Как справиться с гиперактивным ребенком 8 лет. Советы психолога по занятиям с гиперактивными детьми

«Не следует забывать, что фактически только благодаря
собственному опыту и ошибкам человек учится действовать осознанно».
Зигмунд Фрейд.

Как известно, цель психоанализа заключается в том, чтобы «бессознательное сделать сознательным» (Фрейд); однако, парадоксальным является тот факт, что место и роль сознания в этом процессе остаются за рамками психоаналитических исследований. Кажется, что «сознание» - это еще более загадочная вещь, чем «бессознательное», о которой мы не можем сказать ничего определенного, кроме того, что оно - есть.
Попытки исследовать сознание «как таковое», как «объект», приводят к чистой абстракции и познавательному тупику, в котором мысль обнаруживает свои границы. Но только в познании своих границ может быть открыта истина как постулат сознания или аксиома, не требующая доказательств. Интересно, что только в конце 19-го века были впервые сформулированы аксиомы арифметики, казавшиеся до смешного очевидными: существует нуль; за каждым числом следует еще число и т.д. Аксиомой психоанализа можно назвать открытие Фрейда: Бессознательное существует, Оно оказывает существенное влияние на жизнь человека, Оно требует осознания. К этому следует добавить утверждение, кажущееся самоочевидным: сознание развивается в процессе осознавания бессознательного (или неосознанного).
Противопоставляя систему Бессознательного и Сознания в начале своей деятельности, Фрейд считал сознание фактом индивидуального опыта, доступным непосредственной интуиции, «не поддающимся никакому определению и описанию», и не пытался дать ему какое-то другое определение. Позже, в «структурной модели», сознание получает четко очерченное место в топике, выступая как ядро «Я». Приблизительно в это же время (или чуть раньше) Гуссерль, основатель феноменологии, также определил сознание как ядро «Я», но не просто «переживающего Я», а «Я», осознающего свои переживания. То, что Фрейд назвал «бессознательным», в феноменологии Гуссерля представлено как «первый ярус» сознания, интенциональный поток переживаний, в котором «Я» растворено и неотличимо от «Оно». Осознается только содержание переживаний в контексте единичных ситуаций, и в этом аспекте сознание интерпретируется как «пережитое содержание». "Второй ярус" сознания - это осознавание самого акта переживания, "переживающее сознание". Вот это переживающее сознание, т.е. сознание, находящееся в состоянии (процессе) переживания, является ядром "Я".
Ядро "Я" - понятийно невыразимо, зато очевидно и достоверно. Содержание очевидности есть "сознание единства", которое должно лежать в основе, - считает Гуссерль. Очевидность имеет в себе различия, но не являет собой отдельности, это "неразрывное единство" восприятия предмета, это - "Перво-данное"; элементы очевидности отличаются друг от друга, но не разделены. Это не просто «диалектический процесс» анализа и синтеза, а одномоментное схватывание противоположностей - Tertium datur (третье дано). Сознание существует как осознавание, и эта функция «схватывания» переживаний во взаимодействии с миром названа Бионом психоаналитической функцией личности, «которая присутствует с самого начала жизни и развивается благодаря психоаналитическому методу».
Вопрос о том, «Что такое сознание» в аспекте «схватывания связей» звучит как «Кто это?», а наиболее очевидным и достоверным ответом, который не может быть ни доказан, ни опровергнут, является ответ «Это - Я». Иногда этот ответ сопровождается указательным жестом, который призван убедить собеседника в том, что это действительно так. Парадоксальным образом в таком диалоге ответ предполагает, что вопросы излишни, и «Я» знает, что его знают. Собственно, это и означает «со-знание», или совместное знание, «общность знания или причастность к чему-либо вместе с другими». (Именно такое определение дается в Оксфордском словаре).
Вопрос «кто это?» или «кто там?» - основная интенция (направленность) сознания матери, которая создается стремлением к узнаванию происходящего в ней изменения в период беременности, кормления и последующего развития ребенка, и, одновременно, предопределяет его «знание» о себе как объекте материнских устремлений. Это «узнавание» всегда происходит в контексте той или иной культурной традиции, так же, как «узнавание» пациента всегда происходит в контексте той или иной психоаналитической «теории». Конечно, такое стремление к определенности не может не оставлять свои «отпечатки» в сознании и психике познаваемого «объекта». В этом аспекте существенным являются этические составляющие познания, поэтому так называемое «научное» познание ради подтверждения существующей гипотезы и познание ради открытия неизвестной доселе истины - это разные пути приобретения знания об «объекте» или - познание «разных» объектов. Так, например, познать женщину, (или истину, или мир) возможно только в любовном акте, который производит трансформацию в существе самого познающего, иначе познание оборачивается насилием.
Выражение Фрейда «Там, где было Оно, должно стать Я» можно рассматривать как уровни осознания: от смутной интуиции «Это есть», через самоутверждение «Я есть», к осознанию «Я есть Это». По выражению Сергия Булгакова, в этом фундаментальном суждении «Я» - это подлежащее (или субстанция), которая обладает голосом (глаголом «есть» или «быть»), а «Это» (потенциальное Все) есть сказуемое для Я. «Наше Я есть ипостасное Я, абсолютный субъект, и ему присуще, как сказуемое, все, но, будучи не от мира сего, оно и не сливается с ним»./5/ Поэтому, с одной стороны, Я есть полное и окончательное НЕ по отношению ко всякому определению (Я - не есть тело, не есть душа - постоянно зыблющееся море состояний и т.д.), ибо оно вообще не есть, с другой стороны, Я есть все или Я есть не-Я. Троичность, таким образом, может быть выражена как: Я есть не-Я и вместе с тем Я, зараз и одновременно, где связка «есть» означает Бытие, реальность непрерывного осознавания и узнавания себя во всем сущем, согласования с ним. Это и является конечной целью всех человеческих устремлений, которую Балинт определил как «достижение ничем не нарушаемой гармонии с миром». Практически это означает присутствие сознания в каждом проявлении взаимодействия с неожиданным, непредсказуемым, иногда некрасивым, несовершенным, негармоничным миром и осознание этого взаимодействия.
В терапевтической ситуации непрерывное присутствие сознания (что синонимично присутствию духа) обеспечивается терапевтом, носителем «психоаналитической функции». «Превращение бессознательного в осознанное» и достижение инсайта пациентом в обычных обстоятельствах недостаточны, чтобы вызвать в его состоянии фундаментальные изменения. Для глубоких изменений необходимо как минимум два условия: осознанное намерение меняться, преодолевая сопротивление, и наличие человека, который уже имеет такой опыт, то есть терапевта. Присутствие осознающего «Я» аналитика и его способность к инсайту создает условия для развития такой способности у пациента. Значение «инсайта» в смысле способности терапевта «схватывать» связи между фрагментами материала или содержания сессии приближается к тому смыслу, который Оксфордский словарь называет устаревшим, т. е., «понимание, ум, мудрость», а в более техническом смысле, как способность пациента к осознанию, оно существует в формулировках Фрейда как отображающее процессы изменений, приводящих к «излечению».
Терапевтическая работа происходит в коммуникативном поле особого рода, характеризующемся принципом неопределенности и неполноты, открытости познанию принципиально нового. Свободно плавающее внимание терапевта при установках на нейтральность, пассивность и анонимность - это состояние «эпохэ?» (греч. ????? - «задержка, остановка, удерживание, самообладание», воздержание от суждений), которое означает отсутствие «своих» мыслей, сохранение особого состояния осознавания происходящего, включая наблюдение за своими реакциями, если такие появляются. Присутствие сознания при отсутствии мыслей - это состояние, в котором сознание фиксирует различные «кванты информации» и обнаруживает между ними связи, неочевидные при «направленном изучении». Техника свободных ассоциаций не отменяет присутствия сознания, а становится возможной только при его наличии, благодаря чему и достигается инсайт, или осознание связей.
В психоаналитической терапии работа происходит на нескольких интенциональных уровнях: во-первых, она направлена на содержание (события в прошлом и настоящем, сновидения, теоретические концепты и т.д.); во-вторых, на чувства и ощущения («сейчас» - в отношениях с аналитиком, но одномоментно - «тогда» - в воспоминаниях и ассоциациях); в третьих, на обнаружение связи между первым и вторым. Такое установление связей между содержательными, чувственными и временными аспектами психики происходит в акте мгновенного осознания (озарения, просветления), которое Лакан сравнивает с появлением смысла, подобного внезапному появлению на поверхности острия швейной иглы, пронизывающей и соединяющей несколько слоев пережитого. Это мгновенное понимание истины о самом себе, схватывание смысла происходящего, производит трансформацию в коммуникативном поле и необратимо, поскольку невозможно «забыть» то, что осознано. Терапевт не может „дать“ инсайт, но вся практика работы с пациентом ориентирована на достижение такого осознания и получение личного опыта переживания истины.
Осуществляя функцию воздержания от суждений или терапевтического не-знания, терапевт создает пространство, открытое познанию нового. Парадоксальным образом мы можем увидеть работу сознания в действии только там, где оно натыкается на невидимую преграду незнания или непонимания чего-то. Таким образом, сознание все время преодолевает свои собственные ограничения. Работа сознания проявляется только там, где ощущается сопротивление. Сопротивление - индикатор ограничения сознания какими-то рамками: устоявшимися правилами, мнениями, общепринятыми воззрениями и т.д. Непонимание чего-то, нетерпимость к «инакомыслию», реакции возмущения и протеста по отношению к каким-то фактам жизни - это манифестация ограниченности сознания, но в то же самое время указатель направления в его развитии. Твердо и раз и навсегда усвоенное «знание» освобождает от необходимости думать и осознавать, становится бессознательной защитой от появления чего-то, что может разрушить сложившиеся стереотипы.
Развитие сознания как развитие способности к осознанию или инсайту отличается от психического развития, которое традиционно считается объектом психоаналитических исследований при работе с детьми. Психическое развитие «в норме» происходит «естественным путем», то есть путем, обусловленным той или иной культурной традицией. Ребенок наполняет содержанием свое сознание, используя опыт взрослых и «впитывая» их способы взаимодействия с миром. Собственно, в этом и заключается «вос-питание» - передача опыта поколений, который может выражаться как в форме уже осознанных «истин» - того, что «общеизвестно и общепринято», так и в трансляции привычных патологических форм взаимодействия, приносящих страдание. Но если говорить о развитии сознания, то оно начинается с осознанного намерения «познать себя в мире и мир в себе», с вопроса «Кто Я?», стремления разобраться в «сумме идентификаций» и ложных отождествлений, а поэтому развитие сознания - процесс «противо-естественный», осуществляющий, по выражению Мамардашвили, «сумасшедший поворот глаз». Для того, чтобы прийти к осознанию собственного «Я» (или Самости), нужно пройти путь разотождествления с внутренними объектами или состояниями, с тем, чтобы принять их как свое «содержимое».
Пример. Клиентка, находившаяся в длительной симбиотической связи с матерью, на мою просьбу дать ассоциацию к слову «Я», ответила сначала «Вы», а потом «не знаю». На следующей сессии она сказала, что поняла, что не знает, кто она. Вместе с тем, она стала говорить о том, что преследующие ее состояния сильного гнева, нетерпимости и ненависти - это состояния ее матери. В течение некоторого времени это открытие позволяло ей более терпимо относиться к своим агрессивным импульсам, и, рассказывая о них, она повторяла, что это - не она, а ее мать в ней. Это был первый этап осознания: «это - не я», или наблюдения за повторяющимися состояниями, которые стали ей чуждыми, при одновременном разотождествлении с агрессивным первичным объектом. Идентификация со мной позволила ей однажды получить опыт такого состояния, про которое она сказала: «Это - я. Я - есть». Приступы агрессии продолжались, но окрепшее осознающее «Я» уже могло с ними справляться, хотя она все еще называла их «мамины состояния». Однажды, когда она описывала свою ярость, она опять сказала мне, будучи уверенной, что я ее поддержу, как я делала это прежде: «Но это – не я». Однако в этот раз я не согласилась с ней, а спросила: «А кто же это?». Она ответила, как обычно, «мама», но уже не была в этом уверена, так как я не выразила подтверждения. Наступила фаза осознания состояния или принятия: «И это - я». Осознание этого было довольно болезненным, но привело к тому, что приступы агрессии стали контролируемыми, не столь бурными, появлялись реже, быстрее проходили. Вместе с тем постепенно нормализовались отношения с матерью. Клиентка научилась понимать ее «как себя», выдерживать ее агрессию и управлять своей.
Работу по осознанию состояний можно назвать практикой развития сознания, которая имеет свои этапы: 1) получение опыта состояния; 2) накопление опыта состояния при повторах; 3) знание состояния; 4) удержание состояния (управление состоянием); 5) осознание состояния и прекращение его повторения, что ведет к какому-то иному, ранее неизвестному состоянию, т. е. производит глубокую трансформацию в психической структуре. Эти этапы могут сосуществовать, между ними нет четкой границы до момента осознания.
С «экономической» точки зрения можно предположить, что чем более аффективно нагружено получение опыта, например, детской травмы, тем сильнее будут защиты от его осознания, и тем большее количество повторов в терапии необходимо для того, чтобы накопить силы, достаточные для преодоления сопротивления осознанию.
Пример. Клиентка не могла дифференцировать чувства, она не могла ответить на вопрос «что вы чувствуете», например, когда начинала плакать по непонятной причине или испытывала сильнейший физический и психический дискомфорт. Сначала она говорила, что ничего не чувствует, потом - что чувствует какой-то «комок чувств». Потом смогла выделять из этого сплетения разные негативные чувства. Затем поняла связь чувства страха с определенными болезненными ощущениями в теле. Затем она начала отслеживать появление приступов страха и болезненных ощущений в повседневной жизни и связывать с сопутствующими обстоятельствами. Но все равно оставалось загадкой, почему эти обстоятельства вызывают такое состояние. Однажды, когда она рассказывала о своих наблюдениях, она испытала приступ страха в моем присутствии, и смогла его подробно описать. Попутно вспомнились некоторые эпизоды прошлого, и мы проработали негативный перенос. Стало легче в том смысле, что она перестала бояться этих приступов и могла осознавать их появление - «это страх», хотя оставалась непонятной его причина. В конечном итоге она смогла вспомнить детскую травму, которая была связана с сильнейшим аффектом страха и боли, и освободиться от симптома, место которого заняло осознанное воспоминание. Для этого понадобилось несколько лет. Однако это не значит, что мы занимались только этой проблемой. Были осознаны еще и другие состояния, которые портили жизнь, а точнее, делали ее невыносимой.
В заключении хочется сказать о том, что развитие сознания парадоксально и не может быть описано языком бинарных оппозиций. Осознание происходит: индивидуально - и при взаимодействии; мгновенно - и в процессе предварительного получения и накопления опыта; при условии сознательной установки или намерения осознавать - и спонтанно, непредсказуемо (никто не может предсказать, сколько времени понадобится человеку для того, чтобы осознать то, что ему кажется уже известным); в направлении проблемы - и в направлении преодоления этой проблемы; в стремлении к удовольствию (избавлению от болезненных чувств) - и в стремлении к повторению ситуаций неудовольствия для их осознания; с использованием мышления - и в воздержании от сужения; движется вспять (к осознанию прошлого) - и рожает будущее; всегда нравственно - и не выносит моральных суждений; связано с преступлением, но освобождает от наказания; стремится к причине, но обнаруживает следствие; познает Оно, но узнает Себя.

Сознание собственного «Я»

Это сознание представляет собой неразрешимую загадку, если смотреть на душевную жизнь человека как на механическое отражение в сознании физических состояний человеческого организма, потому что с точки зрения этого взгляда можно объяснить собственно не единство сознания во всем разнообразии его действительных явлений, а только одинаковость связи этих явлений в силу объективно данных условий.

Следовательно, было бы ошибкой смотреть на душевную жизнь человека, как на механически определенный ряд психических явлений или комплексов этих явлений, а не как на сознание самого сознания, как безусловного единства и как действительной причины психических явлений, ибо такой подход является совершенно достаточным, чтобы можно было раскрыть тайну сознания человеческой личности, не заменяя фактов гипотезами.

Фактически человек существует, как живой организм, деятельность которого необходимо связана всеобщими законами физического мира. Поэтому, как в своей физической природе, так и во всем содержании своей физической жизни человек является собственно вещью внешнего мира и, как всякая вещь, связан со всеми другими вещами этого мира механическим законом взаимодействия.

Однако внутренний процесс человеческой жизни непосредственно сознается человеком не как особая форма выражения физических движений организма и даже не как простое отражение в сознании объективно данных отношений мира и организма, а как последовательное развитие живых состояний самого же сознания. И если бы не было сознания «Я», душевная жизнь была бы невозможна, потому что психические явления тогда могли бы связываться между собою лишь по чисто механическим соотношениям сходства или различия, существования или последовательности, а эта механическая связь представляет собой не душевную жизнь, а только простой механизм душевных явлений. В сознании же «Я», отдельные психические явления связываются вместе единством самого сознания и, в силу этой связи, последовательное положение явлений становится процессом жизни сознания. Следовательно, живут собственно не психические явления, а живет сознание, и сознание живет только в том случае, когда оно создает себя самого, т.е., когда оно есть самосознание, следовательно, - когда оно и есть личность истинного человека, и в своей деятельности выражается как личность сознанием «Я».

Объединяя научные теории, невролог доктор Антонио Дамасио берется исследовать важные вопросы - о сознании, понимание собственного «я» и природу ума, экспериментально и на практике.

Его первая неспециализированная книга «Descartes "Error» была опубликована в 1994 году и привела к коренному слому в понимании того, какую роль играют эмоции в человеческой рациональности и принятию решений. Его последняя книга «Self Comes to Mind» исследует как люди и некоторые животные развивают понимание собственного «я», и, что это говорит нам о природе ума.

Рассматривая собственное «я» и эмоции, мы в конце концов приходим к выводу, что они имеют общую цель, и эта цель - упорядочивать нашу жизнь.

Эмоции - это одни из самых инструментов, которые помогают лучше регулировать жизнь. Они позволяют нам справляться с угрозами и возможностями. А роль собственного «я», значит, такая же.

Мы развивали ум, чтобы получить лучшее видение мира, это необходимо для того, чтобы выжить. Его «я» - это как паспорт организма .

Осознание собственного «Я» и развитие самооценки личности всегда было актуальными для человека, который хочет добиться в жизни успеха. В настоящее время актуальность высокой самооценки велика, так как именно она способствует карьерному росту, является решающей в общении с людьми и формировании жизненной позиции человека. Отражая уровень удовлетворения не удовлетворение собой, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха в деятельности, достижения цели определенного уровня, то есть уровня притязаний личности.

«Я-концепция» - это выявление самосознания. Она представляет собой динамическую систему представлений о себе. Однако следует заметить, что в отличие от самосознания, образ «Я», кроме осознанных компонентов, содержит бессознательное «Я» на уровне самочувствия, представлений. Главная функция образа «Я» - обеспечить интегрированность, целостность индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармонии.

Многие ученые рассматривали эту проблему. Известный психоаналитик Фрейд считал внутренним источником развития «Я» личности противоречие между его реальным и идеальным компонентами (борьба «Эго» и «Супер-Эго»). А. Маслоу видел внутреннее противоречие в несоответствии реального уровня самоактулизации индивида, его возможном уровню. В результате субъект ищет новые способы поведения, которые позволяют ему более самоактулизуватися. В своих концепциях самоактулизации личности как стремление к самовыражения Маслоу дает описание требований, которым должен соответствовать индивид . Роджерс подчеркивает способность человека к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием его теории является понятие «Я», поскольку каждый человек решает: кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Е. И. Бойко представлены результаты исследований научной школы в познании физиологических механизмов психической деятельности. Учёным анализируется предложенный в школе новый подход к решению психофизиологической проблемы происхождения «Я». Описан новый оригинальный метод изучения физиологических механизмов высших психических процессов человека, полученные с его помощью результаты и теоретические обобщения, касающиеся мозговой организации произвольного внимания, избирательного восприятия, следов кратковременной памяти, актов умственного сопоставления объектов, произвольных двигательных реакций по предварительной словесной инструкции.

Итак, «Я-концепция» - это оценочно-познавательная система, переживается и более-менее осознается индивидом. На ее основе составляется отношение индивида к себе и к другим, опирается на личностную самооценку своих возможностей, способностей, характера. Э. Фромм отмечает: «Мое собственное« Я »должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы укоренено в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знаниях. Если индивид способен любить творчески, он любит и себя; если он любит только других, он вообще не может любить ». Итак, образ «Я» выступает как регулятор взаимоотношений, межличностных отношений человека.

В современных психологических исследованиях подчеркивают роль образа «Я» как обобщенного механизма саморегуляции личности, отмечают, что именно образ «Я» обеспечивает идентификацию, личностную ответственность, порождает чувство социальной причастности. Механизм саморегуляции «Я-концепции» проявляется в вербализованной форме: собственному желанию - «я хочу», осознание своих возможностей - «я могу», требовательности - «мне нужно», целеустремленности - «я хочу» . Следует отметить, что центральным компонентом «Я-концепции» является самооценка личности. Самооценка выполняет регулирующую и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее отношения с другими людьми.

Мелани Кляйн (1882-1960) большое значение придает доэдипальным стадиям развития индивида, на которых явно прослеживаются как объектные отношения, так и элементарные защитные механизмы. Эти выводы Кляйн противоречат и классическим, и более современным взглядам психоаналитиков на процесс развития ребенка.

Она обнаруживает, что уже на ранних стадиях развития ребенка наблюдаются такие проявления Я и Сверх-Я, которые Фрейд относил к более поздним стадиям развития, например, к фаллической. В книге 1932 г. "Психоанализ детей" и в более поздних своих работах "Печаль и ее отношение к маниакально-депрессивным состояниям" 1940 г., "Заметки о некоторых шизоидных механизмах" 1946 г., она показала, что уже с самого рождения у ребенка обнаруживаются два противоположных инстинкта - влечение к жизни и влечение к смерти. Влечение к смерти воспринимается младенцем как преследование, поэтому, чтобы справиться с этим страхом, он обороняется с помощью примитивные защитных механизмов.

Для развития личности эффективна достаточно высокая общая самооценка, что соотносится с адекватными частичными самооценками разного уровня. Стойка и одновременно достаточно гибкая самооценка, которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, накопленного опыта, оценок других людей, - оптимальна как для личностного роста, так и для продуктивной деятельности. Отрицательной этом отношении чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также слишком неустойчива, такая, что меняется при наименьших воздействий.

Самосознание личности чутко регистрирует с помощью механизма самооценки соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Важным компонентом образа «Я» личности является самоуважение, которая определяет соотношение настоящих достижений и того, на что человек претендует, рассчитывает. Американский психолог У. Джемс предложил формулу определения самоуважения, в числителе которой представлены реальные достижения индивида, в знаменателе - его притязания .

Идеалом разностороннего разложения человека есть гармоничная личность. Представление человека о самом себе не всегда адекватное, а именно, когда не совпадают ее реальное «Я» с представлением ее идеального «Я». Считают, что личность достигает самосовершенствования только путем внутренней борьбы и кризисов. Однако есть и другой взгляд, в частности М. Мольц считал, что кризис можно контролировать. «Никогда не поздно изменить образ собственного «Я», а значит начать новую жизнь», - писал он и как путь к счастью предлагал выработать положительное отношение к самим себе. Чем высшей процент правильных положительных представлений человека о себе, тем безпроблемнее его жизнь. Настоящий оптимист не ругает себя даже когда в чем-то проигрывает, терпит неудачу, а анализирует, ищет ошибки и просчеты, а потому в дальнейших действиях успехи закрепляются, а неудачи корректируются. Усиливается координация «Я», что фактически означает личностный рост.

Поэтому, следует заметить, что роль самооценки в развитии личности весьма значительна. Она влияет на жизнь человека, его отношение к окружающим и к самому себе. Самоосознание своего собственного «Я» означает новый этап в развитии личности, поскольку становится возможным овладение процессом ее развития, активного и целенаправленного воспитания, и как следствие достижения целей, которые перед собой ставит человек.

подлинного бытия неподлинного бытия небытия - Представителями философии экзистенциализма являлись:

А. Шопенгауэр К. Ясперс М. Хайдеггер А. Камю Ф. НицшеГ. ЗиммельН. Бердяев

    Волю к власти считал основой и стимулом общественной жизни Ницше / Бергсон / Дильтей / Шпенглер / Зиммель

    Сверхчеловек Ницше – это

новый биологический вид, следующий за человеком / сильный человек, призванный господствовать над слабыми и неудачниками / идеал философа-художника, творца новых ценностей

Общее в философии Ницше и экзистенциалистов – мысль о вечном возвращении / идея сверхчеловека / тезис об отсутствии общезначимых высших ценностей

    Экзистенция с точки зрения экзистенциализма – это … б ытие человека. истинное, внутриличностное / природное / социальное

    Экзистенциализм – это учение о

основных модусах человеческого существования / бессознательном / происхождении Вселенной / невозможности познать мир / способах религиозной медитации

    Продолжение фразы З. Фрейда, характеризующей цель психоанализа: «Там, где раньше было Оно, должно стать …».

____Я________________

    Считал, что христианство это болезнь человечества

А. Камю / К. Маркс / Ф. Ницше / Н. Бердяев / К. Ясперс / Л. Фейербах

Представителем философии жизни является

М. Хайдеггер / Г. Гегель / Ф. Ницше / З. Фрейд

    «Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал В. Шеллинг / Ф. Ницше / Ф. Энгельс / Г. Гегель

    Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира и философии

А. Шопенгауэра / В. Шеллинга / Г. Гегеля / И. Фихте

    Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как

Вольтер, Дидро, Гельвеций / Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше / Кант, Гегель, Фихте

      Декарт, Спиноза, Лейбниц

    Э. Гуссерль является создателем

психоанализа / персонализма / феноменоногии / герменевтики

    «Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», – считают представители

феноменологии / прагматизма / персонализма / герменевтики

    «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал

А. Бергсон / К. Маркс / Ф. Ницше / О. Конт

    В бунте против абсурда видел смысл жизни человека

М. Хайдеггер / З. Фрейд / К. Маркс / А. Камю

Сторонник волюнтаризма –

Спиноза / Декарт / Шопенгауэр / Гоббс / Лейбниц

Проблема отчуждения и свободы является основной в

экзистенциализме / неотомизме / неопозитивизме / критическом рационализме / структурализме

8. Русская философия

Основная тема, объединяющая всех русских философов, независимо от направлений – критерии истинного знания / смысл истории / судьба России / доказательство бытия Бога

    Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках прежде всего должен руководствоваться

личным интересом / совестью / правовыми нормами / логикой

    Идея всеединства - исходный пункт философии

Соловьева / Белинского / Герцена / Писарева / Михайловского

Учение о грядущем переходе от биосферы к ноосфере развивал

В. И. Вернадский / Н. Ф. Федоров / Л. Н. Гумилев / К. Э. Циолковский / Н. К. Рерих

    Учение русских мыслителей о космическом всеединстве жизни называется универсализм / космизм / консерватизм / либерализм / почвенничество

    Основная способность, характерная для человека с точки зрения русской религиозной философии –

разум / воля / нравственность / способность к труду

    Основная проблема русской религиозной философии –

бытие / свобода / познание / всеединство

    Исходным пунктом становления русской религиозной философии была наука / богословие / литература / практика

    Течение, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе –

почвенники / славянофилы / западники / народничество / кадеты

Нанесенный психоанализом психологический удар по нарциссическому Я заста­вил многих теоретиков и практиков по-новому взглянуть на человека, который традиционно считался символом и оплотом сознательной деятельности. Фрейд же в своей исследовательской и терапевтической работе стремился показать, каким образом и почему самомнение человека о всесилии и всемогуществе своего Я пред­ставляется не чем иным, как иллюзией, навеянной желанием быть или казаться таким, каким он не является на самом деле. При этом основатель психоанализа значительное внимание уделил раскрытию именно слабых сторон Я, чтобы тем самым развеять существующие иллюзии о его всемогуществе.

Это вовсе не означало, что подчеркивание в исследовательском плане слабого Я оборачивалось в практике психоанализа низведением человека до несчастного суще­ства, обреченного на вечные страдания и муки вследствие своего бессилия перед бес­сознательными влечениями, силами и процессами. Напротив, терапевтические усилия психоанализа преследовали важную цель, направленную на укрепление слабого Я. В рамках психоанализа реализация данной цели означала такую перестройку органи­зации Я, благодаря которой его функционирование могло быть более независимым от Сверх-Я и способствующим освоению территории Оно, ранее неизвестной человеку и остающейся бессознательной на протяжении его предшествующей жизни. Фрейд исходил из того, что поскольку Я пациента ослаблено внутренним кон­фликтом, то аналитик должен придти к нему на помощь. Используя соответствующую технику, основанную на психоаналитической работе с сопротивлениями и перено­сом, аналитик стремится оторвать пациента от его опасных иллюзий и укрепить его ослабленное Я. Если аналитику и пациенту удастся объединиться против инстинк­тивных требований Оно и чрезмерных требований Сверх-Я, то в процессе психоана­литического лечения происходит преобразование бессознательного, подавленного в предсознательный материал, осознание бесплодности предшествующих патологи­ческих защит и восстановление порядка в Я. Окончательный исход лечения будет зависеть от количественных отношений, то есть от доли энергии, которую может мобилизовать аналитик у пациента в пользу аналитической терапии по сравнению с количеством энергии сил, работающих против исцеления как такового.

Часто приводимая в зарубежных и отечественных исследованиях психоанали­тическая максима «Там, где было Оно, должно быть Я» общеизвестна. Менее извест­но, что данная максима, составляющая кредо психоанализа, является, по сути дела, измененным по форме изречением немецкого философа Э. фон Гартмана, на ко­торого Фрейд ссылался в своей работе «Толкование сновидений» (1900). В тру­де «Философия бессознательного» (1861) Гартман писал, что везде, где сознание в состоянии заменить бессознательное, оно должно заменить его. Не исключено, что, как и в случае с методом свободных ассоциаций, почерпнутым Фрейдом из статьи Л. Бёрне, общеизвестная психоаналитическая максима была воспринята им непосредственно из соответствующего труда Гартмана. В рассматриваемом контек­сте нет необходимости выяснять вопрос о том, является ли психоаналитическое по­ложение «Там, где было Оно, должно быть Я» фактом криптомнезии, или Фрейд самостоятельно сформулировал данное положение. Более существенно то, что структурный подход к осмыслению человеческой психики, позволивший выявить слабости Я, не только не лишил психоанализ интенции на необходимость осозна­ния бессознательного, но и еще раз продемонстрировал направленность терапев­тических усилий.

Вместе с тем структуризация психики и рассмотрение несчастного Я через приз­му опасностей, подстерегающих его со стороны внешнего мира, Оно и Сверх-Я, поставили Фрейда перед необходимостью осмысления того психического состоя­ния, в котором может пребывать беззащитное Я. Как показал основатель психоана­лиза, подвергнутое опасностям с трех сторон и неспособное всегда и во всем давать достойный отпор, несчастное Я может стать сосредоточением страха. Дело в том, что отступление перед какой-либо опасностью чаще всего сопровождается у чело­века появлением страха. Беззащитное Я сталкивается с опасностями, исходящи­ми с трех сторон, то есть возможность возникновения страха у него троекратно увеличивается. Если Я не может справиться с грозящими ему опасностями и, со­ответственно, признает свою слабость, то в этом случае как раз и возникает страх. Точнее говоря, Я может испытывать три рода страха, которые, по мнению Фрейда, сводятся к реальному страху перед внешним миром, страху совести перед Сверх-Я и невротическому страху перед силой страстей Оно.

Таким образом, структурный подход к психике и выявление слабостей Я приве­ли Фрейда к постановке вопроса о страхе. Разумеется, работа «Я и Оно» не послужила для него открытием феномена страха как такового. Проблематика страха слу­жила предметом его размышлений и в более ранний, по сравнению с 20-ми годами, период развития психоаналитических идей и концепций. Тем не менее, выявление Фрейдом трех видов страха подтолкнуло его к дальнейшему исследованию соответ­ствующей проблематики, занимающей существенное место в психоанализе и оказав­шейся в центре внимания как многих последователей Фрейда, так и тех, кто внес различного рода изменения в его концептуальные построения.

Вопросы для самопроверки

1. Каково психоаналитическое понимание структуры психики?

2. В чем заключаются основные характеристики Оно, Я и Сверх-Я?

3. Каковы взаимоотношения между Оно, Я и Сверх-Я?

4. Как и каким образом возникают внутрипсихические конфликты?

5. На чем основывается психоаналитическая трактовка «несчастного Я»?

6. К чему ведет гиперморальность Сверх-Я?

7. Как и каким образом возможно укрепление ослабленного Я пациента?

8. Какова цель психоанализа с точки зрения структурных составляющих пси­хики?

Тема 6. Страх

Невроз страха и детские фобии. Реальный и невротический страх. Страх, боязнь, испуг. Страх и вытеснение. Травма рождения и страх смерти.

Цель и задачи изучения:

Ознакомление с первой и второй теориями страха

Изучив данную тему, студент должен:

1) знать психоаналитические концепции страха, связь страха с вытеснением

2) уметь различать разновидности страха

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....