Камень переместили из положения 1. О минеральных формах жизни


Саксайуаман – мегалитический
храмовый комплекс, расположенный на высоте 3701 м над уровнем моря на
северной окраине города Куско (Перу). Пожалуй, это один из самых
невероятных по своей красоте и энергетике памятников архитектуры,
который достался современным людям в наследство от цивилизации,
предшествовавшей инкам.

От особенностей конструкции Саксайуамана
попросту захватывает дух: камни, вырезанные непонятным способом и
подогнанные друг к другу с потрясающей точностью, сочетание острых краёв
и гладких поверхностей стен.

Современные археологи считают, что самые старые части этого города были
построены кильке (цивилизацией доинковского периода) тысячу лет назад,
однако в племенах инка рассказывают древние легенды о том, что город был
построен в глубокой древности – его создали боги, спустившиеся с небес.

Здесь вы можете увидеть удивительные фото древних мегалитических
сооружений, составляющих комплекс. Каменная кладка Саксайуамана – это
огромные стены, состоящие из камней весом более 50 тонн, подогнанных
друг к другу, как части большого «тетриса», так плотно, что кажется,
будто они сплавлены вместе. Между ними невозможно просунуть даже лист
тончайшей бумаги. Как будто неведомый великан согнул их и слепил, как
пластилин.

Во многих местах Саксайуамана встречаются так называемые «троны» или
«кресла». Как объясняют гиды, это древние алтари, однако подобная
интерпретация выглядит не слишком убедительной. Возможно, вырезанные из
очень твёрдого материала (с такой впечатляющей лёгкостью, будто скала
представляла собой кусок масла) плоские поверхности были чем-то другим.

Трудно поверить, что всё это было
сделано тысячи лет назад, поскольку даже современные обрабатывающие
инструменты не всегда могут справиться с подобной задачей. Что уж и
говорить о древних народах, с которыми ну никак не ассоциируются такие
циклопические инсталляции.

Зачастую стены составляют камни разных геометрических форм и размеров (у
некоторых из них 12 и больше граней), собранные очень эстетично, как
идеальный конструктор – с гладкими поверхностями, точностью и плавностью
переходов. Такие же закруглённые углы можно увидеть в других местах
планеты. В том же Египте, например.

Археологи и специалисты в области
архитектуры и строительства ломают головы: как древние каменотёсы
достигали подобной точности в обработке? Это во-первых. А во-вторых,
каким образом им удавалось перетащить неподъёмные глыбы и поставить их
на место? Какими инструментами и приспособлениями? Неужели всё-таки
присутствует фактор инопланетного вмешательства, и легенды инков говорят
правду о богах, спустившихся с небес? Но сколько же было таких богов,
если похожими сооружениями они застроили всю Землю?

С этим вопросом необходимо тщательно разобраться. Мы должны рассмотреть
разные теории. Инопланетная – самая фантастическая из них. Существует и
другая, более «приземлённая». Согласно этой теории, мегалитические
комплексы землян были построены с помощью ныне утраченной технологии. В
далёком прошлом цивилизации Южной Америки, Евразии, Африки и других
частей мира имели в своём распоряжении древний метод, который позволял
вырезать, транспортировать и устанавливать многотонные каменные блоки в
порядке, предусмотренном строителями. Современной технике не под силу
переместить некоторые из этих мегалитов, не говоря уже о том, чтобы
установить их в нужное положение.

Пума Пунку, Ольянтайтамбо, Стоунхендж, пирамиды – это далеко не полный
перечень. Таких сооружений сотни. Саксайуаман – лишь одно из них. По
мнению ряда исследователей, таких как Ян Петер де Йонг, Кристофер
Джордан и Хесус Гамарра, у древних цивилизаций Перу и Боливии была
секретная технология, которая позволяла размягчать камни.

В качестве доказательства они приводят
гладкие гранитные стены Куско, похожие на гигантские стеклообразные
структуры, что возможно лишь при воздействии сверхвысоких температур –
не менее 1100 градусов по Цельсию. На основании этого учёные сделали
вывод: «Древний человек владел продвинутой технологией, которая
позволяла ему плавить камни, которые затем размещались в нужном
положении – среди заранее уложенных жёстких полигональных блоков – и
остывали.

Всё это составляет необыкновенную
загадку, которая бросает вызов сегодняшнему рациональному пониманию.
Конечный продукт – идеально сформированные камни, которые оставались
надёжно зафиксированными среди других камней в практически идеальной
манере, создавая впечатление, будто мегалиты были расплавлены в нужном
положении. Прочно зафиксированные, камни размещаются в таком положении,
что между ними нельзя просунуть даже лист бумаги. И всё это было
достигнуто тысячи лет назад».

Йонг и Джордан уверены, что плавить камень умели не только в древних
Перу и Боливии; они считают, что доказательства подобной технологии
можно найти по всему земному шару. Этот способ мог бы объяснить, как
строили свои сооружения инки, майя, ацтеки, ольмеки, а также
цивилизации, населявшие Центральную и Южную Америку в глубокой
древности. Во многих комплексах можно найти странные отметины – как
будто камень обрабатывали, когда он был в «мягком» состоянии. Но как же
размягчали монолиты?

Британский топограф и путешественник, подполковник Перси Фосетт рассказал об этом поистине невероятную историю.

В лесах на склонах гор Боливии и Перу обитает маленькая птичка, похожая
на зимородка. Она делает свои гнёзда над рекой – в аккуратных круглых
отверстиях на поверхности скальных откосов. Эти отверстия может увидеть
каждый, но добраться до них нелегко. Как правило, будущие «гнёзда»
встречаются лишь там, где живут эти птички.

Однажды полковник выразил удивление: как повезло птицам найти такие
удобные отверстия – аккуратные, будто их выдолбили дрелью. Оказалось,
что эти отверстия птицы делают сами. Они прилетают к обрыву, держа в
клюве листья какого-то растения, а затем, цепляясь за скалу, как дятлы
за дерево, начинают тереть её поверхность круговыми движениями до тех
пор, пока лист не искрошится. Тогда они снова улетают и возвращаются с
листьями, продолжая процесс натирания.

Через три-четыре раза птичка больше не приносит свежие листья. Она
начинает долбить камень острым клювом и – о чудо! – скала начинает
крошиться, как мокрая глина; в ней образуется круглое отверстие,
достаточно глубокое для того, чтобы птица могла свить гнездо.

Был ещё один случай. Вместе с другими европейцами и американцами он
отправился в горный лагерь, расположенный в Серро-ди-Паско (центральная
часть Перу). На месте раскопок им удалось обнаружить глиняный сосуд с
непонятной жидкостью, надёжно запечатанный воском. Бутыль открыли,
думая, что в ней находился алкогольный напиток чича, популярный среди
местного населения.

Густая, тягучая жидкость в сосуде пахла
не очень приятно, и компания решила, что первым попробовать её должен
один из местных индейцев. Однако дегустация не состоялась, поскольку
эксперт долго и отчаянно сопротивлялся. В результате бутылка разбилась, а
через десять минут скала под этим местом стала мягкой, как влажный
цемент. Камень превратился в пасту и стал похожим на воск, из которого
можно было лепить всё что угодно.

Вскоре Фосетту посчастливилось увидеть и само растение, сок которого
давал такой фантастический эффект – около 30 см высотой, с тёмными
красноватыми листьями.

В качестве примера приведу ещё одно мнение. Свою попытку воспроизвести
строительство Саксайуамана и Ольянтайтамбо предпринимал француз Жан-Пьер
Протцен из Калифорнийского университета. Несколько месяцев он
экспериментировал с различными методами формирования и подгонки тех же
скальных пород, которые некогда использовали инки или их
предшественники. Временем создания каменных сооружений Куско Протцен
считал 1438 год., когда пришёл к власти Девятый Инка Пачакути, якобы
приказавший построить столицу его зарождавшейся империи. Он обнаружил,
что удивительные постройки были сделаны очень простыми средствами:

«Камни отбирались из обвалов или просто отламывались – от скальных
выступов, клиньями. Если была необходимость расколоть крупные блоки,
использовались большие каменные отбойники. Для дальнейшей обработки
камней использовались более мелкие полукилограммовые молотки – до тех
пор, пока камень не приобретал требуемую форму.

Подгонка одного камня к другому
производилась методом проб и ошибок, путём стёсывания уже уложенных
камней. Эксперименты показывают, что этими методами камень может быть
добыт, обколот, обтёсан и подогнан без больших усилий и за короткое
время».

Но объясняет ли эта теория точность в пределах долей миллиметра,
сочетание техники и эстетики, геометрию стыков, зачастую искривлённых?..
Протцен был изумлён «степенями свободы, позволяющими двигать блоки
вокруг и внутри позиции». Эта проблема привела его к ряду вопросов
относительно погрузки и перевозки камней, ответить на которые он так и
не смог. Протцен также отметил, что резаные отметины, найденные на
некоторых камнях, поразительно напоминают незаконченный обелиск в
египетском Асуане. Таким образом, строительство мегалитических
сооружений до сих пор остаётся неразгаданной тайной.

Елена Муравьёва для сайта neveroyatno.info

Решение. При равноускоренном движении модуль ускорения остаётся постоянным. Этому соответствует график В .

Правильный ответ: 3.

А2. Под действием равнодействующей силы, равной 5 Н, тело массой 10 кг движется

1) равномерно со скоростью 2 м/с
2) равномерно со скоростью 0,5 м/с
3) равноускоренно с ускорением
4) равноускоренно с ускорением

Решение. По второму закону Ньютона тело будет двигаться с ускорением . Движение будет равноускоренным.

Правильный ответ: 4.

А3. Комета находилась на расстоянии 100 млн. км от Солнца. При удалении кометы от Солнца на расстояние 200 млн. км сила притяжения, действующая на комету

Решение. По закону всемирного тяготения сила гравитационного притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами. При удалении кометы на вдвое большее расстояние сила притяжения уменьшилась в 4 раза.

Правильный ответ: 2.

А4. При взвешивании груза в воздухе показание динамометра равно 2 Н. При опускании груза в воду показание динамометра уменьшается до 1,5 Н. Выталкивающая сила равна

Решение. Изменение кинетической энергии груза при этом равно суммарной работе действующей силы () и силы тяжести ():

Правильный ответ: 2.

A6. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Период колебаний равен

Решение. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории имеет вид:

где p - давление газа, n - концентрация молекул, - их средняя кинетическая энергия. Давление газа зависит и от концентрации молекул, и от их средней кинетической энергии.

Правильный ответ: 3.

А8. Теплопередача всегда происходит от тела с

Решение. По второму началу термодинамики теплопередача всегда происходит от тела с большей температурой к телу с меньшей температурой.

Правильный ответ: 3.

A9. В каком из процессов перехода идеального газа из состояния 1 в состояние 2, изображенном на рV- диаграмме (см. рис.), газ совершает наибольшую работу?

Решение. Для таяния льда ему необходимо передать некоторое количество теплоты. Вода, находящаяся в одном водоёме с тающим льдом, имеет температуру 0 °C и отдать энергию льду не может. Теплота забирается у воздуха, при этом его температура уменьшается.

Правильный ответ: 1.

А11. Лёгкий незаряженный шарик из металлической фольги подвешен на тонкой шёлковой нити. При поднесении к шарику стержня с положительным электрическим зарядом (без прикосновения) шарик

Решение. Свободные электроны в металлическом шарике, притягиваясь к положительно заряженному стержню, перераспределятся и создадут в ближней к стержню части шарика избыток электронов, а в дальней части шарика - недостаток. Отрицательно заряженная часть шарика, находясь ближе к стержню, будет сильнее притягиваться, чем положительно заряженная часть шарика отталкиваться. В целом шарик притягивается к стержню.

Правильный ответ: 1.

A12. При увеличении напряжения U на участке электри­ческой цепи сила тока I в цепи изменяется в соответ­ствии с графиком (см. рис.). Электрическое сопротивле­ние на этом участке цепи равно

1) 2 Ом
2) 0,5 Ом
3) 2 мОм
4) 500 Ом

Решение. Электрическое сопротивление равно отно­шению напряжения к силе тока. В данном случае наблюдается прямо пропорциональная зависимость между ними, поэтому для расчёта можно выбрать любую точку:

Правильный ответ: 4.

А13. При силе тока в электрической цепи 0,3 А сопротивление лампы равно 10 Ом. Мощность электрического тока, выделяющаяся на нити лампы, равна:

Решение. Линии магнитного поля направлены от северного полюса магнита к южному (слева направо). По правилу «левой руки» расположим левую руку так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь (ладонью влево), сомкнутые пальцы смотрели в направлении движения электронов (к себе). Тогда оттопыренный большой палец будет смотреть вверх. Поскольку электроны заряжены отрицательно, то действующая на них сила Лоренца направлена вниз. Электронный луч сместится из точки О в направлении Г .

Правильный ответ: 4.

A15. Постоянный магнит вводят в замкнутое алюминиевое кольцо на тонком длинном подвесе (см. рис.). Первый раз - северным полюсом, второй раз - южным полюсом. При этом

Решение. По правилу Ленца индукционный ток направлен так, чтобы своим магнитным полем препятствовать причине вызвавшего его. В обоих случаях кольцо будет отталкиваться от вводимого магнита.

Правильный ответ: 1.

A16. Катушка квартирного электрического звонка с железным сердечником подключена к переменному току бытовой электросети частотой 50 Гц (см. рис.). Частота колебаний якоря

1) равна 25 Гц
2) равна 50 Гц
3) равна 100 Гц
4) зависит от конструкции якоря

Решение. Катушка, подключённая к переменному току частотой 50 Гц, является переменным магнитом, у которого 50 раз в секунду в части, расположенной ближе к якорю, северный полюс сменяет южный полюс. Металлический якорь одинаково притягивается как к северному полюсу электромагнита, так и к южному, поэтому, сменяя друг друга, эти полюса 100 раз в секунду притягивают якорь. Частота его колебаний равна 100 Гц.

Правильный ответ: 3.

А17. Скорость распространения электромагнитных волн

Решение. Скорость распространения электромагнитных волн имеет максимальное значение в вакууме.

Правильный ответ: 1.

A18. На рисунке показаны направления падающего и преломленного лучей света на границе раздела «воздух-стекло». Показатель преломления стекла равен отношению

1)
2)
3)
4)

Решение. По закону преломления света и с учётом того, что показатель преломления воздуха равен единице, получаем:

.

Правильный ответ: 4.

А19. Энергия фотона равна

1)
2)
3)
4)

Решение. По формуле Планка энергия фотона равна . Частота фотона связана с его длиной волны соотношением . Выразив частоту фотона и подставив формулу Планка, получаем:

Правильный ответ: 1.

А20. Атом водорода находился в нормальном состоянии. При первом столкновении с другим атомом, он перешел в возбужденное состояние, а при следующем столкновении был ионизирован. Энергия системы «ядро - электрон» имела

Решение. Энергия системы «ядро - электрон» в любом из связанных состояний меньше, чем в ионизированном.

Правильный ответ: 3.

А21. Ракета массой стартует вертикально вверх с поверхности Земли с ускорением . Если силами сопротивления воздуха при старте пренебречь, то сила тяги двигателей ракеты равна

1)
2)
3)
4)

Решение. На ракету действуют две силы: сила тяжести (mg ), направленная вниз, и сила тяги (F ), направленная вверх. По второму закону Ньютона:

Правильный ответ: 3.

А22. На Землю упал из космического пространства метеорит. Изменились ли механическая энергия и импульс системы «Земля - метеорит» в результате столкновения?

Решение. Импульс системы «Земля - метеорит» в отсутствии внешних сил не изменился, а её механическая энергия уменьшилась: часть механической энергии в результате столкновения перешла в тепловую.

Правильный ответ: 2.

A23. При переходе из состояния А в состояние В (см. рис.) температура идеального газа

Решение. Давление, объём и температура идеального газа связаны уравнением Менделеева - Клапейрона: . Из рисунка видно, что при переходе из состояния А в состояние В объём и давление газа возросли в 2 раза, следовательно, температура увеличилась в 4 раза.

Правильный ответ: 2.

А24. Идеальному газу сообщили количество теплоты 400 Дж. Газ расширился, совершив работу 600 Дж. Внутренняя энергия газа при этом

Решение. По первому началу термодинамики количество теплоты, переданной системе, идёт на изменение её внутренней энергии и совершение ею работы: . Откуда .

Правильный ответ: 4.

А25. Плоский конденсатор зарядили и отключили от источника тока. Как изменится энергия электрического поля внутри конденсатора, если увеличить в 2 раза расстояние между обкладками конденсатора? Расстояние между обкладками конденсатора мало как до, так и после увеличения расстояния между ними.

Решение. Энергия электрического поля внутри конденсатора равна

При увеличении в 2 раза расстояния между обкладками плоского конденсатора его ёмкость уменьшается в 2 раза. Заряд на обкладках не изменился. Если увеличить в 2 раза расстояние между обкладками конденсатора, энергия электрического поля внутри конденсатора увеличится в 2 раза.

Правильный ответ: 2.

А26. В трёх опытах на пути светового пучка ставились экраны с малым отверстием, тонкой нитью и широкой щелью. Явление дифракции происходит

Решение. Явление дифракции происходит при наличии препятствия с размерами сравнимыми или превышающими длину волны. Во всех трёх опытах размеры препятствий превышаю длину световой волны.

Правильный ответ: 4.

А27. Волновыми свойствами

Решение. Согласно экспериментально подтверждённой гипотезе Луи де Бройля все частицы вещества, подобно свету, обладают волновыми свойствами.

Правильный ответ: 3.

А28. При попадании теплового нейтрона в ядро урана происходит деление ядра. Какие силы разгоняют осколки ядра?

Решение. Ядро заряжено положительно, осколки ядра тоже. Одноимённо заряженные тела отталкиваются друг от друга за счёт электромагнитного взаимодействия.

Правильный ответ: 2.

А29. Из 20 одинаковых радиоактивных ядер за 1 мин испытало радиоактивный распад 10 ядер. За следующую минуту испытают распад

1) 10 ядер
2) 5 ядер
3) от 0 до 5 ядер
4) от 0 до 10 ядер

Решение. Радиоактивный распад - случайный процесс. Вероятности того, что за следующую минуту испытают распад 0 ядер, 1 ядро, 2 ядра, ..., 10 ядер, отличны от нуля и сравнимы друг с другом.

Правильный ответ: 4.

А30. Два электрона движутся в противоположные стороны со скоростями 0,9с и 0,8с относительно Земли (с - скорость света в вакууме). Скорость v второго электрона в системе отсчёта, связанной с первым электроном, равна

1) 1,7c
2) c
3)
4) 0,1c

Решение. По закону сложения скоростей

Правильный ответ: 3.

Часть B

В1. Автомобиль движется по выпуклому мосту. При каком значении радиуса круговой траектории автомобиля в верхней точке траектории водитель испытает состояние невесомости, если модуль скорости автомобиля в этой точке равен 72 км/ч?

Решение. Поскольку движение происходит по искривлённой траектории с постоянной по модулю скоростью, то у автомобиля есть тангенсальное ускорение (), направленное в верхней точке вниз. По второму закону Ньютона это ускорение вызвано равнодействующей сил: силы тяжести (mg ), направленной вниз, и силы реакции опоры (N ), направленной вверх:

В состоянии невесомости , поэтому . Тангенсальное ускорение связано со скоростью радиусом кривизны соотношением:

Значит, радиуса круговой траектории автомобиля в верхней точке траектории равен

.

B2. Рассчитайте количество теплоты, сообщен­ное одноатомному идеальному газу в процессе A В С , представленном на рV-диаграмме (см. рис.).

Решение. У одноатомного идеального газа внутренняя энергия равна . Вос­пользовавшись первым началом термодинами­ки и уравнением Менделеева - Клапейрона, получаем:

Количество теплоты, сообщенное газу за весь процесс, равно:

Ответ: 650.

В3. В катушке сила тока равномерно увеличивается со скоростью 2 А/с. При этом в ней возникает ЭДС самоиндукции 20 В. Какова энергия магнитного поля катушки при силе тока в ней 5 А?

Решение. Энергия магнитного поля катушки равна:

где I - сила тока в катушке, а L - её индуктивность, которая связывает ЭДС самоиндукции со скоростью изменения силы тока соотношением:

.

Выразив индуктивность из последнего равенства и подставив его в выражение для энергии, получаем:

Ответ: 125.

В4. Изображение предмета, расположенного на расстоянии 40 см от рассе­ивающей линзы, наблюдается на расстоянии 24 см от линзы. Найдите модуль фокусного расстояния рассеивающей линзы. Ответ выразите в сантиметрах (см).

Решение. Фокусное расстояние можно определить, воспользовавшись формулой линзы:

,

где - расстояние от предмета до линзы, - расстояние от изображения до линзы, взятое со знаком «минус», поскольку рассеивающая линза даёт мнимое изображение. Фокусное расстояние для рассеивающей линзы () отрицательно:

В5. На фотографии представлен спектр излучения водорода в видимой части спектра. Цифры на числовой оси - длины волн в нанометрах (нм).

Решение. Энергия фотона равна:

Из рисунка видно, что минимальная длина волны фотонов в видимой части спектра равна . Их энергия максимальна и равна

Часть C


C1. Два тела, массы которых соответственно и , скользят по гладкому горизонтальному столу (см. рис.). Скорость первого тела , скорость второго тела . Какое количество теплоты выделится, когда они столкнутся и будут двигаться дальше, сцепившись вместе? Вращения в системе не возникает. Действием внешних сил пренебречь.

Решение. Суммарный импульс системы, равный , остаётся неизменным. Поскольку тела двигаются перпендикулярно друг другу, величина суммарного импульса равна

Итоговая работа по физике за курс основной школы

Описание итоговой работы

Цель - итоговая аттестация выпускников основной школы.

Структура: работа состоит из 55 заданий с выбором ответа. Работа в целом проверяет уровень подготовки учащихся в рамках «Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике» и позволяет поставить оценку «3», «4» или «5».

Число выборочных ответов к каждому заданию - 4.

Вес каждого задания при подсчете результата - 1.

Среднее время выполнения каждого задания: 2,2 мин.

Соотношение заданий в работе по разделам физики и видам учебной деятельности

29% заданий проверяют знания и умения по меха нике, 25 - по молекулярной физике и термодинамике, 27 - по электродинамике и 9% заданий - по квантовой физике.

Из них: 5% заданий проверяют умения измерять физические величины, 5 - строить графики по экс-

https://pandia.ru/text/80/083/images/image002_139.jpg" width="382" height="122">

2 Шайба массой 0,2 кг скользит по наклонной доске. За 3 с она увеличивает свою скорость на 1,2 м/с. Сила совместного действия Земли и доски (равнодействующая сила) равна..

А. 0,08 Н. Б. 0,5 Н. В. 0,144 Н. Г. 19 Н.

3.Яблоко, висящее на ветке, притягивается Землей с силой F 1 равной 3 Н. С какой силой яблоко притягивает к себе Землю?

А. 0.
Б. 3Н.

В. С силой меньше F1 во столько раз, во сколько
раз масса Земли больше массы яблока.

Г. С силой больше F1 во столько раз, во сколько раз масса Земли больше массы яблока.

4. Измерялась масса атмосферного воздуха, взятогов разных объемах. На рисунке 26 указаны результаты этих измерений. Погрешность измеренияобъема газа 0,3 м3, массы - 0,5 кг. Какой из графиков проведен правильно по этим точкам?


5. Когда мы говорим, что смена дня и ночи на Земле объясняется восходом и заходом солнца, то какую систему отсчета мы имеем в виду?

A. Связанную с Солнцем.
Б. Связанную с Землей.

B. Связанную со звездами.

Г. Связанную с планетами Солнечной системы.

6. На рисунке 27 изображен график изменения скорости часового маятника с течением времени. Чему равна амплитуда скорости колебаний маятника?

А. 2 см/с. Б. 0,2 с. В. 4 см/с. Г. 0,4 с.

7. Мальчик качается на качелях. На рисунке 28 изображен график изменения координаты мальчика с течением времени. Частота колебаний мальчика

А. 0,25 Гц. Б. 0,5 Гц. В. 0,2 Гц. Г. 1 Гц.

Рис. 27 Рис. 28

8. Экспериментально проверялось предположение, что сила упругости, возникающая в теле, прямопропорциональна величине его деформации (законГука). На рисунке 29 представлены графики изменения Fynp при изменении А1 для двух тел, 1 и 2.Согласно графикам проверяемое предположение...

A. подтверждается только для тела 1.
Б. подтверждается только для тела 2.

B. подтверждается для обоих тел.
Г. не подтверждается для обоих тел.

9. Подвешенный на нити грузик, совершая колебания, перемещается из положения 2 в положение 1(как показано на рисунке 30). С каким из приведенных ниже утверждений вы согласны, если сопротивлением воздуха можно пренебречь?

А. Кинетическая энергия груза увеличивается.

Б. Потенциальная энергия груза не изменяется.

В. Механическая энергия груза (сумма его кинетической и потенциальной энергии) не изменяется.

Г. Внутренняя энергия груза увеличивается.

10. Двигаясь по прямолинейному участку дороги, велосипедист вынужден был начать торможение. В первые несколько секунд торможения его кинетическая энергия уменьшилась на 500 Дж. При этом...

A. потенциальная энергия велосипедиста увеличилась на 500 Дж.

B. внутренняя энергия велосипедиста и окружающей среды уменьшилась на 500 Дж.

В. потенциальная энергия велосипедиста уменьшилась на 500 Дж.

Г. внутренняя энергия велосипедиста и окружающей среды увеличилась на 500 Дж.

A. с равномерно поднимающимся воздушным шаром .

Б. с равномерно опускающимся лифтом.

B. со свободно падающим мячом.

Г. с шайбой, скользящей без трения по льду.

12. На рисунке 31 изображен график изменения скорости тележки с течением времени. В какой промежуток времени суммарная сила действия других тел на тележку не равна нулю?

А. От 0 до 2 с и от 4 с до 8 с. В. Только от 2 с до 4 с.
Б. Только от 4 с до 8 с. Г. Только от 0 до 2 с.

13. Пружинный маятник, совершая колебания междуположениями 1 и 3 (как показано на рисунке 32),

перемещается из положения 2 в положение 3. Какие преобразования энергии происходят при этом? Сопротивлением воздуха и трением пренебречь.

A. Кинетическая энергия маятника преобразуется в его потенциальную энергию.

Б. Потенциальная энергия маятника преобразуется в его кинетическую энергию.

B. Кинетическая энергия маятника преобразуется в его внутреннюю энергию.

Г. Внутренняя энергия маятника преобразуется в его кинетическую энергию.

14. Камень массой 2 кг, брошенный вертикально вверх, достигает высоты 2 м. Какова потенциальная энергия камня на этой высоте (относительно поверхности Земли)? (g считать равным 10 м/с2) А. 40 Дж. Б. 20 Дж. В. 4 Дж. Г. 0,4 Дж.

15. Автомобиль массой 3000 кг движется со скоростью 2 м/с. Какова кинетическая энергия автомобиля? А. 1500 Дж. В. 6000 Дж.

Б. 3000 Дж. Г. 12 000 Дж.

16. Две тележки движутся навстречу друг другу. Первая тележка массой 0,75 кг имеет скорость 2 м/с, вторая имеет скорость 6 м/с. После столкновениятележки останавливаются. Определите массу второй тележки.

А. 3 кг. Б. 2,25 кг. В. 0,5 кг. Г. 0,25 кг.

17. В стакан и широкую тарелку налили одинаковоеколичество воды и поставили на освещенное солнцем место. Через несколько часов заметили, чтовода в тарелке полностью испарилась, а в стаканенет. Какой вывод можно сделать на основании этого эксперимента?

A. Все жидкости испаряются.

Б. Вода в тарелке нагревается сильнее, чем в стакане.

B. Вода испаряется только при солнечном свете.
Г. Вода в тарелке испаряется быстрее, чем в ста
кане.

18. Два одинаковых тела, имеющих различные температуры, привели в соприкосновение двумя спо-собами (I и II) (рис. 33). Какое из перечисленных ниже утверждений является верным?


A. В положении I теплопередача осуществляетсяот тела 1 к телу 2.

Б. В положении II теплопередача осуществляется от тела 1 к телу 2.

B. В любом положении тел теплопередача осуществляется от тела 2 к телу 1.

Г. Теплопередача осуществляется только в положении II.

19. На рисунке 34 изображена часть мензурки с налитой в нее водой. Объем воды в мензурке равен...
А. 67 ±5 см3. В. 65,5 ±2,5 см3.

Б. 61 ± 1 см3. Г. 65 ± 5 см3.

20. Давление газа в цилиндре под поршнем меняется с течением времени согласно графику на рисунке 35. Каково будет давление газа через 4,5 с после начала наблюдений?

А. 50 кПа. Б. 40 кПа. В. 30 кПа. Г. 20 кПа.

21. Испарение жидкости происходит потому, что...

A. разрушается кристаллическая решетка.
Б. самые медленные частицы покидают жидкость и переходят в газ.

B. самые быстрые частицы покидают жидкость и переходят в газ,

Г. самые крупные частицы покидают жидкость и переходят в газ.

22. Газ легко сжать. Это объясняется тем, что частицы газа...

A. имеют малые массы.
Б. хаотически движутся.

B. расположены на больших расстояниях.

Г. притягиваются друг к другу.

23 На рисунке 36 приведен график изменения температуры вещества от времени. Этот график показывает, что...

A. первые 10 мин веществопостепенно нагревалась, а затем стало кипеть.

Б. первые 10 мин температура вещества повышалась, а затем не менялась.

B. после 10 мин все подводииимое тепло шло на плавление вещества.

Г. после 10 мин все подводимое тепло передавалось окружающему воздуху

24 На каком из изображенных на рисунке 37 графиков можно найти участок, соответствующий плавлению кристаллического тела?

А. Только на графике 1. В. Только на графике 3.

Б. Только на графике 2. Г. На графиках 1 и 2.

25. Жидкая ртуть практически не сжимается. Это объясняется тем, что частицы ртути при ее сжатии...

A. начинают непрерывно, хаотично двигаться.

Б. имеют одинаковую массу и одинаковые размеры.

B. начинают притягиваться друг к другу.
Г. начинают отталкиваться друг от друга.

26. На рисунке 38 точками указаны результаты измерений температуры воды в разные моменты времени. Погрешность измерения температуры равна 1 °С, времени - 0,5 мин. Какой из графиков проведен правильно по этим точкам?

А. График 1. В. График 3.

Б. График 2. Г. График 4.

27.Вода кипит при постоянной температуре. При этом...

A. увеличивается энергия движения молекул воды.

Б. увеличивается энергия взаимодействия молекул воды.

B. уменьшается энергия движения молекул воды.
Г. уменьшается энергия взаимодействия молекул воды.

28. Чугунный утюг массой 2 кг нагревают от 20 °С до 220 °С. Какую энергию необходимо при этом затратить? (Удельная теплоемкость чугуна

540 Дж/(кг °С)

А. 237 600 Дж. В. 216 000 Дж.

Б. 259 200 Дж. Г. 21 600 Дж.

29. Кусок льда плавится при постоянной температуре0 °С. Постоянство температуры льда при плавлении объясняется тем, что...

A. увеличивается средняя кинетическая энергия частиц льда.

Б. не изменяется средняя кинетическая энергия частиц льда.

B. уменьшается потенциальная энергия частиц льда.

Г. не изменится потенциальная энергия частиц льда.

30. В таблице приведены результаты измерений температуры газа в сосуде в разные моменты времени.

Какова, скорее всего, была температура газа в момент времени t = 4 мин?
А. 12 °С Б. 16 °С В. 18 °С Г. 20 °С

31. Ниже приведены значения некоторых величин, выраженные в процентах. Какое из них может
быть значением КПД промышленного электрического двигателя?
А. 85%. Б. 100%. В. 15%. Г. 150%.

32.Какое количество теплоты выделится в нагревательном элементе утюга за 10 с, если при напряжении 220 В сила тока в нагревательном элементе ЗА? А. 66 Дж. Б. 660 Дж. В. 2200 Дж. Г. 6600 Дж.

33. Магнитное поле, в отличие от электрического, действует на...

A. внесенную в него электрическую лампочку.
Б. легкую медную проволочку.

B. проволочное кольцо, по которому течет ток.
Г. заряженную стеклянную палочку.

34. Какие преобразования энергии происходят при нагревании проводника электрическим током?

A. Электромагнитная энергия преобразуется вовнутреннюю.

Б. Внутренняя энергия преобразуется в электромагнитную.

B. Электромагнитная энергия преобразуется в механическую энергию проводника.

Г. Механическая энергия проводника преобразуется в электромагнитную.

35. Изучая зависимость сопротивления металлического проводника от его длины, ученик получилданные, на основании которых построил таблицу. Случайно он пропустил в ней одно из значений сопротивления проводника.

X

Какое сопротивление имел провод длиной 2,5 м?

А. 0,3 Ом. Б. 0,5 Ом. В. 0,6 Ом. Г. 0,7 Ом.

36. На экране телевизора изображение получается с помощью пучка электронов. Какое поле можно обнаружить вблизи телевизора?

A. Только электрическое.
Б. Только магнитное.

B. Поочередно то электрическое, то магнитное.
Г. Одновременно и магнитное, и электрическое.

37. На рисунке 39 изображен график зависимости силы тока в приборе от напряжения на его клеммах. Однако участок линии графика не пропечатался.

При каком напряжении сила тока в приборе должна быть равна 0, если наблюдаемая закономерность сохранится?
А. 0 В. В. 10 В. Б. 20 любом напряжении от 0 до 200 В.

49. Какое из изображений рисунка 48 в наибольшей степени соответствует вашим представлениям о строении атома водорода ?

50. Если в атоме число протонов больше числа электронов, то атом...

A. является отрицательно заряженным ионом.
Б. является положительно заряженным ионом.

B. электрически нейтрален.

Г. неустойчив и потеряет все электроны.

https://pandia.ru/text/80/083/images/image021_10.gif" align="left" width="624" height="80 src=">

54. Ниже записаны уравнения четырех ядерных реакций.

Какая из этих реакций является реакцией деления?

55. Ядроhttps://pandia.ru/text/80/083/images/image024_7.gif" align="left" width="623" height="66 src=">

1.Г. 2. А. 3. Б. 4. Б. 5. Б. 6. А. 7. А. 8. А. 9. В. 10. Г. 11. В. 12. А. 13. А. 14. А. 15. В. 16. Г. 17. Г. 18. В. 19. Г. 20. А. 21. В. 22. В. 23. Б. 24. Б. 25. Г. 26. В. 27. Б. 28. В. 29. Б. 30. В. 31. А. 32. Г. 33. В. 34. 1. 35. Б. 36. Г. 37. В. 38. Б. 39. Г. 40. А. 41. А. 42. Б. 43. Г. 44. Б. 45. Б. 46. Г. 47. Г. 48. В. 49. Г. 50. Б. 51. А. 52. А. 53. Г. 54. В. 55. Б.

Как были построены такие памятники как Стоунхедж, Великие Пирамиды Гизы, крепость Саксайуаман и другие древние сооружения? Многие ученые полагают, что в некоторых случаях только для того, чтобы доставить массивные глыбы на место строительства, потребовались бы десятки тысяч рабочих.

Однако невысокий человек из Латвии настаивает, что эти древние сооружения были построены намного меньшими усилиями, применяя строительный секрет, который утерян в веках. Он даже утверждает, что смог применить эту технику на практике, при строительстве таинственного Кораллового замка.

В 25 лет Эдвард Лиедскалныньш был помолвлен с девушкой, которая была на 10 лет моложе его - Агнесе Скафе, которую он ласково прозвал «милая шестнадцатилетка». К несчастью, за ночь до свадьбы невеста Эдварда изменила своё решение и бросила его. Как ни удивительно, но Лиедскалныньш решил построить действительно волшебный замок в память о своей потерянной любви.

После такого жестокого разочарования и перенесенного туберкулеза Лиедскалныньш эмигрировал из родной Латвии в США. Он обосновался во Флориде-Сити, где реализовал свой проект одного из наиболее впечатляющего и загадочного сооружения, которое когда-либо было построено одним человеком: Коралловый замок, или как его называет Лиедскалныньш - «Парк Каменных ворот».

Замок, сооружённый полностью из камней, которые Лиедскалныньш в одиночку перенес, обработал и установил - впечатляющая постройка, которая полностью построена из гигантских глыб, вес некоторых из них превышает 30 тонн. После 28-летней одинокой работы и использования простых инструментов, собственноручно изготовленных Эдвардом (блок и лебедка), Коралловый замок воплотился в реальность.

В 1936 г. Лиедскалныньш решил переместить структуру в соседний Хомстид и нанял грузовик для перевозки камней - единственный случай, когда он прибег к помощи. Постоянно стремясь к сохранению своего секрета, Лиедскалныньш настоял, чтобы водитель на ночь покинул свой грузовик, дабы он мог самостоятельно загрузить огромные глыбы. Водитель усомнился в его словах, но к следующему дню Лиедскалныньш, как и обещал, загрузил камни в большой трейлер для перевозки.

Человек-загадка

Сооружение Кораллового замка окутано тайнами. Каким образом один человек мог переместить огромные камни для строительства этого массивного сооружения? Хотя Лиедскалныньш никогда подробно не раскрывал свои строительные секреты, он оставил записки, которые наводят на мысли о серии экспериментов с использованием магнитных полей Земли. Неужели Лиедскалныньшу удалось открыть способ преодоления гравитации?

Лиедскалныньш уклонялся от прямых вопросов о строительстве Кораллового замка, но утверждал, что обладает техникой, которая когда-то была известна древним строителям - техника, подобная той, что использовалась для сооружения великих Египетских пирамид. Он частенько повторял, что эта методика очень простая, если знаешь её секрет.

Одна из наиболее потрясающих особенностей Кораллового замка - каменный блок весом в 9 тонн, который используется в качестве ворот на входе в замок. Лиедскалныньш установил этот огромный камень с такой точностью, что его можно открыть легким прикосновением. В 1986 г., 30 лет спустя после смерти Лиедскалныньша, воротам потребовался ремонт. Была задействована бригада из шести человек с краном, грузоподъёмностью в 20 тонн, чтобы переместить каменную глыбу. Но, не смотря на использование техники, этой команде не удалось установить ворота с прежней точностью.

Интерьер Кораллового замка сам по себе демонстрирует утонченную художественность, и чудо инженерной мысли. Замок официально считается историческим памятником, и был преобразован в открытый музей для всех, кто хочет им полюбоваться или желает внести свой вклад в раскрытие загадки о том, как жил и работал эксцентричный латыш. Коралловый сад декорирован столами и стульями, а солнечные часы точны до минуты - свидетельство удивительных способностей Лиедскалныньша.

Говорят, что его никогда не видели работающим в своём Коралловом замке, однако соседи сообщали, что работа в его мастерской сопровождалась странным пением поздними вечерами. Какого рода технологию использовал Лиедскалныньш, и почему он хотел сохранить в секрете такое удивительное открытие? Действительно ли он обладал теми же самыми строительными секретами, что использовались в древнем мире? Нам остается только догадываться, поскольку тайна строения была унесена им с собой.

Гром-камень, ставший постаментом памятнику Петру I, не даёт покоя альтернативно одаренным товарищам фольк-хистории. Эти граждане, начитавшись фантастических книжек, уверены, что в 18 веке люди такую махину передвинуть не могли без антигравитатора. И камень слишком тяжелый, и веревки не те, и шары раскалываются. Ну, не верят они. Ладно бы расчетами подтвердили, а то кроме кухонной логики бабы Марфы ничего не предлагают. Как в анекдоте, где старшина приказывает роте солдат поднять танк, а когда те не смогли, ехидно сказал: "Не можете? А, вы, как думали - 30 тонн!".

А в самом деле могли ли люди, при помощи тогдашних технических средств, передвинуть камень массой в 1500 тонн? Это и сейчас ещё та задача, а в те времена и вовсе кажется непосильная. Я не инженер и техник, но кое-что помню из школьной программы. Итак...

1. Могли ли сдвинуть камень? На первый взгляд нет, особенно представленным на гравюре способом. Однако подумаем, а какое давление у Гром-камня на почву? Обратимся к калькулятору (неохота формулы вспоминать).


188,5 кПа (если грубо округлить). Много это или мало? Переведем кгс/кв.см:

Получается 1,922 кгс/кв.см. Это давление шин грузовика на почву. При таком давлении передвижение груза такой массы дело техники. Давление человека на грунт - 0,35 кг/кв.см.

Чтобы понять что это такое, вот видео, где автобус наехал девочке на ногу. Обратите внимания на слова: "Нога распухла, но обошлось без переломов"!

2. Волшебные канаты . Альтернативно одаренные товарищи не верят, что канаты из пеньки были в состоянии выдержать вес камня. Они якобы должны были порваться. На первый взгляд всё правильно. Но... альтики перепутали понятия "вес" и "масса". Что делать, в школе уроки физики прогуливали. Заглянем на сайт http://tehtab.ru , там есть информация про пеньковые канаты.

"Прочность примерная пеньковых канатов (тросов, веревок) 5 - 48 мм в зависимости от толщины (диаметра) и примерный погонный вес. Данные для веревок из 3 прядей либо из пеньки (конопли), либо из "манильской пеньки" (банана абаки) - обычных пеньковых канатов (неизношенных). Огромный плюс этих канатов в том, что износ равномерно снижает прочность, в отличие от пластиковых канатов.

Для пенькового каната характерно удлинение до 10% без потери прочности."

И таблица приведена:

Поясняю, пеньковый канат диаметром в 48 мм без труда поднимает груз массой в одну тонну без опасности порваться. Как видим на гравюре, Гром-камень не поднимали, а передвигали пятью канатами, то есть могли поднять груз весом в пять тонн. Передвигали камень двумя рычажными лебедками по 36 человек на лебедку, или по 18 лошадиных сил каждая. При нужде количество лебедок увеличивалось. В принципе, ничего не возможного.

3. Деревянные рельсы. Альтернативно одаренные товарищи не верят, что деревянные рельсы могли выдержать массу Гром-камня? А почему собственно? Вспомним, что давление Гром-камня составляет 1,922 кгс/кв.см. Но посмотрим на таблицу физических свойств древесины:


Как видим, дерево легко выдерживает Гром-камень. Разумеется не долго, но какое-то время брус будет выдерживать массу камня, пока на придет в негодность.


4. Непрочные шары? Сомнения вызывают и шары, которые использовались при передвижения камня. Альтернативно одаренные утверждают, что шары обязательно должны сминаться и раскалываться.

А кто говорит, что все шары дожили до Финского залива? Перед нами машина, а шары - это детали. А что делается, если в машине деталь выходит из строя? Правильно, её меняют на новую. Так же поступали и наши предки: шар приходил в негодность, то его браковали и меняли на новый. Обратите внимание на двух мужичков с носилками на гравюре. Это они запас шаров несут. Мне сложно понять людей, которые считают наших предков идиотами. Неужели они в самом деле, что наши предки изготовили рельсы, шары, канаты в единственном экземпляре? Нет, разумеется.

Сами шары были изготовлены меди, олова и галмея. Галмей - это цинксодержащая руда, то есть перед нами шары из латуни. Такая латунь с оловом называется морская латунь - прочная и обладающая высокими антикоррозийными свойствами. Видимо, посчитали, что такой сплав лучше бронзы.

5. Но как? Посмотрим на конструкцию по перевозки камня. По сути перед нами примитивная железная дорога с локомотивом, только локомотив на шариковом подшипнике, а не на подшипнике скольжения (колеса вагонов). Мощность локомотива 18 - 54 лошадиных силы. Средняя скорость - 2-3 метра в час. Колея - 6 метров, а чем шире колея, тем больший груз она примет.

Как он работал? Несколько бригад по 36 человек на лебедку крутили рычаги. Через какое-то время их сменяла свежая бригада, таким образом темпа не снижали. Бревна для установления лебедок, скорее всего вколотили заранее, до зимы. Опыт забивания бревен в виде свай у строителей и инженеров уже был, тем более при строительстве Петербурга. Так что грызть мерзлый грунт не приходилось. Тут же имелась походная кузница, чтобы чинить инструменты или делать новые. Всё необходимое везли рядом на телегах. Деревянные рельсы при необходимости подставляли под камень. Если рельса трескалась или ломалась, то ее оперативно меняли. Шары в подшипнике так же оперативно меняли, если они выходили из строя.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....