Инновационные формы применения здоровьесберегающих технологий студентов. Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)

Тема нашего семинара: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»/слайд 1,2/

Наш детский сад является одним из самых больших детских садов дошкольного образования г. Липецка. В д/с функционирует 16 групп, из них 13 групп дошкольных и 3 группы раннего возраста. Ежегодно наш детский сад в среднем посещают 440 воспитанников./слайд 3/

Так как направление физическая культура и оздоровление является приоритетным нашего д/с, основной задачей работы коллектива на данном этапе является:

1. Осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей;

2. Оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительных технологий, через становления у детей позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

3. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания через использование инновационных здоровьесберегающих технологий;/слайд 4/

Работу по здоровьесохранению детей дошкольного возраста коллектив строит на следующих принципах:

Системность и последовательность реализации здоровьесберегающих технологий;

Сознательность и активность каждого субъекта образовательного процесса (дети, педагоги, родители);

Непрерывность здоровьесберегающего процесса;

Доступность технологии детям;

Учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка; / слайд 5/

Мы выработали такие правила здоровьесбережения:


Соблюдение режима, больше движения, правильное питание, как можно больше положительных эмоций, прочь уныние и тоску, пожелание себе и окружающим только добра!//слайд 6/

Все здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании можно разделить на следующие виды:

1. Медико – профилактические;

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

3. Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;

4. Здоровьесбережение и здоровьеобогащения педагогов;

5. Физкультурно – оздоровительные технологии;

6. Валеологическое просвещение родителей; /слайд 7/

Предлагаю Вам рассмотреть каждый вид здоровьесберегающих

технологий.

1. Медико – профилактические технологии или как их еще называют лечебно - профилактические - это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:

Организация мониторинга здоровья дошкольников;

Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

Организация и контроль питания детей;

Организация и контроль физического развития и закаливания дошкольников;

Организация профилактических мероприятий;

Организация контроля и помощь в обеспечении требований СаНПиНа;

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ./ слайд 8/

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это

прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Один из принципов таких технологий является учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе развития и воспитания. Построения педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью./слайд 9/

3. Технологии обеспечения социально – психологического

благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье ребенка – дошкольника. В нашем детском саду основной задачей является обеспечение эмоциональной комфортности и позитивное психологическое самочувствие ребенка, в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально – эмоциональному благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается педагог - психолог посредством специально организованных занятий с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. /слайд 10/

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения

педагогов дошкольного образования - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности педагогов и родителей./слайд 11/


Технологии валеологического просвещения родителей – папки – передвижки, стендовая информация, беседы, совместные мероприятия и пр. / слайд 12/

И самый основной и важный вид всех здоровьесберегающих технологий - это

5. Физкультурно – оздоровительные технологии , которые непосредственно направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

Развитие физических качеств;

Двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

Закаливание;

Оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн);

Воспитание привычки к повседневной физической активности и забота о здоровье и др./ слайд 13/

Реализацию данных технологий осуществляет инструктор по ф/к и воспитатели в условиях специально организованных форм оздоровительной работы в детском саду. Отдельные приемы данных технологий широко используются воспитателями в разных формах организации образовательного процесса: в непосредственно образовательной деятельности , прогулках, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей.

Всю работу по реализации здоровьесберегающих технологий мы строим на основе:

Медицинских показаний и распределения детей по группам здоровья. В 2011/12 учебном году дети распределены по группам здоровья следующим образом /слайд 14/:

Количество детей

Анализа основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия) детей старшего дошкольного возраста (176 детей) по данным диагностического обследования педагога – психолога ДОУ /слайд 15/

Уровень

Развитие психических процессов

Память

Восприятие

Внимание

Мышление

слухо-вая

зритель-ная

целостное

устойчивое

Не устойчивое

Наглядно - образное

логическое

Уровня физической подготовленности детей по данным мониторинга инструктора по ф/к / слайд 16/

Количество детей

На основании этих показаний возникает необходимость внедрения в систему работу д/с здоровьесберегающих технологий разной направленности.

Вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей постоянно держится на контроле и организовано таким образом, чтобы оно

· Обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие

· Помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья.

· Приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни. /слайд 17/

Все инновационные физкультурно – оздоровительные технологии условно можно разделить на три категории:

1. Технологии обучения здоровому образу жизни.

2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

3. Коррекционные технологии / слайд 18/

Технологии обучения здоровому образу жизни

Я перечислю те здоровьесберегающие технологии, которые уже внедрены в практику работы каждого детского сада. К ним относятся:

1. Непосредственно образовательная деятельность в области «Физическая культура» - организованная форма физического развития. Проводится инструктором по физической культуре во всех группах в соответствии с требованиями программы, в разных формах: игровые, подгрупповые, индивидуальные, тренировочные, соревновательные и пр.

2. Непосредственно образовательная деятельность в области «Здоровье» - деятельность по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится воспитателем, инструктором по физической культуре. Здоровье является интегрированной формой работы с такими видами деятельности, как физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности , валеология.

3. Спортивные развлечения, праздники.

4. Утренняя гимнастика. /слайд 19,20/

5. Оздоровительная работа в бассейне - занятия плаванием занимают особое место в физическом развитии, развитии и укреплении здоровья дошкольников. Плавание помогает сформировать физические качества и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма, улучшается адаптация к водной среде. Вода дает сильный оздоравливающий эффект. В своей работе мы используем элементы аквааэробики, синхронного плавания , гендерный подход в обучении плаванию детей. Работает секция «Танцы на воде». /слайд 21,22,23/

Так же в практике работы мы используем и другие технологии, на которых остановимся более подробно

6. Гимнастика ДО-ИНЬ – комплексы движений для мышц и суставов с элементами самомассажа с ярко выраженным тонизирующим эффектом. Используется инструктором по ФК в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре со старшими дошкольниками./слайд 24,25/

7. Оздоровительная технология «БОС-здоровье – учимся и оздоравливаемся» - данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация.

На примере оздоровительной технологии «БОС – здоровье» мы расскажем об этапах внедрения всех инновационных здоровьесберегающих технологий в нашем д/с. / слайд 26/

Занятия здоровья, так мы их назвали, - наиболее современная технология оздоровления (с использованием компьютеров), которая применяется для обучения детей навыкам здоровья. Цель таких занятий – формирование у детей навыка правильного дыхания./слайд 27/

Данная технология в нашем детском саду используются частично, в коррекционных (логопедических) группах, т. к в них маленькое количество детей, на занятиях с учителем - логопедом для развития речевого дыхания и на занятиях по физической культуре. Приобретение дорогостоящего оборудования для полноценного использования данной технологии в настоящее время не считается возможным.

В 2010 году на основе экспериментальной деятельности в педагогический процесс, нашего дошкольного учреждения внедрена данная оздоровительная технология.

Идея эксперимента состоит в том, что в результате использования в практике работы ДОУ здоровьесберегающей технологии по методу биологической обратной связи (БОС) происходит формирование у детей положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни, оздоровление организма и снижение заболеваемости, улучшение психоэмоционального состояния./слайд 28/

В процессе реализации данной оздоровительной технологии главной и основной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, путем формирования у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, так как диафрагмальное дыхание, т. е. дыхания «без усилий» или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека. / слайд 29/

Исходя из диагностических показателей психофизического состояния

детей в начале учебного года мы сформировали группу детей старшего дошкольного возраста, имеющих 2 и 1 медицинскую группу здоровья в количестве 12 человек. 1 группа - здоровые дети, 2 группа – дети, имеющие незначительные отклонения здоровья, например кариес, ЛОР – заболевания, желудочно – кишечного тракта и др., т. е. дети, не имеющие серьезных отклонений, но наблюдающиеся у врача;

Целостный процесс обучения мы разделили на 4 этапа:

1 этап – обучающий.

Включает теоретическую часть. Проведение семинара для педагогов и специалистов, имеющих непосредственное отношение к данной группе детей с целью ознакомления с методикой оздоровительной технологии и формирования навыка диафрагмального дыхания «без усилий».

Практическая часть. Обучение методике проведения занятий с использованием имеющегося программно-методического обеспечения по данной оздоровительной технологии./ слайд 30,31/

2 этап – внедрение в педагогический процесс экспериментальной группы детей занятий здоровья (планирование работы на месяц и включение в сетку занятий)./слайд 32,33/

СЕТКА ЗАНЯТИЙ на 2010/11 учебный год

(старшая группа)

Понедельник

1. Занятие здоровья + социальный мир (1 неделя);

1. Занятие здоровья +

обучение грамоте (2 неделя);

1. Занятие здоровья+ развитие речи (4 неделя);

2. Музыка;

3. Бассейн

1. Занятие здоровья +математика (3 неделя)

2. Рисование

1. Природа;

руч. труд;

3. Физ-ра (в);

3 этап – работа с родителями. Проведение группового родительского собрания и индивидуальных консультаций с целью повышения уровня компетентности родителей в области использования здоровьесберегающей технологии «БОС – здоровье». Постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях./слайд 34/

4 этап предполагает проведение промежуточной и итоговой диагностики, подведение результатов экспериментальной деятельности.

Для того чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия , а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях . /слайд 35/

Занятия Здоровья в данной группе проводились 1 раз в неделю по подгруппам в 6 человек. Длительность таких занятий зависела от индивидуальных психофизических возможностей ребенка и составляла от 15 до 25 мин. Длительность устанавливалась индивидуально для каждого совместно с педагогом – психологом и медицинской сестрой.

Занятия Здоровья комплексно вошли в такие разделы программы, как «Познание» (ФЭМП) и «Коммуникация». Занятия планировались педагогом в соответствии с темой занятия по математике, обучению грамоте, познавательному развитию. При проведении Занятий Здоровья не только использовалась данная здоровьесберегающая технология, но и решались программные задачи. Инструкция по проведении дыхательной гимнастики имеется в электронном пособии программно – методического обеспечения.

Работая по данной технологии мы выявили:

Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья /слайд 36/

ДАС (уд/мин)

Оценка здоровья

Необходимым условием реализации технологии БОС на занятиях явилось включение игры с целью мотивации дошкольника, так как игра в дошкольном детстве является ведущим видом детской деятельности.

В процессе экспериментальной работы в декабре была проведена промежуточная диагностика, а в апреле итоговая диагностика детей по таким критериям:

1. Заболеваемость в сравнении с отчетным периодом прошлого года;

2. Уровень внимания детей;

3. Мотивация детей к занятиям Здоровья.

Декабрь 2010 г." href="/text/category/dekabrmz_2010_g_/" rel="bookmark">декабре 2010 - 1.5, что показывает снижение заболеваемости на 0.3 детодня пропуском одним ребенком.

В апреле 2010 года (за учебный год) заболеваемость составила 2.4 детодня пропуска одним ребенком по болезни, в апреле 2011 года - 1.7, что показывает снижение заболеваемости на 0.7 детодня пропуском

одним ребенком по болезни./слайд 37/

https://pandia.ru/text/78/465/images/image003_39.gif" align="left" width="405" height="200 src=">На начало 2010/11 учебного года уровень мотивации детей к занятиям Здоровья составлял 45 %, к середине учебного года он увеличился на 7 % и составил – 52 % на конец учебного года уровень мотивации к занятиям составил 61 %, что на 16 % выше, чем на начало года./слайд 39/

Так же были подведены:

Промежуточные и итоговые результаты занятий «БОС – Здоровья»

Оценка здоровья в баллах

Количество человек (%)

Количество человек (%)

Количество

Человек (%)

Начало обучения

Середина обучения

Конец обучения

В начале обучения низкую оценку здоровья имели 6 детей, к середине обучения только 1 ребенок, на конец обучения оценку «1», «2» не показал ни один ребенок./слайд 40/

Таким образом, можно сделать вывод, что применение здоровьесберегающей технологии «БОС – здоровье» - учимся и оздоравливаемся» положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание, снижает заболеваемость, повышает мотивацию к образовательной деятельности, использование электронных пособий содействует интеллектуальному развитию ребенка.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Наряду с общеизвестными технологиями, такими как

1. Физминутки .

2. Подвижные и спортивные игры

3. Пальчиковая.

4. Бодрящая гимнастика.

5. Ритмопластика.

6. Релаксация.

/ слайд 41,42/

Коллектив нашего ДОУ использует и такие технологии как:

1. Стретчинг(игровой) – специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов. Проводится хореографом , музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре в основной и дополнительной образовательной деятельности по физическому развитию начиная со средней группы./слайд 43, видеоролик 44/

2. Дыхательная гимнастика – специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. Проводится во всех группах в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Мы используем:

Элементы дыхательной гимнастики по; /слайд 45,46/

Упражнения очистительного дыхания, составленные на основе древнекитайских оздоровительных систем, которые не только способствуют регуляции дыхательной функции организма, а также оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, снимают усталость;/слайд 47,48/

Упражнения закаливающего носового дыхания, которые повышают устойчивость организма ребенка к перепадам температуры, инфекциям, недостатку кислорода./слайд 49,50/

3. Комплексы оздоровительного танца Степ-Данс – система упражнений, включающая упражнения лечебной физкультуры, упражнения направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, суставная гимнастика, упражнения на степ-платформах и фитбол-мячах, танцевальные упражнения и ритмические танцы. Проводится инструктором по физической культуре в различных формах физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками. Комплекс мы посмотрим чуть позже, в котором мы увидим многие элементы здоровьесберегающих технологий./слайд 51/

Коррекционные технологии

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, в нашем детском саду внедрили в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении.

Арттерапия – это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные нестабильности и настроения, тревоги. Особенно полезна и необходима арттерапия детям, имеющим личностные проблемы, а именно проблемы общения. Арттерапия относится к технологии личностно – ориентированного воспитания. / слайд 52/

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:

1. Технология музыкального воздействия (музыкотерапия).

2. Сказкотерапия.

3. Игротерапия.

4. Проблемно-игровые игротренинги – система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию. Используются в свободное время , можно во второй половине дня во всех группах. Деятельность организуется незаметно от ребенка, посредством включения педагога в процесс игры./слайд 53/

5. Психогимнастика по методике используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей и взрослых. /слайд 54,55/

6. Цветотерапия или технология взаимодействия цветом – это наука, изучающая цвета, ведь издавна цвету приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Данная технология применяется в нашем детском саду на основе «Сухого дождя» (шатер из разноцветных лент или елочный дождик), расположенных от теплых тонов к холодным) /слайд 56, видеоролик 57/

7. Смехотерапия - смех - это природный механизм выживания и оздоровления, обладает огромным оздоравливающим эффектом для физического тела и психики. Известно, что мозг во время смеха вырабатывает эндорфины – «гормоны счастья», которые мощно воздействуют на иммунную систему. При смехе улучшается работа сердечно – сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, вырабатываются антистрессовые гормоны. Смехотерапия направлена на возвращение природного, естественного смеха, который снимает напряжение в теле и освобождаются подавленные эмоции.

Данная технология применяется в нашем д/с во 2 пол. дня ежедневно и обозначена в плане как «Минутка Смеха». Педагоги имеют подборку юмористических рассказов, стихов, видеороликов, мультфильмов для работы с детьми /слайд 59,59/.

8. Песочная терапия - рисование песком, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, тревожность, привести в равновесие внешний и внутренний мир, очень хороша для снятие агрессии у детей, для детей с проблемами в общении, неуровновешенной нервной системой. /слайд 60,61/

Планируя любую здоровьесберегающию технологию, мы выделяем:

Время проведения в режиме дня;

Возраст детей;

Формы работы;

Особенности методики проведения. /слайд 62/

Внедрение и реализация инновационных здоровьесберегающих технологий происходит в тесной взаимосвязи всех структурных подразделений дошкольного учреждения. Предлагаем Вашему вниманию модель управления образовательным процессом по реализации здоровьесберегающих технологий в нашем дошкольном учреждении. /слайд 63/

Модель управления образовательным процессом по реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ № 6

Заведующая ДОУ – направление работы:

Создание безопасных, санитарно – гигиенических условий пребывания каждого ребенка в д/с.

Организация всего здоровьесберегающего пространства, распределение функциональных обязанностей между членами педагогического коллектива;

Организация повышения квалификации кадров;

Организация развивающей предметной среды;

Решение финансовых вопросов в развитии средств физической культуры и оздоровления (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов и т. д.);

Работа с родителями по выполнению целей и задач физического воспитания;

Координация работы с другими учреждениями (школой, городскими кружками и секциями и пр.)

Заместитель заведующей по УВР – направление работы:

Ознакомление коллектива с существующими здоровьесберегающими технологиями;

Выбор методов и приемов (совместно с педколлективом);

Определение места здоровьесберегающей технологии в общем образовательном пространстве ДОУ, его связи с другими направлениями;

Контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей, реализация интегрированного подхода в оздоровлении детей;

- мониторинг деятельности всего педагогического коллектива за год – реализация программы, реализация программ дополнительного образования , открытые занятия, выступления на педагогических советах, семинарах, консультациях, работа в творческой группе, участие в работе городских методических объединений, семинарах, участие в конкурсах, в том числе и городских (областных) и их результативность;

Участие в мониторинге физического развития и анализ ее результатов;

Проведение консультаций, семинаров для всего коллектива;

Участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

Участие в распространении опыта работы ДОУ;

Обобщение результатов работы;

Организация работы с родителями по данному направлению;

Педагог – психолог – направление работы:

Психологическая поддержка работы в данном направлении;

Реализация коррекционных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;

Участие в мониторинге;

Посещение НОД с целью определение особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т. д.);

Работа с родителями;

Медицинский персонал - направление работы:

Организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

Организация мониторинга здоровья дошкольников;

Организация питания;

Организация лечебно – профилактической работы с детьми и сотрудниками;

Контроль за физическим развитием и оздоровлением;

Инструктор по физической культуре – направление работы:

Выбор, изучение, опробация и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

Включение в занятия определенных физических упражнений, танцевальных движений, подвижных игр и других форм работы с учетом целей и задач физического воспитания;

Участие в утренниках, праздниках, развлечениях;

Музыкальный руководитель, хореограф – направление работы:

Согласование своей программы с программой музыкального руководителя и воспитателей с целью интеграции деятельности;

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий арттерапии.

Участие в детских городских (областных) конкурсах детского творчества;

Педагог дополнительного образования по ИЗО – направление работы:

Закрепление содержания занятий в рисовании;

Использование коррекционных инновационных здоровьесберегающих технологий,

Координация своей программы с программой воспитателей;

Учитель – логопед – направление работы:

Согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

Использование коррекционных инновационных здоровьесберегающих технологий, технологий стимулирования и сохранения здоровья.

Воспитатель – направление работы:

Разработка и осуществление отдельных проектов, в рамках физического развития;

Планирование работы по физическому развитию и оздоровлеию.

Использование здоровьесберегающих технологий в разных формах организации образовательного процесса: в непосредственно образовательной деятельности, прогулках, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей.

Создание условий для физического воспитания в группах: организация уголка Здоровья, дорожек движения, изготовление оборудования и пр.

Работа с родителями в системе физического воспитания;

Участие в мониторинге детей;

В нашем дошкольном учреждении так же разработана модель формирования, развития и сохранение здоровья дошкольника /слайд 64/

Модель формирования, развития и сохранения здоровья дошкольника в ДОУ № 6

Буклет" href="/text/category/buklet/" rel="bookmark">буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?» и т. д.;

Дни открытых дверей (тренинги, практикумы), а так же реализация общесадовских и групповых проектов: «Быть здоровым хочу!», «Волшебная страна Здоровья», «Мой друг – волшебный мяч!» и др./слайд 65/

Каждая здоровьесберегающая технология заняла прочное место в гибком режиме дня детского сада: утренняя гимнастика – утренний отрезок времени, релаксация – при проведении НОД, закаливающие процедуры – 1 пол. дня – бассейн, 2 пол. дня – бодрящая гимнастика, на занятиях ф/к, хореографии, музыка – стретчинг, дыхательная гимнастика в совместной деятельности, в работе педагога – психолога и педагога дополнительного образования – арттерапия, песочная терапия, игротерапия в течение дня в совместной и самостоятельной деятельности, смехотерапия – 2 пол. дня и т. д./слайд 66/

Подводя итог моего выступления можно сделать вывод, что реализацию любой здоровьесберегающей технологии необходимо начинать после того, как будет получена полная информация о состоянии здоровья и уровне развития каждого ребенка. Эффективность здоровьесберегающих технологий во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а так же от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

Применяя в своей работе здоровьесберегающие технологии, мы достигли следующих результатов (за последние три года):

Положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости;/слайд 67/

https://pandia.ru/text/78/465/images/image010_13.gif" width="621" height="192">

Уровень физической подготовленности детей за последние три года вырос на 8 % в сравнении с 2009 годом – 89 %, 2011 год – 97 %. Выпускники ДОУ № 6 физически развиты, у них сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни.

Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом и продолжает работу по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей. Планируется работа секции «Веселый фигурист» - обучение детей катанию на роликовых и фигурных коньках с привлечением родителей, оборудование сенсорной комнаты в соответствии современными требованиями, в летний период обучение катанию на роллерах (роликовых лыжах).

Спасибо за внимание! /слайд 69/

Eлена Бабаева
«Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19г. Пугачева Саратовской области»

Тема семинара

Вид семинара :

по цели : теоретически - проблемный

по виду деятельности : педагогический

по характеру : обучающий (объяснительно-иллюстративный)

Дата проведения 10.12.13.

Время 9 :00

План проведения семинара

Вступительное слово заведующего ДОУ И. В. Волковой о целях и задачах семинара. Принятие правил участия в семинаре и регламента.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Актуализация рассматриваемых проблем и новых знаний, мотивация участников семинара

Постановка проблемно-дискуссионых вопросов :

Что такое технологии ?

Что такое ?

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании ?

Виды .

2. ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ

Презентация долгосрочного проекта ДОУ «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ »

Выступление педагогов- соведущих семинара :

1.«Медико-профuлактические здоровьесберегающие технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ» - воспитатель подготовительной к школе группы Сафаргалиева С. Д. ;

2. «Роль физкультурно-оздоровительной технологии в создании здоровье сберегающего пространства в ДОУ» - воспитатель старшей группы Акирова Р. Р. ;

3. «Система работы с родителями по здоровьесбережению детей- дошкольников » - воспитатель 2 младшей группы Козинченко Ю. А.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ

Мастер- класс «Использование методов и приемов в системе физкультурно-оздоровительной работы , как средства оздоровления детей » инструктора по физической культуре Е. А. Бабаевой

Нестандартное оборудование в создании развивающей среды (демонстрация оборудования и физкультурных уголков) воспитатель средней группы Антюхова И. Н.

4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Подведение итогов работы проведенного семинара и его участников.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ДОУ Волкова И. В.

Добрый день, уважаемые, коллеги! Мы рады Вас, приветствовать в нашем ДОУ.

Цель и задача нашего семинара : Конкретизировать в представлении педагогов понятий : «технология » , «здоровьесберегающие технологии » , «виды здоровьесберегающих технологий » .

Неоспоримо, что основная задача детского сада- подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников . Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий . Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего МДОУ.

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ Бабаева Е. А.

Тема нашего семинара :

«Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ »

Современная система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования , применении новых педагогических технологий и инноваций .

Что такое технология ?

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным -педагогическая.

Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.

Образовательная технология - это прежде всего , системный подход создания, применения и определения и определения всего процесса обучения и освоения

В методической литературе много определений понятию «технология » .

И. В. Никишина кандидат педагогических наук дает следующее определение : Технология –это , прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и усвоение знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования . Технология описывает систему работы человека как деятельность к достижению поставленной образовательной цели .

И мы с Вами,уважаемые коллеги успешно применяем в своей работе различные образовательные технологии , соответствуя современным требованиям к организации педагогического процесса .

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)

Здоровьесберегающая технология

Технология проектирования

Социоигровая технология

Личностно-ориентированная технология

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии ”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами по разному. Почему сегодня здоровьесберегающее направление в работе ДОУ зачастую рассматривается как инновационное ! Ведь в детских садах,казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания? Современные условия требуют пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса . Ключевой момент нового мышления меняет суть и характер процесса , ставя в центр его -здоровье ребенка .

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения , поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым- содействие становлению культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств субъектов педагогического процесса в детском саду . В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :

медико-профuлактические;

физкультурно-оздоровительные ;

технологии

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ;

Мной старшим воспитателем, была проведена исследовательская деятельность, целью которой являлась-

Выявить условия ДОУ для организации и внедрения здоровьясберегающих технологий в образовательный процесс , а также уровень здоровья детей :

Анализ управленческой системы (кадровый состав, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);

Научно – методическое обеспечение (программы, технологии , методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

Конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно – оздоровительной работе ;

Материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование) ;

Финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта) ;

Комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости : в случаях, днях, в днях на одного ребенка,);

Анализ результатов физической подготовленности детей;

По результатам исследования мы пришли к выводу :

Для выработки грамотного, эффективного плана действий составили долгосрочный проект “ Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ” .

Проект реализуется через следующие разделы :

Укрепление материально – технической базы ДОУ

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Проект включает в себя все виды здоровье сберегающих технологий :

Медико-профuлактические;

Физкультурно-оздоровительные ;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ;

валеологического просвещения родителей

Я предоставляю слово моим соведущим, они подробно расскажут о видах здоровьесберегающих технологий и поделятся опытом по созданию необходимых условий, направленных на организацию здоровьесберегающего образовательного пространства .

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников , педагогов и родителей ДОУ.

Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ .

Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников .

Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей , к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников .

В современной России особую актуальность приобрела проблема организации здоровьесберегающего обучения и воспитания.

Всемирная организация здравоохранения соотносит здоровье как «состояние телесного, душевного и социального благополучия» . Таким образом, понятие «здоровье» имеет элементы физического, эмоционального, интеллектуального, социального и духовного аспекта.

Рисунок 1. Модель формирования здоровья обучающихся

Абитуриенту, ставшему студентом, нелегко привыкнуть и подстроиться под новый режим жизнедеятельности в учебном заведении. Новый режим учебной деятельности, изменения в питании и двигательной активности, необходимость изучать больший объем учебного материала – все это отрицательно сказывается на здоровье студента.

В связи с этим возникает необходимость в применении основ здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающая педагогика – это, прежде всего, готовность и определенная способность образовательного учреждения к обеспечению высокого уровня образовательной деятельности без серьезного ущерба для здоровья участников образовательного процесса . Здоровьесберегающие технологии в образовании - организованная системно совокупность программ, приемов, методов организации образовательных процессов, не наносящих ущерба здоровью его субъектов .

Здоровьесберегающие образовательные технологии – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность приемов, принципов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения .

Исходя из стоящих задач здоровьесбережения все педагогические технологии в данном направлении делятся на 3 группы:

1) технологии, наиболее серьезно наносящие вред здоровью обучающихся и педагогов. К данной категории относят традиционную, классно-урочную технологию обучения, разработанную Я. А. Коменским, сюда же подходят технологии, для которых характерны преувеличенная перегрузка образовательного процесса, активное использование авторитарной педагогики.

2) технологии, в которых приоритетным является процесс сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Именно эти технологии и называются здоровьесберегающими.

3) все остальные педагогические технологии, являющиеся самой многочисленной группой технологий, невозможно четко квалифицировать и судить об их воздействии на здоровье субъектов образовательного процесса. Для обнесения их к двум другим группам необходимо проводить их анализ и изучение, а также проводить оценку их результатов с точки зрения воздействия на здоровье обучающихся и педагогов .

Цель любой образовательной технологии – достижение определенного педагогического результата в процессах обучения, воспитания, развития. Здоровьесбережение же в современной педагогике не может выступать в качестве единственной, главной цели образовательного процесса. Здоровьесбережение является только условием, одной из задач достижения главной образовательной цели.

Можно выделить следующие типы образовательных технологий:

– оздоравливающие (правильная физическая подготовка, физиотерапия, закаливание, гимнастика, фитотерапия, аромотерапия арттерапия, массаж);

– здоровьесберегающие (установление режима здорового питания, развитие двигательной активности, прививки в качестве профилактики)

– технологии обучения и развития здоровья (включение соответствующих тем о физическом развитии в предметы общепрофессионального и профессионального циклов);

– воспитание правильной культуры здоровья (дополнительные занятия по формированию и развитию личности обучающихся, различные воспитательные мероприятия, конкурсы и фестивали и т.д.).

Здоровьесберегающие образовательные технологии должны обеспечивать постоянное развитие личности, ее природных способностей: ума, потребности в деятельности, нравственных и эстетических чувств, овладении опытом общения с людьми, природой и искусством.

Цель образовательных здоровьесберегающих технологий - это предоставление возможности студентам осуществлять процессы сохранения здоровья за время обучения в вузе, возможности формировать нужные знания, умения и навыки здорового образа жизни, а также обеспечение возможностей активного участия в превентивных мероприятиях, использования полученных знаний и компетенций в повседневной жизни.

Основными компонентами инновационных и здоровьесберегающих технологий выступают:

1. Компонент аксиологический, проявляющийся в осознании обучающимися особой ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести такой образ жизни, который позволяет полно осуществлять стоящие перед ними цели, использовать свои физические и умственные возможности.

2. Компонент здоровьесберегающий, включающий в себя систему общих установок и ценностей, которые создают систему навыков и умений в сфере гигиены, необходимых для естественного функционирования организма, а также систему методик и упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой.

3. Компонент гносеологический, связанный с повседневным приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, изучением себя, своих способностей и возможностей, интересом к вопросам своего здоровья, к изучению необходимой литературы, различных направлений по оздоровлению и укреплению своего организма.

4. Компонент эмоционально-волевой, который включает в себя проявление механизмов механизмов психологических – волевых и эмоциональных. Необходимым условием сохранения здоровья и хорошего самочувствия являются положительные, благоприятные эмоции и переживания, благодаря которым у человека формируется и закрепляется желание вести здоровый образ жизни.

5. Компонент экологический, учитывающий окружающую среду, то, что человек как биологический вид существует в совокупности с природной средой, которая обеспечивает личность конкретными биологическими, производственными и экономическими ресурсами. Рассмотрение природной среды как одной из предпосылок здоровья человека как личности, позволяет внести в содержание здоровьесберегающего воспитания формирование умений и навыков адаптации к окружающим экологическим факторам.

6. И наконец, компонент физкультурно-оздоровительный, предполагающий владение определенными способами деятельности, направленными на развитие и повышение двигательной активности, предупреждение признаков гиподинамии. Кроме того, этот компонент обеспечивает закаливание организма, возрастание адаптивных возможностей. Данный компонент направлен на освоение важных жизненных качеств личности, повышающих общую и субъективную работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Один из авторов (Зимина О. Е.) предлагает к рассмотрению основополагающую базовую модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в высших учебных заведениях . Данная модель состоит из шести блоков.

Блок первый – инфраструктура образовательных учреждений, создающая здоровьесберегающую среду. В блок входят следующие составляющие:

Материально-техническая оснащенность спортивных залов необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с образовательными стандартами ВПО;

Наличие и должное оснащение медицинского кабинета, обеспечение медицинским персоналом;

Наличие студенческой столовой, работающей в удобном режиме в соответствии со всеми требованиями ГОСТов;

Организация качественного питания;

Квалифицированный педагогический состав в необходимом количестве.

Общая ответственность и контроль за реализацией этого блока лежит на администрации вуза.

Блок второй – организация учебного процесса. В блок входят следующие составляющие:

Соблюдение гигиенических норм и требований при организации и контроле объема аудиторной и самостоятельной нагрузки на всех этапах обучения;

Использование методов обучения, прошедших апробацию, соответствующих возрастным возможностям и особенностям студентов;

Введение любых инновационных методик только под контролем соответствующих специалистов и контролирующих органов;

Непременное соблюдение всех требований к применению технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);

Рациональная организация занятий физической культурой и мероприятий активно-двигательного характера;

Учет индивидуальных особенностей организма обучающегося, работа по адаптированным к индивидууму программам.

Реализация этого блока создаст условия для повышения эффективности учебного процесса.

Блок третий – организация физкультурно-оздоровительной работы. В блок входят следующие составляющие:

Полноценная и эффективная работа на занятиях физической культуры, секциях,

Создание условий для работы спортивных секций;

Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа станет основой организации двигательного режима студентов, способствовать эффективному физкультурному развитию студентов, позволит повысить адаптивные возможности организма.

Блок четвертый – организация системной предупредительной, методической и просветительской работы с преподавательским составом для повышения квалификации работников вуза. В блок входят следующие составляющие:

Занятия (лекции, семинары, консультации, курсы) по вопросам здоровьесбережения;

Распространение научно-методической литературы по здоровому образу жизни;

Блок пятый – динамическое наблюдение за состоянием здоровья студента. В блок входят следующие составляющие:

Регулярный анализ в соответствующих структурах учебного заведения состояния здоровья студентов;

Создание комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи студентам;

Привлечение квалифицированных медицинских работников к реализации всех этапов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в вузе студентов.

При реализации данных блоков могут возникнуть следующие возможные риски:

1. Полное отсутствие или несформированность у отдельных педагогических кадров стремления к совершенствованию профессиональной культуры по вопросам здоровьесбережения.

2. Заниженная самооценка личности педагога, включающая в себя личностную тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие.

3. Некомпетентность представителей администрации в вопросах применения здоровьесберегающих педагогических технологий.

Большую часть своего времени студент проводит в стенах образовательного учреждения, поэтому именно в этих стенах ему необходимо создать благоприятную здоровьесберегающую среду. В течении всего периода обучения у студентов следует формировать установку на правильный, здоровый образ и стиль жизни, физическое самосовершенствование и потребность в регулярных и стабильных занятиях физической культурой и спортом.

Список литературы:

  1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Текст]: учебное пособие / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. –М.: Владос-Пресс, 2010. – 389 c.
  2. Гонсалес, С. Е. Вариативность содержания занятий студентов по дисциплине «Физическая культура» [Текст]: монография/ С. Е. Гонсалес – М.: РУДН, 2013. – 196 c.
  3. Зараева, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании [Текст]: учебное пособие / Е. А. Гараева –Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 175 c.
  4. Захарова, Е. В. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / Е. В. Сахарова, Р. А. Дерина, О. И. Харитонова. – Волгоград, Саратов: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013. – 94 c.
  5. Инновационные аспекты физической культуры и спорта. Выпуск 6 [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции МГСУ (20-21 июня 2013 г., Москва)/ О. В. Борисова [и др.]. –Электрон. текстовые данные. –М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 272 c.
  6. Кузьменко, Г. А. Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки. Организационная культура личности юного спортсмена [Текст]: программа элективного курса для основного общего образования / Г. А. Кузьменко, К. М. Эссеббар – М.: Прометей, 2013. – 140 c.
  7. Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст]: материалы Регионального научно-методического семинара «Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» (25 марта 2015 года)/ Р. Р. Абдуллин [и др.]. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2015. – 164 c.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

В Законе " Об образовании в Российской Федерации" одной из задач (статья 41) является организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффенктивности физкультурно-оздоровительной работы. Одним из направлений этой работы является здоровьесбережение. Здоровьесбережение - ключевой момент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №16 «Золотой ключик» г. Сафоново

“Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье ” (Генрих Гейне) Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите как сердце, как глаз! Ж.Жабаев Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. (Шопенгауэр А) Здоровье - дороже золота. (Шекспир У.) Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. (Цицерон)

Из ФГОС дошкольного образования: Одна из ведущих задач - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Статья 41. Охрана здоровья обучающихся Организации создают условия для охраны здоровья обучающихся пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом

Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса, в центре которого ставится здоровье ребёнка. Виды здоровья ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - гармония физиологических процессов ПСИХИЧЕСКОЕ, ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ – система ценностей и убеждений человека СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ – оптимальное место человека в обществе, зависящее от условий окружающей среды Все части здоровья нам очень важны. Все виды здоровья нам очень нужны.

Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование позитивного и ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – гармония физиологических процессов Рациональное питание Двигательная активность Оптимальное сочетание умственного и физического труда Отказ от вредных привычек Соблюдение правил личной гигиены и безопасности Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель)

Здоровьесберегающий подход – это комплес психолого- педагогических, медицинских и др. мероприятий, обеспечивающих эффективность здоровьесберегающего педагогического – образовательного и методического – процесса. ПСИХИЧЕСКОЕ, ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ - система ценностей и убеждений человека Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни. (Демокрит Абдерский) СОЦИУМ ПЕДАГОГИ РОДИТЕЛИ Умение жить в согласии с собой и окружающими

Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий (с помощью различных техник, методик, методов, приемов и др.), направленных на здоровьесбережение детей и взрослых. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ- оптимальное место человека в обществе, Зависящее от условий окружающей среды. Условия жизни труда жилищные отдыха Уровень образования воспитания культуры Кто не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен (Лао Дзы)

Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ ЦЕЛИ здоровьесберегающей деятельности ДОУ: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Принципы здоровьесберегающей деятельности ДОУ Принцип здоровьесбережения Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса Принцип доступности и индивидуализации Принцип комплексности и интегративности Принцип научности “Не навреди!” Принцип результативности и гарантированности Принцип сознательности и активности

ЗАДАЧИ: Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно -образовательного процесса. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей. Формировать основы безопасности жизнедеятельности. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ

ОБЩИЕ ПРИОРИТЕТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ активизация и развитие познавательных интересов к своему телу и его возможностям развитие эмоционального сопереживания другим людям превращение ЗОЖ в норму повседневного бытия детей и взрослых привитие детям доступных навыков психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях формирование психических процессов путем развития творческого воображения Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ

Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОУ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание потребности в движении и активном образе жизни. воспитание гигиенической (валеологической) культуры, осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни. обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребенка и социально- эмоциоанльного благополучия дошкольника. сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с требованиями и нормами использования медицинских средств. психолого-педагогическое просвещение родителей с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей. создание здоровьесберегающего пространства с целью сохранения и укрепления психического, интеллектуального, социального и физического здоровья детей, организация оптимальной здоровьесберегающей, двигательной развивающей среды.

компоненты Соблюдение требований СанПиН Внедрение здоровьесберегающих технологий Индивидуально-личностный подход к каждому ребенку Терапевтические мероприятия (музыкотерапия, арттерапия и т.п.) Проведение занятий специалистами Психологическое сопровождение ВОП Модель здоровьесберегающего воспитательно -образовательного процесса 1-й компонент – модуль здоровьесберегаю -щей педагогической системы Компоненты з доровьесберегающей системы Модель здоровьесберегающей педагогической системы Плыву не так, как ветер дует, а как парус поставлю. Мудрость древних мореплавателей

Модель здоровьесберегающей педагогической системы 2-й компонент - модуль здоровьесберегающей ПС – модель физкультурно-оздоровительной работы Физкультурно-оздоровительная работа Двигательный режим в течение дня Утренняя гимнастика НОД 3 раза в неделю Физминутки Самостоятельная двигательная активность Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика Самомассаж Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке Лечебная гимнастика Взаимодействие с сотрудниками ДОУ Семинары Педагогические советы Сотрудничество с медицинскими учреждениями Обследования Консультации специалистов Витаминотерапия Профилактические мероприятия в период эпидемии гриппа ЛФК Лечебный массаж Физиопроцедуры Лечебно-оздоровительные мероприятия Воздушное и водное закаливание Психологическое сопровождение детей Помощь в период адаптации к д/с Диагностика уровня психического развития детей Психологические этюды Приемы релаксации Коррекционная работа Музыкальное сопровождение режимных моментов Работа с родителями Консультации Привлечение к праздникам

Модель здоровьесберегающей педагогической системы В ДОУ: Физкультурный зал Спортивная площадка на территории Кабинет физиотерапии Кабинет осмотра В группах: Центры двигательной активности Уголки здоровья Модель здоровьесберегающего пространства 3-й компонент модуль здоровьесберегающей педагогической системы Компоненты здоровьесберегающей системы

Модель здоровьесберегающей педагогической системы Социальная помощь Медицинское сопровождение 4-й компонент модуль здоровьесбере-гающей педагогической системы Организационное Просветительско-профилактическое Психолого-педагогическая работа Модель системы работы с родителями Основные направления: Болезни мысли губительнее и встречаются гораздо чаще, чем болезни тела.

Модель здоровьесберегающей педагогической системы 5-й компонент модуль здоровьесберегающей педагогической системы – здоровьесберегающий методический процесс. 1. Методическая работа по здоровьесберегающему направлению. 2. Проектная деятельность, включающая разработку оздоровительных программ и методических рекомендаций для детей и родителей. 3. Методическое обучение педагогов с целью повышения уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода в образовании дошкольников. 4. модель внутридошкольного здоровьесберегающего методического процесса (реализация здоровьесберегающих инновационных подходов, внедрение интерактивных форм и др.)

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии

Технологии обучения здоровому образу жизни Коммуникативные игры НОД Занятия из серии «Здоровье» Самомассаж Оздоровительный комплекс « Сауна-бассейн- фитобар » Игротерапия

Коррекционные технологии Арт-терапия Су- джок терапия Психогимнастика Сказкотерапия Музыкотерапия

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика дыхательная Гимнастика ортопедическая Корригирующая гимнастика Гимнастика бодрящая БОС (Биологическая обратная связь)

Посещаемость детей Вывод: Посещаемость детей увеличилась по сравнению с прошлым годом за счет сокращения пропусков по болезни

Желаем Вам всем творческих успехов в разработке и внедрении собственных или авторских здоровьесберегающих педагогических систем: моделей, подходов, технологий!


Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...