Китайский полководец сунь цзы. Актуальность стратегии войны Сунь-цзы

Легендарный китайский стратег, признанный мастер «мягкой силы» и родоначальник так называемой стратегии гибкой войны.

Всегда, когда это было возможно, Сунь-цзы предпочитал добиваться победы вовсе без боя или хотя бы для начала разбираться с самыми простыми сражениями.

Стратег, не знающий неудач, ищет новую битву, лишь одержав победу.

Сунь-цзы

Своим воинам он советовал выбирать неожиданные маршруты и атаковать незащищённые участки. Тактику ведения боя мыслитель сравнивал с водой: она стекает с высот, заполняя низины. Так и на войне: стоит избегать позиций, на которых враг силён, и наносить удар там, где супостат слаб.

Учение Сунь-цзы применяется далеко за пределами поля битвы, ведь главная его идея - для достижения цели нужно выбирать самый простой способ из возможных - на редкость универсальна.

Советы китайского мыслителя будут полезны в любых сферах - от развития бизнеса до и обзаведения новыми привычками. Давайте посмотрим, как можно использовать стратегию грамотного ведения войны в повседневной жизни.

Битва за правильные привычки

Слишком часто мы стремимся овладеть новыми привычками, воплотить в жизнь грандиозные планы и одержать иные победы, полагаясь исключительно на силу и действуя излишне прямолинейно. Мы смело идём в бой и атакуем врага - в данном случае пагубные пристрастия - в той точке, где он сильнее всего.

  • Пытаемся придерживаться диеты, обедая с друзьями.
  • Пытаемся писать книгу, когда вокруг стоит шум.
  • Пытаемся правильно питаться, когда шкафы забиты сладостями.
  • Пытаемся работать при включённом телевизоре.
  • Пытаемся сосредоточиться, имея под рукой смартфон с приложениями социальных сетей, играми и прочим отвлекающим мусором.

Когда же мы вполне закономерно терпим фиаско, то принимаемся обвинять себя: дескать, не так сильно стремились к цели или проявили недостаточную силу воли. Однако во многих случаях неудача - вполне логичный результат не малодушия, а плохой стратегии.

Опытные полководцы начинают с побед в простых сражениях, укрепляя тем самым свои позиции. Они ждут, когда противник ослабнет и падёт духом, чтобы нанести предельно точный удар.

К чему начинать бой с попытки овладеть самым укреплённым участком? Зачем пытаться завести новую привычку в условиях, которые лишь затрудняют прогресс?

Сунь-цзы никогда не вступал в битву, если её условия не обеспечивали достаточного преимущества. И уж точно он не начинал с атаки на участки, где противник сосредоточил главные силы. Так же должны поступать и вы: двигайтесь к небольшими шагами, собираясь с силами и занимая лучшую позицию для нанесения удара.

Сунь-цзы, повелитель привычек

Разберём на примерах, как можно применить идеи победоносного стратега в деле освоения новых привычек.

Пример 1

Сунь-цзы: «Только тогда вы будете уверены в успехе своих атак, когда атакуете незащищённые места».

Что это означает. Только тогда вы обзаведётесь привычкой, когда она легка для освоения.

Пример 2

Сунь-цзы: «Тот одержит победу, кто знает, когда стоит сражаться, а когда нельзя».

Что это означает. Тот изменит своё поведение, кто знает, какими привычками обзавестись в первую очередь, а какие отложить на потом.

Пример 3

Сунь-цзы: «Разумный полководец избегает столкновения с противником, когда дух того силён, но наносит удар, когда тот вял и помышляет о бегстве».

Что это означает. Разумный человек избегает борьбы с пагубными привычками там, где они сильны, но сражается с ними там, где они слабы и легко поддаются изменению.

Вступайте в сражения, которые вам суждено выиграть

Самосовершенствование - вопрос не силы воли или . Всё дело в выборе верной стратегии. То, что люди считают слабохарактерностью или нежеланием что-либо менять, часто оказывается лишь результатом попыток обзавестись хорошими привычками в категорически неподходящих условиях.

  • Если вы хотите читать больше книг, не пытайтесь делать это, пребывая в одной комнате с компьютером и телевизором. Переместитесь в менее отвлекающую обстановку.
  • Если у вас серьёзные проблемы с лишним весом, не тренируйтесь по программам для продвинутых спортсменов. Конечно, можете попробовать, но это не та битва, в которую стоит ввязываться прямо сейчас. Начните с посильной нагрузки.
  • Если вас окружают люди, что поднимают на смех любое ваше начинание и мешают достижению целей, найдите другое место для работы. И заодно смените окружение на более дружелюбное.
  • Если вы оттачиваете писательское мастерство, когда дети приходят из школы и в доме воцаряется хаос, вряд ли у вас что-то получится. Выберите более подходящее время.

Воспитывайте привычки там, где проще всего это делать. Трезво оцените ситуацию и перепишите правила игры так, чтобы преимущество было на вашей стороне.

Звучит банально, но как часто вы обнаруживали, что вступили в самый изматывающий бой, даже не обратив внимания на те, что полегче? Для сложных битв у вас будет полно времени. Разберитесь сначала с простыми.

Лучший путь к совершенству - тот, на котором вам не придётся преодолевать сопротивление. Участвуйте лишь в тех сражениях, что сулят вам победу.

«Искусство войны» - очень древний трактат, написанный известным китайским военачальником Сунь-Цзы. Он был найден при раскопках в 20 веке. Сложно определить точный возраст трактата, были высказаны предположения, что он мог быть написан и в 6, и в 4 веке до нашей эры. В любом случае, он был написан ещё в древние времена, а большую ценность имеет то, что в нём написано.

Сунь-Цзы говорит о войне, но это не только та война, в которой умирают люди, и повсюду кровь, разруха, голод и страдания населения. Автор этой книги вовсе не призывает вести беспощадные войны, чтобы захватить власть. Эту книгу можно рассматривать как руководство к ведению любого вида войн, в том числе психологических. Не зря эта книга любима многими политиками, бизнесменами и психологами. В ней рассказано о конфликтных ситуациях и как из них выходить без лишних потерь.

Автор книги воспринимает войну как самый крайний способ, когда другие не подействовали. Он считает, что гораздо лучше постараться договориться мирным путём, лучше умело играть на страхах противника, используя его слабые стороны, чем доходить до военного столкновения. Сунь-Цзы убеждён, что лучше потратить деньги на разведчиков, шпионов, чем обеспечивать военные действия, это обойдётся значительно дороже. А если уж дело дошло до войны, она должна быть быстрой, долгая война никому не идёт на пользу. При этом нельзя забывать о главных целях и о населении покорённых территорий.

Из книги можно узнать много полезного, что пригодится и в повседневности, например, при ведении переговоров и заключении сделок. Трактат будет интересен большинству мужчин и станет для них прекрасным подарком.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Искусство войны" Сунь-Цзы бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

И Сунь-цзы.

Сюнь-цзы из государства Чжао, а Сунь-цзы генерал государства У.

Трактаты "Установление вана", "О ритуале", "Сюнь-цзы" принадлежат Сюнь-цзы, а военно-политический трактат "Искусство войны" принадлежит Сунь-цзы.

ru.wikipedia.org

Биография

Существует биография Сунь Цзы, написанная Сыма Цянем в его «исторических записках». Имя Сунь Цзы было У. Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хо Люю в царстве У.

Согласно Сыма Цяню, князь пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтоб тот показал своё искусство, князь передал ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» - никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После это все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.

На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу - город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь, . Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемое царями династии Чжоу, а царь Хо Люй вошёл в состав «чжухоу» - официально признаваемых правителей самостоятельных владений. в IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».

Сунь Цзы написал по просьбе князя Хо Люя трактат о военном искусстве, традиционно называемый «Искусство войны»(переводы Н. И. Конрада, В. А. Шабана). Затем он вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение от Сунь-цзы столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены клана Суней (Сунь Цзянь, Сунь Цэ, Сунь Цюань).

Искусство войны



Создание

Традиционно приписывается военачальнику и стратегу VI-V в. до н. э. Сунь Цзы, чьим именем озаглавлен, и соответственно датируется концом VI - началом V в. до н. э. (514-495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи Хань (206 до н. э. - VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание 2-ой половиной V в до н. э. (453-403).

Современный канонический текст был сформирован на рубеже II-III в. н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II-XI вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов.

Концепции

Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой - как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
- «пути» (единодушия народа и верхов),
- «неба» (соответствия времени),
- «земли» (соответствия месту),
- «полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью - синь и гуманностью - жэнь),
- «закона» (организованности и дисциплинированности).

Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:
- наличия у правителя дао,
- наличия у полководца способностей,
- постижения особенностей неба и земли,
- осуществимости законов и приказов,
- силы войска,
- обученности командиров и солдат,
- ясности наград и наказаний.

В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.

Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны - сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.

Идеальная победа - подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.

Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.

В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.

Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.

Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.

Переводы на другие языки

Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки.

На русский язык трактаты «Сунь-цзы» и «У-цзы» были переведены в сороковые годы XX века академиком Николаем Конрадом.

Литература

Сунь-Цзы, У-Цзы. Трактаты о военном искусстве. - М.: «АСТ», 2002. ISBN 5-17-010705-6.
- Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. Пер. с др. кит. Шабан В. А. - С.-Пб. альманах «Ф2», 2008.
- Зотов О. В. О логике и структуре трактата Сунь-цзы //25-я научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1994. С.86-95.

Сунь Цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūnzi) - китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI или, по другим источникам, в IV веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».

Родился Сунь Цзы в царстве Ци. Он служил наемным полководцем в царстве У. Князь Хо Люй попросил его поговорить о военном деле. Сунь Цзи должен был продемонстрировать свои навыки. Он попросил передать князя гаремы, которые разделил на два отряда. Во главе каждого отряда он поставил по главной наложнице и дал им алебарды. ОН стал объяснять им военные команды. Отряды заняли боевое построение, но когда Сунь Цзы начал отдавать такие команды, как «вперед», «налево», «направо» - никто их не исполнял. Так продолжалось несколько раз. Сунь Цзы сказал, что если не исполняются команды – это вина командиров. Он велел казнить двух наложниц, что стояли во главе отрядов. Князь понял, что это не шутки, он попросил отменить казнь, но Сунь Цзы был непреклонен. Он сказал, что никто на войне не имеет права ослушаться командира. Так наложницы были казнены. После этого инцидента женщины старательно исполняли команды. Когда же князя позвали на осмотр войск он - не появился. Сунь Цзы его упрекнул в том, что тот только болтает о военном деле.

Когда возникла опасность для царства У, князь позвал Сунь Цзы на помощь. Ему было доверено войско, с которым Сунь Цзы одержал крупные победы. Он разбил царство Чу и захватил город Ин. Также разгромил царства Цзинь и Ци. Именно благодаря Сунь Цзы царство У укрепило свои позиции. Это царство стало частью цивилизованного Китая. По просьбе князя Хо Люя Сунь Цзы написал знаменитый трактат «Искусство войны». Затем Сунь Цзы вернулся в свое родное царство и очень скоро умер. Однако в течение веков китайцы, а позже монголы, учились по «Искусству войны». Первый перевод всего трактата сделали японцы, но трактат не привлек внимания исследователей с запада. Однако в 1722 году миссионер в Пекине перевел трактат и опубликовал его в Париже. Новый перевод был сделан в 1782 году. Вскоре «Искусство войны» перевели на многие языки мира. Этот трактат – первая известная попытка поставить стратегию и тактику на рациональную основу. Многие советы автора выглядят довольно простыми. История войны показывает, что очень часто нарушаются одни из самых основных принципов военного искусства.

Согласно Сунь Цзы, вступление в битву – это последнее средство. Перед тем, как опрометчиво кинуться в бой надо попробовать и другие методы. Например, пустить слухи во вражеском лагере, подкупить влиятельных руководителей и сделать все возможное, чтобы подорвать боевой дух врага. Сунь Цзы написал трактат для ведения войны в обычных условиях, но им пользовались как надежным пособием по ведению партизанских войн. Во время вьетнамской войны английский перевод книги быстро сметали с прилавков. Написана книга Сунь Цзы просто и читается легко. Она доступна для изучения, как офицерам, так и солдатам. На военную историю Сунь Цзы оказал колоссальное влияние.

«Был человек, которой имел всего 30 000 войска и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь-цзы.»

Согласно «Запискам» Сыма Цяня, Сунь-цзы был полководцем княжества У во время правления князя Хо-люя (514-495 г. до н.э.). Именно заслугам Сунь-цзы приписываются военные успехи княжества У, принесшие его князю титул гегемона. Согласно традиции принято считать, что именно для князя Хо-люя и был написан «Трактат о военном искусстве» (500 г. до н.э.).

Трактат Сунь-цзы оказал принципиальное влияние на все военное искусство Востока. Будучи первым из всех трактатов по военному искусству, трактат Сунь-цзы постоянно цитируется военными теоретиками Китая от У-цзы до Мао-цзе-дуна. Особое место в военно-теоретической литературе Востока занимают комментарии к Сунь-цзы, из которых первые появились еще в эпоху Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), а новые продолжают создаваться и по сей день, хотя сам Сунь-цзы не заботился о сопровождении своего трактата примерами и пояснениями.

Из всех «Семи военных канонов» «Военная стратегия» Сунь-цзы, традиционно известная как «Искусство войны», получила наибольшее распространение на Западе. Впервые переведенная французским миссионером около двух столетий назад, она постоянно изучалась и использовалась Наполеоном, и, возможно, некоторыми представителями нацистского главнокомандования. В течении двух последних тысячелетий она оставалась самым важным военным трактатом в Азии, где даже простые люди знали ее название. Китайские, японские, корейские военные теоретики и профессиональные солдаты обязательно изучали ее, и многие из стратегий сыграли немаловажную роль в легендарной военной Японии, начиная с VIII века.

Долго считалось, что «Искусство войны» является древнейшим и наиболее глубоким военным трактатом Китая. Однако, даже если пренебрегать вероятностью более поздних наслоений и изменений, нельзя игнорировать факт более чем двухтысячелетней истории ведения боевых действий и существования тактики до 500 г. до н.э. и приписывать фактическое создание стратегии одному Сунь-цзы. Сжатый, часто абстрактный характер его пассажей приводится в свидетельство того, что книга была составлена на раннем этапе развития китайского письма, но можно выдвинуть в равной степени неотразимый аргумент, что столь философски изощренный стиль возможен лишь при наличии опыта боевых сражений и традиции серьезного изучения военной тематики. Базовые концепции и общие пассажи скорее всего говорят в пользу обширной военной традиции и прогрессирующих знаний и опыта, чем в пользу «творения из ничего».

В настоящее время существуют три точки зрения о времени создания «Искусства войны». Первая приписывает книгу историческому деятелю Сунь У, полагая, что окончательная редакция была сделана вскоре после его смерти в начале V в. до н.э. Вторая, основывающаяся на самом тексте, приписывает его к середине – второй половине периода «Борющихся Царств» (IV или III вв. до н.э.). Третья, также базирующаяся на самом тексте, а также на ранее открытых источниках, помещает его где-то во второй половине V в. до н.э.
Едва ли будет установлена подлинная дата, однако, вполне вероятно, что такая историческая личность существовала, и сам Сунь У не только служил стратегом и, возможно, командующим, но и составил канву книги, носящей его имя. Затем, самое существенное передавалось из поколения в поколение в семье или в школе ближайших учеников, с годами исправляясь и обретая все более широкое распространение. Самый ранний текст был, возможно, отредактирован знаменитым потомком Сунь-цзы Сунь Бинем, который также широко использовал его учение в своих «Военных методах».

О Сунь-цзы упоминают многие исторические источники, включая «Ши цзи», однако «Вёсны и Осени У и Юэ» предлагают более интересный вариант:
"На третьем году правления Хэлюй-вана полководцы из У хотели напасть на Чу, но никаких действий не последовало. У Цзысюй и Бо Си говорили друг другу: «Мы готовим воинов и расчеты от имени правителя. Эти стратегии будут выгодны для государства, и поэтому правитель должен напасть на Чу. Но он не отдает приказов и не желает собирать армию. Что мы должны делать?». Спустя какое-то время, правитель царства У спросил У Цзысю и Бо Си: «Я хочу послать армию. Что вы думаете об этом?» У Цзысюй и Бо Си ответили: «Мы хотели бы получить приказы». Правитель У втайне полагал, что эти двое затаили глубокую ненависть к Чу. Он очень боялся, что эти двое поведут армию только для того, чтобы быть уничтоженными. Он взошел на башню, повернулся лицом к южному ветру и тяжело вздохнул. Спустя какое-то время, он вздохнул снова. Никто из министров не понял мыслей правителя. У Цзысюй догадался, что правитель не примет решения, и тогда рекомендовал ему Сунь-цзы.

Сунь-цзы по имени У, был родом из царства У. Он преуспел в военной стратегии, но жил вдали от двора, поэтому простые люди не знали о его способностях. У Цзысюй, будучи сведущим, мудрым и проницательным, знал, что Сунь-цзы может проникнуть в ряды врага и уничтожить его. Однажды утром, когда он обсуждал военные дела, он рекомендовал Сунь-цзы семь раз. Правитель У сказал: «Раз вы нашли оправдание, чтобы выдвинуть этого мужа, я хочу видеть его». Он спрашивал Сунь-цзы о военной стратегии и каждый раз, когда тот выкладывал ту или иную часть своей книги, не мог найти достаточных для похвалы слов. Очень довольный, правитель спросил: «Если возможно, я хотел бы подвергнуть вашу стратегию маленькой проверке». Сунь-цзы сказал: «Это возможно. Мы можем провести проверку с помощью женщин из внутреннего дворца». Правитель сказал: «Согласен». Сунь-цзы сказал: «Пусть две любимые наложницы вашего величества возглавят два подразделения, каждая поведет одно». Он приказал всем тремстам женщинам надеть шлемы и доспехи, нести мечи и щиты и выстроиться. Он обучил их военным правилам, то есть идти вперед, отходить, поворачиваться налево и направо и разворачиваться кругом в соответствии с боем барабана. Он сообщил о запретах и затем приказал: «С первым ударом барабана вы должны все собраться, со вторым ударом наступать с в руках, с третьим построиться в боевой порядок». Тут женщины, прикрыв рот руками, рассмеялись. Затем Сунь-цзы лично взял в руки палочки и ударил в барабан, отдавая приказания три раза и объясняя их пять раз. Они смеялись, как и прежде. Сунь-цзы понял, что женщины будут продолжать смеяться и не остановятся. Сунь-цзы был в ярости. Глаза у него были широко открыты, голос подобен рыку тигра, волосы встали дыбом, а завязки шапочки порвались на шее. Он сказал Знатоку законов: «Принесите топоры палача».

[Затем] Сунь-цзы сказал: «Если инструкция не ясна, если разъяснениям и приказам не доверяют, то это вина полководца. Но когда эти инструкции повторены три раза, а приказы объяснены пять раз, а войска по-прежнему не выполняют их, то это вина командиров. Согласно предписаниям военной дисциплины, каково наказание?» Знаток законов сказал: «Обезглавливание!» Тогда Сунь-цзы приказал отрубить головы командирам двух подразделений, то есть двум любимым наложницам правителя.

Правитель У взошел на площадку, чтобы наблюдать, когда двух его любимых наложниц собирались обезглавливать. Он спешно отправил чиновника вниз с приказом: «Я понял, что полководец может управлять войсками. Без этих двух наложниц пища мне будет не в радость. Лучше не обезглавливать их». Сунь-цзы сказал: «Я уже назначен полководцем. Согласно правилам для полководцев, когда я командую армией, даже если приказы отдаете вы, я могу выполнять». [И обезглавил их].

Он снова ударил в барабан, и они двигались налево и направо, вперед и назад, разворачивались кругом согласно предписанным правилам, не смея даже прищуриться. Подразделения молчали, не осмеливаясь взглянуть вокруг. Затем Сунь-цзы доложил правителю У: «Армия уже хорошо повинуется. Я прошу ваше величество взглянуть на них. Когда бы вы не захотели использовать их, даже заставить пройти через огонь и воду, это не составит трудностей. Их можно использовать для приведения Поднебесной в порядок».

Однако правитель У неожиданно оказался недоволен. Он сказал: «Я знаю, что вы превосходно руководите армией. Даже если благодаря этому я стану гегемоном, места для их обучения не будет. Полководец, пожалуйста, распустите армию и возвращайтесь к себе. Я не желаю продолжать». Сунь-цзы сказал: «Ваше величество любит только слова, но не может постигнуть смысл». У Цзысюй увещевал: «Я слышал, что армия – это неблагодарное дело, и ее нельзя произвольно проверять. Поэтому, если кто-либо формирует армию, но не выступает с карательным походом, военное Дао не проявится. Сейчас, если ваше величество искренне ищет талантливых людей и хочет собрать армию для того, чтобы наказать жестокое царство Чу, стать гегемоном в Поднебесной и устрашить удельных князей, если вы не назначите Сунь-цзы главнокомандующим, кто сможет перейти Хуай, пересечь Сы и пройти тысячу ли чтобы вступить в сражение?»

Тогда правитель У воодушевился. Он приказал бить в барабаны, чтобы собрать штаб армии, созвал войска и напал на Чу. Сунь-цзы взял Шу, убив двух полководцев-перебежчиков: Кай Юя и Чжу Юна."

В биографии, содержащейся в «Ши цзи», дальше говорится, что «на западе он одержал победу над могущественным царством Чу и дошел до Ин. На севере устрашил Ци и Цзинь, и его имя стало знаменитым среди удельных князей. Это произошло благодаря силе Сунь-цзы».

После 511 г. до н.э. Сунь-цзы ни разу не упоминался письменными источниками ни как главнокомандующий войск, ни как придворный. По-видимому, Сунь-цзы, будучи сугубо военным человеком, не захотел участвовать в придворных политических играх того времени и проживал в удалении от дворцовых интриг и летописцев.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....