Папоротниковидные в отличие от покрытосеменных. Тестовые задания.Обобщение знаний"Водоросли

139. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани
А)мхов Б)хвощей В)водорослей Г) лишайников

173. Мхи - более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они
А)имеют органы и ткани Б) размножаются спорами
В) многоклеточные организмы Г) способны поглощать газы и воду из атмосферы
181. Бесполое размножение с помощью спор характерно для
А)сосны Б)мхов В)березы Г) дуба
265. Водоросли, в отличие от других растений,
А) состоят из дифференцированных клеток Б) не имеют клеточного строения
В) не имеют тканей и органов Г) содержат различные пластиды

287. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
А) из семязачатка образуется семя
Б) оплодотворение не зависит от воды
В) происходит двойное оплодотворение
Г) в семенах имеется запас питательных веществ - эндосперм

327. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
А) водорослей Б) моховидных В) папоротниковидных Г) плауновидных
379. В процессе эволюции у голосеменных растений в отличие от споровых
А) появился корень Б) сформировался цветок
В) образовались семена Г) появились плоды

558. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало
А) образование плодов с семенами
Б) увеличение продолжительности жизни этих растений
В) появление вегетативных органов
Г) появление хлоропластов

575. В отличие от папоротников, у голосеменных растений НЕ происходит
А) оплодотворение Б) образование семян
В) размножение спорами Г) развитие зародыша из зиготы
710. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют
А) проводящей системы Б) цветков и плодов
В) хлоропластов в клетках Г) эпидермиса с устьицами

841. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них
А) стеблей Б) листьев В) корней Г) ризоидов

930. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них
А) нет корней Б) неветвящийся стебель с узкими листьями
В) образуется много спор Г) есть воздухоносные клетки

1005. У каких растений отсутствуют ткани
А) папоротников Б) водорослей В) покрытосеменных Г) голосеменных

1045. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле
А) сожительство корней растений с грибами (микориза)
Б) расположение семян внутри плода
В) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен
Г) наличие в клетках листьев хлоропластов

1086. Какой орган отсутствует у мха
А) Стебель Б) Лист В) Корень Г) Коробочка

1164. Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных
А) имеют корень, стебель, листья
Б) имеют цветок и плод
В) размножаются семенами

1173. Пример ароморфоза у голосеменных растений - возникновение
А) плода Б) семени В) цветка Г) корней
1185. Высшие растения отличаются от низших
А) расчленением тела на органы Б) наличием таллома
В) вегетативным размножением Г) размножением спорами

1281. Споры папоротника - специализированные клетки, с помощью которых осуществляется
А) бесполое размножение Б) вегетативное размножение
В) почкование Г) регенерация

1447. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
А) в процессе развития происходит чередование поколений Б) размножаются спорами
В) имеют листья, стебель и ризоиды Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

1448. Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле
А) папоротниковидные Б) водоросли В) голосеменные Г) покрытосеменные

1451. Для всех хвойных и цветковых растений характерно размножение с помощью
А) спор Б) семян В) плодов Г) корневища

1711. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?
А) моховидные Б) папоротниковидные В) цветковые Г) древние водоросли

1755. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно
А) размножение семенами Б) автотрофное питание
В) наличие вегетативных органов Г) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек

1840. Стадия заростка в онтогенезе характерна для
А) моховидных Б) лишайников В) папоротниковидных Г) водорослей

1842. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?
А) корень Б) лист В) стебель Г) цветок
1888. Плоды и цветки в процессе эволюции появились у
А) покрытосеменных Б) голосеменных В) папоротников Г) водорослей
1907. Только голосеменные растения имеют
А) хлоропласты в клетках Б) стержневую корневую систему
В) мужские и женские шишки Г) клеточную стенку из клетчатки

1959. Основное отличие покрытосеменных растений от голосеменных заключается в том, что
А) покрытосеменные размножаются семенами Б) в их жизненном цикле доминирует спорофит
В) их органом размножения является цветок Г) у них оплодотворение происходит после опыления

2002. Генеративный орган – цветок – имеется у
А) голосеменных Б) папоротниковидных
В) покрытосеменных Г) плауновидных

2104. Почему плауны относят к высшим растениям?
А) они имеют клеточное строение
Б) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
В) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют с окружающей средой
Г) в процессе эволюции у них сформировались ткани и органы

Древние древовидные папоротники способствовали
А) образованию болот Б) образованию залежей каменного угля
В) созданию первичной атмосферы Г) формированию современного ландшафта
2235. Водоросли, в отличие от растений других групп,
А) размножаются спорами Б) являются автотрофами
В) не имеют клеточной стенки Г) не имеют тканей и органов

2268. Водоросли, в отличие от растений других групп,
А) не имеют дифференцированных тканей и органов Б) не имеют хлоропластов
В) выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов
Г) имеют небольшие размеры и живут в воде

2390. Споры мхов и папоротников служат для
А) размножения и расселения Б) перенесения неблагоприятных условий
В) хранения в них запасных питательных веществ
Г) образования зиготы в результате оплодотворения

2429. Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников?
А) усами Б) почкованием В) корневищами Г) спорами
2515. Плоды образуются у растений отдела
А)Голосеменные Б)Папортониковидные В)Плауновидные Г) Покрытосеменные

2541. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?
А) клеточное строение Б) размножение спорами
В) наличие у них корней Г) чередование полового и бесполого поколений
2654. Наличие у папоротников корня свидетельствует об их усложнении по сравнению с
А) плаунами Б) хвощами В) мхами Г) голосеменными

2683. Почему мхи считают примитивными высшими растениями?
А) прикрепляются к почве ризоидами Б) в цикле развития отсутствует половое поколение
В) размножаются вегетативными органами
Г) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза


139. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани
А)мхов Б)хвощей В)водорослей Г) лишайников

173. Мхи - более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они
А)имеют органы и ткани Б) размножаются спорами
В) многоклеточные организмы Г) способны поглощать газы и воду из атмосферы
181. Бесполое размножение с помощью спор характерно для
А)сосны Б)мхов В)березы Г) дуба
265. Водоросли, в отличие от других растений,
А) состоят из дифференцированных клеток Б) не имеют клеточного строения
В) не имеют тканей и органов Г) содержат различные пластиды

287. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
А) из семязачатка образуется семя
Б) оплодотворение не зависит от воды
В) происходит двойное оплодотворение
Г) в семенах имеется запас питательных веществ - эндосперм

327. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
А) водорослей Б) моховидных В) папоротниковидных Г) плауновидных
379. В процессе эволюции у голосеменных растений в отличие от споровых
А) появился корень Б) сформировался цветок
В) образовались семена Г) появились плоды

558. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало
А) образование плодов с семенами
Б) увеличение продолжительности жизни этих растений
В) появление вегетативных органов
Г) появление хлоропластов

575. В отличие от папоротников, у голосеменных растений НЕ происходит
А) оплодотворение Б) образование семян
В) размножение спорами Г) развитие зародыша из зиготы
710. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют
А) проводящей системы Б) цветков и плодов
В) хлоропластов в клетках Г) эпидермиса с устьицами

841. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них
А) стеблей Б) листьев В) корней Г) ризоидов

930. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них
А) нет корней Б) неветвящийся стебель с узкими листьями
В) образуется много спор Г) есть воздухоносные клетки

1005. У каких растений отсутствуют ткани
А) папоротников Б) водорослей В) покрытосеменных Г) голосеменных

1045. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле
А) сожительство корней растений с грибами (микориза)
Б) расположение семян внутри плода
В) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен
Г) наличие в клетках листьев хлоропластов

1086. Какой орган отсутствует у мха
А) Стебель Б) Лист В) Корень Г) Коробочка

1126. Для голосеменных растений в отличие от покрытосеменных характерно
В) наличие вегетативных органов Г) отсутствие цветка и плода

1164. Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных
А) имеют корень, стебель, листья
Б) имеют цветок и плод
В) размножаются семенами

1173. Пример ароморфоза у голосеменных растений - возникновение
А) плода Б) семени В) цветка Г) корней
1185. Высшие растения отличаются от низших
А) расчленением тела на органы Б) наличием таллома
В) вегетативным размножением Г) размножением спорами

1281. Споры папоротника - специализированные клетки, с помощью которых осуществляется
А) бесполое размножение Б) вегетативное размножение
В) почкование Г) регенерация

1447. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
А) в процессе развития происходит чередование поколений Б) размножаются спорами
В) имеют листья, стебель и ризоиды Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

1448. Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле
А) папоротниковидные Б) водоросли В) голосеменные Г) покрытосеменные

1451. Для всех хвойных и цветковых растений характерно размножение с помощью
А) спор Б) семян В) плодов Г) корневища

1711. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?
А) моховидные Б) папоротниковидные В) цветковые Г) древние водоросли

1755. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно
А) размножение семенами Б) автотрофное питание
В) наличие вегетативных органов Г) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек

1840. Стадия заростка в онтогенезе характерна для
А) моховидных Б) лишайников В) папоротниковидных Г) водорослей

1842. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?
А) корень Б) лист В) стебель Г) цветок
1888. Плоды и цветки в процессе эволюции появились у
А) покрытосеменных Б) голосеменных В) папоротников Г) водорослей
1907. Только голосеменные растения имеют
А) хлоропласты в клетках Б) стержневую корневую систему
В) мужские и женские шишки Г) клеточную стенку из клетчатки

1959. Основное отличие покрытосеменных растений от голосеменных заключается в том, что
А) покрытосеменные размножаются семенами Б) в их жизненном цикле доминирует спорофит
В) их органом размножения является цветок Г) у них оплодотворение происходит после опыления

2002. Генеративный орган – цветок – имеется у
А) голосеменных Б) папоротниковидных
В) покрытосеменных Г) плауновидных

2104. Почему плауны относят к высшим растениям?
А) они имеют клеточное строение
Б) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
В) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют с окружающей средой
Г) в процессе эволюции у них сформировались ткани и органы

. Древние древовидные папоротники способствовали
А) образованию болот Б) образованию залежей каменного угля
В) созданию первичной атмосферы Г) формированию современного ландшафта
2235. Водоросли, в отличие от растений других групп,
А) размножаются спорами Б) являются автотрофами
В) не имеют клеточной стенки Г) не имеют тканей и органов

2268. Водоросли, в отличие от растений других групп,
А) не имеют дифференцированных тканей и органов Б) не имеют хлоропластов
В) выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов
Г) имеют небольшие размеры и живут в воде

2291. Голосеменные растения отличаются от покрытосеменных отсутствием
А) семян Б) цветков и плодов
В) проводящих тканей Г) устьиц в листьях-иголках

2390. Споры мхов и папоротников служат для
А) размножения и расселения Б) перенесения неблагоприятных условий
В) хранения в них запасных питательных веществ
Г) образования зиготы в результате оплодотворения

2429. Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников?
А) усами Б) почкованием В) корневищами Г) спорами
2515. Плоды образуются у растений отдела
А)Голосеменные Б)Папортониковидные В)Плауновидные Г) Покрытосеменные

2541. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?
А) клеточное строение Б) размножение спорами
В) наличие у них корней Г) чередование полового и бесполого поколений
2654. Наличие у папоротников корня свидетельствует об их усложнении по сравнению с
А) плаунами Б) хвощами В) мхами Г) голосеменными

2683. Почему мхи считают примитивными высшими растениями?
А) прикрепляются к почве ризоидами Б) в цикле развития отсутствует половое поколение
В) размножаются вегетативными органами
Г) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

Царство растений делится на 2 подцарства - высших растений и низших растений. Низшие растения - это водоросли, высшие - мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Водоросли

Отличаются от высших растений тем, что не имеют тканей (проводящих, механических и т.п.) и не имеют органов (корней, листьев, стеблей). Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом) . Бывают одноклеточные водоросли.

Споровые растения

Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами (бесполое размножение). Из споры вырастает заросток (гаметофит) , он производит гаметы (яйцеклетки и плавающие сперматозоиды). Для оплодотворения нужна вода. После оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает новое растение – спорофит (на нем в спорангиях образуются споры).

МХИ считаются первыми растениями, вышедшими на сушу. У них впервые появляются стебель и листья. Отличия мхов от остальных высших растений:

  • Корней нет, вместо корней ризоиды .
  • Ткани есть, но они плохо развиты (особенно механические и проводящие), из-за этого все мхи являются небольшими травами.
  • Гаметофит доминирует над спорофитом (является листостебельным растением). Спорофит – коробочка на ножке, растет на гаметофите.
  • Из споры вырастает зеленая нить предросток (протонема), а затем – гаметофит.

Из белого мха сфагнума постепенно образуются залежи торфа.

ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ имеют не только стебель и листья, но и корни , и хорошо развитые ткани. Были широко распространены в каменноугольном периоде, именно из них образовались залежи каменного угля.

  • У папоротников споры образуются на нижней поверхности листьев.

Семенные растения

Отличаются от всех предыдущих отделов тем, что мужские гаметы у них не плавают в воде. Они находятся внутри пыльцы, которая переносится ветром.


ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) в настоящее время занимают господствующее положение в биосфере Земли. Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть: цветы, плоды, , сосуды в ксилеме.

ВОДОРОСЛИ - МХИ
1. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1) зеленые водоросли, 2) моховидные

А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

Ответ


2. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны: 1) Зелёные водоросли, 2) Листостебельные мхи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из зиготы вырастает спорофит
Б) отсутствуют ткани и органы
В) на гаметофите развивается коробочка на ножке
Г) органы размножения развиваются на верхушках побегов
Д) имеются одноклеточные и многоклеточные формы
Е) у большинства видов тело представлено слоевищем

Ответ


ВОДОРОСЛИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли, в отличие от мхов,

1) одноклеточные и многоклеточные растения
2) автотрофные организмы
3) размножаются спорами
4) не имеют тканей и органов
5) относятся к низшим растениям
6) выполняют роль продуцентов в экосистеме

Ответ


МХИ - ПАПОРОТНИКИ
1. Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

Ответ


2. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в жизненном цикле
Б) отсутствие корней
В) преобладание гаметофита в жизненном цикле
Г) развитие спор в коробочке
Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа
Е) развитие протонемы из споры

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие корней
Б) развитая проводящая система
В) наличие водоносных клеток
Г) слабо развитая механическая ткань
Д) преобладание спорофита над гаметофитом
Е) видоизменённый подземный побег – корневище

Ответ


4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) у некоторых имеются водоносные клетки
Б) спорофит преобладает над гаметофитом
В) из споры вырастает заросток
Г) споры развиваются в коробочке
Д) корни отсутствуют
Е) имеются сложные листья

Ответ


5. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

Ответ


6. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений
В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)
Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических
Д) гаметофит представлен заростком
Е) спора прорастает в предросток

Ответ


ФОРМИРУЕМ 7:
А) образование коробочки на ножке
Б) развитие взрослых растений-гаметофитов
В) развитие взрослого растения из зиготы
Г) гаплоидный набор хромосом в соматических клетках взрослого растения
Д) расположение спорангиев на листьях-вайях

МХИ КАК И ПАПОРОТНИКИ
Выберите три варианта. Папоротники, как и мхи

1) являются высшими споровыми растениями
2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
3) являются многолетними растениями
4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
5) не нуждаются в воде при размножении и развитии
6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

Ответ


МХИ - ГОЛОСЕМЕННЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) образует древесный ярус леса
Б) наличие стержневой корневой системы
В) преобладание в цикле развития спорофита
Г) произрастает в нижнем ярусе леса
Д) наличие предростка (протонемы) в цикле развития
Е) прикрепляется к почве ризоидами

Ответ


2. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование эндосперма
Б) преобладание гаметофита над спорофитом
В) образование предростка (протонемы)
Г) участие воды при оплодотворении
Д) созревание пыльцы на спорофите

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение не связано с водой
Б) размножаются с помощью спор
В) наличие ризоидов
Г) гаметофит доминирует над спорофитом
Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум
Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Ответ


МХИ - ЦВЕТКОВЫЕ
1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) взрослая форма представлена спорофитом
Б) в цикле развития преобладает гаметофит
В) корни отсутствуют
Г) растения имеют цветок и плод
Д) опыление происходит при помощи ветра и насекомых
Е) споры развиваются в коробочке

Ответ


2. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен: 1) Мхи, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножается семенами
Б) наличие ризоидов
В) наличие цветков
Г) наличие корней
Д) проводящих тканей нет
Е) в жизненном цикле преобладает гаметофит

Ответ


МХИ В ОТЛИЧ. ОТ ЦВЕТКОВЫХ
Выберите три варианта. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

1) образуют половые клетки
2) не имеют тканей
3) имеют ризоиды
4) являются фототрофами
5) размножаются спорами
6) не имеют цветка

Ответ


ПАПОРОТНИКИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для папоротников, в отличие от мхов, характерно.

1) наличие заростка
2) образование ризоидов у спорофита

4) наличие корней
5) размножение спорами
6) преобладание в жизненном цикле спорофита

Ответ


ПАПОРОТНИКИ - ГОЛОСЕМЕННЫЕ
1. Установите соответствие между процессами и отделами растений: 1) голосеменные, 2) папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) формирование эндосперма
Б) образование зеленого заростка
В) слияние неподвижных гамет
Г) развитие пыльцевой трубки
Д) размножение и расселение спорами

Ответ


2. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
Б) Из споры развивается пыльцевое зерно.
В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
Г) Жизненная форма - кустарник или дерево.
Д) Придаточные корни развиваются от корневища.
Е) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в цикле развития
Б) размножение спорами
В) наличие семязачатков
Г) наличие сперматозоидов
Д) развитие главного корня
Е) наличие древовидных и травянистых форм

Ответ


ПАПОРОТНИКИ - ЦВЕТКОВЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится: 1) Папоротниковидные, 2) Покрытосеменные

А) образование плодов
Б) половое поколение представлено заростком
В) размножение спорами
Г) процесс оплодотворения зависит от наличия воды
Д) наличие цветка
Е) двойное оплодотворение

Ответ


2. Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Цветковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение спорами
Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток
В) опыление ветром и насекомыми
Г) двойное оплодотворение
Д) образование семян внутри плода
Е) образование спор на нижней поверхности листьев

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Растения размножаются спорами.
Б) В цикле развития имеется заросток.
В) Семена защищены околоплодником.
Г) Растения имеют как стержневую, так и мочковатую корневые системы.
Д) Оплодотворение происходит при наличии воды.
Е) Оплодотворению предшествует опыление.

Ответ


4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие заростка
Б) редукция гаметофита до нескольких клеток
В) расселение спорами
Г) оплодотворение при наличии воды
Д) осуществление опыления и оплодотворения
Е) развитие зародышевого мешка в семязачатке

Ответ


ГОЛОСЕМЕННЫЕ - ЦВЕТКОВЫЕ
1. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1) покрытосеменные, 2) голосеменные

А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

Ответ


2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жизненная форма – в основном деревья
Б) жизненная форма – травы, кустарники, деревья
В) имеются специальные органы для вегетативного размножения
Г) отсутствуют специальные органы для вегетативного размножения
Д) ксилема представлена сосудами
Е) ксилема представлена трахеидами

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представлены всеми жизненными формами
Б) опыляются только ветром
В) имеют разнообразные соцветия
Г) наличие семян в шишках
Д) наличие триплоидного эндосперма в семени
Е) не имеют плодов

Ответ


ЦВЕТКОВЫЕ В ОТЛИЧ. ОТ ГОЛОСЕМЕННЫХ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения в отличие от голосеменных:

1) Способны образовывать обширные леса
2) Характеризуются многообразием жизненных форм
3) Размножаются семенами
4) Опыляются насекомыми и птицами
5) Имеют хорошо развитые вегетативные органы
6) Образуют сочные и сухие плоды

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,
1) являются многолетними растениями
2) содержат хлоропласты с хлорофиллом
3) имеют цветки и соцветия
4) образуют плоды с семенами
5) представлены тремя жизненными формами
6) размножаются семенами

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
1) водорослей
2) моховидных
3) папоротниковидных
4) плауновидных

Ответ


Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
1) образование плодов и семян
2) появление вегетативных органов
3) появление цветков, опыление
4) оплодотворение и формирование зародыша
5) прорастание семени

Ответ


Выберите три варианта. Какую функцию выполняет цветок растения?
1) опыление
2) поглощение веществ
3) оплодотворение
4) вегетативное размножение
5) отложение запасных веществ
6) формирование семян и плодов

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
1) в процессе развития происходит чередование поколений
2) размножаются спорами
3) имеют листья, стебель и ризоиды
4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Ответ


Выберите три варианта. Семенами размножаются
1) капуста белокочанная
2) клевер ползучий
3) плаун булавовидный
4) олений мох
5) хвощ полевой
6) лук репчатый

Ответ


Выберите из перечисленных ниже растений два, размножающиеся спорами, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) папоротник орляк
2) хвощ полевой
3) клевер красивейший
4) можжевельник скальный
5) пырей ползучий

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?
1) расположение семян внутри плодов
2) наличие в клетках хлоропластов
3) симбиоз с бактериями и грибами
4) наличие цветка
5) двойное оплодотворение
6) размножение семенами

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) в цикле развития преобладает спорофит
2) гаметофит представлен заростком
3) имеет видоизмененные листья
4) семена не защищены околоплодником
5) образует плоды
6) опыление осуществляется насекомыми

Ответ



2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения сформировались побеги, изображенные на рисунке, то для этого растения характерны

1) оплодотворение при помощи воды
2) отложение органических веществ в корневище
3) размножение семенами
4) преобладание в жизненном цикле спорофита
5) наличие сухого многосемянного плода
6) хорошо развитые трахеиды в древесине

Ответ



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке растений характерны следующие признаки
1) низшие растения
2) примитивные высшие споровые растения
3) диплоидный спорофит преобладает над гаплоидным гаметофитом
4) корней нет
5) тело не разделено на ткани и органы
6) гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидныи спорофитом

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался побег, изображенный на рисунке, то для этого растения характерны
1) мелкие чешуйчатые листья
2) оплодотворение при помощи воды
3) размножение семенами
4) образование плодов на верхушке побега
5) развитие листостебельного растения из протонемы (предростка)
6) наличие хорошо развитой корневой системы

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для широколиственного леса характерны следующие растения:
1) ель
2) липа
3) сосна обыкновенная
4) дуб
5) бук
6) пихта

Ответ


Установите соответствие между примерами и категориями растений: 1) низшие растения, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хвощевидные
Б) лишайники
В) настоящие водоросли
Г) плауновидные
Д) моховидные
Е) багрянки

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К растениям, не имеющим корней, относят
1) кукушкин лён
2) щитовник мужской
3) плаун булавовидный
4) хвощ полевой
5) сфагнум
6) ламинарию

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие растения имеют корни?
1) плауны
2) бурые водоросли
3) зелёные мхи
4) сфагновые мхи
5) хвощи
6) голосеменные

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для покрытосеменных характерно
1) наличие заростка
2) двойное оплодотворение
3) созревание спор в спороносных колосках
4) наличие плода
5) триплоидный эндосперм
6) преобладание в жизненном цикле гаметофита

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе размножения и развития покрытосеменных растений происходит
1) формирование пыльцы
2) образование семязачатка в завязи пестика
3) формирование заростка с ризоидами
4) двойное оплодотворение
5) формирование гаплоидного эндосперма
6) расселение с помощью спор

Ответ


Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений: 1) споровые, 2) семенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развиваются из зародыша
Б) являются более древними по историческому происхождению
В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему
Г) оплодотворяются при наличии воды
Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

Ответ


Установите соответствие между признаками и группами растений: 1) низшие, 2) высшие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело представляет собой таллом, или слоевище
Б) имеют вегетативные и генеративные органы
В) имеют светочувствительный глазок
Г) имеют разнообразные ткани
Д) живут главным образом в водной среде
Е) включают одноклеточные организмы

Ответ



Установите соответствие между характеристиками и отделами растений. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из прорастающей споры образуется протонема
Б) гаметофит редуцирован до крошечного заростка
В) имеют корневище с придаточными корнями
Г) в жизненном цикле преобладает гаметофит
Д) споры созревают в спорангиях, собранных в сорусы
Е) имеют разнообразные жизненные формы

Ответ



Установите соответствие между характеристиками и представителями растений, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) организм прикреплен к субстрату
Б) тело представлено слоевищем
В) в клетках присутствуют разнообразные пластиды
Г) характерно семенное размножение
Д) имеют вегетативные и генеративные органы
Е) образует зимующую зигоспору

Ответ


Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания растения, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и за пишите цифры, под которыми они указаны.
1) прикрепляется за счет ризоидов
2) зеленое растение представлено гаметофитом
3) имеет стробил на весеннем побеге
4) размножается спорами
5) имеет разветвленное корневище

Ответ



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, к которому относится растение, изображенное на рисунке?
1) двойное оплодотворение
2) преобладание в цикле развития спорофита
3) редукция гаметофита
4) стебель соломина
5) соцветие сложный колос
6) вставочный рост

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли относятся к царству растений, так как
1) в экосистемах являются продуцентами
2) они осуществляют фотосинтез
3) в экосистемах они являются консументами
4) их клетки содержат пластиды
5) их тело не дифференцировано на ткани
6) они для дыхания поглощают кислород

Ответ


Проанализируйте текст «Мхи». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Мхи - это ________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах - ________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ________ (Г) - ценного удобрения и топлива.
1) низшее
2) коробочка
3) семенное
4) сорус
5) споровое
6) сфагнум
7) торф
8) цветковое

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Вопрос 1. Какие растения называют цветковыми?

Цветковыми называют растения, которые имеют орган семенного размножения - цветок. А это и есть покрытосеменные.

Вопрос 2. Какие цветковые растения вы знаете?

Яблоня, груша, вишня, кувшинки, верблюжья колючка, лен и др.

Вопрос 3. Где растут цветковые растения?

Цветковые растения приспособились к самым различным условиям - от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии. Они растут в воде (элодея, кувшинки) и в безводных пустынях (саксаул, верблюжья колючка), образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.

Вопрос 1. Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?

Покрытосеменные – отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие полового органа размножения – цветка и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные).

Вопрос 2. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

Основная особенность голосеменных – незащищенность семян, в отличие от цветковых. Голосеменные не образуют цветков, значит и не образуют плодов (шишка – не плод, а видоизменённый побег). Оплодотворение яйцеклетки происходит намного быстрее у покрытосеменных. Различна численность обоих групп. Цветковых больше, около 350 тысяч видов. Голосеменных меньше – около 800 видов, которые сохранились на сегодняшний день на планете. Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение. У голосеменных его нет.

Вопрос 3. На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?

Отдел покрытосеменных делится на 2 класса: двудольные и однодольные. Класс Двудольные. В классе Двудольные описано 8 подклассов, 128 порядков, 418 семейств, приблизительно 10 000 родов и около 190 000 видов двудольных растений. Класс Однодольные. В класс однодольных растений включаются 5 подклассов, 37 порядков, около 120 семейств, 30 000 родов и больше 60 000 видов.

Подумайте

На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти 3/4 их - покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?

Благодаря наличию цветка, у покрытосеменных формируется семя, защищенное околоплодником. Околоплодники обеспечивают распространение семян (с помощью ветра, воды, животных), а цветок – самые разнообразные способы опыления, например насекомыми и ветром. Только покрытосеменным присуще так называемое двойное оплодотворение. Благодаря ему семя быстро накапливает запас питательных веществ, что ускоряет его созревание. Поэтому покрытосеменные могут расти и размножаться при тех условиях, которые другим растениям не подходят.

Задания

1. Рассмотрите рисунок 81 и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.

Однолетние растения – растения, которые развиваются в течение одного вегетационного периода (например, лен, огурец, ярутка).

Двулетние растения (двулетники) – растения, которым для завершения жизненного цикла требуется два вегетационных периода. В первый год жизни развиваются вегетативные органы и накапливаются питательные вещества, а во второй год образуются цветки и плоды, после чего растения отмирают. Например, морковь, свекла, анютины глазки, капуста.

Многолетнее растение - растение, живущее более двух лет. Характеризуются наличием ежегодно отмирающих надземных (травы) и многолетних подземных органов корневищ, клубней, луковиц и корней. Например, лопух, гладиолус, банан.

2. Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

Таблица 3. Продолжительность жизни и особенности плодоношения покрытосеменных растений.

Задания для любознательных

Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?

Например, покрытосеменные растения Пермского края, которые охраняются. Ежеголовник скученный, ситник стигийский, лилия волосистая, гусиный лук ненецкий, венерин башмачок пятнистый, любка двулистная, лещина обыкновенная, дуб черешчатый, лютик Гмелина и многие другие виды. Для охраны этих растений строятся заказники, заповедники. Все эти виды занесены в Красную книгу Пермского края.

) – это отдел сосудистых растений, которые занимают промежуточную позицию между риниофитами и голосеменными растениями. В эту группу входят современные папоротники и древние высшие растения, появление которых на Земле произошло около 400 млн. лет назад в процессе эволюции от древних риниофитов. Основное отличие папоротников от риниофитов – наличие листьев и корневой системы, а от голосеменных – отсутствие семян. Древовидные папоротники в конце палеозойской – начале мезозойской эры занимали господствующее положение среди флоры нашей планеты. Позднее в девонском периоде от папоротников произошли голосеменные растения, впоследствии давшие начало группе покрытосеменных.

В отдел папоротников входит один класс Polypodiopsida, который делится на 8 подклассов, причем растения трех из них вымерли в девоне. В настоящее время известно 300 родов папоротников, объединяющих около 10000 видов. Это самая обширная группа споровых растений . Представители отдела папоротников произрастают на нашей планете практически повсеместно. Эти растения широко распространены, благодаря разнообразию формы листьев, экологической пластичности, хорошей переносимости высокой влажности. Наибольшего разнообразия достигают папоротники во влажных регионах тропического и субтропического пояса, в частности, во влажных расщелинах скал, зарослях горных лесов тропиков. В умеренных широтах папоротники произрастают в тенистых лесах, ущельях, болотистой местности. Некоторые виды являются ксерофитами , они встречаются на скалах или на склонах гор. Существуют виды – гигрофиты , которые растут в воде (сальвиния, азолла).

Папоротники отличаются друг от друга по размерам, жизненным формам и циклам, некоторым другим особенностям. Но все эти растения имеют ряд характерных признаков, что позволяет легко отличить их от растений других групп. К папоротникам относятся травянистые и древесные формы. Растение папоротника состоит из листовых пластинок, черешка, видоизмененного побега и корневой системы, включающей вегетативный и придаточный корень.

Лист папоротника имеет характерное строение, точнее у этих растений нет истинных листьев. В ходе эволюционных преобразований у папоротников появились прообразы листьев, представляющих собой систему ветвей, лежащих в одной плоскости. Ботаническое название этому – плосковетка, или вайя, или предпобег. Этот предпобег выглядит как листовая пластинка современного цветкового растения. Четкие контуры листовых пластинок определяются у появившихся позднее голосеменных растений.

Размножение папоротников осуществляется спорами и вегетативным способом (корневищами, плосковетками, почками, т.д.). Помимо этого папоротники способны размножаться половым путем.

Жизненный цикл папоротника делится на две фазы: спорофита (бесполого поколения) и гаметофита (полового поколения), причем фаза спорофита продолжительнее.

На нижней поверхности листа имеется спорангий. Когда он раскрывается, споры падают на землю, прорастают в виде заростка с гаметами. После оплодотворения образуется молодое растение. У равноспоровых папоротников гаметофиты обоеполые. У разноспоровых папоротников мужской гаметофит сильно редуцирован, а женский хорошо развит и содержит питательные вещества для развития будущего зародыша спорофита.

Значение папоротников менее существенно в жизни человека по сравнению с покрытосеменными растениями. Некоторые виды папоротников, такие как орляк обыкновенный, осмунда коричная, страусник обыкновенный, человек употребляет в пищу. Отдельные виды папоротников ядовитые. Многие из этих растений используют в медицине и фармацевтической промышленности. Такие папоротники, как нефролепис, птерис, костенец, выращивают как комнатные растения. А вайи щитовников применяют как зеленый элемент флористических композиций. В тропическом поясе стволы древовидных папоротников являются строительным материалом, а сердцевину некоторых из них можно использовать в пищу.

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...