Как назывались корабли викингов. Суда викингов Военный корабль викингов

Драккары – название кораблей, которые использовались викингами в боевых действиях. Также викинги изготавливали кнорры – торговые суда. Любопытным является факт, что уже в то время корабли могли служить жильем – их можно было вытащить на берег благодаря мощному килю и, закрепив, оборудовать в качестве временного (а, порой, и постоянного) дома. Ответом на вопрос, как называется нос корабля, будет форштевней.

На сегодняшний день многие, как и древние викинги, пользуются яхтами как временным жильем – в пути или во время остановок в порту. Это возможно благодаря высокому уровню судостроительного дела Хорватии. В яхте есть в наличии все удобства и по своему обустройству помещения не отличаются от квартиры – за исключением успокаивающего шума волн за бортом.

Ответом на вопрос, как назывались корабли викингов, является: драккар и кнорр.История судоходства гласит, что первоначально викинги строили весельные корабли, но потом, вследствие общего развития флота, начали использовать парус. Долгое время бравые воины пользовались и веслами, и парусами, в зависимости от ветра или других факторов, меняя способ, которым корабль будет приводиться в движение. Со временем, викинги полностью перешли на паруса, отказавшись от весел. В зависимости от того, как называется корабль викингов, можно сказать, для каких целей он применялся.

Почему викинги считались лучшими судостроителями своего времени

Торговые суда открывали людям доступ к другим берегам и, следственно, к приобретению нового, недоступного ранее, товара и продажи своего собственного. Разумеется, торговые суда редко когда бывают не набитыми ценными вещами, продуктами или драгоценностями, вследствие чего развивается пиратство. Чтобы защитить богатство от грабежа, начинается строительство боевых кораблей, которые призваны защищать торговые судна. Ответом на вопрос, как называется передняя часть корабля, будет бак.

Параллельно, боевые суда использовались для завоевания новых территорий, а также в морских схватках в ходе ведения войны. Мощный флот зачастую был решающим фактором в том, кому будет принадлежать победа в войне. Викинги обладали таким флотом. Левая сторона корабля называется бакборт.

Кроме торговых и боевых кораблей, викинги также строили суда для повседневного пользования, такие как:

  • паромы – для переправы людей и товаров морем из одной части суши на другую;
  • байдарки – для речных переправ;
  • рыбацкие суда – для ловли рыбы и иных морских существ.

Ответом на вопрос, как называется левая сторона корабля, будет бакборт.

По какой причине именно судостроительное дело развивалось викингами больше всего

В силу географического расположения Скандинавии, в этих краях во времена викингов было очень трудно путешествовать непроходимыми лесами, горами и глубокими снегами. Таким образом, наиболее удобным способом для путешествий было море. Ответом на вопрос, как называется руль корабля, будет, безусловно, штурвал.

Разумеется, не умно не воспользоваться собственным преимуществом, в силу чего викинги активно строили боевые корабли и использовали для завоевания новых земель, ресурсов и рабочей силы.

В настоящее время суда в большинстве своем используются для путешествий и перевозки товаров, но само собой у всех стран, которые имеют выход к морю или океану, есть в наличии морской флот боевых кораблей.

Интересно, что боевые корабли викингов также называли «драконьими кораблями».

Они отличались следующими характеристиками:

  • вместительность;
  • красота;
  • быстрота;
  • небольшая масса, позволяющая переносить судно на руках;
  • надежность.

Возможно, главным секретом викингов, который обеспечивал победу этого крайне умного народа в большинстве схваток является то, что их корабли были сконструировали таким образом, чтобы сделать возможным заход в мелководные реки и причала к пологим берегам. Так, викинги могли напасть неожиданно, что уже является большим преимуществом.

Корабли викингов

Викинги были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. У себя на родине викинги пользовались рыбацкими лодками, паромами и байдарками. Во времена викингов путешествия через горы, дремучие леса, болота и глубокий снег были трудными. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения.

Ладьи

Самыми знаменитыми судами викингов, несомненно, были их эффективные боевые корабли, известные как «драконьи корабли ». Это были длинные, изящные суда, быстроходные, надёжные и при этом достаточно лёгкие для гребли или переноса их на руках в случае необходимости. Такие корабли были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам заставать своих врагов врасплох. Обычно драккары изготовлялись преимущественно из ясеня и имели около 18 м в длину и 2,6 м в ширину. Самое крупное из известных нам судов достигало 28 м в длину и 4,5 м в ширину. Число гребцов бывало от 26 до 70 человек. Они располагались в ряд по обе стороны корабля. Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на вёслах, он мог нести на бортах щиты . Вёсла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на вёслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для вёсел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.

Торговые суда

Корабли, использовавшиеся купцами и переселенцами, викинги называли кноррами . Эти суда были шире, чем дракары, глубже, имели меньшую скорость. Они вмещали от 30 до 40 человек. В середине судна было большое свободное пространство, где размещались товары.

Кораблевождение

Викинги были искусными мореходами. Они могли плыть много дней в дали от берегов, не отклоняясь от намеченного курса, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звёздам. Викинги хорошо изучили повадки морских животных и птиц, что также помогало им. Многие саги повествуют о том, как мореплаватели определяли своё точное положение в океане, учитывая количество дней, проведённых ими в море, скорость корабля, приливы и отливы, течения и погодные условия.

Мачта и парус

Паруса сшивались из нескольких кусков ткани. Парус имел форму прямоугольника. Высота мачты обычно не превышала 12 метров, а ширина 20. По мнению археологов, исследовавших точные модели древних судов, система оснастки на них была такова, что позволяла при любом курсе относительно ветра придавать парусу оптимальную форму. Боковые и особенно нижние края (по-морскому «шкаторины») были снабжены целой паутиной снастей, позволявших нужным образом растягивать парус, а к нижним («шкотовым») углам могли крепиться особые шесты, которые удерживали в требуемом положении эти углы, вынесенные далеко за борта. Следует и упомянуть и важную особенность конструкции корпуса: мощный, выступающий киль, одновременно игравший роль фальшкиля и мешавший ветру сносить судно вбок. По мнению датских специалистов, всё это позволяло ходить под углом менее шестидесяти градусов к ветру. Мачты на кораблях викингов были съёмными. Команда могла поднять или опустить её в случае необходимости самостоятельно, не прибегая к каким-либо подъёмным устройствам вне корабля. Мачта ставилась на тяжёлый деревянный упор (этот упор за его форму называли «мачтовой рыбой»), задвигалась надёжным запором и растягивалась тремя прочными канатами: спереди - штагом, а по бокам - вантами, несколько смещёнными назад.

Строительство кораблей

Дракар викингов (современное копия)

Доски

Срубив дерево, его разделывали сразу. Это делалось затем, чтобы дерево не растрескалось. Приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом - ещё и ещё пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до 30 см.

Инструменты

Выбор инструментов у викингов был весьма широк и в умелых руках был достаточным, однако важнейшим орудием был топор. Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работ. Такое пристрастие к топору не случайно. Пила лохматит и разгрызает древесные волокна, а топор идёт вдоль них. Распиленная деталь впитывает больше влаги, что было бы губительно для кораблей.

Заклёпки и гвозди

Согласно археологическим данным, в западной части Балтийского моря обшивку корабля скрепляли рядами стальных заклёпок. Жители Восточной Балтии предпочитали пользоваться деревянными гвоздями, которые, вставив, расклинивали деревянными же клинышками. Для конопачения здесь использовали мох, в то время как на западных берегах Балтийского моря между досками закладывали просмолённый шнур. Как пишут учёные, оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Деревянный шпенёк, в отличие от стальной заклёпки, не ржавеет, а разбухнув, только прочнее будет держаться. Однако для достижения одинаковой прочности их требуется больше, а значит, больше делается отверстий, притом что каждое - потенциальная течь.

Литература

  • Фиркс, И. фон. Суда викингов = Jochen von Fircks . Wikingerschiffe. Rostock, 1979 / Иохен фон Фиркс / Пер. с нем. А. А. Чебана; Рецензент д-р истор. наук М. А. Коган; Науч. ред. инж. Г. Е. Александровский. - Л. : Судостроение, 1982. - 104 с. - 100 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Петков С.В. Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе. – Запорожье: КПУ, 2009. – 87 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Суда викингов" в других словарях:

    На Гобелене из Байё Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage «дракон» и Kar «корабль», буквально … Википедия

    Экспериментальные методы исследования в системе исторических наук - Обращение к теме исторической реконструкции* в рамках данного издания вовсе не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие.гие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Атлантика - (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное … Энциклопедия инвестора

    На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

    На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

    Ладья северного типа - (longship), термин, к рым обозначались все суда викингов, а в узком смысле их боевые корабли. Л., как правило, строилась из пихтовых досок и в отличии от плоскодонных кораблей англосаксов и фризов имела массивный дубовый вертикальный киль и мачту … Всемирная история

Корабль драккар стал своего рода визитной карточной эпохи викингов. Это был длинный вместительный корабль универсального класса с малой осадкой, приводимый в движение парусом и гребными веслами. Слово «драккар» («drakkar») имеет норвежское происхождение и этимологически восходит к древнескандинавскому языку, где «drage» означало буквально «дракон», а слово «kar» можно перевести как «корабль». В древнескандинавском и ряде германских языков драккар викингов также называется «langskip», что значит «длинный корабль». В европейских языках для названия судов этого типа существует широкий перечень названий - от «dreka» до «draka».

Конструктивно драккар викингов представляет собой развитый вариант снеккара (от древнескандинавского «snekkar», где «snekja» означает «змея», а «kar» соответственно - «корабль»). Снеккар был меньше и маневреннее драккара, и в свою очередь произошел от кнорра (этимология норвежского слова «knörr» неясна), небольшого грузового судна, которое отличалось невысокой скоростью движения (до 10 узлов). Тем не менее, Эрик Рыжий открыл Гренландию вовсе не на драккаре, а именно на кнорре.

Размеры драккара - величина вариативная. Средняя длина такого корабля составляла от 10 до 19 метров (соответственно от 35 до 60 футов), хотя предположительно могли существовать суда большей длины. Это были универсальные корабли, они использовались не только в военных действиях. Зачастую их применяли для торговли и перевозки грузов, на них путешествовали на больше расстояния (не только в открытом море, но и по рекам). В этом заключается одна из главных особенностей кораблей драккаров - малая осадка давала возможность легко маневрировать на мелководье.

Драккары позволили скандинавам открыть Британские острова (включая Исландию), достичь берегов Гренландии и Северной Америки. В частности, американский континент открыл викинг Лейф Эрикссон по прозвищу «Счастливый». Точная дата его прибытия в Винланд (так Лейф назвал, вероятно, современный Ньюфаундленд) неизвестна, но это точно случилось ранее 1000 года. Столь эпичное путешествие, увенчавшееся успехом во всех смыслах, лучше всяких характеристик говорит о том, что модель драккара была крайне удачным инженерным решением.

Конструкция драккара, его возможности и символика

Считается, что драккар (картинки реконструкции корабля вы можете видеть ниже), будучи «кораблем-драконом», неизменно имел на киле резную голову искомого мифического создания. Но это заблуждение. Конструкция драккара викингов действительно подразумевает высокий киль и не менее высокую кормовую часть при относительно небольшой высоте борта. Однако на киле далеко не всегда размещался именно дракон, более того - этот элемент был мобильным.

Деревянное изваяние мифического существа на киле судна указывало, в первую очередь, на статус его владельца. Чем больше и эффектнее была конструкция, тем выше было социальное положение капитана корабля. При этом, когда драккар викингов подплывал к родным берегам или землям союзников, «драконью голову» снимали с киля. Скандинавы считали, что таким образом они могут напугать «добрых духов» и принести беды в свои земли. Если же капитан жаждал мира, место головы занимал щит, повернутый в сторону берега внутренней стороной, на которой было набито белое полотно (своеобразный аналог более позднего символа «белый флаг»).

Драккар викингов (фото реконструкций и археологических находок представлено ниже) снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.

Еще одна конструктивная особенность таких моделей уже упоминалась - это низкий борт. Данный инженерный ход, судя по всему, имел сугубо военное применение, потому что как раз из-за низкого борта драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и тем более ночью. Это давало викингам возможность почти вплотную подходить к берегу до того, как судно замечали. Голова дракона на киле в этом плане имела особую функцию. Известно, что во время высадки в Нортумбрии (остров Линдисфарн, 793 год) деревянные драконы на килях драккаров викингов произвели на монахов местного монастыря поистине неизгладимое впечатление. Монахи посчитали это «карой божьей» и в страхе разбежались. Не единичны случаи, когда даже солдаты в фортах покидали свои посты при виде «морских чудовищ».

Обычно такой корабль имел от 15 до 30 весельных пар. Однако судно Олафа Трюггвасона (знаменитого норвежского короля), спущенное на воду в 1000 году и названное «Великий Змей», предположительно имело аж три с половиной десятка пар весел! При этом каждое весло имело длину до 6 метров. В путешествии команда драккара викингов редко составляла больше 100 человек, в подавляющем числе случаев - гораздо меньше. При этом каждый воин в команде имел собственную лавку, на которой он отдыха и под которой хранил личные вещи. Но во время военных походов размеры драккара позволяли вмещать до 150 бойцов без существенной потери в маневре и скорости.

Мачта составляла 10-12 метров в высоту и была съемной, то есть при необходимости оперативно убиралась и укладывалась вдоль борта. Обычно это делали во время набега, чтобы повысить мобильность судна. И тут в дело вновь вступали низкие борта и малая осадка корабля. Драккар мог подходить к берегу вплотную и воины очень быстро сходили на берег, развертывая позиции. Именно поэтому набеги скандинавов всегда отличались молниеносностью. При этом известно, что существовало множество моделей драккаров с оригинальными аксессуарами. В частности, знаменитый «ковер королевы Матильды», на котором был вышит флот Вильгельма I Завоевателя, а также «Байенское полотно» изображают драккары с эффектными блестящими флюгерами из жести, яркими полосатыми парусами и украшенными мачтами.

В скандинавской традиции принято давать имена самым разнообразным предметам (от мечей до кольчуг), и корабли не стали в этом плане исключением. Из саг нам известны следующие наименования судов: «Морской змей», «Лев волн», «Конь ветра». В этих эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема - кеннинга.

Типология и чертежи драккаров, археологические находки

Классификация викингских судов достаточно условна, так как реальных чертежей драккаров, разумеется, не сохранилось. Однако имеет место достаточно обширная археология, к примеру - Гокстадский корабль (также известный как драккар из Гокстада). Он был найден в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно датируется IX веком и предположительно именно этот тип скандинавских судов чаще всего использовался для погребальных обрядов.

Корабль из Гокстада имеет 23 метра в длину и 5,1 метров в ширину, при этом длина гребного весла составляет 5,5 метра. То есть объективно Гокстадский корабль достаточно крупный, он явно принадлежал хёдвингу или ярлу, а возможно даже конунгу. У корабля одна мачта и большой парус, сшитый из нескольких вертикальный полос. Модель драккара имеет элегантные очертания, судно целиком изготовлено из дуба и снабжено богатым орнаментом. Сегодня корабль выставляется в «Музее кораблей викингов» (Осло).

Любопытно, что драккар из Гокстада был реконструирован в 1893 году (его назвали «Викинг»). 12 норвежцев построили точную копию Гокстадского корабля и даже переплыли на нем океан, достигнув берегов США и высадившись в Чикаго. В итоге, корабль смог разогнаться до 10 узлов, что в действительности является отменным показателем даже для традиционных судов «эпохи парусного флота».

В 1904 году в уже упомянутом Вестфолле, возле Тёнсберга был обнаружен еще один драккар викингов, сегодня он известен как Осебергский корабль и также выставляется в музее Осло. На основании обширных исследований археологи сделали вывод о том, что Осебергский корабль был построен в 820 году и участвовал в грузовых и военных операциях до 834 года, после чего корабль использовали в погребальном обряде. Чертеж драккара мог выглядеть так: 21,6 метра в длину, 5,1 метров в ширину, высота мачты неизвестна (предположительно в пределах от 6 до 10 метров). Площадь паруса Осебергского корабля могла составлять до 90 квадратных метров, вероятная скорость - не менее 10 узлов. Носовая и кормовая части снабжены великолепной резьбой, изображающей животных. На основании внутренних размеров драккара и его «убранства» (в первую очередь имеется ввиду наличие 15 бочек, которые часто использовались викингами в роли вещевых сундуков) предполагается, что на судне было не менее 30 гребцов (но вполне вероятны и большие цифры).

Осебергский корабль относят к классу шнеккаров. Шнеккар или просто шнек (этимология слова неизвестна) - это разновидность драккара викингов, который изготавливался только из дубовых досок и был широко представлен у североевропейских народов много позже - с XII по XIV век. Несмотря на то, что судно получило критические повреждения во время погребального обряда, а само захоронение-курган было разграблено еще в Средневековье, археологи нашли на сгоревшем драккаре остатки дорогих (даже сейчас!) шелковых тканей, а также два скелета (молодой и пожилой женщины) с украшениями, которые говорят об их исключительном положении в обществе. Также на судне обнаружена деревянная телега традиционной формы и, что особенно удивительно, кости павлина. Другая «уникальность» этого археологического артефакта заключается в том, что останки людей на Осебергском корабле изначально связывали с Инглингами (династия скандинавских вождей), но позже анализ ДНК выявил принадлежность скелетов к гаплогруппе U7, которая соответствует выходцам с Ближнего Востока, в частности - иранцам.

Еще один знаменитый драккар викингов был обнаружен в Эстфолле (Норвегия), в деревне Рольвсей близ Тюна. Эту находку сделал известный археолог XIX столетья Олаф Рюгев. Найденного в 1867 году «морского дракона» назвали Тюнским кораблем. Тюнский корабль относят к рубежу X века, приблизительно к 900 году. Обшивка его выполнена из дубовых досок, уложенных внахлест. Тюнский корабль сохранился плохо, но комплексный анализ позволил выявить размеры драккара: 22 метра в длину, 4,25 метра в ширину, при этом длина киля составляет 14 метров, а количество весел предположительно могло варьироваться в диапазоне от 12 до 19. Главная особенность Тюнского корабля заключается в том, что в основе конструкции лежали дубовые шпангоуты (ребра) из прямых, а не гнутых досок.

Технология постройки драккара, установка паруса, подбор команды

Драккары викингов строили из прочных и надежных древесных пород - дуба, ясеня и сосны. Иногда модель драккара предполагала использование лишь одной породы, чаще их комбинировали. Любопытно, что древнескандинавские инженеры стремились подбирать для своих кораблей древесные стволы, которые уже имели естественные изгибы, из них делали не только шпангоуты, но и кили. За рубкой дерева для судна следовало расщепление ствола пополам, операция повторялась несколько раз, при этом элементы ствола всегда расщеплялись вдоль волокон. Все это делалось еще до высыхания дерева, поэтому доски получались очень гибкими, их дополнительно смачивали водой и выгибали над открытым огнем.

Основным инструментом для постройки драккара викингов выступал топор, дополнительно использовались сверла и долото. Интересно, что пилы были известны скандинавам с VIII века, но для постройки судов они никогда не применялись. Более того, известны легенды, согласно которым именитые кораблестроители создавали драккары, используя только топор.

Для обшивки кораблей драккаров (картинки чертежей представлены ниже) использовалась так называемая клинкерная укладка досок, то есть укладка внахлест (внакрой). Крепление досок к корпусу корабля и между собой сильно зависело от местности, где судно изготавливалось и, судя по всему, большое влияние на этот процесс оказывали локальные верования. Чаще всего доски в обшивке драккара викингов скреплялись деревянными гвоздями, реже - железными, а иногда они перевязывались специальным образом. Затем готовая конструкция смолилась и конопатилась, эта технология не менялась на протяжении веков. Такой метод создавал «воздушную подушку», что добавляло кораблю устойчивости, при этом увеличение скорости движения приводило к улучшению плавучести конструкции.

Паруса «морских драконов» изготавливались исключительно из шерсти овец. Стоит отметить, что естественный жировой налет на овечьей шерстке («по-научному» он называется ланолин) давал парусному полотну отменную защиту от влаги, и даже при сильном дожде такое полотно промокало очень медленно. Интересно отметить, что данная технология изготовления парусов для драккаров отчетливо напоминает современную методику производства линолеума. Формы парусов были универсальны - либо прямоугольная, либо квадратная, это обеспечивало управляемость и качественный разгон при попутном ветре.

Исландские скандинавоведы подсчитали, что на средний парус для корабля драккара (фото реконструкций можно увидеть ниже) уходило порядка 2 тонн шерсти (получившееся полотно имело площадь до 90 квадратных метров). С учетом средневековых технологий это примерно 144 человеко-месяцев, то есть, чтобы создать такой парус 4 человека должны были ежедневно трудиться на протяжении 3 лет. Неудивительно, что большие и качественные паруса в буквальном смысле ценились на вес золота.

Что касалось подбора команды для драккара викингов, то капитан (чаще всего это был хэрсир, хёвдинг или ярл, реже - конунг) всегда брал с собой только самых надежных и проверенных людей, ведь море, как известно, не прощает ошибок. Каждый воин «прикреплялся» к своему веслу, скамья возле которого буквально становилась для викинга домом на время похода. Под скамьей или в специальной бочке он хранил свое имущество, спал на лавке, укрывшись шерстяным плащом. В дальних походах по возможности драккары викингов всегда останавливались у берега, чтобы воины могли заночевать на твердой земле.

Лагерь на берегу также был необходим во время масштабных военных действий, когда на корабль брали в два-три раза больше воинов, чем обычно, и места на всех не хватало. При этом капитан корабля и несколько его приближенных в обычной ситуации не участвовали в гребле, также к веслу не прикасался кормчий (рулевой). И тут стоит вспомнить одну из ключевых особенностей «морских драконов», которую можно считать хрестоматийной. Свое оружие воины укладывали на палубу, тогда как щиты вывешивались за борт на специальных креплениях. Драккар со щитами по обоим бортам смотрелся очень эффектно и действительно вселял страх в сердца врагов одним своим видом. С другой стороны, по количеству щитов за бортом можно было заранее определить приблизительную величину команды судна.

Современные реконструкции драккаров - опыт веков

Средневековые скандинавские суда неоднократно воссоздавались в XX веке реконструкторами разных стран, причем во многих случаях за основу брался конкретный исторический аналог. Например, знаменитый драккар «Морской конь из Глендалу» фактически представляет четкую реплику ирландского корабля «Skuldelev II», каковой увидел свет в 1042 году. Данное судно потерпело крушение в Дании у фьорда Росклильде. Имя корабля не оригинальное, его так назвали археологи в честь городка Скульделев, возле которого в 1962 году нашли останки 5 судов.

Размеры драккара «Морской конь из Глендалу» поразительны: он имеет 30 в длину, на постройку этого шедевра ушло 300 стволов первосортного дуба, в процессе сборки модели драккара было использовано семь тысяч гвоздей и шестьсот литров качественной смолы, а также 2 километра пенькового каната.

Другая знаменитая реконструкция называется «Harald Fairhair» в честь первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Этот корабль строили с 2010 по 2015 год, он имеет 35 метров в длину и 8 метров в ширину, у него 25 пар весел, а парус обладает площадью в 300 квадратных метров. Воссозданный корабль викингов свободно принимает на борт до 130 человек, на нем реконструкторы совершили путешествие через океан к берегам Северной Америки. Уникальный драккар (фото представлено выше) регулярно совершает путешествия вдоль берегов Великобритании, в команду из 32-х человек может попасть любой желающий, но - только после тщательного отбора и длительной подготовки.

В 1984 году небольшой драккар был реконструирован на основе Гокстадского корабля. Его создали профессиональные кораблестроители на Петрозаводской верфи для участия в съемках замечательного кинофильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году несколько скандинавских судов было создано на верфи Выборга, где они швартуются по сей день, периодически используясь в качестве оригинального реквизита для исторических фильмов.

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли оперативно и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику быстрой ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Легендарный викингский корабль - это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.

P.S. На сегодняшний день тату драккар является достаточно популярным вариантом «художественной резьбы по телу». В отдельных случаях выглядит это достаточно эффектно, однако нужно понимать, что у нас нет ни одного исторического свидетельства о том, что тату драккар могло существовать. Притом, что о татуировках в скандинавской культуре нам известно достаточно много. Столь показательный момент говорит о том, что тату драккар - это вовсе не способ почтить память предков, а скорее глупый каприз.

КОРАБЛИ ВИКИНГОВ

Поскольку все северные страны имеют выход к морю и даже океанам, нет ничего удивительного в том, что они были прекрасными мореходами.

Предки викингов впервые упоминаются у Тацита в "Германии", где отмечается любопытная форма их ладей, главные черты которых на протяжении веков оставались неизменными. Но до 1862 года о кораблях викингов знали лишь по описаниям Тацита, араба Ибн Фадлана да изображениям на гобелене из Байе королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя.

Корабли той эпохи поражали и современников, и нынешних посетителей Музея викингских кораблей в Осло своей красотой и элегантностью.

Обыкновенно строили суда, заостренные с обоих концов, которым придавали вид драконов, змей или других животных: передняя часть судна имела сходство с головой животного, а задняя - с хвостом его.

Корабль, отнятый Олавом Трюггвасоном у Рауда Могучего, норвежского бонда-язычника, который никак не хотел принимать христианство, был похож на дракона. Вот как о том рассказывается в «Круге Земном»: «Впереди у него была драконья голова, и за ней изгиб, который кончался как хвост, а обе стороны драконьей шеи и весь штевень были позолочены. Конунг назвал этот корабль Змей, так как, когда не наем были подняты паруса, он походил на крылатого дракона. Это был самый красивый корабль во всей Норвегии».

Военный корабль конунга Олава Толстого назывался Зубр. «Это был огромный корабль. На носу у него была позолоченная голова зубра. Сигват скальд говорит:

Жерех поля, жаром

Жабер полыхая,

нес отпрыска Трюггви

К бармам брани, ярый.

Другой - рядом с Зубром

Волна рокотала -

Струг, рогат, рать воды

Другой корабль, на котором тот же король сражался в битве при Несьяре, назывался Человечья голова, потому что на носу его была вырезана голова конунга. Олав сам ее вырезал. «Такие головы, - добавляет сага, - долго потом ставились на кораблях конунгов в Норвегии». Их можно было снимать и опять ставить по произволу: по предписанию древних исландских законов никто не мог подплывать к берегу так близко, чтобы можно было видеть с суши раскрытую пасть на форштевне. Это могло испугать духов-покровителей страны.

У всех больших кораблей были имена. Скандинавы считали свои корабли живыми, они были настоящими помощниками в сражениях.

В 1862 году при раскопках в болотах под Шлезвигом впервые нашли ладью викингов. Нос и корма были одинаковыми, что позволяло идти на веслах в любом направлении, не разворачиваясь. Обшивка была выполнена внакрой.

Позднее обнаружили еще несколько судов, из которых наиболее значительными находками являются норвежские драккары из Туне (1867), Гокстада (1880) и Усеберга (1904).

Только после этих находок удалось установить, что корабли, уносившие викингов, к берегам Европы, Северной Америки и Африки, были настоящими произведениями искусств и являли собой чудесное сочетание гармонии и техники.

Найденные ладьи удалось реконструировать и точно воспроизвести все детали. Эта кропотливая работа ученых заняла несколько лет, зато именно благодаря ей и в наши дни существуют современные корабли викингов.

Первый такой корабль викингов нашего времени появился в 1893 году, когда норвежец Магнус Андерсен построил точную копию драккара из Гокстада и отплыл из города Берген в Норвегии и спустя 27 дней достиг берегов Ньюфунленда в Америке.

Через 98 лет, 17 мая 1991 года, другие потомки норманнов на новой копии гокстадского корабля, правда, с некоторыми современными приспособлениями вроде дизельного двигателя и уютной каюты, отправились в путь - они решили пересечь Атлантический океан. И действительно пересекли - 2 августа того же года смелые норвежцы пристали к берегу в том месте, где как предполагают, когда-то высадился в Северной Америке Лейф счастливый. Через некоторое время к первому драккару у берегом Канады присоединились еще два, и все три корабля совершили триумфальный рейд вдоль восточного побережья Северной Америки. На следующий год двум кораблям из трех крупно не повезло - они попали в сильный шторм и затонули, но команда их была спасена.

Море - суровый властелин, и тягаться с ним силами - опасное дело. Это хорошо знали и норманны, а потому с особым вниманием строили свои суда.

Для кораблей очень тщательно отбирали древесину - ведь важно было отобрать ту, у которой направление волокон соответствовало бы конфигурации готовой ладьи. Поэтому шпангоуты вырезались из свилеватой древесины, а бортовые доски отрубались от ствола дерева параллельно его длине.

Бока кораблей обносились высокими деревянными брустверами, как для того, чтобы не дать неприятелю сцепиться для рукопашного боя, так и от напора волн при сильном шторме, для чего у морских торговых судов боковые края обыкновенно были выше, нежели у военных. Деревянные брустверы, или широкий край, шли вокруг всего корабля. Сам бруствер на всякой стороне имел ворота, через которые можно было выходить на края корабля.

Посредине корабля возвышалась единственная мачта, устроенная таким образом, что ее можно было снимать и опять ставить. Мачта удерживалась в вертикальном положении при помощи особой тяжелой плиты, в отверстие которой вставлялась мачта, а наклонить ее можно было назад, в сторону кормы, при помощи опоры. Кроме того, многие суда имели бушприт, который по желанию убирался и выставлялся.

Установлено, что викингские корабли имели киль, к которому крепились шпангоуты, выполненные из одной штуки дерева. Обшивку внакрой к шпангоутам прикрепляли при помощи штырей, а друг с другом доски соединяли железными гвоздями. Для уплотнения швов между досками прокладывали шнур, скрученный в три нитки из свиной щетины или коровьего волоса, пропитанный смолой. В верхней части обшивки делали уключины.

На викингских кораблях был всего один парус, обычно из шерсти, красно-белый, полосатый или с диагональным клетчатым узором, возможно, сшитым из двух куском ткани. Он был квадратный. Натягивался парус при помощи большой горизонтальной реи и ромбовидной сети из тросов. В нижней части паруса были пришиты веревки, которые держали члены экипажа, контролируя таким образом, как парус стоит под ветром.

Рулем служило большое весло. Ладьи викингов достигали 30 - 40 метров в длину и имели от 30 до 60 пар весел.

Саги редко определяют метрами величину древних кораблей. Обычно он мерится румами - пространствами - и лавками для гребцов. Норвежский «Закон Гулатинга» предписывал, чтобы длинные корабли имели от 20 до 25 лавок. Но если при сборе в поход, сказано в законе, какой-нибудь корабль нельзя снабдить достаточным числом людей, то надлежало обрубать корабельный руль и убавлять длину корабля, сообразно с числом готового для него экипажа. Однако ни один корабль не мог иметь менее 13 лавок. Саги упоминают о кораблях в 30 и даже в 60 румов. На Длинном змее, самом большом корабле, построенном на Севере, было 34 рума.

Ученые полагают, что rum означало пространство между скамьями гребцов, почему и думают, что корабль Кнута Великого, Дракон, имел шестьдесят таких скамей.

Суда, смотря по их величине, имели от 20 до 200 человек экипажа.

Передняя и задняя части корабля были крытыми. В первой находился вестовой, в последней - кормчий; место для гребцов называлось гребцовое место . Средняя часть корабля предназначалась для дружины и над ней ночью и в непогоду устанавливался шатер из толстого сукна или парусины. Обыкновенно предпочитались шатры полосатые или черного цвета: перед сражением их снимали из опасения, чтобы они не свалились. В передней и задней части судов находились черпальни : насосов в то время не знали, и несколько человек из экипажа всегда были заняты отливанием воды ведрами, если штормило.

Основными достоинствами кораблей викингов было то, что легкие и послушные суда с небольшой осадкой могли выходить как в открытое море и преодолевать колоссальные расстояния, так и подниматься вверх по рекам. Их можно было вытаскивать на берег и передвигать через пороги, например, Днепровские, на катках.

Корабли северян можно разделить на две группы: одни предназначались для набегов и походов, другие - для перевозки грузов.

Оговорим сразу, что торговые корабли защищались законами, что, однако не всегда спасало их нападений викингов. Тем не менее, древние скандинавские законы говорили, что на своем торговом корабле человек имеет «тот же мир, будь корабль большой или маленький, как и в собственном доме. Подниматься на борт корабля без приглашения владельца было строго запрещено. Если же на корабле возникала потасовка или кого-то сбросили с мостков, то виновные строго штрафовались.

Боевые корабли получили название драккаров , или драконов, по резным носовым фигурам. Эти драконы должны были устрашать противников в бою. Некоторые исследователи считают, что слово «драккар» не является собственно названием корабля, которое правильнее следует именовать снеккья , или шнеки .

Военным кораблем был и лангскип - буквально «длинный корабль».

Для длительных морских путешествий использовали так называемые карфи .

Аски отличались от других величиной: каждое вмещало до ста человек. На таких асках норманны совершали нападения на Саксонию и Фрисландию и потому назывались аскеманнами .

По строительному материалу, узкие суда из выдолбленной сосны или пихты назывались эйхи. Так же легки и сверх того быстры на ходу были шюты , посылавшиеся для разведки вперед больших кораблей. На этих, хоть и небольших, судах помещалось до 30 человек.

Крепки и удобны для викингов были эллиди различной величины и обыкновенно обитые железом.

Были еще торговые суда с круглыми корпусами – когги . Этот тип судов появился еще у фризов. При отливе ладья опускалась и плотно вставала на дно, что позволяло легко разгрузить ее, прилив же поднимал ее и позволял продолжить плавание.

В эпоху викингов также строили большие морские суда, широкие и "глубокие" – кнарры, или кнорры. Ими пользовались как купцы, так и викинги.

Рагнар Лодброк для похода в Англию велел построить два неслыханной величины кнорра, но его жена Аслауг отсоветовала ему плыть на них, потому что лучше выходить в море на длинных судах. Кнорры средней величины легки и быстры на ходу. Такие кнорры не употребляли для военных предприятий.

Однако бак и квартердек даже торговых судов использовались как боевые площадки, где во время нападения морских разбойников за щитами располагались воины. В результате этого различия между торговыми и военными кораблями были самые незначительные.

Корабль викингов не отличался комфортом, на нем не было кают, в которых можно было бы укрыться от шторма или просто морских брызг.

Ниже мы приводим параметры некоторых найденных кораблей:

Место

находки

Длина,

метры

Ширина,

метры

Высота

борта,

метры

Осадка,

метры

Дата

(век)

Способ

передви-

жения

Усеберг

21,4

0,75

30 пар

гребцов

Гокстад

23,4

парус

Скульд-

елёв

2,25

12 пар

гребцов,

парус

Хедебю

2,25

10 пар

гребцов,

парус

От кораблей зависела сама судьба и жизнь викингов. Именно корабли могли в целости и сохранности доставить смелых воинов и не менее отважных купцов к далеким берегам. Неудивительно поэтому, что повсюду в мире корабль является символом эпохи викингов.

Общеизвестно, что норманны - самые искусные мореходы Средних веков, а их суда были хорошо приспособлены и к парусному, и к весельному ходу. Входя в реки, они умело пользовались приливами и отливами.

Исследователи отмечают, что викинги очень быстро могли преодолевать расстояние на своих ладьях. Так, например, из Англии в Исландию (1200 км) они добирались за 9 суток, а из Каупанга в Хедебю (685 км) за 10 дней с остановками на ночь.

В плаваниях скандинавы ориентировались на береговую линию, видимость луны, солнца и звезд, характер облачности, направление полета птиц и форму волн. На побережье часто имелись приметы, которые мореходы запоминали, а если их не было, то часто сооружались подобия маяков, которые Адам Бременский назвал "горном вулкана".

Подобно "горну вулкана" в Волине, на римской башне в Булони на территории современной Франции, еще при Карле Великом в начале IX века разжигали огонь, чтобы судам было легче переплывать Ла-Манш из Лондона в Квентовик.

До недавнего времени считалось, что у викингов не было никаких навигационных приборов, однако во время раскопок в Генландии в 1948 году был найден обломок прибора, который считают примитивным пеленгатором. Его удалось реконструировать. Пеленгатор представляет из себя деревянный диск с 32 делениями, расположенными по краю друг от друга на равном расстоянии, и вращался на ручке, которая была продета через отверстие в центре диска. По диску ходила игла, указывавшая курс.

Встречаются в сагах и упоминания и о неких «солнечных камнях», которые, возможно, были примитивным компасом.

В зимнее время корабли убирали в специальные сараи, которые мы бы назвали сейчас эллингами. Были места и для ремонта судов - своего рода судоходные верфи. Следы подобных мастерских обнаружили в Хедебю и на Готланде.

Для судов викинги не только строили верфи и эллинги, но и прорывали специальные каналы. Так. а острове Самсё до сих пор существует канал Канхаве. Длина его равна 500 метрам, а ширина - 11. По этому каналу суда с осадкой менее 1,25 метров могли проходить из Ставнсфьорда прямо в море к западу от острова.

Наталия Будур - КОРАБЛИ ВИКИНГОВ

Наталия Будур - КОРАБЛИ ВИКИНГОВ

Как только их не называли - викинги , варяги, люди моря, языческие чудовища. Отряды этих чрезвычайно отважных, выносливых и жестоких воинов на небольших быстроходных судах, совершали стремительные набеги на прибрежные города Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии повсеместно неся смерть и разрушения.

Позже викинги пересекли Каспийское море, и дошли до Багдада, а пират и мореплаватель Эрик Рыжий в 1000 году - почти за 500 лет до - добрался до берегов Северной Америки и основал поселение на севере Ньюфаундленда. Норманны вселяли ужас - перед ними трепетала вся Европа и Азия.

эпоха викингов

Викинги появились в Скандинавии в середине 8 века н. э. в селах и деревушках расположенных на берегу моря и вдоль рек. Это были в основном светловолосые скандинавы. Но слово «викинг» неэтнический термин и не говорит о национальной принадлежности. Были викинги славянские и ирландские. В те времена в северной Европе викингами называли всех людей, которые вели определенный образ жизни. Нельзя назвать место и время возникновения общности викингов. В Скандинавии было не мало мест пригодных для поселений, но между ними были различия. Об этом говорит язык, строительный метод и обряды.

деревня викингов

Люди заселили побережье на тысячу километров, поэтому мореплавание было им знакомо задолго до эпохи викингов. Обилие рыбы способствовали возникновению многочисленных поселений. Женщины играли важную роль в обществе. Пока мужья уходили в море, на них возлагалось ведение хозяйства. Крестьянские хозяйства полностью обеспечивали себя всем необходимым, поэтому в семьях было много детей. Мальчикам приходилось помогать по хозяйству, но каждый из них мечтал, что он тоже скоро может уйти в приключения викингов .

поход викингов

Поскольку лето в Норвегии было короткое, викингам приходилось заготавливать достаточно много продовольствия, чтобы пережить долгую зиму. Рыбу и мясо тюленей сушили, солили и хранили в деревянных бочках. Несмотря на загруженность работой викингам не было чуждо чувство прекрасного. Например, бусы из разноцветного стекла очень ценились скандинавами и они были готовы идти за ними хоть на край света. Это было очень дорогостоящее украшение. Бусы передавались по наследству. За ними охотились при набегах. По количеству золотых застежек можно было судить о ранге их владельца. Бусы были символом социального положения.

Поклонение богам викингов подразумевало регулярные жертвоприношения. Одним из обрядов было детоубийство. Если первым ребенком у женщины рождалась девочка, ее забирали у матери, выносили из деревни викингов и оставляли умирать. В боевых походах очень много погибало мужчин, и таким образом регулировалась демографическая ситуация, сохраняя пропорции мужского населения.

К другим богам обращались за силой и благополучием. Ритуальные церемонии возглавлял старейший. Раз в 9 лет совершался самый кровавый обряд, который называли «блуд». В жертву приносили девять существ разного существа, в том числе и человека, а обезглавленные тела вешали в лесу на одном дереве. В судне викингов хоронили избранных. Вместе с телом клали все, что могло понадобиться им в загробном мире.

корабли викингов

Почти во всех деревнях викингов были судостроительные верфи. Столетиями совершенствовалось искусство кораблестроения. Викинги сумели создать корабль, который изменил ход истории. Во всей северной Европе корабли викингов строились по единому образцу - из досок, скрепленных заклепками. Благодаря этим заклепкам судно викингов было прочным и гибким.

строительство корабля викингов

корабли викингов

Мир викингов таил в себе много секретов мастерства, которые сейчас забыты. Основным инструментом при постройке корабля был топор, материалом - дерево. В эпоху викингов кораблестроение было настоящей профессией. Корабелы искали в лесах деревья с естественными изгибами, подходящий для обводов корпуса корабля, который они собирались построить. Деталь судна викингов вытесывали так, чтобы древесные волокна идущие вдоль детали повторяли все изгибы. Доски вытесывали из ствола дерева, а шпангоуты из кривых ветвей. Лучшим материал считался дуб, но часто приходилось довольствоваться сосной. Ни одному десятку людей приходилось заниматься строительством в течение нескольких лет.

Корабль викингов строили из специальных досок. Для их изготовления ствол дерева разбивали вдоль с помощью клиновидного деревянного бруса. Из каждого ствола вытесывалась всего одна доска толщиной 3 см. Доски обладали гораздо большей прочностью и гибкостью чем современные. У викингов судостроителей не было чертежей, строили, опираясь на собственную память. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Чтобы обеспечить водонепроницаемость, щели между досками обрабатывали просмоленной шерстью и паклей. Корпус корабля викингов из досок, закрепленных внахлест, так называемая «клинкерная » технология, обеспечивала большую гибкость продольной оси. Эта технология стала главным достижением викингов , она применялась на протяжении тысячелетий и сохранилась в традициях других народов северной Европы и Америки.

боевой корабль викингов


Жесткую конструкцию могли разбить волны, но корабли викингов были гибкими подобно дельфину. В этом секрет кораблей викингов. Принцип примерно такой же, по которому сегодня строят океанские яхты. Даже с полным грузом осадка корабля небольшая и он скользит по поверхности воды, почти без сопротивления. Под парусом корабли викингов почти не касались воды и становились быстроходными. Скорость достигала 20 узлов.

Викинги гордились своими кораблями . По бортам располагались 15-20 пар весел, в центре устанавливалась мачта с единственным прямоугольным парусом. Викингам принадлежит изобретение риф-сезней, с помощью таких приспособлений в штормовую погоду можно убавить площадь парусов.

типы кораблей викингов

Существовало несколько , каждый из них соответствовал своему назначению. В дальние плавания викинги чаще всего отправлялись на дракарах - удлиненное мелкосидящее судно с симметрично загнутыми вверх конечностями одну, из которых украшала вырезанная голова дракона призванная вызывать ужас у врага.

корабль викингов дракар


Дракар - боевой корабль до 30 м в длину под парусом и веслами, команда которого состояла из 60 - 80 человек. Каждый член команды боевого корабля вез с собой оружие и снаряжение и был готов вступить в бой. Для повышения устойчивости судна на дно укладывали балласт. На таких кораблях отважные совершали свои походы в Англию, Францию, Испанию, страны Средиземноморья, Гренландию и добирались до берегов Северной Америки.

Последние материалы раздела:

Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс
Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс

По спектрам ЭПР можно определить валентность парамагнитного иона, симметрию его окружения, что в сочетании с данными рентгеновского структурного...

Клапанное сужение артериального конуса
Клапанное сужение артериального конуса

Рыбы В сердце рыб имеется 4 полости, соединенные последовательно: венозный синус, предсердие, желудочек и артериальный конус/луковица. Венозный...

Сколько же наград было у Брежнева?
Сколько же наград было у Брежнева?

10 ноября 1982 года ушёл из жизни генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета Леонид Ильич Брежнев. Брежнев...