Основные механизмы адаптации. Что такое «адаптация» и каковы ее механизмы? Общие принципы и механизмы адаптации

Обратимся к рассмотрению психологических механизмов адаптации. Механизмы адаптации, с точки зрения Ю. А. Александровского , определяются с двух точек зрения 1) механизмы переработки информации, которые характеризуются как неосознаваемые защитные и 2) адаптивные механизмы, характеризуемые как осознанные целенаправленные. В связи с понятием адаптации, характеризуемой как механизм психологического характера, можно также рассматривать формирование определенного типа отношения к требованиям ситуации. Типы отношений могут носить характер содержательных, формальных, индифферентных, негативных, при этом под содержательным характером мы понимаем отношение к внутренней сущности процесса, под формальным - набор внешних качества и признаков, под индифферентным - отсутствие каких либо признаков и характеристик, под негативным - отрицательное отношение к компоненту адаптации.

Адаптация связана с возникновением механизма защиты. Часто личность не в состоянии сразу принять и осознать происходящие перемены в среде, для осознания необходимо время и осознание необходимости или неизбежности изменений. Необходимость и неизбежность при этом не должны восприниматься как фатальность, но должны восприниматься как данность, поэтому невозможность изменения этой данности приводит к выстраиванию механизмов защиты.

Впервые изучать субъективные способы защиты от неприятных мыслей и угрожающих оценок начал основоположник психоанализа, З.Фрейд. Ученый полагал, что в ходе развития человек вырабатывает защитные механизмы для защиты от внутренних раздражителей, связанных или не связанных с возникшей ситуацией. По мнению исследователя, к одной из основных проблем человечества относится проблема преодоления страха и тревоги, возникающих в самых разных ситуациях.

З.Фрейд в работе «Введение в психоанализ» определял психологическую защиту как совокупность механизмов, которые, являясь результатами развития и научения, ослабляют внешний и внутренний конфликт и регулируют поведение индивида. З.Фрейд связывал защиту со следующими функциями психики: уравновешивание, приспособление и регуляция. Назначение и цель разных психологических защитных механизмов состоит в ослаблении различных составляющих внутриличностного конфликта, к которым относятся напряжение и беспокойство, возникшие как противоречие между инстинктивным, бессознательным, и усвоенным или интериоризированным, относящимся к внешней среде, возникающим как результат взаимодействия личности в социуме. Психологическая защита, ослабляя указанный конфликт, выполняет регулятивную функцию поведения человека, способствующую повышению уровня приспособляемости и уравновешиваемости психики .

Последователь это теории, А. Фрейд отмечала, что типичными детскими защитными реакциями на воздействие среды можно считать реакции отказа, оппозиции, имитации, компенсации и эмансипации. Если отказ предполагает пассивную реакцию, такую как отторжение еды, пищи, отказ от игр и общения, то оппозиция представляет собой активную форму протеста и реализуется в виде вспышек гнева, разрушительных действий, агрессии, двигательного возбуждения, намеренного причинения вреда обидчику. Имитации встречаются двух видов: положительная и отрицательная. Пример для имитации ребенок заимствует из окружающей среды, что делает этот вид защиты максимально подражательным и пассивным .

Компенсация как реакция связана с тем, что ребенком подчеркивает свои положительные качества для преодоления отрицательных. Наконец, эмансипация выражается в стремлении быть или казаться взрослым, что характерно, например, в случае гиперопеки над ребенком.

Психологическая адаптация зависит от ряда факторов, часть из которых является переменными. Переменные факторы можно определить как индивидуальные особенности, механизмы психологической защиты и стратегии, которые осознанно используются человеком для того, чтобы справиться с трудными ситуациями, состояниями и порождающими их условиями. Значимая роль в процессе психологической адаптации отводится требованиям со стороны социального окружения.

В зависимости от нарушений раннего развития и особенностей усвоения предшествующего опыта, а также при наличии текущих стрессовых событий, можно говорить о тяжести дезадаптации индивида. Дезадаптация может наступить вследствие разных причин, но как явление, противоположное адаптации, она зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения. Так, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов регулирования и снижением адаптивных свойств нервной системы испытываемые организмом длительные эмоциональные нагрузки, отсутствие возможности отдыха и невозможность эмоционального и психологического восстановления. На уровень дезадаптации как и на уровень адаптации оказывают влияние такие основные врожденные способности личности, как как темперамент, инстинкты, эмоции и интеллектуальные способности. Они составляют основу адаптивности .

Особое место в вопросах психологической адаптации занимает проблема социального буфера. Под социальным буфером понимаются ресурсы и возможности, предоставленные социальным окружением, которые индивидуум использует для приспособления. Социальный буфер значим как инструмент и как средство адаптации личности. Являясь средством реализации коммуникативных способностей человека, социальные ресурсы открывают доступ к дополнительным личностным ресурсам и существенно увеличивают адаптационный потенциал личности.

Важный момент в процессе психологической адаптации - способность примерять и менять свои социальные роли. Эффективность адаптации зависит не только от числа используемых ролей, но и от оправданности и адекватности их выбора. Поэтому одним из критериев психологической адаптации является способность человека критически оценивать свое место в социальной группе, свои реальные возможности и способности. Так, в одной ситуации адаптант может вести себя как лидер, как доминирующая личность, в другой ситуации - как подчиняющийся субъект. Это в частности проявляется в ситуации адаптации в классном коллективе: субъект адаптации не может быть лидером в отношениях с учителем, но может быть лидером в отношениях с одноклассниками .

Часто применяемый в психологии термин «адаптационный синдром» обозначает совокупность признаков, сопровождающих процесс адаптации. В протекании синдрома выделяют три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия стабилизации состояния, или истощения. Стадия тревоги характерна для начального периода адаптации и связана она с возникновением опасений личности перед неизведанным, в частности, перед средой, в которую она входит, перед партнерами по коммуникации. Стадия сопротивления рассматривается как процесс неприятия условий новой среды, условий нового коллектива. На этой стадии возникают внутренние препятствия, не позволяющие личности безоговорочно принять новые условия. Эта стадия заканчивается либо стабилизацией состояния - адаптационный синдром развивается в нормализацию процесса адаптации, либо приводит личность к стадии истощения, когда изменения не приняты внутренне, не устраивают личность, она не готова эмоционально с ними смириться и чувствует дискомфорт от нахождения в данной средовой ситуации .

Психологическая адаптация - это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека, так как заключение «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для запуска адаптационных процессов.

Потребность в коррекции поведения возникает в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие слаженно работающих компенсаторных способностей позволяет относить человека к разряду здоровых. К вопросу механизмов адаптации обращались в своих работах Налчаджян А.А. в работах «Личность, групповая социализация и психическая адаптация» и «Социально-психологическая адаптация личности» , Березин Ф.Б. в исследовании «Психическая и психофизиологическая адаптация человека» . Указанные авторы рассматривают механизм адаптации как определенную структуру, включающую ряд уровней: психофизиологический уровень адаптации, психологический уровень адаптации и социальный уровень адаптации.

Первый вид адаптации определяется как совокупность физиологических реакций организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов, так как этот вид адаптации не может существовать сам по себе: человек - существо социальное, а не только физиологическое. Второй вид адаптации (психологическая) - это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. По мнению Ф.Б. Березина, А.А. Налчаджяна и других, именно психическая адаптация обеспечивает наиболее важные связи между человеком и средой. Эффективность психической адаптации оценивается с учетом ее психофизиологической и социально-психологической стоимости, которая определяется энергетическими и информационными затратами.

Социальная адаптация - процесс приспособления личности к социуму. Все уровни адаптации одновременно и в различной степени участвуют в процессе регулирования.

В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. М. Величко выделяет несколько видов психологической адаптации . В частности, аллопластическая адаптация осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности. Аутопластическая адаптация осуществляется изменениями структуры личности под условия среды. Различают общую и ситуативную адаптацию; общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций и соотносится с ней по принципу «общее-частное». Социальную адаптацию можно описать как отсутствие переживания конфликта со средой .

Наш интерес к процессу адаптации связан с понятием социально-психологическая адаптация. Она понимается как процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов. Личность способна в процессе социально-психологической адаптации продуктивно выполнять свою ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности, по мнению Березина Ф.Б.

Процесс активизации и использования психологических адаптивных механизмов приводит к радикальным изменениям в психическом состоянии личности. Результатом адаптационного процесса становится формирование качественно новых свойств психики, отличных от тех, что были у личности до адаптации. В частности, в процессе адаптации могут начать формироваться механизмы психологических защит: это проявляется в частичном принятии личностью происходящих изменений, в приспособлении личности к изменившимся условиям. Но при этом полного принятия ситуации не происходит. Такая трактовка адаптации характерна для психоаналитических концепций, отмечающих адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Защита способствует сохранению внутренних свойств личности, с одной стороны, с другой стороны, становится своеобразным механизмом смягчения адаптации. Если защита не срабатывает или социальные и психологические условия слишком негативно воздействуют на личность, то может возникнуть либо конфликт личности со средой, как способ разрешения противоречия, либо включается механизм стресса. Стоит отметить, что не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.

Еще одно противоречие, связанное с процессом адаптации, возникает при отождествлении ситуации успешности личности с процессом адаптации. Адаптация и адаптированность личности не связаны напрямую с жизненным успехом и успешностью, а успешность человека в какой-либо области не следует считать признаком адаптивности, равно как и неверно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Человек может не иметь хорошей престижной работы, с точки зрения многих, не быть отличником в классе, но вместе с тем он прекрасно адаптирован к любой социальной среде и чувствует себя комфортно во всех планах. Напротив, человек имеет престижную работу, отличные оценки в школе, но он не общается со сверстниками, не способен вступать в контакт с учителями или другими детьми, у него завышенная самооценка, препятствующая равноправному общению, он считает, что среда его не достойна, равно как и его окружение. В таком случае есть смысл говорить об адаптации в первой ситуации и отсутствии адаптации во второй. Кроме этого, необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.

Составляющей, значимой для процесса адаптации, с точки зрения ряда исследователей, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма. Они позволяют личности приспособиться к среде для выживаемости и сохранения собственного внутреннего «Я». Есть потребности, напротив, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта и цели.

Дезадаптивность личности, по мнению Налчаджяна А. А. , выражается в ее неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям. Дезадаптированная личность не может реагировать на требования, предъявляемым социумом, а также неспособна к выполнению своей социальной роли. Переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов относят к основным признакам возникающей дезадаптации, пусковым механизмом для дезадаптации является не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация становиться проблемной для личности.

Обратиться к уровню дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать особенности и специфику адаптивного процесса. Адаптивная активность, по мнению Налчаджяна А. А. , бывает двух видов: ситуативная с устранением или преобразованием ситуации, направленная на решение проблем активным путем, что позволяет ее назвать «активно-деятельностная»; ситуативная с сохранением ситуации, направленная на приспособление личности к ситуации. В силу характера этой ситуации ее можно назвать пассивной, так как результатом становится не активное преобразование окружающей среды, но приспособление к ней. Адаптивное поведение разных типов отличается либо успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего, что будет проявляться в активно-деятельностной адаптации; либо отсутствием каких-либо решений, если личность приспосабливается к окружающему миру.

Приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства являются признаками эффективной адаптации; установление личностных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком является признаком эффективной адаптации в сфере личностных отношений; максимальная комфортность обучаемого в образовательном пространстве, независимо от уровня его успеваемости является признаком эффективной адаптации личности в сфере обучения.

Итак, механизмы адаптации личности затрагивают разные уровни структуры личности: на уровне физиологическом - инстинкты и уровень физиологических возможностей личности, на уровне психологическом - это выстраивание системы психологической защиты для максимального сохранения собственного «Я», на уровне социально-психологическом - это выработка комплекса свойств и качеств, способствующих успешной социализации и психологической адаптации.

Существуют два типа приспособлений к внешним факторам. Первый заключается в формировании определенной степени устой­ чивости к данному фактору, способности сохранять функции при изменении силы его действия. Это адаптация по типу толерант­ ности (выносливость) - пассивный путь адаптации. Второй тип приспособления - активный. С помощью особых специфических адаптивных механизмов организм человека компенсирует измене­ ния воздействующего фактора таким образом, что внутренняя среда остается относительно постоянной. Происходит адаптация по ре­ зистентному (сопротивление, противодействие) типу.

Помимо специфики фактора (влияние на те или иные процес­ сы в организме), зависящей от его физико-химической природы, характер воздействия на организм и реакция на него со стороны организма человека во многом определяются интенсивностью фак­ тора, его <<дозировкой>>. Количественное влияние условий среды определяется тем, что такие факторы как температура воздуха,

наличие в нем кислорода и других жизненно важных элементов, в той или иной дозе необходимы для нормального функционирова­ ния организма, тогда как недостаток или избыток того же фактора тормозит жизнедеятельность. Количественное выражение факто­ ра, соответствующее потребностям организма и обеспечивающее наиболее благоприятные условия для его жизни, рассматривают как оптимальное.

Специфические адаптивные механизмы, свойственные челове­ ку, дают ему возможность переносить определенный размах от­ клонений фактора от оптимальных значений без нарушения нор­ мальных функций организма (рис. 2.1). Диапазон между этими дву­ мя значениями называется пределами толерантности (выносливо-


Рис. 2.1. Принuипиальная схема вли­

яния количественного выражения 2

факторов окружающей среды на

жизнедеятельность организма:

1 - степень благоприятствования фак­ торов для организма; 2 - энергозатра­ ты на адаптацию

Количественное выраЖение фактора

сти), а кривая, характеризующая зависимость переносимости от величины фактора, называется кривой толерантности.

Зоны количественного выражения фактора, отклоняющегося

от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определя­

ются как зоны нормы. Таких зон две, соответственно отклонению от оптимума в сторону недостатка дозировки фактора и в сторо­ ну его избытка. Дальнейший сдвиг в сторону недостатка или из­ бытка фактора может снизить эффективность действия адаптив­ ных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность организма. При крайнем недостатке или избытке фактора, приводящем к патологическим изменениям в организме, выделяют зоны песси­ мума (причинять вред, терпеть ущерб). Наконец, за пределамИ, этих зон количественное выражение фактора таково, что полное напряжение всех приспособительных систем оказывается мало­ эффективным. Эти крайние значения приводят к летальному ис­ ходу, за пределами этих значений жизнь невозможна.

Адаптация к любому фактору связана с затратой энергии. В зоне

оптимума адаптивные механизмы не нужны и энергия расходуется

только на фундаментальные жизненные процессы, организм на­

ходится в равновесии со средой. При выходе значения фактора за пределы оптимума включаются адаптивные механизмы, требую­ щие тем больше энергозатрат, чем дальше значение фактора от­ клоняется от оптимального. Нарушение энергетического баланса организма, наряду с повреЖдающим действием недостатка или избытка фактора, ограничивает диапазон переносимых человеком

изменений.

Если внешние условия в течение достаточно длительного вре-

мени сохраняются более или менее постоянными, либо изменя­ ются в пределах определенного диапазона вокруг какого-то сред­ него значения, то жизнедеятельность организма стабилизируется на уровне, адаптивном по отношению к этому среднему, типич­ ному состоянию среды. Смена средних условий во времени или пространстве влечет за собой переход на другой уровень стабили­ зации (сезонные, температурныt! адаптации и др.).

2 ]

Г. Селье, подошедший к проблеме адаптации с новых пози­ ций, назвал факторы, воздействие которых приводит к адапта­ ции, стресс-факторами. Другое их название- экстремальные фак­ торы, т. е. необычные факторы окружающей среды, оказывающие неблагаприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здо­ ровье и работоспособность человека. Причем это могут оказывать не только отдельные воздействия на организм, но и измененные условия существования в целом (например, переезд человека с юга на Крайний Север). Он же установил четыре стадии фазового

1. Срочная, включающая стресс. Под термином «СтресС>> (на­ пряжение) понимаются неспецифические психофизиологические проявления адаптивной активности при действии любых, значи­ мыхдля организма факторов. Примерами проявления срочной адап­ тации являются: пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, рост легочной вентиляции и минутного объема кровообра­ щения в ответ на недостаток кислорода.

2. Формирование долговременной адаптации -переходная фаза к устойчивой адаmации. Она характеризуется формированием функ­ циональных систем, обеспечивающих управление адаптацией к возникшим новым условиям.

3. формированная долговременная адаптация, или фаза устой­ чивои адаптации, резистентности, когда системы саморегуляции гамеостаза функционируют на новом уровне. Основными условия­ ми долговременной адаптации являются последовательность и не­ прерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе многократной реализации срочной адап­ тации и характеризуется тем, что в результате постоянного коли­ чественного накопления изменений организм приобретает новое качество - из неадаптированного превращается в адаптирован­ ный. Такова адаптация к недостижимой ранее интенсивной физи­ ческой работе (тренировка), развитие устойчивости к холоду, теп­

4. Истощение, которое может развиться в результате сильного и длительного воздействия экстремальных факторов. При сильном и длительном стрессе такое воздействие может привести к болезни или смерти.

Комплекс адаптивных реакций организма человека обеспечи­ вающий его существование в экстремальных услови х, получил название нормы адашивной реакции. Процесс индивидуальной адап­ тации обеспечивается формированием изменений в организме, не­ редко носящих характер предпатологических или даже патологи­ ческих реакций. Эти изменения, как следствие общего стресса или напряжения отдельных физиологических систем представляют со­ бой своеобразную <<цену адаптации>>. Например, роцесс адаптации к условиям Крайнего Севера может длиться десятки лет. При этом


возможны временные срывы адаптации - повышенная заболевае­ мость органов дыхания, язвенная и сердечно-сосудистые болезни.

Если уровни воздействия факторов окружающей среды выхо­

дят за пределы адаптационных возможностей организма, и адап­

тация переходит в четвертую стадию - стадию истощения, вклю­

чаются дополнительные защитные механизмы. Это механизмы ком­ пенсации, противодействующие возникновению и прогрессиро­

ванию патологического процесса, т. е. ответные силы организма на изменения окружающей среды в зависимости от степени этих из­ менений качественно различны и колеблются от физиологически

оптимальных до патологических.

Таким образом, если адаптация обеспечивает гомеостаз в усло­

виях здоровья, то к о м п е н с а ц и я - это борьба организма за гомеостаз в измененных условиях - условиях болезни. Если воз­ действие факторов среды на организм количественно превышает уровень нормы адаптации организма, то он теряет способность в дальнейшем адаптироваться к среде, так как возможность пере­ стройки структурных связей системы исчерпана.

В естественных условиях обитания организм человека всегда подвержен влиянию сложного комплекса факторов, каждый из которых выражен в разной степени относительно своего оптималь­ ного значения. В природе сочетание всех факторов в их оптималь­ ных значениях - явление практически невозможное. Это означа­ ет, что в естественных условиях организм всегда затрачивает ка­ кую-то часть энергии на работу адаптивных механизмов. Важно и то, что при комплексном воздействии между отдельными факто­ рами устанавливаются особые взаимоотношения, при которых действие одного фактора в какой-то степени изменяет (усилива­ ет, ослабляет и т.п.) характер воздействия другого. Например, тренировка к физическим нагрузкам вызывает устойчивость к гипоксии (кислородному голоданию), и наоборот, тренировка к гипоксии создает устойчивость к большим мышечным нагрузкам.

Важен не только качественный критерий фактора, но и режим воздействия этого фактора на организм. Реакция организма значи­ тельно возрастает, если фактор воздействует не в виде непрерыв­ ного сигнала, а дискретно, т. е. с определенными интервалами. Этот прерывистый характер воздействия широко используется в прак­ тике при выработке адаптации к холоду, гипоксии, физическим

2.3. Общие меры повышения устойчивости организма

Управлять адаптацией, сnособствовать повышению выносли­ вости своего организма - эту цель должны ставить перед собой люди. Самое главное условие для по;::держания устойчивого гамео­ стаза организма, а следовательно, и механизма адаптационных про-


цессов, - гармонизация жизнедеятельности человека со средой его обитания. Одно из необходимых условий для этого- своевре­ менное и рациональное питание. Недостаточность или избыточ­ ность питания и нарушение соотношений питательных веществ в рационе питания сказываются на деятельности организма, снижа­ ют его сопротивляемость и, следовательно, способности к адапта­ ции. Благоприятные условия труда и отдыха, в том числе режим сна и бодрствования, отдыха и труда - также необходимое усло­ вие нормального функционирования организма.

Особую роль играет физическая активность. Она формирует не­ рвные механизмы управления, активизирует взаимодействие орга­ низма с внешней средой, способствует развитию организма в це­ лом. Движение -обязательный компонент работы всех анализато­ ров, оно необходимо для получения информации, развития пси­ хики. Особенности двигательной деятельности делают ее средством повышения тренированности обмена веществ, достаточно эконо­ мичной траты энергии в покое, способности организма наиболее совершенно утилизировать кислород, усиления функционирова­ ния ферментативных систем. Резистентность как результат физи­ ческой активности обусловлена также повышением координации и более тонкой регуляцией в деятельности систем кровообраще­ ния, дыхания и т. д. Все эти механизмы в значительной мере явля­ ются неспецифическими. Благодаря их наличию облегчается ста­ новление адаптационных реакций по отношению к широкому спек­ тру факторов.


Жизнь современного человека весьма мобильна, и в обычных условиях его организм непрерывно адаптируется к целому комп­ лексу природно-климатических и социально- производственных факторов (рис. 2.2). <<Цена адаптации» зависит от дозы воздейству­ ющего фактора и индивидуальных особенностей организма. Доза воздействия и переносимость зависят от наследственных - гене­ тических - особенностей организма, продолжительности и силы (интенсивности) воздействия фактора. Стресс из звена адаптации может при чрезмерно сильных воздействиях среды трансформиро­ ваться в развитие разнообразных заболеваний.

Разработка и применение методов и средств повышения неспе­

цифической и специфической устойчивости организма, его адап­

тационных возможностей, а также разработка методов и средств,

повышающих компенсаторные возможности организма к действию чрезмерных, выходящих за пределы адаптационных возможностей,

уровней и концентраций повреждающих факторов среды, приве­

дет к улучшению жизнедеятельности организма.

Контрольные вопросы

1. Объясните, что такое гомеостаз?

2. Адаптация - благо или вред?

3. Расскажите о периодах развития адаптации.

4. Какую роль играет физическая активность в повышении выносливо­

сти организма?

Контроль за уровнем здоровья и заболеваемостью


Управление здоровьем и трудовыми ресурсами

Контроль


Факторы среды:


Управление


за средой природно-климатические, производственные


факторами среды


Рис. 2.2. Адаптация к условиям окружающей среды и управление здоро­ вьем человека


НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (СРЕДЫ ОБИТАНИЯ)


Похожая информация.


Физиологический смысл адаптации организма к внешним и внутренним воздействиям заключается именно в поддержании гомеостаза и, соответственно, жизнеспособности организма практически в любых условиях, на которые он в состоянии адекватно реагировать.

Виды адаптации: различают срочную и долговременную адаптацию.

Срочная адаптация - это ответ организма на однократное воздействие тренировочной нагрузки, выражающийся в "аварийном" приспособлении к изменившемуся состоянию своей внутренней среды. Ответ этот сводится, преимущественно, к изменениям в энергетическом обмене и к активации высших нервных центров, ответственных за регуляцию энергетического обмена. Что же касается долговременной адаптации, то она формируется постепенно на основе многократной реализации срочной адаптации путём суммирования следов повторяющихся нагрузок. В протекании процессов адаптации можно различить специфическую компоненту и общую адаптационную реакцию. Процессы специфической адаптации затрагивают внутриклеточный энергетический и пластический обмен и связанные с ним функции вегетативного обслуживания, которые специфически реагируют на данный вид воздействия сообразно его силе.

Общая адаптационная реакция развивается в ответ на самые разные раздражители (независимо от их природы) в том случае, если сила этих раздражителей превышает некий пороговый уровень. Реализуется общая адаптационная реакция благодаря возбуждению симпато-адреалиновой и гипофизарно-адренокортикальной систем. В результате их активации в крови и тканях повышается содержание катехоламинов и глюкокортикоидов, что способствует мобилизации энергетических и пластических резервов организма. Такая неспецифическая реакция на раздражение была названа "синдром стресса", а раздражители, вызывающие эту реакцию, получили название "стресс-факторы". Общий адаптационный синдром сам по себе не является основой адаптации к тренировочным нагрузкам, он лишь призван на системном уровне обеспечивать протекание специфических адаптационных реакций, которые и формируют приспособление организма к конкретным видам нагрузки. Несмотря на различную природу процессов специфической адаптации, можно выделить общие закономерности их протекания. Основу специфической адаптации составляют процессы восстановления растраченных во время мышечной работы энергетических ресурсов, разрушенных структур клеток, смещённого водно-электролитического баланса и др.

В.Н. Платонов (1997) выделяет три стадии срочных адаптационных реакций:

Первая стадия связана с активизацией деятельности различных компонентов функциональной системы, обеспечивающей выполнение данной работы. Это выражается в резком увеличении ЧСС, уровня вентиляции легких, потребления кислорода, накопления лактата в крови и т.д.


Вторая стадия наступает, когда деятельность функциональной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устойчивом состоянии.

Третья стадия характеризуется нарушением установившегося баланса между запросом и его удовлетворением в силу утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений и исчерпанием углеводных ресурсов организма.

Формирование “долговременных адаптационных реакций” (сохранена авторская редакция) по мнению В. Н. Платонова (1997) так же протекает стадийно: Первая стадия связана с систематической мобилизацией функциональных ресурсов организма спортсмена в процессе выполнения тренировочных программ определенной направленности с целью стимуляции механизмов долговременной адаптации на основе суммирования эффектов многократно повторяющейся срочной адаптации.Во второй стадии на фоне планомерно возрастающих и систематически повторяющихся нагрузок происходит интенсивное протекание структурных и функциональных преобразований в органах и тканях соответствующей функциональной системы. В конце этой стадии наблюдается необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях.Третью стадию отличает устойчивая долговременная адаптация, выражающаяся в наличии необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных механизмов.Четвертая стадия наступает при нерационально построенной, обычно излишне напряженной тренировке, неполноценном питании и восстановлении и характеризуется изнашиванием отдельных компонентов функциональной системы.35-37.Этапы адаптации к мышечной деятельности. Понятие биологической «цены» адаптации.

Приспособление организма к различным условиям существования

Понятие адаптации – условия существования – техногенные условия – формы адаптации – фенотипическая адаптация – кратковременная и долговременная адаптация – социальные условия адаптации человека

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособлять, прилаживать) – это совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей вида, обеспечивающая возмож­ность существования в определенных условиях среды.

В понятие "адаптация" входят:

процессы, с помощью которых организм приспосабливается к окружающей среде;

– состояние равновесия между организмом и окружающей сре­дой;

– реализация нормы реакции в конкретных условиях среды с по­мощью изменения фенотипа;

– результат эволюционного процесса – адаптациогенез (отбор и закрепление генов, кодирующих информацию о развившихся из­менениях).

Явление биологической адаптации присуще всем живым орга­низмам и особенно такому высокоорганизованному, как человече­ский. Условия существования любого живого организма могут быть:

адекватными (те, которые в данный момент позволяют орга­низму все процессы жизнедеятельности осуществлять в пределах нормы реакции);

– неадекватными (те, которые не соответствуют диапазону свойств организма, определяемых нормой реакции).

В адекватных условиях организм испытывает состояние комфор­та, т.е. оптимального уровня работы всех систем. В неадекватных условиях организму приходится включать дополнительные меха­низмы для обеспечения состояния устойчивости (резистентности), активизировать все процессы. Это состояние носит название "на­пряжения". Если с помощью напряжения организм не достиг состо­яния устойчивости, то развивается состояние "предболезни", а за­тем "болезни". Состояния комфорта, напряжения и адаптации составляют состояние здоровья (но не патологии); состояние адапта­ции – это нормальная физиологическая реакция.

Современные антропогенные (техногенные) условия включают, как правило, не один неблагоприятный фактор, а целый комплекс факторов, к которым должен приспособиться организм. Поэтому и ответ организма должен быть не только многокомпонентным, но и интегрированным. Эта интеграция создается взаимосвязанной и взаимообусловленной работой регулирующих, энергетических и неспецифических компонентов адаптации и составляет стратегию адаптации.

В основе адаптации лежит ряд общих закономерностей протека­ния реакций в организме. В зависимости от того, какие системы вовлекаются в создание состояния адаптации и какова протяжен­ность этого процесса, различают две его главные формы:



– эволюционную (или генотипическую) адаптацию; этот про­цесс является основой эволюции, так как имеющийся комплекс ви­довых наследственных признаков становится исходным пунктом для изменений, вносимых условиями среды и закрепляемых на уровне генотипа; данный процесс занимает тысячи и миллионы лет;

– фенотипическую адаптацию (возникающую в ходе индивиду­ального развития организма, в результате чего организм приобрета­ет устойчивость к определенным факторам среды).

Фенотипическая адаптация тоже обусловлена генетической про­граммой, но не в виде заранее запрограммированной адаптации, а в виде нормы реакции, т.е. диапазона протекания метаболических процессов, потенциальных возможностей для обеспечения ответа организма на изменения условий среды. Вместе с тем превращение таких потенциальных возможностей в реальные, т.е. обеспечение ответа организма на требования среды, также невозможно без акти­визации генетического аппарата (усиления синтеза нуклеиновых кислот, белков и других соединений). Данное явление называют структурным следом адаптации. При этом растет и масса мемб­ранных структур, ответственных за восприятие сигналов, ионный транспорт, энергообеспечение. После прекращения действия фак­тора среды активность генетического аппарата снижается и проис­ходит исчезновение структурного следа адаптации. Это свидетель­ствует о том, что в обеспечении состояния адаптации взаимосвязь между функциями и генетическим аппаратом – ключевое звено. Необходимо подчеркнуть также, что изменения метаболизма, на­правленные на обеспечение состояния фенотипической адаптации, составляют биохимическую стратегию адаптации, являющуюся одним из главных компонентов общей стратегии адаптации.

Различают две формы фенотипической адаптации: кратковре­менную (в том числе немедленную, срочную) и долговременную (акклиматизация).

Кратковременная (срочная) адаптация:

– возникает непосредственно после действия раздражителя;

– осуществляется за счет готовых, ранее сформировавшихся структур и физиологических механизмов. Это означает, что: а) в организме всегда имеется некоторое количество резервных струк­турных элементов, например митохондрий, лизосом, рибосом; б) работа клеток и тканей может осуществляться по типу дублиро­вания; в) имеется некоторое количество готовых веществ: гормонов, нуклеиновых кислот, белков, АТФ, ферментов, витаминов и др.; это так называемый структурный резерв адаптации, который может обеспечить немедленную реакцию. В связи с тем, что этот резерв невелик, деятельность организма происходит на пределе фи­зиологических возможностей.

При срочной адаптации:

– ведущими факторами являются деятельность неспецифических компонентов и формирование стереотипного ответа, независи­мо от природы раздражителя;

– развивается острый адаптационный синдром (Ганс Селье на­звал его "стресс", что в переводе с английского означает "напряже­ние") при этом:

Активизируется система гипоталамус–гипофиз;

Усиливается выработка адренокортикотропного гормона (АКТГ);

Усиливается синтез надпочечниками глюкокортикоидов и ад­реналина;

Сморщиваются тимус и селезенка;

Мобилизуются энергетические и структурные ресуроы;

Состояние адаптации достигается быстро, но она будет устой­чивой только в том случае, если фактор перестал действовать; если фактор продолжает действовать, то адаптация оказывается несовершенной, так как резервы исчерпаны и требуется их попол­нение.

Срочная адаптация проявляется генерализованными двигатель­ными реакциями или эмоциональным поведением (например, бег­ство животного в ответ на боль; увеличение теплопродукции в ответ на холод; увеличение теплоотдачи в ответ на тепло; рост легочной вентиляции и минутного объема кровообращения в ответ на недо­статок кислорода).

Долговременная адаптация развивается на основе реализации этапа срочной адаптации, когда включились системы, реагирующие на данный раздражитель, но не обеспечили устойчивого состояния, или если раздражитель продолжает действовать.

При долговременной адаптации:

– высшие регуляторные центры активизируют гормональную систему и в действие вступают специфические компоненты адапта­ции;

– происходит мобилизация энергетических и структурных ресурсов организма; это возможно только при активации генетического аппарата, который обеспечивает усиленный биосинтез струк­тур на молекулярном (индукция синтеза гормонов, ферментов, РНК, белка и т.д.), органоидном (биосинтез и гиперплазия органелл клетки), клеточном (усиление размножения клеток), ткане­вом и органном (увеличение компонентов органов и тканей) уров­нях;

– биохимическая стратегия адаптации осуществляется за счет синтеза необходимых веществ, координации их количества и вза­имных превращений;

– ведущую роль в обеспечении долговременной адаптации игра­ют центральная нервная система, гормональная система, генетиче­ский аппарат;

– образовавшийся структурный след адаптации (вследствие био­генеза структур) при прекращении усиленной деятельности генети­ческого аппарата постепенно исчезает; состояние устойчивости до­стигается благодаря существованию обратной положительной и от­рицательной связи;

– результатом процесса адаптации является достижение орга­низмом состояния устойчивости, обеспечивающей организму воз­можность существования в новых условиях.

Если интенсивность фактора превышает адаптивные возмож­ности организма и состояние устойчивости не наступает, то орга­низм переходит в состояние истощения (истощаются его структу­ры, системы, функции); затем следует состояние предболезни и бо­лезни.

Обсуждая вопрос об особенностях адаптации у человека, необхо­димо подчеркнуть, что человек имеет и биологическую, и социаль­ную природу. Поэтому механизмы достижения состояния адапта­ции у человека более сложные, чем у других видов живых существ. С одной стороны, у человека, как существа биологического, действуют все приспособительные процессы, определяемые нормой реакции и направленные на достижение устойчивости организма. При этом организм человека, достигший в процессе эволюции наивыс­шей специализации своих органов и систем, наиболее высокого уровня развития нервной системы, в наибольшей степени способен и к приспособлению к меняющимся условиям среды. В то же время социальная природа человека создала ряд особенностей про­цессов адаптации, присущих только человеку:

– количество антропогенных факторов среды резко возросло в последние десятилетия, тогда как системы адаптации формирова­лись в течение миллионов лет при отсутствии этих факторов или значительно меньшей их интенсивности и поэтому в современных экологических условиях оказываются недостаточно эффективны­ми;

– человек меньше связан с природой, меньше зависит от нее; подчинен социальным ритмам, регулирует свое поведение сознани­ем; сознательно выбирает иногда неадекватное поведение;

– человек имеет дополнительные (социальные) механизмы адаптации (одежда, обувь, жилище, организация труда, медицина, физкультура, искусство и др.);

– в адаптации человека ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "химия вокруг нас"

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о...

Творительный падеж в польском языке (Narzędnik w języku polskim)
Творительный падеж в польском языке (Narzędnik w języku polskim)

Творительный падеж часто изучают первым, ведь без знания правильных окончаний мы не можем рассказать о себе по-польски. Если в русском языке нам...

Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения
Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем...