого грузооборота (табл. 142).

Мировой пассажирооборот железных дорог в начале XXI в. устойчиво держится на уровне 1900 млрд пассажиро-километров. Но для более реалистичной его характеристики воспользуемся несколько иным показателем: сколько километров в среднем проезжает по железной дороге за год один пассажир. Первое место в мире по данному показателю занимает Япония (2000 км). Далее следуют Швейцария (1700 км), Австрия (1200), Украина, Россия и Белоруссия (по 1150), Франция (1000), Нидерланды и Египет (от 900 до 1000 км).

Большой интерес для характеристики сети (и работы) железных дорог представляет знакомство с уровнем их электрификации (рис. 105). Как хорошо видно, длина электрифицированных магистралей отнюдь не всегда прямо пропорциональна размерам территории страны или эксплуатируемой длине ее железнодорожной сети. Еще в большей степени это относится к доле электрифицированных дорог по отношению к общей их протяженности, которая даже в 17 странах, представленных на рисунке 105, колеблется в пределах от 22–23 % (Китай, Индия) до 70 (Швеция) и даже 95 % (Швейцария). Из стран, оставшихся за рамками этого графика, большую долю электрифицированных железных дорог имеют Грузия (100 %), Люксембург (95), Армения (91), Бельгия (74), Нидерланды (73), Болгария (63), Норвегия (62 %). Интересно также, что в Канаде и Австралии электрифицированных дорог вообще нет, а в США они составляют лишь 1 % от общей длины сети; эти страны ориентируются только на дизельную тягу.

Одним из главных направлений «реанимации» железнодорожного транспорта в последнее время стало сооружение высокоскоростных магистралей, на которых пассажирские экспрессы развивают скорость в 200–300 км в час, а иногда и большую. Пионерами строительства таких дорог стали Япония и Франция. Затем их начали строить и в других странах Западной Европы (Германия, Италия), в США (между Вашингтоном и Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом, во Флориде), в Республике Корея (Сеул – Пусан), в Китае.

О том, что даже крупные природные преграды для железнодорожного транспорта давно уже не являются непреодолимыми, свидетельствуют следующие примеры. В отношении гор наиболее известный пример, конечно, Альпы, где в XIX и XX вв. железные дороги были проложены через перевалы на высоте 2200–2300 м. В Норвегии железная дорога длиной 500 км связала Осло и Берген, поднимаясь до высоты 1300 м; она имеет 184 туннеля общей длиной 38 км. В восточной части Индии еще в конце XIX в. была построена 50-километровая железная дорога, соединившая климатический курорт Дарджилинг в Гималаях с основной железнодорожной магистралью. А железная дорога, соединяющая сети Чили и Аргентины и пересекающая Анды, поднимается до абсолютной высоты 4470 м! Примеры преодоления крупных водных рубежей более характерны для наших дней. Это сооружение туннеля Сейкан в Японии между островами Хонсю и Хоккайдо, Евротоннеля в Европе, соединившего сети Великобритании и Франции через Ла-Манш. До 2010 г. намечают соорудить также тоннель под Гибралтарским проливом, который позволит связать железные дороги Марокко и Испании, т. е. Африки и Европы.

Рис. 105. Протяженность электрифицированных железных дорог по странам мира (в скобках указана их доля в общей протяженности железных дорог страны)

Россия была и остается, можно сказать, великой железнодорожной державой. Занимая второе место в мире по общей протяженности железных дорог (85 тыс. км, или 8 % от мировой), Россия обеспечивает 23 % мирового грузооборота и 7 % мирового пассажирооборота железнодорожного транспорта. Как уже было отмечено, железные дороги принимают на себя примерно 2/5 внутреннего грузо– и пассажирооборота России, а во внешних перевозках их доля составляет 40–45 %. По грузонапряженности железных дорог (которую измеряют в млн т/км на 1 км пути за год) Россия, как в прошлом Советский Союз, не имеет себе равных во всем мире. В России находится и самая длинная в мире Транссибирская магистраль (10 тыс. км), 100-летие которой отмечалось в 2001 г. Наряду с этим нельзя не учитывать, что в 1990-х гг. показатели работы железных дорог страны существенно снизились, а сами пути и подвижной состав нуждаются в значительной модернизации. Вот почему в 2007 г. была принята «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.», осуществление которой должно кардинально повысить транспортную обеспеченность страны. В частности намечено построить 20 тыс. км новых линий.

В СССР железных дорог построено меньше чем в РИ.

Пример использования

«В Царской России в период с 1880 по 1917 гг., т.е. за 37 лет, было построено 58 251 км. За 38 лет советской власти, т.е. к концу 1956 г., было построено всего лишь 36 250 км. дорог» .

Действительность

Протяженность железных дорог

В 1890 году общая протяженность железных дорог в России составляла 24041 верст (Россия 1913. раздел - транспорт, 1. Железные дороги; табл. 2) . В дальнейшем, с 90-х гг. 19 века в России велось активное строительство железных дорог. Это делалось как государством, так и коммерческими структурами. Особенно высокие темпы шли с 1890 года. Во многом это бесспорная заслуга Сергея Юльевича Витте, который сделал в этой области очень многое.

Из «Доклада Совета съездов представителей промышленности и торговли по вопросам коренного улучшения работы железнодорожного и водного транспорта, шоссейных путей в связи с возросшими требованиями народного хозяйства России. 9 мая 1913 г.»

«В 1904 г. общая сеть достигла 55 614 верст, увеличившись за пятилетие на 9 052 версты, из коих в Европейской России -7 144 версты и в Азиатской - 1 908 верст. В 1909 г. сеть составила 62 422 верст (без Китайско-Восточной ж.д. - 1 617 верст), увеличившись за 5 лет на 6 808 верст, из них в Европейской России - 4 882 версты, и в Азиатской - 1 926 верст. К 1910 г. общая железнодорожная сеть в 62 422 версты распадалась: на казенную сеть в Европейской России - 32 373 версты и в Азиатской России (включая Уссурийскую ж.д.) -10 129 верст; итого казенных железных дорог 42 502 версты. Частных железных дорог в Европейской России - 17 805 верст и подъездных путей общего пользования частных обществ - 2 115 верст или всего частных - 19 920 верст.

Итого сеть русских железных дорог за 30 лет увеличилась на 41 691 версту, из коих в Европейской России на 31 562 версты и в Азиатской - 10 129 верст. Следовательно, сеть возрастала ежегодно в среднем на 1 390 верст. Наибольшее количество прибавилось за пятилетие 1895-1899 г. - на 13 755 верст, или по 2 751 версте в год. Затем в пятилетие 1900-1904 г. сеть увеличилась на 9 052 версты или по 1 810 верст в год. Остальные пятилетия давали прирост сети на 5000-5500 верст или по 1000 верст в среднем в год.»

Отметим, что 1 верста = 0,14375 географической мили = 1,06679 км

Из этого официального документа следует, что за 30 лет, к 1910 году в России было построена 41 691 верста, это около 44475 км. Наиболее высокие темпы роста были достигнуты за период с 1895-1899 г. по 2 751 версте ежегодно, это около 2934 км. Менее высокий показатель был достигнут в период 1900-1904 в котором темпы роста составили 1 810 верст в год, это около 1930 км. И по 1000 (1066 км) верст в среднем в год за дальнейшие пятилетия.

Отметим, что в 1911 году открыто 1579 верст; в 1912 - 750 верст; в 1913 - 981 верст. (Россия 1913. раздел - транспорт, 1. Железные дороги табл. 1) .

К 1913 году общая протяженность ЖД в РИ составляла 68370 верст (из них двойной колеи, только 16 889 верст), в это число входят и 2494 верст частных железных дорог местного значения.(Россия 1913; Транспорт; 1. Железные дороги табл. 3) . Это протяженность дорог как как общего пользования, так и местного значения. В переводе на километры (68370 умножаем на 1,06679) получается примерно 72 936 км.

В СССР к 1960-му году протяженность железных дорог общего пользования , по данным статистического ежегодника «Народное хозяйство СССР в 1960 году», составила 125 тыс. км (Раздел: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. Таблица: ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЛИНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (на конец года; тысяч километров) с. 353).

Однако, в это число не входят дороги местного значения. На этой же странице, под вышеуказанной таблицей имеется приписка: «Кроме указанной эксплуатационной длины железных дорог общего пользования Министерства путей сообщения, имеются железнодорожные подъездные пути промышленных предприятий и организаций; протяжение этих путей не общего пользования составило на начало 1961 г. 102,4 тыс. км.» Все это ЖД местного значения, которые тоже играли важнейшую роль в коммуникациях. И само собой, их тоже надо было построить.

Итого, общая протяжённость ЖД в СССР составляла 227,8 тыс. км. Разница с 1913 годом - 155 тыс. км. Поделим 155 на 40 (грубо с 1920 по 1960 гг.) и получим в среднем 3,8 тыс. км. в год. Даже такие грубые и примитивные подсчеты дают представление о темпах и масштабах строительства железных дорог в то время. Это притом, что страна перенесла такие страшные катастрофы как гражданская война с первой мировой и вторая мировая война.

Объём грузоперевозок

Кроме общей протяженности ЖД, есть ещё один не менее важный показатель. Это объемы грузоперевозок и пропускная способность железных дорог.

О том, что пропускная способность железных дорог, построенных до революции, была недостаточной, свидетельствуют некоторые затруднения со снабжением, которые проявились в годы войны. ЖД коммуникации, нормально работавшие в мирное время, оказались не готовыми к условиям военного времени. Как писал генерал Н. Н. Головин: «В результате даже после того, как потрясения, вызванные эвакуацией, были изжиты железнодорожным транспортом, последний не может справиться с выпадающими на него задачами по подвозу снабжения. Затруднения в этой области увеличиваются по мере того, как Россия выходит из полосы кризиса в боевых снабжениях, и последние направляются в армию во всё больших и больших количествах. Из личного 18-месячного опыта в должности начальника Штаба VII армии (с октября 1915 г. по апрель 1917 г.) автор может засвидетельствовать, что, как правило, армия недополучала в среднем 25% полагающегося ей снабжения. Причины этого недовоза должны быть всецело отнесены к недостаточной провозоспособности наших железных дорог».

Особенно ситуация ухудшилась после потери транспортных узлов Вильно, Лида, Барановичи, в связи отступлением Русской армии. Для справедливости важно добавить, что именно в эти годы было построено очень много железных дорог. Но это были скорее «пожарные» (экстренные) действия.

«Такая слабая железнодорожная связь была, конечно, совершенно неудовлетворительной. С возможной срочностью в очень неблагоприятное время года была построена в обход Барановичского узла ветка от станции Синявка на Буды, закончено устройство полотна на северном участке Подольской железной дороги (Калинковичи - Коростень) и сооружен временный деревянный мост через р. Припять. После этого положение несколько улучшилось. Произведенная в течение 1916 г. железнодорожная переброска войск на Юго-Западный фронт измеряется несколькими тысячами эшелонов. И все-таки размер этой перевозки не удовлетворял стратегическим требования создавшейся обстановки.

Одной из причин того, что Галицийская победа в 1916 г. не дала тех стратегических результатов, которые можно было ожидать, является то, что требуемые для этого оперативные перевозки оказались совершенно не под силу нашим железным дорогам.»Н. Н. Головин

При советской власти (особенно в первые десятилетия) ставили задачу не только строить новые железные дороги, но и увеличить пропускную способность старых. К 1940-му году объёмы грузоперевозок и густота ЖД увеличились многократно, о чем свидетельствуют следующие цифры:

Грузооборот железнодорожного транспорта по отдельным грузам
(миллиардов тарифных тонно-километров)

1913 г. 1940 г. 1955 г. 1958 г. 1959 г. I960 г
Грузооборот-всего 65,7 415,0 970,9 1302,0 1429,5 1504,3
Каменный уголь и кокс 12,8 106,9 266,7 348,9 347,2 333,8
Нефтяные грузы 3,5 36,4 101,6 154,0 182,1 205,4
Черные металлы (включая лом черных металлов) - 26,2 75,7 90,6 100,9 110,4
Лесные грузы 5,1 43,6 119,9 178,4 207,3 213,6
Хлебные грузы 9,9 32,8 55,1 80,8 93,7 90,7
Руда всякая (включая серный колчедан) - 21,5 45,0 59,9 65,3 71,6
Дрова 1,7 5,8 5,2 6,8 7,5 8,2
Минеральные строительные материалы - 28,2 82,1 113,9 130,1 155,6
Другие грузы - 113,6 219,6 268,7 295,4 315,0

Плотность железных дорог
(км. на 1000 км2 территории)

Дополнительная литература

Обсуждение

Уважаемый, я довольно много читал по данной теме, так что ваши претензии на абсолютное знание беспочвенны, как в огульном названии большинства ж/д времен ПМВ времянками, так и в убежденности, что в СССР тех же 30-40 такого не было. Было еще хуже. Ну и в любом случае, включать дороги построенные во время ПМВ в пользу СССР - это прелесть. А автор на которого я сослался не сам придумал эти цифры, а взял из монографии, автор которой намного более в теме чем я, вы и тем более борцуны выше по коментам. То, что «мифоборец» врет как сивый мерин и не знаком с темой даже в минимальном объеме уже никак не изменить. То, что он учел как построенные в РИ, так и захваченные СССР дороги, как построенные СССР - факт. Так что опус можно смело отправлять в утиль. Ценность его на уровне шума.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...