Легендарный советский военачальник маршал авиации А.Покрышкин. Александр иванович покрышкин

Лётчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, Почётный гражданин города Новосибирска.

А.И. Покрышкин - выдающийся русский лётчик, участник Великой Отечественной войны, с именем которого связаны новаторские подходы в тактике применения боевой авиации.

Родился 6 марта 1913 года в г. Новониколаевске (Новосибирск) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии.

В 1928 году Покрышкин успешно окончил семилетку. Некоторое время подрабатывал кровельщиком, а весной 1930 года, вопреки воле отца, поступил в школу фабрично-заводского училища «Сибкомбайнстроя» и ушёл из дома в общежитие. Через 4 года по комсомольской путёвке его направили в Пермь, в авиационную школу. В сентябре 1938 года, во время отпуска, за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном сдаёт экзамен. Покрышкина отпускают в лётное училище, и снова на «отлично» менее чем через год он оканчивает знаменитую Качинскую школу лётчиков и получает направление в 55-й истребительный авиаполк.

Войну Покрышкин встретил в Молдавии и уже 23 июня открыл личный счёт - сбил первый Ме-109. Но вскоре - 3 июля - сам был подбит зенитным огнём. Находясь в медсанчасти, он начал вести альбом «Тактика истребителей в бою», в котором разрабатывал новые тактические приёмы воздушного боя.

А.И. Покрышкин шёл в атаку восьмью истребителями против 91 самолёта противника, четырьмя против - 50, тремя - против 23, в одиночку - против восьми и не знал поражений. О его тактике ведения боя докладывали Герингу, за ним фашисты устраивали настоящую охоту - безрезультатно. Немецкие наблюдатели на земле и в воздухе предупреждали своих пилотов: «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!» Александр Иванович всегда помнил сам и не уставал повторять подчинённым суворовское правило: «Сам погибай, но товарища выручай», и поэтому в каждой схватке с врагом он брал на себя самое опасное - атаку ведущего.

Александр Иванович Покрышкин владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолётов, но умел ещё на земле наилучшим образом подготовить лётный состав к действиям в воздухе.

Маршал авиации Покрышкин стал единственным трижды Героем Советского Союза, получившим все три Золотые Звезды во время войны.

В 1948 г. заканчивает военную Академию им. Фрунзе, а затем Академию генерального штаба. Бесстрашный воин, патриот своей Родины и своего народа, человек чести и порядочности - он никогда не гнался за славой. Лишь в 1953 г. А.И. Покрышкин получил генеральское звание, хотя уже во время войны командовал дивизией.

В конце 60-х годов Александр Иванович стал заместителем главкома ПВО, проработав в этой должности около четырёх лет, а затем, в 1972 г., назначается председателем ЦК ДОСААФ и ему присваивается маршальское звание.

Возглавив оборонное общество, А.И. Покрышкин почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ.

Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин награждён шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах ССР» III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями.

И в годы войны, и после её окончания не прерывалась связь Александра Ивановича с родным Новосибирском. В каждый свой приезд в город, где прошли его детские и юношеские годы, прославленный лётчик обязательно бывал на заводе «Сибсельмаш» - здесь он работал в юности и здесь получил путёвку в авиашколу.

Несмотря на свою занятость по службе и общественную деятельность, Александр Иванович находил время и для занятий литературным трудом. В 1966 г. вышла из печати его книга воспоминаний «Небо войны», а много позже (уже после его кончины) - повесть «Познать себя в бою». Книги А.И. Покрышкина и сейчас пользуются популярностью не только у ветеранов войны, но и у молодёжи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Человек из легенды Александр Иванович Покрышкин . Биобиблиографический указатель. - Новосибирск, 2013. - 113 с.
  2. Золотые имена Новосибирска: Почётные граждане и жители города (1910-2007 гг.). - Новосибирск, 2008. - С. 38-45.
  3. Кроних Г. Высокая судьба // Созидатели: Очерки о людях, вписавших своё имя в историю Новосибирска. Т.1. - Новосибирск, 2003. - С. 358-366.
  4. Петрушин Н. Высота его подвига // Советская Сибирь. - 2003. - 5 марта. - С. 3.
  5. Шумилов В.Н. Покрышкин А.Н. // Новосибирск: Энциклопедия. - Новосибирск, 2003. - С. 681-682.

СПИСОК ВЫДАЧИ:

  1. Покрышкина, М. К. В небе - Покрышкин: [Фрагм. кн. воспоминаний М.К.Покрышкиной "Взойди, звезда воспоминаний!" о трижды Герое Сов. Союза маршале авиации А.И.Покрышкине]
  2. Устинов, Ю. С. "Соколиный удар" Покрышкина: [Ген.-майор, чл. обществ. Всерос. совета памяти трижды Героя Сов. Союза А.И.Покрышкина о некоторых эпизодах боевой биогр. летчика]
  3. Покрышкина, М. К. Ас в эпицентре мутной грозы: [Беседа со вдовой А.И.Покрышкина, трижды Героя Сов. Союза (Новосибирск)] / М. К. Покрышкина; подгот. текста А. Тимофеев
  4. Кошелев, А. Семья героя: малоизвестные страницы: К 85-летию со дня рождения А.И.Покрышкина, [трижды Героя Сов. Союза, уроженца г.Новосибирска (1913-1985 гг.) : Об истории семьи (с момента рождения родителей, И.П.Покрышкина и К.С.Мосуновой, во 2-й половине 80-х гг. XIX в. в Вятской губернии)

Полковник А.И.Покрышкин. 1945 год

Покрышкин Александр Иванович (1913, Новониколаевск - 1985, Москва) - сов. военный летчик. Род. в семье рабочего. В 1932 был призван в армию. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933) и Качинскую авиационную школу летчиков (1939). Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 сражался в истребительной авиации, пройдя путь командира эскадрильи, полка, дивизии. Совершил более 600 боевых вылетов, проведя 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника и первым в стране был трижды удостоен звания Героя Сов. Союза (дважды в 1943, 1944). В 1948 окончил Военную академию им. M. B. Фрунзе, в 1957 - Военную академию Генштаба. Занимал руководящие должности в войсках ПВО. В 1972 в звании маршала авиации стал председателем ЦК ДОСААФ, занимаясь этой работой до 1981. Автор военных мемуаров "Крылья истребителя", "Небо войны" и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Майор А.И.Покрышкин.
Конец мая 1943 года.

ПОКРЫШКИН Александр Иванович (21.2.1913, Новосибирск - 1985), летчик, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (24.5.1943, 28.8.1943, 19.8.1944). Сын рабочего. Образование получил в школе авиатехников (1933), Качинской школе летчиков (1939), Военной академии имени Фрунзе (1948), Военной академии Генштаба (1957). С 1932 - в РККА. Во время Великой Отечественной войны зам. командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир 16-го гвардейского авиаполка. В 1942 вступил в ВКП(б). С мая 1944 командир 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев и сбил 59 самолетов противника. В 1946-84 депутат Верховного Совета СССР. В 1968-71 зам. главнокомандующего войсками ПВО, в 1972-81 пред. ЦК ДОСААФ. С 1976 кандидат в члены ЦК КПСС. В 1979-84 член Президиума Верховного Совета СССР. с 1981 -в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Автор мемуаров "Крылья истребителя" (1948) и "Небо войны" (1980).

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Учащийся школы ФЗУ Александр Покрышкин.

С супругой Марией. 1942 год

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985). Советский военачальник, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (май 1943 г.; август 1943 г., 1944 г.). Родился в г. Новосибирске. В Красной Армии с 1932 г. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую авиационную школу летчиков (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Военную академию Генштаба (1957). Член ВКП(б) с 1942 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в боях на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах: заместитель командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир истребительного авиаполка, с мая 1944 г. командовал истребительной авиадивизией. Показал себя новатором и организатором в развитии тактики воздушного боя: разработал и осуществил многие тактические приемы, с успехом применяемые в других авиационных частях. Особо отличился в битве за Кавказ, в воздушных сражениях на Кубани, в битве за Днепр (1943), в боях над Прутом, Яссами, в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Берлинской операциях.

В декабре 1941 года

После войны - на ответственных должностях в войсках ПВО. В 1968-1971 гг. - заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 г. - председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 г. - в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1976-1985 гг. Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1984 гг., член Президиума Верховного Совета СССР в 1979-1984 гг. Именем Покрышкина названы улицы во многих городах России.

А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб.

За доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, Покрышкин первым в стране удостоен трех медалей «Золотая Звезда». Тридцать летчиков, которыми он командовал, которых обучал и воспитывал, стали Героями Советского Союза, а трем это звание было присвоено дважды.

Согласно официальным данным, Покрышкин совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника. По словам самого героя: «Зафиксированных боевых вылетов... около семисот. Воздушных боев больше ста пятидесяти... По памяти - сбил девяносто машин. Официально - пятьдесят девять, а остальные ушли в счет войны» (Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 376).

Боевые друзья поздравляют А.И.Покрышкина (первый справа) с награждением
третьей медалью "Золотая звезда". 1-й Украинский фронт, август 1944 г.

Покрышкин утверждает: «Я выращен Сталиным и считаю, что, если бы во время войны нами руководили слабые люди, мы бы войну проиграли». Американцы же не упустили случая подчеркнуть, что советский летчик летал на их машине «Аэрокобра Р-59». Известно также, что президент Рузвельт наградил Покрышкина Золотой медалью Конгресса США и назвал его лучшим летчиком в мире (Там же. С. 374).

Как известно, Сталин особое внимание уделял развитию авиации в стране. В годы «сталинских пятилеток» создавались опытные конструкторские бюро, строились авиационные заводы, открывались летные школы и училища. Проводились массовые кампании по вступлению в аэроклубы. 30-е годы - золотая эпоха советских авиационных рекордов. Летчики, побившие мировые рекорды, становились национальными героями. Со страниц газет и журналов не сходили фотографии известных пилотов. У всех на слуху были имена М. Громова, 1) В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова, 2) М. Водопьянова, 3) В. Коккинаки, С. Леваневского 4) и др. В день 21-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1938) в воздушном параде в Москве приняли участие 360 самолетов, в Ленинграде - 220, в Киеве - 200, в Минске - 155, в Ростове-на-Дону - 100, в Тбилиси - 111, в Одессе - 50, в Хабаровске - 155, в Ворошиловске (Дальний Восток) - 315 самолетов (Правда. 1938. 11 ноября). О летчиках слагали стихи и песни, создавали художественные произведения. Их называли «сталинскими соколами».

Что же случилось во время Великой Отечественной войны? Почему из всех родов войск сталинская авиация оказалась самой уязвимой и малоэффективной? Почему германские летчики фактически до середины 1943 г. господствовали в воздухе, да и в дальнейшем не очень-то страшились возмездия со стороны советских ВВС?

Авиация в Красной Армии понесла огромные потери еще в первый день войны. В основном на аэродромах. Но 400 самолетов было сбито в воздухе. За первые шесть месяцев войны мы потеряли 6400 самолетов. Много потерь, несмотря на массовый героизм летчиков, было не только в 1941 г. Приведем некоторые сравнительные данные, давно известные на Западе, но в наших публикациях появившиеся только в последние годы.

Лучший советский ас - генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб (р. 1920 г.) - совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбил 62 самолета противника (на фронте - с марта 1943 г.).

Лучший немецкий ас - Эрик Хартман (р. 1922 г.) - совершил 1404 боевых вылета, провел 825 воздушных боев, сбил 352 самолета (на Восточном фронте - с августа 1942 г.).

Во время войны 25 советских асов сбили каждый по 30 и более самолетов противника (вместе они уничтожили 962 немецких самолета).

34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более сбитых самолетов противника (общее число сбитых ими машин - 6582). «104 летчика Люфтваффе сбили по 100 и более самолетов. 300 немецких летчиков сбили 24 тысячи советских самолетов» (Цит. по: Сульянов А.К. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 225). В статистическом исследовании «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» (М., 1993) указывается, что за время Великой Отечественной войны мы потеряли 88,3 тысячи боевых самолетов, из них в бою погибли 43,1 тысячи машин (С. 366). Получается, что 300 немецких пилотов сбили более половины советских самолетов. Утверждают, что эти цифры настолько поразили Сталина, что он приказал Абакумову немедленно арестовать министра авиационной промышленности и командование ВВС (Сульянов А.К. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 227).

«Не боясь растерять скромные запасы своего классового чутья, - пишет полковник С. Грибанов, - приведу слова аса Люфтваффе Иоганна Штейнгофа: "Начальники русских летчиков плохо готовили их. Наверно, прививали своим пилотам пренебрежение к противнику. И мы их сбивали как гусей..." (Грибанов С. Заложники времени. М., 1992. С. 214; 206-228).

«У немцев подготовка была намного выше, - подтверждает советский ас дважды Герой Советского Союза В.И. Попков. - Вооружение мощнее. К тому же эти летчики занимались вольной охотой и не сопровождали, как мы, бомбардировщики и штурмовики» (Цит. по: Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 216).

Сульянов дополняет: «Наши летчики после окончания авиационных школ имели сравнительно малый налет из-за нехватки самолетов, моторов, бензина, боеприпасов. Многие курсанты-выпускники имели налет на боевом самолете десять-двенадцать часов и прибывали на фронт плохо подготовленными, часто становясь добычей немецких асов в первых вылетах. Перед войной основной тип истребителей И-16 уступал Ме-109 и в скорости, и в вооружении - на "мессерах" стояли пушки, а на наших "ишаках" - только пулеметы, да еще калибра 7,62. Разве сравнимы 20-миллиметровый снаряд пушки "эрликон" и пулька нашего пулемета ШКАС?» (Сульянов А. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 225).

«Следует сказать, что немцы были очень дотошны в статистике и очень консервативны в методике подсчетов... Система награждения летчиков по баллам использовалась только на Западном фронте, поскольку командование Люфтваффе считало, что легче сбивать русские самолеты на Восточном фронте, чем сражаться с "Мустангами", "Тандерболтами" и "Москито" на Западе...» (Военные летчики: асы Второй мировой войны / Сост. Н. Крюков. Минск, 1997. С. 312).

«Спустя пятьдесят лет после окончания Второй мировой войны надо все же отдать должное немецким пилотам. Попытки принизить подвиги их как летчиков путем наклеивания этикеток "фашисты" не являются полезными с точки зрения исторической правды. Подавляющее число немецких пилотов, как это можно теперь утверждать, своей первой любовью считали полеты и самолеты, а политика и патриотизм стояли у них на втором месте» (Митчем СВ., Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха. Смоленск, 1995; Толивер Р.Ф., Констебль Т. Дж. Эрих Хартман - белокурый рыцарь Рейха. Екатеринбург, 1998; Тимохович И.В. Вызывает сомнение... //Военно-исторический журнал. 1990. № 9).

В.И. Переяславец. А. Покрышкин. 2005

Примечания

1 М.М. Громов (р. 1899 г.) - генерал-полковник авиации. Герой Советского Союза (1934). В 1934 г. установил мировой рекорд дальности перелета (свыше 12 тысяч км); в 1937 г. осуществил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-США.

2 А.В. Беляков (1897-1982) - генерал-лейтенант авиации (1943). Герой Советского Союза (1936). Участник сверхдальних перелетов в составе экипажа В.П. Чкалова.

3 М.В. Водопьянов (1899-1980) - генерал-майор авиации (1943). Герой Советского Союза (1934). Участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934).

4 С.А. Леваневский (1902-1937) - Герой Советского Союза (1934). Участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934). Осуществил сверхдальний перелет Лос-Анжелес-Москва (1936). Погиб во время перелета через Северный полюс.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Генерал-полковник А.И.Покрышкин делится опытом по тактике воздушного боя.

Маршал авиации А.И.Покрышкин

Литература:

Покрышкина М.К. Жизнь, отданная небу. Новосибирск, 1991.

«Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим, до издыхания быть верным Отечеству, убегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы через истину и добродетель...»
А.В. Суворов

Александр Покрышкин появился на свет 19 марта 1913 в городе Новониколаевске (ныне известном, как Новосибирск). Дедушку будущего героя звали Петром Осиповичем, и был он известным в округе каменщиком, выстроившим в частности новониколаевские привокзальные здания. Ту же профессию освоил и сын его Ваня. В январе 1907 протоиерей Вознесенской церкви обвенчал двадцатитрехлетнего Ивана Покрышкина и юную Ксению Мосунову. Поселились молодые супруги в не самой благополучной Закаменской части города - это была рабочая окраина, славившаяся лихими парнями. Впоследствии у Ивана и Ксении родилось десятеро детей, однако выжило лишь семеро - шестеро мальчиков и одна девочка. Александр в семье был вторым ребенком (после родившегося в 1910 первенца Василия).

После несчастного случая, произошедшего в 1908, отец Покрышкина получил инвалидность. Работу каменщика пришлось оставить, Иван Петрович подрабатывал возчиком, штамповщиком, а также по соглашению с городской управой рубил на Оби проруби. Его супруга Ксения Степановна вела домашнее хозяйство. Нет нужды говорить, что жила многодетная семья Покрышкиных небогато, тесно и трудно. Кроме прочего в городе отсутствовал водопровод, и стояла непролазная грязь. Бывали и большие пожары, к примеру, в 1908 без крова остались более шести тысяч человек, временно расположившись вдоль Каменки неподалеку от дома Покрышкиных.

В одной из своих книг Александр Иванович писал: «Двенадцатилетним мальчишкой я в первый раз увидел прилетевший к нам агитсамолет. Среди всех сбежавшихся на поле и окруживших летательный аппарат жителей города был и я... Потрогав его крылья, я сказал себе: «Сделаю все, но стану летчиком». Родители к устремлениям сына отнеслись неодобрительно, со слов будущего аса «только бабушка серьезно выслушала мою мечту. Возможно, в силу того, что я с огромным увлечением рассказал ей о самолете... Но защита была надежная. Только ее одной страшился отец...». В поступках «Сашки-летчика» сразу обнаружилось исключительно сильное волевое начало. Будучи подростком он в один момент бросил курить, когда учительница показала ему на картинке легкие курильщика, добавив: «С такими ведь невозможно стать летчиком». Каждое утром Александр выходил во двор - делал гимнастику и занимался с гирями, а зимой добавлял обтирание снегом. Земляки подсмеивались над его упражнениями, однако остановить Покрышкина ничто не могло: «Образ физически крепкого летчика неотступно преследовал меня».

Выделялся Александр и острым умом - в школе Покрышкина определили сразу во второй класс, а спустя два года он, доказав, что ему нечего делать в четвертом, отправился сразу в пятый. Среди школьных дисциплин предпочтение будущий летчик отдавал точным наукам. В 1926 родные впервые поняли, что Александр родился, что называется, «в рубашке». После скарлатины, которую Покрышкин подхватил вместе со своим пятнадцатилетним братом Васей, из больницы вышел только он один.

В 1928 Александр успешно окончил семилетку и подрабатывал кровельщиком в различных строительных организациях. Спустя два года (весной 1930) он вопреки желанию отца, хотевшего, чтобы его сын стал счетоводом, поступил в местную школу фабрично-заводского ученичества. В связи с возникшим дома конфликтом жить он ушел в общежитие. Два года Покрышкин учился в школе ФЗУ, а после ее окончания - в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения, днем работая на заводе «Сибкомбайнстрой» слесарем-инструментальщиком. Необходимо отметить, что, получив специальность, юноша отправлял часть вырученных денег домой, помогая кормить семью отцу, работавшему в то время в артели инвалидов. Судьба Ивана Петровича, к слову, сложилась трагически. За торговлю галантереей он был лишен избирательных прав и стал «лишенцем». С работы его уволили, много лет Покрышкин-старший безрезультатно пытался добиться справедливости. Списки лишенцев в те годы регулярно публиковались в местной печати и вывешивались на видных местах. Не вынеся тяжести «печати отверженного», в декабре 1934 Иван Петрович повесился...

В июне 1932 Покрышкин добровольно отправился служить. По комсомольской путевке молодого человека направили в авиационную школу, расположенную в городе Пермь. Однако по прибытии на место Александр Иванович неожиданно для себя обнаружил, что летное отделение в школе упразднено. Расстроенный молодой человек отправлял множество рапортов о переводе в летное училище, однако все ответы были кратки - авиации необходим и технический состав. Многие годы спустя супруга Александра Ивановича напишет: «Как-то раз в одном санатории мы повстречали человека, на имя которого Саша в свое время отправил сорок четыре рапорта с просьбой, чтобы его перевели в летное училище. Когда Александр Иванович ему об этом напомнил, тот сказал: «Знал бы, каким летчиком станешь, сам приехал бы за тобой после первого же письма».

Тем временем Покрышкину пришлось освоить ремесло авиатехника. Эту профессию он в соответствии со своим девизом: «Знать в авиации всё» изучил первоклассно. В декабре 1933 он окончил третью Пермскую военшколу авиатехников, а спустя год в Ленинграде - Курсы усовершенствования техсостава ВВС РККА. С конца 1934 по осень 1938 Александр Иванович работал старшим авиатехником звена в семьдесят четвертой стрелковой дивизии, размещенной в Краснодаре. В эти годы он предложил ряд усовершенствований конструкции разведчика Р-5 и авиапулемета ШКАС, разработал тренажер для летчиков. Некоторые свои работы он отправил в столицу, и в ответ получил благодарственное письмо от самого Николая Поликарпова. Инженерные знания, пытливый ум и энергичность Покрышкина оказались замечены командованием - ему поручили вести занятия с техперсоналом части. Кроме того молодой человек вел кружок планеристов и преподавал в аэроклубе Осоавиахима.

Но небо по-прежнему влекло Александра Ивановича с невероятной силой. Покрышкин регулярно поднимался в облака на планере, а также на Р-5 в качестве летчика-наблюдателя. Вместе с тем он продолжал совершенствовать свои навыки спортсмена - велосипедиста, стрелка, гимнаста. Кроме того он стал признанным знатоком военно-исторической литературы, посвященной освоению воздушного пространства. Дерзостные мечты о небе привели к неожиданному поступку, - оформив очередной отпуск, Покрышкин за семнадцать дней на отлично сдал годичные нормативы летной подготовки аэроклуба. После этого сопротивление отдела кадров ВВС оказалось сломлено, и вскоре Александр Иванович с чувством огромной радости выехал в Краснознаменную Качинскую авиашколу.

В 1939 старлей Покрышкин успешно окончил авиашколу и отправился в пятьдесят пятый истребительный авиаполк, базирующийся в Кировограде. Именно в этом месте и началась летная карьера знаменитого аса. Уже в первые месяцы Покрышкин явил себя приверженцем энергичного пилотирования с огромными перегрузками, инициатором стрельбы с коротких дистанций: «На двести метров стреляют слабаки, я буду бить на сто и меньше!». Свое стремление создать уникальный стиль полета Покрышкин основывал на знаниях тактики и техники, а также на опыте русских летчиков, сражавшихся на белофинском фронте, в Испании, на Хасане и Халхин-Голе. К слову, к дерзким полетам молодого человека, нарушавшим изжившие себя инструкции, спокойно отнеслись далеко не все командиры. Сам Александр Иванович писал: «В некоторых случаях мои действия приводили к конфликтным ситуациям, мне говорили: «Ты не Чкалов, ты Покрышкин, только вчера из техников выскочил и думаешь, что теперь бог?». Однако сибиряки упрямый народ, несмотря ни на что, я продолжал придерживаться своей линии».

Войну Александр Иванович встретил в Молдавии. В первый же день боевых действий 22 июня 1941 командир звена Покрышкин сбил над Одесской областью незнакомый ему самолет, приближавшийся с запада. Этот летательный аппарат оказался возвращающимся из разведки недавно поступившим в советские войска бомбардировщиком Су-2. Перед началом войны истребителям показывали фотографии и силуэты иностранных и советских самолетов, но изображения новой «Сушки» среди них не было.

Свой счет Александр Иванович открыл 23 июня, сбив первый Ме-109. А к третьему июля, его, уже имевшего несколько воздушных побед, самого сбили над рекой Прут зенитным огнем. Самолет после падения на опушку леса оказался полностью разрушен. Сам Покрышкин выжил, однако получил сильную травму ноги. На четвертые сутки ему удалось добраться до расположения своего полка. Лежа в госпитале, Александр Иванович завел тетрадку, в которую начал записывать свои соображения, мысли и расчеты, вылившиеся в знаменитый труд «Тактика истребителей в бою». Тетрадь эта была сохранена женой Покрышкина и передана впоследствии в Центральный музей Вооруженных Сил. В первых тактических набросках летчик предлагал внести изменения в боевой порядок звена. Авиагруппы, по его мнению, было необходимо составлять из пар, поскольку третья машина в звене ухудшала маневр группы. Стоит отметить, что летчик внимательно анализировал и технику врага, стараясь не упустить ни единой возможности поуправлять трофейными самолетами, дабы на личном опыте узнать об их слабых и сильных сторонах. В результате долгой кропотливой умственной работы постепенно родилась важнейшая формула воздушного боя, названная впоследствии «формулой грозы» и ставшая известной всей советской истребительной авиации. Ее составляли четыре элемента: ВЫСОТА-СКОРОСТЬ-МАНЕВР-ОГОНЬ. В своей науке побеждать выдающийся летчик одним из первых объединил в одно целое все важнейшие составляющие наступательного сражения в воздухе: разомкнутый боевой порядок, соколиный удар (атака сверху на скорости) и знаменитая этажерка (рассредоточение групп истребителей по высоте).

Спустя два месяца войны полк Покрышкина, летавший на И-153 и И-15, перевооружили на МиГи. Одним из первых на новой машине взлетел Александр Иванович. Переучивание не вызвало у него затруднений, при этом он, к слову, обнаружил опасный конструктивный дефект, впоследствии устраненный в серии. Творческий характер Покрышкина не остался незамеченным, командование полка поручило ему переучивание молодежи на МиГи. Кроме того ему вменялось знакомить со своими тактическими находками новоприбывших летчиков.

Однажды на склоне лет Александр Иванович сказал: «Кто не сражался в 1941-1942 годах, тот не видел по-настоящему войны». В этом была горькая правда - чего только не испытали советские летчики в ту тяжкую пору: штурмовки на истребителях, лишенных броневой защиты, отступление в обстановке частой потери управления и связи, переутомление после множества ежедневных боевых вылетов. Неоднократно техники с удивлением рассматривали дыры в «МиГе» Покрышкина. В одном из сражений пуля, отразившись от правого борта кабины, зацепила плечевые лямки парашюта, оцарапала подбородок пилота, забрызгав лобовое стекло кровью. Во время другого воздушного боя пуля из выпущенной стрелком бомбардировщика Ю-88 очереди угодила Александру Ивановичу прямо в прицел. Отклонись она влево или вправо на сантиметр, и разнесла бы пилоту голову. Дважды буквально у ног Покрышкина не взрывались бомбы, сброшенные на аэродром. Эти случаи, согласно словам Александра Ивановича, заставили его «уверовать в судьбу». Он писал в мемуарах: «Я сказал себе - никогда не буду прятаться от врагов и останусь жив, этому и следовал всегда».

В начале октября 1941 Покрышкин был во второй раз сбит. Произошло это в Запорожье, и несколько дней чудом оставшийся в живых после падения пилот выходил из окружения в составе небольшого отряда солдат. В самом конце невероятно сложного 1941 года Александру Ивановичу поручили выполнять разведывательные операции с целью предоставления командованию Южного фронта достоверной информации о расположении врага. В ноябре месяце в невероятно сложных метеоусловиях (нижняя кромка облаков едва не касалась земли, опустившись до тридцати метров) Покрышкин на бреющем полете обнаружил возле Ростова-на-Дону основные силы танковой армии фон Клейста. Важные, а главное точные разведданные позволили советским войскам вытеснить танковые дивизии противника из региона. Сложно представить от каких огромных потерь этот полет избавил Красную Армию. Командование также понимало это, а потому перед самым Новым годом Покрышкину вручили орден Ленина - по статуту в то время высший орден СССР.

В апреле 1942 часть Покрышкина базировалась на полевом аэродроме на окраине Краснодона. Именно здесь летчика приняли в Коммунистическую партию. А в августе 1942 авиаполк Александра Ивановича, к тому времени ставший шестнадцатым гвардейским, после тяжелых и кровопролитных боев в предгорьях Кавказа отвели в тыл с целью переучивания на новые машины. Все планы истребителей о скором возвращении на войну рухнули - боевую технику еще предстояло дождаться. Этот продолжительный и вынужденный отрыв от боевых действий стал для Покрышкина временем полным тяжелых переживаний и драматизма. Стоит отметить, что не терпевший несправедливости, трусости и косности Александр Иванович говорил, невзирая на лица и чины, то, что думал. Само собой подобное поведение приводило к осложнениям в отношениях летчика с начальством. Именно в тылу руководители полка, пользуясь своей властью, решили свести с ним счеты, вспомнив и полеты не по уставу, и сбитый Су-2, и случай, когда он приютил у себя детей летчика-«врага народа». Представление Александра Ивановича к званию Героя было отозвано. На аса завели дело, обвинив его в нарушении инструкций и наставлений по действиям истребителей. Находящегося под следствием и сидящего на гауптвахте Покрышкина исключили из членов партии и из штатного состава авиаполка. Сам пилот в ожидании трибунала продолжал разрабатывать новые тактические приемы, могущие, по его словам, «пригодиться друзьям-летчикам». К счастью, вся эта неприятная окончилась благополучно. О травле уже известного аса узнал командир дивизии и принял меры по реабилитации героя. «Дело» в один момент прекратили, также было собрано партийное собрание полка, на котором Александра Ивановича прилюдно оправдали.

В мемуарах Покрышкин отмечал, что в те трудные дни он подумывал о самоубийстве, а спасла его поддержка молодой медицинской сестры Марий Коржук, с которой он познакомился летом 1942, когда навещал в госпитале раненого друга. Это была любовь с первого взгляда, вскоре они поженились, и свои чувства к Марии Кузьминичне летчик сохранил на всю жизнь. Впоследствии у них родилось двое детей - Александр и Светлана.

К марту 1943 в СССР, наконец-то, прибыли поставленные по ленд-лизу Р-39, прозванные «аэрокобрами». Сами американцы считали эти летательные аппараты тяжелыми и довольно опасными в управлении (имелись проблемы с выводом машин из плоского штопора). Однако советские летчики сумели справиться с этими недостатками, а отличная радиосвязь и мощное вооружение «аэрокобр» превратили эти летательные аппараты в одни из самых результативных за годы Второй Мировой. В это же время в ходе личной беседы с Покрышкиным генерал-майор Науменко (командующий четвертой воздушной армией) предложил ему должность замкомандира полка. Это было заманчивое предложение, однако Александр Иванович попросил командарма оставить его командиром эскадрильи. Именно с этой, обученной по собственной системе Покрышкина эскадрильей, Александр Иванович, находящийся в превосходной боевой форме, весной 1943 вернулся на фронт.

В это время в боевой деятельности авиаполка начинался новый этап - самое крупное и самое яростное воздушное сражение в небе над Кубанью. Эта воздушная битва не имела аналогов в Мировой войне по концентрации летательных аппаратов на узком участке фронта и плотности боев. Для удержания стратегического важного Таманского плацдарма немецкое командование сосредоточило на аэродромах Тамани, Крыма и юга Украины свыше тысячи самолетов. Сюда прибыли элитные эскадры истребителей - третья «Удет» и пятьдесят первая «Мельдерс», носящие названия в честь национальных героев-летчиков Германии. Каждый день над линией обороны противника проходило до пятидесяти групповых воздушных боев с одновременным участием до двухсот самолетов. По воспоминаниям очевидцев в воздухе творилась «настоящая мясорубка». Именно в это время инициатива в воздухе перешла к «сталинским соколам», а в действиях люфтваффе впервые стала наблюдаться вялость и нерешительность.

Особенную славу в тех боях стяжал шестнадцатый гвардейский авиаполк, первую эскадрилью которого вел Покрышкин. В одном из первых боев в начале апреля Александр Иванович на глазах у командующего ВВС фронта Константина Вершинина вбил в землю четыре «мессершмитта». За этот подвиг летчик был удостоен ордена Красного Знамени. В другом легендарном бою (29 апреля 1943) восьмерка «аэрокобр», ведомых Покрышкиным, рассеяла три эшелона Ю-87 (к слову, это около восьмидесяти самолетов), которых прикрывала десятка Me-109. Пока два советских летчика сковывали истребителей противника, шестеро остальных сквозь мощный огневой заслон - стрелки двадцати семи бомбардировщиков посылали навстречу им свыше четырехсот пуль в секунду - дважды повторенным «соколиным ударом» расстреляли двенадцать «юнкерсов» (четыре из которых были на счету Покрышкина).

Спустя несколько недель имя летчика гремело как в центральной, так и во фронтовой прессе. Корреспонденты писали: «Он не стреляет, он всем огнем наваливается и сжигает, как доменная печь». Начиная с Кубани, при появлении «аэрокобры» Покрышкина посты оповещения противника били тревогу. Известны случаи, когда на самолете Александра Ивановича вылетал кто-то из его товарищей, однако найти врага им было сложно - пилоты люфтваффе избегали боя. В одиночку против восьми, втроем против двадцати трех, вчетвером против пятидесяти вступал в сражение легендарный летчик. В каждом бою богатырь-сибиряк, вездесущий в небе и выдерживавший немыслимые для большинства летчиков перегрузки, брал на себя атаку ведущего вражеских групп. Еще по сражениям 1941-1942 годов он усвоил, что при количественном превосходстве противника единственным способом изменить ход боя является уничтожение вражеского командира-аса. Подобное сразу лишало немцев уверенности и управления.

Помимо замечательных личных побед Александр Иванович стал автором множества тактических новшеств, с 1943 ставших основой действий русской истребительной авиации и обеспечивших ее превосходство над противником. Сам Покрышкин, обладая ясным слогом, выступал в военной печати со статьями. Не останавливаясь на достигнутом, Александр Иванович разработал собственную методику подготовки асов. Огромное значение при этом он придавал слетанности в эскадрильях и боевой дружбе. Не раз ему приходилось оставлять уже пойманного в прицел немца ради спасения своего товарища. Зато до конца своих дней Покрышкин более всего гордился не медалями, а тем, что ни один из тех, кого он вел в битву, не погиб по его вине.

24 мая 1943 Александр Иванович в первый раз стал Героем Советского Союза. Война продолжалась, и Покрышкин также продолжал увеличивать счет сбитых вражеских самолетов. В конце августа 1943 Александру Ивановичу было вторично присвоено звание Героя. А в сентябре месяце состоялся еще один памятный бой летчика с группой Ю-88 в небе над Запорожьем, происходивший на глазах сотен зрителей с земли. В одной своей книге Покрышкин писал: «К тому времени мы не раз были свидетелями зверств фашистов. В душе стоял клубок лютой ненависти... Я вошел в строй бомбардировщиков, поймал в прицел ведущего. Одна очередь, и передо мной огромный шар огня. Крыло взорвавшегося Ю-88 пролетело мимо меня и попало в идущий рядом бомбардировщик. Я, не успев среагировать, пронзил центр огненного шара и очутился в строю немецких самолетов. «Юнкерсы», в панике выбрасывая бомбы, стали разворачиваться в обратную сторону. Я бросил машину на ближайший справа. Очередь по правому крылу, и из мотора показались струйки дыма. Однако бомбардировщик тянет к линии обороны. Прицелился в левый мотор и в упор дал очередь. Ю-88 падает на крутой берег Молочной...». К слову, вернувшемуся на аэродром Покрышкину сообщили, что второй бомбардировщик был командиром полка не засчитан, как самовозгоревшийся от взрыва ведущего.

В ноябре 1943 Покрышкин во время вылетов на свободную охоту сбил на воздушных коммуникациях врага над Черным морем четыре транспортных Ю-52. По словам одного историка истребительной авиации обнаружение этих одиночных летательных аппаратов в двухстах километрах от берега «может быть объяснено только гением летчика». Сам Александр Иванович описывал эти полеты в характерном лаконичном стиле: «В четвертом вылете обнаружил над морем Ю-52. Он двигался крадучись на высоте в семьдесят метров, скрываясь в бахроме облаков. Я подошел к нему снизу и очередью из всего ударил по кабине. Противник круто рванулся к воде, я тут же второй очередью прошелся ему по «животу». Перескочил через хвост падающего самолета всего в нескольких метрах... Настроение мерзкое - едва не столкнулся». Об этом происшествии узнал генерал-лейтенант Хрюкин, бывший командующим восьмой воздушной армией. Вскоре Покрышкину были запрещены любые полеты над морем, о чем ас очень жалел.

В феврале 1944 Александр Иванович был вызван к высокому начальству. Летчику была предложена генеральская должность начотдела боевой подготовки истребительной авиации. Даже не раздумывая, Покрышкин отказался и вернулся на фронт. Весной 1944 он стал командиром шестнадцатого гвардейского авиаполка, а в июле 1944, получив звание полковника, - командиром девятой гвардейской истребительной авиадивизии. Комдивы на боевые задания летали редко - управление авиацией и штабная работа не позволяла им вести воздушные бои. Однако Покрышкин стал именно летающим комдивом. К примеру, в июле 1944 он, заменив раненого товарища, повел ударную восьмерку истребителей на группу Хш-129 и Ю-87, насчитывавшую более пятидесяти машин. В том бою он одержал три личных победы.

В августе 1944 за пятьдесят три сбитых самолета врага Александру Ивановичу в очередной, третий (!) раз присвоили звание Героя Советского Союза. Командующий восьмой Воздушной армией Тимофей Хрюкин писал в наградном листе: «Лучший советский ас, вожак, храбрейший из храбрых». А командир корпуса Александр Утин, поздравляя Покрышкина, сказал ему пророческие слова: «Рад за тебя! Это звание ты заслужил по праву. Носи его с гордостью, но запомни - три Звезды, это терновый венец, который всю жизнь будет больно колоть тебя...».

В последние годы войны Александр Иванович показал себя прекрасным комдивом. Несмотря на все запреты, он продолжал, хоть и реже, водить группы истребителей в воздушные сражения. Помимо этого он наилучшим образом организовал на земле подготовку летчиков, лучше всех устраивал аэродромную службу, точнее и быстрее всех перебазировался. Сам прославленный ас любил повторять: «Чтобы быстро действовать в воздухе, готовиться необходимо еще на земле». В Германии в феврале 1945, когда не хватало стационарных аэродромов, а поля были заминированы или раскисли, комдив Покрышкин первым стал применять в качестве взлетно-посадочных полос участки автомобильных дорог, в частности часть автострады Бреслау-Берлин. Ширина бетонного или асфальтового полотна была на три метра уже и, несмотря на определенный риск, целая истребительная авиадивизия около двух месяцев успешно действовала в таких условиях, не имея ни одной аварии. Подобное новшество позволило истребителям обеспечить с воздуха надежную поддержку наземных войск, бомбардировщиков и штурмовиков, громящих логово Гитлера.

Всего за время войны Александр Иванович совершил шестьсот пятьдесят вылетов, участвовал в полутора сотне воздушных сражений, лично сбил пятьдесят девять самолетов врага и еще шесть в группе. Стоит отметить, что неофициальный список побед летчика (как, впрочем, и всех авиаторов РККА) куда больше. К примеру, только в течение 1941 ас одержал пятнадцать побед, которые не вошли в общий счет. Причиной тому стало уничтожение всех бумаг штаба истребительного полка в ходе отступления. Кроме того до 1943 засчитывались сбитые самолеты врага только при их падении на территорию, контролируемую советскими войсками, а все машины, сбитые за линией фронта, не учитывались. Покрышкин между тем широко использовал тактику перехвата немецких бомбардировщиков на значительном удалении от фронта, пока те не объединились с истребителями прикрытия. Еще один момент указал в своей книге Григорий Дольников, генерал-полковник авиации: «Покрышкин нередко делился своими победами с подчиненными. Это на фронте было довольно распространенным явлением, этакая форма стимулирования и поддержки молодых летчиков... Я уверен, что личный счет Александра Ивановича был куда больше сотни». К слову, сам прославленный авиатор значения цифрам никогда не придавал: «Даже если не сбил противника, но заставил его сбросить бомбы, тем самым спася многих солдат на земле, разве не победа это?».

Послевоенная жизнь Александра Ивановича началась 24 июня 1945 с Парада Победы, в котором ас был удостоен чести нести знамя сводного полка первого Украинского фронта. А уже в июле этого года Покрышкин в качестве слушателя переступил порог Военной Академии Фрунзе. Окончил он ее, к слову, в 1948 с золотой медалью. Обучался летчик и в Военной Академии Генштаба (в 1956), после чего защитил кандидатскую диссертацию и написал много научных работ, а также ряд художественных произведений.

Стоит отметить, что генерал-лейтенант Василий Сталин, бывший командующим ВВС Московского военного округа, после войны пригласил полковника Покрышкина, бывшего командиром авиадивизии, к себе на место одного из заместителей. В назначенный срок комдив пришел к Сталину, дабы обсудить это предложение, однако в приемной адъютант передал ему, что Василий Иосифович уехал на ипподром. Герой войны терпеливо просидел в приемной несколько часов, после чего покинул помещение, высказав адъютанту с сибирской прямотой все, что он думает о подобной безалаберности. Подобное отношение к сыну вождя не осталось не замеченным, и только после кончины Иосифа Сталина, в августе 1953 трижды Герою дали первое генеральское звание. В эти годы (с 1949 по 1951) он служил замом командира тридцать третьего ИАК ПВО, а затем (с 1951 по 1955) командиром восемьдесят восьмого ИАК ПВО в разрушенном после войны Ржеве. После этого он один год командовал истребителями Северокавказской армии ПВО, а с 1959 по 1968 служил в Киеве командующим восьмой отдельной армией ПВО. В 1968 Покрышкина перевели в Москву замом Главкома ПВО страны. Стоит отметить, что все соединения под командованием Александра Ивановича становились лучшими, тем не менее, на высшие посты бравого летчика никогда не назначали. Причиной тому оставался его несгибаемый характер - на компромиссы он никогда не шел, а вещи всегда предпочитал называть своими именами. В качестве примера - несмотря на сильное давление, Покрышкин отказался прославлять Леонида Брежнева и его роль в боях за Кубань.

В 1972 Александру Ивановичу, наконец, присвоили звание маршала авиации. Летом этого же года он стал председателем ЦК ДОСААФ и оставался на этой должности в течение десяти лет, сделав многое для укрепления престижа воинской службы. Под руководством легендарного летчика развитие получила аэродромная сеть, пополнился парк вертолетов и самолетов, эффективно совершенствовалась подготовка специалистов для ВС. В системе ДОСААФ были созданы два авиационных училища, что позволило решить большинство проблем авиаспортклубов. Много внимания и времени Покрышкин уделял военно-патриотической работе с молодым поколением. Ведя столь бурную деятельность, Александр Иванович продолжал летать на различных типах реактивных самолетов, имевшихся в истребительной авиации страны. Также Покрышкин являлся видным государственным и общественным деятелем - с 1946 по 1984 он избирался депутатом Верховного Совета, возглавлял делегации в заграничных поездках, принимал участие в работе комиссии по иностранным делам. Квартира его была всегда полна однополчанами, друзьями, избирателями, прибывшими по депутатским делам. Стоит отметить, что Александр Иванович очень ценил людей, их труд и инициативу. Когда после одной сложной операции врачи рекомендовали ему работать не больше двух часов в день, Покрышкин подал рапорт об освобождении от должности. Рапорт вернули со словами: «Продолжайте трудиться, у вас же имеются заместители...». На это Покрышкин ответил: «Ни в коем случае. Я не желаю, чтобы люди смотрели мне в спину, когда я до конца смены буду уезжать домой...».

Разработанная прославленным асом тактика ведения воздушного сражения не теряла актуальности и в послевоенное время. Известный летчик Константин Сухов рассказывал историю о том, как в годы арабо-израильской войны, работая в Сирии военным советником по авиации, он предлагал местным летчикам организовать налет на позиции противника, применяя определенную тактику. В ответ он услышал: «Мы не будем так делать, Покрышкин предлагает иначе!». На вопросительный взгляд Константина Васильевича они показали ему изданную на арабском языке книжку. Выяснилось, что главком ВВС Сирии перевел и издал на собственные деньги в пять тысяч экземпляров тиражом книгу «Небо войны» Александра Ивановича.

В 1983 Покрышкин стал военным инспектором, советником Группы генинспекторов при Минобороны. На этом посту он посещал различные воинские части, общался с военнослужащими, делясь своим огромным боевым опытом. В это же время здоровье его начало сдавать, и все чаще Александр Иванович лежал в больничной палате. С последней своей должности он ушел сам.

Умер легендарный летчик в возрасте семидесяти двух лет 13 ноября 1985. Несколькими годами раньше доктора обнаружили у Покрышкина рак. Будучи тяжелобольным Александр Иванович лег в Кремлевскую больницу на сложное обследование и в результате непродуманных действий медиков потерял сознание, а спустя несколько дней скончался. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище.

По материалам книги А.В. Тимофеева «Покрышкин» и сайта http://www.biografguru.ru

В 2018 году исполнится сто пять лет прославленному лётчику-истребителю, который первый в истории нашей страны стал трижды Героем Самое время посмотреть внимательно на давно минувшие события, сверить имеющиеся факты с новой, недавно появившейся информацией и постараться найти ответ на вопрос: "В действительности сколько самолетов сбил Покрышкин?" Маршал авиации и был при жизни исключительно знаменит, и в наши дни интерес к известному лётчику не стал меньше. Историки разыскивают давние документы в архивах, чтобы узнать, сколько самолетов сбил Покрышкин на самом деле. Данные во многих справках довольно сильно расходятся.

Биография

Покрышкина Александра Ивановича страна не забудет никогда, поскольку именно такие великие личности и движут колесо её истории. Родился он в рабочей семье, родным городом стал Новосибирск (тогда Новониколаевск). Окончив семь классов школы, решил пойти по стопам отца и устроился на завод "Сибкомбайнстрой" (до сих пор предприятие ведущее, хотя и по другому называется) простым слесарем-инструментальщиком. Там же два года учился этой специальности в школе фабрично-заводского ученичества. Поскольку биография Покрышкина началась в феврале 1913 года, царского времени он не помнил, это был целиком и полностью человек новой формации - упорный и талантливый в труде и учёбе, как практически все молодые люди первых десятилетий советской страны. В 1932 году "заболел небом" Александр Покрышкин, биография которого с этого момента стала целиком и полностью связана с авиацией. Он поступил в Третью военную школу авиатехников. Почти все юноши и очень многие девушки тех лет мечтали стать лётчиками, и у многих это получилось, поскольку государство тогда делало всё для того, чтобы развивать авиацию.

Покрышкин Александр Иванович школу эту окончил на отлично и был направлен в Ленинград на курсы усовершенствования, а в конце 1934 года уже получил направление в славную Таманскую стрелковую дивизию - старшим авиатехником звена. Дислоцировалась она в Краснодаре, там и служил молодой техник целых четыре года, постоянно мечтая о Покрышкин Александр Иванович не просто мечтал, он - как мог - действовал. Почти сорок рапортов написал он начальству с просьбой направить его в лётное училище, но специалист он был отличный, и такого техника начальство потерять не хотело. Покрышкин Александр Иванович получал отказ за отказом, но упорно продолжал самостоятельно изучать историю полётов, математику, физику, военную историю, начертательную геометрию, даже физиологию. И потом нашёл другой путь.

Лётчик!

В сентябре 1938 года Александр Покрышкин взял очередной отпуск, но отдыхать не поехал. Он пришёл в Краснодарский аэроклуб и сдал за семнадцать дней всю двухгодовую программу на отлично. И тогда написал сороковой рапорт, к которому приложил аттестат об окончании. Начальству пришлось сдаться, и уже в ноябре следующего года он с отличием окончил Качинскую военную авиационную школу. Теперь он стал лётчиком, и уже скоро можно будет посчитать, сколько вражеских самолетов сбил Покрышкин. В начале зимы 1939 года он уже был лётчиком Пятьдесят пятого истребительного авиационного полка в Одессе. За два месяца до начала войны в рамках перевооружения Покрышкин одним из первых освоил МиГ-3, пересев на него с биплана И-15. В 1941 году он уже старший лейтенант и заместитель командира эскадрильи. Конечно же, на фронт попал с первых часов войны. Вплоть до осени 1942 года он летал на самолетах Як-1, И-16, МиГ-3, а в 1943 году попробовал полетать на американской "Аэрокобре" (Р-39) и весьма отличился в боях на Кубани.

К этому времени уже можно было сказать, сколько самолетов сбил Покрышкин. К маю 1943 года у него было 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 19 сбитых вражеских машин, за что и присвоено было ему звание Героя, вручены орден Ленина и Золотая Звезда. А в августе этого же года он заслужил вторую Зототую Звезду. Сколько самолетов сбил Покрышкин за такое короткое время? Тридцать! Лично! И это ещё не всё. Этот 1943-й военный тяжелейший год принёс ему и третью такую же награду. Пятьсот пятьдесят вылетов, сто тридцать семь воздушных боёв, пятьдесят сбитых врагов! Много славных героев родилось на нашей многострадальной земле, но Александр Покрышкин - герой трижды! И самым первым! С мая 1944 года он командовал Девятой гвардейской истребительной авиационной дивизией до самого конца войны, которую закончил в звании полковника. На параде Победы в июне 1945 года летчик Покрышкин нёс знамя фронта.

Что было дальше

Сразу после войны он отучился в Военной академии имени Фрунзе, которую окончил в 1948-м, и продолжил учёбу в Военной академии генштаба. Далее чуть менее двадцати пяти лет был на самых ответственных должностях в войсках противовоздушной обороны страны. В 1953-м стал генералом, а в 1972-м - маршалом авиации, далее возглавлял ДОСААФ Советского Союза. По Новосибирской области избирался депутатом восемь созывов подряд, был членом Президиума ВС СССР. А ещё он писал увлекательнейшие книги, которыми зачитывалась советская молодёжь. Особенной любовью пользовались "Крылья истребителя", Познать себя в бою", "Небо войны".

Родина заслуги исключительно талантливого лётчика оценила по заслугам. Помимо трёх Золотых Звёзд Героя, у Покрышкина семнадцать орденов и множество медалей, полученных в течение войны. Из них девятнадцать наград пришли к герою из других стран - Азии, Африки, Европы. Даже США наградили такого результативного лётчика своей золотой медалью "За боевые заслуги", которую ему вручили от имени президента Рузвельта. В 1993 году одна из малых планет стала называться "Покрышкин", а в 1995-м открылся в Новосибирске музей имени Покрышкина. В 2000-м новосибирское метро получило станцию "Покрышкинская", а в 2005-м там же, на площади Карла Маркса, был установлен памятник знаменитому лётчику. Памятник Александру Ивановичу Покрышкину есть и в Краснодаре. В России и на Украине очень многие улицы названы именем героя. В честь маршала авиации и земляка Новосибирская область учредила медаль имени Покрышкина, которой поощряются особо отличившиеся люди, внесшие особый вклад в военно-патриотическое воспитание, в поддержание боевой готовности нашей страны, в увековечивание памяти сибиряков, погибших в Великой Отечественной и последующих войнах.

Личные качества

Во время войны больше никто не стал трижды героем, и только семь наших лётчиков сумели сбить почти столько же, сколько самолетов сбил Покрышкин. И Кожедуб, и Жуков стали трижды героями после Победы. В 1944 году президент США назвал Александра Покрышкина самым лучшим воздушным асом. Но не только из-за результативности. Результаты появлялись не сами по себе. Покрышкин придумал и разработал совершенно другую тактику ведения воздушного боя. Более того, он её опробовал и внедрил, рискуя не только собственной жизнью, но даже и добрым именем. О том, как внедрял свою теорию в боевую практику Покрышкин Александр Иванович, сколько сбил самолетов демонстративно - напоказ, чтобы поверили ему, поняли важность новой теории, будет отдельный рассказ.

Человеком Покрышкин был не просто целеустремлённым, всегда стремящимся к поставленной цели. Он был очень гибок, умел доказывать свою правоту, подходя не с одной стороны к проблеме, так с другой и с третьей. Кроме того, чувство справедливости в нём было обострено настолько, что он ради неё всё остальное легко ставил на карту. Был такой случай, описанный в воспоминаниях Василия Севастьянова, сослуживца Покрышкина. Тревожный тридцать седьмой год, волнами проходят аресты врагов народа. Мимо авиагородка, где Покрышкин трудился авиатехником, репрессии тоже не прошли. Увидев, как жену арестованного лётчика выселяют с детишками прямо на улицу под проливной дождь, Покрышкин остановился, в то время как остальные, опустив глаза, пробегали мимо. Узнав, в чём дело, он попросил Василия приютить его, а свою комнату отдал этой семье. Даже после предупреждения о последствиях помощи родственникам врага народа, решения своего не изменил, сказал, что ничего не боится, кроме плачущих от горя детишек. Это был и следовал Покрышкин ему всегда, до конца своей жизни. У него были и свои дети. С женой Марией они познакомились в 1942 году - на фронте. Сыну Александру и дочери Светлане было на кого равняться.

Тактика

В первые же дни войны после нескольких боёв Александр Покрышкин понял, что наша авиация отстаёт не только в техническом отношении, но и в тактическом. Лётчик это был гениальный, а потому пришел к выводу, что нужны новые приёмы ведения боя, которые помогут преодолеть этот дисбаланс. И немедленно начал придумывать новые лётные приёмы, завёл тетрадь, в которой и разрабатывал новую тактику истребителя в бою. Она быстро заполнялась графиками, схемами, заметками. Причём свои задумки, прежде чем законспектировать, обязательно на себе проверял Покрышкин Александр, кратко описывал поиски решений, обозначал ошибки, подчёркивал удачи. Всё это очень часто расходилось с инструкциями, которые были выработаны для применения военно-воздушных сил.

Результативность боя начальство никак убедить не могла. Поэтому за первые пару десятков поверженных врагов Покрышкин получал не похвалу, а нахлобучку за ведение боя не по уставу. Но отступить от своих изысканий лётчик не мог. Странное дело: чем больше появлялось на фюзеляже звёздочек за сбитые вражеские машины, тем напряжённее становились отношения с командованием. И, наконец, в 1942 году лучшего воздушного аса исключили из партии, посадили на гауптвахту и собрались отдать под трибунал за нарушение инструкций ведения боя. Повезло - приехало гораздо более высоко стоящее начальство и попросило показать новую тактику в бою. Покрышкина освободили, чтобы показать собственный полётный почерк. И самолет Покрышкина показал всё, что умеет. Начальство было в восторге. Однако попросили инструкций больше не нарушать. Как же такое возможно для настоящего гения? Настоящий гений никогда от своего не отступает.

Кубань

На Кубани шли бои ожесточённые, лётчики не успевали высыпаться. Командарм - легендарный Константин Андреевич Вершинин - увидел лётчика Покрышкина в деле: прямо на его глазах воздушный ас сбил одного за другим четыре самолёта. Вершинин немедленно вручил Александру Покрышкину орден Красного Знамени и велел представить к званию Героя. В мае 1943 года состоялось совещание командиров авиации Южного фронта, куда командарм вызвал и Покрышкина. Александр Иванович отмалчиваться и стесняться там не собирался. Он сам попросил слова и резко сказал о том, что все старые наставления лётчикам и все инструкции уже не полезны, а вредны, они требуют замены хотя бы потому, что наши лётчики из-за них слишком часто погибают.

Но тут же сказал, что новая методика есть, и вкратце изложил выработанную и неоднократно опробованную собственную тактику. Сидящие в зале генералы и полковники изумились: не то небывалой самоуверенности, не то исключительной храбрости где-то набрался Покрышкин. Наверное, если бы бомба разорвалась в этом помещении, было бы не так удивительно. Следом слово взял и подвёл итоги сам Вершинин. Сначала он признал, что неудач и недостатков в нашей организации боя действительно много, и Покрышкин сто раз прав. Затем от него для всех присутствующих поступил приказ: опыт Покрышки немедленно перенять, а штаб армии должен незамедлительно приготовить директиву во все войска, в генштаб в том числе, что действующие инструкции должны быть изменены. Вот это был у Покрышкина звёздный час! Новая тактика боя действительно доказала свою результативность в военных действиях на Кубани. А практику наработали достаточно быстро.

Как воевал Покрышкин

Он брал на себя всегда самое опасное, самое трудное: сбить командира группы, выявить наиболее умелых и агрессивных пилотов. Всех ведущих Покрышкин брал на себя. У немецких асов была такая же система: эскадрилью ведёт самый опытный, и всегда - командир. А что такое атака ведущего? По атакующему сосредоточен весь огонь, какой есть, все пушки и все пулемёты летящих бомбардировщиков пытаются защитить своего ведущего, и вокруг вьются роем все истребители сопровождения. Подсчитано: на момент атаки нападавший истребитель должен избежать ежесекундно до полутора тысяч снарядов и пуль. Командира группы истребителей атаковать ещё труднее. Всё-таки в небе немцы умели воевать лучше всех, пока наши не научились.

И Покрышкин учил - умело и настойчиво. Все его подчинённые постигали новшества и осваивали их в бою с благодарностью. Во-первых, потому что оставались живы, во-вторых, потому, что становились такими же асами. Тот Гвардейский авиаполк, где служил Покрышкин, славился его учениками: тридцать Геров Советского Союза сделали эту славу. Покрышкин свой личный счёт сбитых самолётов увеличивал не за счёт собственных подчинённных, ему они нужны были живыми. Он говорил, что вместе они гораздо больше насшибают. Множество раз он в последний момент бросал ту цель, которая уже была на прицеле, которую уже вывел и подготовил, а всё для того, чтобы броситься на выручку пилоту своей эскадрильи. Гораздо большая заслуга Покрышкина в том, что ни один из его ведомых не погиб ни в одном из боёв. Даже сбитые им враги столько не стоят. Без своих учеников, без друзей он не представлял себе жизни.

Скромность

После вручения третьей Золотой Звезды о Покрышкине узнала вся страна. Во всех самых крупных газетах мира были его портреты. Тогда же он получил под своё командование дивизию и подготовил 1108 орденоносцев, в том числе почти шестьдесят Героев Советского Союза. В общей сложности все лётчики дивизии сбили больше тысячи вражеских самолётов. Со всех фронтов ехали к Покрышкину за опытом.

И всё-таки Покрышкин Александр Иванович сколько сбил самолетов? Официально - пятьдесят девять. Редактор его мемуаров "Познать себя в бою" Евгений Подольский попытался выяснить более точно эту цифру, поскольку многие знающие люди говорили, что она сильно преуменьшена. Покрышкин развёл руками и сказал, что это не настолько важно, важнее то, что всей дивизией сбили 1147 немецких асов.

Записные книжки летчика

А через пять лет, когда гениального лётчика уже не стало в живых, вдова его, Мария Кузьминична, открыла личный архив Александра Покрышкина. Это его дневники, письма, а главное - записные книжки, сохранившиеся с военного времени, где с уставной точностью скрупулёзно записано всё о сбитых самолётах - тип, место и все обстоятельства, при которых это произошло. Причём записывалось только то, что подтверждали официально наземные войска. А Покрышкин же воевал не только как истребитель, но и выполнял функции разведчика. Он нередко встречал противника в одиночку над Черным морем, следовательно, задокументировать гибель врага никто не мог. Кроме того, Александр Покрышкин понимал волнение молодых летчиков за исход боевых вылетов, их переживания по поводу отсутствия опыта, из-за чего они не попадают по неприятельским машинам, поэтому часто убеждал ребят, что сбитый фашистский самолет — на их счету.

Весь 1941-й и почти весь 1942 годы, когда наша армия отступала, причём поначалу в абсолютном беспорядке, какие могли быть подтверждения? Не до них. Был даже случай, когда часть, выходя из окружения с боями, не смогла сберечь штабные документы, сгорела их полная машина - и лётные книжки в том числе, где у Покрышкина были записаны пятнадцать самолётов, сбитых им лично.

И вот они числятся только в записной книжке, которую мы увидели после смерти маршала авиации. Сам Покрышкин не только не настаивал на "авторстве", но и вообще не упоминал об этом случае - что сгорело, то сгорело. И он никогда не вёл разговоров о себе лично и о собственных заслугах. Однако уже после смерти Александра Ивановича исследователи доказали: их было минимум 116.

Александр - это защитник

Зато о заслугах других говорил громко и настойчиво. Михаил Девятаев, тот самый, что угнал из концлагеря "Хейнкель-111" и вывез наших пленных на нём, только благодаря Покрышкину получил звезду Героя, и то после долгих хлопот. Уже после войны из лагеря военнопленных (это была американская зона!) им был вызволен любимый ученик Иван Бабак, который сбил более сорока вражеских асов и которого перед самым трагическим вылетом Покрышкин представил к званию Героя.

Лётчик Григорий Дольников был сбит, попал в плен, бежал, и добрался до своих, которые начали было судить его. Покрышкин вмешался и отстоял: "У Дольникова на коже написана вся биография!" - сказал он. И правда, того сильно били и пытали в плену. Имя Александр переводится с греческого как "защитник". Покрышкин полностью его оправдал.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин (6 марта 1913 года, Новониколаевск - 13 ноября 1985 года, Москва) - советский ас, второй по результативности лётчик-истребитель стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. За время войны Покрышкин совершил 650 вылетов, проведя 156 воздушных боев и сбив 59 вражеских самолётов лично и 6 - в группе.

Маршал Советского Союза.

К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провел 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

С марта 1944 года - командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Однако теперь он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

С начала мая 1944 года - вновь в боях на 2-м Украинском и с июля - на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз.

В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции, где одержал последние официально засчитанные ему победы, в прикрытии с воздуха Сандомирского плацдарма.

В 1945 году командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.

После войны

После войны Покрышкин вступил в трения с Василием Сталиным, отказавшись служить в ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953 года. Из-за этого же Покрышкину после окончания в 1948 году Военной академии имени М.В. Фрунзе пришлось перейти в Войска ПВО страны. С января 1949 года - заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО, с июня 1951 года - командир этого корпуса. С февраля 1955 года - командующий истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО.

Поскольку путь в Военно-воздушную академию ему был заказан, он В 1957 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С 1958 года - командующий 52-й воздушной истребительной авиационной армией ПВО. С августа 1959 года - командующий Киевской армией ПВО - заместитель командующего Киевским военным округом по войскам ПВО. С февраля 1961 года - командующий 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. С июля 1968 года - заместитель Главнокомандующего войсками ПВО страны. С января 1972 года - председатель Центрального комитета ДОСААФ. С ноября 1981 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Техника

Истребитель МиГ-3 А.И. Покрышкина, 55-й ИАП, лето 1941 г.

  • МиГ-3 - именно на МиГ-3 будущий Трижды Герой Советского Союза сражался в начале войны в 55 истребительном авиаполку. Был несколько раз подбит и сбит, но и открыл счет воздушных побед. Сам Ас после войны весьма тепло отзывался об этом самолете.
  • Як-1 - Покрышкин летал на Яке около 6 месяцев, но из побед известно лишь о 3 Bf 110 в группе в небе над Славянском.
  • Р-39N-0 - с 5 мая 1943 года Покрышкин начинает летать на новой «Аэрокобре» с бортовым номером 100.

Фотографии, портреты

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...