Подготовка космонавтов к полету. Карусель для героев

Прежде чем начать рассказ о том, как в Советском Союзе проводилась подготовка первых космонавтов, хочется ещё раз подчеркнуть уникальность и чрезвычайную сложность поставленной тогда задачи - подготовить человека к первому в истории полету в космос. Возникающие при этом проблемы были настолько малоизученными и неразработанными, что нетрудно себе представить, сколько возникало дискуссий и споров среди специалистов, которым предстояло разработать методику отбора и подготовки первых советских космонавтов. Да и сама космонавтика тогда делала ещё только первые свои шаги.
Отыскивая наиболее оптимальные решения, иной раз и не самые лучшие (но вполне пригодные на данном изначальном этапе), приходилось продвигаться «сквозь» различные точки зрения «других» и в то же время стараться сдерживать свои «страсти», поскольку этого требовал действующий тогда жесткий регламент, требующий скорейшего перехода от слов к делу. И причем всех чрезвычайно волновала ответственность принятия решений, адресованных не к безмолвным автоматам, а к живым людям, энтузиастам своего дела, остро заинтересованным в предстоящем их «космическом будущем».
И когда к лету 1959 г. пришлось развернуть практические действия по отбору и подготовке космонавтов, потребовали оперативного решения самые различные вопросы, являющиеся принципиально новыми для истории человечества. Может ли вообще человек без ущерба для своего здоровья жить и работать в условиях космического полета? Что конкретно необходимо было сделать, чтобы подготовить человека к такому полету? Что в первых полетах в космос должно было обеспечиваться за счет техники, а что человек мог «взять на себя»? Какими именно достоинствами (способностями) должен обладать кандидат в космонавты и как эти достоинства выявлять? Как превратить отобранных кандидатов в надежных специалистов, способных не только стойко переносить условия космического полета, но и эффективно участвовать в испытании сложнейшей ракетно-космической техники?
На все эти и многие другие вопросы просто невозможно было ответить однозначно, и поэтому было решено не менять традиционно существующей практики при подготовке различных специалистов, когда соответствующим образом стараются развить у человека специфические профессиональные навыки. Естественно, что отработка всех этих качеств должна проводиться в конкретных обстановке и среде обитания, в которых будет протекать дальнейшая деятельность такого специалиста. Кроме того, как удалось договориться, все кандидаты в космонавты должны были обладать, по крайней мере, тремя группами достоинств, которые считались совершенно обязательными.
1. Как и любой высококвалифицированный специалист, космонавт должен твердо знать четко сформулированный круг обязанностей и уметь их эффективно и надежно исполнять. Можно сказать, что ему надлежало в полной мере владеть достаточно запрограммированным и доведенным до разумного автоматизма профессиональным ремеслом.
2. Кроме того, кандидат в космонавты обязан был постоянно развивать в себе и совершенствовать присущее ему (согласно условиям отбора) творческое начало исследователя-испытателя, способного быстро решать внезапно возникающие перед ним различные задачи. При этом допускалось, что и в отсутствие явно выраженных задатков к оперативному творчеству систематическое расширение кругозора, специальных знаний, наряду с освоением методических основ и приобретением необходимых навыков труда исследователя, могут выработать в человеке определенный творческий потенциал.
3. И, наконец,- чтобы стать достойным кандидатом в космонавты, человеку непременно надо обладать крепким здоровьем, повышенной выносливостью к физическим и психическим нагрузкам. Он должен также иметь запас резервных способностей своего организма, хорошо быть готовым к ожидавшимся факторам космического полета. Иначе говоря, его психофизиологические возможности должны дать в процессе подготовки тот надежный биологический фундамент, на котором незыблемо покоилась бы сознательная убежденность в своей всесторонней подготовленности успешно и до конца выполнить доверенное ему дело (полетное задание).
Органичный сплав перечисленных личных человеческих качеств, или достоинств, достаточен, как считали специалисты, чтобы будущие космонавты смогли выполнить возлагаемые на них задачи. Причем эти надежды на первых норах не связывались с определенными «профессиональными» задачами, да тогда, и не вполне представляли, какие конкретные «профессиональные» задачи должен иметь космонавт - человек совершенно новой и необычной профессии. В задачу первого полета космонавту ставилось только наблюдать, оценивать, сравнивать, запоминать и, если понадобится (при отказе автоматики), оказать помощь в управлении техническими средствами спуска корабля с орбиты для последующего возвращения на Землю.
При первых полетах человека в космос (точнее во всей серии полетов на кораблях «Восток») основной и главной задачей ставилась экспериментальная проверка возможностей человека полезно функционировать в заоблачных космических далях. Таким образом, для первых полетов «профессиональные» обязанности космонавта как бы временно уступили свой будущий несомненный приоритет всему тому, что связывалось с оценкой человека, его «запаса прочности», способностей и возможностей выстоять и одолеть неизвестное, чтобы уже затем, получив соответствующий опыт, стать эффективным и надежным «работником» в космосе.
Наиболее близко соответствующей к намечавшейся деятельности космонавта признавалась тогда работа летчика в воздухе. Тем самым был намечен исходный контингент, откуда предстояло черпать первых кандидатов в космонавты. При этом мог использоваться богатый опыт медицинской экспертизы в деле отбора и переосвидетельствования летного состава авиации. Однако имевшиеся тогда медицинские требования были значительно ужесточены и, кроме того, предъявлялись высокие требования к физиологическим резервным возможностям человеческого организма. Скрытый «запас прочности» у обследуемых лиц помогли оценить специалисты из научно-исследовательских организаций авиационной медицины. Следует отметить, что при этих обследованиях к экспертам попали только перспективные для летной профессии, смелые летчики, верящие в будущее космонавтики и стремящиеся овладеть новой профессией.
Начиная с первичного отбора, проводившегося в два этапа - на местах, а затем в госпитальных условиях, работа специалистов медицинского профиля весьма осложнялась из-за сознательно предпринятого тогда «сверхотбора» при подготовке первых космонавтов. В связи с этим может возникнуть вопрос: насколько нужен был такой ужесточенный «сверхотбор»?
Дело в том, что в то время в распоряжении специалистов имелось слишком мало убедительных сведений о воздействии факторов космического полета на живой организм и совсем никаких данных не было о воздействии этих факторов на организм человека. Кроме того, на данном этапе развития ракетно-космической техники можно было рассчитывать лишь на космический полет одного человека, а как раз по поводу полетов одиночек-пилотов авиационная (а вскоре и космическая) медицина высказывалась относительно реакций человека и всей его деятельности в пользу групповых экипажей.
Наконец в то время особую активность проявляли (особенно на Западе) довольно авторитетные специалисты в области биологии, психологии, медицины, высказывавшиеся против пилотируемых космических полетов. Они предполагали, что как только человек окажется в условиях невесомости и более чем на сутки «оторвется от земной цивилизации», то это вызовет всяческие осложнения в физиологических и особенно психических функциях человеческого организма.
Но главное - медики, как и все остальные специалисты, занимавшиеся проблемой подготовки первого в мире полета человека в космос, должны были сделать все от них зависящее (и даже «сверх того», как говорили в то время), чтобы гарантировать положительный результат предстоящего полета, т. е. гарантировать безупречное состояние здоровья и психофизиологическую надежность космонавта. Причем в отличие от специалистов-инженеров, которые в случае необходимости могут для повышения надежности испытываемых систем применить двойное и даже тройное резервирование особо важных узлов, медики-специалисты, конечно, были лишены столь выгодной возможности. Поэтому и надо было работать с гарантиями, поэтому пришлось страховаться и отбирать в космонавты только людей с «железным» здоровьем и обладающих чрезвычайной устойчивостью в психофизиологическом отношении.
Из нескольких тысяч летчиков, прошедших исследование на местах, в Москву на повторное (уже госпитальное) обследование были приглашены полторы сотни человек. К осени 1959 г. в число тех, с кем предстояло вскоре начинать подготовку к космическим полетам, медиками рекомендовались три десятка соискателей, успешно прошедших сквозь плотные и различные по своему характеру, многократно повторенные медицинские проверки. В итоге же первичного двухступенчатого отбора было зачислено ровно 20 кандидатов в состав слушателей-космонавтов.
Следует самыми добрыми словами вспомнить врачей, вложивших в дело отбора кандидатов в космонавты много старания, опыта и душевной теплоты: Е.А. Федорова, Е.Т. Малышкина, М.Д. Вядро, И.И. Брянова, Н.А. Гольдина, П.Я. Суворова, М.М. Филиппова, Н.С. Молчанова, А.А. Вишневского и других работавших с ними сотрудников.
Во второй половине октября 1959 г., когда отобранные летчики вернулись на время по месту своей службы, группа специалистов-медиков, активно участвовавших в проводившихся обследованиях, стала готовить самое необходимое для скорейшего развертывания сложного комплекса предстоящих работ на следующем этапе - непосредственной подготовке космонавтов. Для этого был создан Центр подготовки космонавтов, официально начавший свою историю с 11 января 1960 г. В феврале 1960 г. мне было поручено возглавить Центр подготовки космонавтов, который впоследствии был назван именем Ю.А. Гагарина.
В один из этих дней группу космонавтов принял главный маршал авиации К.А. Вершинин. Он побеседовал с каждым, по-отечески пожелал успехов в учебе.
Неоценимую помощь в практических делах, связанных с первоначальным обучением и специализацией слушателей первого учебного отряда космонавтов, оказал Герой Советского Союза Н.П. Каманин. Всестороннюю помощь руководству Центра, особенно в организационных, строительных и хозяйственно-бытовых делах, оказал В.Я. Клоков, очень скоро ставший общим любимцем будущих космонавтов.
Помогали созданию Центра подготовки космонавтов многие и буквально во всем - при проектировании, капитальном строительстве, финансировании, в вопросах снабжения и подбора нужных специалистов и т.д. и т.д. Решено было сразу, с первых же шагов закладывать новое дело обстоятельно, с перспективой.
14 марта 1960 г., когда в Москву пришла уже ранняя весна, на Ленинградском проспекте в нескольких десятках наскоро приспособленных комнатах двух старинных зданий была начата подготовка космонавтов. Эти здания и сейчас стоят на территории, принадлежащей аэродрому, что напротив красивого старинного Петровского дворца.
Первоначальная программа подготовки космонавтов, как и зарождавшийся в ту пору первый пилотируемый космический корабль (будущий «Восток»), продолжала уточняться и даже кое в чем изменяться «по ходу дела». А делом нашим тогда стал достаточно большой круг как, традиционно принятых и применяемых в авиации занятий, так и принципиально новых, оригинальных занятий, тренировок, ознакомлений, испытаний и тому подобного, что весьма удобно, хотя и не без иронии, умещалось в емком термине «мероприятия».
Накануне начала работы по подготовке космонавтов специалистами Центра была окончательно составлена комплексная учебная программа для будущих космонавтов, а также расписаны занятия на первое полугодие. Работа над этой программой явилась надежной проверкой дееспособности специалистов, как непосредственно входивших в состав Центра, так и эпизодически участвовавших в его работе, но представлявших собой целый ряд научно-исследовательских, опытно-конструкторских и промышленных организаций различных министерств и ведомств страны.
На очередном этапе подготовки космонавтов отобранные для этих целей слушатели должны были на проводившихся с ними занятиях всемерно развивать и поддерживать на необходимом уровне все то, что требовалось для насыщения и совершенствования всех трех групп достоинств, о которых уже говорилось раньше. При этом и каждый слушатель, и каждый специалист-инструктор объединялись единой целью в совершенно новом деле, в котором и учитель и ученик как бы помогали друг другу.
В состав регулярно проводимых со слушателями «мероприятий» вошли физическая подготовка и закаливание организма, учебно-тренировочные полеты на самолетах МИГ-15, медицинские обследования до и после тренировок и испытаний. Среди периодически или одноразово проводимых «мероприятий» значились парашютные прыжки, ознакомительно-испытательные «подъемы» в барокамерах, проверки в термокамерах, исследования в сурдокамере («башне тишины»), учебно-ознакомительные катапультирования на наземной установке, различные вестибулярные исследования и тренировки, углубленные клинико-физиологические обследования, вращения на центрифуге, полеты на невесомость (на специально оборудованных самолетах).
Если к перечисленному прибавить ряд целевых спецкурсов (в основном теоретические занятия) и посещения десятка промышленных и научно-исследовательских организаций, где в то время создавались, испытывались и доводились до нужной кондиции некоторые из бортовых систем «Востока», специальное «съемное» оборудование корабля и личное оснащение космонавта, то все, вместе взятое, и поможет, пожалуй, составить общее представление о составе «мероприятий», определявших существо и содержание первой учебной программы космонавтов.
Летно-парашютную подготовку организовывать и вести было поручено высококвалифицированным летчикам: инструктору Е.Е. Целикину и испытателю И.А. Азбиевичу, а также мастеру парашютных дел Н.К. Никитину. С ними вместе работали Герой Советского Союза Б.Б. Глинка, штурман М.Ф. Кадушкин, связист И.П. Ващенко и другие. Полеты на самолетах и парашютные прыжки в новом деле не были самоцелью. Они были включены в учебную программу космонавтов как испытанный и надежный способ комплексной тренировки всех без исключения психофизиологических систем и функций человеческого организма. Главное назначение данного раздела работ сводилось к эмоционально-волевой и двигательно-координационной тренировкам (закалке), особо требовавшимся для будущего космонавта.
Небезынтересно заметить, что если полеты на самолетах всегда были желанным занятием и предпочитались любой другой работе (летчик есть летчик), то с парашютными прыжками дело обстояло поначалу совсем не так. Потребовалось некоторое время, чтобы изменить первоначальное отношение будущих космонавтов к прыжкам, которых набралось до полусотни для каждого кандидата в космонавты. Однако, выполнив первые и самые простые прыжки по принуждению, слушатели-космонавты, сами того не заметив, настолько увлеклись и полюбили это занятие, что в дальнейшем их уже пришлось силой отрывать от него.
Каждый из молодых летчиков, готовившихся по комплексной программе подготовки в космонавты, почувствовал как бы прилив новых сил, смелость и даже, если так можно сказать, спортивный азарт, которые привели не только к приобретению твердых навыков при выполнении очень сложных, в том числе и затяжных, и ночных, и с приводнением, прыжков с парашютом, но и к получению звания «Инструктор парашютного спорта». Слушатели-космонавты сами стали убежденными популяризаторами парашютного спорта и уже предпочитали его многому другому.
Обширный раздел специальной медико-биологической подготовки космонавтов объединил в себе многие различные (как по своему существу, так и по сложности) медицинские проверки, испытания, ознакомления и тренировки на разнообразных стендах, установках и имитаторах. Все это позволило с некоторым приближением воссоздать в лабораторных условиях и достаточно точно дозировать многие из ожидаемых факторов космического полета, которые определенным образом могли воздействовать на организм человека. Кроме того, воссоздавались и условия обитания космонавта в космическом корабле на различных стадиях полета.
Общее руководство и организация работ, включенных в данный раздел, были поручены опытным авиационным врачам В.В. Ковалеву и Г.Ф. Хлебникову. Вместе с ними работали по отдельным видам медико-биологической подготовки С.Н. Кузнецов, А.В. Никитин, Н.X. Ешанов, И.М. Аржанов, Н.И. Попов, В.В. Нистратов, А.С. Антощенко и многие другие, включая инженеров Б.В. Яковлева, И.Ф. Филекина, техника В.В. Потемкина. Специалисты Центра совместно со многими опытными научными работниками, исследователями, экспериментаторами некоторых научно-исследовательских и испытательных организаций авиационной медицины добросовестно и с большой пользой для дела выполняли эту нелегкую, очень сложную и вместе с тем столь необходимую (и небезопасную) работу.
Среди ученых не могу не вспомнить с большой благодарностью В.И. Яздовского, Н.Н. Гуровского, О.Г. Газенко, А.М. Генина, Ф.Д. Горбова, С.А. Гозулова, П.В. Васильева, Л.Г. Головкина, А.Р. Котовскую, И.Т. Акулиничева и многих-многих других помогавших в этой работе сотрудников. Работа их осложнялась тем, что они должны были не просто ознакомить слушателей-космонавтов со всеми ожидавшимися физическими факторами воздействия на космонавта в космическом полете, но и постараться снять у слушателей излишнее волнение при предстоящей их встрече с подобными воздействиями. А ведь среди факторов предполагались и перепады барометрического давления, разнонаправленные ускорения (перегрузки) при выведении и возвращении корабля, перепады температуры воздуха в окружающей среде, вестибулярные и зрительные расстройства и многое другое.
Особо трудной задачей оказалось подготовить человека к действию продолжительной невесомости, а значит, и ко всему, что с ней окажется связанным, а также способствовать снижению (ожидавшемуся особенно в первых космических полетах) высокого эмоционально-волевого, психологического «накала» космонавта. Последнее связывалось с «воспринимаемостью» космонавтом необычности обстановки, ожиданием начала и развития каждой стадии и фазы космического полета и, наконец, возможностью встречи с непредвиденными, «особыми» случаями.
Более всего проявилось негативное отношение будущих космонавтов, пожалуй, к трем «мероприятиям» медико-биологического раздела подготовки: к повторявшимся, внешне одним и тем же медицинским обследованиям, к повторным тренировкам с тепловыми нагрузками, да к малоприятным, мягко говоря, вестибулярным тренировкам на вращаемом кресле. Потребовалось провести немало бесед с тем, чтобы убедить некоторых слушателей в необходимости проведения данных работ в оправданности включения их в программу подготовки к первым космическим полетам. Только регулярная «ответная информация» человеческого организма позволяла специалистам направлять и правильно корректировать всю медико-биологическую подготовку, подпитываемую такими мощными средствами, как физическая и спортивная тренировка.
С учетом индивидуальных различий и особенностей давались конкретные советы и рекомендации того, как развить в себе творческое мастерство исследователя-испытателя. Для формирования специалиста совершенно нового типа - космонавта - особенно необходимы были выдержка, терпение и большой труд, без чего нельзя было достичь успехов. Жизнь потом показала, что тот, у кого не нашлось в полной мере этих качеств, так и ни в чем не преуспел. Забегая вперед, скажу, что не все 20 слушателей первого отряда закончили первоначальное обучение: только 12 из них побывали в космических полетах.
Правда, следует отметить, что большинство слушателей-космонавтов работали добросовестно, втягиваясь в ритм и во вкус своей новой службы (подготовки). Эти парни сразу все правильно поняли и с первых же шагов стали терпеливо и настойчиво приучать себя ко всему ставшему совершенно обязательным, хотя и не всегда приятным и легким. Они положились на испытанный суворовский принцип: тяжело в учении - легко в бою.
У слушателей-космонавтов появились и поныне не утратили своего значения различные заповеди. Среди них, например, была и такая: при подготовке стремись быть в числе первых, но всегда честно уступай дорогу обгоняющим тебя на трудном пути, тогда и тебя будет ждать интересное дело в будущем.
После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звездный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалеку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд - квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.
Тогда же созрело решение о дифференциации подготовки слушателей-космонавтов - о разделении её на несколько стадий. После отработки программы так называемого первоначального обучения, с выполнением самых общих целей и задач подготовки, было решено переключаться на стадию решения конкретных задач подготовки - на «специализацию». При этом часть готовившихся слушателей, в том числе Гагарин, Титов, Николаев, Попович, Быковский и др., были переключены /на предполетную подготовку для полетов на кораблях-спутниках серии «Восток». Эти слушатели-космонавты сразу же вошли во все подробности и детали того, что было связано с первой серией космических путешествий.
Появились новые дисциплины (небесная механика и ракетная техника), которые сразу же стали пользоваться у слушателей-космонавтов особым вниманием. Космонавты постоянно оказывали им предпочтение, так как безошибочно понимали, что именно в названных предметах находится теоретическая сердцевина их новой профессии. Кроме того, в занятиях по новым дисциплинам содержался один из наиболее достоверных и надежных источников, из которых удавалось почерпнуть свежую и наиболее полную информацию о делах в конструкторском бюро С.П. Королева, где «доводился до кондиции» будущий «Восток». Интересовали слушателей, естественно, и подробности о запускавшихся кораблях-спутниках, предназначавшихся для отработки бортовых систем того же «Востока».
Среди первых учителей космонавтов по небесной механике и ракетной технике были профессор М.К. Тихонравов, доктор технических наук Б.В. Раушенбах, кандидаты наук Ц.В. Соловьев и К.П. Феоктистов, а также известные теперь, а в то время молодые инженеры конструкторского бюро О.Г. Макаров, В.И. Севастьянов, А.С. Елисеев. Особенности обстановки, которой жил в то время Центр, в первую очередь стали строгости режима, принятого для слушателей-космонавтов, некоторый крен подготовки в «академическую» сторону, что частенько сопровождалось дополнительными занятиями накануне изложения сложного нового материала, повседневными интенсивными занятиями физкультурой и спортом.
Трудностей в ту пору хватало… Значительная часть из них проистекала из-за недостатка аппаратуры и оборудования, необходимых для нашей работы. Некоторых приборов или установок действительно не было совсем или в нужном, портативном, варианте, а другие же ещё не поступили. Однако получение значительной части из них, запрошенных нами, задерживалось только по той причине, что заказы не были поданы «заблаговременно», т. е. за год, как этого требовала установившаяся система снабжения. Но ведь год назад не было самого-Центра подготовки космонавтов. В ряде случаев неоценимую помощь нам оказывал С.П. Королев, который со временем взял под «опеку» всю подготовку космонавтов.
Много хлопот доставило создание тренажера космического корабля «Восток». Когда соответствующие теоретические основы небесной механики полета и ракетной техники были уже освоены слушателями-космонавтами, сложилась, прямо скажем, несколько сложная и непривычная для авиационных специалистов ситуация. Хорошо известно, что будущего летчика начинают готовить к самостоятельным полетам на реальном самолете, вначале на находящемся на земле, а затем в летающем экземпляре, да еще и надежно управляемом опытным инструктором. У нас же в то время космический корабль в том варианте, в котором он предназначался для полета с человеком, только еще создавался.
Инициатива в решении того, как и что предстоит теперь делать, принадлежала С.П. Королеву. Вместе с доктором технических наук Н.С. Строевым, руководившим в то время одной из организаций авиационной" промышленности, которой создавалась часть оборудования кабины «Востока» (индикация и управление), он решил на базе имевшегося моделирующего стенда сделать стенд-тренажер, «оживив» его, насколько удастся, действующим оборудованием и воссозданием внешней обстановки (переход через терминатор, «бег Земли» через «Взор» и т.д.). Создание тренажера осуществлялось той же группой инженеров, которая разрабатывала, испытывала и доводила упоминавшиеся выше кабинное оборудование и систему ручного управления «Востоком».
Собственно говоря, одновременно предстояло создать не один, а два тренажера: в организации, руководимой Н. С. Строевым и у нас в Центре подготовки-космонавтов. И если первый тренажер был сделан сравнительно скоро и функционировал в целом неплох (ведь все его составные части изготавливались здесь же), то со вторым экземпляром дело шло и не просто и не скоро. Когда первый тренажер оказался готовым, выяснилось вдруг, что даже знающие, как им пользоваться, инженеры (не говоря о всех других специалистах) не знают, как же учить космонавтов на этой «оживленной» технике.
Какой же должна быть методика занятий? Кто, наконец, быстро и продуктивно смог бы заняться со слушателями-космонавтами? Лучшим бы наставником был бы человек, имевший за своими плечами достаточный опыт полетов в космос. Но таких людей ещё не было, и опять нашли выход из положения, обратясь за помощью к представителям более «древней», чем космонавтика, профессии - авиации. Н.С. Строев предложил С.П. Королеву для этих целей кандидатуру профессионального летчика-испытателя Героя Советского Союза М.Л. Галлая, который и стал первым наставником будущих космонавтов по профессиональному обучению навыкам… космонавта.
В основу программы и методики занятий на космическом тренажере было решено опять же заложить опыт применения авиационных тренажеров, используемых при подготовке летчиков. При сравнении составленной тогда самой первой методики, уместившейся всего на двух страничках машинописного текста, с несравненно более сложными и объемными методиками подготовки космонавтов на тренажере в наши дни приятно убеждаешься в следующем. Основа у обеих методик неизменна и сводится к воспроизведению («проигрышу») действий обучающимся от старта до посадки как в условиях нормально протекающего полета, так и во всех мыслимых «особых случаях», т. е. когда что-то происходит не так, как надо, и четко запрограммированный ход полета вынужденно нарушается, требуя своевременных дополнительных действий со стороны космонавта.
При утверждении первой программы и методики обучения на тренажере у Н.С. Строева и М.Л. Галлая произошел характерный для того времени разговор с некоторыми специалистами, чрезмерно «заботившимися» о психике будущих космонавтов. Эти «защитники» напирали на то, что первые полеты «Востоков» полностью будут управляться автоматически, в связи с чем якобы отпадает надобность сосредоточивать внимание первых космонавтов на ручном спуске корабля с орбиты. В этом вопросе я решительно взял сторону М.Л. Галлая, поддерживая сделанный им упор программы и методики на тренировку слушателей-космонавтов к «аварийным» ситуациям.
Опыт и мастерство летчиков-испытателей подсказывали необходимость заранее изучать возможные осложнения, заблаговременно психологически подготовить будущих космонавтов к правильному преодолению «особых случаев», чтобы потом тревожно не ожидать постоянно висящую угрозу того, с чем придется разбираться, лишь когда внезапно изменятся обстоятельства в. самую критическую ситуацию. Н. С. Строев же, когда утверждал эту методику, отметил, что рано или поздно автоматика может отказать (абсолютной надежности на свете нет!) и лишь подготовленный к такому «сюрпризу» космонавт сможет благополучно завершить полет.
Позднее, когда в космосе побывали уже и Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов, у нас в Центре появилась ещё одна четко сформулированная заповедь к космонавтам и к их учителям: «К моменту старта в кабине космического корабля должен находиться человек, способный выполнить куда более сложный и трудный полет, чем тот, который ему поручается». Данный ориентир сохраняется и в практике подготовки космонавтов в наши дни, и он вряд ли когда-нибудь утратит свою справедливость. Несмотря на постоянное совершенствование и повышение надежности ракетно-космических систем, список «особых» случаев, отрабатываемых космонавтами на тренажерах, растет.
Что же касается ручного управления спуском корабля с орбиты, то оно, как известно, понадобилось. Случилось это, правда, не в первых полетах «Востоков», а на «Восходе-2». Подготовленные ко встрече с таким «особым случаем» П.И. Беляев и А.А. Леонов успешно справились со своими профессиональными обязанностями, устранив серьезные осложнения на завершающейся стадии полета.
К концу занятий на тренажере удалось подключить к этому участку подготовки специалиста из нашего центра Е.Е. Целикина, а затем и еще одного - И.А. Азбиевича. Вскоре был закончен и отлажен тренажер в. Центре, и оба этих специалиста, подготовившихся к самостоятельной работе при занятиях М, Л. Галлая со слушателями («авангардной шестеркой»), «закрутили» гренажное дело и у нас в Звездном.
Сейчас, когда эту работу уже выполняют не отдельные специалисты, а десятки опытных и даже лично побывавших в космических полетах инструкторов, когда подготовка на тренажере стала подпитываться стараниями широкого комплекса многих самостоятельных наук, хочется особенно напомнить, с чего начиналось это направление, с чьими именами в первую очередь оно связано.
Большое значение было придано и достойное место отведено в программе подготовки космонавтов всему тому, что направлялось на физическую подготовку и закаливание организма человека. Ежедневные получасовые утренние зарядки (круглогодично на свежем воздухе в любую погоду), прохладный душ и влажные обтирания, регулярные учебные занятия с использованием обычных и специальных спортивных снарядов, занятия в спортивных секциях, периодические спортивные соревнования перемежались с работами, проводившимися по всем другим разделам подготовки, постепенно нарастая и постоянно оставаясь на высоком уровне по своей напряженности.
Не могу не сказать добрых слов в адрес опытных преподавателей-инструкторов физической подготовки и спорта Б.В. Легонькова, Ф.М. Горского, Н.П. Кузина, а также врача, осуществлявшего самый пристрастный контроль за дозированием и посильностью физических нагрузок, Е.А. Поручикова.
Плодотворно работал первый «комиссар» Центра Н.Ф. Никерясов.
Все хозяйственные дела и заботы легли на плечи опытного специалиста А.И. Сусоева. Вскоре вопросы капитального строительства принял на себя и стал весьма успешно вести большой знаток в этой области Е.Д. Черкасов.
В деле подготовки первых космонавтов особое место принадлежит С.П. Королеву. Его талант ученого, конструктора, организатора, его твердая воля и железная логика в сочетании с огромным авторитетом и высоким положением оказывали на молодых летчиков сильное и очень полезное профессионально-психологическое воздействие. И поэтому, завершая этот рассказ, хочу отметить, что С.П. Королев был мудрым наставником у всех космонавтов - именно в том широком смысле, который придается современному наставничеству нашей молодежи.

Профессия космонавта - это постоянные перегрузки, проверки на прочность и выносливость. Потому им приходится совершенствовать свой организм и тело намного больше, чем обычным людям. Мы разузнали, как тренируются космонавты на Земле и в космосе

Профессия космонавта — это постоянные перегрузки, проверки на прочность и выносливость. Потому им приходится совершенствовать свой организм и тело намного больше, чем обычным людям. Мы разузнали, как тренируются космонавты на Земле и в космосе.

Общефизическая подготовка

Космонавт не должен быть мускулистым, зато должен быть сильным, быстрым, ловким и главное выносливым. Поэтому общая спортивная подготовка включает в себя множество видов спорта, среди которых легкая атлетика, спортивная гимнастика, плавание, зимой - лыжные гонки. Для улучшения координации и скорости реакции космонавты занимаются прыжками в воду, акробатикой и прыжками на батуте.

В тренажерном зале будущие космонавты тренируются три раза в неделю по два часа. Чтобы получить высший балл за спортивную подготовку, кандидат в космонавты в возрасте до 35 лет должен выполнить следующие нормативы:

1 . Бег на 3 км — не более 12 минут 20 секунд.

2. Заплыв на 800 м вольным стилем — не более 19 минут.

3. Забег на лыжах на 5 км — не более 24 минут.

4. Подтягивания — 14 раз.

5. Бег на 100 метров — не более 13,2 секунды

6. Прыжок в длину — не менее 2,5 метров.

7. Ныряние под воду — не менее 25 метров.

Готовность к кардионагрузкам и аэробную выносливость проверяют следующим образом - кандидат в космонавты 5 минут тренируется на велотренажере с небольшой нагрузкой, затем отдыхает три минуты и крутит педали еще 5 минут с максимальной нагрузкой. В течение всего упражнения происходят замеры пульса и давления.

Специальная физподготовка

Невесомость, перегрузки, вестибулярные раздражения - с этими явлениями на Земле не столкнешься, поэтому для адаптации организма к этим явлениям проводятся специальные тренировки.

Центрифуга: тренировки на перегрузку

Центрифуга - это специальная установка, напоминающая огромную карусель и вращающаяся со скоростью до 70 оборотов в минуту. Во время тренировок на центрифуге плохо подготовленный человек может потерять не только содержимое желудка, но и сознание. Американские космонавты перед запуском кораблей «Аполлон» в течение 40 недель проводили в центрифуге до 10 часов.

Кресло Барани и качели Хилова

Для быстрой адаптации к условиям невесомости космонавты тренируют вестибулярный аппарат. Самый известный тренажер для этого - кресло Барани, представляющее из себя вращающийся стул, на котором тебя крутят то в одну, то в другую сторону. Еще одно приспособление для развития вестибулярного аппарата - качели Хилова с площадкой, сохраняющей во время раскачивания горизонтальное положение.

Барокамера

Готовность к перепадам давления и кислородному голоданию проверяют с помощью барокамеры - специального отсека, в котором создаются условия, соответствующие высоте в 5 тысяч метров. В таких условиях обычно выявляются .

Тренировки в космосе

Длительное нахождение в невесомости очень вредно для тела - за полгода космонавты теряют до 20% мышечной массы и до 18% костной. Чтобы избежать этого, им нужна ежедневная . Но как этого добиться, если даже самая тяжелая гантеля в космосе ничего не весит?

Для силовых тренировок на МКС есть специальный тренажер ARED с хитрой системой цилиндров и резиновых соединений, обеспечивающий нагрузку до 600 кг. На нем можно выполнять упражнения на все группы мышц.

Есть в космосе и особая беговая дорожка, на которой космонавты обязаны проводить не менее часа в день. Чтобы обеспечить притяжение к тренажеру, космонавтам приходится надевать специальный пояс-жилет. Максимальная скорость космической беговой дорожки составляет 16 км/ч. По тому же принципу устроен и космический велотренажер - корпус астронавта пристегивается к сидению, а ноги - к педалям.

Подготовка космонавтов в Центре

Подготовка космонавтов - это комплекс мероприятий, направленных на формирование и поддержание у космонавтов совокупности определенных знаний, навыков и умений, необходимых для надежного и безопасного выполнения программы космического полета и составляющих основу квалификации космонавта.

Подготовка космонавтов состоит из следующих этапов:

  • первый - общекосмическая подготовка кандидатов в космонавты;
  • второй - подготовка космонавтов в составе групп специализации и совершенствования по типам ПКА или направлениям специализации;
  • третий - подготовка космонавтов в составе утвержденных экипажей к конкретному полету на ПКА;
  • четвертый - подготовка экипажей на борту ПКА в процессе космического полета.

Общекосмическая подготовка имеет целью приобретение кандидатами в космонавты знаний, навыков, умений и качеств, составляющих основу профессии космонавтов. В процессе этой подготовки у кандидатов в космонавты формируются глубокие и устойчивые знания в области наук, составляющих основу космонавтики (теория полета ПКА, системы управления, основы космической навигации, принципы создания ПКА и ракетоносителей, стартовых комплексов и т.п.), знание базового ПКА и его систем, а также вырабатываются первичные навыки эксплуатации этих систем. Приобретаются знания по основам научных исследований и экспериментов и основам испытаний космической техники.

Основными целями подготовки в составе групп являются совершенствование профессиональных качеств космонавтов, их специализация по определенным типам ПКА и формирование навыков их эксплуатации, отработка методов контроля состояния и сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности. В процессе этой подготовки космонавты приобретают знания и практический опыт, необходимые для подготовки в составе экипажей.

На третьем этапе подготовки - в составе экипажей , у космонавтов вырабатываются устойчивые навыки по выполнению программы предстоящего космического полета. В процессе подготовки изучаются конкретные особенности ПКА и правила его эксплуатации, программа полета, бортовая документация.

На тренажерах и стендах отрабатываются навыки взаимодействия членов экипажа при выполнении элементов программы космического полета, в том числе и в аварийных ситуациях. Отрабатываются методики выполнения научных экспериментов и исследований.

Программы подготовки космонавтов на всех этапах формируются из отдельных видов подготовки в составе и объеме, определяемыми целями и задачами подготовки на данном этапе соответствующей группы и экипажа.

Подготовка космонавтов включает следующие виды:

  • техническая подготовка по бортовым системам и оборудованию ПКА;
  • подготовка космонавтов к выполнению научно-прикладных исследований, экспериментов и прикладных работ;
  • комплексная подготовка экипажей ПКА;
  • подготовка к внекорабельной деятельности (ВКД);
  • медико-биологическая подготовка;
  • подготовка к действиям при посадке в экстремальных условиях различных климатогеографических зон;
  • летная и специальная парашютная подготовка космонавтов;
  • психологическая подготовка;
  • гуманитарная подготовка.

ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ

  • прошли подготовку 422 человека из разных стран;
  • совершили космический полет 212 человек;

Количество человек, работавших на орбите в период с 1961 по ноябрь 2010 года, составило 418 человек. В общей сложности они провели на орбите 22 790 человеко-суток. Это составило более 62 лет.

Подготовку в ЦПК имени Ю.А. Гагарина прошли космонавты из 33 стран.

Подготовлено (чел.)

Подготовлено
(чел.)

Совершили космический полет на Российских кораблях (чел.)

Малайзия

Монголия

Афганистан

Болгария

Бразилия

Словакия

Германия

Голландия

Чехословакия

Казахстан

Республика Корея

КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ И НАЛЕТ КОСМОНАВТОВ

Общее количество стартов ПКА с космонавтами на борту, подготовленными в ЦПК, составило 127 . Самыми рекордными по числу стартов стали 1980, 1997 и 2000 гг. - по 6 стартов, а в 2001 году - 8 стартов. Всего на орбите побывало 224 космонавтов и астронавтов, подготовленных в ЦПК, из них:

  • Крикалёв С.К. - совершил 6 космических полетов;
  • Джанибеков В.А., Соловьёв А.Я., Стрекалов Г.М., - совершили по 5 космических полетов;
  • 9 космонавтов совершили по 4 космических полета;
  • 27 космонавтов совершили по 3 космических полета;
  • 63 космонавта совершили по 2 космических полета;
  • 132 космонавта поднимались на орбиту по 1 разу.

За 6 космических полетов космонавт Крикалёв С.К. провел на орбите более 804 суток. Самый длительный полет совершил космонавт Поляков В.В. - 438 суток.

ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ

За период с 1961 по ноябрь 2010 года на орбите находилось 8 орбитальных комплексов, на которых работало 95 экспедиций. Самое большое количество экспедиций - 37 - работало на орбитальном комплексе "Мир", который находился на орбите 5510 суток - более 15 лет. Суммарный налет экспедиций на комплексе "Мир" составил 12 348 человеко-суток (33,83 года).

ВЫХОДЫ В КОСМОС

За время полетов было совершено 133 выхода в космос. Всего космонавты провели в открытом космосе 1131 человеко-час. Больше всех выходил в космос Соловьёв А.Я. - 16 выходов общей продолжительностью 3 суток 7 часов 2 минуты, 11 выходов совершил Авдеев С.В., по 10 выходов совершили Серебров А.А. и Онуфриенко Ю.И.

Стать космонавтом в детстве мечтал каждый второй, но реализовать эту мечту удается лишь единицам. Профессия космонавта подразумевает жесткие перегрузки и испытания, к которым готов далеко не каждый организм. Рассказываем, как подготовиться к космическим нагрузкам на Земле и не растерять физическую форму в условиях невесомости.

Физподготовка

Будущие космонавты не мучают себя изнурительными занятиями в тренажерном зале, тяганием «железа» и другими силовыми нагрузками. Излишняя мышечная масса им не нужна, да и чрезмерная сила тоже. Более важны такие показатели, как быстрота, ловкость и выносливость. Чтобы развить все эти навыки, лучше всего подходят такие виды спорта, как плавание, легкая атлетика и гимнастика, зимой же к ним прибавляется бег на лыжах. Тренажерный зал космонавты тоже посещают, но основное внимание уделяется также упражнениям на выносливость с большим количеством повторений и коротким отдыхом между подходами.

Перед полетом каждый кандидат в космонавты должен сдать экзамен по физподготовке, выполнив семь нормативов:

1. Бег на 3 км - не более 12 минут 20 секунд.

2. Заплыв на 800 м вольным стилем - не более 19 минут.

3. Забег на лыжах на 5 км - не более 24 минут.

4. Подтягивания - 14 раз.

5. Бег на 100 метров - не более 13,2 секунды.

6. Прыжок в длину - не менее 2,5 метров.

7. Ныряние под воду - не менее 25 метров.

Есть и еще одно особо испытание - это проверка на аэробную выносливость, которая проводится в медицинском кабинете с замерами пульса и давления. В качестве разминки кандидата в космонавты просят поработать на велотренажере с небольшой нагрузкой в течение пяти минут, затем дают немного времени на отдых, после чего следуют еще пять минут работы с максимальной нагрузкой. Пульс и давление кандидата должны оставаться в норме в течение всего времени выполнения упражнения.

Специальная подготовка

Привычные для нас общефизические нагрузки космонавты чередуют со специальными тренировками, развивающими вестибулярный аппарат и устойчивость к перегрузкам.

Барокамера

Будущий космонавт должен быть готов к возможным перепадам давления и кислородному голоданию. Чтобы искусственно создать такие условия, кандидатов помещают в барокамеру, имитирующую условия полета на высоте в пять тысяч метров над землей. Эта проверка является одной из самых важных, так как барокамера раскрывает все патологии организма, которые в иных случаях скрыты.

Центрифуга

Готовность к перегрузкам при взлете ракеты и приземлении отрабатывается на центрифуге - гигантской карусели, выдающей 70 оборотов в минуту. Именно этому виду подготовки раньше уделялось наибольшее внимание - американцы, готовясь к запуску кораблей «Апполон», упражнялись на центрифуге до 10 часов в сутки. При этом обычный человек уже на первой минуте вращения может потерять не только содержимое желудка, но и сознание.

Кресло Барани и качели Хилова

Два знаменитых тренажера, развивающих вестибулярный аппарат - это качели Хилова и кресло Барани. Первое устройство представляет из себя качели с платформой, которая в процессе раскачивания продолжает сохранять горизонтальное положение, второе же - стул, на котором кандидата в космонавты раскручивают попеременно то в одну, то в другую сторону.

Космические тренировки

Пройдя все этапы подготовки и оказавшись наконец в космосе, космонавты не прекращают тренироваться. Физические нагрузки в условиях невесомости гораздо важнее, чем занятия спортом на Земле, поскольку из-за отсутствия гравитации космонавты в среднем теряют за полгода около 20% массы тела, причем исчезают как мышцы, так и костная ткань.

Возникает вопрос: как же тренироваться в условиях, где любое отягощение будет не тяжелее пушинки? Для этого инженеры разработали специальный тренажер, называющийся ARED. Он позволяет выполнять любые силовые упражнения с нагрузкой до 600 кг.

Для аэробные нагрузок на МКС есть беговая дорожка и велотренажер, конечно, тоже особые. Чтобы имитировать бег, космонавтам приходится прикреплять себя к дорожке специальными ремнями, при этом максимальная скорость все равно будет небольшой - до 16 км/ч. С велотренажером дело обстоит почти так же, только помимо пояса космонавт пристегивает еще и ноги к педалям.

Олег Артемьев. Фото: сайт/Александр Авилов

Полеты в космос – это работа. Сложная, требующая большой выдержки, усердия и обширных знаний. Иногда от начала обучения до назначения в экипаж на МКС проходит не два или три года, а десять лет. На Земле космонавты постоянно учатся, сдают экзамены, изучают новую технику.. А. Гагарина и узнал у Олега Артемьева, совершившего один полет на станцию, о том, что происходит в сурдокамере и для чего решают задачи, не раскрывая парашюта.

ОСНОВЫ КОСМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

– Прежде чем начать свой путь в космос, человек должен попасть в отряд космонавтов. Какие качества важны для претендента?

– Сейчас претендентов старше 33 лет не берут. Человек должен быть здоровым, иметь способность к обучению, терпение и хорошую память. Нужно окончить высшее учебное заведение, желательно авиационное училище или технический вуз – МГТУ имени Баумана, МАИ, МИФИ. Среди российских космонавтов много выпускников авиационных училищ (Качинского высшего военного авиационного училища летчиков, Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков им. С.И. Грицевца, Оренбургского военного авиационного Краснознаменного училища летчиков им. И.С. Полбина и других), МАИ, Бауманки, МГУ.

– А гуманитариев в космонавты берут?

– Сейчас да. Раньше был отраслевой набор – космонавты приходили из Министерства обороны, РКК "Энергия", где производят корабли. В Институте медико-биологических проблем отряд космонавтов состоял из трех человек, по одному космонавту было из РКЦ "Прогресс", где строят ракеты, и Центра имени М.В. Хруничева. В 2012 году был объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов в отряд космонавтов Роскосмоса. Тогда в отряд зачислили восемь человек разных специальностей. Половина – гуманитарии.

– После того как претендент успешно прошел все этапы отбора – медкомиссию, технический экзамен и тест по физкультуре, – он зачисляется в отряд космонавтов Роскосмоса как кандидат в космонавты-испытатели. У него начинается общая космическая подготовка (ОКП). Длится она от полутора до двух лет. Учеба идет практически круглосуточно.

ОКП КАНДИДАТОВ В КОСМОНАВТЫ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОДГОТОВКУ:

  • по бортовым системам и оборудованию пилотируемых космических аппаратов (ПКА);
  • к выполнению научно-прикладных исследований и экспериментов на ПКА;
  • к внекорабельной деятельности (ВКД);
  • к действиям при посадке в экстремальных условиях различных климатогеографических зон;
  • медико-биологическую подготовку;
  • специальную летную подготовку;
  • парашютную подготовку;
  • физическую подготовку;
  • гуманитарную подготовку
  • .

    В тренажере "Союз". Фото: сайт/Александр Авилов

    В конце этого этапа сдается Государственный экзамен, целью которого является определение уровня подготовки кандидатов в космонавты по результатам ОКП. Принимает его комиссия, в которой более 100 человек с разных предприятий (ЦПК имени Ю.А.Гагарина, РКК "Энергия", Институт медико-биологических проблем РАН, Центр имени В.М. Хруничева). Это тест не только на знания, но и на умение держать психологический удар.

    После успешной сдачи кандидату присваивается звание "космонавт-испытатель"

    – После общей космической подготовки сразу начинаются тренировки к полету на станцию?

    – Следующий этап – подготовка в группах специализации и совершенствования. Она длится три года. За это время нужно сдать около 150 экзаменов и зачетов и итоговый экзамен в конце обучения, который действует три года. Если в течение этого времени человека не назначили в экипаж, приходится пересдавать, потому что техника совершенствуется. Бывает, что через год приходится сдавать экзамен заново, потому что что-то изменилось.

    Наконец наступает момент, когда тебя назначают в экипаж. Это может случиться и через два, и через три года. У меня прошло девять лет. Есть и те, кто по 16 лет готовился. В истории российской космонавтики таких примера два – подготовка Валерия Полякова и Сергея Ревина длилась 16 лет.

    Если космонавта назначили в экипаж, то наступает третий этап – подготовка в составе экипажа. Она начинается примерно за полтора-два года до полета.

    В космосе проходит четвертый этап – поддержание профессиональных навыков в полете. Когда ты спускаешься, этот этап продолжается во время реабилитации, которая длится полгода. Сколько летаешь, столько и восстанавливаешься.

    После полугодовой реабилитации назначается главная медицинская комиссия. От ее результатов зависит, попадешь ли ты вновь на второй этап, в группу совершенствования. Если тебя признали годным, то ты снова занимаешься в группах, снова сдаешь экзамены, проходишь курсы выживания, психологическую подготовку.

    В это же время ты выступаешь как эксперт. Например я недавно ездил в РКК "Энергия", где мы испытывали новую ручку управления спуском корабля "Союз". После возвращения на Землю я участвую в испытании новой техники, модернизации старой и жду назначения в полет. По тем планам, которые есть, он состоится в 2019 году.

    – Что лично вам больше всего нравится в подготовке космонавта?

    – Самое любимое – испытание новой техники: поездки на "Энергию", общение с конструкторами, инженерами. У космонавта, слетавшего в космос, есть определенные знания и навыки, которые могут пригодиться на Земле. Например я пришел в отряд космонавтов из РКК "Энергия". Можно сказать, что я летал не просто удовлетворить свою мечту, а понять, как там все работает, как факторы космического полета действуют на корабли и станцию.

    Теперь я понимаю, какими должны быть станция и корабль. Цель ведь не просто слетать и выйти в открытый космос, а долететь до Луны, Марса. Я, конечно, не уверен, что сам туда попаду, но мои знания и опыт помогут это сделать другим.

    Тренажеры транспортных пилотируемых кораблей "Союз". Фото: сайт/Александр Авилов

    – Вы сказали, что космонавт за время обучения сдает около 150 экзаменов. Допускаются ли пересдачи?

    – Лучше сдавать с первого раза. Но разные ситуации бывают в жизни – заболел ребенок, отключили свет в ночь перед экзаменом, случилась трагедия в семье. Это бывает редко, но пересдать дают.

    – Есть ли различия в обучении мужчин и женщин?

    – По техническим дисциплинам никаких поблажек нет. Быть может послабления есть при сдаче физкультурных тестов, но они абсолютно минимальны и составляют 30 процентов по сравнению с нормативами мужчин. К примеру, мужчинам до 30 лет нужно 14 раз подтянуться, а женщинам в таком же возрасте – 14 раз отжаться в упоре лежа.

    Кстати, эти дисциплины похожи на нормы ГТО, которые сейчас возобновили. Если сдаешь первую ступень, то этого достаточно, чтобы пройти наши физкультурные тесты.

    КТО ЛЕТИТ НА МКС

    – Экипаж, который готовят к полету на МКС, как правило, состоит из наших космонавтов и американских, европейских или японских астронавтов. Как ведется преподавание? Какой основной язык?

    – В Центре подготовки космонавтов в Звездном городке американцы, японцы и европейцы изучают русский язык, у них есть специальные часы для этого. В основном изучают именно технический язык. Но при необходимости иностранного астронавта сопровождает на тренировках переводчик. В Хьюстоне, Кельне или Цукубе подготовка российских космонавтов ведется на английском языке, и на занятиях присутствует наш переводчик.

    Комплекс тренажеров российского сегмента МКС. Фото: сайт/Александр Авилов

    – Как формируется экипаж будущей экспедиции?

    – Назначение в полет зависит не только от знаний, но и от физической готовности космонавта – должна быть пройдена медкомиссия, сданы все экзамены.

    Сейчас в отряде 37 космонавтов. Тебя назначают в экипаж, когда приходит очередь. Но у нас еще действует правило, что в экипаже один космонавт должен быть опытный, уже летавший. И к нему уже назначают перворазника.

    – Как экипаж подбирают по психологической совместимости?

    – В процессе подготовки, учебы наши психологи оценивают умение работать в коллективе и стараются назначать совместимых людей. Но бывает по-разному. Бывало даже, что снимали космонавтов прямо перед полетом, но было очень давно.

    – Сейчас все полеты осуществляются на "Союзе", где место строго ограничено. Есть ли в связи с этим критерии отбора в экипаж?

    – У нас лимит по весу. Максимум – 90 килограммов. Если вес человека превышает это значение, то надо садиться на диету, или тебя снимут с экипажа. По росту ограничение – 190 сантиметров. Но на самом деле важен рост в положении сидя – он не должен превышать 99 сантиметров.

    ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО И ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

    – Экспедиция на станцию в среднем продолжается полгода. Как готовят к длительному пребыванию в замкнутом пространстве?

    – Дело не только в замкнутом пространстве, а в том, что человек постоянно находится в маленьком коллективе. У нас есть такой предмет – психология малых групп, где рассказывают, как вести себя, предотвращать конфликты, первым протягивать руку.

    К замкнутому пространству готовят в сурдокамере. Это такое помещение, бочка, куда не проникает свет или звук извне. В сурдокамеру сажают на пять суток, трое из которых ты не спишь. Это так называемый режим непрерывной деятельности.

    У тебя есть только лампочка, приборы, компьютер и тесты, которые надо выполнять. Это могут быть и задания на свободную тему – например, надо сделать репортаж ровно на две минуты, но не смотря на часы. Психологи оценивают тебя в режиме онлайн, смотрят не разговариваешь ли ты с кем-то, потому что на вторые-третьи сутки без сна могут привидеться всякие чудища или животных с себя начинают снимать. Это один из самых сложных экспериментов. Если ты прошел его, то идешь дальше, а если нет – могут списать.

    – Вы участвовали в программе "Марс-500", во время которой приходилось долго находиться в замкнутом пространстве. Помог ли вам этот опыт на МКС?

    – Этот эксперимент помог мне в ожидании собственного космического полета, поскольку путь к нему у меня занял 11 лет. Я занимался этой программой с 2006 по 2008 год. У нас было три изоляционных эксперимента. Работа творческая, в чем-то сравнима с теми испытаниями, которые проходят в РКК "Энергия" с новой техникой.

    Большинство экспериментов, проведенных в рамках этой программы, мы потом повторяли на МКС. Такая дополнительная подготовка получилась

    – Как космонавтов готовят к экстремальным и нештатным ситуациям?

    – Такие ситуации, как разгерметизация, неисправность систем скафандра отрабатываются на тренажере "Выход-2". К выходу в открытый космос готовят и в гидролаборатории. Устранение неполадок доводится до автоматизма.

    Но перед началом занятий на тренажерах из космонавта делают человека хладнокровного. Для этого проводят специальную парашютную подготовку (СППК). Она представляет собой прыжки с вертолета или самолета, примерно с высоты 4,5 километра.

    После того как ты вышел из люка, тебе надо стабилизироваться и, не раскрывая парашюта, решать задачи, которые записаны у тебя на планшете. Вместе с этим надо провести репортаж на свободную тему – рассказать о том, что видишь вокруг. Помимо этого нужно следить за высотой и на высоте 1200 метров открыть парашют.

    Фотогалерея


    Когда человек прыгает первый раз, репортаж не получается, только одни звуки. Но с каждым прыжком страх замещается уверенностью. На 30-40-й прыжок ты уже решаешь все задачи, выполняешь все репортажи.

    Обычно у нас три такие парашютные подготовки. В конце них у тебя уже нет страха как такового. К любой ситуации подходишь с трезвым умом.

    – Как готовят к выходу в открытый космос?

    – Это самая интересная и опасная работа. Готовят к ней, как я уже сказал, в гидролаборатории, где создается так называемая гидроневесомость – это когда скафандр преобретает нулевую плавучесть, то есть не тонет и не всплывает. Работаешь в скафандре на макете станции, размещенной в гидробассейне, отрабатываешь все операции, которые только могут быть в космосе – штатные и нештатные.

    Затем идет тренажер "Выход-2", где ты учишься работать со скафандром, устранять неисправности, экономить свои силы, – выход бывает по шесть-семь часов, и тебе надо в течение этого времени оставаться работоспособным, уметь вернуться и если что, забрать товарища. Затем теоретическая подготовка и экзамены.

    Во время парашютной подготовки есть такой элемент тренировки работы в открытом космосе: во время полета на вертолете необходимо перемещаться по его опорам.

    – Вы тоже выходили в открытый космос. Какие были первые ощущения?

    – Я ждал этого, мечтал о выходе в открытый космос. До того как пошел в отряд, я работал в отделе внекорабельной деятельности в РКК "Энергия", как раз готовил космонавтов и модули к работе в открытом пространстве.

    Когда я открыл люк, сперва был ступор. Но не из-за страха. Бездна за бортом как бы притягивает. Выходят обычно в темноте, не на рассвете. Открываешь люк и ничего не видишь. Первое ощущение – не видишь водолазов, которые помогают в гидролаборатории. А тут только ты и твой товарищ.

    Мой первый выход продлился более семи часов, был довольно тяжелым. Во второй раз сделали все за пять часов. В этом году исполнилось 50 лет со дня первого выхода в открытый космос. И до сих пор эта работа остается самой рискованной, интересной и притягательной.

    – К жизни на станции есть особая подготовка, например, к питанию на борту?

    – Перед полетом проводится дегустация. Ты выбираешь более чем из 300 блюд, чем хочешь питаться на станции. Сейчас в тюбиках только мед, горчица и приправы типа кетчупа. Еще есть консервы. Остальное – сублимированная пища в пакетиках, как макароны быстрого приготовления Готовят, в основном, заправлять еду: делаешь в упаковке маленькое отверстие, через трубочку заливаешь горячей водой и ждешь пока приготовится.

    Аппарат для заправки еды. Фото: сайт/Александр Авилов

    У нас 16-суточное меню, то есть те блюда, которые ты ел сегодня, повторятся только через 16 дней. В меню есть и борщ, и макароны, и различное мясо. Самое вкусное – творог с орехами и сушеное мясо: говядина, конина, оленина.

    – Как питаются экипажи из разных стран?

    – Есть российский сегмент и американский. У нас свое меню, у них свое. Но дегустацию мы проводим друг у друга и можем выбрать блюда, которые понравились больше. На станции обмениваемся.

    – Есть ли запреты для космонавтов? Например, нельзя носить пирсинг или делать татуировки.

    – Знаю, что многих ребят не взяли из-за татуировок. Пирсинга ни у кого не видел. Он опасен для работы на корабле в невесомости. Им можно зацепиться за что-нибудь. Даже обручальное кольцо опасно носить. Все лишнее на теле не приветствуется.

    – Почему татуировки запрещены? Считается, что это – повреждения кожи и медики не пропускают?

    – В основном психологи не пропускают. Татуировка – это психологический момент. Считается, что нормальный человек невыводимые вещи себе на тело наносить не будет.

    – Когда экипаж готов, какие обязательные традиции соблюдаются перед стартом?

    – Их очень много. Некоторые еще от Гагарина пошли. Например, сохраняется традиция, когда основной и дублирующие экипажи летят разными самолетами, едут разными автобусами на Байконуре. Традиция никогда не говорить "последний", а всегда говорить "крайний". Смотреть перед полетом фильм "Белое солнце пустыни".

    – Почему именно этот фильм?

    – Исторически сложилось. Когда "Белое солнце пустыни" только вышло в прокат, его показали космонавтам. Сперва одному экипажу, потом другому. А третий не стал смотреть, и его сняли с полета. То же и у американцев было – постоянно откладывали старт. Как только посмотрели фильм – старт состоялся.

    Наверное, можно было бы отменить традицию и корабли бы нормально стартовали. Но она хороша тем, что в просмотре участвуют семьи, которые приезжают к космонавтам за три дня до старта. Лишняя возможность пообщаться с родными.

    "Белое солнце пустыни" у нас есть на 15 языках – на китайском, казахском, английском. Можно смотреть на другом языке – получается даже еще смешнее, чем на русском.

    Фотогалерея


    – Когда вы полетели в космос, какие были первые чувства?

    – Если бы я пришел и полетел через год или два, то был бы восторг. А когда ты 11 лет готовишься, то знаешь, что тебя ждет.

    Конечно, Земля красива. Все свободное время ты тратишь на то, чтобы понаблюдать за ней. Но такого "вау, я в космосе", не было.

    Была мечта выйти в открытый космос, а затем вернуться и либо самому, либо кому-то помочь долететь до Луны или Марса.

    Последние материалы раздела:

    Николай Некрасов — Дедушка: Стих
    Николай Некрасов — Дедушка: Стих

    Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

    Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

    Третичное образование Третичное образование
    Третичное образование Третичное образование

    Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...