План статистического наблюдения и данные переписи населения. Статистическое наблюдение Качество результатов статистического наблюдения и его контроль

Главная > Документ

3. Статистические наблюдения

План изучения темы

Перечень вопросов

Литература

Студент должен знать:
- определение статистического наблюдения; - формы, виды статистического наблюдения; - принципы статистического наблюдения; - способы наблюдения;- виды ошибок и контроль за ними;

Л-1 Л-2 Л-4 Л-5

19-36 12-18 15-22 14-24

- задачи по совершенствованию статистического наблюдения;
уметь:
- разрабатывать план проведения статистического наблюдения


Методические указания При изучении темы следует уяснить, что наблюдение является пер-вым и исходным этапом статистического исследования. Необходимо уяснить основные принципы организации и проведения наблюдения, научиться решать практические задачи, встающие перед на-блюдателем. Четко уяснить что статистическое наблюдение является целена-правленным научно организованным процессом. Это выражается в том, что оно проводится с определенной, заранее установленной целью, орга-низуется по плану. Подготовка наблюдения включает в себя большой круг разного виды работ. Сначала необходимо решить программно-методологические вопросы его проведения, затем решить проблемы организационного характера, а затем проведение массового сбора данных непосредственно связанных с заполнением статистических формуляров. Необходимо уяснить основные организационные формы, виды и спо-собы статистического наблюдения, принципы классификации форм, ви-дов и способов наблюдения и применение их при решении задач. Важнейшей задачей наблюдения является получение доброкачест-венных, достоверных данных. Ее решение зависит от успешного выпол-нения требований, предъявляемых к наблюдателю. Однако надо иметь в виду что в ходе наблюдения могут возникнуть погрешности. Погрешно-сти появляющиеся в процессе наблюдения, называются ошибками на-блюдения Все погрешности, возникающие при сплошном наблюдении, называются ошибками регистрации. Для предупреждения или уменьше-ния размеров этих погрешностей в оргпланах наблюдения следует преду-сматривать специальные контрольные мероприятия (например, проведе-ние повторного наблюдения единиц наблюдения и т. п.). При несплошном наблюдении, в частности выборочном, могут возник-нуть специфические ошибки, называемые ошибками репрезентативности. Они появляются в силу того, что наблюдение является не сплошным. После получения статистических формуляров следует провести про-верку полноты и качеств собранных данных. Узловые вопросы изложены в схеме.

3.1. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а), переписи почтовых отделений связи; б), переписи торговых предприятий; в), переписи научных учреждений; г), переписи больниц, поликлиник и др. учреждений здравоохранения; д). переписи школ. 3.2. Составьте перечень наиболее существенных признаков следую-
щих единиц статистического наблюдения: а), фермерских хозяйств; в), вуза; б), жилого дома; г), совместного предприятия.

    Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи. Мотивируйте свой выбор. В 1994 году Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

Практическое занятие 1

Ознакомление с формами статистической отчетности сельскохозяй-ственных предприятий. 4. Сводка и группировка статистических данных

План изучения темы

Перечень вопросов Литература
Студент должен знать:
- понятие сводки и группировки, их значение и Л-1
применение; Л-2
- сущность статистической сводки и группировки; Л-4
- понятие о группировочном признаке; Л-5
- понятие об интервале;
- понятие о рядах распределения и их применении
при решении задач;
уметь:
- правильно определять группировочные признаки;
- выбирать интервалы статистической группировки;
- составлять группировки.

Методические указания

При изучении данной темы следует уяснить, что важнейшим этапом исследования социально-экономических явлений и процессов является систематизация первичных данных и получение на этой основе сводной характеристики объекта в целом при помощи обобщающих показателей, что достигается путем сводки и группировки первичного статистическо-го материала. Следует уяснить, что по глубине и точности обработки материала различают сводку простую и сложную. Проведение сводки необходимо осуществлять по следующим этапам:

    выбор группировочного признака; определение порядка формирования групп;
    разработка системы статистических показателей для характеристи-ки групп и объекта в целом; разработка макетов статистических таблиц для представления ре-зультатов сводки.
Также обратить внимание, что с помощью метода группировок ре-шаются следующие задачи:
    выделение социально-экономических типов явлений;
    изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
    выявление связи и зависимости между явлениями.
В соответствии с задачами различают следующие виды группировок:
    типологическая; структурная;
- аналитическая. Необходимо знать сущность данных группировок. При изучении темы обратите внимание на группировочные призна-ки, так как построение группировок начинается с определения состава группировочных признаков. Выбор группировочного признака - один из самых существенных и сложных вопросов теории группировки и стати-стического исследования. Группировочные признаки могут быть как количественными так и качественными (атрибутивными). Если группировка проводится по количественному признаку, то то-гда необходимо обратить внимание на число единиц исследуемого объек-та и степень колеблемости группировочного признака. Число групп зависит от задач исследования и вида показателя, поло-женного в основание группировки, численности совокупности, степени вариации признака.

Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировок, которые могут быть равными и неравными.

Величина равного интервала может быть определена по следующей формуле: где: I – интервал, X mas и X min – максимальное и минимальное значения признаков совокупности, п – число групп. При группировке статистических данных каждая группа может характери-зоваться несколькими статистическими показателями. Если охарактеризовать группы лишь одним показателем, а именно численностью единиц, входящих в группу, то получатся ряды распределения, которые могут составляться по ко-личественному и качественному (атрибутивному) признакам. Отсюда их называют вариационными и атрибутивными рядами. Ряды распределения можно представить следующей схемой.

Схема 4. Ряды распределения

Практическое занятие 2

ILo материалам сельскохозяйственных предприятий проведите простую и комбинированную группировку. Результаты группировки оформите статистической таблицей и сделайте анализ.

Задачи и упражнения для самоконтроля

4.1. К каким группировочным признакам – атрибутивным или коли-
чественным – относятся: а) возраст человека; б) национальность; в) балл успеваемости; г) доход сотрудника фирмы; д) форма собственности? 4.2. Какие из указанных ниже группировок являются типологическими: а) группировка населения по полу; б) группировка населения по отраслям, занятого в народном хозяйстве; в) группировка капитальных вложений на строительство объектов
производственного и непроизводственного назначения; г) группировка предприятий общественного питания по формам соб-
ственности? 4.3. Известны следующие данные по основным показателям деятель-
ности крупнейших банков одной из областей России (данные условные)
(тыс. руб.)

№ п/п Сумма активов

Собствен-ный капи-тал

Привлечен-ные ресурсы

Балансо-вая при-быль

Объем вложе-ний в государ-ственные цен-ные бумаги

Ссудная задолжен-ность
1 2 5 7
1 645,6 8,1 30,8
2 636,9 9,5 25,7
3 629,0 38,4 26,4
4 619,6 38,4 25,3
5 616,4 13,4 20,9
6 614,4

2. Всероссийская перепись населения 2002 года проводилась с 9 по 16 октября 2002 года по состоянию на 0 часов с 8 на 9 октября. Счетчик пришел:

а) в семью №1 - 10 октября. В этой семье 9 октября родился ребенок. Должен ли счетчик внести сведения о родившемся ребенке в переписной лист?

б) в семью №2 - 15 октября. В этой семье 14 октября умер член семьи. Должен ли счетчик внести сведения об умершем в переписной лист?

в) в семью №3 - 16 октября. В этой семье 12 октября молодожены зарегистрировали в ЗАГСе свой брак. Какой ответ должен записать счетчик на вопрос переписного листа "Состояние в браке"

3. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из детского сада. Сделайте вывод.

а) Всего детей в детсаду - 133

б) В том числе: в старших группах – 37,

в средних – 43,

в младших – 58

в) Из всего числа детей: мальчиков – 72,

девочек – 66

________________________

________________________

5. Сформулируйте определение объекта наблюдения, единицы наблюдения:

Домашнее задание

по теме «Статистическое наблюдение»

1. Приведите примеры различных видов статистического наблюдения по данным СМИ (за последние 5-7 лет)

____________________

______________________________

____________________

____________________

____________________

2. Разработайте программно-методологические вопросы статистического наблюдения по выбранной Вами теме, оформите в виде таблицы:

Организационный план статистического наблюдения

Мероприятие Сроки проведения Ответственный

Терминологический словарь

Статистическое наблюдение - массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации признаков, отобранных каждой единицы совокупности.

Цель наблюдения - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Объект наблюдения - статистическая совокупность, в которой про­истекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Единица наблюдения - составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

Отчетная единица - субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.

Программа наблюдения - перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения.

Статистический формуляр - документ единого образца, содержа­щий программу и результаты наблюдения.

Критический момент (дата) - день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности.

Срок (период) наблюдения - время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров.

Отчетность - основная форма статистического наблюдения, с по­мощью которой статистические органы в определенные сроки получа­ют от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скреп­ляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и досто­верность собираемых сведений.

Перепись - специально организованное наблюдение, повторяюще­еся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получе­ния данных о численности, составе и состоянии объекта статистичес­кого наблюдения по ряду признаков.

Регистровое наблюдение - форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксирован­ное начало, стадию развития и фиксированный конец.

Непосредственное наблюдение - регистраторы путем непосред­ственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и так далее устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основа­нии производят записи в формуляре наблюдения.

Документальный способ наблюдения - основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера.

Опрос - способ наблюдения, при котором наблюдаемые сведения получают со слов респондента.

Текущее наблюдение - наблюдение, когда изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления.

Единовременное обследование - сведения даются о количествен­ных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования.

Сплошное наблюдение - получение информации о всех единицах исследуемой совокупности.

Несплошное наблюдение - обследованию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности.

Точность статистического наблюдения - степень соответствия величины какого-либо показателя, определяемого по материалам статис­тического наблюдения, действительной его величине.

Ошибка наблюдения - расхождение между расчетным и действи­тельным значением изучаемых величин.

Дополнительный материал

Понятия, связанные с формированием информационной базы
Понятия Характеристики
Информация Произошло от латинского слова «разъяснение, изложение». Это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.
Статистическая информация Совокупность сведений социального и экономического характера, на основе которых осуществляются такие функции, как учет и контроль, планирование, управление и статистический анализ.
Источники получения статистической информации Ими являются органы государственной статистики, организации, проводящие социологические обследования, и т.д.
Требования, предъявляемые к статистической информации Это: 1) точность, полнота и представительность получаемой информации о социально-экономических процессах и явлениях; 2) соответствие задачам исследования (одна и та же информация адекватна для решения одних и не адекватна для других); 3) достоверность информации как степень соответствия статистической информации отображаемой действительности; 4) массовость, получение достаточного для анализа объёма исследуемой совокупности; 5) систематичность сбора и обработки информации; 6) научный подход к информации на основе методов познания действительности и общих положений статистики как науки; 7) адекватность информации сущности и характеру изучаемых явлений.
Другие виды информации (помимо статистической), которые должен использовать статистик Это: 1) данные бухгалтерской отчетности (то есть непрерывная регистрация наличия и движения материальных и финансовых средств организации); 2) данные оперативно-технической отчетности (то есть совокупности зарегистрированных отдельных событий и фактов непосредственно в момент их совершения), отражающие технологическое состояние объекта на тот или иной момент времени; 3) данные социологических исследований, для которых характерно влияние субъективного фактора, необходимость учета групповых, классовых, социальных мотивов, интересов и т.д.


Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных

Тема занятия Методическое обеспечение занятия Литература Примечание (самостоятельная работа)
Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике Наглядное пособие - Ряды распределения Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 -
Ряды распределения в статистике Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 Учебник под ред. И.Г. Малый Теория статис-тики стр.78-109 3 часа Решение задач на группировку статистических данных. Выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение. Из газет и журналов подобрать примеры рядов распределения и таблиц
Построение рядов распределения и их графическое изображение. Сборник задач Гл. 3 Параграфы 3.1-3.2, 3.4 -

Студент должен знать :

ü основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации

ü понятия: статистическая сводка, группировка статистических данных, ряд распределения.

ü виды сводки

ü виды группировок

ü группировочные признаки.

ü формулу Стерджесса

Студент должен уметь:

ü собирать и регистрировать статистическую информацию;

ü строить атрибутивные и вариационные ряды распределения, простые и сложные группировки.

ü определять элементы вариационного ряда.

ü определять величину интервала.

ü выполнять перегруппировку статистических данных.

ü строить графики рядов распределения

План раздела:

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки

1. Понятие о статистической сводке

2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании

3. Задачи статистических группировок, их виды

Тема 3.2. Ряды распределения в статистике

5. Статистические ряды распределения

6. Статистические таблицы

7. Разработка сказуемого статистических таблиц

8. Основные правила составления таблиц

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляют собой первый и второй этапы статистического исследования и каково их значение?

2. Какие виды сводки Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

3. Что называется статистической группировкой и группировочными признаками?

4. Какие виды группировок Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

5. В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?

6. Какие основные задачи решаются исследователем с помощью метода группировок?

7. Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры важнейших классификаций?

8. Какие группировки называют комбинационными? Приведите пример?

9. В чем заключается отличие комбинационной группировки от многомерной?

10. Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным?

11. В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по количественным признакам?

12. Как определяется число групп и границы интервалов между ними?

13. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы. Приведите примеры.

14. Что называется вторичной группировкой, в каких случаях приходится прибегать к ней и как получить новые группы на основании уже имеющихся?

15. Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы?

16. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны?

17. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.

18. Каковы функции статистических таблиц?

19. Какие существуют виды таблиц по построению подлежащего?

20. Перечислите основные требования к оформлению таблиц.

Тренировочный тест

по теме «Сводка и группировка статистических данных»

1. Студенты высших учебных заведений подразделяются на обучающихся на заочном, очном и вечернем отделениях. Данная группировка является:


а) типологической:

б) структурной;

в) аналитической.


2. С целью изучения зависимости между успеваемостью студентов и их возрастом производится аналитическая группировка. Данные следует группировать по:


а) успеваемости студентов;

б) возрасту студентов.


3. Население, проживающее на какой–либо территории, распределяют на группы по социальному положению. Полученный ряд называется:


а) вариационным;

б) атрибутивным;

в) альтернативным;

г) дискретным;

д) интервальным.


4. Сводкой в статистическом наблюдении называется:

а) объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака;

б) особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения;

в) объект, характеризующийся цифрами.

5. Группировка – это:

а) упорядочение единиц совокупности по выделенному признаку;

б) разбивка единиц совокупности на группы по существенному признаку;

в) обобщение единичных фактов.

6. Группировка, выявляющая взаимосвязи между явлениями и их признаками, называется:


а) аналитической;

б) структурной;

в) типологической.


7. Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется:


а) аналитической;

б) структурной;

в) типологической.


8. Группировка, построенная по трем признакам, называется:


а) рядом распределения;

б) простой;

в) комбинационной.


9. Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает:


а) факторный;

б) результативный;

в) факторный и результативный.


10. Основанием группировки может быть:


а) атрибутивный признак;

б) количественный признак;

в) как атрибутивный, так и количественный признак.


11. Группировки различают по:

а) организации сбора данных;

б) по числу группировочных признаков;

в) по глубине обработки материала.

12. Ряд распределения, построенный по качественному признаку, называется:


а) атрибутивным;

б) непрерывным;

в) числовым.


13. Вариационный ряд распределения – это ряд, построенный:

а) по атрибутивному признаку;

б) по количественному признаку;

в) как по атрибутивному, так и по количественному признаку.

14. В теории статистики с помощью метода группировок изучают:

а) статистические зависимости между явлениями;

б) регрессионные зависимости;

в) динамику процессов.

15. В теории статистики программа статистической сводки включает формирование:


а) объектов наблюдения;

б) отчетных единиц;

в) групп и подгрупп.


16. Дискретный вариационный ряд графически изображается с помощью:


а) полигона;

б) гистограммы;

в) кумуляты.


17. Накопленные частоты используются при построении:


а) полигона;

б) гистограммы;

в) кумуляты.


18. Интервал – это:

а) разность между максимальным и минимальным значениями признака по совокупности;

б) разность между верхней и нижней границами значений признака по одной группе;

в) разность между числом единиц (частотами) соседних групп.

19. Ряд распределения - это:

а) совокупность признаков, расположенных в определенном порядке;

б) разграничение единиц совокупности по одному из признаков;

в) единицы совокупности, расположенные в порядке возрастами или убывания значений признака.

20. Под ранжированием понимают:

а) определение предела (интервала) изменений значений варьирующего признака;

б) количественная оценка степени вариации изучаемого признака,

в) расположение всех значений в возрастающем (или убывающем) порядке.

Практические задания

по теме «Сводка и группировка статистических данных»


Похожая информация.


«Утверждаю»

Зав. кафедрой экономики

к.э.н., доцент

К.А.Артамонова

«____» _________ 2010г.

Индивидуальные задания

по дисциплине «Статистика» для студентов III курса очного отделения

филиала МГОУ в г. Воскресенске

(по специальности 080116 «Математические методы в экономике»

Занятие 1 «Статистическое наблюдение. Система государственного статистического наблюдения в Российской Федерации Сводка и группировка статистических материалов Статистические таблицы и графики» - 2 часа


  1. Перечислите вопросы переписного листа переписи насе­ления 2004 г.. ответы на которые нужно дать в форме чисел.

  2. Сформулируйте определение объекта наблюдения: а) пе­реписи почтовых отделений связи; 6) переписи торговых пред­приятий; в) переписи научных учреждений; г) переписи коммер­ческих банков; д) переписи больниц, поликлиник и других уч­реждений здравоохранения; е) переписи школ; ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу?

  3. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения: а) фермерских хозяйств; б) жилого дома (для жилищной переписи); в) вуза; г) библиотеки; д) театра; е) совместного предприятия. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведении: а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы; б) обследова­ния работы городского транспорта с целью изучения роли раз­личных его видов в перевозках пассажиров; и) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени?

  4. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу: а) обследования детских садов; б) об­следования фирм, выпускающих детское питание; в) обследова­ния автозаправочных станций.

  5. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения: а) количество работников на фирме; б) численный состав семьи; в) родственные связи членов семьи; г) пол и возраст человека?

  6. Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику све­дений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.

  7. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования па текстильных предприятиях. Ка­ким из известных вам способом следовало бы статистическим органом провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор.

  8. С помощью логического контроля подвергните провер­ке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна:

б) пол - мужской;

в) возраст - 5 лет;

г) состоит ли в браке в настоящее время - да:

д) национальность - русская;

е) родной язык - русский;

ж) образование - среднее специальное;

з) место работы - детский сад;

и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.

В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

9. Имеются следующие данные о численности и составе населения России (на начало года, млн чел.).

Все население: 1997 г. - 147,1; 1998 г. - 146.7; 1999 I. - 146.3; 2000 г. - 145,6; в том числе городское население составило: 1997г.- 107.3; 1998г.- 107,1; 1999г.- 106,8; 2000 г. - 106,1.

Построить статистическую таблицу, характеризующую дина­мику численности и состава населения России.

10. Имеются следующие данные о численности постоянного населения России (на начало года, млн чел.).

Все постоянное население: 1998 г. - 146,7; 1999 г. - 146,3; 2000г. - 145,6. Из общей численности постоянного населения чис­ленность населения моложе трудоспособного возраста составила: 1998 г. - 31,3; 1999 г. - 30,3; 2000 г. - 29,1. Численность трудоспо­собного населения следующая: 1998 г. - 84.8; 1999 г. - 85,6; 2000 г. - 86,3. К остальному населению относится население стар­ше трудоспособного возраста.

Построить статистическую таблицу, характеризующую дина­мику численности постоянного населения России и его возраст­ной состав.

11. Имеются данные о заработной плате за месяц рабочих бригады


Табельный номер

рабочего

1

2

3

4

5

6

7

8

Процент

выполнения норм

выработки

110,8

102.0

111,0

107,8

106,4

109,0

100,0

105,0

Заработная плата

за месяц, руб.

3910

3600

4 650

4800

3850

3980

3400

3700

Требуется для выявления зависимости заработной платы ра­бочих от процента выполнения норм выработки произвести ана­литическую группировку рабочих бригады по проценту выполне­ния норм выработки, выделив три группы: а) рабочие, выполня­ющие норму до 105,0%; б) рабочие, выполняющие норму от 105 до 110%; н) рабочие, выполняющие норму на 110% и более.

На основе выполненной группировки построить групповую таблицу.

Сформулировать вывод.

12. Имеются следующие данные по группе промышленных предприятий за отчетный год.


№ предприятия

Объем

продукции, млн руб.


Средне­годовая стоимость основных

млн руб.


Средне­списочное число работников, чел.

Прибыль, млн руб.

591

10.0

900

27

1776

22,8

1500

272

1395

18,4

1412

194

888

12.6

1200

88

1752

22.0

1485

292

1440

19.0

1420

220

1734

21,6

1390

276

612

9,4

817

60

1398

19.4

1375

224

876

13,6

1200

100

1269

17,6

1365

110

576

8,8

850

61

1080

14,0

1290

128

624

10.2

900

67
Требуется:

  1. выполнить группировку предприятий по объему продук­ции, приняв следующие интервалы: а) до 600 млн руб.; б) от 600до 1200 млн руб.; в) 1200 млн руб. и более;

  2. по каждой группе и в целом по всем предприятиям определить: число предприятий, объем продукции, среднеспи­сочное число работников, среднюю выработку продукции на од­ного работника;
3) представить результаты группировки в виде статистической таблицы.

Сформулировать вывод.

13 По данным задачи 4 произвести группировку пред­приятий по стоимости основных фондов, приняв следующие интервалы: стоимость основных фондов: а) до 12,0 млн руб.; б) от 12.0 до 18.0 млн руб.; в) от 18,0 млн руб. и выше.

По каждой группе и в целом но всем предприятиям опреде­лить: число предприятий, среднегодовую стоимость основных фондов, объем продукции, сумму прибыли, а также объем продук­ции в расчете на 1 млн руб. стоимости основных фондов и размер прибыли в расчете на 1 млн руб. стоимости основных фондов. Ре­зультаты группировки оформить в виде статистической таблицы.

Сформулировать вывод.

14 Спроектируйте макеты групповой и комбинационной таблиц со сложной разработкой сказуемого для характеристи­ки деловой активности коммерческих банков РФ. Сформули­руйте заголовки таблиц. Определите: а) подлежащее и сказуе­мое; б) группировочные признаки, которые целесообразно положить в основу группировки подлежащего таблиц: в) по­казатели, которые целесообразно включить в сказуемое с це­лью более полной характеристики объекта.

15 По данным о грузообороте но видам транспорта общего пользования в России за 2000 - 2001 гг. постройте диаграммы: а) квадратные; б) круговые; в) секторные.

(млрд т км)


2000

2001

2002

Все виды транспорта

5889,6

3562,5

3532.6

В том числе:

железнодорожный

2523

1195

1214

автомобильный

31

45

35

трубопроводный

2574

1936

1899

морской

508

305

297

внутренний водный

214

87

90

воздушный

2.6

1,5

1.6

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ СТАТИСТИКИ

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ.

Статистика это общественная наука, которая изучает количественные и качественные характеристики массовых явлений и процессов, происходящих в обществе, а также экономические и социальные условия жизни общества.

Объекты статистического исследования – явления и процессы, происходящие в обществе.

Предмет статистики – количественные и качественные характеристики изучаемых массовых явлений и процессов в их взаимной связи и непрерывном развитии.

Теоретическая основа статистики – экономическая теория.

Глобальная задача статистики – подготовка и представление правительству страны научно-обоснованной и достоверной информации о состоянии и развитии экономики страны.

Главный учетно-статистический центр страны – Федеральная служба государственной статистики РФ (ФСГС РФ).

Статистическая совокупность – изучаемое массовое явление или процесс.

Единица статистической совокупности – отдельный элемент, составляющий статистическую совокупность.

Каждая единица статистической совокупности имеет определенное значение изучаемого признака.

Вариация признака – изменение величины признака от одной единицы совокупности к другой.

Признаки подразделяются на: количественные и качественные (атрибутивные); первичные и вторичные; множественные и альтернативные; прерывные и непрерывные; факторные и результативные; существенные и несущественные.

Статистический показатель – количественная характеристика изучаемых социально-экономических явлений и процессов.

Статистическая методология – совокупность приемов и методов, с помощью которых статистика изучает свой предмет.

Основные этапы статистического исследования:

1. Статистическое наблюдение.

2. Сводка и группировка.

3. Расчет обобщающих показателей и анализ полученных данных.

Статистическое наблюдение заключается в сборе полной и достоверной первичной информации об изучаемом явлении (или процессе) путем регистрации индивидуальных значений признака у отдельных единиц исходной совокупности.

Организационные формы статистического наблюдения : статистическая отчетность и специально организованное наблюдение.

Виды статистического наблюдения :

По охвату единиц изучаемой совокупности: сплошное и несплошное;

По характеру регистрации признака во времени: прерывное и непрерывное.

Основные способы проведения статистического наблюдения : непосредственное, документальное и опрос.

Единица статистического наблюдения – первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые статистические данные.

Объект наблюдения – совокупность единиц изучаемого явления, о которых необходимо собрать первичные статистические данные.



Критический момент наблюдения – дата, на которую регистрируются собираемые данные.

План (программа) наблюдения – документ, содержащий методологические и организационные вопросы наблюдения.

С целью выявления возможных ошибок регистрации и ошибок репрезентативности проводят логический и арифметический контроль данных.

Задания для самостоятельного решения

1.Супермаркет «Рамстор» поручает вам разработать бланк опроса покупателей с целью изучения удовлетворения спроса и определения затрат времени на приобретение необходимых товаров. Кроме того, определите вид и способ наблюдения.

2. Составьте проект программы для статистического изучения:

а) бюджета времени студента 1 курса дневного отделения РЭА им. Г. В. Плеханова;

б) обеспеченности населения Москвы автотранспортными средствами;

в) уровня жизни студентов РЭА им. Г. В. Плеханова.

3.Предполагается организация статистического обследования туристов, выезжающих из РФ. Какой вид статистического наблюдения целесообразно выбрать?

4. Приводятся следующие виды статистического наблюдения:

– перепись населения;

– учет выпускников высших учебных заведений;

– годовая отчетность о деятельности финансовых учреждений;

– изучение затрат времени в семье на приготовление пищи.

Определите, каким способом может быть организован сбор данных.

5.С помощью логического контроля установите наличие ошибок и возможность их исправления в следующем переписном листе:

Фамилия, имя, отчество – Иванова Лидия Сергеевна

Пол – женский

Возраст (число исполнившихся лет) – 48

Состоит в браке в настоящее время – да

Образование – высшее

Источник средств существования – стипендия

Занятие по месту работы – бухгалтер

6. На вашем факультете предполагается провести статистическое наблюдение для изучения мнения студентов об организации учебного процесса и о преподавателях по изучаемым дисциплинам.

Вам необходимо определить программно-методологические и организационные вопросы наблюдения.

7. Определите объект и единицу наблюдения, а также задачи:

– переписи пенсионеров РФ;

Составьте программу наблюдения.

8. Для разработки программы оказания помощи молодым семьям намечено провести наблюдение. Какой вид статистического наблюдения целесообразно выбрать?

Сформулируйте вопросы для включения их в бланк опроса.

9. Предполагается ваше участие в проведении одного из следующих статистических наблюдений в Москве:

– переписи студентов высших учебных заведений;

– переписи промышленных предприятий;

– переписи театров и музеев;

– переписи учреждений здравоохранения;

– изучения спроса населения на легковые автомобили;

– переписи торговых организаций;

– изучения общественного мнения по отдельным вопросам.

По каждому из наблюдений определите: цель и задачи; объект и единицу; основные признаки, подлежащие регистрации; вид и способ наблюдения.

10. Определите объект, единицу и задачи наблюдения, а также составьте программу наблюдения:

– переписи пенсионеров РФ;

– переписи страховых организаций страны;

– обследования торговых предприятий в Москве.

11. Для разработки программы оказания помощи молодым семьям намечено провести наблюдение. Какой вид статистического наблюдения целесообразно выбрать?

Сформулируйте вопросы для включения их в бланк опроса.

12. Определите объект наблюдения и единицу совокупности, а также составьте программу обследования:

а) дифференциации заработной платы работников отраслей экономики;

б) изменения уровня цен на продовольственные товары в Москве;

в) переписи учреждений здравоохранения в Москве;

г) переписи дошкольных учреждений Москвы.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается статистическое наблюдение?

2. Назовите две организационные формы статистического наблюдения. Когда они применяются?

3. Что является единицей статистического наблюдения?

4. Назовите основные способы и виды статистического наблюдения.

5. Для чего утверждают программу статистического наблюдения?

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...