Откровение Божие. Священное Писание

В ответ на человеческое желание познать своего Создателя.

Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Иисусе Христе .

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, есть Сын Божий, истинный Бог.

Виды Откровения

Необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т. н. естественного богопознания , часто также называемого откровением.

Под сверхъестественным Откровением подразумевается такое действие Божие, которое дает человеку знания, необходимые для спасения . В связи с этим Откровение разделяется на общее и индивидуальное.

Общее Откровение дается через особо избранных людей - пророков и апостолов - для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству). Таковым, во-первых, по значимости является Священное Писание и Священное Предание Нового Завета, во-вторых, "закон и пророки" (Мф. 7:12), - Ветхозаветная Библия .

Индивидуальное откровение дается человеку с целью его назидания (и, иногда, ближайших к нему лиц). Многие из таких откровений, особенно даруемых святым, "нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 4) другому человеку. Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе, хотя и рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается исключительно их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем.

Естественным откровением , или естественным богопознанием , обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путем на основании познания им самого себя и окружающего мира. Апостол Павел писал об этом: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы" (Рим. 1, 20). Этот процесс естественного богоискания и богопознания всегда имел место в истории, он присущ человеку. И поныне многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически, ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.

Церковь - хранительница Откровения

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. "Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит . – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью". Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью , исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: "…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви , подается в

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Слово «откровение» означает сверхъестественное открытие Богом непознаваемых истин людям. Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Бог захотел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который принес людям истину, способ ее познания (метод или путь познания истины) и подлинную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Христос (Ин. 14, 6).

В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Никто никогда не говорил так, как имеющий власть открывать истину.

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, был Сын Божий, был истинный Бог.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные и дивные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Христе.

В состав всякого сверхъестественного откровения непременно входит: предсказание будущего, раскрытие тайн Божиих и разъяснение таких религиозно-нравственных истин, которые превышают все возможности и способности человеческого познания.

Откровение природы (как окружающей человека, так и самого человека, главным образом его сознания) говорит о том, что вне человека, над ним, т. е. выше его, есть причина, сила и мудрость творческого начала, свидетельствующая о наличии Высшего Существа, имеющего характер личности, т. е. что существует Бог. Все так называемые доказательства бытия Божия есть результат этого естественного откровения.

Честный и нормальный человеческий ум через рассмотрение природы мира и природы собственного сознания приходит к убеждению в существовании Бога. И только лукавый или ненормальный ум может Его отрицать.

«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 2; 52, 2)…

Но кроме убеждения в существовании Бога, человек желает и личного с Ним общения.

Религия начинается не с признания Бога (это, собственно говоря, задача философии), а с общения с Ним. Это общение человека с Богом невозможно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так называемое сверхъестественное откровение.

Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное, различаются еще и другие виды откровения: непосредственное и посредственное, внешнее и внутреннее.

Непосредственное откровение есть сообщение Самим Богом тех или других религиозных истин избранникам-людям (например, пророку-боговидцу Моисею).

Посредственное откровение бывает тогда, когда оно сообщается людям через боговдохновенных лиц (например, пророков) или высших разумных существ – Ангелов (например, благовестие Деве Марии).

Внешним откровением называется самый факт сообщения истины, а внутренним – факт усвоения сообщенного. Для последнего необходимо сверхъестественное вдохновение, которое обычно определяется словом «боговдохновение».

Обычно «боговдохновенностью» обозначается сверхъестественное воздействие Духа Божиего на пророков и апостолов, под наитием Которого они правильно изъясняли сообщенные им откровения и верно излагали их в священных книгах. Такие священные книги получали наименование «боговдохновенных».

О природе откровения часто высказывались и высказываются ложные воззрения. Их необходимо разоблачить. Знаменитый философ еврей Филон Александрийский и некоторые христианские сектанты древности (например, так называемые монтанисты) высказывали взгляд, что для восприятия откровения необходимым условием следует признать особое состояние бессознательного экстаза. В новое время подобный взгляд был высказан в протестантском богословии XVII–XVIII веков. По этому учению, лица, сподобившиеся быть провозвестниками Божественных откровений, сами не сознавали этих откровений, а воспринимали их пассивно и были только техническими передатчиками Божественной благодати. Это учение глубоко ложно. Самое понятие откровения предполагает принимающий его разум. Отнимать свет разума у человека в момент откровения нет никакого основания, ибо сам разум дан человеку Богом именно для познания истины!

Крайне рационалистические взгляды на природу откровения сводятся к отрицанию возможности сверхъестественного откровения и попыткам свести его к откровению только естественному. Все эти попытки оказываются бесплодными, ибо приводят к неразрешимым противоречиям. Анализ понятия абсолютной истины приводит к дилемме: либо такая истина непостижима, либо может быть только богооткровенной и сверхъестественной.

Пантеистическое понятие об откровении фактически сводится к отрицанию откровения. Если природа есть Бог, то Ему некому и не в чем открываться. В философских пантеистических системах откровение понимается как самооткровение Бога в человеческом духе. По учению, например, Гегеля, абсолютный дух вечно и разнообразно открывается в разнообразных видах (в природе, в человеческом духе, в истории человечества); он открывается не человеку, а в человеке, приходя в нем к самосознанию. Таким образом, знание человека о Боге, в сущности, есть знание Бога о Себе Самом.

В истории новейшей философии были попытки построения целых сложных теорий об откровении.

Одной из таких теорий, получивших значительное распространение, была теория немецкого философа Шлейермахера, жившего в первой половине XIX века. Шлейермахер считал чудом всякое жизненное явление, ибо ни одно явление жизни не может быть до конца понято. Расширяя так понятие чуда, он тем самым отрицал явления чудесного, как его понимает христианство. Откровением Шлейермахер признавал всякое новое, выдающееся явление человеческого духа, свойственное гениям. Таким образом, сверхъестественное, по его мнению, есть то же естественное, только чрезвычайно редкое и исключительное по значению в человеческой жизни.

Эта смесь деизма с пантеизмом полна противоречий. Произвольно и чрезмерно расширяя понятия чуда, откровения, вдохновения, Шлейермахер делает их расплывчатыми и ничего не объясняющими.

Часто среди философов нового времени высказывалось сомнение в возможности сверхъестественного откровения. Проблема сверхъестественного откровения по существу упирается в проблему чуда вообще. Если возможно чудо (см. главу о проблеме чуда), то возможно и сверхъестественное откровение. Вера в него зависит от доброй или злой воли человека. Истинность откровения, кроме рационалистического обоснования, окончательно доказывается прагматически, опытным путем христианской жизни.

Вопрос о критерии истинного откровения принадлежит к числу серьезных вопросов апологетики христианства, а потому и подлежит более тщательному рассмотрению.

Купить эту книгу можно



31 / 07 / 2006

Божественное откровение происходит с человеком, когда Бог открывает Себя каждому из нас естественным способом - через видимый нами мир, природу и через нашу совесть.

Рассматривая окружающий нас мир, мы познаем Бога через красоту и гармонию, наполняющие его. Мы наслаждаемся видом бегущих облаков и цветущих растений, которые бывают самых разных оттенков и видов. Слушаем пение птиц, сотканное из чудесных мелодий… Заглядывая в глубины морские, наслаждаемся необыкновенной красотой рыб…

Рассматривая звезды, рассыпанные по небу словно бисер, мы не перестаем удивляться, что всё это отдельные миры. Многие из звёзд - такие же, как наше солнце и луна, а есть такие, которые во много раз больше. Все они стройно и согласно движутся по своим траекториям.

Созерцая окружающее нас пространство, человек задает себе вопрос - кто Создатель всего многообразия и великолепия нашей планеты? Ведь в природе нет ничего случайного, всё продумано и взаимосвязано. Весь окружающий нас мир есть великая книга откровения Божия, свидетельствующая о всемогуществе и премудрости Бога - Творца..

Однако одного естественного откровения через природу ещё недостаточно. Грех помрачает в человеке ум, совесть и волю, сердце делается чёрствым, и человек становится неспособным замечать удивительную гармонию мира. Потому Господь и дополняет естественное откровение сверхъестественным - чудесами и словами, которые открывает человеку Сам и через своих Ангелов.

Не все люди достойны принять откровение от Самого Бога, и Господь избирает особенных, праведных людей, которые могут принять это откровение. Самое полное откровение принёс на землю воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Это Божественное откровение и теперь распространяется между людьми и сохраняется в истинной Святой Православной Церкви посредством Священного Предания и Священного Писания.

От начала мира до Моисея не было священных книг, и учение о вере Божией передавалось устно - Преданием, то есть словом и примером, от одного другому, и от предков потомкам. В дальнейшем, чтобы Божественное Откровение сохранилось вполне точно, по внушению Господа некоторые святые люди записали самое главное в книги. Сам Бог Дух Святой невидимо помогал им, чтобы всё, что в этих книгах написано, было правильно и истинно. Все эти книги, написанные Духом Божиим через пророков, апостолов и других освященных на то людей, называются Священным Писанием, или Библией.

Библию мы разделяем на две неравные по объему части - более древнюю, Старый, или Ветхий Завет, и более позднюю - Новый Завет. В Ветхом Завете запечатлен огромный исторический процесс, который проходил перед глазами современников на протяжении около двух тысяч лет. Новый Завет охватывает период земной жизни Богочеловека Иисуса Христа и его ближайших последователей. Для нас, христиан, конечно, более важен Новый Завет.

Главное содержание Нового Завета состоит в том, что Бог действительно послал людям обещанного Спасителя, Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который и даровал Новый Завет людям. Изучать Священное Писание и Священное Предание нам нужно для того, чтобы больше узнать о Боге, который создал мир для жизни и пользы людей - для каждого из нас. Так бесконечно любит нас Бог.

И если мы будем любить Бога и жить по закону Его, то многое в мире нам станет ясным и понятным. И душа наша будет полна гармонии, любви и радости. Радость эта никогда не прекратится, и никто не отнимет её, потому что Сам Бог будет с нами…

СМЫСЛ СЛОВА БОГОСЛОВИЕ

1) Богословие как Богооткровение – слово Бога о Самом Себе

2) Богословие как учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге

В древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения (о творения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т. д.) относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (οίκονομία) греч. - искусство управления домом; οίκος - дом, νόμος - закон), т. е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира. Первым слово «богословие» ввел в христианский лексикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский.

ВИДЫ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ

1) Естественное, которое осуществляется через:

· самопознание;

· рассмотрение природных закономерностей;

· историософию.

2) сверхъестественное – через Откровение, выраженное в Свящ. Писании и Свящ. Предании.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ – ЭТО СОХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕРКОВЬЮ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ.

Носителем Св. Предания есть Церковь: «Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Это и значит, что носителем и хранителем Предания является весь народ церковный, по выражению известного “Послания восточных патриархов” 1848 г. Народ, т.е. вся Церковь, - Церковь как кафолическое тело» - говорит прот. Георгий Флоровский.

Частным случаем соотношения двух видов Богопознания является вопрос о Священном Писании и святоотеческом наследии, которые по способу происхождения можно отнести к сверхъявственному откровению, а по способу усвоения (во всяком случае, первичного) – к естественному Богопознанию.

· Состав Священного Предания (Формальное выражение Предания):

1. Исповедания веры:

· Свт. Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между 260-265 гг. по Р. Х. В этом исповедании рассматривается прежде всего вопрос о Пресвятой Троице. Одобрено VI Вселенским Собором.

· Свт. Василия Великого (Против ариан, IV в.)

· Прп. Анастасия Синаита (VI в.), краткий катихизис.

· Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.) О Св. Троице, двух волях Христа, одобрено VI Вселенским Собором.

· Исповедание свт. Григория Паламы, 1351 г. В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопросам, касающимся споров относительно природы Фаворского света и вопроса о границах богопознания; одобрено Константинопольским Собором 1351 г.

· Исповедание святителя Марка Эфесского на Ферраро-Флорентийском Соборе 1439-1440 гг. Обстоятельное изложение православного учения, особенно по спорным с католиками вопросам, таким, как главенство папы, filioque и т. д.

· Исповедание Патриарха Константинопольского Геннадия Схоллария в XV в., которое после взятия Константинополя турками. Патриарх Геннадий Схолларий представил турецкому султану Мухамеду II.

2. Символы веры:

· Апостольский Символ веры

· Никео-Цареградский Символ веры

· Афанасьевский Символ веры (не принадлежит свт. Афанасию. Время написания 5 век)

Nota bene! Отличия исповеданий от символов: 1) обычно более пространны, чем символы; 2) очень часто носят полемическую направленность; 3) никогда не употреблялись в литургической жизни Церкви.

3. Апостольские Правила и каноны древней Церкви.

4. Определения и правила Вселенских Соборов и некоторых Поместных Соборов, принимаемые всей полнотой Вселенской Церкви:

· IV Вселенский Собор - орос о модусе соединения 2-х природ во Христе;

· VI Вселенский Собор - изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе;

· VII Вселенский Собор - вероопределение об иконопочитании.

· Константинопольский Собор 879-880 гг. при святом Патриархе Фотии Константинопольском.

· Константинопольский Собор 1076 г.против Иоанна Итала.

· Константинопольский Собор 1117 г. На нем рассматривали заблуждения монаха Нила и митрополита Евстафия Никейского.

· Константинопольский Собор 1156-1157 гг. рассматривал заблуждения архидиакона Сотериха Пантевгена, нареченного Патриарха Антиохийского. Спор касался его учения о Евхаристии.

· Константинопольский Собор 1166-1170 гг. (он проходил в два этапа: в 1166 и 1170 годах рассматривался один и тот же вопрос). Спор касался истолкования стиха из Евангелия от Иоанна (Ин. 14, 28) «…Отец Мой больше Меня». Обвиняемой стороной на Соборе были архимандрит Иоанн Ириник и митрополит Керкирский Константин.

· Константинопольский Собор 1180 года, так называемый собор о "Боге Мухаммеда".

· Константинопольские Соборы XIV в. 1341, 1347, 1351 гг. были посвящены спорам о природе Фаворского света.

Что такое Божественное Откровение?

Божественное Откровение – это то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его (Свт. Филарет «Катехизис»).

Можно подумать, что было бы проще, если бы Бог открыл всё о Себе каждому лично. Тогда люди не сомневались бы в бытии Бога, не выдумывали бы своих религий. Все бы веровали в Бога и веровали бы одинаково.

Но все ли люди способны непосредственно от Бога принять откровение?

Свт. Филарет говорит: «Не все люди способны принять откровение непосредственно от Бога по причине своей греховной нечистоты и немощи духа и тела».

Кому же Бог Сам непосредственно открывал и открывает о Себе?

Адаму, Ною, Аврааму, Моисею, другим пророкам, Своим ученикам - апостолам, святым угодникам.

Апостол Павел пишет: «Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал;… А нам Бог открыл [это] Духом Своим» (1Кор. 2:7-8,10).

До Рождества Христова Бог открывал о Себе через пророков. В полноте принёс на землю откровение Божие воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Слышанное от Христа откровение распространили по всей вселенной Его ученики, называемые апостолами.

В после апостольское время Бог сверхъестественным путём посещал и посещает отдельных людей, преимущественно святых, и открывал и продолжает открывать через них Божественные тайны людям. При этом по сравнению с Евангельскими человеку не даётся каких-либо принципиально новых истин, но даётся более глубокое, опытное познание того, что уже открыто Богом людям.

О видении Бога

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет: «Увидеть Бога, ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение предоставлено всем человекам: увидели Его весьма немногие; увидели Его те, которые не отъяли у себя способности к зрению рассеянною и чувственною жизнью».

Опыт боговидения для человека является столь личным и сокровенным, что редко кто из святых говорил о нем подробно. Апостол Павел ограничился несколькими фразами о неизреченных глаголах, которые человеку нельзя пересказать.

В этом смысле исключительным и единственным во всей святоотеческой литературе представляется преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), который в своих произведениях с невиданной дотоле откровенностью рассказал о встречах с Богом, о тайнах созерцания, о многочисленных видениях и откровениях, которые он имел. Преподобный Симеон часто во время молитвы созерцал Бога как свет:

Что за новое чудо совершается ныне?
Бог и ныне желает быть для грешников зримым...
Я страшусь и подумать, как же выражу словом?
Как язык все опишет или трость начертает?
Как поведает слово, как язык мой расскажет,
Как уста изрекут все, что я вижу сегодня?..
Среди ночи глубокой, среди тьмы беспросветной
С изумленьем и страхом я Христа созерцаю.
Небеса отверзая, Он нисходит оттуда,
Со Отцом мне являясь и Божественным Духом.
Он один, но в трех Лицах:
Три в единстве всецелом,
Трисвятое сиянье в трех Божественных солнцах.
Озаряет Он душу ярче солнца земного,
Просвещает Он светом помраченный мой разум...
К тем, кто видит, приходит Он как свет среди света,
В светозарном сиянье все Его созерцают.
Ибо зрячие видят в свете Духа Святого,
Кто же Духа увидел, созерцает и Сына,
А кто Сына увидел, тот Отца созерцает,
И Отец вместе с Сыном созерцаем бывает.
Все сие, как сказал я, происходит со мною,
Несказанное чудо я едва понимаю,
Вдалеке созерцая красоту, что незрима
Из-за яркого света ослепительной славы...
Трепеща, ужасаясь, я пришел в исступленье
И не мог выносить я нестерпимую славу
В эту ночь ощущений несказанных и странных».

Итак, учение Православной веры основано на том, что Сам Бог открыл людям, т.е. на Божественном Откровении.

Виды откровений

Естественное откровение.

Сверхъестественное откровение.

Сверхъестественное откровение - это такое действие Божие, которое даёт человеку знания, необходимые для спасения.

Сверхъестественное откровение – знания от Бога о Боге, мире и человеке.

Сверхъестественное откровение разделяется на общее и индивидуальное .

Общее откровение дается через особо избранных людей – пророков и апостолов – для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству).

Индивидуальное откровение даётся человеку с целью его назидания (и иногда ближайших к нему лиц). В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а даётся более глубокое познание того, что уже есть в откровении общем.

Естественное откровение – это те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путём на основании познания им самого себя и окружающего мира.

Естественное откровение или естественное богопознание – это представления человека о Боге, мире и человеке.

Человек может без особенного сверхъестественного откровения Божия познавать Бога из рассматривания сотворённых Богом вещей.

Апостол Павел говорит: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

Непредвзято размышляя о стройном порядке Вселенной, действительно, можно подойти к признанию существования премудрого Творца мира. Исследуя всемирно-исторические процессы, можно прийти к выводу о действии в мире Промышляющего о человечестве праведном Судии. Вслушиваясь в голос своей совести, можно почувствовать близость Небесного Отца. Процесс естественного богоискания и богопознания присущ человеку. И сейчас многие люди приходят к вере в Бога, фактически ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.

Многие языческие мыслители древности,… искавшие истину и размышлявшие о сущности бытия и смысле человеческой жизни, приходили к твёрдому убеждению в существовании единого Бога, Творца, Промыслителя и Судии мира (например, Гераклит, Сократ, Ксенофонт)».

После того как Дарвин изложил своё учение об эволюционном развитии живого мира, его спросили, где начало цепи развития живого мира, где первое звено его? Дарвин ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего».

Великий основатель всей современной бактериологии Пастер говорит: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».

Вот как произошло обращение к Богу французского яхтсмена Бернара Муатесье, описанное в книге епископа Илариона (Алфеева) «Таинство веры»: «Будучи участником кругосветных одиночных гонок, победителя которых ждала огромная денежная премия и всемирная слава, он уверенно двигался к финишу и имел все шансы рассчитывать на победу – ему уже готовили торжественную встречу в Англии. Неожиданно для всех он изменил маршрут и направил яхту к берегам Полинезии…Только через несколько месяцев удалось узнать, почему он выбыл из игры. Находясь долгое время наедине с океаном и небом, он всё глубже задумывался о смысле жизни, и всё менее привлекательной казалась ему та цель, которой предстояло достичь – деньги, успех, слава. В океане он ощутил дыхание вечности, почувствовал присутствие Бога и уже не хотел возвращаться к обычной мирской суете».

Однако естественное богопознание даже в своих высших достижениях всегда страдает значительной неполнотой, большой неопределённостью, ущербностью, туманностью и потому часто уводит человека от истинного религиозного пути. Множество так называемых естественных (языческих) религий (например, современные африканские религии, индуизм, буддизм), великое множество различных религиозно-философских систем, сект является иллюстрацией того, к чему может привести одно естественное «ощущение» Бога. Это и понятно. Где человек – мера всех вещей, каждый может своё понимание считать истиной.

Необходимо постоянно сверять свои представления о Боге и духовной жизни с тем, что открыл людям непосредственно Сам Бог, открыл для того, чтобы люди веровали правильно, спасительно и достойно чтили Его.

Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви посредством Священного Писания и Священного Предания.

Священное Писание

Священное Писание – книги, написанные Духом Божиим, через освящённых от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами.

Сверхъестественное, Божественное озарение, не уничтожая и не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, руководило всем ходом их работы.

Свт. Григорий Великий учит: «Языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь».

Книги Священного Писания называются Библией. Написаны они в разное историческое время и делятся на 2 части: книги Ветхого Завета, написанные до Рождества Христова, и книги Нового Завета, написанные после Рождества Христова.

Завет – союз, договор, завещание Бога людям.

Главное содержание Ветхого Завета состояло в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготовлял их к принятию Его через постепенные откровения, святые заповеди, пророчества, молитвы, священнослужение. Главное содержание Нового Завета состоит в том, что Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя, Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Новозаветная Христианская Церковь приняла священные книги от ветхозаветной Церкви.

1. Книги законоположительные составляют главное основание.

К книгам Ветхого Завета относятся: 5 книг Моисея: Книга Бытия, Исход, Левит, Чисел, Второзаконие.

К книгам Нового Завета относятся: 4 Евангелия.

2. Книги исторические содержат преимущественно историю благочестия.

Книги Ветхого Завета: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон (книга ежедневных событий, летопись) и др.

Книга Нового Завета: Деяний Святых Апостолов.

3. Книги учительные

Книги Нового Завета: 7 Соборных посланий и 14 посланий апостола Павла.

4. Книги
пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, наиболее об Иисусе Христе.

Книги Ветхого Завета: Книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекиля, Даниила, 12 прочих.

Книга Нового Завета: Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.

О Священном Предании

Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе (2 Тим. 1:13).

Учение Православной веры основано на том, что Сам Бог открыл людям, т.е. на Божественном Откровении.

Если взять все книги мира, то для христианина Библия всегда останется самой важной, центральной, потому что это книги, написанные Святым Духом через избранных Богом людей - пророков и апостолов посредством особого сверхъестественного действия – откровения. Откровение Божие хранится в них точно и неизменно.

Но от Адама до Моисея не было священных книг. Божественное откровение сохранялось и передавалось устно или жизненным примером. Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия есть Священное предание.

Ной слышал Мафусала, который слышал Адама, и говорил о том Аврааму. Ной жил после потопа 350 лет, это 58-й год жизни Авраама, был свидетелем строительства вавилонской башни и рассеяния (всего жил 950 лет). От Авраама через Иакова, Левия, Каафа живое предание могло естественным путём дойти и до Моисея.

Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Своё и установления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову.

Божественное Откровение передаётся от одних людей другим и от предков потомкам не только посредством Священного Писания, но и устно или жизненным примером.

Священное Предание – учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды, передающиеся от истинно верующих, т.е. сохраняющиеся в Церкви.

К Священному Преданию относится: Литургическое Апостольское предание, Постановления (Предание) Вселенских и Поместных Соборов, творения и проповеди святых отцов.

1. Священное Предание учит правильному, духоносному, истинному разумению Священного Писания.

«Не может человек своим умом постигать Божественное, - говорит св. Силуан Афонский, - которое познается только Духом Святым, а потому и Священное Писание, написанное Духом Святым, не может быть постигнуто посредством научного исследования, которому доступны лишь некоторые внешние стороны и детали, но никак не сущность».

«Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, - учит апостол Пётр. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:20-21).

2. Священное Предание учит правильному совершению Таинств, правильному соблюдению внешних действий, обрядов, хранит чистоту веры, образ жизни по закону Божию.

Священное Предание древнее Священного Писания и вместе с тем является «продолжением и развитием (изъяснением) Библии». Священное Предание является «свидетельством жизни Того же Духа Святаго, Животворящего, Который… будет глаголать до конца веков во Святой Христовой Церкви, во всём церковному достоянию принадлежащему (догматика, нравственность, аскетика, экзегетика, агиография, апологетика, литургика и т.д.)», - пишет епископ Нафанаил (Львов) в книге «О Святой Библии».

К Священному Преданию относится апостольское предание, святоотеческая литература, подлинно церковная письменность (толкования Св. Писания) и проповедь, созданные под водительством Святого Духа богослужебные тексты.

В Евангелии от Иоанна читаем: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Бог открывает учение веры, закон Божий, правила совершения таинств и священных обрядов через истинно верующих.

Через истинно верующих Бог учит, как правильно и спасительно веровать, как жить богоугодно, через них Священное Предание сохраняется в Церкви.

1. Апостольское предание, Постановления Вселенских, Поместных и Архиерейских Соборов, собранные в Книге правил Православной Церкви.

Книга правил Православной Церкви – название сборника, составляющего так называемый «церковный канон» общеобязательные правила для верующих Православной церкви. В состав её входят: правила св. апостолов, правила Вселенских и авторизованных (инициированных и признанных) вселенскими - Поместных соборов и правила некоторых святых отцов, указанных Трулльским собором. Это – основные законы действующего церковного права Православной Церкви.

2. Творения святых отцов.

3. Мнения старцев.

4. Мнения богословов.

5. Мнения религиозных философов (о.П. Флоренский, Вл. Соловьев, кн. бр. Трубецкие и др.).

6. Мнения других членов Церкви.

Почему апостольское предание, постановления Вселенских, Поместных и Архиерейских Соборов из всех книг, относящихся к Священному Преданию, являются наиболее авторитетными?

В день Пятидесятницы, когда, по слову Спасителя на апостолов сошёл Святой Дух, была рождена Церковь.

В Церкви возник вопрос: следует ли христианам из язычников обрезываться. Впервые среди христиан возникли разногласия. Для выявления истины был созван собор. (См.: Деян.15,1-2,6,22-30). О результате собора апостолы сообщают так: «Изволися Святому Духу и нам».

В дальнейшей истории Церкви при появлении каких-либо учений, противоречащих вере Христовой, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами также собирались Соборы, на которых присутствовали преемники апостолов - епископы. Так же, как на Апостольском Соборе, отцы Церкви слышали откровение Божественное в единодушном решении по тому или иному вопросу. Когда на Соборе все или большинство известных по своей святой жизни отцов Церкви объясняли одинаково какое-то место Священного Писания, догмат или правило христианского благочестия, это утверждалось, как откровение Божественное.

Вселенский Собор – это собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами; это высшая на земле власть святой Церкви Христовой, осуществляемая водительством Святого Духа.

История показывает, что первые соборы, которые получили авторитет вселенских соборов, всегда созывались перед лицом опасности, угрожающей единству веры людей (через искажение Богооткровенных истин веры – догматических, а значит непреложных и неизменных вероопределений), и единству Церкви.

В течение первого тысячелетия таких соборов, на которые собирались последователи апостолов - все епископы Церкви, проводилось несколько. На этих соборах определялись догматы и решались актуальные для того времени проблемы церковной жизни.

Семь таких церковных соборов Церковь назвала Вселенскими, их решения относятся ко всей Церкви и являются для неё обязательными. Первый из этих соборов состоялся в Никее в 325 году, а седьмой – в Константинополе, в 787 году.

Кроме вселенских соборов в течение первого и второго тысячелетий было несколько Поместных церковных соборов, которые имели значение и для всей Церкви. Примером может послужить Константинопольский собор 1351 года, который утвердил практику исихазма или т.н. непрестанной сердечной молитвы. Собор также утвердил учение святого Григория Паламы о несотворённом свете Святого Духа.

Какие книги и проповеди можно отнести к Священному Преданию? - Те, которые не противоречат Священному Писанию, Апостольскому Преданию, Постановлениям Вселенских, Поместных и Архиерейских Соборов, творениям святых отцов.

Символ веры, когда называет Церковь Апостольской, «научает её членов твёрдо держаться учения и преданий апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов».

Св. апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15).

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса "Основы православной веры и духовной жизни" взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Литература:
1. Толковая Библия. СПб, 1911-13.
2. Устав РПЦ. По материалам Архиерейского Собора 2000 г. СПб., 2008.
3. Свт. Филарет «Катехизис». СПб, 1995.
4. Павел, архиеп. Финляндский. «Как мы веруем». Киев, 2003.
5. Еп. Нафанаил (Львов). О Святой Библии. СПб., 2007.
6. Еп. Иларион (Алфеев) «Таинство веры». Клин, 2004.
7. «Закон Божий», сост. прот. Серафим Слободской. СПб, 2005.
8. Монахиня Елена «О действии благодати Божией в современном мире». М., 2002.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...