План статистического наблюдения и данные переписи населения. Статистическое наблюдение Качество результатов статистического наблюдения и его контроль
Главная > Документ3. Статистические наблюдения
План изучения темы
Перечень вопросов | Литература | |
Студент должен знать: | ||
- определение статистического наблюдения; - формы, виды статистического наблюдения; - принципы статистического наблюдения; - способы наблюдения;- виды ошибок и контроль за ними; | Л-1 Л-2 Л-4 Л-5 | 19-36 12-18 15-22 14-24 |
- задачи по совершенствованию статистического наблюдения; | ||
уметь: | ||
- разрабатывать план проведения статистического наблюдения | ||
Методические указания При изучении темы следует уяснить, что наблюдение является пер-вым и исходным этапом статистического исследования. Необходимо уяснить основные принципы организации и проведения наблюдения, научиться решать практические задачи, встающие перед на-блюдателем. Четко уяснить что статистическое наблюдение является целена-правленным научно организованным процессом. Это выражается в том, что оно проводится с определенной, заранее установленной целью, орга-низуется по плану. Подготовка наблюдения включает в себя большой круг разного виды работ. Сначала необходимо решить программно-методологические вопросы его проведения, затем решить проблемы организационного характера, а затем проведение массового сбора данных непосредственно связанных с заполнением статистических формуляров. Необходимо уяснить основные организационные формы, виды и спо-собы статистического наблюдения, принципы классификации форм, ви-дов и способов наблюдения и применение их при решении задач. Важнейшей задачей наблюдения является получение доброкачест-венных, достоверных данных. Ее решение зависит от успешного выпол-нения требований, предъявляемых к наблюдателю. Однако надо иметь в виду что в ходе наблюдения могут возникнуть погрешности. Погрешно-сти появляющиеся в процессе наблюдения, называются ошибками на-блюдения Все погрешности, возникающие при сплошном наблюдении, называются ошибками регистрации. Для предупреждения или уменьше-ния размеров этих погрешностей в оргпланах наблюдения следует преду-сматривать специальные контрольные мероприятия (например, проведе-ние повторного наблюдения единиц наблюдения и т. п.). При несплошном наблюдении, в частности выборочном, могут возник-нуть специфические ошибки, называемые ошибками репрезентативности. Они появляются в силу того, что наблюдение является не сплошным. После получения статистических формуляров следует провести про-верку полноты и качеств собранных данных. Узловые вопросы изложены в схеме.
3.1. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а), переписи почтовых отделений связи; б), переписи торговых предприятий; в), переписи научных учреждений; г), переписи больниц, поликлиник и др. учреждений здравоохранения; д). переписи школ. 3.2. Составьте перечень наиболее существенных признаков следую-
щих единиц статистического наблюдения: а), фермерских хозяйств; в), вуза; б), жилого дома; г), совместного предприятия.
- Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи. Мотивируйте свой выбор. В 1994 году Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?
Практическое занятие 1
Ознакомление с формами статистической отчетности сельскохозяй-ственных предприятий. 4. Сводка и группировка статистических данных
План изучения темы
Перечень вопросов | Литература | |
Студент должен знать: | ||
- понятие сводки и группировки, их значение и | Л-1 | |
применение; | Л-2 | |
- сущность статистической сводки и группировки; | Л-4 | |
- понятие о группировочном признаке; | Л-5 | |
- понятие об интервале; | ||
- понятие о рядах распределения и их применении | ||
при решении задач; | ||
уметь: | ||
- правильно определять группировочные признаки; | ||
- выбирать интервалы статистической группировки; | ||
- составлять группировки. |
Методические указания
При изучении данной темы следует уяснить, что важнейшим этапом исследования социально-экономических явлений и процессов является систематизация первичных данных и получение на этой основе сводной характеристики объекта в целом при помощи обобщающих показателей, что достигается путем сводки и группировки первичного статистическо-го материала. Следует уяснить, что по глубине и точности обработки материала различают сводку простую и сложную. Проведение сводки необходимо осуществлять по следующим этапам:
- выбор группировочного признака; определение порядка формирования групп;
- разработка системы статистических показателей для характеристи-ки групп и объекта в целом; разработка макетов статистических таблиц для представления ре-зультатов сводки.
- выделение социально-экономических типов явлений;
- изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
- выявление связи и зависимости между явлениями.
- типологическая; структурная;
Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировок, которые могут быть равными и неравными.
Величина равного интервала может быть определена по следующей формуле: где: I – интервал, X mas и X min – максимальное и минимальное значения признаков совокупности, п – число групп. При группировке статистических данных каждая группа может характери-зоваться несколькими статистическими показателями. Если охарактеризовать группы лишь одним показателем, а именно численностью единиц, входящих в группу, то получатся ряды распределения, которые могут составляться по ко-личественному и качественному (атрибутивному) признакам. Отсюда их называют вариационными и атрибутивными рядами. Ряды распределения можно представить следующей схемой.
Схема 4. Ряды распределения
Практическое занятие 2
ILo материалам сельскохозяйственных предприятий проведите простую и комбинированную группировку. Результаты группировки оформите статистической таблицей и сделайте анализ.
Задачи и упражнения для самоконтроля
4.1. К каким группировочным признакам – атрибутивным или коли-
чественным – относятся: а) возраст человека; б) национальность; в) балл успеваемости; г) доход сотрудника фирмы; д) форма собственности? 4.2. Какие из указанных ниже группировок являются типологическими: а) группировка населения по полу; б) группировка населения по отраслям, занятого в народном хозяйстве; в) группировка капитальных вложений на строительство объектов
производственного и непроизводственного назначения; г) группировка предприятий общественного питания по формам соб-
ственности? 4.3. Известны следующие данные по основным показателям деятель-
ности крупнейших банков одной из областей России (данные условные)
(тыс. руб.)
№ п/п | Сумма активов | Собствен-ный капи-тал | Привлечен-ные ресурсы | Балансо-вая при-быль | Объем вложе-ний в государ-ственные цен-ные бумаги | Ссудная задолжен-ность |
1 | 2 | 5 | 7 | |||
1 | 645,6 | 8,1 | 30,8 | |||
2 | 636,9 | 9,5 | 25,7 | |||
3 | 629,0 | 38,4 | 26,4 | |||
4 | 619,6 | 38,4 | 25,3 | |||
5 | 616,4 | 13,4 | 20,9 | |||
6 | 614,4 |
2. Всероссийская перепись населения 2002 года проводилась с 9 по 16 октября 2002 года по состоянию на 0 часов с 8 на 9 октября. Счетчик пришел:
а) в семью №1 - 10 октября. В этой семье 9 октября родился ребенок. Должен ли счетчик внести сведения о родившемся ребенке в переписной лист?
б) в семью №2 - 15 октября. В этой семье 14 октября умер член семьи. Должен ли счетчик внести сведения об умершем в переписной лист?
в) в семью №3 - 16 октября. В этой семье 12 октября молодожены зарегистрировали в ЗАГСе свой брак. Какой ответ должен записать счетчик на вопрос переписного листа "Состояние в браке"
3. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из детского сада. Сделайте вывод.
а) Всего детей в детсаду - 133
б) В том числе: в старших группах – 37,
в средних – 43,
в младших – 58
в) Из всего числа детей: мальчиков – 72,
девочек – 66
________________________
________________________
5. Сформулируйте определение объекта наблюдения, единицы наблюдения:
Домашнее задание
по теме «Статистическое наблюдение»
1. Приведите примеры различных видов статистического наблюдения по данным СМИ (за последние 5-7 лет)
____________________
______________________________
____________________
____________________
____________________
2. Разработайте программно-методологические вопросы статистического наблюдения по выбранной Вами теме, оформите в виде таблицы:
Организационный план статистического наблюдения
Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный |
Терминологический словарь
Статистическое наблюдение - массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации признаков, отобранных каждой единицы совокупности.
Цель наблюдения - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.
Объект наблюдения - статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.
Единица наблюдения - составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.
Отчетная единица - субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.
Программа наблюдения - перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения.
Статистический формуляр - документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.
Критический момент (дата) - день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности.
Срок (период) наблюдения - время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров.
Отчетность - основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений.
Перепись - специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.
Регистровое наблюдение - форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец.
Непосредственное наблюдение - регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и так далее устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения.
Документальный способ наблюдения - основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера.
Опрос - способ наблюдения, при котором наблюдаемые сведения получают со слов респондента.
Текущее наблюдение - наблюдение, когда изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления.
Единовременное обследование - сведения даются о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования.
Сплошное наблюдение - получение информации о всех единицах исследуемой совокупности.
Несплошное наблюдение - обследованию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности.
Точность статистического наблюдения - степень соответствия величины какого-либо показателя, определяемого по материалам статистического наблюдения, действительной его величине.
Ошибка наблюдения - расхождение между расчетным и действительным значением изучаемых величин.
Дополнительный материал
Понятия, связанные с формированием информационной базы | |
Понятия | Характеристики |
Информация | Произошло от латинского слова «разъяснение, изложение». Это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире. |
Статистическая информация | Совокупность сведений социального и экономического характера, на основе которых осуществляются такие функции, как учет и контроль, планирование, управление и статистический анализ. |
Источники получения статистической информации | Ими являются органы государственной статистики, организации, проводящие социологические обследования, и т.д. |
Требования, предъявляемые к статистической информации | Это: 1) точность, полнота и представительность получаемой информации о социально-экономических процессах и явлениях; 2) соответствие задачам исследования (одна и та же информация адекватна для решения одних и не адекватна для других); 3) достоверность информации как степень соответствия статистической информации отображаемой действительности; 4) массовость, получение достаточного для анализа объёма исследуемой совокупности; 5) систематичность сбора и обработки информации; 6) научный подход к информации на основе методов познания действительности и общих положений статистики как науки; 7) адекватность информации сущности и характеру изучаемых явлений. |
Другие виды информации (помимо статистической), которые должен использовать статистик | Это: 1) данные бухгалтерской отчетности (то есть непрерывная регистрация наличия и движения материальных и финансовых средств организации); 2) данные оперативно-технической отчетности (то есть совокупности зарегистрированных отдельных событий и фактов непосредственно в момент их совершения), отражающие технологическое состояние объекта на тот или иной момент времени; 3) данные социологических исследований, для которых характерно влияние субъективного фактора, необходимость учета групповых, классовых, социальных мотивов, интересов и т.д. |
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных
Тема занятия | Методическое обеспечение занятия | Литература | Примечание (самостоятельная работа) |
Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике | Наглядное пособие - Ряды распределения | Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 | - |
Ряды распределения в статистике | Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 Учебник под ред. И.Г. Малый Теория статис-тики стр.78-109 | 3 часа Решение задач на группировку статистических данных. Выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение. Из газет и журналов подобрать примеры рядов распределения и таблиц | |
Построение рядов распределения и их графическое изображение. | Сборник задач | Гл. 3 Параграфы 3.1-3.2, 3.4 | - |
Студент должен знать :
ü основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
ü понятия: статистическая сводка, группировка статистических данных, ряд распределения.
ü виды сводки
ü виды группировок
ü группировочные признаки.
ü формулу Стерджесса
Студент должен уметь:
ü собирать и регистрировать статистическую информацию;
ü строить атрибутивные и вариационные ряды распределения, простые и сложные группировки.
ü определять элементы вариационного ряда.
ü определять величину интервала.
ü выполнять перегруппировку статистических данных.
ü строить графики рядов распределения
План раздела:
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки
1. Понятие о статистической сводке
2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании
3. Задачи статистических группировок, их виды
Тема 3.2. Ряды распределения в статистике
5. Статистические ряды распределения
6. Статистические таблицы
7. Разработка сказуемого статистических таблиц
8. Основные правила составления таблиц
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляют собой первый и второй этапы статистического исследования и каково их значение?
2. Какие виды сводки Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
3. Что называется статистической группировкой и группировочными признаками?
4. Какие виды группировок Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
5. В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?
6. Какие основные задачи решаются исследователем с помощью метода группировок?
7. Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры важнейших классификаций?
8. Какие группировки называют комбинационными? Приведите пример?
9. В чем заключается отличие комбинационной группировки от многомерной?
10. Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным?
11. В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по количественным признакам?
12. Как определяется число групп и границы интервалов между ними?
13. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы. Приведите примеры.
14. Что называется вторичной группировкой, в каких случаях приходится прибегать к ней и как получить новые группы на основании уже имеющихся?
15. Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы?
16. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны?
17. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.
18. Каковы функции статистических таблиц?
19. Какие существуют виды таблиц по построению подлежащего?
20. Перечислите основные требования к оформлению таблиц.
Тренировочный тест
по теме «Сводка и группировка статистических данных»
1. Студенты высших учебных заведений подразделяются на обучающихся на заочном, очном и вечернем отделениях. Данная группировка является:
а) типологической:
б) структурной;
в) аналитической.
2. С целью изучения зависимости между успеваемостью студентов и их возрастом производится аналитическая группировка. Данные следует группировать по:
а) успеваемости студентов;
б) возрасту студентов.
3. Население, проживающее на какой–либо территории, распределяют на группы по социальному положению. Полученный ряд называется:
а) вариационным;
б) атрибутивным;
в) альтернативным;
г) дискретным;
д) интервальным.
4. Сводкой в статистическом наблюдении называется:
а) объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака;
б) особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения;
в) объект, характеризующийся цифрами.
5. Группировка – это:
а) упорядочение единиц совокупности по выделенному признаку;
б) разбивка единиц совокупности на группы по существенному признаку;
в) обобщение единичных фактов.
6. Группировка, выявляющая взаимосвязи между явлениями и их признаками, называется:
а) аналитической;
б) структурной;
в) типологической.
7. Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется:
а) аналитической;
б) структурной;
в) типологической.
8. Группировка, построенная по трем признакам, называется:
а) рядом распределения;
б) простой;
в) комбинационной.
9. Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает:
а) факторный;
б) результативный;
в) факторный и результативный.
10. Основанием группировки может быть:
а) атрибутивный признак;
б) количественный признак;
в) как атрибутивный, так и количественный признак.
11. Группировки различают по:
а) организации сбора данных;
б) по числу группировочных признаков;
в) по глубине обработки материала.
12. Ряд распределения, построенный по качественному признаку, называется:
а) атрибутивным;
б) непрерывным;
в) числовым.
13. Вариационный ряд распределения – это ряд, построенный:
а) по атрибутивному признаку;
б) по количественному признаку;
в) как по атрибутивному, так и по количественному признаку.
14. В теории статистики с помощью метода группировок изучают:
а) статистические зависимости между явлениями;
б) регрессионные зависимости;
в) динамику процессов.
15. В теории статистики программа статистической сводки включает формирование:
а) объектов наблюдения;
б) отчетных единиц;
в) групп и подгрупп.
16. Дискретный вариационный ряд графически изображается с помощью:
а) полигона;
б) гистограммы;
в) кумуляты.
17. Накопленные частоты используются при построении:
а) полигона;
б) гистограммы;
в) кумуляты.
18. Интервал – это:
а) разность между максимальным и минимальным значениями признака по совокупности;
б) разность между верхней и нижней границами значений признака по одной группе;
в) разность между числом единиц (частотами) соседних групп.
19. Ряд распределения - это:
а) совокупность признаков, расположенных в определенном порядке;
б) разграничение единиц совокупности по одному из признаков;
в) единицы совокупности, расположенные в порядке возрастами или убывания значений признака.
20. Под ранжированием понимают:
а) определение предела (интервала) изменений значений варьирующего признака;
б) количественная оценка степени вариации изучаемого признака,
в) расположение всех значений в возрастающем (или убывающем) порядке.
Практические задания
по теме «Сводка и группировка статистических данных»
Похожая информация.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ СТАТИСТИКИ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ.
Статистика – это общественная наука, которая изучает количественные и качественные характеристики массовых явлений и процессов, происходящих в обществе, а также экономические и социальные условия жизни общества.
Объекты статистического исследования – явления и процессы, происходящие в обществе.
Предмет статистики – количественные и качественные характеристики изучаемых массовых явлений и процессов в их взаимной связи и непрерывном развитии.
Теоретическая основа статистики – экономическая теория.
Глобальная задача статистики – подготовка и представление правительству страны научно-обоснованной и достоверной информации о состоянии и развитии экономики страны.
Главный учетно-статистический центр страны – Федеральная служба государственной статистики РФ (ФСГС РФ).
Статистическая совокупность – изучаемое массовое явление или процесс.
Единица статистической совокупности – отдельный элемент, составляющий статистическую совокупность.
Каждая единица статистической совокупности имеет определенное значение изучаемого признака.
Вариация признака – изменение величины признака от одной единицы совокупности к другой.
Признаки подразделяются на: количественные и качественные (атрибутивные); первичные и вторичные; множественные и альтернативные; прерывные и непрерывные; факторные и результативные; существенные и несущественные.
Статистический показатель – количественная характеристика изучаемых социально-экономических явлений и процессов.
Статистическая методология – совокупность приемов и методов, с помощью которых статистика изучает свой предмет.
Основные этапы статистического исследования:
1. Статистическое наблюдение.
2. Сводка и группировка.
3. Расчет обобщающих показателей и анализ полученных данных.
Статистическое наблюдение заключается в сборе полной и достоверной первичной информации об изучаемом явлении (или процессе) путем регистрации индивидуальных значений признака у отдельных единиц исходной совокупности.
Организационные формы статистического наблюдения : статистическая отчетность и специально организованное наблюдение.
Виды статистического наблюдения :
По охвату единиц изучаемой совокупности: сплошное и несплошное;
По характеру регистрации признака во времени: прерывное и непрерывное.
Основные способы проведения статистического наблюдения : непосредственное, документальное и опрос.
Единица статистического наблюдения – первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые статистические данные.
Объект наблюдения – совокупность единиц изучаемого явления, о которых необходимо собрать первичные статистические данные.
Критический момент наблюдения – дата, на которую регистрируются собираемые данные.
План (программа) наблюдения – документ, содержащий методологические и организационные вопросы наблюдения.
С целью выявления возможных ошибок регистрации и ошибок репрезентативности проводят логический и арифметический контроль данных.
Задания для самостоятельного решения
1.Супермаркет «Рамстор» поручает вам разработать бланк опроса покупателей с целью изучения удовлетворения спроса и определения затрат времени на приобретение необходимых товаров. Кроме того, определите вид и способ наблюдения.
2. Составьте проект программы для статистического изучения:
а) бюджета времени студента 1 курса дневного отделения РЭА им. Г. В. Плеханова;
б) обеспеченности населения Москвы автотранспортными средствами;
в) уровня жизни студентов РЭА им. Г. В. Плеханова.
3.Предполагается организация статистического обследования туристов, выезжающих из РФ. Какой вид статистического наблюдения целесообразно выбрать?
4. Приводятся следующие виды статистического наблюдения:
– перепись населения;
– учет выпускников высших учебных заведений;
– годовая отчетность о деятельности финансовых учреждений;
– изучение затрат времени в семье на приготовление пищи.
Определите, каким способом может быть организован сбор данных.
5.С помощью логического контроля установите наличие ошибок и возможность их исправления в следующем переписном листе:
Фамилия, имя, отчество – Иванова Лидия Сергеевна
Пол – женский
Возраст (число исполнившихся лет) – 48
Состоит в браке в настоящее время – да
Образование – высшее
Источник средств существования – стипендия
Занятие по месту работы – бухгалтер
6. На вашем факультете предполагается провести статистическое наблюдение для изучения мнения студентов об организации учебного процесса и о преподавателях по изучаемым дисциплинам.
Вам необходимо определить программно-методологические и организационные вопросы наблюдения.
7. Определите объект и единицу наблюдения, а также задачи:
– переписи пенсионеров РФ;
Составьте программу наблюдения.
8. Для разработки программы оказания помощи молодым семьям намечено провести наблюдение. Какой вид статистического наблюдения целесообразно выбрать?
Сформулируйте вопросы для включения их в бланк опроса.
9. Предполагается ваше участие в проведении одного из следующих статистических наблюдений в Москве:
– переписи студентов высших учебных заведений;
– переписи промышленных предприятий;
– переписи театров и музеев;
– переписи учреждений здравоохранения;
– изучения спроса населения на легковые автомобили;
– переписи торговых организаций;
– изучения общественного мнения по отдельным вопросам.
По каждому из наблюдений определите: цель и задачи; объект и единицу; основные признаки, подлежащие регистрации; вид и способ наблюдения.
10. Определите объект, единицу и задачи наблюдения, а также составьте программу наблюдения:
– переписи пенсионеров РФ;
– переписи страховых организаций страны;
– обследования торговых предприятий в Москве.
11. Для разработки программы оказания помощи молодым семьям намечено провести наблюдение. Какой вид статистического наблюдения целесообразно выбрать?
Сформулируйте вопросы для включения их в бланк опроса.
12. Определите объект наблюдения и единицу совокупности, а также составьте программу обследования:
а) дифференциации заработной платы работников отраслей экономики;
б) изменения уровня цен на продовольственные товары в Москве;
в) переписи учреждений здравоохранения в Москве;
г) переписи дошкольных учреждений Москвы.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается статистическое наблюдение?
2. Назовите две организационные формы статистического наблюдения. Когда они применяются?
3. Что является единицей статистического наблюдения?
4. Назовите основные способы и виды статистического наблюдения.
5. Для чего утверждают программу статистического наблюдения?