Нод по математическому развитию детей. Нод по формированию математических представлений

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр.

«Прогулка с зайчишкой»

Цели:

- формировать пространственные представления: ниже, выше, уже, шире;

Закрепить представления о геометрических фигурах;

Закрепить умение группировать их по признаку формы;

Закреплять порядковый счет в пределах пяти;

Развивать мышление, внимание.

Материалы : игрушки Зайчик и пять зайчат, 3 коробки разного цвета; круги, квадраты, треугольники по 2 фигуры на каждого ребенка.

Ход деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Дети! Кто- то пришел к нам в гости. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с зайчиком и спросим, что у него в корзинке? (морковка).

Воспитатель: Дети, Зайчик сказал мне, что несет морковку для своих маленьких детей, но не знает, хватит ли морковки всем. А как называются детеныши зайца? (Зайчата)

Воспитатель: Правильно. Так вот, Зайчик не умеет считать, поможем ему, ребята? (Да).

Воспитатель: Как же нам найти дорогу к дому зайчика? Как вы думаете, где живет наш зайчик? (в лесу)

Воспитатель: К каким животным относится зайчик, если он живет в лесу: к диким или домашним? (к диким)

Воспитатель: Тогда отправляемся в лес к зайчатам. Дети выходят на коврик…

Зайчик говорит, что мы сможем найти его дом, если пойдем по самой широкой дорожке.

2.Дидактическая игра «Выбор дороги»

Перед детьми две дороги одинаковые по длине, но разные по ширине.

Дети способом наложения или приложения предметов выбирают самую широкую дорожку.

Выбрав правильно дорогу, дети с воспитателем отправляются в путь.

3.Д/и «С какого дерева листок»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу, какие красивые листочки лежат на земле. Вы узнали с какого дерева эти листочки? (клен, береза, рябина, дуб)

Воспитатель: Если лист упал с дуба, то он называется (дубовый) с клена (кленовый) с березы (березовый), с рябины (рябиновый).

Воспитатель: А сейчас каждый из вас выполнит задание. Сева собирёт все дубовые листочки, Ваня –кленовые, Соня – березовые, Лиза – рябиновые.

Воспитатель: Пусть каждый из вас сосчитает сколько он собрал листочков.

Воспитатель: Молодцы! Заберем с собой наши листочки и отправимся дальше.

4.Физкультминутка «Лесная лужайка».

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал. (ходьба с высоким поднимание коленей).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это? Да, это домик зайца. А как называется дом у зайца? (норка)

Воспитатель: Давайте посмотрим на зайчат. Какие маленькие, пушистые зайчата, давайте их погладим и подарим им наши листочки.

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, зачем мы пришли в лес? (посчитать зайчат и узнать хватит ли им морковок).

5.Дидактическая игра «Веселый счет».

Воспитатель: Правильно, давайте сядем на стульчики и посчитаем. Посмотрите, как я считаю зайчат: Один зайчик, два, три, четыре, пять, всего пять зайчат. (дети считают).

Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, сколько у Зайчика морковок. Саша, подойди к корзине и посчитай. (считает, четыре морковки).

Воспитатель: Катя, проверь, правильно ли сосчитала морковку Саша? (четыре).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Итак, у нас пять зайчат и четыре морковки, всем ли зайчатам достанется морковка? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте проверим. Маша, вынь из корзинки морковку и дай каждому зайчонку по одной морковке. Что у нас получилось? Всем ли хватило морковок? (нет) Скольким зайчатам не хватило морковки? (1)

Воспитатель: сколько морковок нужно добавить, чтобы всем зайчатам хватило? (ответы детей).

Воспитатель достает морковку, кладет в корзину. А теперь, сколько стало морковок? (дети считают).

Воспитатель: Ну, вот все довольны и вы молодцы! Ребята, в знак благодарности за вашу работу зайчата предлагают поиграть в игру. Хотите узнать какую?

Воспитатель: Пока мы с вами делили и считали морковки, зайчата превратили своими острыми зубками наши листочки во что. (воспитатель показывает геометрические фигуры) Что это?

6.Дидактическая игра «Собери геометрические фигуры».

Воспитатель: Только фигуры все перепутались, давайте поможем разложить их по корзинкам.

На столе стоит 3 корзинки. Вам нужно разложить геометрические фигуры так, чтобы в маленькой корзине были квадраты, в средней – круги, а в большой треугольники. Все поняли задание?

Воспитатель: Вадик, повтори задание.

Воспитатель: Саша, расставь корзинки: маленькая, средняя, большая.

Воспитатель: Ребята готовы? Начинаем! (дети выполняют задание, в конце игры воспитатель вместе с детьми проверяют правильность выполненного задания).

7.Дидактическая игра «Ниже-выше».

Воспитатель: Ребята, а Зайчик хочет познакомить вас со своими друзьями. (Воспитатель показывает плакат «Этажи леса»)

Воспитатель: Это кто? (белка)

Воспитатель: Белка живет высоко в дупле на дереве.

Воспитатель: Это кто? (муравей)

Воспитатель: Где живет муравей? (в муравейнике)

Воспитатель: Это кто? (заяц)

Где живет заяц? (в норке)

Воспитатель: Посмотрите и скажите, чей домик самый высокий? (белки)

Воспитатель: Сравните домик зайца и муравья. Какой из них самый высокий? (домик муравья)

Воспитатель: Кто из зверят живет ниже всех? (заяц в норке)

Воспитатель: Молодцы! Зайчата вам ставят вот такую оценку. (пять)

Воспитатель: Кто знает, какая это цифра? (пять)

Воспитатель: Правильно. А скажите, где нам сегодня встречалась при счете цифра 5? (пять зайчат, 5 листочков, 5 морковок)

Воспитатель: Хорошо, у Вас прекрасная память. Наши зайчата вдоволь наелись, наигрались и им нужно идти спать в норку, а нам возвращаться в детский сад.

8.Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).

У кого в гостях мы побывали?

Что нового мы узнали?

Кому мы помогали?

В какую игру мы играли?

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе

«Путешествие в математическое королевство»

Программное содержание:

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;

Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;

Развивать у детей любознательность, взаимопомощь , навыки самооценки.

Оборудование:

Карточки с цифрами; 3 домика; мяч; раздаточный математический материал;

геометрические фигуры; дидактическая игра “Найди лишний предмет”; дидактическая игра “Найди место в ряду”; дидактическая игра «Числа-соседи»; дидактическая игра «На что похоже»; музыкальное сопровождение.

Ход НОД:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра “Определи свое место”

Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в королевство Математики. После того, как воспитатель получает согласие детей, воспитатель предлагает отправиться в королевство на ковре-самолете.


Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в королевство.

Мы попали с вами в королевство математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться.

Вот первый домик жителей математического королевства. В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра “Найди место в ряду”

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.

Дидактическая игра «Назови соседей»

У вас на столе есть листочки на них написана цифра, подумайте и скажите рядом стоящие цифры.

Порядковый счет и обратный счет (от 1 до 10; от 10 до 1). Первый ребенок – порядковый счет, второй ребенок - обратный счет.

Вот второй домик математических жителей. В нем живут геометрические фигуры. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?

Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выполнить задание.

Игра “Распредели фигуры”.

На фланелеграфе фигуры: 2 больших и 2 маленьких красных круга, 2 больших и 3 маленьких синих квадрата расположены в хаотичном порядке.

Педагог. А вот и первое испытание. Какие фигуры вы здесь видите?(Ответы). Как можно сгруппировать фигуры? По каким признакам? (По цвету, форме, размеру). Сколько фигур войдёт в группу квадратов (кругов)? (Дети группируют фигуры). Как ещё можно сгруппировать фигуры? (По цвету). Сколько будет групп? (Дети группируют фигуры по цвету, а затем аналогично по размеру).


Игра “Найди лишнюю”.

Педагог. Ребята, в этом домике живут очень забавные человечки. Они все похожи друг на друга, но вот одна из фигур оказалась лишняя, не похожая на остальные. Что это за фигура? (Ответы). Чем она отличается от остальных? (Ответы). Которая по счёту лишняя фигура? (Ответы).

Педагог. А сейчас давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл:
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Вот третий домик. В этом домике живут задачки. Слушайте внимательно и отвечайте.

1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).

Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).

2) «Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

Сколько овечек теперь?» (две).

(четыре минус два равняется двум).

3) «Поставь нужный знак» >; <; = (работа у доски).

Вот четвертый домик . В нем живут разные игры. Мы сейчас в них поиграем.

Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура»

Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы.

Игра “Чем отличаются?”

Педагог. Перед вами незаконченные изображения предметов. Ваша задача, ребята, придумать и дорисовать эти необычные рисунки, дать им название.

А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только выполнив последнее задание.

Переверните листочки, скажите, что там изображено?

А чтобы точно узнать давайте соединим точки (геометрические фигуры). Закрепить название геометрических фигур.

А еще, какие геометрические фигуры знаете? (многоугольник, трапеция).

Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы вернуться обратно в наш детский сад.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики.

Молодцы! Вы, ребята, постарались и все справились с заданием.

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №91»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

Конспект мероприятия

по математическому развитию

в средней группе №6.

Провела: Семенова О.В.

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад №91»

Стерлитамак - 2016

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП

в средней группе.

Цель: Закрепить знания о числе и цифре 4.

Закрепить знания о геометрических фигурах круг и треугольник.

Продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов.

Продолжать формировать умение составлять предметы – елочка, снеговик – из геометрических фигур треугольник, круг.

Продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе (слева, справа) и раскрашивать в определенный цвет.

Закреплять умение сопоставлять цифру и число.

Формировать умение соотносить количество предметов с числом.

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Организационный момент.

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

В.: Ребята, садитесь за столы. Посмотрите на табло: какую цифру вы видите?

В: Верно. Это цифра 4. Посмотрите у вас на столах лежат кружочки. Положите перед собой столько кружочков, сколько обозначает эта цифра.

Дети выполняют задание.

В: Сколько кружочков вы положили перед собой?

В: Молодцы.

Спрашиваю у нескольких детей.

В: Ребята, послушайте загадку: У нее одежки колки: все иголки да иголки.

Д: Это елочка.

В: Правильно. Из каких фигур состоит елочка?

Д: Из треугольников.

В: Ребята, перед вами лежат треугольники. Сложите из них елочку. Дамир, выходи, сложи елочку у доски.

Дети выполняют задание.

В: Ребята, посмотрите, Дамир правильно сложил елочку? Назовите по размеру треугольники.

Д: Большой, поменьше маленький.

Проверяем выполнение задания. Сравниваем с образцом.

В: Хорошо. Послушайте вторую загадку: Человечек непростой появляется зимой, а весною исчезает, потому что быстро тает. Кто это?

Д: Снеговик.

В: Верно. Это снеговик. А из каких фигур состоит снеговик?

Д: Из кругов.

В: Правильно. Посмотрите, у вас на столах лежат круги: составьте из них снеговика. Вика, выходи к доске. Ребята, какой круг будем класть первым? А вторым, третьим?

Д: Самый большой, потом поменьше, самый маленький.

Дети выкладывают снеговика, проверяем с образцом.

В: Справились? Молодцы. Сейчас идемте поиграем в игру «Трик - трак» (Соедини цифру с количеством предметов). Выберите себе цифры от 1 до 4. Посмотрите на паласе домики с игрушками от 1 до 4. Под музыку вы прыгаете, двигаетесь, но как только музыка остановится нужно найти домик со столькими игрушками, сколько показывает ваша цифра.

Игру повторяем 2 – 3 раза.

В: Поиграли? Теперь присаживайтесь за столы, продолжим выполнять задания дальше.

Дидактическая игра «Засели соседей».

В: Ребята, посмотрите, какие замечательные домики. Но что в них не хватает?

Д: Цифр.

В: Посмотрите здесь цифры 1 3. Какой цифры не хватает?

В: Правильно. Полина, выходи к доске, засели соседа цифр 1 и 3. Найди цифру 2 и засели ее на место. А вы, ребята, выполняйте у себя.

Дети выполняют задание, затем сверяем.

В: Ребята, у вас так получилось?

Д: Да.

В: Все выполнили задание? Молодцы. Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат вот такие карточки с кружочками. Раскрасьте кружочек слева красным цветом, а справа – синим.

Дети выполняют задание. Сверяем с образцом.

В: Раскрасили? Молодцы. Приглашаю вас на палас. Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

Д: Выкладывали кружочки, складывали снеговика и елочку. Играли в игру, находили домики с игрушками. Находили цифры. Раскрашивали кружочки красным и синим цветом.

В: Молодцы. Сегодня все занимались хорошо. Мне очень понравилось.

Программные задачи:

Познакомить детей с составными частями задачи, учить составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение. Закреплять знание цифр, математических знаков, геометрических фигур. Закреплять умение ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач.

Систематизировать и расширять знания о школе. Формировать позитивную мотивацию к обучению в школе через игровую ситуацию.

Воспитывать усидчивость, интерес к математическим знаниям.

Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте улыбнёмся гостям и скажем доброе утро!

Ребята, вы любите играть?

Сегодня я предлагаю вам поиграть в школу.

Как мы зовут детей которые ходят в школу? (Школьники, ученики.)

Как в школе называются столы за которыми сидят ученики? (Парты.)

Показываю портфель

Ребята, посмотрите, что это? (Портфель.)

Что же есть в нашем портфеле?

Оказывается этот портфель волшебный, он оставил для нас сообщение

«Для того, чтобы вы могли пойти в школу, вы должны наполнить портфель школьными принадлежностями, а для этого вы должны выполнить задания».

- Готовы выполнять задания?

Ребята, присаживайтесь за наши школьные парты.

Послушайте какие правила необходимо соблюдать в школе….

За столом сиди ты стройно и веди себя... Спокойно.

Стол- это не кровать и на нём нельзя … Лежать.

Ответить хочешь - не шуми, а только руку … Подними.

Задание №1 «Интеллектуальная разминка»

Сколько углов у квадрата? (4)

Сколько дней в неделе? (7)

Сколько хвостов у пяти коров? (5)

Сколько лап у двух гусей? (4)

Сколько месяцев в году? (12)

Как называются все фигуры с четырьмя углами? (четырёхугольники)

Назови соседей цифры 5, 8.

Бывает ли круг с тремя углами? (Нет, три угла у треугольника.)

Бывает ли у зайчонка четыре лапы? (Да, у зайца всего четыре лапы.)

Бывает ли у белки с бельчонком четыре хвоста? (Нет, у белки с бельчонком два хвоста.)

Молодцы, вы справились с этим заданием и получаем в наш портфель тетрадь.

Задание №2 «Дружные числа»

На экране буду показаны карточки. Вам необходимо будет заполнить числовой ряд. Для этого поднять карточку с нужной цифрой.

Ребята, какое число стоит между числами 7 и 9?

Молодцы, и с этим заданием вы справились и получаете в портфель линейку.

Задание № 3 «Задача»

Сегодня, мы с вами будем учиться, составлять и решать задачи.

София, поставь, пожалуйста, на стол 4 матрёшки.

А ты, Артур, принеси ещё одну матрёшку.

(Дети выполняют задание.)

Ребята, что сделали София и Артур?

Рассказ про то, что сделали София и Артур- это условие нашей задачи.

Послушайте ещё раз условие задачи:

София поставила на стол 4 матрёшки, Артур принес ещё 1 матрёшку.

Повторите ещё раз условие задачи (София поставила на стол 4 матрёшки, Артур принес ещё 1 матрёшку. )

Это условие нашей задачи.

Как вы думаете, о чём можно спросить в этой задаче?(Сколько стало матрёшек?)

Правильно, это и будет вопрос нашей задачи.

Демид, повтори вопрос задачи? (Сколько стало матрёшек?)

Вопрос всегда стоит в задаче после условия.

Как вы думаете, больше или меньше стало матрёшек после того, как Артур принес ещё одну.

Что нужно сделать, чтобы решить задачу. (Нужно прибавить матрёшек.)

Это и есть решение задачи, то есть то, что можно сложить, объединить, прибавить, вычесть.

Сколько всего стало матрёшек? (Всего стало 5 матрёшек.)

Это и будет ответ нашей задачи. Это то, что получилось, что стало известно нам.

Ребята, повторите ответ задачи. (Всего стало 5 матрёшек.)

Итак, мы с вами составили задачу и ответили на её вопрос, значит, мы решили задачу!

Давайте повторим, из каких частей состоит задача?

Что такое условие? (Условие - это то, что известно.)

Что такое вопрос задачи? (Это то, что неизвестно, что нужно найти.)

Что такое решение задачи? (Это то, что можно сложить, объединить, прибавить, или вычесть.)

Что такое ответ задачи? (Это то, что получилось, что стало известно нам.)

Обратите внимание, задача похожа на пирамидку, нужно обязательно соблюдать последовательность в решении задачи, так же как мы соблюдаем последовательность, когда собираем пирамидку.

А сейчас послушайте ещё одну задачу.

- Ёжик бежал по лесу и нашёл 3 груши (положите перед собой столько груш сколько нашёл ёжик), побежал дальше и нашёл 2 яблока (положите перед собой яблоки). Сколько всего фруктов нашёл ёжик?

Кто мне может назвать условие этой задачи? (Ёжик нашёл сначала три груши, а потом ещё 2 яблока.)

Какой вопрос у этой задачи? (Сколько всего фруктов нашёл ёжик?)

- Как мы будем решать эту задачу? (Нужно прибавить яблоки и груши.)

Правильно и какой ответ у нас получится? (Всего 5 фруктов.)

Молодцы ребята, давайте еще раз повторим из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ.)

Правильно, за это задание вы получаете пенал.

Физминутка

- В школе не только дети учатся, но и отдыхают. Кто знает как называется перерыв между уроками? (Перемена.)

Правильно, и у нас сейчас будет с вами перемена

Это – правая рука

Это – левая рука.

Справа – шумная дубрава.

Слева – быстрая река…

Обернулись мы и вот

Стало все наоборот:

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река…

Неужели стала правой

Моя левая рука?

Ответьте на вопрос мне, наша левая рука стала правой когда мы развернулись?

Нет конечно, левая рука осталась левой, но когда мы поворачиваемся, направления «лево» и «право» меняются.

Молодцы ребята, присаживайтесь на места наша перемена закончилась, продолжаем дальше выполнять задания.

Задание № 4 «Геометрический рисунок»

1. В левом верхним углу расположите солнышко с пятью лучиками.

2. В правом нижнем углу расположите ёлочку из трёх треугольников.

3.Справа от солнца расположите три облака в виде многоугольников

4. В левом нижнем углу расположите дерево из овала и счётной палочки

5. Между деревом и ёлочкой расположите дом.

У всех получилась такая картинка?

(Проверка с детьми расположения фигур.)

Где у тебя находится ёлочка?

Из каких геометрических фигур у тебя состоит домик?

Сколько лучиков у твоего солнца?

Где у тебя располагается дерево?

Что у тебя находиться между деревом и ёлкой?

Молодцы, и с этим заданием вы справились и получаете в портфель цветные карандаши.

Задание № 5 «Математическое неравенство»

Чтобы получить следующий предмет в наш портфель нам нужно правильно сравнить группы предметов.

Кто мне может сказать, какие знаки мы используем при сравнении группы предметов или чисел. (При сравнении группы предметов мы используем знаки «больше», «меньше» или «равно».)

Посмотрите на первую картинку. Сколько рыбок на тарелке слева? (7)

Сколько рыбок на тарелке справа? (5)

Поставьте нужный знак, только помните, голодный крокодил выбирает ту тарелку, где больше еды.

Давайте вместе прочитаем эту запись…На тарелке слева больше рыбок чем на тарелке справа.

Молодцы ребята, и за это задание вы получаете в портфель тетрадь с логическими заданиями.

Ребята вы сегодня молодцы, вы выполнили все задания, хотя они были не лёгкие.

Чему вы сегодня научились?

Из каких частей состоит задача?

Что вам особенно понравилось?

А какие задания вам было трудно выполнять?

Конечно же ребята то чем мы сегодня наполнили портфель этого недостаточно для того, чтобы идти в первый класс. Но впереди ещё целый год, и нам предстоит выполнить ещё много интересных заданий.

Вам понравилось играть в школу?

И мне понравилось как вы сегодня работали. Всем спасибо.

Давайте скажем гостям до свидания, и пойдём в нашу группу.

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...