Папа урбан 2 призывает к походу. Римский папа Урбан II

The First Crusade Proclaimed by Pope Urban II

Церковь могла получить существенную выгоду от крестового похода против турок-сельджуков, поскольку Урбан II сознавал потенциально значимые выгоды от помощи византийцам.

П апа Римский Урбан II объявил Первый Крестовый поход 27 ноября 1095 года на церковном Соборе во французском городе Клермон. Освященная церковью попытка изгнания людей «порабощенных демонами» послужила бы многим целям: турки-сельджуки успешно заняли Святую землю, бывшую в то время частью Византийской Империи. Со времен понтификата Григория VII и рокового сражения при Манцикерте, в котором силы Византии были побеждены, восточные императоры посылали обращения к Риму о помощи. Теперь Папа Римский мог действовать, пользуясь благоприятной возможностью, которая дала бы ему повод сделать гораздо больше, чем просто отправить некоторое количество конных рыцарей.

Цели и задачи Первого Крестового похода

Европа была полем битвы, местом непрерывных конфликтов и бесконечной войны. Объединение феодальных фракций против общего врага уменьшило бы вероятность дальнейших войн и направило бы их ресурсы и энергию против мусульман. “Позвольте тем, кто приучен вести расточительно частные войны даже против Верных, идти в дальнейшем против Неверных в сражении, достойном быть предпринятым, …” Папа Римский Урбан II объявил первую в своем роде безоговорочную индульгенцию тем, кто “борется против язычников” . Для средневекового человека, боявшегося огня чистилища, это отпущение грехов было весьма убедительным.

Успешный Крестовый поход весьма бы увеличил престиж папства и, возможно, положил бы конец расколу, произошедшему между восточной и западной христианскими церквями. И хотя император Алексей I Комнин просил сравнительно небольшое количество профессиональных солдат – конных рыцарей, Урбан призвал всех христиан : рыцарей, лакеев, “богатых и бедных “ , и даже “грабителей” . Несмотря на мощь, эту армию не смог возглавить ни один из достойных внимания королей; и Филипп I Французский , и Генрих IV Германский были отлучены от церкви.

Стимулы для участия в Первом Крестовом походе

Тем участникам Похода, которые имели в собственности землю, Церковь гарантировала свою защиту и поручительство, дабы в то время, пока лорды находятся в дальних землях, сражаясь за Христа, нарушители не смогли бы ими завладеть. Тем, которые поднимают крест, простили их долги. Так как ростовщичество было запрещено, многие из этих долгов были понесены через еврейских кредиторов.

Однако европейских евреев не приняли в расчет даже тогда, когда участники Похода начали беспощадно убивать их по всей Европе. Для них не было разницы между евреями и так называемыми Неверными, с которыми они должны были скоро столкнуться за рубежами Константинополя. Евреи обратились за помощью к Церкви. Некоторые храбрые епископы открыли свои ворота для евреев, ищущих убежища, но многие другие остались глухи к их просьбам.

Город Никея был освобожден от мусульманского контроля в 1097 году, а в 1099 году армия Крестового Похода была уже у ворот Иерусалима . Завершающее сражение стало кровавой баней: были казнены тысячи. Фульхерий Шартрский пишет, что, “Если бы вы были там, то ваши ноги погрузились бы до лодыжек в кровь убиенных. Ни одного из них не оставили в живых. Они не щадили ни женщин ни детей” .

Наследие Первого Крестового похода

В марте 2000 года Папа Римский Иоанн Павел II принес извинения за грехи, совершенные во имя Церкви, в том числе и за Крестовые походы. Первый Крестовый поход привел приблизительно к 150 годам крестовопоходной активности, как официальной, так и неофициальной. Крестьянский Крестовый поход , во главе с Петром Пустынником , закончился полномасштабной резней за пределами Константинополя, в то время как дурно родившийся Крестовый Поход детей закончился тем, что капитаны судов переправили молодежь в Северную Африку вместо Ближнего Востока, чтобы продать их там в рабство.

Крестовый поход не стал окончанием церковного раскола, также он не прекратил “частные войны” в Европе. Тем не менее, он стал стимулом для нового века коммерции и торговли, той существенной выгодой, которая смогла проложить путь к процветанию городов-государств, появившихся в Италии.

В конце XI века нестабильной была не только церковная жизнь в Западной Европе. Этот регион представлял собой еще не вполне сложившийся комплекс государств. К тому же наступило время неурожаев. Европа . Начались . Шли разговоры о скором конце света.

Ужас и отчаяние усугублялись и тем, что в X веке в основном сложился принцип майората. Все имущество крупного землевладельца после его смерти доставалось старшему сыну. Эта система была создана, чтобы защитить крупные поместья от раздробления. Но она породила новую проблему.

Что делать средним и младшим сыновьям, лишенным наследства? Пахать землю они все равно не пойдут – не то воспитание. Рыцарь – это человек с оружием. А человек с оружием, оставшийся без средств к существованию, превращается в разбойника. Рыцарский разбой на дорогах сделался одним из самых страшных бедствий эпохи.

Рыцарский разбой на дорогах Европы

И многие взывали к Папе римскому, умоляя умиротворить Европу. В воздухе носилась тень некоего великого деяния во имя Господа. В XI веке стало больше паломничеств к святым местам. Нередко к Гробу Господню отправлялись знатные люди, совершившие преступления. Считалось, что на Святой Земле возможно Господне прощение даже за самые чудовищные злодеяния.

Заботясь о своей безопасности, паломники окружали себя воинами. Так зародились воинственные духовно‑рыцарские ордена. Возникла идея вооруженного паломничества. Термина «Крестовые походы» еще не было. Он возник лишь в XVII веке, в труде придворного историка Людовика XIV иезуита Луи Мэмбура, но замысел носился в воздухе.

Для этого исторического момента Урбан II с его немыслимой активностью и преданностью учению Григория VII оказался самой подходящей фигурой. Он понял, каким должно быть то великое деяние, которое возвысит Католическую церковь, очистит ее от былых грехов, покажет ее мощь в соперничестве с православием, а заодно умиротворит Западную Европу.

В марте 1095 года Папа проводил Церковный собор в Пьяченце. Туда прибыл посол императора Византии Алексея I Комнина с просьбой помочь Восточной Римской империи в борьбе против неверных. Настоящий подарок для деятельного Урбана! Папа добился, чтобы Собор принял документ, разрешающий христианам воевать за веру. До этого церковь теоретически осуждала любое кровопролитие. И вот запрет был снят. Война против неверных признана богоугодной.

Следующий Собор Урбан II организовал в Клермоне – центре исторической области Овернь во Франции. Там было много гордого, независимого, жаждавшего подвигов рыцарства. Ради великого дела уже не юный Урбан II перебрался через Альпы.

Он широко оповестил знать, что хочет помочь восточным братьям‑христианам. Папа объехал клюнийские монастыри, делясь планами возможной войны, совершил дипломатические визиты, в том числе в город Пюи, где встретился с епископом Адемаром Монтейским и попросил его возглавить предстоящий поход.

Призыв к войне состоялся 26 ноября 1095 года. Именно тогда прозвучали самая знаменитая речь, навсегда прославившая Урбана II .

Папа Урбан II призывает к Крестовому походу

Речь была произнесена в чистом поле, на обширной равнине за чертой города. Для выступления Папы был построен специальный помост. Слушать его собрались тысячи людей. Текст сохранился в изложении пяти хронистов. И все пять вариантов перекликаются в главном.

Сначала папа описал страдания христиан на Востоке. Это было сделано так убедительно, что над полем стояли громкие рыдания. Затем Урбан II перешел к практической части:

«Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алчущие, ведете войны, наносите смертельные раны... Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе».

Кто прежде всего услышал речь Папы? Тот, кто был по‑настоящему горестен и беден. Сам он потом многократно повторял, что имел в виду только бедствующих рыцарей! А приняли его слова близко к сердцу истинно бедные – крестьяне. И уже весной 1096 года рванулись в Крестовый поход – безоружными, не умеющими воевать. Урбан II пытался их остановить – бесполезно. Всем тем, кто выступает с пламенными речами, надо помнить, что остановить начавшееся движение невозможно. А последствия бывают просто чудовищными.


Крестовый поход бедноты

Крестовые походы – это гибель сотен тысяч людей. В ХХ веке Папа римский Иоанн Павел II , личность, достойная глубочайшего уважения, принес человечеству извинения за эти кровавые страницы европейской истории. Конечно, крестоносное движение нельзя оценить однозначно. В нем участвовали и искренне веровавшие люди. Но наряду с верой был и расчет, на который так ловко намекнул Урбан II .

Сам Папа и после Клермонской речи продолжал мобилизовать рыцарей. Он объехал множество городов, освещал церкви, произносил проповеди, рассылал письма знати и правителям.

Бедняки, двинувшиеся в поход весной 1096 года, почти все погибли. Осенью в Святую Землю отправились рыцари. И только в 1099‑м, после многих жертв, страданий, сражений, удач и неудач, крестоносцы взяли Иерусалим. Это произошло 15 июля. А ровно через две недели, 29 июля 1099 года, Папа Урбан II умер. Известие о взятии Иерусалима он получить не успел.


Рыцари - участники Первого крестового похода

В Урбане II сочетались искренняя вера – непременное качество средневекового человека, огромное властолюбие и глубокое заблуждение, которое он сам осознал слишком поздно.

Любое массовое движение чем‑то напоминает сходящую с гор лавину. Всегда есть много причин, по которым она вдруг обрушивается вниз. Но всегда есть и некий камешек, который сдвигает эту громаду. Таким камешком была Клермонская речь Урбана II .

Урбан II – автор самой яркой речи в западноевропейской истории. Ее произнесение стало, вне всякого сомнения, его звездным часом. Но был ли это и звездный час человечества? О случившемся в далеком XI веке важно поразмышлять в наше время – эпоху пылких речей! Те, кто и сегодня готов призвать народные массы в некий «крестовый поход», должны помнить, как это может сработать.


История соперничества Востока и Запада, мусульманской и христианской цивилизаций, насчитывает сотни лет. В ней были разные периоды — и чрезвычайно кровавые, и относительно мирные. Но и сегодня на взаимоотношения христиан и мусульман незримо влияют события, начало которым было положено более 900 лет назад — события, вошедшие историю под названием «эпоха крестовых походов».

В XI веке исповедовавшие ислам турки-сельджуки стремительно захватывали все новые территории в Передней Азии. К 1085 году они взяли под контроль большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, отняли у византийцев всю Малую Азию, овладели Антиохией.

Положение Византийской империи стало критическим — турки стояли практически у стен Констанинополя. Военные силы империи были серьезно ослаблены предыдущими войнами, и император Алексей I Комнин обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II .

Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика — Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.

На самом деле это было правдой лишь отчасти. Действительно, имели место эксцессы, связанные с действиями отдельных мусульманских правителей и религиозных фанатиков, однако тотального истребления христиан и их святынь не было и в помине. Спасать необходимо было не веру, а Византийскую империю.

До Алексея I Комнина византийские императоры обращались за помощью в Рим неоднократно, однако сейчас это происходило в совершенно иной ситуации — в 1054 году произошел раскол в христианстве, известный также под названием «Великая схизма». Западные и восточные отцы церкви предали друг друга анафеме, и в этих условиях обращение императора Византии было крайней мерой.

Мирские заботы церковного владыки

Папа Римский Урбан II взошел на папский престол в 1088 году. В миру он носил имя Одо де Шатильон де Лажери , и был представителем знатного, но не очень богатого французского рода из Шампани.

В этот период католическая церковь вела ожесточенную борьбу за влияние на светскую власть. Побочным явлением этого стало появление у Папы Римского конкурента — антипапы Климента II I, который досаждал не только Урбану II, но и двум его предшественникам, а также одному преемнику.

Социально-экономическое положение в Европе в этот период было крайне тяжелым — процесс закрепощения крестьян сильно ухудшил их условия жизни, а к этому добавилась целая череда бедствий в виде масштабных наводнений, эпидемий и целых семи неурожайных лет подряд.

Низшие слои общества видели в происходящем признаки конца света, что способствовало резкому обострению религиозных чувств.

Кроме того, утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, обученных военному делу, но не имевших на родине ни дела, ни средств к достойному существованию. В первую речь идет о младших сыновьях знатных родов, которые в новых условиях единонаследия не получали земель своих родителей, достававшихся старшим братьям.

Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем — восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати.

«Мир здесь, война — там!»

Идея похода на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому периоду уже носилась по Европе, распространяемая проповедниками. Одним из самых ярких из них являлся Петр Амьенский , он же Петр Пустынник, талантливый оратор, призывавший к крестовому походу.

Петр Пустынник добился аудиенции у Урбана II, который к этому времени утвердился в необходимости реализовать задуманное. Поэтому Петр Пустынник получил от понтифика благословение на проповедь и обещание всяческого содействия.

В ноябре 1095 года Урбан II созвал во французском Клермоне церковный собор для решения различных административных и политических вопросов.

Но главное событие собора произошло 26 ноября 1095 года, когда Урбан II выступил с речью перед представителями духовенства, светской знати, а также перед тысячами представителей низших слоев.

Выступление проходило за городом, в поле, где для этого был построен специальный помост. Разумеется, микрофонов тогда не было, поэтому слова Урбана II передавали из уст в уста.

Речь Урбана II сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества.

Начал Папа Римский с описания страданий христиан на Востоке. Урбан II не жалел красок, так что вскоре тысячи собравшихся зашлись в рыданиях. Закончив с описанием ужасов, он перешел к практической части: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алучщие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война — там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».

Как сутану понтифика порвали на кресты

Эффект от речи оказался потрясающим. Присутствующие в массовом порядке становились на колени и давали обет освободить Святую Землю. «Так хочет Бог!» — восклицали они. Здесь же, в поле, многие нашивали себе на одежду отличительный символ нового движения — красные кресты. На это благое дело Урбан II пожертвовал свою пурпурную сутану.

Папа Римский обращался прежде всего к рыцарям, и они его услышали. Но одновременно услышали и представители низших классов. Люди, ни разу не державшие в руках оружия, садились в телеги и отправлялись освобождать Иерусалим, рассчитывая обменять свою нынешнюю тяжелую жизнь на «молоко и мед» Святой Земли.

Отправлявшиеся в поход крестьяне не имели никакого представления о расстоянии до Иерусалима. Вскоре у стен городов Европы стали появляться странные люди с красными крестами на одежде, пугавшие встречных вопросами: «Скажи, не этот ли город Иерусалим?»

Всего, по разным оценкам, в поход на Иерусалим двинулось от 100 до 300 тысяч простолюдинов, не имевших, как правило, никаких припасов, ни малейшего понятия об организации и дисциплине.

Возглавили это, с позволения сказать, «воинство», Петр Пустынник и французский рыцарь Вальтер Голяк , прозванный так за крайнюю бедность.

Массы голодных и обездоленных людей на пути своего движения отметились еврейскими погромами, грабежами и насилием в Восточной Европе, прежде всего, в Болгарии и Венгрии. Местные жители вынуждены были оказывать им сопротивление, отчего ряды первых крестоносцев заметно поредели.

Обреченные на заклание

К осени 1096 года десятки тысяч крестоносцев Вальтера Голяка и Петра Пустынника добрались до Константинополя. Император Алексей I Комнин поначалу принял их радушно, но очень скоро понял, что вместо армии профессиональных военных к нему прибыла неуправляемая толпа озлобленных жизнью людей.

Император понимал, что ничего хорошего из дальнейшего похода этого «войска» на Иерусалим не выйдет, и предлагал Петру Пустыннику дождаться подхода отрядов рыцарей.

Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина. Фото: Public Domain

Однако в это время крестоносные бедняки в буквально смысле начали стирать Константинополь с лица земли — они разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют.

Алексей I Комнин понял, что должен спасать собственную столицу от подобных «освободителей Гроба Господня».

Византийский флот переправил отряды крестоносцев через Босфор, предоставив их самим себе. В и без того неорганизованном войске начались внутренние распри, из-за чего силы оказались разделены.

Армия турок-сельджуков добилась легкой победы. 21 октября 1096 года основные силы крестоносцев попали в засаду в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разбиты. Это даже трудно было назвать сражением — схватка превратилась в побоище, в котором турки при минимальных потерях уничтожили, по разным данным, от 25 до 40 тысяч человек. Наиболее молодых и сильных взяли в плен и продали в рабство. Вернуться обратно в Константинополь удалось единицам. Среди тех, кто избежал гибели, был Петр Пустынник, а вот Вальтер Голяк погиб в бою.

Союзником мусульман стал тиф

Катастрофа, постигшая крестоносцев-крестьян, никоим образом не повлияла на намерения рыцарства. Знать отправилась в поход в сроки, заранее определенные Урбаном II — 15 августа 1096 года.

Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским , епископом Ле-Пюи , повел за собой рыцарей Прованса. Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред . Братья Готфрид Булонский , Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский , Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего , короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I , короля Франции).

Несмотря на все сложности, споры между вождями похода за первенство, отсутствие нормального снабжения войска, вылившееся опять-таки в грабежи местного населения, рыцари в своем начинании были куда более успешны.

В 1097 году после осады крестоносцев капитулировала Никея. Осенью того же года войско подошло к Антиохии, и 21 октября осадило ее. После восьми месяцев осады, ранним утром 3 июня 1098 года, крестоносцы ворвались в город. Началась настоящая резня. Эмир города бежал, но был настигнут и обезглавлен.

Сражение с подошедшими на помощь отрядами мусульман завершилось полной победой крестоносцев. Окончательно Антиохия пала 28 июня, когда была захвачена цитадель на юге города.

Осада Антиохии привела к серьезным потерям у крестоносцев. К тем, кто погиб в сражениях, добавились и те, кто умер в результате эпидемии тифа, разразившейся уже после овладения городом. Поход к Иерусалиму был отложен на полгода.

Крестное шествие с последующим штурмом

Часть крестоносцев вернулась на родину, не добравшись до главной цели похода. Были образованы два государства крестоносцев, Эдесское графство и княжество Антиохия, чьи новые властители, Балдуин I Булонский и Боэмунд I Тарентский, отказались от участия в дальнейшем походе.

Лишь в январе 1099 года крестоносцы начали поход к Иерусалиму, которого достигли 7 июня. К этому времени город контролировали уже не сельджуки, а фатимидский халиф.

Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не был настроен воинственно — его посольство предложило крестоносцам беспрепятственное паломничество к святым местам, но небольшими группами и без оружия. В ответ крестоносцы заявили — они пришли ради освобождения Гроба Господня и добьются этой цели любыми способами.

Началась осада, затрудненная отсутствием продовольствия и воды — колодцы вокруг были заблаговременно отравлены мусульманами.

13 июня первая попытка штурма была отбита. К тому же появились сведения, что на помощь Иерусалиму из Египта идет фатимидская армия.

8 июля крестоносцы шокировали осажденных — босые рыцари устроили крестное шествие вокруг стен Иерусалима. Вдохновившись таким образом, на рассвете 14 июля они пошли на новый штурм. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен камни, лили кипяток, сбрасывали утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Сражение продолжалось весь день, но город держался. Ночь обе стороны провели без сна, а утром начался новый этап штурма. Крестоносцам удалось частично засыпать ров вокруг города и подвести к его стенам осадные башни. Рыцарей охватил невероятный религиозный экстаз, в котором они ринулись на штурм городских стен. Защитники не выдержали давления и стали отступать.

Кровь за кровь

Ворвавшиеся в город крестоносцы не знали пощады. Перед началом штурма защитники изгнали из города всех христиан, и поэтому рыцари не считали нужным кого-либо щадить. В частности, была сожжена синагога вместе с укрывшимися в ней евреями. Всего при взятии Иерусалима 15 июля 1099 года было убито не менее 10 000 горожан. Рыцари не только совершили массу убийств, но и полностью разграбили Иерусалим.

После взятия Иерусалима было образовано новое Иерусалимское королевство, правителем которого стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.

Первый крестовый поход завершился победой крестоносцев, но создал проблем куда больше, чем разрешил. Большинство рыцарей после окончания похода возвращались в Европу, где для них по-прежнему не было места. Вновь созданные государства крестоносцев постоянно подвергались атакам мусульман и не могли выстоять без помощи извне.

Но самое главное, что кровавые расправы над мусульманами, буднично совершавшиеся христианскими рыцарями во время похода, вызвали ответную реакцию со стороны мусульман, которые теперь рвались мстить за братьев по вере, не различая правых и виноватых. И глядя на современный Ближний Восток, становится понятно, что то, что началось 900 лет назад, не закончилось и по сей день.

А главный вдохновитель крестового похода Папа Римский Урбан II умер 29 июля 1099 года, спустя две недели после взятия Иерусалима. Но во времена, когда не было телеграфа, телефона, радио и интернета, двух недель для передачи новостей из Иерусалима в Рим оказалось недостаточно — об «освобождении Гроба Господня» узнал уже новый понтифик.

Ноябрь 1095г., Клермон, Франция. Город наполнен праздничной суетой. Еще бы, сам Римский папа Урбан II собрал здесь Собор. Со всех концов Франции собрались рыцари, духовенство, крестьяне. В этом году Римский папа уже собирал Собор в итальянской Пьяченце. И теперь, перевалив Альпы, он прибыл в Клермон, предварительно объехав Клюнийское аббатство. Сегодня он должен выступить перед народом с проповедью. А народу собралось столько, что в городе не оказалось подходящего места, готового уместить всех желающих. Решили собраться на равнине за городом.
- Возлюбленные братья!
Побуждаемый необходимостью нашего времени, я Урбан, носящий с разрешения Господа знак апостола, надзирающий за всей землей, пришел к вам, слугам Божьим, как посланник, чтобы приоткрыть Божественную волю.
Так начал свою речь папа. Людское море стихло, жадно внимая его словам. Ждали, когда папа скажет главное.
Урбан II рассказал о том, что турки сельджуки захватили Иерусалим, о гонениях христиан в Святой земле, об их страданиях, о необходимости помочь им как можно скорее:
- И вот об этом-то деле прошу и умоляю вас, глашатаев Христовых, - и не я, а Господь, - чтобы вы увещевали со всей возможной настойчивостью людей всякого звания, как конных, так и пеших, как богатых, так и бедных, позаботиться об оказании всяческой поддержки христианам и об изгнании этого негодного народа из пределов наших земель. Я говорю (это) присутствующим, поручаю сообщить отсутствующим, - так повелевает Христос.
И толпа выдохнула:

Так начиналась почти 200-летняя эпопея крестовых походов. Так кто же был их инициатор, римский папа Урбан II?
Он родился в 1042 г. в семействе де Ланжери в провинции Шампань. Род его был знатным, поэтому стоит ли удивляться, что одним из учителей у него был святой Бруно, основатель ордена картезианцев, существующего до сих пор (во Франции и других странах существует 18 таких монастырей). Полное мирское имя Урбана II - Одо (Оддо) де Ланжери. В Реймсе Одо стал каноником, а затем получил сан архидьякона. Карьера его была успешна, но около 1070 г. Одо удаляется в монастырь Клюни, известный аскетизмом его монахов и покровительством римского папы. В скором времени он становится приором Клюни.
1073 г. для клюнийских монахов стал годом перемен. В Риме был избран новый понтифик Григорий VII, ставший монахом Клюни еще в 1047 г. Тогда, в 1047, Григорий VII мечтал быть аскетом, жаждал уединения. Но мечтам не суждено было сбыться. Его забрал с собой в Рим папа Лев IX, понтификат которого начался в 1049 г. А теперь Григорий VII сам, желая поддержки верных людей, вызвал из Клюни монахов под предводительством аббата Гуго. В эту группу монахов вошел так же и приор Одо де Ланжери. Отныне его судьба была накрепко связана с судьбой папы Григория VII.
Времена были трудные. Еще папа Григорий VI, в 1045-1046 гг. предпринял попытку начать церковную реформу. Реформа проходила очень трудно. Еще бы, деятели реформы замахнулись на устои и церковные, и светские! В первую очередь реформаторы предлагали отказаться от симонии, т.е. продажи церковных должностей, а также ратовали за целибат, то бишь, за безбрачие священнослужителей. А ведь большинство приходских священников в XI в. были женатыми! Симония позволяла наполнять звонкой монетой карманы светских и церковных феодалов. Первой жертвой этой борьбы пал…сам римский папа Григорий VI, которого заставили отречься от престола – он купил папский титул у своего предшественника Бенедикта IX за 2000 динариев. Надо ли говорить о том, что проведение реформы всячески тормозилось властями.
В марте 1074 г. состоялся синод, на котором папа издал постановление, в котором содержался запрет на торговлю церковными должностями, а так же запрет верующим принимать причастие у женатых священников. И раньше римские папы издавали такие постановления, но они обычно игнорировались духовенством. Теперь же, когда постановление издал Григорий VII, славившийся своей настойчивостью и энергией, не приходилось надеяться, что все останется по-прежнему. Духовенство было взволновано.
Но папе, казалось, решений этого синода было мало. Происходила интенсивная подготовка новых постулатов реформы. Через год, опять весной, издается «Диктат папы», короткая и ясная программа, направленная на возвышение римского папы над светской властью. Светские власти лишались так называемой инвеституры, т.е. права назначать и смещать епископов, а духовенству запрещалось получать должности от светских владык.
Одо де Ланжери принял в церковной реформе самое деятельное участие. В 1078 г. его назначили кардинал-епископом Остии, одного из пригородов Рима, а вскоре он был направлен легатом, т.е. дипломатическим представителем папы во Францию и Германию. Легатам Григория VII давалось исключительное право во все вмешиваться, смещать епископов, провозглашать церковные кары против государей.
Германия XI в. являлась частью Священной Римской империи, управлявшейся в то время представителями франконской династии. К 1078 г. между римским папой и королем Германии Генрихом IV разгорелся конфликт. Возмущенный отменой инвеституры, в январе 1076 г. Генрих IV взял да и отрешил от должности Григория VII. Конфликт этот через год привел Генриха в Каноссу, на покаяние: отлучение самого Генриха IV от церкви оказалось более сильным ударом – ему перестали подчиняться его вассалы! Но и Каносса оказалась лишь эпизодом драмы, затянувшейся на долгие годы. Вскоре после покаяния Генрих вернулся к противостоянию с папой. Разгневанный Григорий VII в марте 1080 г. вновь отлучил короля от церкви. В отместку, Генрих IV в июне этого же года собирает в Бриксене собор, и верные ему епископы объявляют Григория низложенным. Мало того, они избирают Виберта Равеннского папой! Этот антипапа вошел в историю под именем Климента III. Так одновременно на римском престоле оказались двое.
На долю Одо де Ланжери, легату, посланнику папы в Германии достались трудные дела. За 3 года, которые он состоял в этой должности, ему пришлось даже сидеть в тюрьме, куда его отправили по приказу Генриха IV. Правда, вскоре король велел его освободить.
В июле 1083 г. германский король взял Рим, вынудив Григория VII укрыться в замке Сант-Анджело. Папа держался твердо, не соглашаясь на мировую. 21 марта 1084 г. Генрих IV начал осаду замка. Через 3 дня Климент III был посвящен в папы. Спустя неделю он возложил на Генриха IV императорскую корону.
Григорий VII недолго был заложником императора. Вскоре его освободили норманны под командованием его верного вассала Робера Жискара. Норманны подвергли Рим жестокому разграблению, которого он не знал со времен готов. Римляне стали осыпать папу проклятьями. После этого оставаться в Риме папа не мог. Григорий VII умер в Салерно в мае 1085 г.
Григорий умер, простив перед смертью всех своих врагов, кроме Генриха IV и Климента III. Как быть дальше, что делать с Климентом, избранным немецкими епископами? Мнения самих немецких епископов разделились. Поэтому бывший легат, епископ-кардинал Одо де Ланжери организовал собор сторонников реформ в Кведлинбурге. Сторонники же императора и Климента III собрались в Майнце. Епископы в Майнце поддержали Климента, а на соборе в Кведлинбурге под руководством Одо де Ланжери Климент III был проклят. Решался и вопрос о приемнике. Одним из вероятных кандидатов на папский престол был назван Одо де Ланжери.
Да, теперь, в 1085 г. авторитет Одо де Ланжери был уже настолько сильным, что его кандидатура рассматривалась как наиболее приемлемой. Он был способным организатором, великолепным дипломатом, настойчивым, энергичным реформатором. Однако жизнь распорядилась по-своему.
Римляне, узнав о том, что Климент III проклят, изгнали антипапу из города. На Пасху 1086 г. кардиналы собрались в Риме, чтобы избрать нового понтифика. Кандидатуру Одо де Ланжери они…отклонили. Соперником его оказался Дизедерий, аббат влиятельного монастыря Монте-Кассино.
Дизедерий вовсе не проявлял интереса к избранию на престол Святого Петра, не собирался принимать участие в выборах, занимаясь в это время дипломатическими делами. Все решилось 24 мая: строптивого аббата кардиналы насильно затащили в церковь Святой Лючии и надели таки на него папское одеяние! Но вскоре Дизедерию вновь представилась возможность проявить свой упрямый норов: воспользовавшись сумятицей, вызванной приближением к Риму императорского префекта, он сбежал в свой монастырь и скрывался там целый год. Выборщики в это время находились в Террачине, поскольку Рим находился в руках Климента.
В начале 1087 г. на синоде в Капуе выборщики вновь подтвердили, что Дизедерий является римским папой, и уговорили его принять должность. А в скором времени норманны выгнали из Рима Климента III с его братией. И 9 мая Дизедерий под именем Виктор III был торжественно посвящен в римские папы. Но через 8 дней Виктор III оставил Рим и вернулся в свой любимый монастырь Монте-Кассино, чем тут же не преминул воспользоваться Климент. Он вновь занял Рим.
В конце августа 1087 г. Виктор III собрал синод в Беневенто. Климент был отлучен от церкви, инвеститура осуждена. Спустя 3 дня после начала синода папа внезапно заболел и уехал в Монте-Кассино, чтобы там умереть. Он успел издать несколько декретов, давших монастырю привилегии, и рекомендовал избрать Одо де Ланжери римским папой. 16 сентября 1087 г. Виктор III умер.
12 марта 1088 г. в Торречине (Рим все еще был в руках Климента) Одо де Ланжери был единогласно избран римским папой. Он взял имя Урбана II. В первом же обращении нового папы содержался призыв к установлению мира и поддержке князьями и епископами-реформаторами нового папы.
Положение нового папы было трагическим. Норманны, которые могли бы помочь вернуться в Рим, были заняты своими распрями. Урбан постарался примирить их лидеров Роже и Боэмунда. Но когда, наконец, норманны начали освобождение Рима, сил их хватило освободить только его небольшую часть, а остальным городом владел Климент. Урбан вынужден был укрыться на одном из островов на Тибре - острове Святого Варфоломея. Три дня отчаянно дрались между собой войска папы и антипапы. Наконец, Климент III был разбит и Урбан смог торжественно войти в собор Святого Петра.
Но на этом борьба за Рим не закончилась. Она с переменным успехом продолжалась до 1093 г. Колебания римлян, неустойчивая военная поддержка норманнов, оказываемая папе, - все это приводило к тому, что Рим переходил из рук в руки.
1089 г. оказался для Европы неудачным: неурожай, голод, эпидемия «огненной чумы» (спорынной болезни) унесли тысячи жизней. В довершение всех бед в Северной Германии и Брабанте случилось землетрясение – местами реки выходили из берегов. Осенью того же года Урбан провел в Мельфи синод, где вновь, в который раз, осудили симонию и половую распущенность священников. Было там и кое-что новое. Между предводителями норманнов Роже и Боэмундом был заключен длительный мир. Но вернуться в Рим Урбан не успел: горожане вновь приняли Климента! Пришлось проклинать антипапу из-за городских стен…
Еще 3 года Урбан II скитался по южной Италии. Проводил синоды, наводил дипломатические мосты. Например, было отправлено посольство в Византию к ее правителю басилевсу Алексею Комнину с предложениями о путях воссоединения западной и восточной церкви после раскола христианства в 1054 г. В те же 3 года скитаний римского папы было получено на Западе письмо Комнина графу Роберту Фландрскому с просьбой о помощи в борьбе с турками и печенегами. Но жизнь в эти годы так и не наладилась. Неурожаи, голод, эпидемии, природные катаклизмы преследовали европейцев неотвратимо. «Семь тощих лет», о которых пишут историки, сделали их настоящими религиозными фанатиками, готовыми за эту божью кару пойти еще на большие жертвы – религиозный аскетизм, отшельничество, паломничество, уход в монастырь.
Между тем, влияние Климента в Риме начало ослабевать. Слабело оно по причине не очень удачной войны главного покровителя Климента Генриха IV с Матильдой Тосканской и ее мужем Вельфом IV Баварским. Да еще и старший сын Генриха Конрад, возмущенный выходками своего распутного папаши перешел на сторону итальянцев… Впрочем, не бескорыстно перешел. Вскоре его короновали в Милане как короля Италии.
Теперь Урбан II вполне мог рассчитывать вернуться в Рим. Оставалось только решить жилищный вопрос. Проклятый антипапа Климент III мертвой хваткой вцепился в замок-крепость Сант-Аннджело, полюбившуюся римским папам резиденцию.
Вначале Урбана II выручило семейство Франьипани, предоставив ему свой замок близ римского холма Палатин. Затем управляющий Латеранского дворца предложил папе сдать дворец за деньги. Финансовое положение папы к этому моменту было просто отвратительным. В это время, когда неурожаи, голод и эпидемии чередой сменяли друг друга, не приходилось надеяться на благополучие даже папе. На выручку ему поспешил французский аббат Григорий Вандомский, который продал часть имущества своего монастыря. Итак, через 6 лет после своего избрания папа Урбан II въехал на жительство в Латеранский дворец Рима.
Положение римского папы по-прежнему было трудным. Римляне терпели папу-француза с трудом. Паства голодала и умирала. По дорогам Европы бродили отряды рыцарей, которые грабили проезжих, нападали на деревни и города. Хорошо, что часть этих отрядов удалось направить на юг, в Испанию, где шла реконкиста, война христиан с сарацинами, т.е. арабами. Необходимо было найти решение, которое помогло бы разрешить хоть часть этих проблем. Это решение медленно, но верно всплывало на поверхность из мути европейской жизни тех лет…
Дипломатия Урбана II начала приносить плоды. Басилевс Алексей Комнин вступил с ним в переписку по поводу помощи в избавлении Византии от турков-сельджуков и печенегов, осадивших Константинополь с суши и моря. Это был шанс к заключению новой унии - союза после раскола христианства в 1054 г. на западную и восточную церкви, т.е. соответственно католичество и православие.
Попытки наладить отношения между восточной и западной церквями, проведение крестового похода протии турков-сельджуков были предприняты еще Григорием VII. Но после того как начался конфликт с Генрихом VII - эти попытки были оставлены до лучших времен.
В 1095 г. византийский император Алексей I Комнин направил в Рим посольство с просьбой о помощи против турок-сельджуков, угрожавших Константинополю.
В марте 1095 г., послы Византии были приняты папой на соборе в Пьяченце. Здесь, в Пьяченце, впервые прозвучали слова о военном походе для освобождения восточных христиан.
Окончательно идея крестового похода была оформлена на соборе в Клермоне в ноябре этого же года. Здесь папа произнес речь, которую называют самой эффективной в европейской истории. Речь прерывалась возгласами толпы:
- Dieu le veut! (Так хочет Бог!)
«Пусть выступят против неверных, пусть двинутся на бой, давно уже достойный того, чтобы быть начатым, те, кто злонамеренно привык вести частную войну даже против единоверцев, и расточать обильную добычу. Да станут отныне воинами Христа те, кто раньше были грабителями. Пусть справедливо бьются теперь против варваров те, кто в былые времена сражался против братьев и сородичей. Нынче пусть получат вечную награду те, кто прежде за малую мзду были наемниками. Пусть увенчает двойная честь тех, кто не щадил себя в ущерб своей плоти и душе. Те, кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты; здесь враги Господа, там же станут ему друзьями.
Те же, кто намерены отправиться в поход, пусть не медлят, но, оставив (надежно) собственное достояние и собрав необходимые средства, пусть с окончанием зимы, в следующую же весну устремятся по стезе Господней»
Все было предусмотрено в этой речи: отпущение грехов – индульгенция, сохранение церковью имущества отправившихся в поход христиан и прощение их долгов перед кредиторами… И даже была проведена церемония возложения креста на папского легата в новом крестоносном войске епископа Адемара де Ле Пюи Монтейского.
После этой речи тысячи верующих из разных концов Европы решили отправиться в поход «освобождать гроб Господень». Поход начался весной 1096 г. Сначала в путь отправились простолюдины, а в августе начался поход рыцарей.
Клермонский собор укрепил пошатнувшийся авторитет Урбана II. Римский папа стал действительно выше светской власти. В марте 1096 г. на синоде в Туре он отлучил Филиппа I, короля Франции за незаконное сожительство с Бертрадой де Монфор. Хитрый Филипп заявил, что развелся, но Бертраду оставил при себе.
Христианская Европа сплотилась вокруг престола Святого Петра. Это был момент, когда римский папа, наконец, обрел вожделенное могущество. Это могущество не мог оспорить никто. Ни притворщик французский король Филипп I, ни давний враг Святого престола император Священной Римской империи Генрих IV. Даже Климент III, в очередной раз въехавший в Рим понимал, что ему недолго осталось наслаждаться воздухом вечного города. На следующий год при поддержке Гуго Вермандуа Урбан вошел в Рим.
Положение его было прочным и продолжало укрепляться. Матильда Тосканская и итальянский король Конрад заняли Северную Италию, вынудив императора отступить на север. Урбан всячески поощрял войну норманнов с сарацинами. Война шла успешно. Чтобы поощрить норманнов папа назначил их предводителя Роже своим легатом на захваченном ими острове Сицилия.
В октябре 1098 г. в Бари собрались представители западной и восточной церкви. Целью собора было урегулирование вопроса о филиокве, т.е. о добавлении к догмату о Троице об исхождении Св. Духа не только от Бога-отца, но «и от сына». Представители восточной церкви с филиокве не согласились. Собор в Бари закончился ничем. Разрыв между церквями только усилился.
15 июля 1099 г. крестоносцы взяли Иерусалим. А через две недели 29 июля Урбан II умер. Похоронили его в соборе Святого Петра в Риме. На его могиле произошло много чудес. Поэтому 14 июля 1881 г. римский папа Лев XIII объявил Урбана II блаженным.

Страница 1 из 2

УРБАН II (Эд (Одо) де Шатильон де Лажери или Оттон Остийский) – папа Римский с 12 марта 1088 г. по 29 июля 1099 г. Инициатор начала Крестовых походов. Родился в графстве Шампань недалеко от Реймса, происходил из рыцарской семьи, учился при кафедральном соборе в Реймсе у основателя ордена картезианцев св. Бруно (1030–1101 гг.), затем в университете этого же города. Стал каноником и архидиаконом кафедрального собора в Реймсе и около 1070 г. вступил в орден бенедиктинцев (монастырь аббатства Клюни); в этом монастыре был приором. Приехал в Рим по приглашению Григория VII (1073–1085 гг.) около 1080 г. и стал близким советником папы в период проведения им реформы церкви. В 1078 г. папа назначил его кардиналом и епископом Остии. В 1082–1085 гг. граф Эд – папский легат во Франции и Германии (с 1084 г.). В качестве легата участвовал в съезде епископов в Герстунгене на Верре (1085 г.), чтобы вновь отлучить от церкви Генриха IV (1050–1106 гг.). Его доводы здесь приняты не были, и партия императора одержала верх. В том же году он присутствовал на Кведлинбургском соборе, где требовал расторжения брака антикороля Германа, а также отлучения от церкви Генриха IV. Граф Эд был одним из самых видных и активных сторонников григорианских реформ и одним из немногих, кого Григорий VII называл в числе своих возможных преемников. После его смерти папой был избран настоятель Монте-Кассино Дезидерий под именем Виктора III (1086–1087 гг.), а после его короткого правления единодушным одобрением на папский престол был возведён Эд под именем Урбана II (на небольшом собрании кардиналов и других прелатов в Террачине, около Гаэты в Италии). Сначала он оставался в Южной Италии, потом поселился на острове Тибра, т.к. Рим принадлежал антипапе Клименту III (1080–1100 гг.). Вернулся в Рим с помощью норманнских войск. Умный, красноречивый, образованный Урбан II продолжил политику папы Григория VII, показав при этом большую гибкость и дипломатическую утончённость. Неразборчивый в средствах, но осторожный, он старался не раздражать государей, предпочитая резкому тону увёртливые переговоры. Урбан II понял невозможность осуществления грандиозных планов Григория VII, примирился с существовавшими формами государства и тем самым подчинил себе весь Запад, вступив повсюду в союз со светскими властями и придав папской власти незаметный, но огромный авторитет. С самого начала он был вынужден считаться с присутствием в Риме антипапы Климента III. В ходе нескольких Соборов, проведённых в Риме, Амальфи, Беневенто и Трое, поддержал борьбу против симонии (продажи церковных должностей) и за право папы на инвеституру (право назначать епископов), продолжив противостояние с императором Генрихом IV. Папа объявил также о создании Римской курии, построенной по образцу королевского двора, и повысил роль коллегии кардиналов. В 1090 г. Урбан II вновь был изгнан из Рима сторонниками антипапы Климента III, которых поддержал Генрих IV, но сумел вернуть себе власть в этом городе в 1092 г., когда Генрих IV был разбит под Каноссой, и от него отложился его сын Конрад. Папа одобрил брак 43-летней графини Матильды Тосканской (1046–1115 гг.) с 18-летним сыном герцога Баварии Вельфом V Толстым (1073–1120 гг.), чем объединил сильнейших противников императора. Он также помог принцу Конраду, сыну императора Генриха IV, в восстании против отца и в 1093 г. короновал его в Милане королём Италии. В 1095 г. на Синоде в Пьяченце отлучил Генриха IV от церкви, в том числе на основании жалобы на него его жены Адельгейды (Евпраксии – дочери киевского князя Всеволода Ярославича). Кроме того, Урбан II вышел победителем из борьбы с французским королём Филиппом I Капетингом (1052–1108 гг.), которого отлучил от церкви за его супружескую неверность. Во времена папы Урбана II началась борьба за право назначать светских правителей и церковников, истоки которой лежат именно в его борьбе с императором Генрихом IV. На том же Соборе в Пьяченце (март 1095 г.), где Урбан II принял посла византийского императора Алексея I Комнина (1081–1118 гг.), который просил о помощи против мусульман, впервые обрело свою форму его крестовое движение.

Последние материалы раздела:

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....