История ромула и рема кратко. Герои и легенды

Ромул и Рем — легендарные братья-основатели Рима. По преданию, были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Согласно Титу Ливию, Ромул был первым царём Древнего Рима (753 — 716 гг. до н. э.).

Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.

Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.

Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена борозда, обозначившая границу города. По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.

Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит.

Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.

Древняя история римлян овеяна легендами. Самую широкую известность получила легенда об основателях Рима Ромуле и Реме. Её знал каждый ребёнок. Расскажем и мы несколько легенд этого народа, благодаря которому Европа приобщилась к эллинской культуре.

А.А.Нейхардт

Ромул и Рем. Основание Рима

Изложено по "Римской истории от основания города" римского историка Тита Ливия (59 г. до н. э. - 17 г. н. э.) и "Сравнительным жизнеописаниям" греческого писателя Плутарха (I в. н.э.).

В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея - Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола. Однако убить брата Амулий, не осмелился. Для того, чтобы царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал жрицей богини Весты.

Жрицы этой богини должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и ночь в святилище. Весталка, нарушившая обет чистоты и осквернившая таким образом святость очага Весты, осуждалась на страшную казнь - ее зарывали живой в землю. Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила.

Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери . Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке подошла волчица, у которой недавно родились волчата, чтобы утолить жажду. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом. Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди других детей пастухов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Ромула и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой оппасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Потом они узнали, что их выкормила волчица своим молоком, что дятлы носили им пищу и бурная река пощадила беспомощных младенцев. Тогда братья поняли, что их появление на свет связано с глубокой тайной, которую они разгадать не могут. Внимая рассказу юноши, Нумитор заподозрил, что по возрасту, тайне, окружающей их появление на свет, чудесному спасению близнецы вполне могут быть его внуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал. Пока Рем рассказывал свою историю Нумитору, проникавшемуся к рассказчику все большей лаской и доверием, пастух Фаустул, услыхав, что Рем захвачен слугами царя, и опасаясь коварства Амулия, бросился за помощью к Ромулу. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. На пути к Альба-Лонге из окрестностей города к нему стало присоединяться местное население, ненавидевшее алчного и вероломного царя Амулия, жестоко притеснявшего своих подданных. Жители Альба-Лонги под предводительством Ромула освободили Рема и свергли с престола Амулия. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под благосклонным правлением своего деда. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, - пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. Да и жители города Альба-Лонги не захотели бы принять к себе как равноправных граждан весь тот пестрый сброд, который привел Ромул.

Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм - колыбель великого города Рима). Однако сама мысль о постройке города сразу же вызвала разногласия между столь дружными прежде братьями. Они стали спорить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет называться заложенный город и кто из них станет в нем царствовать. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Рем радостно вскрикнул - он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Спустя мгновение мимо Ромула с шумом, сопровождаемым грозовыми раскатами, пролетело двенадцать коршунов. Братья вновь стали спорить. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Ромул же, поскольку коршунов мимо него пролетело вдвое больше, настаивал на том, что решение богов было вынесено в его пользу. Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступить другому. Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный упорством брата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через ров и насыпанный вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел столь мощных укреплений. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: "Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!" и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.

Похоронив Рема, Ромул самым тщательным образом выполнил предписанный богами обряд основания города. Прежде всего сам Ромул и его спутники прошли очищение священным огнем - каждый из них перепрыгнул через пылающий костер, чтобы с чистыми помыслами приступить к закладке города. Затем Ромул вырыл небольшую круглую яму, куда бросил комок земли, принесенный им из Альба-Лонги, где жили его предки. Точно так же поступили и все остальные. Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля, на которой он собирался жить, стала родной почвой. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Так возник священный очаг нового города, его центр, вокруг которого должны были быть воздвигнуты жилые дома. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Белый бык и белая корова, запряженные в плуг с медным сошником, направляемые Рому
лом в одежде жреца с покрытой головой, медленно вели глубокую борозду. Вслед за Ромулом двигались его спутники, ревностно следя за тем, чтобы комья взрытой лемехом земли были отброшены внутрь проводимой черты. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Такой поступок почитался бы великим бесчестием, и, возможно, Рем поплатился так жестоко именно потому, что совершил его. В тех местах, где должен был находиться вход и выход из города, борозда прерывалась - так обозначалось местонахождение городских ворот. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Ромул, совершивший обряд основания города по всем требованиям религиозных представлений того времени, сделался его первым царем. И дал ему свое имя. Город стал называться Римом (по-латински - Рома).

Примечания:

Согласно другим вариантам сказания о Ромуле и Реме, их мать была заключена в темницу или брошена в реку Тибр. Ее спас бог этой реки Тиберин и сделал Рею Сильвию своей супругой.

А.А.Нейхардт. Легенды и сказания древнего Рима. Изд: "Правда", М., 1987

Добавлено ок. 2006-2007 гг.

10 марта 2019 г.

прощёное воскресенье в православии

1762 г. - в Тулузе подвергся колесованию протестант Жан Каллас, что послужило поводом для начала кампании Вольтера за религиозную терпимость

1957 г. - родился Осама бен Ладен, саудовский шейх, лидер исламской террористической организации «Аль-Каида»

1982 г. - «Парад планет», ожидался Конец Света

Случайный Афоризм

Вы, евреи, мрачный народ. Если бы в Египте так верили, как учит ваша песня, на берегах Нила замер бы смех, богатые попрятались бы в подземельях храмов, а народ, вместо того чтобы работать, укрылся бы в пещерах и тщетно ждал бы там милости богов. У нас другая жизнь. Мы всего можем достичь, но каждый должен надеяться только на себя. Наши боги не помогают трусам. Они опускаются на землю лишь тогда, когда герой, отважившися на сверхчеловеческий подвиг, исчерпает все свои силы.

Болеслав Прус. Фараон

Случайный Анекдот

Сотворил бог мир. Посеял в нем Разумное, Доброе и Вечное. Да только мир он сделал совсем не идеальный, да и сеял абы как, так что все вместе собраться так и не смогло. Вот и получилось, что Разумное И Доброе - не вечно, Доброе И Вечное - неразумно, а Разумное И Вечное - недобро...

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

    Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]

Ромул, лат. - сын бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, сооснователь Ри­ма и первый римский царь.

По отцу Ромул был прямым потомком одно­го из самых могучих богов, по матери - потомком Аскания или Юла, сына пред­водителя троянских поселенцев в Италии - Энея. После падения Трои роду Энея было предназначено править всем троянс­ким народом и (в расширительном истол­ковании этого пророчества) даже всем ми­ром. К тому же Асканий-Юл тоже мог похвастать божественным происхождени­ем: его отец Эней был сыном богини Вене­ры (Афродиты), а прадед Дардан - даже сыном верховного бога Зевса. Таким об­разом, Ромул обладал всеми генеалогическими предпосылками, чтобы стать одной из главных фигур римских мифов и преданий.

Однако, несмотря на столь высокое про­исхождение, Ромул вырос не в царском дворце, а среди пастухов. А мог и вообще не выра­сти, так как двоюродный дедушка Амулий хотел утопить и Ромула, и его брата-близнеца Рема сразу после их рождения. Но боги не допустили смерти невинных младенцев по очень серьезной причине: если Риму было суждено править миром, то, естественно, его нужно было сначала основать, а для этого обязательно нужно было оставить в живых будущих основателей Рима.

Легенда о рождении и спасении Ромула и Рема - одна из самых известных в античном мире. Двенадцатым преемником Аскания-Юла, основателя города Альба-Лонги, был царь Прок, у которого было два сына: старший Нумитор и младший Амулий. По­сле смерти Прока на его трон по праву взошел Нумитор, но вскоре Амулий лишил его власти и изгнал, убил всех его сыновей, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой (жрицей богини Весты), а весталки, как из­вестно, должны были давать обеты девст­венности. Обеты обетами, но Рея Сильвия не устояла перед богом войны Марсом и родила от него близнецов: Ромула и Ре­ма. Узнав об этом, Амулий велел бросить Рею Сильвию в реку Тибр. Та же судьба ждала и ее детей. Слуги положили младен­цев в корзину и отнесли к Тибру. Но река вышла из берегов, поэтому они просто по­ставили корзину на воду и, вернувшись, сказали Амулию, что его приказ выполнен. Однако Рея Сильвия не погибла: речной бог Тиберин не дал ей утонуть и взял ее себе в жены. Не погибли и ее сыновья, так как вода вскоре спала и корзина очутилась на суше.

Плач голодных младенцев привлек к ним внимание волчицы, которая пришла к Тиб­ру напиться воды, и она унесла их в свое логово на холме Палатин. Там она поила их своим молоком, согревала теплом свое­го тела, а дятел, священная птица бога Марса, приносил им мясную пищу. Однаж­ды пастух стад Амулия, Фаустул, увидел волчицу с двумя мальчиками. Дождавшись ухода волчицы, он отнес мальчиков к себе домой и дал им имена Ромул и Рема. Фаустул и его жена Акка Ларенция, у которых было двенадцать сыновей, вырастили Ромула и Рема в статных, крепких юношей, привычных к суровой пастушеской жизни и умевших постоять за себя. Но однажды во время стычки с пастухами бывшего царя Нумитора, пасшими скот на соседнем холме Авентин, Ромул и Рем были побеждены и приведены к Нумитору. Нумитор признал в них своих внуков и без большого труда уговорил их отомстить Амулию. Собрав большой от­ряд своих друзей с Палатина, Ромул и Рем ворвались в Альба-Лонгу, убили Амулия и вернули власть Нумитору.

Узнав о своем царском происхождении, Ромул и Рем захотели стать царями, но в то же время они не собирались лишать деда вла­сти или ждать его смерти. Поэтому решили заложить на холме Палатин новый город, еще больший, чем Альба-Лонга. Однако между ними сразу же разгорелся спор о том, чье имя получит будущий город. Наконец было принято решение положить­ся на волю богов, которая, как принято было считать, особенно надежно угадыва­ется по полетам птиц. Ромул остался на Пала­тине, чтобы наблюдать за небом, а Рем отправился на Авентин с той же целью. Едва придя на место, он тут же увидел в небе шесть коршунов, сообщил об этом прорицателям и потребовал, чтобы его объявили победителем. Однако не успели прорицатели объявить свое решение, как Ромул увидел двенадцать коршунов. Так как усло­вия не были точно оговорены, спор возоб­новился с новой силой: Рем ссылался на то, что первым получил знамение, Ромул - на вдвое большее число птиц. Спор между братьями и их приверженцами перешел в ссору, ссора - в драку, в которой был убит Рем. Согласно другой версии, более распространенной, Рем погиб позже, когда вздумал в насмешку перепрыгнуть через городскую стену, возведенную Ромулом. В ответ разгневанный Ромул убил его со словами, кото­рые должны были стать проклятием для всех будущих врагов Рима: «Так да погиб­нет каждый, кто перепрыгнет через мои стены!» Так или иначе, но город получил имя Рим (Рома) в честь Ромула, который и стал первым его царем.

Первыми жителями города стали бы­вшие друзья Ромула, вместе с которыми он пас скот на Палатине, затем к ним стеклось множество молодых людей из ближайших и более отдаленных поселений Альбы и Латия (в основном это были беглецы, как свободные, так и рабы). Поскольку без жен­щин Рим мог стать только крепостью, но никак не городом, Ромул разослал по окре­стным городам послов с просьбой разре­шить жителям Рима подыскать себе невест в этих городах. Получив повсюду отказ, Ромул прибегнул к хитрости. Он устроил празд­ничные игры в честь бога хлебных запасов Конса (консуалии) и пригласил на них всю округу. На праздник явилось множество гостей, особенно соседних сабинян со сво­ими женами и дочерями. По данному знаку римские юноши бросились к сабинским де­вушкам и похитили их, после чего в сроч­ном порядке сыграли свадьбы (сам Ромул же­нился на сабинянке Герсилии) и позаботи­лись о том, чтобы Рим не остался без пото­мства.

Само собой, сабиняне не смирились с по­хищением своих девушек, и их царь Тит Таций объявил Ромулу войну. Однако во время массового медового месяца жены были привлекательнее для римлян, чем воинские подвиги, и они укрылись под защиту горо­дских стен. Воспользовавшись предатель­ством Тарпеи, сабиняне про­никли в римский Акрополь, и Ромулу и его со­ратникам пришлось бежать из города. Ког­да на другой день он попытался отбить его, сабинянки бросились в гущу сражения и примирили своих отцов и братьев со сво­ими мужьями. После заключения мира ри­мляне и сабиняне объединились в один на­род. Ромул и Тит Таций стали совместно пра­вить государством из Рима, ставшего его центром; после смерти Тация Ромул снова стал править единолично. Он дал Риму законы и могучие укрепления, войску - организа­цию, населению - землю и этим заложил фундамент будущего величия и славы римского государства.

О смерти Ромула сохранились две версии, одну из них смело можно назвать аристократи­ческой, другую - плебейской. Согласно первой, Ромул был заживо вознесен на небо в огненной колеснице Марса во время тра­диционного смотра войск у Капрейских бо­лот (на Марсовом поле у Тибра) 17 фев­раля; год неизвестен. Согласно второй вер­сии, Ромула убили патриции за то, что он пытал­ся ограничить их власть, и римляне тор­жественно похоронили его на Форуме. Обе версии единодушны в том, что после смер­ти Ромул стал богом и принял имя Квирина. Под этим именем Ромул охранял город, кото­рый он основал, и населявший его народ - до тех пор, пока римляне не перестали почитать Ромула как своего бога.

Согласно римской исторической тради­ции, которая охватывает, конечно же, и ле­генды, и предания, Ромул заложил Рим где-то в середине 8 в. до н. э.; в 1 в. до н. э. римляне приняли расчеты ученого-энциклопедиста М. Т. Варрона, согласно которым Рим был заложен 21 апреля третьего года шестой олимпиады. Исходя из этого, ис­торик Дионисий Эксигий вычислил в 6 в. н. э., что Рим был основан в 753 г. до н. э.

После Ромула в Риме сменилось шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Суперб (Гордый), ко­торого в 510 г. до н. э. римский народ низложил и изгнал из Рима. Многие со­временные исследователи считают этих ца­рей историческими личностями, хотя их об­разы и окутаны дымкой мифов. Однако в целом история римских царей (и ранней Республики) остается легендарной, а Ромул - мифической личностью. Любопытно, что именем Ромула история античного Рима не только начинается, но и заканчивается. По­следний римский император сочетал в своем имени имя первого легендарного римского царя и первого исторического римского императора. Звали его Ромул Августул (т. е. дословно - «Ромул Императорчик, или Императришка» - так его прозвали за несамостоятельность и короткий срок пра­вления). Его лишил власти предводитель восставших германских наемников из пле­мени скиров Одоакр в 476 г. н. э. Этот год падения Западной Римской империи фор­мально считается водоразделом древних веков и средневековья.

Что касается основания Рима Ромулом и Ремом, то, по-видимому, Рим вообще не был «ос­нован». Скорее всего, он возник в резуль­тате слияния латинских поселений, жители которых со временем подчинили себе са­бинские и другие поселения на территории нынешнего Рима. Судя по археологическим находкам, древнейшее поселение на земле Рима можно датировать примерно 10 в. до н. э. Следы его были найдены на холме Палатин - это согласуется с данными ми­фологии и римской традиции. Имя «Рим» (на латыни и на италийском - «Рома»), очевидно, этрусского происхождения, а из него, наверное, выведено имя Ромул.

Предания об основании Рима обрабаты­вали в древние века Квинт Энний в «Ан­налах» (3-2 вв. до н. э.), Тит Ливий в «Истории» (1 в. до н. э.), Овидий в «Ме­таморфозах» и «Фастах», у греков - Полибий, Дионисий Галикарнасский и Плу­тарх.

Широко известна бронзовая скульптур­ная группа «Капитолийская волчица»: ста­туя самой волчицы - этрусская работа начала 5 в. до н. э., а в 15 в. Поллайоло выполнил фигурки Ромула и Рема, дополнившие эту скульптуру. «Ромул и Рем с волчицей и па­стухами» изображены на рельефном алтаре 125 г. н. э., найденном и хранящемся в Остии. Из живописных изображений нуж­но отметить цикл фресок «Основание Ри­ма» д’Арпииа (начало 15 в.), картины «Ромул и Рем с волчицей» Рубенса (1607-1608), «Ромул после победы над Акроном» Энгра (1812). Похищение сабинянок и последовавшие за этим события - тема картин «Похищение сабинянок» и «Примирение римлян с саби­нянами» Рубенса (1632-1640), «Похищение сабинянок» Пуссена (1635), большого поло­тна «Сабинянки, останавливающие сраже­ние между римлянами и сабинянами» Да­вида (1799), «Похищение сабинянок» Пи­кассо (1962, Национальная галерея в Пра­ге); из статуй назовем «Похищение саби­нянки» Джамболоньи (1559).

Ромул и Рем - главные герои опер Кавалли (1645) и Берка (1829).

Так называемая «гробница Ромула» в севе­ро-западной части Форума, обнаруженная при раскопках в 1899 г., удивительно близ­ка к ее описаниям у древних авторов, но в лучшем случае представляет собой толь­ко кенотаф (т. е. пустую, символическую могилу). Храм Ромула в юго-восточной части Форума, построенный в 4 в. н. э., назван так не в честь мифического основателя Рима, а в честь сына императора Максенция. А так называемая «хижина Ромула» (или «хижи­на Фаустула») на холме Палатин, которая была бы тесноватой для шестнадцати чело­век даже в эпоху основания Рима, - не более чем приманка для туристов, так же как и волчица, которую содержит на Капи­толии римский сенат в память о чудесном спасении Ромула и Рема.

Альба Лонга и ее цари. После смерти Энея правителем Лавинии стал его сын Юл. Шло время. Население города росло и росло. Тогда решил Юл найти хорошее место и построить еще один город, свой собственный. И вот у подножия Альбанской горы заложил он новое поселение, которое протянулось вдоль горного хребта и получило название Альба Лонга (“Длинная Альба”). Стали в ней править потомки Юла, и спокойно длилось их царствование год за годом, десятилетие за десятилетием.

Триста лет прошло с той поры, как Эней прибыл в Италию. В Альба Лонге правил в это время царь по имени Нумитор. По обычаю, получил он власть после смерти отца. Но был у него младший брат Амулий, человек жестокий и коварный. Завидовал он Нумитору и сам хотел стать царем. В конце концов ему удалось свергнуть брата и захватить престол. Сам Нумитор не стал бы затевать борьбу за власть, но у него подрастали сыновья, которые могли потребовать возвращения им власти, коварно отнятой у отца. Истребил Амулий всех сыновей брата, а его дочь, Рею Сильвию, сделал весталкой, чтобы не могла она завести семью и детей: ведь ее сыновья тоже имели бы право на власть.

Рождение Ромула и Рема. Но все вышло не так, как хотелось коварному Амулию. Родила Сильвия двух мальчиков-близнецов, а на вопрос, кто их отец, ответила: “Грозный Марс, бог войны”. Рассвирепел Амулий и приказал своим рабам положить детей в корзину и бросить в реку, а Рею Сильвию — заковать в цепи и заточить в темницу.

Все исполнили рабы так, как велел жестокий царь. Но не утонула корзина с мальчиками, медленно поплыла она по волнам и через некоторое время прибилась к берегу. Громко плакали в ней дети: начал их мучить голод. На этот плач прибежала из леса волчица. Она облизала малышей, а потом накормила своим молоком. Но у нее были волчата, и близнецам молока не хватало. Тогда их начал подкармливать лесными ягодами пестрый дятел. Так заботился о своих сыновьях Марс: ведь и дятел, и волчица были посвященными ему животными. А вскоре нашел малышей добрый пастух Фаустул, забрал в свою хижину и растил, как собственных детей. Назвали мальчиков Ромул и Рем.

Капитолийская волчица

Ромул и Рем возвращают власть своему деду. Шли годы. Выросли близнецы, стали сильными и красивыми юношами. Они пасли стада, загорали под палящим солнцем, занимались физическими упражнениями; во всем можно было положиться на них. Часто доказывали они свою с илу и ловкость и в мирных состязаниях, и в схватках с нападавшими на стада разбойниками. Скот, который пасли Ромул, Рем и другие пастухи, принадлежал Амулию. У его брата Нумитора, который был еще жив, тоже были свои стада и свои пастухи. И вот однажды завязалась между ними драка. Пастухам Нумитора удалось схватить Рема, связать его и доставить к хозяину. Увидел Нумитор Рема, и почему-то дрогнуло его сердце. Ласково стал он расспрашивать юношу о его детстве, отце — и рассказал тот все, что слышал от Фаустула.

Понял Нумитор, что судьба вернула ему внуков. Позвали Ромула, и узнали юноши от деда тайну своего рождения. Решили они покарать Амулия. Дело было правое; ненавистного всем тирана они вскоре свергли и убили. Снова их дед стал правителем. Мать Ромула и Рема к тому времени умерла в темнице, ничто не держало их в Альба Лонге. В память о своем чудесном спасении решили они основать новый город, на том самом месте, где их когда-то нашел Фаустул — на холмах вблизи реки Тибр.

Основание Рима. Пришли братья на холмы, стали выбирать, на каком именно начинать строительство. Ромулу больше нравился Палатинский, Рему — Аветинский. Решили они сесть каждый на свой холм и ждать божественного знамения. Скоро увидел Рем, что кружат над его холмом шесть коршунов, обрадовался: “Мне боги велят основать город! Он будет носить мое имя!” Но в этот момент появились коршуны и над Ромулом, и не шесть, а целых двенадцать! Все сочли такое знамение более благоприятным.

По обычаю, нужно было запрячь в плуг быков и пропахать борозду вдоль будущих стен; и если будут правильно совершены все обряды — никакой враг никогда не переступит черты, не войдет в город. Приступил Ромул к совершению обрядов. Мрачно смотрел на это Рем; досадно было ему, что на Палатине, а не на Авентине возникает город. Все больше и больше распалялся он яростью, и, наконец, в бешенстве воскликнул: “Да через эти стены переступит даже младенец!” и несколько раз переступил борозду с одной стороны на другую.

Безрассудным и греховным был этот поступок: ведь Ромул отвечал за судьбу нового города и обязан был отомстить за его поношение. Страшное дело свершилось: выполняя свой долг перед гражданами будущего города, схватил Ромул меч и заколол брата со словами: “Да погибнет так каждый, кто осмелится насилием нарушить границы моего города!” Затем Ромул завершил обряды и назвал город своим именем — Рома, город Ромула (по-русски, Рим).

Похищение сабинянок. Город возник, но жить в нем было некому; стал Ромул приглашать в него всех желающих. Много пришло туда народу, да вот беда — не оказалось среди них женщин! А какой дом может существовать без хозяйки? Решил Ромул добыть жен для жителей своего города. Однако слава у Рима была дурная — собирались в город разные люди, среди них и грабители, и преступники, и бродяги. Никто не хотел отдавать своих дочерей таким людям в жены. Тогда Ромул объявил, что устраивает большие торжества с играми и гуляниями, и разослал приглашения всем соседям. Много гостей собралось в Риме. Больше всего среди гостей оказалось сабинян. Женщины этого племени славились своей красотой. Прямо на улицах накрыли столы, вынесли сосуды с вином — и пошло веселье! Потом все перешли на поле, где должны были проходить игры.

И тут Ромул снял с себя красный плащ, а потом опять надел его: так он подал условный знак своим людям. Как стая коршунов, набросились они на женщин, пришедших на празднество вместе с отцами и мужьями, стали хватать их и утаскивать домой как военную добычу. Растерялись мужчины-гости: нападения они не ждали, оружия с собой не взяли, поэтому и сопротивления оказать не смогли. Разбежались они, оставив женщин в руках победителей. Так каждый житель Рима и приобрел себе жену; вскоре появились в новом городе первые дети.

Война Рима с соседями. Оскорбленные и пострадавшие соседи не могли смириться со случившимся. Объединили они свои силы и пошли на Рим войной. Во главе встало племя сабинян: среди похищенных больше всего оказалось женщин этого племени. Даже Ромул взял себе в жены сабинянку. Предводителем войска стал царь Тит Таций. Вторглось оно в римские земли, стало разорять их беспощадно. Только Рим взять не удавалось. И тогда решили подкупить какую-нибудь женщину, чтобы она тайно впустила отряды в город. Нашли такую — по имени Тарпея. Каждый сабинский воин пообещал дать ей то, что носит на левой руке. Думала предательница про золотые браслеты, но кроме них, носили сабиняне на левой руке тяжелые щиты. И входя в город, бросали вероломной женщине браслет, а вслед — щит. Так и погибла она под “подарками”.

Ворвались сабиняне в город, стали разбегаться во все стороны растерянные римляне. Лишь молитва Ромула, обращенная к Юпитеру, позволила остановить бегство. Началось решающее сражение.

Ромул и Таций заключают мир. Но в разгар боя появились на поле сабинские женщины. Не могли они перенести того, что на одной стороне гибнут их отцы и братья, а на другой — мужья; в траурных платьях, с распущенными волосами, прижимая к себе детей, стали они посреди поля и заголосили: “Не хотим мы терять ни отцов, ни мужей! Лучше обратите гнев против нас! Ведь это мы — причина войны!”

Образумились сражающиеся, опустили оружие. Вышли навстречу друг другу Ромул и Таций и заключили мир. Объединились два народа, поселились вместе, и стали править ими два царя; когда же умер Таций, обоими народами стал править Ромул.

Долго правил он, и возрастала слава Рима. Однажды проводил Ромул смотр войск, и вдруг разразилась сильная гроза; загремел гром, засверкали молнии, окутала землю тьма. А когда она рассеялась, обнаружили римляне, что их царь исчез,— исполнив предначертанное судьбой, покинул Ромул землю и был вознесен на небо. С того дня римляне чтили Ромула как своего бога-покровителя под именем Квирина, а себя называли квиритами.

По одной из версий истории основания Рима произошло следующее. После гибели древней Трои, немногие защитники города сумели спастись. Возглавлял их тот самый Эней – «парубок моторный». Беглецы долго скитались по морю на своих кораблях. И после долгого путешествия, наконец-то, смогли пристать к берегу. На берегу они увидели устье широкой реки, впадавшей в море. По берегам реки раскинулся лес и густой кустарник. Чуть дальше под голубым небом раскинулась плодородная равнина, освещенная ласковым солнцем.

Измученные долгой дорогой троянцы приняли решение высадиться на этот гостеприимный берег и поселится на нем. Этим берегом оказался берег Италии. Позже сын Энея основал на этом месте город Альба-Лонга

Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. Нумитору не очень повезло с близким родственником. Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место. Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя. А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в . Но, несмотря на то, что у жриц не должно быть потомства, Рея Сильвия в скором времени родила мальчиков близнецов. По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс.

Узнав обо всем, Амулий сильно разгневался и приказал убить Рею Сильвию, а новорожденных выбросить в . Раб, выполнявший приказ, понес детей к реке в корзине. В это время на Тибре были большие волны из-за сильного половодья, и раб побоялся зайти в бушующую реку.

Он оставил корзину с детьми на берегу в надежде, что вода сама подхватит корзину, и близнецы утонут. Но река лишь отнесла корзину ниже к Палатинскому холму, а вскоре и половодье закончилось.

Волчица

Вода ушла, а мальчики выпали из упавшей корзины и стали плакать. На детские крики к реке вышла волчица, недавно потерявшая своих щенков. Она подошла к детям и материнский инстинкт пересилил инстинкт хищника. Волчица облизала детей и напоила их своим молоком. В наше время установлен в музее , он является символом Рима.

Кто воспитал Ромула и Рема

Позже мальчиков заметил царский пастух. Он подобрал детей и воспитал их. Пастух назвал близнецов Ромулом и Ремом. Дети росли на природе и стали сильными и ловкими воинами. Когда Рем и Ромул выросли, названый отец раскрыл им тайну их рождения. Узнав тайну своего происхождения, братья решили вернуть престол деду Нумитору. Они собрали себе по отряду и направились к Альба-Лонге. Коренные жители города поддержали восстание Ромула и Рема, так как Амулий был очень жестоким правителем. Так, благодаря горожанам, внуки смогли вернуть престол своему деду.

Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора. Они направились в сторону Палатинского холма, к тому месту, где их когда-то нашла волчица. Здесь они решили построить собственный город. Однако в процессе решения: «где строить город?», «чьим именем его назвать?» и «кому править?», между братьями разгорелась очень сильная ссора. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь. Ромул разгневался и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города!».

Основание Рима

Затем Ромул заложил на этом месте город, начав с глубокой борозды, отмечавшей границы города. И назвал он город в свою честь – Римом (Roma). В начале, город был лишь группой бедных хижин из глины с соломой. Но Ромул очень сильно хотел увеличить численность населения и благосостояние своего города. Он привлекал к себе изгнанников и беглецов из других городов и совершал военные набеги на соседние народы. Чтобы женится, римлянин должен был украсть себе жену в соседнем поселении.

Похищение сабинянок

Предания гласят, что однажды в Риме были организованы военные игры на которые были приглашены соседи с семьями. В разгар игр взрослые мужчины бросились к гостям и, схватив девушку, убегали.

Так как большинство похищенных относились к племени сабинян, произошедшее стало известно в истории как Похищение сабинянок. Благодаря похищенным женщинам, Ромулу удалось объединить сабинян и римлян в одно целое, расширив, таким образом, население своего города.

Развитие древнего Рима

Шли годы, десятилетия и века. Рим развивался и дал основу для самой могущественной из древних цивилизаций – Древнему Риму. Когда Древний Рим находился на пике своего могущества, его власть, культура и традиции распространились на большую часть Европы, северной Африки, Ближнего Востока и Средиземноморья. И сердцем этой государства была Италия.

Древний Рим создал основу для развития европейской цивилизации.

Благодаря нему появились некоторые уникальные архитектурные формы, римское право и многое другое. Также именно на территории Римской империи зародилось новое вероучение – христианство.

Столица Италии не один раз пережила периоды как упадка, так и возрождения. В этом Вечном городе, стоящем на семи холмах, гармонично соединились различные эпохи с их разнообразием стилей. Древность и современность, определенная свобода и религия создали многоликий образ великого города. В современном Риме руины старинных храмов, величественные соборы, роскошные дворцы соседствуют с рекламой популярных фирм на бигбордах и фасадах домов, многочисленными торговыми точками с их крикливыми торговцами.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...