Половцы, куманы и печенеги. Хазары - кто это? Хазары, печенеги и половцы

4 737

Печенеги (Патзанакитаи, у Константина Порфирогенета, Бачанаки, у Иштакри), были, как мы видели, тюркским племенем, которое, согласно Маркуарту, некогда составляло часть конфедерации западных тукю, но были вытеснены карлуками к низовью Сыр-Дарьи и Аральскому морю.

Продолжая передвижение на запад, они кочевали между Уралом (Яик) и Волгой (Итиль), когда, между 889 и 893 гг. (по Константину Порфирогенету), они были изгнаны из страны совместной атакой хазар и огузов. Это привело к тому, что печенеги захватили «Лебедию», севернее Азовского моря, отобрав ее у мадьяр. Немного спустя, печенеги, возобновив свое продвижение на запад, вновь преследовали мадьяр в Ателькузу, то есть западной части русской степи, между Днепром и низовьем Дуная. К 900 г. печенеги уже кочевали между устьем Днепра и Дуная. В 934 г. они принимали участие в венгерском нашествии на Византийскую империю, во Фракии, в 944 г. – в походе русского князя Игоря в собственно Византию. В 1026 г. они перешли Дунай, но были рассеяны Константином Диогеном. В 1036 г. русский князь Ярослав Киевский нанес им крупное поражение, в результате которого они потеряли свое господство в степи, что заставило их вновь изменить свою позицию в отношении Византийской империи. В 1051 г. в силу этого давления и в ответ на продвижение огузов они снова напали на империю; новое нашествие имело место в 1064 г., когда они прошли через Фракию до ворот Константинополя. Настоящая драма для Византии началась тогда, когда она использовала наемников из числа язычников тюрков Европы для противостояния тюркам – мусульманам Азии, так как кровное родство тюрков-язычников было часто гораздо сильнее, чем их верность василевсу. Это произошло в 1071 г., накануне битвы при Малазкерте, когда отряды печенегов оставили службу императору Роману Диогену и перешли на сторону султана Алп Арслана. В Европе, во время правления Алексея Комнина, печенеги в 1087 г. совершили новое вторжение во Фракию, и дошли до Куле (между Аэносом и Константинополем), где они были обращены в бегство, оставив своего вождя Тзелгу на поле битвы. Алексей Комнин совершил ошибку, преследуя их, и был разбит в Дристре (Силистрия) (осень 1087 г). Империя была спасена в результате прибытия другой тюркской орды, кипчаков или половцев, которые продвигались из русских степей вслед за печенегами и разбили их на Дунае. Но так как все эти орды возвращались в Россию, печенеги, под давлением кипчаков, снова вступили во Фракию в 1088-1089 гг., дойдя до Ип-салы, южнее Адрианополя, где Алексей добился мира посредством откупа. В 1090 г. печенеги соединились с сельджукидами из Малой Азии для нападения на Константинополь через долину Маритцы, от Андрионополя до Аэноса, в то время как сельджукидская флотилия, хозяйка Смирны, атаковала побережье и из Никеи сельджукидская армия угрожала Никомедии.

Это было положение, напоминавшее времена Гераклия и Аваров, но теперь в Азии, как и в Европе Византия противостояла Тюркам, тюркам-язычникам в Европе и тюркам-мусульманам в Азии, соединившимся против империи узами общего происхождения. Печенеги зимовали близ Луле Бургаса, напротив византийских линий, которые отступили в Тчорлу. Вновь Алексей Комнин призвал на помощь кипчаков. Те, под командованием Тогор-така и Маниака, спустились из России во Фракию и напали на печенегов с тыла. 29 апреля 1091 г. соединенные войска византийцев и кипчаков разбили армию печенегов на Лебурньоне. Это была практически «ликвидация» всего народа.

Оставшиеся печенеги, восстановившись в Валахии, предприняли уже последующим поколением, в 1121 году, новую инициативу, ограниченную территорией Болгарии, на севере Балкан, но были захвачены врасплох и уничтожены императором Иоаном Комнином весной 1122 г.

Печенеги были заменены в русских степях огузами и кипчаками.

Огузы – Гуззы по арабски, чьи азиатские потомки, известны как туркмены – кочевали на северо-востоке Каспия и севере Аральского моря. Один из кланов этого народа, а именно сельджукиды, в XI в., после принятия ислама, двинулись в поисках лучшей доли в Персию, где они основали великую тюркскую мусульманскую империю Тогрул-бека, Алп Арслана и Мелик – шаха. Другой огузский клан, оставаясь языческим, а именно, Озои, у византийских историков, сверг в том же XI веке господство печенегов на территории русской степи. Русские летописи впервые упоминают этих Огузов, под простым именем Торки, в 1054 г., одновременно с появление Половцев и Кипчаков.

Византийские историки отмечают, что в период правления византийского императора Константина X Дукаса, эти Озои перешли Дунай в 1065 г., численностью в 600 000 человек и опустошили Балканский полуостров до Тессалоников и Северной Греции, но вскоре были уничтожены Печенегами и Булгарами. Последние отряды огузов ушли на запад от Волги, где были окончательно подчинены, уничтожены и ассимилированы кипчаками.

Народ, называемый на тюркском языке – Кипчак, известен у русских как Половцы, у Византийцев их называли Команои, у арабского географа Идризи – Куманы, и наконец, у Венгров, они – Куны. Согласно Гардизи, они происходили из той части группы Тюрков Кимаков, которые жили в Сибири, на среднем течении Иртыша, и возможно, по мнению Минорского, вдоль Оби.

Кимаки и огузы были, во всяком случае, близкородственными народами. (Кашгари отмечал, что те и другие отличались от остальных изменением звука внутреннего «у» в «dj». К середине XI в., Кипчаки, отделившись от основной массы Кимаков, эмигрировали в направлении Европы. В 1054 г., как мы видели, русские летописи впервые отмечают их присутствие в степях севернее Черного моря, как и Огузов. Кипчаки разбили Огузов и теснили их перед собой. Кипчаки использовали победу Огузов над Печенегами и, когда Огузы были разбиты Византийцами и Булгарами во время неудачного нашествия на Балканы (1065 г. и последующие годы), Кипчаки оказались единственными хозяевами русских степей. В 1120-1121 годах Ибн аль-Атхир наделяет их этим наименованием, и как союзников Грузин. В это же время, монгольские кланы, близкородственные Киданям и менее близкие с мигрировавшими на запад Каракитаями, пришли с китайско-маньчжурских границ в район р. Урала и Волги, где соединились с основной массой кипчаков, среди которых они играли организаторскую роль и имели статус правящего класса; однако, очень скоро они ассимилировались, восприняв тюркский образ жизни, с чисто кипчакским элементом. Кипчаки остались хозяевами русских степей вплоть до нашествия полководцев Чингиз-хана в 1222 г. Мы видим, что в это время, под влиянием русских, некоторые предводители кипчаков начали принимать христианство. Мы увидим также, что кипчаки оставили свое имя в монгольской Руси, так как Чингизханидское государство, созданное в этой стране, называлось Кипчакское ханство.

Необходимо отметить, что достижением Византийской империи является ее способность сопротивляться на протяжении веков нашествию многочисленных орд, которые обрушивались на ее границы. От Аттилы до Огузов, все эти Тюрки и Монголы, представляли значительно более грозную опасность для христианской цивилизации, чем события 1453 г.

Тартария: Некоторые факты I

Тайная оккупация немцами Русского Севера в годы ВО...

Падение Фатты на Землю

И еще раз о Либерии Иоанна Грозного...

Печенеги – кочевые племена, которые в VIII-XI веках населяли восточные степи Европы и противостояли таким государствам как Киевская Русь и Византийская империя. В IX веке в печенежские кочевья стала проникать мусульманская пропаганда. Ей противостояла христианская пропаганда. Но она потерпела поражение, и племена печенегов приняли ислам. В результате этого они сделались врагами христианского мира.

В 1036 году войско печенегов совершило набег на Киев. Ярослава Мудрого в это время в городе не было. Но он вовремя подоспел с варягами и новгородской дружиной. Князь пополнил войско киевлянами и дал бой захватчикам. Битва была очень жестокой, но русская дружина одолела врага. Разгром кочевников был сокрушительным, и они больше не тревожили Киевскую Русь.

В это же время Византия вела неудачную борьбу с туркменами-сельджуками. Последние приходились печенегам родственным народом, так как принадлежали к той же ветви тюркских народов, которую называли огузами. Сельджуки также исповедовали ислам и, объединившись с печенегами, стали представлять собой грозную силу.

Туркмены-сельджуки захватили часть Малой Азии и дошли до пролива Босфор. А на Балканском полуострове племена печенегов значительно потеснили византийцев. Во второй половине XI века сельджуки и печенеги стали реальной угрозой для Византии, так как могли завоевать всю Малую Азию.

Половцы (куманы) – тюркский кочевой народ. В середине XI века эти кочевники безраздельно властвовали на территории современного Казахстана. Но этих земель им показалось мало. Они переправились через Волгу в её нижнем течении и появились в южных степях Киевской Руси.

Внешне куманы были голубоглазыми и светловолосыми. Именно на Руси их начали называть половцами от слова «полова» - рублёная солома матово-жёлтого цвета. Печенеги и половцы были заклятыми врагами. Их вражда продолжалась сотни лет, а в XI веке достигла пика из-за вероисповедания. Племена печенегов приняли ислам, а у половцев сохранились языческие верования, унаследованные от предков.

Когда умер Ярослав Мудрый, то князь Всеволод сделал попытку установить дружеские отношения с половцами. Но его инициатива закончилась ничем. Отношения с этим народом остались враждебными. Половецкие отряды постоянно вступали в стычки с русскими дружинами, а завершилось это противостояние большой войной.

Киевская Русь, печенеги и половцы в IX-XI веках на карте

В 1068 году сильное половецкое войско двинулось на Киевскую Русь. Трое сыновей Ярослава Мудрого (Изяслав, Всеволод, Святослав) собрали хорошо укомплектованную дружину и выступили навстречу врагу. Войска противников встретились на реке Альте. Этот бой закончился разгромом русской дружины. Князь Изяслав бежал в Киев, где жители города потребовали у него коней и оружие, чтобы вновь вступить в сражение с половцами. Но великий князь хорошо знал, что не пользуется популярностью у киевлян, поэтому не решился выдать оружие. Это возмутило жителей Киева, и Изяслав, взяв с собой сына Мстислава, поспешно бежал в Польшу.

В том же 1068 году князь Святослав, княживший в Чернигове, собрал войско в 3 тыс. ратников. С этой небольшой дружиной он вышел навстречу 12-тысячному половецкому войску. В сражении на реке Снови половцы были наголову разбиты.

Причина победы русской дружины заключалась в том, что половецкие всадники проявляли мастерство в коротких набегах и стычках с небольшими конными отрядами противника. Но когда они столкнулись с противостоянием русских городов и русской пехоты, то показали полную неподготовленность к такому ведению войны. В результате всего этого, воинственный кочевой народ перестал представлять серьёзную угрозу для Киевской Руси.

Зато половцами заинтересовалась Византийская империя. Её земли подвергались набегам печенегов, и византийцы призвали на помощь куманов. Половецкие ханы Шарукан и Боняк привели на Балканский полуостров огромную конную рать. Так печенеги и половцы вступили в противостояние по инициативе византийского императора. К 1091 году половецкие ханы покончили с печенегами на Балканском полуострове. Оставшиеся отряды прижали к морю у мыса Лебурн и часть вырезали, а часть захватили в плен.

Византийцы и половцы по-разному распорядились судьбой пленённых врагов. Греки своих пленников перебили, а половецкие ханы присоединили их к собственному войску. Из оставшихся печенегов впоследствии сложился поныне существующий народ гагаузы.

Алексей Стариков

Половцы или куманы и печенеги составляли народ кипчаки. Они сыграли значительную роль в истории России, ибо долгое время господствовали в южных областях России. Согласно Абульгази Бахадур-хану, они были татарского происхождения, и их страна, простиравшаяся от реки Дон до Волги, называлась «Дашт-Кипчак». Он писал: «На юге расположены великие горы /Кавказ/, населенные кергизами /черкесы/ и аланами или акасами /осетины/, которые являются христианами и ве­дут бесконечные войны со своими соседями татарами».

Византийские источники подтверждают тот факт, что печенеги жили у рек Итил /Волга/ и Яик, откуда их прогнали объединенные силы асов и хазар. В результате они бежали на запад и, перейдя Дон, рассеялись среди венгров и обосновались на берегах Черного моря от Дона до Дуная, на востоке их соседями были родственные им куманы. Константин Порфирогенет писал: «Патонаоты /печенеги/ в древние времена /894 г./ назывались канга-рами. Они выступили против хазар, но потерпели поражение и были вынуждены, покинув свою страну, поселиться в стране тюрков /венгров/».

После вторжения Туши-хана, сына. Чингисхана в их страну Дешт-и-Кипчак, силы куманов и печенегов были окончательно подорваны, и они были вытеснены частью в Венгрию, частью к Каспийскому морю. Однако часть осталась под господством потомков Чингисхана в стране кипчаков, где оба народа смешались и дали начало народу Ногай, по имени их предводителя Нога.

Взятые вместе, приведенные выше свидетельства служат достаточным доказательством того, что куманы, печенеги и канглы принадлежали к одному и тому же татарскому роду, говорили на одном и том же татарском диалекте и, в конце концов, исчезли, дав начало ногайскому народу. Однако здесь есть историческая загадка: большинство имен половецких вождей, записанных в русских летописях, за исключением небольшого числа татарских и ногайских, являются черкесскими именами, принадлежавшими раз­личным родам в Кабарде и на Кубани. Поэтому весьма вероятно, что в те времена куманы и печенеги были в подчинении у черкесов и что их возглавляли черкесские князья. Особенно примечательно, что встречающиеся в летописях имена - в основном княжеские. Кроме того, известно; что дочери куманских князей отличались такой красотой, что многие великие русские князья, а также сам Стефан V, король Венгрии, брали их себе в жены. Это не могло относиться к татарским красавицам, которые вряд ли могли нравиться европейцам, которым был чужд этот тип красоты.

Если принять во внимание тот факт, что черкесы были многочисленным народом и проживали в тот период как в Крыму, так и на Кавказе, покажется странным, что ни один из историков не упоминает о них. Причиной этого может быть то, что они каким-то образом затерялись среди печенегов и половцев, так как мы знаем, что в 1317 году они проживали под названием кабари /кабардинские черкесы/ прямо рядом с куманами на севере Крыма около Таганрога. /Это свидетельство взято с исторической карты в библиотеке Вены, на которой их название помечено к востоку от куманов./ Более того, сохранилось старинное предание о бывшем господстве черкесов над ногайцами. Поэтому не исключено, что те, кого греческие авторы называли куманами, а русские хроники - половцами, были кипчакскими татарами, находившимися под господ­ством черкесских князей.

Впервые половцы появились в истории в 966 году во времена правления Владимира, когда они совершили набег на Россию. В этом походе им не повезло, так как Александр Попович, главнокомандующий Владимира, атаковал их ночью и убил Володара, предводителя половцев. Им пришлось вернуться домой с пустыми руками. Спустя 65 лет они вернулись под предводительством князя Сокола, и 2 февраля 1061 года произошла решающая битва, в которой они одержали убедительную победу над русскими. Дважды потерпев поражение от половцев, Святополк пытался заключить с ними мирный договор, что ему удалось сделать в 1094 году. Чтобы закрепить этот союз, он женился на дочери князя Тогоркана. Когда вскоре после этого Олег был изгнан из Чернигова, половцы поспешили ему на помощь под предводительством князей Бонджака и Курджа, совершили набег на Россию, где вызвали большие волнения. Через шесть дней после разрушения Усты, князь Тогоркан, тесть Святополка, взял в осаду Переяславль. Однако у реки Трубежа он был разбит, сам погиб от руки своего сына и был похоронен Святополком в Берестове. В свою очередь, Бонджак совершил неожиданное нападение на Киев и чуть было не захватил его, но вынужден был довольствоваться грабе­жом окрестностей и разрушением монастыря святого Стефана и дворца Всеволода Красного.

В следующем году все русские князья, кроме Олега, собрались в поход на половцев. Узнав о приготовлениях русских, половцы послали вперед Алтунопа, одного из самых способных командиров, на разведку, но его отряд был внезапно окружен русскими и перебит до единого человека.

Вскоре после этого 24 апреля 1103 года русские и половцы вновь встретились в сражении, но половцев обуял такой страх, что они бежали в полном беспорядке. На поле боя были найдены тела 20 половецких князей, трое из которых - Урусоба, Кореп и Сурбар, были известными воинами.

В 1106 году половцы снова совершили набег на Россию, но и этот поход оказался неудачным, потому что полководец Святополк догнал их в пути и отобрал всю добычу. В следующем году половцы совершают новый поход под предводительством Старого Шарукана и самого Бонджака. Но и на этот раз они встретили сильный отпор объединенных войск, так как между русскими князьями царило согласие.

В этих военных действиях были убиты многие поло­вецкие князья и среди них Тас и Сокур, братья Бонджака. Лишь каким-то чудом удалось бежать самому Шарукану. Русским же удалось захватить весь лагерь противника.

Когда в 1114 году Владимир Мономах взошел на трон, русские совершили нападение на объединенные силы половцев и печенегов на реке Дон, и последние потерпели такое жестокое поражение, что были вынуждены скрывать­ся у самого Владимира, который взял их к себе на службу.

В следующем году Ярополк, сын Владимира, вышел на войну и захватил три половецких города на Дону. Он вернулся домой с большим числом пленников из ясов /осетин/. Среди них была молодая девушка, на которой он женился и которую окрестили Еленой.

Пока был жив Владимир, половцы вели себя мирно, но после его смерти в 1125 году они возобновили свои набеги на Россию. В 1184 году князь Киева Святослав предложил выйти против половцев и, когда все князья согласились с ним, он объявил войну половцам. Многочисленная армия половцев, в которой насчитывалось более 417 князей, была разбита, и русские захватили семь тысяч пленников. В их числе были следующие тринадцать князей: Кобжак, Осалук, Бараж, Тарга, Данила, Башкард, Тарсук, Иссуг-лейб, Тереевич, Иксор, Алак, Атурги и его сын.

В 1211 году половцы совершили набег на Переяславль и нанесли ему значительный урон. Через пять лет, в 1215 году они предприняли еще один набег на Россию, вступили с русскими в бой, выиграли его и даже захватили в плен самого Владимира.

Наконец, в 1223 году Туши-хан, сын Чингисхана, и его военачальники - Сана-Ноян и Судай-Боядур появились на Кавказе и вступили в войну с аланами, с которыми половцы были в союзе. Но монгольский предводитель знал, как убедить половцев отказаться от этого союза и, таким образом, преуспел в битве против алан. Вскоре после этого монголы напали на половцев, которые быстро объедини­лись с ногайцами. В тот момент они были слишком слабы, чтобы оказать сопротивление монголам, и поэтому обратились к русским князьям за помощью. В битве с монголами объединенные силы половцев и ногайцев были разбиты, а их предводители Кобджакович и Канчокович были убиты.

Когда половцы были уже отброшены к реке Днепр, один из наиболее известных князей по имени Котек отправился к Мстиславу, своему зятю просить помощи. Монголы пытались помешать этому, но их эмиссары были убиты, и половцы получили необходимую помощь.

Наконец, объединенные войска русских и печенегов вступили в бой на реке Калке, в котором победу одержали монголы. Половцы бежали, вызвав тем самым панику в русских рядах. Все было кончено. В живых осталось не больше одной десятой части армии: только из Киева погибло шестьдесят тысяч человек. После этой решитель­ной битвы монголы смогли проникнуть вглубь России и дошли до Великого Новгорода. Затем, в 1229 году половцы, частью изгнанные, а частью покоренные, исчезли со страниц истории.

Имена половецких предводителей и князей, сохранивши­еся в русских летописях, в основном черкесские. Этот факт не противоречит историческим данным, согласно которым их прежнее местожительство находилось намного севернее, чем сегодня. Во-вторых, то, что черкесский язык был распространен во времена Константина Багрянородного на Западном Кавказе - факт, подтверждаемый им самим, так как упоминаемое им слово «Сапаксис» /с греческим окончанием/ - это то же слово,что черкесское «сапа», означающее пыль.

Согласно Клапроту, в русских хрониках сохранились следующие имена: Абарук, фамилия из абхазского племени; Аброко - другое, но непохожее на него имя из этого же племени.

Тарсук...

Курток /Курчок/ - фамилия, распространенная в аб­хазском племени.

Озалук /Залук/ - фамилия у кабардинцев. Канчокович...

Итлар, Елтарх - фамилия у кемиргоевцев. Курка /Кургоко/, известная фамилия, распространенная среди бесланеевцев. Сокол, княжеская фамилия у кумыков.

Кобран, фамилия в Кабарде.

Тогоркан...

Шарукан...

Урусоба...

Алак - распространенное имя.

Бонджак - фамилия у шапсугов в деревне Шмитт. Яросланоп - фамилия в Кабарде. Алтуноп - фамилия у абадзехов. Сурбар...

Атурги - фамилия у бесланеевцев. Когреп...

Блуиш - фамилия в племени кемиргой.

Печенеги, половцы и Русь

Уже в начале IX века между Яиком и Волгой кочевали печенеги. Теснимые тюркским же племенем узов (торков), печенеги стали передвигаться в районе между Доном и Днепром.

По словам византийского писателя X века Льва Диакона, - «печенеги - многочисленный пастушеский народ, всеядный, кочующий и живущий большею частью в кибитках» Печенеги делились на восемь орд, а каждая орда - на сорок улусов.

Византийский писатель XI века Феофилакт Болгарский говорит, что для печенегов «жизнь мирная - несчастье, верх благополучия - когда они имеют удобный случай для войны. Самое худшее, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются; число иве бесчисленно».

Воины-печенеги имели при себе не менее двух лошадей, а иногда (в зависимости от конского поголовья) и больше. Лошадь под всадником постоянно менялась, и перемена коня очень значительно «увеличивала быстроту и дальность пробега. «Они не перестают ехать, - говорит о печенегах Роберт де Клари, - днем и ночью с такой неутомимостью, что за ночь и день совершают шесть, семь и восемь конных переходов».

В X веке кочевья печенегов занимали обширные степные пространства от правого берега Дона до впадения Прута в Дунай на западе. На юге земли печенегов доходили до Черного моря, на севере - граничили с Русью. Появившись у русских границ, печенеги стали тревожить Русь. В первой половине XI в. русским удалось основательно ослабить печенегов, но на смену им в степях появились торки. В 1060 году объединенные силы русских князей разгромили и торков. Вскоре появились новые грозные кочевники - половцы, которым подчинились остатки печенегов и торков.

В сравнении со степными кочевниками - своими предшественниками, - половцы (по-видимому, одна из ветвей канглы) явились наибольшей угрозой для Руси В числе племен, наседавших на Киевскую Русь в домонгольский период, половцы были более многочисленны и могущественны, чем их предшественники.

О половцах Рабби Петакиа (около 1170 г.) сообщает, что «они живут в палатках, чрезвычайно дальнозорки, обладают прекрасными глазами... Они отличные стрелки и убивают птиц на лету». По свидетельству Эломари, «питание их составляют животные их лошади, коровы и овцы... Большая же часть их еды состоит из мяса, добываемого посредством охоты». В общем основной отраслью хозяйства половцев являлось кочевое скотоводство. В местностях по соседству с русскими княжествами половцы частично переходили к оседлости и занимались земледелием. Важнейшими предметами вывоза у половцев были меха и рабы, которые приобретались путем вооруженных набегов и обложения покоренных племен данью.

По своему социальному строю половцы находились в стадии разложения патриархально-родовых отношений, выделения родовой знати, перехода к феодализму, но основой общественного производства еще оставался труд свободных членов родовых общин.

В южнорусских степях половцы образовали большое объединение, основная масса населения которого вела кочевой образ жизни, а часть уже переходила на оседлый земледельческий труд. Половцы поглотили население Хазарин, - частично истребили его, частично слились с ним, чем и можно объяснить тот факт, что в XII-XIII веках о хазарах ничего уже не было больше известно.

У окружающих их оседлых народов половцы не имели общего названия. В мусульманских источниках они фигурируют под именем кипчаков, в византийских - куманов, в венгерских - кунов и т. д. Византийское имя «куман» было собственным турецким именем этого тюрко-язычного народа. Имя же «половцы» ему дали русские. О происхождении слова «половцы» было много споров. Наибольшее признание получило объяснение слова «половцы» от «половый» (старославянское слово «плова» - солома, откуда и происходит - «полова», «половый» - бледный, белесовато-соломенного цвета). Так русские будто бы назвали половцев по их белокурости, светловолосости. Однако светловолосость половцев не засвидетельствована письменными источниками Гораздо более вероятно, поэтому, что слово «половцы» - перевод собственно-половецкого (турецкого) наименования - «куман». Река Куман (ногайское название) известна у русских под именем Кубани. Корень этого слова - «Куба» - у ногайцев - «бледный», у шорцев - бледный, сероватый, у казахов - бледножелтый. Казахи называют степь «куба - жон» (сравни с русским «половеть» - блекнуть, вянуть, желтеть). Слово «кубан - куман», очевидно, и было принято русскими в соответствующем смысловом переводе («половцы») (Ср. А. Пономарев. - Куман - половцы, «Вестник древней истории», М., 1940, № 3-4 ).

С пребыванием на Дону половцев следует связать и происхождение названия-«Кобяково городище», как именуются известные остатки крупного древнего поселения близ станицы Аксайской.

«Кобяк» - широко распространенное среди тюркских племен имя, которое носили и некоторые из знатных лиц в Малой Азии, например, у сельджукидов Рума был визир Са"д - эд - дин Кобяк.

Исторически засвидетельствовано имя крупного половецкого хана Кобяка, который вместе со многими половецкими князьями был разбит и захвачен в плен русскими в 1183-1184 гг. во время их похода против половцев (В 1184 г. князь Святослав одержал блестящую победу над половцами на реке Орели (впадающей в Днепр). Войска Святослава захватили в длен более 7000 половцев, в том числе - свыше 400 половецких князей. В числе пленников был хан Кобяк ).

В XI-XII вв. владения половцев-кипчаков составляли степи северного Причерноморья между Дунаем и Волгой, включая также крымские степи и берега Азовского моря с Предкавказьем.

Северные границы земли Половецкой соприкасались с юго-восточными рубежами Киевской Руси. Значительное количество половецких становищ располагалось по Северскому (Северному) Донцу и за ним, в частности, - между Сев. Донцом и Тором (Торцом). Это были донецкие половцы. В бассейне р. Дон кочевали донские половцы. Известно, что в бассейне р. Молочная находился один из крупных центров приморских половцев (а позднее - ногайцев), которые кочевали от Днепра до нижнего Дона по берегам Азовского моря. Между Сев. Донцом и Тором, в глубине Половецкой земли, лежали города Шарукань, Сугров, Балин. В смелых походах против половцев - в 1103, 1109, 1111, 1116 гг., русские достигали этих земель.

Что половцы, обитавшие в Подонье, были многочисленны - подтверждается летописью, свидетельствующей о том, что, когда князь Игорь Святославович совершил свой известный поход на половцев в 1185 году, то, по словам самого князя, он «собрахом (собрал на себя) всю землю Половецкую» (Ипатьевская летопись) (Иногда отдельные группы половцев покидали свои кочевья и переходили на сторону русских князей. В отличие от степных «диких» кочевников, таких замиренных выходцев, звали на Руси «своими погаными», поручая им в отдельных случаях, несение сторожевой военной службы, то есть - оборону русских границ. Подобного рода замиренные кочевники (половцы, печенеги, торки, берендеи и другие) были известны под общим названием «черных клобуков». Некоторая часть торков постепенно окончательно слилась с русскими, приняв участие в общей государственной жизни Руси ).

Половецкие древности известны нам по курганным погребениям. В этих погребениях имеются при скелетах (лежащих головою на восток) сабли, колчаны, стрелы, кольчуги (кстати сказать, во всем мире постепенный переход от меча к сабле прослеживается подробно именно по южнорусским погребениям родственных друг другу печенегов, торков и половцев). В женских погребениях встречаются находки серебряных бус. Часто, вместо того, чтобы насыпать над могилами покойников курганы, половцы предпочитали хоронить умерших в насыпях уже существовавших, более древних курганов - бронзового века или скифо-сарматского времени (так называемые «впускные» погребения).

С половцами связан и такой распространенный в южнорусских степях вид памятников древности как «каменные бабы».

Вспомним «Степь» А. П. Чехова: «Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью... Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник, вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, - и опять бегут мимо глаз бурьяны, холмы, грачи...»

Вечер, ночь. «Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою... Душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей».

Каменная баба неслучайно показана Чеховым в качестве типичного элемента степного пейзажа, который великий писатель так хорошо звал и так вдохновенно воспел.


Рис. 23. Каменные "бабы" из собраний в Новочеркасском музее. А - женское изваяние.

Неотъемлемой принадлежностью степного южнорусского пейзажа средних веков были стоявшие на курганах изваяния (из песчаника, гранита, известняка и других пород) мужских и женских фигур, так называемые каменные «бабы» (от тюркского - «балбалы»). Изваяния эти и поныне можно встретить в донских станицах и хуторах. Еще в прошлом столетии они насчитывались в донских степях сотнями. Несколько типичных экземпляров каменных баб собрано в Новочеркасском городском саду, отдельные экземпляры имеются во всех музеях Ростовской области (рис. 23). Средняя высота «бабы» - примерно 2 м. Руки изваяния всегда сложены вместе на нижней части живота и держат ритуальный сосуд - кружку, кубок, рог. На лицах мужских фигур изображены усы и, реже - бороды. На некоторых мужских статуях изображалось вооружение - шлемы, сабли, луки, колчаны со стрелами, кресало на подвеске и т. д., на женских - серьги, бусы, ожерелья, нагрудные коробочки и другие украшения. Наличие серег характерно, впрочем, и для мужских статуй.


Рис. 23. Каменные "бабы" из собраний в Новочеркасском музее. Б - мужское изваяние

Чаще всего люди изображены в стоячем положении, но иногда - и в сидячем. Ноги всегда непропорционально коротки. Сделаны каменные бабы, как правило, грубо, но некоторые из них, отделаны значительно лучше и тщательно (детали одежды, прическа, вооружение, украшения), другие - предельно схематизированы.

Распространены каменные бабы очень широко - от Днестра на западе через Украину и Крым, южнорусские степи и Кавказ до Монголии. Найденные в Монголии по течению реки Орхон надписи и другие данные свидетельствуют о том, что каменные бабы воздвигались здесь тюркскими племенами, ставились всегда лицом: к востоку и изображали собой главного врага того, кто похоронен под курганом и некогда сразил врага своей рукой. По шаманским верованиям, душа того, кто изображен в изваянии, будет вечно, и за гробом, служить тому, кто покоится под курганом. Такое толкование, однако, нельзя признать полным: оно не объясняет, в частности, значения женских фигур.

Каменные бабы южнорусских степей, таким образом, с наибольшим основанием должны быть отнесены в своей массе к тюркским кочевникам и, прежде всего, - к половцам.

Обилие каменных баб в южнорусских степях было отмечено еще в начале второй половины XIII века. В 1253 году голландский монах Вильгельм де Рубрук был послан французским королем Людовиком IX к татарам для обращения их в христианство. Из Константинополя Рубрук проехал через Крым и приазовские степи, пересек реки Сев. Донец, Дон, Хопер, Медведицу и побывал в Сарае, на Кавказе, в Средней Азии и на юге Сибири.

В интересном описании своего путешествия Рубрук рассказывает, что, проезжая по степям, он заметил, что куманы (половцы) «насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу».

На каменных «бабах» с мужским изображением очень часто встречаются перекрещивающиеся на груди ремни, укрепленные по обе стороны металлическими бляхами.

Очень характерно зарисованное художником изваяние из известняка, обнаруженное на Дону в насып» небольшого кургана (см. рис. 23-Б). На голове мужчины-воина - высокий конический шлем с накладной верхушкой, трубкой для перьев, венцом и наносником с двумя отверстиями. На плечах и груди воина три ремня, покрытые, видимо, прямоугольными металлическими пластинами с перекрещивающимися по диагонали насечками. Концы ремней свешиваются на грудь, пересекаясь с поперечным ремнем, при чем в этом месте сверх двух ремней - две нагрудные бляхи. Ремни и бляхи едва ли могли предохранять воина от вражеских ударов и, скорее всего, представляли уж не часть вооружения, а декоративную парадную военную деталь, «быть может, признак определенного военного достоинства или же атрибута определенной категории воинов» (П. Н. Шульц. - Каменные изваяния воинов из курганной группы «Чокрак». Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея Красной Армии, I, М.-Л., 1940 ). Бросается в глаза ярковыраженная скуластость воина, усы, спадающие сзади косы.

Все это типичные элементы «половецкой» группы каменных мужских изваяний.

Любопытно следующее: в одном из курганов у пос. Гусельщикова в 10 верстах от Новониколаевской станицы, б. Таганрогского округа, в 1902 году было найдено средневековое погребение. Вдоль левого бока скелета лежал обоюдоострый прямой железный меч, у пояса - просверленный зуб (амулет), две яшмовых бусы, а на груди - несколько ремней, укрепленных и украшенных медной проволокой, и два круглых щитка, устроенных таким образом, что внизу помещалась крестовина (из меди с примесью около 10% золота), на которую был одет кружок толстой кожи, окованный тонким листом серебра. Иначе говоря, - ремни эти полностью аналогичны тем» что изображены на каменных бабах (Раскопки в Таганрогском округе. Труды XV археологического съезда в Харькове, том I, M., 1905 ).

Половцы причиняли Руси немало тревог и бед. Нападениям половцев Русь начала подвергаться с 1061 года.

Особенно сильно стали они тревожить русские земли с половины XII века. Вообще же, за два столетия можно насчитать более 40 крупных опустошительных набегов половцев на Русь, не считая сотен повседневных мелких. Набеги эти прекратились только перед самым нашествием монголо-татар, покоривших половцев и частично приобщивших их к своим полчищам. Борьба Руси против половцев была длительной и упорной. Еще на съезде князей в Любече (1097 г.) раздавались голоса отдельных князей: «почто губим Русскую землю, сами на ся котору имуще? А половцы землю нашу несут розно и ради суть оже межи нами рать доныне. Отселе имейся по едино сердце и соблюдем Русскую землю!» (Ипатьевская летопись, изд. 1871 ).

Уже с начала XII века Русь перешла в наступление против степных кочевников. Русские нанесли половцам ряд сокрушительных ударов.

Одним из основных направлений русских походов в Половецкую землю, «на Дон», исследователи (К. В. Кудряшев и. др.) считают пути по водоразделу между Оскалом и Доном к нижнему течению Сев. Донца или же по водоразделу между Доном и Хопром (где в XVII в. будет проходить известный ногайский шлях) по направлению к Нижнему Дону. Этот последний путь запечатлен и летописцами.

Наиболее успешными были четыре похода против половцев Владимира Мономаха в 1103-1116 гг., когда Владимир сумел проникнуть в глубь Половецкой земли, «пил, - по словам Летописи, - золотым шеломом Дон» и заставил значительное количество половцев откочевать на Северный Кавказ. Могущество половцев было серьезно ослаблено смелым и активным сопротивлением русских. Однако рост феодальной междоусобицы на Руси, заставлявшей отдельных князей искать себе среди половцев союзников для борьбы с другими князьями, позволял половцам еще некоторое время разорять южнорусские земли. Феодальные распри серьезно ослабляли Русь того времени, мешали объединению ее сил, что чувствительно сказалось в известном трагическом походе на половцев Северского князя Игоря в 1185 году.

Половцы Половцы (куманы, кипчаки) - народ тюркского племени, некогдасоставлявший одно целое с печенегами и торками (когда жил в степяхсредней Азии); в бумагах Петрарки сохранился словарь половецкого языка,из которого видно, что язык их - тюркский, ближе всего стоящий квосточно-турецкому. П. пришли в южнорусские степи вслед за печенегами иторками и скоро вытеснили тех и других. С этого времени (2-я половина XIв.) до монголо-татарского нашествия они производят постоянные нападенияна Русь, особенно южную - опустошают земли, грабят скот и имущество ,уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, илипродают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Нападения своиП. делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у нихпленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всегострадало от них пограничное Переяславское княжество, потом Поросье,Северская, Kиeвская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у П. своихпленных. Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления иселила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именемчерных клобуков. Центром черно-клобуцких поселений было Поросье, наюжной границе Киевского княжества. Иногда русские вели с половцами инаступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли;одним из таких походов был поход героя "Слова о Полку Игореве", ИгоряСвятославича, в 1185 г.; но они приносили больше славы, чем пользы.Народ половецкий распадался на несколько колен, носивших названия поименам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах,Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. П. были прекрасными степныминаездниками и имели свой военный строй. Главное занятие их былоскотоводство (разведение рогатого скота, коней, верблюдов), и потому онипереходили с одного места на другое; трудным было положение их в суровыезимы. Золото и серебро они добывали частью грабежом, частью торговлей.Городов П. не строили, хотя в их земле упоминаются Шарукань, Сугров,Чешуев и им принадлежал в XIII в. г. Судак . Половецкие ханы велироскошную жизнь, но народ жил вообще просто и неприхотливо; главной егопищей были мясо,. молоко и просо , любимым напитком - кумыс. ПостепенноП. подвергались культурному воздействию Руси, иногда принималихристианство; ханы их получали христианские имена. Вообще, однако. П.были язычниками. По Рубруквису, над прахом своих покойников они насыпаликурганы и ставили на последних каменные бабы. В половине XIII в. П. былипокорены монголо-татарами. Часть их выселилась в Закавказье, часть вРусь, часть на Балканский полу-ов (во Фракию, Македонию) и в Малую Азию,часть в Венгрию; венгерский король Бела IV принял П., пришедших подпредводительством хана Котяна (тестя Даниила Романовича Галицкого);наследник венгерского престола, Стефан V, женился на дочери Котяна, ивообще П. заняли в Венгрии видное положение. Наконец, часть П.перебралась в Египет , где они также хорошо устроились в войске;некоторые султаны египетские были половецкого происхождения. См. П. В.Голубовский, "Печенеги, тюрки и половцы до нашествия татар" (Киев,1884); статью проф. Аристова "О земле Половецкой" (в "Изв. Неж. Ист.Фил. Института"). Д. Баг-й Полоз (Eryx) - род змей из подсемейства Erycinae сем. удавов(Boidae), отличающийся очень коротким, подвижным и не закручивающимсяхвостом, одетой мелкими чешуйками и не отграниченной от туловища головойс закругленной мордой, с явственным продольным желобком на подбородке иотсутствием ямок на всех губных щитках; передние челюстные зубы лишьнемного длиннее задних. От 5 - 6 видов, свойственных палеарктической ималайской областям и:живущих в очень сухих песчаных местностях степей ипустынь. Наиболее распространенный вид - Полоз турецкий (Eryx jaculus s.turcicus), длиною в 66 - 77 см., сверху яркий желтовато-серый, на головес обеих сторон с косой черной полоской; черные шашки, расположенныечетырьмя продольными рядами по всей длине тела, сливаются между собой;нижняя сторона по большей части одноцветная соломенно-желтая.Распространен от Балканского полуострова до Алтайских гор на восток и доЕгипта и Алжира на запад. Зарывается в песок , подстерегая добычу,состоящую главным образом из ящериц, которых перед проглатыванием П.душит. Т. Я.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Половцы" в других словарях:

    - (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южно русских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Разгромлены и покорены монголо татарами в 13 в. (часть перешла в Венгрию) … Современная энциклопедия

    - (кипчаки) тюркоязычный народ, в 11 в. в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 нач. 13 в. Наиболее опасными были нападения в кон. 11 в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103 16.… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛОВЦЫ, половцев, ед. половец, половца, муж. Тюркский народ, родственный печенегам, в 11 12 вв. н.э. неоднократно нападавший на Киевскую Русь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОЛОВЦЫ, ев, ед. вец, вца, муж. Группа племён тюркского происхождения, кочевавших на юго востоке Европы в 11 нач. 13 в. | жен. половчанка, и. | прил. половецкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремёсла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Наиболее опасными были нападения в конце 11 в.; прекратились после поражений от русских князей в 1103 16;… … Русская история

    Половцы - (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южно русских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Разгромлены и покорены монголо татарами в 13 в. (часть перешла в Венгрию). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Эту страницу предлагается объединить с Кипчаки. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/23 октября 2011. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата … Википедия

    Ев; мн. Ист. Древний народ тюркской языковой группы, кочевавшего на юго востоке Европы в конце 11 начале 13 в.; представители этого народа. Борьба с половцами. ◁ Половец, вца; м. Половчанка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Половецкий, ая, ое. П.… … Энциклопедический словарь

    Кыпчаки, куманы, ср. век. народность тюрк. группы. В 10 в. занимали терр. Сев. Зап. Казахстана, гранича на В. с кимаками, на Ю. с огузами, на З. с хазарами. Распадались на ряд племен и вели кочевой образ жизни. В сер. 10 в., перейдя вслед за… … Советская историческая энциклопедия

    Кипчаки, кыпчаки, куманы, русское наименование в основном монголоидного тюркоязычного народа, пришедшего около 11 в. из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием П. было кочевое скотоводство. К 12 в. у П. начинают выделяться… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Половцы в Венгрии. Исторический очерк , Петр Васильевич Голубовский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Краткий исследовательская работа, которую автор первоначально задумывал как приложение к своему…

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...