Человек образ и подобие бога кто сказал. О сотворении адама по образу и подобию божию

(3 голоса : 5 из 5 )

Выдержка седьмой главы из книги «Православное учение о Сотворении и теория эволюции»

протоиерей Константин Буфеев

Не только перстный Адам, но и все последующие роды праотца унаследовали его природу (хотя и поврежденную грехопадением, но имеющую образ и подобие первозданного человека): Поживе же Адам лет двесте тридесятъ и роди сына по виду своему и по образу своему (по-еврейски – בדמותו כצלמו, бидмуто кэцальмо; в синодальном переводе: по подобию своему, по образу своему ), и нарече имя ему Сиф ().

Какими были те времена, когда один человек мог рассказать о Божьем ремесле в непрекращающейся наивности, а другой мог нарисовать безбожного Бога с необузданной похотью. Человек: отражение Бога? И Бог: отражение человека? И не в идее, а в чувственной интуиции - это не подходит для просвещенной теории Бога современности. Антропоморфизмы ветхозаветной религии являются архаичными, как яичные скопления раннего религиозного развития. Философское учение о Боге освободилось от поезда для обучения; это стоило пота благородных мыслителей, пока не был установлен абстрактный бог философов, бог чистого разума.

Так, образ Божий, воспринятый изначально Адамом при его сотворении, живет поныне во всех его потомках.

При заключении Завета с Ноем Бог дает обетование в том, что взыщет со всякого убийцы (зверя или человека) кровь человеческую, яко во образ Божий сотворих человека (в синодальном переводе: ибо человек создан по образу Божию ) ().

Похотливое изложение Божьего тела в искусстве эпохи Возрождения безвкусно, напыщенно и идея Бога совершенно неуместна. Тело Божье было похоронено в Фейербахе современной критики религии. Остается Дух Божий, когда он когда-то плыл над водами, безжизненным и бесформенным. Мы поклоняемся ему, сдерживая наше воображение и рационализируя Бога.

Оттуда настроенные граждане могут иногда подражать великой Микеланджело. Они смотрят друг на друга в зеркало, а затем рисуют Бога в человеческом обличье, широкими ногами и протянутыми руками, иногда с пресловутым украшением лица, длинной седой бородой старика. Взрослые позволяют маленьким улыбаться; Когда дети становятся старше, антропоморфизм раннего детства устанавливает себя, и тогда они становятся столь же рациональными, как и мы давно. Человек не должен представлять Бога визуально, он должен думать об этом абстрактно: как непреложная судьба, как величественный мировой лидер или как сверхъестественный производитель часов, «кто искусственно добавил свою работу».

Так, образ Божий сохранился в сынах Адамовых и после Потопа. В Священном Писании эта мысль находит неоднократное подтверждение.

В Ветхом Завете: Яко Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего сотвори его ().

В Новом Завете апостол упоминает человеки, бывшыя по подобию Божию ().

Как отмечают некоторые комментаторы , еврейское слово דמות (дмут, «подобие») является однокоренным со словом אדם (адам ). Это позволяет сделать вывод о том, что богоподобие является изначальным отличительным свойством, присущим человеку при его сотворении. Можно даже сказать, что наречение человека Адамом означает свидетельство о существовании у него подобия Божьего. Потеря подобия (דמות) приводит к уничтожению человека, истреблению в нем духовного начала.

И теперь колеса работают, работают и работают. И никто не знает, как Бог это делает, ссорится ли он с нами или смеется над нашими мыслями, ли он закончен своей мудростью или все еще любит свои создания так же, как и в начале. Ему не нужно знать, потому что просвещенный человек уже давно прощался с чувственными образами Бога. Бог: это великая мысль, предельно возможная, что человек может когда-либо думать, рискованный мысленный эксперимент, логическая операция, выходящая за пределы нашего воображения.

Бог не человеческий, не уязвимый, капризный и нерешительный. Бог - это самый другой, воплощение всеведения, всемогущества и вездесущности. Чтобы ошибаться человек; Бог никогда не ошибается. Усталость - человек; Бог спит и не спит. Умирание - это человек; Бог пребывает в вечности.

Человек (אדם, адам ) находится как бы в промежуточном положении между родственными ему состояниями: снизу – земля (אדמה, адама ); сверху – образ Божий (דמות, дмут ). Каждый человек тяготеет к одному из этих полюсов.

Евхаристический канон Литургии содержит слова: «…создав бо человека, персть взем от земли, и образом Твоим, Боже, почет, положил еси его в Раи сладости…» .

Поэтому ни один человек не может быть подобен Богу. Потому что никто не может пересечь границы своего тела. Его мышление остается ограниченным его мозгом, его сила ограничена его мускулами, его жизнь - суммой его сердечных звуков. И Бог не может быть подобен человеку. Наконец, по милости его тела, запутался в истории, из которой он не может уйти. Бог бесконечен и бессмертен, неизменен и невидим. Только если Богу дано все, чего не имеет человек, и только если у Бога есть все, что неопределенно, что составляет человека, только тогда его можно считать Богом.

Православное богослужение в точности отражает библейское учение о создании человека по образу Творца.

Постная Триодь :

Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, и безславну, не имущу вида…. (суббота Мясопустная, славник на Господи, воззвах )

В противном случае Бог был бы не чем иным, как образом человека и человека образ Бога. Вы видите: счет работает. Если бы Микеланджело только что слушал нас или рассказчиков в Ветхом Завете, они бы потрясли головы о прогрессе наших мыслей Богов. Вы крутитесь по кругу, они сказали бы из одного уст. Ибо все, что вы придумываете, - это не мысли Бога, а ваши, а не рожденные заботой о Боге, но движимые человеческим упрямством. Вы не продолжили историю создания, но вы надели новую. Он рассказывает о набеге благочестивого человека через мир Божий.

И план, который вы вынашивали для него, - это пиратская копия. Это происходит из старой книги из дневника Бога. Сначала вы взяли пространство Бога и оставили небо ангелам и воробьям; Бог не на небесах, так учите своей ограниченной причине; он везде, так нигде. Тогда вы украли время Бога; У Бога нет истории, он всегда и навсегда; вот почему вы не можете просто сказать, что он существует. И хуже всего, вы не остановились на своем набеге еще до самого Бога. Вы ограбили его от своего тела, вы убили Бога именно так, чтобы вы могли оставаться наедине с вами, спокойно ходить по своим тропам, останавливаться на ваших мыслях на досуге и делать ваши планы хитрыми.

Цветная Триодь :

…прибегает (слепорожденный) к Светодателю, от Негоже приемлет свет зрети, и очима своима видети Творца, по подобию твоему, и по образу создавшаго естество человеческое от земли первее… (понедельник 6-й седмицы по Пасхе, 2-я стихира стиховна на утрени)

Минея :

По образу и по подобию, истлевша преступлением (то есть Адама) видев Иисус, приклонив небеса сниде, и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит, зовуща: слава явлению Твоему, Избавителю мой и Боже. (Рождество Христово, 4-я стихира на литии)

Теперь есть только вы, мудрый мудрый, говорящий о Боге, думая о себе. Выгнав Бога из своего мира и депортируя его в неопределенное святилище, вы бросаете себя в качестве его управляющих имуществом и приносите все, что Бог создал своими руками, в ваши мелкосортные склады. В вашем самовосхвалении вы ограбили Бога своей рыбы и его птиц; Теперь маленький Брем становится все меньше и меньше. В конце концов остается только один лист. Он показывает все творение в форме. Но это не человек, как мы его знаем из ветхозаветного повествования и Сикстинской капеллы.

Октоих :

Егда в начале Адама создал еси Господи, тогда Слову Твоему Ипостасному возопил еси Благоутробне: сотворим по Нашему подобию, Дух же Святый соприсутствоваше Содетель. Темже вопием Ти: Творче Боже наш, слава Тебе. (глас 2, седален на полунощнице)

Создавый по образу Твоему, Человеколюбче, человека, и умерщвлена грехом преступления ради, распенся на лобнем, спасл еси. (глас 3, канон крестовоскресен, песнь 4, тропарь 1)

То, что остается, является телесным в чистом виде, поскольку мы можем восхищаться им в конце текста: Бог, человек и зверь в фигуре, пальто захваченных животных вокруг тела, охотничий трофей на голове, скипетр в руке. Человек потерял форму. Теперь он сидит на грани реальности как дьявольский Вольпертингер; и никто не знает, как долго он сможет поддерживать равновесие между небом и землей.



Вы слышите начальника Сиэтла и думаете: Если мы снова сядем за животными за столом и оставим растения, где они процветают, тогда мы реабилитировали Божье творение. И кто сделает это, если не мы, оставшиеся в живых от Бога? По крайней мере, мы могли лелеять Дух Божий, поклоняться Богу в живых существах, в камнях и ручьях, поскольку мы чтим наших мертвецов, удерживая их в живой памяти. Каждое существо: таинственное представление о его божественном происхождении; и человек среди них, вездесущий, всеведущий и всемогущий, творческий и просто божественный.

Никакое другое создание, кроме человека, не получило от Творца дыхание жизни: И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни; и бысть человек в душу живу (). Человек при Сотворении получил от Бога особый дар, которого не получил никто из иных созданий.

Церковнославянское слово преподобный означает «святой». Этим эпитетом издревле именовали людей богоугодной аскетической жизни, по преимуществу монахов, за которыми наименование «преподобный» закрепилось как форма святости. В этом смысле становится понятным призыв апостола: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (). Следует подражать святым в их стремлении к раскрытию в себе богоподобия, поскольку они сталипреподобными, подражая (уподобляясь) Христу.

Мы обнаруживаем, что мы не можем солидарно с животными; они не стремятся к нашей близости, даже если мы уделяем им все наше внимание. Мы обнаруживаем, что мы не можем отражать себя в потоках; вода не видит нас, она играет сама с собой, а иногда и с солнцем; но мы не встречаемся в легких играх.

Только когда мы рисуем дьявола на стене и стилизуем творение Бога апокалипсическим сценарием, мы снова открываем наш почерк, дрожащую руку человека, оставленного всеми добрыми духами. Бог - образ человека? А человек - образ Бога? Если мы сломаем зеркало, мы не только потеряем образ Бога, мы также теряем свою собственную фигуру, Имаго Дей. Поэтому христиане написали историю Бога и историю человека с самого начала по-другому. Не от конца, от божественной дистанции человека, а как они это знали из ветхозаветных повествований: от первоначального божественного подхода человека и от благотворительности Бога, как в телесном контакте, так и в том, что Микеланджело захватил их на картинке.

Человек – венец мироздания; весь мир сотворен ради него. И в этой мысли нет губительной гордости и самообольщения, ибо речь идет не о личных достоинствах и заслугах какого-либо человека, а о нашем великом предназначении – стать подобными Богу: Яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех ().

В русском и славянском переводах Книги Бытия привычным стало выражение:Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему () – с предлогом «по» перед обоими словами. В еврейском же тексте Библии перед словами «образ» и «подобие» стоит не одинаковый предлог «по», но различные префиксы: перед «образом» – בּ (бэ, имеющий значение «в»), перед «подобием» – כּ (ки, имеющий значение «как», «как бы»). В итоге буквальный смысл выражения בצלמנו כדמותנו (бэцальмэну кидмутэну ) может быть переведен так: «в образе Нашем и как бы по подобию Нашему». Так, слова «образ» и «подобие» здесь являются даже не однородными членами предложения.

И они объединили оба изображения, почти человеческого Бога и его коллегу, человека, близкого к Богу, на одной фигуре в виде человека, чье имя несет христиане. Истории, которые христиане рассказывают по сей день, представляют живого Бога как живого человека. Мы видим его в нашей церкви, в конце своей жизни, как распятие, в конце его страсти. Через несколько недель мы видим его в начале своего резюме, как новорожденного в яслях; божественному ребенку нужны люди вокруг него, его мать и его отец; и это не против, если животные входят в конюшню.

Между началом жизни и концом жизни лежит история человека, который каждый год становился старше в год, который, как и все остальные, был голоден и жаждет, который любил и ненавидел людей, с которыми он делил свою историю, так же, как Бог делает о своих образах счастлив и раздражен о ней, и она также позволяет почувствовать это.

О сравнении в человеке образа и подобия писали многие святые Отцы.

Сказав о сотворении созданного по образу Божию человека (), Священное Писание свидетельствует о благословении мужа и жены: Иблагослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими и зверьми, и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли ().

И поскольку христиане верят, что их Бог жив, как живое существо с избивающим сердцем, с бдительными глазами и руками, которые находятся в пределах досягаемости, они также воображают реальность, которую Бог создал для себя и своих образов как рассказ с началом и концом. Библейское повествование, о котором сегодня, во второе последнее воскресенье литургического года, проповедуется в протестантских церквях, похоже на антитезу к истории творения. Он начинается с того, что другие религии в то время описывали конец света: «Когда Бог придет во славу Его и все ангелы с ним, он сядет на престоле славы, и все народы будут собраны перед ним, и он станет друг другом Разделите, как пастух отделяет овец от козлов».

Вторично благословение на власть над всякой тварью было дано человечеству после Потопа: И благослови Бог Ноя и сыны его и рече им: раститеся и множитеся, и наполните землю и обладайте ею; и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех скотех земных, на всех птицах небесных и на всех движущихся по земли и на всех рыбах морских: в руце вашы вдах я. И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь ().

Но тогда апокалиптический сценарий имеет своеобразный поворот. Мировые судьи назвали Христиане Сыном Человеческим; и сцена суда, в которой сходства Бога отличаются от их искаженных образов, говорили им, как будто они играли в середине жизни. Самое главное в восстановлении земли - это создание человека. Все направлено на это: Бог хочет создать человека. Сатана хочет убедить нас сегодня всем возможным, Например, мы спустились с обезьян и т.д. бог создал нас людьми особым образом, потому что мы должны царствовать с ним.

Мы должны быть будущими правителями этого мира. Мы будем будущими царями и будем править всем, что создал Бог. Это наша судьба в его царстве. Мы не утомляем, стихи во Все, что Бог создал до шестого дня, он говорил о существовании. Но на шестой день он тщательно сделал образ человека: «Давайте сделаем людей по образу и подобию, как мы!» Или «после нашего равенства». Это было нечто особенное, мы должны это понимать.

Подобно писал псалмопевец Давид: Вся покорил еси под нозе его: овцы и волы еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския ().

Именно качество господства и власти (по-славянски «обладания» ) отличает человека от прочих созданий Божиих. На это указывали многие святые Отцы.

Святитель : «И все богатство твари, на земле и в море, уже было приготовлено, но еще не было того, кому владеть этим. Ибо не появилось еще в мире существ это великое и досточестное существо, человек. Ведь не подобало начальствующему явиться раньше подначальных, но сперва приготовив царство, затем подобало принять царя. Поэтому Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю: им стала земля, и острова, и море, и небо, наподобие крыши утвержденное вокруг всего этого, и всяческое богатство было принесено в эти чертоги. Богатством же я называю всякую тварь, все растения и ростки, и все чувствующее, дышащее и одушевленное… Поэтому последним из творений введен был человек: не потому, что был как нестоящий отринут в последние, а потому, что был призван сразу стать царем подвластного ему» .

Бог создал нас по своему образу и подобию, потому что он намеревается что-то сделать с нами людьми. Ангелы не созданы по образу Бога, а мы, люди. Мы действительно особенные. Мы не должны воспринимать это легкомысленно. Мы, люди, особое творение, потому что Бог назначил нас для особого сыновства еще до основания мира. Ангелы также называются «сынами Божьими», но «сыновьями» в том смысле, что Бог их создал. Но мы становимся истинными сынами Бога через возрождение, мы рождаемся от него. Это большая разница.

Что мы будем наследовать как его сыновья от нашего Бога и Отца? Это удовольствие нашего Отца дать нам царство. Мы однажды наследуем все со Христом. Вся Библия, особенно Новый Завет, показывает нам, что этот образ есть Христос. Давайте продолжим читать: «Они будут царствовать». Это не ангелы, которые должны править, но мы, люди. То есть, в этом мире и в будущем Бог хочет, чтобы нас управляли люди. Это наша цель. Сатана и все его силы и силы были, конечно, недовольны, когда услышали, что Бог отдержит у них царство и отдаст его людям.

Святитель : «Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные… Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле» .

Открывая Библию, читатель на самых первых страницах встречается с такими словами: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Если вдуматься, то возникает масса вопросов. Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке?

— Почему в книге Бытия о творении человека говорится дважды (Быт. 1, 26; 2,7)?

— Здесь нет никакого противоречия. Просто первое повествование указывает на то, что человек является венцом творения — увенчивает все, сотворенное Богом. После того как были созданы основные элементы бытия, происходит встреча тварного мира со своим господином. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. А второе повествование указывает на то, что человек является принципом творения, началом, источником, смыслом всего остального.

— Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему. В чем выражаются эти свойства нашей природы?

— Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. В намерении две цели, а в реализации лишь одна. Поэтому общая святоотеческая мысль согласна в том, что образ — эта та данность, потенциал, который имеет каждый из нас. Подобие — это та цель, которой нам предстоит достичь. Так что же это за образ, что эта за данность? Восточные отцы никогда не стремились определить, т.е. поставить предел, что именно в нас по образу Божию. Это понятно: раз Первообраз — Бог, вполне не познаваемый, то и то, что в нас по Его образу, не может быть вполне выражено словами. Но все же мы встречаем у святых отцов отдельные указания на те или иные проявления черт образа Божия. Некоторые из них видят сообразность человека Богу в том, что человек обладает разумом, свободой, даром речи; другие — в том, что он обладает бессмертной душой, стремлением к богопознанию, в его способности творить.

Несмотря на различные богословские мнения, святые отцы делают такое обобщение: сообразность человека Богу заключается в его способности отображать Божии совершенства, например, какими-то дарованиями. Не все одинаково талантливы. Кто-то более склонен к творчеству, кто-то к интеллектуальному труду, кто-то больший молитвенник. Сообразность Творцу проявляется в каждом особенно. И каждый своим дарованием способен отображать Божии совершенства.

Что же понимать под подобием Божиим в человеке? Преподобный Максим Исповедник говорит, что если мы имеет в образе Божием разум, то должны стать мудрыми, как премудр Бог. Если мы любим (ну хотя бы самих себя мы способны любить), то призваны в подобии научиться любить жертвенно, совершенно. И так со всеми чертами образа Божиего. В подобии они должны раскрыться, развиться и достичь своего совершенства.

— Получается, что только человек, единственная сущность, созданная Богом, удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Никто больше не сподобился этого, даже Ангелы?

— У некоторых святых отцов мы можем встретить мысль о том, что Ангелы также имеют в себе черты образа Божия. Однако в Священном Писании относительно Ангелов мы этого не встречаем. Это частные мнения. А по отношению к человеку Писание прямо говорит, что в Предвечном Совете Пресвятой Троицы было сказано: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26).

— Насколько я понимаю, человек был изначально наделен творческими способностями, когда был поставлен Богом возделывать райский сад, нарекать имена животным. И порой в человеке эти черты образа Божиего — способность к творчеству — проявляются очень сильно. Некоторые гениальные люди говорили о том, что они не могут себя назвать творцами своих произведений. Например, Никола Тесла прямо говорил: «Не я автор моих открытий».

— Можно вспомнить слова блаженного Феодорита Кирского, который как раз и отмечает, что человек, хотя и не творит из ничего, как Бог, но может творить из материала, проявляя свои творческие способности. Целый ряд отцов стоит на этой точке зрения, говоря, что человек призван быть со-творцом Богу. Изобретения гениальных людей и есть пример такого сотворчества.

Что касается наречения имен животных, то здесь как раз Бог и приглашает человека к сотворчеству. Оставляя животных без имен, Он поручает это человеку. Человек призван довершить творение. Неслучайно человек называется царем и священником для окружающего мира.

— Для меня одно из подтверждений того, что человек призван возделывать землю,— это наши дачники. Когда едешь по дачному массиву и видишь, как люди на своих шести сотках пытаются устроить некое подобие райского сада, убеждаешься в том, что тяга к созиданию на земле заложена свыше. Эта потребность настолько сильна, что многие без этого не могут жить. Уже и здоровье не дает, и урожай не оправдывает затрат, а все равно в выходные надо ехать на дачу…

— Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.

— Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?

— Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.

Мне очень нравится сравнение, которое приводит митрополит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой (икона — греч. образ). Человек у него — это икона Бога. Он говорит о том, что иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования — но в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован страстями, греховной жизнью — но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.

— Святые отцы отмечают, что у Ангелов в природе присутствуют черты образа Божиего. А что они говорят о подобии — или это свойство только человеческой природы?

— Православная традиция высоко чтит и славит Ангелов Божиих, возвещающих волю Творца, но все же только человек призван к высшей славе — уподоблению Богу. Апостол Павел пишет: Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 13-14)?

Неслучайно Спаситель вочеловечился, пришел к людям. Несмотря на то, что и в Ангельском мире было грехопадение, Христос не принимает Ангельскую природу для ее исцеления. Он приходит в мир человеческий. Это — веский довод сказать нам, что человек для Бога драгоценнее всех тварей. Уже в Ветхом Завете говорится: Я сказал: вы — боги… (Пс. 81, 6) Боги с прописной буквы. Каждый человек призван достичь подобия Творца, стать богом по благодати. Эта цель человеческого существования. И другой нет.

— История Церкви знает таких людей, которые уподобились Богу?

— Конечно. Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания.

— А возможно ли современному человеку уподобиться Богу? И как этого достичь?

— Возможно. Если человек евангельские ценности воспримет как свои, если он будет осознанно участвовать в таинствах Церкви и руководствоваться творениями святых отцов, то он способен достичь богоподобия. Более того — каждый из нас призван именно к этому, и ни к чему-то еще.

Здесь можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который, отвечая на вопрос: «Что отличает современных христиан от великих подвижников древности?», говорил: «Отсутствие решимости, дерзновения». Ничто не мешает нам и сейчас идти путем святоотеческим. А цель жизни человека всегда во все времена была и будет до скончания века одна-единственная — богоуподобление.

Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священника Михаила Поликаровского.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...