Подводная лодка к 22 красногвардеец. Пл типа "к" (крейсерская) серии xiv

Гвардейскую. Гвардейский Военно-морской флаг она унаследовала от дизель-электрической подводной лодки К-22 «Красногвардеец» XIV серии Северного флота, воевавшей в годы Великой Отечественной войны в Заполярье. А лодка-юбиляр дважды проходила ремонт на нашем предприятии - с 1970 по 1973 год и с 1983 по 1990 год

В августе исполнилось ровно полвека, как Севмаш спустил на воду атомную подводную лодку К-22 проекта 675 (заводской номер 532)

Поскольку текущий год является 70-й годовщиной Великой Победы, а ДЭПЛ К-22 внесла свой вклад в разгром фашистской Германии, думается, об этой лодке стоит рассказать поподробнее.
«Красногвардеец» (Д-3) построен на Балтийском заводе. Воевал на Северном флоте. В активе Д-3 десять боевых походов, столько же потопленных вражеских судов и кораблей, два повреждены. 3 апреля 1942 года Д-3 удостоена звания гвардейской и 1 мая того же года вышла в свой первый поход под гвардейским флагом. Командовал кораблём капитан 3-го ранга М.А. Бибеев. Субмарина покидала родную базу в восьмой раз, уходя в море на поиск и уничтожение вражеских кораблей и судов.
В майском походе лодка потопила один и повредила два транспорта противника. 17 мая она вернулась на базу. На пирсе гвардейцев встречали Военный совет флота и экипажи подлодок базы. Командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко поздравил гвардейцев с замечательной победой и вручил М.А. Бибееву орден Красного Знамени, которым «Красногвардеец» был награждён первым из подводных кораблей ВМФ СССР за отличное выполнение боевых заданий по нарушению судоходства противником и проявленные при этом мужество и героизм экипажа.
Подводной лодке Д-3 выпала особая честь: она стала первым в советском ВМФ гвардейским Краснознамённым кораблём. К сожалению, судьба «Красногвардейца» была трагической: выйдя в десятый боевой поход в конце июня 1942 года с задачей прикрытия союзного конвоя в Баренцевом море, прославленный экипаж Д-3 остался на вечной вахте в студёных глубинах Заполярья.
В честь этой лодки именем «Красногвардеец» и назвали атомный подводный ракетный крейсер К-22 проекта 675. Лодка тоже надёжно несла морские и океанские вахты, совершив семь автономных походов. Но и на её долю выпало серьёзное испытание. В конце августа 1976 года при несении боевой службы в Средиземном море К-22 столкнулась с фрегатом ВМС США «VOGE», получив повреждения корпуса и устройств.
С 1985 по 1990 год «Красногвардеец» проходил ремонт и модернизацию по проекту 675 МКВ на нашем предприятии. Через четыре года лодку исключили из состава ВМФ, утилизировало её наше предприятие. Такова судьба двух гвардейских кораблей.

Виктор Николаевич Котельников (1908 - 1943) - подводник, в годы ВОВ капитан 1 ранга, командир дивизиона ПЛ СФ. Род. в г. Богородск Нижегородской обл. Участвовал в спасение Папанинцев. Первый кто прошёл подо льдом на подлодке. Погиб в боевом походе.

Автобиография

«Родился 03.10.1908 года в городе Богородске Нижегородской губернии (Горьковской области) в семье служащего. Отец до начала Октябрьской революции трудился приказчиком в магазине Б. Люблинова, после Октябрьской революции работал в разных государственных учреждениях того же города. В 1906 году он был сослан на два года царской охранкой в Вологодскую губернию. Причина ссылки была в том что отца выбрали секретарем одного собрания где обсуждались нужды сельской общины. В 1916 году его забрали на войну... В 1928 году скончался от туберкулеза. Мать из крестьян, домохозяйка.»

Учёба

Виктор Котельников отучился девять классов поработал в райкоме комсомола и по комсомольскому призыву поступил в Военно-морское училище имени Фрунзе. Окончил ВВМУ им. М. В. Фрунзе 1931 году. Еще будучи курсантом, он проходил стажировку на учебных судах Германии и Норвегии. В 1932 прошёл специальные курсы командного состава ВМС РККА. В августе 1936 года закончил курсы Учебного отряда подводного плавания имени Кирова.

Слова И. Колышкина

Подлодка Д-1

Вот как рассказывал о нем знаменитый подводник И. Колышкин: «Наш штурман Витя Котельников пришел на флот по путевке комсомола и был направлен в военно морское училище. Оттуда он попал в училище имени Фрунзе которое и окончил в 1931 году. Потом он ходил год штурманом на барсе, а затем получил направление на подлодку Д-1. Человек он прямой, открытый, честный. Службе отдается весь без остатка. И несмотря на свою командирскую молодость штурманскую специальность успел освоить на все сто. С таким товарищем вместе служить приятно и дружить хорошо...»

Служба на флоте

Подлодка Д-2

С 1931 по 1932 назначается помощником штурмана на барсе. В 1932 становится командиром Боевой Части на подлодке Д-2. С апреля 1933 года его переводят на подлодку Д-1 где так же становится командиром боевой части (БЧ-1). В сентябре 1933 года в город Мурманск прибыла подводная лодка Красногвардеец Д-3. По Беломорско-Бал-тийскому каналу ее провел Котельников. Ещё находившейся на подлодке в ранге штурмана. В августе 1936 года Котельников назначается помощником командира подлодки Д-3. А с марта 1937 его переводят на подлодку Щ-301. В ноябре 1937 года старший лейтенант Котельников назначается на подводную лодку Д-3 Красногвардеец командиром.

Исследователи на льдине

Подходил к концу январь 1938 года. Пристальное внимание всей страны было приковано к четверке ученых ставивших арктический эксперимент на станции «Северный полюс-1». Около восточного берега Гренландии где наблюдались дрейфующие льдины. Ученые И. Папаниным, П. Ширшовым, Е. Федоровым и Э. Кренкелем, находились на одной из этих льдин. В течение восьми месяцев льдина служила убежищем для смельчаков. Но из за потепления начала разрушатся. 1 февраля Э. Кренкель послал в Москву радиограмму. «...Находимся на обломке поля длиной 300 метров и шириной 200 метров... В случае обрыва связи просьба не беспокоиться». Правительство приняло оперативное решение и решила всеми возможными способами снять исследователей со льдины.

Организация спасения исследователей

Самое сильное участие по спасению исследователей приняли отважные моряки Северного флота. За малое время были поднятые в полную готовность гидрографические суда Таймыр и Мурман. К выходу в море также готовились эсминец Карл Либкнехт и три подводные лодки. Они должны были обеспечить наилучшую связь с поднятым в небо дирижаблем В-6 СССР. А в дальнейшем стать для него маяком на маршруте полета. 5 февраля подводная лодка Д-3 под командованием старшего лейтенанта Котельникова отчалила от базы и направилась в Кольский залив для определения девиации (отклонения магнитной стрелки) компасов. На утро поступил приказ направить свои курс из залива в Баренцево море. На подлодке находилась группа самых лучших радистов флота. Они и должны были обеспечить радиомост: станция «Северный полюс-1» и Москва. Уже в пути на подлодку пришло донесение о катастрофе дирижабля. Взрыв двадцати тысяч кубометров водорода находящихся в дирижабле осветило Горы под Кандалакшей. Теперь надежда была только на корабли Таймыр и Мурман.

Датский пролив или Проход подо льдом

Подлодка Д-3

Поход протекал в довольно сложных условиях. Разыгрался немыслимый шторм. Была вероятность встречи с айсбергом. Что привело бы к затоплению лодки Красногвардеец Д-3 в Датском проливе. В самой центральной части пролива подлодка была вынуждена не однократно проходить в надводном положении неширокие полосы тонкого льда. Когда Д-3 подошла к более толстому льду старший лейтенант В. Котельников получил разрешение провести пробное погружение.13 февраля 1938 года подлодка прошла ледовый заслон в подводном положении на глубине 50 метров. Около 30 минут подлодка находилась под ледовым покровом. Некто не передаст того восторга когда лодка прошла опасный участок надводных льдов. Так старший лейтенант В. Котельников первым из командиров североморцев прошел под ледовым покровом в Военно-Морском Флоте. В этом же походе Д-3 первой из северо¬морских подводных лодок пересекла нулевой меридиан.

Строчки из дневника Виктора Котельникова

Почти телеграфным стилем он передавал о кренах подводной лодки обледенении и небывалых штормах. К великому счастью, сохранилась запись от 13 февраля. «...При снежной пурге приказал произвести пробное погружение. Все механизмы работают исправно. Настроение команды превосходное. В 12.55 слева по борту открылся остров Ян-Майен. Получили по радио приказ вернуться обратно, так как Таймыр и Мурман уже приближаются к лагерю. Экипаж опечален - ведь мы надеялись получить разрешение подойти прямо к льдине - лагерю исследователей».

Вторая Мировая воина

Подлодка К-22

Взяв во внимание хороший послужной список Виктора Николаевича Котельникова в мае 1941 года адмиралтейство решает назначить его командиром нового крейсера К-22. Начало Великой Отечественной войны застало подлодку в Кронштадте. В августе приходит приказ где крейсер К-22 переходит в состав Северного флота а в октябре подлодка добралась и пришвартовалась в Полярном вступив в состав 1 дивизиона подводных лодок.

Подлодка К-22

С 29 октября по 18 ноября 1941 года крейсер К-22 сделала свой первый на то время боевой поход к военному рубежу Вест-фьорд. Подлодка К-22 не обнаружила врага. 6 декабря 1941 года подлодка вышла для минирования пролива у Хаммерфеста (о. Рольвсе и пролив Рольвсе-сунд). На установленных минах 9 декабря 1941 года подорвался и затонул вражеский корабль в 5 тысяч тонн. В трюмах которого находилась 20 тон полушубков для егерей германии. В этот же день крейсер К-22 установил ещё 20 мин. При установки мин подлодка обнаружила вражеский корабль противника Veydingen которая потопила артиллерийским огнем. После этого вдали показалась каботажное судно буксировавшее баржу с грузом. Подлодка открыла артиллерийский огонь и потопила врага. В ту же ночь на минах крейсера К-22 был потоплен германский корабль Steinbeke (2185 брт). 8 январе 1942 года крейсер К-22 под командованием Котельникова одержала непоколебимую победу: в Тана-фьорде она потопила два транспорта противника и уничтожила сторожевой корабль. 13 января 1942 года подлодка вступила в бои с 2 кораблями противника и опять море приняло не большой подарок в количестве 30 тысяч полушубков.

Бухта Стурстенбукт

19 января 1942 года обнаружила в бухте Стурстенбукт вражеский корабль. Лодка К-22 дала залп по кораблю но все шесть выпущенных торпед прошли рядом с целью. Тогда К-22 вооружённая двумя 45-мм и двумя мощными 100-мм орудиями всплыла и открыла по кораблю артиллерийский огонь. Вскоре был обнаружен рыболовный траулер Vaaland находившеися у самого входа в бухту. Подлодка дала пару залпов по траулеру Vaaland. Траулер в туже минуту объяла пламенем. Крейсер К-22 продолжил атаку рядом стоявшего транспорта вскоре потопившего его. За погибшим судном крейсер К-22 обнаружил ещё один корабль а так как на траулере справились с пожаром. Подлодке пришлось сражается одновременно с двумя кораблями противника. Вскоре траулер получил повреждения не совместимые с жизнью и затонул. Второй транспорт тоже был уничтожен. 31 января 1942 года К-22 благополучно вернулась на родную базу.

Отчет о походе или прозвище подлодки К-22

По возвращении из похода командир подлодки рассказал об уничтоженных двух транспортов и одного сторожевого корабля германских войск общим водоизмещением в 8800 т. Одним из которых был корабль Mimoň (1147 брт). 11 января он попал в шторм и его выбросила на берег. В дальнейшем атакованный крейсером К-22 загорелся и выгорел. Трюмы корабля Mimoň были наполнены меховыми полушубками предназначавшимися для германских егерей воюющих на мурманском направлении горно-стрелкового корпуса «Норвегия». За подводной лодкой К-22 прочно утвердилось прозвище «специалиста по раздеванию немцев».

Спасение моряков

Подлодка Щ-421

С 26 марта по 9 апреля 1942 года крейсер К-22 заступал на боевое дежурство у мыса Нордкап. 3 апреля 1942 года в районе мыса Слетнес подлодка К-22 обнаружила вражеский транспорт и два сторожевых коробля. Подлодка дала бои и потопила торпедами вражеские корабли противника. 9 апреля 1942 года подлодка по приказу оставила боевую позицию и отправилась на помощь подлодке (Щ-421). 8 апреля подлодка (Щ-421) задела мину в 8 милях к северу от мыса Норд-Кап. Около полудня К-22 приблизилась к подводной лодке щука (Щ-421). После неоднократных попыток буксировки сняла с нее экипаж и уничтожила торпедой аварийную Щуку. Как не грустна было смотреть но подводная лодка ушла подводу оставляя за собой обломки обшивки разные вещи экипажа перемешанные с маслом и топливом подлодки. На следующий день К-22 пришла в Екатерининскую гавань.

Присуждение звания

Вечером в Доме офицеров в торжественной обстановке состоялось поздравление экипаж К-22. Приказом народного комиссара Военно-Морского Флота от 3 апреля 1942 года №72 за успешное выполнение заданий командования подводной лодке К-22 было присвоено гвардейское звание. А Капитану 2 ранга В.Н. Котельникову командующий флотом вручил орден Красного Знамени. В том же 1942 году король Великобритании Георг VI наградил Котельникова Британским орденом За боевые заслуги.

Две подлодки

Подлодка К-3

3 февраля 1943 года две подлодки К-22 и К-3 отправились на совместный боевой поход. Командиром К-22 был назначен капитан 3 ранга В.Ф. Кульбакин вмести с ним отправился и командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга В.Н. Котельников. 6 февраля пришло первое донесение с К-3. В шифровке говорилась что произошла первая встреча с вражескими германскими кораблями и одержана первая победа. 7 февраля 1943 года в 19:00 К-22 ещё вела радиопереговоры с подлодкой К-3 затем акустик на К-3 зафиксировал четыре громких щелчка, и после этого связь с подлодкой прекратилась. В заданный район предусмотренный на случай потери связи лодка не появилась. Потопив 2 германских корабля К-3 14 февраля возвратилась на базу.

Пропавшая без вести

К-22 до сих пор числится пропавшей без вести а экипаж насчитывавший в последнем походе 77 человек. И кроме этих 77 человек на борту подлодки находились начальник политотдела бригады Рудольф Радун и журналист А. Мациевич. Вероятнеи всего подлодка погибла 7 февраля 1943 года в районе мыса Харбакен. Предположительно задела подводную мину.

Ордена

  • Орден Ленина в 1942 году
  • Орден Красного знамени в 1942 году
  • Орден За боевые заслуги (Британия)

Последние награды

Улица Котельникова. В городе Полярном Мурманской области России

14 июня 1949 года в исполкоме города Полярного городского Совета депутатов трудящихся был принят протокол № 17 О переименовании улиц в городе Полярный в связи с 50-летием его основания. На основании данного Протокола улица вторая линия была переименована и названа в честь героя В.Н. Котельникова. А в 1987 году, на основании принятого исполкомом Полярного горсовета народных депутатов решения от 26 февраля №11 Об упорядочении названий улиц, нумерации домов, подъездов и квартир в Полярном, название улицы Котельникова была перенесена на ул. Советскую: улица Советская частично была переименована и названа именем В.Н. Котельникова.

1963 год 14 октября
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ. Экипаж подчинен 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1964 год 22 октября
Присвоено почётное Гвардейское звание. Унаследовала гвардейский Военно-морской флаг от ПЛ К-22 XIV-й серии ;

1965 год 7 августа
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний;

1965 год 6 сентября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1965 год декабрь
В пункт базирования прибыл сформированный 225-й экипаж (резервный экипаж АПЛ);

1966 год
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.1р. Поникаровский В.Н.) продолжительностью 49 суток;

1967 год 23 октября
В связи с 50-летием Великого Октября награждена Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР;

1967 год 3 ноября
Приказом командующего Северным флотом № 400 от 03.11.1967 г. ПЛАРК присвоено почетное наименование "Красногвардеец" ;

1967 год - 1970 год
Занималась отработкой задач БП;

1968 год 15 мая
255-й экипаж АПЛ переформирован во второй гвардейский экипаж АПЛ К-22 ;

1970 год ноябрь - 1973 год июль
Находилась в среднем ремонте на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск);

1973 год май
При нахождении в ремонте на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) была посещена секретарем ЦК КПСС Д.Ф. Устиновым;

1973 год
Перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица);

1973 год 29 сентября
Второй гвардейский экипаж КрПЛ К-22 переформирован в 351-й экипаж ПЛ 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1974 год июль - сентябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Черников В.Г.) в Средиземном море продолжительностью 76 суток;

1975 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1975 год сентябрь - ноябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Черников В.Г.) в Средиземном море продолжительностью 100 суток;

1976 год июль - сентябрь
Выполнила задчи БС (командир - кап.2р. Максимов Н.И., второй командир - кап.2р. Шварц Т.Я.) в Средиземном море. 8 августа было обнаружено поступление забортной воды через съемный лист II отсека. Неисправность была ликвидирована личным составом путем обжатия съемного листа в надводном положении;

1976 год 28 августа
На БС при проведении срочного погружения столкнулась с фрегатом ВМС США USS FF-1047 "Voge". Во время несения службы в районе острова Крит в Средиземном море, при подвсплытии был обнаружен фрегат ВМС США DE-1097 "Моинестер". Командир решил потренироваться в учебных целях. В результате при маневрировании в очередном подвсплытии в 18.26 ударил снизу в днище левого борта на скорости 18 узлов второй фрегат, который не обнаружил при маневрировании. Удар был двойным, сначало носовой частью ПЛ, а затем ограждением рубки. С палубы фрегата за борт вылетело несколько человек, которых потом подобрали вертолеты. Удар был настолько сильным, что фрегат получил повреждения кормовой части, потерял ход и был отбуксирован на остров Крит, а затем на ремонтную базу, где его ремонт обошелся в 600000$. Лодка также получила серьезные повреждения. Поврежден ракетный контейнер № 1, некоторые выдвижные устройства, корпусные конструкции ограждения рубки и надстройки. Имело место поступления забортной воды в прочный корпус через внутреннюю полость подъемно-мачтового устройства "Аргумент" в количестве 2-3 т/час. КР "Жданов" совместно с БПК "Смелый" экстренно прибыл в район столкновения, и в их охранении лодка своим ходом перешла в точку 5 (Китира, остров в Эгейском море, входит в число Ионических островов), где ей была оказана помощь. После чего ПЛ досрочно вернулась своим ходом в базу. Командир ПЛ был с должности снят и назначен заместителем НШ флотилии в Гремихе. ПЛ перешла в Росту (Мурманск) и встала в ремонт на СРЗ-35 для восстановительного ремонта;

1977 год
Находилась в ремонте на СРЗ-35 в Росте (г.Мурманск);

1978 год сентябрь - декабрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Шевченко Г.И., второй командир - кап.1р. Беляков В.В.) в Средиземном море;

1979 год ноябрь - декабрь

1980 год
В составе дивизии перебазирована в губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1980 год август - октябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Шевченко Г.И.) в Средиземном море;

1982 год 22 июня - август
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Шевченко Г.И.) в Средиземном море;

1984 год июль
Экипаж принял и перегнал аварийную КрПЛ К-131 на СРЗ-35 (Роста, г.Мурманск);

1984 год ноябрь - 1985 год январь
Выполнила задачи автономной БС с экипажем КрПЛ К-111 (командир - кап.1р. Севастьянов А.П.) в Средиземном море;

1985 год август - сентябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Безумов Б.Н.) в Средиземном море;

1974 год - 1985 год
Выполнила 9 автономных походов на БС общей продолжительностью 398 суток;

1985 год декабрь - 1990 год декабрь
Прошла средний ремонт и модернизацию по проекту 675МКВ на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). В период ремонта произведена перезарядка активных зон реакторов. Предположительно была произведена замена реакторов. Старые реакторы без ОЯТ были погружены на выведенный из состава вспомогательного флота "Лихтер-4" и затоплены в заливе Течений в Карском море на глубине 50 метров;

1990 год
Отнесена к проекту 675МКВ ;

1990 год - 1994 год
Занималась отработкой задач БП в море и в базе;

1994 год 1 октября
Исключена из боевого состава ВМФ (в некоторых сточниках - 15 июля 1994 года). Поставлена на прикол в пункте временного хранения в губе Ара (Видяево, Мурманская область). Перечислена в состав 346-го дивизиона ПЛ Видяевского района базирования;

1997 год 4 декабря
Гвардейский флаг К-22 унаследовала АПЛ К-335 "Гепард" 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ (проект 971 );

2000 год
Хранилась на плаву в пункте временного хранения в губе Ара (Видяево, Мурманская область);

2001 год лето
С помощью плавучей технологической базы "Имандра" проведена выгрузка отработанного ядерного топлива;

2002 год 12 февраля
Окончательно передана на СРЗ-35 (Роста, г.Мурманск) для утилизации;

2002 год 30 октября
Согласно данным активиста российско-норвежской экологической организации "Беллуна" Игоря Кудрика при разделке на металл на СРЗ-35 (Роста, Мурманск) на ПЛ Б-22 возник пожар. Причиной инцидента стало неосторожное проведение сварочных работ. Возгорание началось в сухом доке, где вспыхнули деревянные леса. Позднее загорелась и обшивка находящейся в утилизации АПЛ. Ликвидация пожара на территории завода и на корпусе ПЛ происходила в промежутке между 9 и 11 часами утра. Пожару была присвоена вторая категория сложности. На место пожар выезжали 6 пожарных машин. Возможно речь шла о ПЛ Б-235 ;

2004 год весна
Находилась в акватории СРЗ-35;

2006 год (предположительно)
Утилизирована на СРЗ-35 с формированием реакторного блока, который в дальнейшем был переведен для временного хранения на плаву, и с последующей установкой на стапельное основание в ПДХ "Сайда" в губе Сайда.

Всего с момента постройки "К-22" выполнила задчи 10 БС и прошла 223108 миль за 26834 ходовых часов.


Так, к примеру, он раздумывал над тем, стоит ли поведать широким читательским кругам подробности о столкновении в Средиземном море нашего эсминца "Бравый" с английским авианосцем "Арк Ройял". В конечном счете, в книгу "На Средиземноморской эскадре", а затем в новую работу П. Дубягина "Минка помнит многое…" вошло описание этого одновременно и примечательного, и трагического, и позорного события…

Сомневался опытный адмирал и в том, стоит ли включать в книгу описание менее известного случая - столкновение советской атомной подводной лодки К-22 с американским фрегатом "Водж". Поводов для сомнений было несколько. Во-первых, хотя этот случай и описан (посмотрите хотя бы публикации в Интернете), тем не менее, ряд принципиальных моментов, связанных с этим навигационным происшествием, приведшим к серьезной аварии, огласке до сих пор не предан. Во-вторых, на официальном уровне (Министерства обороны СССР, Генерального штаба и Главкомата ВМФ) резонанс этого столкновения был максимально приглушен. Сделано это было немедленно, без соответствующих тяжести случившегося кадровых, организационных и иных выводов. В-третьих…

В общем, Павел Романович решил эпизод столкновения нашей субмарины с американским надводным кораблем в свои воспоминания не включать. Правда, он оставил в моем архиве фотографии, красноречиво свидетельствующие о степени и масштабах происшедшего…

"Ревущая корова" "противоавианосной" системы

ОБЩЕИЗВЕСТНО: советский подводный флот был самым многочисленным и мощным в мире. По ряду показателей наши "витязи подводных глубин" опережали "супостата", но в то же время в чем-то и уступали. В определенной мере этот проигрыш был обусловлен достигнутым уровнем отечественного военного кораблестроения и нашим отставанием в освоении и использовании новейших технологий. Потому наши подводные лодки, оснащенные уникальным ракетным оружием, проигрывали "конкурирующей фирме" в радиотехническом оснащении, уступали в обеспечении скрытности и др. К примеру, атомоходы одного из самых многочисленных, 675-го проекта (различных модификаций всего построено 29 ед.) из-за их шумности называли "ревущими коровами" (отрицательно на эффективности их действий сказывалась значительная шумность из-за высокой виброактивности механизмов атомной энергетической установки АПЛ первого поколения и высокой частоты вращения гребных винтов, а также из-за наличия плохо обтекаемых газоотводных выгородок).

Несмотря на это, наши подводники успешно решали ответственные боевые задачи, в том числе в Средиземном море, в акватории которого иногда находилось до трех американских авианосных многоцелевых групп. Действовали здесь АМГ и других НАТОвских держав - Великобритании и Франции. В сущности, ПЛАРК (подводная лодка атомная с крылатыми ракетами) пр. 675 (Echo II) и была предназначена для "убийства" авианосцев вероятного противника.

ПЛАРК пр. 675 легли в основу создаваемой во второй половине 50-х годов советской военно-морской "противоавианосной" системы, которая должна была действовать надежно, быстро и эффективно, что не требует особых объяснений: авианосцы США, находившиеся у наших берегов, являлись платформой для многих десятков палубных самолетов - носителей ядерного оружия. Подняв свою авиацию в воздух в кратчайший срок, авианосец выполнял свою боевую задачу и, соответственно, значение, как цель, утрачивал. Таким образом, его следовало уничтожить до взлета авиации…

Смятый легкий корпус в носу АПЛ К-22 и поврежденный обтекатель ГАС. Средиземное море, район острова Крит. 29 августа 1976 г.


Ракетный "Аргумент" от Никиты Хрущева

К РУБЕЖУ 60-х годов в знаменитом ОКБ В.Н. Челомея на базе ракетного комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям, был разработан противокорабельный комплекс П-6. Работы по созданию противокорабельного оружия с системой конечного самонаведения начались в нашей стране еще в 1948 году, однако дальность стрельбы первых ПКР не превышала нескольких десятков километров. В то же время основные надводные цели - авианосцы ВМС США - имели глубину всепогодной и всесуточной противовоздушной (противоракетной) обороны порядка 150-200 км. С появлением в начале 60-х годов на вооружении американцев новых истребителей-перехватчиков F-4 "Фантом", оснащенных всеракурсными ракетами класса воздух-воздух AIM-7 "Спэрроу", а также палубных самолетов ДРЛО Е-2А "Хоукай", глубина обороны сил вероятного противника должна была возрасти до 250-300 км. В качестве ответной меры это требовало и создания противокорабельных ракет нового поколения, имеющих большую (порядка нескольких сотен километров) дальность.

Исследовательские работы по формированию облика противокорабельных ракет большой дальности начались в подмосковном Реутово под руководством В.Н. Челомея еще в 1956 году. Крылатая ракета, входящая в состав комплекса, должна была иметь максимальную дальность стрельбы более 300 км, что обеспечивало возможность поражения авианосных ударных групп и соединений противника без входа в зону его противолодочной и противокорабельной обороны. ПКР должна была комплектоваться системой управления, обеспечивающей поражение надводных целей практически всех классов, ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями большой мощности. Корабельная и ракетная аппаратура системы управления комплексом разрабатывались НИИ-49 (впоследствии переименованным в НПО "Гранит"), возглавляемым Н.А. Чариным.

Создание "противоавианосной" системы с использованием подводных лодок было невозможным без обеспечения надежной разведки и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи Киевским НИИ радиоэлектроники (ныне НПО "Квант") под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцева была создана авиационная разведывательная система "Успех", размещенная на специально разработанных носителях ТУ-16РЦ и ТУ-95РЦ (ОКБ А.Н. Туполева). На самолетах размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных и выдавались целеуказания ракетному комплексу. Прием мог осуществляться как в надводном, так и подводном положении ПЛАРК.

Таким образом, в нашей стране впервые в мире создавалась разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные).

Система эта была не только уникальной, но и весьма эффективной. Корабельная автоматизированная система "Аргумент" решала задачи управления полетом нескольких ракет в залпе, а также наведения ПКР на цели при помощи радиолокационного визира. В случае обнаружения нескольких целей имелась возможность их избирательного поражения путем трансляции на борт подводной лодки с борта ракеты радиолокационного изображения цели и передачи с корабля команд о выборе конкретных целей.

Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛАРК радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность). Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты. На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе - не более четырех).

Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки от заданного направления оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности, выработанной корабельной системой управления, по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции, полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она по команде оператора переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели также вводился режим самонаведения в вертикальной плоскости).

Следует отметить: существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения в надводном положении ПЛАРК с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т.к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника. Кроме того, программа активно поддерживалась лично Н.С. Хрущевым, сын которого работал у Челомея. В результате 17 августа 1956 г. вышло постановление СМ СССР о начале работ по созданию ПЛАРК 675-го проекта, оснащенных противокорабельными ракетами П-6, а также стратегическими крылатыми ракетами П-5М, предназначенными для поражения береговых целей.

Залпом - по авианосцу

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АТОМОХОДА, предназначенного для борьбы при помощи крылатых ракет с крупными надводными целями, началось в ЦКБ МТ "Рубин". Главным конструктором подводных лодок проекта 675 был П.П. Пустынцев, главными наблюдающими от ВМФ на начальном этапе М.С. Фаддеев, в последующем - В.Н. Иванов. В октябре 1958 г. технический проект 675 был разработан и представлен на утверждение.

Конструктивно ПЛАРК проекта 675 - двухкорпусная двухвальная подводная лодка с развитыми ограждением боевой рубки и надстройкой. Прочный корпус, на большем протяжении имевший цилиндрическую форму, был выполнен из стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Оконечности имели форму усеченных конусов.

Прочный корпус разделялся на 10 отсеков. Шпангоуты изготавливались из симметричного полособульбового и сварного таврового профилей высотой 240 мм. Шпация - 600 мм. Межотсечные переборки изготавливались из стали АК-25 толщиной 10 мм. Обшивка и набор легкого корпуса были выполнены из стали ЮЗ толщиной 4-16 мм. Поверхность корпуса покрывалась противогидроакустическим покрытием. ГЭУ по сравнению с лодками 627-го, 658-го и 659-го проектов изменению фактически не подвергалась. Энергетическая установка (35000 л.с.) включала два реактора ВМ-А (2x70 мВт).

Особо отметим: антенна управления системы "Аргумент" размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Несущие излучатели крупногабаритной антенны в нерабочем положении заводились в ограждение рубки таким образом, что обтекатель, расположенный с задней стороны антенны, становился передней стенкой рубочного ограждения.

ОСНОВНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ЛОДКИ - восемь крылатых ракет П-6 (4К88) - размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14О (поэтому лодки этих проектов называли "раскладушками"). Стрельба, как и на АПЛ 659-го проекта, была возможна лишь в надводном положении.

Ракета имела длину 10,8 м, максимальный диаметр корпуса - 0,9 м, размах крыла - 2,5 м и стартовую массу - 5300 (5200) кг. Она снабжалась маршевым ТРД 4Д48 и стартовыми твердотопливными ракетными двигателями. Диапазон дальностей стрельбы составлял 35-380 км, максимальная скорость полета соответствовала М=1,3. Полет ракеты проходил на высоте 400-7500 м, перед атакой цели ПКР снижалась на высоту 100 м.

На ПЛАРК 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. ПЛАРК, обнаружив цель по данным ГАК, всплывала для ракетной стрельбы, которая осуществлялась двумя залпами по четыре ракеты в залпе. После подъема ракетных контейнеров и открывания крышек производился запуск и вывод на полетный режим работы маршевых двигателей ракет. Одновременно в рабочее положение (на 180О) разворачивалось установленная в носовой части ограждения рубки антенна системы управления и наведения ПКР на цель "Аргумент".

"Рваный" легкий корпус советского атомохода.

После всплытия в надводное положение ПЛ на предстартовую подготовку до пуска первой ракеты первого залпа требовалось три минуты. Второй четырехракетный залп мог производиться через 12 минут. При проведении предстартовой подготовки ПЛ в любой момент могла ее прервать и начать погружение, даже с незакрытыми крышками не более чем у трех ракетных контейнеров. Продувание предусмотренных для этих целей аварийно-балластных цистерн компенсировало потерю плавучести ПЛ в подводном положении при плавании с затопленными водой контейнерами.

Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа - за 20-30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.

Торпедное вооружение включало четыре носовых ТА калибром 533 мм (максимальная глубина стрельбы - 100 м) и два 400-мм ТА (максимальная глубина стрельбы - 250 м). Суммарный боекомплект - 20 торпед.

Подводная лодка была оснащена гидроакустическим комплексом "Арктика-М", комплексом навигационных систем "Сила-Н-675", гирокомпасом "Маяк", астронавигационной системой "Лира-11" и другим оборудованием.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЛОДОК 675-го проекта велось в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головной северодвинский корабль вошел в состав Северного флота в 1963 г. Этому предшествовали государственные испытания, завершившиеся успешным выполнением четырехракетной залповой стрельбы. Таким образом, от приема правительственного решения до ввода в строй прошло всего 7 лет!

Лодки 675-го проекта активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. Они несли боевую службу в Средиземном море и Индийском океане. Хотя боевая эффективность этих ПЛ была относительно невелика из-за надводного старта ПКР и необходимости телеуправления ими, а также из-за уязвимости ракет от средств ПРО группировок крупных надводных кораблей, тем не менее, свою сдерживающую роль в 60-70-е годы они выполнили.

Эти лодки были одними из наиболее активно модернизировавшихся кораблей советского флота. Первой улучшенной модификацией проекта 675 был проект 675К, на котором было установлено устройство "Касатка", обеспечивавшее прием и обработку данных по целеуказанию от искусственных спутников Земли. По этому проекту была модернизирована одна ПЛАРК (К-48). Остальные модификации предполагали использование других ракетных комплексов и систем целеуказания. 675МК предусматривала замену крылатых ракет комплекса П-6 ракетами комплекса П-500 ("Базальт"). На проекте 675МУ была установлена система целеуказания "Успех". Проект 675МКВ предусматривал применение крылатых ракет комплекса "Вулкан". ПЛ КС-86 являлась модернизированной по проекту 675Н (ПЛ - носителем подводных пловцов).

25 ЯНВАРЯ 1963 г. подводная лодка К-22 (ПЛАРК пр. 675) была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 6 сентября 1965 г. лодка вошла в состав Северного флота. В марте 1967 года она уходила в дальний поход в составе Экваториальной экспедиции особого назначения. 25 октября 1967 года Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков передал на вечное хранение экипажу этого подводного ракетоносца гвардейский Военно-морской флаг с подлодки Д-3 ("Красногвардеец"). Глубоко символичен тот факт, что гвардейские знаки и ленточки всему личному составу экипажа вручил на торжественном собрании прославленный подводник-североморец Герой Советского Союза контр-адмирал И.А. Колышкин. Соответственно, К-22 было присвоено почетное наименование "Красногвардеец". В связи с 50-летием Великого Октября награждена Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР.

"Разбор маневров". Справа начальник политотдела 5-й эскадры контр-адмирал П.Р. Дубягин. Спиной стоит комэск контр-адмирал В.И. Акимов. Слева — улыбающийся в состоянии прострации "герой"-подводник.

Небольшое, но интересное и нужное отступление

21 МАРТА 1942 года подводная лодка Щ-421 Северного флота вышла в свой шестой боевой поход. Ей было поручено обеспечивать фланговое охранение шедшего в Мурманск союзного конвоя PQ-13, а затем действовать на коммуникациях противника. В этом походе лодкой командовал капитан-лейтенант Ф.А. Видяев. На лодке также находился командир дивизиона капитан 2 ранга И.А. Колышкин. 28 марта, патрулируя в районе Порсангер-фьорда, лодка обнаружила конвой противника, состоящий из большого, вместимостью около 7000 брутто-регистровых тонн, транспорта в охранении двух сторожевых кораблей. Щ-421 атаковала транспорт двумя торпедами, на лодке слышали взрыв, но, уклоняясь от атак кораблей охранения, Видяев результата не видел. За два с половиной часа вражеские сторожевики сбросили на лодку 44 глубинные бомбы. Постоянно маневрируя, лодка оторвалась от противника и осталась на позиции.

4 АПРЕЛЯ на лодку поступила радиограмма из штаба флота о награждении Щ-421 орденом Красного Знамени. Все ждали возвращения домой, но в 20 часов 58 минут 8 апреля, на двадцатые сутки крейсерства, когда лодка в подводном положении шла на подзарядку батарей, под кормой раздался взрыв антенной мины. Экипаж спас лодку от гибели, и ей удалось всплыть в 5 милях от вражеского берега, однако взрыв полностью лишил ее хода. Ветром и приливным течением лодку начало сносить на прибрежные камни. Послав на базу радиограмму о своем положении, подводники по предложению капитан-лейтенанта A.M. Каутского сшили из чехлов дизелей парус и подняли его на перископе. Почти 13 часов подгоняемая благоприятным ветром лодка под парусом медленно удалялась от вражеского берега.

9 апреля в 10 часов 50 минут к месту аварии пришла подводная лодка К-22, ставшая гвардейской в одном приказе с награждением Щ-421. Из-за сильного ветра и большой волны буксировать Щ-421 не удалось. Когда над лодками появился вражеский самолет, спасательные работы пришлось прекратить, а экипаж Щ-421 перевести на К-22. После этого командир К-22 капитан 2 ранга В.Н. Котельников потопил аварийную лодку торпедой. На следующий день К-22 благополучно вернулась на базу в Полярный.

Щ-421 стала единственной за всю войну подводной лодкой Северного флота, погибшей без человеческих жертв. Ф.А. Видяев 10 июня 1942 года был назначен командиром Щ-422. На ней он совершил 6 боевых походов. В июле 1943 года Щ-422 на базу не вернулась… В честь командира этой подлодки его именем была названа плавбаза подводных лодок, решавшая боевые задачи в том числе в Средиземном море и являвшаяся флагманским кораблем 5-й эскадры.

Боевая тревога у острова Крит

28 АВГУСТА 1976 г. на флагманский корабль Средиземноморской эскадры пришло тревожное радио: произошла авария нашей подводной лодки.

Командир эскадры, "подводник от Бога" контр-адмирал Владимир Ильич Акимов, оторвавшись от просмотра кинофильма, сразу же объявил "боевую тревогу". Корабли экстренно снялись с якоря и направились в точку нахождения аварийного атомохода - благо, было недалеко…

В ЭТОТ ДЕНЬ советская гвардейская атомная подводная лодка К-22 ("Красногвардеец") выполняла боевую задачу в Средиземном море у острова Крит. Подводный корабль находился в 150 милях юго-западнее острова. При всплытии (очевидно, на сеанс связи), в 16 часов 28 минут, командир К-22 обнаружил в перископ фрегат ВМС США "Моинестер" (FF-1097) типа "Нокс", находившийся на кормовых курсовых углах. Командир безрасчетно, "на глаз" определил пеленг (П -183О) и дистанцию (40-50 кабельтовых) до цели (фактически пеленг - 192О, дистанция - 20 кабельтовых). Вместо уклонения от американского противолодочника командир решил в учебных целях поддерживать с ним контакт. Глубина моря в районе маневрирования составляла 2900 метров, волнение моря - 1-2 балла, сила ветра (280О) - 3 м/сек, видимость полная дневная.

В 16 часов 36 минут лодка, погрузившись на глубину 140 метров, повернула на курс 110О и на скорости 17 узлов стала приводить американский фрегат на носовые курсовые углы.

Между тем командир атомохода, посчитав себя обнаруженным, используя переменные хода, стал выполнять маневр отрыва. Своими неграмотными действиями он создавал неблагоприятные условия для работы своей гидроакустики и, получая отрывочные данные по целям, не имел ясного представления о надводной обстановке. Маневрируя рядом с фрегатом "Моинестер", он недопустимо сблизился с ним на дистанцию около 17,5 кабельтовых (курс -50О). В этих условиях командир трижды (в 16 часов 50 минут, в 17 часов 38 минут и в 17 часов 53 минуты) подвсплывал под перископ. Однако, как оказалось, находившийся рядом второй американский фрегат "Водж" визуально так и не обнаружил.

Отметим особо: командир атомохода дал устное приказание не вести вахтенный журнал, не объявил "тревогу", не привлек, в том числе к расчетам элементов движения цели, ни старшего помощника, ни штурмана, ни боевой информационный пост. В свой замысел и дальнейшие планы он никого не посвятил. Он постоянно допускал ошибки в определении дистанции и неоднократно сближался на большой скорости в слое скачка (до 3-5 кабельтовых) с фрегатом "Моинестер".

В 17 часов 53 минуты командир справа от себя обнаружил фрегат (по пеленгу 62О на дистанции 7 кабельтовых) и, резко отвернув влево, начал маневрировать зигзагом. Атомоход шел генеральным курсом 320О, подвсплывая на глубину 4-5 метров, при этом рубка лодки появлялась над поверхностью воды. Из-за маневра и сильной вибрации наблюдение в перископ было затруднено и потому командир несколько раз терял фрегат из вида. Окончательно он его потерял в 18 часов 15 минут. Однако через десять минут командир неожиданно обнаружил в непосредственной близости второй американский фрегат ("Водж"). В 18 часов 25 минут он дал команду: "Срочное погружение! Перископ - вниз!" Эта мера запоздала, и атомоход на 18-узловой скорости через минуту ударил "американца" в левый борт под корму в районе вертолетного ангара.

Справка

Фрегат ВМФ США "Водж" (FF-1047) типа "Гарсия" (всего в 60-е годы было построено 11 единиц).

Водоизмещение: 2624 т/3403 т.

Главные размерения:

длина - 126,3 м; ширина -13,4 м; осадка - 7,3 м.

Вооружение:

1х8 - ПЛУР "Асрок",

2х1 - 127-мм универсальное орудие.

2х1 - 480-мм ТА; 2х3 - 324-мм ТА ПЛО.

Скорость: 27 узлов.

Экипаж: 241 чел.

Входил в ВМС США в 1966-1989 гг. В 2001 г. продан на слом.

Угробленный "Аргумент" и... повышение по службе

УДАР БЫЛ ДВОЙНЫМ - сначала носовой частью ПЛ, а затем ограждением рубки. С палубы фрегата за борт вылетело несколько человек, которых потом подобрали вертолеты. Удар был настолько сильным, что корабль потерял ход и был отбуксирован в порт Ханья (остров Крит), а затем на ремонтную базу в Тулон (не мудрено - единственный гребной винт фрегата раскололся, как грецкий орех). Ремонт у французов обошелся американцам в 600 тыс. долларов.

Нашей лодке тоже досталось. Советский атомоход получил повреждения легкого корпуса в носовой части, были повреждены выдвижные устройства, ракетный контейнер № 1, разбиты антенны гидроакустического комплекса "Керчь", радиолокационная станция управления ракетным оружием "Аргумент", смяты ограждение рубки и правый горизонтальный руль. При этом русским подводникам достался "боевой трофей" - часть гребного винта американского фрегата, торчащая в рубке. Имело место поступление забортной воды в прочный корпус через внутреннюю полость подъемно-мачтового устройства "Аргумента" в количестве 2-3 т/час.

Лодка, естественно, была вынуждена всплыть, что для атомохода на боевой службе недопустимо.

Брезентовый камуфляж, прикрывший повреждения нашего атомохода.

Прибывшие на К-22 для разбора "маневров" командир эскадры, особист и начальник политического отдела обнаружили, мягко говоря, много странного в поведении командира, который находился в состоянии психологической прострации. Выяснилось: старпом пытался вмешаться в неадекватные действия "гвардейского" командира, но сделать это не удалось. Очевидно, командир в это время находился "подшофе" и в чужих аргументах не нуждался, угробив общий лодочный "Аргумент"…

ПОКИНУВ РАЙОН аварии своим ходом в сопровождении советских кораблей, лодка встала в "косметический ремонт" в точке якорной стоянки у острова Китира (Греция). После этого небоеспособный корабль, наспех залатанный и подкрашенный, был досрочно возвращен на базу для капитального ремонта в Северодвинске, где он пробыл несколько месяцев.

Самое интересное заключалось в том, что "делу" не был дан ход - в Москве командиру почему-то очень сильно благоволили. В результате за все эти "маневры" он был всего лишь переведен на берег на должность… заместителя начальника штаба флотилии в Гремихе. Наверное, обучать боевому мастерству и тактике современного боя молодых командиров…

Сама К-22, которой впоследствии был присвоен тактический номер Б-22, в 1994 году была исключена из боевого состава ВМФ и хранилась у причала отстоя в Губе Ара. За свою служебную биографию лодка прошла 223108 миль за 26834 ходовых часа.

Повреждения в спешном порядке были заделаны листами железа. В таком виде потерявший боеспособность ракетоносец ушел на Северный флот.

Командиру американского фрегата повезло меньше - он был снят с должности за "пассивность". То есть, наблюдая странные маневры советской субмарины, обескураженный, он, бедолага, не предпринял никаких действий для уклонения и недопущения столкновения. За что и поплатился. В принципе, для его фрегата и членов экипажа дело могло закончиться гораздо хуже. Впрочем, как и для нашей субмарины…

Разумеется, о произошедшем активно писала западная пресса - некоторые экземпляры газет с объемными статьями и красноречивыми фотографиями были переданы нашими дипломатами командованию Средиземноморской эскадры во время заходов советских кораблей с визитами в иностранные порты.

Подобного рода происшествия, к сожалению, не были единичными. К примеру, 19 сентября 1984 года АПЛ К-53 Северного флота при форсировании Гибралтара столкнулась с транспортом "Братство" Черноморского пароходства. Судно, везшее канадскую пшеницу, чудом не утонуло. Испанские спасатели отбуксировали его к своему берегу. После разгрузки "Братство" было продано на слом. Наш атомоход в сопровождении СКР "Разительный" был возвращен на Север.

Нечто подобное происходило и с надводными кораблями. Так, 3 августа 1983 г. кипрский сухогруз "Атлас-III", вышедший из Лимасола, протаранил стоявшую на якоре группу кораблей (СКР "Разительный", МТЩ "Рулевой" и МРЗК "Курс"). Пострадали сторожевик и тральщик. Слава Богу, обошлось без жертв…

В начале 1920-х годов штабом Красного флота было сформулировано задание на проектирование эскадренной подводной лодки. Новая ПЛ должна была иметь мощное артиллерийское вооружение и нести службу вдали от баз как автономно так и взаимодействуя с эскадрой. Последнее считалось важной составляющей успеха боевых действий, а эскадренным подводным лодкам при этом предстояло наносить удар первыми. В технических требованиях помимо прочего значилось: надводная скорость минимум 22 узла; четыре кормовых и шесть носовых торпедных аппарата с двойным запасом торпед; артиллерийское вооружение калибра 100 мм.; дальность плавания около 15000 миль. Такие подводные крейсеры в первую очередь предназначались для Тихоокеанского и Северного флотов.

В 1926 году приступили к реализации проекта подводного крейсера. Первой стала подлодка типа «Д» - «Декабрист». Однако данный проект принят не был в связи малой надводной скоростью хода - 15 узлов. Следующим проектом подводных крейсеров в данной классе стали ПЛ типа «П» серии IV – «Правда». Надводную скорость удалось довести до 20 узлов, но увеличилось время погружения, и ухудшилась подводная маневренность.

«Декабрист» в Беломорканале. Переход на Северный флот, 1933 год

Подводная лодка «П-3» в Ленинграде. 1940 год

Концепция крейсерской лодки была окончательно сформирована в 1930-1932 годах. По оперативно-тактическому заданию, представленному в 1934 году новая подводная лодка должна была:
- атаковать силы десанта и боевые корабли противника при действиях в одиночку, группой или совместно с надводными кораблями;
- действовать в отдаленных районах на коммуникациях;
- нести позиционную и разведывательную службу;
- проводить диверсионные операции;
- быть способной атаковать торпедным и выставлять минные заграждения.

Для выполнения данных операций предусматривалось сильное артиллерийское вооружение (2 пушки калибра 102 мм), 8 торпедных аппаратов, дальность плавания 12000 миль и автономность 45 суток при надводной скорости до 12 узлов.

В 1935 году Рудницкий М.А., начальник отдела подводного кораблестроения НИВК, предложил свой вариант данной подводной лодки «КР» («Крейсер Рудницкого»). В своих разработках Рудницкий опираясь на опыт создания ПЛ «Правда» с учетом перспективы разработки новых мощных и легких дизельных двигателей завода «Русский дизель». 15 апреля 1935 года предложенный проект был одобрен СТО и его включили в программу 1936 года.

25 января 1936 года утвердили эскизный проект «крейсерской эскадренной подводной лодки» «КЭ-9» серии XIV (в дальнейшем подводная лодка получила обозначение «К» - крейсерская, и прозвище «Катюша»). Главным конструктором подводных лодок данного типа назначили Рудницкого М.А. Технический проект под его руководством был разработан в ЦКБС-2 (позднее ЦКБ-18). В разработке проекта принимали участие инженеры-конструкторы Быков Н.М., Горячев П.Г., Новожилов В.В., Сегаль В.Ф. и др. Чтобы выбрать наиболее рациональные форму и размеры корпуса, в опытном бассейне испытали более 20 моделей подводного крейсера.

Первоначальным ТТЗ предусматривалось наличие на крейсерской подводной лодке самолета. Считалось, что это усилит самооборону подлодки и расширит район наблюдения за судами противника. Такой самолет 1934 году построил Четвериков И.В. под шифром СПЛ (специальный лодочный). СПЛ – свободонесущий моноплан со 100-сильным мотором. Консольные части стабилизатора и крылья с поплавками – складные. В сложенном состоянии самолет вписывался в ангар-цилиндр длиной 7450 мм и диаметром 2500 мм. Однако в дальнейшем от использования самолета отказались.

27 декабря 1936 года на ленинградских заводах – Адмиралтейском, Балтийском, «Судомех» – были заложены первые 3 подводные лодки типа «К». М.А.Рудницкий был назначен и главным строителем на заводе №194 Адмиралтейском.

Первоначально в соответствии с утвержденной 26 июня 1936 года СНК СССР 10-летней кораблестроительной программой, предполагалось построить 62 «катюши»: 6 для Балтийского Флота, 4 для Черноморского, 17 для Северной военной флотилии и 35 для Тихоокеанского. Однако в реальности заложили 12 субмарин - 6 для ТОФ и по 3 для КБФ и СФ.

На ранней стадии строительства возникли значительные проблемы. При составлении весовой нагрузки выяснилось, что центр тяжести дизельных двигателей (каждый 130 т) в действительности размещается на метр выше. Метацентрическая высота становилась значительно меньше спецификационной. По ряду разделов выявили строительную перегрузку. Все это результат спешки, при которой закладка подводных лодок фактически совпала с утверждением тех. проекта.

Чтобы спасти уже частично построенных корабли уменьшили толщину обшивки надстройки и ограждения рубки, сняли щиты пушек и облегчили ряд конструкций в верхней части лодки. Чтобы компенсировать перегрузки пришлось уменьшить толщину легкого корпуса. Метацентрическая высота осталась на уровне 300 мм, но сильные и продолжительные крены сохранялись.

В 1937 году опасались, что проект может оказаться менее удачным, чем тип «П». В связи с этим дальнейшие закладки приостановили до завершения испытаний головных судов.

Первоначально Адмиралтейский завод должен был сдать три первые единицы в конец 1938 года, пять следующих – в 1939 году и оставшихся – до конца 1940 года. Однако сроки в связи с затягиванием изготовления «начинки» для подлодок, в первую очередь силовой установки, были сорваны.

При изготовлении прочного корпуса подводных крейсеров использовали традиционный метод клепки, хотя руководство заводов, имея подготовленные кадры сварщиков и опыт сварочных работ, предлагало выполнить их цельносварными. Это предложение в УВМС не утвердили, мотивируя сложностью переработки чертежей и возможностью срыва сроков сдачи. Однако подлодках типа «К» сварными был выполнен легкий корпус, надстройка и фундаменты под вспомогательные и главные механизмы. Сочетание сварной и клепаной конструкций потребовало от тех. бюро заводов тщательно проработать узлы и детали.

Во время испытаний головных кораблей удалось развить заданную скорость хода. Вскрылись и ошибки, допущенные на стадии проектирования, однако их последствия выглядели не столь значительными. Сюрпризом не стали посредственные мореходные качества подлодок. Острые обводы носовой части подводных крейсеров прорезали волну, что не позволяло подлодке типа «К» реализовать свою надводную скорость при волнении выше 3-4 баллов. Кроме того через открытый рубочный люк в центральный пост попадали обильные порции воды. Несмотря на выявленные недостатки, комиссия посчитала, что указанные недостатки будут устранены при помощи новой «широкой» конструкции носовой части, которой в 1940 году оснастили «К-3» вышедшую на испытания.

Подводная лодка «К-3» до войны на Балтике

В связи с отсутствием мин провести испытания минного устройства смогли лишь в декабре 1940 – январе 1941 года. При этом использовались мины, собранными во флотских мастерских поштучно. Устройство, несмотря на замечания, приняли на вооружение, но с оговоркой, что в июне-сентябре 1941 года будут проведены контрольные испытания с использованием серийно изготовленных мин. Данные планы были сорваны, чем частично объясняются многочисленные выявленные в годы войны проблемы с устройством.

Считая, что все «детские болезни» со временем удастся устранить, приемная комиссия оценила «катюши» в целом очень высоко.

К началу войны заводами №189 и №194 были сданы подводные лодки «К-1», «К-2», «К-3», «К-21», «К-22» и «К-23», вошедшие в состав Северного флота. В 1942-1943 годах на Балтике в строй вступили подлодки «К-51», «К-52», «К-53», «К-56», принявшие в конце 1944 – начале 1945 годов участие в боевых действиях на данном театре. 25 декабря 1944 года в строй вступила «К-55», однако в боях она участия не приняла. Недостроенная «К-54» после окончания войны была разобрана на металл. Стоимость постройки головного корабля равнялась 23 млн., в серии ее снизили до 18 млн. рублей.

Конструкция подводной лодки – двухкорпусная. Прочный корпус имел цилиндроконическую форму диаметром 5,7 м. Сборка осуществлялась при помощи клепки. Использовались стальные конструкции толщиной 18 – 22 мм. Прочная рубка подводной лодки размещалась над отсеком №3 и представляла собой горизонтальный цилиндр (диаметр 2,3 м) со сферическими концевыми переборками. В ней был размещен главный командный пункт. Также она могла использоваться в качестве шлюзовой камеры. Переборки между отсеками 1-2, 2-3, 5-6 сферические. Переборка между отсеками 3-4 плоская. Все эти переборки были рассчитаны на давление 10 кгс/см2. Переборки между отсеками 4-5, 6-7 плоские, но рассчитаны на давление 2 кгс/см2. Концевые переборки - литые, сферические. При изготовлении легкого корпуса лодки использовались 6-мм стальные листы соединенные сваркой.

Корпус подводных лодок типа «К» разделялся на семь отсеков в которых находились:
1. Носовой торпедный отсек, служащий для размещения 6 торпедных аппаратов, 10 запасных торпед на стеллажах, жилое помещение матросов;
2. Аккумуляторный, жилые помещения офицерского состава, кают-компания;
3. Центральный пост;
4. Аккумуляторный, кают-компания старшин, кубрик;
5. Главных дизельных моторов;
6. Вспомогательный дизель, главные электромоторы, жилое помещение матросов;
7. Кормовой торпедный отсек (2 торпедных аппарата размещенных горизонтально), жилое помещение матросов.
Отсеки №№ 1, 3, 6 и 7, представляли собой отсеки-убежища, которые были оборудованы постами аварийного продувания главного балласта.

На субмарине имелось 14 балластных цистерн. №№ 3, 4, 7, 8 и 9 служили для хранения топлива. Общий максимальный запас топлива составлял 243 т. Цистерна №14 размещалась внутри прочного корпуса под центральным постом и являлась минно-балластной (на подлодках «К-51»-«К-56» данную цистерну переоборудовали в топливную). Управление кингстонами и клапанами вентиляции осуществлялось при помощи пневматических приводов дистанционно. Цистерны №№ 2, 12, 13 оборудовались шпигатами вместо кингстонов. Крышки люков открывались электроприводами.

Одна из балтийских «катюш» у моста лейтенанта Шмидта. Ленинград, сентябрь 1941 г.

Подлодки типа «К» оснащались двумя главными дизельными двигателями надводного хода типа 9ДКР (мощность каждого 4200 л. с. при 400 об/мин, разработаны ленинградским заводом «Русский дизель»), вспомогательным дизель-генератором (дизель 38К8 и генератор ПГ84/42) и двумя электродвигателями типа ПГ11 (мощность каждого 1200 л. с. при 235 об/мин). Аккумуляторные батареи типа «С» были разделены на 4 группы (соединение между собой параллельное) по 60 элементов, размещавшихся в трюмах отсеков №№ 2 и 4.

Носовые горизонтальные рули – складывающиеся. Горизонтальные рули в сложенном состоянии размещались вдоль борта надстройки. Отливные средства состояли из одного центробежного насоса М-125 и трех трюмных поршневых насоса ТП-18 (один - дифферентовочный). Для пополнения запасов сжатого воздуха служили два компрессора высокого давления (производительность каждого 15 л/мин). Имелся стабилизатор глубины без хода. Для провизионных цистерн впервые в отечественном подводном судостроении применили рефрижераторную фреоновую установку. Для пополнения питьевой воды имелось два элетроопреснителя (производительность каждого 40 л/ч).

Как уже говорилось ранее, скорость подводных лодок типа «К» во многом зависела от состояния моря. По данным ГМШ, 20 узлов достигалось при волнении менее 3 баллов, при 4 баллах она составляла уже 18 узлов, при 5 – 11 уз., при 6 – 9 уз., при 7 баллах – 6 уз. При волнении более 8 баллов движение против волны под главными дизелями становилось невозможным, и необходимо было переключаться на вспомогательный дизель, обеспечивающий скорость не более 4 уз. Кроме того наблюдались значительные крены – до 35 градусов при волнении 7 баллов и до 55 в условиях шторма.

Подводные крейсеры «К» оснащались двумя перископами большой светосилы, также приспособленные для ведения фотосъемки. Оптическая длина составляла 8,5 м, ход – 4 м. Радиостанции подлодки были способны обеспечить устойчивую радиосвязь даже на дальних дистанциях. Основным средством получения от базы информации служил длинноволновый приемник «Дозор», передатчиком – коротковолновый «Скат». Передатчик «Окунь» фактически являлся резервным.

Экипаж подводной лодки тип «К» состоял из 10 офицеров, 20 старшин и 37 рядовых. На подводных крейсерах серии XIV были обеспечены лучшие условия обитаемости: для офицеров были оборудованы каюты, каждый старшина и рядовой имели отдельную койку. Старшины получили свою кают-компанию. Впервые на советских подлодках появились душевые и электрокамбуз.

Крейсерско-эскадренные лодки серии XIV имели мощное торпедное, артиллерийское и минное вооружение.

Главным оружием подводной лодки «Катюша», как и других подлодок, были торпеды. Всего на субмарине имелось шесть торпедных аппаратов в носовой части располагавшихся по три в два ряда и два в кормовой. Еще два кормовых торпедных аппарата располагались в надстройке, хотя большинство механизмов управления находилась внутри. Все стальные трубчатые, пневматические торпедные аппараты имели калибр 533,4 мм и обеспечивали запуск торпед с глубины менее 15 м. Лодки оснащались электрическими «автоматическими коробками торпедной стрельбы», позволявшими осуществлять пуск из боевой рубки с интервалом 2 секунд, однако из-за ненадежности их практически не использовали. В 1944 году создали счетно-решающий прибор ТАС-Л, позволявший определять курс и скорость цели для расчета параметров стрельбы. Однако значительные габариты не позволяли устанавливать прибор в лодке без снятия прочной рубки. В связи с этим ТАС-Л был установлен в конце 1944 года лишь на К-21.

Штатный боекомплект лодки - 24 торпеды. В первом отсеке на стеллажах хранились 10 запасных торпед, под нижними торпедными аппаратами 4 могли в пеналах, однако на практике их никогда не загружали, таким образом, боекомплект составлял 20 торпед. Кроме того, в холодное время года вода в торпедных аппаратах в надстройке замерзала, поэтому в Северном и Балтийском флотах зимой эти аппараты не заряжались. Время перезарядки носовых аппаратов – 50 минут, время приемки торпед – 5 часов. В годы ВОВ на подлодках типа «К» применялись торпеды 53-38, 53-38У и 53-39.

Артиллерийское вооружение подводных лодок «Катюша»: два орудия Б-24ПЛ калибра 100 мм образца 1938 года и два полуавтоматических орудия 21-К калибра 45 мм образца 1933 года. Боезапас каждого 100-мм орудия составлял 200 патронов (по некоторым данным данные орудия являлись модернизированными и их боезапас составлял по 400 выстрелов). Боезапас 45-мм орудий - по 600 выстрелов, углом возвышения до 85 градусов. Часть патронов хранилась в ограждении рубки в специальных герметичных кранцах. 100-мм орудия устанавливались на поворотных площадках, имевших фальшборт с трех сторон. Чтобы увеличить углы обстрела кормовой 21-К в бортах выполнили откидные панели, которые в ходе войны заменили постоянными вырезами с фальшбортами. Зенитное вооружение усиливалось двумя выносными пулеметами «Максим» калибра 7,62 мм.

В отличие от минного заградителя «Ленинец» на подлодках серии XIV постановщик и мины «ЭП-36» были расположены в специальной минно-балластной цистерне, а не в кормовых трубах. Устройство минно-балластной цистерны позволяло проникать в нее изнутри прочного корпуса через люк. Само минное устройство прошло испытания на подлодке «Форель». При постановке мины перемещались электролебедкой по рельсам и сбрасыванием под корпус через два люка, выполненных в легкой обшивке цистерны. Рукоятку рычага вывели на пост управления сбрасывания мин.

Подводная лодка «К-3» стала единственной из всей серии которую оснастили пневматическими сетепрорезателями «Краб-3». Всего было установлено восемь устройств: 4 в форштевне, 2 в диаметральной плоскости на верхней палубе и 2 на горизонтальных рулях. Работа сетепрорезателей не вызывала нареканий, однако в боевых условиях применения не нашли.

Поскольку еще на ранних стадиях проектирования были выявлены некоторые недостатки «Катюш» предпринималось несколько попыток развить и модернизировать проект. Первая попытка развития подводных лодок типа «К» была предпринята в 1937 году. Под руководством Б. А. Малинина в ЦКБ-18 начались работы над серией XIV-бис - проектом 41а или тип «КЭ». От базового проекта он отличался установкой создававшихся в то время дизельных двигателей мощностью 6000 л.с. каждый и возврат к размещению ангара с гидросамолетом СПЛ. В качестве одной из причин официального отказа назывались недопустимость снижения подводной скорости и увеличения водоизмещения.

В январе 1940 г. по распоряжению Кузнецова Н.Г., нового наркома ВМФ СССР, вернулись к разработке улучшенного проекта получившего обозначение «КУ» или «Крейсерская улучшенная». Работы поручили ЦКБ-18 под руководством Дерибина З.А. Основные изменения «КУ»: введение цельносварного корпуса и установка двигателей 10ДКР (мощность каждого 6000 л.с.). При этом, подводное водоизмещение должно было вырасти на 80 тонн, а надводное на 50-60 тонн. Надводная скорость должна была увеличиться до 24 узлов, а автономность до 60 суток. Эскизный проект «КУ» планировалось завершить в 1941 , а тех. проект - в 1942 году. Закладка первых двух лодок по новому проекту также планировалась на 1942 год. Однако данные планы оказались сорваны начавшейся ВОВ и дальнейшего развития подводные лодки тип «К» не получили.

Ни одна из подлодок «Катюша» не принимала участие в Советско-финской войне, даже несмотря на то что К-1 и К-2 были введены в ходе нее. Подводные лодки тип «К» серия XIV проходили службу на Северном и Балтийском флотах.

Северный флот
За годы войны «Катюшами» Северного флота было выставлено 399 мин, и выполнили 26 торпедных атак, во время которых было запущено 89 торпед.

К-1
Заложена 27 декабря 1936 года. Спуск на воду 28 апреля 1938 года. Строительство завершено 16 декабря 1939 года. Совершила переход в Северный флот из Ленинграда в июне - августе 1940 года. На минах поставленных субмариной подорвались транспорты «Ингвар Нильсен», «Конг Нирг», «Роберт Борнхофен», «Курцзее» суммарным тоннажем 12000 брт, сторожевые корабли «Убир» и «Черускер», получил повреждения танкер "Конгсдаль" (9959 брт). В сентябре 1943 года пропала без вести.

К-2
Заложена 27 декабря 1936 года. Спуск на воду 28 апреля 1938 года. Строительство завершено 16 декабря 1939 года. Совершила переход в Северный флот из Ленинграда в июне - августе 1940 года. 10 сентября 1941 г. у острова Вардё произвела постановку мин на которых подорвался транспорт «Акка» (2646 брт). Во время своего одного их боевых походов уничтожила транспорт артиллерийским огнем и по возвращению отсалютовала артиллерийским залпом, что стало традицией на Северном флоте. В сентябре 1942 пропала без вести.

К-3
Заложена 27 декабря 1936 года. Спуск на воду 31 июля 1938 года. Строительство завершено 27 ноября 1940 года. 3 декабря 1941 г. в проливе Бустансунд К-3 атаковала транспорт «Альткирх» (4713 брт) и три корабля ПЛО. В результате торпедной атаки был поврежден транспорт. Однако противник обнаружил субмарину и начал ожесточенное бомбометание. Погружаясь подлодка ударилась о подводную скалу. Разрывы глубинных бомб повредили междубортные цистерны. Поднимавшееся на поверхность топливо демаскировало субмарину, поэтому командир дивизиона капитан 2 ранга Гаджиев М.И. решил всплывать и навязать артиллерийский бой. В результате корабль ПЛО «Фёрер» («UJ-1708»), «Мекленбург» («UJ-1403») получил серьезные повреждения. «UJ-1416» вышел из боя и скрылся. В марте 1943 года пропала без вести.

К-21
Заложена 10 декабря 1937 года. Спуск на воду 16 августа 1939 года. Строительство завершено 30 ноября 1940 года. 5 июля 1942 года подлодка К-21 атаковала немецкую эскадру. В результате атаки кормовыми торпедами линкор «Тирпиц» получил повреждения, а один эсминец сопровождения потоплен. В октябре 1942 г. подводный крейсер К-21 наградили орденом Красного Знамени. От подрыва на минах, поставленных подводной лодкой противник потерял транспорт «Бессхайм» (1174 брт) и корабль ПЛО «UJ-1110». Транспорт «Ригель» (3828 брт) получил повреждения. Весной 1944 года стала на капремонт, завершившийся после войны. 11 сентября 1954 года снята с вооружения. В 1983 году была отремонтирована и установлена в Североморске в качестве мемориала.

К-22
Заложена 5 января 1938 года. Спуск на воду 4 ноября 1938 года. Строительство завершено 15 июля 1940 года. Осенью 1941 года К-22 вышла в боевой поход, в котором потопила бот, транспорт и нефтеналивную баржу. В том же походе были уничтожены еще один сторожевой корабль и два транспорта. В декабре 1941 года ставила в надводном положении в проливе Рольвсесунд минные банки (здесь погиб транспорт «Штейнбек» 2185 брт). Затем было уничтожено артиллерией судно «Вейдинген» (200 брт). 19 января 1942 г. Торпедным залпом был поврежден транспорт "Мимона" (1147 брт). Сторожевой корабль был уничтожен при помощи артиллерии. Находясь под обстрелом противника подлодка К-22 смогла уничтожить пароход "Вааланд" (106 брт), после чего ушла в открытое море. Подводная лодка К-22 стала гвардейской. В феврале 1943 года пропала без вести.








Подводная лодка «К-22»

К-23
Заложена 5 февраля 1938 года. Спуск на воду 28 апреля 1939 года. Строительство завершено 25 сентября 1940 года. На минах субмарины погибли транспорты «Асунцион» (4626 брт), «Бирк» (3664 брт), «Флотбек» (1930 брт) и судно-ловушка «Альтенланд». 12 мая 1942 года потоплена глубинными бомбами.

Подводная лодка «К-23»

Балтийский флот
За годы войны балтийские подлодки тип «К» выполнили 36 торпедных атак, во время которых выпустили 94 торпеды.

К-51
Заложена 28 февраля 1938 года. Спуск на воду 30 июля 1939 года. Строительство завершено 17 ноября 1943 года. Первый боевой поход в район Кольберга состоялся 23 ноября 1944 г. 28 января 1945 г у маяка Рюгенвальде был потоплен датский угольщик «Виборг» (2028 брт). 29 декабря 1955 года снята с вооружения.







Подводная лодка «К-51»

К-52
Заложена 28 февраля 1938 года. Спуск на воду 5 июля 1939 года. Строительство завершено 11 октября 1942 года. Была награждена орденом Красного Знамени. 29 декабря 1955 года снята с вооружения.

К-53
Заложена 30 мая 1938 года. Спуск на воду 1 сентября 1939 года. Строительство завершено 31 июля 1943 года. 11 сентября 1954 года снята с вооружения.

К-54
Заложена 30 апреля 1937 года. Спуск на воду 3 марта 1941 года. Не достроена, пущена на слом.

К-55
Заложена 29 апреля 1937 года. Спуск на воду 7 февраля 1941 года. Строительство завершено 25 декабря 1944 года. 11 сентября 1954 года снята с вооружения.

К-56
Заложена 17 октября 1937 года. Спуск на воду 29 декабря 1940 года. Строительство завершено 29 октября 1942 года 10 октября 1957 года затонула при ядерных испытаниях.


Подлодка «К-56»

В общей сложности на счету подводных лодок типа «К» XIV серии насчитывалось 37 потопленных судов (общее водоизмещение 82597 брт) и 20 вспомогательных и боевых кораблей, повреждены были 4 боевых корабля и 8 судов (35126 брт) противника.
Подлодки данного типа уничтожили:
- торпедами 4 вспомогательных судна, 5 боевых кораблей и 16 транспортов (43195 брт);
- на минах погибли 5 боевых кораблей и 12 судов (33997 брт);
- потоплены артиллерией 3 вспомогательных судна, 3 боевых корабля и 9 транспортов (5405 брт).

После войны в составе советского ВМФ остались 6 подлодок типа «К», которые в 1948 году собрали в составе Северного флота. В 1949 году их переклассифицировали в большие подлодки и К-21, -51, -52, -53, -55 и -56 получили индексы Б-4 - Б-9, соответственно. Значительная модернизация этих субмарин не проводилась, поскольку к тому времени на вооружение начали поступать большие подлодки проекта 611, которые имели более высокие характеристики. В 1954-1956 годах подлодки типа «К» сняли с вооружения. Б-9 (К-56) перевели в разряд опытовых. Остальные пять переоборудовали в плавучие зарядные станции, а в 1956-1958 годах - в учебно-тренировочные.

Технические характеристики:
Водоизмещение:
надводное – 1710 тонн;
подводное – 2200 тонн;
Длина – 97 м;
Ширина – 7,8 м;
Осадка – 4,04 м;
Запас плавучести – 41,4%;
Скорость хода
подводная – 10 узлов;
надводная – 22 узла;
Силовая установка:
2 дизеля 9ДКР51/55 мощностью 1200 л. с. каждый;
дизель-генератор 38К8 номинальной мощностью – 800 л.с.;
2 электродвигателя ПГ11 мощностью 1200 л.с. каждый;
аккумуляторная батарея тип «С», 240 элементов, 4 группы;
Дальность надводного плавания – 15000 миль;
Максимальная глубина погружения – 100 м;
Рабочая глубина погружения – 80 м;
Автономность – 50 суток.

Вооружение:
10 торпедных аппаратов (6 носовых, 2 кормовых, 2 в надстройке, боезапас 24 торпеды);
2 орудия Б-24ПЛ калибра 100 мм (боезапас 400 снарядов);
2 орудия 21-К калибра 45 мм (боезапас 1100 снарядов);
минное устройство МБЦ (боезапас 20 мин);
Экипаж – 67 человек.

Подготовлено по материалам:
http://army.lv
http://korabley.net
http://www.deepstorm.ru
http://www.navy.su
http://book.uraic.ru

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...

© Справочники. Учебная литература EVGENPOL.RU, 2024

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.