Крейг д психология развития epub. Психология развития (Крайг Г., Бокум Д.)

- Крайг Г. , Бокум Д. - 2005.

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника - целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

ЧАСТЬ I. НАЧАЛО
Глава 1. Перспективы и методы исследования
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека
Глава 3. Наследственность и среда
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка

ЧАСТЬ II. ДЕТСТВО
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве

ЧАСТЬ III. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте

ЧАСТЬ IV. ВЗРОСЛОСТЬ
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие
Глава 19. Смерть и умирание
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология развития - Крайг Г., Бокум Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Grace J. Craig, Don Baucum
HUMAN DEVELOPMENT
Ninth Edition
Prentice Ha
Грэйс Крайг, Дон Бокум
ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
9-е издание

Научный редактор перевода на русский язык
кандидат психологических наук,
доцент Т. В. Прохоренко
Москва? Санкт-Петербург Нижний Новгород? Воронеж
Ростов-на Дону? Екатеринбург? Самара - Новосибирск
Киев? Харьков? Минск
2005
ББК 88.3я7
УДК 159.9.922(075)
К78
Крайг Г., Бокум Д.
К78 Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
ISBN 5-94723-187-5

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника - целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.
Права на издание получены по соглашению с Prentice Ha, Inc. Upper Sadie River, New Jersey 07458. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ББК 88.3я7 УДК 159.9.922(075)
© Prentice Ha 2002, 1999, 1996, 1992, 1989, 1986,1983, 1980, 1976 by Pearson Education, Inc. ISBN 0-13-033441-3 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
ISBN 5-94723-187-5 © Издание на русском языке, оформление
ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

Краткое оглавление


Часть I. Начало
Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60
Глава 3. Наследственность и среда..................................103
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...................157
Часть II. Детство

развитие..... .................................................214
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие.... 274
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте. . . 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте. 522
Часть IV. Взрослость
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719
1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759
Глава 19. Смерть и умирание.......................................793

Список литературы................................................846

Оглавление
Предисловие к русскому изданию....................................10
Предисловие...................................................... 12
Часть I. Начало
Глава 1. Перспективы и методы исследования.....................16
Предварительный обзор..........................................16
Ключевые проблемы изучения развития человека....................18
Историческое и современное видение развития человека..............24
Изучение развития человека: описательные подходы..................34
Изучение развития человека: экспериментальные подходы.............45
Этика научного исследования.....................................51
Краткое содержание главы........................................57
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека..................60
Предварительный обзор..........................................60
Дополнительные вопросы о развитии...............................62
Психодинамические подходы......................................63
Бихевиоризм и теории научения...................................74
Когнитивные подходы............................................82
Биологические подходы..........................................88
Системные подходы..............................................94
Теории в ретроспективе..........................................99
Краткое содержание главы........................................99
Глава 3. Наследственность и среда.............................103
Предварительный обзор.........................................103
Молекулярная генетика.........................................104
Гены, хромосомы и деление клеток................................112
Генетические и хромосомные нарушения...........................118
Новые направления генетических исследований и методов лечения.... 127
Генетика поведения.............................................130
Влияния среды и различных контекстов...........................134
Процессы, происходящие в рамках микросистемы...................135
Процессы, выходящие за рамки микросистемы......................143
Краткое содержание главы.......................................153
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка...............157
Предварительный обзор.........................................157
Пренатальный рост и развитие...................................159
Влияние среды на пренатальное развитие..........................169
Роды.........................................................186
Оглавление 7
Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска.... 199
Развивающаяся семья...........................................203
Краткое содержание главы.......................................209
Часть II. Детство
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое
развитие.............................................. 214
Предварительный обзор.........................................214
Новорожденные................................................215
Физическое и моторное развитие.................................222
Сенсорное и перцептивное развитие...............................236
Когнитивное развитие...........................................246
Развитие речи..................................................257
Краткое содержание главы.......................................270
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие. . 274
Предварительный обзор.........................................274
Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве...............276
Паттерны ранних отношений.....................................284
Отцы, братья, сестры и семейная система..........................296
Развитие личности на втором году жизни..........................300
Занятость родителей............................................308
Краткое содержание главы.......................................315
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие. . 318
Предварительный обзор.........................................318
Физическое развитие............................................320
Развитие двигательных навыков..................................326
Когнитивное развитие...........................................331
Память и когнитивное развитие..................................341
Развитие речи и культура........................................345
Игра и научение................................................354
Краткое содержание главы.......................................360
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...............363
Предварительный обзор.........................................363
Проблемы развития и техники совладания.........................365
Агрессия и просоциальное поведение..............................376
Сверстники, игра и развитие социальных навыков...................384
Понимание себя и других........................................388
Семейная динамика.............................................396
Краткое содержание главы.......................................410
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве.......413
Предварительный обзор.........................................413
Физическое и моторное развитие.................................414
Когнитивное развитие...........................................422
Оценка интеллекта и достижений.................................431
Научение и мышление в процессе школьного обучения...............441
3 Оглавление
Нарушения и расстройства развития..............................448
Краткое содержание главы.......................................453
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.............457
Предварительный обзор.........................................457
Развитие личности в расширяющемся социальном мире..............458
Социальное знание и моральное сознание..........................461
Продолжающееся влияние семьи..................................468
Отношения со сверстниками и социальная компетентность...........478
Краткое содержание главы.......................................488
Часть III. Подростковый возраст
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом
возрасте.............................................. 492
Предварительный обзор.........................................492
Подростковый период в наше время...............................493
Физическое развитие и адаптация.................................495
Сексуальные установки и поведение...............................504
Когнитивные изменения в подростковом возрасте...................513
Краткое содержание главы.......................................519
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом
возрасте.............................................. 522
Предварительный обзор.........................................522
Задачи развития подросткового возраста...........................523
Семейная динамика.............................................530
Взаимоотношения в подростковый период..........................533
Трудности подросткового возраста................................540
Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте.......550
Краткое содержание главы.......................................556
Часть IV. Взрослость
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие.....560
Предварительный обзор.........................................560
Перспективы развития в периоде взрослости.......................562
Общее физическое развитие......................................566
Секс и сексуальность............................................571
Когнитивная непрерывность и изменчивость........................580
Периодизация и задачи развития у взрослых.......................586
Краткое содержание главы.......................................598
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...........601
Предварительный обзор.........................................601
Длительность и изменчивость....................................602
Личность, семья и работа........................................603
Установление близких отношений................................609
Родительство и развитие взрослых................................617
Профессиональный цикл........................................625
Оглавление 9
Работа и пол...................................................636
Краткое содержание главы.......................................642
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости.... 646
Предварительный обзор.........................................646
Развитие в среднем возрасте.....................................647
Физическая стабильность и изменчивость..........................652
Здоровье и болезни............................................. 661
Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем
возрасте.................................................... 670
Краткое содержание главы.......................................680
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости...........682
Предварительный обзор.........................................682
Стабильность и изменчивость личностного развития.................683
Семья и друзья: межличностные контексты.........................691
Изменение семьи...............................................702
Стабильность и изменчивость профессиональной жизни..............710
Краткое содержание главы.......................................716
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие......719
Предварительный обзор главы....................................719
Старение сегодня...............................................720
Физические аспекты старения....................................730
Причины старения..............................................741
Когнитивные изменения в пожилом возрасте.......................744
Краткое содержание главы.......................................756
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие. . . 759
Предварительный обзор главы....................................759
Личность и старение............................................761
Выход на пенсию: значимое изменение статуса......................770
Семейные и личные связи.......................................775
Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население.....782
Краткое содержание главы.......................................790
Глава 19. Смерть и умирание.................................793
Предварительный обзор главы....................................793
Страх смерти..................................................794
Встреча с собственной смертью...................................798
В поисках гуманной смерти......................................802
Горе утраты и скорбь............................................809
Завершая жизненный цикл.......................................816
Краткое содержание главы.......................................817
Глоссарий....................................................... 819
Список литературы...............................................846
Алфавитный указатель.............................................928
Предисловие к русскому изданию
Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его 1есомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех эта-юв человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, юбственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важ-1ейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, - целостный под-сод к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультур-гых, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и зыявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и;убъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физиче-;кого, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов.
В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития.
Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности.
В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков.
В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека.
В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения.
Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызыПредисловие к русскому изданию 1 1
вает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы «Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности», «Трудности родителей-одиночек» (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), «Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей» и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам.
Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко
Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной
психологии СПбГУ Л. А. Головей
Предисловие
История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human deveopment, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение - лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.
Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.
Какими мы видим студентов сегодня
Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает «фильтры», через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех,
Предисловие

кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми.
Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. «Психология развития» представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом.
Хронологическая организация материала
При составлении и написании работ о развитии человека всегда существует вопрос об организации материала. Можно располагать исследования и теории развития в тематических главах, посвященных биологическому, когнитивному, речевому, социальному и личностному развитию, или же представлять развитие детей и взрослых в хронологическом порядке, так, как оно происходит в природе, подчеркивая при этом холистические взаимосвязи. «Психология развития» придерживается последнего подхода и описывает в отдельных главах каждый из возрастных периодов, на которые традиционно подразделяется человеческая жизнь: пре-натальный период, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый и юношеский возраст и далее - ранняя, средняя и поздняя взрослость. Книга открывается двумя главами о подходах к развитию человека и методах его изучения, далее следует глава, где описывается взаимодействие наследственности и среды, и глава о пренатальном развитии, а завершается книга главой, посвященной смерти и умиранию. В середине книги, между уже упомянутыми разделами, находятся данные об основных возрастных периодах, каждый из которых описывается в двух следующих друг за другом главах: первая - о физическом и когнитивном развитии и вторая - о социальном, культурном развитии и развитии личности. Несмотря на эти необходимые разделения, мы не перестаем помнить об определяющей важности комплексного взаимодействия множества разнообразных граней развития, соприкасаясь с которыми возникает целостный человек.
Описание особенностей подачи материала книги, способствующих его изучению
На всем протяжении книги культурные и индивидуальные аспекты развития рассматриваются во взаимосвязи. Информация, приводимая в специальных вставПредисловие
ках по ходу текста, также способствует восприятию текста как единого целого. В разделе, озаглавленном «Проблемы исследования развития человека», представлен широкий спектр данных, мнений, что способствует дальнейшим самостоятельным размышлениям и дискуссии. «Мнения и факты» рассматривают распространенные популярные представления о развитии, иногда подтверждающиеся, а иногда опровергающиеся научными данными. Наконец, «Развитие в условиях современной жизни» посвящено важным современным проблемам теории и практики развития.
Каждая глава этой книги открывается «Предварительным обзором», в котором предлагаются вопросы, предназначенные для стимулирования интереса к главным рассматриваемым здесь темам. После каждой содержательной части главы следует раздел «Контрольные вопросы», включающий список вопросов, сформулированных по принципу «истинно-ложно», и один содержательный «Вопрос для размышления», для ответа на который необходимо проявить умение критического осмысления материала. Ответы, а также список дополнительных вопросов приводятся на нашем сайте поддержки в сети Интернет, о котором будет подробнее сказано далее. На всем протяжении книги для облегчения понимания информации текст сопровождается многочисленными таблицами, в которых изложены краткие обзоры различных точек зрения, дополнительные термины и текущие статистические данные. Рисунки иллюстрируют обсуждения сложных тем, материалов исследований и т. п., а также представляют нам текущие статистические данные в графической форме. Главы завершаются «Резюме», в котором обобщаются основные обсуждаемые в них темы и проблемы. Определения ключевых терминов собраны в объемном «Глоссарии», расположенном в конце книги.
Медиа-поддержка 9-го издания «Психологии развития»
Сайт Поддержки 9-го издания «Психологии развития» находится по адресу "prenha.com/craig" prenha.com/craig. Написанное Доном Бокумом, это онлайновое учебное руководство предоставляет студентам обзоры материала каждой главы, позволяет им выполнить проверочные задания и немедленно ознакомиться с полученными результатами. Кроме этого, к каждой главе предлагается список ссылок к дополнительным Интернет-ресурсам для изучения тем курсовых работ. Каждая глава содержит описание цели, вопросы в форме выбора из нескольких вариантов ответов, вопросы, требующие ответа «правда-ложь», задания заполнить бланки, эссе, веб-каталоги и ответы к разделу «Проверь себя. Контрольные вопросы», расположенные в каждой главе.
Учебные курсы он-лайн. Для профессоров, заинтересованных в использовании в читаемых ими курсах Интернета и учебных курсов он-лайн, Prentice Ha предлагает полностью адаптированные онлайновые программы в WebCT, Back-Board и Course Compass Пирсона, поддерживаемые Backboard. Дополнительную информацию вы можете получить, посетив "prenha.com/demo" prenha.com/demo.
Часть I
Начало
ГЛАВА 1
Перспективы и методы исследования
Предварительный обзор
Знаете ли вы?
Различие между обществом и культурой?
Различие между социализацией и освоением культуры?
Что значит «быть научным»?
Что развитие всегда является результатом взаимодействия наследственности и среды?
Какова связь между взрослением и обучением?
Как бытие ребенком, подростком или взрослым различается в исторической перспективе и в разнообразных современных культурах?
Что состав семей различается в исторической перспективе и в отличающихся друг от друга современных культурах?
Каковы преимущества и ограничения анализа индивидуальных случаев, наблюдений, опросов, психологических тестов и математических корреляционных методов?
Каковы основные исследования, применяющиеся для изучения изменений развития?
Что нужно для проведения валидного и репрезентативного эксперимента?
Что существует строгий этический кодекс, который необходимо соблюдать при осуществлении исследования, в котором испытуемыми являются люди?
Это главные темы главы.
Сложная и богатая, полная поисков и препятствий, человеческая жизнь является продуктом совокупного действия многих сил, смешением биологического и социального начал, переплетением мыслей и чувств. Попробуйте взглянуть на наше общество со стороны. Что мы из себя представляем? Что формирует и определяет их жизнь? О чем мы думаем и что чувствуем в течение каждого дня своей повседневной жизни? Какие общие черты взросления и приобретенного опыта в младенчестве, детстве или взрослости связывают наши жизни с жизнями людей, населяющих другие регионы Земли?
Термин «развитие» относится к тем изменениям тела и поведения человека, которые происходят с течением времени благодаря как биологическим задаткам организма, так и его взаимодействию со средой. Какая же часть нашего современного состояния «построена» из генетических кирпичиков и какая является результатом происходящих с нами событий? Как и каким образом осуществляется
Глава 1. Перспективы и методы исследования "| у
взаимодействие многих влияний, помогающих нашему становлению? И наоборот, каким образом мы, как индивидуумы, можем определять ход нашего развития? И как наши отношения со значимыми другими - с важными для нас людьми - повлияли на то, кем и чем мы стали? На эти и множество других вопросов отвечает наука о развитии человека.
Таблица 1.1 Жизненный путь человека
Заметьте, что некоторые периоды значительно варьируют в различных культурах, тогда как другие в большей степени зависят от индивидуальных особенностей биологического развития человека (например, подростковый возраст определяется вступлением в пубертатный период).
Пренатальный период - от зачатия до рождения ребенка
Младенчество - от рождения до 18-24 месяцев
Первые два года жизни (период тоддлеров) - от 12-15 месяцев до 2-3 лет
Раннее детство - от 2-3 лет до 5-6 лет
Среднее детство - от 6 приблизительно до 12 лет
Подростковый и юношеский возраст - приблизительно с 12 лет до 18-21 года
Ранняя взрослость - от 18-21 года до 40 лет
Средняя взрослость - от 40 до 60-65 лет
Поздняя взрослость - от 60-65 лет до смерти
Развитие начинается с зачатия и продолжается на протяжении всей нашей жизни, хотя связанные с ним изменения обычно являются более очевидными и более быстрыми в очень юном возрасте. Это основная причина, в силу которой «периоды» развития и соответствующие им возрастные рамки, которые представлены в табл. 1.1, сравнительно непродолжительны в ранние годы и удлиняются по мере продолжения развития. Заметьте также, что градации жизненного пути человека, приведенные в таблице, наиболее применимы к людям индустриальных культур. Например, данные таблицы свидетельствуют, что «подростковый и юношеский возраст» является достаточно протяженным периодом, который на самом деле может продолжаться вплоть до достижения человеком 18-20 лет, и «поздняя взрослость» не начинается до возраста 60-65 лет. Однако в некоторых обществах, где нет необходимости в длительном сроке образования и очень сложное экономическое положение, подростковый период может быть более коротким, начиная с вступления в пубертат и завершаясь, возможно, всего лишь через 2-4 года. Подобным образом, в некоторых точках нашей планеты, где для обеспечения выживания необходим тяжелый физический труд, а хорошее питание и медицинская помощь не всегда легко доступны, поздняя взрослость может наступать уже в 45 лет. Таким образом, приводимые здесь периоды и возрастные границы не являются универсальными. Таблица 1.1 просто описывает общие схемы, используемые специалистами по развитию для изучения жизненного пути человека.
Часть I. Начало
К тому же таблица иллюстрирует логику построения и общую организацию материала в этой книге.
Цель нашей работы - рассмотреть тенденции, закономерности и процессы развития человека на протяжении всей жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знания. Мы намерены исследовать человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. Особое внимание будет уделено человеческим отношениям, так как именно они помогают понять, кто мы такие и как относимся к миру. Страстные и холодные, доброжелательные и скептичные, дружеские и формальные, отношения между людьми оказывают влияние на их развитие, и ими нельзя пренебречь. Суть нашей точки зрения заключается в том, что люди прежде всего существа социальные.
Мы рассматриваем процессы реагирования и интерпретации людьми различных воздействий, в том числе и социальных, с той позиции, что каждый человек активно участвует в ходе своего собственного развития. Как существа по меньшей мере потенциально способные к сложному, абстрактному мышлению, мы являемся не просто фишками в игре; мы действующие игроки, влияющие на формирование нашей «игры». Представьте себе, как живут люди в какой-нибудь уединенной общине. Частично они являются продуктом среды, в которой выросли, и большую часть времени они проводят в гармоничном совместном труде, направленном на благо всей их общины. В то же время они являются индивидуумами со своими личными желаниями и чувствами, и каждый день они проявляют какие-то из них. Однако жизнь не всегда гармонична - практически в любой группе людей бывает время разногласий и споров, причиной которых становятся личные чувства и желания.
Ключевые проблемы изучения развития человека
Развитие в контексте
Развитие глубоко «встроено» в контекст; этим термином обозначают непосредственный широкий спектр условий, в которых оно происходит. На следующих страницах мы постоянно встречаемся со значением социального контекста с таких позиций, как семья, общество и культура. Под «обществом» обычно понимается организованная группа взаимодействующих людей, которая может быть относительно крупной или немногочисленной - деревня, община или город, государство и нация. Культура имеет много различных определений, но существует разделяемое всеми мнение, что этим словом обозначаются убеждения, нормы, обычаи и групповая идентичность, разделяемые этими взаимодействующими людьми. Таким образом, мы можем сказать, что индивид «принадлежит» к обществу и «погружен» в культуру. Тем не менее такие утверждения являются несколько произвольными; в целом общество и культура неразделимо переплетены друг с другом.
Области развития
Из практических соображений рост и изменения, происходящие в течение каждого периода, разделяются на четыре главных направления: 1) физический рост
Глава 1. Перспективы и методы исследования 1 9
Первый этап жизненного пути человека -пренатальное развитие

и развитие; 2) когнитивное и речевое развитие; 3) развитие личности; 4) социокультурное развитие. К физическому развитию относятся изменения формы и размеров тела, а также изменения мозговых структур, сенсорных способностей и моторных навыков. Развитие в когнитивной области включает приобретение навыков восприятия, мышления, решения задач и т. п., а также развитие сложных процессов и употребление языка. Развитие личностных характеристик заключается в приобретении относительно стабильных и устойчивых черт и чувства уникальности собственной личности. Наконец, социокультурная область состоит из социализации, которая происходит по мере того, как ребенка преднамеренно обучают и тренируют соответствовать требованиям общества и функционировать в нем (совместно с формальным школьным образованием или без него). Второй ее составляющей является освоение культурных знаний по мере того, как мы посредством своих собственных усилий, через наблюдение и усвоение, приобретаем ту или иную информацию о нашей культуре (Sega, Dasen, Berry & Poortinga, 1999). Как отмечалось Сигаллом и его коллегами, большую часть того, что мы узнаем, мы получаем из взаимодействия социализации и овладения культурой. Например, через них мы познаем язык, так как дети частично овладевают языковыми навыками в ходе непосредственного научения, а частично в процессе приложения своих спонтанных усилий. Именно такое частое их взаимодействие привело нас к решению употребить в данной книге термин «социокультурный».
Процесс развития подразделяется на периоды условно, для более пристального их изучения специалистами в этой сфере. Реальные люди являются «целостными» созданиями, а не разделены на четыре части. Изменения и их последовательность в каждой области взаимодействуют с другими аспектами развития в Других областях. Маленький мальчик, только что научившийся стоять (моторный навык), начинает воспринимать мир иначе (перцептивный навык). Он может гордиться своим новым умением (эмоциональное событие, или личностное достижение) и может отлично взаимодействовать с людьми новыми способами (социальные навыки). Подобным образом когнитивное развитие школьницы во многих
20 Часть I. Начало
отношениях связано с ее социальным развитием, и это приводит к усложнению ее мыслительных процессов и сознания, необходимых для понимания физического и социокультурного мира. Развитие не соткано из кусочков; оно характеризуется целостностью.
Исследования развития человека
По всей вероятности, наши ранние предки задавались вопросами о развитии, пытаясь понять себя и своих детей, точно так же, как мы сегодня. В прошлом тысячелетии люди находили ответы в обычаях, традициях, мифах и фольклоре. Но, насколько мы знаем, никто из этих людей на самом деле не изучал развитие с помощью научных методов, поставив под сомнение истинность своих убеждений. Научное исследование проводится с максимально возможной объективностью и систематичностью. Исследователи XX века проложили этот путь, разработав специфические процедуры получения объективных, подвергающихся проверке данных.
Непросто сохранять объективность и систематичность при изучении самих себя. В отличие от биологического, поведенческого или экологического изучения земляных червей или лягушек, когда мы изучаем себя, мы являемся и объектами и субъектами, и исследователями и испытуемыми в одном лице. Мы подвержены влиянию наших личных ценностей, убеждений и установок. Мы можем совершать ошибки: например, в более выгодном свете воспринимать людей, похожих на нас, и неверно интерпретировать поведение тех, кто не похож на нас, называя их любопытными, странными, примитивными или невежественными. Один из наиболее важных аспектов исследования человека - открытость сознания и использование систематических, объективных процедур, преодолевающих любые этноцентрические склонности.
Процессы развития
Некоторые процессы развития, такие как рост в течение пренатального или в начале пубертатного периода или поседение волос, являются главным образом биологическими. Данные подтверждают, что раннее речевое развитие также в первую очередь детерминировано биологически, что отмечается в этой главе далее (см. также главу 5). Многие другие аспекты развития, такие как научение устному счету, пользование Интернетом или выработка пристрастия к вкусу суши, могут зависеть главным образом от личного опыта. Присвоение особенностей речевых паттернов, словаря, «акцента» и интонаций людей, вместе с которыми вы выросли или изучали второй язык, является дополнительным примером развития, происходящего большей частью под влиянием опыта.
Однако большая часть развития, происходящего в течение жизненного пути человека, является результатом успешных взаимодействий между биологией и опытом. Развитие в целом нельзя определить как детерминированное чисто биологическими факторами или только влиянием опыта; скорее оно представляет собой продолжительную динамическую игру этих двух основных причин. Предположим, что вы родились с некоторым интеллектуальным потенциалом, основанным на специфике природы вашей центральной нервной системы. Таким образом, биологически задается некоторый континуум, в рамках которого ваш интеллект может время от времени снижаться. Но то, насколько вы интеллектуГлава 1. Перспективы и методы исследования 21
альны сегодня, также определяется вашим питанием в детстве, вашим опытом жизни дома и пребывания в школе и многими другими еще более, на первый взгляд, второстепенными факторами. В качестве другого примера давайте предположим, что вы родились с некоторой определенной личностной направленностью, такой как застенчивость или коммуникабельность. Тем не менее ваша личность в своем формировании претерпела влияние взаимодействий, в которые вы вступали с другими людьми в течение жизни, осознания чувства собственного я, приобретенного вами в младенчестве, социокультурного окружения, в котором вы росли, и еще множества других факторов.
Остались в прошлом те времена, когда теоретики концентрировались на отдельных компонентах развития, вплоть до полного исключения всех остальных, как отмечалось ранее. Подобным образом специалисты в области развития больше не спорят о том, являются ли некие аспекты когнитивной или личностной сферы функцией исключительно биологических задатков или исключительно функцией жизненного опыта. Речевая функция появляется и совершенствуется, очевидно, посредством развития врожденных способностей под влиянием получаемого субъектом опыта. Все дети, родившиеся здоровыми, заранее «снабжены» способностью к освоению языка. Они самопроизвольно проходят через некую последовательность действий, включающую прислушивание к звукам речи, произношение простых речевых звуков и постепенное декодирование слов и предложений, которые они слышат из уст окружающих их людей (Pinker, 1997). Тем не менее очевидно, что для того, чтобы они могли произносить настоящие слова и предложения, понятные для окружающих, они должны слышать вокруг себя речь на определенном языке. Кроме того, младенцы спонтанно проявляют такие эмоции, как гнев или дистресс, но со временем им предстоит усвоить, как им следует справляться со своими эмоциями в условиях их конкретной культуры. Это наблюдение Дональда Хебба (Hebb, 1966) стоит оценить особо, так как оно было сделано более чем треть века назад.
То, из-за чего теоретики до сих пор спорят (иногда очень горячо), - это насколько и каким образом данная характеристика или модель поведения является биологически либо социально детерминированной. Так, например, некоторые теоретики определяют влияние биологических факторов на интеллектуальные способности вплоть до 75 или 80% (см. главу 9). Представители другой крайней позиции считают, что биологически задано лишь 25% от общего процесса развития интеллектуальных способностей. Поэтому дебаты прошлого актуальны и сегодня; они остаются, хотя и сместили свои акценты.
Наследственность и среда. Сегодня проблема сочетания в человеке биологического начала и его опыта развития наиболее часто сводится к проблеме взаимодействия наследственности и среды. В главе 3 мы более подробно рассмотрим генетические факторы, которые могут лежать в основе развития человека, предопределяя его течение, и их взаимодействие со специфическими эффектами окружающей человека физической и социальной среды. Теоретики, отдающие приоритет диктату наследственности, говорят о сильном влиянии лежащих в основе человека биологических структур. В поддержку своей позиции они приводят данные, полученные в ходе экспериментов на животных и в процессе статистических процедур, проводимых с людьми. К тому же ими подчеркивается тот факт, что Уже определены специфические гены, определяющие развитие и поведение, и осо22 Часть I. Начало
Третий этап жизненного пути человека -период тоддлеров (первые два года жизни)
бое внимание привлекается к тем из них, которые обусловливают такие проявления, как умственная отсталость. С другой стороны, объяснения развития человека, сделанные с позиции энвайронменталистов (сторонников доминирующей роли окружающей среды в поведении и развитии человека), концентрируются на опыте индивидов, относящемуся к мышлению и сознанию, и, кроме того, на таких факторах среды, как питание и здоровье, каждый из которых тоже может способствовать возникновению умственной отсталости. Как уже отмечалось ранее, сейчас представители обоих подходов признают точки зрения друг друга. Наследственность и среда взаимодействуют, но теоретики все еще спорят насчет их относительного вклада в развитие и насчет того, каким образом он осуществляется. Позиция, занимаемая ими по данному вопросу, определяет направление и характер их исследований.
Взросление и научение. Эти понятия обычно относятся к процессам изменения, происходящим вместе либо независимо друг от друга. Такие термины, как «рост», «взросление» и «старение», относятся к чисто биологическим процессам. Научение - это изменение, происходящее со временем и связанное с практикой или с приобретаемым опытом. Когда развитие рассматривается в терминах взросления и научения, акцент часто смещается на его временную периодизацию. Например, как взаимодействует биологически определенное развитие мышц и костей скелета человека с его практической деятельностью, относящейся к его личному опыту? Точнее, какие именно виды деятельности, когда и как часто имеют своим результатом нормальное развитие мускулатуры и двигательных функций? Подобные вопросы возникают при рассмотрении когнитивного и личностного развития, где во взаимодействие с опытом индивида вступает процесс взросления его нервной и гормональной систем. Как полученный в детстве опыт может повлиять на вступление в пубертатный период, процесс биологический? Или как на биологически обусловленное явление менопаузы (полное прекращение менструальных циклов из-за изменений гормональной системы) может воздействовать жизненный стиль женщины, если он вообще может на него влиять? Каковы сравнительные вклады взросления и научения? А также, существуют ли «критиГлава 1. Перспективы и методы исследования 23
ческие периоды», в течение которых для обеспечения оптимального развития необходимо взаимодействие взросления и научения? Подобные вопросы еще много раз будут задаваться в следующих главах.
Критические и сензитивные периоды. Проблема взаимодействия взросления и научения приводит к связанному с ней вопросу: существуют ли критические периоды, в ходе которых должны происходить или же никогда не происходят определенные типы развития? Рассмотрим влияние, оказываемое некоторыми болезнями на течение беременности (см. главу 4). Если беременная женщина, не обладающая иммунитетом к краснухе (German meases), подвергается воздействию вируса этой болезни в течение 2 месяцев после зачатия, сильно повышается вероятность серьезных аномалий плода, например - последующей глухоты младенца или даже выкидыша. Однако если эта же женщина подвергается воздействию вируса краснухи через 6 месяцев после зачатия, он не повлияет на ее развивающегося малыша.
Другой пример взят из животного мира. Существует критический промежуток времени, длящийся в течение нескольких часов после рождения, когда гусята вырабатывают привязанность к матери-гусыне, просто находясь рядом с ней. Это явление известно как импринтинг (см. главу 6). Импринтинг у гусят не происходит до либо после этого периода. Может быть, у людей тоже есть подобный критический период, в течение которого младенцы вырабатывают эмоциональную привязанность к тем, кто заботится о них? Или, ставя вопрос шире, есть ли у нас критические периоды приобретения определенных навыков или типов поведения?
Теоретики спорят. Несмотря на последние данные, свидетельствующие в пользу того, что ранние переживания прямо и опосред&heip;

- Крайг Г. , Бокум Д. - 2005.

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника - целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

ЧАСТЬ I. НАЧАЛО
Глава 1. Перспективы и методы исследования
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека
Глава 3. Наследственность и среда
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка

ЧАСТЬ II. ДЕТСТВО
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве

ЧАСТЬ III. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте

ЧАСТЬ IV. ВЗРОСЛОСТЬ
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие
Глава 19. Смерть и умирание
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология развития - Крайг Г., Бокум Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Несомненное достоинство - внимательное рассмотрение всех этапов человеческой жизни: период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, старение, умирание и смерть.
Важнейшая особенность данного учебника - целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития - как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.
9-е издание.

Предисловие к русскому изданию
Предисловие
Часть I. Начало
Глава 1. Перспективы и методы исследования
Предварительный обзор
Ключевые проблемы изучения развития человека
Историческое и современное видение развития человека
Изучение развития человека: описательные подходы
Изучение развития человека: экспериментальные подходы
Этика научного исследования
Краткое содержание главы
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека
Предварительный обзор
Дополнительные вопросы о развитии
Психодинамические подходы
Бихевиоризм и теории научения
Когнитивные подходы
Биологические подходы
Системные подходы
Теории в ретроспективе
Краткое содержание главы
Глава 3. Наследственность и среда
Предварительный обзор
Молекулярная генетика
Гены, хромосомы и деление клеток
Генетические и хромосомные нарушения
Новые направления генетических исследований и методов лечения
Генетика поведения
Влияния среды и различных контекстов
Процессы, происходящие в рамках микросистемы
Процессы, выходящие за рамки микросистемы
Краткое содержание главы
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка
Предварительный обзор
Пренатальный рост и развитие
Влияние среды на пренатальное развитие
Роды
Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска
Развивающаяся семья
Краткое содержание главы
Часть II. Детство
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие
Предварительный обзор
Новорожденные
Сенсорное и перцептивное развитие
Когнитивное развитие
Развитие речи
Краткое содержание главы
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие
Предварительный обзор
Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве
Паттерны ранних отношений
Отцы, братья, сестры и семейная система
Развитие личности на втором году жизни
Занятость родителей
Краткое содержание главы
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие
Предварительный обзор
Физическое развитие
Развитие двигательных навыков
Когнитивное развитие
Память и когнитивное развитие
Развитие речи и культура
Игра и научение
Краткое содержание главы
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве
Предварительный обзор
Проблемы развития и техники совладания
Агрессия и просоциальное поведение
Сверстники, игра и развитие социальных навыков
Понимание себя и других
Семейная динамика
Краткое содержание главы
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве
Предварительный обзор
Физическое и моторное развитие
Когнитивное развитие
Оценка интеллекта и достижений
Научение и мышление в процессе школьного обучения
Нарушения и расстройства развития
Краткое содержание главы
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве
Предварительный обзор
Развитие личности в расширяющемся социальном мире
Социальное знание и моральное сознание
Продолжающееся влияние семьи
Отношения со сверстниками и социальная компетентность
Краткое содержание главы
Часть III. Подростковый возраст
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте
Предварительный обзор
Подростковый период в наше время
Физическое развитие и адаптация
Сексуальные установки и поведение
Когнитивные изменения в подростковом возрасте
Краткое содержание главы
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте
Предварительный обзор
Задачи развития подросткового возраста
Семейная динамика
Взаимоотношения в подростковый период
Трудности подросткового возраста
Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте
Краткое содержание главы
Часть IV. Взрослость
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие
Предварительный обзор
Перспективы развития в периоде взрослости
Общее физическое развитие
Секс и сексуальность
Когнитивная непрерывность и изменчивость
Периодизация и задачи развития у взрослых
Краткое содержание главы
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости
Предварительный обзор
Длительность и изменчивость
Личность, семья и работа
Установление близких отношений
Родительство и развитие взрослых
Профессиональный цикл
Работа и пол
Краткое содержание главы
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости
Предварительный обзор
Развитие в среднем возрасте
Физическая стабильность и изменчивость
Здоровье и болезни
Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте
Краткое содержание главы
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости
Предварительный обзор
Стабильность и изменчивость личностного развития
Семья и друзья: межличностные контексты
Изменение семьи
Стабильность и изменчивость профессиональной жизни
Краткое содержание главы
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие
Предварительный обзор главы
Старение сегодня
Физические аспекты старения
Причины старения
Когнитивные изменения в пожилом возрасте
Краткое содержание главы
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие
Предварительный обзор главы
Личность и старение
Выход на пенсию: значимое изменение статуса
Семейные и личные связи
Социальная политика Соединенных Штатов и
пожилое население
Краткое содержание главы
Глава 19. Смерть и умирание
Предварительный обзор главы
Страх смерти
Встреча с собственной смертью
В поисках гуманной смерти
Горе утраты и скорбь
Завершая жизненный цикл
Краткое содержание главы
Глоссарий
Список литературы
Алфавитный указатель

Если говорить шире, в контексте с вопросом о наследственности и среде, как взаимодействуют «природа» и «воспитание», какова их сравнительная роль?

Подумайте о том, как вы воспринимаете людей в целом, анализируя ваши мысли о том, кого вы знаете, о тех, о ком вы читали или слышали. Как они стали тем, кем они являются? Действительно ли для альтруистичных, гуманных, хороших людей нашего мира такое поведение естественно или оно является простой «маскировкой» для совершения эгоистичных поступков? Являются ли те, кого общество заклеймило «дурными людьми» - растлители малолетних детей, насильники, серийные убийцы, - по своей сути хорошими людьми, подвергнувшимися серьезным искажениям под влиянием этого общества? Или же то, какими стали люди, зависело только от их воспитания и жизненного опыта потому, что они пришли в этот мир, не будучи ни плохими, ни хорошими?

Английский философ Джон Локк (1632-1704) доказывал, что каждый человек при рождении - это чистая доска, tabula rasa. Его точка зрения логично проистекала из позиции эмпиризма, согласно которой все, что мы знаем, и все, что мы представляем собой, является результатом нашего опыта, получаемого через органы чувств. Поэтому ничто не может быть «встроенным», кроме основных биологических процессов, позволяющих нам развиваться и функционировать. В XX веке взгляды Локка конкретизировал Дж. Б. Уотсон. Строгий бихевиорист, Уотсон постоянно утверждал, что он может взять любого нормального ребенка и, при условии полного контроля над окружающей средой, превратить его в любого человека по своему желанию - умелого или неумелого, хорошего или плохого. Если смотреть с этой позиции, общество полностью ответственно за то, кем и чем мы становимся. В соответствии с положением о том, что мы являемся пассивными субъектами и нас формирует окружающая нас среда, мы даже не можем ничего сказать по этому вопросу.

Между тем другой английский эмпирик, Томас Гоббс (1588-1679), предположил, что людям от рождения присущ эгоизм, и, следовательно, они нуждаются в формирующем влиянии окружения и в непрерывном контроле для того, чтобы стать способными к сотрудничеству членами общества. Похожее положение лежит в основе психоаналитической теории Фрейда. В обеих системах заложена идея о том, что люди обладают эгоистичными мотивами к выживанию, сексу и агрессии и что в поведении человека нет ничего позитивного или альтруистичного. Эти воззрения, кроме того, в высшей степени согласуются с христианской доктриной о первородном грехе, утверждающей, что человек имеет врожденные склонности служить лишь себе, а для этого готов переступать через других людей. Таким образом, наша повседневная деятельность требует, чтобы мы постоянно удерживали под контролем наши эгоистичные внутренние мотивы и желания.

Других взглядов придерживался французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778), считавший, что люди рождаются хорошими, но часто оказываются испорченными «пороками» общества. В похожем русле двигались психологи XX века Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, говорившие, что наша внутренняя сущность - добро, мотивы человека позитивны по отношению к себе и к другим. Мы активно стремимся к личностному росту и к самореализации, а также нас волнуют любовь, принадлежность к окружающим нас людям, их благополучие.

Какая из этих трех основных гипотез о сути людей истинна? На данный момент не существует четкого ответа. Забота о других в форме эмпатии (сопереживания), очевидно, присутствует у 2-летних детей, а ставшее классическим исследование Мартина Хоффмана и его коллег предоставило данные того, что даже дети двух дней от роду чувствуют страдания окружающих и волнуются из-за них. Это серьезное свидетельство в пользу того, что эмпатия является врожденным качеством, хотя очевидно, что младенцы в первые месяцы жизни, кроме того, чрезвычайно ориентированы на получение удовольствия и прежде всего - на избежание боли. Ясно также, что дети должны усвоить специфические моральные нормы и ценности своей культуры. Вопросы о том, как взаимодействие наших врожденных предпосылок с влияниями семьи, культуры и общества определяет наше становление хорошими или не столь хорошими членами общества и о том, рождаемся ли мы хорошими, дурными или нейтральными по своей сути, остаются спорными.

Скиннер повернул стрелки часов вспять… На всем протяжении его почти шестидесятилетней и в высшей степени выдающейся научной карьеры он непреклонно отказывался использовать такие термины, как научение, мотивация, и какие-либо другие, обозначающие что-либо невидимое в объясняемом поведении. Он обосновывал это тем, что такие термины заставляют нас полагать, что мы понимаем что-то, чего на самом деле не понимаем. Его собственные слова звучали так:

«Когда мы говорим, что человек ест, потому что он голоден... много курит, потому что он заядлый курильщик... или хорошо играет на пианино, потому что обладает музыкальными способностями, мы вроде бы имеем в виду причины поведения. Но подвергнутые анализу, эти фразы оказываются просто неправомерными (излишними) описаниями. Некий простой набор фактов описывается двумя утверждениями: «он ест» и «он голоден». Или, например: «он много курит» и «он заядлый курильщик». Или: «он хорошо играет на пианино» и «он обладает музыкальными способностями». Практика объяснения одного утверждения в терминах другого опасна, потому что она предполагает, будто мы нашли причину, а поэтому не нуждаемся в дальнейшем поиске»

Другими словами, такие утверждения образуют замкнутый круг. Как мы узнаем, что человек голоден? Потому что он ест. Почему он ест? Потому что он голоден. Однако многие исследователи указывали, что существуют пути выхода из этой ловушки, способы сохранить в научном обращении термины, описывающие внутренние, невидимые состояния или процессы. Мы уже отмечали один из них: использование представителями теории научения операциональных определений таких состояний, как голод. Тем не менее продолжаются дебаты относительно допустимой степени употребления подобных терминов.

Согласно Пиаже, ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с физической средой и вырабатывает все более сложные мыслительные стратегии. Нередко кажется, что этот активный, создающий свой мир ребенок работает в одиночку над формированием понятий и разрешением задач. Однако специалисты по развитию начинают все чаще подчеркивать социальную природу ребенка, который играет и говорит с другими людьми, узнавая в этих контактах столько же или даже больше, чем в своих уединенных размышлениях о вещах.

В реальной жизни дети постоянно получают опыт, находясь в компании взрослых, старших детей, переводящих на их язык этот опыт, помогающих им извлечь из него смысл. Таким образом, когнитивное развитие детей часто является «ученичеством», в ходе которого более опытные и знающие товарищи руководят приобретением ими понимания и навыков.

Советский психолог Лев Выготский (1896-1934) был первым, кто подчеркнул важность социального контекста, в котором происходит большая часть когнитивного (познавательного) развития детей, а также значение исторического развития знания и понимания, являющихся совокупным достоянием всего общества. Он выдвинул основной вопрос: как мы коллективно извлекаем смысл из окружающего нас мира? В попытке ответа на него в контексте индивидуального развития Выготский привлек на помощь социологию, антропологию и историю. Его заключение было следующим: мы понимаем наш мир, усваивая значения, разделяемые окружающими нас людьми.

Вывод: ………………………………………….. сделайте сами.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....