Какого человека можно считать опасным для общества? Какой человек опасен для общества преступление и наказание.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2017/2018 ГГ.. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «Человек и общество». «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г.Белинский).

2 слайд

Описание слайда:

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

3 слайд

Описание слайда:

Определения: ЧЕЛОВЕК - термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек - представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих - высшая ступень развития органической жизни на Земле. В социальном смысле человек - существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек - элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т. д., где он выступает как личность. Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть прежде всего права личности. Синонимы: лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица, двуногий, человеческое существо, индивидуум, царь природы, некто, рабочая единица.

4 слайд

Описание слайда:

ОБЩЕСТВО - в широком смысле - большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п. (см. Формация общественно-экономическая) , к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.). Социологические концепции общества различались прежде всего толкованием природы совместности человеческого существования, объяснением принципа образования социальных связей. О. Конт усматривал такой принцип в разделении функций (труда) и в солидарности, Э. Дюркгейм - в культурных артефактах, называемых им «коллективными представлениями». М. Вебер объединяющим началом называл взаимно ориентированные, т. е. социальные, действия людей. Структурный функционализм основанием общественной системы считал социальные нормы и ценности. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие общества как закономерный естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, в основании которых лежит определенный способ производственной деятельности людей. Его специфику определяют не зависимые от сознания людей производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню производительных сил. На базисе этих объективных, материальных отношений надстраиваются системы соответствующих социальных и политических институтов, идеологических отношений, форм сознания. Благодаря такому пониманию каждая общественно-экономическая формация предстает как целостный конкретно-исторический социальный организм, характеризующийся своей экономической и социальной структурой, ценностно-нормативной системой социальной регуляции, особенностям и духовной жизни.

5 слайд

Описание слайда:

Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития. Синонимы: социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда, публика, человечество, свет, род людской, род человеческий, братство, братия, ватага, группа.

6 слайд

Описание слайда:

«Жить в обществе и быть свободным от обществ а нельзя», - слова В. И. Ленина отражают суть взаимоотношений человека и общества… Каждый из нас может как гармонично взаимодействовать с другими, так и находится с ними в сложном противостоянии или даже вступать в непримиримый конфликт. Мы должны понимать, что должны подчиняться общественным законам, а общество в свою очередь – учитывать интересы каждого человека.

7 слайд

Описание слайда:

Аспекты направления. Личность и общество (в согласии или в противостоянии). В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах: Человек как часть общества. Невозможность существования человека вне социума. Независимость суждения отдельно взятого индивидума. Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию. Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности. Желание человека стать особенным, оригинальным. Противопоставление интересов человека и интересов общества. Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия. Влияние личности на общество. Место человека в обществе. Отношение человека к обществу, себе подобным. 2. Общественные нормы и законы, мораль. Ответственность человека перед обществом и общества перед человеком за все происходящее и будущее. Решение человека принять или отвергнуть законы общества, в котором он живет, следовать нормам или нарушать законы. 3. Человек и общество в историческом, государственном плане. Роль личности в истории. Связь между временем и обществом. Эволюция общества. 4.Человек и общество в тоталитарном государстве. Стирание индивидуальности в обществе. Равнодушие общества к своему будущему и яркая личность, способная бороться с системой. Противопоставление «толпы» и «личности» в тоталитарном режиме. Болезни общества. Алкоголизм, наркомания, отсутствие толерантности, жестокость и преступления

8 слайд

Описание слайда:

Примерный список тем В чем проявляется конфликт между человеком и обществом? Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»? Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»? Может ли человек существовать вне общества? Может ли человек изменить общество? Как общество влияет на человека? Несет ли общество ответственность за каждого человека? Как общество влияет на мнение личности? Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? Что такое толерантность? Почему важно сохранять индивидуальность? Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»

9 слайд

Описание слайда:

Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»? Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими? Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»? Нужны ли общественные нормы поведения? Какого человека можно назвать опасным для общества? Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»? Можно ли назвать любого человека личностью? Что происходит с человеком, оторванным от общества? Почему общество должно помогать обездоленным? Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»? Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей» В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе? Какова роль личности в истории?

10 слайд

Описание слайда:

Как социум влияет на решения человека? Подтвердите или опровергните утверждение И. Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек». Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»? Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки? Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом? Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»? Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства? Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества? К чему ведет равнодушие общества к человеку? Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»? Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Почему человек стремится быть оригинальным? Нужны ли обществу лидеры?

11 слайд

Описание слайда:

Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»? Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества? Кто такой мизантроп? Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»? К чему приводит неравенство в обществе? Меняются ли общественные нормы? Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»? Человек ответственен перед обществом? Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом? Как человек может изменить историю? Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение? Может ли человек стать личностью в отрыве от общества? Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»? Можно ли нарушать общественные нормы? Каково место человека в тоталитарном государстве?

12 слайд

Описание слайда:

Как Вы понимаете фразу: «одна голова - хорошо, а две – лучше»? Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества? Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе? Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один»? Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом» Что такое равноправие в обществе? Для чего нужны общественные организации? Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни? Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество? Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него? Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»? Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»? Чего не хватает современному обществу? Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»? Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»? Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

13 слайд

Описание слайда:

Цитаты для направления Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию. (В. Г. Кротов) Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества. (У. Джеймс) Общество состоит из двух классов людей: тех, у которых есть обед, но нет аппетита; и тех, у которых отличный аппетит, но нет обеда. (Н. Шамфор) Истинно честный человек должен предпочитать себе – семейство, семейству – отечество, отечеству – человечество. (Ж. Д’Аламбер) Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними. (Ш. Монтескье) Оторваться от народа – все равно что разум потерять. (Карак) Человек без людей – что тело без души. С народом никогда не погибнешь. ...Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей. (Х. Келлер) Есть люди, которые, как мостик, существуют для того, чтобы по нему перебегали другие. И бегут, бегут; никто не оглянется, не взглянет под ноги. А мостик служит и этому, и другому, и третьему поколению. (В. В. Розанов) Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода – единство, которым поддерживается жизнь... (Сенека)

14 слайд

Описание слайда:

Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте) Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте) Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон) В одиночестве человек – либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон) Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой) Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне) Человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя. (Л. Бональд) В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа. (Г. Фрейтаг) Человеческое общество... похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает... (П. А. Сорокин) Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем... (В. Г. Белинский) Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни. (Д. И. Писарев) В каждом человеке есть что-то от всех людей. (К. Лихтенберг)

15 слайд

Описание слайда:

Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. (Т. Драйзер) Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин) Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун) Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим (Цицерон) Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом. (Д. М. Кэйдж) Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер) Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество; и поэтому самая высшая сфера прекрасного – человеческое общество. (Н. Г. Чернышевский) Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс) Человек не начинает жить прежде чем он не поднимется над узкими рамками своих личных мнений и убеждений и не приобщится к убеждениям всего человечества. (М. Л. Кинг) Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)

16 слайд

Описание слайда:

Объединяйтесь, люди! Смотрите: ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец) Сообща искать – все отыскать. У плывущих в лодке судьба одна. Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту столь восприимчивое к мнениям других людей… (Ш. Монтескье) Бежавший от народа без погребения остается. Среди людей и лиса с голода не сдохнет. Человек – опора человеку. Кто не любит своего народа, тот не любит и чужого. Работать для народа – вот самая неотложная задача. (В. Гюго) Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. (М. М. Пришвин) Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она во вне и какими бы волнами ни лилась через край,- она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества. (В. Г. Белинский) :

17 слайд

Описание слайда:

Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки. (Г. Лихтенберг) Ни одно общество не может быть хуже, чем люди, из которых оно состоит. (В. Швебель) Общество - как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна) Все общества похожи друг на друга как коровы в стаде, только у некоторых рога позолочены. (В. Швебель) Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Л. А. Сенека) Т еррор не придумал для уравнения общества никаких других средств, как только рубить головы, поднимающиеся над уровнем посредственности. (П. Буаст) Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; уверенность в себе - грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи. (Р. Эмерсон) Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (В.И. Ленин) Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю) Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека. (Ф. Энгельс) Общество виновато во всем том, что совершается в его пределах; всякая дрянная личность самим фактом своего существования указывает на какой-нибудь недостаток в общественной организации. (Д.И. Писарев)

18 слайд

Описание слайда:

Художественная литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. .

19 слайд

Описание слайда:

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. «Человек и общество". А.П. Чехов «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Вишневый сад» Ж. Верн «Таинственный остров» У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди» М. Горький «На дне» , Старуха Изергиль» Ч.Т. Айтматов: «И дольше века длится день» Д. Дефо «Робинзон Крузо» Е.И. Замятин «Мы» А. Платонов «Котлован» Б. Пастернак «Доктор Живаго» Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор» Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» О. Хаксли «О дивный новый мир» М.Ю. Лермонтов «Герои нашего времени» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» М. Митчелл «Унесенные ветром» Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала», «Анна Каренина» Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель» А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» У. Голдинг «Повелитель мух» Г. Маркес «Сто лет одиночества» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» А.С.Грибоедов «Горе от ума» М.Шолохов «Тихий Дон»

20 слайд

Описание слайда:

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. В образе главного героя комедии Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Образ Чацкого - нового, умного, развитого человека - противопоставляется фамусовскому обществу. Все гости Фамусова немеют от восторга при виде любого заезжего французика из Бордо, копируют обычаи и наряды иностранных модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в сравнении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. При этом Чацкий - единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова.

21 слайд

Описание слайда:

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтоврассматривает личность в контексте общества и эпохи и выявляющего их мощное влияние на формирование человека. Интерес писателя к «истории души человеческой» отражает задачи и проблематику романа. Душа и характер человека формируются в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно устремлениям его воли, с другой - обществом и эпохой. Исследуя психологию героя, автор представляет Печорина как героя своего времени. Он стремится любыми средствами снять маски с окружающих, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. История душевных движений, переживаемых персонажами, последовательно проходит несколько стадий: от равнодушия или простой доброжелательности до полного разрыва. Герои достигают кульминационного момента развития конфликта, и каждый терпит крушение. Судьбы персонажей исковерканы. Внутренняя духовная свобода личности приводит к победе или поражению человека. «Герой нашего времени» - роман о самореализации личности, ее ответственности перед людьми и своим собственным «я». Печорин исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества, поэтому его попытки приблизиться к людям, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ними бесплодны.

22 слайд

Описание слайда:

Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. Немалое место в романе отводится описанию светского общества. Петербургский высший свет - особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, - неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, и за актерской маской нет человека, есть лишь пустота и равнодушие. Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, и Толстой сравнивает присутствующих в салонеШерерс разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Отношение Толстого к высшему обществу двойственное. Он прекрасно видит пороки света: неискренность, чопорность, высокомерие, лживость, корысть. Но высший свет у Толстого - это еще и интеллигентные, благородные люди с тонкой душевной организацией. Это и Пьер Безухов, и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Марья Болконская, и Николай Ростов. Это люди, которые умеют любить, умеют прощать и по- настоящему ценят свою страну. Автор противопоставляет этих живых людей мертвому высшему свету. Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна Отечественная война 1812 года, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

23 слайд

Описание слайда:

Главная тема всего творчества М. Горького - исследование человека, его природы и места в жизни. В «Старухе Изергиль» образ юноши Ларры противопоставлен образу Данко. С помощью такого противопоставления писатель осудил многие человеческие пороки: эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Ларра – сын женщины и орла, незнакомый с понятиями любви и самопожертвования, эгоистичный наглец, не признающий уважения к другим, готовый только получать, ничего не давая взамен. И именно поэтому величайшее благо, жизнь, становится для Ларры каторгой. Горький подчеркивает: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми. Человек – существо социальное. Человек должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими. Юноша Данко - абсолютная противоположность Ларры. Ради свободы своего народа идет на великую жертву – отдает жизнь во благо родного племени. Данко не ждал благодарности за свою жертву. Он существовал ради людей, ради их блага. Данко не помнил о себе, постоянно беспокоился за других. Этот герой – романтический идеал Горького. Л.Н.Толстой «Война и мир» Характер человека формируется всю жизнь. Порой одни цели и ценности сменяются другими. Многое зависит от окружения, от изменений как в жизни самого человека, так и всей страны, народа. Герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрей Болконский постоянно находится в поисках своего места в жизни. Автор показывает, как менялись его цели, средства, которые он использовал для их достижения. В начале романа герой мечтает о славе, идёт на войну с Наполеоном, чтобы найти свой «Тулон», то есть ту точку отсчёта, которая положит начало его известности(“Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”). Однако война показала ничтожность его мечтаний. Увидев огромное небо, облака, плывущие по нему, он понял, что надо жить по законам природы, что все его цели такие низменные, никчемные. Встреча с Наташей в Отрадном, подслушанные её слова о красоте ночи, в которых столько желания жить полной грудью, - всё это повлияло на Андрея. Ему захотелось быть полезным людям, приносить им пользу(«…надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе). Он продумывает и средства для этого, входя в законодательную комиссию А.Сперанского. В конце романа это уже совсем другой человек, понявший, что человек счастлив, живя единой жизнью с народом, Отечеством, внося свой вклад в великие дела. А ещё ой осознал, что надо уметь прощать, ведь именно то, что он не сумел когда-то понять и простить Наташу, лишило его любви такой женщины! Перед смертью Андрей понял это, «…ему открылась та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!» Обо многом заставляет задуматься автор своих читателей и прежде всего о том, как нужно жить на этой земле, каким быть человеком. Любимые герои Л.Толстого словно подсказывают ответы на эти вопросы.

24 слайд

Описание слайда:

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» показывает читателям, что человек вершит историю, но история, в свою очередь, меняет человека. Мучительно пытается найти свое место в жизни главный герой романа – Григорий Мелехов. Он стремится обрести правду в неспокойное и смутное время начала революционных потрясений ХХ века. Хочет принять какую-нибудь сторону, примкнуть к определенному лагерю, воспротивиться жестокости братоубийственной войны, найти ответы на многочисленные вопросы, которые ставит «безумный мир» перед Григорием. Эти нравственные искания осложняются еще и драмой личного характера. Любовь к Аксинье, сначала бездумная и страстная, прошедшая все мыслимые испытания, перерастает в любовь-сострадание. Вопреки осуждению со стороны родных и станичников, он бросает семью, идет наперекор общепринятым нормам, потому что чувствует необходимость разобраться в путанице, вихре событий этих лет, определить свое отношение к ним. Всё это неразрывно с психологическими сдвигами, происходящими внутри Мелехова. И усталой душе Григория среди этого всеобщего разлада хочется мира и тишины. Именно поэтому, возвратившись домой, бросает он в воду ружье.

25 слайд

Описание слайда:

Одной из значимых тем романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти, человека и общества. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем Ершалаиме и в современной ему Москве. Писатель, вслед за своими предшественниками «золотого века» русской литературы, русскими философами начала ХХ века, был убежден, что в основе любого общества должны лежать не материальные, классовые, политические, а нравственные основы. И то, что Булгаков помещает современную ему столицу в рамки библейского города и потустороннего мира Добра и Зла, доказывает, что жизнь человеческая и человеческая природа вечны и неизменны. А значит, ответы на важные философские вопросы универсальны и правильны для любого времени. Мастер – гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати. Когда Мастер закончил свое произведение, он вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!..» Кто встретил Мастера в этом обществе? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения. В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую. Устами Мастера автор замечает: «Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, направляется в «дом скорби», где его и встречает читатель. Спасает Мастера от гонений этого общества лишь любовь Маргариты и обретение вечного покоя. В русской литературе тема человека и общества встречается почти в каждом произведении великих писателей. Часто на страницах книг мы читаем о трагедиях сильной личности или маленького человека, видим противопоставление яркой живой натуры равнодушному мертвому обществу.

26 слайд

Описание слайда:

Роман-антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» - искусная критика общества потребления, страх перед его деградацией, предостережение обывателю. Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным» (что в романе подразумевает сожжение книг), будучи уверенным, что выполняет свою работу «на пользу человечества». Но в скором времени он разочаровывается в идеалах общества, присоединяется к небольшой подпольной группе, сторонники которой заучивают тексты книг для потомков. Описанное Брэдбери общество потребления сжигает на кострах не книги, оно сжигает себя - свою историю, свою культуру. Ценность романа - в той страшной картине будущего, которая вполне может стать правдой. Американский идеал беззаботной жизни, мечты о всеобщем равенстве, отсутствие лишних тревожных мыслей - этот предел мечтаний общества может обернуться и кошмаром, если не внять предостережениям автора. Технический прогресс значительно облегчил жизнь человека, вместе с тем сильно подавив у него инстинкт самосохранения. Выжить в новом обществе, становящемся не только технократическим, но и тоталитарным, людям помогают стадные чувства, и прежде всего это сказывается на духовных сторонах жизни человека. Нормой поведения становится потребительское существование, при котором единственную пищу для ума дают развлечения, реальность заменена примитивными телеиллюзиями. Человеку не нужны науки: после работы он должен развлекаться на всю катушку, наслаждаться жизнью, смеяться на бесконечные клоунады в театре или кино, ловить острые ощущения, играть в игры, а вовсе не читать серьёзные книги, думать о них, постигать суть вещей, размышлять о политике или смысле жизни. Этому безумному обществу, ирреальному миру противопоставлены спокойно-величественная природа, где можно подумать о вечности, о времени, о своей собственной жизни, а также люди, бежавшие от мира в пустынные места, где нет цивилизации, но есть свобода мысли и приоритет разума над внутренней пустотой. Монтэг думает о том, что «где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей, кто-то должен снова собрать и сберечь то, что создано человеком, сберечь это в книгах, в граммофонных пластинках, в головах людей, уберечь любой ценой от моли, плесени, ржавчины и людей со спичками». И здесь, среди природы, Монтэг находит таких людей – хранителей – которые берегут в своей памяти разные книги и надеются спасти от тлена и забвения хотя бы частицу человеческих знаний и опыта многих поколений. Теперь Монтэг с ними навсегда! И только здесь он постигает главный смысл человеческой жизни: «Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведённую из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чём после смерти найдёт прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив». Именно поэтому Монтэг и его новые друзья не боятся «конца света», войны, обрушившейся на старый мир, ведь впереди их ожидает мир обновлённый и прекрасный – со смыслом, знанием, одухотворённостью и любовью. www.ctege.info Нравственную позицию писателя можно проиллюстрировать высказыванием Р.Эмерсона: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной»

27 слайд

Описание слайда:

Е.И.Замятин «Мы» Человек в тоталитарном государстве. Эта тема стала появляться в литературе уже в 1920-1930- годы, когда стало ясно, что политика В.И.Ленина, И.В.Сталина вела к установлению далеко не демократического режима. Конечно, данные произведения не могли быть напечатаны в то время. Их читатели увидели лишь в 1980- е годы, в период перестройки и гласности. Настоящим открытием стали многие из подобных произведений. Одним из них был роман Е.Замятина « Мы», написанный в 1921 г. Антиутопия, изображённая писателем, показывала, к чему может привести тоталитаризм, молчание людей, слепое подчинение режиму. Роман - это словно предостережение, что всё, изображённое в нём, может произойти, если общество не станет противиться ужасной системе репрессий, преследований, когда буквально душится любое желание человека добиться правды. Бездействие общества в тоталитарном государстве может привести к тому, что каждый станет частью огромной государственной машины, превращаясь в « безликое МЫ», теряя индивидуальность и даже своё имя, получая лишь номер среди огромной толпы людей (Д-503, 90, I-330). «…естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты – грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…». Ценность конкретной личности в таком обществе теряется. Казалось бы, люди построили его, чтобы быть счастливыми. Но произошло ли это? Можно ли назвать счастьем жизнь по часам в этом Едином Государстве, ощущая себя просто винтиком в огромном механизме государственной машины(«Идеал там, где уже ничего не случается…») ? Нет, не все согласны с такой регламентированной жизнью, когда за них думают другие. Они хотят ощущать полную радость, счастье, любить, страдать- в общем, быть личностью, а не номером. За стенами государства – настоящая жизнь, которая так влечёт героиню- I-330. Благодетель решает всё, именно по его законам живут номера. А если кто-то выступает против, то находятся способы заставить людей либо подчиниться, либо умереть. Другого выхода нет. Автор показал, что не смогла часть рабочих захватить космический корабль, привлекая к этому одного из строителей «Интеграла» Д-503 (именно его пыталась с этой целью очаровать I-330). Слишком силён Благодетель и его система. Погибает в Газовом Колоколе I-330, стирается ненужная память у номера Д-503, который продолжает быть уверенным в справедливости государственного устройства («Я уверен, что мы победим, потому что разум должен победить!») Всё в государстве продолжает идти своим чередом. Как ужасно звучит формула счастья, изложенная Благодетелем: “Истинная алгебраическая любовь к человеку - непременно бесчеловечна, и непременный признак истины - ее жестокость”.Но именно в победу разума верит автор, когда общество очнётся, поймёт, что так жизнь нельзя, чтобы каждый сказал себе: «Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей».Человек должен быть частью общества, продолжая оставаться индивидуальностью. «МЫ» , состоящее из множества «Я»,- вот одна из формул счастья, к осознанию которой приходят читатели романа.

28 слайд

Описание слайда:

Темы итогового сочинения 2017 - 2018

"Человек и общество". Цель данного направления - показать неразрывную связь человека с обществом. Стоит задуматься, какое влияние оказывают на нас окружающие люди, как отражается на нашем мышлении и поведении общение с ними. Оценивая кого-либо, мы не можем не обращать внимание на его положение в обществе. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений общества и человека. Лишается ли чего-то человек отвергающий общество? Почему общество может отвергать людей?

Данное направление ориентировано на две точки зрения: рассмотреть роль отдельно взятого человека в социуме и значимость общества в жизни человека. Люди, по разным причинам, часто отвергают окружение, также и окружение нетерпимо к тем, кто не считается с установившимися в нём правилами . Причинами для подобного отторжения могут быть личные принципы, заблуждения, страх или даже помешанность.

Многие авторы поднимали проблему взаимоотношений между обществом и человеком, актуальную и по сей день. Данное направление нацеливает на рассуждение о том, что же побуждает человека отгородиться от общества, или, напротив, подчиниться общественным законам. Каждый человек - важная часть общества, любой может внести свой вклад. Так как же взаимосвязан человек и социум? Действительно ли так важно быть его частью?

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Человек и общество" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Как социум влияет на решения человека?
  2. Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
  3. К чему приводит неравенство в обществе?
  4. Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
  5. Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)
  6. В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  7. В одиночестве человек - либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)
  8. Как общество влияет на человека?
  9. Меняются ли общественные нормы?
  10. Человек человеку — волк. (Плавт)
  11. Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
  12. Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
  13. К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  14. Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  15. Как общество влияет на мнение личности?
  16. Почему общество должно помогать обездоленным?
  17. Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
  18. Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
  19. Что такое равноправие в обществе?
  20. Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)
  21. Может ли человек существовать вне общества?
  22. Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
  23. Как Вы понимаете фразу: «одна голова - хорошо, а две - лучше»?
  24. Что такое толерантность?
  25. Работать для народа - вот самая неотложная задача. (В. Гюго)
  26. Все дороги ведут к людям. (А. Де Сент-Экзюпери)
  27. Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
  28. Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин)
  29. Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)
  30. Для чего нужны общественные организации?
  31. Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
  32. Несет ли общество ответственность за каждого человека?
  33. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
  34. Какого человека можно назвать опасным для общества?
  35. Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
  36. Почему важно сохранять индивидуальность?
  37. Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. (Тютчев)
  38. Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
    Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
  39. Может ли человек изменить общество?
  40. Кто такой мизантроп?
  41. Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
  42. В каждом человеке есть что-то от всех людей. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? (Г. К. Лихтенберг)
  43. Ноль - это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец)
  44. Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
  45. Какова роль личности в истории?
  46. Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  47. Почему человек стремится быть оригинальным?
  48. Человек ответственен перед обществом?
  49. Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»? Чего не хватает современному обществу?
  50. Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом (Д. М. Кэйдж)
    Нужны ли обществу лидеры?
  51. Если каждый - это целый мир, что ж один не может без другого? (Л. И. Болеславский)
  52. Что происходит с человеком, оторванным от общества?
    Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей. (У. Джеймс)
  53. Нужны ли общественные нормы поведения?
  54. Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
  55. Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. (Т. Драйзер)
  56. Самая прекрасная жизнь - это жизнь, прожитая для других людей (Х. Келлер)
  57. Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)
  58. Можно ли назвать любого человека личностью?

Возникновение общества и возникновения человека-это единый процесс. Нет общества - нет человека. Нет человека - нет общества. Общество это совокупность людей.которые имеют общие интересы. Но есть такие люди, которые не разделяют точку зрения общества, отличаются от толпы и не смотрят на мир так, как они, взгляды столь противоречивы, чем у общества. Таких людей общество называет опасным.

Комедия Грибоедова «Горе от ума » сыграла выдающуюся роль в нравственном воспитании людей. В этом произведении разум, свобода противоборствуют с подлостью и невежестью во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. Через образ героя Чацкого Грибоедов хотел показать нового человека, приносящего в общество новую мораль, взгляды на мир и на человеческие отношение.Фамусовское общество очень сильно отличается от героя тем, что оно лишь стремится к богатству путем лести, крадет обычаи и одежду у иностранных проходимцев, у них нет своих идей.

Чацкий -разумный, порядочный человек, имеет только положительные качества, не боится говорить правду в лицо, он хочет добиться цели в жизни. Александр – опасная личность, который рушит фамусовское общество во благо свободы, разума, культуры. Чацкий разоблачает фамусовское общество, указывает на их недостатки. Поэтому общество ополчилось против него, посчитало его сумасшедшим. Так, герой вынужден уехать из Москвы: он не понят и не принят фамусовским обществом.

В романе Лермонтова «Герой нашего времени » автор рассказывает, как образом появляются опасные для общества люди. Главный герой Григорий Александрович Печорин рушит жизнь людей, не может проявить доброту.

В детстве, в молодости ему не верили, хотя он говорил правду, и он научился врать. Он любил весь мир, но его не поняли, и он стал ненавидеть. Одна его сторона полностью высохла и не могла уже чувствовать, а другая еще жива и анализировала собственное поведение. Его душа испорчена светом, к печали он привыкает так же, как и к наслаждению. Так он стал нравственным калекой. Но ему все мало. Печорин хочет снять маски с окружающих, чтобы увидеть их настоящие лица, потому он пускается в интриги. Само общество виновато в том, что герой стал жестоким человеком. Все попытки приблизиться к людям приводят к несчастью. Печорин разрушает их судьбы: разбивает жизнь мирных контрабандистов, из-за него умирает Бела, влюбляет в себя Мери, а потом исчезает из ее жизни, убивает Грушницкого. Каждому герою Печорин приносит боль, но от этого он не чувствует себя счастливым

Итак, откуда же появляются опасные люди? Кто и что на них влияет? Мы не перестаем задавать эти вопросы сейчас. Опасные люди возникают, потому что общество само рождает таких людей в результате непонимания их сущности.

Обновлено: 2017-11-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Как подростки понимают законы, по которым живет современное общество?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: proza.ru

Уже на следующей неделе выпускники проверят свои навыки анализа литературных произведений. Смогут ли раскрыть тему? Подобрать верные аргументы? Впишутся ли в критерии оценки? Узнаем совсем скоро. А пока предлагаем вам разбор пятого тематического направления – «Человек и общество». У вас есть еще время воспользоваться нашими советами.

Комментарий ФИПИ:

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество - учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:
ЧЕЛОВЕК - 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. 2. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность.
ОБЩЕСТВО - 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. 3. Круг людей, с которыми кто-либо находится в тесном общении; среда.

Синонимы
Человек: личность, индивидуум.
Общество: социум, среда, окружение.

Человек и общество находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать друг без друга. Человек - существо социальное, он создан для общества и с самого раннего детства находится в нем. Именно общество развивает, формирует человека, во многом именно от среды и окружения зависит, каким станет человек. Если в силу различных причин (сознательный выбор, случайность, изгнание и изоляция, применяемые в качестве наказания) человек оказывается вне общества, он теряет часть себя, чувствует себя потерянным, испытывает одиночество, нередко деградирует.

Проблема взаимодействия личности и общества волновала многих писателей и поэтов. Какими могут быть эти отношения? На чем они строятся?

Отношения могут быть гармоничны, когда человек и общество находятся в единстве, могут быть построены на противостоянии, борьбе личности и общества, а могут и на открытом непримиримом конфликте.

Нередко герои бросают вызов обществу, противопоставляют себя миру. В литературе особенно часто это встречается в произведениях эпохи романтизма.

В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький , рассказывая историю Ларры, предлагает читателю задуматься над вопросом, может ли человек существовать вне общества. Сын гордого вольного орла и земной женщины, Ларра презирает законы общества и людей, придумавших их. Юноша считает себя исключительным, не признает авторитетов и не видит необходимости в людях: «…он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого» . Пренебрегая законами племени, в котором оказался, Ларра продолжает жить так, как жил прежде, но отказ подчиняться нормам общества влечет за собой изгнание. Старейшины племени говорят дерзкому юноше: «Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет », - но это только вызывает смех сына гордого орла, ведь он привык к свободе и не считает одиночество наказанием. Но может ли свобода стать тягостна? Да, обернувшись одиночеством, она станет наказанием, считает Максим Горький. Придумывая наказание за убийство девушки, выбирая из самых суровых и жестоких, племя не может выбрать одного, удовлетворяющего всех. «Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен» , - говорит мудрец. Имя Ларра символично: «отверженный, выкинутый вон» .

Почему же то, что поначалу вызывало смех Ларры, «оставшегося свободным, как отец его», обернулось страданием и оказалось самым настоящим наказанием? Человек - существо социальное, поэтому не может жить вне общества, утверждает Горький, а Ларра, хоть и был сыном орла, но все-таки еще наполовину был человеком. «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Оторванный от общества, Ларра ищет смерти, но не находит ее. Говоря «наказание ему - в нем самом», мудрецы, постигшие социальную природу человека, предрекали юноше-гордецу, бросившему вызов обществу, мучительное испытание одиночеством и изоляцией. То, как страдает Ларра, только подтверждает мысль о том, что человек не может существовать вне общества.

Героем другой легенды, рассказанной старухой Изергиль, становится Данко, абсолютная противоположность Ларры. Данко не противопоставляет себя обществу, а сливается с ним. Ценой собственной жизни он спасает отчаявшихся людей, выводит их из непроходимого леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди. Данко совершает подвиг не потому, что ждет благодарности и похвалы, а потому, что любит людей. Его поступок бескорыстен и альтруистичен. Он существует ради людей и их блага, и даже в те моменты, когда люди, пошедшие за ним, осыпают его упреками и в сердце его вскипает негодование, Данко не отворачивается от них: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут» . «Что сделаю я для людей?!» - восклицает герой, вырывая из груди пылающее сердце.
Данко - пример благородства и великой любви к людям. Именно этот романтический герой становится идеалом Горького. Человек, по мнению писателя, должен жить с людьми и ради людей, не замыкаться в себе, не быть эгоистичным индивидуалистом, и счастлив он может быть только в обществе.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
  • Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
  • Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)
  • Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
  • Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
  • Общество - как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
  • Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н. А. Бердяев)
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
  • Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  • Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
  • Может ли человек изменить общество?
  • Может ли человек существовать вне общества?
  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
  • Что происходит с человеком, оторванным от общества?
  • Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
  • Почему важно сохранять индивидуальность?
  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  • Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
  • К чему ведет нарушение общественных норм?
  • Какого человека можно назвать опасным для общества?
  • Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  • К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  • Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

В уголовно-правовой системе используется такой термин, как необходимая оборона (ст. 37 УК РФ ). На практике, однако, существует множество проблем при его применении. Рассмотрим подробнее .

Актуальность вопроса

На практике нередко возникают ситуации, когда человек вынужден применить силу для защиты себя или других людей. В таких случаях говорят о необходимой обороне. Ст. 37 УК РФ исключает преступность деяния при причинении вреда лицу, посягающему на жизнь или здоровье другого человека. При этом в норме присутствует оговорка.

Согласно ст. 37 УК РФ, необходимая оборона должна выражаться в действиях, соответствующих опасности и характеру посягательства. Другими словами, не допускается причинение посягающему субъекту излишнего вреда. С определением пределов необходимой обороны как раз и возникают сложности на практике. Дело в том, что лицо, применяющее насилие к преступнику, далеко не всегда может адекватно оценивать ситуацию.

Необходимо знать, , какие меры к нему можно применить, а какие будут расцениваться как излишние и не соответствующие характеру его поведения.

Ключевые признаки

Они вытекают из смысла ст. 37 УК РФ.

Необходимая оборона , согласно норме, - это действия:

  • направленные на защиту прав и личности обороняющегося, других субъектов, а также интересов общества и государства, исключающие преступность;
  • правомерные и социально-полезные.

Защита от посягательства осуществляется посредством причинения нападающему определенного вреда. При этом его интересы также охраняются законодательством в установленных рамках. Применение необходимой обороны связано с чрезвычайным характером поведения обороняющегося и потребностью в определении ее пределов.

В случае превышения установленных рамок действия лица будут расцениваться как умышленные, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства. Соответственно, к обороняющемуся будут применены меры ответственности.

Правомерность необходимой обороны , таким образом, имеет место в том случае, если субъект совершает действия в обстоятельствах, которые обуславливают основания и условия для защиты охраняемых интересов от посягательства и вместе с тем обозначают границы этой обороны. Наличие определенных пределов поведения позволяет предотвратить излишний вред нападающему.

Состояние необходимой обороны выражается комплексом признаков, по которым характеризуется не только, собственно, защита, но и посягательство.

Основания

Под обороной в целом понимают противодействие нападению. То есть это ответное, вынужденное, производное действие, направленное на пресечение противоправного поведения. Нападающий в таких случаях сам становится жертвой своих действий.

В уголовно-правовом смысле законна оборона от противоправного посягательства, которое выступает в качестве объективного основания для применения защиты. В законодательстве не раскрыто понятие опасного посягательства, не определено, какого человека можно назвать опасным для общества . Однако из анализа норм явно следует, что оборона недопустима против бездействий/действий, формально содержащих признаки преступлений, но ввиду малозначительности угрозы не представляющих.

Условия

Для осуществления защиты необходимо наличие опасного фактора . Им является совершение противоправного действия субъекта, посягающего на жизнь, здоровье, права, имущество других лиц, нарушающего интересы государства, общества или гражданина, либо угроза его совершения.

Социально-правовая характеристика посягательства ограничивается одним признаком - общественной опасностью. При этом уголовное законодательство не требует, чтобы действие/бездействие совершалось виновно, а субъект, совершающий его, был способен нести за содеянное ответственность.

Посягательство, которое считается опасным фактором , можно охарактеризовать как деяние, закрепленное в Особенной части УК. При этом значения не будет иметь, привлекался субъект за его совершение к ответственности, освобожден от наказания в связи с невменяемостью, малолетством (либо по другим причинам) или нет. Такое понимание посягательства, выступающего в качестве основания для применения оружия и, следовательно, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление , присутствует в Инструкциях по поведению служащих, обеспечивающих охрану правопорядка.

Источник опасности

Условия необходимой обороны формируются при активном действии посягающего субъекта. Если поведение гражданина выражается в противодействии нападению, посягательство, выраженное в форме этого нападения, и есть первоначальное действие, вызывающее необходимость незамедлительной и эффективной реакции.

При бездействии создается угроза интересам, охраняемым законом. Бездействие не рассматривается как посягательство, попытка совершить какое-либо действие, например, убийство. Необходимая оборона при этом выступает как ответ на очевидные активные действия. Бездействие матери, которая не кормит новорожденного, которое пресекается путем применения к ней насилия или его угрозы, не создает основания для необходимой обороны, как полагают отдельные авторы. В этом случае имеет место принуждение к действию - исполнению обязанности. Эта ситуация разрешается в соответствии с положениями 2 части 40 статьи УК с учетом ст. 39 Кодекса.

Неосторожность

При виновных действиях всегда имеет место умысел. Неосторожные деяния тоже могут быть умышленными и, в принципе, являться основанием для необходимой обороны. К примеру , водитель едет на высокой скорости и создает аварийную ситуацию. Однако в таких ситуациях опасность действий не всегда является очевидной.

Для признания правомерности действий по предотвращению , важны объективная направленность и характер поведения, с которого начинается и которым сопровождается неосторожное деяние, реальность посягательства и его угроза. Например, правомерной будет считаться оборона субъекта от действий медработника, который по неосторожности набрал в шприц яд вместо лекарства и пытается сделать инъекцию.

Разнообразие мер, предпринимаемых для предупреждения причинения вреда здоровью по неосторожности , непосредственная возможность обороны зависят во многом от намерений посягающего лица, его упорства при достижении цели, представляющей объективную опасность, мотивов, и пр.

Продолжаемые деяния

Некоторые преступления начинаются в форме нападения, а затем продолжаются как посягательства, предполагающие ответное насилие на попытки их пресечь. Соответственно, возникают основания для необходимой обороны. Примером такой ситуации может служить захват заложников, помещений, транспортных средств.

Условия для ответных насильственных действий, возникшие в момент захвата людей или объектов, сохраняются и во время их противоправного удержания. При этом существует вероятность причинения тяжкого ущерба здоровью заложников или имущественного вреда объектам. Необходимость в причинении вреда при задержании лиц, совершивших преступление , на данной стадии посягательства обуславливается угрозой его продолжения и трансформации в нападение на служащих, исполняющих свои обязанности, связанные с охраной порядка и борьбой с преступностью.

Следует сказать, что даже переход оружия, которое использовалось при нападении, от нападающего к обороняющемуся не может указывать на окончание противоправного действия.

Опасное посягательство, которое осуществляется в форме нападения, вызывает экстремальную ситуацию. Ее можно охарактеризовать как ожидание реализации возможности применения обороны. Этот этап считается начальным. Он указывает на момент и возможность начала обороны. При этом они определяются на конкретный временной промежуток.

Право на необходимую оборону

Согласно 3 части 37 статьи УК, им в равной степени обладают все лица, вне зависимости от наличия у них профессиональной или другой специальной подготовки, а также служебного положения.

Право на оборону могут использовать и российские, и иностранные граждане, и лица, не имеющие гражданства. При этом для граждан РФ необходимая оборона выступает не только в качестве естественной юридической возможности, но и как гарантия реализации положений Конституции о неприкосновенности личности, жилья, имущества. Ее закрепление в законодательстве направлено на формирование условий для исполнения лицами своего конституционного долга по защите прав собственности, общественных и государственных интересов.

Для отдельных категорий необходимая оборона выступает не только как право, но и как обязанность. Ее неисполнение влечет дисциплинарную, уголовную или другую ответственность. Граждане РФ, реализующие соответствующие функции или занимающие определенное служебное положение, не только вправе, но и должны защищать интересы, охраняемые законом, так как это регламентировано специальными правовыми актами, определяющими их полномочия и статус в конкретной сфере профессиональной деятельности. В частности, сотрудник полиции должен поддерживать порядок, пресекать любые действия, его нарушающие; часовой обязан охранять военный объект от нападений и т. д.

Причинение вреда

Обороняющееся лицо вправе применять активные меры для защиты от опасного посягательства. Они, в числе прочего, предполагают причинение нападающему вреда. Реализация этой меры не зависит от возможности избежать посягательства или обратиться к иным лицам или структурам за помощью.

Вред может быть причинен исключительно нападающему. Если посягательство совершается несколькими лицами, обороняющийся может применить к любому из них такие меры, которые определяются характером и опасностью действий группы в целом. Нанесение ущерба сторонним субъектам, не участвующим в посягательстве, нельзя рассматривать как акт необходимой обороны. В этих ситуациях могут применяться положения закона, регламентирующие состояние крайней необходимости.

Субъективное основание

В качестве него выступает специальная цель. Лицом может двигать чувство самосохранения, нетерпимости к противоправному действию, нравственного долга, стремление помочь потерпевшему, желание показать благородство, сопереживание жертве и пр.

Цель имеет большое значение при определении нравственной и социальной природы поведения, вызванного общественно опасным посягательством. Учитывая данный факт, высшие судебные органы связывают законность действий с наличием ее у обороняющегося. Действия могут совершаться для:

  • Самозащиты.
  • Отражения нападения.
  • Освобождения от нападающего.
  • Пресечения антисоциального поведения.

Указанные субъективные признаки - наличие специального мотива и цели - позволяют отграничить необходимую оборону от других деяний, имеющих внешнее сходство с ней, но направленных не на отражение нападения, а на нанесение ущерба из зависти, мести и пр.

Провокация

Как следует из приведенной выше информации, оборона и вред, возникший вследствие нее, должны быть вызваны необходимостью пресечь нападение и защитить интересы, охраняемые законом, от опасности. С учетом этого, если лицо совершает действия, провоцирующие нападение, то его ответ нельзя считать необходимой обороной.

Действия субъекта по отражению опасности не являются правомерными, если он сам вызвал ее. В таких ситуациях ответственность за нанесенный вред наступит по общим правилам. Лицо, спровоцировавшее нападение, не преследовало общественно-полезных целей, а действовало из негативных побуждений.

Несвоевременная оборона

Нанесение вреда нападающему предполагает своевременное совершение действий обороняющимся. Ущерб может причиняться только после начала и до завершения посягательства, т. е. при реальной опасности.

Своевременной необходимую оборону можно назвать только в том случае, если, к примеру, нападающий завладевает ценностями, нарушает порядок, наносит гражданину удары, пытается забрать оружие, открыть дверь, проникнуть в чужое жилье и пр. В таких случаях посягательство считается начатым, соответственно, может начаться и оборона.

При определении своевременности пресекающих действий немаловажное значение имеет и момент завершения нападения. Он связан с реализацией объективных признаков противоправного действия и совпадает для деяний с:

  • формальным составом - с моментом совершения;
  • материальным составом - с причинением вреда;
  • продолжаемым/длящимся составом - с моментом прерывания или завершения противоправных действий.

С окончанием незаконного или приравненного к нему антисоциального поведенческого акта необходимость в нанесении ущерба нападающему для пресечения его действий отпадает.

Запоздалая или преждевременная необходимая оборона исключена. В связи с тем, что действия обороняющегося направлены на пресечение/предотвращение уже существующего посягательства, то по времени они не могут длиться дольше, чем противоправное поведение.

Превышение пределов обороны

Оно имеет место при совершении умышленных действий, явно не соответствующих уровню опасности и характеру противоправных действий нападающего. Следует учесть важный нюанс. Как превышение предела обороны можно рассматривать не любое, а только очевидное, явное несоответствие защиты совершаемому посягательству.

В объективном смысле явность несоответствия выражается в первую очередь в нанесении нападающему чрезмерного вреда. Любая оборона "с запасом" или "завышением" является общественно опасной. Она объективно выходит за рамки необходимости, которая определяется целью пресечения посягательства.

Чем действия нападающего опаснее, тем больше оснований для применения относительно более опасных и, соответственно, более эффективных мер. Оборона всегда признается необходимой, если обороняющийся не располагал другими средствами защиты, в том числе спецсредства и оружие, и если только их применение позволило в конкретной обстановке пресечь незаконные действия.

Законодательные предписания

При отражении опасного посягательства или иных спецсредств - крайняя мера. Она может являться необходимой или единственной для защиты от субъектов, которые реально угрожают здоровью или жизни самого обороняющегося либо окружающих.

Правила, которыми регламентируется применение спецсредств, физической силы и оружия сотрудниками правоохранительных структур при исполнении служебного долга, позволяют предотвратить причинение чрезмерного вреда субъектам, чьи действия являются основанием для необходимой обороны. В обычных ситуациях обороняющийся, разумеется, обязан предупредить нападающего о намерении использовать те или иные меры и предоставить ему достаточно времени для выполнения предъявленных требований.

Однако в ситуациях, когда промедление создает непосредственную угрозу для здоровья/жизни людей и когда предупреждение явно невозможно либо неуместно, лицо вправе не оглядываться на правила, не следовать им неукоснительно. В противном случае обороняющийся рискует утратить всякую возможность остановить нападение и спасти жертву.

Применение оружия

Оно допускается исключительно для пресечения агрессии нападающего.

Если гражданин использовал пистолет для самообороны при наличии объективных к тому оснований, он не должен подвергаться осуждению. Если пределы пресечения посягательства не были нарушены, всякое осуждение обороняющегося лица следует рассматривать как проявление незаконности. Такая ситуация является следствием неверного толкования перечня субъектов, имеющих право на самозащиту. Более того, такая практика влечет нерешительность и у сотрудников правоохранительных структур в надлежащих случаях применить табельное оружие, хотя действующее законодательство допускает его использование.

Вместе с тем поспешные действия могут привести к неоправданным жертвам. К примеру, гражданин, правомерно применяя пистолет для самообороны или для защиты от посягательства других лиц, нарушает установленные правила: делает это в общественном месте при наличии опасности причинения вреда посторонним субъектам. Кроме того, недопустимо использовать для защиты такие средства, которые представляют повышенную опасность для людей и не оставляют никаких шансов на выживание. Речь, в частности, о противопехотных/противотанковых гранатах, автоматах, пулеметах, огнеметах и пр.

В настоящее время законодательство предоставляет гражданам право осуществлять вооруженную самооборону. Соответственно, при отражении агрессии нельзя исключать и смертельный исход, связанный с использованием оружия. Однако гибель нападающего допустима только как исключение.

Действующее законодательство устанавливает ответственность за превышение пределов обороны в случае убийства или причинения тяжкого ущерба здоровью. Такие действия расцениваются как умышленные, но относятся к категории деяний небольшой тяжести.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...