Перевод с платного обучения на бюджет. Как перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ: пошаговая инструкция

У всех студентов, которые отличаются хорошей успеваемостью, имеется возможность для перевода с коммерческой формы обучения на бюджетную. Данная возможность закреплена в Порядке и случаях перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» (зарегистрирован в Минюсте России 19.07.2013 № 29107).

Какие требования предусмотрены для перевода с коммерческого обучения на бюджетное

Внесенными приказом Минобрнауки России от 25.09.2014 N 1286 изменениями в Порядок предусматривается право студента перевестись с коммерческого отделения на бюджетное в случае соблюдения следующих требований:

Выходит, что у учащегося, сдавшего предыдущие две сессии без «троек», имеется реальная возможность для перевода на бесплатную форму обучения. В пресс-службе Минобрнауки прокомментировали имеющиеся изменения, как «стимулирование студентов к хорошей успеваемости».

Напомним, что до 2015 г. воспользоваться переводом могли только «отличники», которых, к сожалению, у нас не так много. Некоторые талантливые ребята в итоге оставались на платной основе, что не лучшим образом сказывалось на их настрое и стимулах. Сегодняшняя формулировка этого положения способствует значительному расширению круга лиц, имеющих право на бесплатное обучение, что является несомненно расширением льгот для студента-хорошиста, которой следует воспользоваться. С полным списком льгот для студента можно ознакомиться в соответствующем разделе сайта .

Окончательно решение о переводе обучающегося на бюджетное обеспечение принимается общим собранием специальной комиссии. Во внимание также берется мнение союза студентов. В том случае, если студент не достиг совершеннолетия, то к принятию решения привлекается также и совет родителей в конкретном учебном заведении.

В качестве дополнительных документов, которые смогут увеличить шансы на положительное решение о переходе на бюджет, можно дополнительно приложить документы о достижениях в познании тех или иных дисциплин, об участии в культурно-массовых, общественных и спортивных мероприятиях.

В том случае, если на одно бюджетное место будет несколько претендентов, приоритетным правом будут обладать те лица, у которых лучшие результаты промежуточных аттестаций. Участие в культурной, общественной, спортивной и других сферах имеет второстепенное значение.

Это является также отличным стимулом для учащихся добиваться лучших результатов в обучении. В этом отношении важно дать шанс на получение образования за счет бюджета тем, кто проявляет особые успехи в обучении. Поэтому в первую очередь взгляд комиссии обращен на результаты академической успеваемости.

Важным решением является также и увеличение бюджетных мест. Однако не следует открывать таковые на всех факультетах и направлениях. Здесь очень важно прислушиваться мнения сообщества, которое подскажет, в каких сферах деятельности существует потребность в тех или иных специалистах. Для удовлетворения потребностей современного рынка рабочей силы важно создавать больше бюджетных мест именно на тех факультетах, которые способны восполнить нехватку высококвалифицированных специалистов. Но сегодняшнее состояние дел говорит об обратном: коммерческие места в ВУЗах являются отличным вариантом заработка, поэтому на востребованных направлениях обучения количество бюджетных мест становится все меньше и меньше.

Правила перевода на бесплатное обучение

Основным условием для перехода с коммерческой формы обучения на бесплатное является наличие свободных бюджетных мест, финансирование которых происходит из бюджетов различных уровней по конкретному направлению обучения.

Период, в который студент может подать заявление на переход, определяется внутренним решением по учебному заведению.

Вся необходимая информация, касающаяся сроков, наличия бюджетных мест, а также порядка перехода с коммерческой формы обучения на бесплатную, должна находиться в свободном доступе. Образовательное заведение обязано разместить соответствующие данные в средствах массовой информации, например, на официальном сайте ВУЗа.

  • - сироты и дети, лишившиеся опеки со стороны родителей;
  • - лица, не достигшие двадцатилетнего возраста, у которых в качестве единственного родителя имеется инвалид I группы, и, если среднедушевой доход этой семьи не достигает прожиточного минимума, закрепленного в конкретном регионе нашей страны;
  • - лица, утратившие во время получения образования одного или двух родителей.

Процесс рассмотрения заявления

При получении заявления от студента с просьбой рассмотреть его кандидатуру для перевода с коммерческой формы обучения на бюджетную, представители образовательного заведения обязаны в течение 5 дней зарегистрировать и передать заявление в комиссию. К заявлению прикладываются выписки из ведомостей, подтверждающие успеваемость студента, справка об отсутствии взысканий и платежные документы, свидетельствующие об оплате за образовательные услуги. В пакет документов входят также сведения о наградах и участии в тех или иных сферах деятельности.

Итогом рассмотрения предоставленного пакета документов является вынесение одного из двух решений: «отказать» или «разрешить». Окончательное решение комиссии основывается также на наличии определенного количества имеющихся бюджетных мест.

Протокол заседания комиссии также доводится до всех желающих путем размещения его на соответствующих ресурсах, например во всемирной паутине или других СМИ.

В течение 10 дней решение комиссии официально оформляется распоряжением по образовательному заведению, которое подписывается руководителем учреждения или другим уполномоченным лицом.

Персональные права

Как перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ? Наверное, всегда найдутся те, кого заинтересует данный вопрос. Особенно актуальным он становится в конце учебного года, когда сдана сессия, подведены итоги, и студент оказывается перед выбором, то ли остаться в прежнем учебном заведении, то ли попробовать себя в чем-то ином, возможно, более соответствующем его целям и амбициям.

Существует достаточно стойкое заблуждение в отношении того, что перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ практически нереально, а значит, эту затею в принципе лучше бросить. Это не совсем верно. Да, будет нелегко, придется повозиться с оформлением документов и выучить массу нового материала, чтобы сдать академическую разницу. Но в некоторых случаях такая игра, как говорится, на самом деле стоит свеч.

В данной статье речь главным образом пойдет о том, как перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ. Кроме этого, читатели получат дельные советы и рекомендации, которые, в случае необходимости обязательно помогут им проще и скорее осуществить задуманное.

Раздел 1. Первоначальный список документов, требуемых от студента

Прежде всего, необходимо составить заявление с просьбой выдать академическую справку и подать его в деканат или учебный отдел заведения, в котором ранее проходило обучение.

В последующие 10 дней должен быть издан приказ ректора об отчислении студента, подавшего такое заявление, из ВУЗа.

На основании этого распоряжения студенту выдают оригинал документа об образовании, который находится на хранении в ВУЗе с момента поступления учащегося.

Раздел 2. Как перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ и какие документы необходимо потребовать с предыдущего места учебы?

Нельзя не отметить, что которая является документом строгой отчетности (заказывается в Госзнаке, имеет защиту от подделок) должны выдать в течение 2 недель. Т. е. на это понадобится какое-то время, и сделать это за один день не получится.

Стоит обратить внимание на тот факт, что в ней обязательно указываются все без исключения дисциплины, изученные студентом, а также выполненные им курсовые работы и практики.

Раздел 3. Порядок перевода. Действия студента

Как перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ и при этом сэкономить время? Возможно ли это в принципе? Ну, конечно же!

Перед составлением заявления с просьбой выдать академическую справку студенту рекомендуется определиться, в каком ВУЗе он будет продолжать обучение.

При этом следует учесть следующее:

  • в настоящее время функционируют государственные и негосударственные ;
  • возможно обучение на бюджетном месте, если таковое имеется, конечно, или с оплатой стоимости;
  • действующие формы обучения: дневная, вечерняя, заочная; в разных вузах и на разных специальностях (направлениях - для бакалаврата) эти формы могут быть представлены не полностью.

С особой внимательностью нужно отнестись к этим пунктам до того, как перевестись из ВУЗа в ВУЗ в другой город. Согласитесь, иногда расстояния бывают немалые, а значит, ездить несколько раз, уточняя нюансы, будет не только очень неудобно, но и финансово невыгодно.

После принятия решения, где продолжить обучение, надо обратиться в приемную комиссию выбранного ВУЗа.

При наличии вакантных мест по выбранной студентом специальности (направлению), и если остальные условия его устраивают, конечно, студент имеет право быть зачисленным в это учебное заведение.

Однако необходимо будет предоставить следующие документы:

  • копия или выписка из этого документа - составляют в деканате (это надо сделать до отчисления из места, где было начато обучение) для определения в выбранном ВУЗе разницы в учебных планах, что послужит основанием для составления индивидуального плана обучения студента;
  • личное заявление студента с просьбой осуществить его перевод в ВУЗ для продолжения обучения.

Раздел 4. Порядок перевода. Действия учебного заведения

Выбранный студентом ВУЗ, в котором он предполагает продолжить обучение, при возможности принять нового студента выдает ему справку, в которой указывается, что студент допущен к аттестационным испытаниям и после того, как успешно их выдержал, зачисляется для того, чтобы продолжить обучение.

Часть дисциплин по итогам аттестации перезачитывается студенту, а ряд ему придется изучать самостоятельно и ликвидировать как академическую задолженность.

Необходимо учитывать и тот факт, что ответить на вопрос о том, как перевестись из ВУЗа в ВУЗ в Украине или, скажем, в Белоруссии, намного проще, если переход осуществляется в рамках законодательной базы одной страны. В противном же случае придется учитывать национальные особенности иностранных учебных заведений.

После получения вышеупомянутой справки студенту надо обратиться к администрации прежнего учебного заведения и написать заявление с просьбой об отчислении для продолжения обучения в другом месте, а также с просьбой выдать документ об образовании и академическую справку.

До того как учащийся предоставит все необходимые документы, он может быть допущен к занятиям только по распоряжению ректора.

Приказ о зачислении издается после того, как требуемые документы будут представлены в аттестационную комиссию нового ВУЗа. В этом документе обязательно указывается и необходимость ликвидации академической задолженности.

В новом учебном заведении формируют личное дело студента, в которое вносят его заявление с просьбой о переводе, ксерокопию и оригинал документа об образовании, а также выписку из приказа о зачислении в порядке перевода.

Если студент зачисляется на место с оплатой обучения, в личное дело вносится договор об оказании платных услуг в сфере образования.

Только после этого на руки заявителю должны выдать зачетную книжку и студенческий билет.

Раздел 5. Список документов, предоставляемых в приемную комиссию:

  • Личное заявление студента о переводе.
  • Академическая справка по итогам обучения в ВУЗе, где начато обучение.
  • Документ об образовании, на основании которого студент был зачислен в ВУЗ.
  • о зачислении в ВУЗ, где студент решил продолжить обучение.
  • Если обучение будет проходить на платной основе, необходимо предоставить договор на оказание платных услуг.

Раздел 6. Как перевестись из ВУЗа Украины в ВУЗ России, т. е. в иностранное учебное заведение?

Чтобы перевестись в иностранный институт или университет, необходимо успешно сдать экзамен, результат которого подтвердит знание языка, на котором будет проводиться обучение за границей.

Обязательна также и выписка о степени освоения российского вуза, в котором было начато обучение.

Все учебные достижения желающего продолжить обучение в иностранном вузе учитываются.

Можно выбрать другой путь перевода в вуз за границей - пройти обучение в летней школе, результаты обучения в которой будут учтены при зачислении.

Требующиеся копии документов надо предоставить до апреля. Следует учесть и тот факт, что начало занятий в зарубежных заведениях представлено не одной датой, как в российских ВУЗах.

Продолжить обучение можно с того семестра, к началу которого будет вынесено положительное решение о зачислении для обучения.

Раздел 7. Можно ли перевестись иностранцу в российский ВУЗ?

Чисто теоретически такая процедура вполне реальна.

Если между тем государством, где студент начал обучение, и Россией есть соответствующее соглашение, в рамках которого может быть осуществлен перевод, то процедура зачисления студента в российский ВУЗ возможна и осуществляется в соответствии с этим документом.

Раздел 8. На что, прежде всего, следует обратить внимание?

  • При переводе, осуществляемом, внутри ВУЗа, процедура остается такой же, как и при переводе в другой ВУЗ, однако, академическая разница не потребуется.
  • Отсрочка для юношей от прохождения службы в армии при переводе сохраняется только при условии, если перевод первый, а срок обучения в сумме не увеличивается более чем на 1 год (ВУЗ, кстати, должен иметь госаккредитацию).
  • При переводе из неаккредитованных ВУЗов в акктедитованные обязательна аттестация в форме экстерната, кроме случаев, когда такая практика не допускается.
  • Перезачитываются, как правило, не все дисциплины, которые изучал студент. Часть дисциплин необходимо сдать в порядке ликвидации академической задолженности.

Число бюджетных мест в вузах ограничено, и попасть на них не так-то просто. Однако, если вы – примерный студент, у вас есть шанс перевестись на «бюджет».

Приказ Минобрнауки РФ от 06.06.2013 № 433 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» закрепляет право студента высшего учебного заведения на перевод с контрактной на бюджетную форму обучения. При этом порядок перевода на бюджет определяется уставом данного учебного заведения.

Подача заявления

Перевестись «с платного на бюджет» сразу после поступления нельзя. Для этого необходимо отучиться в данном вузе определенное время. Этот срок каждый вуз устанавливает самостоятельно, но в любом случае он составит не менее двух семестров. Это нужно для того, чтобы преподаватели смогли оценить вас как студента, и понять – заслуживаете ли вы права учиться на государственные деньги.

Итак, вы отучились минимально необходимое для перевода количество семестров. После этого требуется подать в учебную часть вашего факультета пакет документов:

1. личное заявление на имя ректора;

2. копию паспорта;

3. справки об успеваемости за время обучения либо копию зачетной книжки;

4. вашу характеристику, подписанную деканом факультета;

5. документы, подтверждающие наличие особых оснований для перехода (если они есть);

6. документы, подтверждающие отсутствие задолженности по оплате обучения в предыдущие годы.

Основания для перевода

Главное основание для вашего перевода –отличная успеваемость : сдача экзаменов на «хорошо» и «отлично», при том, что доля оценок «хорошо» не больше 25%.

Так же, в зависимости от устава вуза, могут рассматриваться такие показатели, как о тсутствие дисциплинарных взысканий, активное участие в научной, спортивной или культурной жизни вуза, рекомендация студенческой совета или любой другой организации студенческого самоуправления.

Существует и особое основание , которое равносильно отличной успеваемости, а в некоторых вузах и вовсе ставится на первое место при принятии решения о переводе на «бюджет». Таким основанием служит резкое снижение платежеспособности студента , связанное со смертью лица, оплачивающего его обучение (родителя, опекуна), ухудшением состояния его здоровья, потерей работы, разводом с супругом, оплачивавшим обучение и тому подобное. Если это случилось – необходимо предоставить в учебную часть соответствующий документ: свидетельство о смерти или о разводе, справку о регистрации плательщика в качестве безработного, сведения о доходах семьи студента по форме 2-НДФЛ.

Условия перевода

Одним из основных условий для перевода с контрактной на бюджетную форму обучения служит наличие свободных бюджетных мест на выбранном отделении.

Если такие места есть, решение о переводе студента на «бюджет» принимается ректором вашего вуза по согласованию с деканом и Ученым советом факультета, на котором вы учитесь.

При этом каждое учебное заведение самостоятельно определяет порядок действий, необходимых для осуществления перевода, и закрепляет его в локальном акте данного вуза. Однако, в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, решения о переводе студентов на бюджетную форму обучения принимаются не реже двух раз в год по окончании учебной сессии. При этом приказ ректора о переводе студента вступает в силу с первого дня следующего семестра.

Если число студентов-платников, желающих перевестись на «бюджет», превышает количество вакантных бюджетных мест, Ученый совет вправе предъявить к претендентам дополнительные требования и устроить конкурсный отбор. Список таких требований каждый вуз определяет самостоятельно. Это может быть как «конкурс зачеток» - то есть средний балл за все годы учебы в вузе, так и конкурс дополнительных показателей. В их числе:

посещаемость студентом лекций и семинаров;

итоги промежуточных аттестаций, которые складываются из результатов внутрисеместровых проверочных работ;

наличие/отсутствие оценок «удовлетворительно» за весь период обучения;

наличие/отсутствие благодарственных писем, грамот и прочих знаков отличия

Ложка дегтя

Вам повезло. Вы подали документы, успешно прошли конкурс и получили долгожданный перевод на бюджет. Не спешите радоваться. В некоторых вузах «бюджетики» оказываются в проигрышном положении по сравнению с «платниками». Вот рассказ об этом из первых уст.

Ольга Неверова , студентка одного из столичных вузов:

«После второго курса я перевелась на «бюджет». До этого мое обучение стоило 100 тысяч рублей в год, и родители решили: раз я теперь учусь бесплатно, эти деньги отдадут мне на карманные расходы. Папа так и сказал: «Заслужила!» Однако счастье мое было недолгим. Очень быстро выяснилось, что в нашем универе «бюджетники» - самая дискриминируемая часть студенчества. У нас было самое неудобное расписание. К нам сильнее всего придирались. Нас постоянно привлекали на общественные работы – от разбора бумаг в учебной части до мойки стен. Как сказали старшие товарищи – пожаловаться можно, и отказаться от работ тоже. Но все, кто жаловался и отказывался, вылетали из универа в ближайшую сессию. Поэтому, когда нам выдали план обязательных работ на каникулы – я написала заявление о переводе обратно на «платное».

Подробнее в источнике на

Возможно ли это?

Стандартная ситуация – поступал на бюджет, недобрал пару баллов и поэтому вынужден учиться на платке. Насколько возможно в дальнейшем перевестись на бюджет и чем при этом следует руководствоваться?

Однозначного ответа на поставленный вопрос нет – все зависит от вуза, выбранной специальности и многих других факторов. Тем не менее, есть ряд общих моментов, на которые следует обратить внимание. Перечислим наиболее важные из них.

1. Все конкретные положения, касающиеся перевода, регламентируются внутренними документами вуза, и у каждого вуза свой подход к этому вопросу. Найти нужные для этого случая документы можно либо на сайте вуза, либо в учебной части.

2. В среднем по статистике с первых курсов бюджета отчисляется до 15-20% студентов. Таким образом, вероятность появления свободные бюджетных мест достаточно велика.

3. Важным обстоятельством является наличие вакантных мест именно на выбранной Вами специальности. Чтобы быть в курсе происходящего, желательно периодически заглядывать в деканат и интересоваться этим вопросом, конечно, не особо при этом надоедая.

4. Перевестись на бюджет, при желании, можно и на другую специальность. Главное, чтобы учебные программы не очень отличались друг от друга.

5. Перевод на бюджет, как правило, возможен со 2 курса. Раньше это сделать не получится, т.к. для осуществления перевода у деканата должны быть веские основания.

6. Для осуществления перевода необходимо подать в деканат соответствующее заявление. Только при его наличии этот вопрос может в дальнейшем рассматриваться.

7. При переводе студента, в первую очередь деканат обращает внимание на его успеваемость. Как правило, требуется, чтобы студент 3 или 4 семестра отучился на «хорошо» и «отлично».

8. Не исключено, что количество желающих учиться на бюджете будет превышать число вакансий. В этом случае, как правило, во внимание принимается рейтинг студента, а также такие факторы как отсутствие дисциплинарных взысканий, активное участие в общественной (научной, спортивной, культурной) жизни вуза, рекомендация студенческой совета или любой другой организации студенческого самоуправления.

9. Обязательным условие перевода является отсутствие задолженности по оплате обучения. Тем не менее, нет правил без исключений. Как показывает практика, некоторые вузы дают возможность студенту перевестись на бюджет, если изменение семейных обстоятельств привело к отсутствию возможности дальнейшей оплаты обучения.

И последнее. Как гласит русская пословица – «Под лежащий камень вода не те течет». Именно этим подходом следует руководствоваться, если хочешь учиться на бюджете. Не такая уж тяжелая эта задача, как может показаться на первый взгляд.

HR-директор Яндекса Елена Бунина и Иван Шугуров на церемонии вручения стипендии имени Ильи Сегаловича

Студент четвертого курса образовательной программы Иван Шугуров в 2012 году поступил в Высшую школу экономики на коммерческое место, потому что для бюджетного ему не хватило трех баллов. Поначалу успехи в учебе были средними, но потом он улучшил свои результаты и смог перевестись с коммерческого места на бюджет. Кроме того, в этом году за академические успехи Иван получил стипендию Президента РФ и стипендию имени Ильи Сегаловича.

- Иван, почему вы решили поступить на платное место в Вышке, ведь можно было поступить в другой вуз на бюджет?

Я знал, что Вышка - это вуз с более современным подходом к образованию, готовностью изменять учебные планы в соответствии с запросами рынка. Решил, что лучше учиться с теми, кто умнее и талантливее меня, это стимулирует к большей работе. Родители меня в этом поддержали. Мне не хватило трех баллов до поступления на бюджет. В первый год обучения у меня была скидка 75%, потом мне удалось удержать скидку 50%. Система скидок в Высшей школе экономики - это серьезный стимул для хорошей учебы.

- Трудно было учиться?

После первого семестра я был чуть выше середины рейтинга на «Программной инженерии» и потом постепенно поднимался. После второго семестра занимал уже 13 место, а сейчас вот дошел до первого.

Со второго курса учиться стало легче. На первом были трудности с программированием. В школе я изучал только язык Паскаль и уровень преподавания информатики оставлял желать лучшего, а мы на первом курсе программировали на C#.Когда на втором курсе начали изучать Java как второй язык, оказалось, что это даже проще. В целом на старших курсах предметы стали более профессионально ориентированы, для меня это интереснее.

Чтобы перевестись на бюджет, нужно в течение четырех модулей по всем изучаемым предметам получать не меньше 8 баллов по 10-балльной системе.Также на образовательной программе должны быть вакантные бюджетные места. Я перевелся на бюджет после третьего курса.

Если честно: чтобы добиться результатов, которые позволят перевестись на бюджет, нужно было ночей не спать, не развлекаться, только учиться-учиться-учиться?

У меня было время на работу и порой на отдых и развлечения. Так что это не нереально трудно, но значительное количество усилий и времени приложить придётся.

В Вышке многое зависит от учебы во время модуля. Итоговая оценка состоит из 2 частей: накопленной оценки за работу в течение модуля и экзамен. Если делать все домашние задания, отвечать на семинарах, то накопленная оценка будет достаточно большой. Это означает, что за экзамен будет достаточно меньшего количества баллов, чтобы получить положительную итоговую оценку, а иногда возможно уже одной накопленной обеспечить себе положительную итоговую оценку.

Но у этой системы есть и обратная сторона: если ничего не делать в течение семестра, то может быть так, что для того чтобы в итоге получить хотя бы 4 (по 10-балльной) шкале, экзамен надо написать на 10, а это весьма проблематично при отсутствии систематической работы в семестре.

- Что стало для вас самым полезным за время обучения?

Наверное, навык самообучения. Как регулярно говорил один из наших преподавателей, университет не может чему-то научить насильно. Преподаватель может только подсказать и показать направление, в котором надо что-то делать. А дальше студент должен сам много работать, чтобы чего-то добиться. Это, наверное, главная мысль, которую я вынес за время обучения.

- Недавно вы стали лауреатом сразу двух престижных стипендий - и . Как вы этого добились?

На стипендию Ильи Сегаловича меня выдвинула руководитель профессор Ирина Ломазова . Решение принимала конкурсная комиссия на основе научных достижений за время учебы и успехов в профессиональных конкурсах.

Среди требований, которые предъявляли к претендентам на стипендию Президента РФ, были требования к оценкам, научным публикациям и участию в конференциях.

- То есть помимо учебы вы занимаетесь еще и научной деятельностью?

Я работаю стажером-исследователем в Научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных систем (ПОИС). Под руководством преподавателя Алексея Мицюка со второго курса я занимаюсь разработкой ПО для глубинного анализа процессов (ProcessMining) и провожу исследования в этой области. По результатам этой работы вышло уже , и дважды я выступал на конференции SYRCoSE .

ProcessMining - это достаточно новая наука, которая изучает способы использования журналов событий (логов) для улучшения бизнес-процессов.

Например, если мы идем на какой-то сайт, система записывает, что мы делаем, на каких страницах проводим больше времени, куда кликаем, какие данные выводим. Мы используем методы ProcessMining, чтобы построить модель типичного поведения пользователя на сайте. Мы смотрим на эту модель и понимаем, что можно улучшить. Такая оптимизация зачастую приносит компаниям дополнительную прибыль.

Это только один из примеров использование ProcessMining (глубинного анализа процессов). Наша лаборатория занимается разработкой подобных методов. Моя работа больше связана с практической стороной вопроса, чем с теоретической.

- Чем планируете заниматься после окончания бакалавриата?

Я собираюсь продолжить обучение, поступив в магистратуру. Естественно, я буду подавать документы в Вышке. Так как в Европе котируется диплом бакалавриата НИУ ВШЭ, я рассматриваю и зарубежные варианты.

- Можете что-то посоветовать абитуриентам?

Нужно быть готовым к тому, что придется много учиться. Я иногда читаю форумы, где будущие первокурсники спрашивают, можно ли договориться с преподавателем и получать оценки только за посещаемость и хорошее поведение. В Вышке это исключено. Такая учеба будет пустой тратой времени.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...