Как помочь первокласснику? Ребенок постоянно плачет.

Дочке 7 лет, ходим в 1 класс. Плачет по всяким поводам: делаем уроки, немного не получается - плачем, утром собираемся в школу, одеваемся, ищем вещи - плачем, возвращаемся домой - плачем и т.д. В общем, если не получается так, как ей хочется, или немного отклоняемся от заданного - слезы рекой. Даже не знаем что делать.

Ответы психологов

Здравствуйте Нурлан. Вы пишите что "плачете", плачете в месте с дочерью? У вас симбиоз, самостоятельность вашей дочери и ее успешное будущее зависит в том числе от того, как скоро вы начнете относится к ней как к отдельной-личности, плавно, не спеша придите к сознанию того, что она это она, а вы это вы.

Вопрос с плачем я думаю имеет в вышеописанном свое место.

Сотник Дмитрий Михайлович, психолог в Алматы

Хороший ответ 2 Плохой ответ 4

Здравствуйте,Нурлан!
Вам необходимо научить свою дочь говорить о своих чувствах. Возможно,она плачет,потому что Вы ее не понимаете или она так думает,что Вы ее не понимаете. Почитайте книгу Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком.Как?"В ней много практических советов. Вам надо научиться разговаривать с дочерью о том,что она чувствует.
Любви Вам и мудрости.

Если нужна будет помощь и желание разобраться - обращайтесь за консультацией. Буду рада помочь.

Психолог Никулина Марина,г.Санкт-Петербург.Консультации очно,скайп

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Нурлан.

Слезы свидетельствуют о переживании ребенком отрицательных чувств и неудовлетворенных потребностях. Каждый раз, когда она начинает плакать выясняйте что с ней происходит и чего она хочет.


если не получается так, как ей хочется, или немного отклоняемся от заданного

Складывается впечатление, что какие-то установки на девочку довлеют. Надо выяснять.

С уважением.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Здравствуйте!

Скорее всего это особенности характера и нервной системы ребенка.

Она ставит себе высокую планку, а соответствовать ей не получается.

Возможно есть в классе кто-то, на кого она пытается ровняться.

Может быть есть еще другие причины, в которых нужно разобраться.

Приходите на консультацию, будем смотреть, что и как происходит и что с этим делать.

Елисеева Галина Михайловна, психолог Алматы

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте Нурлан! Поведение Вашего ребенка может быть связано с Вашей рекацией на него. Обратите внимание, как Вы реагируете на слезы Вашего ребенка. То, что ребенок плачет, это зашитная реакция на возникающие трудности, и если мы поощряем это, ребенок думает, что так и надо проявлять свои эмоции. Ваша дочь стала взрослее, у нее новый этап в жизни, 1 класс, возможно процесс адаптации затянулся, побеседуйте с ней о правилах поведения в школе, со сверстниками и др. Если же Вы поощряете ее слезы, она будет продолжать плакать. Вспомните, когда Ваша дочь была в детском саду и как Вы реагировали, когда она падала или поссорилась со сверстниками, плакала. От родителя многое зависит, точнее от его реакции, если Вы спокойно реагируете, ребенок тоже будет спокоен. Поговорите с ребенком, возможно ее что-то тревожит. Желаю удачи!

Топольскова Альбина Николаевна, психолог Геленджик

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Нурлан. Рекомендую еще раз самому прочитать Ваше послание. В нем везде значится "мы", а это говорит о сильном слиянии с ребенком, что может быть травматичным для нее. У меня есть гипотеза, что и мама там что-то вкладывает в это слияние. Каждый из вас отдельная личность, хотя в случае дочери еще не сформированная. И своим слиянием Вы мешаете ей формироваться. Понятно, что Вы это делаете не специально, а бессознательно, Вас выдает речь - то, какие слова Вы выбираете для описания состояния. Возможно, Вам не совсем понятно, о чем идет речь, поэтому обращайтесь, это серьезный разговор.

Всего доброго. С уважением, Айгуль Садыкова

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

– Ребенок пошел в школу – в первый класс, или в третий, или в шестой… И вот прошло несколько недель и ребенок кричит, устраивает истерики: «Не хочу в школу!» Должно ли это насторожить родителей?

Екатерина Бурмистрова

– В первую очередь, речь, конечно, о синдроме адаптации. Про адаптацию можно долго рассказывать. У нас в России – очень длинные каникулы, три месяца. За это время происходит, с одной стороны, глобальный отдых и восстановление. Но, с другой стороны, – глобальное отвыкание.

Да, первоклассникам надо привыкать к новому режиму, к новой жизни. Но в итоге так получается, что привыкать по-новому нужно почти всем. И родителям в том числе. Потому что все находятся в периоде адаптации: еще не восстановился режим с утренними вставаниями для тех, кто не должен был по долгу службы вставать рано, дневной график, не восстановилась наша привычка к нагрузкам, к постоянной мобилизации.

Только мы, в отличие от детей, боимся плакать. Я прочитала в одной из своих групп в социальных сетях, как мама написала: «Я запретила при мне произносить слово “осень”». Но чаще родители не показывают свое состояние. У детей меньше этой психологической защиты и все переживания – наружу.

Так что первые шесть-семь недель – это период адаптации, привыкания, когда еще на процессы, связанные с новым графиком, ребенок, подросток и родитель тратит гораздо больше сил, чем он будет тратить потом, когда привыкнет.

Уж очень резкий контраст между временем отдыха и учебным годом. Особенно если начало осени – теплое, как лето, а нужно уже все прекратить и загнать себя в класс, где душно, жарко.

– Кроме адаптации, какие могут быть причины?

– Сразу неверно спланированное расписание. Иногда прямо с первой недели, не соблюдая какие-то правила адаптации, на детей, даже на учащихся младших классов, наваливают не только школьные нагрузки. А ведь уже второклассникам со второй недели задают домашнее задание, а у них тут же и музыкальная школа, и спортивные тренировки.

Главное правило адаптации – дозированное наращивание нагрузки.

Скажем, вы себе выбрали программу, составили ее. Да, она большая. Но не нужно брать все сразу, с первой недели. Обычно педагоги лояльны, нужно просто разговаривать. Не торопитесь.

Недавно я шла по улице и слышала разговор мамы с подростком. Подросток просил: «Мама, давай хотя бы первую пару недель без репетитора. Давай я сейчас пойму, с чем справляюсь сам, а в чем мне нужна помощь». На что мама ответила: «Нет, у нас договоренность. Ты идешь прямо сейчас, с начала учебы».

Бывает, что ребенок просто не привык себя заставлять

У ребенка может вызывать неприятие то, что школа – это скучно, там надо работать, там есть обязанности?

– Да. У нас немецкая система образования, она присутствует в России и в большей части других стран и не связана с развлечением. Это система, которая основана на некоем принуждении, на том, что трудно, что ты трудности преодолеваешь и эти систематические усилия – часть воспитания. Если родители в целом с этой концепцией не согласны и у них есть возможность выбора, то нужно что-то другое искать.

Есть семейное обучение, и там график строится, исходя из потребностей семьи и ребенка. Это совершенно другие ритмы. Есть частные школы, где к ребенку индивидуальный подход и где можно вообще не делать никаких усилий. Есть другие системы обучения, где пытаются обойтись без зубрежки и без классно-урочной системы.

Только надо помнить, что у каждой системы есть свои минусы.

А еще то, что умение трудиться необходимо в жизни. Причем сам по себе труд не травмирует. Травмировать может плохое отношение педагога, перегрузка. Бывает, что ребенок просто не привык себя заставлять вообще.

Фото: Sergey Beynik “Первоклашка” (фрагмент)

– Но если истерики сильные, каждый день, ребенок категорически заявляет, что в школу не пойдет? Переводить в другую школу, на семейное обучение?

– Я бы решение не принимала, пока не пройдут эти полтора-два месяца. Нужно пытаться разобраться, в чем может быть еще дело. Причин дискомфорта в школе, помимо адаптации, может быть много: пришел новый мальчик в класс, шумный, драчливый, и ребенок его боится. Или пришла какая-нибудь девочка, которая больший лидер, чем ваш ребенок.

Может быть, что-то произошло в плане в отношений с другими детьми, может быть, поменялся учитель, может быть, сменилась раздевалка или класс, может быть, начался новый предмет со строгим учителем, может быть, поменялся поставщик обедов и там стало невозможно есть. А может быть, у ребенка проблемы, и он не может пользоваться школьным туалетом.

Истерика может появиться, если начались оценки или ребенок пошел в пятый класс, а средняя школа – совсем другое, другая жизнь, другие требования. Причин может быть много, может быть, какая-то касается вашей ситуации? Но в первую очередь нужно исключить какие-то моменты конфликта с учителем.

А еще, может быть, ребенок просто дорос до протеста. Скажем, в первом классе ему не пришло в голову, что можно в школу не хотеть, а теперь вырос и сообразил. От родителей здесь нужен адекватный ответ, настрой, что школа – это необходимая часть жизни…

Так что надо не сразу бежать и забирать ребенка, а смотреть, что происходит, в чем причина, не появилась ли психосоматика – головные боли или рвота, например. Но, опять же, сначала ищем причину и только потом принимаем решение.

Мама устала и решает: «Все плохо, пошли в другое место»

– Насколько важен настрой родителей на учебу в школе?

– Если родители не уверены, что школа – это хорошее место в целом или, скажем, считают, что конкретная школа недостаточно хороша для ребенка, – это очень сильно ему транслируется, ребенок тонко чувствует ситуацию, даже если этот разговор происходит между взрослыми на кухне вечером или по телефону.

То есть если вы сами сильно сомневаетесь и сами сильно устали от школы, мимо ребенка это не пройдет и все моменты его сопротивления будут усилены.

Ребенку гораздо легче, если родители настроены на то, чтобы этот период пройти обязательно. Родитель может сказать, что всем сейчас тяжело, в том числе и взрослым, может рассказывать про адаптацию, что нарушен привычный путь, нейронные цепочки нарушились и еще не восстановились.

– Ты привык вставать в половине десятого, а сейчас – в 6.45 или в 7 часов. Конечно, тебе трудно, понятно, что ничего не хочется, и в школе шумно. Нужно время, чтобы к этому шуму привыкнуть. Человек так устроен, что ему на все привыкания нужно время.

Бывает, конечно, что столкнулись с тем, что школа действительно не подходит. Что-то изменилось, или ребенок вошел в какую-то уязвимую стадию, чем-то переболел, и у него начались какие-то невротические проявления. Но и тут решение уйти не должно быть очень быстрым.

Действовать немедленно нужно в ситуациях, связанных с насилием со стороны учителя.

А если у ребенка накапливается действительно неприятие школы, то оно никуда не денется через два месяца. Дело взрослых – наблюдать, советоваться, возможно, снизить нагрузку, но не размышлять вслух при ребенке, подходит ли ему школа. Потому что это очень сильная дестабилизация для детей.

Решение забрать ребенка из школы должно быть очень медленным. Если вы уходите из ситуации, в которой есть ощущение, что вы не справились, есть риск, что эта ситуация, где вы не справляетесь, перекочует и на другую систему обучения.

Когда все-таки, на ваш взгляд, стоит переходить в другую школу, на домашнее обучение?

– Важно, чтобы прошло время, и лучше уходить в стабильной, хорошей ситуации, когда вы в принципе можете и остаться, но просто вам больше подходит другой вариант. Потому что ощущение неудачи и стремление уйти от трудностей по первому эмоциональному срыву – стратегически очень сомнительный выбор.

Да, повторяю, бывают экстренные ситуации, что действительно надо уходить, например, когда учитель агрессивен или истеричен.

Но все-таки чаще на первой эмоциональной волне обычно ребенка забирают потому, что мама устала, а тут еще ребенок сопротивляется. Мама решает: «Все плохо, пошли в другое место». А через какое-то время трудности, эти же или другие, могут появиться и в другом месте.

Если ребенка каждый раз выдергивали и он полностью благополучно не прошел синдром адаптации, у него формируется привычка выскакивать в момент трудностей. И это очень нехорошо.

Так что решение уйти из школы нужно принимать со спокойной головой: «Все, здесь мы все взяли, нам сюда больше не надо».

Иногда со своими проблемами надо разобраться именно родителям. Может быть, в семье какие-то проблемы, родители в кризисе, и ребенок переносит их, в том числе на школу. Так что порой сначала нужно решить, смягчить проблемы в семье, и тогда проблемы со школой станут гораздо мягче.

В психологиипод тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится все больше и в силах окружающих взрослых (родителей, педагогов) помочь таким ученикам.

Виды тревожности.

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример Мама девочки (7 лет) жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговораречь женщины была тихой и прерывистой, на глазах - слезы.

В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например,после болезненной процедуры у врачаребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех - у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиа перелетом или экзаменом.

Школьная тревожность - разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связаносо школой. Онбоится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такаятревожность часто проявляется у детей, родители которыхпредъявляют завышенные требованияи ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток - такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже, т.д.) Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности,чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез, т.д.)Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается - становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимодоброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие дети,они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. М.б. проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти в таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер, т.д.) и через обсуждение, общение на эту темуналаживать общение.

Характерные черты тревожных детей

  • После нескольких недель болезниребенок не хочет идти в школу
  • Ребенок по несколько раз перечитывает однии те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясьот всего нового.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
  • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный,он может «заразиться» тревожностью от близких.
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность.
  • Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

  • Необходимопонять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитыхнеприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможностьизбежать еще больших неприятностей, т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине - сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание,пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка -предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности - поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, м.б. ребенок сам предложит сюжетразвитие событий, через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра») - ошибки в контрольной -это важный опыт, ты понять, что нужно повторить, на что обратить внимание.
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет, т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
  • У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.
  • Особенности оценивания -оценка д.б. содержательной с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность,а отдельные элементы.
  • Важна общая эмоциональная атмосфера в классе. Не секрет, что из года в год у одних педагогов количество тревожных детей стабильно высокое, а у других- низкое. Это показатель профессионализма педагога, успешности его воспитательной работы.
  • Упор на успешность
  • В классе важно поддерживать атмосферу принятия, безопасности, чтобы каждый тревожный ребенок чувствовал, что его ценят вне зависимости от поведения - всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребенка, обсуждая недостатки наедине.
  • Если ребенок отказывается выполнять задание,говоря,что не сможет справиться - попроситеего представить другого ребенка, который знает намного меньше и действительно не может выполнить это задание, пусть попробует изобразить такого ребенка. «А теперь представь и изобрази такого ребенка, который сумеет справиться с этим заданием - ты - такой ребенок».
  • Упражнение в группе - все берутся за руки и по очереди говорят «волшебное заклинание»: «Я не могу…(каждый говорит, чем для него трудно задание), Я могу (каждый говорит, что может сделать), Я сумею…(каждый пытается сказать, насколько он может выполнить задание, если приложит усилия)».
ким
2009-12-19 16:41:10
спасибо

Детский сад, начальная, средняя и старшая школа - все через это проходят, это неизбежные стадии развития большей части детей. Нередко во время становления и смены учреждений образования у детей возникают тревога и боязнь. Как правило, у детей дошкольного и начального школьного возраста страх проявляется капризами, истериками, приступами гнева или паники. Дети старшего школьного возраста в связи с боязнью школы и нежеланием посещать ее могут становиться мрачными или отчужденными, испытывать приступы злости и паники. Причины страха школы и способы его устранения послужили темой нашего интервью с детским, семейным психологом с 12-летним стажем Жук Екатериной Геннадьевной.

MedPortal: Расскажите, пожалуйста, почему у детей возникает страх перед школой? Ведь он свойственен не только первоклассникам, но и детям старшего школьного возраста? Чего боятся школьники чаще всего?

Екатерина Геннадьевна: Да, страх перед школой характерен не только для детей, которые впервые идут в школу. Страхи первоклассников и детей старшего школьного возраста могут отличаться.

Страхи первоклассников в основном связаны с незнанием того, что им предстоит, и с теми рассказами и представлениями о школе, с которыми с ними делятся взрослые. Нередко взрослые представляют детям школу, как место, где с ребенком будут «разбираться», где из него «сделают человека», где наконец-то его займут делом. То есть взрослые формируют у детей представление, что в школе им будет сложно. Рассказывая в красках, что перед ребенком будут ставиться непростые задачи, родители способствуют появлению страха перед школой у детей.

Также случается, что родители или взрослые, которые отвечают за уход за ребенком, сами имеют негативный школьный опыт и потому сознательно или бессознательно его передают детям. Когда родители рассказывают о своем негативном опыте со школой, то ребенок, склонный доверять родителям, как достоверному источнику, заранее знает, что ему там не понравится. Если в целом в семье неблагополучная напряженная обстановка, или сам по себе ребенок тревожный, то тогда школа ничем не отличается от любой новой деятельности - ребенок ее боится. Ребенку страшно идти в школу потому, что это что-то новое: ему придется расстаться с привычной средой.

Что же касается детей старшего возраста, которые уже ходили в школу, у них, помимо перечисленных выше причин боязни школы, могут также быть причины, связанные со сложностями в общении со сверстниками. Дети могут бояться идти в школу, потому что там придется встречаться и общаться с теми, с кем они не хотят контактировать или у них это не получается.

Причиной страха школы у ребенка может быть и то, что он боится учителя или учителей.

Основой страха идти в школу может быть и то, что ребенку нелегко даются какие-то школьные предметы. Особенно сложно детям, которые не имеют помощи со стороны родителей в этом вопросе. Дети в таком случае могут опасаться похода в школу, так как боятся, что не справятся, и их будут ругать.

Особенности родительского поведения также могут способствовать развитию боязни школы у детей. К примеру, у родителей, которым свойственна гиперопека, дети могут бояться идти в школу, так как чрезмерное внимание со стороны родителей возрастет в сравнении с тем, что было летом. Сильное желание родителей, чтобы ребенок был успешный, также может вызвать опасения школы у ребенка: он будет бояться расстроить или разозлить родителей.

MedPortal: Как помочь первокласснику преодолеть страх?

Екатерина Геннадьевна: В сентябре, конечно, об этом уже немного поздно говорить, но я надеюсь, что информация поможет родителям будущих первоклассников. Для того чтобы помочь ребенку спокойно встретить новый этап жизни, стоит начинать подготовку к школе весной-летом. Подготовка к школе должна включать в себя знакомство со зданием школы и внутренним ее укладом. Рекомендую родителям будущих первоклассников заранее организовать для ребенка экскурсию в школу: пусть малыш познакомится со зданием, по возможности, побывает в кабинете, где будут проходить занятия. Важно, чтобы к тому моменту, когда он придет учиться, он знал, как себя вести в школе, знал, где находится столовая, раздевалка, туалет. Даже в школьный туалет стоит ребенка сводить до начала занятий: ведь он отличается от домашнего, и ребенок может из-за незнания, как там все устроено, испытывать стеснение и даже бояться его посещать. Школа - это все новое, и хорошо, если это новое будет постигаться постепенно.

Важно, чтобы малыш к тому моменту, когда надо идти в школу, обладал некоторыми навыками: чтобы он умел самостоятельно одеваться и раздеваться, знал, куда следует класть сменную обувь и как управляться с портфелем.

Даже если родители намерены ежедневно заводить и забирать ребенка из школы, стоит заранее с ним выучить маршрут от дома до учреждения: может случиться так, что ему понадобится самостоятельно добираться из школы домой и наоборот. Также будет полезно обучить ребенка пользованию ключами от дома и карманными деньгами.

Чтобы правильно настроить ребенка перед учебой, родителям следует с ним разговаривать о школе, описывать школу с положительной стороны, рассказывать о своем позитивном и положительном школьном опыте. Надо говорить, для чего ребенку необходимо посещать школу: чтобы стать умным, чтобы быть взрослым и многое понимать и во многом разбираться. Необходимо настраивать ребенка на то, что в школе он обретет новых друзей. Если есть возможность, хорошо еще до начала учебного года познакомить ребенка с кем-то из будущих одноклассников.

Очень рекомендую привлекать как первоклассников, так и детей старшего возраста к покупке школьных принадлежностей: пусть ребенок имеет возможность выбрать себе рюкзак, школьную форму, ручки и обложки на свой вкус. Покупка вещей к предстоящему учебному году поможет сформировать у него понимание, что скоро в школу и от этого никуда не деться.

MedPortal: А как быть, если ребенок в школе начинает плакать и просит забрать его домой - не отправлять на уроки?

Екатерина Геннадьевна: Во-первых, для того, чтобы такое не происходило и необходима подготовка к школе. Ребенок должен четко понимать, что посещение школы - это обязательный процесс. Если ребенок плачет в школе, родителям стоит подвести его к учителю, чтобы тот завел его в класс. Важно не дать понять ребенку, что слезами он может манипулировать и есть вероятность, что если он будет плакать и устраивать истерики, то избежит школы. Период адаптации у первоклассника может растянуться до полугода.

MedPortal: Если страх у ребенка не проходит, и каждый день вновь и вновь повторяются истерики, стоит ли переводить его на домашнее обучение?

Екатерина Геннадьевна: Родителям стоит разобраться в причинах страха и устранять их. Если адаптация длится более полугода, то стоит обратиться за консультацией к специалистам - детским психологам.

Что же касается домашнего обучения, то, безусловно, оно имеет плюсы: ребенок будет заниматься в привычной комфортной ему обстановке, родители смогут выбрать учителей, скорректировать расписание занятий, но… Я бы рекомендовала переводить на домашнее обучение только тех детей, которые в этом нуждается по состоянию здоровья. В школе есть долгосрочные контакты, отношения: и обиды, и ссоры, и примирения. При домашнем обучении ребенок этого лишен.

Домашнее обучение не является выходом из положения для неконтактного ребенка.

MedPortal: Как быть, если ребенок не хочет идти в школу после летних каникул?

Екатерина Геннадьевна: Нежелание идти в школу - нормальное явление. Родители должны об этом помнить: им ведь тоже не хочется возвращаться из отпуска на работу, менять более размеренный ритм жизни на рабочую суматоху. Потому стоит относиться к нежеланию идти в школу отчасти с пониманием и давать детям время привыкнуть.

MedPortal: Если ребенок жалуется на предвзятое отношение со стороны учителей, как лучше поступить родителям: поговорить с учителями, поприсутствовать на уроках?

Екатерина Геннадьевна: Для начала стоит взять этот вопрос под контроль: проверить, как ребенок готовится к уроку с этим учителем, справляется ли он с программой, все ли домашние задания выполняет и какие оценки в итоге получает.

Далее можно пообщаться с родителями других детей: узнать, не жалуются ли их дети на этого учителя, не замечали ли их дети предвзятого отношения к конкретному ребенку. Не стоит также бояться разговора с учителем: родителям важно знать мнение двух сторон.

MedPortal: А если ребенок не может обрести в школе друзей, чем ему можно помочь?

Екатерина Геннадьевна: Первоклассников надо учить дружить, учить знакомиться. Будет хорошо, если родители в непринужденной обстановке расскажут ребенку, как можно представиться другому человеку, как можно начать разговор. И в ситуации, когда ребенка одолеет смущение, он вспомнит слова родителей и сможет себя пересилить и завести разговор. Есть общительные дети, которые первые без стеснения подойдут, скажут: «Привет, я Саша, давай знакомиться», а есть те, которые не то что не подойдут, а и ответить не смогут.

Если ребенку кто-то нравится из класса, то родители могут на родительском уровне поспособствовать их дружбе: договориться с родителями другого ребенка, чтобы дети гостили друг у друга, вместе занимались и играли.

MedPortal: Мы благодарим Вас за интервью.?

Екатерина Геннадьевна: Я желаю, чтобы обращения читателей к психологам и специалистам смежных сфер деятельности были с целью любопытства и профилактики, а не с целью решения существующих проблем и страданий.

Школа является одной из важных составляющих в процессе развития ребенка. Вместе с тем, начало обучения в школе предполагает новые обязанности для ребенка. У него формируются определенные впечатления, новый круг общения, что может оказаться весьма значительной нагрузкой в эмоциональном плане в таком возрасте. Поскольку в школе ребенок будет проводить почти весь день, родителям очень важно подготовить свое чадо к школе, в частности, к первому классу.

После линейки 1 сентября многие родители спешат по своим делам. Но почему малыш, который только что радовался происходящему, плачет, не отпуская маму или папу. Насчет этого у психологов есть своя точка зрения. Рассмотрим ее подробнее.

Дети очень впечатлительные и требуют некоторого времени для адаптации в новых условиях. Если ребенок перед школой ходил в детский сад или воспитывался самостоятельно родителями дома, он резко попадает в новую для него среду. Поэтому школа может вызывать у первоклассников настоящий стресс. Добавьте ко всему еще тот фактор, что в его окружении появляется много новых детей, новые стены, новые условия времяпровождения, дополнительная ответственность. К этому он может быть не готов морально. Необходима определенная адаптация. Психологи подсчитали, что период адаптации может занимать от 5-ти до 8-ми недель. Этот период варьирует в зависимости от подвижности ребенка, его активности. Ребенку нужно привыкнуть к новому расписанию жизни, обязанностям по урокам, уменьшению возможности поиграть во дворе, подольше поспать. Его большей частью жизни начинает руководить учитель. Вследствие этого, считается, что семилетний возраст у большинства детей является кризисным.

Опасность кроется в том, что с началом учебы в школе первокласснику может быть нанесена психологическая травма. Помощь прежде всего в этом периоде должна исходить от родителей. Если ребенок в школе плачет, не отпускает маму, маме необходимо правильно настроить ребенка, без криков и нервов. Если каждая мама поставит себя на место ребенка, она сумеет понять, почему так малышу не нравятся произошедшие перемены в его жизни: новые люди, новое общение, новые обязанности, указания и запреты. Следует быть особо внимательным к поведению ребенка в первые месяцы учебы: если он плохо спит, плохо ест, часто капризничает или плачет, он еще не адаптировался к новым условиям жизни.

Ценным советом психологов для всех родителей является заблаговременно начинать прививать ребенку самостоятельность, давать ему возможность принимать решения, упорядочить режим дня ребенка. Такие действия со стороны родителей поспособствуют тому, что ребенок станет более уверенным в себе. Он максимально быстро справится с боязнью определенной ситуации или допущения ошибки.

Зная свой режим дня, ребенок будет ориентироваться, сколько у него времени может занимать зарядка, прогулка, компьютерные игры, во сколько надо вставать. Если родители желают, чтобы ребенок придерживался этого режима, им прежде всего надо подавать пример поведения.

Необходимо слушать ребенка. Если у него возникли проблемы или переживания, не стоит считать, что они настолько “детские”, что смешными становятся. Когда ребенок с детства будет делиться с родителями своими переживаниями, ему легче будет уже в юности общаться с родителями.

Если ребенка не критиковать, а уместно объяснить его ошибки, это тоже не отобьет у него желания быть откровенным и открытым. Ведь родители для ребенка - это не учитель в школе, а родные люди.

Таким образом, отношение ребенка к школе возможно сформировать воспитанием и соответствующим поведением родителей. Залогом благополучной адаптации первоклассника к школе являются сочувствие, сопереживание, уважение и любовь родителей.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...