История стран Азии и Африки (Новое время).

Африка к началу нового времени

Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К это-му времени там господствовала своеобразная военно-феодаль-ная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть.

В средние века арабские географы объединяли страны Се-верной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ли-вию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное насе-ление Магриба - берберы (в древности их называли ливийца-ми). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, став-ший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.

В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.

Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV- XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская им-перия. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках ис-панцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас).

Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позд-нее и других европейских купцов и работорговцев южнее Ма-рокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.

Расположенный на крайнем востоке Африканского матери-ка полуостров Сомали в XVII в. находился под номинальной властью правителей Омана.

К западу or Сомали, на Абиссинском нагорье, и далее на се-вер, до побережья Красного моря, простиралась Эфиопия. Она была раздроблена на феодальные уделы, правители которых нередко вели междоусобные войны.

Обширные территории современного государства Судан на-селяли к началу нового времени многие племена и народно-сти. Еще до нашей эры сюда стали переселяться с Аравийско-го полуострова арабы. Народности северной части страны вос-приняли ислам и арабский язык. Юг населяли племена нило-тов. Социально-экономический строй народностей Судана был неоднороден. В некоторых районах преобладающим занятием было земледелие, в других - кочевое скотоводство. Нилоты и значительная часть населения Северного Судана жили перво-бытнообщинным строем. Но в ряде районов страны уже утвердились феодальные отношения. На территории Судана к XVII в. существовало несколько феодальных султанатов. Наи-более значительными из них были Дарфур (столица - Эль-Фашер), расположенный к западу от Нила, и Сеннар, находив-шийся между Белым и Голубым Нилом. В этих государствах наряду с ведущим феодальным способом производства и при наличии весьма значительного рабовладельческого уклада еще сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Лучшие земли принадлежали феодальной знати, использовавшей труд зависимых крестьян и рабов. В Дарфуре и Сеннаре существо-вало ирригационное земледелие, большое развитие получило ремесленное производство. В Сеннаре выращивался хлопок и производились хлопчатобумажные ткани, которые вывозились в соседние страны. Город Сеннар, столица одноименного сул-таната, в конце XVI столетия насчитывал более 100 тыс. жи-телей.

Территории к западу от современного государства Судан и к югу от Ливии, на которых теперь расположены Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, а также северо-восточную часть Нигерии населяли народности хауса, фульбе и канури. Канури образовали близ оз. Чад государство Борну, расцвет которого относится к XVI в. Борну было госу-дарством раннефеодального типа с наличием сильного рабо-владельческого уклада. Хауса создали несколько рабовладельческих городов-государств - Кано, Кацина, Даура и др.,- на-ходившихся в северной части современной Нигерии. Богатые рабовладельческие города-государства вели широкую торговлю тканями и кожаными изделиями, изготовленными рабами. Пу-тешественники, посетившие эти места уже в XIX столетии, описывают большие, обнесенные стенами ткацкие мастерские, в которых работали сотни рабов.

Арабские источники сообщают о существовавшем в верховь-ях Сенегала и Нигера большом государстве Гана (территория современной Ганы не входила в его состав). В XI в. правители Ганы приняли ислам и распространили его среди подвластных племен. Вместе с исламом распространилась письменность, воз-никли школы, города стали центрами культуры. Один из араб-ских географов XI в., описывая столицу Ганы (ее местораспо-ложение пока не установлено), писал: «В городе живут ученые юристы и высокообразованные люди». Гана славилась своими золотыми месторождениями. Арабский географ IX в. утверж-дал, что «в стране Гана золото растет, как морковь, и его собирают на восходе солнца». На смену Гане пришло новое госу-дарственное объединение - Мали, включавшее в XIII-XV вв. всю обширную область верховьев Сенегала и Нигера.

Восточнее Ганы и Мали, на территории современной Ниге-рии, находилось государство Сонгаи, подчинившее себе в XV- XVI вв. большую часть Западной Африки.

Имеющиеся источники не позволяют дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-экономической структуре средне-вековых государств Западной Африки. В них широко приме-нялся труд рабов. Цари Сонгаи раздавали знати и духовен-ству земли вместе с рабами. Рабы, посаженные на землю, вы-плачивали феодальную ренту натурой, и положение их мало чем отличалось от положения крепостных. Потомки рабов, по существовавшим обычаям, получали известные права и, по сути дела, превращались в крепостных крестьян. Очевидно, боль-шинство сельского населения составляли свободные общинни-ки, но источники не содержат материалов, характеризующих их положение. Власти царей Сонгаи были подчинены также на-родности и племена, находившиеся на стадии родового строя. Таким образом, есть основания считать, что средневековые го-сударства Западной Африки, и в частности Сонгаи, были госу-дарствами раннефеодального типа, в них большой удельный вес сохраняло рабовладение, а значительная часть населения продолжала жить родовым строем.

В XV-XVI вв. Сонгаи достигло наивысшего расцвета. Мно-гие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испа-нии после изгнания мавров, переселились в Сонгаи. Располо-женный на Нигере город Томбукту (Тимбукту) наряду с Каи-ром и Багдадом стал одним из крупнейших центров мусуль-манской культуры. В его университете кроме Корана изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия.

Но Сонгаи было непрочным объединением различных тер-риторий и народностей, созданным в результате завоеваний. В конце XVI в. в его пределы вторглись марокканские вой-ска. Одновременно начались восстания крепостных - потомков бывших рабов, посаженных на землю. Сонгаи распалось на многочисленные владения, управляемые племенными вождями и феодальными князьками.

На побережье Гвинейского залива к началу нового време-ни сложилось несколько небольших государств, возникших на основе племенных объединений в результате разложения пер-вобытнообщинного строя. Наиболее значительными из них были государства народностей йоруба (на территории совре-менной Нигерии), объединившиеся вокруг Ойо, Дагомея (ныне Народная Республика Бенин) и государство Ашанти (на тер-ритории современной Ганы). Европейцы, посещавшие Гвиней-ское побережье в XV в., нашли здесь крупные торговые города. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивал их с городами Голландии. Он утверждал, что улицы Бенина (столица одноименного государ-ства на территории Нигерии) превосходили по размерам улицы Гаарлема (Харлем), а дворец бенинских царей был не меньше здания амстердамской биржи.

Тропическую и Южную Африку населяли к началу нового времени племена и народности, большинство которых находи-лось на различных ступенях первобытнообщинного строя. Лишь отдельные народности Тропической и Южной Африки вступили в стадию формирования классового общества и создали на-чальные формы государственности.

Глава II

ПРЕВРАЩЕНИЕ ИНДОНЕЗИИ В ГОЛЛАНДСКУЮ КОЛОНИЮ

Индонезия была первой страной в Азии, порабощенной коло-низаторами. На ее островах в процессе постепенного утверж-дения голландской Ост-Индской компании, возникшей в 1602 г. в результате слияния нескольких голландских торговых объ-единений, стала складываться система колониальной эксплуа-тации, характерная для поднимавшихся буржуазных госу-дарств. На формирование голландской колониальной полити-ки немалое влияние оказывали условия Индонезии, ставшей основным центром обширной колониальной империи нидерланд-ского торгового капитала.

Индонезия к началу голландских захватов

Громадный Индонезийский архипелаг с его более чем тысячей больших и малых островов насчитывал в XVII в. около 3 млн. жителей. Народы и племена Индонезии, говорившие на разных языках и диалектах, но в большинстве своем родственные в этническом отношении, находились на самом различном уров-не социально-экономического развития. Во внутренних райо-нах Суматры, Калимантана (Борнео), Сулавеси (Целебес) и на многих мелких островах шел процесс разложения первобыт-нообщинного строя и возникновения классового общества. На Яве, в прибрежных районах Суматры и на некоторых других островах существовали уже развитые феодальные отношения.

На Яве еще в средние века возникали крупные государст-венные образования, распространявшие свое политическое гос-подство на большую часть Индонезии и за ее пределы. По-следняя крупная централизованная феодальная империя Ин-донезии, Маджапахит, распалась в XVI в., в период, когда в Индонезии появились первые европейские завоеватели (порту-гальцы). На ее месте образовался ряд независимых государств во главе с мусульманскими династиями.

Население Явы создало высокоразвитую культуру. Сохра-нившиеся до наших дней великолепные буддийские и индуист-ские храмы свидетельствуют о совершенстве архитектурного искусства, о самобытных индонезийских традициях и культур-ном влиянии Индии. Скульптуры Боробудура, одного из кра-сивейших буддийских храмов в мире, наряду с религиозными мотивами отражают быт и производство средневековой Явы. Остатки гражданских сооружений времени империи Маджапа-хит говорят о прогрессе градостроительства в XV в.

Высокого совершенства достигали изделия индонезийских ремесленников из драгоценных металлов и слоновой кости, пле-тения, расписные ткани (батик). Продолжал развиваться воз-никший еще в древности кукольный театр теней (вайанг). Со-держание его своеобразных пьес отражало индуистский эпос, индонезийские легенды и быт, испытывало мусульманское влия-ние. Вайанг был подлинно народным зрелищем, но, так же как и прекрасное народное танцевальное искусство, культивировал-ся при феодальных дворах. Развито было музыкальное искус-ство. Оркестры индонезийских инструментов (гамеланг) были неотъемлемой частью, народных праздников и придворных раз-влечений.

Широкое развитие получила народная изустная поэзия. Со-хранявшиеся от эпохи Маджапахита произведения известного поэта Пропанча и упоминания о других поэтах свидетельству-ют о развитии литературы на яванском языке (кави), постепен-но вытеснявшем и при дворе монархов официальный язык эдик-тов и религиозных обрядов - санскрит.

Проникновение ислама, предшествовавшее появлению в Ин-донезии европейцев и началу их завоеваний, способствовало распространению связанных с ним литературных произведений, введению наряду с обычным правом (адатом) юридических норм, основанных на мусульманской религии. Однако ни на ар-хитектуре, ни на изобразительном искусстве и литературе влия-ние ислама не успело столь заметно сказаться, как, например, в Индии.

Находившиеся в вассальной зависимости от Маджапахита княжества и территории за пределами Явы (Внешние острова) раньше других стали объектами европейских захватов. Европей-цев в первую очередь привлекали острова, славившиеся пер-цем, мускатом и гвоздикой, с древнейших времен вывозивши-мися на рынки Востока и Запада. Население Молуккских ост-ровов, архипелага Банда, Амбона, где произрастали пряности (эти острова иногда называют Островами пряностей), уплачи-вало ими налог и дань своим феодальным правителям, обме-нивало пряности на продовольствие и другие товары. К момен-ту появления европейцев господство над этими источниками драгоценных экспортных продуктов оспаривали два султана-та - Тидоре и Тернате. Именно сюда устремились и первые ев-ропейские захватчики - португальцы. Под предлогом помощи Тернате в борьбе с его соперниками португальцы добились пра-ва постройки своих крепостей на Амбоне и получили возмож-ность вынуждать население продавать им по крайне низкой цене всю гвоздику.

От португальской монополии на торговлю пряностями, от жестоких притеснений, сопровождавшихся насильственным об-ращением в католичество, страдали в первую очередь народные массы. Но и феодалы Тернате, недовольные сокращением до-ходов, также стремились сбросить португальское иго.

Территориальные захваты португальцев в Индонезии огра-ничивались лишь некоторыми районами архипелага. Укрепив-шись в Малакке (1511) и на Амбоне, португальцы стремились получить контроль над всей внешней торговлей Юго-Восточной Азии. Малаккский пролив, основной путь в Индонезию с За-пада, находился в их руках. Это давало им возможность обла-гать непомерными налогами все проходившие корабли. Во внут-ренних морях Индонезии, на путях через Индийский океан, Бенгальский залив, через Южно-Китайское море они стреми-лись установить свою гегемонию.

Португалия была не в силах подчинить себе не только госу-дарства наиболее развитого и населенного острова Явы, но даже другие, более мелкие княжества, однако все они испы-тывали последствия португальского господства на море. Нена-висть народов Индонезии к португальским колонизаторам об-легчала проникновение в Индонезию других европейских держав.

Государства Явы

К середине XVII в. наиболее сильным государством Индоне-зии был Матарам, объединявший под своей властью Централь-ную и Восточную Яву. Ядром государства были густонаселен-ные районы древней земледельческой культуры, где еще в средние века сложилась яванская народность.

Султан Матарама являлся верховным собственником всей земли, но она находилась в распоряжении сельских общин. Полноправные общинники имели наделы, подлежавшие перио-дическому переделу, пользовались общинными пастбищами, оросительными сооружениями. Крестьяне-общинники обязаны были вносить в султанскую казну налог, составлявший боль-шую часть их урожая. По существу, это была взимавшаяся в форме налога феодальная рента. Такая рента-налог собиралась султанскими чиновниками и наместниками провинций при по-средстве администрации сельских общин. Сельская админист-рация была ответственна и за выполнение общинниками госу-дарственной повинности (по ремонту дорог, оросительных ка-налов, перевозкам продуктов, собираемых как натуральный налог, на склады и т. д.). Сохраняя формально выборный харак-тер, сельские власти фактически превращались в низшее зве-но феодальной иерархии. Они были освобождены от повинно-сти и налогов, имели дополнительные земельные наделы, ис-пользовали труд крестьян. Существовавшее внутри общины имущественное неравенство, наличие неполноправных, беззе-мельных крестьян открывали перед деревенской верхушкой воз-можность эксплуатировать бедняков.

Часть земли находилась в непосредственном владении сул-тана, многие деревни были отданы «на кормление» его женам и родичам, крупным феодальным чиновникам и наместникам. Доходами с некоторых деревень, предназначенными на содер-жание мечетей и гробниц, пользовалась верхушка мусульман-ского духовенства. К XVII в. ислам получил распространение на большей части архипелага. (На о-ве Бали сохранился ин-дуизм.) Хотя в Матараме преобладали натуральные формы хо-зяйства и в общинах земледелие сочеталось с ремеслом, извест-ного развития достигли товарно-денежные отношения.

Европейское проникновение губительно сказывалось на тра-диционной внешней торговле с азиатскими рынками, подрыва-ло местное ремесло. Сокращение доходов феодалы стремились возместить заменой натуральных повинностей денежными. Они передавали купцам, часто китайцам *, право на сбор налогов, предоставляли им монополию на торговлю тем или иным то-варом.

* В крупных центрах Индонезии имелось значительное китайское насе-ление - купцы, ремесленники, огородники и др.

В течение всей первой половины XVII в. Матарам продол-жал расширять свои владения. На северо-востоке были завое-ваны прибрежные районы и о-в Мадура, на западе - княже-ство Черибон. Матарам стремился подчинить себе и сильный султанат Бантам (Западная Ява).

Многие купцы, чтобы избежать грабежей и поборов порту-гальцев в Малаккском проливе, стали пользоваться Зондским проливом. Бантам, естественно, стал превращаться в крупный перевалочный и торговый центр. Купцы Ближнего Востока и Китая, Индии и Сиама встречались на базарах порта-столицы Бантама. Сюда в 1595 г. прибыла первая голландская торго-вая экспедиция во главе с Корнелисом Хутманом, положив-шая начало постепенному завоеванию Индонезии голландца-ми в острой борьбе с местными феодалами и европейскими со-перниками.

Внутреннее положение Бантама характеризовалось быст-рым развитием феодальных отношений и расширением экс-плуатации крестьянства. Богатевшая от торговых пошлин и сбо-ров феодальная верхушка, учитывая большой спрос на пряно-сти, принуждала крестьян переходить от производства продо-вольственных культур к выращиванию перца. Крестьяне упла-чивали перцем ренту-налог. Остававшийся после уплаты налога перец скупался купцами для продажи на экспорт, обогащавший не только феодальную верхушку, но и предприимчивых посредников.

Португальцам не удалось закрепиться в Бантаме и изоли-ровать его от связей с внешним рынком. Не удались и первые попытки голландской Ост-Индской компании подчинить кня-жества на Яве.

Используя противоречия между бантамским вассалом, пра-вителем Джакарты, и Бантамом, голландцы захватили Джа-карту и переименовали ее в Батавию. Однако ни Матарам, ни Бантам не признавали до середины XVII в. голландских за-хватов на Яве. Оба княжества были еще сильны, и компания не раз оказывалась перед угрозой разгрома и изгнания. Гол-ландцы делали все возможное, чтобы подчинить своему влия-нию оба княжества, разжигая между ними борьбу и соперни-чество. Эта тактика была цинично сформулирована одним из руководителей компании: «Единственная правильная полити-ка - натравливать одно княжество на другое... не допускать, чтобы Бантам стал слишком слабым, а Матарам - слишком сильным».

Государства за пределами Явы

Политика португальских завоевателей и в еще большей мере голландской Ост-Индской компании привела к ослаблению ряда государств Индонезийского архипелага. В полный упадок

пришли султанаты Тидоре и Тернате. Хотя голландская ком-пания и признавала в XVII в. номинальный сюзеренитет Тер-нате над Островами пряностей, навязанные ему договоры де-лали ее там полной хозяйкой. Ослабели когда-то сильное го-сударство Палембанг и другие султанаты на востоке Суматры. Индуизированное княжество Бали и султанаты Калимантана сохранили независимость, так как их подчинение не сулило ком-пании больших торговых выгод, которые оправдывали бы ве-дение сложных и дорогостоящих войн для такого подчинения.

Добившись совместно с англичанами вытеснения португаль-цев из Индонезии, голландская компания к концу 20-х годов XVII столетия парализовала торговлю своих бывших союзни-ков на Островах пряностей. Не ставя задачу непосредственного покорения многочисленных султанатов и территорий за преде-лами Явы, она довольствовалась заключением с их правителя-ми договоров, обеспечивавших торговую монополию Голландии. Договоры эти навязывались либо силой, либо искусным ис-пользованием феодального и племенного соперничества.

Политика монопольного контроля компании была облегче-на захватом последнего важного опорного пункта португальцев, Малакки (1641), превратившегося с тех пор в голландского стража над коммуникациями в Индонезию, но потерявшего свое прежнее значение крупнейшего перевалочного и торгового цент-ра. Эту роль голландцы отвели расширявшейся Батавии, кото-рая стала столицей их колониальных владений в Индонезии.

Однако именно эта политика способствовала временному расцвету государства Аче на севере Суматры и Гова на Сула-веси, у Макассарского пролива. Лишенные голландской компа-нией возможности непосредственно приобретать пряности в ме-стах их произрастания, европейские и восточные купцы исполь-зовали Гова как центр контрабандной торговли. Предприимчи-вые мореплаватели Сулавеси - бугинцы, издавна славившиеся как мореходы и купцы, умудрялись на своих легких лодках (прау) проскальзывать под носом у бдительных голландцев.

Богатевший султан Гова расширял господство над соседни-ми районами, превращая их правителей в вассалов и данников. Первые попытки голландской Ост-Индской компании ликви-дировать эту серьезную помеху своей монополии не принесли успеха. К тому же главные усилия колонизаторов направля-лись на удержание под контролем Островов пряностей и укреп-ление главного центра складывавшейся империи - Батавии. Компания всячески стремилась добиться соглашения с Мата-рамом, которое обеспечило бы признание ее территориальных владений на Яве и позволило использовать густонаселенный Матарам как рынок сбыта товаров и поставщика продоволь-ствия для Батавии, голландских гарнизонов и факторий. Лишь в 1652 г. голландцы добились от Матарама признания их вла-дений на Яве.

Бонгайский контракт 1667 г.

Голландским колонизаторам удалось сломить княжество Гова. Они воспользовались недовольством вождей и феодалов, поко-ренных султаном Гова. Сколоченный голландцами блок при поддержке голландского флота после упорной борьбы захва-тил столицу султаната - порт Гова. В ноябре 1667 г. султану пришлось подписать так называемый Бонгайский контракт.

Гова вынуждено было признать сюзеренитет компании. Часть территорий и мощный форт отходили к голландцам, остальные укрепления подлежали срытию. Княжество обяза-лось уплатить денежную контрибуцию и передать голландцам большое количество рабов. Компания добилась монополии на торговлю и освобождения от всех пошлин и сборов.

Политика голландских колонизаторов

К середине XVII в. голландская Ост-Индская компания до-стигла апогея своего развития. Она вытеснила из Индонезии всех европейских соперников и установила свою монополию. Отвоеванные у португальцев и вновь созданные опорные пунк-ты на всем сложном и длинном пути из Европы к Дальнему Востоку (вдоль западного побережья Африки и далее от Кап-ской колонии к Персидскому заливу и вдоль побережья Индо-стана к Малакке) обеспечивали голландские коммуникации. Фактории компании в Сиаме и Камбодже, в Южном Китае превращались в форпосты не только торгового, но и полити-ческого проникновения.

Голландский флот в то время был самым сильным и много-численным. Биржи Голландии были, так же как ее мануфак-туры, самыми крупными в Европе. Голландская Ост-Индская компания со своим громадным по тому времени капиталом была крупнейшим акционерным объединением. Она служила образцом, которому подражали, но с которым далеко не сразу смогли сравняться Ост-Индские компании других стран, в том числе и Англии. Опираясь на свою мощь, голландская компа-ния выработала все характерные для колониальной политики поднимавшейся европейской буржуазии методы и приемы под-чинения и завоевания стран Востока.

С отвратительной жестокостью голландцы навязывали свою монополию на источники пряностей мирному населению восточ-ных островов Индонезии. Для удобства контроля над произ-водством и вывозом пряностей компания разрешала их разве-дение лишь в определенных, строго ограниченных районах: гвоздики - на Амбоне, муската - на Банде. Население осталь-ных островов обязано было уничтожить все такие насаждения. Периодически направляемые голландские военно-морские экс-педиции жестоко преследовали жителей за малейшие нарушения установленного режима. Попытки обреченного на голод и доведенного до отчаяния населения выступить против голланд-ской тирании подавлялись самыми бесчеловечными средствами. Подавление восстания на одном из островов архипелага Банда, например, привело к почти поголовному уничтожению всего населения. Захваченные в плен повстанцы были проданы в раб-ство, уцелевшие - загнаны в бесплодные горные районы, где они медленно погибали от голода. На обезлюдевшем острове компания организовала при помощи голландских колонистов плантации муската, основанные на рабском труде. Плантато-рам была разрешена систематическая охота за рабами на близ-лежащих к архипелагу Банда островах Индонезии. Широкая торговля рабами превратилась в крупную статью доходов ком-пании. «Нет ничего более характерного,- отмечает К.Маркс,- как практиковавшаяся голландцами система кражи людей на Целебесе для пополнения рабов на острове Ява. С этой целью подготовлялись специально воры людей. Вор, переводчик и про-давец были главными агентами этой торговли, туземные прин-цы - главными продавцами» *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 761.

Голландская компания первая в широких масштабах сфор-мировала и стала использовать войска, навербованные из мест-ного населения. Это обходилось гораздо дешевле, чем содержа-ние европейских солдат, к тому же в большом количестве умиравших в условиях непривычного тропического климата. Гол-ландцы использовали для расширения и укрепления своей вла-сти религиозную и национальную рознь, соперничество фео-дальных княжеств, войны за престолонаследие и даже народ-ную антифеодальную борьбу. Сотни договоров и соглашений, навязанных местным правителям, равноправных вначале, ка-бальных по мере усиления компании, охраняли монополию голландцев.

Голландцы первые ввели и управление подчиненными тер-риториями при помощи местных феодалов. Компания не только не вмешивалась во внутренние дела «союзных» и вассальных княжеств (разумеется, до тех пор, пока голландской монопо-лии на торговлю не грозила опасность), но и сохраняла на тер-риториях Явы, постепенно отходивших под ее власть, старый феодально-бюрократический аппарат. Прежние наместники и чиновники Матарама и Бантама должны были платить нату-ральную ренту-налог голландцам в указанных ими размерах. Они гоняли крестьян на постройку судов, расширение портов и перевозку грузов, сохраняя при этом возможность эксплуати-ровать крестьян и в свою пользу.

Программа дисциплины

... . История стран Азии и Африки в Новое время. Ч.1, 2. М., 1989, 1990. Историография и источниковедение стран Азии и Африки . Вып.1-10. Л., 1965-1987. Новая история стран Азии и Африки : В 3 ч. / Под...

Европейская колонизация затронула не только Северную и Южную Америку, Австралию и другие земли, но и весь Африканский континент. От былого могущества Древнего Египта, который вы изучали в 5 классе, не осталось и следа. Теперь все это колонии, поделенные между разными европейскими странами. Из данного урока вы узнаете, как проходил процесс европейской колонизации в Африке и были ли какие-то попытки противостоять этому процессу.

В 1882 году в Египте вспыхнуло народное недовольство, а Англия ввела в страну свои войска под предлогом защиты своих экономических интересов, под которыми понимался Суэцкий канал.

Другим мощным государством, которое распространяло свое влияние на африканские государства в Новое время, была Оманская империя . Оман располагался в восточной части Аравийского полуострова. Активные арабские торговцы проводили торговые операции почти по всему побережью Индийского океана. В результате под их влияние попали многочисленные торговые фактории (небольшие торговые колонии купцов определенной страны на территории другого государства) на побережье восточной Африки, на Коморских островах и на севере острова Мадагаскар. Именно с арабскими торговцами столкнулся португальский мореплаватель Васко да Гама (рис. 2), когда ему удалось обогнуть Африку и пройти через Мозамбикский пролив к берегам восточной Африки: современной Танзании и Кении.

Рис. 2. Португальский мореплаватель Васко да Гама ()

Именно это событие и стало началом европейской колонизации. Оманская империя не выдержала конкуренции с португальскими и другими европейскими мореплавателями и распалась. Остатками этой империи считаются султанат Занзибар и немногочисленные султанаты на побережье восточной Африки. К концу XIX века все они исчезли под натиском европейцев.

Первые колонизаторами, обосновавшимися на территории Африки к югу от Сахары, оказались португальцы . Сначала мореплаватели XV века, а затем Васко да Гама, который в 1497-1499 гг. обогнул Африку и добрался до Индии морским путем, оказывали свое влияние на политику местных правителей. В результате побережья таких стран, как Ангола и Мозамбик, уже к началу XVI века были ими изучены.

Португальцы распространяли свое влияние и на другие земли, некоторые из которых были признаны менее эффективными. Основным интересом для европейских колонизаторов была работорговля. Основывать большие колонии не было необходимым, страны ставили свои торговые точки на побережье Африки и занимались обменом европейских продуктов на рабов или же завоевательными походами с целью захвата рабов и отправлялись торговать ими в Америку или Европу. Такая работорговля сохранялась в Африке до конца XIX века. Постепенно разные страны запрещали у себя рабство и работорговлю. В конце XIX века велась охота за рабовладельческими судами, но все это не имело большой пользы. Рабство продолжало существовать.

Условия содержания рабов были чудовищными (рис. 3). В процессе переправки рабов через Атлантический океан погибало не менее половины. Их тела выбрасывали за борт. Никакого учета рабов не было. Как минимум 3 миллиона человек, а современные историки утверждают, что до 15 миллионов, потеряла Африка из-за работорговли. Масштабы торговли менялись от века к веку, а своего пика она достигла на рубеже XVIII-XIX веков.

Рис. 3. Африканских рабов переправляют через Атлантический океан в Америку ()

После появления португальских колонизаторов на территорию Африки стали претендовать другие европейские страны. В 1652 году активность проявила Голландия . В это время Ян ван Рибек (рис. 4) захватил точку на крайнем юге африканского континента и назвал ее Капстад . В 1806 году этот город был захвачен англичанами и переименован в Кейптаун (рис. 5). Город существует и по сей день и носит то же название. Именно из этой точки началось распространение голландских колонизаторов по всей Южной Африке. Голландские колонизаторы называли себя бурами (рис. 6) (в переводе с голландского - «крестьянин»).Крестьяне составляли основную массу голландских колонистов, которым не хватало земли на территории Европы.

Рис. 4. Ян ван Рибек ()

Рис. 5. Кейптаун на карте Африки ()

Точно так же, как в Северной Америке, колонисты столкнулись с индейцами, на территории Южной Африки голландские колонисты столкнулись с местными народами. В первую очередь, с народом коса, голландцы называли их кафрами . В борьбе за территории, которая получила название Кафрские войны , голландские колонисты постепенно оттесняли туземные племена все дальше к центру Африки. Захваченные ими территории, однако, были небольшими.

В 1806 году на юг Африки прибыли англичане. Бурам это не понравилось, и они отказались подчиняться британской короне. Они стали отступать дальше на Север. Так появились люди, называвшие себя буры-переселенцы, или буртрекеры . Этот великий поход продолжался на протяжении нескольких десятилетий. Он привел к тому, что в северной части нынешней ЮАР образовалось два независимых бурских государства: Трансвааль и Оранжевая республика (рис. 7).

Рис. 7. Независимые бурские государства: Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство ()

Англичане были недовольны таким отступлением буров, ведь она хотела контролировать всю территорию южной Африки, а не только побережье. В результате в 1877-1881 гг. произошла первая англо-бурская война. Англичане требовали, чтобы эти территории вошли в состав Британской империи, но буры с этим были категорически не согласны. Принято считать, что в этой войне принимало участие около 3 тысяч буров, а вся английская армия составляла 1200 человек. Сопротивление буров было настолько ожесточенным, что Англия оставила попытки влиять на независимые бурские государства.

Но в 1885 году в районе современного Йоханнесбурга были открыты залежи золота и алмазов. Экономический фактор в колонизации всегда был самым главным, и Англия не могла допустить, чтобы выгоду от золота и алмазов получали буры. В 1899-1902 гг. произошла вторая англо-бурская война. Несмотря на то что война велась на территории Африки, она проходила, по сути, между двумя европейскими народами: голландцами (бурами) и англичанами. Ожесточенная война закончилась тем, что бурские республики потеряли свою независимость и были вынуждены войти в состав южно-африканской колонии Великобритании.

Вместе с голландцами, португальцами и англичанами в Африке быстро появились представители других европейских держав. Так, в 1830-е годы активную колонизационную деятельность осуществляла Франция, которая захватила огромные территории в Северной и Экваториальной Африке. Активной колонизацией занималась и Бельгия, в особенности во время правления короля Леопольда II . Бельгийцы создали на территории центральной Африки собственную колонию под названием Свободное государство Конго. Оно существовало с 1885 по 1908 год. Считалось, что это личная территория бельгийского короля Леопольда II. Это государство только на словах было м. На самом же деле ему было присуще нарушение всех принципов международного права, а местное население загоняли на работы на королевских плантациях. Огромное количество людей на этих плантациях погибло. Существовали специальные карательные отряды, которые должны были наказывать тех, кто собирал слишком мало каучука (сок дерева гевеи, основное сырье для изготовления резины). В доказательство того, что карательные отряды справились со своей задачей, они должны были приносить к точке, где находилась бельгийская армия, отрубленные руки и ноги людей, которых они карали.

В итоге почти все африканские территории к концу XIX века оказались разделены между европейскими державами (рис. 8). Настолько велика была активность европейских стран по присоединению новых территорий, что эта эпоха получила название «гонки за Африку» или «драки за Африку». Португальцы, владевшие территорией современной Анголы и Мозамбика, рассчитывали на захват промежуточной территории, Зимбабве, Замбии и Малави, и, таким образом, на создание сети своих колоний на африканском континенте. Но реализовать этот проект было невозможно, поскольку у англичан на эти территории были свои планы. Премьер Капской колонии с центром в Кейптауне, Сесиль Джон Родс, считал, что Великобритания должна создать цепочку своих собственных колоний. Она должна начинаться в Египте (в Каире) и заканчиваться в Кейптауне. Таким образом, англичане рассчитывали построить свою колониальную полосу и протянуть по этой полосе железную дорогу от Каира до Кейптауна. После Первой мировой войны цепочку англичанам построить удалось, а железная дорога оказалась недостроенной. Не существует ее и по сей день.

Рис. 8. Владения европейских колонизаторов в Африке к началу XX века ()

В 1884-1885 годах европейские державы устроили в Берлине конференцию , на которой принимали решение по вопросу о том, какой стране принадлежит та или иная сфера влияния на территории Африки. В результате почти вся территория континента оказалась между ними поделена.

В итоге, к концу XIX - началу XX века европейцы освоили всю территорию континента. Оставалось только 2 полунезависимых государства: Эфиопия и Либерия . Связано это с тем, что Эфиопию было трудно колонизовать, ведь одной из своих главных задач колонизаторы ставили распространение христианства, а Эфиопия еще со времен раннего Средневековья являлась христианским государством.

Либерия , по сути, была территорий, созданной США. Именно на этой территории находились бывшие американские рабы, вывезенные из США по решению президента Монро.

В результате англичане, французы, немцы, итальянцы и прочие народы начали конфликтовать на территории Англии. Немцы и итальянцы, имевшие немного колоний, были недовольны решениями Берлинского конгресса. Другие страны тоже хотели заполучить в свои руки как можно больше территорий. В 1898 году между англичанами и французами произошел фашодский инцидент. Майор французской армией Маршан захватил опорный пункт в современном Южном Судане. Англичане считали эти земли своими, а французы хотели распространить там свое влияние. В результате произошел конфликт, в ходе которого отношения между Англией и Францией сильно ухудшились.

Естественно, что африканцы сопротивлялись европейским колонизаторам, но силы были неравны. Можно выделить только одну успешную попытку в XIX веке, когда Мухаммед ибн абд-Аллах, который называл себя Махди (рис. 9), создал в 1881 году в Судане теократическое государство. Это было государство, основанное на принципах ислама. В 1885 году ему удалось захватить Хартум (столица Судана), и даже несмотря на то, что сам Махди прожил недолго, это государство существовало до 1898 года и было одним из немногих реально независимых территорий на африканском континенте.

Рис. 9. Мухаммед ибн абд-Аллах (Махди) ()

Против европейского влияния боролся самый известный из эфиопских правителей этой эпохи Менелик II , правивший с 1893 по 1913 год. Он объединил страну, провел активные завоевания и успешно противостоял итальянцам. Также он поддерживал хорошие отношения с Россией, несмотря на существенную удаленность этих двух стран.

Но все эти попытки противостояния были лишь единичными и серьезного результата дать не могли.

Возрождение Африки началось только во второй половине XX века, когда африканские страны одна за другой начали получать независимость.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н Учебник по Истории за 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

2. Дроговоз И. Англо-бурская война 1899-1902 гг.. - Минск: Харвест, 2004.

3. Никитина И.А. Захват бурских республик Англией (1899-1902 гг.). - М., 1970.

4. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М., 2013.

5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М., 2012.

6. Яковлева Е.В. Колониальный раздел Африки и позиция России: Вторая половина XIX в. - 1914 г. - Иркутск, 2004.

Домашнее задание

1. Расскажите о европейской колонизации в Египте. Почему египтяне не хотели открытия Суэцкого канала?

2. Расскажите о европейской колонизации южной части африканского континента.

3. Кто такие буры и почему разразились англо-бурские войны? Каков был их итог и последствия?

4. Были ли попытки противостоять европейской колонизации и в чем они проявлялись?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»



Рецензенты:

Л. М. Ляшенко, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Института истории и политики, МПГУ

Е. А. Канаев, доктор исторических наук, профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики, НИУ ВШЭ

Пояснительная записка

Методический материал к занятиям по курсу «История стран Азии и Африки» предназначается для студентов Института истории и политики МИГУ. Материалы могут быть использованы при изучении базового курса новой истории. В пособии дается тематика лекционных, семинарских и практических занятий. Пособие построено по проблемно-теоретическому, страноведческому и хронологическому принципам.

Специфика данного методического учебного пособия заключается в том, что оно, являясь продолжением и дополнением к «Методическим рекомендациям к семинарским занятиям по Новой истории стран Азии и Африки» (М., 2012), посвящено вариативным темам. Предыдущее пособие охватывало в первую очередь материалы по семинарским занятиям, включенным в основной курс истории Востока в Новое время в рамках существующей тогда нагрузки. Возможности расширения курса бакалавриата и появление дисциплин по выбору дают основание разработать актуальные темы занятий в данном пособии.

В частности, проблемы развития общественной мысли. Ведь XX столетие часто называют веком идеологий. А что же такое политическая идеология? Является ли она порождением разрушительных кризисных явлений или, напротив, способствует историческому прогрессу, ускоренному обновлению всех сфер общественной жизни?

Не менее важны проблемы религиозной реформации. Современный мир переживает сейчас «возвращение к религии». Во многих странах религия воскрешается как единственный смысл сохранить свои традиции и культуру в потоке глобализации. Но проблема в том, что большинство старых религиозных догматов и запретов не отвечают потребностям современных обществ. Это вызывает необходимость в реформации и модернизации самих религиозных устоев. Эволюция политических идеологий и процессы религиозной реформации развивались на Востоке начиная с позднего колониального периода и вплоть до наших дней. Этим проблемам посвящены соответствующие темы пособия.

Ярким примером связи религии и общества является социальная структура, существовавшая в Индии. В теме 3 отражены проблемы, с которыми столкнулись индуисты после прихода европейцев, а также методы, которые использовали европейцы для изменения существующей социальной системы. В глазах представителя западной цивилизации восточное общество всегда представало диким и варварским.

Это была одна из ключевых причин, по которой англичане решили модернизировать существующую систему индийского общества. Не зная традиций и воззрений, особенностей брахманического учения и индуизма, они принялись изучать данный феномен. Однако пристрастное отношение к индуистам как к варварам и невежам искажало их представления. В итоге традиционная индийская социальная система была изменена. Она стала более стройной и удобной в глазах европейцев, но потеряла свою специфику.

Подобная модернизация губительно отразилась на традиционных отношениях, царивших в Индии, хотя и не изменила их коренным образом.

Если в случае Индии модернизация религии происходила извне, то Османская империя, напротив, стремилась с помощью реформ укрепить свое государство.

Идеологические течения, существовавшие в Порте, представляют большой научный интерес. Османизм, панисламизм, пантюркизм – это бесконечная попытка власти остановить крушение своего государства. Османизм – детище турецких либералов, панисламизм – реакционное просултанское течение и пантюркизм – идея, объединяющая не только население тогдашней Турции, но и многие народы за ее пределами.

Неотъемлемой частью истории стран Азии и Африки в Новое время являются проблемы взаимоотношений с европейскими государствами. Сложившиеся в рамках колониальной системы, они одновременно стали ареной конкурентной борьбы между ведущими государствами Европы и Россией. Исходя из степени и продолжительности влияния на международные отношения, историки выделяют несколько проблем: в первую очередь – Восточный вопрос и вторая – так называемая Большая игра.

По-видимому, именно Восточный вопрос стоит рассматривать как краеугольный камень в международных отношениях стран Востока и Запада с последней трети XVIII в. и до начала 1920-х гг. Этот комплекс противоречий вместил огромное количество проблем, ставших определяющими для многих государств – Османской, Российской и Австро-Венгерской империй, Франции, Великобритании, Пруссии, всего конгломерата балканских государств и некоторых восточных стран. В попытке решения Восточного вопроса государства начинали войны и поднимали восстания, подписывали беспрецедентные мирные договоры и составляли удивительные в своем противоречии военно-политические союзы.

В этом смысле «Большая игра» есть всего лишь противостояние Великобритании и России, однако оно не менее серьезно и всесторонне отражалось как на судьбах некоторых азиатских стран, так и на политике ведущих европейских государств на протяжении всего XIX – начала XX в. (многие историки считают, что «Большая игра» не закончилась 1907 г., а лишь вышла на новый уровень).

На семинарских занятиях учащиеся попробуют разобраться в хитросплетениях интересов и мотивов всех участников Восточного вопроса и «Большой игры». Проанализируют последствия принятых когда-то решений и возможные пути решения схожих проблем в современном мире.

Казалось бы, особняком в этом вопросе стоит Китай. Мы знаем, что это государство отличалось тем, что в нем отсутствовала какая-либо религия. Специфика китайского мировоззрения была таковой, что она сочетала в себе три учения (конфуцианство, буддизм, даосизм), которые нередко противоречили друг другу. Именно поэтому в XIX в. Китай оказался на распутье. С одной стороны, маньчжурским правительством навязывалось конфуцианское учение, с другой – были крепки народные верования, с третьей – образованный класс занимался изучением чань-буддизма. Архаичные традиции каждого из этих течений не удовлетворяли пытливой мысли прогрессивной китайской общественности. Вместе с этим усилилось идеологическое влияние западных держав: с каждым годом в Китай прибывало все больше и больше миссионеров.

Итогом этого стало сначала Тайпинское восстание, провозгласившее своей идеологией христианское учение, а затем восстание ихэтуаней, имевшее четкую антихристианскую направленность.

Также в пособии четко обозначены проблемы, связанные с предпосылками становления Королевства Саудовская Аравия, Королевства Бахрейн и других государств Аравийского полуострова, а также государств Магриба. Основной упор тем не менее сделан на темах, имеющих отношение к колониализму стран Запада в указанных регионах. Изучение этих вопросов помогает понять истоки многих нынешних трудностей в арабских странах, в том числе и проблем, которые явились на свет при участии колониальных стран.

Основным учебником для студентов исторического факультета МПГУ по истории стран Азии и Африки является:

Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX вв.: учебник для студ. высш. учеб, заведений: в 3 ч. / [А. М. Родригес и др.]; под ред. А.М. Родригеса.-М.:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014 (дополненное и исправленное переиздание).

Настоящий учебник издается в трех частях. В первой части представлена история стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии XVI–XIX вв., во второй части представлена история стран Индии, Афганистана, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Османской империи, арабских стран XVI–XIX вв., в третьей части представлена история арабских стран Азии и Африки, а также история Африки.

Тема 1
Развитие общественной мысли на Востоке

Тема 1.1 (лекция)
Человек и общество. Идея общественного прогресса
План

1. О некоторых закономерностях общественной мысли.

2. Эволюция общественной мысли.

3. Восток между традиционализмом и современностью. Культурная специфика и местные особенности.

4. Просветительство на Востоке и его типология.

5. Ранние рационалисты и просветители.

6. Буржуазное просветительство на Востоке.

7. Поздние просветители.

8. Особенности восточного просветительства.


Подчинение жизни «человека общественного» объективным законам физиологии, психологии, экономики и экологии, этнообразова-нию и социальным отношениям. По-прежнему нерешенность многих проблем эволюции человеческих обществ. Актуальность выявления и уточнения законов и закономерностей, управляющих бесчисленным множеством явлений общественной жизни. Общественная мысль как часть общественного сознания. Ее относительная самостоятельность. Реакция на всякое новое общественное явление лишь на основе уже сложившихся представлений и ценностей прежней шкалы. Восприятие в массах новых научных идей на веру, отождествление национализма с религией, социализма как религиозного предписания. Зависимость динамики общественной мысли от внешних влияний, взаимодействия культур, реализующихся через человеческую личность. История общественной мысли как история конфликтующих интересов, сформулированных в понятиях различных, часто противоречивых, ценностей.

Новые функции восточных обществ в системе мирового капиталистического рынка. Необходимость трансформации их социально-экономических структур и нового мышления. Начало пробуждения

Востока, повсеместного осмысления отношения к Западу и собственного бытия: восприятие Запада как образца развития, но при этом защита собственных непреходящих ценностей. Развертывание культурно-просветительской и реформаторской деятельности, направленной на ликвидацию политической и социально-экономической отсталости. Нарастание остроты противоречий между новыми социальными силами и колониальной администрацией. Постепенная смена (к началу XX в.) фазы национального пробуждения на фазу национального освобождения.

Столкновение традиционной восточно-феодальной культуры с ее универсализмом и спиритуализмом и рационалистической буржуазной культуры. Образование двух основных полюсов в борьбе «старого» и «нового». Один полюс – концепция пути к «царству справедливости и счастья» через возврат к нормативному комплексу (отбрасывающему современную культуру как противоречащую идеалу). Другой полюс – теории и взгляды, опирающиеся на идеализацию западного общества и современные пути развития (появление крайних либерально-буржуазных, модернистских взглядов, отрицающих всякий положительный потенциал в традиционной культуре).

Рационализм как функция «самовыражения общественной мысли», развивающаяся по законам логики и психологии. Истоки колониального рационализма в восточном Средневековье (Рази, Ибн Рушди, аль-Фараби, Ван Янмина, Хуан Цзунси и др.). Буржуазное просветительское движение XIX в. Источники и содержание просветительской мысли, обусловленной развитием научного знания. Светские и религиозные реформаторы и модернизаторы: Лин Цичао в Китае, Фукудзава Юкати в Японии, Л. Г. Десмук в Индии, Мараган в Иране, Намык Кемаль в Турции, Аль-Афгани, М. Абдо, Ф. Антуан в арабских странах. Влияние их деятельности на внутреннее сближение различных групп, формирование общественного мнения и складывание прослойки либеральной интеллигенции на почве общих интересов, культуры и просветительских идей вообще. Качественные отличия позднего просветительства (начала XX в. и периода Первой мировой войны). Патриотизм, приверженность национальным культурным ценностям, традиции во взглядах Ар-Рейхани, Таха Хусейна, Ху Ши, Сунь Ятсена, М. Ганди, Тосана и др. Позднее просветительство как течение реформаторской мысли, перестройки религиозного сознания, национально-освободительных идеологий.

Тема 1.2 (семинар)
Идеологии национально-освободительного движения
План

1. Национализм и наднациональные идеологии.

2. Национализм и религия.

3. Антииностранный аспект народных движений.


Формирование идеологии национально-освободительного движения как общее явление для политической мысли народов колониальных и зависимых стран. Развитие национализма как главное направление в общественной мысли народов Востока второй половины XIX – начала XX в. Разочаровывающий опыт освободительной борьбы против колонизаторов традиционными методами. Значение поражения народных движений в Китае, Индии, Иране, Ираке в конце XIX – начале XX в. для развития национальной идеи. Многочисленные попытки определения сущности национализма в его идеологической социальной, общественно-политической и культурно-психологической сущности. Нация и национализм как категории индустриальной эпохи (с корнями, уходящими в далекое прошлое). Национализм – идеология, облеченная в форму внеклассовой системы взглядов, отражающих гиперболизацию национальной специфики на лингвоэтнической или территориальной основе, с идеализацией национального своеобразия, культивированием традиций, обычаев, языка, истории, моральных норм, общности интересов и т. и. Национализм угнетенной нации, направленный против чужеземного гнета или угрозы порабощения (реального или надуманного). Сфокусированность всех передовых общественных движений колониального Востока на проблемах национально-освободительного движения. Превращение национализма в господствующую идеологию. Связь национализма с национальным самосознанием как формой группового сознания, фиксирующего действительность или воображаемые черты лингвоэтнической группы, для которой такое единство и общность исторической судьбы и интересов, а иногда также общность вероисповедания выполняют объединительную функцию. Полный приоритет принадлежности к нации над племенной и классовой общностью, семейными узами и личностью.

Определение наднациональных идеологий как условное название течений политической мысли, абсолютизирующих подлинное или иллюзорное единство социальных и политических макрогрупп на общей территориальной, расовой, этнокультурной, религиозной основе, притом, что системообразующим элементом таких идеологий выступает, как правило, что-нибудь одно. Сущность паназиатизма, панисламизма, паносманизма, пантюркизма и религиозного национализма. Взгляды Мустафы Камиля, Каи Ювэя, Ляо Цичао, Аун Сана, Дж. Неру, Хосе Рисаля, аль-Кавакиби и др.

Религия как орудие политики, нередко определяющая поведенческие нормы верующих, вплоть до колониального периода являвшаяся главной доступной для масс формой осознания ими своего угнетенного и униженного положения. Секуляризм первой волны восточных националистов, попытки провести четкую грань между политикой и религией. Стремление националистов предотвратить религиознообщинные конфликты в многоконфессиональных странах ради достижения общегосударственных целей. Апелляция либеральных лидеров к традициям нерелигиозного характера, национальной истории, чтобы не задевать чувств верующих. Отношение к религии как к важному источнику культурных и морально-этических ценностей, при стремлении ограничить ее влияние на политику и общественную жизнь. Тесная связь национализма и ислама в арабских странах, наличие там исламизированных форм национализма. Сложная и противоречивая связь национализма и религии, выступающих мощными идейными стимулами социальной и политической жизни. Зависимость в их совместных действиях или противодействия друг другу от местной специфики. Взгляды на эту проблему виднейших восточных националистов и религиозных реформаторов: Зия Гёкальп (Турция), Аун Сан (Бирма), Даянанда, Ахмад-хан (Индия), Аль-Афгани, Мухаммед Абдо (арабские страны), Сукарно (Индонезия), Каи Ювэй (Китай) и др.

Роль идеологий национально-освободительных движений в анти-иностранных (антиколониальных) народных движениях: Иран (1848–1852), Индия (1857–1859), Китай (1850–1864), крестьянские и городские бунты в Корее (конец XIX в.), восстание в Аче (Индонезия, 1873–1913), Корея (1893–1896), махдистское восстание в Судане (1879–1881), восстание ихэтуаней в Китае (1898–1901), революции периода «Пробуждения Азии» и бунты в период Первой мировой войны. Девизы народных восстаний (например, «Убивай англичан и турок и не плати налоги!» – Судан 1879 г.). Национализм и религия в борьбе за «попранную справедливость» и против иностранцев. Программы и идеологии восставших. Движущие силы революционной борьбы и возникновение радикальных идеологий.

Тема 1.3 (семинар)
Проблемы социальной справедливости
План

1. Пути достижения национальных целей.

2. Социальные утопии.

3. Распространение и преломление социалистической идеи.


Качественные изменения в антифеодальном и антиколониальном движении к началу XX в. Политические партии вместо просветительских клубов. Возрастание поддержки масс средним слоям городского общества и складывание политических институтов. Широкий спектр по степени радикализации требований, путей и методов достижения целей. Повсеместное выделение двух главных направлений политической мысли: умеренно-либеральное в духе европейского либерализма и радикальное. Расхождение в выборе средств достижения главной цели – независимости. Ориентация умеренных на западное общество, стремление достижения независимости через осторожную модернизацию политической и экономической структур, внедрение конституционно-парламентских норм жизни. Стремление радикалов к немедленному освобождению и национальному суверенитету, признание законным и необходимым применение насилия в борьбе за свободу, вера в народ. Выход в разных странах на авансцену (в зависимости от обстановки) то одного, то другого течения. Переход к началу XX в. лидерства в национальном движении и в разработке его идеологии к средним слоям городского общества как наиболее активной политической силе того времени. Многочисленные примеры прихода к руководству национально-освободительным движением радикальных элементов, оттеснявших на время умеренных националистов. Обстоятельства, определяющие преобладание умеренно-либеральных тенденций: вера восточной интеллигенции в цивилизаторскую миссию Запада на Востоке, вера в могущество разума, способность науки, просвещения, демократических институтов преобразовать мир на основе прогресса, кризис традиционных идеологий, которые уже не в состоянии служить опорой новым формам общественного бытия. Желание либерального Востока «стать Европой», сохранив культурное своеобразие. Реформаторские и революционные взгляды крупных националистов данного периода: Тилак, Наороджи (Индия), Бургиба (Тунис), Аббас (Алжир), Рисаль (Филиппины), аль-Кавакиби (Сирия), ас-Сейид (Египет), Сунь Ятсен (Китай).

Отчаянное положение и гнев голодающих народов Востока, извечно лелеявших мечту о социальной справедливости («Хлеба! Хлеба! Я не верю в Бога, который не может дать мне хлеба здесь на земле…» Вивекананда). Мечта золотого века, заключающая в себе революционный потенциал. Эгалитаризм в духе потребительского коммунизма в земельных программах народных движений XIX – начала XX в. Увязывание народами Востока чаяний о социальной справедливости с успехами национально-освободительного движения. Появление (начало XX в.) в литературе и публицистике темы «страдающего маленького человека» (Таха Хусейн, Кермани и др.). Возникновение противостояния умеренно-либеральных представлений об идеальном общественном устройстве и народнических концепций, в которых элементы демократизма и мелкобуржуазных утопий соединялись с отдельными положениями социалистических теорий. Популизм национальных идеологов под давлением нарастающей активности народных масс. Основные характеристики популистов: внимание к жизни крестьянина, городских низов, идеализация национальной традиции, стремление ликвидации экономической отсталости, резкая критика капитализма, машинного производства («Люди, которые изобрели машины, стали их рабами, утратили моральный облик». М. Ганди). Уравнительная социальная программа М. Ганди, в духе крестьянского уравнительного социализма; некапиталистический путь развития А. Кумарасвами; теория «Великого единения» Каи Ювэя; мусульманские доктрины в «Природе деспотизма» аль-Кавакиби и др. Принятие социалистической окраски распространяющимися на Востоке утопиями об идеальном общественном устройстве.

История стран Тропической и Южной Африки в новое вре­мя стала более или менее углубленно изучаться сравнительно недавно. В первые десятилетия после революции основное вни­мание советских историков фиксировалось на колониальных проблемах и вопросах, связанных с захватом Африки.

Таковы работы М. Павловича «Борьба за Азию и Африку» (1925), Ю. Юга (Гернгрос) «Империализм на Черном континенте» (1929), «Британские колонии в Восточной Африке» (1931), А. Александрова «Французские колонии в Африке» (1930).

Сложнейшие социально-экономические процессы в Африке южнее Сахары в новое время долго оставались малоизученны­ми в советской историографии. Этому препятствовали как огра­ниченность и скудость источников, так и то обстоятельство, что на протяжении продолжительного периода советские африкани­сты главное внимание уделяли изучению актуальных процессов, происходивших в странах Африки после первой мировой вой­ны, - национально-освободительных движений, классовой борьбы на континенте, главным образом на юге Африки.

С 50-х годов советской наукой накоплены уже довольно об­ширные знания по истории Тропической и Южной Африки, в том числе и по новой истории.

В 1954 г. был издан первый капитальный труд об Африкан­ском континенте под редакцией Д. А. Ольдерогге и И. И. По-техина - «Народы Африки». Хотя основное внимание в этом труде уделено этнографии и лингвистическим вопросам, в нем отражена и история Африки с древнейших времен.

В 1963 г. вышло в свет первое энциклопедическое издание по африканским проблемам - «Африка. Энциклопедический справочник» (в двух томах), - представляющее системати­ческий свод знаний по Африке. В справочнике имеется ряд ста­тей по истории отдельных стран и регионов, содержатся мате­риалы о государственных и общественных деятелях Африки, путешественниках, исследователях и т. д. В «Общем обзоре» справочника есть специальный раздел «Африка в новое время» (с XVII-XVIII вв. до 1918 г.).

В 60-70-х годах был издан ряд сборников и коллективных монографий («Проблемы истории Африки», 1966; «Некоторые вопросы истории Африки», 1968.; «История Африки», 1971; «Ис­тория Африки в XIX и XX столетиях», 1972), в которых рас­сматриваются такие проблемы истории Африки в новое время, как общественные отношения и культура (Ю. М. Кобищанов, Н. Б. Кочакова, Н. А. Ксенофонтова, И. А. Сванидзе, И. В. След-зевский), колониальный раздел Африки и освободительное дви­жение ее народов (Ю. Н. Зотова, И. А. Улановская).., становле­ние африканского национализма (М. Ю. Френкель*). Одна из сложных проблем - возникновение и особенности развития работорговли в Африке - анализируется в исследовании С. Ю. Абрамовой «Африка. Четыре столетия работорговли» (1978).

Важным вкладом в изучение новой истории Африки явил­ся обобщающий коллективный труд «История Африки в XIX - начале XX в.» (1967). Книга представляет собой первую попытку дать систематическое изложение истории африканских народов и созданных ими государств в рассматриваемый пе­риод новой истории.

После второй мировой войны советские ученые продолжили исследование раздела Африки между империалистическими го­сударствами и колониальной политики. Общие вопросы коло­низации освещены в труде акад. Е. В. Тарле «Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV - начало XIX в.)» (переизд. в 1965 г.). Для характеристи­ки экспансионистской политики империалистических держав в Африке большой интерес представляют работы А. С. Ерусалим-ского о германском империализме, книга И. А. Никитиной «За­хват бурских республик Англией (1899-1902)» (1970) и др.

В книгах А. 3. Зусмановича «Империалистический раздел Африки (Популярные очерки)» (1959), «Империалистический раздел бассейна Конго (1876-1894)» (1962) рассматриваются колониальная политика европейских государств и борьба наро­дов Африки за независимость в последней четверти XIX в.

Исследованию отдельных этапов колонизации Афри­ки, политических и экономических аспектов колониальной по­литики, сопротивления африканцев европейской экспансии, си­стемы управления колониями посвящены монографии В.

А. Суб­ботина («Колониальная политика Франции в Западной Афри­ке. 1880-1900», 1959; «Французская колониальная экспансия в конце XIX в. Экваториальная Африка и острова Индийского океана», 1962; «Колонии Франции в 1870-1918 гг. Тропическая Африка и острова Индийского океана», 1973), А. М. Хазанова («Политика Португалии в Африке и Азии», 1967) и др.

В 50-60-е годы появились работы, в которых внимание со­средоточивалось на внутренней истории африканских народов, их хозяйственной, культурной жизни и общественных отноше­ниях. К таким работам в первую очередь относятся: моногра­фия Д. А. Ольдерогге, посвященная доколониальному периоду развития Западной Африки, «Западный Судан в XV-XIX вв. Очерки по истории и истории культуры» (1960), доклад И. И. По-техина на XXV конгрессе востоковедов в Москве «О феодализ­ме у ашанти» (1960).

В 70-е годы продолжалось изучение этнической и социаль­ной истории; это нашло отражение в коллективных работах «Социальные структуры доколониальной Африки» (1970), «Со­циальная организация народов Азии и Африки» (1975), «Этни­ческая история Африки. Доколониальный период» (1977), «Община в Африке: проблемы типологии» (1978), а также в труде И. Е. Синицыной «Обычай и обычное право в современной Аф­рике: история изучения. Кодексы обычного права» (1978).

В ряде работ исследуются характер национальной консоли­дации в условиях колониального режима и борьба за незави­симость. Впервые эта проблематика была выдвинута И. И. По-техиным. Труды И. И. Потехина, крупнейшего советского аф­риканиста, и прежде всего его работа «Формирование нацио­нальной общности южноафриканских банту» (1955), имеют важ­ное значение для выяснения вопросов социально-экономическо­го развития южноафриканского общества в начале XX в.

В некоторых работах, вышедших в 60-70-е годы, рассмат­риваются вопросы, связанные со становлением и развитием от­дельных африканских государств. Таковы книги И. А. Ходош «Либерия (Исторический очерк)» (1961), М. Ю. Френкеля «США и Либерия. Негритянская проблема в США и образо­вание республики Либерия» (1964), А. М. Хазанова «Сомалий­ская республика (исторический очерк)» (1961). Истории обра­зования Южно-Африканского Союза, ныне именуемого Южно-Африканской Республикой, посвящена монография Р. Вятки-ной «Создание Южно-Африканского Союза» (1976).

Основные вехи истории народов юга Африки и их борьбу против колониализма осветил в своих работах А. Б. Давидсон («Матабеле и машона в борьбе против английской колониза­ции. 1888-1897», 1958; «Южная Африка. Становление сил про­теста. 1870-1924», 1972). В последней книге автор на обшир­ном историческом фоне прослеживает нарастание сил протеста и складывание двух революционных потоков: антирасистского, антиколониального, национально-освободительного и антикапи­талистического, пролетарского.

Проблемы генезиса общественной мысли и политических форм борьбы в английских колониях Западной Африки были разработаны в монографии М. Ю. Френкеля «Общественная мысль британской Западной Африки во второй половине XIX в.» (1977).

Особое значение в исследовании проблем Африки нового времени имело издание обобщающего монографического труда «История национально-освободительной борьбы народов Афри­ки в новое время» (1976).

В середине 70-х годов началось более углубленное изуче­ние исторических связей нашей страны с Африкой. К данной проблематике относятся, например, «Африка глазами наших соотечественников (сборник исторических сведений)» (1974), «Изучение Африки в России (Дореволюционный период)» (1977). В книге А. Б. Давидсона и В. А. Макрушила «Облик далекой страны» (1975) на большом архивном" материале XVIII-XIX столетий воссоздается история познания Россией Южной Африки.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...