Как найти погибшего во второй мировой войне. Обд мемориал база данных погибших и пропавших без вести

Герой Советского Союза Харитонов Петр Тимофеевич

Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево Алговского (ныне Моршанского) района Тамбовской области, в семье крестьянина. Образование среднее. Работал плотником. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе № 12 города Улан-Удэ, учился в местном аэроклубе Осоавиахима. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. 28 июня 1941 года в районе города Остров Псковской области лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) младший лейтенант П. Т. Харитонов в бою с группой бомбардировщиков, на повреждённом И-16 таранил Ju-88 и произвёл вынужденную посадку в поле.

8 июля 1941 года, вместе с и первым во время войны удостоен звания Героя Советского Союза.

Через 2 месяца, 25 августа 1941 под Ленинградом совершил второй таран, сбив ещё один бомбардировщик. Награждён орденом Ленина.

В одном из последующих боёв был тяжело ранен и вернулся в строй лишь в 1944 году. Войну закончил с 14 воздушными победами, одержанными лично и в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно — Воздушную академию. Был заместителем командира истребительной авиационной дивизии. За успехи в боевой и политической подготовке награждён орденом Красной Звезды. С 1955 года полковник П. Т. Харитонов — в отставке. Жил в Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Умер 1 февраля 1987 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

Это было 28 июня 1941 года на подступах к Ленинграду. Группу самолётов со свастикой, пытавшихся нанести бомбовой удар по городу Остров (Псковская область), встретили наши истребители. Завязался ожесточённый бой, в ходе которого Пётр Харитонов отсёк один вражеский бомбардировщик от группы и решил его уничтожить.

Пётр вёл свой первый воздушный бой. Ещё недавно он, уроженец Тамбовской области, работал плотником, а затем с путёвкой комсомола пришёл в авиацию. Не удивительно, что молодой лётчик имел ещё слишком мало боевого опыта. Самолёт противника со снижением уходил всё дальше и дальше...

Харитонов прибавил обороты мотора и решил уничтожить врага любой ценой. Он направил свою машину на самолёт врага — вперёд и вниз. С каждой секундой расстояние между ними сокращалось, до земли оставалось 50 метров. Пётр вплотную подошёл к бомбардировщику и винтом ударил по его хвостовому оперению. Обломки вражеской машины упали в лес. Самолёт Харитонова из-за повреждённого винта сильно трясло, было ясно, что далеко на нём не протянешь. Тогда он отыскал площадку для посадки и вскоре благополучно приземлился.

В оперативной сводке штаба ВВС Северного фронта за этот день отмечалось:

«Лётчик 158-го истребительного авиаполка Пётр Харитонов, ведя воздушный бой с вражеским бомбардировщиком „Юнкерс-88“ в районе юго-западнее Пскова, попал под огонь воздушного стрелка противника. Машина младшего лейтенанта Харитонова получила повреждения, отказали пулемёты. Тогда лётчик подвёл свой истребитель И-16 к хвосту бомбардировщика и воздушным винтом отрубил ему руль высоты. Лишившись управления, фашистский бомбардировщик врезался в землю. Харитонов дотянул до аэродрома и благополучно посадил свою повреждённую машину».

А вот что вспоминает об этот поединке сам полковник П. Харитонов:

«Не патроны у меня тогда кончились, а пулемёты не стреляли!.. Патрулирую я на „Ишачке“, вижу одиночный Ju-88. Вспомнил совет одного капитана из оперативного отдела: „Бей по наиболее уязвимым местам!“ Атакую и прицеливаюсь по бензобаку. Но не стреляют мои пулемёты. И вдруг — что за чёрт — противник, дымя, идёт на снижение. Перезаряжаю пулемёты и снова атакую. Опять пулемёты молчат, а фашист всё снижается, оставляя за хвостом полосу дыма.

Догадался я, что включили они форсаж моторов, хотят обмануть меня, имитируют, будто подбит самолёт и вот-вот рухнет. Ну, думаю, не на такого напали. Иду ещё раз в атаку и вижу, что метрах в 50-70 от меня выровнялся бомбардировщик и уходит туда, откуда пришёл. Разозлился я страшно и решил таранить.

Подобрался к хвосту „Юнкерса“. Расстояние сокращается с каждой секундой. Сбавил скорость, прикинул, куда ударить получше, и винтом обрубил ему рули глубины. Тут уж бомбардировщик действительно пошёл к земле. Трое из экипажа сгорели, 4-й выбросился с парашютом, его в плен взяли. Он-то и показал: экипаж состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все имели Железные кресты. Ну, а я, как говорится, на родную землю без потерь приземлился. Многому меня научил этот бой...»

О тех днях вспоминает Главный маршал авиации А. А. Новиков:

«Вернулся я в Ленинград только вечером и сразу стал готовиться к поездке в Смольный для доклада Военному совету фронта. Не успел ознакомиться с боевой сводкой дня, как зазвонил телефон. Я снял трубку и узнал голос Холзакова. Он сообщил такое, чему я не сразу поверил.

— Харитонов, говорите? — взволнованно крикнул я в трубку. — Немедленно пришлите все подробности этого боя!

Сообщение Холзакова буквально ошеломило меня. Смелости, отваги, стойкости и мужества нашим лётчикам было не занимать. Но вот с тем, что совершил лётчик 158-го истребительного авиаполка комсомолец младший лейтенант Пётр Харитонов, я столкнулся впервые. Это был воздушный таран, и совершил его совсем молодой пилот в первом же своем боевом вылете...

Только тот, кто на себе испытал первые месяцы войны, когда с фронта поступали сообщения, повергавшие в смятение даже закалённых людей, только тот по-настоящему поймёт, что означал для нас этот подвиг.

Таран Петра Харитонова был в ленинградском небе первой ласточкой. Это позже стало известно о многочисленных проявлениях героического самопожертвования советских воинов в первые дни войны, а в то время мы ещё не знали о них...»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года Петру Харитонову было присвоено звание Героя Советского Союза (ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №543). Вместе с ним высокого звания были удостоены Степан Здоровцев и Михаил Жуков, также сбившие таранами вражеские самолёты на подступах к Ленинграду. Трое лётчиков-истребителей стали первыми среди награждённых «Золотой Звездой» в годы Великой Отечественной войны.

На следующий день Совинформбюро сообщило: «За последние 2 дня лётчики, охраняющие подступы к Ленинграду, сбили в воздушных боях и уничтожили на аэродромах противника 101 вражеский самолёт. За эти дни особенно отличился Герой Советского Союза младший лейтенант П. Т. Харитонов».

О том как всё это происходило, вспоминает полковник П. Харитонов:

«В тот день, помню, шёл дождь. Я и лейтенант Иозица — странная фамилия у него была, чешская, кажется, — сидели на поле в готовности №1. К самолётам привезли обед. Но поесть нам так и не удалось: было приказано срочно вылететь на перехват фашистских бомбардировщиков, направляющихся к Ленинграду.

Поднявшись в воздух, мы сразу же обнаружили самолёты противника и, подойдя к ним поближе, завязали бой. Фашисты не ожидали столь стремительного нападения и на какое-то мгновение замешкались. Это решило исход боя. Через несколько минут оба бомбардировщика были сбиты, а третий, тоже изрядно изрешечённый, лёг на обратный курс. Я лечу над ним и веду огонь с возможно более близкой дистанции. Противник, естественно, огрызается, и мне приходится постоянно маневрировать.

Но вот боезапас израсходован. Что делать?..

Кружусь над этим проклятым „Хенкейлем-111“, размышлять особенно некогда, чувствую, — ещё немного и уйдёт. Принимаю решение — таранить. Падаю вниз, выжимая из „ишачка“ всю возможную скорость, рублю плоскостью по хвостовому оперению бомбардировщика. Конечно, обе машины потеряли управление. Я еле выбрался из кабины.

Плыву под куполом парашюта, слышу, пули свистят. Поднял голову: весь экипаж „Хенкейля“ надо мной, четверо их гадов. Подтянул стропы, чтоб ускорить падение, и так ударился ногами о твёрдый грунт, что голенища сапог лопнули!

Сгоряча и боли не почувствовал. Постепенно освободился от парашюта, перезарядил пистолет и стал наблюдать, маскируясь в кустах. Господи! Неужели я, лётчик, на земле погибну! И вдруг — тра-та-та-та! Это Виктор Иозица меня сверху прикрывает. Ну, думаю, вдвоём-то мы ещё повоюем. Летает мой лейтенант и поливает их свинцом на бреющем, чуть ли не к самой земле прижимается. Одного, самого прыткого фашиста он уложил, остальных взяли в плен наши солдаты, прибежавшие на выстрелы.

Только после этого осмотрел я себя, ощупал. Гляжу, пробит пулей левый рукав и левый карман гимнастёрки. Обрадовался: рядом была смертяшка и пролетела — значит, счастливчик я. А посмотрел на ноги — ахнул. Распухли как колоды, не слушаются, не идут...»

Вскоре на прифронтовом аэродроме Петру Харитонову за этот подвиг был вручён второй орден Ленина.

Ленинградское радио пригласило героя к микрофону, и он сказал: «Смысл жизни мы, советские лётчики, видим в смертельной битве с фашизмом, в его полном истреблении... Мне уже дважды довелось таранить самолёты врага. Надо будет, пойду и на третий».

Ещё один пример. Четвёрка наших истребителей под командованием Героя Советского Союза майора В. И. Матвеева, патрулируя над ледовой трассой 1 января 1942 года у острова Зеленец, обнаружила 2 вражеских истребителя Ме-109, вылетевших на охоту за автомашинами. В. И. Матвеев подал команду: «Впереди 2 самолёта противника. Атака». В этот же момент сзади и сверху из-за облаков на его самолёт устремилась вторая пара Ме-109. Командир не заметил их. Но один из ведомых В. И. Матвеева — Герой Советского Союза П. Т. Харитонов — был настороже и меткой очередью сбил атакующего «Мессера». Строя маневр для атаки второго вражеского истребителя, П. Т. Харитонов заметил, что против нашей четвёрки уже сражается более 20 Ме-109.

Бой стал неравным. Командир группы майор В. И. Матвеев всё время находился в гуще боя. Он атаковал вражеский самолёт, пикировавший на автоколонну, и с первой же очереди сбил его. Затем, выбрав новую цель, В. И. Матвеев стал сближаться с ней, но в это время один Ме-109 подошёл снизу и открыл огонь по его самолёту. Товарищи видели, как машина В. И. Матвеева вошла в штопор и не вышла из него...

За гибель своего командира 3 наших лётчика в этом бою заставили ещё 2-х фашистских пилотов поплатиться жизнью.

Вскоре Пётр Харитонов был назначен командиром эскадрильи 964-го истребительного авиационного полка. В одном из воздушных боёв был тяжело ранен и вернулся в строй только в 1944 году. Служил в частях ПВО.

Всего за время Великой Отечественной войны Пётр Тимофеевич Харитонов уничтожил 14 самолётов противника.

Петр Тимофеевич Харитонов родился в 1916 году в селе Княжево ныне Тамбовской области в семье крестьянина-бедняка. Безземелье и неурожаи вынудили Тимофея Харитонова заняться отхожим промыслом. С бригадой таких же обездоленных лапт е жников отец Петра Тимофеевича после уборки скудного урожая отправлялся каждую зиму в «отход», с топором и пилой пе ребираясь и з села в город, из города в село. Строили дома и особняки купцам , пол учая за работу такие «доходы», что их едва хватало на то, чтобы семья могла зиму и весну пе ребиваться с хлеба на квас. Подрос - стал ездить с отцом и Петр, постигая нелегкую плотницкую науку.

На курсах ликбеза Петр научился читать и писать, почти взрослым парнем сел за парту в открывшейся на селе школе. Учился с большим стар анием, как и все его сверстники. К огда партия, комсомол кинули клич молодым патриотам, призвав их на освоение просторов Сибири и Дальнего Востока, девятнадцатилетний комсомолец Петр Тимофеевич Харитонов отправился вместе с тысячами таких же юношей и девушек в неизведанные края.

Не доехал Петр Харитонов до Комсомольска-на-Амуре: очаровали его Байкал, Селенга , леса и горы Бурятии, величаво проплывающие в окнах стареньких пассажирских вагонов поезда, который с частыми долгими остановками вез добровольцев на Дальний Восток. Долго стоял поезд в Улан-Удэ, Петр спустился на Деревянный перрон, где краснощекие молодайки в необыкновенно цветастых ситцевых сарафанах, с кичками на головах бойко торговали кедровым орехом, отваренной картошкой, копченым, соленым с «душком» омулем, черемшой, связанной в пучки, и другой местной снедью. Вслушиваясь в чудной забайкальский говор, через низенькое, приземистое здание вокзала, построенное еще до революции, вышел на узкую привокзальную площадь, сплошь изрытую глубочайшими рытвинами, по которым с трудом продирались ломовые извозчики с телегами, груженными «диким», камнем. Грузчики складывали камень в шта беля. По-видимому, площадь в ск ором времени вместе с высоким откосом, за которым виднелись крыши пристанционных домов, должна была быть забутована этим камнем. Еще дальше, в гору, простирался дикий сосновый лес.

Петр разговорился с грузчиками. Оказалось, что большие перемены должны произойти и здесь, в некогда заштатном забайкальском городке, который совсем недавн о стал столицей Бурятской автономной республики. Буквально в километре от станции раскинулась гигантская стройка самого большого и единственного в Сибири и на Дальнем Востоке паровозовагоноремонтного завода . Многочисленные стройки идут и в самом городе: возводится здание правительства автономной республики, строятся жилые дома в несколько этажей, школы, больницы. Умелые руки нужны и здесь.

Так Петр Тимофеевич Харитонов становится улан-удэнцем .

Девятнадцатилетний комсомолец работает на строительстве мясоконсервного комбината. Днем с топором на строительной п лощадке, а вечерами эроклуб, летное поле, треск авиационных моторов и - небо. Бездонное, голубое-голубое забайкальское небо... Какое счастье взмыть в него на послушной и умной машине, одним единственным взглядом вобрать всю ширь необъятных сосновых лесов, каменистые склоны гор , извилистые долины рек и речушек, плавное течение главной из них-полноводной Селенги, которая широкой голубой лентой уносит свои воды к седому Байкалу.

Через три года Петр Тимофеевич поступает в Батайское летное училище. Здесь он учится летать на самых быстроходных военных самолетах - истребителях. Изучает тактику воздушного боя, технику пилотирования боевой машины в дневных и ночных полетах при любых погодных условиях. Изучает опыт боев в Испании и на Халхин-Голе. Обучение идет успешно. Ему присваивается воинское звание младшего лейтенанта.

Сороковой год - предгрозовой год . Это чувствовалось, это носилось в самом воздухе. Немецкий фашизм наглел все больше и больше. Обстановка в Европе, на границах Советского Сою за накалялась. И командование производит ускоренный выпуск курсантов Батайского летного училища, из которых в начале 1941 года и формируется 158-й авиационный истребительный полк, базирующийся на воздушных подступах к городу Ленина, в Пскове. Здесь молодые летчики - истребители и встретили начало Великой Отечественной войны.

... Шел шестой день Великой Отечественной войны.

Летчик только что сформировавшегося 158-го истребительного авиаполка Петр Харитонов уже около часа находился в патрульном полете юго-западнее Пскова, охраняя воздушные подступы к - городу Ленина. Бледное, цвета голубого старенького ситца, небо было чистым. Только на севере, у самого горизонта в сторону Ленинграда, лебединой стаей плыли громады белоснежных кучевых облаков.

Вот там-то, у сизоватой нижней кромки об лаков, и заметил Харитонов подозрительную точку.

Дал полный газ, и «ишачок», как любовно летчики называли до войны ветерана Халхин-Гола истребитель И-16, устремился в сторону подозрительной точки. Она растет, приближается и превращается в бомбардировщик Ю-88.

Фашисты обнаружили приближение краснозвездного советского истребителя и открыли по нему плотный пулеметный и пу шеч енный огонь. Но Харитонова огонь врага не остановил. Он смело бросает свой маленький и слабо вооруженный, по сравнению с « ю нкерсом », ястребок в атак у, стремясь приблизиться на при цельную дистанцию.

Скоротечен воздушный бой. Вихрь атак, каскад сложных фигур, и вот уже И-16 нависает над « юнкерсом ». Стервятник перекрестии прицела. Петр нажимает гашетку пулемета, но - что это?- выстрелов нет. При атаке пулемет истребителя был поврежден огнем врага. Но это выяснилось д о ма, на родном аэродроме. А что делать сейчас, сию минуту? Отпустить стервятника?

Нет, упустить стервятника, пробиравшегося со смертоносным грузом в Ленинград, никак невозможно. И молодой Харитонов решает: «Надо таранить врага».

Никто не подсказывал летчику это решение. Но он знал, что это опасно, слышал, как в годы первой мировой войны какой-то русский летчик таранил врага и погиб. Рассказывали и о смелом таране В. Ф. Скобарнхина , совершившего подвиг в небе Халхин-Гола

И Петр Тимофеевич прибавляет газ. Курносый ястребок все ближе, ближе к громаде « юнкерса ». Видно даже лицо стрелка-радиста, искаженное ужасом. Он беспорядочно, бесприцельно посылает навстречу длинную очередь и, парализованный страхом, отбрасывает ручки пулемета , чтобы закрыть лицо руками.

Харитонов подводит ястребок к хвосту « юнкерса », стараясь срезать ему рули высоты воздушным винтом своего самолета. Подводит так, чтобы мерцающий диск пропеллера коснулся их самой кромкой, самым краем. Удар, треск. Лишившись управления, фашистский бомбардировщик заваливается набок и падает вниз, к земле, где находит свою могилу.

Но «ишачок» продолжает лететь. Неровно неуклюже, с трудом, нехотя подчиняясь воле летчика, но-летит !

Сделав разворот, Харитонов не только доводит поврежденную машину до аэродрома, но и благополучно приземляет ее. На земле выяснилось, что одна лопасть пропеллера почти на треть оторвана, а вторая - изогнута.

На следующий день в сообщении Совинформбюро говорилось о мужестве летчика-истребителя младшего лейтенанта Петра Тимофеевича Харитонова, совершившего первый в истории Великой Отечественной войны воздушный таран. А еще через не ­ сколько дней был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении высокого звания Героя Советского Союза Петру Харитонову и его последователям Михаилу Жукову и Степану Здоровцеву . Это были первые Герои Советского Союза в Великой Отечественной войне .

Поставив своей целью стереть с лица земли город Ленина, фашистские стервятники по указанию бесноватого фюрера начали планомерные массированные налеты на городские жилые кварталы. Но советские авиаторы с первых же дней войны внесли в планы гитлеровцев существенные поправки, а затем и вовсе сделали невозможным их осуществление.

Вот только один боевой эпизод.

Получив сообщение о том, что в зоне действия авиаполка появилась большая группа бомбардировщиков Ю-88 в сопровождении « мессеров », командование подняло в воздух две шестерки истребителей, поставив перед краснозвездными соколами боевую задачу: не допустить стервятников к Ленинграду.

Вскоре противник был обнаружен. Тяжело груженные смертоносным грузом « юнкерсы » летели плотным строем. Их охраня ли две эскадрильи истребителей. Соотношение сил было явно не в пользу советских летчиков. На каждого из них приходилось в общем счете по пять самолетов врага.

Но смельчаки не отступили. Одна шестерка краснозвездных И-16 завязала бой с « мессерами », заставив немецких летчиков позабыть об охране « юнкерсов » и больше заботиться о собственных жизнях. А другая, набрав высоту и используя облачность, напала на ощетинившийся огнем строй бомбардировщиков. Фашисты, нарушив построение, в панике заметались, стараясь уйти от атак советских ястребков.

Вскоре один из удиравших « юнкерсов » задымил и круто пошел к земле. За ним другой, третий... Рассыпавшиеся в страхе « юнкерсы » уже не представляли такой опасности для атакующих, как это могло быть, когда они шли боевым строем, и становились легкой добычей истребителей. Чтобы оторваться от атакующих, экипажи оставшихся в небе стервятников вынуждены были сбросить бомбовой груз куда попало : в поле, в лес, в болото.

В этом бою Петр Тимофеевич Харитонов лично сбил один Ю-88.

25 августа 1 941 года Петр Харитонов с напарником охранял небо Ленинграда от воздушных немецких разбойников. С земли сообщили, что на город движется большая группа «хейнкелей-111». Решение пришло мгновенно - атаковать немецкие самолеты, несмотря на численное превосходство врага

Бой протекал в трудных и сложных условиях. Враг решил, что два советских истребителя И-16 не могут помешать им бомбить город. Да и облачность была порядочной, за облака можно было спрятаться от настойчивых русских. Харитонов, с напарником наконец разбили строй немецких самолетов. Вот один из них резко «клюнул» и пошел вниз; за ним следом протянулся шлейф густого дыма.

Харитонов бросился за другим вражеским самолетом, который, огрызаясь огнем пулеметов, уходил в северо-восточном направлении, то есть в сторону Ленинграда. Петр нажал на гашетку пулемета - он молчал.

Патроны кончились! Что делать?

А самолет врага уже стал разворачиваться для прицельного бомбометания.

Тогда П. Харитонов решительно повел свой «ишачок» на сближение с фашистом. Сократив дистанцию между самолетами до нескольких метров, он, накренив свой И-16, его плоскостью рубанул по плоскости фашистского бомбардировщика...

... Почти без сознания Петр автоматически отстегнул привязные ремни и, превозмогая боль непослушного т ела, перевалился через кабину. Когда раскрылся парашют , то ему бросился в глаза идущий в пламени к земле « х е й нкель », а выше… спускались четыре гитлеровца, и все они палили из пистолетов, по Петру. И не миновать бы ему беды, если бы не напарник - лейтенант Иозица . Он крутился вокруг Хар итонова, пока тот не спустился на землю.

Вот так сражался под небом Ленинграда наш земляк Петр Тимофеевич Харитонов. Только за несколько месяцев 1941 года он сбил 4 самолета противника, участвовал в сопровождении наших бомбардировщиков десятки раз, вел разведывательные полеты, и всегда Харитонов возвращался на свой аэродром.

Но однажды не вернулся... В одном из ожесточенных воздушных боев под небом Ленинграда самолет Харитонова был подбит. Самолет, охваченный пламенем, видели многие, но спасся ли летчик - никто не знал. Товарищи считали его погибшим.

Однако Харитонов остался жив. Его, обгоревшего и контуженного, подобрали жители небольшой деревушки и направили в госпиталь, где он пролежал долгое время. Врачи приложили много сил, чтобы спасти жизнь Петру, и это им удалось.

В 1944 году Петр Харитонов снова в строю, громит фашистских воздушных пиратов.

Всего за годы войны П. Харитонов совершил свыше 180 боевых вылетов, его подвиги отмечены двумя орденами Ленина , орденом Красной Звезды и другими правительственными наградами, ему присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания Великой Отечественной войны П. Т. Харитонов окончил Военно-воздушную академию и командовал авиационным полком. Однако состояние здоровья не позволило дальше оставаться в армии. В звании подполковника в 1958 году он уходит в отставку.

???????????????????? УМЕР 1987

ХАРИТОНОВ ПЕТР ТИМОФЕЕВИЧ

Петр Тимофеевич Харитонов родился 16 декабря 1916 г. в с. Княжево Моршанского района Тамбовской области.

В 1935 г. Петр Харитонов приехал в Сибирь, на строительство мясокомбината в г. Улан-Удэ. Вначале работал плотником, затем, после окончания педагогических курсов устроился на работу учителем в школу №12 (ныне школа №31). В 1937 г. стал курсантом Улан — Удэнского аэроклуба, который через год окончил без отрыва от производства, а в 1940 г. Батайскую военную авиационную школу пилотов им. А. Серова (Ростовская область).

С самого начала войны П. Харитонов – на фронте. В первые дни войны на подступах к Ленинграду летчик-истребитель 158-го истребительного авиаполка (39-я истребительная авиадивизия, Северный фронт) Харитонов совершил свой первый подвиг.

27 июня 1941 г. он таранил бомбардировщик Ju.88. В оперативной сводке штаба ВВС Северного фронта отмечалось: «Летчик 158-го истребительного авиаполка Петр Харитонов, ведя воздушный бой с вражеским бомбардировщиком «Юнкерс-88» в районе юго-западнее Пскова, попал под огонь воздушного стрелка противника. Машина младшего лейтенанта Харитонова получила повреждения, отказали пулеметы. Тогда летчик подвел свой истребитель И-16 к хвосту бомбардировщика и воздушным винтом отрубил ему руль высоты. Лишившись управления, фашистский бомбардировщик врезался в землю. Харитонов дотянул до аэродрома и благополучно посадил свою поврежденную машину».

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Харитонову Петру Тимофеевичу присвоено 8 июля 1941 года, одному из первых в Великой Отечественной войне.

25 августа 1941 г. он совершил свой второй таран. За это его прямо на прифронтовом аэродроме наградили вторым орденом Ленина.

Вскоре Петр Тимофеевич был назначен командиром эскадрильи 964-го истребительного авиационного полка ПВО. С июля 1943 г. полк действовал на Волховском фронте, прикрывая с воздуха Ладогу и «дорогу жизни», по которой снабжался блокированный Ленинград. В одном из боев П. Харитонов получил тяжелое ранение. На передовую вернулся в 1944 году. Всего за время войны Герой из Бурятии совершил свыше 180 боевых вылетов, уничтожил 14 самолетов противника.

После окончания Великой Отечественной войны Харитонов продолжил службу в ВВС. В 1953 г. окончил Краснознаменную Военно-воздушную инженерную академию, командовал авиационным полком. В 1955 г. в звании полковника ушёл в отставку. Жил в городе Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города.

В 2005 г. в Пскове установлен памятник летчикам – первым Героям Советского Союза в Великой Отечественной войне П. Харитонову, С. Здоровцеву и М. Жукову. Не забыли знаменитого земляка и в г.Улан-Удэ. В связи с 50-летием Великой Победы Администрация города 5 апреля 1995 г. вынесла постановление №158 о присвоении имени Героя Советского Союза Петра Тимофеевича Харитонова улице в пос. Энергетик Октябрьского района.

Литература

Гармаев Р. Б. Помним подвиги героев-земляков! / Р. Б. Гармаев // Бурятия. – 2016. – 19 фев. – С. 5- 6: фот.

Голубев Е. Крылатое сердце / Е. Голубев // Блокнот агитатора (Улан-Удэ). – 1970. – № 8. – С. 14-18.

Голубев Е. А. Бессмертный подвиг защитников Ленинграда / Е. А. Голубев // Бурятия. – 2013. – 17 янв. – С. 5: фот. ; 18 янв. – С. 5: фот.

Голузов А. Герой Советского Союза – воспитанник Улан-Удэнского аэроклуба / А. Голузов // Бурят-Монгольская правда. – 1958. – 9 мая. – Н. 2.

Золотоев А. Первый герой-комсомолец П. Харитонов – летчик, получивший в Отечественной войне звание Героя: воспитанника аэроклуба в г. Улан-Удэ / А. Золотоев, Р. Янгутов // Молодежь Бурятии. – 1958. – 20 июня. – С. 1.

28 июня 1941 года два летчика Северного фронта пошли на таран, став первыми Героями Советского Союза в годы войны

Летчики северного фронта Степан Здоровцев и Петр Харитонов, Михаилу Жукову

Великая Отечественная война дала наибольшее число награжденных высшей наградой тех лет: 11 739 человек - мужчин и женщин, военных и гражданских, воевавших на фронте и за его линией, были удостоены звания Героя Советского Союза. А первыми это звание в годы войны получили летчики 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиадивизии, совершившие 28 июня 1941 года воздушные тараны на Северном фронте - Степан Здоровцев и Петр Харитонов. Через 10 дней, 8 июля, им и еще одному их сослуживцу, Михаилу Жукову, совершившему таран 29 июня, было присвоено высшее звание.

Примечательно, что в присвоения высшей награды Советского Союза именно летчики закрепили за собой хронологический приоритет. Напомним, что именно пилоты, участвовавшие в операции по спасению со льдов участников арктической экспедиции ледокола «Челюскин», были первыми, кто удостоился этого звания. 20 апреля 1934 года указом Верховного совета новая высшая награда страны, учрежденная за четыре дня до этого, была вручена семерым летчикам-участникам челюскинской эпопеи. Первыми в истории Героями Советского Союза стали Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев. До июня 1941-го высшего звания были удостоены еще 647 человек - в основном за бои на Дальнем Востоке (на Халхин-Голе и у озера Хасан) и Зимнюю войну 1939-40 годов. А потом грянуло 22 июня, и уже через полмесяца летчики - опять первыми среди равных! - стали первыми героями Великой Отечественной.

Судя по скупым данным о времени подвига, рассыпанным по множеству исследований и статей, хронологически первым был таран Харитонова. Хотя первым в тот день в боевой вылет отправился Здоровцев: около пяти часов утра 28 июля он вылетел на перехват противника в составе дежурного звена 3-й эскадрильи 158-го истребительного авиаполка. Харитонов поднялся в воздух позже (его звено как раз пришло на смену звену, с которым летал Здоровцев), но цель для своего тарана он встретил первым.

… Путь Степана Здоровцева в авиацию был весьма извилистым. Уроженец Ростовской области, сын крестьянина, он был классическим комсомольцем-добровольцем предвоенного периода. Выпускник тракторно-механической школы в родной станице, он, когда семья переехала в Астрахань, нашел себе работу в судоремонтных мастерских, потом получил свидетельство моториста баркаса, поработал в рыбном промысле, а откуда перешел в ОСВОД - Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Ответственный и спокойный, всегда готовый рискнуть собой ради других, он быстро стал начальником Астраханской городской спасательной станции ОСВОД, и уже на этой должности получил дополнительную специальность водолаза. А потом сменил соленый океан на воздушный - в 1937 году двадцатилетний Степан Здоровцев по комсомольской путевке (в разгаре была кампания под лозунгом «Комсомолец - на самолет!») отправляется учиться в Астраханский аэроклуб. Годом позже его призывают в армию, и в 1940 году свежеиспеченный выпускник Сталинградского военного авиационного училища прибывает к первому месту службы - в Псков, где на аэродроме Кресты тогда базировался 158-й истребительный авиаполк, летавший в основном на истребителях И-16 конструктора Николая Поликарпова. Очень быстро он обращает на себя внимание командования полка своей страстью к освоению новых приемов воздушного боя, и перспективного летчика отправляют на курсы командиров звеньев в город Пушкино. Окончив их и приняв участие в числе лучших курсантов в воздушном параде над Дворцовой площадью, младший лейтенант Здоровцев возвращается в свой полк, с которым он 22 июня и встретил начало Великой Отечественной войны.

Свою первую воздушную победу Степан Здоровцев одержал на пятый день войны. 27 июня перед самым вылетом на патрулирование он получил данные с КП полка о немецком бомбардировщике, приближающемся к аэродрому. Взлетев, пилот практически сразу обнаружил противника, уже готовившегося к бомбовому удару. Но отбомбиться немец не успел: истребитель И-16 нагнал его, зашел сверху и длинной очередью сбил. А на следующий день ранним утром дежурное звено, в составе которого был и Степан Здоровцев, вылетело на перехват бомбардировщиков, явно нацелившихся на полковой аэродром. Наши летчики перехватили «Юнкерсы-88» еще на подлете и заставили их повернуть обратно, однако сбить не смогли ни одного. А едва вернувшись, Здоровцев получил приказ вновь вылететь на перехват самолета противника, явно возвращавшегося с бомбежки. Но первые атаки закончились безрезультатно: немецкий бомбардировщик отлично маневрировал, все время подставляя советский самолет под огонь своих бортовых пулеметов. С третьего захода истребителю удалось расстрелять вражеского бортстрелка, и немец остался безоружным - но тут выяснилось, что последняя очередь исчерпала весь боезапас. И тогда летчик решил идти на тараню. «Мой самолет ударил винтом по хвосту «Юнкерса» и срезал его рули поворота, - рассказывал после Степан Здоровцев. - Вторым приемом я отрубил у врага рули глубины. Бомбардировщик потерял управление и камнем полетел вниз. Два немецких летчика выбросились с парашютами. Они были захвачены в плен нашими наземными войсками. Сбив противника, я почувствовал, что мой истребитель сильно вздрагивает. «Поврежден винт», - подумал я и остановил обороты. Пользуясь запасом большой высоты, я начал планировать в сторону аэродрома. Так пролетел свыше 80 километров и благополучно прибыл на свою базу».

Петр Харитонов - ровесник своего однополчанина Степана Здоровцева (они родились не просто в один год - 1916-й - а еще и в один месяц, только Петр был старше на восемь дней) - тоже пришел в авиацию непростой дорогой. Уроженец Тамбовской области, он после школы успел поработать плотником, потом закончил педагогические курсы и стал учителем начальных классов в Улан-Удэ. В 1934 году в городе открылся аэроклуб, и (помним, в разгаре кампания «Комсомолец - на самолет!») молодой учитель, закончив уроки, сам становится учеником - у полетных инструкторов. В конце 1937-го Харитонов получает свидетельство об окончании обучения в аэроклубе, а в 1938-м его призывают в армию и отправляют учиться военному делу в Батайскую военную авиационную школу летчиков, которая годом позже получила имя Героя Советского Союза Анатолия Серова - одного из самых знаменитых летчиков Гражданской войны в Испании. В 1940-м молодой пилот-истребитель получает звание младшего лейтенанта - и назначение в 158-й истребительный авиаполк в Пскове.

С 22 июня Петр Харитонов, как и все остальные летчики полка, начинает боевые вылеты - но встретиться с врагом в бою ему довелось только 28 июня. И в первом же своем боевом вылете он становится героем! Причем, как признавался сам летчик, невольно. «Патрулирую я на «Ишачке» (истребитель И-16. - Прим. ред.), вижу одиночный Ju-88. Атакую и прицеливаюсь по бензобаку. Но не стреляют мои пулеметы. И вдруг - что за черт! - противник, дымя, идет на снижение. Перезаряжаю пулеметы и снова атакую. Опять пулеметы молчат, а фашист все снижается, оставляя за хвостом полосу дыма. Догадался я, что включили они форсаж моторов, хотят обмануть меня, имитируют, будто подбит самолет и вот-вот рухнет. Ну, думаю, не на такого напали. Иду еще раз в атаку и вижу, что метрах в 50-70 от меня выровнялся бомбардировщик и уходит туда, откуда пришел. Разозлился я страшно и решил таранить. Подобрался к хвосту «Юнкерса». Расстояние сокращается с каждой секундой. Сбавил скорость, прикинул, куда ударить получше, и винтом обрубил ему рули глубины. Тут уж бомбардировщик действительно пошел к земле. Трое из экипажа сгорели, четвертый выбросился с парашютом, его в плен взяли. Он-то и показал: экипаж состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все имели Железные кресты. Ну, а я, как говорится, на родную землю без потерь приземлился».

Днем позже, 29 июня, таран совершил еще один летчик того же 158-го полка - младший лейтенант Михаил Жуков. Как писал позже в своих воспоминаниях главный маршал авиации Александр Новиков, командовавший в то время ВВС Северного фронта, «через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза». Представление поддержали, и 8 июля 1941 года был опубликован указ Верховного совета о присвоении трем летчикам 158-го полка звания Героев Советского Союза. Они узнали о награждении в тот же день из газеты «Правда», где были помещены их портреты, рядом с ними - указ Президиума Верховного совета СССР, а ниже - стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Первые три»:

«Здоровцев, Харитонов, Жуков!
Вас обнимает вся страна!
И все от дедов и до внуков
Твердят родные имена.
Пусть множатся ряды героев,
Пусть в наши грозовые дни
Дерутся все, как эти трое,

И побеждают, как они!»

Дальнейшая военная судьба троих героев сложилась по-разному. Степан Здоровцев погиб на следующий день после награждения, 9 июля: возвращавшийся с разведки его самолет перехватили несколько истребителей противника. Михаил Жуков погиб 12 января 1943 года в неравной схватке с девяткой немцев: снаряд попал в бензобак. Петр Харитонов 25 августа 1941 года совершил свой второй таран, за что был награжден орденом Ленина, а через пару недель в очередном бою был сильно ранен, вернулся в строй в 1944 году, воевал до Победы и ушел в отставку через десять лет после нее в звании полковника авиации.

Всем доброго дня!

Не так давно пытался помочь одному знакомому найти родственников, воевавших в ВОВ (1941-1945 г.). Как ни странно, довольно быстро удалось найти его деда, номер его части, где воевал, также посмотрели несколько его наград. Знакомый остался доволен и горд за деда, ну а я задумался...

Думаю, что ведь почти в каждой семье есть родственники, участвовавшие в Великой Отечественной войне, и многие хотели бы узнать побольше о них (именно поэтому и решил набросать эту статью). Тем более, что многие старые люди не любят рассказывать о фронте, и не редко в семье даже не знают все награды деда!

Кстати, многие ошибочно полагают (да и я до недавнего времени), что чтобы найти хоть что-то, нужно знать очень много сведений о человеке, знать, как обращаться в архивы (и куда обращаться), обладать кучей свободного времени и т.д. Но на самом деле, сейчас, чтобы попробовать начать поиск - достаточно знать имя и фамилию.

И так, ниже рассмотрю несколько интересных сайтов поподробнее...

№1: Подвиг народа

Очень и очень интересный сайт, созданный Министерством обороны Российской Федерации. Представляет он из себя большую базу данных, в которую заносятся все имеющиеся документы из военных архивов: где и кто воевал, какие награды получил, какие подвиги и т.д. Заносятся абсолютно все, вне зависимости от званий и масштабов подвига. Могу добавить, что база сайта по своему размеру не имеет аналогов.

Затем перед вами предстанет список найденных людей: обратите внимание, что их может быть очень много, если вашего родственника распространенное имя и фамилия. Напротив каждого человека будет отображаться его год рождения, звание, орден, медаль (если есть).

В самой карточке на человека отображено довольно много информации: звание, место призыва, место службы, дата подвига (если есть), архивные документы о награждении, учетная карточка, фото листочка с описанием подвига, медали и ордена (пример ниже).

В общем-то, довольно информативно и полно. Рекомендую начать поиск человека именно с этого сайта. Если вам повезет, и вы найдете здесь данные о нем - то вы получите довольно приличные сведения, чтобы продолжить поиск (будете знать год рождения, часть где служил, откуда призывался и пр. подробности, о которых многие уже и не знают).

Кстати, несмотря на то, что основные все сведения уже выложены на сайт, время от времени он пополняется новыми архивными данными. Поэтому, если ничего не нашли, попробуйте зайти через какое-то время и поискать снова, также воспользуйтесь сайтами, которые приведу ниже.

№2: ОБД Мемориал

Полное название сайта - Обобщенный банк данных.

Главная цель этого сайта - дать возможность гражданам найти и узнать о судьбе своих родственников, узнать место их захоронения, где они служили и пр. информацию.

Военно-мемориальным центром ВС РФ была проведена уникальная работа, в результате которой вы можете пользоваться справочной системой глобального значения!

Данные, используемые для наполнения базы данных этого сайта, взяты из официальных архивных документов, находящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и пр.

За время работы было отсканировано и выложено в сеть более 16,8 миллионов документов, свыше 45 тыс. паспортов воинских захоронений.

Как искать человека в ОБД

Да в общем-то стандартно. На главной страничке сайта вводите в поля для поиска всю информацию, которая вам известна. Очень неплохо бы ввести хотя бы имя, фамилию, и отчество. Затем нажимаете кнопку поиска (пример ниже).

В найденных данных вы увидите дату и место рождения человека, по которой можно сориентироваться и начать просматривать нужные анкеты.

В анкете можно узнать следующую информацию: ФИО, дату и место рождения, дату и место призыва, воинское звание, причину выбытия, дату выбытия, название источника информации, номер фонда, источника информации. И также посмотреть сам отсканированный лист с архивными данными.

№3: Память народа

Еще один сайт с огромной базой данных, созданный Министерством обороны. Основная цель проекта – дать возможность всем пользователям получить информацию об участниках Великой Отечественной войны за счет новых веб-инструментов и развития обобщенных банков данных «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Чтобы начать поиск человека, достаточно ввести его ФИО (если есть, то еще год рождения). Затем нажать кнопку "Найти".

Далее вам покажут всех найденных людей с подобными инициалами. Открыв карточку на человека, Вы узнаете: дату его рождения, место призыва, воинские части, награды, даты подвигов, номера фондов - источников информации, архив, сможете посмотреть сканы, за что дали награды.

Кроме этого, на этом сайте можно посмотреть, что представлял из себя путь, по которому передвигался и воевал ваш дед (пример на карте ниже: начало пути под Новосибирском, потом Тюмень, Екатеринбург, Нижний и т.д.) .

Примечание : карта достаточно большая, и на скрине ниже представлен небольшой ее кусочек.

Где был и воевал дед - путь на карте!

Если вы ищите место захоронения ваших родственников, участвовавших в ВОВ, рекомендую ознакомиться еще и вот с этой статьей: .

В ней вы узнаете, как правильно создать запрос в архив, как его оформить, куда конкретно его посылать. В общем, весьма полезная информация.

Ну а у меня на этом всё, надеюсь помог если не найти, то хотя бы дал полезную "пищу" для начала поисков.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....