Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Ш, ш. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук, буква Ш план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему Раз

Перед вами игра «Звук и буква Ш», ориентированная на дошкольников 5-7 лет. Использовать игру можно как с группой детей, так и индивидуально в детских дошкольных учреждениях, а так же в домашних условиях. Игра удобна тем, что педагог может выбрать любое, из предложенных в содержании, задание или игру, и также легко вернуться к содержанию. Для поддержания интереса дошкольников, игра оснащена визуальными и звуковыми эффектами (при нажатии на картинки левой кнопкой мыши). Каждый слайд содержит инструкцию для выполнения заданий («Как шипит змея?», «Характеристика звука» - слайды озвучены логопедом). Д/и «В снежки играем слоги читаем» – чтобы появлялись снежки со слогами, необходимо щелкать левой кнопкой мыши. Для перехода на следующий слайд - щёлкните на стрелку в нижнем правом углу - . Игру можно завершить, нажав на домик в верхнем правом углу – . Возможно, вам придется помочь ребенку в выполнении заданий, задав наводящие вопросы. Не забудьте похвалить его за старание.


Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока:

Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); учить давать характеристику звуку; находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;формировать умение оформлять свои мысли в устной форме

Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей,формировать умение слушать и понимать других

Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, ответственности,трудолюбия, умение работать в парах, коллективе, воспитывать здоровый образ жизни.

Оборудование: учебник для 1 класса «Русская азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., блокноты для слого-звукового анализа схем, карточки слогов, букв,предметные картинки.

Технические средства обучения : аудиозапись, видеозапись, ПК, проектор, экран, презентация Power Point .

Организационный момент.

Подравнялись. Сегодня урок обучения грамоте,чтению нам предстоит провести вместе со мной.зовут меня …..,но еще у нас есть гости,давайте повернемся и попреветствуем их наклоном головы.

Садитесь.

Ну-ка посмотри, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2 . Актуализация опорных знаний.

Что такое речь?

Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Из чего состоят слоги?

Какие бывают звуки?

Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)

А что еще вы знаете о звуках? (мы их слышим)

Чем обозначают звуки на письме?(буквами)

Посмотрите: я показываю букву, а вы, если она обозначает гласный звук хлопаете в ладоши один раз, а если согласный 2 раза.(2 гласные,2 согласные и Ь)

А почему тишина? Или -Все ли согласны с хлопком Пети?

А что это за буква такая интересная Ь?

Что в ней особенного?

Звучит песня «Кабы не было зимы»

Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? А почему дети особенно любят Новогодний праздник?

Я расскажу вам историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, слушайте:(звучит музыка «В лесу родилась елочка» 1 куплет)

«Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.

Максим как услышал, упал от смеха и кричит: - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!

Тут и Серёжка подключился. Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».

Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски»

А Максим ей в ответ: - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу::

Ох, хыхечка зелёная,

Боюся, уколюся я.

Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а та говоришь «хыхки». И давай спорить они.Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел, смотрел, а потом говорит: - Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!

Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его.

Вы наверное уже догадались какая тема урока.

Буквы Ш,ш.-доска

Цель урока.

С новым звуком Ш и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке.

Работа со звуком (доска)

Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук.

Какой это звук? СОГЛАСНЫЙ

Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду)

Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ

Почему так думаете? (состоит из шума)

Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

Какой парный глухому согласному звуку Ш? (звонкий Ж) ПАРНЫЙ

Постановка проблемы, открытие новых знаний.

Звук Ш не простой, а с секретом.

И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание:

Звучит музыка «Маленькой ёлочке холодно зимой» (1 куплет)(слайд)

Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш

Отгадать загадки:

С неба падают зимою

И кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки

Белые снежинки .

Повесим игрушку на ёлочку?

Почему нет? (звонкий согласный Ж)

Растут они на ёлке,

Но это не иголки. (шишки )

Почему да? (глухой согласный звук Ш)

Ветки ёлки шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки

Флаги, звёздочки, хлопушки

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы. (заяц)

Висят на ёлке нити пёстрой мишуры

И разноцветные шары.

Ёщё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах?

Произнесите медленно:

ХЛАПУШШКИ

Какой звук Ш во всех словах твёрдый или мягкий?

Может быть, случайно так получилось что звук Ш твёрдый?

Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко.

Получилось?

Значит какой вывод можно сделать?

Вот вы и открыли секрет согласного звука Ш !ТВЁРДЫЙ

Работа с буквами

На письме звук Ш обозначается буквами Ш, ш (ша)-карточка

Посмотри на букву Ша

Буква очень хороша.

На что похожа буква? (вилы, …….)Слайд

Давайте напечатаем эту букву у себя в блокнотиках(большую и маленькую)

А где нужна загл.буква?(имена собс)

Прочитает нам Илья загадку о(шишках)еловые.(слайд)

Послушайте слово и назовите звуки

Печатаем в блокнотах,а один у доски

Шышки (карточка)-----шишки (карточка)

А у кого по другому?(с буквой И)

Как быть?Мы уже говорили об этом секрете.Что это за секрет?(только твердый)

Какой звук указывает на мягкость?(и),а здесь что?(не смягчает)А почему?(ш не дружет с и и ему не подчиняется)Т.е. И его не смягчает.

Так что мы должны запомнить?(что звук ш всегда ТОЛЬКО ТВЕРДЫЙ,но пишется с И)

Давайте откр. Учебник и найдем это правило.

Ши пиши с и.(карточка)

А почему в слове некот.из вас напечатали Ы после ш?(слышится ы)

Физминутка

Тренировка в чтении

Чтение слогов с ш

Чтение слов

Мыши

Малыши

Ши на(доска)

Какое лишнее? Почему

Что мы запомнили?Ши пиши с иКакой звук имеет и в сочетании с ши?

Речевая гимнастика.

Пришло время провести гимнастику, но не простую, а речевую.

Ша – ша – ша

Наша ёлка хороша.

Шо – шо – шо – мы играли хорошо.

Слайд с елочкой повторить только уже с конвертом

Ребята, а под ёлочкой конверт? Как вы думаете, что в нём? (письмо)

Прочитаем?

Поздравление: Дед мороз просит нас поработать в парах, за эту работу он приготовил сюрприз

Сюрпризы в виде маленьких открыточек с правилом.

Работа по учебнику. Слова черныеи

Составить предложение с именами собств и связать с нг

А что можно составить из предлож.(текст)

Я вам приготовила рассказ.

Весело зимними деньками! Кругом пушистый снег. Замерзли реки. Малыши рады зиме.

Сколько предложений

Как узнали?По рисунку предположите о чем речь

Чтение читающим.

Беседа по тексту

Итог.

Что нового узнали на уроке?

Какие открытия сделали?

Что было особенно интересным?

Что показалось трудным?

А что помогло справиться с трудностями?

Шипящие и свистящие звуки не всегда легко даются растущим малышам. Некоторые особенности произношения шипящих могут сохраняться вплоть до окончания начальной школы, а без контроля педагогов - пожизненно.

Важно, чтобы ребенок под присмотром родителей или логопеда тренировался в правильной артикуляции звука «ш», тогда и другие трудные звуки сдадутся под натиском упражнений.

Из этой статьи вы узнаете

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором - нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

Незаметный тест. Нет смысла объяснять сыну или дочке, что нужно делать. Самый простой способ - вовлечь ребенка в игру «Повторялки ». Начните со слов и звуков, не относящихся к теме. Затем позвольте ребенку самому задавать задания. В следующую свою очередь предложите один из блоков.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

[ша] [шэ] [шу] [ши] [шо].

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

[а-ша] [э-шэ] [у-шу] [и-ши] [о-шо] [ы-ши].

Следующий блок - сочетания «ш» с согласными:

[шка] [кша] [шки] [кши].

Более сложные:

[сши] [шис] [шиш] [шуш] и [ас-ши] [у-шис] [и-шиш] [уш-уш].

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея .
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель .
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать .
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура .

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др .

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Важно ! У части детей с нормально развитым артикуляционным аппаратом постановка звука «ш» может произойти прямо во время тестовых упражнений или первых занятий просто потому, что для наработки навыка нужна направленная тренировка. Другим деткам понадобится действовать поэтапно в течение некоторого времени.

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» - глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Что делать, чтобы «ш» зашипел

Среди методов стимулирования речевого развития в раннем возрасте нужно говорить и о необходимом этапе ползания, и о вреде раннего сидения, и о важности сенсорного развития. Малышам помогают пальчиковая гимнастика, стишки, потешки и работа с песком.

Даже простой деревянный шарик - это источник сенсорных ощущений. Его можно катать между ладошками, пальчиком по ладошке, удерживать по-разному, изучать его физические свойства тоже весьма полезно для расширения кругозора.

Не ограничивайтесь лепкой куличиков из песка и не запрещайте ребенку играть с замками во дворе или на пляже. Закапывайте в песок камешки и мелкие игрушки. Просите ребенка угадать игрушку по форме, не вынимая из песка. Проделывайте то же с другими текстурами: рисом, гречкой, манной крупой. Роль песочницы сможет исполнить любая широкая емкость, даже в зимний период.

Когда речь идет о коррекции звука «ш» у дошкольника, мелкой моторикой и сенсорными упражнениями пренебрегать не стоит, но уже можно включать ребенка в полноценные структурированные занятия, логоритмику. Нужно применять скороговорки, чистоговорки и стихи посложнее.

Методические основы для родителей

Нежелание посещать логопеда может быть связано и с материальными затруднениями, и с родительскими убеждениями. В любом случае родителю самому нужно знать, как научить ребенка говорить букву «Ш». Если вы всерьез решили заниматься с ребенком самостоятельно, делайте это систематически. Неплохо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта. Само занятие должно содержать:

  • 1-2 минуты: организационный момент (активация внимания ребенка) . Не говорите «Сейчас мы с тобой будем учить… », лучше сказать «Иди, поиграем вместе !», ведь игра - самый действенный способ научить ребенка чему-то важному.
  • 1-2 минуты: вступление (активация интереса) . Расскажите, что за веселую игру вы предлагаете и зачем.
  • 10-15 минут: разминка 2-3 минуты и основная часть (собственно занятие). Каждые 3-7 минут, в зависимости от усидчивости и возраста малыша, обязательно проводите физкультминутку. Это нужно для переключения внимания и сброса напряжения.
  • 1-2 минуты: заключение : поблагодарите и похвалите ребенка за его старания.

Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными. По этой же структуре можно строить любые другие домашние занятия.

Разминка для языка и губ

Перед занятием в домашних условиях тоже нужен разогрев. Ребенка надо при этом не утомить, а заинтересовать и погрузить в сказочную историю или интересное соревнование с самим собой. Существует масса готовых программ разминки, основанных на классической артикуляционной гимнастике.

Разминка помогает снять напряжение губ и языка, сделать их более подвижными и послушными. Постепенно разминка будет занимать все меньше времени и превратится в веселый ритуал.

Не запрещайте ребенку немного покривляться - это не повредит его поведению, если встроено в учебное занятие. Сочетайте гимнастику с тренировкой эмоций (например, используйте карточки или маски) и интонационного ряда (мимика и интонации должны быть взаимосвязаны). Комплексное развитие интереснее и эффективнее.

Упражнения для основного этапа занятия

Никогда не пытайтесь следовать одному и тому же алгоритму. Меняйте логопедические упражнения от раза к разу. Давайте их в разных сочетаниях и не старайтесь обязательно выполнить все в рамках одного занятия!

Упражнение «Чашечка»

Нижняя челюсть расслаблена, плоский широкий язык укладывается на нижней губе, а кончик и край при этом приподняты, формируя плоскую чашу. Подобным образом выполняется «Блинчик » - язык остается плоским лежать на нижней губе. Целесообразно периодически чередовать два упражнения по 10-15 секунд. Если чашу опускать и поднимать без изменения формы, то получится «Болтушка ».

Упражнение «Фокус»

Уже знакомую чашу нужно высунуть изо рта и, не касаясь губ, завернуть кончик языка кверху. На кончик носа можно положить кусочек ваты или салфетки. На выдохе воздух нужно направить точно на предмет.

Упражнение «Лошадка»

Цокот лошадиных копыт любят изображать все дети, но в рамках упражнения это нужно сделать не 1 раз, а в течение 10-15 секунд. Естественно, можно сочетать логопедический цокот с игрой в рыцарей!

После упражнений обязательно нужно поговорить: читать стихи, тренироваться в скорости и чистоте произношения звуков. Чем чаще происходит воспроизведение, тем быстрее закрепится навык.

Упражнение «Заборчик»

Очень нравится маленьким ученикам. Задача: широко улыбнуться и зафиксировать улыбку на несколько секунд. Это тренирует мимические мышцы щек.

Другие упражнения - «Трубочка » (губы трубочкой вытянуть вперед и зафиксировать), «Варенье » (вкусно и широкой облизать губы по кругу), «Качели » (широко открыть рот, а язык поочередно ритмично перемещать то к верхним, то к нижним зубам) - можно оставить под конец занятия, чтобы задействовать все мышцы по очереди.

Повспоминайте с ребенком в каких ситуациях еще встречается звук «ш»:

  • как шумят деревья на ветру
  • как шипит злая кошка
  • как шуршат листья осенью под ногами
  • как шипит проколотое колесо
  • как шуршит мышка под столом

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].

Постановка и автоматизация звука

С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык - процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:

  • Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком.
  • Контролируйте собственное произношение.
  • Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник - пусть читает вслух с верным произношением.

Старайтесь почаще обращаться к новому навыку. Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:

  • Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу .
  • Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша .
  • Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши .
  • Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши .

Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка », «Волчишко-хвостишко ».

Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку. Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее.

Важно! В течение всего урока следите за громкостью голоса и интонационным рядом. Не забывайте о физминутках. И, конечно, каждое занятие должно оканчиваться позитивно. Можно даже ставить оценки, если это покажется вам эффективным приемом.

Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.

Почему не шипит буква «Ш»

Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения - нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

  • Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности : строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
  • Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки . Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
  • Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок. Подражание и копирование для детей - такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.
  • Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие , тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков .

Совет. Если возникли подозрения, что самостоятельно вам справиться не удастся, не откладывайте визит к специалисту. Избавиться от привычки нечетко выговаривать звук сложнее, чем сформировать верное произношение сразу.

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

  • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
  • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы. Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, - фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе - ваша любовь и желание помочь.

Ценная литература. Есть несколько книг с общим названием «Помогите малышу заговорить». Эти пособия дают исчерпывающую информацию о том, как научить ребенка говорить букву «Ш» и другие.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык - перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

  • Игра «Классификация»

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул,

— Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

(Погладить голову)

— Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

— У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

— У неё острый носик,

(Погладить нос)

— У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

— Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

— И носочки,

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

(О. Крупенчук)

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— большую/заглавную «Ш»;

— маленькую/строчную «ш»;

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— ша – Маша

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

— Шу – Шура

— ОШ – ШО

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш . Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш

Школьник в школу собирался,

Потеплее одевался:

Шубу, шапку, шарф надел -

Шёл до школы и вспотел.


Повтори звук Ш за мной:
= В прямых слогах:
ша-ша-ша, шо-шо-шо, ша-ши-шо-шу
ши-ши-ши, шу-шу-шу, ши-шо-шу-ша
ше-ше-ше, шо-шу-ша-ши
шик, шов, шейх, ширь

В обратных слогах:
аш-аш-аш, ыш-ыш-ыш, аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош, иш-иш-иш, ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш, уш-ыш-аш-ош
мышь, тушь, рожь [ш], уж [ш], ложь [ш], тишь

1. Найти слова с буквой Ш (взято и )




2. "Бродилка" по букве Ш


3. Определить те картинки (или просто слова), в которых есть буква Ш :
= шапка, шуба, стул, колесо, шкаф, сапоги

4а. Игра "Наоборот" ()
МыШ ка очень любит звук Ш . Она (взять игрушку и картинку с мышкой) будет называть слог с буквой С, а тебе нужно его переделать, заменив букву С на Ш .
= са - ша, со - шо, су - шу, сэ - шэ
= сок - шок, мыс - мышь, маска - Машка, каска - кашка

4б. "Измени первый звук в слове" или Игра "Фокусник": будем сейчас превращать одни слова в другие! Нужно первый звук заменить на звук [Ш] и назвать новое слово. (взято и ) (Примечание: некоторым детям сложно на слух поменять первый звук, поэтому можно написать на листе или сделать слайды).
= жаль - ..., мыло - ...., стык - ....
= мах - ..., дар - ..., губы - ...
= бык - ..., толк - ..., мышка - ...
= тапка - ..., майка - ..., топот - ..ёпот

5. Рассказ - пересказ с буквой Ш . Кошки-мышки (цепной текст) (взято и )

У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.

6а. Доскажи букву! (подготовить слайды со словами)
= каранда... , шала..., ланды..., малы..., камы...

6б. Игра "Закончи слово!" (взрослый записывает на листе) (взято )
= слогом Ш А: на..., ва..., Да..., Ната..., гру..., кры...,
= слогом Ш И: на..., ва..., ды..., камы..., гру..., мы..., кры..., пи..., у...

7а. "Жонглёр - ловкач" - надо поймать только те мячики (шарики), когда я буду назыыать слово со звуком Ш (если нет таких подручных материалов, то можно "делать шаг вперёд, если услышишь звук Ш (если нет, стоять на месте)")
= шишка, ёжик, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, морожениое

7б. Игра "Хлопни в ладоши" (когда услышит звук Ш)
= Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С
= Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА
= Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка

8. "Клоун и шарики": надо помочь словить те шарики, на которых есть буква Ш (от шариков нарисовать ниточку и привести её к руке клоуна). А из шариков, где нет буквы Ш, нарисовать выходящий воздух. Не забывать называть все буквы Ш. (идея взята , исполнение моё (А5))


9а. Занятие с буквой Ш (из книги "Игры на развитие речи")


9б. "Учим буквы играя"

10. У девочки Маш и сегодня день рождения - давай подарим ей ромаш ки! (идея взята , файл сделала сама (формат А5))


11. Ещё один номер с фокусником: я буду фокусником, а ты - помощником. Называй звук Ш, а я - остальное слово. Затем ты повтори за мной всё слово!
= ...апка, ...шуба, ...ина, ...аг, ...ум, ...шило, ...аль, ...ов, ...орох

12. "Певращения фокусника": будем превращать большие предметы в маленькие! (подсмотрела )
крышка - ...
шар - ...
шапка - ...
шкаф - ...
ухо - ...
кошка - ...
горшок - ...
подушка - ...
штора - ...
муха -

13. Закончи предложения.
Я иду и ты... (идёшь). Я пою и ты... (поёшь). Я веду и ты... (ведёшь). Я даю и ты... (даёшь). Я ем и ты... (ешь). Я несу и ты... (несёшь).

14. Игра "Назови ласково"
зима - зимушка
камень -
солнце -
хлеб -
изба -
хозяйка -
штаны -

15. Найди спрятанные буквы Ш (отсюда)

16. Выдели и обведи букву Ш (отсюда)

17. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш (отсюда)

18. Найти в этой путаннице букву Ш (отсюда)

20. Шарик лопнул. Он падает и шипит: "Ш -ш-ш". Пошипи вместе с ним. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш-ш-ш-ш..." (это задание и последующие отсюда)


21. Покажи, каким сначала был шарик - обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш -ш-ш-ш..."


22. Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шарик и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: "Ш -ш-ш-ш..." Сосчитай, сколько у Пятачка шариков: "Один шарик, два шарика, ..."


23. Змейки рисуют узоры на песке и шипят: "Ш -ш-ш-ш...". Сначала проведи по лигиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывать шипеть как змейки.

24. Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: "ТиШ е, мыШ и, не Ш умите. НаШ у коШ ку не будите". Сколько мышек увидела кошка во сне?


25. Проговори без запинки: "У Мишки шишки, шишки у Мишки...". Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово "Ш иШ ка".


26. Цепочка предложений. КаШ а (цепной текст)

Маша и Даша кушают пшенную кашу.

Пшенную кашу варят из пшена.

Пшено купила бабушка.

Бабушка наварила горшок пшенной каши.


Кашей накормили кошку.


27. Дорисуй половинку каждого предмета и назови его.

28. Выложи букву Ш из палочек (или карандашей, или спичек).

29. Рассмотри картинки и назови их. Определи место звука Ш в каждой из них. (взято )

30. Измени предложения по образцу (взято )
У Маши шуба. - Это Машина шуба.
У Миши машина. -
У Паши мешок. -
У Даши шахматы. -
У Саши шапка-ушанка. -

31. Игра "Запомни и повтори" (взято

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...