Проект человек славен добрыми делами. Воспитательский час "Добрыми делами славен человек" (8класс)

Для каждой эпохи характерны свои проблемы и приоритеты. Во Франции 1789 г. на первом месте было финансовое благополучие. Но писатель показал, какой разрушительной силой может обладать золото. Ведь предоставляя людям более широкие возможности для благополучия и достижения своих целей, в то же время драгоценный металл возводит на пьедестал материальные ценности. Общество в гонке за достатком забывает о духовном. Французская буржуазия тех времен: коммерсанты, банкиры, ростовщики, предприниматели – вот новый образ хозяина жизни, воплощение успешности. Но Оноре де Бальзак акцентировал внимание читателей именно на негативном влиянии богатства, которое делает из человека алчное, жестокое существо, не знающее совести и чести, готовое ради состояния пойти не только на тайные, но и явные преступления.

Пагубная власть капитала закрадывается во все сферы общественной и частной жизни людей. Золото, словно яд, изменяет личность человека. В результате он деградирует, его потребности снижаются до уровня животного. В такой атмосфере не ценятся родственные связи, нет уважения к семье, дружба и любовь рушатся. Богатые имеют эгоистичные натуры и заставляют страдать тех, кто не попал под разрушительное влияние денег.

Власть золота очень выразительно показана Бальзаком в облике Гобсека - богатого ростовщика. Ему удалось стать миллионером, но это никоим образом не повлияло на его образ жизни. Он все так же замкнут и скромен, не имеет собственного жилья, а снимает крохотную комнату в сыром и мрачном доме. Он стал жертвой собственной же нездоровой экономии и размеренности.

Богатство сделало Гобсека одиноким. Но, похоже, это совершенно не волнует его. Он сам не допустил бы, чтобы кто-то после его смерти унаследовал все его сбережения. Поэтому у него нет друзей и семьи, а все родственные связи он оборвал. Ему чужды нормальные человеческие чувства: жалость, сочувствие, любовь и дружба. Он имеет единственную страсть – накапливать.

Оноре де Бальзак специально детализирует портрет главного героя таким образом, чтобы максимально продемонстрировать его истинную сущность. Его внешняя мертвенность, неподвижность и отрешенность от всего земного трансформируется в зловещие и хищные черты. Именно золото сделало его мертвым при жизни и убило в нем человеческое начало.

Гобсек представлен в произведении на фоне двухсторонней социальной среды. Это богачи, которые посвятили свою жизнь наслаждениям и роскоши. Их моральный облик показан отталкивающе. А с другой стороны это бедные, но в то же время честные труженики. Они обречены на жалкое и унылое существование, а порой даже выживание. Гобсек, видя такой контраст в обществе, быстро определился, на чьей стороне хочет быть. Он понял, что главной силой в современной жизни являются именно деньги. Ростовщик подчеркивает, что только финансовое благополучие может быть жизненной целью. Это та надежная опора, которая заставляет уверенно проживать отведенные судьбой дни.

Гобсек своей страстью к накопительству обязан той буржуазной системе, которая и разделила общество на богатых и бедных. И у него был выбор: или задавят его, или он сам сделает это с другими. Гобсек выбрал последнее, так как никто не желает себе худшего.

Нельзя сказать, что главному герою чужды абсолютно любые отношения. Но опять же и те единственные, которые были в его жизни, носят деловой характер. Речь идет о взаимосвязи кредитор-должники. Правда, в этой роли Гобсек все так же лишен любой человечности. Он страшен в общении с людьми. Еще никому не удалось разжалобить его. Он наживается на нуждах, пороках, горе и абсолютно не чувствует укоров совести.

В финале повести разрушительная власть золота раскрывается на полную мощь. Жадность и ненасытность Гобсека к старости перерастает в безумство и манию накопительства. После его кончины в кладовых обнаружили массу испорченного имущества. И никто не сожалел о смерти Гобсека…

Разрушительная власть денег - не единственное о чем писал Бальзак:

  • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • «Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
  • Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»

Сочинение

Роль денег в современном обществе – главная тема в творчестве Бальзака.

Создавая \"Человеческую комедию\", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - \"Гобсек\" и \"Евгения Гранде\".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый \"добряк\" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Точность и широта изображения французской действительности сочетаются у Оноре де Бальзака с глубиной проникновения во внутренние закономерности общественной жизни. Он раскрывает классовые конфликты эпохи, обнажает буржуазный характер общественного развития Франции после революции 1789 года. В образах коммерсантов, ростовщиков, банкиров и предпринимателей Бальзак запечатлел облик нового хозяина жизни – буржуазии. Он показал людей алчных и жестоких, без чести и совести, наживающих свои состояния путем явных и тайных преступлений.

Пагубная власть капитала проникает во все сферы человеческой жизни. Буржуазия подчиняет себе государство (“Темное дело”, “Депутат от Арси”), хозяйничает в деревне (“Крестьяне”), распространяет свое тлетворное влияние на духовную деятельность людей – на науку и искусство (“Утраченные иллюзии”). Разрушительное действие “финансового принципа” сказывается и на частной жизни людей. Под ядовитым действием расчета деградирует человеческая личность, распадаются родственные связи, семья, рушатся любовь и дружба. Эгоизм, развивающийся на почве денежных отношений, становится причиной человеческих страданий.

Губительное воздействие денег на человеческую личность и человеческие отношения с большой художественной выразительностью показано в повести “Гобсек”.

В центре повести – богатый ростовщик Гобсек. Несмотря на миллионное состояние, он живет очень скромно и замкнуто. Гобсек снимает комнату, напоминающую монашескую келью, в мрачном сыром доме, бывшем прежде монастырской гостиницей. На внутреннем убранстве его жилища, на всем его образе жизни лежит печать строгой экономии и размеренности.

Гобсек одинок. У него нет семьи, нет друзей, он порвал все связи с родственниками, так как ненавидел своих наследников и “даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти”. Одна-единственная страсть – страсть к накоплению – поглотила в его душе все другие чувства: ему неведомы ни любовь, ни жалость, ни сострадание.

Бальзак использует детали портрета для раскрытия внутренней сущности своего героя. Во внешнем облике Гобсека неподвижность, мертвенность, отрешенность от всех земных, человеческих страстей сочетаются с чем-то хищным и зловещим. Пепельно-желтые тона и сравнения с драгоценными металлами дают понять читателю, что именно страсть к золоту уничтожила в нем человеческое начало, сделала его мертвым еще при жизни.

В повести изображена та социальная среда, в которой действует Гобсек, точно намечены два противоположных полюса современного ему общества. С одной стороны, бедняки, честные труженики, обреченные на унылое существование (белошвейка Фанни Мальво, стряпчий Дервиль), с другой – горстка богачей, проводящая дни в погоне за роскошью и наслаждениями (молодой граф де Трай, графиня де Ресто), чей моральный облик представлен в резко отталкивающем виде.

Обладая большим практическим опытом и проницательным умом, Гобсек глубоко постиг внутреннюю сущность современного ему общества. Он увидел жизнь в ее неприкрытой наготе, в ее драматических контрастах и понял, что в обществе, где идет борьба между бедными и богатыми, подлинной движущей силой общественной жизни являются деньги. Гобсек говорит: “Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги”, “из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото”. Страсть Гобсека к накопительству – это закономерное порождение буржуазной системы, концентрированное выражение ее внутренней сущности.

На примере Гобсека Бальзак показывает, что деньги не только убивают человеческую личность, но и вносят разрушения в жизнь всего общества. Гобсек, замкнувшийся в своей келье, совсем не так безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Его мораль: “Лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили”.

С потрясающей силой разрушительный характер накопительства Гобсека раскрывается в финале повести. К концу жизни его жадность превращается в безумную манию. Он становится ненасытным “удавом”, бесследно поглощающим разнообразные дары, приносимые клиентами. Когда после смерти Гобсека открыли его кладовые, то оказалось, что в них без всякой пользы лежали и гнили огромные массы товаров.

Писатель мастерски показывает те разрушительные процессы, которые совершаются как в духовной, так и в материальной сферах буржуазного общества.

(No Ratings Yet)

  1. Со времени появления денег в человеческом обществе, они обрели силу, которая в состоянии обуздать человеческое мышление. Как и в Средневековье, сегодня человек, на что только не способен Ради денег… Вопрос...
  2. ОБРАЗ ГОБСЕКА В ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА Я владею миром, а мир не имеет надо мной власти. О. де Бальзак Творчество французского писателя Оноре де Бальзака стало значительным этапом...
  3. Бальзак – настоящий мастер создания колоритных образов. Герои его произведений яркие, необычные, а их поступки заставляют задуматься над прочитанным произведением. Именно таким является Образ Гобсека из одноименной повести. Утверждать, что...
  4. В центре сюжета две девушки-художницы Сью и Джонси. Молодые, амбициозные, веселые. В их доме живет и еще один художник Берман. Грузный, грубый шестидесятилетний старик, чье тело представляло собой одновременно сатира...
  5. Сквозные темы Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести В. Распутина “Живи и помни”) Двадцать второго июня тысяча девятьсот...
  6. С первых же страниц романа “Идиот” читатель попадает в мир, где основную роль играют миллионеры, капиталисты, дельцы, ростовщики и авантюристы. К сильным мира сего в первую очередь конечно же можно...
  7. Что же такое деньги? Просто бумажки или куча возможностей? Наверное, все зависит от людей, которые их используют. Для кого-то деньги – это то, что можно обменять на еду, а кто-то...
  8. Деньги – это бумажная купюра или большие возможности? Все зависит от того, как люди воспринимают это понятие. Сейчас под деньгами простой обыватель понимает какое-то количество бумаги, наделенной индивидуальными признаками. Но...
  9. Согласны ли вы с мнением Г. А. Бялого о том, что “сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма”? Рассуждая по поводу высказывания Г. А. Бялого, рассмотрите социальные, политические, философские...
  10. Я и поверила этим взрослым, что современную молодежь уже ничем не удивишь. Да и не стремимся мы удивление, ведь хватает нам своего эпатажа и крутизны. Одного февральского морозного дня шла...
  11. Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда...
  12. ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СИЛА СТИХОТВОРЕНИЙ А. БЛОКА История русской литературы знает немало замечательных поэтов, которых почитали, ценили, уважали, которыми гордились и восхищались. Но никогда, как утверждал критик Г. В. Адамович, не было...
  13. Дружба – великая сила Великая сила – дружба. В чем ее сила, спросите вы? Во-первых, настоящий друг никогда тебя не подведет, поможет тебе в трудную минуту. Если я забыл дома...
  14. Открыть человеку глубины его души – этого добивается в той или иной степени Каждый писатель. Одна из основных, может быть, и главных целей искусства есть раскрытие этой тайны. Особенно это...
  15. СИЛА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ (по сказке X. К. Андерсена “Снежная королева”) Со сказками удивительного датского сказочника мы знакомимся, еще не научившись читать. “Стойкий оловянный солдатик” и “Гадкий утенок”, “Дюймовочка”...
  16. ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ А. Ахматова – один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений – тема...
  17. “Русский человек на rendez vous” (Герой повести И. С. Тургенева “Ася” в оценке Н. Г. Чернышевского) Свою статью “Русский человек на rendez vous” Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления,...
  18. Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее...
  19. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК (1799-1850) Родился в старинном французском городе Туре. Шестнадцатилетним юношей Бальзак приезжает в Париж, чтобы изучать право. Долго юриспруденцией юноша заниматься не смог: он понял свое...
  20. Свой первый цикл стихов Александр Блок посвятил Прекрасной Даме, прототипом которой стала его будущая супруга Любовь Менделеева. Отношения с ней складывались весьма непросто, хотя поэт был знаком со своей избранницей...
  21. СИЛА ЖЕНСКОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА “ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА” А. Платонов – один из самых ярких и своеобразных прозаиков XX века, его судьба и судьба его произведений была трудной...
  22. О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями былин становились и воины-богатыри, и...
  23. Повесть “Черный монах”, на мой взгляд, одно из лучших произведений А. Чехова. В нем отразилась глубокая философия автора, а также переданы те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников,...
  24. ВЫМЫСЕЛ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” А. С. Пушкин обладал могучей творческой фантазией и изумительным чутьем, которые помогали ему верно угадывать события там, где не... Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
  25. Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В...
  26. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-х годах XIX века возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против...
  27. Внутренний мир “петербургского мечтателя” в повести “Белые ночи” Ф. Достоевского План I. Особенности жанра, композиции повести Ф. Достоевского “Белые ночи”. II. Образ рассказчика в повести. 1. Сердце, полное любви. 2....
Губительная сила денег в повести О. де Бальзака “Гобсек”

Цели урока:

На доступном возрасте уровню подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.

Образовательная:

Сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле морали».

Развивающая:

Развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная:

Воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми.

Оборудование:

М/ф «Кот Леопольд», В.И.Даль «Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», Словарь синонимов,

  1. Оргмомент.

Просмотр отрывка из м/ф.

Ребята, вашему вниманию был предложен отрывок из известного м/ф «Кот Леопольд».Вы его внимательно посмотрели и скажите о чем у нас сегодня на уроке пойдет речь.

- (о добре, доброте)

А что означают эти слова. Значение этих слов искал в словарях Ваня Морозов.Давайте послушаем его ответ.

Толкование слов учеником

В.И.Даль

Добро-в духовном значении- благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.

С.И.Ожегов

Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

(слайд №1)

Подберите синонимы и однокоренные слова к этим понятиям.

-(, добродушие, добросердечие, благо, человечность-)

(слайд №2)

В какие словосочетании входят эти слова?

(добрый человек, добрые дела, добрые поступки, доброе лицо, добрая душа, добрые мысли, доброе сердце)

(слайд №3)

А какое из названных вы считаете самым важным?

Как мы можем узнать,что этот человек добрый, что у него доброе сердце? (по делам, поступкам)

Ответить на вопрос, какие дела и чувства называют добрыми, мы постараемся на нашем уроке, тема которого «Человек славен добрыми делами»

(слайд №4)

Запишите тему в тетрадь

(название темы крепится к доске)

Накапливая жизненный опыт, русский народ сложил много пословиц о добре. Группа ребят сделала дома подборку пословиц и поговорок на данную тему. Давайте послушаем их.

От добра худа не бывает.

Лихо помнится, а добро не забудется.

Худо тому, кто добра не делает никому.

За добро злом не платят.

Учись доброму- дурное на ум не пойдет.

(слайд №5)

Попытайтесь объяснить смысл этих пословиц.

Вы опять подтвердили, что доброта человека измеряется его добрыми делами и поступками.

А теперь, на конкретном примере мы попытаемся выяснить, что такое добрый поступок, как проявляется добро в жизни.

Для этого давайте прочитаем отрывок из сказки О.Уайльда «Счастливый принц» и ответим на вопрос –В чем главная идея данной сказки?

Итак, какова же главная идея- признание ласточки и ответ Принца-«Это потому, что ты сделала доброе дело».

Вывод:Добро это (учащиеся продолжают фразу) когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим.

Значит, добро это – помощь, жалость и т.д.

Как мы видим на примере сказки доброте сопутствуют такие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, (бескорыстие), помощь, жалость, (прощение) (слайд №6, «Добро= любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, бескорыстие, помощь, жалость, прощение»но на экран не выводить).

А трудно ли быть добрым? Все ли могут быть добрыми?

Что для этого надо сделать? На этот вопрос нам даст ответ _Иванова Оля..

(чтение стих-я «Стать добрым волшебником…»)

Как мы видим, добрым быть, оказывается, достаточно просто.Просто надо помочь тому, кто нуждается в добре сочувствии. Добро сделать легко, но в то же время и трудно. На уроках литературы вы недавно прочитали произведение, в котором говорится о доброте одного человека к другому. Что это за произведение? О чьем добром поступке в нем идет речь? Почему он добрый?

Мы познакомились с примерами добрых дел из произведений х/л, м/ф,х/ф, сказок. А в жизни тоже есть люди, которые совершают такие добрые дела ради благополучия других людей. Дома вы подберете примеры проявления добрых дел из различных источников. Варианты заданий находятся у вас у каждого в распечатке.

Д/з 1. «Галерея добрых дел» -подобрать картинки с изображением добрых поступков.

  1. Найти примеры добрых дел, поступков в газетах журналах, художественной литературе.
  2. Написать мини-сочинение «Доброта вокруг меня».

Итак, добрым называют человека, который………(уч-ся дополняют предложения)

Сейчас мы покажем вам сценку о добром Незнайке и, может быть, вы внесете какие-то дополнения в свой ответ.

(сценка)

(ответы с дополнениями Истинные добрые дела –это бескорыстные дела, которые люди совершают из хороших побуждений. А если есть истинная доброта, то есть и ложная доброта.

На примерах из нашей жизни давайте поговорим об истинной и ложной доброте. Вам предложены примеры с различными поступками –определите, какие, на ваш взгляд относятся к истинной доброте, какие к ложной. Запишите их по группам в тетрадь и объясните свое решение и подберите собственный пример доброты (можно из х/л)

Одноклассник дал списать домашнюю работу

Бабушка заступилась за внука, который сломал игрушку

Урок обществознания в 6 А кл на тему «Человек славен добрыми делами»

Шестиклассник во время перемены заступился за первоклассницу, которую обидел его друг

(обсуждая, прикрепить магнитами на доску)

Мы с вами привели примеры добрых поступков, но в жизни иногда человек совершает и необдуманные плохие поступки, огорчая тем самым своих родных и близких. А они продолжают любить их и общаться с ними, как и прежде.

На стр. 196 дана репродукция картины Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына». Посмотрите на нее внимательно и скажите, можем ли мы с первого взгляда ответить как отражена тема доброты на данной картине? А почему, как вы думаете, отец простил своего сына? Да, он любит его, он старше и мудрее его. И ваши родители тоже всегда прощают вам все ваши шалости и обиды. Значит, доброта это-..

(ответы уч-ся Доброта всегда связана с умением прощать )

Как вы, наверное, догадались, человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын. Слово «блудный» означает «заблудший, сбившийся с пути»

Посмотрите внимательно на картину и скажите, какие чувства, кроме радости встречи испытывают отец и сын?

Безусловно, его сын испытывает радость встречи. Но, вместе с тем, его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит его простить, готов исправиться, загладить свою вину.

Отец жалеет сына, его сердце полно страдания, он готов забыть его поступок и простить его.

Не просто о добрых поступках мы говорили сегодня, а о том, что тема добра волнует всех людей, а поэты, писатели и художники в своих произведениях рассказывают о добре, чтобы люди не забывали о нем помнили, думали. Ведь добро это (слайд №6)

Вывод: Вот все это и есть добрые чувства и они открывают путь к добрым делам.

Сегодня на уроке мы с вами убедились, что люди стараются сделать добро для других и это добро обязательно к ним вернется. Ведь если человек совершает добрые поступки, то окружающие тоже к нему относятся по- доброму. А это и есть золотое правило.а почему это правило называют золотым? Да потому, что оно драгоценно, ведь золото драгоценный металл, от добрых дел становится светлее, добро разливается, как солнечным свет, добрые дела долго сохраняются в памяти. И хочется, чтобы в нашей жизни таких солнечных, золотых дней было как можно больше.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(Уч-ся раздают изображения солнышек гостям под музыку из м/ф)

Пусть любовь и доброта согревают нас всех, как эти солнышки.

И все вам мое пожелание:

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу .

Дарите только теплоту:

Ребенку, женщине и другу,

И отодвиньте пустоту.

Жизнь все вернет сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,

Мечта и счастье к вам вернется.

И нежной лаской вновь и вновь

В вас чья то радость отзовется.

Наш урок окончен,

Приложение № 1 (отрывок из сказки)

Приложение № 2 (сценка ‘Незнайка и его друзья’)

« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Был он очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась и уже собралась улетать, когда поняла, что это слезы Принца.

Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый!- спросила она.

Когда я был жив,- ответил Принц, -я не знал, что такое слезы. Я жил во дворце, куда человеческому горю вход воспрещен. .Вокруг дворца была возведена стена, и я не разу не догадался спросить, что происходит за нею. Я танцевал и развлекался с друзьями. «Счастливый Принц»- так величали меня приближенные. И действительно, я был счастлив, если только в наслаждении счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце у меня теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

Мне надо скорее улетать, идет зима,- ответила Ласточка.

Останься хоть на одну ночь, помоги мне,- опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда возвратилась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно.

Это потому, что ты сделала доброе дело,- объяснил Принц.

(Оскар Уайльд «Счастливый Принц»)

  1. Почему плакал Принц, ведь его же называли счастливым?
  2. Почему Принц решил помогать людям?
  3. Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?
  4. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Приложение №2 («Приключения Незнайки и его друзей»)

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь, мы все должны помогать друг другу.

(Подходят Сиропчик и Пончик)

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил доктором стать. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка(замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром!

Кнопочка: А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это- не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти.Моя это шапка что ли. Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от ландышей?

Кнопочка: А для чего же ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопочка: Вот видишь- а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопочка: Ты должен совершать их так, из добрых побуждений.

С. В. Алимова, МБОУ "Судогодская ООШ", г. Судогда, Владимирская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРБАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Методическая разработка

урока обществознания

в 6 классе на тему:

учитель обществознания МКОУ Горбатовской СШ

стаж работы: 27 лет

учебно-методический комплект Л.Н. Боголюбова

АННОТАЦИЯ

к уроку обществознания на тему «Человек славен добрыми делами»

Основа ФГОС - системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей учащихся, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Разработка урока нацелена на реализацию этих требований. Урок разработан к УМК под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, в соответствии с требованиями ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Материал урока позволяет учащимся оценить значение добра в жизни человека, осознать важность золотого правила нравственности. Урок нацелен на формирование умений анализировать учебную и дополнительную литературу, делать выводы, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умение общаться. На уроке используются различные формы и методы работы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся.

Игровая технология и ИКТ, применяемые на уроке, позволяют формировать такие компетенции, как умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств, умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (обучает учащихся ставить и адресовать вопросы). Поэтому условием проведения этого урока является владение учителем технологией диалога.

На уроке достигается осмысление учебного материала всеми учащимися. Тема и цель урока обозначены, указаны образовательные, развивающие и воспитательные задачи. На уроке был выдержан высокий темп работы. Сочетая различные формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах, развивается умение учащихся работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

КЛАСС : 6

ТИП УРОКА : Урок открытия новых знаний

УМК

    Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.

    Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013.

    Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.

    Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.

    Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.

ТЕМА УРОКА : « Человек славен добрыми делами»

Эпиграф урока: Жизнь дана на добрые дела.

ЦЕЛИ УРОКА:

Создание условий для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания.

На доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком, а также, что доброта начинается с заботы о близких.

ЗАДАЧИ УРОКА: подвести к пониманию значения добра в жизни каждого человека, важности золотого правила морали в жизни человека; продолжить формировать умения анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умения общаться.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:

    Знать основные понятия по теме, суть золотого правила морали.

    Уметь высказывать суждения о том, что значит быть добрым человеком, оценивать поступки людей с точки зрения морали, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности.

Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, способствовать развитию познавательных интересов.

УУД: Личностные УУД:

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение, выработка своей жизненной позиции в отношении мира, людей, самого себя, своего будущего.
к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД :

Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя, умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, умение точно выражать свои мысли

Регулятивные УУД: умение работать в группе,

Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения, умение находить в источнике главное, анализировать и делать выводы

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

    Компьютер

    Проектор

    Интерактивная доска

    Презентация к уроку

    символическое сердечко со стрелами

    игрушечные весы

    сердечки

    бусинки

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • игровая, работа в парах, ИКТ-ресурсы.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ :

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ : объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация самостоятельной работы с учебником .

ЛИЧНОСТНО - ЗНАЧИМАЯ ПРОБЛЕМА :

Достается не дешево Счастье трудных дорог… Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? (Л. Татьяничева)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ : добро, доброта, нравственность, золотое правило морали.

ПЛАН УРОКА:

1. Что такое добро. Кого называют добрым.

2. Доброе – значит хорошее.

3. Главное правило доброго человека

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА: Почему люди ценят добро?

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Цель: обеспечить готовность к уроку.

Ожидаемый результат : Готовность обучающихся к уроку.

Педагогические приемы : Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. Учитель проверяет готовность детей к уроку

УУД: Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию. Коммуникативные.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие: Добрый день, ребята! Я надеюсь, что вы пришли ко мне с хорошим настроением и у нас с вами получится все задуманное!

Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Приветствуют учителя и друг друга

(выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку )

МОТИВАЦИОННО - ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Цель: Включение в учебную деятельность.

Ожидаемый результат: Постановка учебных задач на основе соотнесения известного и неизвестного по теме. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

фронтальная работа

УУД: Познавательные , общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта. Коммуникативные - слушают мнение других учеников.

Ну, а чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

Жизнь дана на …дела.

Мир не без …людей.

Истинное … всегда просто.

слово человеку – что дождь в засуху.

О чем же мы сегодня будем говорить? (О добре ) Демонстрация видеоролика: Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

Организуется диалог с учащимися по вопросам:

О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют добрым? Что такое добро? (Все хорошее, полезное, что помогает жить )

Подберите синонимы и однокоренные слова к этим понятиям.

-(добродушие, добросердечие, благо, человечность )

В какие словосочетания входят эти слова?

(добрый человек, добрые дела, добрые поступки, доброе лицо, добрая душа, добрые мысли, доброе сердце)

А какое из названных вы считаете самым важным?

Как мы можем узнать,что этот человек добрый, что у него доброе сердце? (по делам, поступкам)

Ответить на вопрос, какие дела и чувства называют добрыми, мы постараемся на нашем уроке, тема которого «Человек славен добрыми делами»

Тема нашего урока: « Человек славен добрыми делами». Работа с притчей об императоре, который любил птиц

Притча об императоре, который любил птиц

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:

Зачем столько птиц?

Император ответил:

У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей , а приносят их мне живыми

Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.

Каких птенцов?- спросил император.

У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

Об этом я не думал,- признался император.

Тогда мудрец сказал:

У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.

Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.

Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?

Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока.

Проблемный вопрос:

Легко ли быть добрым и что для этого необходимо ? Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

План урока

1.Что такое добро. Кого называют добрым.

2.Почему люди ценят добро?

3. Золотое правило морали.

4.Что необходимо для того, что бы быть добрым?

Вставляют слова в пословицы.

Просматривают мультфильм

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения.

Слушают

Осмысливают услышанное, ведут диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока, формулируют проблему урока.

Определяют способ и средства построения нового знания.

Составляют план работы.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Цель: Осознание проблемы, вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков

Ожидаемый результат : умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Формы организации совзаимодействия на уроке: работа в группе, индивидуальная работа, фронтальная работа

УУД: Познавательные УУД (выделение проблемы).

Коммуникативные УУД (потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собствен­ное мнение; слушают друг друга, строят по­нятные речевые выска­зывания )

Ребята, а где можно взять понятие этих слов.

(толковый словарь)

Работа над понятием «добро»

Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? Запишите слова – ассоциации к слову «добро» или нарисуйте, как вы его себе представляете.

Что для вас добро?

!!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО

Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло? !!! Запишите слова– ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете.

Запишите определение понятия ЗЛО.

Молодцы, хорошо.

Почему люди ценят добро?

Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, с. 86-87 учебник.

А теперь, на конкретном примере мы попытаемся выяснить, что такое добрый поступок, как проявляется добро в жизни. Мы познакомимся с английской сказкой, которую написал Оскар Уальд «Счастливый принц» и прочитаем ее по ролям (автор, Принц и Ласточка ).

После чтения ученики отвечают на вопросы:

1 группа: Был ли принц по-настоящему счастлив? Почему он заплакал? Почему Принц решил помогать людям? 2 группа: Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? Вывод о добре.

«Принц заплакал потому, что ему наконец-то открылась правда. Раньше, при жизни, он наслаждался привычными дворцовыми развлечениями и был вполне счастлив, но счастье оказалось иллюзорным. Он ничего не знал о подлинной жизни своего королевства, скорби и нищете народа. Картина которая открылась ему сверху, когда он уже стал статуей, потрясла его, пронзила его сердце: в нем родилось сострадание, а вместе с ним и искренне желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по – настоящему счастливым.

Чувство сострадания испытала и Ласточка. Она преисполнилась жалости, увидев, что Принц плачет, и, поняв причину его страданий, стала искренне помогать ему, хотя, безусловно, рисковала жизнью, ведь она могла замерзнуть. Сделав доброе дело она ощутила тепло».

1. Какие добрые чувства вы можете назвать? ( любовь, сочувствие, сострадание, благодарность, симпатия и т. д.).

2. Что такое добро? ( добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим, добро - это конкретное дело, к тому же добро делать приятно, это согревает душу)

Итак, какова же главная идея - признание ласточки и ответ Принца-«Это потому, что ты сделала доброе дело».

Вывод: Добро это (учащиеся продолжают фразу) когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим.

Значит, добро это – помощь, жалость и т.д.

Как мы видим на примере сказки доброте сопутствуют такие чувства как любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, (бескорыстие), помощь, жалость, (прощение).

Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь понятие. ДОБРО - все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться, процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок

Самостоятельно выполняют задние.

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру

Читают текст по ролям и отвечают на вопросы.

Ученики работают в группах и формулируют ответ на поставленную задачу.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Цель: Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Ожидаемый результат: повышение активности на уроках; улучшение результатов обучения; развитие творчества у учащихся.

Педагогические приемы : игровые упражнения

УУД : Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты…» с кадрами из мультфильма «День рождения кота Леопольда» Предлагаю всем встать в круг и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Поднимем наши ручки вверх и представляем, что мы строим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.

Ученики выполняют упражнения паузы

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТАПА УРОКА

На свете много разных правил. Есть правила русского языка, есть правила дорожного движения, есть правила игры в футбол и т. д. А что вы знаете о морали? Мораль - это правила доброго поведения. Моральных правил тоже много, и все они очень важны для нас. Но есть среди них самое главное, которое называют золотым правилом морали (нравственности). Послушайте притчу. Притча.

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала. Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать. Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул: Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать. Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «о, это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек». (URL:http://www.rusedu.ru/detail_20267.html)

Теперь давайте обсудим притчу. – Как вы охарактеризуете поступок Цветка? (Итак, цветок поступил жестоко, заведомо обрекая свою подругу на погибель…) – А какие качества вы увидели в Бабочке? (Доброту и бесконечную любовь, к своему другу, который желал ей погибели во имя спасения своей жизни) – Какая мораль в этой сказке? (Не желай никому того, чего не желаешь себе; относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе). – Эти фразы называются золотыми правилами морали. Давайте запишем. - Чему учат нас золотые правила? Золотое правило требует от нас доброго отношения к другому человеку. Это самое дорогое, самое ценное из всех отношений, которые складываются между людьми. - Почему главные правила морали называют золотыми? Золотое правило действует всегда. Потому что во все времена человеку бывает приятно, тепло, уютно, когда он встречает доброе отношение к себе. Счастливы бывают оба - и тот, к кому по-доброму отнеслись, и тот, кто поступил по-доброму, т. е. морально. Наверное, поэтому главное правило морали называют золотым.

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное - посадил дерево; приятное - сделал подарок; истинное - помог человеку в беде) Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….)

Золотое правило требует от нас хорошего отношения к другому человеку; требует хорошего отношения ко всем людям. Ведь нам надо выяснить, каким должен быть добрый человек, какими мы должны стать. Висит вывеска «Добрый человек». - Давайте, представим, какой он, на ваш взгляд, каким он должен быть?

- Внешне? (доброе лицо, открытый взгляд). Внутренне? (любит людей, все живое: растения, зверей, цветы, жучков, паучков).

Назовите черты доброго человека? (совестливость, добрая воля, сострадания, добрые дела, готов прийти на помощь в трудную минуту, вежлив, внимателен, делает добрые дела не ради награды).

Работа с рубрикой «Жил на свете человек» , стр. 87 в учебнике об Андрее Дмитриевиче Сахарове (портрет вывешивается на доске или выводится на экран). Вопросы к сообщению: - Можно ли назвать академика А.Д.Сахарова добрым человеком? - Почему вы так думаете?

Работа с рубрикой «Картинная галерея», стр. 91.

Обсуждение картины Рембрандта ванн Рейна (1606-1669гг.) «Возвращение блудного сына». Сюжет взят из Нового Завета. В Евангелии от Луки (глава 15, стих 11) изложена «Притча о блудном сыне» (учитель кратко рассказывает притчу). Учитель: - Человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын, слово «блудный» здесь означает «заблудший, сбившийся с пути». Рассмотрите репродукцию картины на стр. 90 и постарайтесь ответить на вопросы: - Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? (Отец жалеет сына, его сердце полно сострадания, он готов забыть его поступок и простить). - Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын? Безусловно, сын испытывает радость встречи. Но вместе с тем его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит простить его, готов исправиться, загладить свою вину и т. д.

Можно сделать вывод: все это и есть добрые чувства, и они открывают путь к добрым поступкам. В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...» - «Пропадал и нашелся» - это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»? - Отец имел в виду не физическую смерть сына. Речь идет о духовной, моральной смерти сына, который погряз в разгульной жизни и растратил состояние, нажитое отцом. В конце концов, он понял, что вел себя подло, раскаялся, просил прощения. И душа его ожила.

Отвечают на вопрос

Слушают, осмысливают, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы

Дают устное описание доброго человека.

Читают текст в учебнике и отвечают на вопросы.

Учащиеся работают вместе с учителем. Рассматривают картину, анализируют, отвечают на вопросы.

Делают вывод совместно с учителем.

ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Цель: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.

Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания

Педагогические приемы : творческая работа

Формы организации совзаимодействия на уроке: игра

УУД:

Личностные Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Сейчас мы с вами поиграем в игру: игра «Добрый - злой».

Вот солнышко. Ребята, посмотрите, что-то оно невесёлое, и лучики не сияют. Видно какой-то злой волшебник специально решил запутать нас! Он заколдовал солнышко. Нам нужно сделать что-то доброе, чтобы расколдовать его. Звучит музыка, входит Фея с волшебной палочкой и сундучком.
Фея: Ребята, здравствуйте. Я - Добрая Фея. Я слышала, о чём вы тут говорили. Послушайте мои слова и запомните:

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Я вам помогу, чтобы солнышко засияло. Ребята, вы любите сказки? А все ли герои сказок добрые? В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. В моём волшебном сундучке спрятались разные сказочные герои (Буратино, Серый волк, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, крокодил Гена, серый волк, Кот Леопольд, Мыши, Шапокляк)

Я раздам вам карточки, вы внимательно посмотрите и вспомните сказку и её героя. Если герой добрый, то карточку надо положить в обруч жёлтого цвета, как солнышко; если герой злой, то карточку кладём в обруч красного цвета – цвета опасности.

У каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта (это ваш поступок в рисунке, это было домашним заданием). Доброта очень нужна и вам, и вашим близким людям, и друзьям. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? М ожет быть, нам помогут в этом весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (листочки с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь, Лень)

А что нужно сделать, чтобы победить зло? Нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. А это зависит от каждого из нас. Давайте на вторую чашу положим по капельке добрых дел, которые каждый из вас сделал в своей жизни.

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Добрыми поступками, делами. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Творческое задание « Очеловечить человека» Учитель объясняет смысл задания, создает творческую атмосферу.
Класс учащихся делится на две группы и получает набор: контур человека из плотной бумаги, клей, ножницы, цветную бумагу, маркеры.

Каждая группа должна не только дать имя и одеть человечка, но и наделить его определенными человеческими качествами, а затем подготовить презентацию своего человечка.

Молодцы! Давайте будем добрыми всегда и везде!

Определяют добрых и злых сказочных героев.

Дети подходят к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (бусинку). Вскоре чаша «добра» перевешивает чашу «зла».

Учащиеся делятся на группы, выполняют
задания, готовят презентацию, представляют своего «очеловеченного» человечка.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Цель : подведение итогов урока

Ожидаемый результат: понятие учащимися важности в жизни людей таких качеств, как доброта, человечность.

Педагогические приемы: составление синквейна (интерактивная форма обучения)

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми Можем ли мы теперь ответить на самый главный вопрос урока? Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться – чему? - помогать там, где нужно, понимать другого, выручать друзей в беде, не ссориться, улыбаться тем, с кем общаешься, сочувствовать и т.д. Ведь доброта творит чудеса- делает человека красивым, сильным .

А сейчас подведем итог урока путем составления синквейна.

На первой строчке запишем одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна. (О ком мы с вами сегодня говорили?)

На второй строчке напишем два прилагательных (причастия) , раскрывающих тему синквейна. (Человек какой?)

На третьей строчке запишем три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. (Человек, добрый, …. Что делает?)

На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Золотое пр. мор. ( " ". )

Пятая строчка – это слово-резюме , личное отношение учащегося к теме. (Доброта)

Примерный ответ:

1. Человек

2. Добрый, отзывчивый

3. Помогает, защищает, сострадает

4. « Не желай никому того, чего не желаешь себе »

Подводят итог урока.

Составляют синквейн.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения, самоанализ успехов и неудач учащихся на уроке

Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.

Педагогические приемы : игровая форма

- Наш урок подходит к концу. У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами. Давайте подарим самые добрые слова друг другу. Пусть ваша доброта поселится в других сердцах. (Звучит песня «Дорога добра»

Передают «сердечко» и говорят добрые слова, пожелания.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Цель: Цель: повторение пройденного материала, развитие у учащихся творческих способностей

УУД: Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию

§10 читать,

задания на выбор:

- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

- составить правило «Как быть добрым» - начать работу над проектом « Мои добрые поступки»

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА : Я считаю, что урок достиг своих целей. Главное это было интересно всем: и детям и мне. Мы были единым целым, и урок прошел на одном дыхании. Все были вовлечены в учебный процесс, старались помочь товарищу.

В ходе проведения таких уроков с применением ИКТ, аудиозаписи, с просмотром мультфильма возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом.

Описание методики использования ИКТ во время урока.

Урок по обществознанию на тему «Человек славен добрыми делами» был разработан с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые использовались для усиления информативности впечатлений, получаемых учащимися в ходе урока и для систематизации имеющихся знаний.

На данном уроке информационные технологии используются на всех этапах.

Визуальной основой всего урока является презентация, созданная в Power Point . Слайды презентации заменяют традиционные записи на доске и демонстрацию схем и картин. В презентации, подготовленной к данному уроку, отражается ход урока и основные понятия темы.

Данный урок содействует реализации нового стандарта, ориентированного на развитие личности ребенка, т. к. на уроке формируются УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные), которые способствуют саморазвитию ребенка путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной образовательной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Реализовать данные задачи помогут концепции заложенные в ФГОСы. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий. У учащихся в ходе обучения происходит формирование навыков работы с информацией. Используемые ИКТ на моих уроках позволяют сделать урок современным, т. е. наглядным красочным, информативным и экономичным по затратам времени. Кроме того эта технология приближает урок к мировосприятию ребенка, который больше слушает, и смотрит. Она позволяет на уроке использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и учебный процесс. Информационные технологии психологически облегчают процесс усвоения материала учащимися, возбуждают живой интерес, к предмету познания, повышают уровень использования наглядности на уроке. ИКТ повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке.

На данном уроке ИКТ использовалось в следующих целях. Во-первых, для усиления смысловой нагрузки сведений, циркулирующих в ходе делового общения между учителем и учащимися. Наиболее важные и сложные вопросы урока были внесены в презентацию, для того чтобы ученики могли воспринимать их не только на слух, но и визуально.

Во-вторых, для обучения навыкам работы с информацией, и развития умения критически мыслить и делать выводы.

Кроме повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя, использование компьютеров на уроках позволяет повысить эффективность деятельности учителя и учащихся. Это делает материал, предложенный детям на уроке красочным, интересным и увлекательным.

Использование ИКТ на уроках обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение урока сконцентрировать на них внимание. Объяснение учителя сопровождается видеорядом, который представлен рисунками, фотографиями, необходимыми схемами.

Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения можно вернуться к той части информации, которую ученик не усвоил. Или напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробно остановиться на определённых моментах. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового учебного материала.
Презентация позволяет иллюстрировать рассказ, сделать урок более организованным, наглядным, интересным, мобильным.

Презентация не только ориентирует учащихся на основные этапы урока и делает урок более наглядным и информативным, но и помогает в выполнении заданий в ходе урока.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

обществознания в 6 классе «Человек славен добрыми делами »

1.Ученики 6 класса имеют опорные знания по курсу обществознания, интересуются событиями общественной жизни, владеют навыками самостоятельной работы. Ребята привыкли к творческой работе на уроках, любят диалоговые формы организации обучения. На уроках наблюдается положительный эмоциональный настрой.

2.Характеристика урока с позиции его места в курсе.

Урок « Человек славен добрыми делами » является составной частью курса «нравственные основы жизни », следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и всего курса в целом, в том числе такие как: на доступном возрасте уровню подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым. Образовательная: -сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле морали». Развивающая: -развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Воспитательная: -воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми

3. При постановке целей урока учитывались следующие факторы: возраст учащихся (11-12лет): психологические особенности подростков, а именно, важнейшее новообразование – появление чувства взрослости, самости «Я»; (учащиеся на уроке отстаивают свою позицию, используя мнения своих коллег); достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично поисковый уровень самостоятельной деятельности).

Опираясь на ведущие характеристики возраста подростков в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений школьников (умение отвечать на вопросы, связано излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию) осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, а именно; проблемного изложения и частично-поискового метода (эвристическая беседа), использован элемент метода критического мышления на этапе рефлексии.

4.Используемые на уроке наглядные средства. 1. Учебник «Обществоведение» 6 класс Боголюбов. Учебник использовался на уроке при изучении нового материал 2. Презентация « Человек славен добрыми делами». 3. Раздаточный материал.

5. Исходя из места урока в общей системе уроков по обществознанию, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – изучение новых знаний. Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом:

    Организационный момент

    Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

    Этап усвоения новых знаний и способов действий

    Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

    Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 6. Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии критического мышления. На протяжении урока учащиеся работали с понятием «добро». Применяя его в различных аспектах, я старалась направлять ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения, так как при доминировании одного понятия в содержании учебного материала это было наиболее целесообразно. На этапе закрепления урока осуществлялось применение элемента технологии критического мышления –синквейн. Считаю урок успешным и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения учащихся достигнутые ими на этом уроке. Я думаю, что мне удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения, избежать перезагрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...