Подготовка к ВПР (5 класс). Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Русский язык

ВПР по русскому языку в 5 классе. Разбираем задания с учителем

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.

26 октября состоится Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку в пятых классах .

Цель работы - выявить, на каком уровне школьники овладели языковым материалом начальных классов и готовы ли к дальнейшему обучению по программе.

Подготовиться к ВПР помогут:

    Разбор решения проверочной работы вы можете увидеть ниже на странице, а также скачать в текстовом варианте.

Документы, относящиеся к проведению ВПР по русскому языку в 5 классе:


Задание №1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .

Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата. Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)

Ответ:

Шаг первый

Работаем над орфограммами, вставляем пропущенные буквы.

Алгоритм рассуждения:

Орфограмма №1

Проверяемая гласная в корне

написание

н..чной -ночь

д..леко - даль

нев..димки - невИдимый

невидимки

ост..рожная - стОрож

осторожная

л..сица -лИсонька

к..рмиться -корм

кормиться

на п..ля - пОле

в св..их - свой

р..дившиеся- род

родившиеся

з..мой -зИмушка

м..двежата- от МЁД и ВЕДАТЬ

Медвежата

в..сна - вЁсны

В с..р..дине –серЁдка (полногласие -ЕРЕ-)

В середине

На л..сных - лес

На лесных

тр..пинках - трОпка

тропинках

под н..гами - нОги

Под ногами

Орфограмма №2

Личные окончания глаголов

каж..тся –казаться (Iспряжение)

слыш..тся – слышать (искл.IIспр)

слышИТся

выход..т –выходить (IIспр)

просыпа..тся –просыпаться (Iспр)

просыпаЕТся

приход..т – приходить (IIспр)

приходИТ

провалива..тся – проваливаться (Iспр)

проваливаЕТся

выход..т – выходить (IIспр)

Просыпа…тся- просыпаться (I спр)

просыпаЕТся

Орфограмма №3

Окончания существительных

в сугроб.. .– 2 скл., П.п.

в сугробЕ

зайц.. .- после Ц

В середин.. – 1 скл., П.п

в серединЕ

орфограмма №4

Ь после шипящих


Мыш…- 3 скл.

Орфограмма №5

Чередующаяся гласная в корне


Подр..стают- перед СТ и Щ пишу А

(кроме росток, Ростов, ростовщик)

подрАстают

Орфограмма №6

ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах


Выходят (что делать?) кормит..ся

кормитТЬся

Медведь (что делает?) просыпает..ся

просыпаЕТся

Снег (что делает?) проваливает…ся

проваливаЕТся

орфограмма №7

Окончание прилагательных


В светл.. ночи (какОЙ?)

Орфограмма №8

Правописание согласной в корне слова


Радос..но - радосТь

радосТно

сне(г/к) - снеГа

Чудес..ны -чудеса

Орфограмма №9

Словарные слова


В б..рлогах

В бЕрлогаж

ч..рикают

чИрикают

Другие орфограммы

Ч…десны – ЧУ-ЩУ

от..звались - неизменяемая приставка

ОТОзвались

вороб..и – разделительный Ь

Шаг второй

Читаем текст еще раз. Работаем над пунктограммами. Там, где необходимо, ставим знаки препинания.

Алгоритм рассуждения:

Шаг третий

Переписываем текст.

Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажется ночной(1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы.

Ещё спят в своих тёплых(3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают(2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.

Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по- весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.(4)

При переписывании текста учитываются:

1. Соблюдение орфографических норм;

2. Соблюдение пунктуационных норм;

3. Правильность списывания текста (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения

Ответ:

Шаг первый

(1) – фонетический разбор;

При фонетическом разборе слова нужно определить количество букв и звуков, поставить ударение в слове, выделить гласные и согласные звуки, классифицировать их. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки и как составляется транскрипция. Модель разбора свободная.

ночной (1)

о – [а] – гласный, безударный

ч – [ч’] – согласный, глухой, мягкий

н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый

о – [о́] – гласный, ударный

й – [й’]–согласный, звонкий, мягкий,

___________________________________

6 букв, 6 звуков, 2 слога

Шаг второй

(2) – морфемный разбор;

Что такое морфема? Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Морфемный разбор – это разбор слова на морфемы (по составу).

Порядок морфемного разбора:

    Определить, к какой части речи относится слово;

    Найти окончание и обвести его рамочкой (в слове может быть нулевое окончание, а в наречии окончания нет);

    Выделить часть слова без окончания. Это основа слова;

    Найти корень и выделить дугой

    Найти приставку и обозначить ее;

    Найти суффикс и отметить его значком;

Помните, что некоторых морфем в слове может и не быть.

Алгоритм рассуждения

подрастают (2)

Подрастают - это глагол. Выделяем окончание – ют, которое указывает на форму третьего лица множественного числа. Подрастают-вырастают –зарастают. Значит, под - это приставка. Выделяем приставку. Корень –раст- находим, сравнивая родственные слова: растет, вырос, растение (корень с чередующейся гласной) Суффикс – а- в глаголах показывает значение действия, это суффикс неопределенной формы (зарастАть)

Итак, в слове четыре морфемы: под-раст-а-ют

под- – приставка

Раст- – корень

А- – суффикс

Ют – окончание

подраста - основа

Шаг третий

(3) – морфологический разбор;

Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо:

1. уметь определять начальную форму слов;

2. знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки;

3. понимать синтаксическую роль слов в предложении.

Порядок разбора имени прилагательного.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);

Краткая или полная форма; род (в единственном числе); падеж, число.

III. Синтаксическая роль

(в) тёплых(3) (норах)

1) (в) тёплых (норах) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в норах(каких?) тёплых;

2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в предложном падеже;

3) в предложении является определением.

Шаг четвертый

(4) – синтаксический разбор предложения.

При синтаксическом разборе надо:

    охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное;

    по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательное или невосклицательное;

    по количеству грамматических основ: простое (одна грамматическая основа) или сложное (две или более грамматических основ);

    охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное(есть подлежащее и сказуемое) или односоставное (есть только подлежащее или только сказуемое), указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

    охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое(есть второстепенные члены) или нераспространённое (нет второстепенных членов).

    указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением) или не осложнено.

    подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

    составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Предл. прил сущ Глаг Предл.. сущ. сущ

На лесных тропинках проваливается под ногами снег (4).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное).

Грамматическая основа: снег (подлежащее) что делает? проваливается (сказуемое).

Второстепенные члены предложения:

проваливается (где? под чем?) под ногами – обстоятельство, допустимо – дополнение;

проваливается (где?) на тропинках – обстоятельство;

тропинках (каких?) лесных – определение.


Русский язык. 5 класс. Учебник.
Учебник, входящий в систему «Алгоритм успеха», нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, синтаксису и лингвистике текста, полученных в начальной школе; начинается систематическое изложение морфологии. Учебник строится по модульному принципу: каждая из восьми глав включает шесть повторяющихся разделов: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи» и «Повторение». К учебнику прилагается компакт-диск с аудиоприложением, которое содержит тексты для аудирования к заданиям, отмеченных специальным значком, а также вкладка «Приложение».

Задание №3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Партер, километр, современный, углубит .

Ответ:

Это задание проверяет владение орфоэпическими нормами.

Ответ: Парте́р, киломе́тр, совреме́нный, углуби́т

Задание №4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Чтобы выполнить это задание, надо вспомнить самостоятельные и служебные части речи.

Ответ:

Алгоритм рассуждения

Шаг первый

1. (в) саду (сад), ветви (ветвь), яблонь (яблоня), (под) тяжестью (тяжесть), плодов (плод)

Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? Следовательно, это имена существительные.

2. Гнулись – это глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делали?

3. Гнулись (где?) в саду, (под чем) под тяжестью, (как? до чего?) до земли

Предлоги В, ПОД, ДО выражают зависимость существительных от глагола, (связывают существительные с глаголом)

предл. сущ. сущ. сущ. глаг. предл. сущ. предл. сущ сущ.

Ответ: В саду ветви яблонь гнулись до земли под тяжестью плодов.

Шаг второй

Определяем, какие части речи отсутствуют в предложении.

В предложении нет имени прилагательного, местоимения, имени числительного, наречия, союза, частицы, междометия.

Задание №5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

    Стёпа как вы переправлялись на другой берег

    Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку

    Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка

    По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром

Алгоритм рассуждения.

Шаг первый

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.

Предложение №1 простое, вопросительное, осложнено обращением.

Ответ:

Стёпа, как вы переправлялись на другой берег?

Второе предложение сложное, повествовательное.

Расставляем знаки препинания:

Стёпа ответил, что они ловили рыбу на обычную удочку.

Четвертое предложение простое, повествовательное, осложнено вводным словом.

Расставляем знаки препинания:

По словам Стёпы, самый хороший клёв был ранним утром.

Предложение №3 с прямой речью.

Расставляем знаки препинания:

«Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку»,- тихо сказал дедушка.

Ответ:№3

Шаг второй

Составление схемы предложения: «П», – а.


Русский язык. Русская речь. 5 класс. Учебник
Книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник «Русский язык. Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса. Его задача - помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Задание №6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

    Вы тоже коллекционируете открытки с видами городов?

    Возьми-ка всю серию открыток с видами Суздаля!

    Оля покажи свою самую любимую открытку.

    Подруги подарили Оле специальный альбом для коллекции.

Алгоритм рассуждения

Первый шаг

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.

Ответ:

Оля, покажи свою самую любимую открытку.

Внутри других предложений запятых нет.

Второй шаг

Объяснение основания выбора предложения

Это простое предложение с обращением, которое стоит в начале предложения.

Задание №7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

    С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.

    Была гроза с сильным ветром и ночью старое дерево рухнуло.

    Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.

    Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

Алгоритм рассуждения

Первый шаг

Распознавание предложения и постановка знака препинания:

Ответ:

1.С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (упадет и рассыплется).

2. Была гроза с сильным ветром, и ночью старое дерево рухнуло.

Это сложное предложение. Первая основа - бала гроза, вторая основа-дерево рухнуло. Перед союзом И ставится запятая.

3.Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (кружились и падали).

4.Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные члены (сосен и елей).

Ответ: № 2

Второй шаг

Объяснение основания выбора предложения: Это сложное предложение. Перед союзом И ставится запятая. Можно начертить схему.

Прочитайте текст и выполните задания 8-12

1)Этот мальчик и эта птица живут на острове Беринга. (2)Человек и птица не видели земли, кроме острова, окружённого водой Тихого океана. (3)Мальчика зовут Володя; он живёт в деревянном доме островного посёлка, ходит в школу. (4)Большая чайка живёт на берегу большой колонии таких же чаек, которые целый день кричат, дерутся, летают над самым прибоем, охотятся, а вечером вся колония собирается на ночлег

5)Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек, они загалдели и поднялись: сотни птиц с огромными, как у орлов, крыльями полетели вдоль берега. (6)Но одна чайка вдруг отделилась от стаи. (7)Летит к нам, опускается. (8)Я отпрянул – птица села на плечо моему спутнику. (9)Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления.

(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома. (11)Аккуратно кормил, ходил с приёмышем к берегу. (12)Чайка выросла и вернулась в свою колонию, но что-то осталось в памяти вольной птицы. (13)Иногда она прилетает и долго сидит на крыше бревенчатой избы, а когда Володя приходит на берег – чайка узнаёт его. (14)Если поблизости немного людей, птица опускается Володе на плечо. (15)У дружбы великое множество путей…

(По В. Пескову)

Задание №8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль, идея – это то главное, что хотел сказать автор текста.

Ответ. Основная мысль текста выражена в последнем (15) предложении:

«У дружбы великое множество путей…»

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Задание №9

Ответ:

Ответ на этот вопрос мы найдем в 9 предложении: «Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления…»

Ответ : Мальчик не удивился, когда чайка села ему на плечо.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

Задание №10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−9 текста. Запишите ответ.

Ответ:

Типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи:

    Повествование (сообщает о развивающемся действии, доносит определенную информацию во временной последовательности);

    Описание (целью является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке);

    Рассуждение (разъясняет, раскрывает определенные особенности, что-то доказывает или опровергает).

Ответ : повествование.

Задание №11

В предложениях 6−9 найдите слово со значением «изумление, сильное впечатление от чего-либо». Выпишите это слово.

Ответ:

Ответ : удивление

Задание 12

В предложениях 10−12 найдите антоним к слову «сухой» и выпишите его.

Ответ:

Антонимы – это противопоставленные друг другу по смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова. Они имеют разное написание и звучание.

Антоним находим в предложении №10

(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома.

Ответ : мокрого

ВПР по математике для 5 класса состоит из 14 заданий. В 12 номере нужно изобразить требуемые в условии части рисунка, а в заданиях 6, 9, 10 и 14 – записать не только ответ, но и решение. Во всех остальных заданиях необходимо только записать ответ. На выполнение всей работы дается 60 минут.

Верное выполнение учеником заданий 13 и 14 при условии высокого результата в целом говорит о его способностях к данному предмету.

Система оценок

За ВПР по математике всего можно набрать 20 баллов. Они переводятся в отметки следующим образом:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

В этом задании проверяются знания учеников о натуральных числах. В нем нужно привести пример любого числа, соответствующего условию, например – двузначное число больше 30, которое делится на 12 и не делится на 9, или: двузначное число больше 70, которое делится на 10 и на 6.

Подобрать число по условию не так сложно – верный ответ оценивается в 1 балл.

Задание 2

Данное задание направлено на умение учеников оперировать понятием «обыкновенная дробь». Условия могут быть различных типов, например:

  • представить целое число в виде дроби с конкретным знаменателем (например, число 7 со знаменателем дроби 4);
  • представить в виде обыкновенной дроби сумму обыкновенных дробей (как правило, с общим знаменателем);
  • представить в виде обыкновенной дроби смешанное число.

За это также можно получить 1 балл.

Задание 3

В третьем задании ВПР по математике в 5 классе представлено четыре десятичные дроби – например, 29,29; 30,67; 29,9; 30,7 . Нужно найти наибольшее или наименьшее число и выписать его в ответ. Если это сделано правильно, ученик получает 1 балл.

Задание 4

Четвертое задание ВПР по математике – задача на нахождение части числа или числа по его части: например, дано, сколько всего учеников участвовали в олимпиаде, и нужно найти одну девятую от этого числа, или же указано число мест в автобусе и сказано, что треть занята – требуется определить, сколько свободных мест осталось. За верное решение задачи также можно набрать 1 балл.

Задание 5

В этом задании нужно найти один из компонентов примера – одно из слагаемых, делимое или делитель. Условие может выглядеть так: 17 x = 272 . Если число найдено правильно, ученик получает 1 балл.

Задание 6

Шестое задание ВПР по математике содержит в себе задачу, связывающую три величины. Задача может быть на работу, на скорость или на движение, в том числе – на скорость объекта, движущегося по течению реки и против него. Пример задачи:

Искусственный спутник Земли делает три оборота вокруг Земли за 600 минут. За сколько минут этот же искусственный спутник делает пять оборотов вокруг Земли?

В данном задании проверяющий оценивает как ответ, так и решение. Если все правильно – ставят 2 балла. Если в ходе решения допущена одна ошибка и ответ неправильный, но все нужные преобразования и рассуждения логичны и верны – 1 балл. Если рассуждения неверны, либо в них допущено более одной ошибки – 0 баллов.

Задание 7

В седьмом номере учащемуся нужно решить несложную сюжетную задачу, в которой в зависимости от варианта могут быть отражены все арифметические действия. Задача может выглядеть так:

На одной тарелке на 10 орехов больше, чем на другой. Сколько орехов нужно переложить с одной тарелки на другую, чтобы орехов стало поровну?

Правильный ответ на это задание приносит пятикласснику 1 балл.

Задание 8

Задача из восьмого задания ВПР по математике – на проценты. Она проверяет, как ученики 5 класса умеют находить процент от числа либо число по проценту, процентное соотношение чисел, процентное уменьшение или увеличение величины. Часто в таких заданиях приводится цена на товар без скидки и величина скидки – соответственно, нужно найти стоимость товара со скидкой. Но могут быть и другие, более сложные задания, например:

В парке отдыха в течение недели брали напрокат роликовые коньки 900 человек, а велосипеды за эту же неделю - на 20% меньше. На сколько меньше человек брало в аренду велосипеды, чем роликовые коньки?

За верный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 9

В девятом задании необходимо решить большой пример в несколько (чаще всего 5) действий, например –

301260:15-425:(112-87) 12

Здесь ученик записывает не только ответ, но и решение – ведь в таких примерах очень важно не только правильно сосчитать, но и соблюсти порядок действий.

Если проведены все вычисления, и ответ правильный – ученик получает 2 балла. Если ход решения верный, но в нем есть одна арифметическая ошибка, из-за чего ответ неправильный – 1 балл, а в иных случаях – 0.

Задание 10

Десятое задание ВПР по математике предполагает решение задач на покупки, а также – логических задач, часто с опором на данные таблицы. К примеру, есть несколько принтеров, для каждого из которых дано время печати и число страниц, напечатанных за это время. Нужно определить, сколько страниц в минуту может напечатать принтер с самой большой скоростью печати.

За верное решение и ответ можно суммарно набрать 2 балла: их ставят, если в решении и ответе нет ошибок. Если ход решения и рассуждения верный, но допущена одна ошибка, которая стала причиной ошибочного ответа – 1 балл. Во всех остальных случаях ученик не получает баллы за это задание.

Задание 11

Данное задание состоит из двух частей. Всего за него можно набрать 2 балла. В условии представлена диаграмма (иногда – таблица) с определенными данными – к примеру, вот такая:

В первой части задается вопрос, проверяющий умение читать диаграммы и внимательность – для данной диаграммы, к примеру, такой:

Перечислите страны, команды которых побеждали в чемпионатах мира больше, чем в чемпионатах Европы.

Верный ответ оценивается в 1 балл.

Во второй части также задается вопрос на умение извлечения информации из диаграмм и ее интерпретации, например: Укажите страну, у команды которой число побед в чемпионатах Европы больше числа побед в чемпионатах мира в три раза. Правильный ответ также приносит ученику 1 балл.

Задание 12

В двенадцатом задании ВПР по математике проверяется умение пятиклассников рассчитывать расстояния на местности, а также выполнять несложные построения на местности. Всего за это задание можно получить 2 балла. Пример задания:

Винни-Пух пошёл от дуба на восток, а потом повернул на юг и дошёл до фонаря. На рисунке показан путь Винни-Пуха от дуба до фонаря. Сторона квадратной клетки равна 1 км.

В первом вопросе нужно найти длину пути – в данном случае пути от дуба до фонаря, но на рисунке могут быть и другие вещи – к примеру, схематический план района города и путь от одного дома до другого при одинаковой ширине улиц и квадратной форме всех домов с указанной величиной стороны. За верный ответ ставят 1 балл.

Во втором вопросе пятиклассник должен сам отобразить маршрут – для данного рисунка задание звучит так:

Винни-Пух от дуба прошёл 2 км на юг, затем 3 км на восток, 6 км на север и 1 км на запад. Изобразите на рисунке путь Винни-Пуха.

Могут указать начальную и конечную точки маршрута и диапазон его длины. За правильно начерченный маршрут ученик также получает 1 балл.

Задание 13

Тринадцатое задание ВПР по математике проверяет развитие представлений о пространстве – знаний о таких понятиях, как куб, шар, параллелепипед. Задания могут быть различными: или определить параметры (объем либо периметр) нарисованной фигуры с указанными величинами сторон, или определить, из скольких кубиков состоит фигура на рисунке, или решить небольшую задачу – к примеру, сколько кубиков с определенной стороной поместится в коробке с данными габаритами. Верный ответ на задание оценивается 1 баллом.

Задание 14

В этом задании ученик раскрывает умение проводить логические обоснования и решать задачи различных типов, включая задачи повышенной сложности. Примеры задач:

В семи аквариумах было поровну рыбок; всего рыбок было менее 100. Затем установили восьмой аквариум, и рыбок расселили так, что во всех аквариумах, кроме одного, их стало поровну, а в одном – на одну больше, чем в каждом из остальных. Сколько всего было рыбок?

После строительства дома осталось некоторое количество плиток. Их можно использовать для выкладывания прямоугольной площадки на участке рядом с домом. Если укладывать в ряд по 10 плиток, то для квадратной площадки плиток не хватит. При укладывании по 8 плиток в ряд остаётся один неполный ряд, а при укладывании по 9 плиток тоже остаётся неполный ряд, в котором на 6 плиток меньше, чем в неполном ряду при укладывании по 8. Сколько всего плиток осталось после строительства дома?

У Серёжи и Маши семизначные номера телефонов, причём оба номера не начинаются с нуля. Серёжин номер отличается от Машиного только первой цифрой - у Маши она на 2 меньше. Известно, что номер телефона Маши даёт остаток 3 при делении на 8. Какой остаток даёт номер телефона Серёжи при делении на 8?

Если ученик привел все нужные рассуждения и получил правильный ответ, он получает 2 балла. В случае, если рассуждения неполные, но ответ верный – например, ученик нашел ответ методом подбора, но не доказал отсутствие возможных других верных ответов – 1 балл, а если приведен только верный ответ совсем без рассуждений или же ответ неверен – 0 баллов.

Основное общее образование

Линия УМК Г.К. Муравина, О.В. Муравиной. Математика (5-6)

Математика

Подготовка к ВПР-2019 по математике в 5 и 6 классах

В текущем учебном году ВПР по математике является обязательным экзаменом для 4, 5 и 6 классов. В режиме апробации всероссийские проверочные работы пройдут в 7 и 8 классах (с 2020 года они также станут обязательными). Кандидат педагогических наук, один из авторов популярного УМК по математике Георгий Муравин привел статистику по результатам ВПР 2018 года и на ее основе дал рекомендации по подготовке к проверочной работе в средней школе.

Тренируйте решать задачи на десятичные дроби. Сегодня существуют разные представления о том, нужно ли уделять время десятичным дробям в 5 классе. Те или иные концепции находят отражение в учебниках. В результате с заданием с десятичными дробями в ВПР 5 класса 2018 года справилось чуть больше половины учеников.

Не забывайте отрезковую схему. Этот подход часто используют в начальной школе. В ВПР 5 и 6 классов он также может пригодиться в решении задач, которые на первый взгляд кажутся очень сложными.

    Задание № 4 ВПР 5 класса выполнили 52% экзаменуемых. Пример из вариантов ВПР: В пятом классе 12 девочек, что составляет две пятых учащихся класса. Сколько мальчиков в этом классе?

    Задание № 3 ВПР 6 класса выполнили 32% экзаменуемых. Пример из вариантов ВПР: Задуманное число на 126 больше, чем седьмая часть самого задуманного числа. Найдите задуманное число.

Больше интересных материалов:
  • Подготовка к ВПР по математике в начальных классах в 2019 году
  • ВПР по математике в 6 классе. Подготовка, результаты, анализ
  • Методика подготовки к ВПР по математике в 4 классе. Решаем логические и геометрические задачи

Научите школьников вчитываться в длинные тексты заданий. Из-за клипового мышления многие современные ученики не могут уловить смысл длинного текста и в результате допускают ошибки в несложных заданиях, которые, к тому же, можно решать разными способами.

    Задание № 6 ВПР 5 класса выполнили 24% экзаменуемых. Пример из вариантов ВПР: Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 50 км/ч, другой - со скоростью 70 км/ч. На сколько километров больше проехал второй автомобиль до места их встречи, если расстояние между городами 600 км? Запишите решение и ответ.

Тренируйте решать задачи, в которых нужно что-то прикидывать. Дети плохо справляются с подобными заданиями в ВПР, однако дальше будет только сложнее: такие задачи часто встречаются в ГИА и в ЕГЭ.

    Задание № 7 ВПР 5 класса выполнили 45% экзаменуемых. Пример из вариантов ВПР: Гелевые ручки продаются в коробках по 12 штук в каждой. Нужно купить наименьшее возможное число коробок, но так, чтобы в них было не менее 500 ручек. Сколько ручек было куплено?

Тренируйте решать задачи с процентами. Задание на процентные соотношения выполняются школьниками традиционно плохо. При решении всегда первым делом нужно определять, что собой представляют 100%.

    Задание № 8 ВПР 5 класса выполнили 30% экзаменуемых. Пример из вариантов ВПР: С 1 апреля магазин снизил цены на зимние ботинки на 25%, и они стали стоить 2700 рублей. Сколько рублей стоили зимние ботинки до снижения цены?

    Задание № 11 ВПР 6 класса выполнили 25% экзаменуемых. Пример из вариантов ВПР: Ваня потратил в компьютерном магазине 600 рублей. На покупку кабеля он израсходовал 15% этой суммы, а на покупку мыши - 30% этой суммы. Сколько стоили остальные товары, купленные Ваней. Запишите решение и ответ.

Электронная форма учебника (ЭФУ) Математика. 6 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Математика 6 класса Муравин Г. К. Муравина О. В. Математика. 6 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Уделите время нестандартным задачам. Как показала статистика, школьники достаточно хорошо справляются с заданиями, где нужно использовать понятные алгоритмы. Когда же требуется отойти от стандартов, начинаются сложности. Чтобы это преодолеть, приводите на уроках больше нестандартных задач.

    Задание № 12 ВПР 5 класса выполнили 12% экзаменуемых. Пример из вариантов ВПР: Весь июнь (с 1 по 30 число) Сережа провел у бабушки в деревне. Иногда он там читал книги - ровно по 4 страницы в день. Но в некоторые дни Сережа вообще не читал. Оказалось, что число страниц, прочитанных Сережей за весь июнь, равно числу дней июня, когда Сережа не читал. Сколько страниц прочел Сережа за июнь? Запишите решение и ответ.

    Задание № 13 ВПР 6 класса выполнили 22% экзаменуемых. Пример из вариантов ВПР: Задумали двузначное число. Когда это число умножили на произведение его цифр, получилось 819. Какое число задумали? Напишите свое решение.

Научите смотреть на задачи практически. Некоторые задания обращены не только к теории, но и к здравому смыслу. Например, если представлена задача про объем распиленного бруска, ученику необходимо представить, каким же образом этот брусок распиливали.

Корпорация «Российский учебник» предлагает для 5 и 6 классов. Они являются частью учебного-методического комплекта «Математика» авторства Г.К. Муравина и О.В. Муравиной, однако универсальны. Разработчики тетрадей «ВПР» специально поставили цель создать такие пособия, которые подойдут педагогам, работающим по разным учебникам, - что было весьма непростой задачей. Познакомьтесь также с бесплатным на образовательной платформе LECTA. Сейчас в нем уже представлен банк заданий для 4 класса, скоро появятся контрольные и тренировочные работы для 5 и 6 классов.

#ADVERTISING_INSERT#

Ваш ребенок поступил в школу и у всей семьи начались трудовые будни?

  • с мамой выводятся буквы и крючочки
  • папа, придя с работы, объясняет задачу по математике
  • дедушка разбирает новую тему по окружающему миру, а бабушка помогает второклашке освоиться в премудростях иностранного языка

Чтобы учеба в школе была успешной, наш Центр приглашает школьников на новый курс «Учеба на отлично!».

«Учеба на отлично!» детям это:

  1. Объяснение непонятных или пропущенных по болезни тем
  2. Контроль за выполнением домашних заданий по всем предметам
  3. Диагностика знаний и устранение возможных пробелов
  4. Дополнительные занятия по предмету, с которым не сложились отношения в школе
  5. Подготовка к выполнению контрольных и самостоятельных работ.
  6. ВПР по всем дисциплинам за все классы!

«Учеба на отлично!» родителям это:

  1. Сохранение доброжелательного эмоционального фона в семье. Ведь не секрет, что выполнение домашней работы с детьми часто приводит к конфликтам в доме. А нервозная обстановка отнюдь не улучшает отношение ребенка к учебе.
  2. Освобождение времени родителей. Опытный педагог сумеет объяснить школьнику «трудную» тему или непонятную задачу намного быстрее, чем мама или папа, не имеющие знаний методики и психологии обучения. После занятий в Центре у вас останется целый вечер на то, чтобы провести его вместе.
  3. Привитие детям навыков самостоятельности. Будем честны - часто родители, устав разбираться с «домашкой», многое делают за детей сами. А ведь залогом успешного обучения является способность ребенка работать самостоятельно. Мы не делаем уроки за школьников, а лишь помогаем им справляться с трудностями.
  4. Подбор опытных репетиторов для занятий по подготовке к Всероссийским Проверочным Работам и выпускным школьным испытаниям. В нашем Центре работают педагоги, имеющие стаж работы более 10-15 лет, хорошо знакомые с методическими подходами к современному образованию и требованиями к контролю знаний.

Воспользуйтесь помощью специалистов

Текущая ситуация в системе школьного образования приводит к тому, что темп обучения постоянно растет. Теперь будущий первоклашка должен еще до школы знать буквы и цифры. В детском саду детей учат читать, считать и зазубривать наизусть состав числа. Ребенок, который по какой-либо причине не обладает этими знаниями, сталкивается со сложностями уже с первых дней учебы.

Подключающиеся к учебе родители сетуют, что школа в основном контролирует процесс освоения ребенком знаний. Высокий темп обучения и изменившаяся школьная программа требуют от мам и пап полного погружения в учебу их детей. «Школа спрашивает - родители отвечают». Разумно ли это?

В результате члены семьи школьника, не имеющие специального образования, часами разбираются с уроками в поисках оптимального способа преподавания, обучения собственного ребенка. Домашка отнимает много времени, а значит, утомляет детей, ухудшает их отношение к школьным делам и снижает успеваемость. Вот такой замкнутый круг.

Наш Центр предлагает школьникам и их родителям профессиональную помощь! Занятия с нашими специалистами не перегружают ребят, улучшают их учебный настрой и повышают успеваемость.

Почему детям трудно учиться в школе?

Иногда причиной школьных проблем могут выступать логопедические нарушения речи, синдром гиперактивности и рассеянности внимания и другие психо-физиологические факторы. Мы можем помочь и в таких ситуациях.

  1. В нашем Центре Речи работают логопеды-дефектологи, которые помогут детям, имеющим дислексию или дисграфию. Данные состояния не позволяют ребенку успешно овладевать чтением и письмом и требуют обязательной отдельной работы.
  2. Детский нейропсихолог при необходимости проведет диагностику развития ребенка, поможет определить уровень сформированности таких психических функций как внимание, мышление, память. Коррекционные занятия в необходимом направлении снимут с ребенка ярлык «ленивого» и «неспособного» и обеспечат его успешность.
  3. Психологи помогут решить проблемы со сложившимся у ребенка негативным отношением к учебе, снять психо-эмоциональное напряжение, разрешить конфликтные ситуации.

В нашем Центре все специалисты собрались под одной крышей, чтобы помочь детям и их родителям. Не нужно сбиваться с ног в поисках качественного репетитора, не стоит опускать руки, слыша негативные отзывы школьных учителей об успехах вашего ребенка. На вашей стороне:

  1. Высокая квалификация наших педагогов.
  2. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
  3. Возможность получить консультацию всех специалистов Центра.
  4. Опытные репетиторы по основным школьным дисциплинам.
  5. Качественная подготовка к ВПР и выпускным испытаниям ОГЭ (9 кл.) и ЕГЭ (11 кл.).

Давайте вместе поможем школьнику выйти в зону успешности!

Иногда даже просто вовремя сделанная домашняя работа может существенно изменить ситуацию в учебе. Уверенность в знании пройденной темы, долгожданная «пятерка», похвала учителя дают ребенку новые силы и меняют отношение к урокам.

5 класс ВПР. Проверочная работа.

Вариант 11.

1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-13 текста. Запишите ответ.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

(1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5)Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)Через поле в это время шли трое мальчиков. (7)Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8)Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)Видно было, что он промок до нитки. (12)Мальчик весь дрожал. (13)Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

- (15)Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)Мне так жалко тебя...

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

- (18)Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)Я сочувствую тебе, мальчик...

(20)А третий не сказал ни слова. (21)Он молча снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22)Не слова красят человека.

(По В. Сухомлинскому)

2. В предложениях 3-5 найдите слово со значением «покрыть сплошь, обволочь». Выпишите это слово.

3. В предложениях 12-15 найдите антоним к слову «хорошо» и выпишите его.

4. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(Из)д..рев..ев русск..го леса м..лее всех (1) мне наша берёза. Хорош.. и ч..сты берёзовые светлые рощи. Особенно хорош.. берёзовый лес в..сной. Как только сход..т (в)лесу сне(г/к)‚ н..бухают (на)берёзах см..листые и душ..стые поч..ки. Из каждой случ..йно надломленной ве(д/т)к.. капл..т сла(д/т)кий сок. Пе(в/ф)чие птиц.. соб..рают..ся в берёзовой рощ.. (4) . Звонко поёт дроз(д/т) куку..т кукуш..ка радос..но щ..беч..т синич..ки. К..вром ра..ст..лают..ся цв..тут под берёзами белые п..дснежники (2) .

Начина..т ра..пускат..ся молодая л..ства (3) . Выйд..ш.. на простор и (не)п..вер..ш.. своим гл..зам: з..лёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Как прекрас..ны м..лодые берёзовые л..сточ..ки

5. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор;

(2) - морфемный разбор;

(3) - морфологический разбор;

(4) - синтаксический разбор предложения.

6. Поставьте знак ударения в следующих словах:

фарфор, повторит, создала, щавель

7. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

На стене висела картинка в раме из дерева.

8. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По свидетельству очевидцев из подъезда долго никто не выходил

2) Синоптики сообщают что завтра в Москве будет сильный снег

3) Собираемся на этом же месте через час громко объявил экскурсовод

4) Катя покажешь нам свой рисунок

9. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Старый домик стоял на самом краю деревни.

2) Сергей Иванович и Коля быстро встали из-за стола.

3) Расскажите мне ребята всё по порядку.

4) В доме и на улице было одинаково холодно.

10. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой.

2) Солнце ещё не поднялось из-за гор и по долине плыли сизые клочья тумана.

3) Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног.

4) Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила.

11. Определите и запишите основную мысль текста.

12. Какие детали в тексте свидетельствуют о том, что десятилетний мальчик сильно замёрз? Запишите ответ.

Пояснение.

Основная мысль текста:

Помогать надо делом, а не словами. (ИЛИ: Не слова красят человека, а дела).

Пояснение.

Ответ может быть сформулирован так:

Мальчик дрожал от холода. Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

Пояснение.

Из деревьев русского леса милее всех мне наша берёза. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Особенно хорош берёзовый лес весной. Как только сходит в лесу снег, набухают на берёзах смолистые и душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки каплет сладкий сок. Певчие птицы собираются в берёзовой роще. Звонко поёт дрозд, кукует кукушка, радостно щебечут синички. Ковром расстилаются, цветут под берёзами белые подснежники.

Начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на простор и не поверишь своим глазам: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Как прекрасны молодые берёзовые листочки!

Пояснение.

Фонетический разбор

всех (1)

в - [ф] - согласный, глухой, твёрдый

с -[с"] - согласный, глухой, мягкий

е - [э] - гласный, ударный

х -[х] - согласный, глухой, твёрдый

4 буквы, 4 звука, 1 слог

Морфемный разбор (по составу)

подснежники (2)

под- - приставка

Снеж- - корень

Ник- - суффикс

И - окончание

Морфологический разбор

листва (3)

1) листва - имя существительное, обозначает предмет: (что?) листва;

2) начальная форма - листва; нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение; в единственном числе, в именительном падеже;

3) в предложении является подлежащим.

Синтаксический разбор

Певчие птицы собираются в берёзовой роще (4) .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: птицы (подлежащее), собираются (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (птицы) певчие - определение; (собираются) в роще - обстоятельство; (в роще) берёзовой - определение.

Пояснение.

фарфОр, повторИт, создалА, щавЕль

Пояснение.

1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

Пояснение.

1) Расставим знаки препинания:

«Собираемся на этом же месте через час», - громко объявил экскурсовод.

Возможен и другой вариант:

«Собираемся на этом же месте через час!» - громко объявил экскурсовод

2) составление схемы предложения:

«П», - а. ИЛИ «П!» - а.

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

1) Ста­рый домик стоял на самом краю де­рев­ни. - Запятые не нужны.

2) Сер­гей Ива­но­вич и Коля быст­ро вста­ли из-за стола. - Запятые не нужны: однородные подлежащие соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) Рас­ска­жи­те мне, ре­бя­та, всё по по­ряд­ку. - С двух сторон выделяется обращение «ребята».

4) В доме и на улице было оди­на­ко­во хо­лод­но. - Запятые не нужны.

Ответ: 3) Рас­ска­жи­те мне, ре­бя­та, всё по по­ряд­ку. - С двух сторон выделяется обращение «ребята».

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

1) Я пу­те­ше­ство­вал по Кав­ка­зу и зна­ко­мил­ся с его при­ро­дой. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) Солн­це ещё не под­ня­лось из-за гор, и по до­ли­не плыли сизые кло­чья ту­ма­на. - Запятая между частями сложного предложения.

3) На­елась со­ба­ка до­сы­та и с на­сла­жде­ни­ем улег­лась на сол­ныш­ке у моих ног. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Ве­се­ло бе­жа­ла Альма рядом с хо­зя­и­ном и да­ле­ко в лес не ухо­ди­ла. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

Ответ: 2) Солн­це ещё не под­ня­лось из-за гор, и по до­ли­не плыли сизые кло­чья ту­ма­на. - Запятая между частями сложного предложения.

Последние материалы раздела:

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...