Кроссворд легенда о покорении сибири ермаком 4. План-конспект литературного чтения

В то время как неудачи на западе сильно огорчали Ивана Грозного, нежданно его порадовало завоевание на востоке огромной Сибири.

Еще в 1558 году царь подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой на протяжении 146 верст. Григорий Строганов с братом Яковом, по примеру отца, нажившего громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом, задумал завести соляные варницы в большом размере в новом краю, заселить его, завести хлебопашество и торговлю. Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но давал им и большие льготы.

Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами, которые на двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей; потом дано право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народцев (остяков, черемисы, ногаев и др.). Наконец, позволено было Строгановым набирать себе охочих людей, казаков, и ходить войной против враждебных инородцев. Скоро Строгановым пришлось столкнуться и с племенами, жившими по соседству, за Уральскими горами. Здесь, на берегах рек Тобола, Иртыша и Туры, находилось татарское царство; главный город назывался Искер, или Сибирь, на реке Тоболе; по имени этого города и все царство называлось Сибирским. Раньше сибирские ханы искали покровительства московского царя, одно время платили ему даже ясак (дань) мехами, но последний хан Кучум выказал вражду к Москве, бил и брал в плен остяков, плативших ей дань; а царевич сибирский Махмет-Кул ходил с войском на реку Чусовую проведывать пути к строгановским городкам, причем побил здесь много московских данников, жен и детей их забрал в плен. Строгановы уведомили об этом Ивана Грозного и челом ему били позволить им укрепиться за Уралом, держать для обороны и там огненный наряд (артиллерию) и на свой счет набирать добровольцев для борьбы с ханами Сибири. Царь позволил. Это было в 1574 году. Григория и Якова Строгановых уже не было в живых. Дело продолжали их младший брат Семен и дети: Максим, сын Якова, и Никита, сын Григория.

Навербовать дружину удальцов в то время было нетрудно.

По южным и восточным степным окраинам Московского государства, как было сказано, являются еще с XV века вольные, гулящие люди, охочие до войны, – казаки. Одни из них жили по станицам, несли государеву службу, обороняли границы от нападений разбойничьих татарских шаек, а другие, в полном смысле вольные «степные птицы», уходили из-под всякого надзора, «гуляли» в степном раздолье, нападали, на свой страх, на татар, грабили их, охотились в степи, рыбачили по рекам, разбивали купеческие караваны татарские, да и русским купцам порою спуску не давали... Шайки таких казаков гуляли и по Дону, и по Волге. На жалобы ногайского хана, что казаки, несмотря на то что он в мире с Москвой, грабят татарских купцов на Дону, Иван Грозный отвечал:

«Эти разбойники живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы и прежде посылали не один раз, чтобы их переловить, но люди наши добыть их не могут».

Изловить в широких степях шайки этих «воровских» казаков, как их звали, действительно было очень мудрено.

Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый... Главными помощниками Ермака были Иван Кольцо, за свои разбои осужденный на смерть, но не пойманный, Никита Пан и Василий Мещеряк, – все это были молодцы, прошедшие, как говорится, огонь и воду, не знавшие страха. Походили на них и остальные товарищи Ермака. Таких-то людей, готовых на все, и надо было Строгановым. Они хотели не только оборонить свои владения от набегов сибирского царя, но дать ему острастку, чтобы надолго отвадить от нападений. Для этого решено было напасть на Кучума в его собственной Сибири. Это предприятие, сулившее и добычу хорошую, и славу воинскую, пришлось очень по душе Ермаку и его молодцам. Строгановы снабдили их всем нужным: съестными припасами, ружьями, даже небольшими пушками.

К отряду Ермака присоединилось еще несколько десятков удальцов-охотников, так что всего в отряде насчитывали 840 человек. Забрав с собою вожатых, знавших хорошо речные пути, и толмачей, Ермак 1 сентября 1582 года отправился с удалой дружиной в Сибирь искать счастья.

По наветам одного воеводы, недоброхота Строгановых, царь приказал им вернуть Ермака и не задирать сибирского «Салтана»; но царская грамота пришла поздно: казаки были уже далеко.

Сначала плыли они на стругах и челнах вверх по реке Чусовой; затем повернули в реку Серебрянку. Труден был этот путь, в иных местах по мелководью приходилось плыть на плотах. Из Серебрянки люди Ермака перевезлись волоком чрез проходы в Уральском хребте в реку Жаровлю, впадающую в Тагил, отсюда спустились в реку Туру. До сих пор казаки никакой помехи не встречали; редко даже и людей по берегам видели: земля здесь была дикая, почти совсем безлюдная. По реке Туре пошло люднее. Здесь впервые встретили городок (теперь город Туринск), где властвовал сибирский князек Епанча. Тут пришлось уже в дело пустить оружие, потому что с берега стали по казакам Ермака стрелять из луков. Они дали залп из ружей. Несколько татар упало; остальные в ужасе ударились в бегство: никогда еще они не видали огнестрельного оружия. Городок Епанчи был разорен казаками. Скоро пришлось им и другую толпу татар разогнать пальбой. Захваченных в плен настращали выстрелами, показывали им, как пули пробивают их доспехи, и добыли от них сведения о Кучуме и силах его. Некоторых из пленников Ермак нарочно отпускал на волю, чтобы они разносили всюду страх своими рассказами о чудесном свойстве русского оружия.

– Сильны русские воины, – говорили они, по свидетельству летописи, – когда стрельнут из своих луков, тогда огонь из них пышет, дым великий исходит и как будто гром грянет. Стрел не видно, а ранят и насмерть бьют. Ущититься от них никакими доспехами нельзя; куяки, панцири и кольчуги наши – все пробивают насквозь!

На ружье, конечно, более всего и надеялась горсть храбрецов во главе с Ермаком, задумавшая не более, не менее, как завоевать целое царство и покорить десятки тысяч людей.

Карта Сибирского ханства и похода Ермака

Казаки плыли вниз по Тоболу, и не раз приходилось им разгонять выстрелами толпы туземцев. Владетель Сибири Кучум хотя и был напуган и рассказами беглецов о больших силах врага и разными зловещими предсказаниями, но сдаваться без боя не намерен был. Собрал он все свое войско. Сам расположился станом на берегу Иртыша, близ устья Тобола (неподалеку от нынешнего города Тобольска), на горе Чувашево, устроил здесь новую засеку на всякий случай, а царевича Махмет-Кула отрядил с большим войском вперед, навстречу казакам Ермака. Он встретил их на берегу Тобола, при урочище Бабасан, завязал битву, но не мог осилить их. Они плыли вперед; на пути взяли еще один сибирский городок; нашли тут богатую добычу, забрали с собою и отправились дальше. При впадении Тобола в Иртыш татары снова настигли казаков и осыпали их стрелами. Люди Ермака отбили и это нападение, но у них было уже несколько убитых, и почти все были переранены стрелами. Дело становилось горячим. Татары, верно, разглядели, что врагов не слишком-то много, и всеми силами налегли на них. Но Ермак был уже недалеко от столицы; скоро должна была решиться участь его сибирского похода. Надо было выбить Кучума из его засеки и овладеть столицей. Призадумались было казаки: силы у Кучума было гораздо больше – на каждого русского, пожалуй, по двадцати татар приходилось. Собрались казаки в круг и стали толковать, как быть: вперед ли идти или назад вернуться. Одни стали говорить, что надо вернуться; другие и сам Ермак иначе рассуждали.

– Братцы, – говорили они, – куда нам бежать? Осень уже: в реках лед смерзается... Не примем худой славы, укоризны на себя не положим, будем надеяться на Бога: Он и беспомощным помощник! Вспомним, братцы, обещание, какое мы дали честным людям (Строгановым). Назад со стыдом возвратиться из Сибири нам нельзя. Коли Бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в этих странах, и слава наша вечна будет!

Согласились с этим все, порешили – оставаться и до смерти биться.

На рассвете, 23 октября, казаки Ермака двинулись на засеку. Пушки и ружья сослужили теперь им свою службу. Татары из-за своей ограды пускали тучи стрел, но мало вреда причиняли русским удальцам; наконец сами проломали свою засеку в трех местах и ударили на казаков. Начался страшный рукопашный бой. Тут уж ружья не помогали: приходилось рубиться мечами или схватываться прямо руками. Оказалось, что люди Ермака и здесь себя показали богатырями: несмотря на то что враги были в двадцать раз многочисленнее, казаки сломили их. Махмет-Кул был ранен, татары смешались, многие упали духом; иные подвластные Кучуму сибирские князьки, видя, что враги одолевают, оставили бой. Кучум бежал сначала в свою столицу Сибирь, захватил здесь свои пожитки и бежал дальше.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895

26 октября казаки Ермака заняли покинутую жителями Сибирь. Приуныли было победители в пустом городе. Их сильно уж поубавилось: в последнем только сражении пало их 107 человек; было немало раненых и больных. Идти дальше им стало уже невмочь, а между тем запасы у них кончились и наступала лютая зима. Голод и смерть грозили им...

Но чрез несколько дней остяки, вогуличи, татары со своими князьками стали приходить к Ермаку, бить ему челом, – приносили ему дары и разные припасы; он же приводил их к присяге государю, обнадеживал их его милостью, обходился ласково и отпускал без всякой обиды в их юрты. Казакам строго было запрещено обижать покорившихся туземцев.

Зиму провели казаки спокойно; только Махмет-Кул напал было на них, Ермак разбил его, и он несколько времени не беспокоил казаков; но с наступлением весны думал было врасплох напасть на них, да сам попал впросак: казаки подстерегли врагов, напали на них сонных ночью и захватили в плен Махмет-Кула. Ермак обошелся с ним очень приветливо. Плен этого храброго и ретивого татарского витязя был ударом для Кучума. В это время на него шел войной его личный враг, один татарский князь; наконец, свой воевода изменил ему. Дела Кучума были совсем плохи.

Лето 1582 года казаки провели в походах, покоряя татарские городки и улусы по сибирским рекам Иртышу и Оби. Между тем Ермак дал знать Строгановым, что он «салтана Кучума одолел, стольный город его взял и царевича Махмета-Кула полонил». Строгановы спешили обрадовать этою вестью царя. Скоро явилось в Москву и особое посольство от Ермака – Иван Кольцо с несколькими товарищами – бить челом государю царством Сибирским и поднести ему в дар драгоценные произведения завоеванной Сибири: меха собольи, бобровые и лисьи.

Давно уже, говорят современники, не бывало такой радости в Москве. Молва, что не оскудела милость Божия к России, что Бог послал ей новое обширное Сибирское царство, быстро разносилась в народе и радовала всех, привыкших слышать за последние годы только о неудачах и бедствиях.

Грозный царь принял Ивана Кольцо милостиво, не только простил его с товарищами за прежние их преступления, но щедро наградил, а Ермаку, говорят, послал в подарок шубу с плеча своего, серебряный ковш и два панциря; но что важнее всего – отправил в Сибирь воеводу, князя Волховского, со значительным отрядом войска. Очень уж немного удальцов оставалось под рукою Ермака, и трудно ему было бы удержать свое завоевание без помоги. Махмет-Кул был отправлен в Москву, где поступил на службу царю; но Кучум все-таки успел оправиться и войти в силу. Русским воинам плохо пришлось в Сибири: они терпели часто недостатки в жизненных припасах; распространились между ними болезни; случалось, что татарские князьки, притворившись сначала верными данниками и союзниками, губили потом отряды Ермака, доверившиеся им. Так погиб Иван Кольцо с несколькими товарищами. Воевода, присланный царем, умер от болезни.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895. Фрагмент

Скоро затем погиб и сам Ермак. Проведал он, что Кучум собирается перехватить на пути бухарский караван, шедший в Сибирь. Захватив с собою 50 своих удальцов, Ермак поспешил навстречу бухарским купцам, чтобы охранять их от хищников на пути по Иртышу. Целый день казаки поджидали караван, при впадении реки Вагая в Иртыш; но ни купцы, ни хищники не показывались... Ночь была бурная. Дождь лил ливмя. Ветер бушевал на реке. Истомленные казаки расположились отдохнуть на берегу и скоро заснули как убитые. Оплошал на этот раз Ермак – не поставил сторожей, не думал, видно, чтобы враги напали в такую ночь. А неприятель был очень близок: с другой стороны реки подстерегал казаков!.. Кучумовы лазутчики нашли в реке брод, пробрались к русским и затем принесли своим радостную весть, что казаки Ермака спят мертвецким сном, в доказательство чего представили три похищенные у них пищали и пороховницы. По указанию лазутчиков татары перебрели тайком чрез реку, напали на спящих казаков и перерезали их всех, кроме двух. Один спасся и принес в Сибирь ужасную весть об избиении отряда, а другой – сам Ермак, услышав стоны, вскочил, успел своей саблей отбить убийц, кинувшихся на него, бросился с берега в Иртыш, думая спастись вплавь, но утонул от тяжести своих железных доспехов (5 августа 1584 г.). Чрез несколько дней тело Ермака течением реки прибило к берегу, где и нашли его татары и по богатым доспехам с медной оправой, с золотым орлом на груди, узнали в утопленнике покорителя Сибири. Понятно, как обрадовался этому Кучум, как торжествовали гибель Ермака все враги его! А в Сибири весть о смерти вождя привела русских в такое отчаяние, что они уже не пытались и бороться с Кучумом, покинули Сибирь, чтобы вернуться к себе на родину. Это случилось уже по смерти Грозного.

Но дело Ермака не погибло. Путь в Сибирь был указан, и начало русскому владычеству здесь положено. После смерти Грозного и гибели Ермака русские отряды один за другим шли по пути, который он указал, за Каменный Пояс (Урал) в Сибирь; туземные полудикие народцы одни за другими подпадали под власть русского царя, несли ему свой ясак (подать); заводились в новом краю русские поселки, строились города, и мало-помалу весь север Азии с его неисчерпаемыми богатствами достался России.

Не ошибся Ермак, когда говорил своим сподвижникам: «Не оскудеет память наша в этих странах». Память об удальцах, положивших начало русскому владычеству в Сибири, живет доныне и здесь, и на их родине. В своих песнях наш народ и до сих пор вспоминает об удалом казацком атамане, который искупил свои вины перед царем покорением Сибири. В одной песне говорится о Ермаке, как он, одолев Кучума, послал сказать царю:

«Ой ты гой еси, надежа православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить:
Как и я-то, Ермак, сын Тимофеевич,
Как и я-то гулял по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому (Каспийскому),
Как и я-то разбивал ведь бусы-корабли...
А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головушкой царство Сибирское!»

Сохранились в Сибири и местные предания о Ермаке; а в 1839 году в городе Тобольске, неподалеку от места, где находился древний Искер, или Сибирь, поставлен памятник, чтобы увековечить память удалого покорителя этого края.

Литературное чтение. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока : Народные легенды. Легенда о граде Китеже. Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Виды и формы организации учебного процесса: личностно-ориентированный урок с использованием фронтальной, индивидуальной, групповой работы.

Методы обучения: проблемно-поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению); словесный (беседа, диалог); практический (работа с таблицей); наглядный (наблюдение, презентация);

исследовательский.

Педагогические технологии : технология АМО, ИКТ, игровые технологии, технология обучения как учебного исследования, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта России,

презентация в формате MS.ppt., раздаточный материал научно-популярная литература:

Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 3 глава 8 стр. 107, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;

Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 9 глава 6 стр. 18, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;

А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка», М., «Просвещение», 2001;

Н.В.Чудакова, А.В.Громов «Я познаю мир», стр. 209, стр. 248, М., АСТ, 2002;

Учебник «Литературное чтение», 4 класс, I часть, раздел «Героическая песня, легенда, библейское предание» Авторы-составители: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. - М. «Вента-Граф», 2004

Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы.

Задачи:

1. Образовательные:

систематизация знаний о жанровом разнообразии фольклора;

создание условий для полноценного восприятия литературных произведений через единство содержания и формы работы;

сравнение персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.

2. Развивающие:

развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

формирование умений исследовательской работы;

овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

развитие познавательной активности.

3. Воспитательные:

обогащение нравственного опыта обучающихся;

формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);

формирование интеллекта и общей культуры.

Ход урока

Формы, методы, приёмы

Цель применения

I этап урока. Инициация

Цель этапа: создание настроя на совместную коллективную деятельность в группах.

1. Выбор команд АМО «Найди свою половинку»

Ученики собирают группу, найдя свою половину пословицы.

Пословицы: «Ученье свет, а неученье тьма», «Делу время, а потехе час». Приложение 1

Теперь вы члены двух команд. Команды, прошу занять свои места.

2. Приветствие. Игра «Дразнилки»

Приложение 1

Приветствие команд будет необычным. Каждая команда поочереди выкрикивает дразнилки, которые приготовили дома.

У кого запас дразнилок закончится, тот и проиграл.

Предлагаю пожелать друг другу удачи (приветствие ладошкой).

Формирование групп, чувства команды

Создание

психологического климата

II этап урока. Вхождение в тему

Цель этапа: систематизация знаний о жанрах фольклора.

1. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок, его тему вы определите, составив слово из букв (карточки с буквами у каждой команды лежат на столе).

Какое слово у вас получилось? (фольклор)

Что такое фольклор? (ответы детей)

Фольклор – это устное народное творчество.

Слайд 2

К какому жанру фольклора относятся следующиепроизведения?

(подготовленные дети читают произведения)

Слайд 3

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок... (колыбельная песня)

От топота копыт, пыль по полю летит (скороговорка)

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький…

(сказка)

Четверо братцев под одной крышей стоят (загадка)

Та-ра-ра! Та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок (потешка)

Матушка Добрынюшке говаривала,

Матушка Никитичу наказывала:

«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич! (былина)

Как в старом-то было городе,

В славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Минин-сын (героическая песня)

Было у человека два сына. Старший-спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему все не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть…

(предание)

Приложение 2

Создание условий для определения учащимися цели урока и постановки учебных задач

Актуализация опыта учащихся, необходимого для «открытия новых знаний»

III этап урока. Погружение в тему

Цель этапа: дать понятие легенды как жанра фольклора.

1. Целеполагание

В четвёртом классе мы познакомились с новыми жанрами фольклора: былиной, преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним видом жанрафольклора - легендой.

Знакомо ли вам это понятие?

АМО «Вершина успеха»

Отметьте на вершине успеха уровень своих знаний о легенде (учащи е ся при помощи цветных магнитов определяют уровень своих знаний о легенде).

Приложение 3

2. Интерактивная лекция

Введение понятия «легенда»

Что такое легенда?

Где мы можем найти определение легенды? (найти в толковом словаре, Интернете)

Задание по группам:

1- найти определение понятия «легенда» по толковому словарю приёмом «Сжатие текста»

2- найти определение понятия «легенда» по научно-популярной статье из Интернета приёмом «Сжатие текста»

Каждая команда даёт своё определение.

Познакомимся с этим понятием на 17 странице нашего учебника

Вывод: легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Слайд 4

Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-исследование. Мы станем учёными-исследователями. А предметом исследования будут легенды «О граде Китеже, «О покорении Сибири Ермаком». В ходе нашего исследования мы должны доказать, что эти произведения являются легендами.

Создание условий для определения учащимися ожиданий

Раскрытие сущности обсуждаемого понятия, построение логического умозаключения

IV этап урока Проработка содержания темы

Цель этапа: формирование умений исследовательской работы

1. Знакомство с содержанием произведения

Задание: каждая команда знакомится с содержанием легенд и даёт краткий пересказ содержания текста по опорным словам (карточки с опорными словами лежат на столах).

Приложение 4

1- читает про себя легенду о граде Китеже, стр. 14 - 15

2 - легенду о покорении Сибири Ермаком, стр. 15 – 17

Представители от команд дают краткий пересказ, сопровождаемый показом иллюстраций на слайдах.

Слайды 5-10; 11-17

2. Исследовательская работа

Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

В каждом исследовании есть: предмет исследования, гипотеза, методы исследования и выводы.

Предметом исследования у каждой команды будет легенда.

Гипотеза: в процессе исследования нужно доказать, что легенда основана на историческом событии, написана в форме сказки.

Метод исследования: наблюдение, практическая работа (работа с картой)

Выводы. У каждой команды есть маршрутные листы-таблицы, в которые заносятся результаты исследования.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; учить анализировать и обобщать полученные знания

Этапы исследования

I этап исследования

Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности

Команда 1

Легенда о граде Китеже

Команда 2

Легенда о покорении Сибири Ермаком

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории хана Батыя.

Ученики работают с информацией о данной личности в детской энциклопедии «Я познаю мир» на странице 209 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Учитель дополняет рассказ учащихся.

Слайд 18

Вывод: Хан Батый является исторической личностью.

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Учитель дополняет рассказ учащихся. Слайды 19-20

Методы исследования: наблюдение.

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.

Игра «Цветик-семицветик»

На карточках (лепестках) напечатаны характеристики личности героев (в соответствии с легендами). Ученикам нужно распределить карточки к портретам Батыя и Ермака. Составить рассказ о характерных чертах соответствующей исторической личности.

Приложение 6

Слайды 21-22

Организация смены видов деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости обучающихся

II этап исследования

Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, приводимых в научно-популярных статьях в книге Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Гипотеза: временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды.

Ученики работают со статьёй из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского» том 3 глава 8 страница 107. Дата прихода на реку Волгу Батыева войска и дата из легенды появления Батыева войска в ветлужских лесах (XIII век) совпадают. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: наблюдение.

Гипотеза: временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьёй из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского» том 9 глава 6 страница 18. Даты жизни Ивана Грозного (1530-1584) и завоевание Ермаком Сибири (1581год) совпадают.

Методы исследования: наблюдение. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

III этап исследования

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современных географических картах).

Открыть в Интернете географическую карту Нижегородской области (по закладке учителя).

Приложение 7

Ученики находят/ не находят на карте географические названия, которые встречаются в легенде: реку Волгу, ее приток реку Ветлугу, озеро Светлояр. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: практическая работа.

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Общий вывод: Вы доказали, что произведения основываются на исторических событиях, выполнено одно условие из понятия легенды.

IV этап исследования

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Это второе условие определения понятия легенды. Нам надо доказать/ опровергнуть вторую часть определения легенды. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Слайд 23

Команда доказывает/опровергает условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в таблице. Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

Приложение 5

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.

Давным-давно…., все бежала и бежала..

Расположено оно……глав церквей

Придя, завоевав, стих(затих)…

победа силы духовной над силой физической.

Вывод: произведение написано в форме сказки.

Повторяющиеся определения.

Думал-думал, царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

Ученики работают с текстом легенды. Команда по пунктам самостоятельно доказывает/опровергает стиль сказочного языка, отмечая свои результаты в таблице. Каждая команда доказывает на примерах свою гипотезу.

Общий вывод: произведение написано в стиле сказочного языка.

В ходе исследовательской работы доказали, что в этих произведениях выполнены два условия, значит, эти произведения являются легендами.

Актуализация полученных знаний

V этап урока Подведение итогов

Цель этапа: осмысление новых знаний, умений, критический анализ полученной информации

1.Составление кластера по теме «Что такое легенда?»

Слайд 24

Кластер

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

2. Рефлексия: оценивание учащимися уровня собственных знаний на вершине успеха.

3. Подведение итогов.

Какой этап нашей исследовательской работы вам показался наиболее интересным? Сложным?

Кто из вас почувствовал интерес к исследовательской деятельности?

Корректировка своей деятельности на основе этой оценки, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы.


Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока литературного чтения

в классе

12.09.2016

дата

Консультация учителя__________________

Тема урока : Легенда о покорении Сибири Ермаком.

УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создать благоприятные условия для знакомства учеников 4 классас легендой «О покорении Сибири Ермаком»

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить учеников с легендой о покорении Сибири Ермаком;

    Формирование представлений персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.

Развивающие:

    Развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

    Развитие познавательной активности.

Воспитательные:

    Обогащение нравственного опыта обучающихся;

    Формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);

    Формирование интеллекта и общей культуры.

Личностные УУД:

    Ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события при анализе легенды о покорении Сибири Ермаком)

Познавательные УУД:

    Формирование желания узнавать новое о жанре фольклора

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения слушать мнение собеседника/соседа/товарища.

    Умение вести диалог с учителем;

    Умение слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним;

    Умение эмоционально отвечать на вопросы.

Оборудование: презентация, экран, ноутбук

Ход урока:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У: Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Николаевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. У нас будет познавательный и интересный урок, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.

2. Проверка готовности:

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку и порядок ли на рабочих столах.

3. Мотивация к учебной деятельности:

Новый урок – значит новые знания и новые открытия и, что важно, это интересно.

II. Актуализация знаний

1. Собирала Маргарита маргаритки на горе, Скороговорка

Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

2. Семь братьев: годами равные, Загадка

Именами разные. (Дни недели)

3. Без труда не вытащищь Пословица

И рыбку из пруда.

4. Что ты, Вася-Василек хмуришься, не весел? Дразнилка

Ясны очи опустил, голову повесил!

5. И жили они долго и счастливо, Сказка

И умерли в один день.

6. Спи моя радость усни, Колыбельная песня

В доме погасли огни..

7. Широка река, Потешки

Высоки берега.

III. Открытие новых знаний.

1. Введение в тему:

У: В четвёртом классе вы знакомитесь с новыми жанрами фольклора: былиной, преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним жанром фольклора. И узнаем новую тему урока, но для начала давайте разберем что такое “легенда”

Легенда - (от ср. -лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы» еще в половине ХIХ века) - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.

Теперь поговорим о Ермаке.

Ерма́к Тимофе́евич (1532 - 1585, Сибирское ханство) - казачий атаман, исторический завоеватель Сибиридля Русского государства. Один из исторических героев России.

Происхождение Ермака в точности неизвестно, существует несколько версий. «Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовая. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовойи даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока его не забрали служить-казачить (Черепановская летопись). Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону.

А что вы можете рассказать мне о Сибири?

У:Происхождение слова «Сибирь» до конца не установлено. «Сибирь» дословно можно перевести с тюркского, как мети, подметай, то есть метет ветер, пурга и т. д.

Начиная с XIII века Сибирью начинают называть не только народность, но и местность, где она проживала. Название впервые упоминается у иранских авторов XIII века, на карте впервые обозначено как «Sebur» в Каталонском атласе в 1375. В русских летописях XV века Сибирской землёй назывался район в низовьях р. Тобол.

Сибирь - обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России, Казахстана, Монголии, Китая

У: Кто готов сформулировать тему?

Д: Легенда о покорении Сибири Ермаком.

У: Правильно, молодец.

А сейчас поставте перед собой цель, что вы хотите узнать на этом уроке.

2. Изучение темы:

Разминка:

Сели прямо, спины прямые, руки положили на коленке, по-моему жесту набираем воздух, и тянем буквы протяжно (отрывисто)

Теперь со слогом "жа" придумываем предложение "жа-жа-жа, мы везем с собой ужа"

"Жу-жу-жу, молоко дадим ежу"

"Ши-ши-ши, как же все мы хороши"

А сейчас Представьте, что у вашей бабушки юбилей, ей исполняется 50 лет. Перед вами стоит торт, а в нем 50 свечей, и вам надо задуть все эти свечи. Набирает воздух и дуем так чтобы все свечи задулись сразу.

2. Сейчас открываем учебник на странице 26 и начинаем читать по цепочке.

3. В тексте были выделены слова, обратимся к словарю и узнаем что они обозначают.

Царь Иван Иоанн IV - это

Кучум - это

А теперь ответьте мне на вопросы ребята.

1. Кто главный герой? Каким был Ермак?

2. Подумайте, может кто-то из класса похож характером на главного героя, данной легенды?

3. Какой подвиг совершил Ермак?

4. Понравился ли вам сюжет нашей сегодняшней легенды? Почему?

VI. Физминутка:

У: Встаем из-за парт и сделаем физминутку для наших глаз

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

У: Присаживайтесь

VII. Обобщение:

Ребята, а сейчас мы с вами берем в руки простые карандаши, открываем учебник на стр. 26 и делим текст на части и озаглавим каждую часть.

1. Дума царя

2. Совет слуги

3. Поиски Ермака

4. Завоевание Сибири

VIII. Закрепление:

Сейчас мы с вами закрепим материал, поработав в парах, открываем раб.тетрадь на стр. 14(4*), вам 3 минуты на кроссворд

2. Грозный

7. Крестьянин

IX. Рефлексия:

1. Так, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

2. Как называется тема нашего урока?

3. А чем был обеспокоен Иван-царь?

Итог:

Мне очень понравился как вы работали сегодня на уроке. Вы были активны и внимательны.

А сейчас поставим оценки за урок(пояснить за что)

А теперь вы поставьте мне оценку за урок.

Домашнее задание:

Открываем дневники, записываем домашнее задание уч.стр.30 в.5, написать рассказ в тетрадки

Используемая литература:

1. Интернет ресурсы : «Яндекс, Википедия»;

2. УМК «Начальная школа XXI века»: учебник, рабочая тетрадь: Л. А. Ефросинина

3. Приложение:

1. План-конспекта урока литературного чтения;

Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать. Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слег в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:

Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжелая на сердце твоем лежит?

Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:

Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?

Издалека, - ответил царь.

Может, помогу я тебе?

Бояре были - не помогли, а тебе и бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моем царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?

Подумал слуга и говорит:

Найдется в твоем царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе сослужит.

Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведет, где день просвищет.

Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не знает, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю:

Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.

Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу-крестьянина.

Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе по пояс будут кланяться.

Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.

Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одежу и пошел пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шел мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идет себе потихоньку и идет. Не заметил он, как дошел до крутых гор. Осмотрелся и видит - навстречу ему идет такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шел, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.

Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперек. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашел семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:

Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи.

Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошел к своим казакам на Урал. Пришел. Рассказал обо всем своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.

Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошел до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак все же одолел сибирского хана и привел его людей под власть русского царя. Самого страшного - Кучума - Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:

Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп.

Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в нее разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Легенда - это жанр народных и литературных (авторских) произведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.
Будем изучать легенды, в основе которых также лежат действительные события, происходившие с людьми, или исторические факты.

Введение

http://mypresentation.ru/documents/7ac31004cdcd60935a9db0cf5b7e20f3/img13.jpg

Картина В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" показывает нам решающую битву, произошедшую в 1581 году между отрядами Ермака и Кучума. На данном полотне мы видим, как казаки во главе с Ермаком теснят татар. Сам Ермак изображен среди остальных воинов ничем неприметный, только подняв руку, указывая направление для наступления.

http://v.900igr.net:10/datas/istorija/Pokorenie-sibiri-Ermakom/0021-021-Pokorenie-sibiri-Ermakom.jpg

Легена начинается с того, что Царю Ивану не давали покой земли находящиеся за Уралом, которые были насыщены большими богатствами. Знал он, что те земли Сибирью называют и обладают они всяким добром, да вот только далеко эти богатства от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думал, как этими землями овладеть.

http://ybobra.ru/uploads/url/4949.jpg/Vasnetsov_Ioann_4.jpg

Царю помог его бедный слуга, обыкновенный мужик из крестьянского рода. Подходит к Царю, слуга из крестьян и спрашивает: "Может, чем помогу я тебе?". И пошел после мужик за Ермаком. Вскоре он находит семью Ермака и передает ему просьбу Царскую от батюшки Ивана. Сослужи-ка ты царю службу верную та добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пойди на ту землю, та разведай, поймай хана Кучума, а людей его подчини и к царской службе приучи.

О покорении Сибири Ермаком нам говорится с гордостью, с уважением к великому Ермаку и его делам. Ермак представляется нам как крепкого телосложения мужик с сильным духом победителя. К его личным качествам относятся такие черты как доблесть, доброта, упорство и благородство. В основном он представлен нам в булатных латах в шлеме и с богатырским мечем. Именно так мы и видим Ермака во время покорения Сибири. Также мы видим в нем патриотизм, так как он называет Русь "святой", а главная его награда это благословение отчизны. Кроме патриотизма героя мы еще видим смысл в его жизни, это подтверждается такими строками "а мы - не праздно в мире жили!".

В те далекие времена, татарские войска считались очень хорошими и непобедимыми. На протяжении большого времени татарские воины не знали поражений и покорить их было практически невозможно. Вопреки всем слухам о непобедимом хане и его войске, Ермак разбил последнего.

Это легенда своей манерой повествования очень похожа на сказку, а само завоевание Сибири проходит как по волшебству. Да и само поведение царя Ивана описано как у сказочного персонажа (сказочного царя). Хотя это легенда основывается на реальных событиях, нам она преподносится как сказка. Сам герой действительно существовал и возможно обладал теми чертами, которые мы увидели в строках легенды.

Чтение легенды с комментариями

1. Что беспокоило Ивана-царя? Прочитайте.

«Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его... всё думу думал, как это царство хана покорить».

2. Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте.

Царю помог один его бедный слуга из крестьян, обыкно-венный мужик.

с. 23: « Подходит к царю один его бедный слуга из кре-стьян и спрашивает: «Может, помогу я тебе?» с. 24: «Отправил царь Иван мужика в добрый путь... Ис-ходил мужик все реки и горы Урала. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана».

3. С какой просьбой обратился царь к Ермаку? Прочитайте.

с. 25: «Сослужи мне службу добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пройди ту землю, поймав хана Кучума, а людей его под власть Руси приведи».

4. Как в легенде описано покорение Ермаком Сибири?

Покорение Ермаком Сибири описано с гордостью, с ува-жением к самому Ермаку и к его делам.

5. Каким представляете Ермака Тимофеевича? Расскажите.

Ермак представляется сильным духом и крепким по те-лосложению донским казаком. Суровый взгляд, тяжёлая рука, острый ум. Одет з латы булатные, на голове — шлем, в руках — меч. Так выглядел Ермак во время за-воевания Сибири. А как выглядел Ермак в мирной жизни, можно посмотреть на иллюстрации с. 24.

6. Почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду? Чем это произведение напоминает сказку?

Татарские ханы и татарское войско в то время считались непобедимыми. Выносливые, жестокие воины-татары не знали поражений. Победить их, тем более, покорить та-тар было невозможно. Однако Ермаку это удалось. По-этому, люди сложили об этом казаке-герое легенду.

Это произведение напоминает сказку, потому что стиль повествования похож на сказочный; завоевание Сибири происходит как по велению волшебной палочки (без кро-ви, без описания сражений);сам царь Иван ведёт себя так, как сказочные цари (занемог, не пьёт — не ест).

Итоги

Познакомились с легендой о покорении Сибири Ермаком. Учились делить текст на смысловые части, составлять план; пересказывать подробно и кратко отдельные эпизоды; выражать свою точку зрения о прочитанном произведении; рассказывать о герое и его поступках, понимать позицию автора;

ИСТОЧНИК

http://www.lang-lit.ru/2014/10/legenda-oermake.html

http://vsedz.ru/content/legenda-o-pokorenii-sibiri-ermakom

http://etosibir.ru/statii/pokorenie-sibiri-ermakom/

http://antiquehistory.ru/ermak-kratko-o-zavoevatele-sibiri/

Последние материалы раздела:

Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс
Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс

По спектрам ЭПР можно определить валентность парамагнитного иона, симметрию его окружения, что в сочетании с данными рентгеновского структурного...

Клапанное сужение артериального конуса
Клапанное сужение артериального конуса

Рыбы В сердце рыб имеется 4 полости, соединенные последовательно: венозный синус, предсердие, желудочек и артериальный конус/луковица. Венозный...

Сколько же наград было у Брежнева?
Сколько же наград было у Брежнева?

10 ноября 1982 года ушёл из жизни генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета Леонид Ильич Брежнев. Брежнев...