Попс формула примеры в начальной школе. Примеры использования формулы попс на практике

  • · Мозговой штурм -- поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках .
  • · Кластеры , сравнительные диаграммы, пазлы -- поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • · Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • · Круглый стол (дискуссия, дебаты) -- групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • · Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) -- достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • · Аквариум -- одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • · Метод проектов -- самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • · BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим ОґРейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

ПОПС формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.

Данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Незаменимой ПОПС формула становится и при подготовке ответственного и «дорогого» в плане получения баллов эссе во время написания части С9 ЕГЭ по обществознанию. Освоив ее суть, выпускники смогут намного легче справиться с подобным заданием.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

  • · П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
  • · О - обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос - почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
  • · П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
  • · С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

В таком выступлении, состоящем из двух-четырех предложений, вы четко заявляете свою позицию, приводите только один аргумент, но он корректно сформулирован и проиллюстрирован, а в выводе вы подтверждаете правильность своего суждения. При этом вы не имеете возможности произносить пустых фраз и обтекаемых выражений. Выступление с использованием ПОПС-формулы удобно использовать не только в ситуации, когда время, отпущенное на дискуссию, ограничено, но и когда задачей педагога является научить студента отвечать по существу, не используя размытых фраз и неясных суждений. Также целесообразно предложить студентам составить ПОПС-формулу, опровергающую уже предложенную кем-либо. интерактивный попс формула пример

Метод ПОПС-формулы хорошо коррелирует с заданиями, требующими от студента попробовать себя в роли учителя. Умение выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры, а так же применять полученные знания для решения новой задачи особенно актуально в наши дни, когда студенческая молодежь не обладает достаточной начитанностью и лексическим запасом. Студенты часто не ставят целью выявить причинно-следственные связи, то есть акцент с логического мышления смещен на алгоритмическое.

Как известно, «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». Но современные молодые люди, в основном, черпают знания из интернете, который дает знание лишь отдельных фактов. То есть они знают много фактов но не знают механизмов, принципов, связей. В этих условиях педагог не имеет права быть только источником информации, а должен быть навигатором, указывающим цели и пункты назначения. Должен задать правильный вектор, расставить приоритеты, сформировать потребности, иерархию мотивов. Все это достижимо, в основном, посредством интерактивных методов обучения, формирующих учебно-познавательную компетенцию, а впоследствии и профессиональную компетентность.

«ПОПС – формула»

Для управления эффективным учебным процессом нам необходима постоянная обратная связь с учащимися: как они усвоили новый учебный материал, какие проблемы возникли? Одними опросами домашнего задания на следующем уроке здесь не ограничишься. Проводить частые самостоятельные работы, тоже нецелесообразно. Любой контроль знаний должен восприниматься учителем не как «карающий меч» для ученика, а материал для мониторинга результативности учебного процесса. Да и не всё измеришь количеством баллов, когда нам необходимо, к примеру, проследить уровень аналитического, логического мышления или как выполнена воспитательная задача урока. Нам необходимы такие технологические инструменты, которые могли бы позволить обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации, создать оптимальные условия для рефле ксии учащихся.

Технологичных и эффективных приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний, очень мало. Поэтому они чрезвычайно ценны в повседневной практике учителя.

«ПОПС-формула»

Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефле ксию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.

Методика «ПОПС-формула»

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре

предложения,

отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции)

начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту

своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы)

начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.

1. Урок истории по теме «Россия во второй половине 19 века».

На мой взгляд, отмена крепостного права в России была неминуемой.

Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.

В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия позорно проиграла Крымскую войну.

Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.

2. Фрагмент эссе о высказывании Ж. Жореса.

«Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес).

Я согласен с Жаном Жоресом. Способ развития общества, основанный на насилии и имеющий трагичные последствия для своего народа, не может быть цивилизованным.

Потому что, во-первых, нарушается естественный ход истории. А во-вторых, революции несут в себе страшную смерть, обрекают народы на братоубийственные войны, ломают судьбы. И часто они не заканчиваются за несколько дней.

В качестве примера достаточно вспомнить 5 лет правления в результате Великой Французской революции или 72 года жизни людей в результате Октябрьской революции в России. Также впечатляют открытия и методы революционных эпох – гильотина, репрессии, унесшие множество жизней. Но в итоге после любой революции общество возвращается в своем развитии назад, на тот этап, который был насильственно ее прерван.

Поэтому Жорес, безусловно, прав. Человечество должно выбирать для себя эволюционный путь развития. А социальный прогресс путем насилия свойственен лишь варварам, но никак не обществу, стремящемуся к идеям демократии и мира.

1. Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

Владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

Чётко понимаете смысл высказывания;

Можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

Знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

Сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук



Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. Интуиция и ее роль в познании. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Взаимодействие природы и общества. Экологическая проблема и пути ее решения. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. Многовариантность общественного развития. Сущность цивилизации. Основные подходы к изучению общества. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы. Наука как форма общественного сознания. Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. Религия как форма культуры, тип мировоззрения. Нравственное сознание. Философское понимание морали. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. Роль народных масс и личности в истории. Глобализация общественной жизни. Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. Взаимосвязь основных сфер социализации личности. Национальная идентичность. Социальное взаимодействие. Значение коммуникационного процесса. Сущность социального конфликта. Взаимоотношения личности и коллектива. Источники социального прогресса. Социальное развитие. Семейные взаимоотношения. Конфликт «отцов и детей». Сущность толпы и стадный инстинкт. Социально-психологический портрет лидера. Семейные взаимоотношения. Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе. Экономика Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. Проблема экономического выбора. Факторы производства и их значение в экономике. Труд как вид деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. Сущность и функции денег в экономике. Эффективность использования ресурсов. Значение общественного разделения труда. Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. Роль торговли в развитии общества. Стимулы и эффективность производства. Справедливость в распределении социальных благ. Сущность рыночных отношений. Роль государства в регулировании экономики. Социология Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. Социальные неравенство и борьба. Сохранение стабильности общественной жизни. Поступательное изменение (прогресс) организации общества. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. Специфические качества города. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. Процессы передачи информации между социальными группами. Молодёжь как социальная общность. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. Социальная мобильность. Выполнение различных социальных ролей. Наука как социальный институт. Социальные функции науки. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Взаимодействие религии и общества. Семья как социальный институт и малая группа. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. Отношение человека к труду, его социальная активность. Влияние глобализации на локальную жизнь. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. Национальное самосознание. Тенденции межнациональных отношений. Межэтнические конфликты. Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения. Политология Политическая система общества и ее роль в жизни общества. Место и роль государства в политической системе общества. Партии и общественные движения в политической системе общества. Особенности современных политических отношений. Субъекты политики. Мировая политика и международные отношения. Типы отношения человека к политике. Регулирование политического поведения и политической деятельности. Соотношение целей и средств в политике. Политический прогресс и его критерии. Соотношение экономики, политики и права. Сущность и особенности политической власти. Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. Политический режим: понятие и признаки. Сущность демократического режима. Авторитарный режим. Тоталитарный режим. Политическая система общества: понятие, функции и структура. Происхождение государства. Сущность и признаки государства. Государственный суверенитет. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Форма государства и ее элементы. Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Соотношение и взаимосвязь государства и права. Правовое государство: понятие и принципы. Разделение властей как принцип правового государства. Государство и личность: взаимная ответственность. Понятие, функции, виды и структура политических партий. Партийные системы. Общественно-политические движения, группы давления. Политические отношения. Политический плюрализм. Сущность и структура политического процесса. Революция и реформа как виды политических преобразований. Политическая модернизация. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. Политические кампании: их стратегия и тактика. Популизм: понятие и признаки. Прямая и представительная демократия. Политическое решение. Сущность и функции политического лидерства. Политическое сознание: понятие, структура, функции. Роль идеологии в политике. Политическая культура: понятие и структура, типы. Взаимодействие личности, общества и государства. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. Взаимодействие института права с другими социальными институтами. Правоведение Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права. Сущность и специфические признаки государства. Политическая система и роль государства в ней. Право и мораль: сходства и различия. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. Государство и гражданское общество. Понятие, признаки социального государства. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. Сущность юридической ответственности. Правовая культура.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...



...глобализации общественных отношений;

...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

...обострения глобальных проблем современности;

...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

...развития международной интеграции;

...современной рыночной экономики;

...развития и преодоления мирового экономического кризиса;

...жесткой дифференциации общества;

...открытой социальной структуры современного общества;

...формирования правового государства;

...преодоления духовного, нравственного кризиса;

...диалога культур;

...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью , можно частично , опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

«А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы» .

7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воединов одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений , подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Оформление эссе

Нужно помнить, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст,используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов .
Текст эссе желательно разбить на абзацы , каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (см. выше).

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

Краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Требования к работам выпускников

При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:

2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме;

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;

4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;

5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;

6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;

7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;

8) логичность рассуждений выпускника;

9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.

3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

4) Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Для удобства на черновике можно составить таблицу с основными идеями, например:

Примеры для работы с выказывания

1. Цитата «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». (Ф.Аквинский)
Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.
3. Смысл высказывания Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.
Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.
5. Примеры 1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.
1. Цитата «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г.Белинский)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления. Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности.
5. Примеры 1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю. 2. Факты существования детей-маугли.
1. Цитата «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». (Лао-Цзы)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Какими качествами обладают правители – великие мудрецы? При каких условиях государственная власть не раздражает общество? Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных. Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости. Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение. Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.
5. Примеры 1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми. 2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.
1. Цитата «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». (М.Бакунин)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие свободы. Границы свободы. Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы. Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.
5. Примеры 1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.
1. Цитата «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества». (Н.Бердяев)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие культуры в широком и узком смысле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллективная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида.
5. Примеры 1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (эмо, готы, панки).
| следующая лекция ==>

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для реализации приема.

П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, — «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Применение ПОПС

ПОПС — формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой:

  • интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
  • данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Технология ПОПС-формулы в подготовке старшеклассников
к написанию эссе.

Опыт работы на уроках обществознания и права показал, что применение в обучении технологии ПОПС-формулы, представляющей собой российский вариант технологии профессора права Макккойда-Мэйсона. Критерии оценивания эссе по обществознанию во многом совпадают с алгоритмом работы по данной технологии. Также ПОПС-формула используется при организации дебатов, дискуссий.

Оценивание (критерии ЕГЭ)

ПОПС-формула

1. Раскрытие смысла высказывания

2. Представление и аргументация своей позиции (с опорой на теоретические положения и понятия курса, факты истории и современной жизни общества, собственный опыт).

3. Уровень приводимых суждений и аргументов (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при конкретном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни).

П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения).
О – ОБОСНОВАНИЕ
(на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции)
П – ПРИМЕР (факты,
иллюстрирующие ваш довод)
С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции).

Я считаю, что…

…потому, что…

…например, …

… поэтому…

Таким образом, мы видим, что использование данного метода ПОПС-формулы при написании эссе вполне уместно, так как соответствует уровню оценивания данной работы по кодификатору ЕГЭ.

Темы эссе

«Меньшинство нередко становится большинством, потому что встаёт с постели и голосует» (Л. Питер)

«Свобода есть право делать все, что дозволено законами», - сказал французский просветитель Ш Монтескье. К правам человека относится право на участие в политической жизни (избирать и быть избранным) – оно закреплено в международных пактах и Конституции. Поэтому, анализируя высказывание Л. Питера, можно сказать, что граждане имеют свободу – использовать или не использовать своё активное избирательное право. Но тогда право выбора остаётся за теми, кто это право использовал.
Аргумент 1. Абсентеизм . В настоящее время в нашем обществе распространено данное явление. Люди считают, что если избиратель не пошёл на выборы, то он не участник политических событий. Однако это не так. Как говорится в одном высказывании: если мы не займемся политикой, то политика занимается нами. Значит, за нас другие выберут нам политиков, которые будут нами управлять, которые будут принимать законы, которые мы будем должны соблюдать.
Аргумент 2. Выбор . К примеру, сейчас по закону о выборах 2007г. отменён нижний порог явки избирателей. Если вы хотите, чтобы меньшинство принимало решения за вас, не ходите на выборы, отдайте им это право распоряжаться за вас.
Аргумент 3 + вывод. Активная жизненная позиция. Осуществление власти народом через выборные органы называется «представительная демократия». Реальное народовластие невозможно без такого принципа как всеобщность – все могут и, по моему мнению, должны избирать. И если каждый будет помнить, что, кроме прав, у него есть обязанности, нравственный и моральный долг перед обществом, то только тогда мы сможем построить действительно демократическое правовое государство, где каждый в ответе не только перед собой, но и перед будущими поколениями.

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»
(Д. Нейтан).

Кто-то из великих сказал, что каждый народ достоин своего правителя. Мне кажется, что эти два высказывания перекликаются между собой. В конституции РФ сказано, что единственным источником власти в РФ является народ. Народ, которому дано активное и пассивное избирательное право.
Аргумент. Право высказать своё мнение. Неучастие в выборах граждан приводит к диспропорции истинного мнения населения, потому что решение за них принимает меньшинство, те, кто пришёл на выборы. Из этих голосов и формируется картина предпочтения (выбора) тех или иных кандидатов, политических партий, общественных объединений . Но если? населения не приняли участия в голосовании, то соответственно погрешность такого волеизъявления народа очень и очень велика, о чём и говорит в своём высказывании Д. Нейтан.
Под лежачий камень, как известно, вода не течёт. Для того, чтобы жить в хорошей стране со справедливой властью, надо сделать хоть что-то. Хотя бы пойти на избирательный участок и выбрать.
Вывод: «хороший» человек, не прийдя на выборы, тем самым выбирает «плохую» власть.

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер)

Рассматривая цитату Ж. Даламбера, можно вспомнить массу аналогичных высказываний. К примеру, «все должны быть равны перед законом». Такие понятия, как равенство, обязательность, исполнительность, есть основа для существования права как инструмента регулирования общественно-гражданских отношений.
1-й аргумент. Закон един для всех . Существуют общеправовые принципы: законность, гуманизм, демократизм, социальная справедливость. Отсюда мы можем сделать первый вывод – равенство всех перед законом.! Если каждый гражданин будет соблюдать закон, только тогда мы можем говорить о торжестве закона. Любой член общества, вне зависимости от его социального положения, политического пристрастия, вероисповедания и национальной принадлежности должен обладать правом на то, что ничто не ущемит его естественных и неотчуждаемых прав человека. А это центральная идея теории правового государства.
2-й аргумент. Иметь права – значит иметь и обязанности . Широко известно высказывание: незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому, чтобы быть равным надо не только знать, но и соблюдать. Во - первых, знание закона даёт возможность цивилизованной защиты своих прав, а соблюдение закона есть обязанность любого человека перед обществом.
3-й аргумент. Демократия – это не вседозволенность. Широкий спектр прав и свобод граждан только тогда возможен и даёт нам гарантии и защиту, когда в обществе сложилась правовая культура. Правовая культура есть залог демократии. Можно сформулировать это таким «законом», что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.
Вывод: Ж. Даламбер в своём тезисе абсолютно прав, так как говорит о равенстве и справедливости закона для каждого члена общества. Данное утверждение применимо к понятию правового государства, в основу которого заложено равенство (власти, гражданина, общества) перед законом.

Последние материалы раздела:

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...

Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор
Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы погорим о том, что такое члены и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в...

медведев баранкин, будь человеком!
медведев баранкин, будь человеком!

Валерий МЕДВЕДЕВ БАРАНКИН, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ! ЧАСТЬ ПЕРВАЯ БАРАНКИН, К ДОСКЕ! СОБЫТИЕ ПЕРВОЕ Две двойки! Если бы я и Костя Малинин не умудрились...