Полный курс русского языка 4. Подлетает к ней комар

«О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА все типы заданий, все виды упражнений, все правила, все контрольные работы, все виды тестов...»

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова

ПОЛНЫЙ КУРС

РУССКОГО ЯЗЫКА

все типы заданий,

все виды упражнений,

все правила,

все контрольные работы,

все виды тестов

АСТ · АСТРЕЛЬ

УДК 372.8:811.161.1

ББК 74.268.1Рус

Узорова, Ольга Васильевна

У34 Полный курс русского языка: все типы заданий,

все виды упражнений, все правила, все контрольные

Е. А. Нефёдова. - Москва: АСТ: Астрель, 2016 -

(ООО «Издательство АСТ») (ООО «Издательство Астрель») Полный курс русского языка для четвёртого класса содержит все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике.

С помощью разнообразных упражнений, а также контрольных и тестовых заданий ученики лучше осваивают изучаемую тему, туру письменной речи.

же для индивидуальной работы дома.

УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1Рус (ООО «Издательство АСТ») (ООО «Издательство Астрель») © О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова © ООО « Издательство АСТ»

ПОВТОРЕНИЕ

Предложение. Словосочетание

Однородные члены предложения

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ОБРАЩЕНИЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Общие сведения об имени существительном

Изменение имени существительного при сочетании с другими словами



Первое склонение

Основные типы склонения имён существительных.

Второе склонение

Основные типы склонения имён существительных.

Третье склонение

Правописание окончаний имён существительных единственного числа

Правописание окончаний имён существительных множественного числа

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Общие сведения об имени прилагательном

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода

Склонение имён прилагательных множественного числа....... 192 МЕСТОИМЕНИЕ

Время глагола

Спряжение глагола

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Уважаемые взрослые!

Перед вами полный курс русского языка для четвёртого класса. Книга содержит все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике. Для полного усвоения материала после каждого правила даются разнообразные упражнения. Это списывание текста с выделением изучаемой орфограммы, фонетический разбор слов, преобразования слов, подбор синонимов, антонимов, разбор слова по составу, грамматический разбор предложения.

Кроме того, пособие содержит контрольные работы за весь учебный год и тесты с ответами.

Уважаемые родители, имейте в виду, что по какой бы программе ни учился ваш ребёнок, в конце учебного года он должен безошибочно выполнять любое задание из этой книги. Не огорчайтесь, если первое время он будет делать ошибки. В этой книге достаточно упражнений для того, чтобы ребёнок усвоил базовый материал.

Книгу можно использовать на уроках русского языка, а также для индивидуальной работы дома.

ПОВТОРЕНИЕ Предложение. Словосочетание

1. Прочитай стихотворение.

2. Прочитай внимательно каждое слово на строке.

4. Списывай текст частями.

1. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Через лужи на опушке Прыгать учатся лягушки.

С детских лет лягушка-мама

Повторяет им упрямо:

Быть лягушкой нелегко, Надо прыгать высоко!

К. Завойский

2. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Стрекозы, поздравляя с утром, Кружась, сверкали перламутром.

Они справляли новоселье, Где пни на корточки присели.

В просвет ветвей, словно в оконце, С высот на них глядело солнце.

Н. Берендгоф

3. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

За моим окошком

Сказочные ели:

На ветвях зелёных Тихо спят метели, Лихо скачут белки, Поползни снуют, О весне синицы Песенки поют.

Т. Белозёров

4. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Все весенние новости – восклицательные!

Их не сообщают, их выкрикивают.

Ледоход на реке!

Первые проталины на полях!

Грачи прилетели!

Жаворонки запели!

И улыбаются.

Н. Сладков

5. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Скрылась за рекою Бледная луна.

Звонко побежала Резвая волна.

Тихая долина Отгоняет сон.

Где-то за дорогой Замирает звон.

С. Есенин

6. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Интересно прокатиться На коне и на слоне!

Но удобнее сидится У верблюда на спине!

С виду горд и непреклонен Он на деле не таков!

По натуре он тихоня И добряк из добряков.

С. Баруздин

7. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Очень славно пахнет лето:

Травкой, Солнцем разогретой, Алой сладкою клубникой И степною ежевикой.

Терпкой, сочною листвой, Пряной скошенной травой, Робким дождиком грибным И укропом молодым.

8. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах – Это платье золотое У берёзы на плечах.

У калины и рябины Вьются стаями дрозды… Под окошком георгины Красотой своей горды.

Е. Трутнева

1. Прочитай текст.

2. Посчитай, сколько в этом тексте предложений.

3. Запомни, как пишутся слова в предложении.

4. Списывай текст частями.

5. Проверь, правильно ли ты списал.

1. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

Выпал первый снег он укрыл дорожки и тропки ударил крепкий мороз лужи покрылись хрупким и скользким ледком легко и ловко мчатся мальчишки по гладкому льду они играют в снежки ребята рады первому снегу

2. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

По поверхности воды среди ряски и осоки скользит утка с утятами у кромки воды лежат две лодки на лодке можно сплавать за кувшинками они растут на маленьком острове в центре озера

3. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

На пригорке стоит несколько ясеней хорошо сидеть под деревьями на мягкой травке ветер шуршит листьями вон на камне мелькнул хвост ящерки можно подивиться её ловкости и осторожности

4. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

Поздняя осень уже не может удержать тепло холодный ветер далеко проник на юг грустные стоят луга поля облетела листва с деревьев лес весь просвечивается на поляне царствует могучий дуб упрямо на дубе держатся жёлтые листья они тихо шумят

5. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

Жара заставила нас войти в рощу я бросился под высокий куст орешника лёг на спину вот клён раскинул свои лёгкие ветки тихо шелестят в вышине листья я любуюсь их мирной игрой приятно лежать на спине в лесу

6. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

Мы часто собираем в лесу землянику мы охотимся только за созревшими ягодками а они ловко прячутся в густой траве а вы любите собирать сладкую землянику или вам нравится только её кушать но ведь ягодка с куста бывает самой вкусной

7. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

Жаркий июльский день мальчики собрались идти на бульвар Коля хочет взять игрушечную машинку Петя берёт роликовые коньки Жучка смотрит на мальчиков возьмите меня гулять

1. Прочитай каждое предложение.

2. Подумай, какой знак препинания ты поставишь.

3. Запиши предложение.

4. Проверь, правильно ли ты поставил знак препинания.

1. Спиши, расставляя знаки препинания.

Кто там(?!.)Кто там летит в вышине(?!.) Кто там в тёмной ночной глубине(?!.) Кто там воет, кто там стонет, Кто метлою тучи гонит(?!.) Кто там кружится над чёрною чащею(?!.) Кто там свистит над деревнею спящею(?!.) Это баба-яга, костяная нога Над землёю кружит, Тёмный лес сторожит(?!.) В. Лунин

2. Спиши, расставляя знаки препинания.

Шёл лесничий из сторожки По глухой лесной дорожке(?!.) А навстречу заинька, Серенький, маленький(?!.)

– Ты куда бежишь, косой(?!.)

– Я бегу к себе домой(?!.)

– Покажи мне, где твой дом(?!.)

– Под развесистым кустом(?!.) Г. Ладонщиков

3. Спиши, расставляя знаки препинания.

– Почему ты чёрен, кот(?!.)

– Лазил ночью в дымоход(?!.)

– Почему сейчас ты бел(?!.)

– Из горшка сметану ел(?!.)

– Почему ты серым стал(?!.)

– Пёс в пыли меня валял(?!.)

– Так какого же ты цвета(?!.)

– Я и сам не знаю это(?!.) В. Левановский

4. Спиши, расставляя знаки препинания.

Дождик, дождик, замолчи (?!.) По окошку не стучи (?!.) Не стучи так звонко, Не буди котёнка (?!.) Не стучи, мы будем спать (?!.) Ты не будешь нам мешать (?!.) Н. Рождественская

5. Спиши, расставляя знаки препинания.

– Солнце, солнце, ты откуда(?!.)

– Я из зорьки золотой(?!.)

– Дождик, дождик, ты откуда(?!.)

– Я из тучки грозовой(?!.)

– Ветер, ветер, ты откуда(?!.)

– Я из дальней стороны(?!.) Мы три брата, И повсюду добрым людям Мы нужны(?!.) О. Высотская

6. Спиши, расставляя знаки препинания.

Села пчёлка на цветок, Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

– Что ты ищешь там(?!.)

– Нектар(?!.)

– А тебе не надоело(?!.) Не наскучило искать(?!.)

– Нет(?!.) Тому, кто занят делом, Просто некогда скучать(?!.) Г. Ладонщиков

7. Спиши, расставляя знаки препинания.

– Скажите, Букашка, Вы любите кашу(?!.)

– Конечно(?!.) Но только свою, А не вашу(?!.)

– Какая же каша у вас, У букашек(?!.)

– Обычная каша – из роз И ромашек(?!.) А. Дмитриев

8. Спиши, расставляя знаки препинания.

Близко долгая зима – Вьюги, стужа, снегопад(?!.) Интересно, кто им рад(?!.) Разве только, может, ёж(?!.) Да он спит всю зиму сплошь(?!.) Или же барсук, сурок(?!.) Тоже спят такой же срок(?!.) В. Кремнёв

1. Прочитай предложение.

2. Определи грамматическую основу предложения.

3. Найди второстепенные члены.

4. Определи виды обстоятельств.

5. Запиши предложения в определённом порядке.

· Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака.

Обстоятельство поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.

– Обстоятельство образа действия отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

– Обстоятельство места действия отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

– Обстоятельство времени действия отвечает на вопросы КОГДА? КАК ДОЛГО?

С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР?

1. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством места.

Облака плыли по синему небу.

Осенью смолкнет весёлый птичий щебет.

Медленно падали большие и красивые снежинки.

2. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Вечером мама поджарила грибы.

Стрелой вылетела большая чёрная кошка.

Потух последний уголёк в большом костре.

3. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

В овраге росла крупная сладкая малина.

Вчера Серёжу хвалил учитель.

Громко заухал большой филин.

4. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Вечером бабушка испекла пирог.

Громко лаяла огромная овчарка.

На опушке леса выросла берёза.

5. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Молодой месяц светил тусклым светом.

На деревьях пернатые артисты пели.

Дети летом собирают чёрную смородину.

6. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Деловито шуршала маленькая мышка.

Перед восходом солнца небо порозовело.

Из пруда слышалось громкое кваканье лягушек.

7. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Лесная тропинка маслянисто темнела.

В мае зазеленела рожь.

Тревожно гудит пчелиный улей.

8. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Яростный ветер бушует над лесом.

Во вторник кот утащил кусок мяса.

В саду расцвели прекрасные белые розы.

9. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

После каникул ребята написали сочинение.

В портфеле ученика лежат новые тетради.

Юра лениво шёл по узкой дорожке.

Похожие работы:

«УДК 581.524.34 ВИДОВОЙ СОСТАВ СОСНЯКА-ЗЕЛЕНОМОШНИКА НА РАЗНОМ УДАЛЕНИИ ОТ ХВОЙНО-ШИРОКОЛИСТВЕННОГО ЛЕСА О.И. Евстигнеев, П.В. Воеводин Охарактеризован видовой состав растений в сосняке-зеленомошнике на разном удалении от хвойношироколиственного леса (ХШЛ). ХШЛ – источник диаспор для восстанов...»

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова

ПОЛНЫЙ КУРС
РУССКОГО ЯЗЫКА
все типы заданий,
все виды упражнений,
все правила,
все контрольные работы,
все виды тестов

Астрель
Москва

УДК 372.8:811.161.1
ББК 74.268.1Рус
У34

Узорова, О. В.
Полный курс русского языка: все типы заданий, все
виды упражнений, все правила, все контрольные
работы, все виды тестов: 4-й кл./ О.В. Узорова,
Е. А. Нефедова. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 318, с.


Полный курс русского языка для четвёртого класса содержит
все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно
должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию
на практике.
С помощью разнообразных упражнений, а также контрольных
и тестовых заданий ученики лучше осваивают изучаемую тему,
тренируют память, повышают орфографическую зоркость
и культуру письменной речи.
Книгу можно использовать на уроках русского языка,
а также для индивидуальной работы дома.
УДК 372.8:811.161.1
ББК 74.268. 1Рус
Подписано в печать 21.04.2008. Формат 84х108 1/32
Усл. печ. л. 16,8. Тираж
экз. Заказ №
Общероссийский классификатор продукции
ОК-005-93, том 2; 953005 - литература учебная
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.007027.06.07 от 20.06.2007 г.

ISBN 978-5-17-053149-3 (ООО «Издательство ACT»)
ISBN 978-5-271-20794-5 (ООО «Издательство Астрель»)
ООО « Издательство Астрель », 2008

Содержание
Уважаемые взрослые! ....................................................
ПОВТОРЕНИЕ..................................................................
Предложение. Словосочетание..........................................
Однородные члены предложения.......................................
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.............................
ПРЯМАЯ РЕЧЬ................................................................
ОБРАЩЕНИЕ...................................................................
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ..................................................
Общие сведения об имени существительном.......................
Изменение имени существительного
при сочетании с другими словами......................................

Первое склонение...........................................................
Основные типы склонения имён существительных.
Второе склонение............................................................
Основные типы склонения имён существительных.
Третье склонение.............................................................

единственного числа........................................................
Правописание окончаний имён существительных
множественного числа.....................................................
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................
Общие сведения об имени прилагательном.........................

числа мужского и среднего рода........................................
Склонение имён прилагательных единственного
числа женского рода........................................................
Склонение имён прилагательных множественного числа.......
МЕСТОИМЕНИЕ................................................................
ГЛАГОЛ..........................................................................
Время глагола.................................................................
Спряжение глагола...........................................................
НАРЕЧИЕ.......................................................................
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ...................................................
ТЕСТЫ............................................................................

4
5
5
26
37
48
51
54
54
73
81
86
91
93
129
141
141
158
173
192
208
217
228
242
276
280
300

Уважаемые взрослые!
Перед вами полный курс русского языка для
четвёртого класса. Книга содержит все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать
выученную теорию на практике. Для полного усвоения материала после каждого правила даются разнообразные упражнения. Это списывание
текста с выделением изучаемой орфограммы, фонетический разбор слов, преобразования слов,
подбор синонимов, антонимов, разбор слова по
составу, грамматический разбор предложения.
Кроме того, пособие содержит контрольные
работы за весь учебный год и тесты с ответами.
Уважаемые родители, имейте в виду, что по
какой бы программе ни учился ваш ребёнок,
в конце учебного года он должен безошибочно
выполнять любое задание из этой книги. Не огорчайтесь, если первое время он будет делать ошибки. В этой книге достаточно упражнений для
того, чтобы ребёнок усвоил базовый материал.
Книгу можно использовать на уроках русского языка, а также для индивидуальной работы
дома.

ПОВТОРЕНИЕ
Предложение. Словосочетание
1. Прочитай стихотворение.
2. Прочитай внимательно каждое слово
на строке.

4. Списывай текст частями.

1. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Через лужи на опушке
Прыгать учатся лягушки.
С детских лет лягушка-мама
Повторяет им упрямо:
Быть лягушкой нелегко,
Надо прыгать высоко!
К. Завойский
2. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Стрекозы, поздравляя с утром,
Кружась, сверкали перламутром.
Они справляли новоселье,
Где пни на корточки присели.
В просвет ветвей, словно в оконце,
С высот на них глядело солнце.
Н. Берендгоф
5

3. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

За моим окошком
Сказочные ели:
На ветвях зелёных
Тихо спят метели,
Лихо скачут белки,
Поползни снуют,
О весне синицы
Песенки поют.
Т. Белозёров
4. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Все весенние новости - восклицательные!
Их не сообщают, их выкрикивают.
Ледоход на реке!
Первые проталины на полях!
Грачи прилетели!
Жаворонки запели!
И улыбаются.
Н. Сладков
5. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Скрылась за рекою
Бледная луна.
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Где-то за дорогой
Замирает звон.
С. Есенин
6

6. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Интересно прокатиться
На коне и на слоне!
Но удобнее сидится
У верблюда на спине!
С виду горд и непреклонен
Он на деле не таков!
По натуре он тихоня
И добряк из добряков.
С. Баруздин
7. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Очень славно пахнет лето:
Травкой,
Солнцем разогретой,
Алой сладкою клубникой
И степною ежевикой.
Терпкой, сочною листвой,
Пряной скошенной травой,
Робким дождиком грибным
И укропом молодым.
Т. Голуб
8. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Е. Трутнева
7

1. Прочитай текст.
2. Посчитай, сколько в этом тексте предложений.
3. Запомни, как пишутся слова в предложении.
4. Списывай текст частями.
5. Проверь, правильно ли ты списал.
1. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

Выпал первый снег он укрыл дорожки и тропки ударил крепкий мороз лужи покрылись
хрупким и скользким ледком легко и ловко
мчатся мальчишки по гладкому льду они играют в снежки ребята рады первому снегу
2. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

По поверхности воды среди ряски и осоки
скользит утка с утятами у кромки воды лежат две лодки на лодке можно сплавать за
кувшинками они растут на маленьком острове в центре озера
3. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

На пригорке стоит несколько ясеней хорошо
сидеть под деревьями на мягкой травке ветер шуршит листьями вон на камне мелькнул хвост ящерки можно подивиться её
ловкости и осторожности
8

4. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

Поздняя осень уже не может удержать тепло холодный ветер далеко проник на юг грустные стоят луга поля облетела листва
с деревьев лес весь просвечивается на поляне царствует могучий дуб упрямо на дубе держатся жёлтые листья они тихо шумят
5. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

Жара заставила нас войти в рощу я бросился
под высокий куст орешника лёг на спину вот
клён раскинул свои лёгкие ветки тихо шелестят в вышине листья я любуюсь их мирной
игрой приятно лежать на спине в лесу
6. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

Мы часто собираем в лесу землянику мы охотимся только за созревшими ягодками а они
ловко прячутся в густой траве а вы любите
собирать сладкую землянику или вам нравится только её кушать но ведь ягодка с куста бывает самой вкусной
7. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

Жаркий июльский день мальчики собрались
идти на бульвар Коля хочет взять игрушечную машинку Петя берёт роликовые коньки Жучка смотрит на мальчиков возьмите
меня гулять
9

1. Прочитай каждое предложение.
2. Подумай, какой знак препинания ты
поставишь.
3. Запиши предложение.
4. Проверь, правильно ли ты поставил
знак препинания.

1. Спиши, расставляя знаки препинания.

Кто там(?!.)Кто там летит в вышине(?!.)
Кто там в тёмной ночной глубине(?!.)
Кто там воет, кто там стонет,
Кто метлою тучи гонит(?!.)
Кто там кружится над чёрною чащею(?!.)
Кто там свистит над деревнею спящею(?!.)
Это баба-яга, костяная нога
Над землёю кружит,
Тёмный лес сторожит(?!.)
В. Лунин
2. Спиши, расставляя знаки препинания.

Шёл лесничий из сторожки
По глухой лесной дорожке(?!.)
А навстречу заинька,
Серенький, маленький(?!.)
- Ты куда бежишь, косой(?!.)
- Я бегу к себе домой(?!.)
- Покажи мне, где твой дом(?!.)
- Под развесистым кустом(?!.)
Г. Ладонщиков
10

3. Спиши, расставляя знаки препинания.

Почему ты чёрен, кот(?!.)
- Лазил ночью в дымоход(?!.)
- Почему сейчас ты бел(?!.)
- Из горшка сметану ел(?!.)
- Почему ты серым стал(?!.)
- Пёс в пыли меня валял(?!.)
- Так какого же ты цвета(?!.)
- Я и сам не знаю это(?!.)
В. Левановский
4. Спиши, расставляя знаки препинания.

Дождик, дождик, замолчи (?!.)
По окошку не стучи (?!.)
Не стучи так звонко,
Не буди котёнка (?!.)
Не стучи, мы будем спать (?!.)
Ты не будешь нам мешать (?!.)
Н. Рождественская
5. Спиши, расставляя знаки препинания.

Солнце, солнце, ты откуда(?!.)
- Я из зорьки золотой(?!.)
- Дождик, дождик, ты откуда(?!.)
- Я из тучки грозовой(?!.)
- Ветер, ветер, ты откуда(?!.)
- Я из дальней стороны(?!.)
Мы три брата,
И повсюду добрым людям
Мы нужны(?!.)
О. Высотская
11

6. Спиши, расставляя знаки препинания.

Села пчёлка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там(?!.)
- Нектар(?!.)
- А тебе не надоело(?!.)
Не наскучило искать(?!.)
- Нет(?!.)
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать(?!.)
Г. Ладонщиков
7. Спиши, расставляя знаки препинания.

Скажите, Букашка,
Вы любите кашу(?!.)
- Конечно(?!.) Но только свою,
А не вашу(?!.)
- Какая же каша у вас,
У букашек(?!.)
- Обычная каша - из роз
И ромашек(?!.)
А. Дмитриев
8. Спиши, расставляя знаки препинания.

Близко долгая зима -
Вьюги, стужа, снегопад(?!.)
Интересно, кто им рад(?!.)
Разве только, может, ёж(?!.)
Да он спит всю зиму сплошь(?!.)
Или же барсук, сурок(?!.)
Тоже спят такой же срок(?!.)
В. Кремнёв
12

1. Прочитай предложение.
2. Определи грамматическую основу
предложения.
3. Найди второстепенные члены.
4. Определи виды обстоятельств.
5. Запиши предложения в определённом
порядке.
Обстоятельство - это второстепенный
член предложения, который обозначает
признак действия или признак признака.
Обстоятельство поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.
- Обстоятельство образа действия отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?
- Обстоятельство места действия отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?
- Обстоятельство времени действия отвечает на вопросы КОГДА? КАК ДОЛГО?
С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР?

1. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;

с обстоятельством места.
Облака плыли по синему небу.
Осенью смолкнет весёлый птичий щебет.
Медленно падали большие и красивые снежинки.
13

2. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Вечером мама поджарила грибы.
Стрелой вылетела большая чёрная кошка.
Потух последний уголёк в большом костре.
3. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
В овраге росла крупная сладкая малина.
Вчера Серёжу хвалил учитель.
Громко заухал большой филин.
4. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Вечером бабушка испекла пирог.
Громко лаяла огромная овчарка.
На опушке леса выросла берёза.
5. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Молодой месяц светил тусклым светом.
На деревьях пернатые артисты пели.
Дети летом собирают чёрную смородину.
14

6. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Деловито шуршала маленькая мышка.
Перед восходом солнца небо порозовело.
Из пруда слышалось громкое кваканье лягушек.
7. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Лесная тропинка маслянисто темнела.
В мае зазеленела рожь.
Тревожно гудит пчелиный улей.
8. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Яростный ветер бушует над лесом.
Во вторник кот утащил кусок мяса.
В саду расцвели прекрасные белые розы.
9. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
После каникул ребята написали сочинение.
В портфеле ученика лежат новые тетради.
Юра лениво шёл по узкой дорожке.
15

1. Спиши предложение.

предложения.



о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? Подлежащее
подчёркивают одной чертой. Чаще всего
оно выражено именем существительным.

и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ
ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО
ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ?

1. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Река - это не только вода.
На горизонте за полями тлел остаток зари.
Смех - прекраснейшее свойство людей.
2. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Бусинки капель унизывали сухие нижние
ветки елей.
Геологи - искатели сокровищ.
Молчание - знак согласия.
16

3. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Голод - лучшая приправа кушанья.
Москва - сердце России.
Гребень крыши осветил прозрачный розовый таинственный пар.
4. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Знание - высшее богатство.
Далеко за горизонтом отсвечивали вершины
гор.
Бесцельная суета - предвестница тишины.
5. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Багрянец неба ярко отражался в воде.
Март - это первый месяц весны.
Игорь - старший брат.
6. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Риск - благородное дело.
Япония - Страна восходящего солнца.
В зелёной роще путников встретили весёлые
голоса птиц.
7. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Апрель - месяц говорливой воды.
Из тёмной длинной трубы стали выпархивать снопы искр.
Пословица - мудрость народа.
17

1. Спиши предложение.
2. Подчеркни грамматическую основу
предложения.
Главные члены предложения - это
грамматическая основа предложения.
Подлежащее - это главный член предложения, который указывает, о ком или
о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? Подлежащее подчёркивают одной чертой. Чаще
всего оно выражено именем существительным.
Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим
и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ
ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО
ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ?

- (фр. cours, от лат. cursus бег). 1) ценность монеты по количеству и качеству её металла. 2) время лечения болезни. 3) время прохождения всех наук в каком либо учебном заведении. 4) полное, систематическое изложение науки. 5) направление хода… …

- (лат. classis порядок.). 1) разряд однородных предметов. 2) собрание учеников для учебных занятий, а также помещение и самое время, назначенное для урока. 3) степень в государственной службе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

- — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к …

I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Координаты: 58° с. ш. 70° в. д. / 58° с. ш. 70° в. д. … Википедия

- (от греч. γυμνάζω, gymnasion помещение для гимнастических упражнений, спортзал) государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении гимназия встречается в древних городах… … Википедия

- — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

Полный курс русского языка для четвёртого класса содержит все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике.
С помощью разнообразных упражнений, а также контрольных и тестовых заданий ученики лучше осваивают изучаемую тему, тренируют память, повышают орфографическую зоркость и культуру письменной речи.
Книгу можно использовать на уроках русского языка, а также для индивидуальной работы дома.

Примеры.
Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.
Выпал первый снег он укрыл дорожки и тропки ударил крепкий мороз лужи покрылись хрупким и скользким ледком легко и ловко мчатся мальчишки по гладкому льду они играют в снежки ребята рады первому снегу.

Спиши. Найди и подчеркни определения.
На широких детских площадках маленькие дети играли с красивой опавшей листвой. По усталому спящему осеннему городу тихо прошёл настоящий зимний снегопад.
Белая зимняя одежда скрыла скользкую грязь ненастной поздней осени.

Содержание
Уважаемые взрослые!
ПОВТОРЕНИЕ
Предложение. Словосочетание
Однородные члены предложения
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ОБРАЩЕНИЕ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Общие сведения об имени существительном
Изменение имени существительного при сочетании с другими словами
Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение
Основные типы склонения имён существительных. Второе склонение
Основные типы склонения имён существительных. Третье склонение
Правописание окончаний имён существительных единственного числа
Правописание окончаний имён существительных множественного числа
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Общие сведения об имени прилагательном
Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода
Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода
Склонение имён прилагательных множественного числа
МЕСТОИМЕНИЕ
ГЛАГОЛ
Время глагола
Спряжение глагола
НАРЕЧИЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ТЕСТЫ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Полный курс русского языка, Все типы заданий, Все виды упражнений, Все правила, Все контрольные работы, Все виды тестов, 4 класс, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала, 4 класс, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2013
  • Русский язык, 4 класс, Итоговое тестирование, Узорова О.В., Нефёдова Е.А., 2012
  • 350 правил и упражнений по русскому языку, 1-5 класс, Нефедова Е.А., Узорова О.В., 2002
  • 30000 учебных примеров и заданий по русскому языку на все правила и орфограммы, 4 класс, Часть 1, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2008

Следующие учебники и книги.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...