Конспект открытого занятия по окружающему миру с использованием триз - технологии для первой младшей группы. тема: «удивительное мыло
Данная презентация заинтерисует прежде всего воспитателей, практикующих использование ТРИЗ-технологий в своей работе. В презентации подробно описано, как знакомить детей с анализаторами - слуховым, зрительным, вкусовым, тактильным, обонятельным. также представлена карта знакомства с миром эмоций. Кроме этого прилагаются изображения всех анализаторов для использования их в работе с детьми. При составлении презентации я использовала материалы методического комплекса "Я познаю мир" Т.А.Сидорчук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентацию выполнила воспитатель МБДОУ №1 « Сибирячок » Слажнева О.А. Технологические карты Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека (с 2, 5 лет)
Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать. Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека. Наглядность: на универсальном пособии представлен образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематическое изображение сердца. Рекомендации: образ человека на универсальном пособии может быть любого возраста и пола, реальный или сказочный.
Технологическая карта ознакомления с возможностями тактильного анализатора. «Руки – помощники умной головы» * Предложить детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: « У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Организовать процессы обследования объектов руками. Предложить детям повторять фразы: «Руки – помощники умной головы» «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов» « Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т.д.». (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т. д.) На универсальном пособии у человека найти руки и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать умной голове информацию о значениях признаков. На основе полученной информации у человека появляются мысли. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с тактильного анализатора. Примечание. Возможности тактильного анализатора расширяются за счет присутствия его на коже человека. В частности полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор), а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».
Технологическая карта ознакомления с возможностями зрительного анализатора. «Глаза – помощники умной головы» Предложить детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать». Организовать процессы рассматривания объектов глазами. Предложить детям повторять фразы: * « Глаза – помощники умной головы» * «Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает признаки объектов» * «Глаза ощущают значения признаков: цвет, форма, размер и т.д.» (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: цвет, размер, форма и т. д.) На универсальном пособии у образа человека найти глаза и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать голове информацию о значениях признаков. У человека на основе полученной информации появляются мысли. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со зрительного анализатора. Примечание. Зрительный анализатор дает большое количество информации человеческому мозгу. В то же время достоверность информации проверяется другими анализаторами или исследовательскими действиями. Например: * глаза человека дают информацию, о том, что хвойный лес вдалеке голубого цвета. Необходимо подойти поближе и увидеть изменение цвета; стол кажется мокрым, такую информацию дает зрительный анализатор. Надо потрогать рукой, чтобы убедиться в обратном: стол сухой, но блестящий. Фиксируется обман зрения, рука – контролер правильности воспринимаемых ощущений.
Технологическая карта ознакомления с возможностями слухового анализатора. «Уши – помощники умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свои уши, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть уши, и ими можно слушать звуки, которые издают объекты. Уши могут ощущать». * Организовать воспроизведение звуков разными объектами. Предложить детям повторять фразы: «Уши – помощники умной головы» «Уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков». * На универсальном пособии у образа человека найти уши и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. (Фраза сообщается после ознакомления детей с именем признака звук и его значениями: громко – тихо, высоко – низко и т. д.) * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть уши и они могут дать голове информацию о значениях признаков звука. У человека на основе полученной информации появляются мысли * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со слухового анализатора. Примечание. При описании звуков важно использовать прилагательные, характеризующие звук. Например: * стул упал, и мы услышали глухой, громкий звук; * металлофон издает звонкий и разный по громкости звук, если использовать специальные молоточки. * Звуки издают все объекты при взаимодействии с другими объектамиили воздействии на них. Слуховой анализатор человека имеет ограниченные возможности, поэтому мы слышим не все звуки.
Технологическая карта ознакомления с возможностями вкусового анализатора. «Язык – помощник умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свой язык, сосредоточить на нем внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть язык, и им можно пробовать объекты на вкус. Язык может ощущать вкус». * Организовать процессы определения вкуса съедобных объектов. Предложить детям повторять фразы: «Язык – помощник умной головы» «Язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака вкус: кислый, сладкий, приятный и т. д.) * На универсальном пособии у образа человека найти язык и предложить детям самостоятельно рассказать о его возможностях. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть язык и он может дать голове информацию о значениях признака «вкус». У человека на основе полученной информации появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с вкусового анализатора. Примечание: Полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным анализатором. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор), а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».
Технологическая карта ознакомления с возможностями обонятельного анализатора. «Нос – помощник умной головы» * Предложить детям посмотреть в зеркало на свой нос, сосредоточить на нем свое внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть нос, и им можно нюхать объекты. Нос может ощущать запах». * Организовать процессы обследования запахов объектов носом. Предложить детям повторять фразы: «Нос – помощник умной головы» «Нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака запах: резкий, слабый, химический, ванильный и т. д.) * На универсальном пособии у образа человека найти нос и предложить детям самостоятельно рассказать о его возможностях. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть нос и он может дать голове информацию о значениях признака «запах». У человека на основе полученной информации появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с обонятельного анализатора. Примечание: Запахом обладает любой объект окружающего мира. Возможности обонятельного анализатора у человека ограничены. При описании значений признака «запах» целесообразно использовать прилагательные: лимонный, бензиновый и т.д. запахи.
Технологическая карта ознакомления с миром эмоций. «Сердце дарит нам настроение» * Предложить детям определить свое настроение или настроение кого-либо (реальный объект или объект на картине). Повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть настроение, и оно идет от сердца. Сердце может подсказать нам наше настроение ». Организовать процессы обследования признаков объектов различными анализаторами, при условии разности настроений. Предложить детям повторять фразы: «Когда мне весело, то солнце светит ярче, а мороженое вкуснее». «Когда мне грустно, то вид игрушки мне не нравится, а суп пахнет не вкусно». «Настроение улучшает или ухудшает значения признаков для меня». «Одно и то же значение какого-то признака может восприниматься по - разному, в зависимости от настроения». * На универсальном пособии (у образа человека) найти сердце и предложить детям самостоятельно рассказать о возможных настроениях человека. * Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть настроение и от него зависит степень восприятия значений признаков объектов. У человека в зависимости от эмоционального состояния появляются мысли. * Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с эмоциональным отношением к информации, полученной с анализаторов. Примечание: * Целесообразно воспитателю собрать копилку свойств характера, эмоциональных характеристик человека. С помощью них проводить тренинги с детьми старшего дошкольного возраста: например, свойства характера – злобность (злая баба Яга) и добродушие (Дюймовочка) воспринимает одни и те же значения признаков объекта (Аленький цветочек) по-разному. Баба Яга, смотря на цветок, злится и ненавидит алый цвет и душистый запах, а Дюймовочка радуется яркому цвету и цветочному запаху. * Необходимо обсуждать с детьми значение признаков объектов при разных эмоциональных состояниях и не видеть проблемы в признаке объекта. Проблема в эмоциональном состоянии человека: надо уметь менять точку зрения на события и понимать свое настроение.
«Язык – помощник умной головы» «Руки – помощники умной головы»
«Глаза – помощники умной головы» «Уши – помощники умной головы»
«Нос – помощник умной головы» «Сердце дарит нам настроение»
Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.
Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слово и не воспринимаем зрением.
Традиционно детей дошкольного возраста сначала обучали различению значений имен признаков, а обобщающее слово (имя признака) предполагалось, что сформируется само по себе.
В данной технологии имя признака первостепенно, а значения этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.
Основные этапы ознакомления с именами признаков
1 этап.
Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Воспитатель предлагает детям поискать имя признака «влажность» и увлеченно «ищет» значения признака «влажность» в ближайшем окружении длительное время вместе с детьми.
2 этап.
Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Руки ощущают сухую ткань, из-за этого умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое.
3 этап.
На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Изображается капля (или какой-либо другой значок) и формулируется от имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок, дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.
4 этап.
Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на универсальном пособии (приложение № 1). По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.
Имена признаков объектов это: влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, вес, действие, направление, материал, время, место, часть, размер, количество, форма.
Цель: Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.
Наглядность: схемы имен признаков (17 признаков) объединены сюжетом. Рекомендации к оформлению: капельки тучи, семечки арбуза, яблоки на яблоне и т.д. Схемы имен признаков появляются по мере освоения их детьми.
Технологическая карта ознакомления с именем признака «влажность»
(с 2,5 лет)
Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «влажность» и мы будем искать его значение в объектах.
Организовать «поиск» значения признака «влажность» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака
не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;
4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;
2-3 дня в старшей и подготовительной группах.
В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «влажность». Например, «Подоконник, какой ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник сухой по влажности, полотенце мокрое по влажности».
Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные: мокрый, сухой, водяной, высушенный и т. д.; наречия: мокро, сухо, влажно и т. д.
Проверить усвоение детьми имени признака «влажность» с помощью вопросов.
Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про влажность?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».
Внести значок, который схематично изображает признак «влажность». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»
Ответ детей: «Объект, какой ты по влажности?»
5. Значок «влажность» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.
В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.
Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак влажности, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.
Освоение детьми способов наблюдения.
(c 2,5 лет)
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения. Научить детей понимать, как и для чего проводятся наблюдения. Создать условия для усвоения обобщенной модели процесса наблюдения.
Наглядность: Сделать пособие «Кольцо Наблюдения»: диск d -10-12 см. с отверстием d -2-3 см. С одной стороны – диск разделен на пять секторов синим цветом, с другой стороны – на пять секторов красным цветом. Технологическая карта освоения способов наблюдения.
1.Показать Кольцо Наблюдения и объявить детям о его возможностях: в дырочку можно найти объект и его рассматривать, чтобы больше о нем узнать.
2.На глазах у детей на Кольце наблюдения нарисовать глаз красным фломастером и объявить его помощником Умной головы. Глаз видит объект (части, форма, цвет). Например, посмотрели на облако – глаз увидел облако, а Умная голова поняла, что это облако (по форме, по цвет, по месту). Через 5-7 минут на глазах у детей нарисовать на Кольце наблюдения с другой стороны диска – синим фломастером глаз. Глаз увидел изменения, а голова поняла, что облако поменяло форму, цвет и место.
3.Закрепить понятие – объект наблюдения. Его можно увидеть, если внимательно посмотреть в дырочку. Глаза смотрят, а голова – видит разные признаки и их изменения.
4.На глазах у детей в одном из секторов Кольца Наблюдения изображается силуэт руки красным фломастером. Выбирается объект наблюдения – дерево. Помощник Умной головы - Рука узнаёт температуру и влажность этого объекта. В конце прогулки – изображается силуэт руки, синим фломастером, и отмечаются изменения температуры и влажности у этого же дерева.
5.На глазах у детей в следующих секторах изображаются схемы носа, уха и языка красным фломастером. Выбираются объекты, которые могут изменять запах, звук и вкус. После фиксации изменения на другой стороне кольца наблюдения изображаются, синим фломастером эти же анализаторы.
6.Побуждать детей рассказать о правилах работы с Кольцом Наблюдения:
Найти объект;
Помощниками Умной Головы узнать его признаки
Подождать некоторое время
Помощниками Умной Головы узнать, какие признаки изменились
Рассказать об этих изменениях или их засхематизировать.
7. В старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно проводит наблюдения за выбранным им самим объектом и фиксирует изменения признаков в тетради наблюдения с помощью схем. На данном этапе активно используется модели причинно-следственных связей и выявленных ранее закономерностей.
Примечание.
Дидактическое пособие Кольцо Наблюдения заполняется силуэтами анализаторов только на глазах у детей и постепенно, для того, чтобы у детей шло осознание возможности анализаторов при длительном наблюдении за каким-либо объектом.
Кольцо наблюдений в младшем возрасте может быть одно на всю группу, и воспитатель дает возможность по очереди работать с ним. В старшем дошкольном возрасте кольцо наблюдения может быть у каждого ребенка, если усвоено правило работы с ним.
26.01.2017 - Ознакомление с возможностями органов восприятия
Раздел «Наши органы чувств».
Вашему ребенку важно понять, что у представителей животного мира есть органы чувств, которые позволяют познать окружающий мир. Воспринимая объект с помощью тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов человек может получить информацию о значениях признаков данного объекта. Чрезвычайно важно желание воспринимать объекты, поэтому устойчивая мотивация играет особую роль в процессе познания.
При выполнении заданий обращайте внимание на настроение ребенка и стимулируйте его процесс восприятия фразами: «У нас хорошее настроение, и оно помогает познать признаки объектов. Помощники умной головы работают лучше, если у тебя есть настроение познать что-либо».
Спросить ребенка, с каким чувством он исследует объекты. Предложить превратится в какого-либо сказочного героя и представить, как бы он познавал объекты, если бы ему было весело, как беззаботному Вини-Пуху, или страшно, как трусливому Зайцу.
Сообщить ребенку, что у человека появляются мысли в зависимости от эмоционального состояния, при котором осуществлялся процесс познания.
Оборудование: графическое изображение человека (людей любого возраста и пола), с ярко выраженными помощниками умной головы и сердцем, открытым для познания.
Тема: «Руки – помощники умной головы».
Человек с помощью тактильного анализатора познаёт признаки объекта. Трогая различные предметы, ребенок получает информацию об их признаках, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что руки являются помощниками «умной головы». Руки трогают, а голова понимает признаки объектов.
Цель: создать условия для осознанного отношения к тактильному анализатору.
Задание № 1.
«Как руки помогают «умной голове» (с 2, 5 лет).
Предложите вашему малышу рассмотреть свои руки и потрогать какие–либо предметы, контрастные по признакам. Обозначить словами ощущения. Сообщить ребенку о том, что руки трогают объекты, а «умная голова» понимает разницу признаков.
Например:
Предлагаются два объекта разные по температуре. Восприятие сопровождаются словами: «Руки трогают, а голова понимает, что бутылка теплая по температуре. Руки трогают, а голова понимает, что другая бутылка холодная по температуре».
Рекомендации: предложите детям объекты различные по рельефу, по влажности, по форме. Обращайте внимание на действие своих рук и рук ребенка. Поблагодарите «умную голову» и ее помощников – руки, за то что они могут различать признаки объектов: гладкое – шероховатое, мокрое – сухое, круглое – квадратное и т.д.
В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать руки – помощники «умной головы».
Задание № 2.
«Руки трогают, а голова получает информацию» (с 4 лет).
Предложить ребенку, вспомнить, почему руки называют помощниками «умной головы».
Поиграйте в «Чудесный мешочек», с условием не угадывать спрятанный объект, а описывать его по признакам: температура, части, рельеф, форма, влажность, вес, размер и др.
В рабочей тетради сделать схемы признаков, значения которых распознаются с помощью тактильного анализатора (см. приложение «Имена признаков»).
Тема: «Глаза – помощники умной головы».
Человек с помощью зрительного анализатора познаёт признаки объекта. Глядя на различные предметы, ребенок получает информацию об их признаках, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что глаза являются помощниками «умной головы». Глаза смотрят, а голова видит.
Цель: создать условия для осознанного отношения к зрительному анализатору.
Задание № 1.
«Как глаза помогают «умной голове» (с 2, 5 лет).
Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало и увидеть свои глаза. Затем рассмотреть какой-либо предмет со словами: «Глаза смотрят, а голова понимает, что это за объект».
Обратить внимание на цвет объектов. Обозначить словами процесс восприятия цвета: «Глаза смотрят на красное яблоко, а голова понимает, что это цвет яблока».
В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать глаза – помощники «умной головы».
Задание № 2.
«Глаза смотрят, а голова получает информацию» (с 4 лет).
Предложить ребенку, вспомнить, почему глаза называют помощниками «умной головы».
Поиграйте вместе с ребенком в игру «Посмотри на объект и назови признаки, которые увидел». Выиграет тот, кто больше назовет признаков объектов. В качестве подсказки можно использовать значки имен признаков.
В рабочей тетради сделать схемы признаков, значения которых распознаются с помощью зрительного анализатора (см. приложение «Схемы имен признаков»).
Тема: «Уши – помощники умной головы».
Человек с помощью слухового анализатора познаёт разнообразные признаки звука. Прислушиваясь к звучанию, ребенок получает информацию, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что уши являются помощниками «умной головы». Уши слушают, а голова слышит.
Цель: создать условия для осознанного отношения к слуховому анализатору.
Задание № 1.
«Как уши помогают «умной голове» (с 2, 5 лет).
Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало и увидеть свои уши. Затем прислушаться к какому-либо источнику звука: «уши слушают, а голова слышит, понимает и различает признаки звуков».
Обратить внимание на громкость звуков. Обозначить словами силу звука, его направление и другие характеристики.
В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать уши – помощники «умной головы».
Задание № 2.
«Уши слушают, а голова получает информацию» (с 4 лет).
Предложить ребенку, вспомнить, почему уши называют помощниками «умной головы».
Поиграйте вместе с ребенком в игру «Звуки за ширмой».
Условия игры: не называть звучащий объект, а дать характеристику его звука. Выиграет тот, кто больше назовет признаков звука.
В рабочей тетради сделать схему имени признака «звук» (см. приложение «Имена признаков»).
Тема: «Нос – помощник умной головы».
Человек с помощью обоняния познаёт запахи объектов. Ребенок получает информацию о различных признаках запаха, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что нос являются помощниками «умной головы». Нос нюхает, а голова различает запахи.
Цель: создать условия для осознанного отношения к обонятельному анализатору.
Задание № 1.
«Как нос помогает «умной голове» (с 2, 5 лет).
Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало и увидеть свой нос. Затем определить запах какого-либо объекта со словами: «Нос нюхает, а голова понимает, чем пахнет».
Обратить внимание на разнообразие запахов. Обозначить словами противоположные значения признака «запах»: приятный запах – неприятный запах, кислый запах – сладкий запах, резкий – слабый и т.д.
В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать нос – помощник «умной головы».
Задание № 2.
«Нос нюхает, а голова получает информацию» (с 4 лет).
Предложить ребенку, вспомнить, почему нос называют помощником «умной головы».
Поиграйте вместе с ребенком в игру «Определи признаки запаха». Условия игры – дать описания признака запаха, а не угадать объект. Поэтому лучше всего использовать ароматизированную ветошь. Выиграет тот, кто больше назовет признаков запаха.
Тема: «Язык – помощник умной головы».
Человек с помощью вкусового анализатора познаёт разнообразные признаки вкуса. Воспринимая пищу на вкус, ребенок получает информацию о разнообразии этого признака, которая обрабатывается в коре головного мозга. Поэтому можно сказать, что язык является помощником «умной головы». Язык пробует на вкус, а понимает признаки вкуса.
Цель: создать условия для осознанного отношения к вкусовому анализатору.
Задание № 1.
«Как язык помогает «умной голове» (с 2, 5 лет).
Предложите вашему малышу посмотреть на себя в зеркало на свой язык. Сосредоточить на нем внимание со словами: «У нас есть язык, и он может ощущать вкус». Затем предложить попробовать какой-либо напиток на вкус, сравнить его с другим напитком.
Обратить внимание на разность вкусов: что бывает соленым, сладким, горьким, кислым. Различаются они по степени проявления: пересоленный – недосоленный. Обозначить словами процесс восприятия вкуса: «Язык пробует, а голова понимает, какой объект по вкусу».
В рабочей тетради ребенка на графическом изображении человека показать язык – помощник «умной головы».
Задание № 2.
«Язык пробует на вкус, а голова получает информацию» (с 4 лет).
Предложить ребенку, вспомнить, почему язык называют помощником «умной головы».
Поиграйте вместе с ребенком в игру «Расскажи, какой на вкус». Выиграет тот, кто больше назовет признаков вкуса.
Например: во рту у ребенка конфета, сверху она сладкая, а начинка сначала очень кислая, потом становится пресной.
Век цифровых технологий разнообразил и упростил жизни людей. Но большинство технологичных новинок зачастую долгое время претерпевает недоверие со стороны пользователей. Многие из нас попросту боятся чего-то нового. Вспомнить, например, микроволновые печи, спрос на которые был невероятно низок в первое время, или фотографию, когда французский художник и изобретатель Луи Дагер впервые сделал фотоснимок и услышал жесткую критику в свой адрес. И в наше время многие изобретения долго время остаются без особого внимания людей.
Взять, к примеру, анализаторы состава тела. Как показывает опрос, каждый третий человек сомневается в достоверности их работы и показаний. Эти люди считают, что таких умных весов просто быть не может в нашем мире. И сомнения их понятны: как такой компактный, тонкий прибор может выполнить полноценный анализ состава тела человека без всяких дополнительно подключаемых проводов и датчиков? Это ведь, если и не за гранью воображения, то уже точно из области фантастики! Наши предки когда-то с опаской смотрели на добытый огонь, для них он был чем-то невероятным и невозможным. Но нам же выпала возможность прожить жизнь в век высоких цифровых технологий – время, когда в нашей жизни появляются «умные» телефоны, «умные» автомобили, «умные»
весы с функцией анализа состава тела
.
Наше сомнение – есть ни что другое, как возможность получить достоверные знания. А наши знания говорят нам о том, что какими бы умными и фантастическими ни казались для нас анализаторы состава тела, их работа всего лишь основана на знакомых всем нам со школы элементарных законах физики.
Еще на уроках физики нам рассказывали о сопротивлении электрического тока с разными проводниками. Мы знаем, что вода – отличный проводник. Также из уроков анатомии нам известно, что мышцы тела на 75% состоят из воды, жировые ткани человека содержат наименьшее ее количество. Значит, электрический импульс легко и быстро проходит через мышечную ткань, но задерживается на пути через жировые ткани.
Принцип работы «умных
весов с анализатором массы
» или просто анализаторов состава тела как раз и основан на измерении электрического сопротивления тканей при прохождении через них безопасного низкоинтенсивного электрического тока.
Полученные данные «умные
весы
» обрабатывают и анализируют. Имея информацию о весе, росте, возрасте человека, а также результаты измерения содержания воды, жировой и безжировой массах, они высчитывают мышечную, костную массы, метаболический возраст. Процесс измерения занимает несколько секунд и не требует особых навыков и умений от пользователей.
Выходит, умные
весы с анализатором состава тела
– не такое уж фантастическое изобретение. Основа их работы – старые, как мир, законы физики и биологии. И, конечно, немного современных технологий, без которых сегодня - никуда.
Не стоит сомневаться в том, что Вы не пробовали. И помните, что всякое познание начинается с опыта!
Перейти в раздел
НОУ ДЦ «Акварель»
Конспект открытого занятия по окружающему миру с использованием ТРИЗ - технологии для первой младшей группы .
Тема: «Удивительное мыло»
Воспитатели: Малышева С.В.
Бахарева Ю.В.
Новосибирск, 2015 г.
Тема : «Удивительное мыло»
Цель :
Закрепление знания детей о свойствах и назначение мыла; развитие любознательности, наблюдательности, смекалки; повторение правил безопасности при работе с мылом.
Программные задачи:
1. Расширить знания детей о здоровом образе жизни.
2. Закреплять представления о назначение мыла, используя признаки объектов (влажность, температура, рельеф) и анализатора-«руки» помощники умной головы. Развивать культуру гигиенических навыков, соблюдать правила гигиены.
Оборудование:
Мелодии песен на выход Мыльного Пузыря, игру и Воздушные шары, разные виды мыла, лейки, полотенца, тазики, мыльные пузыри.
Ход занятия :
ЭТАП
Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь», ребята встают в круг.
Воспитатель:
Раз ладошка, два ладошка.
Подружись со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
Доброе утро! Вы проснулись?
Дети : Да.
Воспитатель: Вы друг другу улыбнулись?
Дети : Да.
Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости, и я предлагаю вам улыбнуться гостям.
Дети улыбаются гостям.
Воспитатель:
П
одарили мне игрушку
Не машинку, не хлопушку.
Просто тюбик. А внутри
Притаились пузырьки.
Я лопаточку с «окошком»
Окуну в раствор немножко.
Дуну раз, и два, и три,
Разлетятся пузыри.
Пузыри легко взлетают,
Цветом радуги сверкают.
Звучит музыка «Полет шмеля», воспитатель выдувает пузыри и в это время из-за ширмы появляется «мыльный пузырик»
Мыльный Пузырь: Здравствуйте, дети!
Дети здороваются.
Мыльный пузырь: Давайте знакомиться. Я - мыльный пузырик. Я сделан из мыла и воды.
Очень люблю чистоту и ароматные запахи. А чем это у вас в группе сейчас пахнет? И слова какие-то написаны. Ой, ребята, а тут еще и письмо есть, на конверте написан адрес: детский сад «Акварель», для моих друзей из первой младшей группы от Мойдодыра. Это точно вам, давайте откроем и посмотрим, что там (открывают конверт).
Мыльный пузырь: Ребята, в письме Мойдодыр загадал вам загадку:
Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Дело ясное вполне - гладко и душисто, моет очень чисто,
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.
Кирпичик розовый, душистый, потри его и будешь чистым.
Воспитатель с детьми: - Пузырик, да это же мыло!
Мыльный пузырь: Молодцы, ребята, а еще Мойдодыр в письмо вложил вот такую стрелочку (показывает) и написал, что если вы пойдете по таким стрелочкам, то найдете сюрприз – много разного мыла. А в путешествие за сюрпризом отправятся те ребята, чьи имена написаны в письме (перечисляет).
Дети находят стрелочки и идут по ним, находят мыло разных цветов и форм.
2 ЭТАП
Мыльный пузырь: Дети, для чего нужно мыло?
Воспитатель и дети : Умываться, мыть руки, чтобы быть чистыми, стирать грязные вещи.
Мыльный пузырь: Сегодня с вами мы будем проводить эксперименты. Станем исследователями.
Подходим к тазикам с водой.
Первый эксперимент.
(Обследуют воду).
Мыльный пузырь: - Что налито в тазики? (вода).
Какая вода? (прозрачная). Чтобы узнать какая еще вода, давайте опустим ручки в воду. Какая еще вода? (теплая). Какой значок спрашивает нас о «температуре» объекта? Какой помощник умной головы помог определить признак «температура»? (руки).
Сделайте быстрые движения ручками в воде.
(Делают быстрые движения руками в воде). Что происходит?
(В воде появляются пузырьки воздуха ). Посмотрите сколько их много!
Второй эксперимент .
Мыльный пузырь: Дети, хотите поиграть с мылом? (Ответ детей). Но вначале давайте подумаем и ответим на такой вопрос: Что происходит, когда мыло попадает в глаза? (происходит жжение). Поэтому старайтесь, чтобы мыло не попало вам в глаза.
В
озьмите каждый по куску мыла. Потрогайте его и понюхайте.
(Дети трогают и нюхают мыло.)
Какое оно? (оно гладкое и душистое, овальное).
Ребята, покажите, где у нас живет значок, спрашивающий нас о «рельефе» объекта? Какой помощник умной головы помог определить рельеф? (руки)
Погрузите его в воду.
(Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки).
Каким оно стало? (скользким, влажным).
А, покажите мне, где у нас живет значок, спрашивающий нас о «влажности» объекта? Какой помощник умной головы помог определить признак «влажность»? (руки)
Мыльный пузырь: А еще ребята мыло бывает разного цвета: белое, голубое, зеленое, розовое.
3 ЭТАП:
На стол выставляется тазик, лейка, полотенце и мыло в мыльнице. Воспитатель приглашает мальчика и девочку.
Мыльный пузырь: А вы умеете правильно мыть руки?
Ответ детей: Да, умеем.
Воспитатель: Мыльный пузырь, а ты сам-то умеешь правильно мыть руки?
Мыльный пузырь: Конечно умею.
Воспитатель: А мы сейчас проверим.
Мыльный пузырь вместе с детьми моет руки.
Воспитатель: Сначала нужно засучить рукава, чтобы не намочить одежду. Открываем кран (поливает из лейки) и слегка намочим руки. Берем мыло из мыльницы, намыливаем руки, кладем мыло на место и растираем мыло по ладошке до белых перчаток. Покажите всем, какие перчатки получились. (показывают). После этого мыло смываем с рук. Отжимаем ладошки, чтобы лишняя вода не капала на пол, и вытираем их полотенцем. Полотенце раскладываем на руки и одну и другую руку прячем вниз. Вытираем сухо одну руку, потом другую. Полотенце убираем на место.
Мыльный пузырь: Какие вы молодцы, как хорошо вы умеете мыть руки. Скажите ребята, а чем мы мыли руки?
Ответы детей.
Мыльный пузырь: Правильно - мылом и водой. А если не мыть руки с мылом, не умываться и не мыться? Что может случиться?
Можно заболеть, будет болеть живот….
Мыльный пузырь: Когда надо мыть руки?
Ответ детей вместе с воспитателем: Перед едой, после туалета, после прогулки, по мере загрязнения.
Мыльный пузырь: Это важные правила. Их должны выполнять все – и дети, и взрослые.
А еще с мылом можно играть в любимую детскую забаву «мыльные пузыри»!
4 ЭТАП:
Подвижная игра «Раздувайся пузырь! »
Д
ети берутся за руки и встают в круг. Повторяют за педагогом, не спеша отступают назад:
Надувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Круг расширяется, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Все дети хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.
Воспитатель обращается к детям : «Ну – ка, пузыри, собирайтесь в баночку! »
Дети подбегают к воспитателю и вплотную друг к другу.
Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю ее в банку.
(Воспитатель гладит рукой детей по волосам.)
Проверим, все ли пузыри собрались в банку.
Называет детей по именам, встречается с ними глазами.
Раз, два, три, надуваю пузыри!
Дети разбегаются по группе.
Мыльный пузырь: Какие молодцы вы ребята. А выдувать вот такие веселые пузыри вы умеете?
Дети : Да.
А где можно выдувать «мыльные пузыри»?
Ответы детей.
Мыльный пузырь: Правильно, в помещении и на улице, но только когда тепло.
Воспитатель: Чтобы надуть большой пузырь, надо правильно дышать. Поучимся?
Все встали ровно, сделали вдох носом, сложили губы трубочкой и сильно подули
–
вот так. А еще разок? 3 раза.
Мыльный пузырь: Мыльные пузыри – легкие воздушные,
Ветерку послушные,
Любят играть с малышами.
Звучит песенка про мыльные пузыри.
Воспитатель: Открываем колпачки
Выдуваем пузыри
Вот какие – посмотри
Все они воздушные
И очень непослушные.
До вечерней до зари
Мы пускали пузыри:
Круглые и гнутые,
Важные, надутые,
Яркие, красивые,
Легкие, игривые .
Звучит песенка про мыльные пузыри, воспитатель выдувает пузыри, дети их ловят, играют.
Мыльный пузырь: Вот как мне весело играть с вами, ребята, а теперь я предлагаю вам лететь со мной, чтобы рассказать другим ребятам о мыле и о том, как нужно правильно мыть руки. А нашим гостям мы скажем до свидания, до новой встречи.
Литература:
За основу взято занятие «Здоровый образ жизни», автор Карпушина И.Е.
Музыка из кинофильма «Усатый нянь», детская песенка «Про мыльные пузыри», «Полет шмеля» .
П
риложение: