Маскарад краткое содержание по главам.

“Маскарад” написана им в 1835 году. Михаил Юрьевич опубликовал свою пьесу всего за 6 лет до преждевременной кончины.

Если коротко пересказать “Маскарад”, то в нём отсутствуют абсолютно положительные герои, каждый из них содержит в себе недостатки, а то и пороки, что приближает персонажей пьесы к простому читателю. Страсти, громкие споры из-за пустяков и банальностей – то, что окружает и нашу жизнь, и составляет судьбы героев произведения. Драматический сюжет, запутанный и хаотичный, тем не менее имеет свою последовательность.

Главные герои

Арбенин

Евгений Арбенин – немолодой, сколотивший своё состояние на игре в карты человек. Он женился не из расчётливых мотивов, но лишь из желания обрести семью, быть под заботой жены. Просто потому, что так было правильно. В надежде искупить свой главный порок Евгений зарекается не участвовать в азартных играх.

В молодости Арбенин жил на полную катушку, развлекался всеми доступными способами, прелюбодействовал со множеством женщин, в том числе и с чужими жёнами. Имея столь богатый опыт, он стал патологически ревнив и взыскателен. Не только к своим избранницам, но и ко всем близким ему людям в целом. Евгений тщательным образом подобрал себе жену, к которой привязался и полюбил, на её несчастье.

Нина, жена

На первый взгляд, Нина Павловна – сущий ангел . Юная, восприимчивая и несколько наивная особа. Ей непросто понять многоопытного Арбенина, его требования и мечущуюся натуру. Резкий перепад настроений супруга и его внезапная склонность к замкнутости, угрюмости, подавленности вынуждает Нину думать, что Евгений больше не любит её. Он раздражается из-за её привычки целовать ему лоб, чрезмерно ревнует жену ко всем. Девушка погружается в депрессию, расстраивается.

В пьесе-драме Лермонтова страданиям Нины уделена немалая часть. Она хочет праздника и веселья, “маскарада”, а Арбенин категорически против. Конфликт интересов и несогласованность желаний двух героев, в конце концов, приводят к абсолютно непредсказуемому финалу и непоправимым последствиям.

Князь Звездич

Звездич – образцовый офицер , по жизни не очень разносторонний и умный. Князь – азартный игрок, как и Арбенин. Он ослеплён своей исключительностью, что не соответствует действительности. Ведь в картах Звездич смыслит мало, обижается на проигрыш, но всё равно играет. Князь не разбирается в людях и в собственных устремлениях, он глуповат и ограничен. Но всё-таки способен на благородные поступки.

Шприх

Происходит из семьи русских немцев. Многолик , что Арбенин воспринимает как лицемерие и двуличие. Лермонтов даёт описание внешности, включающее “стеклярусные глаза” и “злобную улыбку”. Казарин представляет Шприха как талантливого человека, общительного и компанейского, активного, дружелюбного. Но главный герой относится к таким качествам с большим подозрением и не раз вступает в спорные дискуссии со Шприхом.

Второстепенные персонажи

“Маскарад” в кратком пересказе не предполагает уделять большое внимание второстепенным героям, но отметим же их основные функции в пьесе:

  • Афанасий Павлович Казарин – связующее звено между главными героями произведения.
  • Баронесса Штраль – провокатор. То она кокетлива, то робка. Из-за неё зарождается главный конфликт “Маскарада” – ссора между Настасьей и Арбениным на почве его ревности. Баронесса резко меняет позицию, то становясь на сторону своей приятельницы Нины, то открыто выставляя её в неприглядном свете.

Первое действие: завязка

Перед читателем князь Звездич , вдрызг проигрывающий партию в карты. Шприх, следуя своим интересам, пробует дать ему взаймы, но офицер гордо отказывается.

Арбенин наблюдает за ними с неприязнью. Он прекрасно знает, что на самом деле происходит за карточным столом. Звездича пытаются подставить, о чём главный герой и намекает. Арбенин объясняет, что нельзя брать в руки карты, если не умеешь выигрывать и не знаешь правил, иначе прослывешь неудачником. Евгений из жалости берётся отыграться за Звездича и расплачивается за его долги, успешно оставив партию за собой. Дабы князь не чувствовал за собой вины, Арбенин предлагает ему совместную поездку на маскарад.

Герои отправляются на праздник, где с князем флиртует некая дама в маске. Она преподносит Звездичу подарок - браслет. Арбенин в это время ругается с незнакомым ему человеком, который пророчит ему беду. Обижает Шприха, намекая на то, что его жена изменяет ему. Звездич показывает Арбенину полученный трофей. Евгений обнаруживает, что браслет - принадлежность его жены Нины. Дома он закатывает ей скандал, не внемля никаким оправданиям.

Развитие конфликта и кульминация

Далее происходит целый ряд несуразностей , в которых вовлекаются сразу несколько героев. Они выясняют между собой подробности маскарада, но всё очень запутанно, ведь на празднике каждый из них соблюдал анонимность. Тем не менее вскоре выясняется, что браслет в знак расположения передала Звездичу вовсе не Нина, а её приятельница, баронесса Штраль. Однако князь и основная часть общества склонны считать, что это была Арбенина.

Слухи нарастают, Евгений Арбенин злится. Тут ещё и Шприх, мстящий за недавнюю шутку Арбенина, активно достаёт его. Евгению больше неважно установить истину в отношении своей жены – общественное мнение довлеет над ним, и он принимает страшное решение, кажущееся ему единственным выходом. Казарин, пользуясь положением Арбенина, вынуждает того вернуться за игровой стол, за которым главный герой и определяется со своим планом действий. Отныне его цель – убить Звездича и Нину, устранить причину своих тревог. Впоследствии князя Евгений решает не трогать.

Продолжая разбор пьесы Лермонтова “Маскарад”, рассмотрим третье действие , когда происходит кульминация всего произведения. Арбенин совершает непоправимое – отравляет Нину. Та погибает медленно и мучительно, но успевает сделать признание и называет виновной баронессу. Раскаивается и Штраль, но Евгению уже всё равно. Постепенно он осознаёт собственный поступок, ужас настигает его. Но Нину не спасти, она погибает у мужа на руках, который обливается слезами от чувства вины и потери.

Появляется новый герой – неизвестный . Некогда Арбенин обыграл этого человека, поступил с ним жестоко. Расплата за содеянное настигает Евгения в лице былого обиженного. Неизвестный указывает на Арбенина как на отравителя и убийцу. Князь Звездич сперва теряется, но после поддерживает обличающую речь незнакомца и даже вызывает главного героя на дуэль. Мстящий субъект предъявляет письменное свидетельство признаний баронессы в том, что это она использовала браслет покойной Нины, а вины супруги Арбенина в том нет.

Арбенин переполнен чувством раскаяния и вины за свою проступок. Он был слишком самонадеян, глуп и разгневан. Он ищет сострадания у неизвестного, но, естественно, ничего не получает.

От такого потока информации и осознания собственной, ничем не оправданной жестокости главный герой лишается рассудка. Арбенин кидается к гробу своей жертвы, любимой и добродетельной жены.

Неизвестный субъект удовлетворён, но едва ли счастлив. Звездич неспокоен и опечален, расстроен до глубины души.

Пьеса Лермонтова “Маскарад” – это история, наполненная драмой о:

  • грешнике, что принуждал вести других добродетельную жизнь, забывая об избавлении от собственных пороков.
  • человеке, считающем, что наказал виновницу, а на самом деле обрёк себя самого на мучительные страдания за жестокую ошибку.

Читайте “Маскарад” и другие произведения Лермонтова в полном формате. Оригинальный текст всё же даёт больше впечатлений и почвы для размышлений.

Сцена 1

Выход 1. Четыре игрока-шулера обыгрывают в карты на крупную сумму князя Звездича. Князь в отчаянии. Вьющийся тут же мутный делец Шприх, человек неизвестной нации, «вернее всего, что жид», спешит к Звездичу с предложением денег взаймы «под вздорные проценты».

Выход 2. За игрой следит старый картёжник Казарин. К нему подходит его близкий знакомый, знаменитый в прошлом шулер Евгений Арбенин , который теперь бросил карты, женился на молодой красавице и стал жить как честный человек, распрощавшись со старым.

Арбенину знаком и Звездич. Евгений подходит к нему и узнаёт, что князь проигрался дотла. Звездич рвётся отыгрываться, но Арбенин останавливает его, намекнув, что дело тут не в отсутствии счастья, а в шулерстве. Он сам садится за карточный стол вместо князя. Другие игроки сразу притихают, почуяв нутром большого мастера . Арбенин обыгрывает всех – и отдаёт князю весь огромный куш.

Обрадованный Звездич горячо благодарит его. Арбенин отклоняет эту признательность, говоря, что сел за карты не для благодеяний, а чтобы опять, как прежде, «привести кровь в волнение». Евгений напоминает князю, что сегодня дают маскарад, и предлагает съездить туда.

Лермонтов. Маскарад. Художественный фильм 1941

Выход 3. Проигравшиеся шулера изумлены искусством Арбенина. Шприх решает любым способом свести знакомство с таким полезным человеком и едет вслед за Евгением на маскарад.

Сцена 2

Выход 1. Приехав на маскарад, Арбенин советует князю Звездичу поискать здесь любовных приключений: женщины, чьи лица скрыты под масками, легче идут на них.

Выход 2. Евгений отходит, а к Звездичу подходит женщина в маске и обещает романтическое знакомство, которого он никогда не забудет. Звездич завязывает с этой дамой фривольный, насмешливый разговор и уводит её под руку.

Выход 3. Арбенин тащит под руку мужчину в маске, который наговорил ему дерзостей. Он собирается разделаться с ним, но неизвестный вырывается и исчезает в толпе, успев крикнуть, что в эту ночь Евгения ждёт несчастье.

Выход 4. К Арбенину подходит Шприх, пытаясь вступить в дружескую беседу. Арбенин в ответ с презрением спрашивает, не ездит ли к жене Шриха один известный усач – и удаляется. Раздражённый Шприх вполголоса желает вслед Арбенину, чтобы он сам заимел рога.

Во время их разговора с канапе неподалёку встают и уходят две женские маски. С руки одной из дам при этом падает браслет. Она не замечает этого.

Выход 5. Маска, говорившая ранее с князем, прибегает и взволнованно бросается на то же канапе. В возбуждённом монологе она рассказывает, что страстно просила у Звездича любви, не желая, однако, чтобы он узнал её имя. Но капризный князь потребовал у неё какой-нибудь предмет на память. Заметив лежащий рядом браслет, маска решает отдать Звездичу эту чужую вещь.

Выход 6. К маске на канапе подходит Звездич и вновь со смехом просит, чтобы она дала ему что-нибудь как воспоминание. Маска отдаёт найденный браслет – и скрывается в толпе.

Выход 7. К Звездичу подходит Арбенин. Князь рассказывает ему о своей неожиданной любовной удаче и показывает оставленный дамой браслет. Евгению он кажется знакомым: точно такой же есть у его жены, Нины.

Сцена 3

Выход 1. Арбенин приезжает к себе в сомнениях. Нины ещё нет дома, хотя уже второй час ночи.

Выход 2. Арбенин вспоминает любовные интриги своей молодости, опасаясь: «Я теперь едва ли // не осужден нести печали // за все грехи минувших дней. // Бывало, так меня чужие жены ждали, // теперь я жду жены своей». Он старается успокоить себя тем, что Нина всегда была чиста, как агнец Божий.

Выход 3. Приезжает Нина. Арбенин спрашивает, где она так задержалась. Почувствовав подозрительность в тоне мужа, Нина старается ласково успокоить его. Она говорит, что по любому слову Евгения готова бросить свет, балы и навсегда уехать в деревню. Арбенин с большим чувством говорит о своей любви к Нине, которая исцелила его от прежнего холодного презрения к людям. Евгений начинает целовать руки жены – и вдруг видит, что на одной из них недостаёт того самого браслета. Нина говорит, что наверное потеряла его, и удивляется, почему муж так озабочен пропажей безделушки.

Выход 4. Слуга, посланный Арбениным, искать браслет в карете Нины, не находит его. Выясняется, что Нина приехала с маскарада.

Выход 5. Евгений обращается к Нине с ревнивыми словами. Всё больше распаляясь, Арбенин говорит, что нинина любовь – всё для его кипучей души, и если она была притворством, то он без сожаления «разорвёт обе их жизни». Нину ужасает яростный и страшный вид Евгения. Она убеждает его в своей невиновности и уходит, плача.

Лермонтов «Маскарад», действие 2 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Баронесса Штраль, сидя у себя дома, размышляет о жестокости света, который готов сурово судить всякое сердечное увлечение женщины. Из слов баронессы становится ясным, что именно она пыталась увлечь на маскараде князя Звездича.

Выход 2. К баронессе приезжает Нина Арбенина с измученным и грустным видом.

Выход 3. Приезжает и князь Звездич, со смехом рассказывая, что был вчера на маскараде и, кажется, узнал под масками некоторых знакомых дам. Баронесса, едва скрывая тревогу, стыдит князя за легкомыслие.

Выход 4. Баронесса на время выходит. Оставшись наедине со Звездичем, Нина рассказывает ему, что потеряла один из двух своих одинаковых браслетов. Звездич видит, что второй, не потерянный, в точности такой же, как тот, что подарила ему неизвестная на маскараде. Князь заключает отсюда, что этой неизвестной была Нина и пытается игриво флиртовать с ней. Нина с возмущением требует от князя не забываться и спешит уехать.

Выход 5. Возвращается баронесса Штраль. Раздосадованный Звездич показывает ей подаренный ему на маскараде браслет, рассказывая, как только что видел второй такой же у Нины. Баронесса советует ему побольше дорожить честью дам. Князь уезжает.

Выход 6. Оставшись одна, баронесса опасается, как бы легкомысленный Звездич не догадался, кем на самом деле была дарительница браслета, и не растрезвонил об этом всему обществу. Штраль решает спасать себя даже за счёт Нины.

Выход 7. К баронессе приезжает Шприх. Она сообщает ему, что в свете якобы уже идут слухи о любовной истории между Звездичем и Ниной Арбениной.

Выход 8. Обиженный на Арбенина Шприх радуется его позору и решает разнести известие об этом по всем знакомым.

Сцена 2

Выход 1. Арбенин дома в одиночестве терзается мыслью о возможной измене жены. Слуга неожиданно сообщает ему, что некий посыльный принёс Нине записку.

Арбенин. Иллюстрация к драме Лермонтова «Маскарад» художника Н. Кузьмина

Выход 2. К Арбенину приезжает Казарин, чьи денежные дела в последнее время совсем плохи. Чтобы поправить их, Казарин ищет способа вновь втянуть Евгения в давно брошенное им шулерское картёжничество.

Выход 3. В передней у Арбенина Казарин встречает Шприха – именно он и привёз записку Нине. Выясняется, что от баронессы Штраль Шприх сразу поехал к князю Звездичу и советовал ему не оставлять домогательств к жене Евгения. Князь тут же написал Нине любовную записку, которую Шприх и доставил в дом Арбениных.

Выход 4. Арбенин входит в комнату, читая отданную ему слугой записку Звездича. В волнении, он даже не замечает Казарина и Шприха. Евгений горько возмущается неблагодарностью князя, которому недавно так помог, и «коварством» Нины. Шприх спешит незаметно уйти.

Выход 5. Увидев Казарина, Арбенин сетует ему на людское предательство. Казарин в ответ говорит, что надо просто понять тщету пустых ожиданий добра от других – и так самому освободиться от надуманного долга делать им хорошее. Казарин напоминает Евгению их былую жизнь среди кутежа, обмана и риска, которая так нравилась им обоим. К большой радости Казарина Арбенин яростно восклицает, что отныне «порвёт союз с добродетелью».

Сцена 3

Выход 1. Готовя месть Звездичу, Арбенин приезжает к нему. Князь спит.

Выход 2. Арбенин растворяет дверь в комнату Звездича. На миг в нём загорается желание убить князя прямо сейчас, спящим. Но он преодолевает этот порыв, затворяет дверь, пишет Звездичу записку с приглашением на карточную игру сегодня и выходит.

Выход 3. В дверях Евгений неожиданно сталкивается с баронессой Штраль. Он с издёвкой спрашивает, чем так привлекает женщин Звездич, что она сам пришла к нему. Баронесса понимает, что Евгений собирается жестоко мстить, и страстно пытается объяснить ему: Нина ни в чём не виновна. Разгневанный Арбенин не желает её слушать и уходит.

Выход 4. Баронесса идёт к князю.

Выход 5. Проснувшийся Звездич очень удивляется, видя её перед собой. Баронесса говорит: в свете уже идут слухи о дерзком письме князя жене Арбенина. Она предупреждает, что Евгений очень опасен, признаётся Звездичу, что браслет на маскараде дала ему не Нина, а она – и уходит.

Выход 6. Звездич читает принесённую слугой записку Арбенина. Увидев в ней любезное приглашение на ужин к общему знакомому, князь решает, что Евгения пока нечего опасаться.

Сцена 4

Выход 1. Арбенин и Казарин ждут Звездича. Казарин с нетерпением предвкушает, как Евгений сейчас «ощиплет» князя в карты.

Выход 2. Входит Звездич. Арбенин приглашает его к карточному столу. За игрой Евгений под видом «анекдота» рассказывает князю историю о том, как один человек оказал важную услугу приятелю, а тот «в благодарность» соблазнил его жену. Окончив рассказ, Арбенин вдруг обвиняет Звездича в шулерской подмене карты и бросает колоду ему в лицо. Ошеломлённый князь не знает, что делать. Заметавшись, он сначала грозит убить Евгения, но его решимость к этому быстро остывает. Понимая, что, не ответив достойно на оскорбление, он теперь опозорен навсегда, Звездич падает и закрывает руками лицо. Евгений зло высмеивает его и уходит.

Лермонтов «Маскарад», действие 3 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Светский бал. Гости передают друг другу слухи, что баронесса Штраль вдруг почему-то уехала в деревню, а князь Звездич был жестоко опозорен Арбениным. Входит князь. Все сторонятся его, как обесчещенного. Звездич подходит к Нине Арбениной, украдкой возвращает её браслет и советует ей остерегаться беспощадного мужа. Евгений издали наблюдает за этой сценой.

Выход 2. Все гости выходят в зал. Оставшись один в комнате, Арбенин ходит по ней в бешенстве от того, что слух об измене Нины уже всем известен. Евгений решает убить жену. Однажды, лет десять назад, проигравшись по молодости в карты, он хотел отравиться, купил яд, но в тот же вечер отыгрался. Отрава тогда не понадобилась, однако Арбенин не стал выбрасывать её и всегда держал при себе.

Выход 3. Гости бала просят Нину спеть. Она садится за пианино и исполняет грустный романс о несчастной любви.

Выход 4. Подходит Арбенин. Нина в волнении прекращает петь и отходит с мужем в сторону. В глубине комнаты при этом показывается какой-то неизвестный, следя за ними.

Нина говорит, что ей жарко, и просит Евгения принести мороженое. Вздрогнув, тот идёт за мороженым и незаметно всыпает в него яд. Нина в задумчивости и тоске съедает мороженое. Неизвестный видит всю эту сцену и понимает, что Арбенин отравил жену, но ничему не препятствует.

Сцена 2

Выход 1. Печальная и бледная Нина раздевается ко сну. К ней входит Евгений.

Арбенин и Нина. Иллюстрация к лермонтовской драме «Маскарад» художника Н. Кузьмина

Выход 2. Нина упрекает мужа за то, что он стал груб с ней. Почувствовав вдруг жжение в груди, она просит позвать врача. Однако Евгений не спешит слать за доктором. Он начинает обвинять жену в измене. Нина уверяет: её оклеветали. Арбенин говорит, что её слова – ложь, и признаётся: он дал ей на балу яд, от которого она сейчас умрёт. Нина мучится всё сильнее. В страданиях она проклинает Евгения, вновь клянётся, что невинна – и умирает. Арбенин отказывается верить ей.

Лермонтов «Маскарад», действие 4 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Перед похоронами Нины Арбенин в бессилии сидит дома. Его уже терзают сомнения в виновности жены, но он гонит их от себя.

Выход 2. Приехавший пособолезновать Казарин, видя Евгения очень расстроенным, считает, что он лишь нацепил на себя притворную личину.

Выход 3. С телом Нины приходят проститься две родственницы – дама с племянницей. Даму больше всего заботят предстоящие расходы на траурное платье.

Выход 4. Из комнаты покойницы выходят доктор и старик. Доктор рассказывает, что приехал не вовремя: больная уже скончалась.

Выход 5. Доктор подходит к Арбенину и уговаривает его не слишком убиваться. Евгений, как будто очнувшись, бессвязно кается в том, что «осквернил божественное создание», хотя виной тому не он сам, а один неблагодарный человек. Доктор решает, что Арбенин сходит с ума.

Выход 6. После отъезда всех прочих в дом Арбенина входят князь Звездич и тот неизвестный, что был на балу.

Выход 7. Неизвестный, не открывая князю своего имени, убеждает его: Евгений сам отравил свою жену. Он предлагает сейчас же бросить это обвинение Арбенину в лицо.

Выход 8. Входит Арбенин со свечой. Не замечая неизвестного и князя, он разговаривает сам с собой. Евгений убеждает себя, что его суд над Ниной был справедлив, и никто не осмелится разуверить его в этом. Со словами: «Осмелюсь я!» – к нему подходит неизвестный.

Евгений вначале не узнаёт его. Неизвестный напоминает: семь лет назад мы были с тобой друзьями. Я был молод и неопытен, но «в твоей груди уж крылся этот холод, // То адское презренье ко всему, // Которым ты гордился всюду!» Раз ты увлёк меня играть, и я спустил в карты всё, что имел. Я плакал и молил, но в тебе это возбудило лишь смех. И вот ныне это злое семя произвело достойный плод!

Арбенин с волнением говорит, что узнал его. Неизвестный рассказывает дальше: преисполнившись жаждой мести, я всюду тайно следовал за тобой, мешаясь с толпой. Я узнавал про тебя всё – и видел, как ты убил Нину!

Подходит князь Звездич. Он вызывает Арбенина на дуэль за прошлое оскорбление – и рассказывает всю историю с браслетом, ещё и отдавая Евгению письмо баронессы Штраль с её подтверждением. Прочитав письмо, Арбенин в отчаянии пытается броситься на «своих палачей» – неизвестного и князя, но в бессилии падает на кресла, а потом встаёт с них и хохочет, как безумный.

Арбенин становится на колени перед Звездичем и неизвестным, моля, чтобы они подтвердили ему виновность Нины, иначе его душа разорвётся. Он обвиняет неизвестного, который видел, как он сыпал яд в мороженое, и не вмешался. Подбежав к гробу Нины, Евгений оседает рядом с ним на пол и застывает полулёжа с обезумевшими, неподвижными глазами…

…Неизвестный радуется, что свершилась его месть («и этот гордый ум сегодня изнемог!»). Звездич раздосадован: с сумасшедшим ему нельзя будет стреляться.

Очень азартный человек по имени Аберин Евгений Александрович, уже давно не молодой мужчина, сумел поднять свое состояние на картах. В один день он решается изменить свою жизнь и взять в жены молодую особу, но по натуре своей женится не по любви и не по расчету, а по рациональному выбору. Вскоре он не может совладать с собой и влюбляется в свою очень молодую жену. И вроде бы все прекрасно и жизнь его эта устраивает, но чувствует он себя в семье изломанным.

Красавица жена без спора, самая лучшая на свете, она ангел, ее все еще забавляют все сверкающие безделушки, она любит шум и пышные празднества. Так и сейчас Настасья отправляется на бал, и, дав обещание вернуться до 12 ночи, свое слово не держит, а домой приходит только к двум ночи. Она заходит очень тихо, чтобы не разбудить любимого и целует его ласково в лоб. Муж не выдерживает и начинает скандалить, хотя сам совсем недавно нарушил свое обещание, данное себе самому, и сел играть в карты. В тот день он выиграл серьезную сумму. Предлог нарушить обещание у него все-таки был, так как его друг Звездич по-крупному проигрался и ему необходимо было помочь. После удачной игры они уходят в маскарадный дом, чтобы развеять свои мысли. В том дому Арбенин не находит развлечений, несмотря даже на то, что его друг оказывается в самом центре внимания. Звездич – довольно молодой гвардеец, очень красивый внешне. Он мечтает познакомиться с милой дамой и вскоре на балу он встречает очень красивую особу в маске, которая объясняет ему, что испытывает невольную страсть к нему.

Он просит в подарок какую-нибудь безделушку на память и она, соглашаясь, дарит ему кем-то потерянный браслет. Князь несет свой трофей Арбенину. Арбенин не может понять откуда он помнит этот браслет, да и за несколько минут до прихода Звездича ему предсказали, что он испытает несчастье, которое произойдет новогодней ночью.

Да, после услышанного, у мужа появляется желание закатить скандал.

Нина - так зовут его жену, дома не дает развить скандал и убегает, и ввергает мысли Арбенина в тупик. Он больше не может злиться на Нину, принимая, что она слишком молода и еще пока не умеет любить по другому. Он целует пальцы и замечает браслет, точно такой же, как совсем недавно показал ему друг. Он спрашивает у любимой куда пропал второй браслет, они носятся парами, а она отвечает, что где то его потеряла. Весь дом ищет браслет хозяйки. В поисках браслета муж выясняет, что после бала она отправилась в маскарадный дом, в который ей было ездить запрещено.

Муж начинает подозревать роман своей жены и друга. Он не хочет верить сам себе, считая, что его жена не поменяет зрелого мужчину на молодого и беспутного. В итоге бурно наругавшись супруги расходятся по комнатам.

Нина переживает глубоким расстройством мужа о потере ее браслета и с самого утра отправляется по магазинам в поисках точно такого же. Она ничего не находит и заходит в дом к подруге, молодой баронессе, которая совсем недавно стала вдовой, и встречает там Звездича у которого в руках ее браслет. Звездич решает, что та девушка на балу это жена друга и, несмотря на это, начинает к ней приставать. Нина уходит от него, входит в комнату к подруге и рассказывает ей историю, которая произошла с ней. Баронесса рассказывает ей, что это она нашла браслет и подарила его князю. Не остывающий мужчина, начинает присылать Нине дерзкие письма, в которых говорит, что ни за что не откажется от прекрасной леди. Вскоре такое письмо попадает ревнивому мужу в руки.

Евгений взбешен, он удостоверился в супружеской измене и в обмане своего друга. Он вспомнил того «прорицателя», который ему говорил о плохом. Но мстить он не имеет права, так как «союз с добродетелью» нарушить не может.

Вскоре испуганная баронесса узнает об угрозе ее тайному возлюбленному, и решает рассказать Евгению всю правду, так как понимает, что вскоре состоится дуэль. Арбенин же уже не может услышать ее, так как поглощен местью. Несмотря на волнения за жизнь князя, баронесса Штадаль не знает, что Арбенин не собирается убивать своего противника, он лишь хочет вызвать его на карточный поединок и забрать у него честь и уважение.

Вскоре его план воплощается. Он обвиняет молодого князя в мошеннических действиях, и дает противнику пощечину. Князя он наказал, теперь ждет наказание и жену. А Штадаль решает удалиться после неудавшегося разговора, но перед уездом она доходит до князя и объясняет ему, что он ошибся с незнакомкой в маске. Вскоре она уезжает в имение в деревне.

Князь переводится на Кавказ, но ненадолго решает задержаться в Петербурге, только для того, чтобы отдать браслет его владелице, да и рассказать насколько ее муж злодей. Он подходит к госпоже Арбениной на балу. Он не может рассказать ей все начистоту и пытается объясниться намеками, но молодая особа не может понять ничего из сказанного. Так же она не замечает и изменения мужа, который увидел их диалог в толпе, а Арбенин вовсе не желает с ней больше жить и желает смерти супруге.

Нина совсем не обратила внимания на смешного офицера и вскоре, разгоряченная танцами, попросила у мужа мороженное. Он уходит за просьбой супруги, но перед тем как принести его ей, подсыпает в десерт яд. Яд поражает жену и она умирает в ближайшую ночь в диких муках.

Все друзья и близкие приходят проститься с умершей Арбениной. Муж показывает всю скорбь и, блуждая по бесчисленным комнатам, встречает Звездича, который объясняет весь парадокс ситуации. Звездич дает Евгению письмо, которое недавно написала баронесса Штадаль. Евгений видит того предсказателя вновь. Предсказатель обвиняет с смерти жены Евгения, и говорит при всех что он сделал это осознанно.


Арбенин теряет дар речи и вскоре сходит с ума. Он обвиняет господа, за то, что тот жесток к его судьбе и к судьбе его мертвой возлюбленной. Звездичу же это не приносит никакой радости, ведь он уже никогда не сможет сойтись в карточной дуэли с Арбенином, так как в его состоянии это не предоставляется возможным и понимает, что более он не сможет никогда вернуть себе честь и достоинство в обществе.

«Маскарад» - драма в стихах, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1835 году. Поэма повествует нравы петербуржского общества 30-х годов XIX века.

Произведение не было опубликовано, и театральный зритель также не увидел его. Причина, известная широкой публике, заключалась в том, что поэт слишком юн для подобного жанра и проблематики, потому поэма получилась сырой, отдает явным подражанием классикам и не стоит внимания.

Единого мнения на этот счет среди критиков нет до сих пор. А драму опубликовали лишь посмертно вместе с архивными материалами автора.

Судьба драмы «Маскарад»

Когда выпускник училища гвардейских юнкеров и подпрапорщиков подал на суд дирекции Императорских театров рукопись «Маскарада», ему шел 21 год.

Литературные критики Петербурга приписали молодому автору заимствование деталей сюжета и драматических поворотов у Шиллера и даже самого Шекспира. К тому же, по их мнению, юноше не удалось достоверно передать характер, мотивы и реакции человека вдвое старше него. А главному герою драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» минуло уже 50 лет.

Не имея достаточно собственного жизненного опыта, проникнуть в душевный мир столь сложного персонажа невозможно. Лично автору были высказаны и иные, более конкретные причины, почему его пьеса не прошла цензуру.

Во-первых, М. Ю. Лермонтова обвинили в излишнем накале страстей, который ни к чему в светской литературе. Во-вторых, неприемлемым показалось столь негативное и критическое изображение костюмированных балов в доме Энгельгардта. Так или иначе, но пьесу не выпустили на сцену даже после 2 масштабных доработок и существенных изменений.

Есть версия, что вдохновением для написания маскарада послужила реальная история, потрясшая Петербург незадолго до того и совершенно еще свежая с памяти общества. Недаром во всех трех редакциях сохранилось имя главной героини - Настасья Павловна. В домашней обстановке ее называли Ниной, и за всю поэму полное имя упоминается всего раз. Но и этого для цензуры был достаточно.

Прототипом главного героя - стареющего удачливого картежника - стал Савва Мартынов, человек очень похожий на лермонтовского Арбенина. К тому же известно, что поэт был с ним знаком.

Сюжет

Вот краткое содержание «Маскарад» Лермонтова, прошедшего столь долгий путь к своему современному читателю.

Центральный персонаж драмы «Маскарад» - Евгений Александрович Арбенин. Это немолодой уже человек с весьма сложным характером, далеким от благородных помыслов и страстной любовью к азартным играм. Он сделал состояние на игре в карты. Но к тому моменту, с которого начинается повествование, Арбенин решил остановиться, пресытившись, и зажить размеренной семейной жизнью.

Для полноценной жизни в глазах света нужна жена. И герой с успехом добавляет к своему портрету эту черту - вступает в брак с юной, кроткой и прекрасной как ангел Настасьей Павловной, среди родных ее звали Ниной. До этого момента, драма «Маскарад» изображала обычную жизнь состоятельного господина.

У Арбенина была страстная душа: сумев избавиться от одной своей привязанности - от карт, он неожиданно для себя приобрел вторую. Евгений Александрович влюбился в свою молодую жену. Отвечала ли Нина ему взаимность? По-своему, вероятно, да. Она была примерной барышней и стала благопристойной женой и светской дамой. Но юность и веселый нрав брали свое - Нина любила балы, любила бывать в обществе.

Начало роковым событиям положила одна ночь, когда Нина задержалась дольше условленного в гостях. Возвращение домой закончилось скандалом. Но все бы обошлось, если бы не злая случайность: она была на маскараде в доме Энгельгардта (что для светской дамы недопустимо без спутника мужского пола) и где-то там, в блестящей и шумной толпе обронила браслет.

Пропажу обнаружили только дома. Едва ли это сильно задело бы ревнивую и темную душу Арбенина, если бы не одно обстоятельство: молодой князь Звездич не похвастался ему своим трофеем. Это был браслет. Точно такой же, как потерянный Ниной. Его будто бы подарила князу в знак своего расположения дама, не пожелавшая снять маски. Звездичу не терпится отыскать таинственную незнакомку.

Далее события развивались стремительно. Арбенин узнает браслет жены. Весь дом бросается на поиски, но тщетно - браслета нет нигде. Нина в гостях у своей приятельницы, баронессы Штраль, делится семейными неприятностями. Историю подслушивает Звездич. И превратно истолковав ее как намек, принимается ухаживать за Арбениной. Нина отвечает ему холодным презрением, отчего князь только больше распаляется.

Звездич шлет ей дерзкое письмо, попутно рассказывая всему свету о своей пылкой страсти к мадам Арбениной. Послание оказывается в руках ревнивого мужа, готового поверить в порочность любого человека, даже своей любимой жены. Арбенин уверен, что Нина изменила ему. Разумные доводы и уверения в своей преданности оказываются тщетны. Душа его пылает жаждой мести.

Баронесса, опасаясь дуэли, решается открыть Арбенину правду: это она в ту ночь подарила браслет князю Звездичу. Хоть она и вдова, но дать в знак расположения что-нибудь из своих драгоценностей было бы неприлично. Потому она использовала оброненный кем-то браслет, который случайно подобрала. Но ее откровения тщетны, Евгений Александрович не верит баронессе.

План Арбенина куда сложнее дуэли: желая заставить своего соперника страдать, он намерен лишить его доброго имени. Вскоре представился удобный случай: противники оказались за карточным столом. С опытом Арбенина подстроить так, чтобы все посчитали Звездича шулером, было не сложно. Князь унижен и вынужден удалиться из Петербурга. Но месть должна настигнуть и Нину.

На балу Арбенин добавляет яд в мороженое для своей жены. Через несколько часов она умирает, претерпев до того страшные муки. На этом завершалась пьеса в первой редакции, когда она состояла из 3-х действий. Изменяя произведение по требованию критиков, М. Ю. Лермонтов добавил 4-е действие, где героя настигает расплата.

На похороны Арбениной является Звездич и при всех зачитывает хозяину дома письмо баронессы, где изложена действительная версия событий. Арбенин понимает свою ошибку и от горя и мук совести лишается рассудка. Так завершил драму «Маскарад» автор, желая, по требованию критиков, смягчить ужас трагедии и воздать злодею по заслугам. Но произведение все равно не пропустили в свет.

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано.

Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.

Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй... Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся!

К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича!

Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!..

Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убеждён, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся ещё и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутёнка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удаётся вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», даёт пощёчину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князёк; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведёт себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадёжно погублена, решает удалиться в своё деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады».

Князь, уже переведённый, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намёков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу... Она умрёт, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгорячённая танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетётся в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает.

Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитёров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своём горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передаёт Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщён вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишён и спокойствия, и чести.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....